Новости в старину род короткого кафтана

старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. старинная русская одежда, род короткого кафтана. В старину: род короткого кафтана. Представляет собой короткий кафтан до талии со сборками на спине и воротником-стойкой.

Words Of Wonders Guru - В старину: род короткого кафтана

В словаре приведены тюркизмы домонгольского периода 12 в. В словарь также включены тюркизмы с неопределенным периодом заимствования и западноевропейские тюркизмы, пришедшие в русский язык из тюркских языков с Запада. Энциклопедический словарь мужская и женская верхняя распашная одежда у народов Кавказа. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. В старину: род короткого кафтана. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.

В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления. Словарь Ефремовой.

Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра. Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы. Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном.

Женская одежда Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского. Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях. Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность. Женский костюм различают по назначению: - повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов; - в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть.

Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стоили дорого, тщательно украшались, надевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству. Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой.

Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами. На рубаху надевали сарафан или поневу. Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой.

Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник. В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной. Сарафан — одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью».

Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой.

Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата. Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашень или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой.

На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор. Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое. Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору. После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты.

На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор — кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник чепец и платок. Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей. В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.

Обувь В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли. Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см. Виды обуви: Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка.

Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата.

Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки. Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота.

У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками. Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.

Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Онучи — длинная, широкая около 30 см полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета холщовой, шерстяной для обмотки ноги до колена при обувании в лапти. Поршни — простейшая русская кожаная обувь. Татары В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах.

По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.

На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Помимо того, что костюм состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, он имеет еще одну особенность: шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.

Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный. Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений. Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана.

Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда. Мужская одежда Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой. Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, где не было плечевых швов, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища с ластовицами, вставными боковыми клиньями и глубоким разрезом по центру груди, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись.

Носить ее следовало без пояса. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась. Штаны изготавливались также из натуральных материалов — льна или хлопка, ткань была однотонной.

Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта. Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение. Мужской головной убор был двойным: вниз надевали тюбетейку, а сверху — калфак шапочка из войлока.

В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка колпак , меховая шапка или чалма. Колпак - конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом.

Обычно тюбетейки были однотонными. Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни. Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.

Молодой татарин использовал в качестве украшений печатки и поясные пряжки. Крымский мальчик нередко носил перстни с раннего возраста. Также мужчины не носили бороду. Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня — длина ниже колен, орнаменты.

Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа. Женская одежда Женский вариант длиннее мужского — рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы: хлопок, шелк, парча, бархат. В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма серебро и золото по оттенкам , разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия.

Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно надевать тешелдрек или кукрекче. Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди. Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх камзол запахивался на правую сторону, имел боковые клинья выкройка уже учитывает эти особенности. Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче — присутствовал мех и вышивка.

Верх женского костюма: широкий халат запахивается , блуза, камзол до бедер с рукавами и без них. Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей — шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент — шубу. Праздничный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов: белого, вишневого, зеленого в сочетании с голубым, морской волны. В качестве обуви выбирались удобные сапожки сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения.

Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак. Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно.

Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом. Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев: ткань, покрывало и обруч, шапка или платок для фиксации покрывала. Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни.

Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар. Обязательный ювелирный элемент для женщины — серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными.

Значение украшений для шеи — не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди. Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству. Перевязь — украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо.

Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты. Национальная прическа — тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Обувь Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь. Она представлена сапогами читек.

Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией.

Была и рабочая обувь, название которой — чабата. Отличительная черта национальной обуви — слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики.

Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве итек.

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши ковеш, ката. Выходной обувью считались туфли башмак. У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом. Татары носили чулки.

Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки тула оек. Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью. Лыковая обувь, особенно лапти чабата , представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения татар чабатасы.

Зимой повсеместно носили валенки киез итек, пима, пуйма короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки. Чуваши Костюм верховых чувашей вирьял делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анатенчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию. Костюм Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов.

В костюме низовых чувашей анатри , соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета. Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя. Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа.

Костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками. Согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент — это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного посконного холста , перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи.

Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей. Рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском.

Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. На поясе архалук дополнялся кушаком.

Отзимок, отзимье — поздяя холодная весна. Отнележе — с тех пор как. Оттопок — стоптанный, изношенный башмак. Отъезжий рубль — заработанный в отхожем промысле, на стороне. Отъем — изъятие.

Охабень, охобень — распашное платье из шелка или легкого сукна с ожерельем и с нечетным числом пуговиц; охабнем назывался также тяжелый плащ внакидку на ферязь. Охлябь — езда верхом на лошади без седла. Оход — желание, охота. Очеп — шест, прикрепляемый к потолку в избе, на котором подвешивалась колыбель. Очная ставка — одновременный перекрестный допрос двух или нескольких лиц, привлекающихся по одному делу. Ошурки — вытопки сала, остатки, подонки. Ошую — слева. П Паголенки — чулок без ступни, охватывающий только голень ноги. Пажить — пастбище, место выгона скота.

Пазуха — залив. Паленица — богатырь, наездник; женщина — воительница, богатырша. Панагия — нагрудное украшение с изображением Богородицы. Парапет — прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер. Пароль — секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях. Паска — пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Пасма — моток льняных или пеньковых ниток. Паспорт пашпорт — свидетельство, письменный вид документ для свободного прохода или проезда. Пастырь — пастух; священник, руководитель паствы.

Патока белая — самотеком стекающая с медовых сотов «медовая слеза» — чистый свежий мед. Пахва — седельный ремень с кольцом, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не сползало на шею. Паче — усилительное слово; тем паче — тем более. Пачеленки — суставы. Пенковая трубка — трубка, сделанная из пенки, особого легкого огнестойкого минерала. Пенья — пеня, выговор, упрек, пенять — сетовать, укорять. Перевара сыченая — пиво и мед домашнего изготовления. Перевык — отставанье от прежних привычек, приобретение новых. Перевясло — сказка, пучок, жгут из крученной соломы для перевязки снопов.

Перелог — запущенное пахотное место.

Контуш, кафтан, армяк и русская женщина в халате

Казакин одежда мужская 19 век. Армяк кафтан камзол. Зипун и армяк. Армяк зипун кафтан. Армяк, зипун, ферязь, опашень.. Боярский кафтан. Боярский кафтан 17 век 17 век. Кафтан на Руси 16 век. Крестьянский зипун древняя Русь. Казацкий кунтуш.

Польский Жупан 17 век. Одежда Польша 17 век кунтуш. Кафтан кунтуш. Поддёвка одежда 19 век. Вячеслав Кафтанов. Барский кафтан. Турский кафтан. Зипун и кафтан. Зипун одежда 19 век.

Парадный костюм Петра 1 : кафтан, камзол. Кафтан камзол Петр 2. Кафтан и камзол в 18 века. Польский кунтуш 17 век. Кафтан одежда. Мужской кафтан на Руси. Кафтан крестьянина 19 века. Кафтан 15-16 века. Средневековая мужская одежда 14 век.

Кафтан средневековый. Средневековый халат. Что такое армяк в древней Руси. Армяк, кафтан, тулуп. Жупан — старинный полукафтан.. Свитка полукафтан. Одежда свитка полукафтан. Жупан и кунтуш. Зипун одежда 17 века.

Зипун на Руси. Долгополый кафтан крестьянина. Одежда русского крестьянина 19 века зипун. Молодой крестьянин 19 века России. Боярская ферязь. Кафтан Ширвани. Военный камзол 19 века. Камзол мужской 19 век. Кафтан Боярский мужской.

Вихрь, возникающий в грозовом облаке. Множительный аппарат для печатания копий. Продукт перегонки нефти. Прибор для измерения параметров резьбы или зубчатых колес.

Кроме зипунов существовал ещё и сарафанец, в котором ходили дома. Это тот же зипун только длинный, доходящий до пят. К исподнему относятся и порты или штаны, шитые из полотна. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились. У бедняков порты изготовлялись из белого или крашеного холста, а также из сермяги, которая представляла собой грубую шерстяную ткань.

