один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» - по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви.
Сретение Господне: что это за праздник и в чём его смысл?
Сретение Господне / | Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». |
Народные приметы 15 февраля | Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. |
Когда христиане отмечают Сретение Господне 2022 и что это за праздник - Толк 15.02.2022 | Сретение Господне входит в двенадцать главных церковных праздников, приуроченных жизнеописанию Сына Божьего и Богородицы. И что примечательно, католики его отмечают 2 февраля, а в армянской православной традиции этот день чтят 14 февраля. |
Сретение Господне. О символах и значении праздника | Зима - 14 февраля 2024 - Новости Читы - |
Сретение Господне. 5 фактов о христианском празднике | Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. |
Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника
Если Сретение пришлось на первый день Великого поста чьи сроки зависят от Пасхи , то праздничное богослужение в храмах переносят на день раньше — 14 февраля. Божественная литургия в праздник Сретения Господня в храме Христа Спасителя. На сороковой день после рождения младенца родители принесли его в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни иудеев. Тогда закон Моисея предписывал женщине «очиститься» после родов — в течение 40 дней после них она считалась нечистой. Для этого нужно было принести жертву — годовалый ягнёнок и голубка. Бедная семья могла заменить ягнёнка на птицу.
Так и поступили Мария и Иосиф, которые жили в нужде. Помимо этого, первенца мужского пола нужно было посвятить Богу — для этого его и приносили в храм. Так в Иерусалимском храме состоялось «сретение», то есть встреча. Её участниками стали старец Симеон и младенец Иисус. Симеон был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке до нашей эры по преданию Симеон прожил больше 300 лет книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II.
Когда он переводил строку о том, что дева то есть девственница родит сына, он усомнился в возможности непорочного зачатия и хотел выбрать другой вариант перевода. Увидев Иисуса Христа в Иерусалимском храме, старец взял его на руки, благословил Сына Божьего и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром». Сейчас эти слова являются частью молитвы к празднику.
В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу.
Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими». Свечи могут быть освящены и после окончания литургии [13].
В Католической церкви Сретение имеет статус праздника festum , более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи [14].
Воздух был пропитан ожиданием, чаянием Избавителя. И этот Избавитель пришёл. Пришёл не для свершения справедливой революции, о чём жаждали зилоты. Не для установления господства Израиля над всем миром, о чём мечтали фарисеи, да и не только они.
Он пришёл, чтобы спасти людей от грехов их, взяв всю вину и проклятие за их грехи на Себя. Он пришёл, чтобы примирить грешников с Творцом и возвратить блудных сыновей к Отцу. Это вечное искупление, приобретённое ценою страданий и смерти Христа, несоизмеримо больше, чем установление временного благоденствия. Иисус — спасение пред лицом всех народов! Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Сегодня, когда люди томятся под гнётом греха, когда рушатся семьи, страдают дети, гибнут люди в междоусобных войнах, в локальных и глобальных конфликтах.
Сегодня, когда захлёбываются ненавистью целые народы. Сегодня, когда в поисках решения проблем человечества люди шарахаются от одной панацеи к другой, от слащавого псевдогуманизма, растлевающего человеческую душу, до методов силового воздействия, когда целью готовы оправдать любые действия, пусть даже и бесчеловечные.
Правда для тех, кто сам выращивал зерно, выпавший снег сулил сытую жизнь, ведь он предвещал богатый урожай хлебов главное - чтобы вечером снежинки не кружили, а то это, согласно старинной примете, предвещало неурожай. Ветер на Сретенье предвещал хороший урожай плодовых деревьев, а огромные сосульки под крышей сулили богатый урожай кукурузы в текущем году. Весна, которая нас ждет Удивительным образом именно на Сретенье во всех регионах России ударили морозы. Если верить старым народным приметам, то о ранней и теплой весне в этом году нам остается только мечтать, ведь сретенские приметы имеют свойство сбываться в точности. Тем не менее давайте не будем отчаиваться заранее, ведь, кто знает, может быть, день 15 февраля будет солнечным и более-менее теплым?
Праздник «Сретение Господне»
В христианском контексте речь идет о символической встрече Ветхого и Нового Завета, а точнее 300-летнего старца Симеона с младенцем Христом и его семьей, которая была обещана первому Ангелом и которую он ждал много лет. В русской народной традиции у праздника был иной смысл и окраска, хотя название оставалось таким же — что не редкость для крестьянского календаря. По сути любой день, который бы мы не взяли, носит название какого-то православного праздника или святого, но при этом почти всегда наполнен какими-то дохристианскими смыслами и обрядами, где встречаются и угощение Морского царя, и чествование домового, и славление Солнца, и заклички весны, и отголоски культов Перуна, Велеса, Макоши и проч. Чем же являлось Сретенье в народной традиции? На Руси этот день отмечался как символическое соприкосновение зимы с весной. По срокам он приходился ровно между Колядой Молодое Зимнее Солнце и Ярилом Весеннее солнце и, таким образом, олицетворял первую встречу весны-красны. Фантазия нейросети Kandinsky Само наименование праздника «сретение» на старославянском языке как раз и означает «встреча».
В крестьянской среде его также называли «День Сречи» и «Зимобор». Считалось, что с этого дня старуха-зима отступает и сильных морозов можно уже не ждать. Христианская история праздника Сретенье Исторический контекст церковного праздника Сретение Господне восходит к событиям, описанным в Новом Завете, в частности в Евангелии от Луки. По библейским преданиям, на сороковой день после Рождества Христова, Дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд очищения согласно еврейскому закону. У порога обители их ждал святой праведник Симеон, которому было обещано не увидеть смерти, прежде чем он узрит Мессию. При встрече с младенцем он пророческим взором узнал в Нем спасителя человечества, что и заложило основу для празднования Сретения.
Это событие, символизирующее встречу человечества с Богом, изначально не имело установленной даты празднования. Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной. Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т. Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки.
В честь этого события в православных храмах служат литургию. Центральное место в ней занимают обращения и молитвы к Пресвятой Богородице. Как праздновать, что можно и чего лучше не делать в этот день Существуют некоторые обычаи и традиции, как отмечать Сретение. Согласно церковным канонам, в этот день особым образом святят воду и свечи. Громничные свечи Перед началом праздничной литургии осуществляют освещение восковых свеч, после чего их раздают прихожанам. По традициям эти свечи верующие приносят домой и хранят в течение года.
В старые времена христиане верили, что эти свечи способны защитить жилище от удара молнии, поэтому их еще называли громничными. Но это верование берет истоки не в православной вере, а в языческих традициях, связано с почитаемым некогда на Руси бога Перуна. Также сретенские свечи зажигали, если семья сталкивалась со стихийными бедствиями, болезнями, всяческими трудностями. Считалось, что они помогали роженицам при родах, больным эпилепсией. Сегодня громничные свечи верующие зажигают в трудные минуты, когда обращаются к Богу за помощью, просят у него защиты и спасения. Сретенская вода У всех на слуху вода Крещенская, но Сретенская вода обладает не меньшими целебными свойствами, считается такой же сильной.
По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Этот день на Руси также называли «День исполнения желаний». Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. Что же категорически запрещено на Сретение: - унывать и впадать в депрессию в народе говорили, что это может стать причиной сплошных неудач на три года ; - мусорить и плевать возле храмов и церквей это может стать причиной тяжёлой болезни ; - употреблять алкоголь говорили, что тем, кто будет в это время пьянствовать, явятся бесы ; - объедаться это могло, по народным убеждениям, привести к невезенью ; - ругаться и сквернословить считалось, что такое поведение привлекает злых духов ; - ссориться с родными и близкими на Руси считали, что всех их можно из-за этого потерять ; - ярко краситься и наряжаться 15 февраля следует проявлять сдержанность во всём. Также 15 февраля на Руси внимательно наблюдали за погодой. Считалось, что если в этот день идёт снег, то весна будет поздней.
Хорошей приметой в этот период считается тихая и солнечная погода.
В Ветхом Завете иудеи огромное значение придавали внешней чистоте. Поэтому женщина во время кровотечения считалась нечистой. В течение этого периода она не имела права посещать Иерусалимский Храм. Когда же установленный срок истекал, мать приносила в Храм очистительную жертву Богу. В Ветхом Завете в жертву приносили животных. В данном случае это мог быть годовалый ягненок и голубка. Если семья не могла пожертвовать ягненка по причине бедности, то в жертву приносили 2 голубок.
