Слушая песни о наших дедах,слёзы на прошёл два военных конфликта,о им! Эта песня о событиях военных лет была написана почти через 20 лет после окончания военных действий. Radio Rossii Mayak. Ансамбль "Голубые молнии" исполнил известные военные песни лично для каждого ветерана Ветеранов Великой Отечественной войны сегодня поздравляли с Днем Победы особенно.
Список советских песен о войне
Северянам рассказали, почему военные песни остаются любимыми по сей день | Впоследствии знаменитый бард рассказывал, что ему импонировала мысль о песне, которую обычные солдаты могли петь в окопах. |
Play Военные песни music online for free on OK | Music on OK | Авторы некоторых известных военных песен сами участвовали в ВОВ, рассказал поэт Александр Шаганов. |
10 легендарных песен Великой Отечественной войны
И было видно словно днем. Но только крепче мы дружили Под перекрестным арт-огнем. И как бы трудно не бывало, Ты верен был своей мечте. У незнакомого поселка Мне часто снятся все ребята — Друзья моих военных дней. Землянка наша в три наката, Сосна, сгоревшая над ней. Как — будто вновь я вместе с ними Стою на огненной черте. На безымянной высоте. Эта песня также родилась почти через 20 лет после окончания войны.
Авторами текста являются на дагестанский поэт Расул Гамзатов в переводе на русский язык Наума Гребнева, музыка Яна Френкеля. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий.
Оно было переведено на русский язык Наумом Гребневым и напечатано в журнале "Новый мир" в 1968 г. Публикацию заметил певец Марк Бернес, после чего он захотел создать на эти слова песню. Совместно с Гребневым он внес в текст произведения некоторые изменения, в частности, слово "джигиты" в первоначальной версии перевода было заменено на "солдаты".
Музыка: Ян Френкель. В основу песни легло стихотворение "Журавли", написанное известным дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым на аварском языке в 1965 г. Оно было переведено на русский язык Наумом Гребневым и напечатано в журнале "Новый мир" в 1968 г.
Мальчишка взбирался на табурет и читал стихи раненым. Лучшей наградой для Михаила были улыбки и аплодисменты взрослых. Отец Иван Петрович - рабочий, фронтовик, познавший ужас плена в концлагерях Дахау и Бухенвальде. Мама Клавдия Гавриловна работала медсестрой. В юности, во время учебы в школе у Ножкина были все предпосылки пойти в актеры. Подробнее Катюша 1938 Одна из самых известных Советских песен за рубежом. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые исполнена 27 ноября 1938 года Валентиной Батищевой в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого. Песня посвящена переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, военнослужащим предположительно пограничником. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». В селе Всходы, Угранского района недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского в Доме культуры, расположен музей песни... Подробнее Бери шинель, пошли домой 1975 Впервые песня прозвучала в ленте Егиазарова "От зари до зари" 1975. Автор стихов Булат Окуджава, композитор Валентин Левашов. Фильм вышел на экраны в год 30-летия Победы, но речь в нем шла не о войне, а о жизни и людях современной деревни, а уже затем в 1976 песня прозвучала в картине " Аты-баты, шли солдаты... Именно поэтому премьерой этой незабываемой песни можно считать её исполнение ресторанным пианистом Савелием Борис Иванов на встрече ветеранов в картине "От зари до зари"...
«Катюша», «Смуглянка», «День Победы»: истории самых известных песен военных лет
Скляр, Светлана Сурганова и Сергей Мазаев. Цель проекта — поиск нового звучания любимых поколениями песен в дружеской атмосфере студии, отмечает пресс-служба. В живом исполнении прозвучат наиболее известные песни о войне и Великой Победе.
По песне прошлись катком цензуры и буквально закрыли дорогу на Гостелерадио. Однако все сложилось удачно. В ноябре 1975 года на концерте, посвященном Дню милиции, сам Лев Лещенко спел: «День Победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял уголек…» После исполнения Лещенко, как говорится, песню пела вся страна. Ельчанинова Всенародно любимая и всенародно исполняемая песня появилась в 1939 году. Это один из самых ярких неформальных символов Великой Отечественной войны. Композитор — Матвей Блантер, автор слов Михаил Исаковский.
Поплыли туманы над рекой…», — легко запоминалось, и страна пела. Песня стала одной из если не самой популярной самых популярных на фронте. Все просто — девушка ждет бойца, а солдат ждали жены, подруги, матери. Им было это близко.
Клавир был утерян. Композитор вспомнил о песне, когда художественный руководитель Краснознамённого ансамбля Александр Александров попросил показать песни для своего коллектива. Песня так понравилась Александрову, что он сразу стал её разучивать с ансамблем, который впервые исполнил её в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Исполнял её Николай Устинов, которому песня во многом обязана своим успехом. Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг. Лирическая песня быстро стала шлягером. С той поры появилось несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», самый известный из которых пела Клавдия Шульженко. До сих пор она одна из самых популярных у военных коллективов. Стихи Михаил Матусовский написал в 1963 году для фильма «Тишина» Владимира Басова по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Музыки долго не было, и сочинил её композитор Вениамин Баснер в поезде.
Но уже спустя полгода они впервые были напечатаны газетой «Правда», а затем положены на музыку знаменитого отечественного композитора Блантера. В разное время прекрасное произведение исполняли Виноградов, Хиль и Хворостовский. Главным смыслом песни является символ «любовного оберега», которым семья защищает воюющих от возможной гибели. Как важно верить и ждать дорогого человека даже в моменты, когда покидают последние силы и надежда. Смуглянка Музыку для известной и любимой всеми военной песни написал Новиков, а поэтом стал Шведов. Изначальная композиция входила в состав сюиты, написанной по просьбе Киевского особого военного округа и посвященной Котовскому. Песня рассказывает о девушке-партизанке, которая действовала во времена гражданской войны. Интересно, что в довоенные годы ее так и не исполняли. В различных обработках и стилях песню перепевали знаменитые исполнители, в том числе Ротару, Кобзон, Чепрага и другие. Также она сопровождала визуальный ряд двух кинолент, таких как «Солдаты свободы» солисткой стала Толкунова , и «В бой идут одни старики». Заветный камень Композиция, написанная в Мокроусовым в сотворчестве с автором стихов Жаровым, посвящена городу-герою Севастополю. Впервые она появилась в 1944 году и была основана на реальных событиях. В результате кровопролитных сражений за город по морю плывет шлюпка с четырьмя моряками, один из которых смертельно ранен. Он передает товарищам осколок гранитной набережной Севастополя, завещая, что его необходимо вернуть на место любой ценой. Моряки передают гранитный камень из рук в руки, а в итоге он возвращается в освобожденный от фашистов Севастополь.
Песни Победы. Истории самых известных военных мелодии
Известные военные песни прозвучали в Москве на акции-концерте «Фанфары Победы-2023». В его исполнении звучали всем известные песни военных лет, которые стали актуальными в 2022-м. В его исполнении звучали всем известные песни военных лет, которые стали актуальными в 2022-м. Песни СВО Военные песни слушать Сердце стучит авт исп Вячеслав Безверхних СВО 3. Предлагаем вашему вниманию СПИСОК 100 рекомендуемых песен для использования в мероприятиях военных учреждений культуры. Авторы некоторых известных военных песен сами участвовали в ВОВ, рассказал поэт Александр Шаганов.
В печатном номере
- Друзья ,просьба! Нужны современные красивые песни о войне..Победе..Надеюсь на отзывы!!!
- Кто на завалинке
- Музыка Победы: песни, посвященные Великой Отечественной войне
- Что ещё посмотреть:
- Как шведская метал-группа сделала кавер на песню российского рокера и попала в тренды YouTube
- 6 комментариев
Наследница поэта Долматовского запретила исполнять в России военную песню «Дорога на Берлин»
Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Песню исполняли многие известные исполнители того времени: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Лирическое содержание и у еще одной военной песни, ставшей невероятно популярной в том же 1943-м в исполнении Леонида Утесова. территория детей Серпуховичам раасказывают о военной службе по контракту Военная служба по контракту. Многие военные песни рождались под пулями прямо в окопах, во время наступлений и кровопролитных сражений.
10 легендарных песен периода Великой Отечественной войны
Весной 1942 года Исаак Осипович Дунаевский, увидев стихотворение в журнале, прямо на полях написал ноты. Очень скоро песню исполнила солистка Центрального Дома культуры железнодорожников Марина Бабьяло. Концерт состоялся ночью, на железнодорожном разъезде под Читой, где формировались эшелоны, отправляющиеся на фронт. Весной 1943 года ансамбль Центрального Дома культуры железнодорожников под управлением Исаака Дунаевского исполнил песню в Москве, повторив её на бис несколько раз. Руководители Всесоюзного радиокомитета обратились к Дунаевскому с просьбой дополнить текст четверостишием о подвиге защитников Москвы. Текст дописал режиссёр ансамбля Сергей Агранян. В 1953 году, по воле Хрущёва, куплет, где были слова: «Над Москвою в сиянии славы солнце нашей победы взойдёт.
Я приеду в наш город могучий, где любимый наш Сталин живёт», был удалён. В фонде библиотеки хранится первое издание нот этой песни в Москве в 1944 году. Песня превратилась в символ сопротивления оккупантам и единения советских людей для отпора врагу. C 1995 года песня «Моя Москва» стала официальным гимном столицы. Строки песни высечены в бронзе и граните на памятнике защитникам столицы на 23 км Ленинградского шоссе: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова... Несмотря на все тяготы, в тылу и на фронте для поднятия боевого духа и оптимизма создавались сатирические песни и частушки, в которых высмеивался Гитлер, немецкие солдаты.
Сигизмунд Кац в сотрудничестве с поэтом Владимиром Абрамовичем Дыховичным написал шуточную песню «Морской козёл» Москва, 1943 , которая в настоящее время практически забыта. Её суть сводилась к тому, что в песне предлагалось бить фашистских «козлов». К началу войны сохранились некоторые песни и марши, ставшие популярными ещё в период Первой мировой. Среди них знаменитый и сегодня марш «Прощание славянки», написанный капельмейстером Василием Ивановичем Агапкиным в 1912 году. Марш «Прощание славянки» звучал во время Парада Победы в 1945 году на Красной площади. Отметим также легендарную «Катюшу» — одну из лучших довоенных песен, ставшую любимой и популярной в годы войны.
Стихи, написанные Михаилом Васильевичем Исаковским в конце 1930-х годов, оказались очень созвучными настроению военного времени. Здесь говорится об ожидании встречи с любимым, который служит «на дальнем пограничье». Коллекция военных песен имеет свои особенности. Указанные на титульном листе даты поступления в Ленинку, совпадающие с датами изданий нот, говорят о том, что ноты попадали сюда сразу же после выхода из печати. Это и позволило собрать коллекцию песен-памятников 1941—1945 годов издания.
Ваншенкин Живая память Б. Фиготин - С. Островой Журавли Я. Френкель - Р.
Гамзатов, пер. Ваншенкин За Полярным кругом О. Фрадкин - Р. Соловьев Каждый день шагают ноги А. Эшпай - Л. Дербенев Как не любить мне эту землю В. Левашов - В. Рождественский Как, скажи, тебя зовут? Долматовский Любите Россию С.
Туликов - О. Милявский Майский вальс И. Лученок - М. Ясень Маки Ю. Антонов - Г. Листов - А. Филатов Минуты тишины А. Петров - М. Матусовский Москвичи А.
Эшпай - Е. Любовский - С. Гудзенко Мы - последние этого века... Пахмутова - В. Костров На безымянной высоте В. Баснер - Б. Вахтин и П. Кац - А. Фатьянов На кургане А.
Петров - Ю. Боков На перевале В. Верстаков Настя Н. Богословский - К. Ваншенкин Незабудка А. Лепин - Ф. Лаубе Неизвестный солдат А. Пахмутова - Е. Евтушенко Не могу забыть В.
Шаинский - В. Харитонов Не стареют душой ветераны С. Туликов - Я. Табачников - Я. Зискинд Новобранцы Р. Майоров - Д. Иванов Он лежал на поле боя М. Иорданский - К. Ваншенкин Он не вернулся из боя В.
Высоцкий Павшие живым Э. Рабкин - А. Дементьев Память сердца И. Добронравов Песенка о солдатских сапогах Б.
Уже на втором куплете солдаты встали, вытянувшись во фрунт — словно при исполнении гимна. По окончании бойцы потребовали песню повторить. И снова. Всего оркестру пришлось проиграть её пять раз подряд. Трудно представить, но...
Слишком, мол, трагичная — решили чиновники. Надо бы бодрее, веселее, что-то о победе. Бравое что-нибудь. Но в октябре, когда немецкие войска уже захватили много советских городов, стало ясно, что не до бодрости и бравурности. Обязательно сразу после боя кремлёвских курантов. Песня моментально стала народной, несмотря на своё возвышенное звучание. Её слушали и пели на фронте и в тылу. Известны случаи, когда в самых отчаянных боях во время обороны защитники вдруг начинали её петь, собирая с её помощью последние силы. В таком момент «Священную войну» не могла заменить ни бравая песенка, ни государственный гимн.
Это была не песня, это было — оружие. Многие считают, что текст песни отсылает к саундтреку популярного в то время патриотического фильма «Александр Невский», вышедшего на экраны за три года до того — «Вставайте, люди русские! Там её исполняет звезда того времени — Марк Бернес в роли легкомысленного балагура Аркадия Дзюбина. В фильме он поёт «Тёмную ночь» под гитару, но в сценарии в этом эпизоде Аркадий именно что пишет письмо домой — и сначала эпизод так и снимали, безо всякой музыки. Однако, как Бернес ни старался, режиссёру Леониду Лукову сцена казалась фальшивой. Надо сыграть на особом сценическом артистизме Бернеса, его умении петь «прямо в душу». Дальше события развивались стремительно. Луков, несмотря на поздний час, буквально вбежал домой к композитору Богословскому. Слов ещё не было, и Луков доносил свою мысль чуть ли не на пальцах.
Богословский сел за рояль и практически сразу выдал мелодию нужного настроения. С этой мелодией оба они побежали уже к поэту Агатову — и тот очень быстро сочинил простой и глубокий по чувству текст. Среди ночи разбудили Бернеса — и фонограмма была готова уже к следующему дню, когда эпизод с солдатским письмом пересняли.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Мурманске» murmansk.
Военные песни Бреста – города воинской славы
Что находило отражение в песнях военных лет. Яхонт и Матвей Исаакович Блантер — Корреспондентская-застольная (Песня военных корреспондентов). В рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в Абакане проводится конкурс «20 песен о войне».
10 легендарных песен Великой Отечественной войны
Бери шинель, пошли домой И снова автором чутких слов стал Окуджава, а музыкальное сопровождение подготовил коллега Левашов. Песня у людей ассоциируется с кинолентой Быкова «Аты-баты, шли солдаты…», которая переворачивает душу у телезрителей. Интересно, что изначально песня была написана для фильма «От зари до зари», который вышел на экраны в 75-м году. Уже в течение 2-х лет песня обрела широкую популярность — ее хотели исполнить выдающиеся певцы, такие как Кобзон, Хиль, а также сам Окуджава. В землянке Текст прекрасной песни был написан военным корреспондентом и по совместительству поэтом Сурковым в самом начале войны осенью 41-го. Тогда Алексей Сурков вместе с коллегами попал на фронт.
Его батальон подвергся минометному обстрелу, который приходилось пережидать в землянке. Так, вместо военного репортажа Сурков увидел поэтические строки, наброски которых были отправлены на «рецензию» родным. Позже журналист показал строфы композитору Листову, в результате чего родилась песня, которая получила широкое распространение среди фронтовиков. Произведение хотели исполнить творческие коллективы, а также известная отечественная певица Русланова. Жди меня Мало кто не знает один из «гимнов» Великой Отечественной, который берет за душу и оставляет заметный след в ней.
Слова были написаны летом первого военного года и не планировались к публикации. Но уже спустя полгода они впервые были напечатаны газетой «Правда», а затем положены на музыку знаменитого отечественного композитора Блантера. В разное время прекрасное произведение исполняли Виноградов, Хиль и Хворостовский. Главным смыслом песни является символ «любовного оберега», которым семья защищает воюющих от возможной гибели.
Читала лекции для образовательного проекта Partizan и музея современного искусства "Гараж", основанного экс-супругой Романа Абрамовича Дарьей Жуковой Радкиной на деньги олигарха. В общем, какие вопросы, ясно и понятно... Специфическая богемная тусовочка. Добавим, что Татьяна Долматовская замужем за ресторатором Алексеем Зиминым. Этот крендель без высшего образования успел поработать главредом журнала "Ресторанные ведомости", заместителем главреда журнала "Афиша", гастрономическим колумнистом газет "Ведомости" и "Коммерсантъ", главредом русскоязычных версий журналов GQ и Gourmet, главредом журналов "Афиша-Мир" и "Афиша-Еда", главредом портала "Еда. Открыл поварскую школу Ragout, кафе "Урга" в "творческом посёлке" Никола-Ленивец в Калужской области, бар Craft в Пензе, сеть гастрономического фастфуда Park-Express, кафе Dom 12 в центре Москвы, кафе в серебренниковском "Гоголь-центре" и др.
В конце февраля 2022-го они разразились громкими проклятиями в адрес спецоперации и Путина тогда же закрылась передача "Готовим с Алексеем Зиминым" на НТВ , и больше к нашей стране никакого отношения не имеют - за исключением дорогой недвижимости в РФ и российских ресторанных активов, продолжающих давать неплохой доход. Life: "Иногда проходят благотворительные акции Cook for Ukraine. Гостей ждёт гастрономический ужин при свечах, посвящённый Украине. Последний раз в меню были борщ с «тухлым салом» и закарпатский бануш, который Зимин готовит при гостях. На минус первом этаже клуб и караоке, на первом — основной зал, на втором проводятся банкеты, на третьем — апартаменты. Американская газета «Вашингтон пост» преподносит Зимина героем. Мол, в соцсетях он бесстрашно поёт диссидентские песни с требованиями вернуть российских солдат домой, зная, что из-за этого может никогда не вернуться в Россию. Но похоже, что Зимин и не собирался возвращаться. Одна из его дочерей учится в King Solomon Akademy — это престижная школа в самом сердце Лондона на пересечении Челси и Гайд-парка. Также у него есть квартира на знаменитой благодаря Битлам улице Abbey Road.
В день старта специальной военной операции на Украине он находился уже в Лондоне. Вооружившись флагом Украины, он присоединился к протестному митингу у Посольства России, о чём выложил посты. Впоследствии Зимин устроил собственную акцию у российского представительства.
Симонов, Е. Долматовский: в армейских ансамблях и Домах офицеров служили А. Мокроусов, В. Макаров, М. Фрадкин и другие композиторы. Дружба с солдатами и краснофлотцами плодотворно сказалась на их песенном творчестве.
Сама жизнь подсказала авторам слова и образы, мысли и интонации, которые находили безошибочный путь к сердцам миллионов. Священная война. Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача Скачайте файл. Настоящим гимном стала песня "Священная война", в июне 41-го её запела вся наша страна. На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача, начинавшиеся набатными строками: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой! Эти строки так взволновали композитора Александра Александрова, что он тут же решил переложить их на музыку. По всей видимости, за основу он взял свою же мелодию, на которую еще в 1938-м была написана "Песня о Климе Ворошилове" Песня о Климе Ворошилове.
Музыка: А. Слова: О. Колычев А утром следующего дня артисты ансамбля песни и пляски Красной Армии, пришедшие на репетицию, уже разучивали песню. В первые же дни начала Великой Отечественной артисты Ансамбля имени Александрова были разделены на четыре мобильные группы. Уже 24 июня 1941 года три из них были командированы в действующую армию. Четвёртая группа 55 человек осталась в Москве. Её возглавил сын основателя ансамбля — Борис Александрович. Как очевидец, Борис Александрович рассказывает и о первом исполнении песни «Священная война». Особенно часто выступали на Белорусском вокзале.
Однажды утром к А. Александрову подошёл политработник с газетой в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача, может, напишете песню. Отец взял газету, прочитал стихи, и, забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили её. Музыка с её призывным настроем, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты порой от спазмов, сжимающих горло, не могли петь и играть…» И уже утром следующего дня песня «Священная война» прозвучала на Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымлённой духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний. Это было подобно набату, клятве, присяге. Люди требовали и требовали повторения, чуть ли не сразу стали подпевать. Тогда песню исполнили пять раз подряд.
Её, ставшую символом борьбы с ненавистным врагом, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков позже называл «бессмертной». С введением 19 октября 1941 года осадного положения в Москве Всесоюзное радио стало открывать свои передачи трансляцией «Священной войны», ставшей фактически гимном военного времени. Со «Священной войной» ансамбль Александрова прошел по фронтовым дорогам, дал около 1200 концертов. Она и в наше время звучит по телевидению и радио, с концертных площадок в памятные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны. И сейчас «Священная война», как гимн в честь народа-победителя, поднимает залы во время концертов ансамбля не только в нашей стране, но и за рубежом. К 60-летию начала Великой Отечественной войны известный московский скульптор Михаил Переяславец создал памятный горельеф, посвященный событиям, связанным со «Священной войной». Он изобразил многофигурную композицию, запечатлевшую артистов Александровского ансамбля, исполняющих песню перед солдатами, которые отправляются на фронт. Композиция размером 2,6 х 2,2 метра установлена в мае 2005 года на фасаде Белорусского вокзала. В землянке.
Музыка К. Листова, слова А. Скачайте файл. История создания песни от автора, Алексея Суркова: «Расскажу историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой. Эта песня «Бьется в тесной печурке огонь... Если я не ошибаюсь, она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны. Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать «домашних» стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... Стихи мои «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню».
И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет». В этот период им были написаны песни «Если не вернусь», «Жди меня», «Три голубки», «Ой, волна, волна морская», «Родной Севастополь», «Наездники морей», «Морская душа», «Амурский вальс», а также фронтовые песни-плакаты «Ни шагу назад», «Нет, никогда мы не будем рабами», «Пехотинцы». Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел.
Журавли Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних — Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Летит, летит по небу клин усталый — Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый — Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна?