С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы. Бросок на Приштину — удачная операция российской армии в Европе в конце 90-х и потому предмет отчаянного фапа поцреотов на протяжении всех 00-х. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров.
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины
Бомбардировки, длившиеся почти два месяца, закончились, конфликт перешел в политическое русло. Я тогда входил в рабочую группу вместе с генералом Леонидом Ивашовым, и мы с натовской стороной вели переговоры. Нам приходилось биться за то, чтобы ни в коем случае не дробить Югославию. В итоге была подписана знаменитая резолюция 1244 Совбеза ООН. Согласно ей, Сербия остаётся свободной республикой, и в ее составе сохраняется Косово и Метохия. Но внезапно вмешиваются США, и все переворачивается вверх дном.
Мы что предлагали? Чтобы вдоль албано-югославской границы встали миротворцы НАТО. А это значит, что Косово и Метохия остаются в составе Сербии. Но вышло все иначе. НАТО никуда не уходило.
Они фактически оккупировали Сербию, а Косово отдали албанским террористам. Кто вам разрешил? У вас нет договорённостей! А в то же время они в Салониках разгрузили два английских батальона под командованием генерала Джексона и бросили эти силы на Косово. Хотя, кстати, нас клятвенно уверяли, что этого не будет.
Врали, конечно. Но мы натовцев опередили. И когда они пришли и уткнулись в наших доблестных десантников на аэродроме, услышали лишь: «Ноу проблем, тут Россия». И мы действительно были готовы к любому повороту событий. А вообще этот бросок шуму в штабах наделал.
Прямо так и сказал: «Бери пистолет и стреляйся! После я узнал, что Кларк недоумевал, почему по русским не открыли огонь. Но Джексон ответил, что тогда не отдал и сейчас не отдаст такого приказа, потому что не хочет быть зачинщиком третьей мировой. Когда мы уже заняли аэродром, никаких провокаций не было. А вот до этого планировали.
Много позже я узнал, что тот же Кларк собрал спецгруппу диверсантов, чтобы отрезать нам путь. Но они замешкались, а мы уже проскочили. Однако, повторюсь, если было бы любое поползновение — ответ не заставил бы себя ждать. У нас был четкий план, и отходить от него ни при каких обстоятельствах мы не намеревались!
Не только на генералах. Уже весь мир знал, что русские взяли "Слатину". Мы постоянно ощущали, что у нас за спиной страна. От ее имени мы бросили дерзкий вызов. И каждый из нас сознавал, что причастен к этому событию. А вдруг не сделаем, не справимся? Представляете мое состояние, волнение комбрига, Рыбкина, командующего ВДВ, всех, кто затеял захват аэродрома? Президенты двух держав по телефону обсуждали наш рейд. Куда уж выше? О яблочке - Это ведь, по сути, была первая такая серьезная история для вас, Сергей Евгеньевич? Так получилось. Я все-таки закончил академию, знаю. Были гораздо более значимые задания. Покруче, похлеще. Но надо учитывать контекст времени, реальные обстоятельства, положение дел в Российской армии. Думаете, было легко? В бюджете денег нет, запчастей для техники и комплектующих нет, офицерам месяцами не платили денежное довольствие, профессия военного потеряла престиж и уважение. Поэтому рейд и прогремел так резонансно, вызвав в народе подъем, ликование. В первый же день мы схлестнулись с англичанами. Они были очень серьезно настроены. Шли танковой колонной, а там наш БТР стоит, путь загораживает. Ну, британцы посмотрели и дальше внаглую полезли. Командир взвода старший лейтенант Николай Яцыков приказал бойцу спрыгнуть с брони и расчехлить гранатомет, направив в сторону танков. Те остановились и сдали назад. Потом уже начальство стало договариваться, уладили конфликт. Но в первые дни мы натовцев на территорию не пускали, полосу оберегали для своих. К тому времени морем, по воздуху из России стали прибывать силы и средства. Мы встречали войска, отправляли их в районы дислокации. С ним прибыли журналисты. Начальство сидело, решало. Все пошло в другом русле, явного противостояния не было, хотя нас постоянно пытались отодвинуть в сторонку. Плановая ротация. На Балканах провел ровно год. Командующий российским контингентом KFOR генерал-лейтенант Валерий Евтухович предлагал остаться, но я сказал, что надо ехать домой. Поблагодарил и в июле 99-го попросил отпустить в Рязань. О возвращении - Командировка на Балканы считалась "блатной"? Предпочел бы говорить об ответственности. В моем отдельном батальоне было шестьсот контрактников, которые дислоцировались в четырех базовых районах в горах. И еще три поста наблюдения стояли высоко в горах. Очень несладкая работа! Хотя по тем временам оплачивалась она прилично. Для меня тысяча долларов была большой суммой. Приехал в Рязань, квартиру купил... Правда, в "Слатину" нас не пустили. Сказали: нежелательно. Зато в Белграде принимали прекрасно. И в Боснию мы съездили, возложили цветы на месте дислокации нашей бригады в городе Углевик. Сербы звали командиром или комендантом. Не было такого. Надежный щит! Отец был подполковником, умер четыре года назад. Очень хороший летчик... Евгений Константинович Павлов. Последнее место его службы - город Шяуляй в Литве. Сейчас там базируется авиация НАТО, а когда-то стояла наша дивизия, охраняла балтийское небо. Отец занимал должность летчика-инспектора. У меня и мать была военной, служила телеграфисткой в ракетной части. Все мое детство прошло в Литве. Когда-то в Шяуляе было две русские школы, где учились дети военных. Каждый год старался навещать родителей, отца вот похоронил, а поехать теперь не могу, запрет, нельзя. Принял меры, чтобы ухаживали за могилкой... Отец много летал, а она ждала и места себе не находила, туда-сюда металась. Хотя отец при любой возможности брал нас с братом на аэродром. То на соревнования, то на концерт. Можно сказать, мы выросли среди солдат и офицеров. Собирался поступать в танковое училище, а потом Юра Кривошеев, мой товарищ, сагитировал ехать в десантное. Сказал: "Надо идти в ВДВ". Юрий - известный сегодня в войсках человек, генерал-майор, командовал дивизией. В 1973 году мы поехали вдвоем от Литвы. Это не так легко все делалось. Нужна была комсомольская путевка, решение республиканского военкома. Комиссию проходили в Вильнюсе. Желающих в Рязань оказалось много, но отобрали нас двоих. И мы оба поступили. После выпуска в 1977-м служил в Каунасе в десантном полку командиром, затем преподавателем. Когда в Рязани освободилась должность, и я почувствовал, что надо соглашаться. Приехал, начал работать преподавателем и - все, завяз. Вырваться отсюда было практически невозможно, как ни пытался... В Чечню? Не отпускали. Видимо, мой стиль работы устраивал командиров. Хотя, признаюсь, сильно сейчас жалею, что не ушел. Я в 1999-м был полковником и в 2019-м остался. При том, что вырастил многих генералов. Даже Евкуров считает меня своим учителем, хотя это не так. Я очень долго командовал здесь батальоном, подготовил четыре выпуска, почти полторы тысячи офицеров... Одиннадцать лет командовал кафедрой управления повседневной деятельности. Сейчас она так называется. Приехал из Югославии, принял и - все... Отпустили бы в армию, может, командующим стал бы, кто знает?
Кстати детали данной операции до сих пор засекречены. Получив информацию о получении контроля над аэропортом, командование Российских подразделений миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, отдало приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью 200 человек к марш-броску, каждому бойцу была сделана гравировка армейского жетона. С целью соблюдения конспирации личный состав до последнего момента не знал куда и зачем следует выдвигаться. В ночь с 11 на 12 июня 1999 бойцам была поставлена боевая задача: в кратчайшие сроки преодолеть 600 километров, захватить аэродром «Слатина» до прихода сил НАТО, удерживать позиции до прихода подкреплений. Акция была еще и политической, демонстрирующей "союзникам по НАТО" решимость России поддержать сербов. Сербы приветствуют российских десантников Колонна пересекла границу Боснии и Сербии, и ускоренным маршем двинулась в сторону Косово. На всем протяжении следования колонну приветствовали сербы, встречая российских военных цветами, так же предложили им изготовление жетона с личным номером. Однако тут же началось и противодействие со стороны внутренних противников операции. Начальник Генштаба Министерства обороны России генерал армии Анатолий Квашнин лично позвонил по спутниковой связи возглавлявшему колонну генералу Виктору Заварзину, приказав развернуть колонну и вернуть войска в расположение. Заварзин отказался выполнять приказ, сославшись на то, что распоряжение о захвате аэродрома отдано верховным главнокомандующим Б. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину. Помещения аэропорта и взлетно-посадочная полоса были полностью взяты под контроль к 7 утра того же дня. Сказать, что решительные действия российских военных оказались полной неожиданностью для всех, значит не сказать ничего. Причем как для стран НАТО, привыкших за десятилетие не принимать Россию всерьез и полностью игнорировавших ее в международной политике, так и для жителей России, узнавших об этой операции утром из новостей. Оказалось у нас есть еще армия, способная защищать национальные интересы. Со стороны въезда в аэропорт показалась колонна английских армейских джипов, со стороны летного поля появились английские танки. Обе колонны встали перед наспех организованными за ночь российским блок-постами, пока не предпринимая никаких активных действий. Днем в небе появились английские вертолеты, попытавшиеся осуществить посадку на взлетном поле. Попытки были пресечены - как только какой-либо вертолет пытался сесть, к месту посадки устремлялся российский БТР, препятствуя осуществлению посадки. Тогда командующий передовыми частями британских сил генерал Майкл Джексон забавно!
Если послушать, что тогда говорили Игорь Иванов и другие чиновники — они невпопад отвечали, что произошло. Это потом, когда президент в 10 утра одобрил наши действия, все заговорили. Об операции группы из 18-ти спецназовцев под командованием нынешнего главы Ингушетии, а тогда майора Юнус-Бека Евкурова, я ничего не могу рассказать, хотя он и был тогда моим подчиненным. Мне об этом неизвестно. Возможно, какие-то задачи и ставились, выполнялись… Но они не обнародовались. Сейчас много чего рассказывают. Я говорю о том, какие распоряжения я отдавал и какие полномочия имел. Взять тот же фильм «Балканский рубеж». Обидно, что фильм однобокий. Чего не было, то выпятили. То, что было, отвели на второй план. Батальон показали в виде роты. Но это на совести режиссеров. Они делали так, чтобы это все было интересно смотреть, и фильм был кассовым. Но если бы там была стрельба, то была бы большая война. В том фильме я был консультантом. Гоша Куценко приехал, рот раскрыл, а я два с половиной часа ему рассказывал. А там они уже все перевернули. Мы готовились серьезно и батальон бросить один не могли. Мы просчитывали все ситуации. По поводу каких-то проблем со снабжением, это домыслы. Они рождаются, обрастают слухами. Нет, здесь не было проблем. И население к нам относилось хорошо, помогало. Никто не предлагал поделить аэродром в обмен на провизию, как об этом некоторые пишут. В 2000 году ему присвоено звание Героя России. Сейчас Евкуров — глава Республики Ингушетия. Обстановка на Балканах была напряженной в течение всего 1998 года и особенно обострилась с началом военной операции НАТО против Югославии в марте 1999-го — когда самолеты НАТО начали бомбить Белград и стратегические объекты на территории страны. И конечно, — я так думаю — всех волновал вопрос, как зайти в Косово, какие площадки, какие транспортные коммуникации для этого использовать. Сам исторический «Приштинский бросок» — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 километрах от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, «под кем» находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Хочу подчеркнуть, что было много албанцев, которые были недовольны действиями радикальных албанских и хорватских националистов по отношению к мирному населению. Ведь там творилась, можно сказать, нереальная жестокость, поэтому и разные люди были в команде. Для кадровых военных это обычная работа, но, конечно, мы учитывали, что ситуация может выйти из-под контроля. Случиться могло всякое, никто не застрахован, и были у нас сложные моменты. Все шаги просчитывали, понимали, что находимся далеко, что вокруг, скажем так, недружественная обстановка, поэтому никто не ожидал, что все будет гладко, готовились ко всему. Никаких переживаний не было, я даже не заострял на этом внимание. У меня была задача, и я ее выполнил. Самым сложным был этап, когда была пауза, — решалось, пойдет или нет основная колонна наших сил. Это тот момент, когда ты вроде бы и имеешь моральное право уйти, но при этом знаешь, что к аэропорту уже выдвинулся британский батальон, бронеколонна. То есть стоит выбор: оставить позиции тем же бандитам и в дальнейшем англичанам либо все-таки дождаться своих. В таком подвешенном состоянии действуешь уже по интуиции: сам принимаешь решение, и от него зависит дальнейший ход истории. Мы интуитивно решили еще час потянуть время, посмотреть, что будет, — и выиграли. Он особо не вникал в армейские дела и не понимал простых вещей, хотя я ему неоднократно докладывал. Я знал тот источник, который влиял на Квашнина, когда он неоднократно ставил вопрос о расформировании Главного управления международного военного сотрудничества. И при Сердюкове он, по сути, добился своего. А потом уже, с приходом Сергея Шойгу, срочно стали все восстанавливать, но специалисты ушли. Вся миротворческая деятельность России, а значит — деятельность Министерства обороны, финансировалась не из военного бюджета Леонид Млечин в своей книге «МИД. Министры иностранных дел. Внешняя политика России» приводит слова Анатолия Квашнина, сказанные в апреле 2003 года, когда российский контингент был выведен из Косова: «У нас не осталось стратегических интересов на Балканах, а на выводе миротворцев мы сэкономим двадцать пять миллионов долларов в год» — прим. Она финансировалась по статье «Международное сотрудничество». И нам, Министерству обороны, содержать боевые подразделения за рубежом — в качестве миротворцев или каких-то других структур — было очень выгодно, потому что это было вне бюджета Министерства обороны, вне его расходов. Плюс мы получали столь богатый опыт. В случае с Косово Россия получила международный авторитет, международное признание. Но для Квашнина это ничего не значило, потому что у него были другие мерки, другие категории. Я с ним категорически не согласен. Ничего мы от этого ухода с Балкан не выиграли. Но мы в очередной раз продемонстрировали, как делали это не раз со времен Горбачева, что мы сдали своих друзей, сдали своих союзников, ничего не получив взамен, потому что были очень послушны тем же американцам. Если бы на посту премьер-министра был Евгений Примаков в то время, когда мы планировали Приштинский бросок, то ситуация развивалась бы по-другому. Российские десантники своим марш-броском подняли авторитет России и создали передовой плацдарм, который нужно было развивать в политическом плане и в плане создания системы международной безопасности. Да и российская экономика туда бы зашла, если бы разумные люди ею управляли. При том успехе и авторитете можно было бы все там делать: и «Южный поток», и все, все, все. Но мы ушли оттуда. Мы, военные, создаем плацдарм для наступления и политики, и дипломатии, и экономики и всего-всего. Это не использовали. Ну а господин Квашнин, когда наши войска вывели с Кубы из разведцентра имеется в виду радиоэлектронный центр в Лурдесе — главный советский, а затем российский зарубежный центр радиоэлектронной разведки, использовался по назначению до 2002 года — прим. Наши ребята были в центре внимания всего человечества, всего мира. Это был подвиг.
Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину
Слова генерала подтвердил и известный британский певец Джеймс Блант, который служил в армии и участвовал в событиях вокруг аэропорта Слатина. В одном из интервью он вспоминал: «Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было подавить их. Кларк использовал необычные для нас выражения, например, уничтожить». В результате Джексон согласился только окружить аэродром, не выдвигаясь в сторону взлетно-посадочной полосы. Приказ Уэсли Кларка не выполнили, но США стала давить на Болгарию, Венгрию, Румынию, которые отказали России в использовании своего воздушного пространства для переброски подкрепления в Косово. Русские войска пришлось перевозить по морю в Грецию, после чего колонны десантников через Македонию совершили марш-бросок к Приштине.
С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы.
Перед российскими блок постами колоны остановились. Несколько Натовских вертолетов пытались приземлиться на территории аэропорта, но БТР не давали им это сделать. Генерал Майкл Джексон приказал своим войскам занять аэропорт и колонны двинулись на блок посты, но десантники были настроены решительно и показали это выставив оружие и прицелившись в английских солдат. Российские войска были настроены серьезно, по этому Натовским войскам пришлось остановиться. Командующий силами НАТО в Европе приказал продолжить движение, не останавливаться, однако генерал Джексон заявил, что не собирается начинать 3-ю мировую войну. В итоге аэродром окружили войска НАТО. На этом активные действия завершились. Дальнейшее развитие событий в разных источниках преподносится по-разному.
Одни говорят, что солдаты российской армии голодали, пока были окружены и их поили водой Натовские войны, а так же помогали провизией. Другие говорят, что еды и воды было в достатке, так как мирные жители помогали, а на территории аэропорта был склад, в котором была провизия. Проблемы с провизией возникли, из-за того что Венгрия не разрешила пролететь к аэропорту российскому самолету через свое воздушное пространство. В результате этого, всего лишь 200 десантников остались 1 на 1 с приближающимися силами НАТО. Первая маленькая победа обновляющейся России В итоге главная задача была достигнута. Так же много других решений было принято благодаря проведению данной операции. Российские ВДВ в Косово теперь могли находиться легально.
Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия [6]. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина». Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских [7] , британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну [7]. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант , служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников [8]. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала [9]. Кроме того, Блант рассказывал: «Около 200 русских расположились на аэродроме…. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских». В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром» [10]. Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолетами.
Поделиться Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово Президент России Владимир Путин в интервью для документального фильма ВГТРК к 30-летию новой России рассказал, как принималось решение о взятии под контроль аэропорта Слатина в Косово в 1999 году. В то время Путин занимал пост секретаря Совета безопасности. К нему пришел начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин и сказал о том, что есть идея захватить этот аэропорт.
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины
Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась. 20 лет назад, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, весь мир потряс марш-бросок русских десантников из состава миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине на Приштину. Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась. Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях.
Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году
Тот самый Леха-гранатометчик. Сейчас он не герой, он обычный рабочий на горнодобывающем предприятии в маленьком городке Железногорске Курской области. До сих пор при воспоминании об этом у Лехи на глазах наворачиваются слезы. Он вспоминает, как стоял плечом к плечу со своим командиром перед танковой колонной, держа на плече гранатомет и готовый в любую секунду нажать на спуск. Из люков на него смотрели ошеломленные британские генералы и офицеры.
Потом люки захлопнулись. А Алексей с командиром продолжали стоять, не зная, что делать дальше. О том, что творилось в этот момент в зашифрованном радиоэфире НАТО, гранатометчик узнал лишь в 2015 году, когда давал интервью федеральному каналу. Британский генерал Майкл Джексон, командовавший силами НАТО на Балканах, уже получал нагоняй от американского генерала Уэсли Кларка, возглавлявшего силы альянса в Европе, за то, что русские его опередили.
Американец приказывал британцу подавить российскую группу. И едва ли не в последний раз за новейшую историю бывшая метрополия ослушалась свою же бывшую колонию. Генерал Джексон ответил, что не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну и дал отбой атаке, приказав просто окружить аэродром. Победа, обернувшаяся поражением На следующий день в захваченном аэропорте должны были приземлиться несколько бортов из России с тяжелой техникой и двумя полками ВДВ.
Но самолеты так и не прибыли — Венгрия и Болгария отказались предоставить российским ВВС воздушные коридоры.
На совещании американцу доложили, что русские находятся в изоляции и в таких условиях не могут получить помощь по воздуху. Поэтому разумней всего дождаться дипломатического решения конфликта, которое уже началось. Кларк отказался от предложенного плана и приказал заблокировать не только здание аэропорта, но и взлетно-посадочную полосу, при этом утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. С новым планом не согласился Джексон, который в горячке спора заявил американскому коллеге: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну для вас». Согласно плану русского военного командования, при огневом контакте десантников с противником планировалось подписать союз с руководством Югославии и начать военные действия с НАТО по всему Косово, что привело бы к полномасштабной мировой войне.
Слова генерала подтвердил и известный британский певец Джеймс Блант, который служил в армии и участвовал в событиях вокруг аэропорта Слатина. В одном из интервью он вспоминал: «Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было подавить их. Кларк использовал необычные для нас выражения, например, уничтожить».
Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолетами. В первые дни, когда у российских солдат возникли проблемы с водой, минералкой выручили натовцы. Может, мы поделим аэродром?
Переброска десантников из Пскова, Рязани и Иванова Морской маршрут. Переброска десантников и техники из Тулы По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России , которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном. В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии , Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО , что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.
В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново , Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом ВДВ , военной техникой и оборудованием. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Путин в сопровождении российских десантников на площадке аэропорта «Слатина», июнь 2001 года Итоги Российская Федерация, распоряжаясь единственным аэропортом в регионе, смогла диктовать НАТО свою позицию, что в итоге привело к тому, что НАТО выделило российским миротворческим силам зоны ответственности, в том числе под контролем России оставался сам аэропорт «Слатина». После захвата плацдарма шесть транспортных самолетов ВВС России должны были доставить в регион серьезное подкрепление небольшому контингенту, удерживающему аэропорт Приштины. И если бы воздушное пространство для них не было оперативно перекрыто, то «назревающий кризис мог вылиться в нечто, чего не знала холодная война, — прямое столкновение натовских войск с российскими». К тому же сербы оставили им содержимое продовольственного склада, а солдатам помогали даже местные жители.
Сербы оставили десантникам содержимое вещевого склада, наполовину разбомблённого НАТО. В апреле 2003 года начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин заметил: «У нас не осталось стратегических интересов на Балканах, а на выводе миротворцев мы сэкономим двадцать пять миллионов долларов в год».
Кларк приказал немедленно десантировать британо-французские части в аэропорту и окопаться там, приготовившись встречать потенциального противника. Однако план не был реализован из-за опасения обстрела авиагруппы Сербией или её выходом из соглашения, что могло произойти из-за раннего выступления войск. Так, если бы это произошло, НАТО не смогло бы быстро прорваться к своим силам по суше из-за гористой местности. Поскольку эта операция не попадала под соглашение о миротворческих силах, Франция сразу отказалась от участия в миссии. По итогу, британские силы долгое время сидели в поле, ожидая команды на начало переброски войск [4]. Колонна же российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди.
Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу за Приштиной колонна въехала в Косово Поле , где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки. В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону , организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня. К этому моменту последние силы сербской армии бомбардировщики и танки покидали аэропорт и ушли через 20 минут [10]. В пять часов утра 5-я пехотная бригада Великобритании начала десантную операцию в Косове, стремясь получить под контроль ущелье Качаник, чтобы 4-я бронетанковая бригада Великобритании смогла быстро занять Приштину. Передовой группой полка Life Guards Дворцовой кавалерии при занятии города командовал британский капитан Джеймс Блант. Так, начали свои действия и другие подразделения НАТО — совсем скоро норвежские войска специального назначения FSK ru en под прикрытием британского 22-й полка SAS вошли в Приштину , однако к этому времени войска РФ уже смогли занять аэропорт. Норвежские силы первыми установили контакт с войсками ВДВ и передали сообщение об этом Джексону [11].
Приштинский бросок. Специальный репортаж
12 июня 1999 года российские миротворцы силами батальона совершили марш-бросок по территории Боснии и Югославии и овладели аэродромом «Слатина» в Приштине. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии.
«Мир узнал только после того, как CNN передал картинку»
- «Для начальника Генштаба это мелкая операция была. Подумаешь, батальон»
- Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году
- Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»
- Главные новости
Бросок на Приштину: как 200 российских десантников оказались один на один со всем НАТО
В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
В июне 1999 года эта весть взбудоражила мир – русский десант прямо перед носом натовского авангарда захватил аэропорт Слатина – ключевой объект в Косово. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина.