Его музыку слышал каждый: композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 90 лет. Композитор Владимир Дашкевич отмечает 90-летие. Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в семье потомков дворянского рода Дашкевичей. Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший, да и попросту замечательный человек, отмечает свой день рождения. Собеседник «Культуры» — Владимир Дашкевич.
Композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 80 лет
Чтобы поднять себе самому и своим друзьям настроение, композитор рассказал со сцены историю, связанную с замечательным фильмом "Шерлок Холм и доктор Ватсон", к которому он написал музыку. Масленников снимал картину в Ленинграде, а я жил в Москве. Игорь Федорович звонил утром каждую субботу после окончания рабочей недели, спрашивая, придумал ли я мелодию. Потом, видя, что работа не движется, предложил мне послушать заставку к одной из программ радио Би-би-си, выходившей в пятницу вечером.
Он сохранил яркие воспоминания об учительнице музыки, строгой и сухой женщине, которая к тому же всем ставила в пример дисциплинированную девочку, Наташу Машинскую. Владимиру это было совсем не по нраву. Потом он познакомился с методистом Клячко, который, увидев руки Владимира, заявил, что пианиста из него не выйдет. Но будущего композитора это не слишком-то и расстроило, — главное, ноты он выучить успел. В школьные годы у ребенка появился друг — Витя Маренков. Вместе они стали прогуливать школу, катаясь на трамвайном буфере.
Однажды Владимир решил все-таки пойти в школу, а Витя сорвался с буфера и погиб. Там же у него появилось пристрастие к шахматам. Вскоре отца перевели на вольное поселение. Но увы — так и не выпустили. По его письмам юный Владимир узнал, что такое настоящий русский язык. Они сильно на него повлияли. Когда отца перевели на вольное поселение, мама с сыном отправилась к нему в Воркуту. Там они жили в избе, где спали на полу. Там же у него начался приступ аппендицита.
Дело осложнялось тем, что поблизости не было врачей. Но, тем не менее, все обошлось. Особой привязанности к новым товарищам Владимир не ощутил. Его, как москвича, в первый же день выкинули из саней, на которых они ехали в школу. Вскоре отец стал работать в геологической экспедиции, в Ашхабаде, на другом конце страны. Там он пережил землетрясение, а в 1949-м Сергея вызвали в Москву и снова арестовали — шла вторая волна репрессий. Владимир очень болезненно пережил арест, да и обыск ему хорошо запомнился. И в то же время он стал испытывать редкостное наслаждение от музыки. Билеты на галерку Большого театра стоили копейки, и он по два-три раза в неделю ходил на выступления.
В десятом классе он влюбился в девочку Риту Зотову, которая отличалась живостью и непосредственностью. Как-то раз она спросила его, кем он собирается стать после школы. Тот ответил, что композитором. Девушка странно посмотрела на него, но ничего не сказала. Увы, долго их отношения не продлились — через год Рита умерла от саркомы. В 1950-м году Владимир поступил в Московский институт тонких химических технологий, который и закончил, получив при этом диплом инженера-химика. Это было трезвое и взвешенное решение — сына репрессированного в университет не взяли бы. Он даже не вступил в комсомол. Одним лишь инженерным образованием он, тем не менее, не ограничился.
Еще во время обучения в институте посещал семинары самодеятельных композиторов. В то время он проходил обучением под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова. Хотя обучение в институте и не вызывало у будущего композитора особого восторга, он, тем не менее, отмечал, что его педагоги были совершенно замечательными учеными. Профессор математики Цубербиллер, химик Преображенский и физик Сыркин произвели на него сильнейшее впечатление. Под их руководством он и развил структурное мышление. Технические и научные предметы требовали сильнейшего интеллектуального напряжения. Здесь-то и пригодилась шахматная выучка: к тому времени он уже был кандидатом в мастера. И все пять лет учебы он оставался чемпионом. Второй виток В 1954-м году отец вернулся.
Его не освободили, а всего лишь отпустили как умирающего. Реабилитировали его лишь два года спустя. Но квартиру так и не дали — отец наотрез отказывался вступать в партию, из которой его исключили еще перед первым арестом. Его злоключения продлились целых восемнадцать лет, а потому особо нежных чувств к советскому правительству у него не осталось. Более того — в лесном хозяйстве ему на ногу упало бревно, и больше он почти не мог ходить. Настроение отца понемногу передавалось Владимиру. Вообще-то он был далек от политической жизни, но испытал огромное, ничем не объяснимое чувство счастья от смерти Сталина. Но это было лишь одно из обстоятельств, повлиявших на жизнь юноши. Второе было более бытовым и в то же время более определяющим.
Его соседку, Нину Савостьянову, выдавали замуж. В комнате не было места для кровати, но стояло пианино, которое благополучно переехало к Дашкевичам. Это привело к поистине удивительному результату — Владимир стал играть на нем едва ли не по двенадцать часов в день. Он быстро вспомнил нотную грамоту, которой его обучили еще в музыкальной школе, и те произведения, которым его учили, и, что самое главное — он почти сразу стал писать свои собственные произведения. Увлечение, переросшее в страсть, привело к исключению из института. Отец отреагировал незамедлительно. Он толково объяснил сыну, что исключенному студенту светит армия, а не музыка, и отвел его к ректору. Тот, из уважения к Сергею как репрессированному, позволил Владимиру сдать экзамены еще раз — если тот их сдаст, то сможет возобновить обучение. Для Владимира эта была катастрофа — ему практически пришлось забыть о сочинении музыки на время обучения в институте.
Молодой студент продолжил обучение, понемногу разучивая сложные фортепианные партитуры и участвуя в общественной жизни — ездил на практику, сборы военных лагерей… Во время одной из практик он работал на Московском шинном заводе вальцовщиком — месил резиновую массу на стальных валках. Там, в заводской редколлегии, он познакомился с Мишей Долинским, который стал его другом, партнером по шахматам, а также оказал немалое влияние на развитие Владимира как композитора. Начало трудовой деятельности Но вернемся немного назад — к 1956-му году. Владимир уже окончил институт и был благополучно определен на работу в подготовительный цех завода «Сангигиена». Сейчас это завод «Вулкан». Основным воспоминанием юноши об этом периоде стало то, что, спустя всего пять минут труда, работник становился похожим на трубочиста — главным компонентом при производстве резины была сажа. Там он стал работать мастером цеха. Переходя на мат при построении пьяных рабочих, которые пытались засунуть руки в вальцы, Владимир продолжал усердно работать. В одну неделю он выходил на дневную смену, во вторую — в вечернюю, а в третью — в ночную.
Странно, но молодой человек даже успел увлечься парашютным спортом, несмотря на то, что выходным оставался всего один день, а рабочая смена длилась восемь часов. Это тоже оказалось занятным — близорукому Владимиру пришлось наизусть выучить таблицу проверки остроты зрения, чтобы его допустили к занятиям. В аэропорт он приходил утром, спрятав очки. Садился в двухместный самолет, по команде пилота вылезал на крыло, прыгал, в полете открывал парашют, затем надевал очки и направлял парашют к кресту. На тринадцатый раз он потерял в воздухе очки и забыл вовремя раскрыть парашют. Его отнесло на станцию Мытищи-товарная, там он с треском приземлился в метре от остановившегося товарного состава. Спустя минуту подъехала машина с начальством, а еще через минуту его вышибли из коллектива. Так мало-помалу отсекались его возможности. Но оставалась музыка.
В 1957-м году он узнал, что при Московском союзе композиторов работает семинар, который проходил раз в неделю по воскресеньям. На семинаре были совершенно замечательные люди — стоит упомянуть хотя бы будущего балетмейстера Владимира Васильева. Владимиру там несказанно повезло — он познакомился с Николаем Каретниковым. Это был автор балетов и симфоний, кроме того, он писал музыку к фильмам.
В 1957 году он стал посещать семинары самодеятельных композиторов при Московском союзе композиторов. Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова.
В январе 1959 года начал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую консерваторию, однако поступить не смог. После этого Дашкевич успешно сдал экзамены в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Занимался композицией у Арама Хачатуряна на заочном отделении. Институт Гнесиных Дашкевич окончил с отличием, тогда же создал первые большие работы — симфонию и ораторию «Фауст». В 1962 году Дашкевич ушел с завода, чтобы посвятить себя музыке. Работал педагогом по фортепиано в доме культуры «Новатор», затем преподавал анализ музыкальных произведений в институте имени Гнесиных.
В 1965 году Дашкевич получил первый заказ — написать музыку к мультфильму «Медвежонок на дороге».
Песня Бумбараша "Ходят кони" на музыку Дашкевича в легендарном одноименном советском фильме известна каждому. Это было на Днепре, и Юлик Юлий Ким. Ищут кони водопою!
И в течение нескольких минут эти три ноты записал", — вспоминает Дашкевич. Музыкальная заставка телепередачи "В гостях у сказки" тоже результат работы Дашкевича. Но она пошла в эфир.
Биография Дашкевич Владимира Сергеевича
Режиссер даже предлагал музыканту роль Шерлок а Холмса, но о т такой ответственности композитор отказался. С тех пор за Владимиром Дашкевичем закрепилось звание кинокомпозитора. Под его музыку балагурила Пеппи Длинныйчулок, искала женское счастье мать-одиночка Ольга из «Зимней вишни» и затягивал свою песню председатель домкома Швондер в «Собачьем сердце». Это произведение, как и еще несколько десятков других, композитор написал в соавторстве со своим другом — бардом Юлием Кимо м. Творили и для кино, и для театра, давали совместные концерты. Всего Владимир Дашкевич написал музыку к более чем 30 спектаклям и 90 кинокартинам, создал девять симфоний, три оперы и пять мюзиклов.
Совершенно чудный композитор.
Композитор известен своим уникальным стилем, который сочетает в себе классическую традицию с современными музыкальными течениями. Его произведения знамениты своей выразительностью и глубиной, а также проникновенной мелодикой. Владимир Дашкевич посвятил свою жизнь музыке, создавая произведения, которые до сих пор восхищают слушателей по всему миру.
Героем фильма является мальчик 14 лет, который сам не испытывал боль и не чувствовал боли других людей. Картина заканчивается трагично: погибает девочка, которая, исполняя указания главного героя, срывается с крыши. Этот мальчик, на мой взгляд, стал настоящим героем нашего времени. Фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Какие детские песни других композиторов вы считаете наиболее выдающимися?
В советской музыке была тенденция к созданию «маршевых» песен, вроде: «Я, ты, он, она — вся советская страна». Все эти песни довольно шаблонные, поэтому мне больше нравятся нетипичные для того периода композиции. Для меня пример хорошей детской работы высокого класса — мультфильм «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова.
В общей сложности он является автором музыки к более чем 80 фильмам и сериалам. Ему принадлежат несколько инструментальных концертов и вокальных циклов, произведения камерной и симфонической музыки. Автор книг "Теория интонации" 2012 и "Великое культурное одичание" 2013. Членство в профессиональных организациях Член Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России. В 1991-1993 гг. Владимир Дашкевич возглавлял Московский союз композиторов. С 1993 г.
Звания, награды Заслуженный деятель искусств РФ 2002.
Владимир Дашкевич отмечает 90-летие: великий композитор и теоретик музыки
Занимался композицией у Арама Хачатуряна на заочном отделении. Институт Гнесиных Дашкевич окончил с отличием, тогда же создал первые большие работы — симфонию и ораторию "Фауст". В 1962 году Дашкевич ушел с завода, чтобы посвятить себя музыке. Работал педагогом по фортепиано в доме культуры "Новатор", затем преподавал анализ музыкальных произведений в институте имени Гнесиных. В 1965 году Дашкевич получил первый заказ — написать музыку к мультфильму "Медвежонок на дороге". Затем создал музыку к спектаклю "Смерть Ивана Грозного", который был поставлен в Театре Советской армии, написал музыку к дипломной киносказке Михаила Юзовского "Царевна". В 1971 году режиссер Николай Рашеев заказал у Дашкевича музыку к фильму "Бумбараш", а в 1973 году композитор был приглашен Яковом Сегелем для создания музыки к картине для детей "Капля в море" 1973. В этом фильме впервые прозвучала его знаменитая "сказочная тема", которая приобрела широкую известность, благодаря телепередаче "В гостях у сказки", музыкальной заставкой которой она стала. Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах "Ералаша", а в 1982 году — в фильме-сказке "Там, на неведомых дорожках…". С тех пор Дашкевич регулярно пишет музыку для кино. Она звучала в таких фильмах, как "Красавец мужчина", "Ярославна, королева Франции", "Клоун", "Там, на неведомых дорожках…", "Пеппи Длинныйчулок", "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Вор", "Ворошиловский стрелок", "Азазель" и других.
На этот раз — уже по музыке. Обучался он в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, в классе Арама Хачатуряна. Перед началом учебы Впервые его собственная тема прозвучала в 1973-м году в фильме «Капля в море». Та сказочная тема позже стала известной и популярной благодаря передаче «В гостях у сказки», где она была использованы в качестве музыкальной заставки. В различных вариациях она также потом использовалась в сериале «Ералаш».
Но до этого молодому Дашкевичу еще предстояло пройти обучение у Арама Хачатуряна. За работой В 1959-м году он стал усиленно готовиться к поступлению. Уяснив для себя, что ему придется для этого сдавать дьявольски сложные экзамены по сольфеджио и гармонии, то есть все то, чему его никто никогда толком-то и не учил, он быстро разузнал место жительства педагога Валентины Алексеевны Таранущенко, которая могла ему дать частные уроки. Валентина Алексеевна жила в коммунальной квартире, в которой занимала две комнаты. Они были совсем маленькие, и когда с восьми утра до полуночи там толпилось человек двадцать будущих абитуриентов, то негде было и упасть яблоку.
В основном этими абитуриентами были молоденькие, лет шестнадцати, девушки. В той же комнате было еще пять кошек и шесть попугаев, а сама Валентина Алексеевна оказалась тем еще язвительным скептиком. Вместе с тем она обладала на редкость притягательным взглядом и проницательным умом, что не могло не покорить Владимира. Сам Владимир признался, что Валентина Алексеевна была гениальным педагогом. Вместо того чтобы высмеивать или отговаривать его, она наиграла ему двухголосое сочинение, которое парень должен был записать как диктант нотами.
Что тот и сделал минут за пять. Затем она дала ему задачку по гармонии: мелодию, которую тот должен был дополнить еще тремя голосами. Он тоже сделал работу, сдал ее — и получил обратно листок, где все ноты перечеркивала красная линия. Дело в том, что надо было четыре голоса разделить по парам, и два из них записать на верхней, а два — на нижней линейке, а Владимир записал на верхней строке мелодию, а остальные три голоса — на нижней строке. Вот тогда-то она и поняла, что Владимир действительно ничего не знает.
Ее это не смутило. Она просто стала давать ему таких задачек по два-три десятка штук в день, и Владимир их решал в течение дня. Она также читала ему лекции по сведению голосов. И быстрое продвижение юноши определенно производило на нее впечатление. Но далеко не все было так гладко, как хотелось бы.
Дело в том, что Владимир продолжал работать на заводе, кроме того, он был офицером запаса химических войск. Примерно в это же время ему пришла повестка о том, что он должен отправиться на трехмесячные сборы для военной переподготовки. Это рушило все планы молодого человека, и он решил пойти на уголовное преступление… Симулянт Владимиру Дашкевичу предстояло решить серьезную проблему — избежать нарушения всех его планов, которые, несомненно, были бы уничтожены, повинуйся он повестке. Оставалось только одно. Дело было в январе, и «находчивый» абитуриент попросту пошел босиком от метро до своего дома.
Примерно пятьсот метров такой прогулки не привели даже к насморку. Тем не менее на следующий день он, надеясь на чудо, вызвал на дом врача. Его градусник показал температуру 38,6. Врач выписал ему бюллетень, и пошел дальше, а температура таинственным образом вновь пришла в норму. Отец отреагировал только тем, что назвал его симулянтом.
Этим юноша не ограничился. Он показал повестку на работе и получил три месяца, которые решил отвести на подготовку к экзаменам. И благополучно их прогулял. Однако это помогло мало — в консерваторию он так и не поступил. Сначала-то он шел в лидерах, однако его срезал на истории СССР доцент Трелин, давно уже прославившийся тем, что срезал неугодных.
На вопросы Владимир отвечал хорошо, поэтому абитуриенты устроили бунт, потребовав, чтобы Владимиру позволили пересдать неуд. Члены комиссии вроде как сдались, но экзамен превратили в фарс: не давая бедному абитуриенту вставить и слово, двое быстро задавали вопросы, отвечали, что «неправильно», и снова завалили его. Свидетелей такого беспредела не было. Валентину Алексеевну это не удивило. Она попросту предложила отнести документы в Гнесинский институт.
Это тоже было высшее учебное заведение, кроме того, там преподавали замечательные преподаватели, такие как Арам Хачатурян. Там он получил 24 балла из 25 возможных — четверку ему поставили за сочинение по литературе, а остальное он сдал на отлично. Сдав экзамен и устроившись на занятия композицией у Хачатуряна, Владимир сразу перешел на заочное отделение — ему приходилось продолжать работать на заводе старшим инженером. Дашкевич за инструментом Обучение у Хачатуряна в значительной степени определялось яркостью личности самого преподавателя. Это был великий композитор, в котором значительный темперамент и романтическая внешность совмещались с практичным подходом к профессии композитора.
Именно он убедил Владимира, что нельзя отказываться от работы в театре и кино, так как она дает возможность непрерывно учиться. Однако из-за первых студенческих опусов, а также из-за того, что Дашкевич был учеником Каретникова и Гершковича, Владимира не слишком-то хорошо воспринимали в деканате. На третьем курсе и вовсе разразился скандал. Владимира отчислили якобы за неуспеваемость, а Арам Ильич был в это время на гастролях и не мог вступиться за своего ученика. Когда он приехал домой и узнал об отчислении Владимира, то пришел в ярость и подал заявление об уходе из института.
Дашкевичу же предложил перейти в его же класс в консерватории. Хотя молодому человеку совсем этого не хотелось — обида была еще жива. Дело решилось на удивление просто. Елена Фабиановна Гнесина — основательница Гнесинского института и на редкость обаятельная и красивая старушка — позвала к себе Владимира и сказала ему примерно следующие слова: «Володенька, нельзя допустить, чтобы ученик Михаила Фабиановича Гнесина Арамчик ушёл из института Гнесиных. Уговорите его, а с приказом об отчислении я улажу»… Тот пообещал поговорить со своим преподавателем, и его действительно оставили.
В результате у композитора потом хранились два документа: приказ об отчислении из-за неуспеваемости, который вручил ему ректор Муромцев, и диплом с отличием, который вручил ему тот же человек. Когда Владимира восстановили, его вызвал к себе проректор Владимир Исаакович Авратинер и сказал следующие слова, которые потом композитор также записал в своей биографии: «Дашкевич! Пора вам бросить завод и заняться музыкой». На заводе тот проработал ровно шесть лет. Владимир понимал, что проректор прав, а потому незамедлительно подал заявление об уходе.
Авратинер помог ему устроиться педагогом по фортепиано в доме культуры «Новатор». Но тут ему пришлось совсем уж туго. Нет, конечно, зарабатывать он мог столько же, сколько и старший инженер на заводе, однако на следующий день после такого марафона у бедного молодого преподавателя все валилось из рук. Стоит ли упоминать о том, что его первая музыкальная профессия так и не принесла ему много радости? С другой стороны, он закончил институт Гнесиных с отличием.
Его первые две большие работы произвели особо сильное впечатление на Гершковича. Это были симфония и оратория «Фауст». Последний произвел на учителя Владимира самое яркое впечатление. Своей цели добилась и Валентина Алексеевна. Как вспоминает сам Дашкевич, она хотела сделать из него отличного теоретика.
И ей это положительно удалось. Даже более того, по завершении обучения Владимиру предложили преподавать анализ музыкальных произведений для студентов первого и второго курсов. Вот в этот-то период жизни композитор и понял, насколько по-разному для музыкантов течет время. В пятом классе у него был один одноклассник, Гарик Вайль, который играл на виолончели. В то время учился играть на ней, ходил с большим нелепым футляром, и ему определенно досаждали разные мальчишки, которые считали игру на инструменте совсем не мужским занятием.
Шли год за годом. Гарик Вайль по-прежнему ходил с виолончелью, играя по переулкам, а Владимир учился, закончил институт, поступил на завод, затем в институт Гнесиных и закончил его.
Все они - моя команда! Его не расстроило то, что пока никто из них не пошел по его стопам.
Владимир Сергеевич пояснил, что сам стал заниматься музыкой, когда уже учился в Институте тонких химических технологий. Он даже получил диплом и пошел работать на завод, но потом узнал о семинарах для самодеятельных композиторов и поступил туда. Позже преподаватели настояли на том, чтобы Дашкевич поступил в Гнесинку, об этом сообщает EG.
Заслуженный деятель искусств РФ. Один из крупнейших российских композиторов. Автор 9 симфоний, 3 опер, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концертов, музыки к более чем 30 спектаклям и к около 90 фильмам, многочисленных произведений камерной, программной и вокальной музыки.
ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ | Композитор-песенник СССР | Песни СССР
После окончания учебы Дашкевич работал на заводе, а по выходным посещал семинар самодеятельных композиторов при Союзе композиторов. Биография Владимира Дашкевича Советский и российский композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. В 1996—2008 годах Владимир Дашкевич был композитором в передаче "Джентльмен-шоу". Сам композитор сделал вид, что не обиделся, заметив, что многие друзья уже умерли, а некоторые нездоровы, Но видно было, что от вечера в доме кино живой классик музыки к кинофильмам ожидал большего.
Владимиру Дашкевичу – 90: увертюра из «Шерлока Холмса» и другие хиты композитора
Правила жизни Владимира Дашкевича | / Фотография Владимир Дашкевич (photo Vladimir Dashkevich). |
Владимир Дашкевич: о кувалде, пинцете, таинственных знаках и сотрясении воздуха | Композитор Владимир Дашкевич © Григорий Сысоев/ТАСС. |
Дашкевич, Владимир Сергеевич | Владимир Сергеевич Дашкевич (р. в 1934) — советский и российский композитор и теоретик музыки. |
Концерты с музыкой Дашкевича в Москве
/ Фотография Владимир Дашкевич (photo Vladimir Dashkevich). российский композитор, известный в основном своей музыкой к фильмам. 20 января 1934 года родился композитор Владимир Дашкевич. Владимир Дашкевич Талантливый композитор талантлив во всех жанрах. Владимир Дашкевич Талантливый композитор талантлив во всех жанрах. 84-летний Владимир Дашкевич недавно дал интервью, в котором рассказал о своей семье.
Владимир Дашкевич: о кувалде, пинцете, таинственных знаках и сотрясении воздуха
А в бурном технологичном ХХ веке этого ресурса вовсе не стало, чем воспользовался Шёнберг, придумавший свою систему, в которой не было тем как таковых, а были так называемые серии Арнольд Франц Вальтер Шёнберг, австрийский композитор, автор серийной техники и додекафонии. Все это было поначалу с энтузиазмом подхвачено и, в общем-то, должно было работать, но не сработало по одной причине: у мозга по отношению к музыке есть только одно качество — запоминаемость. Если музыка запоминается на год — это неплохо, если на десять — еще лучше, а уже от пятидесяти лет и выше начинается переход к классике. Дело в том, что мозг изначально ориентирован на запоминаемые музыкальные пространства, которые в итоге и помогают решать очень сложные жизненные задачи — от вопросов выживания до проблем социального прогресса. Шёнберг придумал систему, которая, в сущности, носила характер той самой, упоминавшейся выше разработки. Но он отверг тему как музыкальный материал, с которым надо работать. Он запретил ею пользоваться, и наш мозг возмутился, сказав примерно следующее: «Извините, товарищ Шёнберг, то, что вы пишете, может быть, и очень интересно, но я с этим работать не буду. Я не понимаю, чего вы от меня хотите.
Тема есть источник порядка, за которым я слежу и за который отвечаю. А раз вы тему убираете, то вашу музыку я запоминать отказываюсь». Авангардная музыка, при всех ее перипетиях, наткнулась на одну простую вещь: она не запоминается потому, что мозг ее запоминать не хочет. Мозгу не по пути с одной голой энтропией, потому что это путь в бездну, в никуда. Когда хаос воцаряется над порядком, начинаются необратимые процессы, ведущие к смерти. Нам кажется, что она должна развлекать, услаждать, веселить, исцелять и все в этом духе. Но музыка — не волшебное лекарство, не ароматные духи и уж тем более не универсальный способ отдохновения.
Это некий остов, на который насаживаются человеческая личность и человеческий мозг. Музыка должна осесть в вашем подсознании, чтобы уже после того, как она отзвучала, вы взяли самое главное, что в ней находилось, с собой. Каждый музыкальный фрагмент создан для того, чтобы направить человеческий мозг по верному пути... В наше время в Австралии есть аборигены, которые до сих пор живут по тем же принципам и законам, что и самые первые люди. И когда в племени какой-нибудь соплеменник совершает некое асоциальное действо, совершает поступок, который несовместим с моралью племени, шаман запевает этому несчастному так называемую песню вуду. На следующий день после того, как, будучи совершенно здоровым, услышит эту песню, человек умирает. Этнографы много раз пытались спасти таких бедолаг: помещали в больницы, привозили знающих людей, но ни разу ничего из этого не вышло, потому что в организме включалась программа разрушения человека.
У него, как правило, отказывали почки, и на этом все заканчивалось. Данная история говорит о невероятной социальной значимости музыки, которую мы реально себе не представляем и не осознаем. А следовало бы призадуматься, потому что благодаря музыке мы можем понять, что происходит с человечеством и какие ошибки оно совершает. Человеку только кажется, что он принимает решения, а на самом деле в основном решения принимаются на бессознательном уровне. Композитор — это своего рода мутант, который получает от коллективного бессознательного причем бессознательного высшего порядка, не национального, а именно природного разума некую информацию, которую транслирует. На вопрос «Как вы сочиняете? А откуда она приходит и как, я не знаю и ничего не могу сделать для того, чтобы это узнать».
Но суть, видимо, заключается в том, что композитор получает некий информативный импульс, в котором содержится программа выживания или, по крайней мере, то, на что людям надо обратить внимание — чтобы выйти из крайней ситуации. По подобию предупредительных знаков для автомобилистов, проигнорировав которые все может кончиться для последнего плачевно. Музыка работает примерно так же: когда предупредительные сигналы не действуют — дело плохо. Она дает человеку возможность определить, где добро, а где зло. Но проблема в том, что человек этим почти не пользуется. Он думает, что должен получать от музыки лишь удовольствие, не углубляясь в детали и не задумываясь, о чем идет речь. Я бы сформулировал так: музыка людям по-прежнему нужна.
Более того, сейчас, на мой взгляд, наступает время музыкального Ренессанса. Людям необходима музыка хотя бы для того, чтобы с ее помощью хоть как-то снизить тот невероятный уровень агрессии, который накопился в обществе. Люди хотят слышать прекрасную музыку — от балета «Щелкунчик» Чайковского до балета «Шерлок Холмс» Дашкевича. Музыка к последнему давно уже написана, но с его постановкой, к сожалению, есть большие проблемы. Увы, сейчас нет никакого информационного канала, на котором звучали бы произведения наших лучших композиторов. У покинувшего нас в прошлом году Гены Гладкова есть замечательный балет «Вий»; у Микаэла Таривердиева — опера «Кто ты?
Все они - моя команда! Его не расстроило то, что пока никто из них не пошел по его стопам. Владимир Сергеевич пояснил, что сам стал заниматься музыкой, когда уже учился в Институте тонких химических технологий. Он даже получил диплом и пошел работать на завод, но потом узнал о семинарах для самодеятельных композиторов и поступил туда. Позже преподаватели настояли на том, чтобы Дашкевич поступил в Гнесинку, об этом сообщает EG.
В какой-то момент Сергей Иосифович Юткевич захотел сделать мюзикл «Клоп». До этого он работал с Дмитрием Шостаковичем и Родионом Щедриным. Однако с последним его работа как-то не заладилась, и он попросил Мишу Долинского поискать кого-то среди молодых талантов. Миша привел меня, а там уже я встретил Юлия Кима, который был «паралье». Это французское слово, поскольку Юткевич был очень связан с французской культурой, прекрасно знал французский язык и постоянно ездил во Францию. Но Ким, конечно же, сразу вышел за пределы просто текстовика, поскольку я уже тогда понял, что это совершенно фантастический талант. И с того момента началась наша с ним дружба. Кстати, недавно мы сделали для Михаила Левитина и Бориса Александровича Покровского оперу «Ревизор», так что есть и такие страницы в нашей биографии. Кстати, мы не раз устраивали совместные гастроли, в том числе и по Израилю тоже. Как появилась на свет эта замечательная мелодия? Просто судьба у этой музыки разная. И предугадать эту судьбу совершенно не возможно. Когда сочиняешь, очень слабо представляешь, насколько это художественно сильно. В конце концов, я ее так и не послушал, и сымпровизировал, когда он в очередной раз позвонил мне из Ленинграда. Эту импровизацию он одобрил. Потребовал, чтобы я немедленно ее записал. Вот так возникла эта музыка. Собственно, все получилось, как и в других наших совместных с ним работах. Это — «Зимняя вишня», «Ярославна, королева Франции», «Гонщики» моя первая работа , «Сентиментальный роман». У нас с Масленниковым большая совместная фильмография. Он отличается исключительно точным пониманием того, какая музыка ему нужна, и как она будет работать в картине. Он всегда безукоризненно ее ставит. Режиссеры, как правило, всегда чувствуют свой материал, но реализация музыкального материала у многих режиссеров не обладает такой выгодностью для композитора, как у Масленникова. Вообще, в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» музыки очень много. Когда я собрал для диска записанный материал, то оказалось 87 минут чистой музыки, причем она ни разу не повторяется. Сейчас на ее основе я написал балет. Одно из действующих лиц — собака Баскервилей. Мне интересно, как это будет выглядеть: она у меня такая «собака-оборотень», которая оборачивается то в прекрасную женщину, то в страшное чудовище. Начинали мы с детского фильма «Без семьи». Потом была картина «Единожды солгав». С высоты сегодняшних позиций можно с уверенностью сказать, что это — классика мирового кинематографа. Довольно много работаю с Михаилом Левитиным. За последнее время мы сделали с ним спектакли «Пир во время чумы», «Изверг» про судьбу Пушкина , до сих пор идет наш с ним спектакль «Хармс», который бы поставлен еще в 1980 году. По предложению Сергея Арцыбашева я написал музыку для постановки «Мертвые души» в Театре имени Маяковского, сделал спектакли в «Современнике», какие-то фильмы. Но сейчас все это увлекает меня все меньше и меньше, потому что нет таких идей, которые были во времена Эфроса и в 60-е годы.
Так, он сообщил в интервью изданию Interview: «Думаю, что это полная чушь. Я не хочу быть частью этого. Я в это просто не верю. Это морковка, но худшая на вкус из всех, что я пробовал. Это полностью субъективная награда… И самая глупая вещь во всем мире».
Владимир Дашкевич: биография, музыкальное творчество, фото, личная жизнь
советский и российский композитор, теоретик музыки. 84-летний Владимир Дашкевич недавно дал интервью, в котором рассказал о своей семье. Сегодня композитору Владимиру Дашкевичу, автору популярной киномузыки, исполняется 75 лет.
Владимир Дашкевич: Музыка – это не искусство
Автор 9 симфоний, 3 опер, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концертов, музыки более чем к 30 спектаклям и примерно к 90 фильмам, многочисленных произведений камерной, программной и вокальной музыки Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Во время войны семью Дашкевичей эвакуировали в Ижевск. Вернувшись в Москву в 1943-м, Володя стал посещать музыкальную школу по классу фортепиано, однако преподаватели настаивали, что пианист из него не выйдет. В 1950-х годах Дашкевич поступил в Московский институт тонкой химической технологии. Уже тогда он стал сочинять музыку и записывать в нотных тетрадях. Увлечение занимало так много времени, что Владимира чуть не исключили из института, но по настоянию отца тот взялся за ум и вуз всё-таки окончил. Но одновременно стал посещать и семинары самодеятельных композиторов. В 1959 году Владимир попытался поступить в консерваторию, но не прошел испытания. Высшее музыкальное образование Дашкевич получил на заочном отделении института имени Гнесиных, где его преподавателем был Арам Хачатурян.
В 1962 г. Дашкевич получил второе, музыкальное высшее образование, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. Помимо симфонической музыки сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Ю. Кима, а также классических русских и зарубежных поэтов.
И в течение нескольких минут эти три ноты записал", — вспоминает Дашкевич. Музыкальная заставка телепередачи "В гостях у сказки" тоже результат работы Дашкевича. Но она пошла в эфир. Она, в общем, 20 лет была заставкой в программе "В гостях у сказки". Ее попросил использовать Михаил Юзовский в фильме "Там, на неведомых дорожках...
И вот возникла эта песня", — заметил Дашкевич.
Дашкевич много и плодотворно работает в кино. Помимо симфонической музыки сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Юлия Кима, а также русских и зарубежных поэтов. Сотрудничество с Еленой Камбуровой вылилось в вокальные циклы на стихи поэтов Серебряного века.