Сегодня понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) звучит очень часто.
Как развить эмоциональный интеллект у взрослого – список практических рекомендаций
В его книге — техники, которые помогают его расшевелить, полезные практики и упражнения для развития эмоционального интеллекта и работы с эмоциями. Уникальный авторский тренинг, который поможет развитию вашего эмоционального интеллекта и управлению эмоциями! Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей.
Как развить эмоциональный интеллект — подборка лучших материалов для начинающих
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых | Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта и развитие эмоциональной компетентности лидеров. |
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia | Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. |
Развитие эмоционального интеллекта: управление эмоциями человека | О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. |
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта (для педагогов) | Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. |
App Store: Экви - эмоциональный интеллект | Но для развития эмоционального интеллекта в первую очередь нужно понять, что нет хороших и правильных или плохих и неправильных эмоций — все они нужны и важны. |
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
Кроме того, под ЭИ также понимается способность управлять этими эмоциями в целях решения различных практических задач. Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает большими возможностями для того, чтобы влиять на окружающих и защищать себя от действий злоумышленников. Израильско-американский психолог Даниел Канеман выявил, что люди даже склонны заключать не слишком выгодные сделки, если их предлагает симпатичный, приятный человек. Так, например, продавец с развитым ЭИ способен убедить людей взять тот или иной товар даже в том случае, если они не собирались его покупать. Не пропустите Что такое эдьютеймент и почему энциклопедия важнее википедии Почему ЭИ важнее IQ Наибольшую известность теории ЭИ принес Дэниэл Гоулман, американский писатель, психолог и научный журналист. В своей книге «Эмоциональный интеллект.
Почему он может значить больше, чем IQ» автор выделил 5 главных составляющих ЭИ, которые и говорят о его высокой значимости: самосознание — умение оценивать свои способности, понимать эмоции и на основании этого делать выбор, принимать решения; саморегуляция — умение брать свои эмоции под контроль и не позволять им мешать выполняемой работе; способность пожертвовать минутным удовольствием ради намеченной ранее цели, умение быстро приходить в себя после стрессов и напряжения; мотивация — способность вооружаться глубинными склонностями и интересами для решения установленной задачи, проявлять инициативность, не опускать руки после провалов; эмпатия — умение сопереживать окружающим, понимать, что они чувствуют, ставить себя на их место, в их положение; социальный навыки — способность распознавать эмоции при общении с окружающими и пользоваться этим умением с целью убеждения, сглаживания конфликтов, организации работы в команде. Так, можно сделать вывод, что развитый эмоциональный интеллект — это, прежде всего, возможность работать эффективно — как самостоятельно, так и в команде. ЭИ позволяет человеку не выгорать, полностью понимать потребности людей и быть не только идеальным исполнителем, но и командным игроком, который усиливает свою команду, а не разваливает ее. В мире, где настолько ценны такие навыки как умение сотрудничать, разрешать конфликтные ситуации и проявлять качества лидера, это играет огромную роль. Не пропустите Вопросы, которые сделают тебя любимицей начальства Тест на эмоциональный интеллект Чтобы узнать свой уровень эмоционального интеллекта, пройди специальный тест, состоящий из 10 вопросов.
На каждый вопрос отвечай «Да» или «Нет». Если какое-либо событие вызвало у меня негативную реакцию, я быстро справляюсь с этим и держу эмоции под контролем. Когда нужно успокоиться, я достаточно быстро достигаю этого состояния. Я понимаю, что чувствует человек, едва взглянув на его лицо и увидев его эмоции. Я внимательно отношусь к проблемам других людей, и меня не напрягает выслушивать их, давать им советы.
Я не зацикливаюсь на негативе и быстро переключаюсь на что-то приятное. Когда мои друзья в плохом настроении, мне быстро удается настроить их на лучшее. Когда я выступаю перед большим количеством людей, я почти не нервничаю. Я умею нравиться людям, и это часто помогает мне добиться успеха. Я могу понять чужую точку зрения, даже если думаю совсем по-другому.
Результаты: Если вариантов «Да» насчитывается от 8 до 10, твой уровень ЭИ считается высоким, если от 5 до 7 — средним, если менее 5 — низким.
Чтобы этого не происходило, вам нужно работать над самоконтролем. Сначала определите, что вы чувствуете. Если вы злитесь, выясните почему. Это из-за того, что кто-то сделал? Это потому что у вас просто плохой день? Также важно размышлять о том, почему вы чувствуете определенную эмоцию. Обычно это показывает скрытую потребность, которая привела вас к этой эмоции.
Следующий шаг — принять ваши эмоции. Если то, что вы чувствуете, слишком интенсивно, вы можете дистанцироваться от того, что, по вашему мнению, вызвало эмоцию. Затем попробуйте упражнения для медитации, дыхания или расслабления, чтобы успокоиться.
Каждый участник перед игрой получает карточку с описанием своей роли, сохраняя инструкцию в тайне. Аналитико-рефлексивный этап Какой индивидуальный опыт вы получили в этой игре? Какие фрагменты были самыми эмоционально травмирующими? Какие ободряли и давали надежду? Что вы думали и чувствовали во время игры?
Межличностные отношения - способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения А. Я среди людей психологическая скульптура. Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей — реальный»; вторая тема: «Я среди людей — идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае — как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Обсуждение обязательно. Стрессоустойчивость - способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям А.
Мини-лекция «Что такое стресс? Выполняется письменно. Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее или принять. После этого выбирается лучший вариант. Обсуждение результатов обязательно. Сценарий: Изменить: Как вы можете убрать источник стресса? Избежать: Как вы можете отдалиться от источника стресса?
Принять: Как вы можете жить со стрессом? Контроль импульсивности - способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение. Говорим гадости. Группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Нецензурные слова не употреблять, говорить с улыбкой, ровно и спокойно.
Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова. При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения. По центру круга ставится стул, на который садятся по очереди участники тренинга. Группа говорит участнику неприятные и обидные фразы. Задача — никак не отвечать на услышанное. В процессе обсуждения итогов важно сделать акцент на следующих моментах: легко ли было молчать в ответ? Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать?
Групповая дискуссия «Как мне удается контролировать свою импульсивность? Реалистичность - способность ясно различать, что происходит в действительности «здесь и сейчас». Работа по вопроснику самосознания письменная, затем комментарии в парах Вопросник самосознания. Что я собой представляю как человек? Как я выгляжу со стороны?
Шаги, которым нужно следовать Фасилитатор начинает упражнение с объяснения, что у всех нас есть одно и то же слово для обозначения радости, печали и гнева, среди других эмоций..
Однако то, что чувствует наш разум, как мы представляем его в нашем психическом мире, варьируется от человека к человеку. Цель занятия состоит в том, чтобы каждый из них представлял в визуальной, художественной и свободной форме гнев, печаль, одиночество, страх, радость и любые другие эмоции, которые у них возникают. Очень важно подчеркнуть, что они должны использовать цвета, с которыми они связывают эти эмоции, в дополнение к изображению эмоций с помощью фигур, которые они предлагают. Это занятие на первый взгляд может показаться немного детским, но правда в том, что оно широко используется в терапевтических целях. Освобождение внутреннего мира через искусство может быть одним из лучших способов расслабиться. В конце динамики будет показано то, что нарисовал каждый из них, с указанием того, почему они использовали один или несколько цветов, почему они использовали определенные формы и, если они использовали фигуру животного, человека или объекта, что делает это значит для него.
Чемпион или болван Цель этой игры - подчеркивать влияние лидера или начальника на проявление определенных эмоций, как положительных, так и отрицательных, у их подчиненных, повышая как самопознание рабочих, так и социальные отношения между ними. Вы можете работать со средними группами от 15 до 20 человек. Пространством может быть тот же офис или рабочее место, а в качестве материалов понадобятся бумага и ручки.. Шаги, которым нужно следовать Сотрудники фиксируют на бумаге те поступки своего начальника, которые заставляли их чувствовать себя важными, например, давать положительные отзывы о работнике другим менеджерам, информировать их о деловом решении, похлопывать по спине и говорить им, что они хорошо поработали. Кроме того, ниже этой точки Им следует указать моменты, когда они чувствовали себя обделенными или приниженными, например, их не слышат на собраниях, не принимают во внимание для важного или нового проекта, в некоторых ситуациях, когда их игнорируют в плохой форме... Наконец, каждый работник представляет свои случаи и объясняет, как они себя чувствовали, как к лучшему, так и к худшему, когда начальник делал то, что он делал.
Более того, каждый прокомментирует, как это повлияло на их способ работы в то время, когда это произошло. Словарь эмоций. Цель этого занятия - каталогизировать эмоции, которые мы испытываем, в дополнение к развитию командной работы. Эта задача займет много времени И это даже можно делать долго, в несколько занятий или работать над этим как своего рода эмоциональное домашнее задание, но весело. Размер группы может быть очень разнообразным. Важно, чтобы между ними было доверие и чтобы участники могли свободно говорить о своих эмоциях.
