Подробнее о прорыве блокады Ленинграда и операции "Искра" в материале РЕН ТВ. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. Парламентская газета. Новости: Общество. Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа. Дата публикации: 18.01.2023.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Шимск; 17 июля попытка захвата 22-го стрелкового корпуса станции Дно. Захват отражен армией А. Мери будущим героем СССР ; 31 июля наступление на Карельский перешеек; 19 августа прорыв Лужской оборонной линии и взятие Новгорода; 20 августа захват Чудово, разрыв железнодорожной линии Москва — Ленинград; 30 августа подход фашистской армии к Неве и обрыв всех дорожных подступов к г. Ленинград; 8 сентября взятие Петроградской крепости с этого времени связь с городом осуществлялась только по ладожскому озеру и с воздуха ; 9 сентября отпор фашистских войск на подступу к Ленинграду; 21 сентября доклад Гитлера «О блокаде Ленинграда»; 30 сентября разгром войск противника на реке Свирь, при поддержке Ладожской военной флотилии. Итоги этапа: вражеские попытки захвата города потерпели неудачу; героями, отмечены полуостров Ханко, база г.
В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа и Стрельни, Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Красная армия действовала по плану.
К 17 января прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать.
Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. Итоги операции[ ] Войска Ленинградского и Волховского фронтов, взломав шлиссельбургско-синявинский выступ, прорвали блокаду Ленинграда , создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации Дорога победы города с территорией всей страны. В город начали поступать продовольствие, вооружение, медикаменты. Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника. Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии.
Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Фильмы, посвященные операции[ Киноэпопея по произведениям Александра Чаковского Фильм первый — «Ленинградский метроном», 1977 г.
Весь Ленинград был украшен флагами.
Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.
По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
Операция «Искра» — восемьдесят лет назад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда
Марти С. Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Голод в Ленинграде начался не из-за руководителей Ленинграда, а из-за плохого снабжения города: серьёзных запасов продуктов питания в городе не было, а логистические цепочки были разрушены немцами. Незаконное получение продуктов идёт за счёт государства, на что ежемесячно расходуется 2-2,5 тысячи рублей, а в ноябре месяце было израсходовано 4 тысячи рублей. Это последним было выполнено. Сообщается на Ваше распоряжение». Конечно, часть блокадной жизни не так остро ощущалась партийными работниками, в том числе и руководителями города. Но это не значит, что у них не было вообще проблем — в тяжёлой ситуации находились и сотрудники милиции нередки истории, когда они падали от голода во время дежурства и умирали , и партийные работники, и сотрудники НКВД. Оператор центрального узла связи в Смольном Нейштадт рассказывал так: «Честно скажу, никаких банкетов я не видел.
Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт. Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов. К ним в комнату мимо нас носили тарелки с бутербродами. Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде… Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший». В блокадном Ленинграде злоупотребляли служебным положением.
Но это не было правилом. А руководство города всеми силами старалось держать ситуацию под контролем. Сталин не любил Ленинград и даже не старался освободить город из кольца немецкой блокады Иногда даже говорят, что Сталин намеренно оставил город в блокаде, не желая его спасать. Ситуация, в которой оказался Ленинград в конце августа-начале сентября 1941, стала результатом многих обстоятельств: катастрофической ситуации на фронте, тяжёлыми поражениями советских войск, неготовности к отражению атак немецких войск, большим потерям, которые понесла армия. Из-за всех этих потрясений Кремль не мог уделять достаточного внимания ленинградскому направлению до середины августа 1941 года — и до какой-то степени руководство города было предоставлено самому себе. Сразу после установления блокады советская армия предпринимала несколько попыток прорвать кольцо блокады в районе Шлиссельбурга.
Мгинская дуга 1941-1942 гг. И если бои 1941-го года были уже частично раскрыты автором в Битве за Ленинград. Неизвестная оборона , и автор коснулся их слегка обобщенно, примерно на четверть общего объема, то такое всеобъемлющее описание 3-й Синявинской операции августа-октября 1942 года появилось в нашей исторической литературе впервые, и я сразу скажу, что это исследование автора — это одна из вершин отечественной истории Великой Отечественной. Подневный ход сражения описан очень подробно, благо речь идет о не очень длинном, примерно сорокодневном сражении, на ограниченном пространстве. Трехэшелонно расположенные советские войска, наступая на узком 15-км фронте, а по сути — на немногих пригодных для действий техники дорог и электропросек, штурмовали немецкие оборонные позиции на месте рабочих поселков и небольших естественных высот. Отражая это наступление немцы последовательно вводили свои резервы и прибывающие части 11-й армии и ее артиллерии, попутно расстреливая накопленные боеприпасы, каждый день обрушивая тонны, стали на наступающие советские войска. Советское командование во главе с К. Мерецковым каких-то выдающихся полководческих дарований не проявило, как уступив противнику господство в воздухе, так и проиграв немцам контр-батарейную борьбу, большинство советской артиллерии так и осталось на исходных позициях наступления, в то время как немцы выдвигали даже тяжелые орудия почти вплотную к своим позициям. Все решения командования на уровне фронта в общем-то ограничились последовательным введением в бой всех трех эшелонов, по мере того как советские части перемалывались немецкой обороной. Еще автор контрапунктом давал описания десантной операции Ленинградского фронта, окончившиеся воссозданием Невского пятачка, где две дивизии и одна бригада потеряли больше восьми тысяч человек, то есть от них тоже мало что осталось... А качестве мемуаров от участников событий у нас есть три тома воспоминаний участников попыток прорыва блокады, собранных навсегда ушедшей от нас в марте этого года Изольдой Анатольевной Ивановой , врача-хирурга и одной из тех, кто стоял у истоков поискового движения Ленинградской области, одной из инициаторов первой Ленинградской Вахты Памяти, автора многих книг о войне. И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6. Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно.
Боевые действия армии поддерживал Краснознаменный Балтийский флот. Артиллерия береговых и корабельных установок, бомбардировочная и штурмовая авиация наносили удары по укреплениям противника. Наступление началось с мощной артиллерийской подготовки, она продолжалась около двух часов. Семь дней шли ожесточенные бои южнее Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана. В материалах экспозиции рассказывается о боевых действиях войск, участвовавших в прорыве блокады.
Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.
Пятая попытка
Уже 9 сентября 1941 года попытку прорыва блокады предприняла 54-я отдельная армия, которой командовал маршал Кулик. В сентябре 41-го навстречу 54-й армии со стороны Ленинграда никто не наступал. В октябре и ноябре осуществить прорыв блокады пытались войска Ленинградского фронта — и вновь безуспешно. В течение 1942 года были проведены Любавинская, Старопановская, Ям-Ижорская и Синявинская наступательные операции, которые также окончились неудачей. Но их опыт был учтен при разработке операции «Искра».
Название операции предложил Сталин, объяснив это тем, что поскольку предыдущие попытки прорвать блокаду города на Неве закончились неудачей, то на этот раз из «искры» наконец должно возгореться «пламя» победы. Главный удар решено было нанести там, где расстояние между войсками Ленинградского фронта генерала Говорова и Волховского фронта генерала Мерецкова было кратчайшим.
В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде».
Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск.
Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои.
Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта.
Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя.
Танковые бои под Тернополем. Балатонское сражение. Балтийский флот. Освобождение Донецкого бассейна.
Операция "Багратион". Танковый бой на Висле. Путь на Берлин. Взятие Кёнигсберга.
Что способствовало прорыву и полному освобождению Ленинграда? За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года. Пусть они и не помогли добиться поставленной цели, но способствовали недопущению штурма осажденного города. С 12 по 30 января 1943 года прошла операция "Искра", благодаря которой удалось переломить ход событий. Силы врага ликвидировали по всему южному побережью Ладожского озера. Красная Армия смогла перехватить инициативу ведения боевых действий в этом направлении. Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года.
18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Полное освобождение Ленинграда от блокады
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего посёлка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра». «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. Прорыву блокады Ленинграда и посвящена эта книга. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го - МК Санкт-Петербург | Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда. |
Пятая попытка | «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. |
18 января – день прорыва блокады Ленинграда | прорыв блокады Ленинграда. 5 января наступательная операция «Искра». |
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда
Как вспоминал потом военный корреспондент П. Лукницкий, вечером практически все население города вышло на улицы, наблюдая за артиллерийским салютом в честь освобождения Ленинграда. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена, - кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "ура! А в преддверии 76-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Ломоносовском районе прошла военно-историческая реконструкция "Январский гром". В ней участвовали свыше 700 человек из России, стран СНГ и балтийских государств. Были задействованы машины, танки, мотоциклы - более 30 единиц техники.
Реконструкция собрала тысячи жителей региона. Как отметили в администрации Ленобласти, она дала возможность воочию увидеть, как сражались советские солдаты, почувствовать всю силу противостояния Великой Отечественной войны и сохранить память о Победе.
Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии.
Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север».
В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов.
В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами.
Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин.
На каждый километр фронта приходилось 10—12 дзотов и до 30 орудий и минометов, а вдоль всего берега Невы протянулись траншеи полного профиля. Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки.
Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной. По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея. Там, где болотистая местность не позволяла углубиться в землю, немцы возвели ледяные и насыпные валы, поставили двухрядные бревенчатые заборы.
Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе. К тому же здесь располагалась большая территория синявинских торфоразработок, которые были изрезаны глубокими канавами и дополнительно укреплены деревоземляными, торфяными и ледяными валами. Территория была малопроходимой для бронетехники и тяжёлой артиллерии, а они были нужны для разрушения вражеских укреплений. Для преодоления такой обороны требовались мощные средства подавления и разрушения, огромное напряжение сил и средств наступающей стороны. Советские офицеры осматривают тяжелые немецкие орудия, обстреливавшие Ленинград.
Это две 305-мм мортиры M16 чешского производства фирмы «Шкода» Тяжелая 305-мм мортира M16 чешского производства, захваченное советскими воинами. Район Ленинграда План операции Ещё 18 ноября 1942 г. Ставка, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве немецкой обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план.
Координация действий обоих фронтов поручалась маршалу Советского Союза К. Подготовить операцию планировали к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р.
Духанова; 55-я армияЛенинградского фронта под командованием генерал-лейтенант Свиридов В. Романовского; часть сил 8-й армии Волховского фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. Авиационную поддержку наступления осуществляли: 13-я воздушная армия Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации С. Рыбальченко; 14-я воздушная армия 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации И. Журавлёва; авиация Балтийского флота. Также наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Германия[ Часть сил 18-й армии под командованием генерала кавалерии Г.
Согласно советской историографии, конец операции «Искра» - 30 января или 1 февраля. Это не так. Очень активные бои продолжались до конца февраля. Но успехов почти не было, кроме только того, что немцев выбили из 8-й ГРЭС. Есть еще один эпизод, который вообще почти не освещается в нашей историографии.
Дело в том, что 2-я Ударная армия Волховского фронта в январе-феврале 1943 года попыталась обойти Синявинские высоты возле «Рощи Круглая». В результате образовался значительный выступ. Немцы в марте 1943 года, опасаясь, что для нас он станет плацдармом для наступления, отбили его обратно и спрямили линию фронта. Отбиваться у нас сил не было: некоторые дивизии за время январских-февральских боев потеряли больше двух своих составов... Только в сентябре врага удалось выбить с части западных склонов высот.
То место, где сегодня находится мемориал «Синявинские высоты», у немцев называлось «обрыв» - откуда их как раз сбросили в сентябре 1943-го. С остальных высот противник ушел только в январе 1944 года, опасаясь окружения. Подарок от Красной армии Последние годы ознаменовались настоящим бумом блокадных дневников. Как правило, их авторов уже нет в живых, дети и внуки извлекают из домашних архивов пожелтевшие ветхие тетрадки с порой полустертыми записями. Но редко какой еще исторический документ может так точно донести подлинные эмоции времени!
И что еще удивительно: оказывается, очень многие горожане, которые прежде никогда не имели привычки к дневниковым записям, стали их вести именно в блокаду. Причем исключительно для себя, «в стол», совершенно не рассчитывая на то, что их страницы будут когда-то доступны широкой публике. Наверное, кто-то понимал значимость момента, а кто-то был просто не уверен в том, что переживет тяжелейшее время, и хотел таким образом оставить память о себе. Сегодня мы подобрали записи из некоторых дневников, датированные 18 января 1943 года. Все побежали на фабричный двор слушать громкоговоритель...
Радость была так велика, что многие плакали. Я впервые поняла, как плачут от радости... На работу шли веселые и счастливые. В цеху то и дело собирались в кучки, обсуждали события... Жаль, не могут порадоваться со мной мои погибшие ребята.
Так много счастья, и почти не с кем разделить! Думали, немцы от злости забросают нас бомбами, но они притихли. Видно, находятся в шоке». Галина Зимницкая, школьница, работник фабрики им. Микояна «Ура, ура, ура!!
Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца?
Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости. Победа, Победа. Всю ночь не умолкает радио. Никто уже не смог спать в эту ночь.
Ленинградцы дождались желанного дня. Радость и счастье. Смерть немецким оккупантам». Николай Горшков, старший бухгалтер Ленинградского института легкой промышленности «Казалось, что с прорывом блокады мгновенно кончатся наши муки. Но суровая действительность напомнила очень жестоко о себе.
Немцы сбрасывают бомбы большой разрушительной силы, бросают по всему городу». Екатерина Глинская,зав. И эта победа для меня является лучшим подарком от Красной армии.
Операция «Искра» — восемьдесят лет назад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда
Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра». В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. Прорыв блокады Ленинграда – это была третья крупнейшая победа после Москвы и Сталинграда в Великой Отечественной войне. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
1.4. Прорыв блокады.
Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда./Фото. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12—30.01.1943) Архивная копия от 24 февраля 2007 на Wayback Machine. Прорыву блокады Ленинграда и посвящена эта книга.