Те, кто был побогаче носили зимой суконные штаны, а летом тафтяные или шелковые. У царей и бояр штаны были из тяжелых шелковых тканей разных цветов, преимущественно красного, малинового и желтого. В старину штаны не закрывали все ноги, а достигали только до колена и делались с карманами, которые назывались зенью. Рубашки в старину назывались сорочками или срачицами. Они шились из холста длинными до колен с разрезным воротом и подпоясывались шнурком поверх исподнего платья. Часто воротник украшали вышивкой красными нитками, шелком, серебром и даже золотом — в зависимости от средств и состояния. Застёгивали воротник металлической пуговицей. На рубаху и штаны надевалась разного рода верхняя одежда. Простой народ одевался в толстые одежды: женщины в поневы, мужчины в зипуны — на Руси это самое древнее одеяние.

Княжеская мантия называлась корзнем и представляла собой обыкновенный плащ без рукавов, который завязывался шнурком на шее. Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги. Наряд этот пришел с Востока от татар. Носили ещё и кафтанец. Это тот же кафтан, только короткий и попроще. У кафтана рукава были очень длинные, так что достигали до земли и собирались складками. Рукава закрывали ладони, и таким образом в холодное время вполне заменяли перчатки. Также рукавами было удобно брать что-либо горячее и не обжечь руки. В нарядных кафтанах концы рукавов украшали запястьями, то есть вышивкой золотом, серебром и жемчугом.

Разрез на кафтане был только спереди и украшался бархатной тесьмой. К тесьме прикрепляли металлическое кружево золотое или серебряное , сделанное с разными фигурами. Вдоль по кафтану делались нашивки из другой материи и другого цвета в виде кругов или ромбов, а на эти нашивки пришивались шнурки с кистями, чтобы застёгивать кафтан. Впоследствии стали употреблять только пуговицы от 12 до 30 на груди. Воротники на кафтанах всегда были узкие и небольшие. У богачей к кафтану пристёгивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. Зимние кафтаны делались на меху и назывались кожухами. Для путешествий и верховой езды надевали специальную одежду — чугу. Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и значительно короче обыкновенных кафтанов.

Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож, а на грудь помещалась дорожная сумка. Так называлась мужская одежда, которую надевали на зипуны и кафтаны. Ферязь была с длинными рукавами, широкая в плечах только без кружева и отложного ожерелья. Ферязь была комнатной одеждой, на которой были нашивки круглой или четырёхугольной формы, называемые образцами. Носили ещё армяки, которые шились с прорехами, с кружевами, с образцами, как ферязи, и с вышитыми воротниками.

Евгеньевой, рассказывает: «старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника». Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном. Источник, в котором рассматривались термины, описывал, как производился пошив: «Старинная русская распашная домашняя одежда с застежкой встык, сзади зипун прилегал к талии, в боках имел клинья, рукава делали вверху широкие, книзу сильно суженные. Шили из грубого домотканого сукна, сверху надевали кафтан. Зипун — одежда бояр, горожан, крестьян». Справочники, как один, отмечают материал и принадлежность зипуна к верхней одежде. Ожегов добавил в своём толковании выражение «в старое время», чтобы мы понимали, что так одевались люди очень-очень давно. Происхождение слова и появление зипуна Откуда же пришло к нам в русский язык это странное, но по-своему красивое слово? Исследователи предполагают, что корни этого слова нужно искать в арабском языке. Именно там было слово, которое толковалось как «халат, длинный кафтан». Через определённое время и кочевой образ жизни слова, оно попало в новогреческий язык, а оттуда уже в русский в результате заимствований.

Значение слова АРХАЛУК в Энциклопедическом словаре

Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться. Ответ на вопрос сканворда старинная русская одежда, род короткого кафтана, слово из 7 букв. А. пережиток старины. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов. Кафтан на Руси в старину.

Онлайн кроссворд #3272

Сапоги носились до колен и служили вместо штанов для нижней части тела, и для того подкладывались холстиной; их снабжали высокими железными подборами и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве; у царей и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чоботы были полусапожки с остроконечными, загнутыми кверху носками. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин; при них носили ичетыги, или ичеготы, иначе ноговицы ныне еще употребляют кое-где эту старую, заимствованную у татар обувь под названием ичег и ноговиц ; это были сафьянные чулки, которые разделялись на два вида — полные, достигавшие до колен, и полуполные. При сапогах и чоботах носились чулки, шерстяные или шелковые, а зимой подбитые мехом. Женская обувь была почти та же, что и у мужчин; башмаки были с такими высокими подборами, что передняя часть ступни не касалась земли, если стать на каблук. При них были шерстяные или шелковые чулки. Посадские жены носили также большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чоботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья. Верхняя рубаха Портной за работой. Миниатюра XVI в.

Сапоги, чоботы, башмаки, ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и желтые, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и прочее, и унизывались жемчугом; особенно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяна. В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома, и для этого держали во дворе знающих холопов. Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкими и короткими и едва достигали до ляжек, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояской. В холщовых рубахах под мышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжей или шелком, или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками, шириной пальца в два; у знатных и богатых вышивали также рукава и грудь, и поэтому оставляли рубаху открытой из-под платья. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд пальца на два и окружал затылок вроде нынешних мундирных воротников.

Этот воротник назывался ожерельем. Его делали отдельно от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно, у богатых золотыми и серебряными золочеными, у бедняков медными пуговицами, иногда же вместо пуговиц употреблялись запонки с петлями. Такое ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом. Это-то ожерелье собственно в старину называлось рубашкой; но в XVII веке называли его сорочкою, а рубашкой или рубахой одежду, к которой оно пристегивалось. Русские штаны, или порты, шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать их шире и уже. У бедных они делались из холста, белого и крашеного, из сермяги — грубой шерстяной ткани; у зажиточных из сукон; летом богатые надевали тафтяные штаны или из какой-нибудь другой легкой шелковой материи. У царей вероятно, и у бояр иногда были штаны из тяжелых шелковых тканей, например, из объяри. Вообще русские штаны были не длинны и достигали только до колен, делались с карманами, называемыми зепью, и были разных цветов: например, желтые, лазоревые и чаще всего красные. На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую.

Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее другая; третья была накидная для выхода. Хотя существует много названий одежд, но все эти названия относятся к какому-нибудь из этих видов. Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это было платье узкое, короткое, иногда достигавшее до колен, редко до икр, но часто не доходившее даже и до колен, вроде камзола. В кроильной книге царского двора длина зипуна означена в один аршин шесть вершков, тогда как платье, сделанное на то же лицо во весь рост, имело в длину два аршина три вершка. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, зимние из сермяги, у людей состоятельных из легкой шелковой материи, например, тафты, часто белого цвета с пуговицами. Иногда рукава к нему приделывались из другой какой-нибудь материи; например, зипун был из белого атласа, а рукава к нему из серебряной объяри; но часто зипуны были совсем без рукавов, вроде нынешних поддевок. Воротники делались узкие и малые, а иногда к зипунам, как и к рубахе, пристегивали шитый и разукрашенный жемчугом и камнями отдельный воротник, называемый обнизью. Таких обнизей хранилось много, и их пристегивали по мере надобности показаться наряднее или проще.

Боярин в кафтане и горлатной шапке, слуга в зипуне, купец в кафтане. Если обнизь употреблялась большая, то к рубахе вовсе не пристегивалось ожерелье, а если малая, то из-под нее виднелось ожерелье рубахи. Кроме зипуна, в XVI веке была подобная же комнатная одежда сарафанец, как кажется, начавший выходить из употребления в XVII столетии; их носили вместо зипуна с обнизями; они были длинны. Крестьянка в поневе. Девушка в сарафане. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века» На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий; но их различие между собой в отношении покроя теперь определить трудно. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтобы оставлять напоказ раззолоченные сапоги. Иногда сзади делали его на вершок или на полвершка короче, чем спереди, и по длине различали два рода кафтанов: кафтаны и кафтанцы. Рукава их были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было по произволу закрывать и оставлять открытой, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки.

В зимнее время эти рукава служили вместо муфты от стужи, а рабочие люди посредством их могли удобно брать вещи, до которых нельзя касаться голыми руками, например, горячую посуду. В нарядных кафтанах часть рукава при конце называлась запястье, вышивалась золотом, украшалась жемчугами и пристегивалась к кафтану особо. Разрез на кафтане был только спереди и оторочивался тесьмой; так же точно оторочивался и подол. К этой тесьме прикрепляли металлическое кружево золотое или серебряное , сделанное с разными фигурами. Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались нашивки из другой материи и другого цвета в виде четырехугольников или кругов, и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и шнурки, чтобы застегивать кафтан; иногда же вместо завязок делали на одной стороне на нашивках висячие петли, на другой также к нашивкам прикрепляли пуговицы. В XVI веке кафтаны застегивались чаще завязками, наподобие татарских; но русские отличали свои от татарских тем, что застегивали не на левой, а на правой стороне. Впоследствии начали употреблять чаще пуговицы — до двенадцати и до тринадцати на кафтане: они все были на груди; остальная часть разреза всегда оставалась незастегнутой. Воротники на кафтанах были узкие и малые; из-под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи; но иногда к кафтану пристегивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугами. Изнанка кафтана подбивалась всегда материями более низкого достоинства, чем лицевая, и сверх того кафтаны, кроме тесьмы по подолу, под ней и выше нее, окаймлялись полосой материи другого цвета, чем кафтан; она называлась подпушкой.

Зимние кафтаны делались и на мехах, но обыкновенно легких, например, на собольих пупках или на беличьих черевах, такие теплые кафтаны назывались кожухами. Порты Одежда бояр и боярынь в XVII столетии К этому разряду средней одежды относится чуга — одежда, приспособленная к путешествию и верховой езде. Это был узкий кафтан, с рукавами только по локоть и короче обыкновенных кафтанов, как это видно из кройки ее, ибо когда кафтан был длиной в два аршина шесть вершков, с рукавами длиной в один аршин пять вершков, чуга для той же особы была длиной в один аршин с тремя четвертями и с рукавами в девять вершков. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывались нож и ложка, а на грудь привешивалась перевязь с дорожной сулеей. Те же принадлежности, какими украшались кафтаны, — нашивки, кружева, подпушки, — были, по желанию, и на чугах; чуги всегда застегивались пуговицами. Ферязями назывались одежды, надеваемые так же, как и кафтан, на зипуны; они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле, почти всегда без кружева и отложного ожерелья, летом из какой-нибудь легкой материи, зимой теплые на мехах. Трудно себе представить, чем отличалась эта одежда от кафтана. У Флетчера при описании русской одежды она поставлена третьим верхним платьем — первое зипун, второе, или среднее, — узкий кафтан с ножом и ложкой за поясом под которым англичанин разумел чугу , третье — ферязь, просторное платье, окаймленное позументом. У Олеария, например, говорится, что русские надевали рубаху и штаны, потом зипун, на зипун ферязь, сделанную из какой-нибудь легкой материи, а на ферязь кафтан, так что у него выходит четыре одежды с верхней или накидной , и ферязью называлась одежда средняя между зипуном и кафтаном.

Все, что можно вывести из сбивчивых известий об этом роде одежды, это то, что ферязь была более комнатный род кафтана. Название его персидское и пришло к нам в XVI веке. Оно было в употреблении как у царей, так и у простого народа. На ферязях делались нашивки, называемые образцами. Это были несколько вышитых золотом или шелками небольших мест круглой или четырехугольной формы, отделенных друг от друга другой материей. Ферязи застегивались завязками. Кроме кафтана, чуги и ферязей, к разряду средней одежды относились: армяк, тегиляй, терлик. Армяки делались с прорехами, с кружевами, образцами, как ферязи, и с вышитыми воротниками. Их полы не сходились вместе, а закидывались одна на другую.

Тегиляй была одежда со множеством пуговиц, например, с шестьюдесятью восемью или с пятьюдесятью шестью. Особенности покроя его неизвестны, как и терлика. Впрочем, под последним, кажется, подразумевали то же, что и под именем чуги, то есть короткое платье, удобное для верховой езды; но он носился также вместе с кафтаном, так, например, в одном описании свадеб свадебные поезжане описываются одетыми в терликах и кафтанах разом. Терлик и чуга Верхние, или накидные, одежды были опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба. Опашень была летняя одежда, ибо в царских выходах упоминается только летом; осенью и весною, и вообще в ненастную и сырую погоду надевали однорядку.

На нем [Никите Федорыче] был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками и застегнутый доверху. Григорович, Антон-Горемыка. На разостланном по земле суконном архалуке --- спал старик.

Серафимович, Железный поток. Популярен в России 1-й пол.

О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.

Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Энциклопедия моды и одежды архалук Архалух от тюрк.

Терминологический словарь одежды. Орленко Л. На Руси - одежда, похожая на поддевку из цветной шерсти или шелковой ткани, чаще полосатой, застегивалась на крючки; стеганка, род домашнего чекменя. Энциклопедия моды. Андреева Р.

Примеры употребления слова архалук в литературе. Только на третий день, надев шелковый архалук и толстый позолоченный чеканный пояс, Вардан направился к Караджугай-хану. Петушков вышел из задней комнаты в пестром архалуке , с засученными рукавами и с ливером в руках.

Короткий кафтан.

Шушпан — в Симбирской и Пермской губерниях, согласно словарю Даля, мордовский балахон (у них руця), мужской и женский холщовый кафтан, с красной оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом. Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться. 2, 76, 188.-а, ая из употребления одежда, род короткого нем {Никите Федорыче} был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками и застегнутый доверху. АРХАЛУК, -а, м. В старину: род короткого кафтана. АРХАЛУК, а, м. В старину: род короткого кафтана.

Кафтан татарина

Шушун, охабень, епанча. А что еще носили на Руси? Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. К этому времени шушун имел все основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно.

Что же это за одежда? Шушун — в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере Вологодчина и соседние районы.

Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды. Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом «шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое».

Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда. Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну.

Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником.

Также появляются поддоспешные кафтаны и стеганые кафтаны, представляющие собой вид легкого защитного вооружения.

В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты.

В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф.

Солнцева «Одежды Русского государства». Акварели Ф. Солнцева «Одежды Русского государства» Латный полукафтан Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта.

Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма. Петровские реформы поставили крест на ношении знатью русской одежды вообще, в среде народных масс кафтан продолжает использоваться как повседневная одежда, меняясь и эволюционируя под влиянием моды, в том числе и дворянской. Поповец и безпоповец.

Гравюра Мы же сосредоточим наше внимание на том, как развивался кафтан в среде староверов. Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей певчих дьяков повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов. Более ранние источники «молящиеся новгородцы» позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву.

Одевались в обычную одежду того времени. Выделялась ли как-то одежда для хождения в церковь от повседневной в Средневековье — мы не можем сказать наверняка, но старообрядческая среда как раз таки пестрит подробностями на эту тему и даёт нам много материала. Но обо всём по порядку.

XVIII век раскидал староверов по разным окраинам страны, куда люди привозили с собой в том числе и моду. На окраинах начинали формироваться свои предпочтения на основе кафтанов разных уголков московского царства. Обращает на себя внимание то, что начинает формироваться моленная одежда и особое отношение к ней.

Важной особенностью является то, что кафтаны становятся однотонными, уходят яркие восточные ткани, жаккардовая парча и муар. Кафтаны с гасниками у Выговских отцов Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками гасниками, гашниками , на которых крепились пуговицы. Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние.

Кафтан на гаснике из Нижнего Тагила Н. Лесков Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде. Моленные кафтаны: история и виды Староверы Урала будущие часовенные с начала XVIII века очень подробно регламентируют свою моленную одежду и внешний вид в общем.

На Ирюмском Соборе 1723 года в 7 главе сказано: «Иноземное одеяние християном не носить… браду и ус не постригать… Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали. Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе [должна иметь по бора-защипа с каждой стороны на спинке — авт. Таким образом, на лицо начало регламентации моленной одежды.

Верх женского костюма: широкий халат запахивается , блуза, камзол до бедер с рукавами и без них. Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей — шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи.

Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент — шубу. Праздничный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов: белого, вишневого, зеленого в сочетании с голубым, морской волны. В качестве обуви выбирались удобные сапожки сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения. Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак.

Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом. Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев: ткань, покрывало и обруч, шапка или платок для фиксации покрывала.

Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар. Обязательный ювелирный элемент для женщины — серьги. Их носили с 3 лет.

Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи — не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди. Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству. Перевязь — украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо.

Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты. Национальная прическа — тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Обувь Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь. Она представлена сапогами читек. Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки.

Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой — чабата. Отличительная черта национальной обуви — слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя.

Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны.

Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши ковеш, ката. Выходной обувью считались туфли башмак. У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки тула оек. Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью. Лыковая обувь, особенно лапти чабата , представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения татар чабатасы.

Зимой повсеместно носили валенки киез итек, пима, пуйма короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки. Чуваши Костюм верховых чувашей вирьял делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анатенчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию. Костюм Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей анатри , соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный.

На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета. Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя. Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками. Согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары.

А орнамент — это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного посконного холста , перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей. Рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.

Кроме того, мужчины носили однотонную безрукавку. Поверх надевали кафтан или халат. В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор — тем праздничнее. Мужской наряд орнаментировался скромнее женского.

К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность. На свадьбу жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба. Женская одежда Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Женская длина рубахи до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.

Зимой надевали суконные штаны и шубу из овчины. Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владелицы шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей. Женщины любили украшения с бисером, комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней. Все они присутствовали в: женских головных уборах хушпу , нарядах на шею и грудь у чувашей они называются ама, алка, мая , браслетах и кольцах они же сула и сере , маленьких зеркальцах, которые крепятся на пояс тёкер , кошельках для пояса енчёк , подвесках на пояс йёс хуре. Наряд для свадьбы имел следующие интересные детали: - платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором; - рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг. Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку.

С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне. Мордва У мордвы не только костюм является произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи.

Их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но в костюмах были и общие черты: белый холст, полотно как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. Костюму свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин. Его считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц.

Каждая этническая группа располагает не менее чем полутора десятком разных видов костюмов. Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, оно приобретает тяжесть и величественность. Можно отметить простоту ежедневной одежды, сложность и многосоставность торжественных нарядов, изобилующих украшениями и особой драпировкой фигуры. Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.

Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений. Обязательная вышивка отдельных элементов производилась шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов. Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна.

Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный. Верхняя одежда была с запахом. Лапти плелись из лыка, а для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами. Так как костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или надеть, в зависимости от ситуации.

Мужская одежда Мужская одежда не отличалась красочностью и разнообразием элементов. Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного изготовленного из конопли материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар носили навыпуск и подпоясывали. Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную мушкас - у мокши, руця - у эрзи.

Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки. Пояс кушак или каркс имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями.

К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан. Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями.

В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном. Женская одежда Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама и прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов! Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.

Основная часть женского костюма, как у мокши, так и у эрзи, — рубаха панар туникообразного покроя без воротника. Рубахи эрзянок и мокшанок различались по покрою и отделке. Эрзянки шили рубаху из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке, мокшанки — из перегнутой по перечной нити холста, к которой по бокам пришивались более короткие полотнища. Эрзянки носили рубаху иначе, чем мокшанки: у последних она была поддернута у пояса и не спускалась ниже колен, у первых — доходила почти до пят. Женскую рубаху носили с напуском и поясом - каркасом, на котором закреплялись парные подвески. Вышивка рубах выполнялась шерстяными нитями и была очень рельефной.

Основной ее колорит — красно-коричневый с вкраплением желтого и зеленого. Рукав рубахи был длинным и достигал кисти руки. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой. Безрукавку черного цвета, украшенную машинной строчкой красного и белого цвета, носили поверх рубахи в прохладные дни. Ее подпоясывали цветным кушаком.

Сложным поясным украшением, присущим лишь мордве-эрзе, являлся пулай. Впервые девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Основная часть женского костюма, которая была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши, представляет собой панар рубашка , сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Праздничный пулай особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера. Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной цветной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам.

Этот своеобразный назадник, носимый на поясе, был, по-видимому, реликтом какой-то чрезвычайно архаичной женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем. Мордовская праздничная рубаха украшалась вышивкой, включавшей в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый — для расцвечивания узора.

Обязательное дополнение традиционного женского костюма — передник с грудной или без нее. Женщины-мокшанки носили передник с рукавами. Существовали у мордвы и платья - кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины. О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству.

Костюм дополнялся бусами и ожерельями. Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. Среди головных украшений различают височные, налобные, ушные наушники и накосные. К височным относятся шары из белого пуха — сёргт, которые прикрепляли к белому нижнему платку у висков. Большим разнообразием отличались височные подвески, украшенные камнями, птичьими перышками, бусинками.

Молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня. Волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера. Из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами. Восхищают своим разнообразием нагрудные украшения.

Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами. Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы.

Энциклопедия русского быта XIX века. Фон Винклер, 1895. Morgor Moromets 21 Oct 2017 at 9:05 pm ПОДДЁВКА Поддёвка диковинка — русская верхняя распашная длинная до или ниже колен одежда с длинными рукавами, отрезная сзади по талии, со сборками на спине, со стоячим или отложным воротником.

Носили и мужчины и женщины. Изготавливалась из тёмного сукна домашней выработки или чёрного, синего фабричного сукна, на подкладке, а для зимы — на кудели, непряденой шерсти, вате. Источник: Шангина И.

Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. Рукава были у него гораздо короче, нежели у ферязи, и почти без оборок. Иногда терлики делались на меху.

Интересно, что у монгольских народов терликом монг. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона 1890—1907. В другом источнике упоминается, что это старинный кафтан со стоячим воротом и короткими рукавами[2] на Руси IX - XVI вв [3].

По мнению оружиеведа М. Горелика, название происходит от монгольского хатангу дегель — «прочный, как сталь, кафтан». Согласно Доржи Банзарову, термин «тегиляй» происходит от монгольского слова «тегель», означающего «шитьё, стёжка».

Причем Банзаров считал, что «древнерусский тегиляй» — это доспех, который монголы в XIX веке называли «олбок», тогда как собственно термином «тегиляй» они стали называть монгольский доспех хуяг, аналогичный русскому куяку[4]. Тегиляи не признавались полноценным доспехом в Московской Руси, являясь защитным снаряжением второго сорта. Согласно «Уложению о службе 1555-1556 года», одному из законодательных актов, входившему в число реформ Ивана Грозного, помещик обязан был выставить «тегиляйного» воина в том случае, если поместье или вотчина была больше 100, но меньше 200 четвертей[5].

По мнению О. Шиндлера, тегиляи подразделялись на тегиляи толстые, тегиляи стандартные обычные и тегиляи тонкие[6]. Согласно документам о поместной службе, тегиляй был вторым по распространенности видом защиты корпуса, после «пансыря».

Из 2252 воинов, упомянутых в десятнях и Боярской книге, 315 были в тегиляях. Из них 125 воинов были в тегиляе толстом, 187 в «стандартных» тегиляях и ещё трое в тегиляях тонких[7]. Согласно А.

Висковатову, устройство тегиляя было следующим: «Это было платье с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, употреблявшееся такими ратниками, которые, по бедности, не были в состоянии явиться на службу в доспехе. Делался тегиляй из сукна, также из других шерстяных или бумажных материй, толсто подбивался хлопчатою бумагою или пенькою, иногда с прибавлением панцирных или кольчужных обрывков, и был насквозь простеган. В таком виде тегиляй был почти столь же надежною защитою, как и всякий доспех.

Надевался он в рукава, как кафтан; в длину был ниже колен, а застегивался пуговицами на груди»[8]. Несмотря на кажущуюся примитивность, тегиляй обладал хорошими защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из плотной бумажной материи, по груди мог обшиваться металлическими пластинками или толстой кожей.

Тегиляй хорошо защищал от рубящих ударов секир, сабель и мечей. Стрелы, легко пробивавшие кольчуги и даже латы, нередко застревали в набивке тегиляев. Под стать тегиляю была «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещённой в подкладку.

Иногда такая шапка снабжалась железным наносьем. Show likes Morgor Moromets 7 Nov 2017 at 5:46 pm Источники: 1. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско—Литовским.

Толковый словарь живого великорусского языка. Вольфа, 1863—1909. Ефремова Т.

Новый словарь русского языка. Банзаров Д. Смирнов Н.

Русская армия в эпоху царя Ивана IV Грозного: материалы научной дискуссии к 455—летию начала Ливонской войны. Шиндлер О. Висковатов А.

Историческое описание одежды и вооружения российских войск.. Это были стёганные шапки, из сукна, шёлковых или бумажных хлопок материй, с толстой хлопчатобумажной или пеньковой подкладкой. В подкладку иногда помещались куски от панцирей или кольчуг.

Также они имели металлический наносник. Использовались они в качестве шлема и у некоторых кочевников, в частности — калмыков.

По одежке встречают

Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади. Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и значительно короче обыкновенных кафтанов. в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами, вшитыми в прямую пройму. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья.

Русский костюм. Словарь старинных понятий.

Представляет собой короткий кафтан до талии со сборками на спине и воротником-стойкой. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана. терлик — Короткий приталенный мужской кафтан с короткими рукавами. 11. В старину: род короткого кафтана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий