Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Полёт ю. а. Гагарина – первый полёт человека в космос – состоялся в. 1961 Гагарин в космос. — Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! Когда же Гагарин еще два раза повторил вопрос о подробностях полета, то есть о параметрах орбиты, он получил еще более уклончивый ответ: «Повтори, не слышно». Высота полёта всё время уменьшалась.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют, и возле него лежит черный, обгорелый шар.
Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс.
Дальше вижу, идет речушка-овраг. Слева за оврагом домик. Вижу, какая-то женщина теленка пасет, думаю, сейчас я, наверное, угожу в тот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню.
Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться: в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься. Перед землей, примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7.
Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Приземление было очень мягкое. Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления.
Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — все цело. Значит, жив, здоров.
Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать.
Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон.
Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса.
Здесь по сигналу барореле ввелся основной парашют площадью 82,5 м2. Одновременно произошел сход пилота с кресла, за которым последовало отделение контейнера с носимым аварийным запасом НАЗ массой 43 кг. Последний должен был зависнуть в 15 метрах ниже Гагарина, но оторвался и упал. В случае приводнения ему пришлось бы туго… Парашютный кислородный прибор работал, обеспечивая приток воздушной смеси. Однако на спуске космонавт с трудом открыл клапан дыхания, провозившись с ним минут шесть.
На высоте 3000 м в соответствии с логикой работы системы спасения был дополнительно введен запасной спасательный парашют пилота площадью 54 м2. Таким образом, Ю. Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 м его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления. В действительности сильный ветер северо-западного в приземном слое — западного направления очень помог Гагарину: он отнес его от точки катапультирования, которое произошло над весенним разливом Волги, на сушу.
На месте посадки Юрия Гагарина, восточнее деревни Смеловка Энгельсского района, примерно в 4 км от современного берега Волги, в 1965 г. Таким образом, продолжительность полета Ю. Гагарина составила 106 минут, а посадка произошла с недолетом 180 км от расчетной точки. В Предварительном отчете зафиксировано, что отклонение точки приземления от расчетной лежало в пределах возможного рассеяния. В 12:22 по радио было объявлено, что в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.
Устинов, К. Руднев, М. Захаров и М. Гагариным во время полета на корабле «Восток»: — по продолжительности полета — 108 мин; — по максимальной высоте полета — 327 км; — по массе, поднятой на высоту, превышающую 100 км, — 4725 кг.
Стартовал Гагарин с космодрома Байконур с координатами 63 градуса 18 минут восточной долготы, а приземлился в районе города Энгельс с координатами 46 градусов 7 минут восточной долготы. Делаем простой арифметический расчет, и получаем недолет в 17 градусов 11 минут. Даже кругосветного путешествия вокруг Земли не получается. Если мерять расстояние по земле в километрах, с учетом широты места, то получается очень большая цифра недолета - около 1300 километров. Если же измерять время и расстояние по орбите полета вокруг Земли, то получаются еще большие цифры. Нужно ведь еще дополнительно учесть высоту полета, и вычесть время, необходимые для выхода на орбиту, и для схода с орбиты. А это уже время порядка 30-ти минут. Если весь полет длился 108 минут, то для полета по орбите остается менее 78 минут.
В ответ Елизавета II заметила, что и сама не знает, что к чему, — просто лакеи каждый раз подают необходимый столовый прибор. И чтобы избавиться от неловкости, предложила всем есть тем, чем привыкли и чем удобно, взяла простую ложку и вместе с Гагариным начала есть ею паштет из омаров. Когда дело дошло до чаепития, Гагарину как и всем остальным подали чай с лимоном. Он его, естественно, выпил, достал ложечкой дольку лимона и съел ее. Но если и в СССР, и в России это обычное дело, то при королевском дворе такой поступок — неслыханное нарушение этикета, всё равно что есть руками и вытирать их о скатерть. Королева нашла выход и из этой ситуации, сказав всем «пить чай по-гагарински», достала свой лимон из чашки и съела его. Слетела тесемка от носков После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. И эта деталь только добавила народной любви к космонавту. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге». Медаль «За освоение целинных земель» Казалось бы, где космонавтика и где полевые работы. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Дело в том, что из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда , а в Саратовской области, рядом с городом Энгельсом, в районе, который относился к целинным и залежным землям. Поэтому Гагарин, когда увидел в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считанные секунды. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полете. Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом. Стал пионером в 31 год До того как Гагарин сообщил об успешном приземлении, «неопознанный летающий объект» засекли зенитчики из части ПВО. Они не знали о космическом полете и решили сначала выяснить, что упало, а потом доложить начальству. Сперва они обнаружили капсулу, а потом и самого Гагарина они приземлились отдельно. Космонавт был уже в компании местных жителей. Вот как вспоминают эту встречу очевидцы. Но она сначала испугалась.
Он был и остается Первым человеком, побывавшим в космическом пространстве на космическом корабле. Но ведь нельзя закрывать глаза на некоторые, мало известные, факты об этом полете, и те более отбрасывать их. Во многих статьях в интернете, и в открытой печати утверждается, что Гагарин первым совершил орбитальный космический полет, выполнив один оборот вокруг Земли. Даже весьма уважаемая мной «Википедия», в своей статье о Гагарине написала « Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10. Гагарина вновь, описывая хронику первого полета, сообщает, что космический корабль «Восток» свершил один оборот вокруг Земли с посадкой в начале второго витка. На самом деле Гагарин на космическом корабле «Восток», благодаря первой космической скорости, вышел на орбиту искусственного спутника Земли, то есть на орбиту вокруг Земли. Но оборот вокруг Земли он не завершил. Простая арифметика.
Цель полета
- Смотрите также
- МиГи отправились в космос
- Восток-1 — Википедия
- Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели
Почему разнятся данные о длительности полёта Гагарина?
С определенной высоты необходимая скорость превышает ту, что требуется для полета по круговой орбите. Поскольку о полёте и посадке Гагарина сообщили и по радио, и напрямую военным, то уже через несколько минут прибыли зенитчики с майором Ахмедом Гассиевым. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток).
Первый космонавт планеты. Подлинная хроника исторического полета Гагарина
Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. — Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! За это время полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» не только стал историей, но и отчасти превратился в миф: «все было хорошо». Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Зная это Гагарин, не меняя режимов полёта, проткнул облачность, выскочив из неё на высоте 900 м над деревнями Малые и Большие Горки на курсе 220.
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту до 200 километров , всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина дублёром назначили Германа Титова. А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля. Биография Гагарина до дня полёта Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов этот город сегодня называется Оренбург в местное авиационное училище.
Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.
Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали.
Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене. Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями.
Посмотреть их можно тут. Там есть рассекреченные и ранее неопубликованные документы о десяти первопроходцах космической эры. Ваша космическая Сваровская Эрнест Микитюк 14 июня 2021 А что такое космос? Время полета до минут...
Читать дальше Андрей Ларионов 25 августа 2021 Хорошо, так а смысл этой разницы в две минуты? Сомневаюсь, что кому-либо важна сама по себе разница в две минуты.
Причем первым должен был катапультироваться В. Серегин находившийся в задней кабине , что было психологически очень трудно, так как Ю. Гагарин мог уже просто не успеть покинуть самолет. Вряд ли Владимир Сергеевич мог пойти на такое… В итоге попыток катапультирования экипажем предпринято не было… В середине 1980-х годов известный ученый-аэродинамик Сергей Михайлович Белоцерковский на ЭВМ провел моделирование процесса падения самолета Ю. Гагарина и пришел к выводу, что всего за минуту самолет мог потерять около четырех километров высоты, только находясь в штопоре. Причем после выхода из облачности экипаж сумел вывести самолет из штопора, однако для вывода МиГ-15УТИ из пикирования им не хватило буквально 150—200 метров высоты, то есть 1—2 секунд… Но вот почему самолет сорвался в штопор — ясности нет до сих пор!
Версий произошедшего огромное количество. В этой публикации рассмотрены лишь три из них, наиболее на взгляд автора аргументированные и обоснованные. Такие версии, как «украли инопланетяне» или «сбили свои ракетчики ПВО» не берутся во внимание, как не имеющие никаких документальных подтверждений. Итак — три версии. Версия первая. Известный ученый в области летных исследований, бывший начальник ЛИИ Арсений Дмитриевич Миронов участвовал в расследовании катастрофы и делал рабочие заметки в своей записной книжке. Книжка небольшая — всего 80 страниц, записи в ней датированы 2—17 апреля 1968 года. Спустя много лет А.
Миронов вновь вернулся к этой теме и с помощью своих записей почти полувековой давности выдвинул следующую версию. По его мнению, причиной произошедшего стала плохая организация полетов в тот день, что привело к наложению неблагоприятных обстоятельств одно на другое и в итоге — к опасному сближению самолетов в воздухе и катастрофе. Вот лишь некоторые из отмеченных А. Мироновым упущений в организации полетов: Данные метеорологической обстановки были сообщены экипажу самолета по радио, так как самолет-разведчик погоды приземлился всего за 1 минуту до вылета Ю. Гагарина вместо положенных 30—50 минут. Несмотря на усложненные метеорологические условия, требующие применения всех радиотехнических средств аэродрома Чкаловский, последние полностью не были использованы, единственный наземный радиолокационный высотомер ПРВ-10 был неисправен с ноября 1967 года. Это привело к тому, что руководство полетами не имело возможности получать все необходимые данные о положении самолетов в воздухе. Нарушалась очередность вылета самолетов.
Через 1 минуту после вылета Ю. Устенко и майором В. Через 3 минуты после вылета Ю. Гагарина планировался вылет капитана Хмеля на МиГ-17 для проверки этого самолета перед самостоятельным вылетом на нем Ю. Андреев, вылет которого планировался позже; Самолет Ю. Гагарина, покидая свою зону полетов с курсом 320, неизбежно должен был пересечь соседнюю зону полетов, в которой в это время находился самолет В. По этой и вышеназванным причинам самолеты Ю. Гагарина и В.
Андреева в облаках могли сблизиться на недопустимо близкое расстояние. Последовал резкий отворот в сторону и срыв в штопор… Аналогичную версию событий озвучил в своих мемуарах и Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко, служивший в 1968 году в Службе безопасности полетов ВВС и тоже имевший отношение к расследованию катастрофы. Миронов особо отмечал, что через полминуты после последнего сообщения Ю. Гагарина в эфире было слышно чье-то сообщение взволнованным голосом: «Высота — две тысячи». Кто произнес эти слова, так и осталось невыясненным. Еще интересный момент, на который обращал внимание Арсений Дмитриевич. Проводка самолета Ю. Гагарина локаторами продолжалась до 10 часов 43 минут.
Это говорит о том, что за отметку самолета Гагарина приняли отметку другого самолета, пролетавшего совсем рядом с ним! Которым, по всей вероятности, был самолет майора Валентина Михайловича Андреева. Однако на комиссии В. Андреев уверенно отвечал, что никакого другого самолета во время полета он не видел… Версия два.
Насколько советская программа была засекречена, настолько американская открыта. О всех предстоящих запусках пресса сообщала задолго до их реализации. Помимо этого и советская разведка отслеживала все события, опасаясь дезинформации. Однако ещё в декабре 1960г положение было плачевным - погибли оба КК "Восток". И лишь 9. После этого шансов у США опередить хотя бы в суборбитальном полёте не было - Королёв бы не позволил.
Но старт Шепарда был отложен на конец апреля и 25. Королёв готовил полёт Гагарина тщательно - понимал его значение для истории да и для себя тоже. Мишин главный заместитель Королёва говорил, что в случае неудачи с Гагариным убрали бы в тень всю "контору". Не таким уж незаменимым человеком был Сергей Павлович. Конкуренты были сильные - Янгель и Челомей. Этап 3. В принципе не такой уж фантастический вариант. Будь в мире поменьше границ, такой полёт вполне мог предварять привычный нам полёт с торможением для схода с орбиты. Ещё в 50-х годах К. Эрике проектировал свои "пилотируемые сателлоиды".
Они должны были выводиться на очень низкую орбиту - высотой 115 км без всяких заумных систем для схода с неё. Наоборот, двигатель "сателлоида" работает непрерывно, компенсируя торможение атмосферой Эрике даже подсчитал - 1кг топлива на 3570 км полёта. При выключении двигателя атмосфера неизбежно принимает путешествинников. Однако тогда ещё не знали про неоднородность плотности атмосферы. ТДУ, системы ориентации и стабилизации КК в первых полётах были очень капризны. В 1960г 2 из 4-х КК "Восток" погибли именно при сходе с орбиты. Поэтому все КК "Восток" и "Меркурий" рассчитывались с учётом возможного отказа системы схода. Поэтому и высоту орбиты старались сделать поменьше. И надо же такому случиться, что только Гагарин взлетел выше трёхсот километров! Конечно, с этой орбиты КК сошёл бы всё равно, но спустя месяц минимум - 15 дней.
Воздуха на "Востоке" хватило бы всего на неделю.
«Только бы слетал и вернулся живым!»: как Юрий Гагарин побывал в космосе и что было после
После 108 минут полета, Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области, близ города Энгельс. Полет, в который входили подъем на высоту 327 километров, выполнение одного оборота вокруг Земли и спуск в назначенное место, длился 108 минут. Биография Гагарина до дня полёта.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
По их мнению, после завершение задания в зоне Ю. Гагарин для выхода на курс 320 совершил переворот обратный иммельман , то есть полубочку с нисходящей полупетлей с выводом на обратный курс. В момент выполнения этой фигуры сложного пилотажа самолет вошел в облака, что могло вызвать затруднения в пилотировании по приборам у Ю. Гагарина был очень большой перерыв в полетах в сложных метеоусловиях. Нужно особо отметить, что на самолете МиГ-15УТИ был установлен авиагоризонт АГИ-1, имевший так называемую «прямую индикацию», при которой силуэт самолета неподвижен, а линия горизонта подвижна. Именно об этом приборе заместитель Главкома ВВС по безопасности полетов, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Петр Васильевич Базанов писал в журнале «Авиация и космонавтика» в 1977 году: «На сфере авиагоризонта АГИ-1 земля, обозначенная коричневым цветом, находится сверху, а голубой цвет небо — снизу. Такое расположение земли и неба в корне противоречит врожденным понятиям человека о его положении в пространстве». За время эксплуатации АГИ-1 имели место тысячи! По этой причине все современные самолеты оснащаются авиагоризонтами с обратной индикацией.
По мнению вышеназванных летчиков-испытателей, Ю. Гагарин, пилотируя в облаках самолет по приборам, совершил ошибку, в результате которой самолет сорвался в штопор. Но нельзя сбрасывать со счетов и третью версию. Это означает, что через кран кабина напрямую сообщалась с атмосферой, то есть была негерметичной. На основании этого факта И. Кузнецов сделал вывод о том, что, обнаружив разгерметизацию кабины уже во время выполнения пилотажа, летчики немедленно прекратили задание и начали экстренное снижение, во время которого оба потеряли сознание из-за перепада давления. Бардин развил этот тезис, обращая внимание на серьезнейшую травму головы Ю. Гагарина в 1962 году с проломом лобной кости , которая в условиях гипоксии могла привести к потере сознания.
Бывший начальник Центра подготовки космонавтов Н. Коваленок в своих воспоминаниях утверждают, что у В. Серегина были серьезные проблемы с язвой желудка, которую он тщательно скрывал от врачей, но которая регулярно давала знать о себе в полетах. По их мнению, В. Серегин мог потерять сознание в полете из-за приступа язвы. В итоге возникла третья версия — потеря экипажем работоспособности возможно, кратковременная , которая привела к утере контроля за управлением самолетом и срыву в штопор. Какая из этих трех версий наиболее близка к реальным событиям, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Возможно, что на самом деле имел место некий симбиоз, то есть наложение событий из этих трех версий друг на друга… Особо хочется остановиться на активно тиражируемой центральными СМИ версии, выдвинутой летчиком-космонавтом А.
Версии, которая бросает незаслуженные обвинения в адрес летчиков-испытателей нашего города. Именно поэтому автор считает своим долгом подробно опровергнуть ее в данной публикации. В своих многочисленных интервью и мемуарах Алексей Архипович заявлял цитирую по книге А. Леонова «Время первых» М. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел — так часто делают, потом форсаж включил, и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверхзвуковой скорости прошел. Возмущенным потоком этот Су-15 учебный МиГ-15 перевернул, в глубокую спираль загнал. Сорок пять лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб, документы откройте». Все, как я сказал: несанкционированный самолет рядом со «спаркой» прошел, перевернул ее, а дальше меня попросили фамилию этого летчика-испытателя не называть… Он, кстати, жив.
Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал… Оказалось, что руководитель подготовки космонавтов Николай Петрович Каманин об этом знал, но когда письмо моих товарищей, которые мою версию подтверждали, к первому заместителю председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР Николаю Сергеевичу Строеву попало а он в 1954—1966 годах был начальником ЛИИ , тот распорядился: «Вопрос этот не поднимайте — погубите летчика. Он это неумышленно сделал». Вот что на самом деле произошло». Вот такая версия. Леонова — летчик-испытатель с аэродрома в Жуковском, которому в 2017 году было за 90 лет, и который в 1988 году стал Героем Советского Союза. И который уцелел благодаря заступничеству бывшего начальника ЛИИ Н. К сожалению, эту версию регулярно повторяют многочисленные СМИ.
Но давайте рассмотрим ее внимательнее… Первое.
X-15 Самолёт летать в безвоздушном пространстве не может, ведь если не будет подъёмной силы, то он просто упадёт. Для сжигания топлива нужен кислород, а в космосе его нет. Американцы поднимались на Х-15 выше линии Кармана, но не всё, что имеет крылья, можно назвать самолётом. Тогда и «Буран», и «Шаттл» — тоже самолёты. Двойное назначение Х-15 сбрасывали на высоте около 15 км с бомбардировщика В-52, затем он разгонялся при помощи двух ракетных двигателей с набором высоты, а после отключения двигателей летел по баллистической траектории, а затем приземлялся как обычный самолёт на высохшее солёное озеро. Ещё в 1954 году была поставлена задача создать носители ядерного оружия, способные достигать стран соцлагеря и при этом неуязвимые для любых систем ПВО. Способов это сделать виделось два — создание баллистических межконтинентальных ракет и гиперзвуковых ракетопланов, способных сбросить бомбу с недосягаемых для ПВО высот. Х-15 был удобной моделью для отработки технологий для Х-20 — пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика. X-20 В декабре 1966 года проект был закрыт в самом начале постройки первого Х-20, а через два года потерпел крушение третий из Х-15.
Закрытие обоих проектов было связано с прогрессом ракетостроения и заключением в 1967 году Договора о космосе, запрещавшем размещать в космическом пространстве любое оружие массового поражения. Боевая работа МиГ-31 Вернёмся к нашему уникальному высотному сверхзвуковому истребителю-перехватчику МиГ-31. Если за плечами у МиГ-25 внушительный боевой опыт на Ближнем Востоке и в Африке, то МиГ-31 до недавних пор пускал ракеты только на учениях. На вооружении он только у России и Казахстана, поэтому конфликтов уровня, соответствующего его назначению, не было. С февраля 2022 года активно участвует в СВО, чаще всего в роли самолёта информационной поддержки, но может и запускать "Кинжалы". МиГ-31БМ не только передаёт координаты обнаруженных целей наземным средствам ПВО и другим истребителям, но и ведёт выпущенные ими ракеты прямиком до цели. Таким образом, непревзойдённый перехватчик сохранил немало жизней пилотов и авиационной техники.
Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все.
Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют, и возле него лежит черный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления.
Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идет речушка-овраг. Слева за оврагом домик. Вижу, какая-то женщина теленка пасет, думаю, сейчас я, наверное, угожу в тот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола.
Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться: в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься. Перед землей, примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7. Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук».
Приземление было очень мягкое. Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — все цело. Значит, жив, здоров.
Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне.
Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса. Здесь по сигналу барореле ввелся основной парашют площадью 82,5 м2.
Одновременно произошел сход пилота с кресла, за которым последовало отделение контейнера с носимым аварийным запасом НАЗ массой 43 кг. Последний должен был зависнуть в 15 метрах ниже Гагарина, но оторвался и упал. В случае приводнения ему пришлось бы туго… Парашютный кислородный прибор работал, обеспечивая приток воздушной смеси. Однако на спуске космонавт с трудом открыл клапан дыхания, провозившись с ним минут шесть. На высоте 3000 м в соответствии с логикой работы системы спасения был дополнительно введен запасной спасательный парашют пилота площадью 54 м2. Таким образом, Ю. Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 м его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления.
В действительности сильный ветер северо-западного в приземном слое — западного направления очень помог Гагарину: он отнес его от точки катапультирования, которое произошло над весенним разливом Волги, на сушу. На месте посадки Юрия Гагарина, восточнее деревни Смеловка Энгельсского района, примерно в 4 км от современного берега Волги, в 1965 г. Таким образом, продолжительность полета Ю. Гагарина составила 106 минут, а посадка произошла с недолетом 180 км от расчетной точки. В Предварительном отчете зафиксировано, что отклонение точки приземления от расчетной лежало в пределах возможного рассеяния. В 12:22 по радио было объявлено, что в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Устинов, К. Руднев, М.
Первый космонавт. На космических стартах и финишах. Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт. Космическая одиссея.