Среди причин – снижение цен на уголь, повышение стоимости логистики, рост расходов на обслуживание избежание кризиса комиссия Госсовета по энергетике предложила. Цены на сырье отличаются высоким уровнем волатильности, а наблюдаемое снижение цен на энергетический уголь во многом объясняется коррекцией относительно рекордно высоких цен. По данным LSEG, эталонный сорт индонезийского энергетического угля с теплотой сгорания 4200 килокалорий на килограмм (ккал/г) в 2023 году стоил в среднем около 65 долларов за тонну. Экспорт энергетического угля Индонезией превысил 413 миллионов метрических тонн за первые десять месяцев 2023 года, что является новым рекордом, закрепляющим ее статус.
В России вдвое выросло число убыточных угольных компаний
Analysis and key findings. A report by the International Energy Agency. Фьючерсы на энергетический уголь на бирже в Чжэньчжоу потеряли около 8% в среду, еще около 13% в четверг, а сегодня с утра падение с максимумов составляло примерно 30%. Экспортные цены на энергетический уголь из России в III квартале 2023 г. перешли к росту после падения в середине лета и сейчас составляют $79–100/т.
Отказ от российских поставок по политическим мотивам обошелся Китаю удорожанием угля
Российские компании стали продавать уголь за границу с меньшими скидками // Новости НТВ | Угольная промышленность: тематические новости металлургии. Запасы угля на складах и в бункерах оцениваются на 1 февраля на 21 млн тонн, что на 0,1 млн тонн меньше год к году. |
Обвал цен и эмбарго: есть ли перспективы у российских угольных компаний - РБК Инвестиции | Почти половина угольных компаний в России оказались убыточными зимой 2024 года, следует из данных Росстата. |
Исследование: дисконты на российский уголь практически иссякли | Экспортные цены на российский энергетический уголь упали до минимальных значений за три года, с 2021 года, из-за низкого спроса на ключевых рынках в Индии и Китае, пишут. |
Российский уголь осваивается в Индии
Такое сочетание близости и низкой цены, похоже, позволит Индонезии оставаться лидером экспорта угля в оставшуюся часть года, когда потребление угля имеет тенденцию достигать пика в северном полушарии. Недавнее снижение цен на австралийский уголь до самого низкого уровня с середины 2021 года также должно вызвать повышенный интерес к более качественным австралийским сортам со стороны коммунальных предприятий, стремящихся максимизировать выработку электроэнергии при одновременном ограничении выбросов. Но для производителей электроэнергии, которые по-прежнему ориентированы в первую очередь на производство как можно большего количества электроэнергии по минимально возможной цене, индонезийский уголь останется первым выбором. А это означает, что годовой экспорт угля из Индонезии побьет предыдущие рекорды за 2023 год в целом. Подготовлено ProFinance.
В Минэнерго РФ прогнозировали, что показатели добычи и экспорта угля из страны по итогам 2023 года останутся на уровне прошлых двух лет, то есть на уровне 440 млн т и 220 млн т в год соответственно. Иностранные специалисты, да и сами российские чиновники признают невозможность значительного роста поставок угля из-за невысокой пропускной способности нашей транспортной инфраструктуры. Крупнейший в России порт по перевалке угля «Восточный» расположен на побережье Тихого океана и сохраняет конкурентное преимущество для экспорта в Северную Азию и Китай, но увеличение экспорта привело к возникновению «узких мест» на железных дорогах и в морских портах», — утверждают в Минэнерго США. Существование проблем признают и в Минэнерго РФ. Даже используя порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, хотя и здесь мы видим ограничения — нет свободного доступа к этим портам, спрос на российский уголь минимум вдвое превышает наш вывоз на экспорт», — отмечал замминистра энергетики Сергей Мочальников. Этот рубеж пока перешагнуть не получается в силу активного развития Восточного полигона.
Рассчитываем по итогам 2025 года увидеть цифру в 180 млн т, по итогам 2031 года — 210 млн т», — говорил он. Эксперты из Центра стратегических разработок ЦСР полагают, что снижение экспорта самого грязного вида топлива связано в первую очередь с уменьшением доходности поставок. А причин снижения доходности несколько. Кроме того, произошла смена европейского рынка сбыта из-за санкций на азиатский, где логистика поставок значительно дороже. Повлияло и удорожание морской логистики, включая страхование, и смена рынков сбыта, продолжает эксперт. Он также считает, что помимо прочего доходность отрасли снизилась в том числе и из-за роста затрат на добычу из-за импортозависимости по оборудованию в угольной отрасли. Этот фактор компенсируется ростом экспортных доходов в рублевом эквиваленте», — рассуждает эксперт. С выводами аналитика согласны и представители отрасли. Логистика отечественного экспорта угля была кардинально перестроена.
Остальное добирается с Сахалинских проектов и поставками из других портов - Балтики и Черного моря.
Надо ли говорить, что стоимость доставки нефти, например, из Усть-Луги, в обход всей Европы и Азии а сейчас в период нестабильности на Ближнем Востоке, возможно, и в обход Африки зашкаливает. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что инфраструктурные и технологические ограничения, так или иначе, связаны с фактором санкций, даже несмотря на отсутствие прямых запретов. Один из примеров - перевозка российских нефти и нефтепродуктов. Формального запрета на их транспортировку из РФ нет, однако из-за необходимости "обхода" ценового потолка 60 долларов за баррель российские нефтяники вынуждены использовать танкеры, зарегистрированные вне стран "Большой семерки" и ЕС, а также Австралии, Швейцарии и Норвегии. А танкеры из этих стран, как правило, отличаются более высоким сроком эксплуатации. С углем другая история. Китай добывает его больше всех в мире, но ему все равно не хватает, он также и крупнейший импортер угля, а нам наиболее удобен географически. Но поставить больше, чем можно провести по железной дороге, не получается. А издержки российских угольных компаний и без этого возросли. А ведь есть еще Индия, Вьетнам, Пакистан и другие страны - импортеры нашего угля, куда доставка обходится "в копеечку", а объемы поставок опять же ограничены возможностями инфраструктуры.
Чтобы у России была возможность наращивать экспортные поставки угля и сохранить долю на мировом рынке, требуется своевременная и масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, вопросы с внутренней инфраструктурой могут быть решены собственными силами.
К нему призывает Международное энергетическое агентство. Наши эксперты не считают, что это правильный выход из ситуации. Во-первых, уголь — это наиболее доступный для всех энергоноситель, во-вторых, при использовании правильных технологий он может быть экологичней водородной энергетики. Фото: freepik.
Угольный тупик. Почему отказались развивать угледобычу Инты и Воркуты
Экспорт энергетического угля из России практически перестал быть рентабельным из-за глобального снижения цен на сырье. Причиной стало удешевление другого топлива. Все 25 тысяч тонн угля из «пилотной» партии раскупили практически мгновенно, в компании удивились и обрадовались. Среди причин – снижение цен на уголь, повышение стоимости логистики, рост расходов на обслуживание избежание кризиса комиссия Госсовета по энергетике предложила. Экспорт дорогого металлургического угля позволяет производителям компенсировать выпадающие от продажи менее выгодного энергетического доходы. Три четверти добываемого российского угля составляет интересующий нас энергетический уголь. Новости отрасли. Отраслевая новостная лента формируется и обновляется ежедневно.
Экспорту металлургического угля требуется ускорение
Основной проблемой растущей Поднебесной всегда был дефицит энергоносителей, и вот теперь этот вопрос решается на глазах. Причём, речь идёт отнюдь не только о газе. Нулевая ставка будет действовать до конца марта 2023 г. Теоретически Китай не особо зависит от угольного импорта. Международное энергетическое агентство в 2021 г. Но практически импорт позволяет сглаживать пики потребления. Например, в ноябре 2021 г.
Две провинции объявили о планах нарастить добычу по итогам 2024 г. Inner Mongolia планирует увеличить показатель на 9 млн. При этом ранее провинция Shanxi, крупнейшая по добыче угля в КНР, объявила о планах сокращения на 50-70 млн. В январе-феврале производство в Shanxi снизилось на 35 млн. Однако компании не понизили свои цели по выручке, в связи с чем они могут нарастить добычу на фоне падения внутренних цен.
Кузбасс же радует качеством. Достаточно высокая теплота сгорания, малая зольность шлакообразование и влажность содержание влаги в топливе по понятным причинам нежелательно: в процессе сгорания часть энергии расходуется на испарение, повышается коррозийность. Благодаря своим качествам кузбасские угли идут главным образом на коксование продуктом которого является топливо без которого немыслима металлургия и экспорт главным образом в Китай с огромной долей угольной генерации. Угли Сибири все-таки более-менее возможно и иногда даже целесообразно транспортировать в Европейскую часть. Что касается месторождений еще восточнее, то для энергоснабжения европейской части России они нецелесообразны вовсе. Однако, их значение становится важным при условии, если заявления политиков о развитии удаленных районов, увеличении там промышленности, станут явью. В частности, в Якутии расположено крупнейшее месторождение коксующегося угля: Эльгинское месторождение. Интересным пунктом идет вопрос газификации: при переработке угля можно выделить синтез-газ, который можно использовать в качестве топлива на газовых турбинах. Помимо прочего, за счет очистки снижается процент выбросов продуктов неполного сгорания. Однако процесс газификации достаточно затратен. Маловероятно, что уголь с переработкой не потеряет своей привлекательности. Конечно, за счет эффекта масштаба при переработке можно снизить затраты на переработку, но важно помнить, что он же применим и к неугольной энергетике. По этим причинам газификация угля не занимает сейчас в теплоэнергетике лидирующее положение. Еще одним способом повышения эффективности может быть работа паровых турбин на паре с закритическими параметрами. Основная проблема кроется в выборе конструкционных материалов. Примеры такого повышения технологичности имеются например в Китае , но здесь и сейчас Россия едва ли может себе это позволить. Еще один способ, пусть и временный — это увеличивать сроки эксплуатации. При высокой доле капитальных затрат время жизни электростанции удешевляет стоимость энергии. Причем, это касается как ремонта, так и обновления оборудования, так как нужная инфраструктура уже имеется. Но данный подход чреват устареванием и износом, что повышает риски возникновения аварий и издержек на ремонт. Резюмируя вышесказанное мы получаем следующую картину: при некоторых условиях повышение доли использования угля возможно. Главным образом за счет снижения затрат на топливо, так как угля у нас много и он дешевый. При этом вопрос большой доли капитальных затрат всегда будет преследовать ПТУ. Из-за этого нет уверенности, что в Европейской части России когда-либо в обозримом будущем будут вводиться новые паротурбинные агрегаты скорее будут работать над продлением эксплуатации уже действующих теплоэлектростанций.
Другие крупные действующие бассейны сохранят свои экспортные приоритеты. Фактор неопределенности в вопросе будущего спроса на коксующийся уголь — крупнейшие коксохимические предприятия ДНР и ЛНР: Коксохимическая промышленность новых территорий столкнется с рядом сложностей в ближайшем будущем. Существует неопределенность относительно состояния предприятий, и многие из них потребуют тщательного обследования и масштабного капитального ремонта. Однако, к 2026—2027 годам, когда российская коксохимическая промышленность полностью перейдет на использование угля Кузбасса, не ожидается дефицита сырьевой базы для коксования. Поэтому, несмотря на сложности, растущий спрос на коксующийся уголь будет удовлетворен. Экспортный потенциал Влияние пятого пакета санкций ЕС на экспорт энергетического и коксующегося российского угля создает неопределенность для перспектив его отгрузки. Из-за полного прекращения поставок в европейские страны, отечественный коксующийся уголь направился к портам Северо-Запада и Дальнего Востока. Это привело к перегрузке транспортной инфраструктуры Восточного полигона, которая уже работала на пределе своей пропускной способности. Серьезные проблемы с отправкой экспортной продукции возникли у российских угольщиков из-за «Поворота на Восток». В прошлом году добывающие компании не смогли нарастить экспорт энергетического угля из-за конкуренции с контейнерными перевозками. Однако коксующиеся сорта угля пострадали от этого в меньшей степени, благодаря более высокой маржинальности.
Рынок коксующегося угля остался премиальным после пика энергокризиса
Четыре проблемы мешают Донбассу «дать стране угля» | Действие экспортной пошлины на уголь может быть приостановлено на 4 месяца, начиная с 1 мая, пишет ТАСС со ссылкой на источники. |
Экспортную пошлину на уголь могут отменить с 1 мая | Экспорт угля мы планируем удержать на прошлогоднем уровне, хотя уже сейчас, на фоне снижения мировых цен, эксперты выражают сомнения, что это получится сделать. |
Уголь: последние новости и статьи | Поэтому до конца холодного сезона цена на энергетический уголь должна остаться на уровне выше 100 долларов за тонну, а коксующегося – под 200 долларов, прогнозирует Алексей. |
Российский уголь осваивается в Индии
Также определенную роль в сложившейся ситуации может играть дешевый индонезийский уголь, добавил эксперт. Эксперт напомнил о набирающей обороты стратегии зеленого перехода в энергетике в некоторых развивающихся странах, что, в свою очередь, негативно сказывается на спросе на уголь как на неэкологичный вид топлива. Следует понимать, что цены на уголь всё равно по-прежнему остаются на уровнях выше исторических средних», — заключил Шатов.
Если экспорт энергетического угля из России в период с 2021 по 2023 гг. Разнонаправленная динамика связана, в том числе, с освоением Эльгинского месторождения Якутии, где добыча коксующегося угля выросла с 5,4 млн т в 2021 г.
Ввод в строй железнодорожной ветки «Эльга-Чумикан», намеченный на 2025 г.
Стоит также отметить, что внутренняя добыча угля в Китае также растет: добыча в ноябре достигла рекордного уровня в 13,8 млн тонн в день, превысив предыдущий пик в 13,5 млн тонн, зафиксированный в марте прошлого года. Несмотря на рост внутреннего производства, импорт оставался конкурентоспособным из-за более низких цен на основные сорта индонезийского и австралийского угля, которые составляют основную часть импорта Китая. Экспорт энергетического угля из Индонезии в декабре достиг 48,05 млн тонн, что является максимальным показателем с марта прошлого года, при этом львиная доля приходится на Китай — 20,99 млн тонн, что также является максимальным показателем с марта. Индия Одна из причин, почему высокий спрос на индонезийский энергетический уголь не проявляется в повышении цен, заключается в том, что Индия, второй по величине импортер угля, сокращает закупки. В декабре Индия импортировала 15,53 млн тонн морского энергетического угля по сравнению с 17,65 млн тонн в ноябре. Стоит также отметить, что Индия несколько диверсифицировала своих поставщиков угля, забирая большие объемы из Южной Африки, при этом импорт из ЮАР как в Атлантический, так и в Индийский бассейны вырос до 2,78 миллиона тонн в декабре с 2,67 миллиона в ноябре.
Однако особой разрядки не произошло, что очевидно. Зато для внутреннего рынка опрометчивый шаг принес удорожание в разгар сезона повышенного потребления электричества и любой другой энергии. Для компенсации роста и стабилизации рынка испытавшего недоумение и шок возможны лишь два варианта — увеличение собственного производства и возобновление полномасштабных поставок из России. У РФ есть свои проблемы с поставками сырья на рынок Поднебесной, однако в любом случае сотрудничество добывающей отрасли нашей страны с китайскими клиентами выгодно обеим сторонам. Твердое российское топливо обходится значительно дешевле, чем импорт из Австралии, а более короткое, тем более наземное плечо доставки из РФ также снижает общую себестоимость грузов.
В России вдвое выросло число убыточных угольных компаний
По данным Shanghai Shipping Exchange, стоимость перевозки тонны угля из Индонезии в Китай в настоящее время составляет около 8—10 долларов США по сравнению с 14—15 долларами за тонну рейса из Австралии в Китай. Время в пути из Индонезии до крупных центров импорта угля в Китае и Индии также примерно вдвое меньше, чем из Австралии, что дает индонезийским экспортерам преимущество в заключении спотовых сделок на срочные грузы. Такое сочетание близости и низкой цены, похоже, позволит Индонезии оставаться лидером экспорта угля в оставшуюся часть года, когда потребление угля имеет тенденцию достигать пика в северном полушарии. Недавнее снижение цен на австралийский уголь до самого низкого уровня с середины 2021 года также должно вызвать повышенный интерес к более качественным австралийским сортам со стороны коммунальных предприятий, стремящихся максимизировать выработку электроэнергии при одновременном ограничении выбросов. Но для производителей электроэнергии, которые по-прежнему ориентированы в первую очередь на производство как можно большего количества электроэнергии по минимально возможной цене, индонезийский уголь останется первым выбором.
Например, в США основные запасы коксующегося угля сосредоточены в регионе Аппалачи на востоке страны, где основным является подземный способ добычи, который в сравнении с открытым способом требует использования как большего количества рабочей силы, так и оборудования меньшей мощности. При этом перед отправкой на экспорт такое сырье перерабатывается на обогатительных фабриках с целью извлечения золы и серы, что приводит к снижению выхода продукции. Однако эти издержки, в конечном счете, компенсируются более высокой стоимостью сырья. Коксующийся уголь является растущим сегментом российского угольного экспорта.
С 2017 по 2022 год донецкий уголь хоть как-то экспортировался на Украину, в ЕС, а также понемногу в Турцию и страны Ближнего Востока. Здесь мог бы помочь мариупольский порт, однако прямого железнодорожного сообщения между Мариуполем и Донецком нет. В районе Еленовки полотно простреливается ВСУ еще с 2014 года. И до тех пор, пока линию фронта не отодвинут, наладить экспорт угля по кратчайшему пути через порты северного Приазовья не получится. Как следствие, на экспорт с начала 2023 года было отгружено 8,6 тыс. А в условиях затянувшихся боевых действий особых надежд на рост внутреннего потребления угля нет. Ведь потребление электроэнергии жителями и предприятиями явно сократилось. Луганская ТЭС с середины прошлого года работает на природном газе. Маломощная и старая Мироновская ТЭС в последние годы производила тепловую энергию без выработки электричества, а Углегорская сильно пострадала при освобождении ЛНР, и перезапустят её, в лучшем случае, в конце текущего года. Возможно, ситуация изменится после освобождения всей территории ДНР, но каких-либо сроков по понятным причинам здесь устанавливать не получается. Инфраструктура и безопасность Вопрос о будущем шахт ожидаемо встал ребром сразу после присоединения республик. Глава ЛНР Леонид Пасечник во время встречи с президентом Владимиром Путиным в конце декабря ходатайствовал о сохранении шахт в госсобственности. Несмотря на отсутствие в России государственных угольных предприятий, президент не возражал. Но в качестве встречного условия он поставил обеспечение безубыточной работы. В ДНР же решили пойти по более простому и проверенному пути — приватизировав государственные шахты. К моменту включения ДНР в состав России там было пять государственных унитарных предприятий с 16 шахтами, из которых работали девять. Плюс 46 частных шахт, из которых на 18 велась добыча. С инфраструктурой и оборудованием на госпредприятиях просто беда. Если еще в 2017 году главной проблемой был крепёжный лес, то теперь он уже не поможет. Государственные шахты свыше 30 лет, то есть с момента обретения Украиной независимости, работали без реконструкции и модернизации. Защиту от обстрелов тоже, в принципе, обеспечить невозможно — на шахту имени Засядько в Киевском районе Донецка может «прилететь» из ствольной артиллерии, а до остальных добивают РСЗО и авиационные ракеты.
Однако декабрьский объем по-прежнему более чем на 1 миллион тонн отставал от 11,87 миллиона тонн, импортированных за тот же месяц в 2022 году. Южная Корея импортировала 7,30 млн тонн в декабре 2023 года, по сравнению с 6,10 млн в ноябре, но ниже, чем 7,55 млн в декабре прошлого года. Пик нынешней северной зимы также значительно ниже пиков зимы 2022—2023 годов около 415 долларов за тонну , когда цены были очень высокими на фоне опасений, что потери поставок российского угля и трубопроводного природного газа в результате украинского конфликта вызовет энергетический кризис в Европе. Общая картина рынка морского энергетического угля в Азии такова, что предложение выросло настолько, что компенсировало высокий спрос со стороны Китая. Перспективы на первый квартал 2024 года во многом будут зависеть от того, продолжит ли Китай отдавать предпочтение импорту или же внутреннее производство будет занимать большую долю производства электроэнергии, а альтернативы неископаемому топливу — гидроэнергетика, ветровая и солнечная энергия — также будут расти.
Уголь в мире
энергетический уголь, экспорт, проблемы, западные санкции Поставки российского угля на Восток ограничены пропускной способностью инфраструктуры. Весной ситуация усугубилась. Стоимость энергетического угля, который составляет 85% российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 года из-за низкого спроса. Действие экспортной пошлины на уголь может быть приостановлено на 4 месяца, начиная с 1 мая, пишет ТАСС со ссылкой на источники. Снижение экспорта российского угля в конце 2023 года имеет исключительно экономическую причину — поставки стали не столь доходны, в целом по итогам года экспорт практически.
Энергетический уголь: тематические новости металлургии.
Экспортная пошлина на уголь сначала была установлена с 1 октября 2023 г. В частности, предполагалось, что при курсе 80-85 руб. В конце декабря действие данной меры было отменено, в том числе по причине низких цен на мировом рынке и ограничениями на провоз в восточном направлении по системе РЖД. Тогда же Минфин заговорил о том, что рассматривается увеличение НДПИ для угольщиков с 1 апреля на 380 рублей за тонну.
Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в пятницу во время брифинга. На фоне введения западных санкций снижение ВВП в России в 2022 году может в два раза превысить прогнозы властей, сказал в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский.
Он отметил, что высокие цены на сырье сейчас играют в пользу России. Есть отрасли, которым окажут поддержку. Это добыча сырья, нефть, газ, уголь, металлургическая продукция, удобрения, часть продовольствия. США под предлогом борьбы с «кровавым режимом» в России хотят получить доступ к энергетическому рынку Европы. По его словам, Вашингтон давно борется за энергетический рынок Европы и готов «впиться в него зубами», но этому сильно мешала «зеленая повестка» европейцев и связанная с ней риторика.
Все эти проблемы с перевозкой угля, высокими ставками и пошлинами заставляют угледобывающие компании искать другие пути реализации своего чёрного топлива. Уголь чёрный или серый? Правительство России «обрадовало» угольщиков и ещё одной инициативой.
Помимо возвращения экспортной курсовой пошлины, в перспективе ещё и увеличение НДПИ. Таким способом кабмин хочет компенсировать выпадающие доходы бюджета — оценены в 150 млрд рублей ежегодно по курсу доллара в 90 рублей. Что тут можно сказать?
Видимо, только то, что такими мерами кабмин сам загоняет угледобытчиков в «серую зону»? Но проблема эта — обоюдоострая. Как работает «серая схема»?
Оказывается, всё не так сложно. Но сначала нужно пояснить разницу в добываемых углях. А вот высококачественный коксующийся уголь марки «К», без которого не могут работать металлурги, поддерживая и наращивая спрос на него, стоит почти 17 тысяч рублей за тонну.
И вот экспорт угля «К» позволяет производителю не уходить в минус, компенсируя возможные убытки от продажи менее теплоёмкого дешёвого сырья. Но, как говорится, денег много не бывает, и экспортёры зачастую используют теневые схемы. Коксующийся уголь под видом более дешёвого каменного и бурого продают «серым» трейдерам.
Тем самым занижается выручка, а после реализации коксоугля на экспорт как металлургического уже самими трейдерами — разделяют внушительные прибыли, зачастую выводя их в офшоры. То есть, очевидно, что бюджет страны этих денег не получает. И здесь уже вопрос к угольщикам: а не сами ли они создают почву, для «нестандартных» решений правительства по ним?
Проблемы падения цен — это объективная реальность, да. Но лишать бюджет доходов — наверное неправильно, да? Что делать?
Апрель 25, 2024 Просмотров: 19 Правительство может поддержать угольную отрасль отменой экспортных платежей с 1 мая текущего года. Необходимость скорейшего решения данного вопроса неоднократно озвучивалась как угольными компаниямии, так и лично Губернатором Кузбасса Сергеем Евгеньевичем Цивилевым на возгавляемой им Госкомисии по энергетике.