Зангеланский район на карте — расположен между Арменией и Ираном.
Клуб «Валдай»
Из региона в этот день выехали в Армению около 15 тыс. В Ереване продолжились акции несогласных с действиями власти и разгорелись дискуссии по поводу новой миротворческой миссии в Карабахе. Свои услуги Еревану предложили США. Москва напомнила, что разрешение на любые передвижения в регионе надо получать в Баку. Мы же продолжаем контакты и с Ереваном, и с Баку, а также с этническими армянами Карабаха», — сказал во вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Так Кремль отреагировал на заявление официального представителя Госдепартамента Мэттью Миллера о том, что США работают над созданием международной миссии, которая бы следила за выполнением Азербайджаном своих обязательств в части обеспечения прав и безопасности жителей Нагорного Карабаха. Он добавил, что США работают над этим вместе с союзниками. Свое посредничество в нормализации ситуации в Нагорном Карабахе ранее предложила Турция, инициировавшая встречу по данному вопросу между Баку и Ереваном при участии Анкары и России. Но пока конкретная информация появилась только о двусторонней встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в испанской Гранаде 5 октября.
Что касается планов Турции, то президент Реджеп Тайип Эрдоган на встрече с Ильхамом Алиевым в Нахичеване Нахчыване по-азербайджански в понедельник напомнил позицию Анкары: «Одна нация — два государства». И пояснил: «Установление прямых связей с Нахчываном и другими регионами Азербайджана по суше и железным дорогам еще больше укрепит наши отношения».
Более того, аналогичной позиции сегодня стали придерживаться и в Баку. Как отметил помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев, проект создания «Зангезурского коридора» потерял привлекательность после того, как появилась возможности проложить маршрут через Иран. Таким образом, стало понятно, что Тегеран, Баку и Анкара нашли определенные точки соприкосновения и сегодня ведут серьезную политическую игру вокруг распределения ролей в формирующейся новой системе отношений в регионе. Для всех сторон важно не допустить нарастания здесь напряженности с учетом собственных политических и экономических интересов, которые практически не учитывают интересы Армении.
В данном случае Ереван оказался заложником своего стремления стать еще одним вассалом Запада, что естественным образом отвратило от него государства мусульманского мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Сам по себе «Зангезурский коридор» был интересен Азербайджану по большей части в рамках борьбы с Арменией за Нагорный Карабах, а также с точки зрения стабилизации ситуации в регионе. Теперь же, когда главная проблема для Баку оказалась решенной, настаивать далее на создании данного маршрута стало бессмысленно. Тем более что, отказываясь от «Зангезурского коридора», Ереван может оказаться еще более изолирован от транспортных потоков в регионе, что только на руку Баку, а с ним и его партнерам — Ирану и Турции. Для России же сложившаяся ситуация носит по большей части политический контекст. Конечно, «Зангезурский коридор» с экономической точки зрения более выгоден Москве, так как он позволил бы создать прямой наземный путь в Армению через Азербайджан и далее в Иран с последующим выходом на Ближний Восток.
Однако Россия уже давно занимается установлением прямых сухопутных отношений с Исламской Республикой независимо от Баку в рамках глобального транспортного коридора «Север-Юг», что изначально делало «Зангезурский коридора» лишь альтернативной его веткой, без которой можно обойтись, особенно с учетом неоднозначной политики Армении. При этом сегодня у Москвы неплохие отношения и с Тегераном, и с Анкарой, которые в условиях западного давления оказались одними из немногих, кто в той или иной степени поддерживает Россию, что крайне важно с точки зрения геополитических интересов Кремля.
В планах правительства Армении есть восстановление в общей сложности 45 км участка этой дороги. Общая протяженность магистрали составит порядка 340 км. Власти Армении постоянно отмечают, что никакого Зангезурского коридора не будет.
И вызвали этим негативную реакцию Еревана. Эрдоган на это заметил: «Если Армения воспрепятствует открытию Зангезурского коридора, то этот коридор может пройти через Иран». Президент Турции сообщил, что Иран позитивно относится к данному вопросу. Ильхам Алиев сообщил, что «работы на территории Азербайджана с большей вероятностью должны завершиться в конце следующего года». Ни одна сила в регионе не сможет добиться успеха, игнорируя эту реальность».
В то же время старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Майкл Рубин считает, что «США должны поддержать Армению в деле непредоставления коридора Азербайджану и Турции». В статье на портале AEIdeas Рубин отметил, что предоставление коридора стало бы «национальным самоубийством» для Армении. Комментируя визит в Армению руководителя Агентства США по международному развитию Саманты Пауэр и исполняющей обязанности помощника госсекретаря Юри Ким, он заметил, что в Баку «не воспринимают всерьез ни Ким, ни Пауэр». Заместитель министра иностранных дел Армении Паруйр Ованнисян сообщил, что основной целью визита американской делегации в приграничную Сюникскую область является оказание гуманитарной помощи и попытка найти решение ситуации на месте. В это время в Сисиан Сюникская область прибыли вертолеты из Нагорного Карабаха, доставившие раненых в результате взрыва на автозаправочной станции на трассе Степанакерт—Аскеран карабахцев. Минздрав Армении сообщил, что оттуда они будут перевезены в медицинские центры столицы.
«Зангезурский коридор» – история завершается
Арут берёт пульт от телевизора и убавляет громкость. Читайте также — Ты что не понимаешь, к чему это приведёт? Если здесь будет дорога из Азербайджана — она прямиком уйдёт в Турцию. И сразу же турки построят большую военную базу в Азербайджане. Мы должны не дать им это сделать! Россия должна не дать им это сделать! Разве России нужна турецкая база в Азербайджане? Они говорят — для связи Нахичевани и остального Азербайджана. Как будто они не связаны!
Последние 30 лет они прекрасно ездили туда-сюда через Иран. Поэтому я им не верю: ни азербайджанцам, ни туркам. У нас даже поговорка есть: «Если азербайджанец или турок станет золотом, и ты положишь его в карман, он всё равно убежит — такой вредный! Но говорят они не о вредности Баку, а скорее о холодном расчёте. Ещё полвека назад дорога из Еревана в Мегри, самый южный город Армении, шла через Нахичевань. В народе трассу Мегри — Горис назвали «дорогой жизни». И таковой она действительно стала, когда с развалом Союза дружбе Еревана и Баку пришёл конец. В годы самых жарких противостояний по «дороге жизни» в Армению из Ирана доставляли буквально всё: еду, товары первой необходимости и топливо.
А неофициальным символом дороги стал видавший виды бензовоз с номерами на иранской вязи. На фото: иранская фура на подъезде к Мегри Фото: автора Ситуация резко изменилась после второй карабахской войны. Граница пересекается в общей сложности раз 20. Азербайджан, получивший в 2020 году контроль над южными районами Карабаха, в некоторых местах поставил таможенные посты, начал всячески препятствовать движению грузов. А порой и задерживать иранских водителей — дескать, те возят грузы в Степанакерт, чем нарушают суверенитет Азербайджана. Над долиной Мегри повисла угроза транспортной изоляции. А у Баку появился свой козырь в разговоре с Ереваном о разблокировке транспортных коридоров в регионе. Мол, вы нам связь с Нахичеванью Зангезурский коридор, — ред.
Впрочем, и здесь руководство советской Армении им ещё в прошлом веке подстелило щебёнки. У северного участка трассы Горис — Мегри существовал альтернативный путь: через монастырь Татев в центр Сюникской области город Капан. За дорогой, правда, толком не следили, и по ней редко ездили. Но летом 2021 года здесь в спешном порядке восстановили наиболее пострадавшие участки и полностью заасфальтировали больше 100 километров. Движение открылось в минувшем ноябре. Путь из Мегри в Горис не стал короче — те же четыре часа в лучшем случае.
Мнения экспертов Военнослужащие российского миротворческого контингента обеспечивают безопасный проезд в Лачинском коридоре.
Иначе придётся пересматривать весь формат урегулирования конфликтов. И он, по большому счёту, невыгоден победителю, то есть Азербайджану, потому что может вызвать проблемы с легитимностью всех предыдущих действий. К тому же сложно представить, а кем заменить российские силы. В любом случае ухудшение позиций Армении нельзя исключать. Пока все последние действия премьер-министра относятся к разряду политического популизма. Как признают эксперты, ОДКБ сейчас важная площадка для поддержки силовых ведомств республик.
Это последние дни, когда кто-то называет карабахскую столицу Степанакертом. Власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики объявили о ее упразднении. Для официального Еревана Карабах уже стал перевернутой страницей, а сами власти Армении, похоже, тоже приготовились жить в новой реальности. В Ереване теперь многие считают, что на очереди — Сюникская область Армении, которая лежит между азербайджанским эксклавом — Нахичеванской автономией — и остальной территорией Азербайджана.
После победной для Баку карабахской войны 2020 года там заявили о желании создать так называемый Зангезурский транспортный коридор по армянской территории.
А у армян контроля не будет. Поэтому геополитические риски для Армении во много раз превышают экономические выгоды. Из-за этого в 2022 г администрация президента Армении Пашиняна в Ереване активно затягивает открытие транспортного узла. Региональные Для Турции Зангезурский коридор сулит огромную выгоду. Помимо прямого сообщения с Азербайджаном и ослабления иранского влияния на транзит, коридор создаст более быстрый путь на центральноазиатские рынки. А прямой доступ к Центральной Азии — это по сути геополитический мост для распространения пантюркизма на страны ЦА и де-факто их интеграция. При реализации этого проекта турецкая мечта о создании транзитного хаба между Европой и Азией станет реальностью, что значительно повысит статус страны на мировой арене. Для Ирана коридор принесёт двоякие последствия.
С одной стороны ослабнет влияние на Азербайджан и Турцию при транзите через Иран. В Тегеране опасаются, что неустановленный юридический статус пути позволит использовать его в военных целях — для незаметной переброски людей и техники и дестабилизации обстановки в северо-западной части Ирана. В то же время Иран в теории сможет присоединиться к транспортному коридору Север-Юг и получить доступ к России и Чёрному морю в обход Азербайджана. Глобальные Для России в условиях наложенных санкций после начала конфликта на Украине в 2022 г Зангезурский коридор — это альтернативный путь на Кавказ и в Турцию, а при транзите через Иран — на Ближний Восток и в Африку. Россия таким образом увеличит влияние в Закавказском регионе и ослабит позиции враждебной Грузии в сфере транзита через её территорию.
"ЗАНГЕЗУРСКИЙ КОРИДОР" – ЭТО СМЕРТЬ АРМЕНИИ"
Главная» Новости» Зангезурский коридор новости. «Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. А теперь соединить Азербайджан с Нахичеванью предполагается через Зангезурский коридор.
Зангезурский коридор: как Запад пытается изолировать Россию с юга
сказал Эрдоган в среду в интервью по возвращении из Азербайджана, сообщает телеканал "Хабертюрк". За последние годы Азербайджан превратился в один из основных и надежных транспортно-логистических центров Евразии, а открытие Зангезурского коридора создаст новые возможности в транспортном секторе ре. Глава государства подчеркнул, что 40-километровый Зангезурский коридор, отделяющий нас от Нахчывана, будет открыт. Зангезурский коридор — проект транспортного коридора длиной около 40 км из Азербайджана в нахичеванский эксклав. «Зангезурский коридор» стал «Араксским коридором»: Иран перехватил идею перекрестка. За последние годы Азербайджан превратился в один из основных и надежных транспортно-логистических центров Евразии, а открытие Зангезурского коридора создаст новые возможности в транспортном секторе ре.
В Турции сообщили о планах завершить прокладку Зангезурского коридора в 2028 году
За проект выступают Азербайджан и Турция, в то время как Армения, по чьей территории пройдет коридор, выступает против.
Зангезурский коридор — это русско-турецкий проект, которым Азербайджан должен по территории Армении связаться с Нахиджеваном и Турцией, а Россия — взять под контроль важный транспортный узел в Мегри. Одной из целей кампании Турции и России против Армении было установление контроля в Зангезуре, однако, выяснилось, что даже террористическая война с привлечением Турции, России и Израиля не смогла решить эту задачу. Сначала выяснилось, что часть «коридора» была заранее потоплена арцахско-иранским водохранилищем в Худаферине. Потом Россия попыталась с помощью Китая повлиять на ситуацию, «уговорив» наложить вето на резолюцию о прекращении войны в Арцахе в Совбезе ООН 19 октября 2020 года. Но Пекин, судя по всему, не намерен играть в российские игры.
Вступают интересы Ирана В середине сентября Азербайджан, воспользовавшись недостаточной детализацией Трехстороннего заявления, фактически установил таможенный контроль на автодороге, по которой идут перевозки из Армении в Иран. Дело в том, что после одержанной победы в 44-дневной войне Баку потребовал делимитации и демаркации границы с Арменией согласно картам советского периода. В результате оказалось, что часть трассы Горис—Капан в двух местах выходит за пределы границ советской Армении, именно поэтому там появились азербайджанские посты. В документах же, подписанных главами Азербайджана, Армении и России было оговорено право свободного проезда для армянских транспортных средств, но ничего не сказано о других странах. В результате больше всего пострадали иранские грузоперевозчики. Государственный комитет таможни Азербайджана подтвердил взимание платы за проезд, и за несколько дней в районе скопилось порядка 50 иранских фур. Двое водителей даже были задержаны за доставку грузов в Степанакерт. В Ереване и Тегеране действия Баку восприняли как принуждение к тому, чтобы добиться согласия на открытие коридора. Пограничники Службы национальной безопасности Армении и ФСБ России подключились к урегулированию ситуации, но полностью решить ее не смогли. По сообщениям «Арменпресс», иранские СМИ ранее неоднократно высказывали критические мнения, что Турция и Баку пытаются через Зангезурский коридор объединить пантюркистский мир, устранить геополитические возможности Ирана в регионе, отстранить Иран от региональной энергетики, ограничить Китай и Россию и нанести удар по инициативе «Один пояс, один путь»[11]. Более того, если коридор будет проложен вдоль армяно-иранской границы, то это станет «нарушением коммуникационного суверенитета и Ирана». Аргумент состоит в том, что иранцам для поездок в Армению «придется проезжать коридор, контролируемый третьими странами». Безусловно, Тегеран не мог оставить без ответа трансграничные проблемы между собой Ираном и Азербайджаном. Под предлогом внепланового учения Тегеран стал демонстративно перебрасывать войска в район границы с Нахичеванью и вдоль южного берега реки Аракс[12]. Кроме воспрепятствования транзиту иранских фур через территорию Армении, Тегеран возмутило появление турецких военных на совместных с Азербайджаном военно-морских учениях непосредственно на Каспии в нарушение Конвенции по правовому статусу Каспийского моря. По свидетельству экспертов еще год назад, даже непосредственно перед 44-дневной войной такой интенсивной совместной боевой подготовки вооруженных сил Азербайджана и Турции не было. В ответ на развертывание иранских войск Турция также разместила на границе с Исламской Республикой свое вооружение, а воздушное пространство вдоль границы стали патрулировать беспилотники Bayraktar. До вооруженных столкновений пока не дошло, стороны договорились провести переговоры в Тегеране, но напряженность сохранилась. Ситуация в Закавказье может проясниться после встречи лидеров России и Турции 29 сентября в Сочи, на которой, вероятно, среди прочих, будет рассматриваться вопрос о разблокировании транспортных путей в Закавказье. Позиция России В российском экспертном сообществе мнения по поводу выгоды от прокладки «Зангезурского коридора в турецко-азербайджанском понимании» разделились. Однако официальное мнение России по поводу агрессивной позиции азербайджанского президента высказал министр иностранных дел С. Лавров: «Механизм разблокировки коммуникаций не предполагает никакого принудительного, силового решения»[13]. Вице-премьер РФ А. Оверчук также заявил журналистам на полях российско-армянского бизнес-диалога в Ереване, что трехсторонняя комиссия обсуждает вопрос «деблокирования экономических, транспортных связей в Закавказье», но о Зангезурском коридоре речи нет.
По его словам, в этом контексте создание международного энергетического узла в Джабраиле является «важным стратегическим событием». Ранее сообщалось, напоминает «Интерфакс-Азербайджан», о планах завершить создание энергетического коридора Азербайджан-Турция-Европа к 2027 году.
Перспективы Зангезурского коридора: в Армении обеспокоены судьбой Сюникской области
Но что же из себя представляет этот Зангезурский коридор, из-за которого начались ожесточенные споры между Арменией и Азербайджаном? Зангезурский коридор – часть планов США по вытеснению России из Закавказья и лишения суверенитета Армении. Зангезурский коридор не только поможет расширить транспортную интеграцию на Южном Кавказе, но и обеспечит кратчайший наземный путь из Азии в Европу. Главная» Новости» Зангезурский коридор новости. главные новости и свежие события - Вестник Кавказа.
Энергокоридор в Европу через Турцию создает Баку
Если так будет продолжаться, Армения как суверенное государство прекратит свое существование. И может воплотиться один из самых страшных сценариев - поглощение Турцией Армении, что означает превращение в турецкий вилайет и гибель армянского народа как такового. В стране должны четко понимать: иллюзии закончились, иллюзии на предмет того, что Запад поможет - Франция поможет, Америка поможет… Ничем не помогают — одна риторика. Между тем, чтобы кто-то помог, Армении самой нужно проводить достаточно жесткую политику отстаивания своих интересов в противовес проталкиванию соседями Азербайджаном и Турцией своих. Вот этого я пока не вижу.
По его словам, в этом контексте создание международного энергетического узла в Джабраиле является «важным стратегическим событием». Ранее сообщалось, напоминает «Интерфакс-Азербайджан», о планах завершить создание энергетического коридора Азербайджан-Турция-Европа к 2027 году.
Если да, то зачем это нужно Турции, Азербайджану и Израилю? Есть свои интересы и у руководства Азербайджана. Создание данного коридора позволит президенту Алиеву получить непосредственную связь с Нахичеванской областью и полностью взять ее под свой контроль. Видимо, неспроста глава Нахичевана уходит в отставку после 27 лет правления. Что касается общих планов по окружению Ирана, Израиль напрямую в этом не участвует, что не исключает возможности использования складывающейся ситуации при необходимости. Видимо, чтобы снизить уровень опасений, официальный Баку заявил, что не даст никому атаковать Иран со своей территории. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Армения направила Азербайджану свои предложения по мирному договору и готова подписать соглашение по этому содержанию. Каким представляется мирный компромисс между двумя странами вам? На мой взгляд, идя навстречу пожеланиям всех внешних акторов, стороны только демонстрируют активность в процессе заключения мирного договора. По состоянию на сегодняшний день ни Армения, ни Азербайджан не готовы к его подписанию.
Это очень напоминает мне вялотекущий процесс палестино-израильского соглашения.
Вывод в своё время [в начале 1920-х гг. Потому что как если взглянуть на карту, то можно увидеть, что в наше тело словно вонзили кинжал, тюркский мир был разделен». И далее: «Зангезур, являющийся древней азербайджанской землей, теперь будет играть роль соединения тюркского мира, потому что проходящие через Зангезур транспортные, коммуникационные, инфраструктурные проекты соединят весь тюркский мир, а также создадут дополнительные возможности для других стран, в том числе Армении. В настоящее время у Армении нет железнодорожного сообщения с её союзником — Россией. Это железнодорожное сообщение может быть налажено через территорию Азербайджана.
У Армении нет железнодорожного сообщения с соседним Ираном. Эта железная дорога может быть обеспечена через Нахчыван. То есть, создается новый транспортный коридор. Азербайджан уже дал старт этой работе. Уверен, что страны-партнеры также воспользуются этими возможностями». Мы исполним задачу по осуществлению Зангезурского коридора, хочет того Армения или нет», уточнив при этом, что «если захочет Армения, это можно решить просто, если не захочет — мы решим это силой.
Я говорил до войны и во время войны, что они должны убраться с нашей земли по доброй воле, иначе мы их вышвырнем. Так и произошло. То же самое будет и с Зангезурским коридором. Наш главный конкурент — время. Потому что прокладка железной дороги, автомобильного шоссе требует времени. Поэтому все силы мобилизованы для реализации этого проекта.
Таким образом, азербайджанский народ вернется в захваченный Зангезур спустя 101 год».