Новости выборы в беларуси в 2024 дата

25 февраля 2024-го года состоялся первый в истории суверенной Беларуси единый день голосования. Единый день голосования в Беларуси пройдет 25 февраля 2024 года. Выборы в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва пройдут в единый день голосования — 25 февраля 2024 года. Единый день голосования – 25 февраля 2024 года.

Раскрыты сроки проведения выборов президента Белоруссии

Досрочное голосование пройдет с 20 по 24 февраля. Проголосовать можно будет с 12. Участки работают без перерыва на обед. Избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов ; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, а также городского или районного Совета депутатов ; в сельских населенных пунктах — минимум по 4 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, районного Совета депутатов, а также сельского или поселкового Совета депутатов.

Сколько бюллетеней получит избиратель на участке для голосования: В Минске — по два бюллетеня: — по выборам депутата Палаты представителей; — по выборам депутата Минского городского Совета депутатов. В областных и районных центрах — по три бюллетеня: — по выборам депутата Палаты представителей; — по выборам депутата областного Совета депутатов; — по выборам депутата городского или районного Совета депутатов.

А в сельской местности будут вручать по четыре бюллетеня: по выборам депутатов сельского, районного, областного советов и Палаты представителей. Измененный Избирательный кодекс 3 марта 2023 года вступил в силу обновленный Избирательный кодекс. В числе новаций — запрет на съемку заполненных бюллетеней для голосования, за границей не будут создаваться участки для голосования. Кроме того, появилась норма, в которой прописано, что одно и то же лицо может избираться президентом не более чем на два срока это норма приведена в соответствие с обновленной Конституцией. У кандидатов в президенты не может быть иностранного гражданства, карт поляка и других подобных документов.

Изменилась и возрастная планка — возраст для кандидатов увеличен до 40 лет, до 20 лет — срок «оседлости».

Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года.

Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов.

Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто. Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства.

И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти.

Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы.

При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент?

Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная.

Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали. То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается».

И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий.

Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас.

Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям.

Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем.

Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС. На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т.

На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами. При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит.

Значит пока что и такие сгодятся. Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо. Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам.

В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного. При этом некоторые отклонения действительно имели место быть. В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку.

Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем. А это уже можно расценить как агитацию в день выборов, да еще и непосредственно на избирательном участке. Представители тех самых «мерзопакостных НКО», если бы находились на избирательных участках, где имели место быть вышеуказанные незначительные нарушения, в былые годы сразу бы принялись строчить протоколы о нарушениях.

Но их нет, этих «мерзопакостных». Это и есть та самая новая реальность. Козни и реакция наших «беглых» Удивительно, но в отличие от довольно массированной кампании, направленной на срыв референдума-2022, в этот раз их активность была намного менее заметна. Да, они активно закупали рекламный траффик на Youtube, где размещали свои личные и групповые обращения к гражданам Беларуси, напоминая, что проживающие за рубежом белорусы теперь не смогут проголосовать.

Называли выборы «фарсом, имитацией и безвыборами», призывали 25 февраля не идти голосовать, а заняться, например, спортом за последнее довольно забавно агитировал висящий на турнике Анатолий Лебедько. В целом ничего нового. В основной день голосования оппоненты системы даже запустили онлайн-марафон на том же Youtube.

Единый день голосования пройдет в Беларуси 25 февраля, выборы в Совет Республики – 4 апреля

Установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото-и видеосъемки заполненного бюллетеня. С 9 по 19 февраля 2024 года комиссии станут вести прием граждан с 17. Для участков, расположенных в сельской местности, может быть установлен другой режим работы. Во всех случаях нужно учесть, что внести или исправить в списке избирателей информацию о себе можно до 24 февраля 2024 года. В Минске избиратели получат по 2 бюллетеня для выборов депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов. В областных центрах и райцентрах — 3 бюллетеня для выборов депутатов Палаты представителей, облсовета, а также горсовета или райсовета. Избиратели, проживающие в сельской местности, — по 4 бюллетеня для выборов депутатов в Палату представителей, облсовет, райсовет, а также сельский или поселковый Совет. Испорченный по каким-либо причинам бюллетень можно будет заменить только 1 раз.

По его сло вам, парти я работает на укрепление союза с Россией и в то же время выступает за независимость Белоруссии. Уверяю, он нас быстрее разорвет. Куда ему еще идти? В Европу? Мы видим, как там ждут сельскохозяйственную продукцию украинцев — блокируют границы. Молдова заявила, что ушла от России. И куда? В никуда! И белорусский бизнесмен все это знает», — объяснил лидер ЛДПБ. В нынешний парламент Белоруссии входят два представителя партии. Гайдукевич считает, что на предстоящих выборах д епутатские мандаты получат «несколько человек», усилив влияние ЛДПБ на законотворческую деятельность Национального собрания. Почему в Белоруссии нет «правых» партий В нынешней избирательной кампании не участвуют кандидаты от либеральной оппозиции. В народе ее представителей называют «беглыми», поскольку многие из них покинули страну после протестов 2020 года. По словам политолога Дзерманта, законодательство не позволяет прозападным депутатам, которые «получают иностранную денежную помощь», принимать участие в этих выборах. Если человек получает иностранные деньги на общественную деятельность или функционирование СМИ, то проходит проверка с целью установить, что это за деятельность: реальная защита лиц или все-таки политика.

Кандидаты В выборах участвуют все четыре зарегистрированные Минюстом политические партии. По данным ЦИК Белоруссии, для участия в выборах в Палату представителей выдвигались 298 кандидатов, из них 265 были зарегистрированы. По информации ЦИК, среди кандидатов в депутаты Палаты представителей 112 членов партии «Белая Русь», 33 члена Коммунистической партии Беларуси, 36 членов Либерально-демократической партии, а также 22 члена Республиканской партии труда и справедливости. Среди них 82 человека работают в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта, 50 — в государственных органах, еще 49 — в промышленности, транспорте и строительстве [12]. В единый день голосования были избраны 110 депутатов Палаты представителей и более 12,5 тысяч депутатов местных советов. Первая сессия Палаты представителей в новом составе была назначена на вторую половину марта [13]. Международная реакция После выборов президент России направил президенту Белоруссии телеграмму, в которой поздравил его с «уверенной победой белорусских патриотических сил».

Глава миссии СНГ Леонид Анфимов заметил , что данная структура с ее институтами «излишне фетишизируется». В конце концов, выборы мы в нашей стране проводим не для Европы, не для Америки. Мы их проводим для себя, для своего народа, - заключил он. В то же время председатель Совета Республики Наталья Кочанова накануне единого дня голосования заявила на встрече с группой международных наблюдателей от Парламентской Ассамблеи ОДКБ, что против Беларуси ведется грязная работа, а информационное пространство заполонили фейки и ложь про Беларусь. При этом она подчеркнула, что избирательная кампания в Палату представителей и местные Советы депутатов должна пройти честно, открыто и гласно. Что будет в Беларуси после выборов 2024, результаты выборов, выдвижение делегатов ВНС Не позднее 1 марта ЦИК объявит результаты единого дня голосования. С 12 по 31 марта пройдет кампания по выдвижению делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. Их избирают тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов - по 8 членов от каждой области и города Минска. С 1 по 10 апреля высшие органы общественных объединений должны провести заседания и определиться с делегатами ВНС.

Что изменится на выборах 2024 года? Рассказал председатель Центризбиркома

Глава ЦИК Белоруссии Игорь Карпенко назвал сроки президентских выборов в республике. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указы, которые определяют даты проведения выборов в нижнюю палату парламента и местные советы депутатов в один день голосования — 25 февраля 2024 года, а в верхнюю палату парламента — 4 апреля 2024 года. Дата и время выборов: когда пройдут главные голосования. Согласно предварительному графику, выборы президента Беларуси будут проводиться в ноябре 2024 года. Беларусь входит в активную фазу подготовки к проведению единого дня голосования. Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами. Выборы по новым правилам пройдут уже 24 февраля 2024-го года.

Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси

Власти готовятся к выборам в 2024 и 2025 годах. Эксперт: «Лукашенко совместит два поста и снова будет баллотироваться» 22. Источник фото По мнению Класковского, Лукашенко вряд ли будет делать ставку на преемника в 2025 году, если не возникнут серьезные проблемы со здоровьем. Минчане будут голосовать за предложенные кандидатуры в парламент и Минский городской совет депутатов. Жителям райцентров предложат проголосовать за парламентариев и за кандидатов в областной, районный и сельский советы им вручат четыре бюллютеня. Не позднее чем через 60 дней после единого дня голосования должно состояться собрание ВНС то есть крайний срок — 25 апреля 2024 года. Любая электоральная кампания — это встряска, стресс для страны, потому что политизируется общество. Никто не исключает сегодня вмешательства извне», — объяснил нововведения глава ЦИК.

Одно из главных нововведений — запрет фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Александр Класковский. Фото: ex-press. Как мы помним, к началу 2021 года Лукашенко удалось задушить протесты, он почувствовал себя уверенно, а процесс изменения Конституции уже был запущен. Было видно, что большого энтузиазма по этому поводу он не испытывает. Теперь власти доводят дело с Конституцией до конца, принимают целый веер законов, чтобы привести избирательную систему и прочие части своей системы в соответствии с новым основным законом», — объясняет эксперт. По его мнению, единый день голосования власти Беларуси скопировали у России.

Сделали это для того, чтобы было меньше волнений для номенклатуры и правящей элиты, если ее можно назвать элитой.

Единый день голосования — такого раньше не было? Палата представителей Национального собрания Беларуси выбирается раз в четыре года. Такой же срок отведен на полномочия депутатов местных Советов. И если раньше выборы в парламент и местные Советы проводились в разное время, то на этот раз впервые состоятся в один день — 25 февраля, что позволит значительно сэкономить расходы. Появление единого дня голосования стало возможным после внесения изменений в Конституцию. Как это будет выглядеть на практике? В Минске избиратель получит 2 бюллетеня — по выборам депутатов в Палату представителей и по выборам депутатов Минского городского Совета депутатов.

В регионах же избиратель получит 4 бюллетеня — по выборам депутатов в Палату представителей, областного Совета, районного Совета и своего поселкового, сельского Совета. В общей сложности белорусам предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей и порядка 12,5 тыс. Подготовка к выборам идет не первый день: уже сформированы избирательные округа, вскоре начнется процесс выдвижения кандидатов. Какие дополнительные требования появились к кандидатам? В феврале 2023 года был подписал закон «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь».

Об этом сообщила пресс-служба белорусского президента. Другим указом на 4 апреля 2024 года назначены выборы в Совет Республики Национального собрания. Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики местными советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами должно состояться не позднее 21 марта 2024 года. Центральной избирательной комиссии, государственным органам, иным организациям поручается принять меры по организации выборов, а правительству Белоруссии - обеспечить финансирование расходов на их подготовку и проведение за счет средств республиканского бюджета.

На пять лет определятся депутаты Палаты представителей Нацсобрания и региональных законодательных органов. Проголосовал и Александр Лукашенко. Он пришел на участок вместе с сыном. Журналистов интересовала и президентская кампания, в Белоруссии она в следующем году. Вопрос: В контексте нынешней избирательной кампании оппозиция начинает раскручивать тему, пойдете ли вы на следующие президентские выборы в следующем году?

Календарь выборов и референдумов

В единый день голосования 25 февраля 2024 года в Беларуси будут избраны: – 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; – 12 514 депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва (всех трех. Дата выборов президента Беларуси 2024. 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые пройдет единый день голосования, сообщили в программе. В 2024 году выборы в Беларуси также не обойдутся без нововведений, которые могут повлиять на процесс голосования и права избирателей.

Глава ЦИК рассказал, как и когда пройдет единый день голосования в Беларуси

О международных наблюдателях — Пока рано говорить о том, какое будет их количество и кто будет представлен. Скорее всего, представлены будут международные организации, участником которых является Республика Беларусь, отдельные страны в индивидуальном порядке, персонально какие-либо эксперты. Могу сказать, что международные наблюдатели в единый день голосования будут. О Концепции цифровизации избирательной системы — Концепция практически разработана, она станет своеобразной дорожной картой, которая определит, что мы будем делать, на что нацелены и какие цифровые новации станем внедрять в избирательный процесс. Это длительный процесс, требующий определенных и временных рамок, и финансовых затрат.

О защите работников избиркомов от экстремистов — В избирательной кампании участвуют около 70 тысяч активистов. Раньше информация обо всех этих гражданах, которые работают на общественных началах, выкладывалась в общий доступ, и это становилось почвой для организации разного рода буллинга, угроз и прочего. Теперь этого не будет, в законодательство соответствующая норма заложена.

Он хотел приветствовать всех белорусов, гостей страны и каждого, кто его услышит. Лукашенко отметил, что помимо важных светских праздников, таких как День Победы и День Независимости, существуют также духовные праздники — Рождество Христово и Пасха. Они закрепились в сердцах и умах людей на протяжении многих лет и не могут быть забыты.

Президент подчеркнул значение этих праздников для белорусов. Планы Александра Лукашенко на 2024 год Александр Лукашенко отметил, что прошедший год, а также все годы текущего пятилетия были непростыми. Однако, он считает, что Бог охранял их и помог им проходить эти периоды без нарушений. В связи с этим, президент призвал продолжать стремиться к миру и согласию. Лукашенко отметил, что переходят из Года мира и созидания в Год качества. Жизнь в Беларуси должна быть наполнена качеством и радостью для каждого через создание благоприятных условий.

Они же будут выполнять функции по выборам депутатов областных и Минского городского советов - это одна из новаций предстоящей электоральной кампании. С вступлением в силу указов о назначении выборов, которые накануне подписал глава государства, уполномоченные а это не только ЦИК, но и обе палаты парламента, МИД и Президент могут направлять приглашения для наблюдения за выборами иностранным миссиям. Ожидается, что это будет некий пул экспертов, которые привезут свой положительный опыт проведения выборов. Его дополнят и национальные наблюдатели. Игорь Карпенко, председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси: Изменились сроки аккредитации национальных наблюдателей.

Сегодня если ты намерен участвовать в наблюдении за выборами в той или иной комиссии, ты должен процесс аккредитации пройти до начала досрочного голосования.

Лукашенко, изначально отказывавшийся поддаваться давлению «Пока вы меня не убьёте, других выборов не будет», — заявил он [4] , 17 августа всё-таки сказал, что повторные выборы могут быть проведены, но только после референдума об изменении конституции [5]. В марте 2021 года стало известно, что новый Основной закон будет принят в январе-феврале 2022 года; соответственно выборы должны пройти в первой половине 2022 года [8] [9] [10] [11] впервые эта дата была озвучена ещё в сентябре 2020 года [12] [13]. Избирательная система[ править править код ] Согласно Конституции Республики Беларусь, президент страны избирается сроком на пять лет и вступает в должность после принесения присяги статья 81 Конституции. Президент вступает в должность на не более, чем 2 срока. Выборы президента назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента статья 81. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее десяти лет непосредственно перед выборами статья 80.

Лукашенко меняет власть в Белоруссии: что это значит для России, кто сбежал

4 апреля 2024 года пройдут выборы членов Совета Республики, затем — делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. В единый день голосования 25 февраля 2024 года в Беларуси будут избраны: – 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; – 12 514 депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва (всех трех. В документах указано, что единый день голосования в Беларуси состоится 25 февраля 2024 года.

Календарь выборов и референдумов

Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры. В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков.

Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов. Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года.

Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82. Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума.

Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции. Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство.

Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом.

В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах.

Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов. Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа.

С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем. Успех властей на референдуме 2022 года был достигнут из-за демобилизующей стратегии оппозиции, которая стремилась представить референдум как голосование за старую или новую конституцию. Кроме того, выборы 2020 года показали властям, насколько много у них противников среди граждан и, главное, среди работников государственного аппарата.

На выборах 2020 года в поддержку Виктора Бабарико, главного соперника Лукашенко, собрали 435 тысяч подписей 6. В его избирательной кампании работали бывшие чиновники, отставные сотрудники спецслужб, множество действующих чиновников подписывалось за него на выборах. На протестах был замечен даже бывший премьер-министр Беларуси.

Наконец, в сам день выборов на множестве участков инициатива Голос, признанная в Беларуси экстремистской, насчитала таких 197 члены комиссии не фальсифицировали результаты. Но зачистке подвергли не только партии, они даже не были первыми в списке на запрет. Силовикам был дан карт-бланш на очищение всех сфер от нелояльных.

Подписные листы за кандидатов, в отличие от бюллетеней, не уничтожались, а обрабатывались ; личности подписавшихся за альтернативных кандидатов устанавливали, а затем соответствующие списки нелояльных спускались в организации с требованием либо провести беседу, либо уволить нелояльных сотрудников. Тысячи человек лишились работы, а оставшиеся были запуганы. Нарратив про «пятую колонну» или «подплинтусных» активно распространяла пропаганда.

Государственные СМИ публиковали призывы доносить на нелояльных: «Сдай змагара. Сдай продажного бчб-шника. Избавь Родину-матушку от того, кто предал ее и продал, кто плюнул ей в лицо и оскорбил его».

Карпенко отметил, что уже напечатан список граждан, включая их персональные данные, чтобы продемонстрировать открытую систему, подобную демократическим государствам. Однако это привело к травле и давлению на этих людей. Списки стали объектом изучения различных специальных служб, включая недружественные государства.

Жителям райцентров предложат проголосовать за парламентариев и за кандидатов в областной, районный и сельский советы им вручат четыре бюллютеня. Не позднее чем через 60 дней после единого дня голосования должно состояться собрание ВНС то есть крайний срок — 25 апреля 2024 года. Любая электоральная кампания — это встряска, стресс для страны, потому что политизируется общество. Никто не исключает сегодня вмешательства извне», — объяснил нововведения глава ЦИК. Одно из главных нововведений — запрет фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня. Александр Класковский. Фото: ex-press.

Как мы помним, к началу 2021 года Лукашенко удалось задушить протесты, он почувствовал себя уверенно, а процесс изменения Конституции уже был запущен. Было видно, что большого энтузиазма по этому поводу он не испытывает. Теперь власти доводят дело с Конституцией до конца, принимают целый веер законов, чтобы привести избирательную систему и прочие части своей системы в соответствии с новым основным законом», — объясняет эксперт. По его мнению, единый день голосования власти Беларуси скопировали у России. Сделали это для того, чтобы было меньше волнений для номенклатуры и правящей элиты, если ее можно назвать элитой. А глава ЦИК Игорь Карпенко своим заявлением открыто признал, что суть демократии выборы, смена власти является для режима Лукашенко неприятностью, своего рода зубной болью, которую нужно минимизировать. Политизация общества воспринимается как минус. Тут можно вспомнить, что Лукашенко всегда настраивал свою вертикаль перед избирательными кампаниями словами «мы должны выстоять». Это было похоже на речь комиссара солдатам перед боем.

Далее предстоит сформировать участковые комиссии: выдвижение кандидатов в члены избиркомов пройдет до 19 января 2024 года включительно, а образование комиссий — не позднее 25 января. Добавим, что участки для голосования должны быть образованы не позднее 10 января, после чего отводится семь дней на публикацию в СМИ соответствующих решений с указанием границ каждого участка или перечня населенных пунктов, улиц, домов, входящих в границы участка, места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования. Правом выдвигать своих представителей в состав избирательных комиссий различного уровня наделены политические партии и другие общественные объединения, трудовые коллективы и группы избирателей в количестве не менее 10 человек. Они же могут присутствовать на заседании органа, образующего комиссию, в состав которой они выдвинули своих представителей. К слову, перед принятием решения об образовании комиссии будут обсуждаться деловые и личные качества претендентов на работу в ней, причем если число претендентов превышает предусмотренное количество членов избирательной комиссии, по каждой кандидатуре проводится персональное голосование. Претенденты Следующий важный этап избирательной кампании — выдвижение кандидатов в депутаты, где важно обратить внимание на процедуру регистрации инициативных групп, а также на новый порядок выдвижения путем сбора подписей для местных Советов. Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей осуществляется инициативной группой в количестве не менее 10 избирателей, а кандидата в депутаты местного Совета депутатов — от 3 до 10 избирателей. Необходимые документы для регистрации инициативной группы подаются не позднее 21 декабря. Сбор подписей для выдвижения проводится с 17 декабря по 15 января включительно. При этом претенденту на мандат Палаты представителей необходимо заручиться поддержкой не менее одной тысячи избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий