Новости чей сын александр македонский

сын Македонского, умерший подростком.-0. Одну из них археологи вскоре назвали усыпальницей царя Филиппа II — отца Александра Македонского. У Александра было четыре сына и дочь.

UfoSpace.net

  • Олимпиада Эпирская - великая мать, которую избегал Александр Македонский
  • Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции
  • Александр I Македонский - Alexander I of Macedon
  • Олимпиада / Мать Александра Македонского / Колдунья или мать Бога? / Уроки истории /
  • Александр Македонский
  • Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023

В Греции нашли гробницу сына Александра Македонского

Несмотря на то что прямые потомки Александра Македонского не смогли удержать власть, его культурное и генетическое наследие продолжает жить в современных народах. Одним из таких народов являются македонцы, живущие в современной Республике Северная Македония. Исследования, проведенные учеными из Македонской академии наук и искусств, показали, что македонцы имеют сходство с древними македонцами, которые были основной этнической группой во времена Александра Македонского. Кроме македонцев, другим народом, который может считаться потомками Александра Македонского, являются греки. Во время своих завоеваний Александр распространял греческую культуру и язык на новые территории, что привело к созданию эллинистической цивилизации.

Филипп бросился на сына, обнажив меч, но по счастью для обоих гнев и вино сделали своё дело: царь споткнулся и упал. Александр, издеваясь над отцом, сказал: «Смотрите, люди! Этот человек, который собирается переправиться из Европы в Азию, растянулся, переправляясь от ложа к ложу».

Александр, 9. Царевич уехал вместе с матерью в Эпир, к своему дяде Александру , а оттуда — к иллирийцам , заклятым врагам Македонии. Известно, что Олимпиада побуждала своего брата начать войну с Филиппом; возможно, её сын сделал такое же предложение иллирийцам. Филипп вскоре прислал к Александру в качестве своего доверенного лица Демарата из Коринфа и добился возвращения сына в Пеллу [45] , но окончательное примирение между ними так и не произошло [46] [47]. Ещё раз отец и сын поссорились из-за переговоров с правителем Карии Пиксодаром 337 год до н. Между ним и македонским царём шли переговоры о союзе, который должна была закрепить свадьба между дочерью Пиксодара Адой и сыном Филиппа II Арридеем. Александр воспринял это как ущемление его прав.

Он направил в Карию своего друга Фессала с сообщением, что сам готов жениться на Аде. Это предложение пришлось Пиксодару по душе и он ответил согласием. Вмешательство в свои планы Александра могло быть воспринято Филиппом в качестве узурпации царской прерогативы устраивать браки представителей правящей династии. Также царь был крайне недоволен срывом своих военных и политических планов. Филипп II, узнав о таком повороте, немедленно прервал переговоры, а сына разбранил, «называя человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров». Многие друзья царевича — Неарх , Птолемей , Гарпал , Эригий , Лаомедон — были изгнаны, а Фессал был закован в цепи [48] [49] [50]. В 336 году до н.

Филипп попытался нейтрализовать своего шурина Александра Эпирского, выдав за него свою дочь от Олимпиады Клеопатру. В день свадьбы в Эгах , в присутствии Александра, царь был заколот своим телохранителем Павсанием. Точных данных о мотивах убийцы в источниках нет: по официальной версии, Павсаний мстил за личную обиду, но ходили слухи, что Александр и Олимпиада были осведомлены о его планах или даже сделали его своим орудием [51]. Участие царевича в заговоре считается вероятным, но недоказуемым [7]. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём вероятно, по указке Антипатра [52]. Начало правления [ править править код ] Греция и Македония в 336 году до н. Гибель отца Александр использовал для того, чтобы расправиться со всеми потенциальными источниками угрозы для своей власти.

Двоих Линкестидов представителей княжеской семьи из Линкестиды в Верхней Македонии , Арравея и Геромена , распяли на крестах у могилы Филиппа [52] [53]. Был убит Аминта , двоюродный брат и зять Александра; один источник сообщает о родном брате царя Каране , которого тоже убили [54] ; Аттал был казнён по обвинению в измене [52] , и его участь разделили все ближайшие родственники мужского пола. Наконец, Олимпиада принудила к самоубийству последнюю из жён Филиппа, Клеопатру, а её новорождённую дочь приказала убить. В результате у Александра не осталось потенциальных врагов внутри Македонии [55] [56]. Знать и народ новый царь привлёк на свою сторону отменой налогов, не обращая внимания на пустую казну и 500 талантов долга [57]. На момент прихода Александра к власти Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию , но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря, ранее контролировавшееся независимыми греческими полисами. В зависимом от него положении находились Эпир там правил шурин и зять Филиппа, обязанный ему престолом , Фессалийский союз Филипп был его тагом и Коринфский союз , включавший всю остальную Грецию, кроме Спарты , и признавший Филиппа своим гегемоном с широкими полномочиями [58].

Греки формально подчинялись не Македонии, а её царю и после гибели последнего сочли себя независимыми. Враги Македонии в Афинах открыто радовались убийству Филиппа, а Фивы и Амбракия попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны [59]. В этой ситуации Александр действовал решительно. Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы изъявили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократору в предстоявшем походе на персов; многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны [60] [61] [62]. Александр: — Проси у меня что хочешь!

Диоген : — Не заслоняй мне солнца! По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца» [63]. Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» [64]. Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии , чтобы она предсказала его судьбу, и услышал в ответ: «Ты непобедим, сын мой! Александр прервал пифию словами: «Ни слова больше! Тем временем на севере готовились к войне войне иллирийцы и трибаллы. Царь решил нанести упреждающий удар: весной 335 года до н.

В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами. Правитель последних Сирм укрылся на острове Певка на Истре. На северном берегу реки собрались войска племени гетов , и Александр счёл это вызовом [65] : на подручных плавучих средствах он переправил армию через Истр, разбил гетов и тем самым лишил трибаллов последней надежды на успех [66]. Приняв капитуляцию этого племени, Александр двинулся в Иллирию. Там он осадил крепость Пелион , был окружён врагами, но смог прорваться, а потом обманным манёвром выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил [67] [68] [69]. В ходе этого похода март—май 335 года до н.

Женщина была его женой, а младенец — ее сыном. По имеющейся информации все трое были убиты по приказу предыдущей жены Филиппа II — Олимпиады, которая таким образом хотела расчистить» путь на трон своему сыну Александру, который в дальнейшем и стал великим завоевателем. Вторая гробница Во второй гробнице были найдены останки мужчины и женщины, которая, судя по всему, при жизни была ловкой наездницей. Ученые считают, что это останки сводного брата Александра, царя Арридея, и его супруге, известной как «воительница» Адея Эвридика.

Считается, что слабоумным он стал не случайно, а в результате козней царицы Олимпиады. Будто бы та поила мальчика в детстве специальной отравой, «отнимающей разум». Всё это, чтобы устранить потенциальную угрозу от своего сына Александра. Собственно, этот Филипп Арридей и уцелел лишь потому, что был клиническим идиотом.

То есть совершенно не опасным человеком. Но, как говорится, на безрыбье и рак — рыба. Раз не было полноценных наследников завоевателя — в ход пошли наследники «неполноценные». Вскоре у Роксаны родился мальчик.

Его назвали Александром — в честь отца. Казалось бы, наследник есть! Но не тут-то было. Македонская пехота воспротивилась: им было не по сердцу, что их царём будет сын азиатки.

Генералам пришлось пойти на компромисс. Решили, что царей будет двое: полуазиатский младенец Александр и чистокровный македонец Филипп Арридей. Но в итоге, империя — конечно же — «пошла вразнос». Ведь ни тот, ни другой царь не способны были выполнять свои обязанности — один из-за своего возраста, другой из-за своего кретинизма.

Страну стали растаскивать на части полководцы Александра. В империи началась междоусобная борьба. И важную роль в начавшемся хаосе сыграли две женщины: царица-мать Олимпиада и жена слабоумного царя Филиппа Арридея — Эвридика. А что же вдова Александра — Роксана?

Увы, она была азиаткой. Поэтому никакого значения для македонцев поначалу! Но потом и она внесла свою лепту. Проклятие повешенной царицы Молодая и прекрасная Эвридика стала женой кретина, разумеется, по расчёту.

Она хотела сама быть правительницей — при идиоте-муже это было вполне реально. Поняв, что всё царство Александра генералы ей не отдадут, Эвридика пыталась «застолбить» за собой хотя бы Македонию. Но вот беда: именно там проживала стареющая мать Александра — Олимпиада. И она вовсе не хотела подчиняться какой-то молоденькой наглой «пигалице».

Началась «женская война». Поначалу удача способствовала Эвридике. Но затем беглянка договорилась с интервентами родным братом — царём Эпира , и те помогли ей вернуть престол. Эвридику и её слабоумного мужа-царя схватили.

Please wait while your request is being verified...

Лишь пойдя на сближение с местной знатью, в 327 г. Александр Македонский покончил с сопротивлением. Статер Александра Македонского, золото. На аверсе — голова богини Афины; на реверсе — богиня Ника. Малая Азия. Теперь он мечтал о достижении Внешнего океана, где, как полагали греки, кончается ойкумена. Поход в Индию начался весной 327 г.

Александру Македонскому пришлось столкнуться с многочисленными, но разрозненными противниками. На реке Гидасп он нанёс жестокое поражение царю Пору и подчинил обширные территории в бассейне реки Инд. У реки Гифасис войско, измученное походами и тяжёлыми климатическими условиями тропиков с их ливнями, отказалось идти дальше. Александр Македонский был вынужден уступить. Спустившись вдоль Инда к Индийскому океану, он осенью 325 г. Этот поход оказался особенно трудным, войско едва не погибло от голода и жажды в сожжённой солнцем пустыне.

С большим трудом Александр Македонский достиг Суз, флот несколько ранее вошёл в устье Евфрата. Поход завершился в начале 324 г. За 10 лет восточного похода армия прошла около 19 тыс. Созданная Александром Македонским держава столицей которой был объявлен Вавилон простиралась от Египта до берегов Инда и от Чёрного моря до Персидского залива. Перед Александром Македонским встала новая задача: организация управления своей разрозненной державой. В его политике прослеживается тенденция сгладить противоречия между завоевателями и побеждёнными.

Он привлекал к управлению местную, особенно персидскую знать но под конец его жизни во главе большинства сатрапий стояли македоняне. Внешнее выражение «политика слияния народов» нашла в пышной свадьбе в Сузах, когда в один день 10 тыс. Александр Македонский не внёс коренных изменений в административную систему Ахеменидов, сохранив сатрапии, но разделил административное, военное и финансовое управление завоёванными областями. Предметом особых забот Александра Македонского была армия, в которую он включил 30 тыс.

Местное ташкентское предание прибавляет к этому, что Зуль-карнайн вышел из подземного своего странствования на теперешнем Шайхантаурском кладбище и расплескал там несколько капель живой воды, которую вынес с собою из-под земли. От этих капель выросли деревья — савр или сарв 6 , стволы которых и до сих пор, но уже без коры и листьев, стоят на Шайхантаурском кладбище и считаются неприкосновенными, священными.

По другому, преданию, к нашей Голодной степи приурочивается легендарный случай с цирюльником Александра, о чем в сочинении имама Сююти 7 только кратко упомянуто и притом без определенного указания на место действия. Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском. Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг. Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах.

Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн. С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка. Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12.

Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия.

Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16. Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос.

Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки. Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17. В газете «Каспий» напечатана целая легенда на эту тему.

По легенде, Александр Македонский имел на обоих висках два роговидные отростка и потому никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которой прикрывал свои рога. А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости. Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!.. Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба!

Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове». И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове. Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове».

До IV века до н. Македония была небольшим и слабым царством, страдавшим от вторжений фракийцев и иллирийцев с севера, от эллинской экспансии с юга; хотя македоняне говорили, по-видимому, на одном из диалектов греческого языка , греки считали их варварами [4]. Дед Александра Аминта III , принадлежавший к младшей ветви династии и захвативший власть путём убийства предшественника, сохранил своё положение только благодаря лавированию между разными государствами Эллады. Его сын Филипп II смог резко увеличить государственные доходы, создать сильную армию , подчинить князей Верхней Македонии , разбить северных соседей и начать по одному покорять греческие полисы. Женой Филиппа и матерью Александра была эпирская царевна Олимпиада — дочь царя Неоптолема I из династии Пирридов , чьё происхождение возводили к Ахиллу [5] [6]. Таким образом, Александр и по мужской, и по женской линиям считался потомком богов и величайших героев древности. Осознание этого факта существенно повлияло на формирование его личности [7]. Филипп II был женат в общей сложности семь раз, причём жил со всеми жёнами одновременно [8]. Полнородной сестрой Александра была Клеопатра. Арридей был на год старше брата [9] , но страдал слабоумием, так что Александр считался единственно возможным наследником своего отца [10]. Рождение и детство Художник Франсуа Шоммер. Александр Великий, укрощающий Буцефала. Александр родился в 356 году до н. По преданию, это произошло в ночь, когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской , одно из « Семи чудес света », и персидские маги сразу интерпретировали этот пожар как знамение будущей катастрофы для их державы. Гегесий из Магнесии впоследствии дал этому совпадению другое объяснение: «Нет ничего удивительного в том, что храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет» [11]. Царь Филипп , в то время осаждавший Потидею , согласно источникам, получил известие о рождении сына в день взятия города; другие гонцы в тот же день сообщили ему о большой победе македонян в битве с иллирийцами и о том, что его скаковая лошадь оказалась самой быстрой на Олимпийских играх [12]. Впрочем, поскольку всевозможные знамения всегда сопровождали рождение и жизнь великих людей античности [13] , информацию обо всех этих совпадениях учёные признают легендарной [14]. Точный день рождения Александра неизвестен. Плутарх пишет о «шестом дне месяца гекатомбеона , который у македонян называется лой». Многие историки принимают за 1 день гекатомбеона 15 июля, а рождение Александра датируют соответственно 20 июля, но есть мнения в пользу 21 и 23 чисел [15]. В то же время Аристобул из Кассандрии сообщает, что царь прожил 32 года и 8 месяцев [16] , а значит, родился осенью; согласно Демосфену , македонский месяц лой соответствовал не гекатомбеону, а боэдромиону , то есть приходился на сентябрь—октябрь. Поэтому есть ещё одна предположительная дата рождения — период с 6 по 10 октября [17]. Ребёнок был назван в честь его предка Александра I , прозванного «Филэллином» «другом греков» [5] , и здесь мог быть политический подтекст [18]. В течение всего детства царевича его отец постоянно был в походах, так что большую часть времени ребёнок проводил с матерью. Та была женщиной «тяжёлого нрава», «ревнивой и скорой на гнев» и испытывала к мужу сильную неприязнь [19] ; вероятно, она часто критиковала Филиппа в присутствии сына, из-за чего у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: Филипп вызывал его восхищение и одновременно был ему неприятен [20]. Первым наставником царевича стал родственник Олимпиады Леонид из Эпира , обращавшийся с Александром очень строго тем не менее привязанность к нему Александр сохранил на всю жизнь. Леониду подчинялся ещё один воспитатель, акарнанец Лисимах ; известно, что он называл царевича Ахиллом, а себя — Фениксом. В компании ровесников-аристократов Александр начал получать типичное для своей эпохи образование, включавшее обучение чтению, счёту и письму, гимнастику, музыку, изучение классической литературы в первую очередь поэм Гомера , геометрии, начал философии [21] [22]. Ребёнок был очень вспыльчивым и чувствительным, но при этом проявлял любознательность и прилежание [23]. В источниках есть целый ряд историй, показывающих незаурядные способности юного царевича [24]. Так, однажды Александр принял персидских послов в отсутствие отца и «не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяжённости дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов»; удивлённые послы увидели в мальчике «величие замыслов и стремлений». В другой раз Александр смог объездить неукротимого коня Буцефала , поскольку понял, что тот просто боится собственной тени. После этого Филипп, согласно Плутарху, воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала! В 343 или 342 году до н. Филипп решил отправить сына вместе с другими знатными юношами в город Миеза [26] [27] — возможно, чтобы разлучить его с матерью [28]. С этого времени до 340 года до н. Источники не дают чёткой информации о том, чему Аристотель учил царевича [31]. Предположительно Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию [32] [33]. Он основательно познакомился с греческой литературой : известно, что Александр очень любил и часто перечитывал « Илиаду » Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать [34] , хорошо знал « Анабасис » Ксенофонта, трагедии Еврипида , стихи Пиндара , Стесихора , Телеста , Филоксена и других поэтов [28] [35] , « Историю » Геродота [36]. Юность Не позже 342 года до н. Филипп официально признал сына наследником македонского престола [37]. Весной 340 года до н. Александр, которому шёл тогда шестнадцатый год, был вызван отцом в Пеллу; царь отправился осаждать греческие города Пропонтиды , а сына оставил в столице в качестве регента , но под присмотром опытных полководцев Антипатра и Пармениона. В это время против Македонии восстало фракийское племя медов [en] ; царевич разбил восставших и основал в их землях город Александрополь по аналогии с Филиппополем , который его отец назвал в свою честь [38] [28]. Два года спустя Александр был рядом с отцом, вторгшимся в Среднюю Грецию. В решающей битве при Херонее он по-видимому, снова опекаемый Антипатром и Парменионом командовал конницей гетайров на левом фланге и возглавил атаку, решившую исход сражения: ему удалось уничтожить фиванский Священный отряд , а потом разгромить весь правый фланг противника [39] [40]. После заключения мира Александр возглавил делегацию, привёзшую в Афины пепел погибших воинов [41].

Он пронесся быстро, как метеор, и тем ярче было сияние, которым окружило его воображение потомства» 3. Автор «Культурной истории классической древности» Я. Фальке так характеризует молодого Македонского царя: с ничтожным сравнительно войском Александр совершил дела, перед которыми бледнеет все, что мы знаем из сказаний и баснословных рассказов прежнего времени. С быстротой и ослепительным блеском метеора Александр проходит территорию, составлявшую тогдашний мир, оставляя в тоже время глубокие, неизгладимые следы своего краткосрочного пребывания в стране. Он обладал всеми качествами героя в такой степени, как едва ли кто-либо другой, всеми качествами, необходимыми для выполнения тяжелой задачи, возложенной на него всемирной историей. Александр брал с собою в поход, говорит Плутарх, то, что дает наибольшую надежду на успех: благочестие по отношению к богам, честность, простоту, умеренность, веселое расположение духа с презрением к смерти, дар слова и правдолюбие, спокойную обдуманность и быстроту в действиях, славолюбие и твердую волю во исполнение того, что он считал справедливым. Перед началом сражения он хладнокровно и обдуманно распределял все, согласно составленному плану, принимая в соображение даже качество почвы и силу или бессилие врага. Потом он бросался вперед с невообразимыми энергией и мужеством, с неодолимою силою льва, во главе своих избранных всадников, на неприятеля, увлекал за собой своих солдат в неустрашимом самозабвении и решал судьбу битвы личною храбростью. Нужно ли было переходить реки, как бы последние не были широки и глубоки, или завладеть городами и крепостями, как бы высоко они не лежали и как бы неодолимы ни были их стены, изобретательный ум Александра всегда находил средства и пути для преодоления препятствий, стремясь как бы покорить себе течение и силу воды, подняться на высоту и опрокинуть стены. Наряду с изобретательностью, в Александре была сила, выносливость в борьбе с трудностями и лишениями. По страшным бесплодным пустыням он шел вместе со своими солдатами, вместе с ними пересиливал голод и жажду; ласковым, ободряющим словом и своим примером он умел поддерживать унывающих, а ропщущих побуждать к новым усилиям. Молодой красавец в греческом смысле, он, когда был спокоен, то очаровывал окружающих кротки выражением своего лица, легким румянцем на щеках, нежною томностью взгляда и тем даже, что голова его была немного наклонена влево; его резкие движения, от которых развивались его волосы, его сверкающий взгляд и сильный голос обличали в нем героя 5. Нужно ли удивляться, что Александр оставил неизгладимую память по себе везде, где был? Его имя сделалось известным всему древнему миру. В настоящее время не только грамотные наши туземцы, но и большинство неграмотных знают Македонского царя под именем Искандера Зуль-карнайна и рассказывают о нем некоторые предания, частью общие всему Востоку, частью же приурочивают к данному месту некоторые из этих преданий. Так, например, у известного мусульманского автора Таляби, рассказывается, что Зуль-карнайн при помощи друга своего, ангела Рафаила, узнал, где находится источник вечной живой воды и отправился в подземное мрачное царство, в котором после 24-летнего странствования достиг чудесного источника, напился воды его, выкупался, совершил религиозное омовение и даже вымыл там свои запылившиеся одежды. Местное ташкентское предание прибавляет к этому, что Зуль-карнайн вышел из подземного своего странствования на теперешнем Шайхантаурском кладбище и расплескал там несколько капель живой воды, которую вынес с собою из-под земли. От этих капель выросли деревья — савр или сарв 6 , стволы которых и до сих пор, но уже без коры и листьев, стоят на Шайхантаурском кладбище и считаются неприкосновенными, священными. По другому, преданию, к нашей Голодной степи приурочивается легендарный случай с цирюльником Александра, о чем в сочинении имама Сююти 7 только кратко упомянуто и притом без определенного указания на место действия. Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском. Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг. Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн. С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка. Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12. Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16. Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу.

Вознесение и царствование

  • Последнее пристанище македонских царей
  • Александр Македонский: краткая биография, завоевания, походы, когда родился, умер, дети, жены
  • Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
  • Ученые обнаружили останки отца Александра Македонского - FoxNews по-русски
  • Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?

Учёные раскрыли загадку гробниц с останками семьи Александра Македонского

В гробнице III обнаружены останки Александра IV, сына Александра Македонского, который умер в подростковом возрасте. таким образом она стремилась освободить своему сыну (будущему Александру Македонскому) дорогу к трону. Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). Одну из них археологи вскоре назвали усыпальницей царя Филиппа II — отца Александра Македонского.

Что стало с сыновьями Александра Македонского после смерти великого отца?

Лекция про жену царя Филиппа Второго Македонского и мать Александра Македонского. Это проявляется не в простом повиновении и лояльности – Александра Македонского объявляют сыном бога Амона и фараоном Египта. В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле. У Александра Македонского было два сына — незаконнорождённый Геракл от любовницы Барсины и Александр от княжны Бактрии Роксаны, родившийся через месяц после смерти отца. За свою короткую жизнь Александр Македонский завоевал огромную империю, которая просуществовала еще менее продолжительное время. Так сын Александр фактически был македонским царем в период с 316 по 309 годы до н.э.

Ученые обнаружили останки отца Александра Македонского

Они расположены в городе Вергине на севере Греции. У ученых практически не было сомнений в том, что найденные останки принадлежат близким родственникам Александра. Однако они потратили почти полвека споры о том, кто именно и в какой могиле лежит. Только сейчас исследователи изучили скелеты с помощью современного оборудования, в том числе с использованием макрофотографии и рентгенограмм. Полученные результаты сравнивали с записями из исторических источников.

Известно, что он страдал хромотой. А в гробнице I находятся останки мужчины, у которого был серьезно поврежден коленный сустав.

А в гробнице I находятся останки мужчины, у которого был серьезно поврежден коленный сустав. Анализ показал, что мужчина получил ранение, сустав сросся, но ходить, как прежде, этот человек уже не мог.

Он должен был хромать, то есть выявленная у него травма соответствует историческим свидетельствам о хромоте Филиппа II. В этой же гробнице находятся останки женщины и ребенка, которому на момент смерти было всего несколько дней или недель. По мнению ученых, эти останки соответствует истории убийства Филиппа в 336 году до нашей эры. Исторические источники сообщают, что он был убит собственным телохранителем всего через несколько дней после того, как новая жена царя Клеопатра родила ему ребенка.

По легендам, именно этот ребенок должен был унаследовать престол от Филиппа.

Он и его мать Роксана изначально находились под защитой полководца Александра Пердиккаса. Однако, поскольку диадохи боролись за власть, Пердикка в конце концов был убит, а Роксана и Александр IV попали в руки другого полководца Александра, Кассандра. Кассандр увидел в юном Александре угрозу своей власти и в 310 году до н. Последующий эллинистический период был отмечен взлетом и падением различных царств-преемников, созданных полководцами Александра, и ни один законный наследник рода Александра не смог утвердиться в качестве правителей. Незаконнорожденный ребенок?

Жизнь Геракла Македонского окутана неопределенностью и домыслами, поскольку исторические записи окончательно не устанавливают, был ли он незаконным сыном Александра Македонского или нет. В то время как древние источники, такие как Плутарх и Юстин, упоминают Барсину и Геракла, в рассказе Арриана в "Анабасисе Александра" они никак не упоминаются. Согласно Плутарху, Александр взял Барсину в качестве своей любовницы, предположительно по рекомендации Пармениона, несмотря на их разногласия и пренебрежение Александра к суждению Пармениона. Если Геракл действительно был незаконнорожденным ребенком Александра, возникает вопрос, почему его сразу же не втянули в споры о престолонаследии, последовавшие за смертью Александра.

Затем Александр вошел в храм Бела и исчез. Однако боги этим сном возвещали, что македонские воины совершат блестящие подвиги, а Александр завладеет Азией так же, как завладел ею Дарий, бывший гонцом и ставший царем. Но вскоре после этого македонский царь в зените славы окончит свою жизнь. И действительно, в первой битве же Александр одержал блестящую победу, захватив мать, жену и дочерей Дария, которому удалось бежать. Александр захватывал все новые земли и города, однако под стенами Тира войска остановились на полгода.

Многим жителям Тира приснилось, будто Аполлон сказал, что будет покровительствовать Александру, поскольку стреловержцу не нравится происходящее в городе. Тогда жители города опутали статую бога веревками как предателя. Александру же сначала приснился сон, в котором со стены Тира ему махал рукой Геракл. Затем полководец увидел сатира, который убегал и дал себя поймать после долгой погони и уговоров. Аристандр истолковал эти сны как доброе знамение, разделив слово «сатир» на две части: «Са» что переводится как твой и «Тир». Еще Аристандр предсказал, что город будет взят в этом месяце. Над его словами посмеялись, ведь предсказание было сделано как раз в последний день месяца. Но Александр, поверив ему, приказал считать этот день не тридцатым, а двадцать восьмым, и начал штурм Тира. Город был взят в тот же день.

Во время осады еще одного города в Сирии на плечо Александру упал комок земли, уроненный пролетавшей птицей. Затем эта птица села на осадную машину и запуталась в веревках. Аристандр верно истолковал и этот знак — Александр был ранен в плечо, но взял город. В Египте среди пустыни находился один из самых известных храмов. Дабы получить благословение бога, Александр отправился через пустыню к храму Зевса-Аммона. Казалось, что в этом трудном походе сам громовержец помогал Александру — обильные дожди охладили песок и дали людям желанную влагу. А когда македоняне потеряли дорогу, появились вороны и указали путь. Даже ночью птицы карканьем возвращали сбившихся с пути. Когда Александр приблизился к храму, жрец вышел к нему и сказал, что бог приветствует его как своего сына.

Услышав это, Александр ответил: «Не диво, ведь Зевс по природе своей всем отец, но усыновляет из всех лишь самых лучших». Македонянин спросил, будет ли ему дано властвовать над всеми людьми. Жрец подтвердил, что так и будет. В благодарность царь принес храму богатые дары. Во время одной из стычек друга Александра Птолемея ранили ядовитой стрелой. Лекари ничего не могли сделать — воин угасал. Во сне Александру увиделся дракон, который показал ему целебную траву для раненого. Проснувшись, Македонский подробно описал своим воинам, как выглядит эта трава, ее стебли, цветки и где ее следует искать. Вскоре траву доставили, и Птолемей был спасен.

Вся Малая Азия была покорена войсками греков, но персидские войска уклонялись от боя и отступали в глубь земель. Великая битва с Дарием произошла под Гавгамелами. Александра беспокоило, что незадолго до решающего сражения произошло лунное затмение. Но прорицатель Аристандр увидел в этом добрый знак, посчитав, что луна — это светило персов, а ее исчезновение предвещает их поражение. Накануне битвы Александр и предсказатель Аристандр совершили тайные священные обряды и принесли жертвы богам.

Александр Македонский — биография

  • Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023
  • Новости партнеров
  • Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского
  • Обсуждения Потомки Александра Македонского

Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции

Александр, 9. Царевич уехал вместе с матерью в Эпир, к своему дяде Александру , а оттуда — к иллирийцам , заклятым врагам Македонии. Известно, что Олимпиада побуждала своего брата начать войну с Филиппом; возможно, её сын сделал такое же предложение иллирийцам. Филипп вскоре прислал к Александру в качестве своего доверенного лица Демарата из Коринфа и добился возвращения сына в Пеллу [45] , но окончательное примирение между ними так и не произошло [46] [47]. Ещё раз отец и сын поссорились из-за переговоров с правителем Карии Пиксодаром 337 год до н. Между ним и македонским царём шли переговоры о союзе, который должна была закрепить свадьба между дочерью Пиксодара Адой и сыном Филиппа II Арридеем. Александр воспринял это как ущемление его прав. Он направил в Карию своего друга Фессала с сообщением, что сам готов жениться на Аде.

Это предложение пришлось Пиксодару по душе и он ответил согласием. Вмешательство в свои планы Александра могло быть воспринято Филиппом в качестве узурпации царской прерогативы устраивать браки представителей правящей династии. Также царь был крайне недоволен срывом своих военных и политических планов. Филипп II, узнав о таком повороте, немедленно прервал переговоры, а сына разбранил, «называя человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров». Многие друзья царевича — Неарх , Птолемей , Гарпал , Эригий , Лаомедон — были изгнаны, а Фессал был закован в цепи [48] [49] [50]. В 336 году до н. Филипп попытался нейтрализовать своего шурина Александра Эпирского, выдав за него свою дочь от Олимпиады Клеопатру.

В день свадьбы в Эгах , в присутствии Александра, царь был заколот своим телохранителем Павсанием. Точных данных о мотивах убийцы в источниках нет: по официальной версии, Павсаний мстил за личную обиду, но ходили слухи, что Александр и Олимпиада были осведомлены о его планах или даже сделали его своим орудием [51]. Участие царевича в заговоре считается вероятным, но недоказуемым [7]. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём вероятно, по указке Антипатра [52]. Начало правления Греция и Македония в 336 году до н. Гибель отца Александр использовал для того, чтобы расправиться со всеми потенциальными источниками угрозы для своей власти. Двоих Линкестидов представителей княжеской семьи из Линкестиды в Верхней Македонии , Арравея и Геромена , распяли на крестах у могилы Филиппа [52] [53].

Был убит Аминта , двоюродный брат и зять Александра; один источник сообщает о родном брате царя Каране , которого тоже убили [54] ; Аттал был казнён по обвинению в измене [52] , и его участь разделили все ближайшие родственники мужского пола. Наконец, Олимпиада принудила к самоубийству последнюю из жён Филиппа, Клеопатру, а её новорождённую дочь приказала убить. В результате у Александра не осталось потенциальных врагов внутри Македонии [55] [56]. Знать и народ новый царь привлёк на свою сторону отменой налогов, не обращая внимания на пустую казну и 500 талантов долга [57]. На момент прихода Александра к власти Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию , но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря, ранее контролировавшееся независимыми греческими полисами. В зависимом от него положении находились Эпир там правил шурин и зять Филиппа, обязанный ему престолом , Фессалийский союз Филипп был его тагом и Коринфский союз , включавший всю остальную Грецию, кроме Спарты , и признавший Филиппа своим гегемоном с широкими полномочиями [58]. Греки формально подчинялись не Македонии, а её царю и после гибели последнего сочли себя независимыми.

Враги Македонии в Афинах открыто радовались убийству Филиппа, а Фивы и Амбракия попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны [59]. В этой ситуации Александр действовал решительно. Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы изъявили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократору в предстоявшем походе на персов; многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны [60] [61] [62]. Александр: — Проси у меня что хочешь! Диоген : — Не заслоняй мне солнца!

По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца» [63]. Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» [64]. Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии , чтобы она предсказала его судьбу, и услышал в ответ: «Ты непобедим, сын мой! Александр прервал пифию словами: «Ни слова больше! Тем временем на севере готовились к войне [en] войне иллирийцы и трибаллы. Царь решил нанести упреждающий удар: весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами.

Правитель последних Сирм укрылся на острове Певка [en] на Истре. На северном берегу реки собрались войска племени гетов , и Александр счёл это вызовом [65] : на подручных плавучих средствах он переправил армию через Истр, разбил гетов и тем самым лишил трибаллов последней надежды на успех [66]. Приняв капитуляцию этого племени, Александр двинулся в Иллирию. Там он осадил [en] крепость Пелион , был окружён врагами, но смог прорваться, а потом обманным манёвром выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил [67] [68] [69].

Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку.

Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда. Русская Греция Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы, так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

Все сайты о Греции объединяет в себе проект Greek.

В исторических хрониках указано, что Филипп был убит в 336 году до нашей эры вместе с супругой Клеопатрой и новорожденным ребенком. Считается, что преступление совершили по приказы предыдущей жены Филиппа Олимпиады — таким образом она стремилась освободить своему сыну будущему Александру Македонскому дорогу к трону. В гробнице II лежали останки мужчины и женщины, которая при жизни часто ездила верхом.

По мнению ученых, они принадлежали сводному брату Александра царю Арридею и его супруге, «женщине-воину» Адее Эвридике.

Старый царь тотчас скончался. Престол для его сына — 20-летнего Александра — был свободен. Но кровавые разборки в царском семействе на этом не остановились. Да, незадолго до гибели царь Филипп женился на 18-летней Клеопатре не путать с царицей Египта — это совсем другая история! Прежняя жена царя и мать Александра — царица Олимпиада — была оскорблена до глубины души. Обычаи Македонии допускали многожёнство, и прежде царица Олимпиада сквозь пальцы смотрела на многочисленные любовные связи супруга. Но тут был особый случай: Филипп на старости лет, по-видимому, действительно сильно влюбился в эту Клеопатру.

И даже задумал передать престол её детям. А сына Александра от Олимпиады «задвинуть» на задний план. Олимпиаду такой поворот событий не устраивал абсолютно. Она возненавидела свою соперницу лютой ненавистью. Час женской мести настал сразу после убийства Филиппа. Новорождённую дочь Клеопатры малютке было не сколько месяцев по приказу Олимпиады задушили на руках у матери. Саму Клеопатру вынудили повеситься. Заодно убили и двоюродного брата Александра Македонского — Аминту. Олимпиада убивала всех — лишь бы расчистить путь к трону для своего любимого сыночка Александра… Бритвой по горлу - и в колодец!

При таких обстоятельствах началось правление Александра Македонского. Потом были 13 лет непрерывных боёв, покорение Персии и Индии. И наконец — смерть. И вновь кончина царя вызвала потоки крови внутри царского семейства. Всё начали, как всегда, женщины. Когда Александр покорял Бактрию, он захватил в плен ослепительную молодую красавицу Роксану. Что такое эта древняя Бактрия? Это нынешний Таджикистан и северный Афганистан. Нравы там и сейчас весьма суровые.

А тогда, в древности, они были отнюдь не мягче. Как страстная азиатская женщина, Роксана ревновала мужа ко второй его жене — персидской царевне Статире. Поэтому, когда Александр умер, она сделала следующее. Цитируем Плутарха: «До крайности ревнивая и страстно ненавидевшая свою соперницу, Роксана при помощи подложного письма заманила Статиру и её сестру к себе, обеих убила, бросила трупы в колодец и засыпала землёй». Но это было только начало. Всякий, в ком текла кровь Александра, становился фигурой большой политики. А значит — ступал на крайне зыбкую и опасную почву… Дело беременной вдовы После смерти великого завоеватели его полководцы их прозвали «диадохи», то есть «наследники» стали думать: как быть?

8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер

В то время как древние источники, такие как Плутарх и Юстин, упоминают Барсину и Геракла, в рассказе Арриана в "Анабасисе Александра" они никак не упоминаются. Согласно Плутарху, Александр взял Барсину в качестве своей любовницы, предположительно по рекомендации Пармениона, несмотря на их разногласия и пренебрежение Александра к суждению Пармениона. Если Геракл действительно был незаконнорожденным ребенком Александра, возникает вопрос, почему его сразу же не втянули в споры о престолонаследии, последовавшие за смертью Александра. Вместо этого Филипп Арридей, который также был незаконнорожденным и сыном отца Александра Филиппа, считался более отдаленным претендентом на Геракла. После смерти Александра Неарх, который был женат на Барсине, выступал за наследование Геракла, но безуспешно. Геракл жил в безвестности, пока Александр IV, законный сын Александра Македонского, не был убит Кассандром в 310 или 309 году до нашей эры. В этот момент Полиперхонт, регент Македонии, которого сменил Кассандр и который несколько лет находился в уединении, проявил себя сторонником Геракла как истинного наследника Александра. Полиперхонт начал организовывать армию для защиты интересов Геракла. Вместо того, чтобы вступать в прямой конфликт, Кассандр предпочел вести переговоры с Полиперхоном.

Исследователи пришли к выводу, что мужчина — отец Александра Македонского, Филипп II, который при жизни страдал от хромоты. Женщина была его женой, а младенец — ее сыном. По имеющейся информации все трое были убиты по приказу предыдущей жены Филиппа II — Олимпиады, которая таким образом хотела расчистить» путь на трон своему сыну Александру, который в дальнейшем и стал великим завоевателем. Вторая гробница Во второй гробнице были найдены останки мужчины и женщины, которая, судя по всему, при жизни была ловкой наездницей.

После гибели ее брата новый правитель Македонии Кассандр женился на Фессалонике и даже назвал в ее честь ныне существующий греческий город Салоники. Таким образом легенда объясняет устроенный в тот же день пожар в эфесском храме, который Артемида якобы не смогла предотвратить из-за отсутствия в святилище во время его поджога Геростратом. Убежденность Александра в своей божественной миссии не могла не сказаться на дальнейшей его судьбе. Масло в огонь подливала и его мать Олимпиада, которая только и призывала сына взращивать свои амбиции. Родительница полководца была уверена в происхождении своего отпрыска от самого Зевса. По легенде, когда Александр приехал в родной город знаменитого философа, он был неприятно удивлен тем, что один из самых популярных мыслителей того времени не удостоил царя своим вниманием. Заинтересованный столь вызывающим поведением, Александр Великий посетил философа сам.

Одна из наиболее достоверных работ по внешности Александра. Единственное сохранившееся изображение великого полководца, сделанное с натуры [113] Плутарх так описывает его внешность: «Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа , и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх : «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее». Царь часто сравнивал себя с Ахиллом , а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [115]. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [84]. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [115]. В то же время Александр имел любовниц, трёх законных жён бактрийская княжна Роксана , дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [116]. Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [42] , но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом. Так, ещё ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [33] , а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям младшим божествам , организовал его культ и заложил два храма в его честь [117] [96]. В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности [118] ; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [119]. Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [118]. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх. Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они? Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138]. Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140]. Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142]. Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141]. Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144]. Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена. К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147].

Тень отца Александра Великого

(Историки утверждают, что походы Александра Македонского продвинули эллинскую культуру на всю территорию Малой Азии и Азии вообще). Александр Македонский – «cын Зевса». Македонскому, харизматичному и талантливому полководцу, потребовалось всего лишь одиннадцать лет, чтобы изменить мир. Будучи сыном наместника Македонии, он был доверенным лицом Александра Македонского, но это не помешало ему устранить его мать Олимпиаду и юных наследников. Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Одну из них археологи вскоре назвали усыпальницей царя Филиппа II — отца Александра Македонского. Что касается гробницы III, то в ней, как показало исследование, был похоронен Александр IV, сын-подросток Александра Великого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий