После 108 минут полета, Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области, близ города Энгельс. ФАИ определяла полёт человека в космос как «полёт экипажа в кабине летательного аппарата на высотах более 100 километров над уровнем моря с приземлением внутри летательного аппарата».
15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого
327км, американца Алана Шепарда - 186км. Время полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 минут. Гагарин пролетел более 40.000км, Шепард - 486км. 50-летие первого полета человека в космос. Когда же Гагарин еще два раза повторил вопрос о подробностях полета, то есть о параметрах орбиты, он получил еще более уклончивый ответ: «Повтори, не слышно».
«Только бы слетал и вернулся живым!»: как Юрий Гагарин побывал в космосе и что было после
Если говорить о дальности, то в целом все эти отклонения примерно скомпенсировали друг друга. Снижаясь по более крутой траектории, СА испытывал большие перегрузки и погасил свою орбитальную скорость примерно за 300 секунд вместо 350—400 в случае штатного спуска. По краям шторки «Взора» было видно ярко-багровое свечение, конструкция СА временами потрескивала от нагрева. Измерения бортового автономного регистратора «Микрон» были зашумлены, и восстановить точный ход перегрузки оказалось невозможно, но расчеты показали, что на протяжении 150 секунд она выросла от нуля до 12 единиц вместо 9 при штатном спуске , продержалась на этом уровне несколько секунд и в течение следующих 150 секунд снизилась до единицы. Из доклада Юрия Гагарина на заседании Государственной комиссии после космического полета Когда перегрузки полностью спали, что, очевидно, совпало с переходом звукового барьера, стал слышен свист воздуха. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы.
Шум или свист был слышен так же, как обычно можно было слышать в самолетах, когда задросселируют двигатели или когда самолет пикирует. Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил.
Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался?
Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом.
Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле я сидел очень удобно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга.
Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом.
Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте.
Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, Саратов.
Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделения НАЗа.
Слышал, как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан.
Тут слой облачков был. В облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют, и возле него лежит черный, обгорелый шар.
Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс.
Дальше вижу, идет речушка-овраг. Слева за оврагом домик. Вижу, какая-то женщина теленка пасет, думаю, сейчас я, наверное, угожу в тот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола.
Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Вслед за первым полётом Ю. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А. Николаевым и П.
Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Быковского и В. Терешковой на космических кораблях "Восток-5" и "Восток-6" с 14 по 16 июня 1963 года. С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле "Восход" в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" - не загорается.
Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем - второй и затем - первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду.
По телефону доложил, что разделения не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал "ВН" - все нормально. Через "взор" заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т.
В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Только когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от двигательного отсека. Перегрузки при спуске были в 8-10 раз больше силы тяжести. У неподготовленного человека после таких перегрузок полностью отказывает зрение, но Гагарин был тренирован переносить и большие перегрузки. Гораздо более сильное впечатление на него произвело горение обшивки спускаемого аппарата при посадке. Когда капсула космического аппарата входит в плотные слои атмосферы, его обшивка очень сильно разогревается от трения о воздух, температура снаружи достигает 3-5 тысяч градусов. Сидя внутри капсулы, Гагарин видел как по иллюминаторам, сделанным также из тугоплавкого стекла, потекли струйки жидкого металла, сдуваемые набегающим потоком воздуха, а сама кабина начала потрескивать и хрустеть.
Изнутри казалось, что капсула несётся сквозь огненный дождь. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин произнёс фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: « Я горю, прощайте, товарищи! Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. Гагарин, как и было запланировано, катапультировался из спускаемого аппарата. Капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки: Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги.
Вот 5 интересных фактов об этой исторической миссии: 1. Как долго Гагарин находился в космосе? За это время Восток-1 завершил не совсем круговой оборот на максимальной высоте 327 км, перед тем как замедлиться до точки, когда капсула отсоединилась в атмосферу для баллистического возвращения.
Что за аппарат был Восток-1? Восток-1 представлял собой сферическую капсулу, которая была разработана для того, чтобы устранить изменения в центре тяжести. Таким образом, корабль должен был обеспечить комфорт экипажа состоящего из одного человека, независимо от направления. А вот для чего он не был предназначен, так это для приземления с человеком на борту.
Последний полет Гагарина
Она несколько повышала шансы на спасение, но риск при катапультировании на первых секундах был бы большим. Леонов, А. Соколов, «Поехали! Сетка на переднем плане От 40 до 150 секунды полета в случае аварии на ракете бы проходила команда аварийного выключения двигателей, и космонавт катапультировался бы по достижении высоты 7 км, как и при штатной посадке. От 150 до 700 секунды от ракеты отделялся бы спускаемый аппарат и производил обычную посадку.
А от 700 до 730 секунды, когда траектория практически приближалась к орбитальной, и до входа в плотные слои атмосферы могли пройти многие минуты, отделялся бы корабль спускаемый аппарат и агрегатный отсек целиком. Широко известен факт, что было подготовлено три сообщения для объявления по радио: на случай гибели космонавта, на случай аварийной посадки с просьбой государствам мира оказать помощь в поисках и сообщение об успешном полете. Но, учитывая секретность, которая окружала советскую космонавтику, есть ненулевая вероятность, что сообщение о гибели космонавта прозвучало бы только, если бы катастрофа случилась уже в космосе, и ее никак нельзя было бы скрыть. Если бы Гагарин погиб на первых секундах полета, широкая общественность могла бы узнать об этом только в 80-е, как мы узнали о гибели Валентина Бондаренко в барокамере 23 марта 1961 года.
Когда бы состоялся следующий полет? Достоверно сказать нельзя, это бы зависело от характера аварии, сколько времени бы потребовалось на ее устранение. В нашей реальности «Восток-2» с Титовым полетел только в августе, но в нашей истории торопиться уже было некуда. Гагарин, Титов и Нелюбов на Красной площади Кто бы полетел следующим?
Еще в январе 1961 года госкомиссия определила порядок полета космонавтов: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. На 12 апреля скафандры успели сшить только для первых трех, так что следующим, как и в нашей реальности, скорее всего был бы Герман Титов, с дублером Григорием Нелюбовым. Единственной подходящей ракетой-носителем была межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas. Но с ней у американцев было огромное количество технических проблем — что на военных испытаниях как МБР, что на космических пусках, «Атлас» постоянно терпел аварии.
Первый суборбитальный пуск для проверки теплозащиты корабля «Меркурий». Теплозащита и приводнение корабля успешно отработаны, но вот ракета подвела — не отделился хвостовой отсек, так что траектория получилась ниже, а также ракета догнала корабль после отделения, и пришлось дополнительными командами с земли его отделять. Как видите, США начали испытания первыми. СССР — 15 мая 1960 — «Спутник-4» — неудача.
Беспилотный корабль без теплозащиты успешно вывели на орбиту. Но для построения посадочной ориентации, вопреки имеющейся информации, выбрали основную систему ориентации, инфракрасную вертикаль и гироорбитант.
Впрочем, это поддерживают не все эксперты. Как осуществлялась подготовка В каком-то смысле Гагарин к этому полету готовился всю жизнь, но наиболее активная фаза началась, конечно, после зачисления в группу кандидатов в космонавты 3 марта 1960 года.
В нее входили медицинские испытания и тренировки, в том числе барокамера, центрифуга, термокамера, изучение объекта «Восток-3А» , общая физическая и теоретическая подготовка. До прихода немцев он успел проучиться в школе лишь один месяц, после чего учеба прервалась вплоть до освобождения села в марте 1943 года. Будучи талантливым и целеустремленным человеком, он быстро учится и, несмотря на высокую нагрузку, отлично проявляет себя в освоении летного дела. В 1955 году после окончания обучения экзаменационная комиссия рекомендовала его в военное училище в городе Чкалов ныне Оренбург.
По сути, человечеству лишь предстояло совершить открытие космоса. Но дело было не только в технике. В то время никто еще не знал, как люди будут реагировать, находясь в космическом пространстве, выдержит ли психика условия изоляции. Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме.
Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели.
Гагарина — 108 минут. То есть первоначально сообщалось, что 108 минут, и этой информацией пользовались целых 50 лет. Сейчас эта информация неверна.
К 50-летию полёта Гагарина, в 2011 году, данные рассекретили — весь мир узнал, что полёт продолжался 106 минут, как и было указано в полётном задании. Есть видеоролик по теме и интересная лекция про рассекреченные подробности полёта, смотрите. Источник этого документа там же можно узнать другую рассекреченную информацию смотрите тут.
Сейчас эта информация неверна. К 50-летию полёта Гагарина, в 2011 году, данные рассекретили — весь мир узнал, что полёт продолжался 106 минут, как и было указано в полётном задании. Есть видеоролик по теме и интересная лекция про рассекреченные подробности полёта, смотрите. Источник этого документа там же можно узнать другую рассекреченную информацию смотрите тут. Минобороны к 60-летию со дня полёта Гагарина, в 2021 году, также рассекретило другие документы. Там и личные дела, и автобиография, и много чего ещё.
Самолет гагарина
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос - Российское историческое общество | Однако Су-15 нарушил режим полета и спустился до высоты порядка 450 метров. |
Возвращение из космоса | Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. |
Рекордсмен космической эры | Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. С подъемной силой переборщили. |
История полета в космос Юрия Гагарина | Состоявшийся впервые в истории человечества полет на космическом корабле «Восток» коммуниста Юрия Гагарина продемонстрировал всему человечеству способность нашей Родины покорять космические высоты и вершины прогресса. |
Новости и события Российского исторического общества | Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту. |
Правила комментирования
- 108 минут и дальше
- Восток-1 — Википедия
- 108 минут и дальше
- День космонавтики (10 малоизвестных фактов о полёте Юрия Гагарина)
История полета в космос Юрия Гагарина
Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. К сожалению Гагарина, он не смог увидеть Луну, т.к. она была вне поля его зрения, а вот Солнце было настолько ярким ("во много десятков, а то и сотен раз ярче. Гагарин Мог Погибнуть Раньше, Ему Приказали Молчать об Этом. Рекордная высота полета (327,7 км). Поскольку о полёте и посадке Гагарина сообщили и по радио, и напрямую военным, то уже через несколько минут прибыли зенитчики с майором Ахмедом Гассиевым.
Высота полета гагарина в космосе
В иллюминатор «Взор» наблюдаю Землю. Различаю складки местности, снег, лес. Как у вас дела? Наблюдаю, облака над Землей: мелкие кучевые, и тени от них. Как слышите? Слышим вас отлично, продолжайте полет. Полет продолжаю хорошо. Перегрузки растут, медленное вращение, все переносится хорошо, перегрузки небольшие, самочувствие отличное. В иллюминаторе «Взор» наблюдаю Землю: все больше закрывается облаками. Вас поняли, слышим отлично.
Произошло выключение второй ступени. Работает то, что нужно. Последний этап. Слышал включение, чувствую работу. Полет продолжается хорошо. Работает третья ступень. Работает телевидение. Все проходит хорошо. Вижу Землю.
Вижу горизонт во «Взоре». Горизонт несколько сдвинут к ногам. Слышу вас отлично. Самочувствие отличное, полет продолжается хорошо. Наблюдаю Землю, видимость хорошая, различить можно все, некоторое пространство покрыто кучевой облачностью, полет продолжается, все нормально. Вас понял, молодец! Связь отлично держите. Продолжайте в том же духе. Все работает отлично, все отлично работает.
Идем дальше. Слышу вас очень слабо, настроение бодрое, самочувствие хорошее, продолжаю полет, все идет хорошо, машина работает нормально. Вот сейчас Земля покрывается все больше облачностью. Кучевая облачность покрывается слоисто-дождевой облачностью. Такая пленка над Землей, даже земной поверхности практически становится не видно. Да, вот сейчас открыло складки гор, леса... Как ваше самочувствие? Самочувствие отличное, продолжаю полет. Машина работает отлично.
В иллюминаторы наблюдаю Землю, небо, горизонт. Полет проходит нормально. Как поняли меня? Поняли вас. Произошло разделение, наступило состояние невесомости. В баллонах ТДУ-320 атмосфер. Настроение бодрое. Чувствую, не чувствую — наблюдаю некоторое вращение корабля вокруг осей. Сейчас Земля ушла из иллюминатора «Взор».
Чувство невесомости благоприятно влияет. Никаких таких не вызывает явлений. Вот сейчас через иллюминатор «Взор» проходит Солнце, немножко резковат его свет. Вот Солнце уходит из зеркала. Небо, небо черное, черное небо, но звезд на небе не видно. Может, мешает освещение. Переключаю освещение на рабочее. Мешает свет телевидения. Из-за него не видно ничего.
Как меня слышите? Вас понял, слышу вас удовлетворительно. Произошло разделение с носителем в 9 часов 18 минут 07 секунд согласно заданию. Включился «Спуск-1». Подвижный индекс ПКРС движется ко второму положению. Все окошки ПКРС горят. Параметры кабины: давление — единица, влажность — 65. Температура — 20 градусов. Давление в отсеке — единица.
В ручной системе — 155. В первой автоматической — 155, второй автоматической — 157. В баллоне ТДУ — 320 атмосфер. Чувство невесомости переносится хорошо, приятно.
Испытатель парашютных систем В. Галайда, который в этот день из-за плохой погоды был вынужден прекратить прыжки в районе г. Киржач, вспоминает, что после снижения до высоты 2000 м самолет резко изменил курс и полетел в сторону, противоположную аэродрому. Иными словами, после доклада о выполнении полетного задания и дальнейшего полета в сторону аэродрома самолет пролетел не менее 34 км в совершенно противоположную сторону. Как установила комиссия, с момента доклада до катастрофы прошло около одной минуты. Что-то не стыкуется… А что, если пойти в обратную сторону? Из этого следует, что имеющаяся радиолокационная проводка самолета Гагарина-Серегина при полете за границей зоны, по всей вероятности, и принадлежит этому самолету, хотя в дальнейшем ее объявили проводкой другого самолета. Текущим и наиболее ранним временем катастрофы следует считать время последнего радиообмена 10 час 30 мин плюс 3 мин. Тогда этого времени становится достаточным, чтобы выполнять произвольные фигуры, включая бреющий полет, горки и пикирования. Интересно и другое. Приняв за истину эту самую минуту, придется сразу принять версию комиссии и других многочисленных исследователей — что-то внезапно случилось, и самолет потерял управление. Между тем, посмотрев на схему зон пилотирования, которую приводит профессор С. Белоцерковский, можно заметить, что на ней нет четких границ этих зон. В этой связи нельзя обойти вниманием данные, приведенные в книге Б. Мурасова "Убийство космонавта Юрия Гагарина", где проблеме расположения зон пилотирования уделено достаточно серьезное внимание. Хотя при этом нельзя не отметить, что сама версия автора об убийстве так же далека от истины, как и подавляющее большинство других версий, придуманных за годы, прошедшие с момента катастрофы. И никому не интересно. Почему — понятно. Если место падения располагается в пределах этой зоны, ее границы легко разрешается нанести на любую схему. Да еще и в сторону, противоположную аэродрому, куда самолету лететь никак не меньше 3 минут? Чтобы просто запутать дело. Передвинуть на другое место деревню Новоселово, конечно, непросто. Куда проще переместить границы зоны или просто их не указывать — так, чтобы никто не мог сопоставить их с местом падения или усомниться, что самолет упал в строго "заданном" месте. Сказано — сделано. Результат легко увидеть на схеме профессора С. Белоцерковского, где вообще понять расположение зон весьма затруднительно. Между тем, имеется достоверное свидетельство генерала Г. Н - высота полета в метрах, Д - относительное удаление от самолета "625" в километрах. Береговой прямо указывает, что в схеме, используемой С. Белоцерковским, допущена существенная неточность в расположении зон пилотирования. Так, согласно Г. Береговому, в схеме, вероятно, взятой С. Однако Г. Береговой приводит совсем другую схему, где зоны расположены в направлении от аэродрома — одна за другой. Кроме того, Г. Береговой отмечает явное несоответствие схемы С. Белоцерковского с принципами организации полетов в указанных зонах. Если допустить расположение зон согласно С. А потому такая схема расположения зон не могла иметь места в действительности, поскольку она противоречит принципам безопасности полетов. Кроме того, даже на "официальной" схеме хорошо видно направление полета самолета 614, что входит в полное противоречие с этой схемой, но полностью подтверждает схему Г. Интересно, почему десятки и сотни "исследователей" предпочли "не заметить" это очевидное несоответствие? Трудно сказать, кому понадобилось "подменять" схему расположения зон, но она очень хорошо "вписалась" в штопорную версию катастрофы, согласно которой самолет мог попасть в спутную струю от другого самолета. И этот другой самолет — вот он, якобы делал пилотаж в зоне рядом с самолетом 625, и "подвинуть" его на схеме можно куда угодно. Но заметьте — о переговорах экипажа самолета 614 с руководителем полетов никто не сказал ни слова, хотя они многое могли бы прояснить. Очевидно, такие данные пошли бы уже вразрез с "разрешенной" версией, что никак нельзя было допустить. Поэтому пришлось о самолете 614 "забыть" и "придумать" другой Су-11, Су-15 и т. Как будто кто-то невидимой рукой подталкивал профессора С. Белоцерковского к "правильным" выводам… Тем не менее, опираясь на данные генералов Н. Каманина и Г.
Всего полётов Х-15 было 13, но международно признанными космическими стали только два. Вот ради этой статистики США и опустили космос. X-15 Самолёт летать в безвоздушном пространстве не может, ведь если не будет подъёмной силы, то он просто упадёт. Для сжигания топлива нужен кислород, а в космосе его нет. Американцы поднимались на Х-15 выше линии Кармана, но не всё, что имеет крылья, можно назвать самолётом. Тогда и «Буран», и «Шаттл» — тоже самолёты. Двойное назначение Х-15 сбрасывали на высоте около 15 км с бомбардировщика В-52, затем он разгонялся при помощи двух ракетных двигателей с набором высоты, а после отключения двигателей летел по баллистической траектории, а затем приземлялся как обычный самолёт на высохшее солёное озеро. Ещё в 1954 году была поставлена задача создать носители ядерного оружия, способные достигать стран соцлагеря и при этом неуязвимые для любых систем ПВО. Способов это сделать виделось два — создание баллистических межконтинентальных ракет и гиперзвуковых ракетопланов, способных сбросить бомбу с недосягаемых для ПВО высот. Х-15 был удобной моделью для отработки технологий для Х-20 — пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика. X-20 В декабре 1966 года проект был закрыт в самом начале постройки первого Х-20, а через два года потерпел крушение третий из Х-15. Закрытие обоих проектов было связано с прогрессом ракетостроения и заключением в 1967 году Договора о космосе, запрещавшем размещать в космическом пространстве любое оружие массового поражения. Боевая работа МиГ-31 Вернёмся к нашему уникальному высотному сверхзвуковому истребителю-перехватчику МиГ-31. Если за плечами у МиГ-25 внушительный боевой опыт на Ближнем Востоке и в Африке, то МиГ-31 до недавних пор пускал ракеты только на учениях. На вооружении он только у России и Казахстана, поэтому конфликтов уровня, соответствующего его назначению, не было. С февраля 2022 года активно участвует в СВО, чаще всего в роли самолёта информационной поддержки, но может и запускать "Кинжалы".
Однако лежавший в гробу седой старец с бородой, как на иконах, священником не был. Всю жизнь он посвятил работе в отечественном космическом проекте и был свидетелем и деятельным участником самых первых его шагов. Именно он рассчитал местоположение космодрома Байконур, он рассчитывал траектории советских космических ракет: и первого, и других спутников, и «Востока» с Юрием Гагариным на борту, и полетов автоматических станций на Луну, Венеру и Марс. Казалось очень несправедливым, что о таком деятельном и важном участнике самых первых в мире космических запусков, по сути, никто ничего не знает. А ведь он не только участвовал в самых первых наших космических запусках, но затем целые десятилетия отвечал за правильность траекторий всех советских космических ракет. Но собрать материалы оказалось очень нелегко, в том числе из-за полной секретности его работы и, отчасти, из-за его скромности. Важнейшие вехи биографии помогли восстановить рассказы его близких и сохраненные ими записки Аркадия Найшуля о своей работе. Аркадий Найшуль родился в Москве в 1920 году. В школе увлекся математикой, ходил в кружки, поступил на механико-математический факультет МГУ и с началом Великой Отечественной войны вместе с институтом эвакуировался из Москвы. В 1942-м, когда немцы дошли до Сталинграда, решил для себя: если фашисты победят, то лучше погибнуть, сражаясь с ними, чем умереть в лагере, и пошел добровольцем на фронт. Определили шофером в авточасть, которая подвозила на передовую артиллерийские боеприпасы. Одно попадание могло разнести его машину на атомы. Напарники говорили: «Давай уже разгрузим, а то дальше осколки летают, один осколок — и взорвемся», а он: «Нет, давайте уж доедем до передка». Бог его хранил, Аркадий прошел всю войну без единого ранения. О войне он рассказывал только самым близким. Большинство из его родственников, с которыми удалось поговорить, вообще не знали, что он воевал, и тем более, что был награжден. Не такой он был человек. Из приказа о награждении медалью «За боевые заслуги». За свою жизнь Аркадий Найшуль получил много наград, но больше всего ценил скромную медаль «За взятие Берлина» — память о встреченной в фашистском логове Победе и особую награду Академии наук СССР — «За запуск первого в мире искусственного спутника Земли». Как появился Байконур Даже для родственников и близких друзей Аркадий долгие годы оставался скромным человеком, который «работает где-то там». Все знали, что он занят чем-то в оборонной и космической сфере, но в детали не вдавались. Не принято было. Работа «где-то там», коротко говоря, заключалась в расчетах траекторий космических и баллистических ракет, но, поскольку эти ракеты создавались и запускались впервые в мире, она включала в себя решение огромного количества неожиданных и парадоксальных практических задач, которые жизнь задавала первым ракетчикам практически ежедневно. В 1950-х годах в Советском Союзе под руководством Сергея Королева разрабатывалась баллистическая ракета Р-7. На ней были установлены две системы управления: автономная и радиотехническая. Вторая система управления требовалась, потому что первая система в те годы не гарантировала точности выведения на заданную орбиту. Созданием радиотехнической системы занимался главный конструктор Борис Коноплев, а затем — Михаил Рязанский. Аркадий Найшуль был у них начальником лаборатории. В небольшой заметке «Как мы выбирали расположение космодрома Байконур» Аркадий Найшуль, уже будучи на пенсии, рассказал, что выбор Байконура был, в частности, обусловлен именно особенностями радиоуправления «семерки». Радиотехническая аппаратура стояла на ракете, для передачи команд требовалось создать два наземных пункта управления, удаленных друг от друга на расстояние в 500 км. Была поставлена задача — найти оптимальную точку старта и расположение основного и вспомогательного пунктов радиоуправления. Искать точку нужно было в Казахстане, лучше всего подходившем для ракетной программы в силу огромных безлюдных территорий и удаленности от стран НАТО. Найшуль вспоминал: «Работу я проводил вместе со своим заместителем Надеждой Николаевной Ананьевой. В Большом географическом атласе мы взяли карту Казахстана. Затем в масштабе карты из плотной бумаги вырезали равнобедренный треугольник, основание которого равнялось расстоянию между основным и зеркальным пунктами радиоуправления. Высота треугольника, то есть расстояние от пунктов радиоуправления до конца активного участка, выбиралась из условия наивысшей точности попадания.
Гагарин уставал от путешествий и без полетов набрал 10 кг. И очень любил баскетбол
- Идеальный полёт?
- Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?
- "Поехали!" Он был первым
- Место приземления Гагарина
- Гагарин и цензура
- Политехнический музей - Медиа - Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?
Сколько длился полет Гагарина? Подробности космического полета Гагарина
Последний полет Гагарина | 62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. |
Первый космонавт планеты. Подлинная хроника исторического полета Гагарина | Аргументы и Факты | К 50-летию полёта Гагарина, в 2011 году, данные рассекретили — весь мир узнал, что полёт продолжался 106 минут, как и было указано в полётном задании. |
Место приземления Гагарина
Получается явное противоречие: нам рассказывали, что полёт Гагарина прошёл штатно и в заданном районе, но при этом оказывается, что приземлился он внештатно. С определенной высоты необходимая скорость превышает ту, что требуется для полета по круговой орбите. Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист. Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Зная это Гагарин, не меняя режимов полёта, проткнул облачность, выскочив из неё на высоте 900 м над деревнями Малые и Большие Горки на курсе 220.
Полет Гагарина сопровождала серия ошибок и неожиданностей
На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Энгельс, где ему вручили поздравительную телеграмму от Н. Первого космонавта планеты сделали национальным героем. Он получил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, орден Ленина, а также множество других в том числе зарубежных наград. Его изображение было размещено на различных предметах, от почтовых марок до плакатов и значков. Гагарина Гагарин был приглашен на встречи со многими лидерами мира , включая королеву Великобритании Елизавету II.
Однако визит в США у первого космонавта не заладился — сказывались напряженные отношения между державами в преддверии встречи Хрущева и Кеннеди в Вене , которая в итоге не разрядила обстановку. Гагарин и В. В ответ США начали активно развивать свою космическую программу, что привело к созданию программы «Аполлон» и высадке на Луну.
Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Встреча на земле Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс.
Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенан т Агальцов и группа журналистов.
В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города.
Мемориальный комплекс «Гагаринское поле» Комплекс не большой Из воспоминаний Юрия Гагарина о посадке и своих первых минутах на Земле: «Высота полета все время уменьшалась.
Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. Случилось, как в хорошем романе. Мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете». Первый космонавт мог приводниться в Волгу, которая на тот момент была заполнена льдинами.
Но хорошая парашютная подготовка выручила его: управляя стропами парашюта, он ушел от водной глади, и стал приземляться в двух километрах от берега. Упав на землю и погасив парашют, Гагарин крепко прижался к земле. Гагаринская кабина приземлилась в 4 километрах от села Узморье. Космический аппарат Для обычных деревенских жителей странный силуэт в скафандре был большим удивлением.
Из воспоминаний Юрия Гагарина: «Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой и стоявшего возле пятнистого теленка, с любопытством наблюдавших за мной, — вспоминал Гагарин. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал.
Ничего подобного они еще не видели. Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой — первые люди, которых я встретил на Земле после полета. Затем подбежали механизаторы, работавшие неподалеку. Вскоре прибыла группа солдат с офицером, проезжавших на грузовиках по шоссе.
Они обнимали меня, жали руки. Кто-то из них назвал меня майором. Тут за мной прилетел вертолет со специалистами из группы встречи и спортивными комиссарами. Я направился на командный пункт этой группы для того, чтобы обо всем доложить Москве».
Юрий Гагарин в окружении первых свидетелей сразу после приземления Записка Юрия Гагарина, написанная и подписанная им на клочке бумаги, после исторического полёта. У самого космонавта не было никакой связи с центром. В итоге, до сих пор идут споры о том, на поле какого колхоза приземлился Юрий Гагарин: терновского «Ленинский путь» или узморского имени Шевченко. Ещё одна версия утверждает, что настоящим местом был находящийся чуть севернее полигон у села Подгорное.
Капсула «Восток» Первая табличка на месте приземления капсулы Из воспоминаний Николая Айшапаxова в то время учащегося 5-го класса Терновской восьмилетней школы : «Услышав в небе взрыв, а потом увидев два огромных парашюта, мы сбежали с уроков и помчались встречать Гагарина.
В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта в первую очередь — Королёва и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток».
После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированном месте, а в Саратовской области, в 26 км от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.
Рекордсмен космической эры
«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. После 108 минут полета, Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области, близ города Энгельс. Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР.