США стали главным зачинщиком нынешнего кризиса в Тайваньском проливе, Вашингтон должен незамедлительно исправить свои ошибки вместо провоцирования дальнейшей.
МИД КНР: Соединенные Штаты стягивают силы для создания нового кризиса в Тайваньском проливе
Китай поставляет компоненты и ноу-хау для наращивания российского ОПК". Вопреки сложившейся практике, сразу после этого в СМИ был поднят шум на тему: Блинкен едет предъявлять ультиматум. По сути, это — роспись в бессилии Вашингтона на что-то повлиять. Поэтому «крутизна» заявляется превентивно, ещё до того, как станет видно, что король — голый. Из того же ряда заявление по итогам визита: «Если Пекин не примет меры [по прекращению поддержки России], то это сделает Вашингтон». Интересно, как? Санкции, которые не сработали против России, окажутся эффективными против Китая?
В США действительно так думают? Или все проще, и им нужен шумовой эффект, прикрывающий очередной провал? На этом можно было бы поставить точку, если бы не самое интересное. В течение недели перед приездом Блинкена произошли два события, внешне разных, но очевидно объединённых общей логикой, и не в пользу шефа Госдепа. Сначала с визитом в Китай отправился или отправили? То есть Шольцу поручили прозондировать часть общей повестки Запада на китайском направлении: «курочка по зернышку клюёт — и сыта».
Если у канцлера получится, то Блинкен триумфально явится на готовенькое, а если нет — то в дураках окажутся союзники Вашингтона, а не он сам. Шольцу в Пекине популярно объяснили, что играть в конъюнктурные игры, стараясь извлечь выгоду из военно-политического кризиса — негоже, это аморально и не соответствует ни букве, ни, тем более, духу международного права. Еще ему повторили, что Китай — за мирную конференцию, но только такую, какую поддержат и Киев, и Москва. А если Москва против Бюргенштока, то никакого результата от него не будет, не следует ни обольщаться, ни попусту тратить время. С тем Шольц и уехал восвояси.
Но недавно он подписал закон о помощи союзникам, предполагающий дополнительное финансирование Тайваня. Ранее мы сообщали, что Блинкена изысканно унизили в Китае.
В заявлении флота отмечено, что в процессе продолжающего следования кораблей через пролив "до сих пор не было никакого вмешательства со стороны иностранных вооруженных сил". Транзит судов через Тайваньский пролив демонстрирует приверженность Соединенных Штатов свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону. Вооруженные силы Соединенных Штатов летают, плавают и действуют везде, где позволяет международное право", - говорится в заявлении Седьмого флота. Этот проход американских военных кораблей, отмечается в сообщениях, стал первым после визита на Тайвань 2-3 августа спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси, что вызвало резкую негативную реакцию Китая и вылилось в рост напряженности в Тайваньском проливе. Пекин пообещал принять "решительные, мощные и эффективные" меры.
В августе китайский посол в Вашингтоне Цинь Ган отмечал, что Пекин расценивает проходы американских военных кораблей через Тайваньский пролив и визиты американских официальных лиц на остров как эскалацию напряженности и попытки поддержать власти Тайбэя. По словам министра, Пекин ответит на любые шаги, угрожающие территориальной целостности и суверенитету КНР. О дальнейших действиях Вашингтона предупреждал заместитель министра обороны США.
Как заявлял Колин Кол, американские военные корабли продолжат транзитом проходить через Тайваньский пролив и обеспечивать свободу судоходства в Индо-Тихоокеанском.
Как Тайвань отделился от Китая? История конфликта кратко и понятно
Отсутствие сколь-либо заметного прогресса в деле воссоединения и отсутствие в политической жизни острова серьезных сил, выступающих хотя бы за ограниченное сближение с материком, поставит перед китайским руководством вопрос о необходимости перехода к военным действиям. При этом сам китайский лидер Си Цзиньпин в прошлом неоднократно подчеркивал, что дело воссоединения «не может ждать вечно» [8]. Между тем, именно в сфере реализации стратегии мирного воссоединения у китайцев наметились наибольшие трудности. Начиная с всеобщих выборов 2016 г. Важным фактором их ослабления стали и затяжные беспорядки в Гонконге 2019 г. Смена поколений приводит к увеличению доли людей, не ощущающих связи с Китаем и выступающих за оформление Тайваня в независимое государство. Военные приготовления Уже с 2018 г. Выросла интенсивность двустороннего военно-технического сотрудничества — в 2020 г. В период президентства Дональда Трампа США начали, а при Джозефе Байдене продолжили курс на «нормализацию» военно-технического сотрудничества с Тайванем [10]. Если раньше сделки с Тайванем рассматривались американским государственным департаментом специальным образом с учетом возможной реакции Китая, а решения по ним могли приниматься с учетом динамики американо-китайских отношений, то теперь они стали одобряться в рутинном порядке наравне с поставками оружия союзникам США из числа международно признанных государств.
Таким образом, США окончательно перестали создавать даже слабую видимость исполнения обязательств в рамках американо-китайского коммюнике 1982 г. К тревожным для Пекина изменениям в американском поведении можно также отнести ставшие регулярными с начала президентства Трампа и продолжившиеся при Байдене проходы американских боевых кораблей через Тайваньский пролив, а также принявшую совершенно открытый характер работу американских военных советников и инструкторов на острове [11]. Сценарий возможного военного конфликта вокруг Тайваня доминировал в китайском военном планировании на протяжении последних трех десятилетий, с тех пор как в политике острова ясно обозначился курс на построение новой тайваньской идентичности, важной составляющей которой выступал «демократический выбор». Китайское военное планирование в отношении острова, по-видимому, первоначально решало задачи удержания Тайваня от шагов в направлении отделения путем демонстрации возможности нанесения неприемлемого ущерба. Но уже с 2000-х гг. Китайское планирование предполагает, по всей видимости, стремительную операцию по захвату острова, которая должна быть проведена до того, как США успеют отреагировать на атаку и стянуть в западную часть Тихого океана достаточные силы. Для этого у КНР есть значительные возможности. Остров невелик, отделен от материка проливом шириной 130—380 км, насквозь простреливается не только многочисленными по максимальным оценкам, около 2000 единиц китайскими ракетами средней и меньшей дальности, но и некоторыми типами реактивных систем залпового огня, например, PC191 с максимальной дальностью стрельбы до 500 км. Нападение, вероятно, начнется под прикрытием крупномасштабных учений, которые КНР начала проводить в Тайваньском проливе регулярно в последние годы.
На первом этапе Тайвань столкнется с массированными ракетными ударами, которые будут призваны вывести из строя систему ПВО, нарушить работу авиабаз и военно-морских баз, уничтожить центры управления и другие объекты военной инфраструктуры. Это нападение будет сопровождаться мощными кибератаками, операциями сил специального назначения и информационными операциями с целью посеять панику. В дальнейшем можно ожидать воздушного сражения, в ходе которого ВВС и морская авиация НОАК попытаются захватить господство в воздухе над островом, уничтожить систему береговой обороны и ограничить возможности сухопутных войск маневрировать. За этим последует попытка захвата одного или более тайваньских портов, через которые можно будет неограниченно перебрасывать на остров сухопутные войска НОАК, превосходящие противника и по численности, и по вооружению. Захват и удержание крупного порта, обеспечение его функционирования будут означать победу Китая, за которой последует длительная зачистка острова. Попытка США вмешаться в конфликт на этом этапе, вероятно, уже не будет иметь иного смысла кроме политико-пропагандистского. В отличие от эпохи 1980—2000-х гг. Значительный прогресс в развитии китайского флота, в том числе наличие в его составе двух авианосцев, первого универсального десантного корабля, серии из шести десантно-вертолетных кораблей-доков и мобильной десантной платформы позволяют атаковать тайваньское побережье не только с обращенной к материку западной стороны, но и со стороны, слабее защищенной, восточной. Успехи в военной модернизации КНР приводили к постоянному изменению в балансе сил и растущим сомнениям в способности острова удерживать оборону продолжительное время.
Ситуация для Тайваня ухудшалась тем, что демократизация 1990-х гг. К таковым можно отнести постепенное сокращение сроков службы по призыву, задержки в одобрении парламентом расходов на перевооружение, падение престижа военной службы, сокращение стратегических резервов. При этом попытки перейти полностью на комплектование вооруженных сил по контракту также оказались неудачными.
Против двух с лишним тысяч китайских боевых самолетов Тайвань может выставить не более 300, в основном устаревших и изношенных. В последнее время китайские истребители и корабли беспрепятственно и регулярно пересекают срединную линию в Тайваньском проливе, которая десятилетиями была негласной границей между материком и островом. Китай наращивает и регулярные войска, и флот, и ядерный арсенал. Гигантская армия, постоянное место в Совбезе ООН и ядерное оружие страхуют его поражения, как это продемонстрировало российское вторжение в Украину. А победа обещает невероятные преимущества, поскольку изменит расклад сил в мире. Не сумев защитить Тайвань, Америка потеряет статус непобедимого гаранта демократии не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире.
Обеспокоенные своей безопасностью страны начнут присягать на верность Пекину. Автократическая китайская модель вступит в борьбу за мировое господство с западной моделью свободного общества. Не Китаем единым Лай Циндэ лидирует в опросах, но его победа не гарантирована. Не первый раз выборы на Тайване проходят в тени китайской армады и под завуалированные угрозы вторжения. С 1996 года, когда впервые выбирали президента, в обществе сформировался консенсус по главному вопросу о независимости и объединении. Выборы больше не про войну и мир, как может показаться со стороны, а про внутренние проблемы демократического Тайваня Все три кандидата поддерживают статус-кво. О независимости или скором объединении с материковым Китаем не заикаются ни Лай Циндэ, ни Хоу Юи, кандидат от второй крупнейшей партии Гоминьдан, ни популист Кэ Вэньчжэ из Партии народа Тайваня. Исход выборов может определить позиция кандидатов по другим вопросам. Тайваньцев волнует снижение уровня жизни, нехватка доступного жилья и безработица среди молодежи.
Не все поддерживают готовность правящей ДПП наращивать оборонные расходы, строить подводные лодки и расширять всеобщую воинскую обязанность. А некоторые просто устали и готовы дать шанс новым политикам.
И хотя Чжао не ожидает, что Россия будет «полностью» поддерживать Китай в случае такого кризиса — возможно, так же, как и Китай Россию в конфликте с Украиной — он ожидает, что Москва сохранит свои связи с Пекином и не примет участия в введении санкций против его страны. Чжао напоминает своим читателям, что «среди крупных держав Россия, вероятно, единственная, которая не выступает против Китая». Если бы отношения между США и Китаем когда-нибудь переросли в открытую конфронтацию, Москва вполне могла бы попытаться сыграть на обеих сторонах. Другие ученые в Китае также подчеркивают важную роль России в содействии достижению некоторых важных экономических и финансовых целей Пекина, таких как интернационализация юаня и продолжение поиска надежной альтернативы западным трансграничным платежным системам с целью снижения зависимости Китая и мира от нынешней финансовой системы, в которой доминируют США. В более широком смысле, Москва регулярно изображается как ключевой, если не самый важный партнер Пекина, в том, что Чжао называет «стремлением Китая построить новый международный порядок» — другими словами, порядок, в котором будет меньше доминировать Запад и который будет больше соответствовать интересам Москвы, Пекина и других членов Глобального Юга.
В китайских академических кругах есть немало апологетов России, которые обвиняют в войне как Вашингтон, так и расширение НАТО на восток. Однако даже они иногда оплакивают неблагоприятные последствия, которые СВО имела для Китая. Конечно, некоторые считают, что этот конфликт помог продвинуть Россию дальше в орбиту Китая и ускорить появление желаемого нового многополярного и менее западноцентричного мирового порядка, и даже отвлек — хотя и временно — США от «сдерживания» Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Тем не менее, по крайней мере, в этих научных дискуссиях отрицательные моменты, кажется, перевешивают положительные. Как отметил в прошлом году китайский экономист Сюй Минци: «Последствия военного конфликта между Россией и Украиной были в значительной степени негативными для нас, и я не вижу, чтобы Китай выиграл от этого… Во-первых, это препятствует восстановлению мировой экономики после пандемии; во-вторых, она подпитывает идеологическую тенденцию к деглобализации; и, в-третьих, это поставило под угрозу глобальное экономическое управление». Стабильность за рубежом по-прежнему является ключом к поддержанию экономического развития Китая, добавляет Сюй. По крайней мере, в этом отношении события в Украине явно противоречат интересам его страны.
Через несколько месяцев после начала военных действий Янь Сюэтун, один из ведущих китайских экспертов по международным отношениям, признал, что «отказ осудить Россию обострил отношения Китая с некоторыми из его соседей и отдалил Пекин от многих развивающихся стран». Как и многие другие в Китае, Чжоу Бо, известный бывший высокопоставленный полковник Народно-освободительной армии Китая, ставший аналитическим центром, сожалеет о негативном влиянии, которое СВО оказала на отношения Китая с Европой, в частности. По его словам: «Последнее, чего хочет Китай, — это ухудшение отношений с европейскими странами. Для нас очень важно, чтобы Европа не всегда была на стороне Соединенных Штатов». Ян Цземянь, еще одна заметная фигура в китайском аналитическом мире и брат бывшего высокопоставленного дипломата и члена политбюро Ян Цзечи , обеспокоен глубоким расколом и растущей враждебностью, возникшей между Россией и Китаем, с одной стороны, и Западом и его союзниками, с другой он, конечно, обвиняет в этом Вашингтон. Как и многие его коллеги, он особенно обеспокоен влиянием, которое СВО России в Украине оказывает на отношения между двумя сторонами Тайваньского пролива, поскольку Запад как никогда намерен оказывать дипломатическую и военную поддержку Тайваню. Нестабильность, разъединение, конфронтация и сдерживание написаны во всех этих оценках, и Украина изображается как главный катализатор этой тенденции.
Спорные острова показаны как Quemoy и Ma-tsu. В другом языковом разделе есть более полная статья Second Taiwan Strait Crisis англ. Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
Второй кризис тайваньского пролива Война пушек — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. Обе островные группы расположены у берегов материковой провинции Фуцзянь , но контролируются Тайванем. Конфликт начался в 17:30 23 августа 1958 года , когда артиллерия Народно-освободительной армии Китая начала обстрел острова Цзиньмэнь , расположенного близ города Сямынь , и прилегающих к нему мелких островов.
Как Тайвань отделился от Китая? История конфликта кратко и понятно
Оценки вероятности, сроков и сценариев военных действий в Тайваньском проливе в случае перехода конфликта в горячую фазу звучат в СМИ регулярно. США пытаются использовать тайваньский вопрос против Китая, в подобных манипуляциях кроется причина кризиса в Тайваньском проливе, заявили в МИД КНР. Обычно американское присутствие в Тайваньском проливе ограничивается одним крейсером с необходимым сопровождением. На фоне обострения кризиса вокруг Тайваня корабли ВМС США прошли через Тайваньский пролив. Вопрос Тайваньского пролива должен быть урегулирован мирным путём, сообщила 20 мая журналистам глава администрации Тайваня Цай Инвэнь в Тайбэе. Некоторые западные СМИ сообщили, что Китай провел масштабные военные учения в районе Тайваня и принял восемь контрмер в ответ на визит Пелоси на Тайвань и что именно чрезмерная реакция Китая привела к эскалации напряженности в Тайваньском проливе.
Второй кризис Тайваньского пролива - Second Taiwan Strait Crisis
В истории уже было три военных кризиса в Тайваньском проливе. Эти же сценарии привели сначала к разделу, а потом к войнам в Корее, Вьетнаме, кризисам в Тайваньском проливе и не только. Второй кризис тайваньского пролива — конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп, Кинмен (кит. 金门, Jīnmén, Цзиньмень; англ.
Тайваньский кризис
вопрос - это многослойная проблем. По его словам, именно Вашингтон спровоцировал напряженную ситуацию в Тайваньском проливе и должен нести ответственность за этот кризис, сообщает РИА Новости. Фактически это четвертый кризис в Тайваньском проливе после аналогичных инцидентов в 1954, 1958 и в середине 1990-х годов.