Празднование: 28 февраля, 27 апреля Виленская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, имела долгую и величественную историю. описание Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011] По одному из преданий, эта икона типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Виленская Остробрамская икона Богородицы, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше, в настоящее время находится в часовне Острая Брама (Острые ворота) в Вильнюсе. Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой.
28 февраля православные чтят День памяти Виленской иконы Божией Матери
После этого икона была перенесена в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда во владении униатов, им же был отдан и Богородицкий собор. Лишь в 1839 году Свято-Троицкий монастырь и Виленская икона были возвращены православным. С тех пор икона Божией Матери пребывает там с другими местными иконами и почитается всеми православными христианами. Она заменила утерянную икону Остро Брам Рассветные врата память 26 декабря и 14 апреля. В годы Первой мировой войны из прифронтовых зон Литвы и Белоруссии были эвакуированы многие святыни, в том числе и Виленская икона. В 1915 году икона была перенесена в Донской монастырь в Москве вместе с мощами Виленских мучеников. Дальнейшая его судьба неизвестна. Икона Виленская Одигитрия написана на четырех досках, соединенных между собой.
Одни сделаны из кипариса, другие из березы. Восстановлен в 1864 году. Память Виленской иконы совершается 14 апреля, в день перенесения ее в Москву в 1472 году, а также 15 февраля, в день перенесения ее из Москвы в Вильно бывшую столицу Литвы в 1495 году.
Но также она по-прежнему остается символом того, что Литва — христианская страна. Путь от идолопоклоннических представлений и языческих обычаев к вере в Единого Бога был непрост. На государственном уровне он продолжался до XIV века.
И этот факт также служит иллюстрацией к сложной истории литовского христианства, развивавшегося под влиянием как с востока, так и с запада. Сегодня преобладающее количество верующих в стране католики, но одна из главных святынь Литвы, Остробрамская икона, одинаково дорога для представителей обеих ветвей христианства. Где вешать Остробрамскую икону Вероятно, вопрос о том, где вешать Остробрамскую икону, часто возникает потому, что в Вильнюсе она находится на старинных городских воротах. Может показаться, что надвратный образ дома тоже обязательно вешать при входе или напротив него. Но икона — это не оберег, который «не пускает в дом нечистую силу и нехороших людей». Ее можно просто разместить в домашнем иконостасе или любом другом подходящем месте.
С древних времен принято располагать иконы на восточной стороне помещения, но в условиях современного жилья это не всегда возможно. Главное — с уважением отнестись к видимому образу незримой для нас Небесной Заступницы. Остробрамская икона в Вильнюсе в разное время пребывала не только в надвратной часовне, но и в православном Свято-Троицком монастыре и других приходских церквях, а также в католическом костеле. На Острой браме она изначально располагалась на южной стороне ворот в специальном киоте с дверцами, при необходимости закрывавшими икону от непогоды, и как бы встречала входящих в город. Позже ее поместили ликом к городу, так же, как она хранится сейчас. Но всегда, где бы ни находилась икона и как бы ни была повернута, она была центром притяжения для верующих.
До сих пор сохраняется традиция, начало которой заложил в XVIII веке губернаторский указ: проходя под воротами, мужчины снимают головной убор в знак почтения к святыне. Вот и дома, выбрав место, где вешать Остробрамскую икону, нужно относиться к ней бережно, с благоговением, помня, что Богородица в каждый момент нашей жизни видит нас и все движения нашей души. Не с иконы, а с небес. Фото Остробрамской иконы Этот редкий образ знаком верующим, не бывавшим в Литве, Польше, Украине и Белоруссии, где он наиболее распространен, по фото Остробрамской иконы. В храмах России он встречается нечасто. А вот в домашних иконостасах бывают и писаные иконки, и печатные копии.
Остробрамская икона Божией Матери без оклада. Музей древнебелорусской культуры Остробрамская икона Божией Матери. Ярославская мастерская.
Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.
В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована.
После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
Антония, Иоанна и Евстафия Виленских Литовских 1347 ; мч.
27 апреля - икона Остробрамская.
В том числе и икона с часовней перешла во владение униатов. Икона "Нечаянная радость": что можно и что нельзя делать 22 декабря 18 декабря 2020, 23:10 В 1624 году у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом Святой Терезы. Кармелиты выстроили в 1671 году вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. Во время пожара в городе в 1714 году икона была перенесена в костел Святой Терезы, но в 1744-м, когда часовня была вновь отстроена, образ вернули на прежнее место над воротами. В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики.
Однако уже в 1829-м ее отреставрировали и вернули ей первоначальный вид. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери. В наши дни подлинник святыни находится в Остробрамском костеле.
Общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему приходят и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. С какими просьбами обращаются к образу Считается, что перед Остробрамской иконой Богородицы можно помолиться при любой нужде или невзгоде. У нее просят указать на верный путь решения проблем, способы преодоления преград, направить на путь истинный, избавить от заблуждений, сомнений, искушений и соблазнов.
Известны точные размеры иконы: 135,5 см на 90 см, а также материал изготовления — центральные кипарисовые и боковые липовые доски. Достаточно много общих черт образ Виленский имел с Иерусалимским, Грузинским и Тихвинским образами. Целых 4 столетия Богородица являла чрез древнюю чудотворную икону свою несчетную милость верующим. В 1677 году святыня совсем преобразилась: обзавелась чеканной ризой, изображенные на ней Матерь Божия и Младенец Иисус — позолоченными и посеребренными одеждами и коронами. Согласно документальным письменным источникам, датированным 1701-м и 1781-м гг. Виленский образ просто утопал в украшениях. В 60-х гг. XIX века икону вложили в новый оклад и бронзовую раму, созданные из пожертвованных драгоценностей. Теперь головы Девы Марии и Богомладенца венчали алмазные нимбы.
В 1866 году икона подверглась реставрационной чистке. Исчезновение святыни Первая мировая война послужила причиной тому, что Виленская икона Божией Матери оказалась утеряной. Правительством была организована эвакуация основных и древних реликвий, имеющих важное религиозное значение, с целью уберечь святыни от надругательств. Иконы и прочая утварь вывозились в глубь страны. Таким образом, в 315 году, в конце лета Виленский образ Божией Матери вместе с мощами 3-х Виленских мучеников очутился в московском Донском монастыре, а после — след его потерялся и не найден поныне. Не следует путать данный образ с тем, что носит название Виленского Остробрамского. Перед Виленской иконой Божией Матери молиться можно о чем угодно, но особенную помощь люди получают в физических болезнях, душевных недугах и облегчении жизни. Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.
И только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. В первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон Беллавин , будущий российский патриарх, благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов. Ее почитание празднуется 28 февраля. К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит?
Согласно второй версии, которая считается менее признанной, Виленская икона Божией Матери перешла московским князьям от галицких князей, которые в свою очередь получили ее от Византийских императоров. В Вильно, по которому икона стала именоваться, Виленская икона Божией Матери была привезена московской княжной Еленой Иоанновной при вступлении в брак с великим князем литовским Александром, как благословение ее родителей, великого князя Иоанна III и Софьи Палеолог. Виленская икона Божией Матери пребывала в княжеском замке. После смерти княгини литовской и королевы польской Елены Иоанновны в 1513 году чудотворная икона была помещена над ее гробницей в Виленском кафедральном православном Успенском Пречистенском соборе. Собор этот, древнейший православный храм Вильно, был построен великим князем Ольгердом в 1358 году и являлся резиденцией митрополита Киевского и Литовского. После провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии, собор перешел к униатам. Пытаясь сохранить святую икону , православные несколько раз переносили святыню то в церковь святителя Николая , то снова в Пречистенский собор, пока наконец она была помещена в Свято-Троицкую церковь Виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, где она пребывала до августа 1915 года. В Виленском монастыре хранились две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Виленская и Остробрамская, которую, впрочем, тоже именуют Виленской по месту нахождения. Остробрамская икона Божией Матери была привезена из Херсонеса в Вильно в 1363 году великим князем Ольгердом. Во время эвакуации церковного имущества Виленскую икону Божией Матери вывезли из Вильны.
🌸Икона Божьей Матери: Остробрамская Виленская
Появление Виленской иконы в Вильно связывают с прибытием туда 15 февраля 1495 года московской княжны Елены Иоанновны, которая, вступая в брак с великим князем литовским Александром, привезла с собой из Москвы икону Божие Матери — благословение ее родителей, великого князя московского Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог. В Вильно Виленская икона первоначально находилась в княжеском замке в покоях великой княгини литовской и королевы польской Елены Ивановны. После смерти великой княгини 24 января 1513 , согласно завещанию, икона была помещена над ее гробницей в виленском кафедральном православном Успенском Пречистенском соборе — резиденции митрополита Киевского и Литовского, одном из древнейших православных храмов Вильно, построенном великим князем литовским Ольгердом освящен в 1385 году. Существует мнение, что Виленская икона была передана раньше в Пречистенский собор самой Еленой Иоанновной. В период Ливонской войны при ведении переговоров в 1569 г. В результате провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии большинство православных храмов в Вильно стали униатскими.
В 1608 году униатским стал и Пречистенский собор. Пытаясь сохранить у себя древнюю икону Божией Матери, православные в 1608 году временно перенесли ее вместе с другими церковными драгоценностями и реликвиями из Пречистенской в церковь святителя Николая, построенную в 1514 году князем Константином Острожским в честь победы под Оршей. Никольская церковь в 1609 году также стала униатской, и Виленская икона была возвращена на место своего первоначального пребывания — в Пречистенский собор. В 1610 году собор горел, в 1612 году восстановлен, но митрополичья кафедра в 1613 году была перемещена из него в Свято — Троицкую церковь виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, перешедшего к униатам еще в 1609 году. О нахождении Виленской иконы в Троицкой церкви в XVII веке свидетельствует завещание 1652 года Александра Дубовича, архимандрита Троицкого монастыря, согласно которому в монастырь делался вклад в 100 золотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой церкви перед Виленской иконой каждую субботу акафиста возможно, перенесение Виленской иконы позднее и было вызвано запустением Пречистенской церкви, о чем свидетельствует надпись 1748 года на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого монастыря за 1775.
Во время русско-польской войны 1654-1667 царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения Виленской иконы из Вильно в Москву: русские войска заняли Вильно в 1655 году, а в 1657 и 1658 годах князь Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски Виленской иконы, оказавшиеся безуспешными некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что князь Шаховский искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери. Как показало проведенное русской администрацией Вильно в 1658 году следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по реке Вилии на лодке-витине в Крулевец Кёнигсберг и спрятана там униатскими монахами. После 1661 года она была возвращена в Вильно. Виленская икона временно покидала Вильно и в годы Северной войны 1700 — 1721 — вместе со своими драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого монастыря в декабре 1701 года в жировицкий Успенский монастырь. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по другим источникам — покрова Пресвятой Богородицы.
После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его. В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году. По указанию Литовского архиепископа Иосифа Семашко в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой униатской алтарной преграды художником Иваном Хруцким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона.
Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много.
Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы. В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа.
Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней. Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий.
Увидев такое «торжественное появление», преданный православной вере русский народ взволновался, начались мятежи. Поэтому, к большому ликованию митрополита и российских бояр, католический крест был изъят, немного не доходя до православной столицы. Молодые обвенчались в тот же день по всем византийским канонам. Это произошло 12 ноября 1472 года. Так, Софья Палеолог вернулась к истинной вере своего народа. В этом счастливом браки она подарила мужу 6 сыновей и 6 дочерей. Они были участниками уже следующей эпохе истории России — именно при их отце пало татаро-монгольское иго, была объединена вокруг Москвы большая часть русских земель и сложилось Русское государство. Исполнилась и мечта Ивана об открытости Руси. Западные мастера потянулись в Россию и отстроили Успенский собор Московского Кремля, украшающий столицу до сего дня. Ребенок, показывая обнаженную пяточку, одной рукой держит свиток, а другой благословляет. Дева Мария с короной на голове нежно улыбается своему Чаду. Такова Виленская икона. Но предназначено ей было стать святыней другого Успенского собора, не московского. Дальнейшая судьба иконы Брак старшей дочери Ивана III Елены известной тем, что она оказалась последней русской княжной, вышедшей замуж за европейского монарха был благословлен именно этой иконой. Вместе с будущей польской королевой образ переехал в Вильну.
28 февраля память Виленской иконы Божией Матери
Последние новости» Спорт» Чудеса и сила иконы Божией Матери «Остробрамская Виленская»: в чем помогает святой лик и какую молитву с прошениям читать к Богородице. Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви.
Виленская икона: что произошло со святыней греческих императоров
Он поддержал это благое начинание, и министр труда и социального развития Владимир Куприянов тоже поддержал. Он дал добро на подключение храма к водоснабжению. Так, появился храм, появилась дорога к храму. Надеемся, в следующем году или через год будет и газоснабжение поселка, соответственно появятся новые участки, новые семьи в том числе и многодетные будут получать здесь участки, то есть храм — основа этого поселка.
Если до этого поселок был такой умирающий, то храм дал как бы новую основу жизни этого поселка Хвойный, — делится заместитель директора психоневрологического диспансера Виктор Антоневский. Крест и купол для храма соорудил своими руками инженер из села Давыдовка Сергей Темников, ставший в этот день еще и монтажником-высотником.
О нахождении В. Алексия Дубовича, архим. Троицкого мон-ря, согласно к-рому в мон-рь делался вклад в 100 злотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой ц. Во время русско-польск. Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски В.
Шаховской искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери. Как показало проведенное рус. Вилии на лодке-витине в Крулевец Кёнигсберг и спрятана там униатскими монахами. После 1661 г. В Троицкой ц. XVII в. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по др.
После пожара в Вильно в 1706 г. В Троицком мон-ре В. По указанию Литовского архиеп. Иосифа Семашко в 1851 г. Иваном Хруцким, сыном белорус. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед В.
Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно — в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 г.
Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон будущий российский патриарх благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь.
Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов. К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго.
🌸Икона Божьей Матери: Остробрамская Виленская
Верующие считают, что Виленская икона Божией Матери является заступницей и защитницей человеческого рода. Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. Молитва Виленской иконе Богородицы О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе.
День памяти иконы Божией Матери Виленской
Скопировать ссылку Казань, 28 февраля, «Татар-информ». Сегодня православные почитают Виленскую икону Божией Матери. Эта икона была написана святым евангелистом Лукой.
Более того, не рекомендуется доверять чужим людям. А вот к вещим станам стоит прислушаться. Они могут прийти к человеку в ночь на 28 февраля.
Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.
В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля.
Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» польск. Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем 1345—1377 , подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий.
27 апреля – Лазарева суббота. Праздник иконы
27 апреля Православная Церковь празднует память Виленской иконы Божией Матери. чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. Виленская икона Божией Матери имеет свою особую историю происхождения (как и множество ей подобных).
28 февраля празднование иконы божьей матери «виленская».
Икон Божией Матери: Виленская; Остробрамская Виленская. Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Виленскую икону Божией Матери ежегодно почитают 28 февраля. Молитва иная Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Остробрамской Виленской» О, Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! К Виленской иконе Божией матери обращаются за помощью в трудной жизненной ситуации или тогда, когда человек запутался и потерялся на своем жизненном пути.