Новости в старину род короткого кафтана

АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. WOW Guru Ответы» Мееру» Уровень 6590» В старину: род короткого кафтана. (ахалук) в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и плечевых швов. 5. Род кафтана у народов Кавказа. 6. Кафтан на Печорине. 7. Короткий кафтан старинный.

Старинная русская одежда, род короткого кафтана

Серафимович, Железный поток. Популярен в России 1-й пол. Позднее словом А. Словарь слов из произведений русской литературы Архалук, а, м. Стеганный на вате короткий кафтан.

Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность. Случай ошибки крайне маловероятен, но всё же, если вы обнаружили неправильный ответ или повторяющийся вопрос, нажмите кнопку "пожаловаться" рядом с неверным ответом. Будет подана заявка на дополнительную проверку и ответ будет исправлен.

Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные люди. Разновидностей ферязи было множество «Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие теплые». Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли ездовые ферязи. К распашной одежде относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень — плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень — также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха соболь, горностай, бобр — часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен само слово «опашень» — с 1359 года. Опашень и женская опашница практически вышли из употребления к XVII столетию. Нельзя не упомянуть и епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча! А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. Само слово — персидского происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и военные, и купцы.

Правда, материалом тут служило сукно да мухояр бумажная ткань с востока. Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек. Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи. Ферязь Особенности кроя: очень широкий подол до трех метров и свисающие до колен рукава исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче. Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда «Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела. Не боярское это дело — работать… Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея. Душегрея она же епанечка, коротенька, перышко Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

Толковый словарь Ушакова

  • Что нужно знать о кафтане — Кириллица — энциклопедия русской жизни
  • Ответ на сканворд или кроссворд: Кафтан татарина
  • WOW Guru В старину: род короткого кафтана Ответы
  • Что значит слово «зипун» в словарных источниках
  • Мужской кафтан в старину

Words Of Wonders Guru - В старину: род короткого кафтана

Это страница с WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответами, которые могут помочь вам завершить игру. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов. 5. Род кафтана у народов Кавказа. 6. Кафтан на Печорине. 7. Короткий кафтан старинный.

Вид кафтана в старину 7 букв сканворд

Кафтан на Руси в старину. Терлик – род кафтана до пят, с короткими рукавами и с перехватом в талии, с застежкой на груди. Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Старинная русская одежда, род короткого кафтана. Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться. Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться.

Что нужно знать о кафтане

В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома, и для этого держали во дворе знающих холопов. Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкими и короткими и едва достигали до ляжек, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояской. В холщовых рубахах под мышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжей или шелком, или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками, шириной пальца в два; у знатных и богатых вышивали также рукава и грудь, и поэтому оставляли рубаху открытой из-под платья. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд пальца на два и окружал затылок вроде нынешних мундирных воротников. Этот воротник назывался ожерельем.

Его делали отдельно от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно, у богатых золотыми и серебряными золочеными, у бедняков медными пуговицами, иногда же вместо пуговиц употреблялись запонки с петлями. Такое ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом. Это-то ожерелье собственно в старину называлось рубашкой; но в XVII веке называли его сорочкою, а рубашкой или рубахой одежду, к которой оно пристегивалось. Русские штаны, или порты, шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать их шире и уже. У бедных они делались из холста, белого и крашеного, из сермяги — грубой шерстяной ткани; у зажиточных из сукон; летом богатые надевали тафтяные штаны или из какой-нибудь другой легкой шелковой материи. У царей вероятно, и у бояр иногда были штаны из тяжелых шелковых тканей, например, из объяри. Вообще русские штаны были не длинны и достигали только до колен, делались с карманами, называемыми зепью, и были разных цветов: например, желтые, лазоревые и чаще всего красные. На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую.

Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее другая; третья была накидная для выхода. Хотя существует много названий одежд, но все эти названия относятся к какому-нибудь из этих видов. Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это было платье узкое, короткое, иногда достигавшее до колен, редко до икр, но часто не доходившее даже и до колен, вроде камзола. В кроильной книге царского двора длина зипуна означена в один аршин шесть вершков, тогда как платье, сделанное на то же лицо во весь рост, имело в длину два аршина три вершка. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, зимние из сермяги, у людей состоятельных из легкой шелковой материи, например, тафты, часто белого цвета с пуговицами. Иногда рукава к нему приделывались из другой какой-нибудь материи; например, зипун был из белого атласа, а рукава к нему из серебряной объяри; но часто зипуны были совсем без рукавов, вроде нынешних поддевок. Воротники делались узкие и малые, а иногда к зипунам, как и к рубахе, пристегивали шитый и разукрашенный жемчугом и камнями отдельный воротник, называемый обнизью.

Таких обнизей хранилось много, и их пристегивали по мере надобности показаться наряднее или проще. Боярин в кафтане и горлатной шапке, слуга в зипуне, купец в кафтане. Если обнизь употреблялась большая, то к рубахе вовсе не пристегивалось ожерелье, а если малая, то из-под нее виднелось ожерелье рубахи. Кроме зипуна, в XVI веке была подобная же комнатная одежда сарафанец, как кажется, начавший выходить из употребления в XVII столетии; их носили вместо зипуна с обнизями; они были длинны. Крестьянка в поневе. Девушка в сарафане. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века» На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий; но их различие между собой в отношении покроя теперь определить трудно. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтобы оставлять напоказ раззолоченные сапоги.

Иногда сзади делали его на вершок или на полвершка короче, чем спереди, и по длине различали два рода кафтанов: кафтаны и кафтанцы. Рукава их были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было по произволу закрывать и оставлять открытой, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили вместо муфты от стужи, а рабочие люди посредством их могли удобно брать вещи, до которых нельзя касаться голыми руками, например, горячую посуду. В нарядных кафтанах часть рукава при конце называлась запястье, вышивалась золотом, украшалась жемчугами и пристегивалась к кафтану особо. Разрез на кафтане был только спереди и оторочивался тесьмой; так же точно оторочивался и подол. К этой тесьме прикрепляли металлическое кружево золотое или серебряное , сделанное с разными фигурами. Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались нашивки из другой материи и другого цвета в виде четырехугольников или кругов, и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и шнурки, чтобы застегивать кафтан; иногда же вместо завязок делали на одной стороне на нашивках висячие петли, на другой также к нашивкам прикрепляли пуговицы. В XVI веке кафтаны застегивались чаще завязками, наподобие татарских; но русские отличали свои от татарских тем, что застегивали не на левой, а на правой стороне.

Впоследствии начали употреблять чаще пуговицы — до двенадцати и до тринадцати на кафтане: они все были на груди; остальная часть разреза всегда оставалась незастегнутой. Воротники на кафтанах были узкие и малые; из-под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи; но иногда к кафтану пристегивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугами. Изнанка кафтана подбивалась всегда материями более низкого достоинства, чем лицевая, и сверх того кафтаны, кроме тесьмы по подолу, под ней и выше нее, окаймлялись полосой материи другого цвета, чем кафтан; она называлась подпушкой. Зимние кафтаны делались и на мехах, но обыкновенно легких, например, на собольих пупках или на беличьих черевах, такие теплые кафтаны назывались кожухами. Порты Одежда бояр и боярынь в XVII столетии К этому разряду средней одежды относится чуга — одежда, приспособленная к путешествию и верховой езде. Это был узкий кафтан, с рукавами только по локоть и короче обыкновенных кафтанов, как это видно из кройки ее, ибо когда кафтан был длиной в два аршина шесть вершков, с рукавами длиной в один аршин пять вершков, чуга для той же особы была длиной в один аршин с тремя четвертями и с рукавами в девять вершков. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывались нож и ложка, а на грудь привешивалась перевязь с дорожной сулеей. Те же принадлежности, какими украшались кафтаны, — нашивки, кружева, подпушки, — были, по желанию, и на чугах; чуги всегда застегивались пуговицами.

Ферязями назывались одежды, надеваемые так же, как и кафтан, на зипуны; они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле, почти всегда без кружева и отложного ожерелья, летом из какой-нибудь легкой материи, зимой теплые на мехах. Трудно себе представить, чем отличалась эта одежда от кафтана. У Флетчера при описании русской одежды она поставлена третьим верхним платьем — первое зипун, второе, или среднее, — узкий кафтан с ножом и ложкой за поясом под которым англичанин разумел чугу , третье — ферязь, просторное платье, окаймленное позументом. У Олеария, например, говорится, что русские надевали рубаху и штаны, потом зипун, на зипун ферязь, сделанную из какой-нибудь легкой материи, а на ферязь кафтан, так что у него выходит четыре одежды с верхней или накидной , и ферязью называлась одежда средняя между зипуном и кафтаном. Все, что можно вывести из сбивчивых известий об этом роде одежды, это то, что ферязь была более комнатный род кафтана. Название его персидское и пришло к нам в XVI веке. Оно было в употреблении как у царей, так и у простого народа. На ферязях делались нашивки, называемые образцами.

Это были несколько вышитых золотом или шелками небольших мест круглой или четырехугольной формы, отделенных друг от друга другой материей. Ферязи застегивались завязками. Кроме кафтана, чуги и ферязей, к разряду средней одежды относились: армяк, тегиляй, терлик. Армяки делались с прорехами, с кружевами, образцами, как ферязи, и с вышитыми воротниками. Их полы не сходились вместе, а закидывались одна на другую. Тегиляй была одежда со множеством пуговиц, например, с шестьюдесятью восемью или с пятьюдесятью шестью. Особенности покроя его неизвестны, как и терлика. Впрочем, под последним, кажется, подразумевали то же, что и под именем чуги, то есть короткое платье, удобное для верховой езды; но он носился также вместе с кафтаном, так, например, в одном описании свадеб свадебные поезжане описываются одетыми в терликах и кафтанах разом.

Терлик и чуга Верхние, или накидные, одежды были опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба. Опашень была летняя одежда, ибо в царских выходах упоминается только летом; осенью и весною, и вообще в ненастную и сырую погоду надевали однорядку. Как опашень, так и однорядка делались широкие, длиной до пят, с длинными рукавами, с кружевами по краям разреза, нашивками по бокам вдоль разреза, застегивались пуговицами; иногда к воротнику пристегивалось ожерелье. Опашни делались из сукна, у богачей нередко из шелковых материй; однорядка всегда из сукна. Охабень был плащ с рукавами и с капюшоном сзади. Ферезея — плащ с рукавами — надевалась во время дороги. Епанча была двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи, подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла. Последнего рода епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом; они делались без рукавов и без прорех для рук, накидывались на плечи и застегивались на шее пуговицами или завязками.

Шубы были самым нарядным платьем для русского, потому что русские, при бедности природы своего отечества, только и могли щеголять перед другими народами что мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы выказать свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи;, у людей среднего состояния беличьи и куньи; у богатых собольи и лисьи разных видов: лисиц черно-бурых, черных, серых, сиво-душчатых. Делали также шубы из горностаев, вероятно только для щегольства.

По прорезу и по подолу опашни окаймлялись кусками другой материи, расшитыми шелками и золотом. Сарафан Боярыни в шапках. В подробности отличие покроя ее от опашня неизвестно; в плечах делалась она уже, к подолу шире; рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой материи, обыкновенно вышитое; подол окладывался подпушался широкой полосой другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно пятнадцатью, окаймлялся металлическим кружевом или же тесьмой, густо расшитой золотом.

Телогреи были холодные и теплые, например на куницах или соболях. Женские шубы отличались от мужских, ибо упоминается название женская шуба. Шуба, по-видимому, у женщин означала не всегда одно только меховое платье, потому что встречается название холодная шуба. Если летник в женском одеянии соответствовал зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала вообще верхнюю накидную одежду. Кроме шубы, встречаются названия женских охабней, однорядок, ферязей, которые женщины носили с поясом; в других случаях эти верхние одежды вообще назывались шубы. Меховые женские шубы делались на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках, зайцах, смотря по состоянию, покрывались сукнами и шелковыми материями, как то: объярью, камкой, атласом, тафтой — цветов червчатого, желтого, зеленого и белого; последний цвет на женских шубах был в употреблении в XVI веке, но в XVII шубы покрывались часто цветными тканями с золотыми узорами. Сверху донизу спереди шел разрез; он застегивался пуговицами и окаймлялся кружевом металлическим, кованым или плетеным, либо шелковым, расшитым золотом и усаженным дробницами. Вдоль разреза по обеим сторонам делались нашивки с золотыми вышивками и с кистями, а по шее пристегивалось к шубе ожерелье из другого меха, например, шуба беличья или лисья, а ожерелье к ней бобровое.

Рукава женских шуб украшались по краям кружевом, они отдельно снимались и хранились, переходя от матерей к дочерям, как фамильная драгоценность. В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои платья богатую мантию, называемую по-русски подволокой или приволокой. Она делалась из шелковой материи, цвета червчатого, белого, но чаще всего из золотной или сребротканой, с вошвами вероятно, вшитыми местами. Края этой мантии были с особенной нарядностью разукрашены золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями; они пристегивались к подволоке и снимались, когда нужно было, и назывались подволочным запушьем. На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники: это были шапочки наподобие скуфьи из шелковой материи, нередко из золотной, делались с узлом, посредством которого можно было их суживать и расширять, и с ошибкой или оторочкой по краю; эти ошибки унизывались жемчугом и камнями и перешивались с одного волосника на другой и таким образом переходили из рода в род. Волосник играл большую роль в судьбе замужней женщины, ибо он был символом брачного состояния и составлял необходимую и главную принадлежность приданого. По понятиям века, для замужней женщины считалось и стыдом и грехом оставлять напоказ свои волосы: опростоволосить открыть волосы женщину было для нее большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидали ее волос; а в Новгородской земле вошло было даже в обычай замужним женщинам брить себе волосы, но этот обычай не одобрялся Церковью.

Правило скромности переходило в щегольство, и некоторые женщины, укрывая волосы под волосником, стягивали их так туго, что едва могли моргать глазами: это казалось им красиво. Поверх волосника накладывался платок, обыкновенно белый, и подвязывался под подбородок; его висячие концы густо усаживались жемчугом. Этот платок назывался убрусом. Это был обыкновенный домашний головной убор. Когда женщины выходили в церковь или в гости, то надевали кику: это была шапка с высокой плоскостью на лбу, называемой кичным челом; чело было разукрашено золотом, жемчугом и драгоценными камнями, а иногда все состояло из серебряного листа, подбитого материей. По бокам делались возвышения, называемые переперами, также разукрашенные; из-под них, ниже ушей, спадали жемчужные шнуры, числом около четырех или до шести на каждой стороне, и достигали плеч. Задняя часть кики делалась из плотной материи или соболиного или бобрового меха и называлась подзатыльник. По краю всей кики пристегивалась жемчужная бахрома, называемая поднизью.

Третий род головного убора был кокошник, у богатых также обложенный жемчугом. Крестьянская девушка в короткой шубе. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века» Венец Когда женщина выезжала, то на убрус надевала шляпу белого цвета с полями, у богатых покрытыми золотными материями, жемчужинами и камнями; с этой шляпы спадали на спину длинные шнурки; когда шляпа была белого цвета, шнурки обыкновенно были красные. Также надевали шапки, очень часто черного цвета, из бархата или другой материи, отороченные дорогим мехом, иногда с золотой запоной спереди и с поднизью или кружевом по краю. Девицы носили на голове венцы: они имели форму городов и теремов; например, изображение дома в несколько ярусов, отделявшихся один от другого жемчужными поясками. У венцов были поднизи, называемые рясами. У других венцы были более простой формы и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые иногда украшались кораллами и камнями. Девичий венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества.

Очень часто эти венцы состояли из широкой повязки, вышитой золотом и усаженной жемчугами. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими лентами, иногда вышитыми, спадавшими на спину. Зимой девицы покрывали голову широкой шапкой, собольей или бобровой, с верхом из шелковой материи; она называлась столбунцом; из-под шапки выпадали на спину одна или две косы, в которые вплетались красные ленты. Иные вовсе не заплетали себе кос, а носили волосы распущенными по плечам. Девицы простого состояния носили повязки, которые спереди были шире, сзади суживались и, наконец, спускались на спину длинными концами. В знак печали женщины и девицы остригали себе волосы, как мужчины их растили по этому поводу. У детей женского пола волосы всегда были острижены, точно как и у мальчиков, и девочку можно было узнать только по небольшим пукам волос на висках. Височные кольца, колт, бусы и браслеты Бронзовые нательные кресты Как женщины, так и девицы носили серьги.

Как только девочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и втыкала серьги или кольца; обычай этот равно сохранялся и у знатных, и у простых. Самая обычная форма серег была продолговатая; иные назывались двоичны, то есть двойные, другие одинцы. Вообще серьги русские были очень длинны. Бедные женщины носили медные, более зажиточные — серебряные, богатые женщины — золотые с драгоценными камнями, преимущественно яхонтами и изумрудами, или золотые со множеством мелких камушков, называемых искрами. У некоторых были серьги из цельных драгоценных камней, обделанных в формах: грушевидной, круглой, овальной и тому подобное, иногда просверленных насквозь, с двумя вставленными в дырочки жемчужинами. Выход царицы. Виды и бытовыя картины Россiи XVII века» На руках женщины носили обручи или зарукавья, то есть браслеты, также с жемчугами и камнями, а на пальцах перстни и кольца, которых нередко было так же много, как и у мужчин. Женские перстни отличались от мужских, в частности, тем, что на них не вырезали печатей и они вообще не были так массивны, как мужские; перстни эти были большей частью золотые с искрами, то есть мелкими камешками, или с сердоликами; у небогатых серебряные позолоченные, с мелкими жемчужинами.

Шея женщины и девицы была увешана множеством крестов, образков и несколькими рядами монист жемчужных и золотых, иногда составленных в виде цепочки, на которых висели рядами коротенькие цепочки, каждая с крестиком. Кроме монист, знатные женщины носили золотые и серебряные позолоченные цепи, на которых висели большие кресты, отделанные финифтью. Вообще на шеях и на груди знатных госпож в Московии, как и повсюду, укладывались большие капиталы. За всякой невестой зажиточного состояния везли на новоселье огромные сундуки с нарядами и сверх того большое количество ссыпного жемчуга, необходимого для поправки платьев, иногда более пуда. На платьях, которые надевались в торжественных случаях, накладывалось невероятное множество украшений. Платье Натальи Кирилловны, которое на нее надели после взятия во дворец и наречения царской невестой, было так тяжело от вышиваний и жемчуга, что у невесты, когда она поносила его немного, заболели ноги. Не довольствуясь обильными украшениями, пестрившими до крайности одежду, русская женщина белилась и румянилась и приводила в смех иностранцев своим неискусством в этом деле; недурные собой от природы, русские женщины совершенно искажали свою красоту, налепливая на щеки краски до того, что, по замечанию Олеария, казалось, будто бы кто-нибудь размалевал их кистью. Этого мало: они размалевывали себе шею и руки белой, красной, голубой и коричневой красками, окрашивали ресницы и брови и притом самым уродливым образом чернили светлые, белили черные.

Женщины, которые были хороши собой и сознавали, как не идет, собственно, для них такой обычай, принуждены были покоряться ему, чтобы не подвергаться насмешкам. При Михаиле Федоровиче одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собой, не хотела румяниться, но тогдашнее общество издевалось над ней: так силен был этот обычай; а между тем Церковь его не оправдывала, и в 1661 году новгородский митрополит запрещал пускать в храм набеленных женщин. В руках у женщины был платок, называемый ширинкой; у богатых эти ширинки были шелковые с золотыми каймами и кистями. Зонтики были в употреблении у знатных госпож; их носили над ними рабыни. Бедные поселянки ходили в длинных рубахах; на рубахи надевали летники, иногда белого цвета, похожие также на рубаху, иногда крашеные, а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи, подвязывая его под подбородок. Сверху всего, вместо накидного платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги, называемую серник. При большей зажиточности поселянки носили на головах платки шелковые, а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенденя или зуфи; зимой носили овчинные тулупы. Девицы делали себе кокошники из древесной коры в виде короны.

Впрочем, при малейшей возможности муж не скупился принарядить свою жену. В те времена у посадских и у крестьян встречались такие богатые наряды, каких теперь трудно отыскать в этих классах. Их дорогие одежды были скроены просто и переходили из рода в род. О том, чтобы платье сидело хорошо, не имели понятия. По большей части одежды кроились и шились дома: отдавать на сторону не считалось даже признаком хорошего хозяйства. Русские не заботились ни об изяществе формы, ни о вкусе, ни о согласии цветов, лишь бы блестело и пестрело. В их одеждах не было талии: это были мешки, приходившиеся на каждую, лишь бы не очень высокого и не очень низкого роста, и вполне соответствовали пословице: не ладно скроено, да крепко сшито. По русским понятиям, красота женщины состояла в толстоте и дородности; женщина стройного стана не считалась красавицей, напротив, ей предпочитали тучную, мясистую.

Притом русские считали особенной красотой, чтобы у женщины были продолговатые уши, и некоторые записные щеголихи вытягивали их себе насильно. Этот обычай как нельзя более согласовывался с раскрашиванием и с покроем платьев, чтобы для иностранцев и для нас в настоящее время, усвоивших западные понятия, представить в русской женщине верх безвкусия и уродливости. Мужская и женская боярская одежда.

Русский национальный костюм стал менее распространен после того, как царь ПетрI в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех ,кроме крестьян, церковных служителей. Однако я бы немного уточнила: Петр 1 ввел указ на ношение европейского костюма для городских жителей-мещан,а вот народный костюм не тронул. Но сама мода на народное в России сохранялась всегда особенно в моде у горожан и богатых сословий народная одежда ярко проявилась в конце 19-начале 20 веков и сохраняется по сей день. С этого момента можно считать, что одежда стала по сути своей двух видов: городской костюм и народный. Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие, но, присмотревшись к частям её, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличия, которое преимущественно основывалось на особенностях покроя, к сожалению теперь мало понятных для нашего времени. Вообще одежда была одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, носили одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

Обувь простого народа была — лапти из древесной коры- обувь древняя, употребительная во времена язычества преимущественно до 17 в. Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев, лозы, некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки и четыги. Все эти виды делались из телячьей кожи, из юфти, у богатых из персидского и турецкого сафьяна. Сапоги носились до колена и служили вместо штанов для нижней части тела, и для того подкладывались холстиною, их снабжали высокими железными подборами и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве, у царей и и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чоботы были полусапожки с остроконечными загнутыми вверх носками. Башмаки носили и мужчины и женщины. При сапогах и чоботах носили чулки ,шерстяные или шелковые,а зимою подбитые мехом. Посадские жены носили так же большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чоботах.

Бедные крестьянки ходили, как и их мужья, в лаптях. Все виды обуви были цветными, чаще всего красными и желтыми, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета. Они расшивались золотом, особенно в верхних частях- голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч. И унизывались жемчугом, обычно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяну. В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома. Для этого держали в дворе знающих холопов. Русские люди любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Рубаха шились широкие и не очень длинные, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском- опояском. В рубахах под мышкою делались треугольные вставки из другого полотна , расшитого пряжей или шелком, или же из цветной тафты.

По подолу и по краям рукавов рубахи отделывались тесьмой, которая была расшита золотом и шелком, шириною пальца в два. У знатных и богатых людей была расшивка так же на груди и по основанию рукавов. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. В рубахах особое внимание обращалось на воротник, который выпускался из под верхних одежд и окружал высоко затылок. Подобный воротник назывался ожерельем. Это-то ожерелье ,собственно, в старину называлось рубашкою, но в 17 веке называть стали его сорочкою, а рубашкою или рубахой, к которой оно пристегивалось. Штаны или порты шились без разрезов, с узлом, так, что посредством его можно было делать их шире или уже. У бедных они были из холста, белого или крашенного, из сермяги — грубой шерстяной ткани, а у зажиточных из сукна, летом богатые надевали тафтяные штаны или из шелковой материи. Штаны по длине достигали только до колена, шились с карманами, называемые зепью, и были разных расцветок и красные в том числе.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома, если нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на неё следующая, другая, третья же была для выхода. Названий у одежды тех времен много, но все они принадлежали к какому -нибудь одному из трех видов. Исподняя одежда называлась зипун, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое платье, короткое, иногда до колен, в роде камзола. В кроильной книге царского двора длина зипуна значилась в 1 аршин и 6 вершков,когда платье на весь рост было в длину 2 аршина и 3 вершка. ЗИПУН У людей простых и небогатых зипуны были из крашенины, зимние из сермяги, у состоятельных — шелка,тафты,чаще белого цвета с пуговицами. Иногда рукава пришивались к нему из другой ткани материи. Например, сам зипун был из белого атласа,а рукава у него — из серебряной объяри.

Воротники у зипуна были узкие и невысокие,но прой как и к рубахе пристегивался шитый жемчугом и камнями отдельный воротник — обнизь. На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий, однако была различной по покрою. Он шился до пят или до икр, чтобы показать раззолоченные сапоги.

Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь. Выходящая — в городах уже вышедшая — из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской к.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Толстой, «Князь Серебряный» Фразеологизмы и устойчивые сочетания.

Шушпан Старинная русская верхняя одежда

Подсказка и ответ на вопрос «Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв» в сканворде. Вопрос: В старину: род короткого кафтана. перед вами вся жизнь района! В старину: род короткого кафтана: Ответ на этот вопрос. СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником.

Что такое жубан?

на Руси простой кафтан или зипун; на Украине - теплая верхняя одежда, род охабня, шуба, тулуп. Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче теплых. Мееру Ответы - Уровень 6590. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий