Новости бухарские евреи

С 1 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США.

Разместите свой сайт в Timeweb

  • Бухарские евреи из разных стран мира собрались в Азербайджане
  • Домен припаркован в Timeweb
  • В Израиле закончился съезд Всемирного конгресса бухарских евреев
  • Материалы рубрики
  • Заявка на сопровождение

В Израиле закончился съезд Всемирного конгресса бухарских евреев

Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Община бухарских евреев является показательным и интереснейшим примером того, как сохраняется самобытность субэтнической общности, несмотря на ее расселение из Центральной Азии по всему миру. Культура бухарских евреев совершенно живая, активная, она не уходит в прошлое, почитая свое уникальное историческое содержание как ценность, потому особенно важно и нужно познакомиться с ней широкой аудитории и молодежи. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» несколько необычная по форме для нашего музея. В этот раз мы постарались воссоздать восточный колорит и познакомить с историей посредством артефактов, подлинных предметов быта и прикладного искусства. Выставочное пространство напоминает узкую улочку и передает атмосферу жаркого восточного города. Уверен, что наша солнечная и яркая экспозиция станет радостным и приятным культурным событием Москвы». Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности: «В первую очередь я хотел бы выразить благодарность кураторам выставки Григорию Казовскому и Борису Хаймовичу, которые много лет по крупицам собирают историю бухарских евреев... Возможно, не все присутствующие знают, но у евреев принято читать по одной главе из Торы в неделю, чтобы за год уложиться во все 54. И это дает основание соотносить содержание глав с текущими событиями нашей жизни. Иногда это бывают удивительные совпадения, а иногда я сам ищу какие-то зацепки, особенно в период торжественных событий.

Так вот, нынешняя недельная глава рассказывает о храмовой утвари и одежде, часть из которых исчезла еще при разрушении Первого Храма примерно 2600 лет назад, когда Навуходоносор, разрушив его, угнал евреев в Персию. Спустя время кто-то из них вернулся, был второй Храм, но многие евреи так и не возвратились в Израиль, а остались в других странах. История бухарских евреев отчасти связана с историей персидских — они стали настоящим оазисом аутентичной, самобытной еврейской жизни и традиций в Центральной Азии. Сложно представить другой пример народов, который за 25000 лет, живя вне своей родины, смог бы так сохранить воспоминания о своем происхождении. Для бухарского еврея в XXI веке, живущего в Нью-Йорке, Вене, Иерусалиме или где-то еще, совершенно очевидно, что его предки — Авраам, Исаак и Иаков, он прослеживает свою родословную вглубь тысячелетий.

Костюмы, свадебные платки, пышные украшения — тут же в витринах. В одной из них выставлены свадебная простыня чойшаб, желтое полотнище с цветастым орнаментом, обрывающимся со стороны ног: считалось, что, будь композиция замкнута, это могло бы помешать счастью молодоженов и, в частности, продолжению рода.

Бухарских евреев как этнолингвистическую группу на выставке представляют через дом, костюм, свадьбу, профессии, синагоги помимо утвари здесь показывают изданную в Польше таблицу шивити, или, как пишут в зале, лубок с популярным и в синагогах, и в домах сюжетом о жертвоприношении Исаака и магию с амулетами, — параллелью всему этому тянется линия таймлайна, обозначающая вехи общинной жизни в Средней Азии. Тексты и архивные источники не менее важны, чем декоративно-прикладное искусство, хотя именно оно через эффектную инсталляцию с бухарским домом с резными дверями, колоннами и резным потолком, с развешанными возле всего этого яркими бухарскими халатами в экспозицию втягивает. Сколь бы ни казались похожими эти одежды на традиционные среднеазиатские, в них есть существенные отличия. Например, именно бухарские евреи в отличие от местных мусульман многое шили из шелка: шелк и ввозили, и изготавливали в самой общине, а у каждой женщины должно было быть шелковое платье. Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай.

Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

Делегация ВКБЕ с благодарностью отметила, что в соответствии с Указом Президента Шавката Мирзиёева с 12 февраля вступило в силу положение о безвизовом въезде в нашу страну на срок до 30 дней для израильских граждан, среди которых выходцы из Узбекистана составляют более 100 тысяч человек. На встрече обсуждены и другие темы, представляющие взаимный интерес, сообщает пресс-служба МИД.

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки.

Выставка включает более 200 экспонатов, многие из которых ранее не выставлялись. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX века - первой трети XX века. Большинство экспонатов - из коллекции Музея истории евреев в России. Часть артефактов была собрана в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» 01. Проект посвящен истории и культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Выставка пройдет с 3 марта по 18 июня. Экспозиция размещена в центральном лобби музея и в левой галерее. В нее входят исторический и культурно-этнографический блок с подразделами «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда».

Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.

Заявка на сопровождение

  • Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве
  • Бухарские евреи | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
  • Домен припаркован в Timeweb
  • Комментарии
  • Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару? | Новости
  • Самое интересное

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» будет открыта до 16 июля 2023 года, а семейный проект «На языке правил и исключений. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских. Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее

Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. ноги скрестили по-Бухарски. этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

Бухарские евреи обратились к Шавкату Мирзиёеву с жалобой на Юлдуз Усманову

Синагога была построена семейством Иегудаевых на самом высоком месте здесь сейчас располагается школа кустарных ремесел. Дополнение к фамилии «Талмуди» он получил из-за своих высоких знаний теологии. Рав Аврахам составил книгу «Ликутей биним» — сборник правил на все еврейские праздники в стиле, принятом у бухарских евреев. В 1894 году он выпустил сборник — «Шульхан ха-таор», включив в него все благословения на каждый день. Он был одним из зачинателей движения в среде бухарских евреев, направленного на изучение национального языка и культуры. При Советской власти, в 1937 году, он будет арестован и погибнет в сибирском лагере. Он добился отмены выселения из Туркестанского края евреев — подданных бухарского эмира. Энергично защищал права бухарских евреев, что вызывало недовольство местных российских властей, которым удалось лишить его должности главного раввина в 1911 году, а через несколько лет выслать за пределы Российской Империи. После создания в 1920 году Бухарской советской народной республики традиционная община и её руководители были репрессированы. В Бухаре и в других городах появились еврейские комитеты. Одновременно с мерами по изменению общинной структуры, советские власти пытались искоренить религиозную составляющую, закрывали и взрывали синагоги.

Тем не менее, многие традиции обрезание, соблюдение кашрута, хупа, погребение соблюдались подавляющим большинством членов общины. Рав Ицхак Зильбер пишет, что в смысле соблюдения мицвот лучше других сохранились евреи Грузии и Бухары. Например, Раби Симха Городецкий поехал в 26-ом году в Самарканд, Ташкент и другие узбекские города, чтобы наладить там тайное обучение детей и занятия Торой для взрослых, за что его присудили к расстрелу, но из-за стараний жены заменили приговор на 10 лет. Праправнуку знаменитого Йосефа Мамана, хасиду Хабада Рафаэлю Худайдатову удалось в 1926-м году организовать в десяти километрах от Самарканда колхоз из 13 хозяйств для евреев, соблюдающих субботу! К 1934 году в колхозе уже было 400 объединенных хозяйств, и там были синагога, больница, равы и шохеты. В годы Второй мировой войны, когда в Самарканд стали стекаться еврейские беженцы, Рафаэль Худайдатов делал все возможное, чтобы дать им крышу над головой, накормить, обогреть. В общей сложности он позаботился что в тех условиях буквально означает — спас от смерти примерно о трех тысячах евреев. В 1937-1940 годах в Узбекистане и Таджикистане закрываются бухарско-еврейские газеты, школы, образовательные учреждения, театры, клубы, музей и прочие очаги культуры, прекращается издание книг на бухарско-еврейском языке. Несмотря на определённую культурную ассимиляцию, случаи смешанных браков были редки и скорее представляли собой исключение среди бухарских евреев. Рав Авраам Хаим Лодаев 1905-1987 , уроженец Самарканда, получив у ведущих равов и лучших знатоков Торы основательное религиозное образование, постоянно проводил большую просветительскую работу на ниве иудаизма среди бухарских евреев Самарканда и области.

В доме Лодаевых была сооружена миква, единственная на всю округу, и туда приходило множество народу. Рав Лодаев многие годы являлся почетным калонтаром бухарско-еврейской общины города. За активную религиозную деятельность в 1950 году он вместе с другими раввинами Самарканда был арестован, им приписали антисоветскую деятельность. Всем дали большие сроки, но, к счастью, в марте 1953 года, после смерти Сталина, они были освобождены. В конце 1970-х годов бухарских евреев в Советском Союзе было около 50 тысяч человек. Как рассказывает рабанит Хава Куперман , в Ташкенте была целая нелегальная сеть еврейских школ для мальчиков и девочек, где занимались дети из ашкеназских и бухарско-еврейских семей. У бухарских евреев многое зависело от семьи — учились далеко не все девочки. Пожилые бухарские еврейки, как правило, не читали на иврите, но зато умели ориентироваться на слух по основным фразам во время молитвы. Бухарская синагога в Москве с 2000-го года располагается в отдельном здании в Марьиной роще. Кроме молитв, в синагоге также проходят специальные уроки для детей и женщин, отдельные уроки — для молодежи.

Синагога бухарских евреев, расположенная в старой части города Самарканд, является одной из двух ныне действующих синагог Самарканда. В старом квартале Бухары теперь остались всего две синагоги, а когда-то их было тринадцать. В Ташкенте осталось три синагоги.

Научным руководителем молодого аспиранта стал профессор Альберт Хромов — большой учёный, человек огромной души. Благодаря Якубу Исааковичу Калонтарову и его супруге Розе Львовне Неменовой, сотрудникам института языка и литературы при АН Таджикистана, которых я называю своими наставниками, у меня появились интерес и огромное желание заняться исследованием языка бухарских евреев». Хана еще в детстве обращала внимание, что родители говорили дома на родном языке, как ей казалось, таджикском, а на улице с другими людьми меняли своё произношение, интонацию, слова. Ее пытливый ум искал ответы на ее же вопрос - почему?

Это только потом, я отметила определенное количество слов в языке бухарских евреев явно неперсидского происхождения. Так, я впервые выступила с докладом на конференции в Душанбе, чуть позже появилась моя первая статья в Москве о гебраизмах древнееврейских словах в языке среднеазиатских бухарских евреев», - рассказывает она. Большая Алия Конец 80-х начало 90-х в некогда спокойной и стабильной стране пришли в движение давно забытые тектонические плиты национализма и антисемитизма, набирал силу политический и экономический кризис, стало неспокойно и в Таджикистане. Начинается самая массовая репатриация еврейского населения на историческую Родину Израиль - Большая Алия, Родину от которой они были оторваны многие века. Главной заповедью-пожеланием всех поколений иудеев долгие годы было — «Встретимся в следующем году в Иерусалиме», а в каждом доме на стенах имелась надпись: «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим». На правом косяке входной двери еврейского дома всегда была укреплена мезуза — пергамент с двумя отрывками из молитвы "Шма", которую произносили мужчины, входя в дом и положив на нее руку. В этот период из СССР выехало 1,6 млн.

Хана - уже мать двоих аспирантов с почти готовой диссертацией, оказывается в числе репатриантов. Земля обетованная Израиль встречает молодую семью, курортным городом Тверия на севере страны и многочисленными курсами по изучению иврита, центрами абсорбции, всем тем, что необходимо для быстрейшей ассимиляции переселенцев. Считаю, каждый должен жить в своей стране. Израиль надо полюбить, тогда он ответит тебе тем же», - говорит она. По приезду изменилось все, но только не отношение Ханы к науке. Знания и научный багаж, накопленный в Таджикистане, не дает ей покоя, она переезжает в город Холон и по рекомендации известного израильского ученого профессора Михаэля Занда, поступает в Иерусалимский университет. Экзамены сдавала на английском языке, иврита не знала, только начала изучать.

Посещала курсы еврейских языков не удивляйтесь, есть такой термин , курсы еврейско-таджикского языка и литературы, персидского и, даже, таджикского языка». Закончив университет, Хана Толмас поступает в докторантуру, и выбирает тему научной работы - «Антропонимия бухарских евреев», начатую еще в Академии наук Таджикистан. В ней она раскрывает смысл, скрытый под тем или иным именем, почему человеку дали то или иное прозвище лакаб , откуда и когда произошли фамилии. В связи с чем менялись традиции наречения, как появлялось несколько имён у человека и т. Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны. Среди евреев Средней Азии в досоветский период встречалась группа под названием "чала" — евреи, принявшие ислам, но соблюдавшие тайно законы иудаизма. Такие евреи получали мусульманские имена, впоследствии ставшие фамилиями последующих поколений, например Абдурахманов, Абдукаримов.

Многие скрывали своё происхождение, и использовали "кальку" с еврейского имени на мусульманское, так Натаниэль данный богом становился Худойдотом», - поясняет ученый. Хана делает много научных находок, вроде бы в обычных и очевидных словах и именах. Интересно происхождение имени Латина. Один из высокопоставленных чиновников, воодушевлённый идеями социализма, дал имя своей дочери в честь перехода бухарско-еврейской письменности в 1928 году на латиницу. Или еврейская героиня Эстер а-малка царица Эстер дала жизнь двум женским именам Эстер и Малка. В начале 20-го века были очень популярны имена Амнун и Тамар. Как выяснилось, это герои романа "Ахават Цион" Любовь в Ционе средневекого еврейского писателя Авраама Мапу, произведение которого стало доступно бухарско-еврейскому читателю благодаря переводу Шимона Хахама основоположника литературного языка бухарских евреев.

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле.

В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син.

Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община. Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18].

Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи.

В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: «В настоящее время место это носит прозвище еврейской улицы. В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» [19]. Во второй половине 1100 годов об иудеях в том же Самарканде сообщает Вениамин Тудельский , который в «Книге странствий раби Вениамина» упоминает довольно многочисленную общину иудеев Самарканда «между которыми есть люди учёные и богатые.

Начальствует над этой общиной князь раввин Обадия. Вениамин также сообщает, что иудеи жили тогда по всему Хорасану. Монгольская империя[ править править код ] В 1219 году происходит завоевание среднеазиатского региона монголами под предводительством Чингизхана.

В 1220 году монголы завоевали Бухару и Самарканд, а в 1221 году Ургенч и Мерв. Несмотря на жестокое завоевание городов среднеазиатского региона, иудеи упомянуты в городе Бухаре уже через 20 лет после вторжения монголов, в 1240 году, историком Ибн аль-Фувати [21]. Чагатайский улус, государство Хулагуидов, Золотая Орда[ править править код ] После деления Монгольской империи между сыновьями Чингизхана, среднеазиатский регион оказался частично в государстве Хулагуидов , частично в Золотой Орде и частично в Чагатайском улусе.

Во всех этих государствах продолжали жить иудеи. Об иудеях в Золотой Орде в городе Гурганжде в первой половине 1300 годов сообщает аль-Омари в книге «Пути взоров по государствам разных стран», где он пишет, что: «Столица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой город между песками и рекою.

Город Харезм лежит на Джейхуне, между двумя рукавами его, похожими на шаровары. В Харезме 100 домов еврейских и 100 домов христианских, не более. Им Евреям и Христианам не разрешено иметь больше этого.

Об иудеях в Чагатайском улусе, столицей которого был город Самарканд, в той же первой половине 1300 годов сообщает ибн-Баттута в книге «Путешествие», где он пишет, что: «Когда Бузун овладел царством, он стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить их храмы. Мусульмане стали волноваться из-за этого и ждали лишь удобного случая, когда судьба отвернется от него. Когда известия о Бузуне достигли в Хорасане Халила — сына султана Йасура Махзума, то он направился к царю Герата, а это был султан Хусайн, сын султана Гийас ад-Дина ал-Гури, и сообщил ему то, что знал, и попросил у него помощи войсками и деньгами, с условием разделить с ним царство, если оно окажется наконец в его руках.

Малик-Хусайн послал с ним большое войско… Когда эмиры мусульман узнали о походе Халила, они встретили его, выражая ему покорность и желание вести священную войну против врага… Эмиры со всех областей съехались и собрались вокруг Халила. Халил встретился с Бузуном, войска его перешли на сторону Халила, разбили Бузуна, взяли его в плен и привели к Халилу. Халил его казнил, задушив тетивой лука, так как у них в обычае убивать царевичей лишь удушением.

Царство перешло к Халилу. Тимуридская империя[ править править код ] Большая Синагога Бухары. Фотография 1901—1906 г.

В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах. В 1601 году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам. К 1600-м годам относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди.

Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий Принц и отшельник » 1680 года. Нисба Самарканди явно свидетельствует о существовании иудейской общины в Самарканде в 1600-х годах. В 1688—1755 годах жил и творил поэт Яхуди Юсуф Бен Ицхак Бухари [26] , перу которого принадлежит много высокохудожественных и колоритных произведений.

В их числе — ряд газелей , большая поэма «Мухаммас», в которой воспевается личность Моисея , а также поэма «Семь братьев» рассказ о семи мучениках и их матери. Его ученики-поэты Беньямин бен Мишоэль Амин, Узбек, Элиша и Шломо, которых называют общим именем «мулло» ученый , разрабатывали в персидских поэмах еврейские сюжеты, но также усердно изучали персидскую поэзию. Их поэмы были написаны еврейским шрифтом, и теми же письменами они транскрибировали для бухарских евреев классиков — Низами , Гафиза и других, а также переводили персидскими стихами еврейские стихотворения, например, поэмы Израиля Нагары Архивная копия от 23 июня 2017 на Wayback Machine [27].

В 1721 году в Хивинское и Бухарское ханства, а также в Кокандское ханство выделившееся из Бухарского ханства в 1709 году прибыл Флорио Беневени , посланник царя всея Руси Петра I, который в своих записках упомянул о евреях, указав, что они заняты в окрашивании тканей [28]. В 1740 году Бухарское ханство и Хивинское ханство без Кокандского ханства перешли под контроль первое — мирным путём, второе — военным Надыр-шаха. Изначально Надыр-шах, как и его предшественники, относились жестоко к евреям, в угоду ему был устроен погром хамаданских евреев [29] , но затем Надыр-шах стал покровительствовать евреям.

Согласно легенде, это произошло благодаря чуду [30]. В 1743 году Надыр-шах переселил в свою столицу город Мешхед много еврейских семей из города Казвин , назначив их управлять его казной. До этого в Мешхеде не было еврейской общины, так как там находится Мавзолей Имама Резы и евреям вход в Мешхед тогда был запрещён.

Пользуясь покровительством Надыр-шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли. Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана [31]. Еврейские переселенцы прибыли также в Бухару и Самарканд.

Профессор Самаркандского государственного университета Рубен Назарьян писал по этому поводу, что, несмотря на запрет проживания евреев в мусульманских кварталах-гузарах, при Надыр-шахе евреи появляются всё-таки в мусульманских гузарах Самарканда [32]. В гузаре Кош-хаус до 1880-х годов даже действовала синагога [33]. До этого Самарканд лежал в руинах вследствие сильного землетрясения произошедшего в городе в 1720 году.

Итак, Надыр-шах стал покровительствовать евреям; остановил преследования евреев в Персии [34] ; переселил евреев в запретный для них прежде шиитский город Мешхед, при том назначив их на почётную должность управления казной; разрешил евреям из Персии поселиться в мусульманских гузарах Самарканда и построить там синагогу. Покровительство Надыр-шаха длилось не долго, ибо он был убит в 1747 году. После его убийства начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман [31].

Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев

Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций - Новости и события Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны.
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее Статья автора «myDecor» в Дзене: С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Бухарские евреи обратились к Шавкату Мирзиёеву с жалобой на Юлдуз Усманову - , 22.05.2021 Вот почему евреев Центральной Азии в основном называют бухарскими евреями.
СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Уроженка Душанбе, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хана Даниэлова (Толмас) рассказала, как занимается популяризацией бухарских евреев в Международной.

Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»

Кроме того, представлена традиционная одежда бухарских евреев, образцы ткачества и золотого шитья. Билеты и цены Цена билетов на временные выставки в Еврейском музее и центре толерантности: 500 рублей, льготный билет — 250 рублей. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные!

С 1868 года до Первой мировой войны, 1500 из 16 тысяч человек, проживающих в Бухаре и окрестных землях, эмигрировали в Иерусалим. Бухарский квартал стал интеллектуальным центром и для оставшихся в Бухаре евреев: в Иерусалиме напечатаны сочинения, специально предназначенные для бухарских евреев, например, Танах и «Богослужебный свод» раби Аврахама Аминова, переведенные на персидский язык раби Шимоном Хахамом. В предисловии к Танаху есть интересные замечания, касающиеся традиционного персидского перевода, которым пользуются бухарские евреи, и произношения персидских слов. В бухарской общине Иерусалима была очень развита благотворительность. Бухарская община построила несколько доходных домов и магазинов на улице Яффо, и на деньги, вырученные от аренды этих помещений, лечились и учились бедняки. Бухарский квартал в XIX веке был самым роскошным кварталом за пределами стен Старого города. Многие богатые евреи, жившие в Бухаре, покупали дома в Бухарском квартале Иерусалима и приносили их в дар выдающимся знатокам Торы и беднякам или жертвовали под молитвенные дома. Имена дарителей были увековечены на мемориальных досках, которые сохранились и по сей день на жилых зданиях и синагогах. В квартале было 18 синагог и молитвенных домов, талмуд-тора, большой базар, множество лавок, две бани и две миквы. Улицы содержались в чистоте, много внимания уделялось озеленению квартала.

Во время Первой мировой войны жителей Бухарского квартала выселила османская администрация, так как они были подданными Российской Империи. После Октябрьской революции в России евреи Бухары, лишившись своего имущества, начали спешно перебираться в Иерусалим. В период между 1920 и 1930 годами около 4000 бухарских евреев бежали в Палестину через Афганистан и Персию. Около 800 из них были убиты или умерли от голода в дороге. Перенаселение бухарского квартала достигло неимоверных масштабов, и процветающий раньше район приобрел по-настоящему трущобный вид. Сегодня о былом величии квартала напоминает разве лишь здание «Бейт Машиах», известное также под названием «синагоги Мусаева», по имени уроженца Бухары раби Шломо Мусаева 1852-1922 , легендарного раввина Хахам-баши, то есть раввинского головы! Синагога была построена семейством Иегудаевых на самом высоком месте здесь сейчас располагается школа кустарных ремесел. Дополнение к фамилии «Талмуди» он получил из-за своих высоких знаний теологии. Рав Аврахам составил книгу «Ликутей биним» — сборник правил на все еврейские праздники в стиле, принятом у бухарских евреев. В 1894 году он выпустил сборник — «Шульхан ха-таор», включив в него все благословения на каждый день.

Он был одним из зачинателей движения в среде бухарских евреев, направленного на изучение национального языка и культуры. При Советской власти, в 1937 году, он будет арестован и погибнет в сибирском лагере. Он добился отмены выселения из Туркестанского края евреев — подданных бухарского эмира. Энергично защищал права бухарских евреев, что вызывало недовольство местных российских властей, которым удалось лишить его должности главного раввина в 1911 году, а через несколько лет выслать за пределы Российской Империи. После создания в 1920 году Бухарской советской народной республики традиционная община и её руководители были репрессированы. В Бухаре и в других городах появились еврейские комитеты. Одновременно с мерами по изменению общинной структуры, советские власти пытались искоренить религиозную составляющую, закрывали и взрывали синагоги. Тем не менее, многие традиции обрезание, соблюдение кашрута, хупа, погребение соблюдались подавляющим большинством членов общины. Рав Ицхак Зильбер пишет, что в смысле соблюдения мицвот лучше других сохранились евреи Грузии и Бухары. Например, Раби Симха Городецкий поехал в 26-ом году в Самарканд, Ташкент и другие узбекские города, чтобы наладить там тайное обучение детей и занятия Торой для взрослых, за что его присудили к расстрелу, но из-за стараний жены заменили приговор на 10 лет.

Праправнуку знаменитого Йосефа Мамана, хасиду Хабада Рафаэлю Худайдатову удалось в 1926-м году организовать в десяти километрах от Самарканда колхоз из 13 хозяйств для евреев, соблюдающих субботу! К 1934 году в колхозе уже было 400 объединенных хозяйств, и там были синагога, больница, равы и шохеты. В годы Второй мировой войны, когда в Самарканд стали стекаться еврейские беженцы, Рафаэль Худайдатов делал все возможное, чтобы дать им крышу над головой, накормить, обогреть. В общей сложности он позаботился что в тех условиях буквально означает — спас от смерти примерно о трех тысячах евреев.

В середине 1920-х жизнь связала Разумовскую с древними городами Узбекистана, с узбеками, таджиками, бухарскими евреями, представителями других народов. В это время в Узбекистане работало много русских художников: В. Уфимцев, В. Рождественский, М. Курзин и другие. Их творчество, а также экзотический образ Востока, необычный уклад жизни, красочные одежды оказались созвучными творческому темпераменту молодой художницы.

Темами её картин становятся базары, чайханы, улочки старого города.

В 1873 году после поражения в войне с Россией эмир бухарский Сайид-Музаффар-эд-дин обязался ликвидировать работорговлю. В договоре между Бухарой и Россией подписанном 10 октября 1873 г.

По договору всех рабов предписывалось немедленно освободить и отправить на родин, cнабдив необходимыми средствами. Для наблюдения за осуществлением этого условия в Бухару назначался специальный уполномоченный из России. Эмир выполнил его.

В Бухаре было освобождено 10 тысяч рабов и все отправлены попутными караванами на родину. Все они были иранского происхождения. Но некоторое количество их осталось.

И бывшие рабы стали частью персоязычного населения. Их и стали называть таджиками. Бухара, как и Самарканд, была перекрестком великих торговых путей и центром исламской культуры.

Здесь в шумной толпе торговцев и священнослужителей, учителей и учеников духовных школ, ремесленников и писарей одинаково звучало речь на арабском, узбекском, фарси, хинди и урду. Хотя уже в середине века узбекский язык быстро развивался и стал доминировать в деловых и официальных сношениях и все суды казиев велись на нем, происходили эволюции и других языков. В результате взаимовлияния и взаимопроникновения в Бухаре формируется бухарский диалект фарси, в котором значительную часть занимали элементы тюркских и арабских языков.

Он и составил языковую основу персоязычной ауры города и окрестностей, куда входили эрони, бухарские евреи и остатки рабов, таджики. Они говорят на одном языке- бухарском диалекте фарси. Он и стал общенародным и официальным языком в Таджикистане, хотя в горных районах его не понимают.

Во так и получается , что у бухарских евреев гораздо больше оснований претендовать на свою роль в истории Бухары, чем у таджиков и роль более значимую и основательную. Но они-то скромно молчат. В своей классической работе "Географический очерк Мавереннахра" В Бартольд отождествляет таджиков с иранцами.

Он пишет: "Жители обоих селений Афарикента и Дахбида , недалеко от Самарканда , иранцы таджики. В Бартольд неоднократно настаивал , что само название таджик происходит от арабского племени "тай", которое затем преобразовалось в таичик См. Бартольд соч.

Махмуд Кашгари и Юсуф Баласугун, самые авторитетные средневековые авторы по народностям Центральной Азии, употребляли в свое время, XI в. Бартольд подчеркивает , что у таджиков и тюрков издавна сложились неприязненные отношения. На это были субъективные основания.

Он приводит пример, когда один из наследников Хорезма отправлялся в Мазандаран Иран его учитель предупредил никогда не доверять таджикам, потому что "у таджиков никогда не будет доверия к тюркам" там же, стр. Бартольд считает, что причиной тому было сотрудничество таджиков с Чингисханом. При взятии Нишапура Чингисхан разрушил весь город и оставил здесь монгольского эмира с отрядом из таджиков в 400 человек для истребления остатков населения см.

Многие таджики поступили на службу монголам и при Чингисхане достигли высоких должностей. Пример тому Хабаш Амид из Кармине Бухара достиг должности эмира. С этого времени к тем, кого называли таджиками сложилось недоверие и неприязнь, как к прислужникам монголов.

Вполне возможно, персы-рабы, которые после договора 1873 года получили свободу, стали называть себя таджиками. К бухарским евреям они относились высокомерно, столь же высокомерно к ним относились эрони, узбеки со времен Чингисхана проявляли к ним недоверие и недружелюбие. В энциклопедическом издании "Россия.

Полное географическое описание нашего отечества, т. Туркестанский край, изданной в 1913 г. Тяньшанского, дается емкая убедительная характеристика таджикам в Центральной Азии.

Они составляют, говорится в монографии, главную массу население горных частей бухарского эмирата- Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и других областей верхнего течения Амударьи, а также отчасти бекств Кулябского и Баульджанского к таджикам относили "все оседлое население горных районов Туркестана, не принадлежавшее к тюркской народности и говорящее на различных местных наречиях персидского языка" Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Туркестанский край.

Под ред В. Семенова Тяньшяньского СПг 1913 г. Процесс глобализации не сблизил нации.

Наоборот он способствовал разъединению , так как материальный интерес и культ материальных ценностей способствует обособлению как отдельной личности, так и целых национальностей. В США расизм доминирует в общественной жизни. Он является образом жизни, при котором неграм и цветным открыта дорога только к нижним этажам гражданского общества.

Антирасовые законы, принятые при президенте Джонсоне 1962-1968 гг. Видимо расизм никогда не уйдет из общественно-политической жизни США и психологии американского народа. В ответ- терроризм.

В Европе процветает сепаратизм, то есть стремление к независимости народов, живших прежде в едином государстве. Ирландию, в Испании баски и каталонцы требуют образования их независимых государств, в Косово албанцы стоят накануне объявления независимости, в Грузии практически вышли Абхазия и Южная Осетия. Этот список можно продолжить.

Бельгия также накануне раскола- два национально-автономных объединения, фламандцы и валлоны, находятся на пути к созданию отдельных государств и вероятно страна скоро перестанет существовать. Греция ссориться с Македонией из-за названия, на Кипре киприоты не могут примириться с киприотами-турками. Но это, видимо , только начало всемирно-исторического процесса, который будет развиваться по мере углубления глобализации.

Глобализация экономики и научно-технического процесса, стирая политические и национальные границы в то же время пробуждает силы национализма, стремление к сохранению национальной идентификации, национальных языков, традиций. Мир стоит перед альтернативой- мирно разойтись или мирно сосуществовать. Для сохранения государственного единства необходимо научиться уважать национальные особенности друг друга, отказаться от расовых и шовинистических предрассудков арийского превосходства, создавать общую духовную культуру, делать нации многоязычными, объявить национальное высокомерие политическим преступлением, проявлять нетерпимость к идеям национальной ограниченности.

Хидоятов - узбекский историк.

Бухарские евреи

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | myDecor | Дзен ноги скрестили по-Бухарски.
Агентство городских новостей «Москва» - Фотобанк О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым.
Агентство городских новостей «Москва» - Фотобанк С 1 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
В Центре толерантности открылась выставка, посвященная бухарским евреям - Российская газета Если театр начинается с вешалки, то выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, начинается.
Выставка "На перекрестке цивилизаций" рассказывает о евреях Средней Азии Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож.

Бухарские евреи выражают соболезнование

История Бухарских Евреев. Шестого сентября в Коканде собралась большая делегация бухарских евреев, приехавших из разных стран мира. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий