Новости курай музыка

Дружная команда проекта «Курай: музыкальное сердце Башкирии», ставшего победителем конкурса «Росмолодежь. Курай – башкирский музыкально-развлекательный канал, ориентированный на взрослых зрителей.

Башҡаса әрләмәһендәр

Уфимцев призывают планировать маршрут заранее. Копирование информации сайта разрешено только с письменного согласия администрации. Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан.

Может, это тогда сделает Кабинет министров? Но исторической справедливости хочется добиться.

Ведь в курай играли и во времена Волжской Булгарии, и Казанского ханства. У кого-то вторая ступень тональности повышенная, у кого-то седьмая ступень пониженная. Вообще, так как курай очень прост в изготовлении, он является одним из древнейших инструментов. Первым был барабан, а вторым — курай.

В башкирском курае пять отверстий. А у татар, если они западнее проживают, — всего два. Это чистая пентатоника. Все национальные татарские песни таким кураем можно сыграть.

А если добавить третье отверстие, то появится полный звукоряд. Тогда можно играть не только татарские мелодии, но и русские, а также других народов. Он очень прост в обучении, в изготовлении. Хотя так, наверное, только мастеру кажется.

Но на самом деле начинать изготавливать инструмент непросто. Мне никто не показывал, как это делать, хотя была литература по изготовлению. Я же отталкивался от инструкций Хисамова. Курая может хватить на две-три песни.

Потом он начинает копить в себе влагу, искажать ноты. Невозможно делать одинаковые тональности по одной и той же длине курая. Внутренний диаметр у тростников все же различается. Его делают из шпона.

То есть берем кору дерева, сворачиваем в трубочку, внутрь вставляется специальный стержень, чтобы он держал форму. Стержень немного держится в деревянном курае, пока высыхает клей. Затем он вынимается, само дерево обрабатывается специальным веществом, чтобы инструмент не прогнил, не увлажнился или ещё как-то не испортился.

Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.

Трехметровый альпийский рог и миниатюрный кубыз, джаз, рэп и тувинское горловое пение — все эти, казалось бы, несочетаемые составляющие сплелись в музыкальную феерию, еще раз показавшую, как широки границы музыки этно, если они вообще существуют. Не зря для нее есть международный термин «world music» — музыка мира. Этно — про народную культуру и традиции, это знает каждый, но многие путают его с фольклором и национальной музыкой. На самом деле понятие гораздо шире. Этно объединяет традиционную народную и популярную музыку, используя подлинное, аутентичное звучание народных инструментов и мелодики. Несмотря на большое количество направлений этой музыки этно-поп, этно-рок, этно-джаз и другие , пожалуй, именно она является основным популяризатором народных традиций и культуры в современном музыкальном пространстве. Первый фестиваль в БГФ состоялся сразу после масштабного проекта «Курай. Музыка, рожденная ветром». С ним пять лет назад Национальный оркестр народных инструментов РБ проехал по многим городам страны. И теперь музыкальным фундаментом проекта вновь выступил НОНИ, а курай на протяжении двух дней звучал в гармонии с духовыми и, можно сказать, духовными собратьями, представляющими наследие народов России и мира. Когда мы ездим на гастроли по регионам, там он воспринимается как экзотический инструмент, но вызывает огромный интерес. После концерта слушатели расспрашивают нас, как научиться на нем играть, где можно приобрести, — говорит художественный руководитель и главный дирижер оркестра Ринат Мухаметзянов. Известный не только в России, но и за рубежом композитор, музыкант, диджей и мультиинструменталист из Уфы Марат Татурас создал три произведения специально для фестиваля и познакомил зрителей с необычным современным ударным инструментом — хангом, корни которого уходят в Индокитай. В 2008 году швейцарцы, взяв за основу распространенный на Бали и в Индонезии металлофон и присоединив к нему нижнюю металлическую часть, создали новый инструмент с объемным звуком и тембром, который называют смесью арфы и органа. Так из этнического инструмента получился инструмент околоакадемического толка, внешне очень похожий на летающую тарелку, которая на сцене БГФ органично влилась в компанию традиционных народных инструментов.

История музыкального инструмента Курай, кто его придумал и когда

Гранты 2 сезон» авт. Напоминаем, что основная цель проекта — тиражировать культурное, музыкальное наследие Башкирии в отдаленных населенных пунктах Благовещенского района. Сегодня зрители смогут окунуться в мир «живой» музыки и танца благодаря воспитанникам образцового ансамбля «Аманат» рук. Айнур Назаров , детского хореографического ансамбля «Искорка» рук. Розалия Назарова , лауреатам международных, всероссийских и республиканских конкурсов — Риму Сайфуллину, Равилю Шарафутдинову, солисту Даниле Рубцову.

Звук курая очень приятного тембра, но слабый. Вместе с тем, у хороших исполнителей мелодия приобретает силу и наполненность. Некоторые музыканты владеют искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц и животных. Играют на курае преимущественно мужчины, но встречались и женщины-курайсы, хорошо владевшие этим инструментом. Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторической памяти от поколения к поколению.

По традиции перед исполнением мелодии или песни музыкант рассказывал легенду о её происхождении. Курай — очень древний инструмент. Так, при археологических раскопках Бишунгаровского кургана в Башкирии была обнаружена предтеча курая — костяная флейта с прямоугольным стволом и одиннадцатью отверстиями. Этот инструмент датируется четвертым-вторым веками до нашей эры.

Издревле классический курай изготавливался из прямого, высушенного полого стебля. Теории происхождения курая Существуют теории происхождения музыкального инструмента: южно-сибирско-алтайская тюркская и среднеазиатская иранская. Ильясов в научном труде «Курай: традиционный музыкальный инструмент» основывается на Южно-Сибирско-Алтайскую теории происхождения курая с точки зрения концепции генезиса курая в среде кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая. Теория гласит, что курай изначально использовался древними скотоводами-пастухами для извлечения различных звуков, он имел утилитарное бытовое назначение, издавая устрашающие звуки хищных птиц, способствовал собиранию объединению разбредающегося стада.

Постепенно курай совершенствовался, усложнялась его конструкция, так он трансформировался, окультурился в музыкальный инструмент [4]. Макаров придерживается Среднеазиатской теории происхождения курая, согласно которой возможные корни курая связаны с культурной средой Средней Азии. Музыкальная культура тюрков соприкасалась с иранской, арабской, монгольской, китайской, культурами. Так, например, в древнем иранском языке есть термин «най», означающий инструмент флейты. Этнографические и музыковедческие исследования истории курая. Историография Основными источниками для изучения татарского музыкального инструментария далекого прошлого являются дошедшие до нас письменные материалы: труды путешественников-этнографов, историков. Отдельную нишу в изучении народных музыкальных инструментов у ученых занимает древний музыкальный инструмент курай. Самые ранние упоминания о музыкальных инструментах народов Волго-Уралья содержатся в сочинении арабского путешественника и географа Ибн Русте «Книга драгоценных сокровищ» [1] , датируемом началом Х века.

Получивший cведения во время путешествия по южному побережью Каспия от возвращавшихся с Волги путешественников, он дает краткое описание музыкальному инструменту так: «свирели длиною в два локтя», что является основанием для подтверждения концепции о различных названиях инструмента в разные временные периоды [13]. Паллас в своей книге, написанной по результатам Академических экспедиций «Путешествие по разным провинциям Российской империи». Академик П. Паллас писал: «Татары называют свою дудку... В монографии «Татарские народные музыкальные инструменты» [2] М. Нигмедзянов составил таблицу бытования у татар музыкальных инструментов в разные исторические периоды, в основу которого легли материалы [3] путешественников, историков. Из таблицы и последующей трактовке автором следует, что данный музыкальный инструмент носил различные названия, но суть описания инструмента совпадало. Так, в IX—XI вв.

Здесь же следует отметить, что сходные музыкальные инструменты в источниках могут иметь разные названия. Исследователи объясняют это тем, что иностранный путешественник обозначает незнакомый инструмент наименованием известного ему инструмента. Также при этом нужно учитывать и тот факт, что зачастую путешественники не были специалистами-музыкантами. С начала 20-х гг. XX века возрождаются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций. В 20-30-е годы XX века С. Габяши были собраны сведения о татарских кураях, традициях игры на музыкальном инструменте. В отчете С.

Телеканал начал вещание в 2009 году. Его основой послужила музыкальная программа «Волшебный курай», которая выходила на телеканале «БСТ». Общество с ограниченной ответственностью «Курай ТВ» было зарегистрировано в 2012 году. Принадлежит ООО «ТРК Башкортостан» Создание первого башкирского музыкального канала стало последовательным продолжением формирования информационного пространства национальной культуры Республики Башкортостан. Возраст основной целевой аудитории составляют телезрители от 30 до 50 лет.

Роберт Юлдашев и ансамбль «Ҡурайсы»

Он меня многому научил. Отрадно, что участников в конкурсе кураистов становится все больше и больше. Это заслуга Альберта Юлдыбаева, хотя его с нами уже нет», — рассказывает участник конкурса из Куюргазинского района Айдар Хуснутдинов. Доцент кафедры традиционного музыкального исполнительства и этномузыкологии УГАИ имени Загира Исмагилова, лауреат международных и республиканских конкурсов Венер Елкибаев уверен, что конкурс кураистов прошел на высоком уровне. Мы, члены жюри, постарались оценить их уровень подготовленности». Он — один из достойных сыновей нашего народа, талантливый кураист.

Всегда ходил с поднятой головой. Он был скромным, порядочным, очень трудолюбивым человеком. Таким он и остался в нашей памяти. Курай будет жить и его имя, его работа, его дело в районе будет продолжено», — отметил Юлай Ишмухаметов, председатель исполкома башкир Куюргазинского района Юлай Ишмухаметов.

Участники мероприятия узнали об истории башкирского национального инструмента курая, о легенде, о его величестве и могуществе, слушали народные мелодии, получили информацию об известных кураистах нашей республики. Дети с удовольствием рассказывали стихи, участвовали в викторине «Знаешь ли, свой край? Видеопрезентация дополнила содержание мероприятия.

Его основой послужила музыкальная программа «Волшебный курай», которая выходила на телеканале « БСТ ». Общество с ограниченной ответственностью «Курай ТВ» было зарегистрировано в 2012 году.

Осенью 2017 года в кабельной сети Bashtel запустили трансляцию башкиро-татарского музыкального телеканала «Курай HD» в формате HD. Также для трансляции в формате HD не было полного объёма видеоконтента нужной четкости.

В Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, под крылом которой родилась новая творческая единица, полным ходом кипит работа. Чтобы узнать информацию из первых уст, «Башинформ» обратился за подробностями к инициатору и художественному руководителю коллектива — известному кураисту и педагогу, заслуженному артисту России, народному артисту Башкортостана Азату Аиткулову. Какой настрой у вас? Создание Государственного ансамбля кураистов - это большое событие, мы очень благодарны руководству республики за то, что поддержали нашу инициативу. Но это начинание нам еще нужно довести до ума, работы много. Мы планируем подготовить программу ко Дню Республики 11 октября. И еще 31 августа будем отмечаться 450-летний юбилей города Уфы.

Возможно, мы успеем подготовиться к этой знаменательной дате и выступим на праздновании. Пока мы только отобрали артистов, еще нет ни костюмов, ни инструментов, ни репертуара.

Читателей газеты "Караидель" ждут призы

– Несмотря на древнейшее происхождение музыкального инструмента курай и его общее распространение среди 120 народов мира, культура игры на нём в Татарстане. Телеканал Курай является национальным музыкальным каналом Республики Башкортостан. Среди музыкальных инструментов всего мира наш башкирский курай особенно выделяется. А вы знали, Курай это растение, и из него делают музыкальный инструмент.

Роберт Юлдашев и ансамбль «Ҡурайсы»

В память о погибших на СВО Радий Хабиров построит мечеть за свой счет Телеканал Курай: программа телепередач канала Курай на сегодня, на завтра и на неделю в городе Уфа.
ТРК «Башкортостан» прекращает вещание музыкального телеканала «Курай» в формате HD Смотрите видео онлайн «Башкирский и курая.» на канале «Женский бизнес» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 6 октября 2023 года в 19:21, длительностью 00.
В Уфе состоялось вручение Национальной телепремии "Курай даны" Курай для башкир – традиционный, любимый и популярный музыкальный инструмент.
курай башкирская (найдено 183 песни) Башкирская музыка, Курай - Башкирская мелодия.
Курай-ТВ - YouTube А вы знали, Курай это растение, и из него делают музыкальный инструмент.

Почему татарский курай стал башкирским народным инструментом?

Постепенно курай совершенствовался, усложнялась его конструкция, так он трансформировался, окультурился в музыкальный инструмент [4]. Подборки плейлистов популярных треков и песен на Яндекс Музыке. Курай — музыкальный инструмент башкир и символ Башкортостана. Курай — Музыка курая 03:31. Башкирско-Татарская играется на КУРАЕ+Кубыз — Курай 03:34. 1:13:28 Очень Красивая Музыка Башкирского Курая / Very Beautiful Music Of The Bashkir Kurai. Преподаватель класса курая музыкальной школы города Кумертау Дим Асаинов считает, что курай дает все – и творческое развитие, и вдохновение, и здоровье, и дух патриотизма.

Звенит струна души моей

В связи с этим с 07:00 до 13:00 будут закрыты нижняя и верхняя площадки Уфимского амфитеатра под конгресс-холлом «Торатау». Уфимцев призывают планировать маршрут заранее. Копирование информации сайта разрешено только с письменного согласия администрации.

Музыкальный инструмент курай: существуют ли разновидности и как они отличаются? Существуют различные разновидности курая, каждая из которых имеет свои особенности и отличия: 1. Обычный курай Это самая распространенная разновидность курая, имеющая стандартную конструкцию и звук. Он состоит из деревянной трубки с отверстием для дыхания и набором отверстий для производства разнообразных звуков. Обычный курай может иметь разные размеры и тональности, что позволяет исполнителям выбирать подходящий инструмент для создания нужного звучания. Малый курай Малый курай отличается от обычного курая меньшим размером и более высокой тональностью. Это создает более яркий и пронзительный звук, который подходит для исполнения быстрых и виртуозных мелодий.

Малый курай обычно используется в сольном исполнении, а также в ансамблях и оркестрах. Большой курай Большой курай, наоборот, имеет больший размер и более низкую тональность. Он обладает более глубоким и насыщенным звуком, который создает атмосферу торжественности и мощи. Большой курай используется в исполнении медленных и задумчивых мелодий, а также для создания мощных аккордов в оркестровых композициях. Уникальные разновидности курая Помимо стандартных разновидностей, существуют также уникальные разновидности курая, которые отличаются по своей конструкции и звуку. Например, «двухчастный курай» состоит из двух трубок, что позволяет исполнителю играть на двух тональностях одновременно, создавая гармоничные аккорды. Также существуют кураи с дополнительными отверстиями или уникальными формами, которые расширяют возможности исполнителя. Похожие на курай музыкальные инструменты? Домра Домра — это струнный инструмент, который широко используется в русской народной музыке.

Он имеет сходства с курай в том, что также имеет струнное начертание и играется при помощи пальцев. Однако, домра имеет другую форму и размеры, а также отличается в звучании. Балалайка Балалайка — это еще один русский народный инструмент, который имеет некоторые схожие черты с курай. Он также имеет струнное начертание и удобно играется при помощи пальцев или пальцев и медиатора. Балалайка обладает своим характерным звучанием, которое отличается от курай. Дудук Дудук — это армянский национальный духовой инструмент, который имеет некоторое сходство с курай. Он также имеет древнюю историю и используется для исполнения мелодий. Однако, дудук отличается от курай формой, материалом изготовления и способом игры. Курай в разных жанрах музыки В народной музыке В народной музыке курай используется очень часто.

Он является одним из основных инструментов в музыкальной культуре тех народов, чья история прочно связана с его использованием. В таких жанрах как кыргызская, татарская, башкирская и многих других, курай играет важную роль в создании аутентичной атмосферы и передаче национального духа. В современной музыке В современной музыке курай используется реже, но тем не менее, его звучание и возможности привлекают внимание некоторых музыкантов и композиторов. Он может быть включен в различные жанры и стили, добавляя в композиции национальный колорит и оригинальность. Курай может быть использован в фольклорных композициях, этнической электронике и даже в альтернативных жанрах. Примеры известных музыкальных групп, которые играли на курай Хотя курай не столь широко известен, как другие музыкальные инструменты, такие как гитара или фортепиано, некоторые известные музыкальные группы и исполнители использовали его в своих композициях для добавления уникального звучания и атмосферы. Вот несколько примеров таких групп: 1. Они смешивают традиционные инструменты с современным звучанием, создавая уникальную атмосферу в своих песнях. Их композиции, такие как «Курья-крекини», полны прекрасных мелодий, созданных с помощью курай.

Они используют различные традиционные инструменты, включая курай, для создания аутентичного звучания и воспроизведения музыкального наследия Сибири. Их выступления насыщены энергетикой и красотой местной музыки, и курай играет важную роль в их репертуаре. Они активно используют курай и другие традиционные инструменты в своих композициях, чтобы создать ошеломляющие музыкальные эффекты и гипнотический звук. Их музыкальные эксперименты и смелое использование курай помогают им выделяться среди других групп и привлекать внимание публики. Эти группы и исполнители демонстрируют потенциал и красоту музыкального инструмента курай. Использование этого инструмента в их музыке придает им уникальность и оригинальность, позволяя им создавать красивые и захватывающие мелодии. Курай: инструмент, обогащающий мир музыки Примеры выдающихся музыкантов, виртуозно играющих на курае История курая обогатилась множеством ярких исполнителей, которые стали настоящими мастерами на этом инструменте. Одним из известных музыкантов, прославившихся игрой на курае, является Николай Ооржак, родившийся на Кольском полуострове. Он успешно продвигает традиции народной музыки и активно выступает, даря своим слушателям неповторимые мелодии.

Вторым примером талантливого музыканта, использующего курай, является Дараа Хантуул, чья музыкальная карьера началась с детских лет. Он овладел мастерством игры на этом инструменте и стал одним из самых популярных музыкантов, удивляющих своими выразительными выступлениями на сцене. Также стоит отметить Садырбая Борбаева, известного киргизского музыканта, который прославился не только в своей стране, но и за её пределами.

Октябрьский — город с неповторимыми традициями, сильными художественными коллективами. В городе молодое поколение осваивает инструмент курай, организован ансамбль «Аманат». Цветок курая — в первую очередь символ дружбы семи родов, положивших единение народу Башкортостана. Сегодня в городе проживает более пятидесяти национальностей. На мероприятие приехала и министр культуры Республики Башкортостан Амина Ивниевна Шафикова, которая зачитала обращения от Главы Республики Башкортостан Рустэма Закиевича Хамитова, правительства РБ и сказала несколько слов от себя лично: — Вот уже в пятнадцатый раз Октябрьский проводит «Праздник Курая», второй раз — в рамках международного фестиваля национальных культур «Бердемлек — Содружество». Из года в год география конкурса расширяется, за всю его историю в нем приняли участие более четырех тысяч человек. Позвольте поблагодарить всех, без кого был этот праздник не состоялся — в первую очередь участников, великих, уважаемых кураистов — членов жюри, преподавателей, которые подготовили молодежь, администрацию ГО г. Это действо, которое собирает многих и многих людей. Пусть дружба всех народов России, Башкортостана будет такой же вечной, как и звуки курая! Начался масштабный, массовый концерт, подготовленный силами лучших коллективов города — фольклорные, академические, эстрадные номера сменяли друг друга. Самый волнительный момент — церемония награждения. Наградили самого юного и самого пожилого участника конкурса «Байга», вручили спец-призы «За верность традиционному исполнительству», «За стремление к исполнительству на курае», «За пропаганду местного фольклора», «За исполнение мелодии, посвященной 70-летию Победы в ВОВ», «Надежда», «За самобытное исполнение». Следующими награждали лауреатов и дипломантов в основных номинациях. Наш «Аманат» из Центра национальных культур в номинации «Ансамбли до 16 лет» стал лауреатом третьей степени! Поздравляем ребят! Обладателем Гран-при стал Давлетбай Рахматуллин из Бурзянского района, так же он награжден как «Самый пожилой участник». По традиции — он сыграл одну мелодию, вручение диплома, призового сертификата и цветов прошло торжественно — под фейерверк. Мы попросили победителя «Байги»-2015 поделиться эмоциями: — Семьдесят лет я занимаюсь на курае.

Мы с Аминой Ивниевной Шафиковой обсудили, какой у нас есть потенциал. И школы есть, и артисты очень сильные есть, — отметил Глава Башкортостана Радий Хабиров в день рождения ансамбля. Ожидается, что новый профессиональный коллектив, который станет визитной карточкой Республики Башкортостан, будет показывать башкирский фольклор как в его аутентичной красоте, так и в современном развитии. В Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, под крылом которой родилась новая творческая единица, полным ходом кипит работа. Чтобы узнать информацию из первых уст, «Башинформ» обратился за подробностями к инициатору и художественному руководителю коллектива — известному кураисту и педагогу, заслуженному артисту России, народному артисту Башкортостана Азату Аиткулову. Какой настрой у вас? Создание Государственного ансамбля кураистов - это большое событие, мы очень благодарны руководству республики за то, что поддержали нашу инициативу. Но это начинание нам еще нужно довести до ума, работы много. Мы планируем подготовить программу ко Дню Республики 11 октября.

Освещение мероприятий III Форума «Ватан көсө – сила Отечества»

Инфоурок › Доп. образование ›Статьи›История происхождения У башкиров музыкального инструмента "курай". Курай для башкир – традиционный, любимый и популярный музыкальный инструмент. Сам Сергей Кураев – уроженец Саратовской области, служил прежде в городе Ясном в РВСН в разных воинских званиях и на разных должностях. 29 марта на базе сельского Дома культуры с. Бедеева Поляна состоялся ПЕРВЫЙ выездной концерт обозрение «Курай: музыкальное сердце Башкирии»! Главная» Новости» Курай концерт. духовой музыкальный инструмент считается одним из семи чудес республики.

курай башкирская (найдено 183 песни)

В разные периоды носила название "Нефтяник", "Башкирский нефтяник". Главный редактор Чукаев Николай Ильич Телефон.

Трансляция ведётся круглосуточно на башкирском и русском языках. Телеканал Курай начал вещание 11 октября 2009 года с целью сохранения и распространения национальной культуры Республики Башкортостан. Создатели ещё на старте отказались от освещения мировых новостей в прямом эфире и передач политической направленности. Курай — зона, свободная от тревог.

Учредители: Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан; Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Издательский дом «Республика Башкортостан». Газета зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан.

Сейчас профессиональные исполнители пользуются народным инструментом, сделанным из других, современных материалов — металла, пластмассы. Они предоставляют виртуозам новые возможности для извлечения самых разных звуков. Но в своем исконном, природном виде, сухой полый стебель курая — реброплодника, звучит не менее прекрасно, в чем мы смогли убедиться лично. В последние 3 года, вместе с обильными весеннее-летними осадками, реброплодник уральский, обычно немногочисленный, стал часто встречаться в наших лесах. Глядя на его мощные стебли, я задавалась вопросом: сколько же кураистов воспользовались этим подарком природы и сделали себе настоящий курай? Увы, всё больше сельской молодежи оставляет родной дом и уезжает в города.

Вековые традиции постепенно утрачиваются. Для игры на курае нужны уральские просторы, леса, луга и реки. Не зря мы по телевизору видим кураиста чаще всего в окружении уральской природы, где его напев воспринимается наиболее органично. Как может человек, придя в тесную городскую квартиру, взять курай и заиграть? Вряд ли ему это захочется сделать. Поэтому традиции нужно беречь, учить молодежь изготовлению этого народного инструмента и игре на нём, причем со школьной скамьи, пока дети не уехали в города и не забыли свои традиции.

Фото автора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий