Новости крупская надежда константиновна биография

Надежда Крупская — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования.

Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин

Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина © Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год. Надежда берет фамилию мужа и с того момента во всех дореволюционных документах она значится как Надежда Константиновна Ульянова.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны Жаль, но имя Надежды Константиновны Крупской в последние десятилетия вспоминают или в контексте анекдотов, или смакуя пикантные подробности личной жизни ее супруга — вождя пролетариата Владимира Ленина.
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина.

Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?

26 февраля -150 лет со дня рождения НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ КРУПСКОЙ, имя которой неразрывно связано с историей библиотечного дела. умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области.

Клинический случай. Единственная Надежда

В период биографии 1891-1896 гг. Надежда Крупская преподавала в местной вечерней школе. Одновременно с этим она активно занималась пропагандистской деятельностью, по причине чего была позже арестована. Знакомая Надежды познакомила ее с Владимиром Ульяновым. И хотя мужчина был невысокого роста и имел дефект речи, он поразил девушку своей харизмой и увлеченностью идеями Карла Маркса. Стоит отметить, что будущий вождь большевиков, также проявил к ней интерес. Революционерка В 1896 г.

Крупская была арестована и сослана в Уфу. Тогда же Ульянов был выслан в село Шушенское. Он вместе с будущей тещей отправил множество писем чиновникам, чтобы те разрешили его невесте отбывать ссылку в Шушенском, по причине предстоящего брака. Фото Крупской в молодости Интересен факт, что, будучи убежденными атеистами, Владимир и Надежда узаконили отношения церковным браком в 1898 г. В этот период биографии она всячески поддерживала своего супруга. Она преподавала в партийной школе, редактировала статьи и занималась почтой.

У нее было около десятка разных псевдонимов в числе которых Онегина, Минога, Фрей, Галилей и др. Затем Надежда неоднократно выезжала в европейские страны с разными партийными заданиями. В 1917 г, Надежда Крупская вернулась в Россию , где активно участвовала в подготовке Октябрьской революции. Потом она занялась развитием комсомола и пионерской организации. В том же году девушка стала членом Государственной комиссию по просвещению.

Оболенской в Петербурге.

В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Разве что существует одна путаница — с отцом, который, по одним данным, поддерживал участников польского восстания 1863 года, по другим — подавлял его. Но это всего лишь недоразумение, поскольку очевидно, что участник Комитета русских офицеров, бывших на стороне восставших, не мог подавлять это восстание.

Этот комитет возник около 1861 года по инициативе поручика 4-го стрелкового батальона Василия Каплинского, ранее участвовавшего в петербургском кружке генштабистов, как подпольная революционная организация в русских войсках, расквартированных в Польше. Он был создан на основе офицерских полковых, батальонных, бригадных кружков, появившихся после Крымской войны и активизировавшихся в 1860-1861 годах. Идейно и организационно был связан с польскими революционными демократами, поддерживал тесную связь с русскими революционными центрами в Лондоне «Колокол» и Петербурге; в конце 1862 влился в состав «Земли и воли». После ареста Каплинского в феврале 1862 года организацию возглавил поручик Шлиссельбургского пехотного полка Андрей Потебня. В руководство входили также Я. Домбровский, З.

Падлевский и другие. Вот среди «других» вполне мог быть Крупский. В 1861-62 годах комитет развернул агитационно-пропагандистскую деятельность, выпустив большими тиражами свыше 16 прокламаций. В период восстания 1863-64-го оказывал помощь повстанцам всеми доступными средствами. К середине 1863 года деятельность комитета замерла в связи с арестами и перемещениями отдельных военнослужащих, а также изменением политической ситуации в стране. Следствие против отца Крупской длилось десять лет.

В это время у него родилась дочь Надежда. И кто мы мог тогда знать, что он - будущий тесть нового «царя» не России даже, а целой новой империи — СССР! Или все-таки была какая-то в этом предопределенность? Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны. Точнее — с ее родословной. Начну с фамилии Крупский.

Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548.

В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия.

Богатая родословная Родилась Надежда Крупская 14 26 февраля 1869 года в дворянской семье в Санкт-Петербурге. Её отец, Константин Крупский, был поручиком и состоял в Комитете русских офицеров. Отцом женщины то есть дедушкой Надежды Крупской был горный инженер Василий Иванович Тистров, управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом, Сузунским медеплавильным заводом, Томским железоделательным заводом.

Отец и сын Фроловы, Козьма Дмитриевич и Пётр Козьмич, — знаменитые изобретатели и организаторы горнозаводского дела на Алтае. Пётр по своему проекту построил первую в России конно-чугунную дорогу между Змеевским сереброплавильным заводом и Змеиногорским рудником. Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции. По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае.

Марксизм оказался проще и доступнее веры.

Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.

Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм.

Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.

Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская.

Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы.

Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.

В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни.

Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан.

Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.

Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.

Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т.

Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики.

Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма

Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой. Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение. по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. 26 февраля -150 лет со дня рождения НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ КРУПСКОЙ, имя которой неразрывно связано с историей библиотечного дела.

Советская школа: работа над ошибками

  • Поход на молодежь
  • Navigation menu
  • Крупская Надежда Константиновна, подробная биография
  • Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны ⋆
  • Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина

Надежда Крупская

Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». Надежда Константиновна Крупская, (14 (26) февраля 1869 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель.

6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР

После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась.

Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают.

Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой. На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно. Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку. Несмотря на то что в среде большевиков одобрялась свободная любовь, Ульянов и Крупская заключили официальный брак.

На этом настояла мать Надежды. Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской? Один из участников подпольного кружка писал: «У нас были девушки и красивее Крупской. Но умнее и надежнее - никого».

Впрочем, откровенной дурнушкой 25-летнюю Надежду назвать нельзя. Сегодня в Интернете популярно мнение, что молодая Крупская похожа на актрису Скарлетт Йоханссон, и сравнительные фото это подтверждают. Неизлечимая болезнь испортит ее внешность только годы спустя. О том, что Крупская была для молодого Ульянова-Ленина не только «соратником и другом», свидетельствуют и дневниковые записи революционерки.

В них она намекает, что во время ссылки в селе Шушенском они много времени проводили в постели, предаваясь страсти, свойственной молодоженам. Надежда мечтала забеременеть, даже обращалась к местным целительницам.

Ленин же довольно трезво оценивал жену. И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче.

Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу. Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица. И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша!

Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза. А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу. Инесса была умна, от природы сочилась тем женским магнетизмом, которого недоставало Наде.

А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм. У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата. Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж. История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие.

Судя по всему, болезненно. Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать. Она давно уже проводила ночи одна. Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас.

Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие. Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения. А ее поведение... Нет, Инесса бы так не смогла. Она не могла любить кого-то больше, чем себя. Крупская — могла.

И Инессе не оставалось ничего, кроме как восхищаться женой любимого мужчины, втайне, возможно, укорять себя за неумение отказываться от соблазнов. И… продолжать это танго втроем. Иногда она плакала, видя свое отражение. В отчаянии она поставит на свой стол фотографию Арманд и будет рассматривать ее, терзаясь своим внешним несовершенством. В какой-то момент струна внутри лопнет. Зачем продолжать эту муку?

У нее участились истерики, срывы. Надежда Константиновна предложит мужу расстаться.

Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма.

Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни.

Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить.

А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.

И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.

Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т.

Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики.

С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.

Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ.

Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать».

По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.

К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т.

Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.

Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.

Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни.

Вскоре Корней Иванович отрекся от своих сказок, и до 1942 года не написал ни одной сказки. С 1924 года Крупская — член ЦК партии. И в качестве таковой поддержала оппозицию Каменева и Зиновьева, боровшихся против Сталина. Но впоследствии признала свою ошибку. Поддержала предание суду Николая Бухарина.

Пыталась заступаться за репрессированных, но безуспешно. А ее попытки защищать детей «врагов народа», закончились тем, что она была отстранена от работы в Наркомпросе. Надежда Константиновна написала несколько книг: о Ленине, об истории образования партии большевиков. С ее легкой руки в стране было открыто несколько музеев. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года от перитонита, буквально на следующий день после празднования юбилейного дня рождения. Этот факт дал повод считать, что был отравлен торт, который прислал юбилярше Сталин. Однако, эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку сталинский подарок ели все гости.

Единственная дочь Константина Игнатьевича и Елизаветы Васильевны, представляющих обедневшее дворянство, родилась 26 февраля 1869 года. Отец соратницы Ленина занимался адвокатской и общественной деятельностью, входил в состав Комитета русских офицеров, имел отношение к Польскому восстанию. Мать девочки была гувернанткой. Образование Не имея лишних средств, родители все же смогли дать Наде надлежащее образование. Ее первым учебным заведением стала частная женская гимназия княгини Оболенской. Об отношении Крупской к наукам можно судить по золотой медали, которую она получила, пройдя полный курс обучения. В стремлении повысить знания, в 1989 году девушка стала слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге.

Здесь она впервые познакомилась с идеями марксизма. Примкнув к местной организации, девушка оставила учебу, которой посвятила менее года, и полностью отдалась революционной деятельности. В 1931 году Надежде Крупской была присвоена ученая степень доктора педагогических наук, а Академия наук СССР объявила ее своим почетным членом. Он умер, когда Надежде исполнилось всего 14 лет, не оставив совершенно никаких средств своей семье для выживания. Мать Надежды Елизавета Васильевна Тистрова, работавшая гувернанткой и в свободное время дававшая частные уроки, сумела дать своей дочери возможность получить образование. Надежда окончила педагогический класс в престижной гимназии с золотой медалью. Еще с юности, чтобы иметь средства на существование, девушка была вынуждена тяжело работать.

Днем она давала частные уроки, а вечером вела занятия в воскресной школе для взрослых. В 1894 году Надежда Крупская познакомилась с Лениным, а через четыре года они сыграли свадьбу. Родители Ульянова не очень хорошо относились к Надежде. А все потому, что во-первых, из-за плохого здоровья она не могла иметь детей. Еще в юности Надежде Крупской врачи поставили диагноз базедова болезнь, поэтому она постоянно мучилась от слабости и вялости. Во-вторых потому, что она была не очень хорошей хозяйкой. Домашнее хозяйство Крупская не вела самостоятельно.

Эти функции выполняла специально нанятая для этого девочка-подросток. Надежду Константиновну Крупскую всегда интересовали проблемы педагогики. Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены. Вместе с братом Ленина, наркомом здравоохранения Дмитрием Ильичем Ульяновым, провела грандиозную кампанию по введению в Советском Союзе пустышек, чем спасла жизнь миллионам грудных детей До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление. Существует версия, что после этого у Надежды Константиновны случились романтические отношения с Виктором Курнатовским, который также был ссыльным революционером. Поводом для пересудов послужили воспоминания самой Крупской.

Она писала о прогулке вдвоем с Курнатовским, которую назвала очень милой. Жене товарища мужчина показал находившийся недалеко от Шушенского сахарный завод. Двое молодых людей, имевших схожие взгляды, продолжительное время шли через лес и через поле. Они наслаждались летними пейзажами. Об этой чудной поре Надежда Константиновна впоследствии написала: По прошествии многих лет, когда супруга Ильича находилась вместе с ним в эмиграции, снова произошла их встреча с Виктором Курнатовским. Это случилось в Париже. Теперь мужчина был тяжело болен.

На его здоровье сказались годы каторжных работ. Крупская часто бывала у Курнатовского, ведя с ним долгие задушевные беседы. Как видим, жизнь Надежды Константиновны тем или иным образом была связана с талантливыми и смелыми людьми.

Крупская Надежда Константиновна

Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина. 25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях.

Славная родословная. Моя Крупская

Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Надежда Константиновна Крупская, (14 (26) февраля 1869 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография]. Факты из биографии Надежды Крупской, которые скрывали советские историки. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий