Герой устного эпического творчества народов.
Русские былины - герои и персонажи
герой русских былин, победитель Соловья - Разбойника, страж на границе русских земель. Герой устного эпического творчества народов твоего края мой город Воронеж. Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем. С помощью дополнительной литературы или Интернета узнай об одном из героев устного эпического творчества народов твоего края. Запиши краткий рассказ о нем. Например: Илья Муромец – герой русских былин, победитель Соловья – разбойника, страж на границе древних. Его герои – это герои устного эпического творчества. Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах.
Остались вопросы?
Былина — образец устного народного творчества, народная песнь, рассказывающая о жизни и подвигах богатырей. герой русских былин, победитель Соловья - разбойника, страж на границе древних русских земель. Иван Артомонов Герой Советского Союза,командир батальона 25 го гвардейского стрелкового я в семье крестьянина в селе. время тяжёлого боя Артамонов был тяжело ранен,после чего скончался в госпитале.
Герой устного эпического творчества народов твоего края мой город Воронеж
Андрей Юрьевич Боголюбский ок. Согласно сообщению позднего «Жития Андрея Боголюбского» 1701 г. Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции. Андрей Боголюбский был важнейшей политической и духовной фигурой в истории Руси в 1160-1170 годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха , но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства. Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах - Вышгороде, Турове, Пинске 1149-1151 гг.
Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан. Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей хотел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство. При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор - знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, - множество монастырей, храмов, укреплений.
Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов. Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич - давний противник Андрея - по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа. В 1169 г. Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к городу Владимиру. Страница 16-17.
Обозначь на схеме "река времени" век первого упоминания о Москве в летописи. Рассмотри репродукцию картины. Напиши по ней рассказ о Москве времен Ивана Калиты. На репродукции А. Видно, что это укрепленный город - вокруг него выстроена крепость и ограждение. Почти все посторойки деревянные, включая крепость и башни на ней. Только храмы построены из камня.
Москва начинала строиться на берегу реки. На репродукции мы видим, что у пристани стоят лодки. Наверное, на них привезли какой-то груз для жителей Москвы или для строительства города. Можно также отметить, что дороги в те времена были совсем плохие, а движение велось при помощи лошадей. Как видно на картине, лошади тянут телеги с грузом. В то же время уже существовали какие-то приспособления для поднятия груза, как видно в правой нижней части репродукции. Найди в творчестве народов твоего края песни, сказания, пословицы и другие художественные произведения, в которых выражена мечта людей о мире и согласии друг с другом.
Жить в соседях - быть в беседах. Каковы соседи, такова и беседа. Не купи двора, купи соседа. Не покупай себе дом, а купи соседа: дом купишь, а соседа не продашь. С соседом дружись, а за саблю держись. С соседом дружись, а тын городи. Соседство - взаимное дело.
Чем больше насолить соседу, как не языком? Чертополох да осот от соседа к соседу под тыном пробирается. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда произошла Куликовская битва. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "календаря памятных дат", посвященную Куликовской битве. Куликовская битва — битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области , поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды. В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович.
В то время Русь была раздроблена на княжества и находилась под игом монголо-татар.
Сосновый старый бор скрывает её крутые берега. Чудесный лес напоминает чудовищ сказочных рога. Высоко в небе громоздятся скалистые верхушки гор. Предания об этой речке народ толкует до сих пор. Берут своё начало сказы аж от нашествия татар.
Давно в местах тех заповедных жил кровожадный Кудеяр. Держал он малую дружину — двенадцать братьев удалых. Они дозором охраняли родную землю от чужих. А Кудеяр тот славный воин. В бою он был совсем не трус. Врагов нещадно истребляя, в убийствах он вошёл во вкус.
Зашёл далёко в этом деле, и кровь людей, как воду, лил. Кто — враг, кто — друг, не разбирая, и тех и этих… Всех рубил! Любил похищенных красавиц. Держал их взаперти вдали. И помешать тем преступленьям двенадцать братьев не смогли.
Запиши самый яркий фрагмент текста. Подчеркни в нём ключевые слова. Близкий сосед лучше дальней родни. Без брата проживешь, а без соседа — нет. Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу. Плохо жить, коль с соседями не дружить. Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди. С соседом дружись, а за саблю держись. Не купи двора, купи соседа. Не покупай себе дом, а купи соседа: дом купишь, а соседа не продашь. Соседство — взаимное дело. Тогда сосед добрый, когда мешок полный. Хороший сосед — самый большой родственник. Нет большей беды, чем плохие соседи. Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий. Худое дело обидеть соседа. Сосед не захочет, так и миру не будет. Жить в соседях — быть в беседах. Каковы соседи, такова и беседа. Не переписывайте все пословицы, иначе у всего класса будет одинаково! Выберите несколько из них, поменяйте порядок. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда произошла Куликовская битва. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "календаря памятных дат", посвященную Куликовской битве. Куликовская битва 8 сентября 1380 г. Куликовская битва — битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области , поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды. В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. В то время Русь была раздроблена на княжества и находилась под игом монголо-татар. Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Руси гонцов со своими грамотами и за 30 дней собрал огромное войско. На битву с монголо-татарами князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря. Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных воинов - Пересвета и Ослябю. Дмитрий повел свои войска навстречу монгольскому правителю Мамаю. Они сошлись на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Дмитрий воевал как простой воин вместе со своим войском. Битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк - и монголы побежали. Так русские войска одержали победу. В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским. Хотя наши войска одержали победу на Куликовом поле, впереди у Руси было еще сто лет борьбы с монголо-татарским игом. Страница 18-19. Обозначь на схеме "Река времени" век освобождения Руси от ордынского владычества. Рассмотри репродукцию картин. Запиши основные различия. Ответ: Основное отличие в том, что при Дмитрии Донском каменными были лишь стены Кремля из белого камня , да Успенский собор. Все остальные постройки были деревянными. Иван III построил Кремль из красного кирпича и заменил многие постройки в нем на каменные. Появилось несколько новых соборов храмов , выстроен царский дворец. Рассмотри фотографии. Отметь галочкой Успенский собор в Москве. Ответы к странице 20-21. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда вышла в свет первая русская печатная книга. Представь себя одним из первопечатников.
В них эпический герой — это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Однако эпические герои — это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович — богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор — великан, Садко — купец-гусляр и другие. Герои эпоса Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества. Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом. Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью. Мировое наследие У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.
5 необычных героев русских былин
Михайло Потык Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Михайло Потык Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую. Хотен Блудович Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты.
Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое. Никита Кожемяка Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку , она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
От незавидной участи Садко спасает святой Николай. Ставр Годинович Ещё один былинный герой, которого сложно назвать богатырём, — Ставр Годинович. Он, как и Садко, гусляр и торговец. А ещё у Ставра есть жена — красавица и умница Василиса Микулична. Василиса Микулична притворяется иностранным гостем и в мужском костюме идёт спасать мужа. Былина интересна, в первую очередь, тем, что у жены героя здесь больше богатырских качеств, чем у него самого. Владимир Красное Солнышко Князь Владимир — ключевой герой былин киевского цикла.
Сам он не является богатырём, но его образ соединяет большинство былин в целостную систему. Княжий двор — центр былинного мира. Былинного Владимира принято сопоставлять с князем Владимиром Святославичем , Крестителем Руси, но, вероятно, герой эпоса всё же является собирательным образом. Wikimedia Commons Владимир Красное Солнышко — неоднозначный персонаж русских былин. С одной стороны, он добрый и мудрый правитель, «ласковый», с другой, — не всегда поступает справедливо. Например, иногда он завистлив, труслив, хвастлив, может отправить богатыря в подземелье без весомой причины. Причём чем позднее создана былина, тем больше негативных качеств появляется у князя.
У Владимира есть семья. В семейной жизни Апраксия не отличается верностью и засматривается как на богатырей, так и на злодеев. Также в былинах упоминается племянница князя Забава Путятична. Она чуть не становится жертвой Змея Горыныча, но Добрыня Никитич побеждает чудище и возвращает Забаву домой. Впоследствии княжеская племянница выходит замуж за богатого заморского гостя Соловья Будимировича не путать с Соловьём-разбойником и уезжает с ним в славный город Леденец. Подвиги былинных богатырей Классический подвиг героя русского эпоса — сражение витязя со злодеем один на один. Враг может быть человеком или походить на него, как, например, Тугарин, с которым сражался Алёша Попович.
А может быть исполинским чудищем. Таков противник Добрыни Никитича. Со Змеем Горынычем богатырь встречается дважды. В первый раз сражается, побеждает, но не убивает Змея, отпускает его. Змея, очевидно, жизнь ничему не научила, поэтому он уносит Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. В этот раз Добрыне приходится убить чудовище. Есть былины, повествующие об отражении татар.
Например, былины о противостоянии Ильи Муромца и Калина-царя. Калин — фольклорный татарский правитель. С огромным войском он подходит к Киеву и требует сдать город. Спасает киевлян Илья Муромец иногда богатырю помогает его племянник Ермак Тимофеевич.
Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман. Дунай Иванович. Трагический богатырь По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический.
Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю. Михайло Потык. Верный муж Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка или Потока. Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним. Хотен Блудович. Богатырь-жених Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».
Василий Буслаев. Рьяный богатырь Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи.
Иван III построил Кремль из красного кирпича и заменил многие постройки в нем на каменные. Появилось несколько новых соборов храмов , выстроен царский дворец. Рассмотри фотографии.
Отметь галочкой Успенский собор в Москве. Ответы к странице 20-21. Обозначь на схеме "Река времени" век, когда вышла в свет первая русская печатная книга. Представь себя одним из первопечатников. Придумай свой знак и нарисуй его. Объясни, какой смысл ты в него вкладываешь. На моем знаке изображена открытая книга , от нее исходит свет просвещения, ведь книга - источник знаний.
Наверху - мой вензель, то есть начальные буквы имени и фамилии. Подбери пословицы и загадки о книгах, в том числе в творчестве народов твоего края. Русские пословицы о книгах: Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Кто больше знает, тому и книги в руки. Книга - лучший товарищ. Не красна книга письмом, красна умом. Испокон веков книга растит человека.
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать. Книга хороша, да начетчики плохи. Книги не говорят, а правду сказывают. Книги читай, а дела не забывай. Книги читать - не в ладушки играть. Будешь книги читать - будешь все знать. Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов. Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают. Книга подобна воде: дорогу пробьет везде. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Одна хорошая книга лучше всякого сокровища. Хорошая книга ярче звездочки светит. Книга - пища ума.
Книга - твой друг, без нее как без рук. Книга книге - рознь: одна учит, другая мучит. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. Книга не шапка, а выбирай по голове. В книге ищи не буквы, а мысли. За книгой - умом двигай. Иная книга обогащает, а иная - с пути совращает.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит. Кому книга - развлечение, а кому - учение. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги. Одна книга тысячи людей учит. С книгами знаться - ума набраться.
С книгой жить - век не тужить. С книгой поведешься - ума наберешься. Ум без книги, что птица без крыльев. Умнее книги не скажешь. Иное от книг, иное от ендовы. В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.
Герои былин эпоса народов россии
Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. коми эпический образ героя у нижневычегодских коми-зырян. Сюжет о богатыре Кирьяне-Варьяне впервые записан в песенной и прозаической разновидностях в 1964 году в селе Ибы Усть-Вымског. 1. С помощью дополнительной литературы или Интернета узнай об одном из героев устного эпического творчества народов твоего края.
Герои эпического творчества народов россии - фотоподборка
Разве не слыхал ты мызганья собачьего? Приближён к Владимиру Красное Солнышко, часто исполняет поручения княжеской семьи. Добрыня не только физически силён, но также дипломатичен, рассудителен и талантлив например, играет на гуслях. Спасает Забаву и побеждает Змея.
Самый известный сюжет, связанный с Добрыней Никитичем, — похищение княжеской племянницы. Змей Горыныч уносит Забаву Путятичну. Богатырю приходится сразиться со злодеем, чтобы вернуть девушку домой.
Врубель М. Wikimedia Commons Чуть не лишается жены. Однажды Добрыня Никитич уехал на несколько лет и считался погибшим.
Дело даже дошло до свадьбы, но Добрыня вернулся аккурат в разгар торжества. Супруга узнала его, хоть и не сразу. Так Добрыня Никитич воссоединился с любимой, а Алёша Попович остался без невесты.
Приворожён колдуньей. Любовница Тугарина Змея Маринка мстит Добрыне Никитичу и привязывает к себе магией, затем обращает в тура. Выручает богатыря его крёстная мать, которая запугивает злодейку.
Спасённый витязь расправляется с Маринкой. Алёша Попович Сын попа Леонтия Ростовского. Появляется в трёх ключевых сюжетах: сражается с Тугариным Змеем; чуть не уводит жену у Добрыни Никитича; сначала соблазняет, а потом спасает от гнева братьев Елену Петровну.
Алёша не силач. Физическая сила не главное достоинство Алёши Поповича. Иногда в былинах даже отмечается его хромота.
При этом Алёша красив, обаятелен, хитроумен, нравится женщинам. Рябушкин А. Wikimedia Commons Женится в экстремальных обстоятельствах.
Алёша Попович милуется с молодой боярыней Еленой Петровной. Об этом узнают её братья и решают отрубить сестрице голову. Богатырь спасает девицу от смерти и бесчестия и женится на ней.
В большинстве случаев всё заканчивается хорошо, но в одной из версий былины братья Елены Петровны убивают витязя. Святогор — древнейший русский богатырь Его образ сформировался намного раньше остальных и совершенно уникален в русском героическом эпосе. Святогор не похож ни на кого из популярных богатырей.
Святогор всегда умирает.
Он даруется от Бога, А в смуты времена - ещё сильней. К душе потерянной известная дорога - Он растворяется в потёмках блиндажей... Пишите, мальчики!
Историю творите, Да так, чтобы в тылу словно набат! Рисуйте, пойте и стихи пишите Про чувства, боль и про своих ребят. Пишите обо всем, что "зацепило", А конкурсы вас до Победы подождут. Напомните народу, как там было, Когда России раны заживут.
Рабочая тетрадь 2 часть - Страница 3. Ответы 2020 года. В путешествие по Реке времени В пути по реке времени Номер 1. С помощью дополнительной литературы или Интернета узнай об одном из героев устного эпического творчества народов твоего края.
У нас много интересного К жанрам народного творчества относится русский устный эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древним видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись так называемые былины в народной среде в XIX - XX веках их называли старинами - песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов. Читая былины, мы погружаемся в особенный мир он населен персонажами, непохожими на реальных людей; в нем происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли, он полон вещей, которые обладают чудесными свойствами. Это, с современной точки зрения, мир фантастический. Символический смысл былинных образов неоднократно привлекал внимание русских и советских писателей, среди которых мы находим имена Г.
Успенского и Н. Некрасова, А. Чехова и А. В русской исторической и филологической науке былина вызвала живой интерес и стала предметом разносторонних исследований после опубликования в 1818 г. Издатель сборника К. Калайдович предпослал ему предисловие, которое и явилось первым научным трудом, посвященным изучению былин и исторических песен. Внимание к былинному наследию особенно возросло и усилилось в связи с открытием П Н. Рыбниковым факта бытования и живого исполнительства былин на русском европейском Севере в середине XIX в К настоящему моменту история научного изучения былевого эпоса насчитывает более полутораста лет. За это время определились основные пути и наиболее существенные темы в изучении эпоса.
А Ф Гильфердинг делает важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов. Соотношение общеколлективного и индивидуального начала в эпическом творчестве продолжает вызывать интерес и во всей последующей фольклористике вплоть до наших дней.