Вязники городской портал. В Вязниках простились с гвардии младшим сержантом, погибшем на Украине, а в поселке Лукново Вязниковского района в ближайшие дни похоронят гвардии рядового, не вернувшегося с боевого задания.
Вязник — родился в Вязниках Дзен канал автора
Кроме того, 28 июля в Вязниках состоится традиционный всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни — 45-й по счету. Страницы в категории «Родившиеся в Вязниках». Афиша Вязниковского района. В Вязниках соберутся известные поэты, композиторы и исполнители.
Известные люди родившиеся в Вязниковском районе
Парижской коммуны. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Семья была большая. Когда началась война, старших детей мобилизовали на трудовой фронт, а Аня с младшим братом помогала матери на ферме: пасла коров, заготавливала сено, убирала навоз и возила на поле. После войны Анна Николаевна пришла работать в инвалидную пошивочную артель, реорганизованную затем во Мстёрскую швейную фабрику. На этой фабрике прошла вся её трудовая жизнь, отмеченная медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Вместе с мужем Анна Николаевна воспитала сына.
У неё есть внук и два правнука.
Она с ухажёром легла в одной комнате с малолетними детьми. Старшие дети разместились в соседней комнате с дядей. Что произошло в комнате между новыми знакомыми, до сих пор неизвестно. Однако, по словам Дениса, никакого шума или ругани оттуда слышно не было. Утром 1 сентября брат проснулся и пошёл на кухню варить кофе.
Затем он постучал в комнату сестры, чтобы позвать её на завтрак. Марина не отозвалась. Когда Денис открыл дверь, сестра на кровати была одна и лежала в странной позе. Он подошёл ближе и ужаснулся: Марина была мертва. Денис сразу всё понял: нового ухажёра в доме нигде не было. Оперативники бросились искать Дмитрия.
Детей передали бабушке и бывшему мужу Марины. Полицейские полагают, что в комнате между Дмитрием и Мариной произошёл ключевой разговор. Возможно, она сказала, что больше не хочет дальнейших отношений, или ответила ухажёру отказом. Разъярённый преступник принялся её душить. Оперативники стали прочёсывать не только Вязники, но и соседние деревни. Благодаря помощи очевидцев полицейские выяснили, что похожего по описаниям мужчину видели в деревне Федурники.
Там в одном из заброшенных домов оперативники и нашли подозреваемого. Он был мёртв. Из его груди торчал огромный кухонный нож, который он прихватил из дома Марины. Несмотря на смерть главного подозреваемого, Следственный комитет возбудил уголовное дело об умышленном убийстве и будет его расследовать до конца. В первую очередь будут назначены различные экспертизы, в том числе посмертная психолого-психиатрическая. Деревня на две улицы расположилась у речки.
Все друг друга знают, особенно хорошо — семью Стрельцовых. Участковый обнаружил у него в доме незарегистрированный порох для охотничьего ружья. По иронии ружьё у Стрельцова отобрали из-за другого преступления. В 2016-м Стрельцов-старший ухитрился получить уголовное наказание по статье 264. Незадолго до этого его уже ловили пьяным за рулём, но он отделался административкой.
Струг — плоскодонное парусно-гребное с одной съёмной мачтой и используемым при попутном ветре прямым парусом судно, длиной от 20 до 45 метров и шириной от 4 до 10 метров. На нём имелось от 6 до 20 гребцов. Гребли обычно дружно, порой даже с песнями. Известно, что иногда речные струги для защиты от разбойников могли нести от одной до четырёх небольших пушек. Некоторые струги имели так называемый «чердак» — так тогда называлась каюта. Известно, что в Вязниковской слободе существовала струговая пристань, а позже, уже при Петре I, появилась и речная верфь. Вязниковская слобода в 1665 году Что же касается струга Дементия Иванова из Владимира, то на нём во время апрельского захода в Вязники находились 14 человек команды. Да и само судно, очевидно, было гружёным под завязку — с него взяли пошлину 3 рубля 57 копеек, большую по тем временам сумму. В августе он вновь оказался на своём струге у Вязников с 20 человеками на борту и заплатил пошлины 6 рублей 39 копеек. В сентябре Дементий Иванов на том же струге вновь оказался в Вязниках. На этот раз на его борту находились 26 человек, а пошлины с судна было взято 4 рубля 21 копейка. В четвёртый раз за одну навигацию всё тот же Дементий из Владимира прошёл на струге мимо Вязников в том же сентябре с 10 спутниками на борту и пошлины с него взяли 3 рубля 18 копеек. Рядовому солдату полков нового строя платили тогда месячное жалованье 90 копеек, капралу — 1 рубль 20 копеек, сержанту — 1 рубль 35 копеек, капитану — 7 рублей, майору — 14 рублей, полковнику — 45 рублей кстати, таких полковников тогда имелось всего лишь несколько в России. Таким образом, заплативший с апреля по сентябрь только одних мытных пошлин 17 рублей 35 копеек житель Владимира на Клязьме Дементий Иванов, очевидно, был богатым купцом с внушительными торговыми оборотами. Как свидетельствуют рассматриваемые документы, по Клязьме в тот год плавали жители Москвы и Нижнего Новгорода, Владимира и Волжского Городца, Гороховца, и даже почти сухопутного Суздаля, а также слободы Холуй — в ту пору крупного торгового центра со знаменитыми Холуйскими ярмарками, и даже далёких северных Великого Устюга и Соликамска. Помимо стругов там проходили просто гребные лодки, а также острожники — очевидно, ещё более мелкие суда. Иногда шли сразу два струга или две лодки одного владельца — мини-караваном. К примеру, в июле городчанин Тарас Кузьмин шёл на двух стругах, на которых в общей сложности насчитывалось 20 человек команды, а нижегородец Семён Яковлев в сентябре шёл сразу на двух лодках, имея на каждой по четыре гребца. Так же в июле плыл сразу на двух лодках Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря некий не названный по имени «неводчик» — мастер по плетению неводов — рыбачьих сетей. Видимо, вместе с суздальским монастырским «неводчиком» плыли и его подручные. В «Книге речных проходных пошлин» особо отмечалось, как именно плыли суда мимо Вязниковской слободы. В одних случаях указано, что они «шли», а в других — подчёркивалось, что на них «гребли». Очевидно, «шли» суда в основном под парусами. Примечательно, что среди «капитанов» речных судов было немало монахов и монастырских слуг. Так, в апреле 1645-го мимо Вязниковской слободы в лодке проследовали Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря «слуга» Михаил Петров с тремя гребцами и старец Тарасий Амвросиева Николаевского Дудина монастыря на Оке, в лодке которого было девять гребцов. В сентябре вверх по течению Клязьмы в лодке с шестью гребцами мимо Вязников прошёл «Володимерского Рождественого монастыря слуга Иван Федоров». Тогда же там проплыл на струге Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря старец Иона, перевозя приобретённую им рыбу для своей обители. Попадались среди проплывавших по Клязьме судовладельцев и иные колоритные личности. Например, шедший на струге нижегородец Григорий Свинопасов, или гороховецкий купец Михаил Ершов из старинного купеческого рода в бывшем доме Ершовых в Гороховце сегодня помещается местный музей , или обладатели необычных имён: «холуянин» — житель слободы Холуй Потеха Новоселов и нижегородец Нерон Григорьев. Примечательно, что Новоселов проплывал мимо Вязников в том году два раза: первый раз в июле — на лодке, а в сентябре — на струге. Особым видом товара, который провозили на судах по Клязьме, считалась каменная поваренная соль. Её везли с Каспия, с низовьев Волги. Соль тогда облагалась особой пошлиной, которую взимали на пристани той же Вязниковской слободы. Так, в 1645 году соль в стругах из Нижнего Новгорода по Клязьме везли нижегородец Пантелей Зотов, владимирец Григорий Автономов, суздальский посадский человек Осип Шишляков, богатейший устюжский купец член гостиной сотни тогда их насчитывалось всего 158 человек Никифор Фёдорович Ревякин он выстроил в Великом Устюге две каменные церкви — Михаило-Архангельскую и Вознесенскую , член гостиной сотни соликамский купец Иван Григорьевич Горохов на его струге было 14 гребцов , владимирский купец Дементий Иванов тот самый, струг которого четыре раза проплывал мимо Вязников. Ещё соль возили владимирец торговый человек Василий Обросимов по-видимому, это владимирский посадский человек Василий Обросимов Хмылов , а также приказчик владимирского купца гостиной сотни Андрея Денисовича Родионова. Нельзя не отметить, что именно Василий Хмылов и Андрей Родионов с братьями Патрикеем и Григорием, а также владимирский посадский человек Семён Сомов в 1649 году своим иждивением, в том числе, видимо, и на доходы от продажи соли, построили во Владимире каменную Успенскую церковь. Любопытно также, что в 1645-м перевоз через Клязьму на тракте из Вязниковской слободы в Шую был отдан на год на откуп жителю Городца Степану Солнцеву, причём новый год тогда начинался с сентября. А общее руководство над вязниковской таможней или, иначе говоря, мытной избой осуществлял нижегородский таможенный голова Пантелей Золотой, занимавший этот пост около трёх десятков лет. Правил он недолго и в истории оказался «в тени» своего знаменитого младшего брата Петра Великого. Возможно, именно поэтому даже специалисты обычно упоминают этого государя с указанием отчества — Фёдор Алексеевич, дабы пояснить, что речь идёт о старшем сыне и наследнике царя Алексея Михайловича, третьем монархе из Дома Романовых. Между тем во многом преобразования Петра I были начаты как раз при его забытом брате, а с Вязниковским краем Фёдор Алексеевич оказался связан теснее, чем любой из российских царей и императоров. Достаточно сказать, что за 6 лет пребывания на троне он посетил территорию нынешних Вязников как минимум дважды… Царь Фёдор Алексеевич Романов Царь, обходившийся без переводчика Царевич Фёдор, родившийся в июне 1661 года, изначально не считался наследником престола. Уже в юности Алексей Алексеевич обнаружил выдающиеся способности и собрал отличную по меркам XVII столетия библиотеку, в том числе на иностранных языках. Однако в 16-летнем возрасте царевич неожиданно скончался. Причина его смерти до сих пор остаётся загадкой. Так наследником стал следующий по старшинству брат Фёдор Алексеевич. Вскоре его отец тоже умер, и 15-летний подросток стал государем всея Руси. В нём удивительным образом сочеталось почитание традиций старой Московской Руси с пониманием необходимости перемен. Он едва ли не первым среди русских царей в совершенстве освоил иностранные языки, свободно изъяснялся и читал по-польски и по-латыни латынь тогда служила языком международного общения, каким сегодня является английский. Поляки, в сущности, всегда не любившие «московитов», были так очарованы новым русским самодержцем, что даже собирались избрать его… польским королём! Этим планам помешала лишь безвременная кончина царя Фёдора. Любитель театра и противник местничества Фёдор Алексеевич первым ввёл моду в России на бритые лица: при нём придворные на западный манер брили бороды, хотя прежде не иметь бороды считалось бесчестьем. Также впервые при Фёдоре III в Москве стали носить «немецкое платье» — камзолы и кафтаны западноевропейского образца. Юный царь любил театр, увлекался музыкой и пением. Он впервые повелел уничтожить разрядные книги: в них в течение столетий записывались все придворные и военные назначения, а дети и внуки стремились получить должности не ниже тех, на которых находились их предки. Обычай местничества считаться местами служил препятствием для сколько-нибудь разумной кадровой политики, так как далеко не всегда у выдающегося отца имеются столь же великие дети. Царь Фёдор решил проблему бесконечных тяжб просто: по его указу разрядные книги сожгли, уничтожив повод для споров, а назначения стали производить не «по отечеству», а «по годности». Фёдор III впервые провёл всероссийскую перепись населения и основал в Москве Типографскую школу, позже преобразованную в Славяно-греко-латинскую академию фактически первый столичный университет , в числе учеников которой, полвека спустя, оказался великий Ломоносов. В конце 1677-го, на втором году своего правления, он посетил Ярополч-Залесский, сделал тут остановку памятью о ней стал алмазный крест и напрестольное Евангелие с надписью: «Государь царь и великий князь Федор Алексеевич… городу Ярополчу в церковь Живоначальныя Троицы и собор Архистратига Михаила пожаловал сию книгу в 7186 году декабря в 6 день» и отправился оттуда дальше — в лесные дебри на реке Лух, левом притоке Клязьмы. Там в непролазной чаще находилась Успенская Флорищева пустынь, настоятель которой монах Иларион прославился духовными подвигами. Специально для царя в пределах нынешнего владимирского региона вязниковский воевода Иван Языков и гороховецкий воевода Пётр Лопухин построили первую междугородную трассу, так называемую «царскую дорогу», прямую, словно по линейке проведённую, протянувшуюся через вековые леса, куда прежде ни конному, ни пешему не было пути. Успенская Флорищева пустынь Гороховецкого уезда, которую дважды посетил царь Фёдор Алексеевич Впервые оказавшийся в подобном захолустье царь был поражён увиденным. Он проникся огромным уважением к подданным, живущим в провинции в непростых условиях, «в скудости и гладе». Государь, как мог, щедро одарил Залесские города, храмы и монастыри, а инока Илариона почитал выше многих тогдашних архиереев, сделав его своим духовником. Гороховецкий отшельник имел столь сильное влияние на царя, что когда тот собрался жениться, то невесту выбрал по совету старца Илариона. Однако счастливый поначалу брак оказался недолгим. Царица Агафья Семёновна урождённая Грушецкая родила царю долгожданного сына и наследника царевича Илью Фёдоровича, но умерла от послеродовой горячки. А вскоре скончался и новорождённый царевич. В конце 1681 года он повторно побывал в Ярополче, вновь проехал по «царской дороге» и прибыл во Флорищеву пустынь в сопровождении Патриарха Иоакима, где в его присутствии был освящён новый каменный собор. Правда, камень на него забрали из Ярополча, где стройматериалы на новую крепость поначалу заготовили, но потом было решено не строить новых укреплений. Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион Старец Иларион сумел утешить несчастного в личной жизни государя. Глубоко уважая подвижника, царь распорядился рукоположить его в архиепископы Суздальской епархии. Но архиепископом Иларион оставался всего три месяца. Фёдору Алексеевичу этого показалось мало, и он повелел, чтобы суздальского владыку возвели в сан митрополита, хотя прежде архиереи Суздаля подобной чести никогда не удостаивались. Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион сделался едва ли не самым влиятельным человеком в Русском государстве, но «русским Ришелье» не стал и своими возможностями воспользовался лишь для «выбивания» финансирования строительства каменного «кремля» в Суздале, которым туристы и паломники любуются до сих пор. В третий раз царь до Ярополча доехать не смог В начале 1682 года царь женился во второй раз. И здесь на выбор невесты повлиял митрополит Иларион. Новой царицей стала Марфа Матвеевна Апраксина из старинного боярского рода, представители которого имели большие имения во Владимирском и Суздальском уездах. Но царю Фёдору долгий век и счастливое супружество были не суждены. Он тяжело заболел, состояние государя постепенно ухудшалось. Последней дальней поездкой царя весной 1682-го стало посещение Суздаля. Визит монарха оказался настолько неожиданным для местных властей, что в порыве рвения на центральной суздальской улице даже сломали десятки лавок и «шалашей» — подобия нынешних ларьков, дабы расчистить проезд для царской свиты. До Ярополча молодой государь в третий раз уже не добрался — не хватило сил. Возвратившись в Москву, Фёдор Алексеевич слёг и уже не поднялся. Он скончался 7 мая 1682 года, немного не дожив до своего 21-летия, и был погребён в Архангельском соборе Московского Кремля рядом с могилами первой жены и сына. Начатое царём Фёдором преобразование России продолжил его младший брат Пётр, причём куда более радикальными методами. Он в Ярополче уже не бывал, а в Вязниковской слободе лишь заказывал полотно и пеньку для парусов и такелажа своего любимого детища — военного флота. Как Ярополч-Залесский был церковной столицей Сейчас уже почти лишь одни специалисты-историки помнят, что в течение полутора с лишним десятков лет город Ярополч — предтеча нынешних Вязников — являлся титулярным центром Владимирской епархии, второй церковной столицей наряду с Владимиром на Клязьме. С тех пор Владимирский край входил в митрополичью, патриаршую и синодальную область, а повторно самостоятельная владимирская архиерейская кафедра была воссоздана лишь при дочери Петра Великого императрице Елизавете Петровне. В начале марта нынешнего года исполняется 270 лет с тех пор, когда императрица Елизавета в 1744 году своим повелением объявила о восстановлении Владимирской епархии, а её вторым центром по традиции православные епархии имеют сразу два центра — главный и титульный был почему-то назван Арзамас — город нынешней Нижегородской области, который тогда также находился в ведении владимирского архиерея. Императрица Елизавета Петровна, сделавшая Ярополч второй церковной столицей С самого начала было решено, что первым епископом Владимирским и Арзамасским станет настоятель Рождественского монастыря во Владимире Платон Петрункевич , потомок малороссийского украинского дворянского рода, пользовавшийся славой прекрасного проповедника и опытного администратора. Однако больше проживавший в Петербурге, чем во Владимире, архимандрит Платон вовсе не спешил становиться епископом и уезжать из столицы. Только 21 марта 1748 года, спустя долгих четыре года, состоялась хиротония владыки Платона. Однако наречён он был епископом Владимирским и Яропольским, а не Владимирским и Арзамасским! То есть вторым центром епархии официально был признан город Ярополч-Залесский, в ту пору уже находившийся в явном упадке. Почему в качестве титульного второго центра Владимирской епархии вместо Арзамаса признали Ярополч, неизвестно до сих пор. Троицкий собор в Вязниках — памятник «столичному» статусу бывшего Ярополча Малороссийский генеральный хорунжий Николай Ханенко записал в своём дневнике об этой хиротонии: «В дворцовой большой церкве посвящен епископом в Владимер и Ярополч архимандрит рождественский володимерский Платон Петрункевич, а посвящал оного митрополит киевский, преосвященный Тимофей Щербацкий, с сослужащими с ним епископом псковским Симоном Тодорским, архиепископом С. В новом епархиальном центре Ярополче, который епископ Платон впервые посетил лишь в 1749 году, было запланировано строительство нового каменного собора. Однако его возведение долго откладывалось. Работы стартовали лишь в 1756-м — в последний год жизни владыки Платона — и были выполнены при его преемнике архиепископе Владимирском и Яропольском Антонии I царевиче Багратионе к 1761 году. Пятиглавый Троицкий собор с высокой шатровой колокольней на Ярополческой Мининой горе стал памятником Ярополчу-Залесскому — епархиальному центру. Местной церковной столицей Ярополч-Залесский оставался 16 лет. Однако в 1763 году к Владимирской и Яропольской епархии был присоединён Муром с округой, который ранее находился в ведении рязанских архиереев. В ту пору в Ярополче и Вязниковской слободе с округой насчитывалось 64 церкви, а в Муроме и его окрестностях — 138 храмов. Поэтому правившая тогда императрица Екатерина II сочла, что вторым центром епархии должен стать более крупный город с большим числом православных церквей. Соответственно был изменён и титул епископа Павла, который всего лишь год был Преосвященным Владимирским и Яропольским. Екатерина II повелела ему писаться епископом Владимирским и Муромским, указав, что так будет «именоваться пристойнее». Так завершился краткий период возвышения Ярополча-Залесского в качестве церковного центра, памятником чему до наших дней остаётся величественный Троицкий собор.
Что так решило руководство и вообще- так будет намного лучше. Онлайн-формат празднования победы,даже можно поменять свой аватар в соцсетях в этот день! Какая невиданная щедрость.
В зоне спецоперации погиб 36-летний боец из Вязниковского района
В 2023 году «Владимирэнерго» присоединил к сетям более 6 тысяч потребителей Снятый в Новосибирской области «Суворовец 1944» вышел в широкий прокат Стал известен график выездов мобильных комплексов во Владимирской области на май Вязниковские спасатели пришли на помощь любителю сплавов из Нижнего Новгорода Ria. City — новый бренд от федеральной интернет-платформы Russia24. City Города России — технологичный агрегатор региональных новостей России в адаптивном календарном формате на основе новейшей авторской информационно-поисковой системы SMI24.
Какая невиданная щедрость. Уже много лет в Вязниках,да и во всей стране,на 9 мая по городу проходит шествие "Бессмертного полка". Маленькие дети в школах, детских садиках знают-9 мая нужно пораньше встать, и быть ко времени на Советской Площади мы говорим о городе Вязники ,откуда пойдет шествие колонны. Оркестр, много-много людей, шарики, георгиевские ленточки...
Этого не будет? Детям забыть об этом дне?
Так и получила эта река название Жиздра. Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Памятник основателям города был установлен в Киеве в 1982 году. Официальное название монумента — «Парящая Лыбедь» Ещё? Пожалуйста: Хотьково, Ворскла, Коломна… Но, как сказано в «Словаре», все эти названия — не что иное, как топонимические анекдоты. Наукой здесь и не пахнет.
К такому анекдотическому объяснению можно присоединить и Вязники, когда начинают вспоминать «легенду» про князя Кия, зло правившего здесь когда-то. Когда он поехал на очередную охоту, то завяз в болоте. Жители этого населённого пункта какого — не говорят вышли на высокий берег Клязьмы и кричали: «Вязни, Кий, вязни, Кий, вязники…» Вот вам пример ещё одного топонимического анекдота. Мы не знаем, кто его автор, но точно знаем, когда он появился. Впервые о нём повествует в своей книге «Вязники» наш краевед, священник Константин Веселовский в 1871 году. Смальтовая мозаика «Князь Кий — основатель Киева» на станции метро «Золотые ворота» в Киеве Давайте попробуем доказать, что это не что иное, как лингвистико-топонимический анекдот. В легенде говорится о славянском князе Кие, правившем в наших местах в XIV веке. Но, позвольте, такого имени ни у славян, ни тем более у русских этого века не было.
Ссылаются на название города Киева, который, дескать, также образовался от имени князя. Учёные до сих пор ищут князя с таким именем. Не находят… Единственное, что удалось предположить, что на этом месте был перевоз через Днепр, и город мог быть назван по этому перевозу, ведь «кий» — это длинный шест, при помощи которого и двигался плот от одного берега к другому. В одной древней «бумаге» он перевоз и назван тем древним словом — «киев». Некоторым учёным очень хотелось всё объяснить с этимологической точки зрения. Они даже записали, что давно было такое мужское имя — Кий, и что по этому имени и назвали тот перевоз — Киев перевоз. К сожалению, точного объяснения до сих пор нет. И только «Словарь русских личных имён» под редакцией Н.
Петровского узаконил эту ошибку. Правда, там говорится уже не о длинном шесте, а о молоте? Предположим, что в то далёкое время полторы тысячи лет тому назад и жил человек с таким именем. Но в наших-то местах, когда людям при рождении в XIV веке уже давали только православные имена! Да и в те далёкие, но уже исторические времена на Руси не было ни одного князя с этим именем. Да и имена трёх князей, основателей Киева, — только легенда. Рыба моей мечты! Кадр из популярного видеоролика 2011 г.
Тот, кто создал «нашу» легенду, предполагал, что Вязники как населённый пункт уже существовали в XIV веке. Теперь мы точно знаем, что не было тогда никаких Вязников, как не было и не могло быть никакого князя русского с этим именем. Это всё народная выдумка, анекдот, как мы теперь скажем. Помню, как наш поэт Юрий Васильевич Мошков возмущался появлением этой «легенды», в которой нарушен всякий логический и языковой смысл. В Клязьме, в районе Вязников, водится много язей. Так, мол, и повелось — в язники да вязники, и получилось — Вязники». Однако даже Мошков не пошёл дальше этих разговоров, видя в этом полнейший абсурд. И печально, когда местные экскурсоводы до сих пор до недавнего времени рассказывают гостям эту «легенду» и остаются довольны тем, что нигде, кроме Вязников, нет подобной дури, и рады, что им верят.
Но уж если вы очень хотите «прославить» наш город, то, рассказывая эту «легенду», в заключение говорите, что она по красочности не уступает таким классическим примерам топонимических анекдотов, какими являются анекдоты про Яхрому, Хотьково или Кинешму. Но куда реже среди этих романтических, героических или зловещих персонажей встречается фигура боярина князя Фёдора Ивановича Мстиславского, которого историки по аналогии с английским графом Ричардом Невиллом Уориком — ярким деятелем времён войн Алой и Белой Розы — называли «делателем королей». Князь Мстиславский примечателен вдвойне, так как именно ему принадлежала Вязниковская слобода и множество окрестных сёл, включая село Минино в пределах нынешней городской черты Вязников, а также Воскресенский погост на Гоголевой горе на реке Тетрух, погост Преображенский, погост Успенский на Суворощи, Никологоры и Архидиаконский погост на Клязьме с десятками деревень. Фактически именно боярин Мстиславский являлся хозяином всей территории нынешних Вязников и значительной части его окрестностей. Мстиславский — последний князь Гедиминович из рода Мстиславских, один из руководителей думской аристократии, боярин Фёдор Иванович Мстиславский — потомок старинного княжеского рода, происходящего от великого князя Литовского Гедимина. С начала XVI века Мстиславские служили московским великим князьям, а потом и царям. Дед Ф. Мстиславского князь Фёдор Михайлович Мстиславский получил известность в качестве воеводы и дважды разбил татарские отряды.
До сих пор в Оружейной палате хранится его сабля. Сын последнего от брака с племянницей великого князя Василия III Иван Фёдорович был боярином царя Ивана Грозного и пользовался большим влиянием при дворе. Мстиславский в известной мере способствовал выдающейся карьере своего отпрыска, названного в честь деда-полководца Фёдором. Правда, князь Фёдор Иванович Мстиславский, как впоследствии оказалось, не столько перенял полководческие таланты своего деда, сколько стал непревзойдённым политическим интриганом. Сабля князя Фёдора Михайловича Мстиславского Уже в 27-летнем возрасте в 1577 году молодой князь Мстиславский стал боярином, что примерно соответствовало нынешнему министру. Тогда же он стал первым воеводой главнокомандующим при походе русского войска против Крымского ханства. Заслужить такое положение в столь молодых летах в ту пору было почти нереально. Однако так как род князей Мстиславских при Иване Грозном был признан самым знатным в России после царского, то Фёдор Иванович Мстиславский стал первенствующим членом Боярской думы, в которой заседали представители высшей аристократии, после своего отца, а после его кончины возглавил бояр-думцев.
Уже в 1598 году после смерти последнего царя из династии Рюриковичей Фёдора Ивановича, второго сына Ивана Грозного, тёзка скончавшегося государя князь Фёдор Мстиславский рассматривался в качестве кандидата на российский престол. Но сам он отказался царствовать, не желая рисковать враждой с всесильным тогда шурином царя Фёдора боярином Борисом Годуновым. Став монархом, Годунов с большим подозрением относился к своему потенциальному сопернику. Лишь осенью 1604 года в разгар борьбы с самозванцем Лжедмитрием I царь доверил Мстиславскому командование войском, посланным против «царя Дмитрия Ивановича», однако 18 декабря князь был разбит под Новгородом-Северским, получив рану в бою. Затем, однако, Фёдор Иванович одержал верх над отрядами самозванца, в том числе и над поддерживавшими его поляками 21 января 1605-го при Добрыничах в нынешней Брянской области. Но спустя несколько месяцев, 23 апреля, умер Борис Годунов, и князь Мстиславский, не жаловавший семейство Годуновых, завязал контакты с самозванцем. Возглавлявший политический сыск при молодом царе Фёдоре Борисовиче Годунове его родственник боярин Семён Никитич Годунов, узнав об измене Мстиславского, даже отдал приказ убить князя, но вскоре Фёдор II был убит, а Лжедмитрий вступил в Москву. Сохранив своё положение первого боярина при «царе Дмитрии Ивановиче», Мстиславский вскоре решил, что дальнейшее пребывание самозванца на престоле, при котором поляки и прочие иноземцы приобретали всё больший вес, нежелательно.
Князь инспирировал заговор против Лжедмитрия, в результате которого 17 мая 1606 года тот был убит. Тогда в Москве опять заговорили о том, что новым царём надо выбрать Мстиславского. Но государем Фёдором III он вновь не стал. Рассудив, что в последние годы цари умирают на Москве слишком часто, князь Фёдор Иванович поддержал кандидатуру князя Василия Ивановича Шуйского. Во время венчания на царство царя Василия IV князь Мстиславский держал над ним Шапку Мономаха — корону московских царей. После начавшейся войны с новым самозванцем Лжедмитрием II, на стороне которого опять выступили поляки и казаки, а также во время подавления восстания Болотникова, Мстиславский стал одним из первых воевод нового царя. Новый царь Василий IV сполна оценил помощь Мстиславского. Именно он в 1609 году пожаловал и без того обладавшему огромным богатством князю «за Московское осадное сидение в Володимерском уезде в Ярополческой дворцовой волости Вязниковскую слободку да село Минино, да Зарецкий стан, да три пятины».
Когда в июле 1610-го Василий Шуйский был свергнут, то князь Мстиславский возглавил правительство из семи бояр семибоярщину. Ему вновь предложили трон, но Фёдор Иванович уже в третий раз от Московского царства категорически отказался. Так как Лжедмитрий II и находившиеся при нём поляки под командой воеводы Сапеги, располагавшиеся в подмосковном селе Тушине, угрожали захватом столицы, Мстиславский высказался за избрание царём сына польского короля Сигизмунда III принца Владислава, дабы власть не досталась новому самозванцу. Он объявил, что сам не хочет быть царём, но не хочет также видеть царём и кого-нибудь из своих братьев бояр, а что должно избрать государя из царского рода. А когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского выбило интервентов и их сторонников из столицы, Мстиславский участвовал в избрании царя Михаила Фёдоровича Романова. Во время венчания нового государя князь осыпал его золотыми монетами, а Шапку Мономаха на этот раз держал дядя нового царя боярин Иван Никитич Романов. Михаил Романов подтвердил за Мстиславским пожалования всех его предшественников, в том числе и Василия Шуйского «в Ярополческой волости слободку непашенную Вязниковскую на речке на Волошне, да к непашенной Вязниковской слободке село Минино на речке на Волчнике, да за рекою стан, да горнего стану три пятины». Нынешние Вязники могли бы стать центром обширного частного имения и, как следствие, никогда бы не стали городом, так как в позднейшей истории России во владельческих имениях новые города не учреждались.
После кончины боярина в 1622 году его обширные владения, в том числе вязниковские вотчины, унаследовала вдова, принявшая иноческий постриг с именем Ирина их дочь княжна Ольга Фёдоровна умерла ещё в 1609-м. После кончины старицы единственной наследницей Мстиславских стала сестра князя Фёдора Ивановича княжна Ирина Ивановна Мстиславская, принявшая в иночестве имя Александры. Она умерла 15 ноября 1639 года в московском Вознесенском монастыре, после чего огромные богатства Мстиславских были отписаны на великого государя. Вязники в конце Смутного времени Перелистывая недавно трёхтомную «Историю Российскую» Василия Татищева, в конце последнего её тома я обнаружил такие строки: «Саадашный перешел Оку, а казаки, отойдя от Волконского, стали в Владимирском уезде в Ерополческой волости и делали великие разорения». Но на этом обширный труд Татищева практически заканчивается. Книга интересна тем, что в ней целая глава отводится событиям на Вязниковской земле, которым без малого 400 лет. Перелистаем же некоторые её страницы. Кто интересовался историей русской Смуты, помнит ту значительную, хотя порой весьма противоречивую роль, сыгранную в ней казаками.
Поэтому и отношение к ним в различных слоях русского общества было далеко не однозначным. Василий Ключевский так пишет об участии казаков в решающих битвах того времени: «В октябре 1612 года казаки взяли приступом Китай-город. Казацкие же атаманы, а не московские воеводы, отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве, чтобы воротить ее в польские руки, и заставили его вернуться домой». На Вселенском соборе, избравшем нового царя в марте 1613 года, слово казаков в поддержку Михаила Романова было, по свидетельству того же историка, весомым. Бесспорно, казаки уже ощущали себя и военной, и политической силой. С избранием царя Смута не закончилась. Народное море ещё волновалось и лихо бродило по Руси. Забрело оно и в наши края.
Об этом можно прочитать в одной из глав упомянутой выше книги. Называется глава «Вязниковский лагерь» и описывает события, произошедшие вслед за переправой запорожских казаков гетмана Сагайдачного у Василия Татищева — Саадашного через Оку. Запорожцы поддерживали польского королевича Владислава, не оставившего надежды на русский престол, а казаки держали сторону Михаила Романова, к тому времени уже шестой год царствовавшего. Между ними был бой как раз при переправе через Оку. Рубились два дня. Сначала казацкие воеводы Волконского отбросили запорожцев на правый берег, но они вновь переправились и оттеснили казаков Волконского к Коломне. Местные дворяне их в город не пустили, а открыли стрельбу: четверых убили и многих ранили. Оказавшись между двух огней, казаки «не сердитым делом» решили на своём круге идти «кормиться» в село Высокое, что в 40 верстах от Коломны.
Последние по пестроте состава имели с казаками много общего». Казаки гетмана Сагайдачного, начало XVII века реконструкция Именно такое разношёрстное возмущённое «войско» появилось в наших краях спустя 20 дней после вынужденного ухода из-под Коломны. Здесь они нанесли поражение большому отряду украинских казаков пана Миневского, захватив знамёна, литавры и много пленных. Затем казаки двинулись дальше на восток, 27 сентября 1618 года вошли в Ярополческую волость и в Вязниковской слободке разбили свой лагерь». Почему казаки пришли именно сюда? Случайно или у них были свои резоны?
Кульминацией всех праздничных мероприятий стал гала-концерт юбилейного 50-летнего Всероссийского Фатьяновского праздника поэзии и песни "Дорогами Фатьянова". И, как и во все предыдущие годы, — при аншлаге. За последние два года парк сильно преобразился и, как отметил глава региона, он стал гордостью не только Вязников, но и всей Владимирской области. Точкой притяжения людей, творческих инициатив и хорошего настроения. Со сцены в этот день звучали как хорошо всем известные песни земляка, так и новые, написанные уже молодыми композиторами на стихи А. Фатьянова, хранящиеся в архивах его семьи. Впереди у него ещё долгие и долгие годы жизни. Песни моего деда — современны и актуальны. Их поют, и будут петь. Я знаю и уверена, что и сегодня, и завтра обязательно будут появляться молодые композиторы, певцы, которые захотят привнести что-то свое в творчество Алексея Ивановича.
В Вязниках исполнили волю Валерия Кубасова
С днем рождения, Вязники! | Вязники-Трк. Новости часа в Вязниках и Владимирской области. |
С днем рождения, Вязники! | 22 июля в Вязниках прошло празднование сразу двух юбилеев 245 лет со дня основания города и 50-летие Всероссийского Фатьяновского праздника поэзии и песни. |
Вязник - родился в Вязниках | Родились и выросли в Вязниках 29 Героев Советского Союза и России, дважды Герой Советского Союза – Кубасов Валерий Николаевич, на счету которого три космических полета. |
В Вязниках душевно и массово прошел 50-й Фатьяновский праздник | Родилась она в деревне Каликино Вязниковского района. |
Аллея Славы
Я в Вязниках родился | Родился 7 января 1935 года в г. Вязники. паблика ВК «Вязник — родился в Вязниках», где были опубликованы пост и скриншот. чтобы подростков, которые избили парня в Вязниковском районе, наказали по закону. |
Известные люди родившиеся в Вязниковском районе | Вязники — обзор новостей за 22.02.2023 с поисковым сервисом по интернет-ресурсам города Вязников (мнения, рейтинги, комментарии) на. |
В Вязниках душевно и массово прошел 50-й Фатьяновский праздник | Новости Вязников за 31.07.2023. Подслушано Вязники рождена в 2021 году. |
Аллея Славы
Они отметили, что сегодня Вязники развиваются по многим направлениям. Лидия Купчихина родилась в 1964 году в деревне Семынь. Новости города Вязники и Вязниковского района: газета "Маяк" и телевидение "Вязники ТРК". 30 января под председательством Главы района А.И. Максимова состоялось первое в наступившем году заседание Совета народных депутатов Вязниковского района. Главная» Новости» Вязники новости происшествия. ТРК" – это информационно-развлекательный формат вещания. ТРК" – это информационно-развлекательный формат вещания.
Вязниковцы отметят 240-летие города и 45-летие Фатьяновского праздника
В ней потрясающее знакомство с русским языком. C помощью хитросплетения сюжетов, героев и эпох она увлекает читателя в свой литературный мир. Чтобы история выглядела достоверно за уточнением деталей и подробностей автор обращается к профессионалам в разных отраслях, общается со знакомыми и незнакомыми людьми. Дина Рубина там не бывала, художественную реальность смогла создать благодаря нашему земляку Николаю Алексееву. Теперь его ищут охотники за сокровищами и любители старины.
Вязниковцы замечают, что в последние годы город преобразился.
Сделано многое. В рамках программы «Формирование комфортной городской среды» в Вязниках было благоустроено 6 общественных территорий и 21 дворовая территория. В этом году будет благоустроено еще 7 городских дворов. Все этапы работ по благоустройству - от разработки и утверждения дизайн-проектов до приемки непосредственной работы - проходили с участием представителей общественных организаций, общественной комиссии, депутатов. Созданы все условия для спортивного досуга.
Сегодня в городе работают два крупных физкультурных комплекса — Дворец спорта для детей и юношества и спортивно-оздоровительный комплекс «Чемпион». В 2018 году на спортивной карте Вязников появятся еще несколько объектов: современный фитнес-центр и универсальная спортивная площадка на стадионе «Текстильщик». В 2017 году управление физической культуры и спорта администрации Вязниковского района заняло I место в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками. Отметим, что в Вязниках материнству и детству в целом уделяется особое внимание. Например, полностью ликвидирована очередность в детские сады, дополнительно создано 155 мест в ДОУ, улучшена материально-техническая база детских дошкольных учреждений.
Заботой окружены и дети-сироты. В 2017 году для них приобретено 13 квартир, в 2018-м - 3 квартиры, планируется приобретение еще двух. И одна квартира отремонтирована за счет бюджета. Важно, чтобы ребята из малых городов и районов имели возможность реализовываться, развивать и приумножать свои таланты, как и их сверстники в мегаполисах, - считает глава администрации района Игорь Зинин.
Сегодня, в сообществе в Вконтакте "Вязники наш город",нам поведали о том,что традиционные 9 мая отменятся. Что так решило руководство и вообще- так будет намного лучше. Онлайн-формат празднования победы,даже можно поменять свой аватар в соцсетях в этот день!
Присоединяйтесь к нам онлайн в России , в Украине , в Беларуси , в Абхазии , в мире. Опубликовать свою новость в Вязниках можно мгновенно — здесь.
Во Владимирской области объявлен оранжевый уровень опасности из-за паводка Стал известен график выездов мобильных комплексов во Владимирской области на май Художественный фильм «Суворовец 1944» снятый в Новосибирской области выходит в широкий прокат Младшая дочь Оксаны Самойловой и Джигана пошутила, что их сын приемный — как отреагировала звездная мама: «Чисто классика» Рэпер Баста благословил девушку на брак во время своего концерта Концерт «Стихи войны и мира.
Другие новости Вязников
- Вязники наш город
- Бесплатный фрагмент - Неизвестные Вязники
- В Вязниках исполнили волю Валерия Кубасова
- Во Владимирской области похоронили десантника, погибшего на Украине | АиФ Владимир
- Новости Вязников — календарь событий, фактов, происшествий за день
В Вязниках простились еще с одним мобилизованным на СВО
Несколько раз мы созванивались с Валерием Николаевичем, согласовывали текст и макет. Вопрос несколько затянулся в связи с подбором фирмы-изготовителя — изделие всё-таки неординарное. Я благодарен всем, кто принимал участие в решении этого вопроса, в частности, главе местной администрации муниципального образования «Город Вязники» Николаю Приходе», отмечает депутат Законодательного Собрания Владимирской области Роман Кавинов.
Маленькие дети в школах, детских садиках знают-9 мая нужно пораньше встать, и быть ко времени на Советской Площади мы говорим о городе Вязники ,откуда пойдет шествие колонны. Оркестр, много-много людей, шарики, георгиевские ленточки... Этого не будет? Детям забыть об этом дне?
Праздновать его в онлайн формате? До чего руководство региона додумалось и ради какой безопасности?
Бесспорно, казаки уже ощущали себя и военной, и политической силой. С избранием царя Смута не закончилась. Народное море ещё волновалось и лихо бродило по Руси. Забрело оно и в наши края.
Об этом можно прочитать в одной из глав упомянутой выше книги. Называется глава «Вязниковский лагерь» и описывает события, произошедшие вслед за переправой запорожских казаков гетмана Сагайдачного у Василия Татищева — Саадашного через Оку. Запорожцы поддерживали польского королевича Владислава, не оставившего надежды на русский престол, а казаки держали сторону Михаила Романова, к тому времени уже шестой год царствовавшего. Между ними был бой как раз при переправе через Оку. Рубились два дня. Сначала казацкие воеводы Волконского отбросили запорожцев на правый берег, но они вновь переправились и оттеснили казаков Волконского к Коломне.
Местные дворяне их в город не пустили, а открыли стрельбу: четверых убили и многих ранили. Оказавшись между двух огней, казаки «не сердитым делом» решили на своём круге идти «кормиться» в село Высокое, что в 40 верстах от Коломны. Последние по пестроте состава имели с казаками много общего». Казаки гетмана Сагайдачного, начало XVII века реконструкция Именно такое разношёрстное возмущённое «войско» появилось в наших краях спустя 20 дней после вынужденного ухода из-под Коломны. Здесь они нанесли поражение большому отряду украинских казаков пана Миневского, захватив знамёна, литавры и много пленных. Затем казаки двинулись дальше на восток, 27 сентября 1618 года вошли в Ярополческую волость и в Вязниковской слободке разбили свой лагерь».
Почему казаки пришли именно сюда? Случайно или у них были свои резоны? Автор уверен, что такие резоны были: «Ярополческая волость, — пишет он, — была выбрана как место стоянки казацкого войска едва ли случайно. В царствование Василия Шуйского она была пожалована возглавлявшему Боярскую думу князю Ф. В 1611 г. По крайней мере, для некоторых казаков, пришедших сюда в сентябре 1618 г.
Смута постепенно заканчивалась, но не всё ещё улеглось: государственная казна была пуста, из-за невыплаты жалованья произошли крупные волнения служилых и ратных людей в самой Москве. Что уж спрашивать с казаков, людей вольных и решительных. Позднее в Вязники приехали из Москвы ещё не менее 170 казаков. Во второй половине октября 1618 г. Для обеспечения своей безопасности они возвели в Вязниках острог, а местных крестьян заставили обнести его рвом. В него вело двое ворот с надвратными башнями, площадь острога равнялась четырём десятинам».
Относительно места нахождения острога у вязниковских краеведов нет единого мнения. Виктор Николаевич Маштафаров указывал на городскую площадь, хотя в то время она не была ещё обстроена, а представляла собой болотистую, поросшую кустарником луговину. Донат Андреевич Обидин «отводил» ему место на пересечении улиц Пролетарской и Орджоникидзе. Лев Иванович Аносов привязывает предполагаемое место острога к Муромской дороге и церкви есть указания на нахождение её внутри этого острога. По его предположению, это район Покровского кладбища. Во всяком случае, нынешним краеведам есть над чем поразмыслить.
А пока перенесёмся вместе с автором книги в то время: «Первые дни в войске поддерживалась строгая дисциплина. Употребление и даже хранение вина запрещалось под угрозой смертной казни. Приезжавшие в Вязники видели на дорогах убитых казаками крестьян». Из Вязников казаки ходили за добычей и в соседние уезды — Муромский, Нижегородский, Луховский, Гороховецкий. Но и сами казаки а с ними и местные крестьяне подвергались опасности — нападению со стороны запорожцев. Однажды те окружили и сожгли 40 казаков в деревне, где они были на «приставстве».
В другой раз казаки атамана А. Реброва одержали победу над запорожцами и отослали несколько пленных из Вязников в Нижний Новгород. Вольно или невольно казаки оказывались защитниками крестьян, но в первую очередь они ощущали себя частью, возможно, наиболее значительной, чуть ли не центром, казацкого мятежа. Иначе как объяснить следующее место из книги А. Станиславского: «К мятежному войску К. Чермного из Вязников отправилась делегация во главе с атаманом Д.
Пальчиковым — казаки призывали своих товарищей соединиться с ними в Вязниках. Этот призыв не остался без ответа, чем и можно объяснить появление казаков Чермного в середине октября в районе Мурома. Во второй половине октября — в ноябре 1618 г. Автор книги допускает вероятность объединения казаков в одно большое мятежное войско в Вязниках. По крайней мере, Нижегородский воевода Борис Лыков свои грамоты направлял именно сюда. Ларионов, а 7 октября он доставил «отписку» казаков назад.
Никитин и посадский человек И. Андреев и вручили казакам ещё одну грамоту воеводы Лыкова. Ответ на грамоту доставила в Нижний Новгород целая делегация из есаулов и рядовых казаков. И наконец, 20 октября нижегородский дворянин М. Коблецкий доставил в Вязники третью грамоту воеводы. Четырёх курьеров задействовал воевода в этой переписке с казаками.
Общий вид Ярополи сейчас ул. Киселёва Не только из Нижнего Новгорода, но и из Москвы, порой с риском для жизни приезжали гонцы. До Вязников они добрались 2 октября, причём с большими трудностями: в 30 верстах от Владимира на них напали украинские казаки, и Ю. Десятого был ранен саблей. Хотя наш край играл в описываемых событиях, скажем так, «страдательную» роль, но тем не менее в истории Смуты о нём сохранилась память благодаря именно этим событиям. Он же вошёл и в историю казачества, оставшись на страницах её летописи в таких, на первый взгляд, «временных» были здесь казаки всего-то ничего — около двух месяцев терминах как «вязниковский лагерь», «вязниковское казачье войско», «вязниковские казаки», наконец.
Но какова же была развязка, чем всё закончилось? Сходка, связанная с приездом в Вязники М. Колбецкого, происходила внутри острога: на церковной паперти стояло несколько атаманов, вокруг собралось около 200 казаков». Казаки требовали выплаты «полного» жалованья, вознаграждения за своё участие в освобождении Москвы, сохранения внутреннего устройства своего войска. Были происходившие в Ярополческой волости события маловажными, незначительными? Думается, что нет, и вот почему.
В это же самое время мятеж казаков происходит и в Москве: тысячи три казаков, «проломиша за Яузою острог побегоша из Москвы». По Владимирской дороге — в Вязники: «О том, что там расположились ушедшие со службы казаки, знали, — предполагает автор книги, — хотя бы со слов П. Родионова и других вязниковских челобитчиков, приехавших в столицу ещё 19 октября». Значит, Вязники притягивали к себе казаков как центр мятежа. Казаков удалось вернуть в Москву. Но эта последняя капля, видимо, стала основанием для «боярского приговора о вязниковских казаках от 9 ноября 1618 г».
Казакам было обещано жалование «перед прежним с прибавкою», оставление в станицах «всяких людей», но в дальнейшем таковых «без государеву указу» не принимать. Из Вязников казачье войско двинулось в Ярославль к боярину князю Черкасскому. Летописец, видимо, значительно завышая цифру, называет 13 тысяч казаков. Как бы там ни было, вязниковские события — это не рядовое возмущение казаков, требовавших повышения содержания «кормления» , а вспыхнувший было мятеж, захвативший не одно казачье подразделение, но который удалось погасить в самом его начале, и уже, добавим, в конце Смутного времени, заключительная страница которого, так или иначе, оказалась связанной с нашей землёй. Кто плавал по Клязьме мимо Вязников 370 лет назад Об истории судоходства на реке Клязьме написано уже немало. Однако по большей части речь идёт о XIX—XX веках — со времени появления первых пароходов и до «Зарниц» и речных буксиров.
Что же касается Средневековья, то тут сведения о том, кто и на чём плавал или, как говорят моряки и речники, «ходил» по клязьминским водам, куда менее конкретны. И тем интереснее сведения, которые содержатся в любопытнейшем документе — «Книги речных проходных пошлин и оброчных сборов Вязниковской слободы». Эти «книги», точнее лишь небольшой фрагмент от, по-видимому, навсегда утраченных больших фолиантов, хранятся в фонде «боярских и городовых книг», причём почему-то среди материалов по далёкому городу Вологодского края Тотьме, отстоящего от Вязников почти за 700 километров. В данных книгах записаны проплывавшие по Клязьме мимо Вязниковской слободы у города Ярополча и уплачивавшие пошлины иначе называемые мытом на местной таможне 370 лет назад в далёком 1645 году. В том самом, когда умер первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович и на российский престол взошёл государь Алексей Михайлович, по прозванию Тишайший, отец Петра Великого. Без преувеличения можно сказать, что на ветхих, пожелтевших от времени страницах наша, ныне достаточно сонная, обмелевшая и почти всегда пустынная Клязьма точно по волшебству оживает, а меж её берегов появляется множество весельных и парусных лодок самых разных размеров.
Итак, кто же плавал-ходил по Клязьме 370 лет назад? Например, в апреле 1645 года мимо Вязниковской слободы прошёл струг владимирца Дементия Иванова. Струг — плоскодонное парусно-гребное с одной съёмной мачтой и используемым при попутном ветре прямым парусом судно, длиной от 20 до 45 метров и шириной от 4 до 10 метров. На нём имелось от 6 до 20 гребцов. Гребли обычно дружно, порой даже с песнями. Известно, что иногда речные струги для защиты от разбойников могли нести от одной до четырёх небольших пушек.
Некоторые струги имели так называемый «чердак» — так тогда называлась каюта. Известно, что в Вязниковской слободе существовала струговая пристань, а позже, уже при Петре I, появилась и речная верфь. Вязниковская слобода в 1665 году Что же касается струга Дементия Иванова из Владимира, то на нём во время апрельского захода в Вязники находились 14 человек команды. Да и само судно, очевидно, было гружёным под завязку — с него взяли пошлину 3 рубля 57 копеек, большую по тем временам сумму. В августе он вновь оказался на своём струге у Вязников с 20 человеками на борту и заплатил пошлины 6 рублей 39 копеек. В сентябре Дементий Иванов на том же струге вновь оказался в Вязниках.
На этот раз на его борту находились 26 человек, а пошлины с судна было взято 4 рубля 21 копейка. В четвёртый раз за одну навигацию всё тот же Дементий из Владимира прошёл на струге мимо Вязников в том же сентябре с 10 спутниками на борту и пошлины с него взяли 3 рубля 18 копеек. Рядовому солдату полков нового строя платили тогда месячное жалованье 90 копеек, капралу — 1 рубль 20 копеек, сержанту — 1 рубль 35 копеек, капитану — 7 рублей, майору — 14 рублей, полковнику — 45 рублей кстати, таких полковников тогда имелось всего лишь несколько в России. Таким образом, заплативший с апреля по сентябрь только одних мытных пошлин 17 рублей 35 копеек житель Владимира на Клязьме Дементий Иванов, очевидно, был богатым купцом с внушительными торговыми оборотами. Как свидетельствуют рассматриваемые документы, по Клязьме в тот год плавали жители Москвы и Нижнего Новгорода, Владимира и Волжского Городца, Гороховца, и даже почти сухопутного Суздаля, а также слободы Холуй — в ту пору крупного торгового центра со знаменитыми Холуйскими ярмарками, и даже далёких северных Великого Устюга и Соликамска. Помимо стругов там проходили просто гребные лодки, а также острожники — очевидно, ещё более мелкие суда.
Иногда шли сразу два струга или две лодки одного владельца — мини-караваном. К примеру, в июле городчанин Тарас Кузьмин шёл на двух стругах, на которых в общей сложности насчитывалось 20 человек команды, а нижегородец Семён Яковлев в сентябре шёл сразу на двух лодках, имея на каждой по четыре гребца.
Кроме того, 28 июля в Вязниках состоится традиционный всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни — 45-й по счету. Он посвящен творчеству нашего земляка, поэта-песенника Алексея Фатьянова. Организатор концерта, который пройдет на «Солнечной поляночке» в городском парке на улице Комсомольской, — управление культуры и молодежной политики Вязниковского района.
Вязники вас помнят и ценят!
Пробыв в Вязниках в общей сложности около четырех часов, мы засобирались домой. Вязники — обзор новостей за 22.02.2023 с поисковым сервисом по интернет-ресурсам города Вязников (мнения, рейтинги, комментарии) на. Они отметили, что сегодня Вязники развиваются по многим направлениям. Родилась она в деревне Каликино Вязниковского района.
В Вязниках исполнили волю Валерия Кубасова
Однако счастливый поначалу брак оказался недолгим. Царица Агафья Семёновна урождённая Грушецкая родила царю долгожданного сына и наследника царевича Илью Фёдоровича, но умерла от послеродовой горячки. А вскоре скончался и новорождённый царевич. В конце 1681 года он повторно побывал в Ярополче, вновь проехал по «царской дороге» и прибыл во Флорищеву пустынь в сопровождении Патриарха Иоакима, где в его присутствии был освящён новый каменный собор.
Правда, камень на него забрали из Ярополча, где стройматериалы на новую крепость поначалу заготовили, но потом было решено не строить новых укреплений. Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион Старец Иларион сумел утешить несчастного в личной жизни государя. Глубоко уважая подвижника, царь распорядился рукоположить его в архиепископы Суздальской епархии.
Но архиепископом Иларион оставался всего три месяца. Фёдору Алексеевичу этого показалось мало, и он повелел, чтобы суздальского владыку возвели в сан митрополита, хотя прежде архиереи Суздаля подобной чести никогда не удостаивались. Митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион сделался едва ли не самым влиятельным человеком в Русском государстве, но «русским Ришелье» не стал и своими возможностями воспользовался лишь для «выбивания» финансирования строительства каменного «кремля» в Суздале, которым туристы и паломники любуются до сих пор.
В третий раз царь до Ярополча доехать не смог В начале 1682 года царь женился во второй раз. И здесь на выбор невесты повлиял митрополит Иларион. Новой царицей стала Марфа Матвеевна Апраксина из старинного боярского рода, представители которого имели большие имения во Владимирском и Суздальском уездах.
Но царю Фёдору долгий век и счастливое супружество были не суждены. Он тяжело заболел, состояние государя постепенно ухудшалось. Последней дальней поездкой царя весной 1682-го стало посещение Суздаля.
Визит монарха оказался настолько неожиданным для местных властей, что в порыве рвения на центральной суздальской улице даже сломали десятки лавок и «шалашей» — подобия нынешних ларьков, дабы расчистить проезд для царской свиты. До Ярополча молодой государь в третий раз уже не добрался — не хватило сил. Возвратившись в Москву, Фёдор Алексеевич слёг и уже не поднялся.
Он скончался 7 мая 1682 года, немного не дожив до своего 21-летия, и был погребён в Архангельском соборе Московского Кремля рядом с могилами первой жены и сына. Начатое царём Фёдором преобразование России продолжил его младший брат Пётр, причём куда более радикальными методами. Он в Ярополче уже не бывал, а в Вязниковской слободе лишь заказывал полотно и пеньку для парусов и такелажа своего любимого детища — военного флота.
Как Ярополч-Залесский был церковной столицей Сейчас уже почти лишь одни специалисты-историки помнят, что в течение полутора с лишним десятков лет город Ярополч — предтеча нынешних Вязников — являлся титулярным центром Владимирской епархии, второй церковной столицей наряду с Владимиром на Клязьме. С тех пор Владимирский край входил в митрополичью, патриаршую и синодальную область, а повторно самостоятельная владимирская архиерейская кафедра была воссоздана лишь при дочери Петра Великого императрице Елизавете Петровне. В начале марта нынешнего года исполняется 270 лет с тех пор, когда императрица Елизавета в 1744 году своим повелением объявила о восстановлении Владимирской епархии, а её вторым центром по традиции православные епархии имеют сразу два центра — главный и титульный был почему-то назван Арзамас — город нынешней Нижегородской области, который тогда также находился в ведении владимирского архиерея.
Императрица Елизавета Петровна, сделавшая Ярополч второй церковной столицей С самого начала было решено, что первым епископом Владимирским и Арзамасским станет настоятель Рождественского монастыря во Владимире Платон Петрункевич , потомок малороссийского украинского дворянского рода, пользовавшийся славой прекрасного проповедника и опытного администратора. Однако больше проживавший в Петербурге, чем во Владимире, архимандрит Платон вовсе не спешил становиться епископом и уезжать из столицы. Только 21 марта 1748 года, спустя долгих четыре года, состоялась хиротония владыки Платона.
Однако наречён он был епископом Владимирским и Яропольским, а не Владимирским и Арзамасским! То есть вторым центром епархии официально был признан город Ярополч-Залесский, в ту пору уже находившийся в явном упадке. Почему в качестве титульного второго центра Владимирской епархии вместо Арзамаса признали Ярополч, неизвестно до сих пор.
Троицкий собор в Вязниках — памятник «столичному» статусу бывшего Ярополча Малороссийский генеральный хорунжий Николай Ханенко записал в своём дневнике об этой хиротонии: «В дворцовой большой церкве посвящен епископом в Владимер и Ярополч архимандрит рождественский володимерский Платон Петрункевич, а посвящал оного митрополит киевский, преосвященный Тимофей Щербацкий, с сослужащими с ним епископом псковским Симоном Тодорским, архиепископом С. В новом епархиальном центре Ярополче, который епископ Платон впервые посетил лишь в 1749 году, было запланировано строительство нового каменного собора. Однако его возведение долго откладывалось.
Работы стартовали лишь в 1756-м — в последний год жизни владыки Платона — и были выполнены при его преемнике архиепископе Владимирском и Яропольском Антонии I царевиче Багратионе к 1761 году. Пятиглавый Троицкий собор с высокой шатровой колокольней на Ярополческой Мининой горе стал памятником Ярополчу-Залесскому — епархиальному центру. Местной церковной столицей Ярополч-Залесский оставался 16 лет.
Однако в 1763 году к Владимирской и Яропольской епархии был присоединён Муром с округой, который ранее находился в ведении рязанских архиереев. В ту пору в Ярополче и Вязниковской слободе с округой насчитывалось 64 церкви, а в Муроме и его окрестностях — 138 храмов. Поэтому правившая тогда императрица Екатерина II сочла, что вторым центром епархии должен стать более крупный город с большим числом православных церквей.
Соответственно был изменён и титул епископа Павла, который всего лишь год был Преосвященным Владимирским и Яропольским. Екатерина II повелела ему писаться епископом Владимирским и Муромским, указав, что так будет «именоваться пристойнее». Так завершился краткий период возвышения Ярополча-Залесского в качестве церковного центра, памятником чему до наших дней остаётся величественный Троицкий собор.
Зелёный Вяз на жёлтом поле Этот материал стал в 2009 году победителем городской и областной конференции исследовательских работ школьников движения «Отечество». Печатается в сокращении. С древнейших времён герб является символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица.
Он составляется по определённым правилам, принятым в данной стране в тот или иной исторический период, и утверждается специальными законодательными актами. Вязниковский герб в дореволюционную эпоху 2 марта 1778 года одним из своих указов императрица Екатерина II учреждает Владимирское наместничество, а назначенный наместником граф Р. Воронцов получает высочайшее предписание объехать свои владения и определить штат уездных городов.
С марта по июнь длится поездка, в ходе которой он посещает десятки мест, в том числе и Вязниковскую слободу. На основании своих наблюдений Воронцов предлагает преобразовать слободу в город, что и было сделано спустя несколько месяцев 1 сентября. А спустя ещё три года новоявленный город получает свой герб.
Герб Вязников, выполненный Александром Волковым По всей видимости, его автором стал герольдмейстер департамента герольдии Правительствующего Сената, статский советник Александр Андреевич Волков. В описании к вязниковскому гербу говорилось: «В верхней части герба на красном фоне поместить изображение льва в железной короне и с серебряным крестом в лапах, а в нижней части — зеленый вяз на желтом поле, так как оных в том месте произрастает во множестве…» Таким образом, по своему характеру он относился к так называемым «говорящим» гербам, то есть таким, в рисунке которых раскрывалось значение города. В нашем случае — вяз — Вязники.
Следует заметить, что с течением времени городской символ претерпел ряд изменений и окончательно оформился лишь к 30-м годам XIX века. Его подробное описание закреплено в «Полном собрании законов Российской империи»: «В верхней части герб Владимирский: в красном поле, стоящий на задних лапах лев, имеющий в голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней — дерево вяз в золотом поле, означающий имя сего города».
С момента своего появления герб широко использовался как официальный символ Вязников и органов городской власти. По воспоминаниям краеведа С. Змеева, резное изображение герба украшало здание Вязниковской городской думы вплоть до революции 1917 года.
Граф Роман Илларионович Воронцов — консультант и соавтор А. Волкова Был он изображён и на отличительном знаке «городского головы», который изготавливался по специальному заказу и носился представителем высшей администрации на груди на массивной цепи. Сейчас этот уникальный «свидетель» прошлых эпох хранится в Вязниковском историко-художественном музее.
Отличительный знак «Вязниковского городского головы», 16. Так, в фондах того же музея имеется медная бляха сотского, нашивавшаяся на одежду. Печати с изображением герба ставились на паспорта жителей Вязниковского уезда, на свидетельства об окончании учебных заведений, на билеты общественного банка и другие документы.
Старались использовать герб для рекламы своей продукции и местные предприниматели. Правда, ради этого им приходилось идти на разного рода ухищрения, так как правом изображать городской символ обладали лишь представители местной власти. Известно своеобразное использование этого отличительного знака льнопромышленником В.
Демидовым: на щите, всю площадь которого занимает изображение вяза, в правом верхнем углу находится «владимирский лев», а в нижней части — тюк ткани с инициалами владельца — В. Вязниковский герб верой и правдой служил городу и уезду более 130 лет, пока не наступили революционные времена, и на смену старой символике не пришла новая. История городского герба в ХХ веке После установления в Вязниковском крае Советской власти городской герб стал постепенно уходить в забвение.
Оно длилось несколько десятилетий, вплоть до середины прошлого века. Известен случай, когда в 1967 году газета «Маяк» опубликовала письмо вязниковца Морозова, в котором отмечалось, что «за последние годы многие города нашей Родины вернулись к одной из наиболее интересных традиций — учреждению своих гербов. Одни почти без изменения повторяют содержание гербов, существовавших в далёкие времена, другие — видоизменяют их, третьи — создают новые».
В своём письме автор предложил исполкому горсовета принять решение об учреждении герба города Вязники к 50-летию Советской власти. Возрождение отличительного символа произошло в конце 60-х годов ХХ века и было связано с развитием туризма и организацией маршрута «Золотое кольцо России», проходящего через древнейшие города — Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль и другие. В так называемое «Малое кольцо» вошёл тогда и город Вязники.
Развитие туризма сопровождалось массовым производством различных сувениров — значков, открыток, содержащих историческую символику города. Но надо заметить, что в те годы изображения герба выполнялись с разными нарушениями. К примеру, на одних значках вяз имел золотистый цвет, вместо зелёного, на других — дерево изображалось не на традиционном жёлтом фоне, а на изумрудном.
Часто менялась и сама форма гербового щита. Положение дел осложняло и негативное отношение государства к церкви. В связи с этим вместо креста в лапах льва неожиданно оказывался посох или направленный рукояткой вверх меч, гарда которого внешне очень схожа с крестом.
Более того, на памятной медали, выпущенной к 200-летию Вязников, было решено вообще отказаться от льва и оставить только один вяз. Положение стало меняться лишь на рубеже ХХ—ХХI веков, когда Законодательное Собрание Владимирской области занялось вопросом разработки и утверждения областной символики. Именно тогда и были утверждены герб и флаг области, гербы районных городов.
С тех пор главный символ Вязников вернул себе своё историческое лицо, его изображение в точности соответствует описанному в «Полном собрании Законов Российской империи». В настоящее время увидеть городской герб можно на официальных бланках местной администрации, на различных удостоверениях, на Галерее Славы и других местах. Восстановлен он и на здании бывшей Вязниковской думы.
Фотоиллюстрации предоставлены Н. Фроловым и Историко-художественным музеем г. Вязники были «столицей» Коврова В начале февраля 2014 года исполняется 210 лет с того дня, как город Вязники перестал быть «столицей» для… Коврова!
Нет-нет, это не оговорка. Инициатором подобного положения дел стал император Павел I, который ненавидел свою мать Екатерину II и старался повсюду, где только было возможно, отменить её указы и нововведения. Ковров стал уездным центром в сентябре 1778 года при учреждении Владимирской губернии, прежде являясь селом.
Менее чем через год после своего вступления на престол, государь Павел Петрович повелел упразднить ряд «новых» уездов Владимирского края, в числе которых оказался и Ковровский. Город Ковров, переименованный в заштатный город, 8 октября 1797 года был включён в Вязниковский уезд, и, таким образом, Вязники действительно оказались для ковровчан местной столицей. Император Павел I Князь И.
Долгоруков После убийства Павла I в результате заговора в марте 1801 года его сын и наследник Александр I поначалу утвердил «штаты Владимирской губернии» в том виде, в каком они находились при его отце. Однако назначенный в том же году новый владимирский губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков решил, что Ковровский уезд необходимо восстановить, и направил соответствующее донесение в Сенат. Сенаторы прониклись доводами губернатора и, в свой черёд, направили доклад государю.
В итоге Александр I восстановил Ковров в качестве уездного центра, а Вязниковский уезд был оставлен в прежних екатерининских границах. Официальное повторное открытие Коврова в качестве уездного центра состоялось 7 февраля 1804 года в присутствии губернатора князя Долгорукова. Но, тем не менее, в истории навсегда осталось, что в течение более чем шести лет именно вязниковские власти управляли ковровчанами.
Трижды пропавшие Вязники Пожарник — погорелец, пострадавший от пожара. Из старой энциклопедии Пожары в России составляли страшное бедствие, истребляя ежегодно сто тысяч строений и причиняя убыток на 50 миллионов рублей.
Со сцены она читает фрагменты своих произведений, отвечает на вопросы и рассказывает о жизни и творчестве. Для многих владимирцев чтение книг Дины Рубиной — семейное увлечение. Ольга Гончарова этой встречи ждала с нетерпением.
Автограф у писательницы просит заранее: для себя и внука Артемия. В ней потрясающее знакомство с русским языком.
Так же в этот день можно сменить свой аватар в соцсетях... Сегодня, в сообществе в Вконтакте "Вязники наш город",нам поведали о том,что традиционные 9 мая отменятся. Что так решило руководство и вообще- так будет намного лучше.
Большая Московская, район домов 5-11 GPS: Описание Местом особого почитания вязниковцев, а также обязательным пунктом туристических маршрутов стала Аллея Славы с величественной стелой, ставшей уже практически символом Вязников. Сооружение комплекса началось в 1974 г. Архитектор — В. Трондин, ныне проживающий в п. Мстера он же — автор Фатьяновской площадки , сооруженной в Вязниках в 1978 г. Торжественное открытие Аллеи Славы состоялось 9 мая 1975 г.
В Вязниках парень с редкой болезнью добился получения уникального лекарства
Специально для гостей города Вязники и Вязниковского района в книге выделена четвёртая глава «Блокнот туриста». Новости города Вязники и Вязниковского района: газета "Маяк" и телевидение "Вязники ТРК". Сегодняшнее утро у семьи из Вязников началось с пожара. Свежие и. Последние новости проекта Вязники-Гид и объектов и, а также объекты, которые публикуют последние свежие новости в Вязниках. (Вязники сегодня) — информационный сайт, транслирующий новости города Вязников онлайн. В Вязниковском районе утонула женщина. Волонтеры Вязниковского района.