Почему в провинции царит нищета?"Хочешь жить х ёво, приезжай в Тутаёво" / Жил-был мужикДядя Серёжа живет в доме, который признан объектом культурного насле.
«Я не люблю город и говорю об этом прямо»: как живет молодежь в деревне
Какие бы преимущества ни сулили городскому жителю, рекламируя жизнь «в собственном доме на природе» – в российской деревне жить намного тяжелее и опаснее, чем в городе. бюджет ремонта и обустройства деревенской жизни 26:06-28:22 как прошел год, что изменилось и что дальше. Прошло три года подобной кочевой жизни, и мы стали замечать, что отправки в деревню ждем, как соловей лета, тогда как осень и обратный переезд в город даются психологически тяжелее и тяжелее. Сегодня жителей деревень осталось не так много в сравнении с численностью горожан, потому что мы все знаем о преимуществах городской жизни.
Жизнь в деревне — опыт, который не получить в городе
Решение уехать из родной Макеевки в курскую деревню Репьёвку, тогда ещё главный энергетик шахты «Северная» ГП «Макеевуголь» Сергей и его супруга Наталья, работница завода по изготовлению автомобильных фильтров, приняли летом 2014 года, в разгар вооружённого конфликта в Донбассе. Ей был месяц, начались проблемы со здоровьем. В Макеевке обстановка становилась всё хуже и хуже. Мы не знали, что будет дальше, не был уверены, что сможем обеспечить ей нормальное лечение на Донбассе. Уехали буквально с одним пакетом вещей в надежде, что к осени 2014 года вернёмся домой.
В обычной жизни без преодоления препятствий никак не обойтись. С момента возникновения замысла до момента переезда прошло два года. Год мы оформляли землю, год строились. Продали трехэтажный коттедж в пригороде Челябинска и все деньги полностью вложили в строительство. Нам не хватило. Я размахнулся слишком широко, и в нулевом цикле мы сделали очень много, закончить смогли не всё. Нам пришлось на первом этапе привлекать дополнительных людей, скотину покупать перед переездом, чтобы к началу жизни в деревне уже появился какой-то финансовый ручеек. Корову не просто так называют «кормилицей». Корова позволяет кормить семью, производить минимальные оплаты — за бензин, за электричество. Поэтому без скотины нам было нельзя. В какой-то момент мы дошли до нижней точки финансового кризиса, оттолкнулись от нее и сейчас потихоньку поднимаемся вверх. Заказали сыроварню, будем ставить под нее помещение. У нас три дойных коровы, следующим летом будет уже пять — коровы ведь размножаются. Мы дошли до нижней точки финансового кризиса, оттолкнулись от нее и потихоньку поднимаемся вверх За городом выжить гораздо проще. Можно скотину держать, на огороде что-то интересное выращивать, в лес ходить, собирательством заниматься, делать заготовки. Всё это востребовано, всё продается. Если есть желание, силы, не лень, прокормиться можно. Дело не столько в доходе, сколько в потребностях. Сейчас потребности человека искусственно раздуты. У каждого в гардеробе одежды — на три жизни хватит, и продуктов в холодильнике столько, что выбрасывать приходится. По две-три машины на семью. Если стремиться не к увеличению доходов, а к уменьшению потребностей, у человека остается гораздо больше времени собственно для жизни. Мы сейчас чувствуем себя ничуть не хуже, не ущербней, а намного лучше, чем в городе. Екатерина Олеговна: — Нельзя воспринимать деревню как навоз, грязь, немытые руки и ноги. У меня каждый день спа-процедуры: я мою руки и ноги в чистейшей молочной сыворотке. В городе вы такую роскошь даже за больше деньги вряд ли найдете. Руки у меня сейчас более ухоженные, чем в мою бытность стоматологом. Можно ходить босиком по земле, что я очень люблю; потом на пять минут опустить ноги в сыворотку — и они идеальные. Человек сам себе создает условия: можно и в городе развести свинарник, и в деревне можно быть аккуратной. У нас есть горячая вода, канализация, посудомойка, пылесос — все условия. Здесь гораздо более спокойная и благоприятная для здоровья обстановка. Ты не должен каждое утро подскакивать в шесть утра и мчаться на работу, испытывая стресс. В городе я была начальником. Надо мной учредители, подо мной — врачи и медсестры, я со всеми должна была договориться, учесть мнения всех — психологически это очень тяжело. Да и вообще, работа врача и психологически, и физически очень тяжелая. В деревне мне не тяжелей, это точно. У меня такое чувство, будто я сейчас в каком-то длительном отпуске; для меня огород и птица — это вообще не нагрузка. Во-первых, я это люблю; во-вторых, меня никто не заставляет. Не хочешь сегодня полоть грядки — не поли. Потом прополешь. Нет такого, что начальник сказал «надо» — и все ночью работают.
Потому что я, бывает, что-то по своей рассеянности забываю сделать. И мама сердится. А так, всё хорошо. Они с детьми мне помогают. Если надо куда-то мне уехать, они с ними водятся. То есть без родителей я вообще не представляю, как мне было бы тяжело. Не страшно? Это действительно страшно, когда идёшь зимой на электричку утром в седьмом часу утра. Темно, освещения нет, холодно, снег гребут непостоянно. Идёшь по непроторённой этой дороге по сугробам и думаешь: «Господи, лучше не оглядываться». А в прошлом году даже проходила стая волков. Местные охотники по следам вычислили, что волков 7 или 8 было. Не дай Бог с ними встретиться. Я очень мечтаю о семье, о надёжном мужчине. Моё сердце пока свободно. Были какие-то встречи, какие-то знакомства, но пока это всё так. Если какие отношения, то только долгосрочные, только с перспективой. Никакие свободные отношения меня не интересуют, так я воспитана. Каким должен быть избранник? Не так важен внешне, но хотя для меня внешность тоже важна, чего уж тут скрывать.
Это потом он в столицу уехал. И когда появилась возможность приобрести домик в деревне, не упустили ее. Мы успели пожить в городе. Снимали квартиру в Минске, — рассказывает Сергей. Раньше наша СТО находилась на одном конце города, удобно было ездить — от съемной квартиры недалеко. Но потом станция техобслуживания переехала в противоположный конец, ближе к слуцкой трассе. Ездить стало далековато. Вот тогда и подумали супруги, не поменять ли им жилье. Начали считать. Одним из вариантов было перебраться в деревню. Даже в километрах Сергею получалось выгодно ездить в город на работу. Найти домик не составило большого труда… Все дело в стройке Эта история началась с небольшого деревянного домика, здесь была реально всего лишь одна комната, — рассказывает Ирина. Все сами делали. Родители помогали, мои и Сережины. Мы сами и фундамент копали, и заливали, и даже блоки укладывали. Не без этого. Все своими руками. Зато теперь у нас есть где жить. Пусть наш дом еще не совсем идеальный в плане ремонта, но он наш. Потихонечку делаем его уютным, здесь хорошо нам и нашим детям. На вопрос, каким изначально виделся будущий дом, супруги сразу заметили: не думали, что он будет двухэтажным. И жена меня уговорила. На втором этаже уже по-черновому многое сделано.
Мёртвая Россия
С этим ты бы совершенно точно не хотел встретиться. С бабулечками лучше быть осторожнее Ещё нужно здороваться с каждым прохожим. Ведь никогда нельзя знать, кто из них обычный человек, а кто воспримет отсутствие банального «Здравствуйте» как оскорбление и придёт к вам в кошмарах. А вот если вас по ошибке назвали именем умершего родственника, то лучше не отзываться и не поправлять. Значит, он стоит рядом с тобой и обращаются к нему.
Невежливо считать, что это обратились к тебе.
RU Пенсионерка самостоятельно справляется со всем бытом, недавно даже сама поклеила новые обои. В огороде Надежда Архиповна высаживает огурцы и помидоры, косит траву газонокосилкой, следит за ульем. RU К бабушке регулярно заезжает глава сельского поселения, иногда приезжает руководитель района. С бытом женщине иногда помогают сыновья, но Надежда Архиповна предпочитает справляться со всем сама. Оставшись один, 55-летний мужчина переехал в заброшенную деревню в 2006 году из Нижневартовска — когда-то в Криванково жила его семья.
Сейчас у Павла остался только брат, но он живет в селе Вагай, лишь изредка навещая родственника. RU В деревне Павлу приходится нелегко. Магазинов здесь не было никогда, и даже за водой приходится ездить в ближайший поселок. Но мужчина не хочет покидать Криванково — говорит, что ему нравятся местная тишина и покой. К тому же без него деревня окончательно умрет: некому будет косить траву у соседских домов и следить за порядком на кладбище. RU Поселки Воркутинского кольца Вымирают не только небольшие деревни.
Свой большой участок. Перевез из Минска и мастерскую - производственные помещения за городом тоже больше и дешевле в три раза. Так что только на аренде квартиры и мастерской сэкономил несколько сотен в месяц.
На продукты тоже меньше трачу. В деревне только маленький магазинчик, так что закупаюсь в Минске на неделю вперед, заранее обдумываю, что надо. В городе ты десять раз сходишь в магазин в соседнем доме, обязательно купишь что-то ненужное.
А в деревне этого искушения нет. С развлечениями хуже. Вечером ты не можешь выбраться в кафе с друзьями, и к тебе никто среди недели не заедет.
Мне-то еще ничего, а вот моей девушке не очень нравится. Нам простой поход в кино надо планировать заранее. Зато мы обустроили участок, поставили беседку, мангал, скамейки, и в сезон все едут к нам.
Еще один плюс - соседи. Независимо от возраста, в деревне все друг другу помогают. До города подбросить, детей посмотреть, диван перенести.
В деревне у каждого есть лопата, и если двор завалило снегом, то трактор никто не ждет. Все вместе выходим и откапываемся. Свое жильё будем строить в Минске, но мастерскую оставлю за городом.
Собираюсь расширяться, и в деревне моему бизнесу лучше. До асфальтовой дороги - 300 м, до ближайшей деревни - 1,5 км, до Минска - 80 км. Сразу за забором начинается лес с его богатствами.
Там бесплатные места и продают очень дёшево, но очень качественный товар. Мужик что собирал сказал что в наших местах грибов пока очень мало, он встретил только медведя. И действительно,на той неделе в нашей стороне на дороге к деревне видели медведя. И поделилась местом сбора этих ребят, говорит каждый день там собирает, а я ходила туда где нет ни одного. Теперь я знаю что эти грибы любят не просто смешанный лес, а мокрый сорный лес, низины и валяющиеся сорные вырубки или даже мусор.
«Мы вдохновляли людей на переезд в деревню»: как российская семья раскрутила блог о сельской жизни
Жизнь после надежды: репортажи из российской деревни | Новости природы | Корреспонденты побывали в деревнях, жизнь в которых теплится силами единственных жителей, и нашли все ответы на эти вопросы. |
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню - Православный журнал «Фома» | Может жизнь в деревне лучше, чем в городе, однако сил и времени на уход загородом уходит сильно больше. |
СашаЛера. Жизнь в деревне – Telegram | Про жизнь в деревне говорят всякое, не всегда встретишь мало-мальски объективное мнение. |
Мувыр — возрожденная деревня для жизни с нуля | Все они прониклись видеоотчетами своего соотечественника, который в соцсетях детально рассказывает о жизни в России. |
Опустевшие деревни Башкирии: как живут люди в глубинке - 13 апреля 2023 - УФА1.ру | Приезжаем в деревню к Мите, и он знакомит меня с местной знаменитостью – бабой Люсей. |
«Я пытался в городе, но не смог»: как живут люди в опустевших деревнях под Уфой
На границе леса и цивилизации: опыт жизни молодого петербуржца в глухой деревне – Telegraph | Эх, не видели вы настоящей сегодняшней нищеты, брошенных и сгоревших деревень. |
Катание на быке, спасённый заяц, истории про тёщу: курские блогеры собирают миллионы просмотров | Прошло три года подобной кочевой жизни, и мы стали замечать, что отправки в деревню ждем, как соловей лета, тогда как осень и обратный переезд в город даются психологически тяжелее и тяжелее. |
«Переехав в деревню, мы знакомились заново» (+ВИДЕО) | Жизнь деревни в советский период, например, сильно зависела от сельскохозяйственных предприятий, которые и сдерживали людей. |
СашаЛера. Жизнь в деревне – Telegram | Маша с мужем и четырьмя детьми переехала из Москвы в деревню с населением в сто человек. |
На границе леса и цивилизации: опыт жизни молодого петербуржца в глухой деревне | История двух деревень в Архангельской области, в которых люди налаживают жизнь своими силами, — и тех, кто им в этом помогает. |
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Когда крайний дом на единственной улице в деревне Морозово купила семья из Германии, местные жители, конечно, удивились. Вероника Сурмач рассказывает, почему не нужно бояться начинать новую жизнь и как привлечь сотни туристов в опустевшее село. После предыдущего поста про деревню мне сказали,что дескать,красиво всё и замечательно,только это детство,воспоминания,стереотипы к настоящей жизни в деревне отношения не имеющие. «Основной причиной переезда было то, что жизнь в городе кардинально отличает от жизни в деревне.
Жизнь в деревне
То есть она не приедет. Либо приедет через два дня. К моему отцу помощь ехала из Вышнего Волочка. Просто по чистой случайности успели спасти ему жизнь, приехали всё-таки, хотя довольно долго ехали. И то потому что упрашивали. Бабушка одна лежала сутки на земле, никто не замечал — переступали через неё там в этой деревне алкашей. Она под дождём, чуть не в коме была — тоже еле упросили, чтобы приехали. Просто упрашивать нужно: мол, заберите человека. Либо к тебе просто не поедут, либо машина поедет, а в ней ничего нет. Либо она приедет через пять часов, потому что у них одна машина на всю эту больницу — она же скорая помощь и она же, скажем, директора везёт на совещание в Вышний Волочёк. Едем дальше.
Деревня Дядино Кувшиновского района. Здесь было 100 домов. Осталось 10. Хозяйство из них есть в одном — корова, козы, куры. В остальных, опять же, либо совсем уж старые бабушки, либо алкаши. Почему же так происходит? Почему тверские деревни вымирают с такой скоростью, даже несмотря на огромное количество старинных усадеб и исторических мест, которые могли бы стать точками притяжения для туристов? Тут есть несколько причин. Во-первых, историческая подоплека. Здешние места — проходной двор.
Тверская область всегда находилась между чем-то. Это всегда накладывало отпечаток, принижало значение области. Никто не воспринимал Тверь как самостоятельный город — это был такой перевалочный пункт между двумя могучими центрами. Во-вторых, вся эта территория, которую мы называем Тверской областью, разваливается историко-культурно. Если мы взглянем на земли вокруг, то новгородцы называют свою территорию Новгородчиной, псковичи — Псковщиной, и так далее. А жители Тверской области не могут называть себя никак. Таких слов нет вообще. И это неспроста. Тверская губерния была сляпана как минимум из трёх самодостаточных кусков: владимиро-суздальский кусок, смоленский кусок с Торопцом и Ржевом и часть новгородчины с Торжком и Вышним Волочком. Каждый из кусков тяготел к бывшему центру, но Пётр I своей губернской реформой это всё опоясал и зажал.
И эта тяга в разные стороны до сих пор сохраняется. Тот же город Белый вообще не понимает, что такое Тверь, потому что это чисто Смоленщина, там до Смоленска рукой подать. Вот это историческая подоплёка, которая не позволяет хоть как-то удерживать эти земли от вымирания. Теперь поговорим про наши дни. Сейчас появился ещё один механизм, который грозит деревне уже окончательным вымиранием. Речь о превращении городов в городские округа, которое подразумевает объединение бюджета города и района. Например, население Вышневолоцкого района — 22 тысячи человек, а это прилично для сельской местности средней полосы России. Территория — на 1 тысячу кв. И вот бюджет Вышнего Волочка объединяют с бюджетом Вышневолоцкого района.
Мне кажется, он немного социопат — ему нужны только его ферма, его жена и дети. Еще каких-то увлечений у него нет. Семейное обучение и траты на детей Мои дети учатся на семейном обучении. Это значит, что я сама подбираю для них учебники, выстраиваю образовательный процесс, а они подтверждают обучение онлайн-аттестацией. У меня в семье династия учителей, поэтому я легко с этим справляюсь и мне нравится находить свою методику. У нас дома нет звонков, как в школе. Мы спокойно завтракаем, а потом я говорю кому-то из детей: «Давай сядем позанимаемся математикой с тобой, пока суп на обед варится». Мы садимся, открываем тесты и делаем их, после обеда садимся за английский. И очень расслабленно этим занимаемся. Этого оказывается достаточно для того, чтобы проходить тестирование. Второй ребенок в этом году впервые пошел в школу — в пятый класс, до этого он учился дома. С ним сложно было справляться и учить его. Семилетняя дочь останется на семейном обучении в этом году. Старший сын три года провел на семейном обучении, потому что в ближайшую к нам школу нужно добираться на автобусе. Он хорошо учился, много читал и все делал по учебникам. В этом году он пойдет в колледж. Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу Из-за семейного обучения деньги у нас не уходят на школьную форму сразу для трех детей, перед учебным годом мы всегда тратились в основном на канцелярию — обычно на это уходит две-три тысячи рублей. Книги и учебники нам выдают в школе. Мы редко покупаем одежду детям, потому что родственники отдают нам много вещей. Потом младшие дети донашивают вещи за старшими. Поэтому в основном я покупаю одежду двум старшим детям: за этот сезон на одежду было потрачено 4 750 рублей. Еще сейчас дети ходят на бесплатные развивающие занятия в библиотеке. Во время учебного года раз в неделю ездим на занятия в город в воскресной школе, это тоже бесплатно, только сама поездка на машине с водителем обходится в 1 500 рублей. Игрушки мы тоже покупаем очень редко, потому что у нас уже все есть. Недавно мы купили младшему сыну самосвал и погрузчик на день рождения за 900 рублей. Отпуск В отпуске всей семьей последний раз мы были два года назад, ездили на море. У нас был один работник, который помогал мужу, пока его не забрали на «спецоперацию». Сейчас все заботы на муже, поэтому мы не уезжаем всей семьей.
Они на вес золота, так как весной органика становится удобрением для грядок. Сельский лекторий Я делаю сельские лектории: договариваюсь с библиотеками и домами культуры, что буду у них проводить занятия со взрослыми и детьми на злободневные и важные темы. Начала с нашей деревни. Например, скоро к нам приедет врач, который расскажет про детскую травматологию и про то, как диагностировать инсульт. Актуальные медицинские знания в регионах не так доступны, как в городе. Недавно Общество юных архитекторов проводило мастер-класс по проектированию территорий, Илья Литвяк, открывший бистро «Футура», показывал эксперименты — жарил морковку, взрывал лапшу — бедные сотрудники библиотеки ужасно перепугались, но детям было весело. Был тренинг по скорочтению и тренировке памяти от Аси Шаталовой, надеюсь, скоро приедет кто-нибудь из известных блогеров и расскажет местным предпринимателям о том, как им продавать свою продукцию с помощью Instagram. Все спикеры работают бесплатно, многие пишут мне сами, что хотят выступить. Недавно, например, обратилась генеалог Маша Тычинина , которая научит людей изучать свои корни в архивах. Фото: seloonomoe Возрождение ягодного производства Сейчас важный для меня проект — возрождение совхоза «Плодово-ягодный», который раньше кормил ягодами весь Ленинград. Люди здесь все еще продолжают выращивать ягоды — и они готовы делать пастилу и варенье и продавать, назвать бренд хотят «Ягодный берег». Илья из «Футуры» сделал технологические карты, чтобы варенье было одинаковым, мой молодой человек нарисовал брендинг. Сейчас мы открыли краудфандинг , чтобы купить саженцы и запустить производство. В качестве благодарности за пожертвование местные предложили обучать кузнечному делу, проводить экскурсии, рассказывать про земледелие, дарить чай из трав, которые здесь растут — идеи накидывала вся деревня. Сложности и как их преодолеть В деревне все оказалось гораздо сложнее, чем я предполагала: с моим появлением жизнь волшебным образом не развернулась на 180 градусов. Куча людей до меня приезжали, обещали, а потом ничего не делали и пропадали. Это подорвало доверие, и его нужно постепенно восстанавливать. Круг общения маленький, информация распространяется молниеносно, нужно понимать, что ты берешь на себя большую ответственность. Людей нужно вдохновить, растормошить, показать, что новое — это не страшно. Это оказалось самым сложным. Первые мероприятия, которые я делаю в деревне, всегда проходят плохо, на них никто не приходит, местные смеются. Но я не расстраиваюсь, делаю второе. Все смотрят и думают: «Хм, а она упорная». На третье из любопытства приходит 50 человек, а потом они сами пишут, просят записать их на следующее событие, рассказывают друзьям, охотно соглашаются на предложения. Но нужно пройти эту проверку, показать, что ты всерьез заинтересована. Фото: seloonomoe Преимущества деревни В деревнях можно встретить таких людей, которых не найти в городе, пережить эмоции, которых в мегаполисе не осталось. Я иду по улице с лектором и громко здороваюсь с какой-нибудь бабушкой, а они удивляются: «А откуда ты ее знаешь». В деревне все общаются — тут нет того одиночества в толпе, к которому ты привыкаешь в мегаполисе. В городе, когда знакомишься, тебя сразу спрашивают про работу или тусовки, а тут — что ты любишь, успел ли на выходных у Володи сметану купить да и вообще пытаются понять, какой ты человек. Здесь неважно, крутой ты или нет, потому что судят по делам, и эта искренность, конечно, подкупает. Заработок Деревня денег мне не приносит: максимум, что я зарабатываю на консалтинге — тысяч 15 в месяц. Я продолжаю работать на фрилансе, но свободный график позволяет мне ездить по регионам и организовывать все процессы.
Здесь преступление может совершить твой одноклассник. И тогда приходится собираться с духом и объяснять человеку, что мы будем все решать только по закону. Завтра будет. В коридоре нас отлавливает майор в юбке - приветливая женщина со стальным голосом. Волосы аккуратно забраны назад, челка сбита в объемный кок. Начальница участковых - бывшая учительница географии. Мы и впрямь будто на уроке в школе: вопросы начинает задавать она. Участковых всего пять... В этот момент она чем-то напоминает доярку Бреднякову, которая никому не отдаст свое персональное проклятие: самой мало. За окном с грохотом проносится поезд. Время от времени в кабинет заглядывают другие ученики, то есть подчиненные. Ищут документы, звонят, советуются. Мы на вызов не можем даже полноценный наряд отправить. Сегодня в кафе, например, случится пьяная драка, двадцать человек начнут стульями кидаться - а поедет туда один дежурный. И не факт, что с табельным оружием. У нас под контролем квадрат сто на сто километров, и попробуй на вызов не выехать. А бензин строго лимитирован. Обойдя все отделение по кругу, возвращаемся на КПП. Понятых из вас сделаем заодно. В "бобике" очень тесно. Половину заднего сиденья занимает нетрезвый сонный мужчина. В зеркале заднего вида - хищный взгляд участкового. Я все пытаюсь разглядеть скорость на спидометре, но он мертв. Стремительно пролетев огромные синие буквы "Малышевское лесничество", мы выезжаем на берег широкой тихой реки, где безмятежно пасется стадо коров. Мой сосед покидает автомобильное сиденье. Под левой лопаткой на спине открывается филигранная прорезь. Свисающие куски грязного свитера - в крови. Оказывается, рядом со мной в машине все это время спал потерпевший. На воде мерно покачивается окровавленный полосатый матрац. Под ногами костер со следами продолжительной дегустации водки: "Зеленая марка", "Беленькая", "Журавли"... Давай по старинке, пиши: шестьсот метров от населенного пункта. Лицо у нас установлено, только найти осталось. Пойдет по сто пятнадцатой. Ну, все посмотрели? Трясемся по пыльной дороге. Но недолго. Нет, бензин не кончился, но зато у нас спущено колесо. Кругом лес, тишину нарушает только нервное бормотание участкового. Из багажника появляется домкрат - инструмент, который уже через несколько минут разваливается в руках полицейского. Еще пятнадцать минут, и он возвращается с маленьким домкратом, тремя кирпичами и пеньком. Вся эта конструкция загоняется под машину. Но высоты не хватает. В отчаянии участковый хватает разломанный инструмент и со всей силой долбит песчаную дорогу. Это похоже на какой-то ритуал, призванный напитать героя новой энергией, призвать на помощь неведомые силы. И эти силы помогают. Через полчаса мы в машине. Запасных колес больше нет, потерпевший спит, бензина на донышке. Ксения Набаткина В женской консультации очередь - около дюжины беременных ждут врача: гладят животы и смотрят по стоящему на высокой полке телевизору "Модный приговор". Прием здесь занимает всю вторую половину рабочего дня единственного в Максатихе акушера-гинеколога Натальи Беляковой. Она сгусток энергии, застать ее в рабочем кабинете практически невозможно, дежурные медсестры неизменно отвечают: - Она на операции. Машеньки, Олечки, Настеньки, кажется, никогда не кончатся. Последней на прием приходит беременная с маленьким сроком, впервые встающая на учет в женской консультации. Белякова заполняет ее карточку: - Беременностей сколько было? По статистике, на каждые роды в Максатихе приходится 0,8 аборта, а по России в целом этот показатель больше единицы. Очень многие женщины после аборта больше не могут иметь детей. Белякова знает, о чем говорит: у нее самой нет детей. Тем не менее она всегда готова понять девушек и помочь им. Например, пришла к ней пациентка с большим сроком, когда прерывать беременность было уже поздно. Белякова без лишнего шума договорилась с коллегами из области, чтобы та ходила в женскую консультацию и рожала в другом городе. А вернулась в Максатиху уже без ребенка. Вот вырастешь - сама поймешь. Даша Вяльцева, Наталья Боженова - Я гробы делаю, кстати, исключительно из хвойных пород, чтобы отгонять нечисть, - говорит Лев Николаевич, директор похоронного бюро "Вечность". Вот сегодня в четыре в морг поеду: друг умер, семьдесят пять лет, ветеран труда. Лев Николаевич вообще совершенно спокойно говорит о смерти. Человеческая душа бессмертна. Когда я стал работать в похоронном бизнесе, я стал еще сильнее верить в Бога. Я принимаю на себя чужое горе и не могу оставаться равнодушным. Атеистом в этой профессии быть невозможно. Аксинья Ремизова - Нет людей, банально совершенно, физически не хватает людей. Трагедия для села. Я сам вырос в деревне, у меня отец из Тамбовской области. Я в динамике вижу, как все становится интересней и интересней - в кавычках. На столе Вячеслава Елиферова, главы Максатихинского района, стоит фаянсовая подставка для ручек в виде пионеров, поднявших руки в салюте. Мальчик и девочка в красных галстуках смотрят прямо на меня. Все остальные элементы декора на их фоне меркнут: и портрет Медведева, и аквариум с экзотическими рыбками, и обои в стиле деревенского рококо. Ольга Бородина Жители деревни Кострецы считают, что у них есть два священника: хороший и плохой. Настоятель Успенского храма отец Сергий покинул приход около года назад, он плохой. А отец Валерий из Москвы полгода назад сам попросился настоятелем в эту деревню - значит, хороший. Домик "плохого священника" находится в двух шагах от храма. Я долго стучу, никто не открывает. Потом дергаю за ручку, захожу внутрь и замечаю бывшего настоятеля с женщиной. Они сидят перед телевизором и пьют пиво. Я принимал это решение больше года. Священник - он ведь тоже человек. Он подвержен порокам и слабостям, как и остальные. А с принятием священного сана все человеческие качества - и плохие, и хорошие - усиливаются. Так было и со мной. С "хорошим" отцом Валерием мы разговариваем у закрытой двери храма. Он много говорит о религии, добре и зле, Боге, и все в его речи какое-то идеальное, все как-то очень уж однозначно. К ним я и стремлюсь. Знаете какие? Я недавно посмотрел фильм "Счастливые люди". Он рассказывает о жизни людей на Енисее. Они живут в поселке, окруженном тайгой, за триста километров от цивилизации. Это настоящий фильм. И люди там - они такие трудолюбивые! Я мечтаю, чтобы такие люди были у нас в деревне. Реклама: Здесь может быть ваша реклама apiary. Методы и приемы. Архив статей по теме.
Семейный кризис и строительство первого треугольного домика
- Жизнь в деревне
- Деревня Добрезино: без связи, но с семейством Михновец
- «Мы вдохновляли людей на переезд в деревню»: как российская семья раскрутила блог о сельской жизни
- Немцы откровенно рассказали о жизни в Нижегородской области
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню - Православный журнал «Фома» | Расслабленная жизнь в деревне позволяет мне отвлечься от учебы и трудностей, прийти в гармонию с собой. |
Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым | «Основной причиной переезда было то, что жизнь в городе кардинально отличает от жизни в деревне. |
«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
Про жизнь в деревне говорят всякое, не всегда встретишь мало-мальски объективное мнение. Семейный Ютуб канал Сергея и Натальи в 2014 году переехавших в Россию из Донецкой области 2024. Для некоторых жизнь в сельской местности просто невыносима, а кто-то всеми фибрами души стремится к этому – Самые лучшие и интересные новости по теме: Longfishki, Россия, деревни на развлекательном портале Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Как выживают брошенные деревни россии. Зрителям нравится все, что я снимаю, ведь жизнь в деревне такая интересная и разнообразная!
«Я пытался в городе, но не смог»: как живут люди в опустевших деревнях под Уфой
Стоя на картофельнике, то и дело поглядываешь вперед и назад: а сколько же там у нас осталось и сколько сделано? Сделанное, как правило, прибавляется ме-е-дленно, остаток же упрямится и никак не хочет убывать… Но, пообвыкшись, ручной труд на земле начинаешь любить и, наоборот, к городским занятиям возвращаешься с неохотой. Местные жители, в основном пожилые люди, встретили настороженно. Местному жителю — ему что нужно? Перво-наперво ему нужно понять, кто ты такой и что здесь делаешь, причем разложить это на привычные для себя категории.
Переезд из столицы в глубинку, прямо скажем, — не самый частый случай в наше время. Ежели бы отсюда в столицу, то было бы понятно… А так, городской, рожа хитрая, говорит не по-здешнему… Просто дурак или, не дай Бог, лихой человек? Взаимопонимание наладилось, когда «городские» начали ходить помогать в церковь: читать, петь на клиросе. Тут уже всё встало на свои места: «псаломшшик приехал», «псаломшшикова жена», — коротко и ясно.
Данная, прямо скажем, относительная социальная роль в глубинке довольна весома, ибо в прошлом при церквях всегда были помощники — псаломщики, просфорни, черницы, — живущие особенной жизнью, по-своему включенные в жизнь округи и играющие в этой жизни необходимую роль. У супруги затруднения, по большей части, были общечеловеческие, не переселенческие. Жизнь женщины по-другому, резче отграничивается рубежом «до детей» и «после рождения детей». Тем более когда младенцев на руках несколько, и конца-краю не видно пеленкам, горшкам и кормлениям.
Сами собой в голову пролезают диверсантские мысли, что это — до гробовой доски, мозги засохнут, интересы и увлечения кончатся, и ничего в жизни больше просто уже не будет. Но дети растут и взрослеют, поэтому, как говорится, «первые десять лет тяжело, а потом отпускает». На смену приходят воспитательные проблемы старшего возраста, и тем не менее рутина ухода за малышами не бесконечна. В сумме же мы убедились, что заниматься детьми в деревне удобней и легче, чем в городе.
Что самое скверное для детей в городе? Умножение сущностей! Но сущностям философская мудрость, как говорится, «до лампочки». В большом городе сущности толкутся друг у друга на голове и одни другими погоняют.
Вы не можете сделать «стоп-кадра», зафиксировать какой-нибудь отдельный момент из потока впечатления. Поэтому дети, совсем как взрослые, страдают гиперактивностью и дефицитом внимания. Гиперактивность и дефицит внимания — две вещи, которые делают современные воспитание и обучение кошмаром. Любой одаренный ребенок на конкурсе «Щелкунчик» или в передаче «Умники и умницы» отличается двумя вещами: фундаментальным спокойствием и вниманием.
В деревне поток впечатлений невелик, а лишним сущностям неоткуда браться, разве только из телевизора и из глубины грешной души папы или мамы. Поэтому если вы без нужды не умножаете сущности, то дети в деревне: а никогда не скучают просто не догадываются о разнице между обычной жизнью и развлечениями , б любят природу, в много читают, г слушают аудиокниги, д не переносят эстрады, шансона и рэпа, е играют в дочки-матери, эстафеты, снежные крепости и в остальные человеческие игры, ж клеят, вырезают, рисуют и строят, з поют военные песни и знают героев Великой Отечественной лучше, чем их родители, и ставят театральные постановки и снимают их на видео, к занимаются музыкой, л говорят правильным русским языком, м охотно участвуют в богослужениях, н хорошо и самостоятельно учатся экстерном.
Спустя восемь лет мы решили повторить маршрут и поговорить с теми, кто не боится ни цезия, ни стронция и продолжает жить под боком у Чернобыля. Трагедия района: 35 выселенных деревень и солидный минус в населении В конце апреля 1986 года небольшой райцентр Наровля жил своими заботами и хлопотами. Хлеборобы только-только закончили посевную, рабочие спешили на смену на «Красный мозырянин», у десятиклассников голова была забита другими проблемами: приближались экзамены… Но вскоре жизнь кардинально изменилась. Наровлянский район оказался одним из самых пострадавших от катастрофы на ЧАЭС: население сократилось в семь раз, 36 деревень пришлось выселить, 700 квадратных километров земель отнесли к зонам отчуждения. В память о них в центре Наровли установили памятник, символизирующий деревянный сруб.
Мастер аккуратно и скрупулезно выписал названия всех эвакуированных деревень, выбив между Гамарней и Данилеевкой название Гридни. Никто тогда не знал, что эта деревня не захочет умирать. Аисты не вернулись Выехав из Наровли, мы двинули на юг и буквально через 10 минут повернули у агрогородка Вербовичи. Еще через пару километров по ровной дорожке наконец-то въехали в деревню Гридни. Мы прекрасно понимали, что за восемь лет после прошлой поездки деревня могла совсем измельчать, но все еще надеялись увидеть Александра Ковальчука или скромную Евгению Дубенок, стеснявшуюся позировать фотографу около дровника. Мы осмотрелись. За прошедшие восемь лет облик деревни кардинально не изменился, разве что появился большой придорожный крест с крышей.
А так на месте все тот же информационный стенд и деревянная остановка с расписанием двух автобусов. Неподалеку приклеен график приезда автолавок. Никого не встретив, мы решили проехать по деревне. Дома то заканчивались, то вновь появлялись перед нами, но чаще всего мы видели одинокие столбы и засаженные соснами огромные деревенские просторы. Старые дома закопали и утрамбовали так ювелирно, что о них уже ничего не напоминает, кроме линий электропередач. Гнездо, в котором когда-то жили аисты, теперь пустует. В одном из ветхих домов мы все-таки наткнулись на признаки недавней жизни: у входа кто-то оставил сушиться черные носки и успешно про них забыл.
Уже в другом месте увидели старую бортницкую колоду — такой лет 70, не меньше. Буквально через пару минут мы выехали на мост через речку Мытву. За ним стоит знак, предупреждающий об опасности, а дальше вперемежку с заброшенными деревнями разбросаны леса радиационно-экологического заповедника. Въезд туда строго запрещен. У забора нас встретил мужчина в камуфляжной куртке. Вот буквально недавно по соседке 40 дней справляли… — говорит мужчина, представившийся Николаем — он родился в этой деревне, живет в Наровле и на малой родине бывает наездами. Конец апреля 1986-го мужчина помнит отчетливо.
Тогда Николай приехал в гости к родителям. Стоял жаркий день, он сидел во дворе возле бани и увидел свою тетку. Та подошла к нему и сразу выпалила: «Чернобыль взорвался! Честно говоря, поначалу даже не поверили, — вспоминает Николай. Да и от нас до него всего 60 километров. Ну и когда собрались ехать, впервые увидели машины скорой помощи. Мы проехали 17 километров до деревни Тешков, а дальше нас не пустила милиция.
Нам ничего не объяснили, и мы просто вернулись назад. После этого была демонстрация на 1 Мая… Эвакуировать Гридни решили не сразу. Всех местных собрали в клубе и заявили, что деревню будут переселять.
Я предлагала им устроить маркет с фермерской продукцией. Придумала красивую концепцию и графику, обратилась к силам диджитал. А они мне устало говорят: «Да кому нужна наша картошка? Вон целый подвал лежит».
Поначалу я не могла к этому привыкнуть, потому что в Петербурге у меня было совершенно другое окружение: все на подъеме, шумные и инициативные. Но часто дальше шума и обещаний «давайте соберемся как-нибудь и начнем над этим работать» дело не шло. Люди любят поговорить и просто насладиться предвкушением результата. В деревне всё наоборот. Первая стадия — недоверие и отстранение. Здесь можно сдаться, но, если сельские видят, что ты всё еще ходишь и чего-то от них хочешь, они начинают присматриваться. На третьей стадии наконец появляется интерес: «Так и чего ты там все-таки придумал?
Сельский человек всегда выполнит обещанное, и ему не нужны никакие бумаги. У бизнеса в селе есть свои особенности. Проекты могут обсуждаться и в бане, и за рюмкой водки. Монастыри, морозы, тулупы — русская душа здесь обязательно в какой-то момент поднимается за хреновухой. Но мы, конечно, не пьем целыми сутками. Не больше городских уж точно! У нас много дел.
Рабочий день в селе в летнее время равен световому — то есть с пяти утра до двенадцати ночи. Здесь нет понятия «выходные» — только если идут дожди. Даже обед привозят в поле. Если что-то пойдет не так с кормом или даст сбой техника, это скажется на удоях и продукции, которая в итоге попадает на прилавки. Так что молоко — это не только «подоить корову». Оно начинается с полей. Вот почему у нас строгие требования к сотрудникам, но и зарплата выше среднерыночной.
Например, доярка может иметь стабильный доход в районе 30 тысяч, а механизатор — 60 и больше. Нам важно привлекать сюда молодых специалистов, поэтому мы работаем над развитием инфраструктуры для них. Откликов много, и я всерьез задумалась о том, чтобы реализовать в селе волонтерскую программу для всех, кто захочет получить знания агронома, — ведь в современном пространстве их взять больше негде, а учебники в библиотеках давно устарели. Городские всегда удивляются, когда узнают, что селу нужны даже программисты. Мы планируем запуск современного молочного комплекса, и нам на фермы требуются IT-кадры. Так что крестьянин, бегающий по полю с плугом и мотыгой, — это стереотип, не имеющий ничего общего с реальностью. Наши сотрудники получают достойную зарплату, потому что несут большую ответственность за процессы.
Хотя был забавный случай. Одна доярка пила две недели — заставили писать объяснительную, в которой она так и заявила: «Не пришла, потому что пила». А я сижу и вспоминаю, как несколько дней назад была на вечеринке, выпила четыре бокала игристого и друзья собирались вызывать мне скорую. Сельские люди физически сильнее и выносливее нас в разы и действительно пышут здоровьем. Они не сидят на месте по восемь часов, питаются натуральными продуктами, а не пластиковыми помидорами из супермаркетов. Я раньше не задумывалась, почему в Суздале такие ровные поля. Это не природа их «сгладила», а люди сотни лет возделывали землю, следили, чтобы она не зарастала и каждый сантиметр давал урожай.
Культуре возделывания сельские и обязаны своим здоровьем. У них огромная связь с землей, они ей благодарны. Поэтому в деревнях такой культ хлеба и мяса. Это сильные и энергичные люди. Как-то в Туртино приезжали мои друзья, помогали с вещами. Один из них нес какую-то коробочку, а мимо шел сельский мужик с десятью. Остановился, посмотрел обеспокоенно и спросил: «Ты чего, захворал, что ли?
Но летом, во время сбора урожая, в селе бывают пробки, жизнь бурлит, в столовой снова становится шумно. Надя уверена: это заслуга и социальная миссия бизнеса, обеспечившего селу зарплаты, которых здесь не было десятилетиями. Местным с их завидным здоровьем легко дается физический труд, работают они много и, кажется, лучше городских знают, как жить селу. Но им нужна помощь извне, когда речь заходит об управлении процессами. Главным источником информации в Туртине до приезда Нади были объявления в газете. Она переформатировала службу строительства и попробовала научить всех пользоваться электронными ресурсами и почтой. Устоявшееся мнение, что диалог с властью невозможен, — это стереотип.
Я общалась со многими местными чиновниками — очень адекватными людьми. Просто у государства, как игрока, свой интерес, и его надо понимать. Например, школы в Туртине нуждаются в восстановлении. Но сперва население должно вырасти минимум до тысячи человек, что логично: любое образовательное учреждение — это затраты на обслуживание и ответственность, оно не может стоять пустым. Эти процессы гораздо сложнее, громких фраз и голого энтузиазма здесь мало. Потому наша задача не сетовать на власть, а перевезти сюда новых людей и увеличить население. А для этого нужно жилье и инфраструктура, чем мы сейчас и занимаемся: строим и переселяем семьями.
Правда, всё осложняется тем, что у Суздаля и Владимирской области в целом большой дефицит бюджета». Но упадок российских сел связан не только с финансированием регионов, и одними деньгами его не преодолеть. Современное состояние глубинки — это печальное отражение коренных социальных изменений в стране за последние три столетия ее истории. Волны урбанизации и дезурбанизации в России сменяли друг друга. Жизнь деревни в советский период, например, сильно зависела от сельскохозяйственных предприятий, которые и сдерживали людей. Тем не менее в 60-е годы жители массово мигрировали в большие города, население старело, а уровень рождаемости не мог компенсировать этих потерь. Распад СССР ненадолго замедлил процесс урбанизации, обеспечив приток беженцев и мигрантов из бывших союзных республик, но при этом спровоцировал кризис сельского хозяйства и увеличил разрыв в доходах между городом и деревней.
В годы, последовавшие за земельной реформой 90-х, производство во многих селах вымирало. Не видя перспектив трудоустройства, молодежь стремилась в города. Модернизация происходила выборочно, и всё заметнее становилась социальная поляризация периферия — центр. Сегодня в России зарегистрировано более 150 тысяч сельских населенных пунктов — но это только на бумаге. В реальности же около 20 тысяч из них почти заброшены или пустуют, и данные Росстата не всегда отражают объективную картину. Но этот показатель основан на сведениях об официальной регистрации по месту жительства, то есть ни студенческая молодежь, ни люди, уезжающие на заработки, при его подсчете не учитывались.
Верить в них или не верить — решать вам, но в любом случае эти истории могут пощекотать вам нервишки. В соцсетях рассказывают пугающие правила поведения в разных местах — например, в деревне В Твиттере появился новый тренд — рассказывать придуманные или настоящие советы о жизни, которые больше напоминают страшилки или пугающие легенды. Мы уже писали о правилах для жителей и гостей Санкт-Петербурга, которые полны мистики. А сейчас — о том, как обыграть загадочных существ, которые живут в деревнях или рядом с ними. Ему нравится смотреть, как ты страдаешь. Больше этого ему нравятся только красивые волосы — своих у него нет.
«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
Землю для деревни помогли выбрать друзья. Они занимались поиском жилья для семьи Ремо, которые из-за пандемии не могли сами приехать в Россию. В результате мы получили подробную информацию о каждом участке, с видео- и фотоснимками». Из многочисленных вариантов Ремо выбрал село в Богородском районе. В 2022 году началось активное строительство новой деревни. Однако не всё шло гладко, и сроки затянулись. Сейчас проекты завершены, идет подготовка к восстановлению нашего дома и параллельно началу строительства следующего дома». Причём даже недостроенная деревня уже пользуется большим спросом — многие немцы спрашивают Ремо о переезде и просят помощи с эмиграцией.
Поэтому мы сняли несколько видеороликов с нашим адвокатом, чтобы люди могли получить юридическую информацию и чувствовать себя увереннее. Было бы здорово, если бы регионы, в которых правительство заинтересовано в переезде иностранцев, также запустили сайт на немецком языке, чтобы люди могли получать прямую и надежную информацию, ведь не каждый может позволить себе адвоката». Сколько именно немцев планирует перебратсья в Нижегородскую область точно сказать пока тяжело, но в «Телеграмме» в чате, посвященном переезду зарегистрировались более 300 человек, желающих уехать из Германии. Пока строительство деревни находится на начальной стадии. По предварительным планам оно займёт 8 — 10 лет.
Беда ли, что с химикатами, зато чисто и цивилизованно. Любоваться прелестями пейзажа, известное дело, лучше, не выходя из салона автомобиля. Потому что чуть приоткроешь стекло — оводы роем.
Как подумаешь, что в ней, в этой траве может находиться… И мы с нашими детками, конечно, на собственном опыте это прошли: майские жуки, мыши, крапива, собака соседская наглая, комариные укусы, коса не косит, до магазина далеко, печка дымит и не разжигается. Трудна и исполнена превратностей жизнь Робинзона на необитаемом острове… Однако наша молодая семья активно прибавлялась, дети рождались один за другим, и ответственное родительское сознание требовало дать им всё самое лучшее, самое правильное и самое экологически чистое. Теплую половину года мы проводили у себя в деревенском доме, а на зиму возвращались в Петербург. Прошло три года подобной кочевой жизни, и мы стали замечать, что отправки в деревню ждем, как соловей лета, тогда как осень и обратный переезд в город даются психологически тяжелее и тяжелее. Стесненные условия квартиры, слякотный климат, толчея в транспорте, постоянные детские болезни — не нужно много рассказывать о неудобствах, известных среднему обитателю мегаполиса, а в особенности обремененному семьей. Подобно мальчишке, который долго тянет перед тем, как в первый раз прыгнуть с высокого берега в воду, приседает, мотает руками и потом, закрыв глаза, летит стремглав вниз, — бултых! Оказалось, не так уж плохо. Первая наша зима выдалась суровее обычного, но в доме было тепло и уютно.
Детки радовались снегу и катанию на санках, я на ту пору давно перешел на удаленную работу, — публицистика, редактирование и т. Супруга же, как молодой ученый, кандидат и доцент в перманентной беременности и отпуске по уходу, активно самообразовывалась посредством Интернета. Карьера особо не привлекала, ибо за предыдущее время я кем только не был и чем только не занимался. Интересных вещей в мире множество, организоваться — вопрос самодисциплины, а исполнять обязанности белки в офисном колесе и при этом ощущать себя нужным и занятым, на мой личный взгляд и вкус тридцатипятилетнего не-юноши с опытом, было не обязательно. Сложно было на первых порах? Ох, сложно. Священник, у которого мы просили благословения, с сомнением посмотрел на нас: «А выдержите? За лето в деревне рубаха на теле от рабочего пота сопреет».
Но мы не взялись за распашку больших территорий и первую живность приобрели уже позже. Мы вообще не собирались перевоплощаться в крестьян, а продолжали жить вполне городскими интересами. Даже номер на машине долго не меняли, сохраняя, как знамя, гордое «78». Проблемы были, скорее, другие: психологической совместимости, разницы ритмов столицы с глубинкой. Ну, и умений и навыков тоже не хватало, понятное дело. Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам. Навещая малую родину, он переживает прилив сил и чувство свободы, не надышится воздухом полей, сладостно вслушивается в говор местных жителей, с радостью принимаются за знакомую с детства работу. Мы же росли на асфальте, дышали бензиновыми выхлопами и, как водится, в руках молотка не держали.
Мы спокойно завтракаем, а потом я говорю кому-то из детей: «Давай сядем позанимаемся математикой с тобой, пока суп на обед варится». Мы садимся, открываем тесты и делаем их, после обеда садимся за английский. И очень расслабленно этим занимаемся.
Этого оказывается достаточно для того, чтобы проходить тестирование. Второй ребенок в этом году впервые пошел в школу — в пятый класс, до этого он учился дома. С ним сложно было справляться и учить его.
Семилетняя дочь останется на семейном обучении в этом году. Старший сын три года провел на семейном обучении, потому что в ближайшую к нам школу нужно добираться на автобусе. Он хорошо учился, много читал и все делал по учебникам.
В этом году он пойдет в колледж. Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу Из-за семейного обучения деньги у нас не уходят на школьную форму сразу для трех детей, перед учебным годом мы всегда тратились в основном на канцелярию — обычно на это уходит две-три тысячи рублей. Книги и учебники нам выдают в школе.
Мы редко покупаем одежду детям, потому что родственники отдают нам много вещей. Потом младшие дети донашивают вещи за старшими. Поэтому в основном я покупаю одежду двум старшим детям: за этот сезон на одежду было потрачено 4 750 рублей.
Еще сейчас дети ходят на бесплатные развивающие занятия в библиотеке. Во время учебного года раз в неделю ездим на занятия в город в воскресной школе, это тоже бесплатно, только сама поездка на машине с водителем обходится в 1 500 рублей. Игрушки мы тоже покупаем очень редко, потому что у нас уже все есть.
Недавно мы купили младшему сыну самосвал и погрузчик на день рождения за 900 рублей. Отпуск В отпуске всей семьей последний раз мы были два года назад, ездили на море. У нас был один работник, который помогал мужу, пока его не забрали на «спецоперацию».
Сейчас все заботы на муже, поэтому мы не уезжаем всей семьей. Раньше мы с детьми периодически ездили в Москву, посещали разные культурные места. В зимний сезон могли съездить трижды и еще на неделю остаться у дедушки с бабушкой.
Но с тех пор, как муж застрял на ферме, мы никуда не ездим все вместе. Иногда только я с детьми выезжаю в Москву. Позапрошлой зимой у мужа защемило грыжу, и он поехал в больницу.
Вся ответственность за коров легла на меня, тогда как младшему ребенку не было и двух лет.
Саниа Апа. Ну как уж живем здесь, с детства. Куда сейчас? Если даже куда-то поедешь, здесь все родное близкое?
Алмаз: Не скучно? Саниа апа: Нет уж, муж же рядом. Так скучно бывает, библиотек нет, с людьми не поговоришь Алмаз: Нас ждали? Алмаз: Чаем угостите? Сания апа: Да, я уж волновалась, что остынет Сания Апа накрыла для нас стол.
Здесь и грибы, собранные в лесу, своя картошка, чай на луговых травах. Новости узнают по телевизору, звонят дети, приезжают из города, газ и вода есть, автолавка привозит продукты. Есть почти всё. Не хватает лишь общения, в деревне живут всего несколько человек. Наш приезд для них как праздник.
Алмаз: А что ни будь, слышали про коронавирус? Сания Апа: Слышала, конечно. Алмаз: А сами не боитесь? Сания Апа: Нас Бог бережёт.