Погода выдалась морозная, но с песнопением тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Тропарь: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи. Категории новостей КИПР Сегодня КИПР в лицах Греция Россия Европа В мире Православие Размышления о жизни Средиземноморский Угол. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ / ПРАЗДНИК ДНЯ
И люди приходили к этому почитаемому праведнику на реку Иордан во множестве, чтобы послушать его проповеди, раскаяться и креститься в знак того, что они оставляют свои грех. Крещение Господне Тропарь, глас 1Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. После Евангелия во время 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех», затем окропляются вайи святой водой с произнесением слов (трижды): «Освящаются ваия сия.
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи… Объяснение тропаря праздника
Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Выслушав слово священника, верующие с благоговением набрали агиасму, а некоторые окунулись в купель подобно еврейскому народу, кающемуся у Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и погружающемуся в воды Иордана, желая исправить свою жизнь к лучшему, оставив. Главная > Новости собора > Во Иордане крещающуся Тебе, Господи. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии Белгородской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. О, кто даст слову вашему силу, чтобы достойно воспеть славу Бога, в трех Ипостасях на Иордане явившегося!
Крещение Господне (Богоявление) Тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
Свернуть Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 10, стих 1 — 4 Читать отрывок 1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Свернуть Традиции праздника Самой известной традицией Крещения Господня является освящение воды, которое происходит как накануне праздника, в Крещенский сочельник, 18 января, так и в сам день Богоявления, 19 января. Воду, освященную в эти дни, называют агиасма, что в переводе означает великая святыня. Прорубь в форме креста, которую прорубают во льду водоема реки или озера , называют иорданью. Священники освящают воду в ней. Именно в эту воду, по народной традиции, окунаются некоторые верующие в праздник. Однако с точки зрения спасения души важнее посвятить этот день Богу: прийти на богослужение в храм, почитать Евангелие, сотворить милостыню ради праздника.
Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет неприступный» [3]. Русский перевод тропаря и кондака следующий. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Обращая внимание на грамматику церковнославянского языка, можно заметить, что причастие «крещающуся» и местоимение «Тебе» стоят в дательном падеже. Это церковнославянский оборот, который называется «дательный самостоятельный». В Евангелии от Иоанна Богослова Ин. Считается, что во времена земной жизни Иисуса Христа в этом месте находилась переправа через Иордан, которой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии [4].
Точное местонахождение нам неизвестно. Троическое поклонение Священное Писание, описывающее событие Крещения Спасителя, ясно показывает нам самое важное событие для всего христианского мира — явление Святой Троицы. Именно поэтому в тропаре праздника говорится, что в указанный день «Троическое явися открылось поклонение».
Но освобождая людей от «работы диаволи и тли смертныя»[135], Господь освящает и весь тварный мир, и как символ жизни — воду, делая ее не мертвой, но живой, освобождая ее от поврежденности и подчиненности тому, кто назван в Писании «князем мира сего» Ин. Таким образом, с Крещением связана идея победы Христа над сатаной и освобождения мира от его власти: «Погрузившись в воды, Он связал сильного»[136]. С этим пониманием связана иконописная традиция написания вод иорданских на образах Богоявления с темными фигурками бесов.
В Церкви в праздник Богоявления ежегодно совершается великое чудо: Дух Святый сходит на воду и делает ее нетленной, то есть не подверженной порче, делает ее способной освящать, отгонять бесов и исцелять. Это чудо Великой Агиазмы является предвестником будущего изменения мира, будущей славы и нетления см. О связи между славой человека и мира говорят первые главы книги Бытия, в Писании Нового Завета об этом говорит ап. Павел в Послании к римлянам. Мир, по мысли В. Лосского, есть продолжение тела человека[137].
Грехопадение человека внесло разлад в окружающий мир: он изменился и подвергся тлению. Возвращение человека в славу сына Божия изменит и состояние окружающего мира: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» Рим. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Еврейские праведники и представители многих народов мира практиковали ритуальные омовения, как знак очищения от грехов. И люди приходили к этому почитаемому праведнику на реку Иордан во множестве, чтобы послушать его проповеди, раскаяться и креститься в знак того, что они оставляют свои грех. Тогда крещение совершалось однократным погружением в воду. Само слово «крещение» более точно звучит по-гречески: «баптизма» — «погружение». Господь Иисус Христос не совершил в своей земной жизни ни одного греха, однако по своему человечеству также должен был пройти через подобное ритуальное очищение, чтобы люди знали об этом.
Когда ему исполнилось 30 лет он впервые явил себя миру как Бог и Сын Божий и это случилось именно во время крещения от Иоанна Предтечи. С момента крещения начинается общественное служение Спасителя, его проповедь и путь на Голгофу и к Воскресению из мёртвых. Именно поэтому мы особо почитаем этот день церковной истории. Кроме того, своим погружением в воды реки Спаситель освятил их. И теперь, желая присоединиться к Церкви мы также погружаемся в освящённые воды крещенской купели. Троекратное погружение в этом случае символизирует смерть и очищение от грехов, а исхождение из воды — воскресение из мёртвых. Евангельские события О событиях Крещения Господня рассказывается у всех трёх синоптиков евангелистов Матфея, Марка и Луки , а также у евангелиста Иоанна Богослова. Иисус Христос пришёл в маленькое местечко на берегу Иордана, называемое Вифавар, где Иоанн Креститель пророчествовал о скором пришествии Мессии.
Крещение Господне (Богоявление) Тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
По содержанию своему слова относились только к Иисусу. Но Предтеча в этом свидетельстве окончательно убедился, что Сей действительно Сын Божий, Мессия, пришедший спасти мир. Сошествие Святого Духа, исходя из текста тропаря, можно сказать, является некой печатью, которая завершает действие, ставя точку и подтверждая истинность этой великой тайны Богоявления. Слово «извествоваше» является формой глагола «извествовати», который означает «подтвердить или засвидетельствовать»[5]. Явление Господа Читая кондак Крещения Господня, можно заметить такую особенность: в тропаре слова текста обращены к Сыну Божию, тогда как когда в кондаке нет обращения к какому-либо лицу Святой Троицы. Текст кондака праздника обращен к Богу — Отцу, Сыну и Святому Духу Примечательно употребление словосочетания «свет знаменася». Оно может иметь несколько толкований, так как глагол «знаменати» отличается множеством значений[6]. Данный глагол имеет значение «поставить отметку, клеймо или печать». Божественная благодать, которую многие святые отцы ассоциируют со светом, ставит на христианах во время Крещения печать Духа Святого, тем самым отделяя их от мирских людей и в то же время причисляя к Христовой Церкви. Глагол также может иметь значение «освятить»[7].
Тогда толкование тропаря может быть таким: Бог по Своей неизреченной милости и любви отдает Сына Своего Единородного на смерть, «чтобы всякий верующий в него имел жизнь вечную» Ин. Христос, придя на Иордан, принял Крещение от Иоанна, тем самым показал нам путь, осветив светом Своей Божественной благодати, и указал нам на Крещение от воды, чтобы мы, крестившись, освящались и приобщались этой великой милости — Божией благодати.
По окончании богослужения митрополит Иоанн совершил чин Великого освящения воды. Часть крещенской воды волонтеры МыВместе доставят на дом белгородцам, которые не смогли присутствовать на богослужении.
Она имеет особую благодатную силу, ведь в молитвах на освящении Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна».
После совершения чина великого освящения воды иерей Андрей Борунов поздравил собравшихся, пожелав им обрести духовную чистоту, и напомнил, что Крещенская вода, — великая агиасма, — есть источник Божественной благодати, того, что исполняет цель самой жизни, что в ней нет никакой магии, стало быть, вне контекста следования за Христом все это просто не имеет смысла. Выслушав слово священника, верующие с благоговением набрали агиасму, а некоторые окунулись в купель подобно еврейскому народу, кающемуся у Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и погружающемуся в воды Иордана, желая исправить свою жизнь к лучшему, оставив дурные привычки. Николай Улитин особо радостно высказался о полюбившейся народу традиции следующим образом: «В этом году выдалась замечательная погода, крещенская!
Святая вода раздавалась одновременно в храме из большой, встроенной в пол купели, предназначенной для погружательного крещения взрослых и в церковном дворе из Иордана. Иордан у нас - это огромный стотонный бассейн, освященной воды из которого достаточно для всех желающих. Пришедшие люди сразу видели, что святой воды - много, что хватит всем, и поэтому раздача святыни происходила благоговейно, без давки и толчеи. Вдоль всей длинной и широкой очереди стояли дежурные, организуя и направляя людей.
1.5. Крещение Господне на Иордане
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе. В праздник Святого Богоявления Святая Церковь мысленно переносит нас в Вифавару при Иордане: Царь, Которому со страхом и трепетом поклоняются херувимы и серафимы, приходит к Иоанну принять от него Крещение. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии Белгородской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Hidden label. Новости епархии 2020.
Во Иордане
Поэтому, как указано в Евангелии от Иоанна, священники и левиты, затем фарисеи посылали к нему делегации узнать, по какому праву он так крестит людей. В то время ожидание обещанного Богом Мессии в народе иудейском было очень велико. Среди народа ходил слух, что сам Иоанн и есть Мессия. Но Иоанн принародно свидетельствовал, отвечая вопрошавшим, что он не Мессия, не пророк Илия, который должен прийти и подготовить народ ко пришествию Мессии, и не пророк, предсказанный Моисеем, которого многие ожидали. Каждый иудей помнил, что Моисей обещал, что Господь воздвигнет в народе великого пророка, которого необходимо слушаться. На все подобные вопросы он отвечал отрицанием, именуя себя лишь словами пророка Исайи — гласом «вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу».
Смысл фразы таков: на Востоке в древности были обычные грунтовые дороги, не было мостовых. Когда царь должен был посетить свою провинцию, дороги приводили в порядок: уравнивали все неровности и извилины. Иоанн Креститель как бы говорил: «Я лишь голос, возвещающий вам, чтобы вы подготовились к прибытию Царя, Он уже в пути». В другое время он говорит своим ученикам: «Не я Христос, но я послан пред Ним». Меньше всего он хотел, чтобы люди смотрели на него как на Христа: он готовил людей ко приходу Грядущего Спасителя.
Святой мученик Ипполит, епископ Римский, влагает в уста Иоанна Крестителя следующие слова: «Рождения ехиднова! Что вы так внимательно смотрите на меня? Я не Христос! Я служитель, а не Властелин; я частный человек, а не Царь; я овца, а не Пастырь; я человек, а не Бог… но грядет по мне, иже предо мною бысть: по мне — в отношении ко времени, а передо мною — в отношении к неприступному и неизглаголанному свету Божества. Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Я нахожусь под властью, а Тот Сам имеет власть. Я повинен в грехах, а Тот — Истребитель грехов.
Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет. Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления Крещенский сочельник. Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна.
А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить, насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью». При подготовке статьи были использованы следующие материалы: Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием Тимротом. Архимандрит Иоанн Маслов. Лекции по литургике. Константин Щербак.
Богоявленские праздники и Рождественский пост. Григорий Дебольский. Архиепископ Аверкий Таушев. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Песнопения братии Валаамского монастыря В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе. Тропарь праздника. Киевский распев.
Но события Крещения Господня не оканчиваются в этот день. Спустя некоторое время Иоанн Креститель со своими учениками вновь увидел Господа Иисуса Христа и засвидетельствовал перед ними его мессианское достоинство, после чего они последовали за Спасителем. Так вокруг Господа стали собираться его ближайшие ученики, которых мы знаем, как двенадцать апостолов. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым. Датой праздника было 6 января.
В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество, а содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне» — сообщает Православная энциклопедия. Поскольку события Рождества Христова и Крещения Господня изначально вспоминались вместе, между этими двумя праздниками всегда существовала теснейшая связь, а период между этими днями сегодня называется святыми днями или «святками». В Православной Церкви Крещение Господне празднуется 6 января 19 января по новому стилю и принадлежит к числу двунадесятых праздников. С древности в этот день совершается Великое освящение воды. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления.
Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, подобно антидору или. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ и стараются использовать понемногу, чтобы её хватило до следующего празднования Крещения Господня.