За обожженным колокольчиком мы отправились в Конаково в производственно-туристический центр «Конаковский фаянс». Я бы их обозначила не просто «декоративные», а «декоративно-прикладные». Эти тарелки, даже скорее — блюда, не только прекрасно смотрятся как настенное украшение, но их можно использовать и в быту. Под фрукты, например. Или под вареных раков. Или под мясо или дичь.
Вспоминая посуду Конаково (ЗиК).
Конаковский фаянсовый завод | Так, в результате множества пертурбаций и получился тот самый ЗиК или Конаковский фаянсовый завод имени Калинина. |
Набор декоративных настенных тарелок, ЗиК, 1930 годы* – Маленькие истории | Смотреть видео онлайн ТАРЕЛКИ ФАБРИКИ ЗИК Конаково. |
Вспоминая посуду Конаково (ЗиК). | новое видео: ТАРЕЛКИ ФАБРИКИ ЗИК Конаково. |
Конаковский фаянс
ЗиК Конаково 1962-1974. Подписи художников, в то или иное время участвовавших в становлении Конаково, скульпторы и мастера, ставшие визитными карточками конаковского фаянса. Интернет-магазин производственной компании «Конаковский фаянс» реализует изделия из фаянса собственного производства, изготовленные коллективом предприятия в городе Конаково, Тверской области. Конаково, ЗиК (Фаянсовый завод им. М. И. Калинина). В советское время — крупнейший фаянсовый завод страны. Основан в 1809 году, долгое время принадлежал Ауэрбаху, в 1870 году приобретён М. С. Кузнецовым. Тарелка большая и 4 поменьше сервировка стола ЗиК Конаково 1952 год. Марка, клеймо, штамп на фаянсе ЗиК Конаково с 1962 по 1991 год.
Каталог антикварного фарфора Конаковского фаянсового завода им. М.И.Калинина.
Именно в это время на всю посуду, произведенную в Конаково, ставится клеймо ЗиК, выполненное в виде елочки. Сегодня мы вновь отправимся в город Конаково, где посетим интереснейший производственно-туристический центр "Конаковский фаянс". ЗиК Конаково ЗиК 1952-1962 ЗиК Конаково 1962-1974 ЗиК С 1974 ЗиК (посуда). Запись опубликована в рубрике Конаковский фаянс. Добавьте в закладки постоянную ссылку. Посуда и ЗиК из посылки!
Посуда зик ссср
Фарфор, ЗиК Конаково — Посуда | Создан мастерами Фаянсового завода имени Калинина в Конаково в 1930-33 годах. Оригинальные сюжеты «Жница», «Пастушок», «Пионеры у костра» и «Под березой» были созданы художником-декоратором ЗиК Софьей Прессман. |
конаковский фаянсовый завод | Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина (Конаково, ЗиК). |
Конаковский фаянсовый завод им. Калинина.: dervishv — LiveJournal | Это Конаково. Вчера я по случаю купила столовый сервиз Конаковского завода примерно 1980-х. |
ЗиК - объявления на КупиПродай | Находится в г. Конаково Тверской области. Выпускал столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика) из привозного сырья. |
Fayansovyy zavod v konakovo | #конаковский_фаянс народные тарелки. |
История Конаковского фаянсового завода им. Кирова
Блюдо ОГРОМНОЕ D 35 см Фаянс Фигурный край столовый сервиз ЗиК Конаково СССР ЛЮКС. Блюдо ОГРОМНОЕ D 35 см Фаянс Фигурный край столовый сервиз ЗиК Конаково СССР ЛЮКС. Блюдо ОГРОМНОЕ D 35 см Фаянс Фигурный край столовый сервиз ЗиК Конаково СССР ЛЮКС.
КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д
Тема: Посуда Завод зик СССР керамики Конаковский фаянсовый завод клеймо Царское Тарелка с птичкой СССР Сервиз столовый зик 70 гг Советские тарелки Столовый сервиз зик Винтаж Советская кухонная посуда Трещины на фаянсовой посуде Сервиз Яблоневый цвет. Художник Н.А. Коковихин разработал в этот период оригинальные рисунки для надглазурной печати, новые формы салатников, набор посуды для пива и другие изделия. Конаково Посуда и прочие предметы декора. В XIX веке открываются несколько новых крупных заводов и среди них, в 1809 году в селе Домкино Тверской губернии заработал Конаковский фаянсовый завод. 11 июля прошлого года в Конаково Тверской области состоялось торжественное открытие производственно-туристического комплекса «Конаковский фаянс». Именно в это время на всю посуду, произведенную в Конаково, ставится клеймо ЗиК, выполненное в виде елочки.
ЗиК Конаково: клеймо марки и штампы по годам
Многие работники ушли на фронт, часть оборудования была эвакуирована. В тяжёлые дни 1941 ,кода враг стоял в 20 км от города, был подготовлен план ликвидации завода. Но победа советских войск под Москвой спасла город и завод, он продолжал работать, наращивая производство. Для подготовки специалистов в Конаково создаётся художественно-ремесленное училище, подготовившее более 2-х тысяч специалистов. В своих лучших произведениях конаковские художники сумели раскрыть привлекательные свойства фаянса и майолики , их художественную выразительность и декоративность. Известный художник В.
Филянская создала исключительный по красоте кофейный сервиз, удостоенный в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медали, работы Г. Альтермана были удостоены серебряной медали. За успешное выполнение восьмой пятилетки завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Основанный в 1809 году, завод прожил интересную и славную жизнь, воплотив в своей продукции различные художественные течения. В его истории отразились все основные этапы развития русской фаянсовой промышленности.
Не смотря на всё это , сегодня будущее завода неопределённо, пустуют многие цеха, распродаются уникальные коллекции заводского музея, рабочие нашли себе работу на других предприятиях. А ведь именно с завода начиналась история города Конаково. С 2013г.
Находится в г. Конаковский фаянсовый завод им. С ноября 1924 носит имя М. Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру фаянс, майолика из привозного сырья. Кузнецовым у А. Выпускал преимущественно ампирную фаянсовую посуду с печатными рисунками и ручной росписью часто в духе народной гжельской керамики. К 1890-м гг.
С середины 1920-х гг. Фридрих-Хар, С. Лебедева, В. Фаворский, И. Ефимов, В.
Немного истории — как зарождалась и формировалась репутация завода? Основанная еще в 19 веке во времена крепостной системы в селе Домкино, фаянсовая фабрика с самых первых дней добилась успеха. Однако настоящий расцвет к ней пришел после того, как новым ее владельцем стал аптекарь Ауэрбах Алексей Якович. Именно тогда в работу завода стали поступать императорские заказы. Длилось это до его смерти, после чего наследники так и не смогли поддерживать высокий статус завода. Все попытки по улучшению производственного процесса закончились лишь большой финансовой растратой. Имея уже на тот момент аналогичные предприятия, он сумел целиком и полностью обновить и улучшить производство, отстроить новые корпуса, внедрить качественные материалы. Так, в 1889 году образовалось уже модернизированное предприятие под названием «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Кузнецова», ассортимент которого помимо фарфоровых изделий пополнился еще фаянсовой и майоликовой продукцией. Революция в советскую эпоху превратила завод в народное достояние, однако и после этого он продолжал свою работу. А уже в 1923 году предприятию было присвоено новое название, посвященное имени Калинина М. Сама же деревня, где оно располагалось, также в 1929 году переименовалась на Конаково. Еще в те давние времена Конаковский фаянс выгодно отличался от аналогичной продукции своим качеством и художественным исполнением.
Фабрикант воспользовался случаем, чтобы поднести императрице Марии Федоровне очень понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз. За оказанные услуги ему были объявлены две высочайшие благодарности, а в 1883 году за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности Матвей Кузнецов был награжден орденом Святого Станислава III степени. Не меньшую пользу принесло и строительство на рижской фабрике часовни, названной в память 25-летия царствования императора Александра II. Заручившись милостью Двора, Кузнецов продолжил дело своего предшественника по «выживанию» иностранных конкурентов с российского рынка. Для этого в течение нескольких лет он вёл обширную разъяснительную работу в государственных ведомствах, описывая чиновникам опасность положения, при котором на персидских и азиатских рынках конкурируют русский и английский фарфор, причем английский прибывает туда так называемым «закавказским транзитом». В итоге были введены высокие заградительные таможенные пошлины на ввоз английского фарфора и фаянса. За десять лет после создания первого в России фарфоро-фаянсового холдинга, «Товарищества М. Кузнецова», пошлины выросли вдвое, а Кузнецов стал фактически монополистом. По два розничных магазина работали в Петербурге и в Москве. Постепенно фаянс и фарфор из России стали одной из важных статей экспорта, а также неотъемлемой частью национального искусства. Вот только некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получили право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года — Большая золотая медаль. На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — бронзовая медаль, но именно на этой выставке такая награда считалась высшей степенью признания. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов — орден Почетного легиона от французского правительства. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфоро-фаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Отныне все самые выгодные контракты и заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. Годовой оборот фирмы — семь миллионов рублей, две трети всего российского рынка посудных изделий. Полной чашей был и дом Кузнецова, где выросли семь сыновей и две дочери. Один за другим умерли два сына, а вслед за ними, не перенеся этого горя, и жена. В Конаково до недавнего времени одной из местных достопримечательностей была так называемая «дача Готье» — изящный деревянный дом в классическом стиле, который архитектор Готье выстроил для одной из дочерей Матвея Кузнецова, которая болела туберкулезом. Дача Готье. Фотография 60-х гг XX века. Следуя семейной традиции, Кузнецов скрупулезно подготовил переход бизнеса в руки наследников. Он разделил заводы между сыновьями и дочерьми так, чтобы после его кончины между детьми не возникло конфликтов, способных разрушить построенный им бизнес. Империя «королей русского фарфора» строилась прежде всего на семейных отношениях. Только благодаря этому она и просуществовала так долго. То, что выбор сделан правильно и «Товарищество М. Кузнецова» крепко стоит на ногах, подтвердилось во время революции 1905 года. Рабочие на рижской фабрике попытались бастовать, но зачинщики тут же были арестованы. Дело из-за отсутствия опытных мастеров могло понести серьезный урон. И тогда жена Кузнецова-младшего, управлявшего фабрикой, отправилась к местному губернатору и добилась освобождения мастеров. После этого, как истинный член кузнецовской семьи, она собрала матерей и жен освобожденных рабочих и предупредила, что в следующий раз выручать их кормильцев из тюрьмы не будет. Впредь никаких революционных выступлений на фабрике не происходило. Кстати, именно тогда произошло единственное историческое пересечение между кланом Кузнецовых и одним из рабочих рижской фаянсовой фабрики, имя которого впоследствии стал носить и завод, и город. Порфирий Петрович Конаков родился в селе Кузнецово и начал трудовую деятельность на фаянсовой фабрике. За вольнодумство его принудили уволиться помните принцип, работавший на кузнецовских фабриках? Перед Пасхой всех рассчитывали и смутьянов не брали назад. Конаков переехал в Ригу и устроился на фаянсовую фабрику. Именно там он приобщился к революционному движению и стал профессиональным революционером. Считается, что он был и среди тех мастеров, за которых хлопотала невестка Матвея Кузнецова. Спустя еще год, в 1906 году, Порфирий Конаков оказался одним из руководителей восстания моряков в Кронштадте. Здесь уже никакого заступничества не случилось, Конакова судил военно-полевой трибунал и приговорил к смертной казни. Его расстреляли 7 августа 1906 года. А спустя еще четверть века, уже в советское время, Конакова снова вспомнили земляки. И было это так. В 1929 году объявили конкурс на новое название для села Кузнецово. Считалось, что село не должно ассоциироваться с личностью фабриканта Матвея Кузнецова, «короля русского фарфора», буржуя и эксплуататора. Как мы уже знаем, на самом деле село называлось Кузнецово задолго до появления Матвея Кузнецова, однако маховик революционных переименований уже был запущен. В результате конкурса было выбрано предложение работницы фабрики Марии Илютиной назвать поселок в честь революционера Конакова, которого к тому времени в родном селе почти никто не помнил. Еще позже Конаковский район вошел в состав Калининской ныне Тверской области, созданной в 1935 году. Памятник Порфирию Конакову с 1983 года находится на Привокзальной площади города. Все, кто приезжает в Конаково электричкой, выходя из здания вокзала, первым делом видят этот памятник и спрашивают — а кто это такой, этот Конаков? Но сегодня, к сожалению, ответить на этот вопрос в самом Конаково могут немногие. Вот такая историческая несправедливость: Конаково носит имя человека, который кроме своих революционных «подвигов» сегодня его назвали бы «представителем несистемной оппозиции» , причем совершённых далеко от родного города, в Риге и Кронштадте, ничем не прославился. В то же время имя Матвея Кузнецова практически никак не увековечено в городской топонимике. Сегодня в Конаково часто звучат предложения переименовать город, назвав его, например, Новая Корчева — в честь затопленного центра уезда, на территории которого стояло село Кузнецово. Хотя куда справедливее было бы назвать Конаково обратно Кузнецовым — в честь Матвея Сидоровича Кузнецова. Вот только немногое из того, что появилось в Кузнецово-Конаково благодаря этому человеку. Как уже говорилось, Кузнецов активно занимался реконструкцией фабрики, расширением производства и увеличением ассортимента. При нем на фабрике были построены новые корпуса в стиле «промышленного модерна» — эти здания вернее, их развалины можно увидеть и сегодня. Строил их известный московский архитектор Николай Погураев — как считается, по эскизам, созданным лично Матвеем Кузнецовым. Новые условия производства, появление более производительных машин и более тонких технологических операций повысили требования к уровню грамотности и квалификации рабочих. Обучение продолжалось 4 года и было бесплатным; число учащихся доходило до 190 человек. В основном это были дети служащих и рабочих фабрики, а при наличии свободных мест принимались и крестьянские дети окрестных деревень. Старообрядческий храм в Конаково. Начало XX века Уделяли внимание и решению жилищного вопроса. Рабочие жили в 13 восьми- и шестнадцатиквартирных фабричных флигелях и в 105 собственных домах. Помимо школы, в с. Кузнецово имелись больница, в которой работали врач, два фельдшера и санитарка, почтовая контора со сберегательной кассой, молочная лавка и харчевня. При училище была открыта библиотека, в которой по вечерам велись занятия с подростками 14-15 лет, работавшими на фабрике. Чтобы фабричные рабочие занимались земледелием, Кузнецов выделял под постройку земельные наделы. Чуть позже, когда село стало разрастаться, здесь начали строить многоквартирные дома, так называемые «грунты». Некоторые из них сохранились до наших дней. Кузнецов добился постройки в селе двух церквей — деревянной для православных и каменной для старообрядцев напомним, что сам Матвей Кузнецов был из старообрядческой семьи , разрушенной в 1930-е годы. В Кузнецове стала развиваться культурная жизнь. Руководил им в то далекое время главный бухгалтер фабрики Николай Иванович Тулупов. Представления кружком давались 1-2 раза в месяц. Перед спектаклем, в антрактах и после окончания в фойе устраивались танцы под духовой оркестр, который для этого специально приглашали из Корчевы. Кладка стен здания выполнена из безобжигового кирпича — его изготовляли из оставшейся при сооружении корпусов фабричных сооружений бетонной меси. Бывшее здание электротеатра. Фото из блога Михаила Архипова Благодаря всем этим новшествам к 1913 году Кузнецово, заштатное село в мало кому известном Корчевском уезде который, например, писатель Салтыков-Щедрин считал символом провинциальной скуки и захолустья вошел в сотню крупнейших промышленных центров России. Жизнью и условиями работы фабричных рабочих в селе Кузнецово интересовались специалисты Парижа, Берлина, Лондона. Он не дожил буквально двух лет до настоящего триумфа фабрики, когда численность ее рабочих достигала 2 тысяч, а выпуск фарфоровой, фаянсовой посуды и майолики превысил планку в 7 миллионов изделий. Кто мог знать, что спустя всего четыре года, в 1917 году, все это великолепие, сложнейший бизнес, создававшийся четырьмя поколениями семьи Кузнецовых, рухнет? Первомайский митинг 1917 года в с. Кузнецово После прихода к власти большевиков все частные, коммерческие и акционерные общества были упразднены. Перестало существовать и «Товарищество М.
Фарфор, ЗиК Конаково — Посуда
И ещё покупатель у меня спросила, как там с обратной стороны - всё белое или всё коричневое? А оказывается, есть тут каверза. Листаем галерею дальше. Такой набор на ЗиК выпускали в двух вариантах: задняя сторона вещиц в "нормальном виде", то есть с нанесённой прозрачной глазурью... Листаем галерею дальше... И вот в таком - глиняно-керамическом виде, когда обратную сторону предметов залили зачем-то? До сих пор загадка - почему так?! А это так называемый "Набор для крюшона".
Всё очень похоже на Гжель, разве что роспись цветными красками, а не сплошным синим кобальтом... И как-то всё очень по-деревенски, что ли... Кич даже в названии! Ну кто в России в 1970-е или в 1980-е годы попивал крюшон по вечерам? Клеймо предметов с предыдущего фото. Такое клеймо ставилось с 1974-го года. А вот посуда в таком декоре меня поразила.
Товарищ несколько лет назад купил супницу причём по моей наводке , и бывая у него в гостях, как ни странно, я всё чаще любуюсь ею, и понимаю, что где-то в подсознании у меня сформировалось желание приобрести подобный набор как на снимке внизу уже для себя. Мечтаю как-нибудь пригласить за стол друзей, расставить вино, закуски, а в центр стола подать вот в такой вот супнице на блюде в той же росписи чахохбили из курицы! И чтоб оно было такое... И соусники такие же в придачу. Ну просто обязательно! Удивляет прежде всего декор крышек объёмных предметов. А ещё синий кант с отделкой золотом.
Кажется: обыкновенная фаянсовая горчичница. Но как отделан хват у крышки - залюбуешься! Ниже представлены клейма, которые ставились при Советской власти на изделия предприятия... Клейма разных послереволюционных лет Тверской фабрики. Киношники до сих пор умело используют предметы старой посуды ЗиК для погружения зрителя в атмосферу кухни жилища "простого человека". Скрин с одной из новелл легендарного сериала "След". На столе стоит сначала пустая тарелка ЗиК, но скоро она наполнится недаром хозяюшка зелень режет!
Скрин с Ю-Тьюба. И вот уже тарелка наполнена борщём, и персонаж с кольцом на безымянном пальце уже занёс над ним ложку. В 2006 году завод был признан банкротом. Производство умерло. Могло ли всё сложиться иначе?
Чайники изготавливались 20-ти типов, сливочники — 14-ти, сахарницы — 16-ти, масленки — 30-ти. Ваза для цветов, конфетница и блюдо Также выпускалось огромное число различных декоративных тарелок, сухарниц, фруктовниц, подсвечников, а пепельниц так вообще изготавливалось более 70-ти видов. В конце девятнадцатого века и в начале двадцатого на Кузнецовской фабрике изготавливались майоликовые киоты и иконостасы, пользовавшиеся большим спросом у русских церквей. Ассортимент советских лет Одна из наиболее интересных для коллекционеров тем — фигурки конаковского фаянса. Фрагмент росписи чайника Известно, что большую часть всех изготовлявшихся заводом предметов всегда была посуда — сервизная и штучная. Скульптура, декоративные изделия, сувениры так же популярны, но их ассортимент не так богат. В 1950-х годах на Конаковском заводе были обновлены многие формы массового ассортимента. Как известно, форма — это основа произведения, декор же должен подчеркнуть ее достоинства, поддержать, выявить структуру объемов. Овальное блюдо Очень редко плохую форму может «вытянуть», скрасить хорошая живопись. Поэтому такое важное значение для всего облика конаковской продукции имело создание новых форм столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, фруктов, штучных изделий. Авторами форм были художники-скульпторы: В. Филянская, Н. Литвиненко, М. Левина, Г. В те времена художники Конаковского завода создавали уникальные произведения, в которых более всего отразилась тенденция времени: стремление к парадности, перегруженности, соединение портретных изображений с цветочным орнаментальным декором. Тарелка с цветами калины Такова была ваза «Миру мир», над которой работала целая группа художников И. Гончаренко, В. Филянская, Д.
Кузнецова» ранее- завод А. Первые годы выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М. Кузнецовым, не прекращался. Первые серьезные попытки внедрить новый ассортимент продукции были предприняты в начале 30-х годов. По рекомендации В. Куйбышева, художник И. Фрих-Хар привез на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые поставили перед собой задачу провести творческий поиск путей замены старых «кузнецовских» моделей и создать систему новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. В состав этой группы входили В. Фаворский, С. Лебедева, М. Холодная, И. Чайков, И. Слоним, Г. Кепинов, А. Зеленский и Ф. Бесперстова, П. Кожин, И. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода.
Из-за нехватки средств и отсутствия опыта руководства фарфоровым производством, предприятие не приносило прибыли, опасаясь полного разорения, Бриннер уже через год перепродал завод Андрею Яковлевичу Ауэрбаху. Отправьте фото удобным вам способом При новом владельце производство Конаковского завода значительно расширилось, наращивались масштабы выпуска. Ауэрбах оказался хорошим организатором, и уже через десять лет его фарфоровый завод стал одним из самых крупных предприятий по производству фаянса и фарфора в Российской империи. На заводе работало около 120 человек, среди которых мастера-фарфористы, подмастерья, художники. Также цеха были оснащены современными печами, а при изготовлении фаянсовых изделий использовались новейшие технологии. Благодаря высокому качеству конаковский фаянс быстро завоевал популярность. Посуда и другие изделия расписывались вручную, а в росписях преобладали растительные мотивы. Со временем художники также освоили технику печатания рисунков на фарфоре. В 1820-е годы произошел еще более значительный подъем производства, был расширен ассортимент продукции: блюда, кружки, столовая посуда, чайные и кофейные сервизы. В это время фабрика получила сразу три придворных заказа, что говорило о высочайшем признании.
Конаковский фаянсовый завод (Конаково)
Портрет дочери. Конаковский фаянсовы завод им. Калинина Конаковский фаянс на выставке «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики» 28 ноября 2019 г. Музей-усадьба «Кусково», Москва.
Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика им. Калинина Фрих-Хар И. Сухарница «Снопы». Ефимов И.
Скульптура «Кошка на шаре». Конаковская фаянсовая фабрика им. Калинина Чайков И. Скульптура «Эпроновец».
Калинина Призеры всемирной выставки в Брюсселе 1958 г. Призеры всемирной выставки в Брюсселе 1958 г. Гуревич Е. Скульптура «Дон-Кихот и Санчо Панса».
Калинина Малышева О. Ваза «Москва». Калинина Холодная М. Скульптура «Ветерок».
Калинина Альтерман Г. Сервиз «Шиповник». Кузнецова помимо посуды, кашпо и мелкой пластики выпускала печную керамику. Тверская фабрика Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.
Село Кузнецово Тверской губернии город Конаково Тверской области. Выставка «Искусство Большого стиля», Царицыно Е. Скульптурная группа «Ремесленники на спевке». Калинина Л.
Композиция «Русский Север», 1974 мастерская автора.
В 1870 году бывший завод Ауэрбаха стал собственностью Матвея Сидоровича Кузнецова, главы крупной фарфоро-фаянсовой фирмы, объединявшей Дулёвскую, Рижскую фарфоровые фабрики, а также фабрику в Волчьей Поляне под Харьковом. В 1889 году было образовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Новая метла — новые инвестиции и модернизация.
У завода появляется новый шанс для роста. Кузнецов не только расширяет производство, но и начинает изготовление новых видов продукции. Появляется фарфоровое производство, производство майолики, санитарного фаянса, улучшается техническое качество изделий. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили также выпуск изоляторов.
В 1918 году фабрика была национализирована. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково. Примерно в это же время здесь прекращают выпуск фарфора, направив все усилия на освоение новой техники производства изделий из фаянса и майолики. В начале 30-х годов на территории завода возникла целая художественная лаборатория, сотрудники которой работали над расширением и трансформированием старого ассортимента под нужды нового советского общества.
Появляются замечательные по красоте фруктовницы, салатницы, анималистические скульптуры, различные декоративные блюда. После чего Конаковский фаянс получил мировое признание и на Всемирной Парижской выставке в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При». Теперь на всю посуду, произведенную в Конаково, ставится клеймо ЗиК, выполненное в виде елочки. Также на посуде иногда ставилось клеймо в виде еловой ветви.
С тех самых пор многие иностранцы стремились увезти из России сувениры, изготовленные именно на Конаковском заводе. А потом война внесла свои коррективы. Во время Великой Отечественной войны завод в основном выпускал медицинский фаянс и посуду для госпиталей. Заработать вновь на всю мощность Конаковскому заводу удалось лишь спустя несколько лет после окончания войны.
В 50-х годах на заводе освоили производство нескольких видов ваз, столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, конфет, появились несколько новых скульптурных форм. Вырос ассортимент и сувенирных изделий. К 1991 году мощность завода составляла 100 миллионов изделий в год. На заводе трудилось около 5 000 человек, правда, к 1997 году оно снизилось уже в три раза.
Завод так и не смог адаптироваться к рыночным условиям. Банкротство предприятия произошло в 2006 году. И вроде бы всё пропало, как нашлись добрые люди во главе с Валерием Солонбековым, которые не дают забыть былую славу. На базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода была создана небольшая компания «Конаковский Фаянс».
Вот у них мы и в гостях. На данный момент здесь работают 12 художников, теоретически есть все условия для расширения штата до 30 человек. Поэтому если в себе уверены и любите творить, вас тут готовы принять и разместить :. Из серии интересный факт.
Однажды статуэтку Жирафика в 70-х годах прошлого века, советский дипломат взял на приём к Английской королеве … она заинтересовалась, он рассказал о заводе и подарил этого Жирафика.
Хотя, если разобраться, то все эти пионеры и гармонисты приторны не более, чем, скажем, пасторальные мотивы в тех же мейсенских пастушках. С той лишь разницей, что фарфоровых музыкантов, влюбленных парочек и охотников европейцам никто не навязывал. Впрочем, на Конаковском фаянсовом заводе, чтя многолетние художественные традиции, от прежних спокойных мотивов в оформлении предметов нового советского быта решили до конца не отказываться. Яркий пример тому — декор наших настенных тарелок. Присмотритесь: здесь из героев «нового времени» — только пионеры у костра, да и те будто перенесены в жанровые сценки из прошлого, «разрушенного до основанья старого мира». А пастушок и деревенские девицы так и вовсе в дореволюционном духе получились — ни одного пролетарского символа ну, разве что красная косынка на голове.
В общем, если и следует относить эти декоративные блюда к агитационному фарфору, то очень сдержанному, не навязчивому и не агрессивному. Удачно соблюсти непростой баланс между соцреализмом и романтизмом, уйти от рубленных плакатных форм и очеловечить тарелочных героев удалось художнику-керамисту Софье Борисовне Прессман 1904-2001. Она родилась в Минске — успела узнать не только дореволюционную, но и мирную довоенную жизнь в самом начале XX века. Во время учебы во Вхутеине несколько раз бывала на производственной практике на фаянсовом заводе в Конаково. Получив в 1930 году диплом выпускницы керамического факультета Ленинградского высшего художественно-технического института, 26-летний художник Софья Прессман решила остаться работать в Конаково.
Бриннер продал фабрику выходцу из Лифляндии Прибалтика провизору А. Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. В 1829 г.
Эксперты определили, что: «завода Ауэрбаха столовые сервизы с бордюром и белый фаянс имеют прочную добротную и хорошую отделку, в прочности можно сравнить со средним английский…, но за прочность и чистую отделку принадлежат к первому разряду». С этого момента начинается бурное развитие промысла. Кузнецов фото 1911 года Уже к началу 20-го столетия сложился определенный ассортимент, который выпускали заводы, входившие в «Товарищество М. В каталог продукции входили: чашки 370-ти фасонов, бокалы — 60-ти разновидностей, чайные сервизы — 112-ти видов, кофейные — 20-ти, столовые — 23-х. Чайники изготавливались 20-ти типов, сливочники — 14-ти, сахарницы — 16-ти, масленки — 30-ти. Ваза для цветов, конфетница и блюдо Также выпускалось огромное число различных декоративных тарелок, сухарниц, фруктовниц, подсвечников, а пепельниц так вообще изготавливалось более 70-ти видов. В конце девятнадцатого века и в начале двадцатого на Кузнецовской фабрике изготавливались майоликовые киоты и иконостасы, пользовавшиеся большим спросом у русских церквей. Ассортимент советских лет Одна из наиболее интересных для коллекционеров тем — фигурки конаковского фаянса.
Фрагмент росписи чайника Известно, что большую часть всех изготовлявшихся заводом предметов всегда была посуда — сервизная и штучная. Скульптура, декоративные изделия, сувениры так же популярны, но их ассортимент не так богат. В 1950-х годах на Конаковском заводе были обновлены многие формы массового ассортимента. Как известно, форма — это основа произведения, декор же должен подчеркнуть ее достоинства, поддержать, выявить структуру объемов. Овальное блюдо Очень редко плохую форму может «вытянуть», скрасить хорошая живопись. Поэтому такое важное значение для всего облика конаковской продукции имело создание новых форм столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, фруктов, штучных изделий. Авторами форм были художники-скульпторы: В.
Конаковский фаянс: колокольчики, производство, экспозиции
Владея двумя успешными заводами известно, например, что в 1866 году годовой доход одного только Дулевского завода достиг 115 200 рублей , Матвей Сидорович, став полновластным хозяином, по традиции начал расширять бизнес. И первым же его приобретением стал Ауэрбаховский завод, на который Матвей Кузнецов уже давно положил глаз. Кстати, то обстоятельство, что купец Кузнецов купил фаянсовую фабрику Ауэрбаха в селе Кузнецово, — не более чем совпадение. Ауэрбах, как говорят, построил свою фабрику рядом с кузницами, давшими название селу. Даже в советское время остатки этих кузниц показывали приезжавшим в Конаково. Дело в том, что практически все население Корчевского уезда жило «от дороги», обслуживая главную магистраль Российской империи — дорогу из Москвы в Петербург. Даже в названиях деревень сохранилась «специализация»: в Кузнецово кузнецы изготавливали подковы и подковывали лошадей, в Шорново жили шорники, ремонтировавшие упряжь, в деревне Мокшино, как гласит легенда, изготавливали тулупы для путников… Но в 1851 году в России построили железную дорогу, и очень скоро все деревни, обслуживавшие «главную дорогу», пришли в упадок. Так что братья Ауэрбахи, сыновья Андрея Яковлевича, весьма предусмотрительно поступили, продав Матвею Кузнецову свою фабрику. Можно сказать, что Кузнецов пришел в Кузнецово как стратегический инвестор — с его именем связан второй экономический подъем в истории конаковского фаянса.
Злые языки поговаривали, что Матвей Кузнецов долго готовился к покупке фабрики Ауэрбахов и даже приложил руку к тому, чтобы предприятие попало в долговую яму. Известно, что фабрика остро нуждалась в оборотных средствах, но агенты Кузнецова сделали все, чтобы наследники Ауэрбаха нигде не смогли получить кредит, а затем продали предприятие за вполне умеренную сумму. Впрочем, это дело прошлое. Кузнецов, став собственником Ауэрбаховского завода , засучил рукава и принялся за дело. Считалось, что новый владелец проявил уважение к бывшим владельцам завода: на протяжении еще нескольких лет после покупки предприятия М. Кузнецов клеймил посуду, изготавливаемую по прежним формам, клеймом с имперским орлом и надписью «Быв. Одно из таких изделий есть в коллекции «Маленьких историй». Соусница с поддоном и клеймом «Бывш.
Ауэрбахъ» из коллекции «Маленьких историй» Впрочем, вполне возможно, что новый владелец попросту решил не терять клиентуру из числа поклонников старого бренда — когда-то его новый завод обретёт собственное звучание. Однако завод «зазвучал» быстро. Стали выпускать новую продукцию: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек — от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили выпуск изоляторов. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова — в то время единственное топливо, на котором работали фарфоровые и фаянсовые предприятия страны, и которое также использовали в паровозах. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии, и столица империи обогревалась главным образом привозным английским углем. А вокруг перспектив применения для топки горнов торфа велись горячие дебаты. Матвей Кузнецов, в отличие от конкурентов, быстро оценил все преимущества использования торфа: дешевизна и возможность добиться постоянного качества, ведь предсказуемость обжига приводила к снижению процента брака.
Кузнецовский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Следует сказать, что даже сегодня Тверская область является одной из самых богатых по запасам торфа: объемы этого ценного компонента экспертами оцениваются в 2 миллиарда тонн! Заброшенные торфяники в первом десятилетии XXI века стали источниками опустошительных пожаров, так что тверским властям пришлось разработать специальную программу по их новому освоению. А тогда, 200 лет назад, для крестьян из окрестных деревень открылся новый фронт работ: в вырытых торфяных ямах они часами месили босыми ногами торфяную массу, залитую водой, превращая ее в однородное тесто, которое на следующий день разливали ведрами вручную по формам, чтобы получились кирпичи. Для многих обнищавших крестьян это было единственным заработком, и в июне-июле на торфозаготовки к Кузнецову стекалось до 2000 сезонных рабочих. Артель из семи человек за день выделывала до 6000 кирпичей торфа, работая по 14 часов. И в результате Кузнецов добился того, что на его заводах не только в Кузнецове, но и в Дулеве, и в Риге всегда был годовой запас сухого, выдержанного топлива. В стремлении снизить себестоимость продукции Матвей Кузнецов был неутомим.
Многие его заводы стали использовать преимущественно отечественное сырье из имений, принадлежавших фабриканту, или из арендуемых земель. Так, крестьяне села Большая Михайловка Екатеринославской губернии сдавали Кузнецову в аренду 1200 десятин своей земли и добывали на ней за плату минеральные породы для Будянской фабрики это предприятие находилось на территории Харьковской области, в 1990-е годы было закрыто. А в 1890-е годы, когда в окрестностях Скопина была найдена белая глина не хуже глуховской из Малороссии, использовавшейся всеми фарфористами, первыми там появились агенты Кузнецова. Они рассчитали, что рязанская глина будет обходиться в два раза дешевле украинской, и взяли её добычу под свой контроль. Не менее передовые технологии Кузнецов использовал и в социальной сфере — в частности, в организации быта своих работников. При нём служащих и рабочих перевели на новые тарифы, питейные заведения были удалены от заводов, для рабочих строили новые дома, больницы, школы и библиотеки, а также храмы — оказалось, что религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. Рассказывают, что для укрепления религиозных чувств у рабочих Матвей Кузнецов прибегал к разного рода приёмам. Например, только что нанятым рабочим дарили Библию.
Как-то Матвей Сидорович зашел в дом старого рабочего и спросил: «Читаешь ли Писание? Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал пролетарию не найденные им деньги. С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали её, то хотя бы скрупулезно пролистывали. Конечно, для управления персоналом использовались и экономические рычаги. На рижской фабрике лучшим сотрудникам от имени хозяина дарили посуду. Однако, чтобы не возникало желания ее продать, на подарочных чашках и тарелках не ставили заводского клейма. А для нерадивых существовали штрафы: за испорченный инструмент, за опоздания, за пререкания со смотрителем или управляющим. Впрочем, таких работников на кузнецовских предприятиях долго не держали: существовавшая система найма позволяла легко избавляться от «неудобных».
Каждый год перед Пасхой всех рабочих поголовно рассчитывали, а после праздников начинался новый прием на работу. Так что неугодные без обременительных объяснений оставались за воротами завода. Глубокая религиозность Матвея Кузнецова, возглавившего московскую старообрядческую общину, не мешала ему прибегать и к другим, греховным способам обогащения. Для обновления производственных зданий и оборудования ловко использовались ресурсы страховых компаний об истории страхового дела в России см. Старые деревянные цеха и склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались. Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Показательна история сторожа Ивана Семенова, который, будучи ночью на посту, заметил пламя в одном из деревянных зданий, примыкавшем к «белой конторе». Сторож созвал людей, пожар погасили.
Утром приехал из Москвы Кузнецов. Сторож упал ему в ноги: «Намедни пожар у нас случился. Углядел я, погасили огонь и добро ваше спасли». Хозяин отправил Ивана к управляющему за наградой. Тот уволил сторожа, объяснив жестокое решение: «Не суй своего носа куда не положено. Раз загорелось, значит, так судьбе угодно…» В 1882 году Кузнецов принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Потратившись на постройку павильона, где демонстрировалась его продукция, он еще и безвозмездно оказал услуги по украшению главного Императорского павильона. Фабрикант воспользовался случаем, чтобы поднести императрице Марии Федоровне очень понравившийся ей фарфоровый чайный сервиз.
За оказанные услуги ему были объявлены две высочайшие благодарности, а в 1883 году за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности Матвей Кузнецов был награжден орденом Святого Станислава III степени. Не меньшую пользу принесло и строительство на рижской фабрике часовни, названной в память 25-летия царствования императора Александра II. Заручившись милостью Двора, Кузнецов продолжил дело своего предшественника по «выживанию» иностранных конкурентов с российского рынка. Для этого в течение нескольких лет он вёл обширную разъяснительную работу в государственных ведомствах, описывая чиновникам опасность положения, при котором на персидских и азиатских рынках конкурируют русский и английский фарфор, причем английский прибывает туда так называемым «закавказским транзитом». В итоге были введены высокие заградительные таможенные пошлины на ввоз английского фарфора и фаянса. За десять лет после создания первого в России фарфоро-фаянсового холдинга, «Товарищества М. Кузнецова», пошлины выросли вдвое, а Кузнецов стал фактически монополистом. По два розничных магазина работали в Петербурге и в Москве.
Постепенно фаянс и фарфор из России стали одной из важных статей экспорта, а также неотъемлемой частью национального искусства. Вот только некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получили право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года — Большая золотая медаль. На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года — бронзовая медаль, но именно на этой выставке такая награда считалась высшей степенью признания. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов — орден Почетного легиона от французского правительства. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфоро-фаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Отныне все самые выгодные контракты и заказы предлагались прежде всех ему.
И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. Годовой оборот фирмы — семь миллионов рублей, две трети всего российского рынка посудных изделий. Полной чашей был и дом Кузнецова, где выросли семь сыновей и две дочери. Один за другим умерли два сына, а вслед за ними, не перенеся этого горя, и жена. В Конаково до недавнего времени одной из местных достопримечательностей была так называемая «дача Готье» — изящный деревянный дом в классическом стиле, который архитектор Готье выстроил для одной из дочерей Матвея Кузнецова, которая болела туберкулезом. Дача Готье. Фотография 60-х гг XX века. Следуя семейной традиции, Кузнецов скрупулезно подготовил переход бизнеса в руки наследников.
У меня тоже тарелочки где-то хранятся с таким рисунком. По-мне, так это ужас до боли зубовной имею в виду рисунок; недавно прочёл, что называется он "Яблоневый цвет". Вот и супница с тем же рисунком! Роспись в крестьянско-гжельском стиле: сделайте мне краситво. Сделали, как смогли. Не могу сказать, что получилось... А вот набор под варенье с ручной росписью. Называет кто как: кто "персик", а мне рисунок скорее напоминает большую вишню.
Продал несколько лет назад через интернет-барахолку, решив избавиться от фаянса. Продавал за дёшево, и всё равно получилось долго по времени. И ещё покупатель у меня спросила, как там с обратной стороны - всё белое или всё коричневое? А оказывается, есть тут каверза. Листаем галерею дальше. Такой набор на ЗиК выпускали в двух вариантах: задняя сторона вещиц в "нормальном виде", то есть с нанесённой прозрачной глазурью... Листаем галерею дальше... И вот в таком - глиняно-керамическом виде, когда обратную сторону предметов залили зачем-то?
До сих пор загадка - почему так?! А это так называемый "Набор для крюшона". Всё очень похоже на Гжель, разве что роспись цветными красками, а не сплошным синим кобальтом... И как-то всё очень по-деревенски, что ли... Кич даже в названии! Ну кто в России в 1970-е или в 1980-е годы попивал крюшон по вечерам? Клеймо предметов с предыдущего фото. Такое клеймо ставилось с 1974-го года.
А вот посуда в таком декоре меня поразила. Товарищ несколько лет назад купил супницу причём по моей наводке , и бывая у него в гостях, как ни странно, я всё чаще любуюсь ею, и понимаю, что где-то в подсознании у меня сформировалось желание приобрести подобный набор как на снимке внизу уже для себя. Мечтаю как-нибудь пригласить за стол друзей, расставить вино, закуски, а в центр стола подать вот в такой вот супнице на блюде в той же росписи чахохбили из курицы! И чтоб оно было такое... И соусники такие же в придачу. Ну просто обязательно! Удивляет прежде всего декор крышек объёмных предметов. А ещё синий кант с отделкой золотом.
Кажется: обыкновенная фаянсовая горчичница. Но как отделан хват у крышки - залюбуешься!
И мы не стали упускать такую возможность и с большим удовольствием посетили магазин изделий Конаково! При необходимости сделаем дополнительные фото. Приходите, звоните, пишите. Ежедневно с 10 до 20. Покупайте онлайн, а мы отправим почтой или доставим курьером по Москве.
А потом война внесла свои коррективы. Во время Великой Отечественной войны завод в основном выпускал медицинский фаянс и посуду для госпиталей. В 50-х годах на заводе освоили производство нескольких видов ваз, столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, конфет, появились несколько новых скульптурных форм. Вырос ассортимент и сувенирных изделий.
К 1991 году мощность завода составляла 100 миллионов изделий в год. На заводе трудилось около 5 000 человек, правда, к 1997 году оно снизилось уже в три раза. Завод так и не смог адаптироваться к рыночным условиям. Банкротство предприятия произошло в 2006 году.
На базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода была создана небольшая компания «Конаковский Фаянс». Вот мы у них и в гостях. На данный момент здесь работают 12 художников, теоретически есть все условия для расширения штата до 30 человек. Поэтому если в себе уверены и любите творить, вас тут готовы принять и разместить :.
Однажды статуэтку Жирафика в 70-х годах прошлого века, советский дипломат взял на приём к Английской королеве …она заинтересовалась, он рассказал о заводе и подарил этого Жирафика. А королева как-то призналась в одном интервью, что самым тёплым предметом в её кабинете является этот русский Жирафик…И вся Европа захотела этого Жирафика, как у королевы…Эту фигурку делают и сегодня в Конаково… 13. Сам участок на въезде в город Конаково они присмотрели в 2013 году. С 2013 по 2015 они его оформляли в России, как известно, не всё быстро делается , а потом была стройка.
В эту красоту было вложено порядка 25 млн. Среди значимых помощников были замечены Министерство туризма Тверской области, они выдали грант в размере 400 тысяч рублей, а также значимую помощь для старта оказал Фонд «Наше будущее» создан в 2007 году по инициативе Вагита Алекперова президента ПАО «ЛУКОЙЛ» , который выделил беспроцентный кредит в размере 10 млн. Наименование «фаянс» пришло из итальянского языка и связывается с городом Фаэнца, жители которого славились мастерством в области производства изделий из глины.
В осколках былой славы…
Работницы ЗиК на обложке советского журнала После войны кстати, даже во время боев на московском направлении Конаковский завод не прерывал работу Конаково начинает бурно развиваться. новое видео: ТАРЕЛКИ ФАБРИКИ ЗИК Конаково. Рейтинг 5,0 на основе 732 оценок и 324 отзывов о художественной мастерской «Конаковский фаянс», Тверская область, Конаково, улица Свободы, 214.