Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
В кино Мария Капнист снималась много. По биографии актрисы Марии Капнист можно снимать исторические документальные и художественные фильмы. Большая Обуховка — родовое имение поэта та. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Мария Капнист – биография актрисы и как выглядят ее дочь. Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли.
Мария Капнист
Она помнила, как во время ночных допросов ослепляли и обжигали лампой, а то и бросали в холодную воду. Как страшно было понравиться лагерному начальству поэтому старательно втирала в кожу лица угольную пыль. Знала, что за неповиновение могут в качестве наказания бросить в мужскую казарму к уголовникам. Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства. Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь.
Но счастье зародившейся любви было коротким. Марию арестовали. Он разыскал её. Мария поняла это, когда в место первого пребывания стали приходить письма и посылки. Георгий тяжело пережил известие о рождении у неё в лагере ребёнка, но не перестал помогать.
Ей доверили образ Наины. В приключенческой ленте "Бронзовая птица" актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Марии досталось одновременно три образа - рыцарь, Фатум, игуменья. Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль - великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины "Шанс" режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести "Марсианское зелье" Кира Булычева.
Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку - писателю Василию Капнисту. Благодаря Марии приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы. Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели.
Из рассказа Радиславы Капнист, дочери Марии: «Судя по всему, отец действительно очень любил маму. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней "одну группу крови". Возможно, хотел соединить эти два рода. Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался на коне и спас ее. Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится». Начались тайные встречи, Мария забеременела. Поначалу ее убеждали сделать аборт, но заключенная не согласилась. Затем пытались спровоцировать выкидыш, погружая в ванну с ледяной водой. А когда стало ясно, что ребенок все равно выживет, жена начальника лагеря стала уговаривать Марию отдать ей новорожденного. Но и здесь Мария не сдалась. В 1949 году она родила дочь. Назвала Радиславой, в честь героини повести Максима Горького, гордой Радды. Отца Радды позже растреляли. Тюремный срок подходил к концу. Мария оказалась на поселении, это почти свобода. Белокурая малышка подрастала в детском саду лагеря. Однажды Мария увидела, как воспитательница издевается над ее плачущей дочкой, приговаривая: «Я из тебя выбью врага народа! Та написала донос, и Капнист добавили еще 10 лет. В заключении у Марии было немало подруг. Одна из них, Валентина Базавлук, освобождаясь раньше нее, предложила забрать Раду в Украину. Отца девочки к тому времени расстреляли. И Мария согласилась, хотя сердце ее обливалось кровью. Марию Капнист освободили в 1956 году, до окончания второго срока. В Ленинграде ее встречал давний поклонник, Георгий Холодовский. Он слал Марии передачи в лагеря и мечтал о встрече с дамой сердца. Но когда она вышла из вагона, не узнал в изможденной женщине былую красавицу.
Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того. Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать. Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать — Валентина Ивановна. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение». После 15 лет лагерей и пересылок Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начинать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Роли в кино После лагерных мытарств Мария Ростиславовна в свои 44 года выглядела на все 70. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра имени Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь? Успех этой дебютной работы обратил на нее внимание многих режиссеров киностудии имени Довженко. Они приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и старорежимные манеры — всё это неизменно приковывало взгляд зрителя. В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли — Фатум, рыцаря и игуменьи. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны. Вот десятка наиболее известных фильмов всего их более 120 с участием актрисы.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»
В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, поэтому Капнист попросила её разыскать дочь. Базавлук сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила. Затем она сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была, наконец, освобождена её срок должен был кончиться в 1963 году. В 1958 году она была полностью реабилитирована, и все приговоры в отношении неё были отменены «в связи с отсутствием состава преступления». Воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось — она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье. Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист.
Отношения матери и дочери стали налаживаться, только когда Радислава стала подростком. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником [8]. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме « Таврия » молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко , где Капнист в дальнейшем активно снималась.
Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму.
В 1938 году игуменья Олимпиада Вербицкая была зверски замучена в тюрьме — на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным. С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала. В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года — в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель.
Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы. О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев. В 2007 году произошло еще одно удивительное событие.
В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение. После этого и икона, и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображения на стекле довольно четкие.
Пришлось уехать в Киев, где после окончания финансово-экономического техникума работала бухгалтером, а затем переехала в Батуми. Отбывать заключение её отвезли в Карагандинскую область. Там она встретила Анну Тимиреву, вся вина которой заключалась в том, что её любил адмирал Колчак. Дружбу, начавшуюся в Карлаге, женщины сохранили на всю жизнь. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу...
Счастливые детские годы провела Мария со своей сестрой и братьями на берегу Черного моря, но 1917 год изменил их жизнь. В январе 1921 года расстреляли на мысе Алчак Ростислава Капниста, старшая дочь Лиза не смогла пережить гибель отца и умерла в тот же день от разрыва сердца. Сыновьям пришлось скрываться. Анастасия Байдак вынуждена была бежать из Судака вместе с детьми. Переодевшись в татарскую одежду, они уехали в Ленинград. Спокойной жизни они не нашли и там, через время судьба забрасывает Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. Капнист с приговором на 8 лет лагерей. Тяжелая работа в шахтах, на рудниках, на лесоповале, на обжигах кирпичей подкосила ее здоровье, но не сломила ее дух и желание жить.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Однако советская власть о них не забыла... Мария с детства проявляла актерские способности. Их отметил сам Федор Шаляпин , высоко оценив ее дебют в домашнем театре. Дал и несколько уроков вокального мастерства. Шестнадцатилетней, вернувшись из Крыма, Капнист все еще мечтала о сцене. В 1930 году девушку приняли в творческую студию при Ленинградском драмтеатре. Затем Мария поступила в театральный институт, получила право выходить на сцену. А в 1934-м все рухнуло, как карточный домик.
За дворянское происхождение ее исключили из вуза. Более того, запретили пребывание в Ленинграде. Несколько лет Мария работала бухгалтером в Киеве и Батуми. На этом беды не закончились. В 1941 году Марию арестовали. Ее обвинили в антисоветской пропаганде и шпионских связях. Приговор - 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Шахты, лесоповал, лепка саманного кирпича - везде успела потрудиться репрессированная графиня. Чтобы избежать домогательств охраны, она втирала в кожу лица угольную пыль. Лишения до срока старили красавицу. В бочке ее опускали на глубину 60 метров, рубить каменные пласты киркой... Тем временем начальник лагеря искал себе новых наложниц. Мария отказала ему и была брошена в барак к уголовникам. Но девушка не испугалась и обвинила их в трусости - в том, что, пока другие мужчины воюют, эти сидят на нарах за грабежи и убийства.
Ее страстный монолог привел в бешенство одних, но другие восхитились смелостью Марии. Первые хотели расправы, последние вступились. Началась драка. Прибежавшие на шум конвоиры вернули Марию в женский барак. Даже в таких условиях Мария находила силы для творчества. Вместе с Анной Тимиревой , гражданской женой Колчака , ставила спектакли для других заключенных. Однажды Капнист спасла около тридцати зечек.
Однако, она не позволяла страхам властвовать над ней. Ещё в лагере она увлеклась театром, показывала другим заключённым спектакли. Поэтому она решила продолжить это дело. У неё была довольно специфическая внешность, многих она отталкивала. Поэтому ей давали только роли эпизодические, второго плана. Но Мария знала, что способна на большее. Зачастую были роли антагонистов, ведьм и т. Она сыграла роли в более 90 картинах, но даже не всегда её имя было в титрах. Она сыграла лишь одну главную роль в фильме «Шанс» 1984 года.
Но Капнист никогда не жаловалась, она была довольна, кроме того могла обеспечивать себя и дочь.
Капнист прибыл в Судак с супругой и пятью детьми в 1918 году после известных событий октября предыдущего. Впоследствии в одном из интервью дочь Марии Ростиславовны Радислава рассказывала, что в городе на Неве среди гостей их дома был Федор Шаляпин. Таким образом, моя мама с детства получала уроки самого Шаляпина". Путешествия по историческим местам"Дом Капнистов в Судаке Пропитанную миром искусства атмосферу Петербурга сменил курортный Крым, где первые пару лет Капнисты жили достаточно спокойно. В доме ставились спектакли, дом посещали поэт Максимилиан Волошин и врач Сергей Елпатьевский, с восторгом отзывавшиеся о графской библиотеке. Притом что с начала 1918 года в городе уже распространился вирус Гражданской войны. Сердце и ум переполнены от напора горячечных впечатлений", — так 3 февраля 1918-го описывала приход большевиков в Судак поэтесса Аделаида Герцык в письме жене историка культуры Михаила Гершензона Марии Гершензон. Герцык сидела вместе с Капнистом в подвале "чрезвычайки" и посвятила ему впоследствии первый из своих "Подвальных очерков".
В нем она вспоминала, как однажды ночью графа и еще пятерых заключенных увели конвойные. И когда родственники пытались приблизиться к родной могиле, их разгоняли с угрозой арестовать. Так, омываемое волнами, ничем не отмеченное, скрыто, близ моря, место успокоения их". Когда кто-то спросил отца — графа Ростислава Ростиславовича Капниста: "Ты пойдешь? А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли… А тетю убили на моих глазах.
Но ведь это не так! Когда-то юная графиня Мариэтта Капнист-Серко носила дорогой, аристократичный жемчуг, изящные платья и шляпки. И слыла настоящей красавицей. Но знатное происхождение и расстрел отца, потомственного графа, бросили Мариэтту в безжалостные жернова советского террора. И пятнадцать лет сталинских лагерей наложили неизгладимый отпечаток на ее яркую внешность. Юная Мариэтта была невероятно хороша собой. Платья с открытыми плечами и тонкая нить белоснежного жемчуга придавали барышне еще больше волшебного обаяния. Спустя много лет Мариэтта Ростиславовна вспоминала, что смогла пронести здравый разум и смысл жизни сквозь море страданий, что выпали на ее долю. И не раз говорила: чем больше испытаний, тем человек богаче. Как истинная аристократка, и в советские времена она с достоинством носила изящные шляпки, недорогие, но стильные чехословацкие броши. Обожала длинные ожерелья с крупными темными бусинами. Будь то дешевый пластик с имитацией натуральных камней или прекрасное гранатовое стекло. В кадре талантливая артистка умело тут же перевоплощаться — из дамы с манерами леди в злобную ведьму или уродливую старуху. Что ж, советские сказки предполагали и таких персонажей. Именно они прославили Марию Капнист ей пришлось сменить имя, дабы скрыть свое знатное происхождение , как яркую, неординарную, запоминающуюся актрису. Вернусь к тому моменту, когда девушке минуло шестнадцать лет.
Читайте также
- Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
- Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
- Бронзовая птица Марии Капнист. - Журнал "Культурная Столица"
- Читайте также
- Ведьмы, цыганки и чародейки Марии Капнист. Как графиня из ГУЛАГа попала в кино?
- Следственное дело графа Р.Р.Капниста
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой. Представительницу одного из древних дворянских родов Марию Капнист знали, как известную актрису. В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Мария Капнист Мария Капнист. Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель. Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало.
Скоро восторгу не будет предела! Приезжайте, любуйтесь, восхищайтесь!
- фотографии >>
- Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
- 110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
- Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
- Голубая кровь
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
Закончила студию Ленинградского драматического театра им. Пушкина 1934. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. В кино она играла старых графинь, цыганок, ведьм и монахинь.
Она родилась в 1908 году, в 1925 году поступила в студию при Малом театре, а после окончания учёбы пошла служить в Московский театр им. В 1937 году была сослана в Киргизию мать Евдокия Евгеньевна. В 1938 году кто-то решил "замазать" и Эдду, заставив её подписать донос на актёра Александра Демича, а когда гордая графиня отказалась, её арестовали. В лагерях Урусова в общей сложности провела 17 лет. В первый раз её осудили на десять лет лагерей и отправили по этапу в Буренинский пункт Дальлага, где она работала в отряде топографов, была дояркой и счетоводом. Затем актрису перевели на станцию Известковую, где она играла на сцене театра КВО Печорлага, а потом её досрочно освободили.
В Москву Урусова вернуться не смогла, служила в театре в Угличе, но в 1949 году её арестовали прямо на сцене. Актёры организовали ей вызов в театр Норильска, где она играла на сцене с Иннокентием Смоктуновским и Георгием Жжёновым. Только в 1955 году она вернулась в Москву, в родной театр, где сыграла ещё 200 ролей, создавая запоминающиеся роли русских женщин и аристократок. В лагерях Урусова потеряла всю семью: погибли её мать и отец, на Колыме погиб муж — потомственный дворянин Михаил Унковский, а сестру Елену расстреляли. Российский зритель может помнить актрису по фильму "Курьер", где она сыграла бабушку главной героини Кати. А любителям советского кино она запомнилась по фильму "Арбатский мотив". Лидия Русланова: "Делала это не без азарта! Её арестовали одновременно с мужем — генерал-лейтенантом Владимиром Крюковым. Обыск в их квартире и в квартире её няни действительно выявил наличие большого количества картин и драгоценностей. А Русланова и не думала отнекиваться: "Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен, и, как только где появлялось красивое кольцо или камни, я их скупала.
Признаюсь, делала это не без азарта... Но, если офицеров в застенках мордовали от души, с Руслановой обходились деликатнее — ей просто не давали спать. Лидия Русланова. На 2000 зэков было только 17 женщин. Но каких! В заключении Русланова часто болела, но всегда охотно пела для зэков, а вот для начальства могла и отказаться петь.
Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике.
Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада. Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона.
В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками.
В июне 2011 года, вовремя VII Международных Крымских Герцыковских Чтений, в Судаке, у подножия Алчака была установлена и торжественно открыта мемориальная доска, которую много лет назад друзья Радиславы сделали на заводе, где она работала. Внучка Ростислава Ростиславовича Капниста, расстрелянного в январе 1921 года на Алчаке, мечтала установить памятную доску на месте расстрела дедушки. Её мечта сбылась. Радислава Олеговна была участником Герцыковских Чтений, присутствовала на открытии мемориальной доски и обратилась с благодарностью ко всем причастным к этому памятному событию. В сентябре 2017 года вместе с приемной дочерью своей мамы Ольгой Дьяконовой, приехавшей из Санкт-Петербурга, Радислава Олеговна участвовала в вечере памяти, посвященном легендарной актрисе Марии Капнист и состоявшемся в историческом музее Бывший особняк Функа. В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость». Благодаря тесному сотрудничеству с дочерьми Марии Ростиславовны в 2020 году музей-заповедник издал книгу «Мария из рода Капнист». Радислава Олеговна вдохновляла окружающих своей силой духа и оптимизмом.
Её открытая улыбка, энергия и любовь к жизни навсегда останутся в душах знавших её людей. Светлана Емец, директор музея-заповедника «Судакская крепость» Напишите нам письмо.
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. биография, новости, личная жизнь, фото. Всё про советскую и украинскую актрису Марию Капнист. Книга содержит наиболее полный свод документов и материалов к биографии Марии Капнист, потомка графского рода Капнистов, представители которого не раз упоминаются в истории.
Злой рок Марии Капнист
Ей было 79 лет. Из них лишь последние тридцать она прожила по-человечески, отдаваясь искусству, работе, семье. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти она потеряла все: дом, близких людей, свободу. Она выстрадала столько, что любой другой человек на ее месте сломался бы, не дождавшись счастливого часа правосудия. Мария Капнист выдержала все испытания. Выдержала и нашла в себе силы заняться любимым делом. Она пришла в кино и привнесла в него своей оригинальной, выразительной внешностью то недостающее звено, о котором давно мечтали наши режиссеры.
Ее облик, ее талант позволяли наиболее убедительно создавать образы графинь, дам, таинственных старух с загадочным прошлым. В то же время ей не приходилось усердно лицедействовать, играя ведьм, цыганок и чародеек. Ее умоляли приехать на съемки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект. После фильма «Руслан и Людмила», принесшего Марии Ростиславовне настоящий успех, ее стали приглашать на большие роли в картины «Бронзовая птица», «Старая крепость», «Солдатки», «Шанс», «Янки при дворе короля Артура», «Дикая охота короля Стаха», «Ведьма». Но главным смыслом последних лет ее жизни стала попытка вернуть Украине память о славном роде Капнистов. Это были греки — борцы против турецкой неволи.
Особенной храбростью и героизмом в боях за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому и был пожалован в 1702 году графский титул из рук самого правителя Венецианской республики Алоизия Мачениги. На гербе было написано: «В огне непоколебимые». Внук Стомателло, Петр Христофорович, воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на «Капнист», прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета «высочайше пожаловала» Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родились шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом.
Было ему 9 лет, когда погиб отец, а погиб он страшно — прусаки порубали его так, что даже тела не нашли. На родину привезли лишь его правую руку с фамильным перстнем и стиснутой саблей — подарком Елизаветы Петровны. По легенде, матерью поэта была не жена Василия Петровича, а крымская турчанка, красавица Сальма. Она не смогла перенести смерти любимого и, отдав сына жене Капниста, бросилась со скалы в море. Отец Сальмы, сходя с ума от горя, проклял род Капнистов до седьмого колена. Славу рода Капнистов продолжил Василий Васильевич.
В период службы в Преображенском полку он подружился с поэтом Гаврилой Державиным, и вместе они организовали один из первых литературных кружков, настроенных против самодержавной политики Екатерины Второй. Выступая против крепостного права, Капнист писал едкие сатирические поэмы, стихи, оды. Со временем он переехал на Украину, был губернским предводителем дворянства в Киеве и Полтаве, генеральным судьей, директором народных училищ. Дружил с декабристами, тем более что в их ряды вступили и его сыновья Семен и Алексей. Среди тех, кого Василий Капнист благословил «на литературные подвиги», был и Николай Васильевич Гоголь. Каждый из рода Капнистов имел много детей.
Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими благородными фамилиями. Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В XVII веке турки и татары называли его «урус-шайтаном». Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. И что любопытно: сражался он с татарами в те же годы, что и Стомателло Капниссос — с турками. Может, они и знали что-либо друг про друга — об этом ведает лишь один Бог.
Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами. Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда...
Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы.
Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома».
А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года.
Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее!
У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства.
А когда стало ясно, что ребенок все равно выживет, жена начальника лагеря стала уговаривать Марию отдать ей новорожденного. Но и здесь Мария не сдалась. В 1949 году она родила дочь.
Назвала Радиславой, в честь героини повести Максима Горького, гордой Радды. Отца Радды позже растреляли. Тюремный срок подходил к концу. Мария оказалась на поселении, это почти свобода. Белокурая малышка подрастала в детском саду лагеря. Однажды Мария увидела, как воспитательница издевается над ее плачущей дочкой, приговаривая: «Я из тебя выбью врага народа! Та написала донос, и Капнист добавили еще 10 лет. В заключении у Марии было немало подруг.
Одна из них, Валентина Базавлук, освобождаясь раньше нее, предложила забрать Раду в Украину. Отца девочки к тому времени расстреляли. И Мария согласилась, хотя сердце ее обливалось кровью. Марию Капнист освободили в 1956 году, до окончания второго срока. В Ленинграде ее встречал давний поклонник, Георгий Холодовский. Он слал Марии передачи в лагеря и мечтал о встрече с дамой сердца. Но когда она вышла из вагона, не узнал в изможденной женщине былую красавицу. Мария с горечью поняла: у них ничего не получится.
Актерское карьера Капнист уехала в Киев. Жилья не было, ночи проводила на скамьях парка или вокзала. Работать пришлось дворником. Как-то возле студии Довженко Мария попалась на глаза режиссеру Юрию Лысенко. Тот счел, что некрасивая, но колоритная внешне дама является актрисой в гриме. Предложил ей роль игуменьи в историческом фильме «Таврия». Так в 45 лет возобновилась карьера актрисы, но выглядела женщина намного старше. Морщинистое осунувшееся лицо еще 7 лет хранило следы въевшейся угольной пыли.
Ее актерским амплуа стали образы старух, иногда злых, но всегда необычных. Наина в фильме-сказке «Руслан и Людмила», графиня в «Бронзовой птице», Мануйлиха в «Олесе», много эпизодических ролей ведьм и гадалок.
Это случилось лишь после кончины Сталина в 1956 году. Подруга просто не узнала Марию, той было лишь 40 лет, а выглядела она как старуха.
Тяжёлая работа, суровые условия, жуткая жизнь в лагерях ничего не оставили от её красоты. Но не сломили дух и внутренний стержень. К сожалению, у женщины было много фобий, например, клаустрофобия. Однако, она не позволяла страхам властвовать над ней.
Ещё в лагере она увлеклась театром, показывала другим заключённым спектакли. Поэтому она решила продолжить это дело. У неё была довольно специфическая внешность, многих она отталкивала. Поэтому ей давали только роли эпизодические, второго плана.
После фильма «Руслан и Людмила», принесшего Марии Ростиславовне настоящий успех, ее стали приглашать на большие роли в картины «Бронзовая птица», «Старая крепость», «Солдатки», «Шанс», «Янки при дворе короля Артура», «Дикая охота короля Стаха», «Ведьма». Но главным смыслом последних лет ее жизни стала попытка вернуть Украине память о славном роде Капнистов. Это были греки — борцы против турецкой неволи.
Особенной храбростью и героизмом в боях за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому и был пожалован в 1702 году графский титул из рук самого правителя Венецианской республики Алоизия Мачениги. На гербе было написано: «В огне непоколебимые». Внук Стомателло, Петр Христофорович, воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер.
Его сын Василий, переписав свою фамилию на «Капнист», прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета «высочайше пожаловала» Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родились шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом.
Было ему 9 лет, когда погиб отец, а погиб он страшно — прусаки порубали его так, что даже тела не нашли. На родину привезли лишь его правую руку с фамильным перстнем и стиснутой саблей — подарком Елизаветы Петровны. По легенде, матерью поэта была не жена Василия Петровича, а крымская турчанка, красавица Сальма.
Она не смогла перенести смерти любимого и, отдав сына жене Капниста, бросилась со скалы в море. Отец Сальмы, сходя с ума от горя, проклял род Капнистов до седьмого колена. Славу рода Капнистов продолжил Василий Васильевич.
В период службы в Преображенском полку он подружился с поэтом Гаврилой Державиным, и вместе они организовали один из первых литературных кружков, настроенных против самодержавной политики Екатерины Второй. Выступая против крепостного права, Капнист писал едкие сатирические поэмы, стихи, оды. Со временем он переехал на Украину, был губернским предводителем дворянства в Киеве и Полтаве, генеральным судьей, директором народных училищ.
Дружил с декабристами, тем более что в их ряды вступили и его сыновья Семен и Алексей. Среди тех, кого Василий Капнист благословил «на литературные подвиги», был и Николай Васильевич Гоголь. Каждый из рода Капнистов имел много детей.
Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими благородными фамилиями. Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В XVII веке турки и татары называли его «урус-шайтаном».
Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. И что любопытно: сражался он с татарами в те же годы, что и Стомателло Капниссос — с турками. Может, они и знали что-либо друг про друга — об этом ведает лишь один Бог.
Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами.
Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда...
Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру».
Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы.
Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа.
И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома».
А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся.
Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года.
Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться.
На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее!
У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград.
Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт.
Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы.
Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе.
Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах.
Мария Капнист
Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах. Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы.