Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены. Госдума приняла законопроект об иноагентах в окончательном третьем чтении. 1. Под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации.
В Госдуме уточнили нормы закона об иноагентах
1 декабря в России вступил в силу новый закон об иностранном влиянии: теперь иноагентом могут признать человека, даже если у него нет финансирования из-за границы. Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Государственная дума приняла в третьем чтении закон, обобщающий нормы законодательства об иноагентах, передает РИА "Новости". Президент РФ Владимир Путин подписал закон о штрафах до 300 тыс. рублей за невыполнение предписаний или предупреждений законов об иноагентах. Ранее глава Минюста РФ Чуйченко заявил, что не считает закон об иноагентах репрессивным. Таким образом, даже с принятием нового законопроекта в законе об иноагентах по-прежнему останется много моментов, которые еще предстоит доработать.
В России вступил в силу закон о запретах для иноагентов
Это значит, что получать финансовую помощь из-за границы для признания иноагентом больше не обязательно. Политической признается в том числе деятельность в сфере «социально-экономического и национального развития Российской Федерации». В тексте законопроекта также уточняется, что иностранная поддержка — это не только деньги, но и организационно-методическая, научно-техническая или другая помощь. Иностранными источниками авторы документа предлагают считать не только государства, международные организации и граждан других стран, но и тех, кого уже признали иностранными агентами в России.
А кого не могут? Органы публичной власти России, государственные компании и корпорации, а также подконтрольные им лица признать иноагентами не смогут. Религиозные организации, политические партии, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты тоже останутся вне подозрений.
Кого признают «лицами, аффилированными с иноагентами»?
Так, иностранное физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно: получает денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц. Российское физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно: получает денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; распространяет сообщения и материалы, которые созданы и или распространены иностранным СМИ-иноагентом и или российским юридическим лицом, учрежденным иностранным СМИ-иноагентом, и или участвует в создании указанных сообщений и материалов. Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно. Физические лица — иноагенты Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ [3] : политическую деятельность в интересах иностранного источника или сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи. Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов [4]. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. Последствия признания лица иностранным агентом Официальные представители власти и органы власти подчеркивают, что законодательная конструкция организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к ней [5].
Тем не менее, включение лица в реестр иноагентов влечет возложение на него: дополнительных обязанностей маркировка собственных материалов, указание на свой статус при обращении в государственные органы, предоставление отчетности в Минюст, обязательный аудит бухгалтерской отчетности и пр. Ответственность за нарушение законодательства об иностранных агентах За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность. Например: за отсутствие маркировки на материалах НКО-иноагента предусмотрен штраф для его должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. Лицо, уже подвергнутое наказанию по указанной статье, могут привлечь к уголовной ответственности, которая предусматривает возможность лишения свободы на срок до 2 лет ч. Кроме того, нарушение физическими лицами — иноагентами требований об отчетности наказывается штрафом в размере от 30 до 50 тыс. Непредоставление отчетов о деятельности лицом, которое уже было подвергнуто ответственности по указанной выше статье, влечет уголовную ответственность — от штрафа в размере 300 тыс. Статья 330. Возможные варианты изменения законодательства об иноагентах Юристы, журналисты и политики отмечают необходимость изменения законодательства об иностранных агентах.
Предлагается уточнить понятия, изменить процедуру признания иноагентом, сделать регулирование более мягким и прозрачным.
Так, термин «политическая деятельность» стал еще шире. К политической деятельности относится фактическая деятельность организации — вне зависимости от целей и задач, указанных в уставе — в сферах, связанных с конституционно значимыми интересами государства. Её нужно вести для оказания влияния на реализацию государственной политики, решений и действий государственных органов. При этом политической не считается деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, защиты традиционных семейных ценностей и благотворительная деятельность. Однако появилось принципиальное условие — такая деятельность не должна противоречить национальным интересам России, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией. Национальные интересы России отражены в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , к ним относятся, в частности, сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, поддержание согласия в стране, укрепление законности, защита конституционного строя, суверенитета, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Поэтому если НКО проводит публичные мероприятия и исследования и хотя бы косвенно стремится повлиять на решения органов власти в сфере образования или культуры, но это противоречит приведённым выше интересам или конституционным ценностям, то такая деятельность может считаться политической. Форм политической деятельности изменения не коснулись.
Помимо публичных дискуссий, дебатов, выступлений, это могут быть публичные обращения к органам государственной власти, проведение социологических исследований, распространение мнений о решениях и политике государственных органов, вовлечение в такую деятельность граждан либо её финансирование. Второй вид деятельности — распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, и участие в их создании. Речь о текстовых, печатных, аудио-, видеоматериалах и иной информации, которые организация размещает в публичном поле, в том числе интернете. Интересный вопрос, будет ли наличие сайта, на котором публикуются новости НКО, или открытых страниц в соцсетях при наличии иностранного влияния — основанием для признания организации иноагентом? Тем самым, правила, ранее применяемые преимущественно в отношении иностранных юридических лиц, теперь охватывают всех, в том числе НКО. Раньше иностранным СМИ — иноагентом могли признать и российское юридическое лицо, но лишь в случае распространения или участия в подготовке материалов, созданных или распространяемых иностранным СМИ — иноагентом. Целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении могут быть использованы против безопасности государства. К ним относятся сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, о проблемах, сдерживающих развитие корпорации «Роскосмос». На положения приказа важно обратить внимание, главным образом, организациям, которые занимаются журналистской работой.
Помимо этого, финансирование любого из перечисленных видов деятельности также может стать основанием для включения в реестр иноагентов. Сколько будет реестров иностранных агентов Только один. Помимо него будет существовать реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. В него будут входить: учредители, участники, руководитель, работники иностранного агента — юридического лица или незарегистрированного объединения, а также члены его органов; лица, осуществляющие политическую деятельность и получающие имущество от иноагентов для осуществления такой деятельности.
В любом случае — это произошло еще до 1 декабря, то есть до вступления нового закона в силу. Как это повлияет на жизнь иноагентов? С 1 декабря иноагентом может признано любое физическое или юридическое лицо. Теперь их все объединили в один реестр и расширили список лиц, которые туда могут попасть: иноагентами смогут признать и коммерческие организации. Уже признанные иноагентами люди не видят сильной разницы в том, как им жить. RU, что считает, что ее жизнь не изменится. Там, по-моему, все изменения касаются организаций и сотрудников организаций, — объясняет Галямина. Сотрудники организаций, которые были признаны иноагентами, теперь могут быть внесены в реестр «аффилированных лиц». На таких людей не будут распространяться новые ограничения от Минюста: им не нужно будет отчитывать в министерство о своих расходов, а так же ставить плашку. У меня вообще тревожности нет, мне не свойственно ни по каким вопросам. Это не принципиально. Плашка, кстати, как мы уже упоминали, тоже стала выглядеть по-новому, хотя с точки зрения содержания принципиально ничего не изменилось.
Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение
В Минюсте также добавили, что Закон об иноагентах «не является репрессивным» по своей сути. Депутаты на пленарном заседании приняли в первом чтении два законопроекта, предусматривающие ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов. Новый, обобщающий закон об иноагентах позволяет признавать иностранным агентом без зарубежного финансирования.
В Госдуме уточнили нормы закона об иноагентах
Новый закон об иноагентах (он же закон об иностранном влиянии) содержит ряд ограничений, среди которых – полный запрет иноагентам заниматься преподавательской деятельностью. Согласно ст. 1 федерального закона об иноагентах, таковыми не могут быть. Совет Федерации 30 ноября одобрил закон об изменениях в соответствующие законы, который предусматривает, что иноагенты не смогут поступать на госслужбу, быть организаторами публичных мероприятий, членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Что нельзя делать иноагентам Ограничения прописаны в 18 пунктах статьи 11 закона об иностранных агентах. Среди них: запрет на замещение должностей в органах власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдумов; запрет на участие в выборах и пожертвования в избирательные фонды; запрет на вхождение в состав общественной наблюдательной комиссии; отказ в доступе к гостайне, участии в госзакупках и финансовой поддержке РФ; запрет на организацию и финансирование публичных мероприятий; запрет на распространение продукции для несовершеннолетних и ведение образовательной и просветительской деятельности для детей; запрет на упрощённые системы налогообложения и бухучёта; запрет на проведение антикоррупционной и экологической экспертиз. Что грозит иноагентам в России, если не выполнять требования за распространение информации без маркировки о статусе иностранного агента; неисполнение обязанности сообщать свой статус; непредставление или несвоевременное представление сведений в Минюст; нарушение порядка и сроков размещения отчёта о своей деятельности; неисполнение обязанности по учреждению юрлица; несоблюдение наложенных в связи со статусом ограничений. Все эти нарушения чреваты штрафами: для граждан — до 30 000 — 50 000 рублей, для должностных лиц — до 100 000 — 300 000 рублей, для юрлиц — до 300 000 — 500 000 рублей. За повторные нарушения санкции возрастают вплоть до 1 млн рублей. Так, за нарушение правил маркировки штрафовали на 30 000 рублей Михаила Ходорковского признан в России иностранным агентом. А за игнорирование требования закона о маркировке книг иноагентов этим статусом грозили маркетплейсу Wildberries. Первое уголовное дело против физлица-иноагента завели в феврале 2023 года — фигурантом стал координатор движения «Голос» признано в России иностранным агентом из Твери Артём Важенков признан в России иностранным агентом.
Его обвиняют в нарушении порядка деятельности иностранного агента после привлечения к административной ответственности. В 2022 году его дважды штрафовали за отсутствие маркировки на его сообщениях в соцсетях. Депутаты Госдумы уже внесли новые ужесточающие поправки — они предлагают запретить иноагентам получать не только финансовую, но и имущественную поддержку от государства, а также наделить Минюст правом следить за соблюдением законодательства и установить штрафы за несоблюдение предписаний ведомства. Реестр список иностранных агентов Список иноагентов ведёт и обновляет Минюст РФ.
Кодексы приводятся в соответствие с законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который должен вступить в силу с 1 декабря 2022 года. Изменения в КоАП об ответственности иноагентов за нарушение российского законодательства предусматривают штрафные санкции от 2 тыс. Злостное уклонение иноагентов от исполнения предусмотренных законом обязанностей может повлечь уголовную ответственность с наказанием вплоть до двух лет лишения свободы.
Не принимать законопроект т. Власти Грузии называют непонятной критику Запада, указывая на то, что законы о прозрачности иностранного финансирования уже есть у США, Израиля и Австралии, а в Евросоюзе и Франции такие законопроекты находятся на стадии рассмотрения. Спорный законопроект Законопроект "О прозрачности иностранного влияния" предполагает лишь регистрацию неправительственных организаций и СМИ, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности. Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной.
Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте Минюста сведений о таком лице в реестре иностранных агентов, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра. Что грозит за нарушения? В случае нарушений деятельности иноагента уполномоченный орган теперь будет обязан выдать предписание об их устранении, причем на это должно отводиться не менее месяца. Требования к форме и порядку размещения предупреждений о распространении материалов иноагентами, согласно поправкам, будут устанавливаться Правительством РФ. Кроме того, нарушение законодательства об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность. Каков механизм исключения из реестра иноагентов? Законом устанавливаются основания для исключения некоммерческой организации из реестра иностранных агентов. Для этого она либо должна прекратить получать денежные средства от иностранных источников, либо прекратить политическую деятельность или выполнить оба эти условия одновременно. В таких случаях организация исключается из реестра. Для впервые включенных в реестр физических лиц предусмотрен упрощенный порядок выхода из него. Такое физическое лицо вправе подать заявление в свободной форме и приложить документы, подтверждающие прекращение обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр.
Новый закон об иноагентах: что меняется для НКО
Соавтор поправок и глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев пояснил, что поправки нужны для вступления в силу с 1 декабря базового закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Одобренные поправки подразумевают запрет на распространение произведенной иноагентом информационной продукции среди совершеннолетних. Иноагенты не смогут заниматься преподавательской и просветительской деятельностью в отношении несовершеннолетних, а также выступать организаторами публичных мероприятий. Они также не смогут работать на государственной и муниципальной службе и в органах внутренних дел.
Там, по-моему, все изменения касаются организаций и сотрудников организаций, — объясняет Галямина. Сотрудники организаций, которые были признаны иноагентами, теперь могут быть внесены в реестр «аффилированных лиц». На таких людей не будут распространяться новые ограничения от Минюста: им не нужно будет отчитывать в министерство о своих расходов, а так же ставить плашку. У меня вообще тревожности нет, мне не свойственно ни по каким вопросам. Это не принципиально.
Плашка, кстати, как мы уже упоминали, тоже стала выглядеть по-новому, хотя с точки зрения содержания принципиально ничего не изменилось. Клеймо становится индивидуальным. Депутат и один из соавторов нового закона об иноагентах Андрей Альшевских рассказывал , что новый закон в первую очередь необходим для удобства. Нужно это для удобства применения и понимания, дело не в эффективности, а в налаживании системы и работы, — объяснял Альшевских. При этом для иноагентов появляются и новые ограничения: все материалы, созданные с их участием, запрещены для распространения среди несовершеннолетних, иноагентом запрещено работать в органах власти, входить в общественные наблюдательные комиссии, участвовать в выборах, преподавать в государственных образовательных организациях. Кто не станет иноагентом? Конечно, записывать в иноагенты из-за того, что ты посмотрел новый сериал от Netflix, не будут.
Группа «Несчастный случай». Выкладывавший странные видеоролики в некоторых соцсетях Кортнев бессменный солист коллектива из РФ не эмигрировал, продолжая играть в театре. Тем не менее концертные площадки для него под запретом. Не планирует перебазирование в иное государство и его супруга Амина Зарипова. Проживающая в настоящее время во французской столице звездная певица пределы РФ покинула в феврале 2022. По поводу былой популярности эта дама, носящая статус гостьи на модных показах, явно не печалится. Дмитрий «Сид» Спирин. Явной персоной нон-грата на концертных площадках РФ стал бывший лидер панк-коллектива «Тараканы». Не имея возможности осуществлять гастрольную деятельность, он осуществляет сопровождающиеся провокационными высказываниями эпатажные акции. Валерий Меладзе. Получил запрет в отношении концертной деятельности, хотя резких высказываний от него не слышали. Планирует работать в сфере гидрологии — соответственно полученному в юности образованию. На его супруге статус мужа не сказался — она по-прежнему снимается в телешоу и играет роли в театре. Константин Меладзе и Вера Брежнева. С началом СВО эмигрировали в Испанию, где и живут в собственном доме. На официальные выступления на территории РФ наложен негласный запрет. Тем не менее они готовы дать согласие на участие в частной вечеринке — при условии, что оплата выступления составит 30 тысяч евро. Группа Little Big. О перебазировании на территорию США коллектив заявил в июне 2022, после продолжавшейся с февраля паузы. Музыкантами был выпущен обозначивший их позицию провокационный клип. Возвращаться на родину не намереваются, не идет речь и о возобновлении концертной деятельности. Группа Anacondaz. У изначально прославившегося оппозиционным настроем коллектива на 2022 были запланированы концерты в различных российских городах — как столичном мегаполисе, так и на периферии. На сентябрь 2022 был намечен релиз нового альбома. Запретов на концерты, по всей видимости, не имеется. Анна Нетребко. Давно имеющая австрийское подданство оперная дива от статуса русской вокалистки открестилась, благодаря чему потеряла, после западных контрактов, и работу в России. Тем не менее на европейских просторах она понемногу работает. У ее супруга он также оперный певец запланирован гастрольный тур по России, но осуществится ли это мероприятие — покажет время. Также в негласном списке запрещенных в России артистов, опубликованном одним из отечественных изданий, фигурируют: певицы Мария Зайцев и Муся Тотибадзе, «Гречка» и «Монеточка». Исполнители: Лигалайз, Вася Обломов, Face. Список запрещенных зарубежных артистов: кому на 50 лет закрыт въезд в РФ Список представляющих Украину селибрити, лишенных права пребывания на территории РФ на 50 лет, был опубликован в апреле 2022 российскими СМИ. Помимо певцов, в нем числятся клипмейкеры, актеры, а также телеведущие и иные известные персоны. В первоначальной редакции фигурировала 31 фамилия, но позже к списку добавилась Наргиз Закирова певица.
Второй законопроект — «О регистрации иностранных агентов». Он так и не дошел до голосования в парламенте из-за массовых беспорядков. Представители движения «Сила народа» заявляли, что это прямой аналог американского закона об иноагентах FARA, и предложили документ в ответ на критику первого закона. Среди положений этой версии: Есть понятие «иностранный агент». Список иностранных агентов расширился. Обязанность иноагентов — регистрироваться в минюсте в этом статусе. Наказание за нарушения — штраф или лишение свободы на срок до 5 лет. Ниже разбираемся, действительно ли первый и второй законопроекты похожи на российский и американские варианты. Закон об иноагентах в России В России законодательство об иностранных агентах развивалось чуть больше десяти лет. Первый закон был принят еще в 2012 году. Изначально статус присваивали НКО, которые, по оценкам Минюста, получали финансирование из-за рубежа и занимались политической деятельностью. Затем к ним прибавились зарубежные СМИ в России, позже — физлица. Сейчас в России действует закон об иностранных агентах , который обобщает разработанные ранее положения. Документ называется «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он начал действовать с 1 декабря 2022 года. Кого признают иноагентом: российское или иностранное юрлицо независимо от его организационно-правовой формы; общественное объединение, иное объединение или иностранную структуру без юрлица; физлицо независимо от его гражданства. Что в законе понимают под иностранным агентом.
Новости об иноагентах
Прописывается, что на физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Статус иностранного агента гражданин приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте Минюста России сведений о таком лице в реестре иностранных агентов, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра. На иностранных агентов возлагается обязанность сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, они обязаны маркировать производимые ими материалы. Вводятся ограничения на работу иноагентов.
Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи.
Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи, в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7. Порядок включения в реестр 1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом. Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения.
От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются: 1 иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; 2 иные лица категории лиц по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса. В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд. Статья 8. Порядок исключения из реестра 1. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган его территориальный орган либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти. Лицо в случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и или прекращения получения от иностранных источников денежных средств и или иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах имеет право подать в уполномоченный орган заявление об исключении его из реестра.
Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом. В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и или прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд. Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи.
Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней. Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом. Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Я поддерживаю», - добавляет юрист. Внешнеэкономическая деятельность купля-продажа не относится к сфере этого закона. Но если компания имеет в составе участников иностранное лицо, то оно находится под иностранным влиянием и может быть признано иностранным агентом. Тем более если организация занимается политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространением предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов. А для СМИ - повышенное внимание к источникам получения средств и ограничение влияния иностранных источников на редакционную политику», - полагает Дмитрий Лебедев.
За что накажут пособников иноагентов По новому закону организации, должностные и физические лица должны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента. Если действие или бездействие помогает иноагенту нарушать закон, то могут оштрафовать: граждан — на 30—50 тысяч рублей, должностные лица — на 70—100 тысяч, юридические — на 200—300 тысяч.
Правда, финансово накажут не сразу. Сначала Минюст должен прислать предупреждение и дать месяц на выполнение условий. Тем не менее важно знать, что полагается и что запрещено делать иностранному агенту, чтобы нечаянно не попасть в поле зрения Минюста. Иноагент, в частности, обязан: Сообщать о своём статусе, если занимается политической деятельностью, распространяет материалы для неограниченного круга лиц, собирает сведения о военной деятельности. Например, указывать статус в постах в соцсетях или в запросах в госорганы. Также необходимо сообщать об этом своим учредителям, бенефициарам, работникам. Если речь идёт об организации, её учредители, участники, руководители общественного объединения в Интернете должны сообщать, что имеют отношение к иноагенту.
Отчитываться о деятельности и движении финансов. Требования немного различаются для организаций и физлиц, но и те и другие, например, должны уведомлять о поступлении средств из иностранных источников. Запретов больше.
Обобщающие нововведения: что изменит законопроект о контроле за деятельностью иноагентов
В случае принятия законопроекта иноагентом смогут признать любые российские или иностранные физические и юридические лица, а также общественные объединения, действующие без образования юрлица. Сегодня, 1 декабря, в России вступил в силу объемный закон об иностранных агентах, сообщает ИА REGNUM. Госдума приняла законопроект об иноагентах в окончательном третьем чтении. Формулировки закона позволяют применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами — признавать «иноагентами» можно практически кого угодно. Теперь закон об иноагентах касается абсолютно всех, он повлияет не только на НКО, но и на доноров благотворительных организаций.
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом
Европейский парламент 425 голосами против 25 принял резолюцию «О попытках восстановить закон об иностранных агентах в Грузии и ограничениях для гражданского общества». Закон не запрещает работу НКО-иноагентов, но требует от них регистрации в специальном реестре, который ведет Министерство юстиции РФ. ЕСПЧ и многие юристы считают, что закон об иноагентах нарушает права человека. Новости. Деятельность.
Новые запреты и реестры. Что изменится в законе об иноагентах?
Или собираете сведения о военно-технической деятельности России. Достаточно одного пункта. При этом целый ряд отраслей под понятие «политическая деятельность» не попадает: это защита традиционных ценностей, наука, культура, спорт, благотворительность, здравоохранение, охрана природы, соцподдержка, пропаганда здорового образа жизни. Не стоит переживать, если вы занимаетесь чем-то из этого списка. Все сведения об иноагентах буду храниться в едином реестре. Раньше это были сразу четыре базы данных, которые никак между собой не пересекались.
Но, как ни странно, все-таки еще один реестр будет - для тех, кто аффилирован с иностранными агентами.
Неисполнение этого требования влечет наложение штрафа на их должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. Под иностранным финансированием понимается любое получение средств, осложненное прямо или косвенно через посредника , например, получение денежных средств от иностранного государства, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, граждан России или российских юридических лиц, получающих денежные средства и или иное имущество от указанных источников.
Понятие «участие в политической деятельности» также определено очень широко. Политической деятельностью признают в том числе организацию мероприятий и публичные обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Фактически под политической деятельностью в рамках указанного закона можно назвать любой пост в социальной сети с мнением по какому-либо вопросу управления в стране или новому закону.
При этом наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и участием в политической деятельности не требуется: это могут быть отдельные действия, никак не связанные между собой. СМИ-иноагенты СМИ-иноагентами могут быть признаны российские и иностранные организации, а также физические лица. Так, иностранное физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно: получает денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; распространяет сообщения и материалы для неограниченного круга лиц.
Российское физическое или юридическое лицо может быть признано СМИ-иноагентом, если оно: получает денежные средства и или иное имущество от иностранных источников финансирования; распространяет сообщения и материалы, которые созданы и или распространены иностранным СМИ-иноагентом и или российским юридическим лицом, учрежденным иностранным СМИ-иноагентом, и или участвует в создании указанных сообщений и материалов. Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно. Физические лица — иноагенты Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ [3] : политическую деятельность в интересах иностранного источника или сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи.
Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов [4]. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. Последствия признания лица иностранным агентом Официальные представители власти и органы власти подчеркивают, что законодательная конструкция организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к ней [5].
Тем не менее, включение лица в реестр иноагентов влечет возложение на него: дополнительных обязанностей маркировка собственных материалов, указание на свой статус при обращении в государственные органы, предоставление отчетности в Минюст, обязательный аудит бухгалтерской отчетности и пр. Ответственность за нарушение законодательства об иностранных агентах За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность.
Изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ. Кодексы приводятся в соответствие с законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который должен вступить в силу с 1 декабря 2022 года.
Изменения в КоАП об ответственности иноагентов за нарушение российского законодательства предусматривают штрафные санкции от 2 тыс.
В частности, документ уточняет понятия «иностранный агент» и «иностранное влияние». Он предписывает создать один реестр иноагентов, вместо нынешних четырёх, и определяет порядок включения и исключения из него. Андрей Клишас.
Однако сейчас нормы, которые касаются иноагентов, содержатся в четырёх законах. Отсюда возникало много сложностей.