Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта (EQ) и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. В статье — способы развития эмоционального интеллекта, эффективные упражнения и полезные книги.
Упражнение для тренинга эмоционального интеллекта “Территория чувств”
11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции | Хотя развитие этого типа интеллекта рассматривается как нечто, чего можно достичь только в детстве, правда в том, что есть игры на эмоциональный интеллект для взрослых, все они веселые и помогают получить глубокое эмоциональное самопознание. |
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых | В статье — способы развития эмоционального интеллекта, эффективные упражнения и полезные книги. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить | Узнайте свой уровень эмоционального интеллекта по одной из известнейших моделей Дэниеэла Гоулмана – тест состоит всего из 14 вопросов. |
Упражнение для тренинга эмоционального интеллекта “Территория чувств” | Уникальный авторский тренинг, который поможет развитию вашего эмоционального интеллекта и управлению эмоциями! |
Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни.
Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства Личная и социальная компетентность Эмоциональный интеллект — это то, что есть в каждом человеке. Его сложно почувствовать или объяснить. Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, ориентируемся в социальных проблемах, принимаем личные решения и т. Эмоциональный интеллект состоит из двух основных компетенций: личной и социальной.
Личная компетентность включает в себя навыки самосознания и самоконтроля, которые больше ориентированы на самого человека, чем на его взаимодействия с другими людьми. Эта способность оставаться в курсе личных эмоций, управлять своим поведением и желаниями. Самосознание — способность точно воспринимать свои эмоции и осознавать причину их возникновения.
А самоуправление — это возможность использовать осознание своих эмоций, чтобы лучше контролировать свое поведение. Социальная компетентность состоит из различных навыков общения и управления отношениями с людьми. Иначе говоря, социальная компетентность — способность улавливать настроения и чувства других людей, их поведение и мотивы поступков для более эффективного общения.
С таким навыком гораздо проще построить хорошие и продуктивные отношения. Привычки для развития эмоционального интеллекта Несмотря на важность эмоционального интеллекта, его нематериальный характер затрудняет его понимание. Сложно развивать и учиться тому, что сложно уловить или контролировать.
Однако существуют полезные привычки и модели поведения, которые наблюдаются у людей с высоким уровнем EQ. По утверждению западных исследователей, соблюдая нижеперечисленные привычки, можно повысить эмоциональный интеллект: 1. Оптимистический настрой Слушая о бесконечных военных конфликтах, болезнях, экономических кризисах, стихийных бедствиях из уст дикторов новостей, многие люди погружаются в море негативных эмоций и в чувство безысходности.
Это мешает им настроиться на решении собственных жизненных вопросов, затуманивает их мысли и чувства. Люди, отличающиеся высоким показателем EQ, не беспокоятся зря о том, на что лично не могут повлиять.
Например, вы можете направить людей на обучение — это зона влияния, но вы не можете гарантировать, что они получат там знания и будут их применять — это зона забот. Но так как вы теперь знаете, что относится к зоне забот, то можете заранее продумать, как можно правильно организовать процесс получения и применения знаний, чтобы гарантировать нужный вам результат. Видите, все достаточно просто, умение определять свою зону ответственности — один их главных показателей развития эмоционального интеллекта руководителей. Мотивация Главный смысл этого этапа — понять и уметь применять истинную мотивацию в своей управленческой деятельности.
Это может звучать странно, но большинство руководителей реально не понимают значения нематериальной мотивации и положительного подкрепления похвала как основного инструмента эффективного управления. Я неспроста отметил, что нематериальная мотивация и положительное подкрепление — основа эффективного управления. Эффективное, а значит, стратегическое управление всегда направленно на развитие сотрудника как самостоятельно действующего участника бизнес-процессов. Креативность и ответственность формируется через реализацию высших потребностей человека «уважения» и «саморазвития», а это возможно только через инструмент положительного подкрепления достижений. Часто весь управленческий процесс основан только на низших потребностях «безопасность» и «принадлежность к группе», и, следовательно, на материальной мотивации, что рождает хорошо управляемую, зависимую и обезличенную команду исполнителей, которые способны лишь исполнять, а не думать и тем более проявлять инициативу. У них нет вовлеченности в компанию, так как компания не интересуется ими, соответственно, сотрудники отвечают компании тем же.
Основным инструментом управления в таких компаниях является отрицательное подкрепление в самом неэффективном его виде — штрафа. Здесь необходимо объяснить, почему отрицательное подкрепление, наказание — неэффективное, по сравнению с положительным подкреплением, поощрением. Все очень просто: мы кого-то наказываем, таким образом сообщая «что не надо делать», но ничего не предлагаем взамен, поэтому естественным результатом такого управления является полная безынициативность команды, которая боится что-то делать, чтобы не получить наказание. А вот когда мы используем положительное подкрепление, то есть поощряем необходимое нам поведение, то мы показываем «что надо делать», то есть формируем активность у команды, показывая направление, где ее деятельность будет поощряться, а люди почему-то устроены так, что идут туда, где им хорошо, а не плохо. Но положительное подкрепление тоже важно использовать так, чтобы оно было значимо для сотрудника, а для этого необходимо знать его истинные потребности. В этой связи я бы предложил руководителям самим выяснить свои потребности, при том, что для этого есть простые и доступные методики.
Практика этапа Мотивация Я бы рекомендовал руководителям пройти тест Фредерика Герцберга , он достаточно четко показывает уровень мотивации и степень ее выраженности, при этом потребности «уважения» и «саморазвития» в нем дробятся на вполне конкретные составляющие с точными цифровыми выражениями. Этот тест есть и в электронном виде, и он также точен, как и обычный его вариант, хотя в нем и меньше вопросов. Пройдя тест Фредерика Герцберга и изучив его теорию, руководитель поймет, что материальная мотивация не может быть эффективна в чистом виде — деньги, вернее только деньги не работают, а вот деньги плюс похвала и помощь в развитии приносят невероятный синергетический эффект. А когда вы протестируете на тесте Фредерика Герцберга всю свою команду и составите для себя таблицу с мотивационным профилем сотрудников, вам будет понятно, с кем как взаимодействовать, чтобы максимально реализовать потенциал каждого, а значит, получить вполне материальную выгоду для всего бизнеса. Часть «OUT» Эта часть направлена на внешнюю реализацию всего того, что изучил и развил в себе руководитель в части «IN» и ее трех этапах: осознанность, проактивность и мотивация. Именно в этой части мы можем оценить эмоциональный интеллект руководителя.
Чуткость Этот этап еще называют «профессиональная эмпатия». Слово «профессиональная» является ключевым, так как важно понимать поведение и чувства других чем является обычная эмпатия , но не включаться в эти чувства, не пропускать их через себя. Именно понимание этого и есть суть профессиональной эмпатии — вы понимаете чувства других и учитываете их для достижения результата. Кстати, часто неправильное понимание отличия профессионального и личного общения приводит к тому, что руководитель приходит в управление с желанием всем помогать и всех любить, то есть впускает чужих людей в зону, которая рассчитана только на близких. Логичным результатом такой неверной позиции бывает эмоциональное выгорание руководителя, из которого он уходит либо в постоянный стресс, либо закрывается в жесткое формальное общение через инструкции и правила.
Таким образом информация лучше усваивается и запоминается информацию благодаря активизации одновременно нескольких участков мозга. Кроме этого, существенно повышается концентрация текстовой информации раза в 3 и больше. Итог — глубокий синтез информации с последующим принятием верного решения.
Первый, по мнению научных исследований, дан нам с рождения, второй — можно развивать и повышать в любом возрасте. Мы что-то чувствуем, но не всегда понимаем, распознаем точные эмоции.
Плюс в наследие от прошлого поколения людям среднего возраста достались запреты на проживание и проявление эмоций, что приводит к эмоциональным блокам и психологическим трудностям. При этом возможность замечать и распознавать свои эмоции, дружить с ними, может спасти от эмоционального выгорания, необдуманных поступков под действиями сильных переживаний, защитить себя и свое здоровье от большого количества стресса. Например, эмоциональный интеллект нужен при конфликтах. Когда вы понимаете собственные эмоции и эмоции партнера, можно предотвратить конфликты в семье, коллективе и в любых коммуникациях. Особое внимание важно уделять гневу. Динамичный ритм жизни, большое количество информации, людей и диалогов заставляет «закипать» от переизбытка всего, что давит на нас. И гнев, как реакция сопротивления, лидирует среди самых ярко выраженных эмоций. Умение управлять гневом — главная способность человека, которая помогает сберечь здоровье и сохранить отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект также пересекается с темой страха, который незаметно руководит нашими решениями, заставляет сомневаться в себе, отказываться от жизни мечты, бояться рисковать. Екатерина Рюмцева, психолог онлайн-школы «Коалиция» Мало кто задумывается, почему люди с низкими интеллектуальными способностями бывают успешнее и счастливее тех, кто имеет высокие показатели IQ.
Это можно увидеть по результатам исследований, которые показывают, что люди становятся успешными не только благодаря уму, но и умению понимать намерения, мотивацию и желания других людей, чтобы решать важные жизненные задачи, распознавать свои эмоции и управлять ими. Эти способности и называются эмоциональным интеллектом. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на эмоции. Это помогает рационально воспринимать критику, мнение других людей, понимать их и отвечать адекватной реакцией, даже если он с чем-то не согласен. Допустим, вы спорите с другом или руководителем.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
В момент, когда вы чувствуете какую-то эмоцию, попробуйте назвать ее. Сначала будет сложно, но постепенно вы научитесь распознавать все более и более тонкие оттенки. Главное — не игнорируйте отрицательные эмоции: они тоже часть вас и имеют право на существование и идентификацию! Ставьте себя на место других людей Зачастую мы склонны расстраиваться и злиться, если другой человек ведет себя не так, как нам хочется. Но важно помнить, что у каждого поступка есть причина, и зачастую она вообще не связана с вами. Как это проверить?
Высокий эмоциональный интеллект дает возможность поставить себя на место другого — начинайте тренировать это уже сейчас. Почему ваш коллега агрессивно среагировал на замечание? Возможно, он расстроен, устал или плохо себя чувствует. Это не так сложно, как кажется поначалу! Расширяйте кругозор Исследователи доказали, что чем меньше человек интересуется тем, что его окружает, тем ниже его EQ.
Над этим тоже можно работать, причем всеми доступными способами — читать новые книги и смотреть фильмы, путешествовать, общаться с новыми людьми, держать себя в курсе последних новостей и заниматься саморазвитием. Может быть, вы всегда хотели заняться танцами или получить второе образование? Сейчас самое время! Старайтесь думать на 2 шага вперёд Как мы уже знаем, люди с высоким уровнем EQ обладают хорошей способностью планировать. Если развивать в себе эту черту, она будет влиять и на ваш эмоциональный интеллект.
Научитесь расставлять приоритеты, ставить конкретные цели и распределять свои силы. Может помочь разработка долгосрочных стратегий во всех сферах жизни — сюда входит не только работа, но также отдых и общение. Подумайте, чего вы хотите. Чего из этого можно добиться в ближайшей перспективе? А какие шаги стоит сделать к тому, чтобы исполнились долгосрочные планы?
Ломайте привычные паттерны поведения Все без исключения люди склонны придерживаться определенных паттернов поведения. Попробуйте осознать, как вы обычно себя ведете и какие закономерности можно выявить. Важно помнить, что межличностный эмоциональный интеллект — это навыки, которые нужно развивать. Попробуйте не спорить с собеседником, если он не согласен с вашей точкой зрения, и не ссориться с партнером, даже если вам кажется, что все обстоятельства ведут к этому. Постарайтесь меньше говорить и больше слушать — так вы научитесь эмпатии и перестанете зацикливаться на себе.
Есть и другие способы развития EQ, которые потребуют от вас большего количества времени — их можно начинать делать после того, как вы ощутили результат от предыдущих пяти. Прислушивайтесь к физическому состоянию Ни в коем случае не выпускайте из внимания свое тело — как оно себя чувствует и каким образом на что реагирует. Прислушайтесь к себе — как эмоция отзывается в теле?
Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта.
Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации. Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту. Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор.
В скульптурной композиции должны принимать участие все члены подгруппы. Другие участники должны отгадать изображенную эмоцию «Удивление», «Радость», «Злость», «Удовлетворения», «Печальное прощание»,»Испуг«. Игра «Эмоциональная цепочка» 6-7 добровольцев выходят к доске и становятся в колону один за одним. Тренер просит последнего задумать какую-то эмоцию и передать без слов с помощью мимики и жестов тому, кто стоит впереди. Задача состоит в том, чтобы каждый следующий передавал эмоцию, которую «получил» своими средствами. Когда первый игрок «получит эмоциональное послание», его спрашивают, которую, по его мнению, эмоцию хотел передать первый игрок. Потом каждый игрок говорит, какую эмоцию он передавал. Каждый из нас имеет свой индивидуальный набор проявлений эмоций, поэтому не всегда просто понять чувство другого человека. Упражнение «Мимика лица» Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми. Посмотрите на картинки эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждое лицо выражает. Подпишите их 30 секунд. Сравните свои результаты. Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. Ты заслуживаешь пятёрку! Делай только то, что тебе говорят! Так что, пойди, погуляй» «Какой ты способный! Вопрос: Как вы боретесь с негативными эмоциями? В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы. Упражнение «Пожелание другу» 10 мин Цель: Создание положительного эмоционального фона. Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки по количеству участников. Декоративный мешочек. Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу. Главная задача в развитии эмоционального интеллекта — не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их. Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. Менеджеры с развитым ЭИ более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг. Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас? Развивайте эмоциональное самосознание Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете. Что для этого делать: Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание. Каждый день уделяйте время испытанной эмоции — формулируйте, что вы чувствуете и почему. Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений. Размышляйте о том, как негативные эмоции — разочарование, отторжение, гнев или ревность — влияют на ваших коллег и клиентов. Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами. Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали? Эмоциональный самоконтроль Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль — это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде. Техники самоконтроля: Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов. Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции. Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них — это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы. Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой. Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать. Не нужно выдумывать причины — вашего нежелания достаточно! Так вы научитесь уважать сначала свои, а потом и чужие эмоциональные границы. Учитесь говорить о чувствах максимально понятно — так, чтобы ваши слова нельзя было услышать «не так». Конечно, помните о «я-высказываниях» — всегда лучше говорить о своих эмоциях, а не о поведении другого. А если вам кажется, что вы недопоняли чувства собеседника, можно повторить суть сказанного максимально простыми словами и уточнить, все ли правильно. Писательская практика, которая набрала популярность после книги Джулии Кэмерон «Путь художника». Ее суть в том, чтобы после пробуждения сесть и написать от руки три страницы текста. И не останавливаться, пока все три страницы не исписаны. Считается, что этот прием помогает навести порядок в мыслях, заметить, что вас тревожит, осознать эмоции и присмотреться к себе.
Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
Уровень развития эмоционального интеллекта может зависеть от множества факторов, например. упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых. это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики. Продемонстрируем ряд простых упражнений, как человеку развить эмоциональный интеллект в домашних условиях. Интеллект – это свойство психики, состоящее из умения осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций.
Самый лучший способ для развития EQ у детей
Этот инструмент я рекомендую использовать как для личной, так и для профессиональной деятельности руководителя. Эти знания важны, чтобы продумать, как вы можете повысить вероятность результата в зоне забот — там, где есть другие люди. Например, вы можете направить людей на обучение — это зона влияния, но вы не можете гарантировать, что они получат там знания и будут их применять — это зона забот. Но так как вы теперь знаете, что относится к зоне забот, то можете заранее продумать, как можно правильно организовать процесс получения и применения знаний, чтобы гарантировать нужный вам результат. Видите, все достаточно просто, умение определять свою зону ответственности — один их главных показателей развития эмоционального интеллекта руководителей. Мотивация Главный смысл этого этапа — понять и уметь применять истинную мотивацию в своей управленческой деятельности. Это может звучать странно, но большинство руководителей реально не понимают значения нематериальной мотивации и положительного подкрепления похвала как основного инструмента эффективного управления. Я неспроста отметил, что нематериальная мотивация и положительное подкрепление — основа эффективного управления. Эффективное, а значит, стратегическое управление всегда направленно на развитие сотрудника как самостоятельно действующего участника бизнес-процессов. Креативность и ответственность формируется через реализацию высших потребностей человека «уважения» и «саморазвития», а это возможно только через инструмент положительного подкрепления достижений.
Часто весь управленческий процесс основан только на низших потребностях «безопасность» и «принадлежность к группе», и, следовательно, на материальной мотивации, что рождает хорошо управляемую, зависимую и обезличенную команду исполнителей, которые способны лишь исполнять, а не думать и тем более проявлять инициативу. У них нет вовлеченности в компанию, так как компания не интересуется ими, соответственно, сотрудники отвечают компании тем же. Основным инструментом управления в таких компаниях является отрицательное подкрепление в самом неэффективном его виде — штрафа. Здесь необходимо объяснить, почему отрицательное подкрепление, наказание — неэффективное, по сравнению с положительным подкреплением, поощрением. Все очень просто: мы кого-то наказываем, таким образом сообщая «что не надо делать», но ничего не предлагаем взамен, поэтому естественным результатом такого управления является полная безынициативность команды, которая боится что-то делать, чтобы не получить наказание. А вот когда мы используем положительное подкрепление, то есть поощряем необходимое нам поведение, то мы показываем «что надо делать», то есть формируем активность у команды, показывая направление, где ее деятельность будет поощряться, а люди почему-то устроены так, что идут туда, где им хорошо, а не плохо. Но положительное подкрепление тоже важно использовать так, чтобы оно было значимо для сотрудника, а для этого необходимо знать его истинные потребности. В этой связи я бы предложил руководителям самим выяснить свои потребности, при том, что для этого есть простые и доступные методики. Практика этапа Мотивация Я бы рекомендовал руководителям пройти тест Фредерика Герцберга , он достаточно четко показывает уровень мотивации и степень ее выраженности, при этом потребности «уважения» и «саморазвития» в нем дробятся на вполне конкретные составляющие с точными цифровыми выражениями.
Этот тест есть и в электронном виде, и он также точен, как и обычный его вариант, хотя в нем и меньше вопросов. Пройдя тест Фредерика Герцберга и изучив его теорию, руководитель поймет, что материальная мотивация не может быть эффективна в чистом виде — деньги, вернее только деньги не работают, а вот деньги плюс похвала и помощь в развитии приносят невероятный синергетический эффект. А когда вы протестируете на тесте Фредерика Герцберга всю свою команду и составите для себя таблицу с мотивационным профилем сотрудников, вам будет понятно, с кем как взаимодействовать, чтобы максимально реализовать потенциал каждого, а значит, получить вполне материальную выгоду для всего бизнеса. Часть «OUT» Эта часть направлена на внешнюю реализацию всего того, что изучил и развил в себе руководитель в части «IN» и ее трех этапах: осознанность, проактивность и мотивация. Именно в этой части мы можем оценить эмоциональный интеллект руководителя. Чуткость Этот этап еще называют «профессиональная эмпатия». Слово «профессиональная» является ключевым, так как важно понимать поведение и чувства других чем является обычная эмпатия , но не включаться в эти чувства, не пропускать их через себя. Именно понимание этого и есть суть профессиональной эмпатии — вы понимаете чувства других и учитываете их для достижения результата.
Что для меня является важным в общении, а что второстепенным? Знаю ли я свои «слабые места», которые будут отрицательно сказываться на моем общении? Гибкость - способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации. Ролевая творческая игра «Два королевства». Цели и задачи Определение позиционирования и самооценки участников, стилей поведения в конфликтных, конкурентных и других сложных ситуациях, отработка умений управлять и подчиняться, выявление лидеров. В начале игры распределяются роли по определенным правилам. Остальные роли: как участники сами заявят и докажут свое право. Далее могут быть: интриги смена должностей , соперничество между Королевствами конкуренция , приход Супостата, то есть завоевание более сильной Империей приход нового начальства, указания министерства, объединения и т. Правила Правил очень много, и большинство из них выясняется во время игры как и в жизни. В хорошем приближении к реальности проигрываются ситуации, часто возникающие в деятельности школы. Вопросы для анализа Кто на какой роли оказался и почему? Что поменялось в процессе игры? Как решались вопросы перемещения по должностям? Какие решения принимались на соответствующей должности и как это отражалось на жизни Королевств? Как ведет себя вся команда в целом и отдельные члены во время прихода Супостата — разумно или эмоционально? Решение проблем - способность выявлять и определять проблемы, а также находить и внедрять эффективные пути их решения. Мини-лекция «Как принимать решения» Приложение 4. Проблема атомного убежища. Выполняется в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает следующее фантастическое задание: «Представьте себе, что произошла атомная война. Вся планета погрузилась в ядерную зиму. Спаслись лишь 10 человек, которые сейчас находятся в ядерном убежище глубоко под землей. Однако проблема состоит в том, что в убежище всех необходимых ресурсов для жизнеобеспечения осталось только на 5 человек. Необходимо избавиться каким-либо образом от «лишних» 5 человек с тем, чтобы оставшиеся в живых пятеро смогли потом выйти на поверхность и начать жизнь на планете заново. Вот список этих десяти человек: Мисс Вселенная, 20 лет, просто красавица, и все. Ядерный физик, 30 лет, высокий уровень интеллекта. Медсестра-акушерка, 27 лет, профессионалка в своем деле, интеллект средний. Эпилептоидный психопат, профессиональный военный, чернокожий, 56 лет. Ученик 11-го класса школы, интеллект снижен, 17 лет. Инженер-строитель, гомосексуалист, 40 лет. Повар-кондитер, женщина 38 лет, бесплодная. Слесарь-сантехник, алкоголик, интеллект средний, 32 года. Художница, очень талантливая, хитрая и коварная, выносливая, 30 лет. Мать семерых детей, швея, 38 лет все дети погибли во время взрыва. Группы обсуждают задание. После завершения обмен чувствами обязателен. Путешествие на воздушном шаре. Каждый участник путем жеребьевки выбирает себе профессию: врач, инженер, учитель, художник, повар и т. Один участник в микрогруппе — наблюдатель. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает терять высоту и падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из корзины.
Это квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых — часть информации о человеке, передаваемая во время общения. Цель — сделать понятными для себя все четыре квадрата, но максимально расширить окна, А и Б. Это непросто, и такая работа может занять всю жизнь. Окно Джохари помогает увидеть себя со стороны и избавиться от самосожаления и самооправдания. Управлять своими ощущениями Способ, которым владеют все, — это подавление эмоций. Однако он непродуктивен и зачастую просто опасен: накопившееся вдруг может выплеснуться с непредсказуемым эффектом в другой ситуации либо, известный вариант, проявиться в виде болезни. Что может помочь: Дыхание: неспроста говорят «посчитай до 10 и выдохни». Это правило элементарное, но оно работает Любая физическая активность: бег, йога, просто уборка дома или прогулка Вербализация — описание своего состояния вслух «я волнуюсь, я сильно раздражен, у меня перехватывает дыхание и все внутри трясется». Чем подробнее это описание, тем быстрее уйдет нервозность и тем легче вы себя почувствуете Поза силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, макушка головы стремится вверх. Медитация — идеальна, если у вас есть время для регулярных занятий. Управлять эмоциями других людей Управлять эмоциями других — не значит командовать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей. Например, вместо «нет, мы не будем этого делать» ответить «есть подозрение, что это не решит вашу задачу», «давайте поглубже разберемся в вопросе» и т. Читайте также probusiness. Потому что он связан с управлением эмоциями и ситуациями в позитивном, оптимистичном, конструктивном ключе, а также с осознанием положительного значения любой эмоции». От того, умеем ли мы найти позитивные аспекты в разных явлениях и ситуациях, во многом зависит восприятие всего, что происходит в жизни. Одно и то же событие люди могут по-разному интерпретировать. Недаром говорят, что один в луже видит грязь, а другой — отражающиеся звёзды. Только мы выбираем, что видеть. Эти три упражнения помогут вам сделать правильный выбор. Упражнение 1. Где конструктивное зерно? Каждый раз, когда вы будете чувствовать злость, сожаление, раздражение, вину, апатию, задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мне стало лучше? Если вы можете повлиять на ситуацию, делайте это. Исправляйте ошибки вместо бесконечного самоанализа. Поговорите с человеком, когда причина вашего раздражения кроется в отсутствии взаимопонимания. Измените что-то в своей жизни, если понимаете, что вам всё наскучило и нужны новые декорации. Надоели холод и дожди? Можно жаловаться на погоду каждый день, а можно думать о предстоящей поездке в тёплую страну, даже если такая поездка — только спустя несколько месяцев. Главное — перестаньте с упоением смаковать негативные мысли, всё глубже погружаясь в тоску и уныние. Ищите конструктивное зерно, решение, чтобы поскорее выйти на светлую сторону, туда, где греет солнце даже в самый ненастный день. Упражнение 2. Волшебное «но» Как только вы поймаете себя на негативной мысли, вспомните о существовании противопоставления и союза «но». Сформулируйте своё негативное утверждение и добавьте после него «но»… А дальше дайте волю фантазии и дополните предложение чем-то позитивным. Чтобы усилить эффект, представьте себе положительный результат и ваши ощущения в этом случае. Допустим, вы понимаете, что не успеваете всю работу сделать сегодня, вас это огорчает, волнует, даже злит. Но вы можете завтра встать пораньше и всё доделать. Да, вы меньше отдохнёте, но зато совсем скоро избавите себя от беспокойства из-за того, что не успели завершить важную работу. Упражнение 3. Чья ответственность? Каждый из нас находится в социуме и больше или меньше общается с людьми. Мы влияем друг на друга, настроение одного сказывается на ощущениях другого. Вы понимаете, что обстановка накаляется. Спросите себя: «Чья в этом ответственность? Когда ваши негативные мысли связаны с поведением, реакцией, словами другого человека, позвольте ему прожить его чувства и высказать всё, что он хочет в этот момент. Просто слушайте, не возражайте, не вините, поскольку любые реплики будут восприняты разгневанным или расстроенным человеком так, что это приведёт только к усугублению ситуации. Пусть человек выпустит пар и успокоится. Только после этого можно вместе искать конструктивное зерно и волшебные «но», о которых мы говорили выше. Узнайте причину гнева или расстройства, спокойно поинтересуйтесь ожиданиями человека, скажите своё мнение, если чувствуете, что это уместно.
Хасенна "Повышение эмоционального интеллекта: как это возможно и возможно ли? В ходе исследования участники были разделены на две группы, к первой из которых применяли методы развития эмоционального интеллекта, в то время как члены второй группы продолжали жить обычной жизнью. Участники первой группы показали значительное повышение способности идентифицировать эмоции и управлять ими, причем через шесть месяцев экспериментаторы подтвердили устойчивость результата. В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект можно улучшить. Приведенные выше статьи, в основном, представлены в информационном поле США. Об актуальности темы эмоционального интеллекта а также возможности и способов его развития в США пишет, в частности, И. Андреева отметим, что речь идет о 2004 г. В настоящее время в американских школах используется более 150 различных программ повышения эмоциональной грамотности, известных под различными названиями: «тренинг жизненных умений», «социальное осознание», «решение социальных проблем», «социальная компетентность», «творческое разрешение конфликтов». Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и младших школьников" [1, с. Основное направление данной программы это обозначение, распознавание собственных эмоций и эмоций других людей, развитие самоконтроля и управление эмоциональными состояниями, решение межличностных проблем и конфликтов. У учащихся, прошедших эту программу, отмечался не только высокий уровень способностей к распознаванию эмоций и связанных с ними проблем, но и высокий уровень к пониманию социальных проблем вообще [1]. У них был также отмечен рост эмпатии, снижение агрессивности, повышение внимательности к собственным эмоциям, а также к эмоциям других людей. Кроме того, учащиеся, прошедшие программу Активизации стратегий альтернативного мышления, нацеленную, прежде всего, на развитие эмоционального интеллекта, проявляли более высокий уровень развития социального интеллекта. Это позволяет говорить о связанности социального и эмоционального интеллектов, а также - о связанности социальных и эмоциональных навыков. Примечательно, что сегодня существуют специальные программы по повышению эмоционального и социального интеллектов как связанных феноменов. Так, на проведенной в России международной практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» профессор Д. Антояньяцца, эксперт в области социально-эмоционального образования, отметил, что дополнительное социально-эмоциональное образование положительно влияет на результаты обучения. В частности, повышению учебной успеваемости способствует формирование социально-эмоциональных навыков, улучшение отношения к себе, к другим и к школе, положительное поведение в классе. Так, Д. Антояньяцца полагает, что социальным и эмоциональным навыкам можно научиться то есть, существуют возможности для их развития. Социально-эмоциональное образование, по мнению эксперта, может проводиться не в виде отдельного предмета, а реализовываться учителями на всех занятиях, на каждом уроке. Роль учителя состоит не только в том, чтобы преподавать содержание частного предмета, но и в том, чтобы обучать социально-эмоциональным навыкам и создавать поддерживающую среду [5]. Другая участница конференции, профессор психологии и педагогики Антонелла Де Амико, упомянула о важности комплексного подхода в развитии эмоционального интеллекта и создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, в которой развитию эмоционального интеллекта способствуют не только само обучение, но и физическое пространство, в котором проводится обучение, а также атмосфера, в которой оно проводится. Участие эмоционального интеллекта в процессе обучения, по мнению А. Де Амико, гарантируется такой эмоцией, как интерес. Наличие интереса как у учащегося, так и у преподавателя, положительно влияет на качество обучения, а также на создание "эмоционально-интеллектуальной образовательной среды". Родители также формируют эмоционально-интеллектуальную среду, поэтому родителей необходимо вовлекать в процесс развития эмоционального интеллекта детей [5]. В настоящее время в российском пространстве создаются программы по развитию эмоционального интеллекта с дальнейшим внедрением их в государственные образовательные учреждения. Хаустова [5], «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» А. Муратова [5], учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» Е. Сергиенко [10]. В отечественной педагогике программы развития эмоционального интеллекта разрабатывались, преимущественно, в рамках дошкольного образования, однако в последнее время подобные программы разрабатываются также для подростков и для взрослых, идет речь о профессиональной подготовке помогающих практиков в области развития эмоционального интеллекта специалисты в области эмоционального интеллекта, тьюторы эмоционального интеллекта и т. Так, существуют программы обучения экспертов по развитию Soft skills и EQ В. Анализируя литературу и события по теме эмоционального интеллекта, обнаруживаем, что вопросы повышения эмоционального интеллекта в зарубежном научном пространстве актуализируются, кроме того, в связи с влиянием уровня развития эмоционального интеллекта человека на его психическое и физическое здоровье, характер социальных отношений, производительность труда. В отечественном научно-практическом поле развитие эмоционального интеллекта - не только психолого-педагогическая задача: так, вопросы эмоционального интеллекта все чаще рассматриваются в рамках управленческих и бизнес-тренингов, разрабатываются специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта руководителей и управленческого персонала, рекрутеров и т. Также создаются цифровые платформы, приложения для развития эмоционального интеллекта - как в области образовательной, профессиональной деятельности, так и адаптированные для ежедневного домашнего индивидуального применения пользователями. Отметим, что в русскоязычном научном и практическом пространстве ощущается недостаток исследований связи эмоционального интеллекта с уровнем субъективного благополучия, психического и физического здоровья человека, ощущением им счастья. Педагогические исследования характера и путей развития эмоционального интеллекта детей также, как правило, не содержат элементов лонгитюдного изучения благополучия этих детей во взрослом возрасте. Мы полагаем, что упомянутый аспект темы эмоционального интеллекта требует глубокого изучения и развития, в связи, с чем также можно говорить о популяризации конкретных методов повышения эмоционального интеллекта. Как отмечают Р. Робертс и др. Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т. В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень. Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг формирование навыка ; групповая психотерапия групповая проработка и проживание материала ; индивидуальная психотерапия индивидуальная проработка и проживание материала ; консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве. При этом, С. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое. Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта.
Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций
- Эмоциональный интеллект: что это и как развить (упражнения для тренировки)
- Содержание
- 2 упражнения для развития эмоционального интеллекта |
- Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее EQ) набирает все большую популярность в России. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта означает, что человек осознает свои переживания, причины злости или печали. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Для развития всех сторон эмоционального интеллекта необходимы многие навыки, например, практика осознанности, увеличивающая разрыв между мыслью и эмоцией и дающая нам лучшее осознание первой и контроль над второй. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Развить эмоциональный интеллект можно с помощью тренировок способностей, которые входят в это понятие. Продемонстрируем ряд простых упражнений, как человеку развить эмоциональный интеллект в домашних условиях.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест. Включает 33 утверждения, разделенных на три шкалы: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Опросник считается довольно точным, но только в том случае, если тестируемый отвечает честно, а не дает социально желательные ответы.
Источник: psytests. Пример вопроса из теста «ЭмИн». Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана. Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним.
Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Дело в том, что человек редко способен объективно себя оценить, а кроме того, далеко не всегда в реальных условиях ведет себя так, как ответил в опроснике. Причины низкого эмоционального интеллекта Генетика. Исследования показывают , что эмоциональный интеллект наследуем.
Он есть у каждого человека, но его уровень, как и уровень интеллекта вообще, во многом определяется генетикой.
Лучший друг — в длительной депрессии. Нетрезвый прохожий жаждет беседы. Подчиненный, волнуясь, не справляется с заданием. Анализ собеседника и его состояния дает возможность подробнее разобраться в его чувствах и мотивах конкретных поступков. Ясно, что иногда требуется установить определенные рамки. Но мы в любом случае должны иметь представление о жизни людей, с которыми пересекаемся ежедневно, чтобы их поступки соответствовали нашим ожиданиям. Представьте себя на месте женщины с ребенком в коляске, вынужденной преодолеть полгорода, или мужчины, третий год подряд остающегося без отпуска, или малыша, чьи просьбы всегда удовлетворяют. Тогда вы намного быстрее осознаете их чувства в данный момент. В то же время гнев не следует путать с обидой и расстройством, то есть анализ чувств позволяет выявить собственные недостатки.
Лучше всего это достигается путем запоминания характеристик разных эмоций: уловите разницу между тревогой и раздражением, усталостью и апатией. В этом может пригодиться дневник настроения: каждый день описывайте свое настроение и фиксируйте эмоции, которые испытывали в яркие моменты и после. Тогда поймете, в каких ситуациях и почему к вам приходят разные чувства позитивные и негативные , сможете привести в порядок свои разрозненные ощущения, спровоцированные теми или иными обстоятельствами. После того как вы осознаете, какие отрицательные эмоции являются для вас преобладающими, борьба с ними не будет сложной: справиться с гневом помогут регулярные тренировки, а для преодоления тревоги не надо употреблять сладости. Обретя способность называть и определять свои чувства, вы облегчите определение чужих — по речевым и невербальным признакам. И научитесь выявлять связанные напрямую с вами эмоции: действия недовольного пассажира метро не должны вызывать интереса, а регулярные замечания партнера надо изучить подробно. Расширять кругозор Низкий уровень эмоционального интеллекта нередко бывает обусловлен нашей недостаточной осведомленностью об окружающем мире. Исследования показали, что владение несколькими языками способствует более качественному усвоению информации о разных событиях, явлениях. Расширение кругозора — важная задача и состоит в чтении литературы, просмотре фильмов, художественных и документальных, знакомстве с наукой, путешествиях, самообучении — все это нужно для понимания того, что у всех людей разные способности и наклонности, поэтому на работе и в личной жизни трудно судить обо всех одинаково. Открыть для себя многогранный и хаотичный мир, где есть возможность добиться всего — значит приблизиться к жизненной гармонии.
Чтение книг и посещение выставок расширяют знания, позволяют укрепить отношения. Думать на два шага вперед Формирование и развитие эмоционального интеллекта связано с долгосрочным планированием: определением ключевых направлений, оценкой ресурсов, составлением плана действий. Когда выстраиваете отношения с людьми, обязательно проводите черту между теми, кто вас окружает постоянно, и занимающими мало места в вашей жизни. Эмоциональный интеллект должен быть в первую очередь направлен на повышения качества общения с близкими. Старайтесь больше времени находиться в кругу тех, кто дает вам знания, может стать для вас примером во всем, поддерживайте тесные отношения с отзывчивыми и позитивными людьми и тогда сами сможете достичь успехов. Найдите способы влиться в подобный коллектив или сформировать его, если это в вашей компетенции. Подумайте, что вы хотите изменить в жизни, и что следует для этого предпринять. Выделите средства и стремитесь ограничивать траты, перед любой покупкой убедитесь в ее целесообразности. Будьте готовы пройти через трудности, чтобы в итоге выйти на новый уровень. Всегда предварительно уточняйте, какие задачи предстоит решить, не беритесь за то, что вам не по силам, и не ожидайте того же от других.
Эмоциональный интеллект способствует правильной оценке своего потенциала и выявлению тех, у кого есть желание и возможность содействовать в реализации ваших планов. Если в данный момент вы не настроены на движение к поставленной цели, то всегда можете повторить попытку. Пройти тренинг или психотерапию К кардинальному преобразованию личности, изменению отношения к себе и окружающим нужно тщательно готовиться. Огромное значение для этого имеют психотренинг и психотерапия. Для практикума с персональным коучем лучше не иметь психологических отклонений, правильно питаться, высыпаться, иметь позитивный настрой. Он — для тех, кто не справляется с ситуацией, кого раздражают рабочие будни, преследуют неудачи в личном. Психотерапия продолжительна, сложна: надо иначе взглянуть на себя, свои успехи, окружение и образ жизни. Часто для ее прохождения нужно приобрести новые привычки, разорвать контакты с неприятными людьми, поменять работу или даже место проживания, а итоги могут оказаться самыми неожиданными. Как тренинги, так и психотерапия являются способами развития эмоционального интеллекта, направленными на эффективное определение и контроль волнений, борьбу с негативными мыслями и страхами, создание позитивного чувственного фона за счет следования нестандартным правилам. Подавлять желание устраивать дискуссии.
Давать другим возможность высказаться. Оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается. Расширить привычное представление об окружающем мире. Эти навыки можно выработать с помощью тренингов и психотерапии, для чего важно, прежде всего, иметь желание заняться саморазвитием. Упражнения для развития эмоционального интеллекта Таких упражнение существует превеликое множество. Вы можете выбрать те, которые подходят именно вам. Или наоборот, поэкспериментировать и опробовать что-то непривычное. Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на 2 столбца правый сделайте шире. Вспомните, какие эмоции вы испытывали за весь прошедший день, и занесите их в левый столбец. Сначала пусть идут ощущавшиеся утром, во время завтрака и встреч с коллегами, руководством, а затем — возникавшие после обеда и в момент вашего ухода с работы.
Во втором столбце опишите условия, при которых у вас наступали эти ощущения. Страх мог быть вызван опозданием на встречу, радость — долгожданным перерывом на обед и т.
Оптимистический настрой Слушая о бесконечных военных конфликтах, болезнях, экономических кризисах, стихийных бедствиях из уст дикторов новостей, многие люди погружаются в море негативных эмоций и в чувство безысходности. Это мешает им настроиться на решении собственных жизненных вопросов, затуманивает их мысли и чувства. Люди, отличающиеся высоким показателем EQ, не беспокоятся зря о том, на что лично не могут повлиять. Если они не способны решить глобальную проблему, они просто ее отпускают и концентрируются на более актуальных для их жизни задачах. Для развития эмоционального интеллекта без привычки оптимистично смотреть на вещи просто не обойтись. Многочисленные исследования показали, что оптимисты физически и психологически более здоровее и успешнее, чем пессимисты. Проговаривание эмоций Все люди испытывают эмоции, но мало кто может точно идентифицировать их и описать особенность их происхождения и течения.
И дело тут не только в недостатке словарного запаса, но и в неумении правильно определять эмоции и их значения. Те, кто отличается высоким EQ, хорошо управляют своим поведением и эмоциями, поскольку могут точно определить и понять свои ощущения. К примеру, если человек чувствует себя плохо, то он должен уточнить для себя оттенки этой эмоции, в которую могут войти чувства раздражения, разочарования, одиночества, тревоги и пр. Чем яснее определена эмоция, тем лучше будут поняты ее причина и способы ее контроля. Тактичная настойчивость Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют найти баланс между хорошими манерами, чувством эмпатии и целеустремленностью. Это тактичное сочетание идеально подходит для разрешения конфликтов. При большинстве разногласий кто-то выбирает пассивную, а кто-то активную манеру поведения. Эмоционально интеллектуальные люди умеют контролировать агрессию, но при этом остаются настойчивыми. Это позволяет им нейтрализовать сложное поведение их оппонентов и разрешить конфликт, не наживая врагов.
Любознательность Неважно, к какому типу относится человек с высоким EQ — к интровертам или экстравертам, — он всегда любознателен. Не стоит путать эту привычку с обычным любопытством — бессознательным стремлением к познанию, которое часто выходит из-под контроля, может мешать общению и даже разрушить отношения.
При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение «Раздражители» Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей. Упражнения для эмоциональной устойчивости Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха.
Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании.
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
7 привычек для повышения эмоционального интеллекта | Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. |
Тренируйте память, внимание и мышление на Викиум :: | В статье о техниках и целях развития эмоционального интеллекта у взрослых и детей, Можно ли его повысить у себя? |
Эмоциональный интеллект упражнения для тренинга – Упражнения для развития эмоционального интеллекта | Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта (EQ) и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. |
Упражнение для тренинга эмоционального интеллекта “Территория чувств”
Развивать стоит именно когнитивную эмпатию, поскольку она помогает лучше понимать, как мы действуем и взаимодействуем с окружающими. Чтобы развивать когнитивную эмпатию, можно вести специальный журнал, в котором фиксировать наблюдения за эмоциями и поведением людей. Это позволяет нарабатывать полезный опыт и сформировать эффективные модели взаимодействия с окружающими. Просто заметить, какие эмоции проявляются у окружающих в той или иной ситуации, может существенно облегчить межличностное общение и помочь в взаимодействии с разными типами людей.
Самосознание: Искусство понимания себя На стене храма Аполлона в Дельфах висела надпись «Познай самого себя». Это философское высказывание прославляет необходимость знать самого себя, чтобы жить счастливо. Однако, как мы можем познать самого себя, если мы не понимаем, как мы реагируем на внешние воздействия и как наше поведение влияет на окружающих?
Искусство понимания себя и своих реакций называется самосознанием. Это означает, что мы должны не только знать, кто мы есть, но и уметь контролировать наши эмоции и поведение. Самоконтроль является важной частью самосознания, поскольку позволяет нам быть осознанными и ответственными за свои поступки.
Самосознание состоит из двух аспектов: внутренний и внешний. Внутренний аспект включает в себя наше восприятие себя и своих эмоций. Это может быть как положительное, так и отрицательное восприятие, и это является частью нашей личности.
Внешний аспект самосознания относится к тому, как мы воспринимаем других людей и как они видят нас. Это позволяет нам быть более эмпатичными и понимать причины нашего поведения в контексте общественных норм и ценностей. В конечном счете, самосознание является ключом к большей осознанности и успешной жизни.
Понимание своих сильных и слабых сторон, а также наших реакций на различные ситуации, помогает нам принимать более осознанные решения и устанавливать границы, которые уважают наши потребности и желания. Как проанализировать свою личность для саморазвития Любой человек, стремящийся к личностному развитию, должен начать с анализа своих мотивов и поступков. Для этого можно применить SWOT-анализ, который поможет выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
SWOT-анализ — это инструмент, который широко используется в бизнесе, но он также может быть полезен для анализа личности. Начиная анализ, нужно выявить свои сильные стороны — то, в чем вы отличаетесь от других людей. Также нужно определить свои слабые стороны и возможности для улучшения.
Попробуйте BrainApps бесплатно Однако, важно не только самоанализ, но и обратная связь от окружающих. Чтобы получить полезную обратную связь, можно попросить друзей или знакомых провести SWOT-анализ личности. Это позволит увидеть себя со стороны и узнать, как вас видят другие люди.
Любопытство — ключ к успеху и развитию Любопытство — это качество, которое позволяет нам исследовать неизвестное и наслаждаться открытиями. Оно является ключом к развитию и успеху в самых различных областях жизни. Люди, обладающие любопытством и стремлением узнавать новое, часто достигают больших высот и создают истории успеха.
Благодаря своей любознательности, они находят новые и необычные способы достижения своих целей. Любопытство способствует развитию страсти, высокой продуктивности и мотивированности. Это связано с тем, что люди, интересующиеся новыми идеями и пытающиеся понять мир вокруг себя, часто ощущают эмоциональный подъем и вдохновение.
Развитие любопытства является важным условием для развития интеллекта, особенно эмоционального. Любопытные люди более подготовлены к изменениям, происходящим во мире, и проявляют большее склонность к адаптации в новых условиях. Любопытство помогает понимать людей, проявлять сочувствие и эмпатию.
Изучение поведения людей — интересное и близкое для всех направление любопытства. Оно позволяет нам более глубоко понимать мотивы поведения людей и находить подходящие способы для установления отношений.
Начиная анализ, нужно выявить свои сильные стороны — то, в чем вы отличаетесь от других людей. Также нужно определить свои слабые стороны и возможности для улучшения.
Попробуйте BrainApps бесплатно Однако, важно не только самоанализ, но и обратная связь от окружающих. Чтобы получить полезную обратную связь, можно попросить друзей или знакомых провести SWOT-анализ личности. Это позволит увидеть себя со стороны и узнать, как вас видят другие люди. Любопытство — ключ к успеху и развитию Любопытство — это качество, которое позволяет нам исследовать неизвестное и наслаждаться открытиями.
Оно является ключом к развитию и успеху в самых различных областях жизни. Люди, обладающие любопытством и стремлением узнавать новое, часто достигают больших высот и создают истории успеха. Благодаря своей любознательности, они находят новые и необычные способы достижения своих целей. Любопытство способствует развитию страсти, высокой продуктивности и мотивированности.
Это связано с тем, что люди, интересующиеся новыми идеями и пытающиеся понять мир вокруг себя, часто ощущают эмоциональный подъем и вдохновение. Развитие любопытства является важным условием для развития интеллекта, особенно эмоционального. Любопытные люди более подготовлены к изменениям, происходящим во мире, и проявляют большее склонность к адаптации в новых условиях. Любопытство помогает понимать людей, проявлять сочувствие и эмпатию.
Изучение поведения людей — интересное и близкое для всех направление любопытства. Оно позволяет нам более глубоко понимать мотивы поведения людей и находить подходящие способы для установления отношений. Для развития любопытства необходимо его поощрять и давать возможность поддаться интересам. Открытость новым идеям и готовность осваивать новые знания — это важные условия для преуспевания и развития в жизни.
Анализ эмоционального интеллекта: развитие навыков аналитического мышления Понимание людей — сложный процесс, который связан с их чувствами и эмоциями. Поэтому, для более глубокого понимания людей, важно развивать навыки аналитического мышления. В особенности, развитые навыки аналитического мышления позволяют лучше понимать эмоциональный интеллект — процесс, включающий умение управлять своими эмоциями и понимать чужие. Развитые навыки аналитического мышления помогают выявить основные причины поведения людей, позволяя более эффективно управлять эмоциями, своими и чужими.
Однако, чтобы разобраться в другом человеке, необходимо уделить время анализу его поступков. Столкнувшись с состоянием, с которым не знакомы, важно научиться анализировать, что, как и почему делает ваш собеседник, а затем попытаться понять его. В этом процессе огромную помощь могут оказать развитые навыки аналитического мышления. Аналитическое мышление: ключевые навыки и способы развития Аналитическое мышление — это способность анализировать информацию, справляться с трудными проблемами и принимать интеллектуальные решения.
Для того чтобы развить эту способность, необходимо уметь применять законы логики и избегать логических ошибок. Они являются ключевыми для аналитического мышления, так как эта способность опирается на точность и строгость мысли. Важно научиться применять логические законы в повседневной жизни. Например, перед принятием важного решения, нужно разобраться в ситуации, проанализировать все доступные данные и только потом делать выводы.
Если необходимо принять корпоративное решение на рабочем месте, важно объективно рассмотреть все плюсы и минусы каждой альтернативы. Это поможет избежать логических ошибок и принести максимальную пользу для всех участников. Одним из способов развития аналитического мышления является читать больше. Чтение различной литературы, начиная с научных статей и заканчивая художественной литературой, помогает развить Критическое мышление , улучшить способность анализировать и интерпретировать информацию.
Кроме того, вы можете попробовать решать задачи-головоломки или играть в логические игры, чтобы поощрять свой ум к более сложным задачам. Как понимать мотивы человека: основные идеи пирамиды Маслоу и роль эмоционального интеллекта Что движет человеком и в каком порядке его потребности удовлетворяются?
Если ты не аутичный человек или психопат.
Но, развивая эмоциональный интеллект с помощью правильных упражнений, можно научиться видеть и подавляемые эмоции. И даже те который человек в себе не осознает или пытается скрыть. Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту Важный момент в тренинге по эмоциям — создать экологичную атмосферу, чтобы люди не боялись делиться своим опытом с другими людьми.
В обществе мы привыкли подавлять эмоции, не показывать их. И это нормально. А на тренинге нужно изменить эту сильную привычку: сбросить защитные реакции, поделиться эмоциями и узнать, что в этом нет ничего страшного.
Люди становятся ближе и сильнее, когда проживают этот совместный опыт. Для того, чтобы провести эту детабуизацию в группе необходимо особое мастерство тренера. Вопрос должен расположить группу: создать доверие к себе и к процессу.
Доверие складывается из 2-х компонентов. Могу ли я доверять тренеру как профессионалу? Могу ли я доверять тренеру как человеку?
Это бывает сделать сложнее, когда в группе собраны люди, не расположенные к доверию. Например, тренинг по распознаванию обмана по лицу для сотрудников безопасности, которые не ориентированы на то, чтобы делиться друг с другом. В этом случае тренер должен выступить в роли верификатора: показать экспертизу на примерах, когда он сам не знает, правдивая история или нет.
После этого защитные механизмы группы удается снять. Хотите получить карту всех компетенций эмоционального интеллекта в подарок? Как происходит развитие эмоционального интеллекта на тренинге, за счет чего?
Эмоциональный интеллект — понятие очень широкое, его сложно измерить. Поэтому даже само название нашего тренинга звучит как: «Эмоциональные навыки и компетенции». Это навыковый тренинг.
А развитие навыков измерить можно. Как происходит развитие навыков эмоциональной компетентности на тренинге? Чаще всего это три способа: Инсайт.
Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать.
Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник.
Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни. | Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта и развитие эмоциональной компетентности лидеров. |
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia | Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. |
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение 1), и методика Н Холла для определения уровня развития эмоционального интеллекта (Приложение 2). К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся. Но развитие эмоционального интеллекта помогает нам осознать, что стрессовые ситуации временны и из них всегда можно найти выход. Эмоциональный интеллект: инструменты и способы развития у взрослых/ Методические рекомендации. Определите свои цели в развитии эмоционального интеллекта и разбейте их на маленькие, достижимые шаги. Но развитие эмоционального интеллекта помогает нам осознать, что стрессовые ситуации временны и из них всегда можно найти выход.
1. Осознать, что происходит
- Что значит эмоциональный интеллект и почему он важен
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
- 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
- 2 упражнения для развития эмоционального интеллекта
Тренируйте мозг с удовольствием
Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта и родители смогут наблюдать ребёнка, который. К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся. Еще одно упражнение для развития эмоционального интеллекта — выявление положительных эмоций, которые вы хотите испытать, и обдумывание того, что вы можете сделать, чтобы вызвать их. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Развить эмоциональный интеллект можно с помощью тренировок способностей, которые входят в это понятие. Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?
Эмоциональный интеллект и психология отношений
- Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни. -
- Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Упражнения и рекомендации
- Онлайн-курсы эмоционального интеллекта: тренинги EQ и развития эмоций
- Эмоциональный интеллект: что это такое
- Найди то, не знаю что
- Какие факторы препятствуют развитию EQ