Обряд посвящения касался непосредственно новорожденных мальчиков. Родители приносили младенца в Храм на 40-й день. Совершался обряд посвящения мальчика Богу. Причем это священнодействие было не просто религиозным обрядом, а законом для всего еврейского народа. Обряд посвящения был установлен в память об освобождении евреев из египетского рабства и в знак благодарности Богу. Иосиф Обручник с Девой Марией и Младенцем Иисусом на сороковой день пришли в Иерусалим, чтобы совершить все полагающиеся ритуалы. Таким образом, Спаситель с первых дней Своего воплощения исполнял все предписания иудейского Закона. В жертву были принесены две голубки — семья Иосифа, обыкновенного плотника, не могла похвалиться богатством.
Сретение Господне — встреча в Иерусалимском Храме После совершения необходимых обрядов и жертв Святое Семейство уже покидало храм. На выходе их встретил старец Симеон. Этими словами, произнесенными по Божественному вдохновению, старец подтвердил рождение в мир Спасителя Мессии.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Праздник Сретения установлен в честь дня, когда младенца Христа впервые принесли в храм. Православный праздник Сретение Господне: происхождение, божественная суть, иконография, существующие обычаи и запреты, языческие традиции. Значение праздника. Сретение переводится с церковнославянского как "встреча". Этот праздник описывает встречу, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова.
Сретение Господне. 5 фактов о христианском празднике
Не блаженнее ли я всех их? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей! О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» Исаи. О, всеблагий Отец светов! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих.
Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром! Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу , — от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения.
Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон. Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их» 17. Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына.
Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу! И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство.
Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния. Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события — явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались.
Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. В церковных песнопениях Св. В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков Лк. Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев.
Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. А это изгнание Богомладенца в чужую землю, вместе с Матерью, эта вражда против Ее Сына от колыбели до гроба от сильных мира сего, это поругание Его первосвященниками — Анною и Каиафою, царем Иродом Иоан. После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет.
По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев. Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом.
По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св. Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий или раба Божия во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего...
История праздника В воспоминание встречи Господа Иисуса Симеоном и Анною по храме Иерусалимском в сороковой день по рождении Его Православною Церковью установлен, дванадесятый праздник Сретения Господня. Об этом празднике упоминают свв. В III в. Василий Великий , Кирилл Иерусалимский , св. Уже в VI веке, в царствование Юстиниана праздник этот сделался торжественным и повсеместным, по следующему случаю.
Не говоря уже о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались не погребенными.
По истечении этого срока, она являлась в храм и приносила очистительную жертву Лев. Такая причина и цель закона о первенцах явно нисколько не касалась Великого Первенца Марии. Как Сын Божий, Он свободен был от законов человеческих.
И хотя Пресвятая Дева, родивши Христа наитием Св. Пресвятая и Непорочная, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, «яко нескверная, неблазная, нетленная и Пречистая Дева» 5. Преблагословенная Мария принесла Своего Первенца во храм Иерусалимский и, исполняя полностью закон еврейский, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ея очищении. Принесла жертву Богу, но жертва Марии была не такова, какую приносили люди богатые.
Жертва Марии была жертвою убогих и состояла из двух птенцов Но недостаток внешнего вида жертвы восполнялся внутренним настроением Принесшей: то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждено чувствами чистейшей души Богоматери. Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Приими же Первенца Твоего, с которым Ты сотворил века и повелел, возсиять свету! Приими воплотившееся от меня Слово Твое, которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей!
Приими Сына Твоего, от земной матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотию и кровию весь род человеческий» 7. Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Но не так совершилось на самом деле.
Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Имя Симеон означает услышание Быт. Подобно другим ветхозаветным праведникам Евр. Духа, глубоко понимающий Св.
Еврейский первосвященник, исполняя доброе желание царя, отправил ему все книги на своем родном языке, а для перевода их на греческий язык послал туда — же семьдесят два переводчика или толковника по шести человек с каждого колена. Ему пришлось, между прочим, переводить книгу Исаии. Переводя эту книгу, он обратил внимание на то место в ней, где сказано: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» Исаии 17: 14. Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано—как, когда и где?
Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Пришел Симеон по вдохновению в храм. Исчезли немощь и старость: Симеон в храме ждет Владыку... Входят Иосиф и Мария с Богомладенцем на руках.
Пресвятая Дева Мария, как и раньше мы уже сказали, остановилась пред дверьми храма, считая себя по закону нечистою. На эти убеждения книжники и фарисеи отвечали громким ропотом, но Захария не изменил своего намерения. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти!
Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое! Не блаженнее ли я всех их? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей!
О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» Исаи. О, всеблагий Отец светов! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих.
Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром! Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу , — от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям.
Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон. Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время.
Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их» 17. Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу!
И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк.
Свидетельства о праздновании Сретения доходят до нас еще с ранних веков нашей эры. В Византии в IV веке торжество стало общегосударственным. Современная церковь отмечает праздник в числе важнейших двунадесятых. Сретение Господне 2023 — традиции праздника Как и в другие дни христианских праздников, в церквях проводятся литургии, а верующие посещают службу, исповедуются и причащаются.
Сретение символизирует собой единение Ветхого завета с Новым, а также встречу человека с Богом. Недаром основой для этого события служит знаменательный день как в жизни Христа, так и Богородицы, в то время как остальные двунадесятые праздники имеют четкое разделение. В день Сретения существует особая традиция — в церквях освящают свечи, именуемые «громницами» и призванные оберегать обладателей от всевозможных бедствий.
Что означает слово «сретение»? На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова.
В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца? По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней а если рождалась девочка — то и все 80 было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу.
Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной. Кто такой Симеон Богоприимец? По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.
Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» девственница на «Жена» женщина. Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества.
Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
Трудясь над переводом
- Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
- Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
- Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
- Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
- 15 февраля — Сретение Господне: значение, приметы и традиции праздника | Мартыновский вестник
Сретение Господне: что это за праздник и в чём его смысл?
Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. Сретение Господне: история и значение праздника. один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» - по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. Значение праздника. Сретение переводится с церковнославянского как "встреча". Этот праздник описывает встречу, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
В народе считается, что в Сретение зима встречается с весной и после праздника морозы должны отступить, а лед на реках стать тоньше — с этого времени выходить на водоемы опасно. По вышеозначенной причине основного духовного смысла праздника Сретения в этот день нельзя предаваться суетным и, тем более, греховным делам. Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья. Сретение Господне. В переводе со славянского языка мелодичное слово «сретение» означает «встреча». один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст. «Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков.
Сретение Господне — история и значение Праздника
Сретение Господне 2024: что нужно и что запрещено делать в двунадесятый праздник | ОТР | один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля. |
Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля | История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется. |
15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл
На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г. В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, то есть светильник. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет.
Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию , либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. Что значит икона «Умягшение злых сердец»? С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» Лк. Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу.
Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца. Какие приметы существуют на Сретение? На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».
По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны.
Затем его свернуть в трубочку, которую разрезать на три части, чтобы получилось три круга. На стол поставить церковную свечу, вокруг нее положить первый круг, затем насыпать освященной соли, и выложить второй круг, капнуть немного святой воды, а затем третий — завершающий. Теперь прочитать трижды такие слова: «Матерь Божия сына в храм принесла, все невзгоды мои забрала. Встреча наша с Господом произошла, ушла моя беда — безденежная, одинокая, болезненная и всякая другая».
По завершению трижды сказать «Отче наш». Пойти в церковь, прихватив с собой свечу, стоящую в центе круга. На ее пламени потом же сжечь бумажные круги, а пепел развеять по ветру. Обряд в Сретение Господне на удачу Купить 15 февраля в храме шесть свечей, освятить их, а также посвятить воду. Все это принести домой, переступая порог, читать молитву Богородице, а затем выпить принесенной воды. После этого немного налить ее в емкость, поставить на стол со скатертью хорошо бы тканевой , а вокруг зажечь 6 свечей. Глядеть на воду и говорить такие слова: «Водица, горе унеси, а удачу принеси.
Стану я, помолясь, тебе покорясь, сделай меня счастливчиком навсегда. Уйдет от меня беда»! Пусть свечи до конца догорят, а водой из стакана нужно умыться. Огарки отнести в храм и положить туда, где собираются все церковные огарки. Обязательно дать милостыню трем нуждающимся. Обряд в Сретение, чтобы помириться с человеком Если вы кого-то обидели и хотели бы помириться, нужно встретиться с этим человеком в день Сретения Господнего и поприветствовать его первым. Затем про себя сказать такие слова: «Обида ушла, обида прошла, дружбой обернулась.
Так будет всегда. На то воля Божия»! Если же обиженного вами человека невозможно встретить в этот день, то можно взять его фото и отнести в храм, а выйдя из него, произнести вышеприведенные слова. Обряд на встречу весны Но и конечно, главный обряд на Сретенье — это встреча весны. Для этого пеклось печенье в виде жаворонков. С ними детишки шли на возвышенности или же лезли на крышу дома, чтобы кинуть оттуда тестовую птичку. Приговаривали при этом такие слова: «Жаворонки на Сретенье прилетели, весну привели, а зиму прогнали.
Летите и метель от нас гоните, а тепло приносите». Птичек не поднимали с земли, — их могли съесть собаки или же потом птицы поклевать. Гадания в праздник Сретения 15 февраля 15 февраля хозяйки пекут блины и птичек из сдобного теста. На них чаще всего и ворожат. Как и в другие торжества, особенно популярны в праздник Сретения гадания на будущее и гадания на любовь. Гадание в Сретение 15 февраля по жаворонкам Нужно испечь сорок жаворонков — предвестников весны и в каждом запечь разные предметы, которые и расскажут будущее человеку, съевшему такое угощение. Попалась монетка — жить в богатстве.
Кусочек сахара — веселое времяпрепровождение. Щепотка соли — тоска, грусть. Конфетка — подарок. Творог — успех на профессиональном поприще. Капуста — постоянная беготня и суета. Яблоко — большая любовь. Перец — интересные события.
Вишня — романтическое свидание. Соленый огурец — верный друг. Бумажная купюра — карьерный рост и успех. Колечко — замужество или женитьба. Гадание в праздник Сретения по свечам Необходимо в церкви отстоять службу, а свечу не гасить. Пойти с ней домой. Если пламя не гаснет в течение всего пути, то ожидается удача и успех во всех делах.
Малков П. Место праздника в границах православного богослужебного года Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к Господским или Богородичным? По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным. Сретение Господне отмечается на сороковой день после Рождества Христова. Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета Само слово "сретение" в переводе с церковно-славянского языка означает "встреча".
В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея см. В соответствии с этим законом, женщины после родов на сороковой или тридцатый день в зависимости от того, кто у них родился — мальчик или девочка должны были приходить в храм для принесения ритуальной очистительной жертвы. Посещает храм, ради принесения такой жертвы, и Богоматерь. Ею приносятся два голубиных птенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. Вероятно, обычно после принесения такой жертвы священник принимал младенца из рук матери, и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним две молитвы: одну — на тему закона о принесении выкупа, другую — с благодарением за рождение первенца. Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном по Преданию Церкви — одним из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык , которому некогда было обещано Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит своими глазами пришедшего на Землю Спасителя мира.
Симеон был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы продолжительности человеческой жизни; но смерть не приходила к нему, ибо по Божественному обетованию он должен был увидеть родившегося Христа. И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христианских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое т. Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям — истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: "сретение", наконец, состоялось. Произносит он также и другие тоже очень важные — провидческие слова.
Этот обряд не только установил временные рамки для Сретения Господня, но и подчеркнул смиренное положение Святой Семьи, поскольку они принесли двух голубей вместо ягненка. Это было символическим напоминанием, что Мессия пришел не как земной царь, но как служитель для всех людей. Перед Сретением Господнем произошло множество важных событий, которые сформировали контекст для этого священного момента. Изначально, народ Израиля в течение столетий жил в ожидании прихода обещанного Мессии, который, по пророчествам, должен был освободить их от угнетения и ввести в новую эпоху мира и справедливости. Это ожидание было тем более остро чувствуемым в те времена, когда Израиль находился под властью Римской империи.
Это событие было воплощением Божественного обетования и представляло собой совершенно новую главу в истории спасения человечества. Величайшее чудо Воплощения сразу стало центром многочисленных историй и преданий, которые затем были переданы из поколения в поколение. Сразу после Рождества произошло еще одно важное событие — поклонение волхвов. Эти ученые из Восточных стран пришли поклониться младенцу Иисусу, признавая Его как новорожденного царя и принеся драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Все эти события сформировали исторический и религиозный контекст для Сретения Господня, делая его кульминацией великих ожиданий и пророческих обещаний. Библейский рассказ о Сретении Согласно Евангелию от Луки , когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм для выполнения ритуала очищения и воздаяния, они встретили двух очень важных людей: Симеона и Анну. Симеон был праведным и богобоязненным человеком, на которого, как говорится в Евангелии, «было положено Пророчество Духа Святого, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Когда Симеон увидел Иисуса, то взял Его на руки и благословил Бога, сказав: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое. Это пророческое приветствие стало основой молитвы «Ныне отпущаеши», которая теперь читается на каждом вечернем богослужении в Православной церкви. В то же время в храме была и пророчица Анна, дочь Фануилова, из колена Асирова, женщина в глубокой старости, проводившая большую часть своей жизни в посте и молитве.
Когда она увидела Иисуса, она тоже благодарила Бога и начала проповедовать о нем всем, кто ожидал избавления Иерусалима. Встреча с Симеоном и Анной стала мощным свидетельством о божественной природе Иисуса, подтверждая, что этот младенец действительно был обещанным Мессией, долгожданным Избавителем. Сретение Господне является особенно важным праздником в христианском календаре не только из-за самого акта представления Иисуса в храме, но и из-за пророчеств, произнесенных в этот день. Симеон, взяв на руки младенца Иисуса, произнес пророчество, известное как «Симеоново благословение». Это пророчество, содержащее слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром», стало важной частью вечерних молитв в православной традиции. Симеон также обратился к Богородице с пророческим предсказанием, сказав, что ее Сын «положен на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение прорекаемое». Он предупредил Марию, что «и тебе самой душу пронзит меч», предсказывая будущие страдания Марии на Голгофе при распятии Иисуса.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое Itinerarium Aetheriae, иначе «Паломничество ко Святым местам» Peregrinatio ad Loca Sancta , датируемое концом IV в. Ее Перегринацио — один из первых христианских памятников этого жанра — еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании Богоявления », — что представляется нам очень важным! Приведем это свидетельство полностью. В этот день бывает процессия в Анастасис [3] , и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры , и потом епископ , толкуя всегда о том месте Евангелия , где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию , и затем бывает отпуст » [4].
Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле. Второй по времени исторический памятник, на сей раз — специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это — армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла , совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» [5]. Можно предположить, что в IV - V вв.
Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св. Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — то есть сороковым днем от Рождества [6] , — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи.
Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе , на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии , варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения.
Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9].
В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10]. Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий».
Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке.
Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т.
Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа.
И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени.
Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным.
Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св.
С приходом Мессии человечество получает другую, спасительную, веру. Она несет в себе идею Любви, Прощения и Милосердия. Именно это и есть граница двух эпох в христианской религии. Основная суть жизни до прихода Спасителя, была в ожидании радостного знакомства с Богом — Сретение Господне. Ожидание Сретения Господня началось на заре человечества, когда гибельное событие разорвало связь между человечеством и Господом. Когда первая семья, Адам и Ева, пренебрегли единственным запретом Бога и вкусили плод познания, что и послужило воздвижению огромной стены отчуждения между Господом и человеком. С тех самых пор верующие люди находились в поиске спасения, надеясь на приход Сына Божьего. И вот спустя много времени сбылось пророчество из книги Исаии и 300-летний старец Симеон принял Христа в свои руки. Сретение Господне — великий праздник, ведь закончилось отлучение от Бога, пришел Мессия, который спасет их и вернет к Господу.
Как праздновать Сретение Господне, что можно и чего лучше не делать в этот день По обычаю в день Сретения освящают свечи. К ним принято относиться по — особенному, благоговейно. Первую свечу зажигают после возвращения домой из храма, остальные принято хранить в период всего года и зажигать только при молитве дома. Эта вода имеет лечебные свойства, помогает при болезнях. Запрещается выполнять любую работу, кроме той, что идет на благо людям. Алкоголь имеет свойство затуманивать разум, и делает зависимым. Считается, что алкоголь это вред от лукавого. Лучше посвятить время Господу. А уборкой и стиркой, лучше заняться в будние дни.
Возможно, провести время с родными и друзьями. Мыться нужно накануне Сретения, чтобы встретить торжество чистым. Оно отвлекает от похода в храм и молитв. Вера в Бога противоречит магии и проведению ритуалов. Иконы, посвященные Сретению Икона для праздника Сретение Господне состоит из пяти фигур. В центре находится Богомладенец Иисус, рядом Богородица, а немного выше праведник Симеон. Мария передает свое Дитя старцу, отец Иосиф с парой голубок расположен по левую сторону, а Анна-пророчица держит свиток. В одной римской церкви, Санта Мария Маджоре, находится древнейший образ этого события. Образ расположен в триумфальной арке, в виде одной из мозаик, на которой изображена Богородица с малышом, идущая на встречу Симеону.
Дата ее создания — первая половина 5 века. На Руси есть два древних изображения, которые посвящены празднику Сретения и датированы 12 веком: Одно находиться в г. Киев, Кирилловская церковь. На этом образе младенец сидит на руках Богородицы. Второе находиться в г. В грузинской иконографии на иконе отсутствует изображение алтаря, на его месте расположена горящая свеча, которая символизирует жертвенность. Также, к иконам праздника Сретения Господня можно отнести образ «Умягчение злых сердец», известный и под другим названием «Симеоново проречение».
Называется он Сретение. Слово Сретение означает — встреча. Вот так и старину на Руси люди очень ждали праздника, который приходился на 15 февраля. По народным поверьям, в этот день зима встречалась с весной. А встречались они, чтобы побороться, кому вперёд идти, а кому уже пора и уходить. Зима уже вдоволь наигралась, нагулялась, наморозила и уже должна уступить свои права весне. Однако она всё ещё сильна и никак не хочет уходить: и снега полно, и лёд на реках и озёрах толстый, и морозы «кусаются». Но солнышко уже другое, а световой день увеличился почти на три часа по сравнению с концом декабря, когда был самый короткий день! Вот и получается, что ночи ещё за зимой, а дни — за весной. Мне однажды пришлсь побывать в селе Городище на таком празднике. Украшали гоубыми ленточками. На них ехала "Зима".
Согласно преданию, во время перевода он собирался исправить во фразе «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» слово «дева» на «жена» — то есть «непорочная девушка» на «женщина», — однако ему явился ангел и предрёк, что Симеон не умрёт, пока не увидит, как сбылось пророчество и родился мессия. Ждать ему пришлось долго — предание гласит, что на момент встречи с Иисусом ему было около 300 лет. Симеон, увидев в храме родителей Иисуса, после обряда подошёл к ним и, взяв Младенца на руки, произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Следом за ним подошла работавшая в храме праведная Анна — она поклонилась Иисусу и вышла на улицу, рассказывая о рождении мессии. Именно об этой встрече Симеона и Анны с Сыном Божиим и идёт речь в названии праздника. Однако до определённой поры празднование проходило скромно. Считается, что на Западе этим праздником старались «перебить» языческий праздник луперкалий, который проводился 13—15 февраля в честь бога плодородия Луперка одно из имён Фавна и был известен разнузданными оргиями. Установил его или папа Геласий в 496 году как раз когда отменил луперкалии , или папа Григорий Великий в 600 году. На Востоке же праздник Сретения Господня связывают с моровой язвой в Константинополе 544 года. Страшная эпидемия прекратилась, когда по городу прошёл крестный ход и целую ночь верующие провели в молитве. Тогда император Юстиниан распорядился отмечать Сретение Господне более торжественно. С одной стороны, он подтверждает, что Иисус Христос действительно существовал и был рождён человеком — вопреки некоторым еретическим учениям, по которым Христос только принял облик человека, не являясь им по сути. С другой стороны, встреча в храме с Симеоном раскрывает мессианские пророчества о рождении мессии и знаменует завершение ветхозаветной эры и начало эры Нового завета. Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни. Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. В древности такие свечи звали «громницами». Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф.
Сретение Господне. 5 фактов о христианском празднике
15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. 15 февраля — Сретение Господне: история и значение праздника. Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова. Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. Сретение Господа Иисуса Христа является непереходящим двунадесятым праздником, то есть одним из главных в церковном году, дата которого всегда – 15 февраля. На церковнославянском слово "сретение" означает встречу. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Сретение Господне 15 февраля: традиции и обычаи праздника
- Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы в доме был лад, а родственники не болели
- Праздник Сретения Господня - И.И. Туркин - читать, скачать
- Что означает праздник Сретение Господне в православии
- Сретение Господне — Википедия
- Что означает праздник Сретение Господне в православии
В Сретение предки всегда узнавали точную погоду на весну: морозы будут неспроста
Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. На церковнославянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память о Встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, описанной в Евангелии от Луки (Лк.
Содержание
- Обряды, ритуалы, традиции на Сретение
- Значимость праздника Сретение Господне
- Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы)
- История происхождения
- Сретение Господне, 15 февраля 2024, история