Виленская икона Божией Матери имеет свою особую историю происхождения (как и множество ей подобных). Церковный календарь 27 апреля Лазарева суббота Икона Божией Матери Остробрамская Виленская. Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Празднования иконе совершаются 27 апреля и в честь перенесения иконы в Вильно в 1495 году (Вильнюс, польск.
День памяти Виленской иконы Божией Матери отмечается 28 февраля. В чем она помогает?
С того момента Виленской образ Богородицы заменил собой утраченную для обители икону Богоматери, которую называли Остробрамской. Виленская икона Богородицы Одигитрия — одна из древнейших икон и, как гласит церковное предание, написана еще при жизни Матери Божией самим евангелистом Лукой. Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Верующие считают, что Виленская икона Божией Матери является заступницей и защитницей человеческого рода. Молитва иная Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Остробрамской Виленской». описание Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011] По одному из преданий, эта икона типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой.
Путешествия святого образа
- Иконы Божией Матери Виленской: 23 февраля история
- 27 апреля – празднование Иконы Богородицы Остробрамская Виленская
- Почитание Виленской иконы Божьей Матери
- Виленская икона: что произошло со святыней греческих императоров
- МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПЕРЕСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ
Православный календарь 27 апреля. Виленская икона Божией Матери.
Если же в ночь на 28 февраля небо будет ясным, а луна яркой, то вскоре можно ждать мороза. Багровое солнце во время заката предвещает обильный снегопад. Если же в день Виленской иконы Божьей Матери на улице уже много талой воды, то осень будет щедрой на урожай. В праздник Виленской иконы закаляли семена на морозе, вынося их на три дня 28 февраля.
Также нужно в этот день не забыть дать милостыню, что поможет самому не испытывать материальных затруднений. Источник изображения: commons. Однако точная судьба образа сейчас неизвестна.
Но сделать это не получилось, так как икона была увезена в униатский монастырь в Крулевец современный Кёнигсберг. И только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. В первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон Беллавин , будущий российский патриарх, благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов. Ее почитание празднуется 28 февраля.
К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?
Она состоит из четырех досок, соединенных вместе. Средние сделаны из кипариса, остальные — из березы. Из Палестины икона была перенесена в Константинополь. Греческие монархи подарили ее князьям Галицким, а когда пало Галицкое княжество, икона досталась московскому князю. В 1495 году московский князь Иван III Васильевич благословил ею свою дочь Елену на брак с Александром Ягеллончиком, великим князем литовским и королем польским.
Остробрамская икона Божией Матери Виленская икона - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама Острые Ворота в Вильнюсе. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения. На иконе размером 2 м х 1,63 м Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.
Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.
Икона Божией Матери «Виленская»
Празднование: 28 февраля, 27 апреля Виленская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, имела долгую и величественную историю. Виленская-Остробрамская икона Божией Матери написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Последние новости» Спорт» Чудеса и сила иконы Божией Матери «Остробрамская Виленская»: в чем помогает святой лик и какую молитву с прошениям читать к Богородице.
Икона Богородицы Виленская
Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом , когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [1] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских. В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» по-польски «Остра Брама» , на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи с южной стороны , ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская.
Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра , дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии , то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта. В 1596 году в крае была объявлена церковная уния , и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Во владении римо-католиков Виленская Остробрамская икона Божией Матери Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св.
Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну современный Вильнюс , где и получила своё название — Виленская.
Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон будущий российский патриарх благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь.
Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна. Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии в 1472 г. Существует также иная версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю московскому от князей галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров. В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за великого князя литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти Елены икону поместили над ее гробницей в Пречистенском соборе в Вильне.
После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Дважды русские цари пытались возвратить себе икону: во время Ливонской войны в 1569 г. После пожара Вильны в 1741 г. В 1812 г. В 1839 г. Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным.
Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 г. В мужском монастыре , находящемся в предместье Вильны, есть Остробрамская Виленская икона. Изображение её несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Ее святые ангелы держат царственный венец. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою. Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Дол-гое вре-мя она бы-ла ро-до-вой свя-ты-ней гре-че-ских им-пе-ра-то-ров в Кон-стан-ти-но-по-ле. В 1495 го-ду ве-ли-кий князь бла-го-сло-вил этой ико-ной свою дочь Еле-ну при вы-да-че ее за-муж за Ли-тов-ско-го ко-ро-ля Алек-сандра. В честь пе-ре-не-се-ния ико-ны в быв-шую сто-ли-цу Лит-вы г. Виль-но уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние 15 фев-ра-ля. Поз-же свя-тую ико-ну по-ста-ви-ли в Пред-те-чен-ском хра-ме, в ко-то-ром бы-ла по-гре-бе-на кня-ги-ня Еле-на. Иоанн Гроз-ный, пы-та-ясь вер-нуть чу-до-твор-ную ико-ну в Моск-ву, пред-ла-гал за нее ко-ро-лю Си-гиз-мун-ду 50 знат-ных ли-тов-ских плен-ни-ков, но ко-роль ре-ши-тель-но от-ка-зал, по-то-му что все ду-хо-вен-ство, как пра-во-слав-ное, так и уни-ат-ское, не хо-те-ло ли-шить-ся это-го со-кро-ви-ща. В Пре-чи-стен-ском со-бо-ре ико-на пре-бы-ва-ла до по-ло-ви-ны XVIII ве-ка, а по-том бы-ла пе-ре-не-се-на вме-сте с мит-ро-по-ли-ей в Ви-лен-ский Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь, на-хо-див-ший-ся то-гда в рас-по-ря-же-нии ба-зи-ли-ан.
Пре-чи-стен-ский же со-бор был от-дан уни-а-там.
Что касается второй версии, то Виленский образ Богородицы московские князья получили дар от князей галицких. Последним же икона была пожалована самим императором Византии. Если говорить непосредственно об основном названии образа, то определение «Виленская» он приобрел благодаря своему появлению в Вильно — городе в Литовском княжестве. Данное событие связано, по мнению историков, с приездом в озвученную местность Елены Иоанновны, московской княжны.
Последняя собиралась стать женой великого литовского князя Александра, а икона была дарована ей в знак родительского благословения. На протяжении всей дальнейшей жизни Елены Иоанновны Виленский образ Божией Матери хранился в покоях княгини. Когда же венценосная особа почила с миром, икона заняла место над гробницей покойницы в православном Успенском соборе там же, в Вильно. Так случилось согласно завещанию, составленному самой Еленой Иоанновной. Этот храм представлял собой резиденцию митрополита Киевского и Литовского.
Путешествия святого образа: В Москве, конечно же, лелеяли надежду на возвращение Виленской иконы Божией Матери. Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке. В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за святой образ они обещали освободить полсотни пленных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были. Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты.
Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии. Пытаясь спасти икону, ее перенесли в церковь св. Николая под Оршей, но и та быстро стала униатской. В итоге образ вернулся на первоначальное место своего пребывания. Из-за пожара в 1610 году в Пречистенском Успенском соборе митрополичью кафедру, а вместе с ней и икону перенесли в Свято-Троицкий храм одноименной обители — тоже униатской.
На удачу, войскам русским удалось занять Вильно. Были организованы розыски святого образа, однако они не увенчались успехом. Дело в том, что чуть раньше виленский мещанин Ю. Селедчик вывез икону в Крулевец позже Кёнигсберг , а уже там ее надежно спрятали униатские иноки. Лишь в начале 60-х гг.
В 1498 г. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки.
В 1671 г. После страшного пожара Вильны в 1714 г.
Report Page
- ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | это... Что такое ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ?
- Виленская икона Божией Матери: о чем молятся?
- История иконы на Руси
- Молитва пред иконою Божией Матери «Остробрамской Виленской»
27 апреля - икона Остробрамская.
Из дальнейшей истории известно, что в 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену, когда ту выдавали замуж за литовского короля Александра. В то время Литва была православной. Виленская икона получила такое название потому, что ее перенесли в город Вильнюс, столицу Литовского княжества, который вплоть до 1939 года назывался по-русски Вильна. Именно в честь перенесения этой иконы в Вильно и установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти княгини Елены икону Пресвятой Богородицы поместили над её гробницей в Пречистенском соборе в городе Вильно. Мало-помалу литовские князья уклонились в латинство. И, к сожалению, после заключения Брестской унии Виленской иконой завладели униаты. Известно, что впоследствии икону перенесли в униатский Виленский Свято-Троицкий монастырь, который также был отнят у православных.
Этот образ принято считать одним самых чудотворных, почитаемый как православными верующими, так и католиками. Об этом сообщают «Известия». Фото: Unsplash Верующие считают, что Виленская икона Божией Матери является заступницей и защитницей человеческого рода.
Чаще всего к ней обращаются люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, а также при нуждающиеся и запутавшиеся в невзгодах.
Согласно одной версии, из Константинополя в Москву Виленская икона, семейная реликвия византийских императоров, прибыла в 1472 году с Софьей Палеолог, будущей супругой великого князя московского Иоанна III Васильевича. По другой, менее признанной, Виленская икона перешла к московским князьям от князей галицких, титулованных королей Червонной Руси, которые в свою очередь получили ее в дар от византийского императора. Появление Виленской иконы в Вильно связывают с прибытием туда 15 февраля 1495 года московской княжны Елены Иоанновны, которая, вступая в брак с великим князем литовским Александром, привезла с собой из Москвы икону Божие Матери — благословение ее родителей, великого князя московского Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог. В Вильно Виленская икона первоначально находилась в княжеском замке в покоях великой княгини литовской и королевы польской Елены Ивановны. После смерти великой княгини 24 января 1513 , согласно завещанию, икона была помещена над ее гробницей в виленском кафедральном православном Успенском Пречистенском соборе — резиденции митрополита Киевского и Литовского, одном из древнейших православных храмов Вильно, построенном великим князем литовским Ольгердом освящен в 1385 году. Существует мнение, что Виленская икона была передана раньше в Пречистенский собор самой Еленой Иоанновной.
В период Ливонской войны при ведении переговоров в 1569 г. В результате провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии большинство православных храмов в Вильно стали униатскими. В 1608 году униатским стал и Пречистенский собор. Пытаясь сохранить у себя древнюю икону Божией Матери, православные в 1608 году временно перенесли ее вместе с другими церковными драгоценностями и реликвиями из Пречистенской в церковь святителя Николая, построенную в 1514 году князем Константином Острожским в честь победы под Оршей. Никольская церковь в 1609 году также стала униатской, и Виленская икона была возвращена на место своего первоначального пребывания — в Пречистенский собор. В 1610 году собор горел, в 1612 году восстановлен, но митрополичья кафедра в 1613 году была перемещена из него в Свято — Троицкую церковь виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, перешедшего к униатам еще в 1609 году. О нахождении Виленской иконы в Троицкой церкви в XVII веке свидетельствует завещание 1652 года Александра Дубовича, архимандрита Троицкого монастыря, согласно которому в монастырь делался вклад в 100 золотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой церкви перед Виленской иконой каждую субботу акафиста возможно, перенесение Виленской иконы позднее и было вызвано запустением Пречистенской церкви, о чем свидетельствует надпись 1748 года на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого монастыря за 1775.
Во время русско-польской войны 1654-1667 царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения Виленской иконы из Вильно в Москву: русские войска заняли Вильно в 1655 году, а в 1657 и 1658 годах князь Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски Виленской иконы, оказавшиеся безуспешными некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что князь Шаховский искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери. Как показало проведенное русской администрацией Вильно в 1658 году следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по реке Вилии на лодке-витине в Крулевец Кёнигсберг и спрятана там униатскими монахами. После 1661 года она была возвращена в Вильно. Виленская икона временно покидала Вильно и в годы Северной войны 1700 — 1721 — вместе со своими драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого монастыря в декабре 1701 года в жировицкий Успенский монастырь. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по другим источникам — покрова Пресвятой Богородицы. После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его.
Этой святыней благословлялся брак дочери Ионна Третьего. Потом икона попала в литовский город Вильна. Где находится икона Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. Он хранится в Свято-Духовом мужском монастыре. Оригинал же иконы был потерян во время Первой мировой войны. Описание иконы Икона очень похожа на Иерусалимскую, Грузинскую и Тихвинскую. На ней можно видеть Деву Марию с Господом на руках. Отличительной чертой является пятка Христа, которая оголена. В одной руки у сына Божьего находится свиток. В чем помогает Виленская икона Божией Матери Богородица считается покровительницей всех христиан. К ней зачастую обращаются люди, у которых в жизни нет никакой поддержкой.
27 апреля – празднование Виленской и Остробрамской икон Божией Матери
К Виленской иконе Божией матери обращаются за помощью в трудной жизненной ситуации или тогда, когда человек запутался и потерялся на своем жизненном пути. Икон Божией Матери: Виленская; Остробрамская Виленская. Первообраз Виленской иконы Божией Матери оказался утерян в период Первой мировой войны. Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе.
27 апреля – празднование Виленской и Остробрамской икон Божией Матери
Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. К Виленской иконе Божией матери обращаются за помощью в трудной жизненной ситуации или тогда, когда человек запутался и потерялся на своем жизненном пути. Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. Виленская икона Божией Матери — древний образ Богородицы, по преданию, написан евангелистом Лукой.
Икона Божией Матери «Виленская — Остробрамская»
История Виленской иконы Божией Матери Точной версии того, как данная икона появилась на Руси, нет, однако, известна ее более раннее происхождение. Считается, что Виленская икона Божией Матери были написана еще в те времена, когда была жива Богородица, то есть Дева Мария, и ее сын Иисус Христос еще ходил по земле. В первый раз в исторических источниках Виленская икона была упомянута в 1495 году, когда ей была благословлена на брак дочь Иоанна III Елена. Вместе с княжной икону направили в Вильну - город, принадлежащий Литве, в честь которого и был назван известный образ. На сегодняшний день оригинал иконы утрачен, согласно исторической справке, в период Первой мировой войны, но сохранились ее списки.
Самый почитаемый из таких находится в Свято-Духовном мужском монастыре в Вильнюсе.
Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею. Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков.
Просмотрено 5766 раз Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов. К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго.
Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная!
Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца!
О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: , Благодатная; , Обрадованная; , Преблагословенная; Господь с Тобою. Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.
Кондак,глас 8 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: , Невесто Неневестная. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси. Из Палестины икона попала в Царьград Константинополь. Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси.
После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну современный Вильнюс , где и получила своё название — Виленская. Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.
В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон будущий российский патриарх благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону.
Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна. Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии в 1472 г.
Существует также иная версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю московскому от князей галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров. В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за великого князя литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти Елены икону поместили над ее гробницей в Пречистенском соборе в Вильне.
Католическая невеста в православной Руси Стоит ли упоминать, что многие относились негативно к такому браку? В числе первых противников этого союза был митрополит Филипп I, который понимал корыстные намерения католического Папы. Однако, вопреки всеобщим опасениям, Иван III растоптал грандиозные мечты Рима еще до долгожданной свадьбы. Принцессу отправили на Русь в сопровождении огромной процессии, впереди которой шел легат с католическим крестом в руках. Это символизировало первенство Римского Папы, который буквально «входил, внедрялся» в Московию. Трудно даже представить, какое впечатление сложилось о Софье.
Увидев такое «торжественное появление», преданный православной вере русский народ взволновался, начались мятежи. Поэтому, к большому ликованию митрополита и российских бояр, католический крест был изъят, немного не доходя до православной столицы. Молодые обвенчались в тот же день по всем византийским канонам. Это произошло 12 ноября 1472 года. Так, Софья Палеолог вернулась к истинной вере своего народа. В этом счастливом браки она подарила мужу 6 сыновей и 6 дочерей.
Они были участниками уже следующей эпохе истории России — именно при их отце пало татаро-монгольское иго, была объединена вокруг Москвы большая часть русских земель и сложилось Русское государство. Исполнилась и мечта Ивана об открытости Руси. Западные мастера потянулись в Россию и отстроили Успенский собор Московского Кремля, украшающий столицу до сего дня.
Какие ее особенности и когда праздник этой иконы? Отвечает иеромонах Иов Гумеров : Остробрамская — Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века.
Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» польск. Об истории этой святыни рассказывает Е.