84-летний Владимир Дашкевич недавно дал интервью, в котором рассказал о своей семье.
О знаменитости
- Еще в этой рубрике
- Во МГИКе прошли мероприятия в честь 90-летнего юбилея композитора Владимира Дашкевича
- Владимир Дашкевич – Ну, конечно – это Бумбараш! | Музыкальный класс
- 20 января отметил 90-летие композитор Владимир Дашкевич
- Долой попсу!
Владимиру Дашкевичу – 90: увертюра из «Шерлока Холмса» и другие хиты композитора
Творческая деятельность В 1965 г. Владимир Дашкевич вступил в Союз композиторов СССР. Владимир Дашкевич вспоминал, что с детства очень любил музыку, школьником чуть ли не через день ходил слушать оперу в Большой театр, — билеты тогда стоили копейки. Сам композитор сделал вид, что не обиделся, заметив, что многие друзья уже умерли, а некоторые нездоровы, Но видно было, что от вечера в доме кино живой классик музыки к кинофильмам ожидал большего. Автор музыкальной основы телевизионных приключений советских Шерлока Холмса и доктора Ватсона композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве.
Владимир Дашкевич: биография, музыкальное творчество, фото, личная жизнь
Изначально эта музыкальная тема композитора Владимира Дашкевича прозвучала в фильме «Капля в море»,снятом в 1973 году режиссёром Яковом Сегелем. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Владимир Дашкевич можно посмотреть на Иви. В 1996—2008 годах Владимир Дашкевич был композитором в передаче «Джентльмен-шоу».
Владимир Сергеевич ДАШКЕВИЧ
- Биография Владимира Сергеевича Дашкевича
- Владимир Сергеевич Дашкевич – один из тех композиторов, чье твор
- Во МГИКе прошли мероприятия в честь 90-летнего юбилея композитора Владимира Дашкевича
- Владимир Дашкевич - биография
Владимир Дашкевич — музыкальный гений советского кинематографа
20 января 1934 года в Москве родился Владимир Дашкевич, отечественный композитор, автор множества композиций, мелодий, тем для кинофильмов, мультфильмов и спектаклей, в целом более чем 120-ти. РИА Новости Музыку Дашкевича знают все. Хотя фамилию композитора вспоминают не сразу. Замечательного композитора, славно потрудившегося на музыкальной ниве кино и театра — Владимира Дашкевича. Биография Владимира Дашкевича Советский и российский композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве.
Владимир Дашкевич – Ну, конечно – это Бумбараш!
Его музыку слышал каждый: композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 90 лет. Композитор Владимир Дашкевич отмечает 90-летие. Владимир Дашкевич — Биография Владимира Дашкевича Советский и российский композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Его музыку слышал каждый: композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 90 лет. Композитор Владимир Дашкевич отмечает 90-летие. Владимир Дашкевич — Биография Владимира Дашкевича Советский и российский композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Композитор, философ и просто интересный человек Владимир Сергеевич Дашкевич в гостях у Владимир Дашкевич – один из самых известных композиторов России, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной Премии СССР, Национальной кинопремии «Ника» и Премии Микаэла Таривердиева.
Во МГИКе прошли мероприятия в честь 90-летнего юбилея композитора Владимира Дашкевича
Музыка Прокофьева к «Александру Невскому», Лея к «Мужчине и женщине» и Леграна к «Шербурским зонтикам», всемирно известное сиртаки Теодоракиса в фильме «Грек Зорба», — все говорит о том, что без именно этой музыки фильмы не стали бы такими, какими они стали. Композитор изначально знает, для какого куска картины он пишет музыку, но сплошь и рядом режиссеры действительно переставляют музыкальные куски. В связи с этим уместен вопрос о наличии музыкальной драматургии. Мне с большим трудом далась музыка к фильму «Плюмбум, или Опасная игра» Абдрашитова и Миндадзе, но когда она получилась, ее можно было ставить в любое место картины, и она начинала работать не менее сильно, чем в том месте, где она планировалась заранее. К тому же, не надо забывать: музыка на миллион лет древнее кино. Это, безусловно, самое знаковое искусство.
Необходимо, чтобы кино «подтягивалось» к музыке, а не наоборот. СКН: Ваша музыка способна расширять смысловые рамки фильма: в «Воре» неожиданно звучит тема церковного хорала, а вальс в «Ворошиловском стрелке» — не просто красивая музыка в заключительных титрах, а размышление о мере чистоты в человеческих отношениях. Как строится творческий диалог между вами и режиссером? Режиссер объясняет его плохо, и это нормально. Если он начнет объяснять его с помощью музыкальных терминов, то это превратится в ужас, и ты перестанешь слышать нечто мистическое, что в этот момент связывает тебя с режиссером.
Поскольку музыка, как я уже говорил, — очень древнее и самое знаковое искусство, композитор должен решать творческую задачу, беря планку несколько выше предложений режиссера. Вот пример: в «Собачьем сердце» есть эпизод, когда Шариков смотрит на себя в зеркало и звучит тема церковного хорала. Мне совершенно неинтересно смеяться над Шариковым, ведь Шариков — дело наших рук, потому хорал — это и плач о его загубленной душе. Какие новые творческие задачи он перед вами поставил? Что же касается удачи или неудачи «Воспоминаний…», в детективе есть серьезная опасность: набирая психологическую глубину, он неизбежно теряет в динамике, а детектив — это все-таки сюжетный жанр.
Нужна «золотая середина». В целом, мне кажется, сериал состоялся. На какие образцы английской классической музыки вы опирались при сочинении мелодии? В конце концов, вспомните «Турецкий марш» Моцарта. Сейчас никто не стал бы определять, что в нем турецкого.
В «Холмсе» нужно было выразить не столько «английскую» тему, сколько тему человеческого достоинства, потому что музыка если это хорошая музыка тянет за собой, вселяет надежду, заставляет умнеть, очищаться, лучше относиться к другим.
В театре "Эрмитаж" его музыка звучала и звучит в спектаклях Михаила Левитина "Когда мы отдыхали", "Хармс! По предложению Сергея Арцыбашева композитор написал музыку для постановки "Мертвые души" Театра имени Маяковского. Владимир Дашкевич - автор большого числа симфонических и камерных произведений: девяти симфоний в том числе "Реквиема" на стихи Анны Ахматовой для солистки, хора и симфонического оркестра 1988 и Пятой симфонии "Сохрани мою речь" на стихи Осипа Мандельштама для солистки и камерного оркестра 1989 , сонаты для виолончели и фортепиано 1983 , двух струнных квартетов 2000—2001 , трех вокальных циклов "19 октября" на стихи Лермонтова, Тютчева, Цветаевой, Гумилева, Бродского, Высоцкого, Кима, Пушкина 2002 ; "Сатиры" на стихи Ганса Энцесбергера, Юлия Кима 2003 и "Жил Александр Герцевич" на слова Осипа Мандельштама. Совместно с певицей Еленой Камбуровой Дашкевич создал цикл музыкальных произведений на стихи поэтов Серебряного века. В соавторстве с Юлием Кимом композитор написал мюзикл "Самолет Вани Чонкина" по мотивам романа Владимира Войновича, поставленный в 2007 году в Хабаровском музыкальном театре. В 2007 году в Новосибирском театре оперы и балета прошла премьера его оперы "Ревизор" в соавторстве с Юлием Кимом. В марте 2012 года премьеру новой авторской редакции оперы "Ревизор" Владимира Дашкевича представил Московский академический Камерный музыкальный театр имени Покровского. В 2010 году в рамках кинофестиваля "Харьковская сирень" состоялась премьера вокально-симфонического произведения Дашкевича "Солдатский реквием".
В октябре 2013 года в издательстве "Русского шахматного дома" вышла книга Владимира Дашкевича "Великое культурное одичание". Кроме того, композитор является автором книг и статей по теории музыки - "Интономика", "Ладовая поляризация", "Теория интонации" и других. Владимир Дашкевич - член правления Союза композиторов Москвы, президент Международной ассоциации композиторских организаций. За свою творческую деятельность он удостоен Государственной премии СССР 1991 , получил звание заслуженного деятеля искусств, является лауреатом национальной кинематографической премии "Ника".
Его музыкальное наследие будет продолжать жить и вдохновлять новые поколения музыкантов. От всей души поздравляем Владимира Дашкевича с 90-летием и желаем ему крепкого здоровья, долгих лет творчества и новых ярких музыкальных открытий!
Лениным и Троцким было разработано, вопреки марксизму, строительство государства по-настоящему социального типа. Разница между ними заключалась в том, что Маркс считал среднее сословие носителем буржуазных идей, которое стремилось к собственности. Ленин после дикой разрухи довольно быстро понял, что пролетариат не может быть носителем социальной идеи, поскольку он неорганизован и маргинален по природе. Его переход на новую экономическую политику — это нечто новое, что, в отличие от всех марксистских принципов, включило среднее сословие в строительство социализма. На этом Советский Союз какое-то время продержался. В сущности, это и был «социализм с человеческим лицом».
Потом Сталин начал уничтожать средний класс: сначала крепкое крестьянство, а затем интеллигенцию. Ленин передал Сталину очень и очень стабильное и организованное государство, строительство которого после революции, естественно, потребовало определенных жертв. Но количество этих жертв было вполне сравнимо с жертвами во времена Французской революции. Появились совершенно фантастические таланты, в том числе Бабель, Маяковский и Шостакович. Все это было сделано именно на революционном взлете. Я вижу у вас на стене фотографию с Булатом Окуджавой.
Вы застали время «великих». Кого-то еще можете вспомнить? Она благословила нашу работу. Я работал с Юткевичем, с Товстоноговым, с Эфросом, который был абсолютный гений, и с Хейфицем, и с Левитиным. С последним я сделал невероятное количество спектаклей, и уже с этим багажом началась моя киношная жизнь. Сначала в «Бумбараше», а потом и дальше.
Мы играли в шахматы в ночную смену, и так возникла наша дружба. В какой-то момент Сергей Иосифович Юткевич захотел сделать мюзикл «Клоп». До этого он работал с Дмитрием Шостаковичем и Родионом Щедриным. Однако с последним его работа как-то не заладилась, и он попросил Мишу Долинского поискать кого-то среди молодых талантов. Миша привел меня, а там уже я встретил Юлия Кима, который был «паралье». Это французское слово, поскольку Юткевич был очень связан с французской культурой, прекрасно знал французский язык и постоянно ездил во Францию.
Но Ким, конечно же, сразу вышел за пределы просто текстовика, поскольку я уже тогда понял, что это совершенно фантастический талант. И с того момента началась наша с ним дружба. Кстати, недавно мы сделали для Михаила Левитина и Бориса Александровича Покровского оперу «Ревизор», так что есть и такие страницы в нашей биографии. Кстати, мы не раз устраивали совместные гастроли, в том числе и по Израилю тоже. Как появилась на свет эта замечательная мелодия? Просто судьба у этой музыки разная.
И предугадать эту судьбу совершенно не возможно. Когда сочиняешь, очень слабо представляешь, насколько это художественно сильно. В конце концов, я ее так и не послушал, и сымпровизировал, когда он в очередной раз позвонил мне из Ленинграда. Эту импровизацию он одобрил. Потребовал, чтобы я немедленно ее записал.
Дашкевич, Владимир Сергеевич
Композитор Владимир Дашкевич отмечает 75-летний юбилей | К своим знаменитым «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Дашкевич подошел уже авторитетным композитором, и режиссер Игорь Масленников с ним советовался. |
Владимир Дашкевич (20.01.1934) - композитор, актер, биография и фильмография | Эту увертюру к фильму композитор Владимир Дашкевич сочинил на ходу. |
Как свадьба соседки и Шерлок Холмс изменили судьбу Владимира Дашкевича
Отчасти я почувствовал, что у режиссеров, даже у таких выдающихся, как Бортко, Абдрашитов, Масленников начинает иссякать запас идей. И в это время какая-то группа композиторов, из которых я могу назвать, помимо себя, троих — Артемьев, Рыбников и Гладков — начали работать в крупных формах. Рыбников начал писать симфонии. Артемьев написал оперу «Преступление и наказание». Получилась совершенно блистательная работа. Гладков написал оперу «Старший сын», потом балеты «Вий» и «Одиссей». И у меня появилось тоже ощущение, что тот огромный потенциал, который накопился у меня за время работы в кино, не реализован. Сама песня, как мне кажется, получилась очень мощной. В ней, в силу глубин еврейской псалмодии, была какая-то невероятная энергетика. И я сделал четырехчастную квартетную форму, где финалом был вот этот самый псалом Давида.
Квартет сложился на удивление складно, ведь обычно это очень тяжелая форма: четыре смычка и больше ничего. Мои друзья из квартета имени Шостаковича сыграли этот квартет в Малом зале Консерватории. Получилось посильнее квартета Прокофьева, но послабее, чем квинтет Шостаковича, то есть я оказался где-то посередине. Впрочем, это неудивительно, ведь квинтет Шостаковича — это вообще что-то гениальное. Это одно из его самых лучших произведений, да и вообще, наверное, даже самое лучшее из всей инструментальной музыки XX века. Вот с этого момента я как-то стал уходить от амплуа чистого кинокомпозитора и стал активно внедряться в классическую форму. Видимо, таково веление времени. Я хочу сказать, что русское искусство в ХХ веке стало принимать еврейские черты. В нем всегда есть какая-то скорбь, которая кажется даже излишней.
Но если, скажем, взять немецкую музыку, например Бетховена, то в начале будет минор, а в конце мажор. И ты понимаешь, что все идет правильно. У русских и у евреев странная природа. Хотя, если посмотреть неформально, — абсолютно минорная песня. Просто тут важно, с какого бока ты поставишь заключительный аккорд. Это двойственность восприятия мира, в котором через мажор все равно будет проглядывать минор. Но этот же заряд получила и европейская музыка. Фундамент европейской музыки — это полуторатысячелетний Григорианский хорал. Все эти молитвы были сведены папой Григорием в такой канонический свод.
Но эти хоралы являются перепетой йеменитской иудейской псалмодией. Когда берешь древние образцы II-III веков и сравниваешь те же тексты псалмодии, то получается, что эти древние молитвы имеют общий текст и одни и те же интонационные особенности, свойственные еврейской мелодике. Но в Григорианском хорале они как-то выпрямляются, все увеличенные секунды становятся нормальными. И через какое-то время из этой иудейской псалмодии выросла европейская музыкальная культура. Так и получается: если уйти в глубины подсознания, то все соприкасается, все едино. Музыкальные архетипы у всех идей едины. Но рождались они в Иерусалиме, про что написана наша с Кимом песня — 137 псалом Давида: Ерушалайм, сердце мое, О чем мне петь вдали от тебя?
Вступительная увертюра из фильма стала хитом того времени. В 1996—2008 годах был композитором в передаче «Джентльмен-шоу». Помимо симфонической музыки сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Юлия Кима, а также классических русских и зарубежных поэтов. Сотрудничество с Еленой Камбуровой вылилось в вокальные циклы на стихи поэтов Серебряного века. С 1979 по 1986 год работал над музыкой для цикла фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Известность получила и написанная композитором главная тема к кинофильму «Собачье сердце» 1988. Составители «Новейшей истории отечественного кино» характеризуют Владимира Дашкевича как композитора-актёра, который «превосходно умеет соответствовать задачам игровым, театральным, стилизаторским».
Сегодня он в гостях у журнала «Я пою». Владимир Сергеевич, что, на ваш взгляд, наиболее важно сегодня для детской музыки? В своём творчестве я не делаю чёткого разделения на музыку для взрослых и детей. Творческие люди не должны выделять для себя детскую тематику в отдельное направление, детей нужно не только учить прекрасному, но и воспитывать в социальном отношении, приучать к мысли, что все мы — люди одной планеты, которые должны жить в мире и согласии. В вашем творческом арсенале — создание музыки для разных фильмов: и детских, и взрослых. Есть ли для вас между этими кинофильмами чёткое разграничение? Для меня — нет. Один из самых удачных, на мой взгляд, взрослых фильмов, который прекрасно восприняли дети, — «Бумбараш».
Мне интересно, как это будет выглядеть: она у меня такая «собака-оборотень», которая оборачивается то в прекрасную женщину, то в страшное чудовище. Начинали мы с детского фильма «Без семьи». Потом была картина «Единожды солгав». С высоты сегодняшних позиций можно с уверенностью сказать, что это — классика мирового кинематографа. Довольно много работаю с Михаилом Левитиным. За последнее время мы сделали с ним спектакли «Пир во время чумы», «Изверг» про судьбу Пушкина , до сих пор идет наш с ним спектакль «Хармс», который бы поставлен еще в 1980 году. По предложению Сергея Арцыбашева я написал музыку для постановки «Мертвые души» в Театре имени Маяковского, сделал спектакли в «Современнике», какие-то фильмы. Но сейчас все это увлекает меня все меньше и меньше, потому что нет таких идей, которые были во времена Эфроса и в 60-е годы. Если посмотреть на историю музыки, то прослеживается такая интересная закономерность: многие композиторы, музыканты, и вообще все люди, так или иначе связанные с музыкой, предпочитают именно шахматы. Почему так? Скажем, некоронованный чемпион мира по шахматам Франсуа Андре Филидор был знаменитым французским композитором. Вообще, игра в шахматы — это редкое сочетание двух форм мышления: образного и логического. Левое полушарие мыслит логически, правое полушарие мыслит образно. Если у вас и левое, и правое полушария работают гармонически, то мы и называем это словом «гармония». У больших шахматистов гармоническое сочетание принимает позиционный характер. Шахматист тем лучше, чем он лучше понимает позицию, то есть схватывает образ. Если при этом у него еще и отличные расчетные данные, то он уже выдающийся шахматист. Это, главным образом, чисто интуитивная работа, хотя, например, такие композиторы, как Брамс суть расчета понимали. Брамс первым сообразил, что музыка постепенно стала отходить от идеальных Бетховенских форм и стал создавать их аналогии в своих сочинениях. И, надо сказать, это ему очень и очень пошло на пользу. Однако на это способен только гений. Все это — информатика, выраженная в звуке. Изначальный импульс, как мне кажется, может не носить форму звукового выражения. Композитор этот импульс начинает разворачивать. И когда он это делает, тот принимает вид прекрасной мелодии. Но импульс он получает откуда-то «оттуда». Как у вас появилась такая идея? Отчасти я почувствовал, что у режиссеров, даже у таких выдающихся, как Бортко, Абдрашитов, Масленников начинает иссякать запас идей. И в это время какая-то группа композиторов, из которых я могу назвать, помимо себя, троих — Артемьев, Рыбников и Гладков — начали работать в крупных формах. Рыбников начал писать симфонии. Артемьев написал оперу «Преступление и наказание». Получилась совершенно блистательная работа. Гладков написал оперу «Старший сын», потом балеты «Вий» и «Одиссей». И у меня появилось тоже ощущение, что тот огромный потенциал, который накопился у меня за время работы в кино, не реализован. Сама песня, как мне кажется, получилась очень мощной.
Правила жизни Владимира Дашкевича
В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций. Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме « Капля в море » впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая музыкальной заставкой телепередачи « В гостях у сказки ». Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах « Ералаша », а в 1982 году — в фильме « Там, на неведомых дорожках… », в том числе в песне «Приходите в гости к нам» в исполнении Ольги Рождественской , для которой Юлий Ким написал слова в картине «Капля в море» песня имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка».
В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций. Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме « Капля в море » впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая музыкальной заставкой телепередачи « В гостях у сказки ».
Погиб Есенин, Маяковский, Цветаева — скорее всего, они просто не выдержали того напряжения, которое нарастает вокруг любого художника. И появилось «бегство в авангард», как я это называю. То есть вместо того, чтобы расшифровывать людям ту информацию, которой обладает художник, он ее каким-то образом перекодирует. А в ответ на это появилась попса — примитивное музыкальное направление, начисто лишенное всякой мысли. Скажем, если авангард — это искусство, лишенное языка, то попса — это язык, лишенный искусства. Но если авангард имеет своего потребителя и развивает его, то с легкими жанрами проблема. Леннон, Боб Дилан, Окуджава — я считаю их гениальными музыкантами, несмотря на то, что к классической музыке они не имели отношения. Более того, я считаю, что настоящий профессионал должен не только обращать внимание на все новое, но и учиться этому. Для того чтобы его поняли, надо смотреть вокруг, на жизнь, на быт. Ведь через бытовой язык рождается множество сложных жанров. Например, вся музыка Чайковского взята из быта. Он до того изумительно обращался с окружающей действительностью, что быт преображался в его музыке. Мы вообще привыкли думать, что искусство — это штука не от мира сего, а композиторы — это такие люди, которые пишут нотки и ничего больше не понимают. А это совсем не так. Вот Вагнер, например, сидел в тюрьме!
Люди нуждаются в такой музыке, и она есть, она написана. И это не короткие песенки, а крупные формы. На основе свой музыки к фильму я написал балет «Шерлок Холмс». Но, увы, все это не имеет выхода к людям. Конечно, есть записи в Интернете, но для большинства основной ресурс — это телевидение. Нужен федеральный канал «Музыка», где будет звучать музыка всех стилей и жанров. Думаю, что сегодня она очень актуальна. Иисус там говорит: «Не меч я вам принес, а мир». Я уверен, что музыка — это сильное оружие. Именно музыка — прекрасная музыка! В его характере и биографии — синтез парадоксальных элементов. Отец — русский дворянин, мать — еврейка. Первое образование — химик. Второе — музыкант. Впервые сел за фортепиано в 17 лет! А в 28 уже стал преподавать в институте имени Гнесиных. Женился на своей студентке Ольге — они вместе почти 60 лет. Единственная дочь Ольга не пошла по стопам родителей и выбрала профессию врача, она доктор наук, специалист в области детской неврологии. Владимир Сергеевич — кандидат в мастера спорта по шахматам.
Владимиру Дашкевичу – 90: увертюра из «Шерлока Холмса» и другие хиты композитора
Интересные факты и биография Владимира Дашкевича, автора музыки к фильму "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Биография Дашкевич Владимира Сергеевича, история жизни, основные даты биографии, фотографии, личная жизнь, работы и достижения в журнале Владимир Дашкевич родился и вырос в один из самых тяжёлых для страны периодов — в годы репрессий и войны. Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве.