ВСУ теряют от ФАБов минимум по 50 человек в день. Сводка СВО к утру 9 марта.
Взрывная паника. Что известно о ФАБ-1500
Последний случай уничтожения украинского бомбардировщика из ПЗРК говорит о том, что машина вынуждена была идти на низкой высоте, что исключает большие калибры. Максимум, что может использовать Су-24 в таких условиях, это объемно-детонирующие боеприпасы серии ОДАБ, оснащенные парашютной системой. Либо что-то из сравнительной «мелочи» — ФАБ-500 в различных модификациях. Тот самый «чугуний» Россия уже несколько раз использовала стратегические Ту-22М3 для ударов тяжелыми бомбами по «Азовстали». В случае, когда цель хорошо различима, лишена гражданских лиц и серьезного ПВО, фугасные авиабомбы становятся настоящими королями денацификации и демилитаризации.
При рассмотрении серии «адских машин» серии ФАБ не будем останавливаться на 500-килограммовых боеприпасах, так как это настоящий мейнстрим «Спецоперации Z». Стоит только отметить, что свободнопадающие фугасы калибром от 100 до 500 килограмм могут оснащаться модулями планирования и коррекции. Конечно, к высокоточному оружию это не имеет прямого отношения, но разрешает удары по противнику без захода в зону объектовой ПВО. Опционные способности классического «чугуния» планировать в полете позволяют носителям заходить на цель на сравнительно малых высотах, что нередко бывает спасительно.
Особенно в современной Украине. Редкие бомбы от 1 500 кг и выше — вот по-настоящему интересные экземпляры. В своё время на вооружении были бомбы калибром в одну тонну образца 1931—1941 годов, но они уже в прошлом. В послевоенное время появились модификации ФАБ-1500, которые несколько раз модернизировались, но в итоге частично отправились в утиль.
С этим боеприпасом все не так просто. Во-первых, он предназначен для «поражения целей, имеющих прочные железобетонные перекрытия толщиной не менее 2,5 м». Отличное средство для засевших боевиков из «Азовстали»? Конечно, но не только — боеприпас вполне успешно дебютировал в ущельях Афганистана.
Во-вторых, масса боеприпаса не 1,5 тонны, как может показаться, а 2 151 килограмм, то есть что-то среднее между заявленными индексами. У бомбы очень толстые стенки и сравнительно малый запас ВВ — чуть больше 430 кг. Скорее, это не классическая фугасная авиабомба, а тяжелый бетонобойный боеприпас.
Но УПАБ-1500 стоит недешево. При этом ФАБ-1500М-54 с УМПК сочетает в себе уже имеющуюся бомбу с элементарным комплектом наведения и столь же простыми крыльями с болтовым креплением. УПАБ-1500 — элитный боеприпас. Сегодня на тысячекилометровом фронте Украины запускаются десятки аналогичных бомб.
На самом деле создание такой большой планирующей бомбы потребовало некоторых усилий. И использование огромной бомбы в бою тоже требует определенных усилий.
В послевоенное время появились модификации ФАБ-1500, которые несколько раз модернизировались, но в итоге частично отправились в утиль. С этим боеприпасом все не так просто. Во-первых, он предназначен для «поражения целей, имеющих прочные железобетонные перекрытия толщиной не менее 2,5 м». Отличное средство для засевших боевиков из «Азовстали»? Конечно, но не только — боеприпас вполне успешно дебютировал в ущельях Афганистана. Во-вторых, масса боеприпаса не 1,5 тонны, как может показаться, а 2 151 килограмм, то есть что-то среднее между заявленными индексами. У бомбы очень толстые стенки и сравнительно малый запас ВВ — чуть больше 430 кг. Скорее, это не классическая фугасная авиабомба, а тяжелый бетонобойный боеприпас.
Здесь два взрывателя на 870 кг взрывчатки и 20—25-метровые воронки глубиной до 6 метров, которые оставляет боеприпас в рыхлом грунте. Бомбы ФАБ-1500 М-54 образца 1954 года и М-62 образца 1962 года , отличающиеся формой, типом и массой взрывчатки — до 680 кг. Меньшая масса ВВ обусловлена толстыми стенками авиабомбы. Трехтонная ФАБ у нас одна — образца 1954 года. Именной этой авиабомбой наносили удары Ту-22М3 по «Азовстали» после объявления ультиматума укронацистам. С собой каждая такая бомба несет 1,4 тонны взрывчатки, для верности оснащенной сразу тремя взрывателями. Сравните это с 480-килограммовой боевой частью «Искандера» и 200—450-килограммовой у «Калибра». Вероятнее всего, когда наблюдатели на Украине говорят о беспрецедентно мощных взрывах, то это как раз ФАБ-3000 М-54. На одном из видео запечатлена воронка диаметром в 80 метров и глубиной 15—20 метров — типичный почерк трехтонного «чугуния». Есть предположение, что сериями таких боеприпасов можно выбомбить пресловутые подземные города «Азовстали» до самого дна.
ФАБ-5000 Но и это еще не все. В арсенале ВКС присутствуют пятитонные и даже девятитонные авиабомбы.
Ещё многое надо доделать, многое усовершенствовать, пройти неминуемый процесс усушки и утряски, но успешная боевая работа полуторками началась. Напомню, что защиты от УМПК у хохлов на данный момент нет. Да, пока случаи применения УМПК этого типа единичны, их пока мало, но думаю в течении месяца промышленность наладит их выпуск на расчётные объёмы и полетят они, как сегодня летят УМПК более скромных калибров под сотню в день по всем направлениям. А в свете того, что с недавних пор УМПК научились бросать не только Су-34 и Су-35 крайних серий, но и Су-34 первых серий, я считаю новость прекрасная. Ах да, и сегодня они полетят таксамо.
ВС РФ ударом бомбы ФАБ-1500 М54 уничтожили командный пункт ВСУ под Соледаром
Если точность сброса заявлена на уровне 5 метров, то диаметр воронки взрыва достигает размеров в 15 метров. Область поражения составляет более 2 квадратных километров. Каждая такая авиабомба содержит 700 кг взрывчатки. Самолет Су-34 в состоянии переносить и одновременно сбрасывать две авиабомбы, оборудованные системой УМПК, и использовать их для атаки на две различные цели.
Радиус поражения чугунными элементами авиабомбы составляет около 200 метров, а мощная ударная волна действует в радиусе до 500 метров. Авиабомба ФАБ-500 М54 имеет общий вес в 1550 кг, с массой боевой части 675,5 кг. Её длинна составляет 2765 метра с диаметром в 630 мм. Некоторые источники утверждают, что авиабомба, оснащенная импульсно-реактивным двигателем, способна планировать на расстояние до 150 км.
Как отметили в компании, боевая кассетная часть бомбы состоит из 15 самонаводящихся поражающих элементов. Бомбу пускают в 30 километрах от цели, после чего она самостоятельно планирует на объект. Непосредственно над целью боевая часть раскрывается и рассеивает поражающие элементы. Каждый суббоеприпас спускается на индивидуальном парашюте, самостоятельно планирует на цель, идентифицирует и поражает её. Одного пуска может хватить, чтобы вывести из строя сразу все машины или серьёзно их повредить. Пилотов научат обращению с «умными» бомбами Эффективность в применении «умных» боеприпасов была оценена на самом высшем уровне. В октябре 2023 года стало известно, что в ВКС будет реализована программа массового обучения лётчиков использованию бомб, оснащённых модулем УМПК. Для этой цели в один из учебных центров ВКС была передана партия фронтовых бомбардировщиков Су-34, оборудованных для применения «умных» бомб. В будущем предполагается увеличить число летчиков, умеющих использовать данные боеприпасы, с целью в дальнейшем наращивать количество ударов «умными» бомбами на всём протяжении фронта. Ранее в интернете публиковалась информация о том, что российские ВКС ведут работу по адаптации «умных» боеприпасов для применения с бомбардировщиков Су-24. Также ведутся работы по улучшению программного обеспечения, используемого для управления модулем. Так что в будущем будет расширяться не только номенклатура используемых бомб, но и число специалистов, способных их использовать, и машин, пригодных для нанесения высокоточных ударов. Противник запаздывает При этом эксперты призывают не считать управляемые бомбы «супероружием». С появлением в распоряжении украинских ВВС американских истребителей F-16, которые могут использовать широкую линейку натовских боеприпасов воздух — воздух, российским бомбардировщикам придётся действовать с большей осторожностью.
Цель — вывести его из строя, а для этого нужно точно попасть в здание, в котором находятся трансформаторы, отвечающие за функционирование станции. Высокоточные КАБ могут сделать эту работу максимально эффективно", — отмечает военный эксперт. Также, по словам Попова, КАБ незаменимы для уничтожения узлов связи и командных пунктов противника. Таким образом высокоточный удар КАБ на несколько недель вывел из строя важнейший командный пункт. Применение такого оружия повышает уровень боевой эффективности самолета как средства поражения как минимум на порядок", — заключает заслуженный военный летчик. Они могут сбрасываться с высоты до 15 км и поражать цели на расстоянии 50 км. Просверлить оборону противника Новейшая планирующая авиационная бомба "Дрель" с дальностью планирования 30 км, созданная российским НПО "Базальт", предназначена для уничтожения бронетехники, радиолокационных станций и средств ПВО противника. Для ее наведения используются системы спутниковой навигации. Американо-украинский аналог Тем временем Украина продолжает получать от своих западных партнеров различные виды вооружений. По данным военного обозревателя калифорнийского интернет-издания The Drive Томаса Ньюдика, аппаратура наведения и управления JDAM представляет из себя аэродинамическую накладку на корпус боеприпаса, который после быстрой модернизации получает крылья и GPS-навигацию. Потенциально истребители МиГ-29 или Су-27, ударные самолеты Су-24 или даже штурмовики Су-25 могут нести JDAM, однако при этом каждый из них придется основательно дорабатывать", — заключает американский журналист. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Применение авиабомбы ФАБ-1500 с УМПК в зоне СВО
В конце мая ФАБ-5000 была сброшена на сосредоточение германских войск в районе Могилёва, а в июле ФАБ-5000 применили в ходе начавшейся Курской битвы. Наряду с этим тактика применения бомб ФАБ-1500М54 несколько отличается от использования крупных ФАБ-250/500. Бойцы армии России ударом высокоточной бомбы ФАБ-1500 М54 с унифицированным модулем планирования и коррекции, по имеющимся данным, уничтожили командный пункт Вооруженных сил Украины на соледарском направлении.
Авиационная бомба ФАБ-1500-М54 с УМПК, пррименяемая российскими ВКС на Украине
Наряду с этим тактика применения бомб ФАБ-1500М54 несколько отличается от использования крупных ФАБ-250/500. Фото: Валентин Капустин / РИА Новости. Истребитель-бомбардировщик Су-34 Воздушно-космических сил (ВКС) России впервые применил бомбу ФАБ-1500 М54 с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК) в ходе спецоперации на Украине. Советская фугасная авиабомба ФАБ-1500 М54 была создана в 1954 году и остается одной из самых мощных бомб в мире.
Россия начала массовое производство самой тяжелой планирующей бомбы - полуторатонной ФАБ-1500-М54
Полковник Баранец: Россия впервые применила бомбу ФАБ-1500, она втрое мощнее «Кинжалов». Появились видеокадры удара управляемой бомбы ФАБ-1500-М54 УМПК по территории огнеупорного комбината в Часов Яре. Выпуск планирующих бомб ФАБ-1500-М54 начат в России.