То есть это деятельность, которую следует применять в группах, которые уже имеют определенную историю сосуществования. В случае работы в данный момент пространство должно быть таким, в котором разрешена совместная работа, без множества препятствий между ними. Что касается материалов, вам потребуются блокноты, ручки или, если вы предпочитаете экономить бумагу, вы можете использовать цифровую подставку. Шаги, которым нужно следовать Человек, отвечающий за руководство деятельностью, объяснит, что из эмоций проще всего их почувствовать, даже если это стоит денег. Что действительно сложно, так это дать ему определение. Иногда мы не можем точно объяснить, что мы чувствуем по поводу гнева, печали или радости.
Поэтому он предложит составить словарь эмоций, написанный участниками как в группе, так и индивидуально. Эти эмоции должны быть очень конкретными, объясняя, как они возникают, когда они их чувствуют и что они делают, чтобы поддерживать их или перестать чувствовать, в зависимости от того, положительные они или отрицательные. Участники должны говорить уверенно, размышляя о том, что они чувствуют и что они чувствовали. В то же время, Фасилитатор, чтобы облегчить упражнение, предложит различные эмоции, которые они должны описать в письменной форме, и привести примеры каждой из них.. В конце концов, когда словарь будет закончен, все, что было написано, будет передано.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Ежедневная программа развития включает разминку и тренировку. Развитие эмоционального интеллекта необходимо, чтобы обеспечить внутреннюю мотивацию настроить жизнь так, как нужно человеку сиюминутно или в отдаленном будущем. Таким образом информация лучше у Смотрите видео онлайн «Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых» на канале «Независимое физическое развитие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 декабря 2023 года в 1:37, длительностью 00. Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Как известно, развитие эмоционального интеллекта можно улучшить не только путем генетического наследования, но и путем тренировки. Секреты эмоционального интеллекта в упражнениях и техниках.
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Например, Дуб Спокойствия. Пещера Страха. Дорога Радости и т д. Каждый из нарисованных образов нужно подписать. Время работы: 20-30 минут.
С одной стороны, человек уже неплохо понимает других, но с другой стороны, его навыки эмпатии еще слабы. Часто бывает так, что в общении он перетягивает внимание на себя. То есть использует рассказ человека для того, чтобы начать говорить о себе и исследовать себя, например: «Ой, я бы так не смог. Зато у меня хорошо получается вот что. Как думаешь, у меня получится сделать то-то? Он может выбирать: проявить эмоции или нет, и если показать их, то как.
Способен слушать и слышать другого, говорить о нем. Навык эмпатии, то есть умение понять эмоции другого человека развивается в течение всей жизни. Но, конечно, развитие детского самосознания, первых навыков эмпатии и построения отношений невозможно без поддержки взрослых. Главная особенность эмоционального интеллекта в личности детей и подростков — тесная связь с развитием мозга и становлением психики. Из-за того, что мозг еще не до конца сформировался, ребенку может быть сложно понять чужие эмоции и управлять своими реакциями. Можно ли развить эмоциональный интеллект? В журнале «Личность и индивидуальные различия» опубликовано исследование , согласно которому EQ можно развить. Психологи разделили участников эксперимента на 2 группы: первая проходила тренинги по повышению EQ, а вторая нет. В результате эксперимента исследователи заметили в первой группе значительное увеличение способности распознавать эмоции и управлять ими. Во второй группе все осталось без изменений.
Через полгода исследователи еще раз встретились с участниками первой группы и выяснили, что изменения в EQ оказались устойчивыми. Зачем развивать эмоциональный интеллект? У человека с высоким или низким уровнем эмоционального интеллекта лучше развиты коммуникативные навыки. Он эмоционально стабилен, рационально принимает решения, умеет выйти из конфликта и наладить партнерские отношения. А главное — человек не разрушает свое «Я» обидами и злостью, что сказывается на его психологическом и физическом здоровье. О важности развития эмоционального интеллекта говорит Валерия Эдуардовна. Тот, кто управляет эмоциями, управляет и своим разумом. Например, человек, не умеющий контролировать чувства, не может донести свою точку зрения, когда раздражен или разгневан. Его сознание в такие моменты «затоплено» эмоциями. Это искажает информацию, которую он получает, и мешать ему здраво мыслить.
Они связывали эмоциональный интеллект со способностью личности отслеживать как свои, так и чужие эмоции, чтобы в дальнейшем можно было использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Да, многие думают, что он и совершил открытие этого феномена, но нет - лишь популяризировал. Сам Гоулман связывал эмоциональный интеллект со способностью управлять своими эмоциями, умением мотивировать себя и настойчиво идти к цели, «несмотря на провалы». А это, в свою очередь, напрямую влияет на успех человека в разных сферах. Несмотря на то, что разные исследователи по-разному трактуют эмоциональный интеллект, ясно одно - чем он выше, тем человек эффективнее, поскольку может лучше контролировать внутренние импульсы. Если всё так, то, конечно же, возникает вопрос - как развить эмоциональный интеллект? Ученые пришли к выводу, что наиболее оптимальным периодом для его развития является детство.
Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. У нас же, в России, работа в этом направлении проводится в основном для детей, проявляющих антисоциальное поведение. Но это не значит, что в другом возрасте его развитие становится недоступным. В общем-то в детстве проще развить практически что угодно. Интересно то, что ученые также поняли, что распознавать и управлять своими эмоциями - это лишь привычка, но, как вы понимаете, очень ценная. Так что давайте рассмотрим несколько способов, как любой из вас сможет развить в себе эту привычку или, если хотите, как повысить эмоциональный интеллект. Итак, эмоциональный интеллект может развиваться в четырех направлениях: как самоуправление - то есть умение контролировать свои импульсивные чувства и поведение, управлять своими эмоциями, выполнять взятые на себя обязательства и адаптироваться; как самосознание - то есть понимание своих эмоций и того, как они влияют на ваши мысли и поведение, знание своих сильных и слабых сторон; как социальная осведомленность - то есть понимание эмоций, потребностей и поведения других людей, умение чувствовать себя комфортно в обществе или группе; как управление взаимоотношениями - то есть умение развивать и поддерживать хорошие отношения, общаться, вдохновлять и влиять на других, работать в команде и разрешать конфликты.
Самый основной, фундаментальный навык, который вам следует развить - это не пытаться игнорировать свои эмоции, а прислушиваться к ним. Без этого никакие медитации и техники не будут работать. Но это не верно. Особенно, в случае сильных эмоций, таких как гнев, печаль, страх. У каждой из этих эмоций есть какая-то определенная полезная цель. Например, печаль способствует эмоциональному исцелению, страх способствует действиям по спасению жизни, а гнев может мобилизовать и вдохновить нас. Теперь вернемся к ранее обозначенным четырем направлениям.
Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта EQ и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. Что делать, если в сложной ситуации вы теряетесь и не можете вообще сказать ни слова. Либо не можете успокоиться, пока не ответите на грубость — и часто так же грубостью. Или же не можете выйти из затяжной перепалки, сжигающей время, нервы и энергию. Ответ, казалось бы, прост — развивать свою эмоциональную устойчивость. Но как это сделать? Предлагаем начать с простых упражнений, которые, как минимум, помогут успокоиться. Осознать, что происходит Когда событие разговор, спор случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно.
Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее. Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций? Что конкретно? Что вы чувствуете? На какое именно действие слово вы среагировали? Разбирая таким образом свои эмоции, запоминая эти раздражающие маячки, вы научитесь понимать — и предвидеть! Зачастую негативные эмоции вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация.
Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым. Сотрудники боятся: Что с новой системой их работа может быть неэффективной Вдруг они не справятся Это выход из зоны комфорта. В таких ситуациях руководителю важно понять происходящее: что вызывает негатив и почему. Поняв это, можно устранить и страхи сотрудников «если у нас не получится, мы откажемся от этой системы», «если кто-то в работе с системой ошибется, наказания не будет» и т. В отношении себя в подобных ситуациях можно задать вопросы, которые прояснят происходящее и успокоят вас. Например: «правильно ли я понимаю ситуацию? Фото с сайта media. Понимать себя Разные люди по-разному воспринимают одни и те же события.
А все потому, что любая наша эмоциональная реакция на какое-то событие всегда связана с нашим личным жизненным опытом. Если у вас есть свой «космический вредитель и злодей», ответьте себе на вопрос: почему меня так бесит этот человек? Ответы с большей долей вероятностью будут такие: «Потому что я тоже хотел бы так, как он, но не могу себе позволить», «Потому, что я ему завидую», «Потому что он справляется с этим делом лучше меня» и т. Признаться себе в подобном — тяжело, больно, но это большое дело. Как только вы научитесь понимать причину своего раздражения, поймете, что дело не в ком-то, кто лучше, а в вас самих и вашем отношении к окружающему миру. Одним из способов самопознания может быть методика «Окна Джохари». Оно показывает, насколько хорошо человек знает себя. Это квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых — часть информации о человеке, передаваемая во время общения.
Цель — сделать понятными для себя все четыре квадрата, но максимально расширить окна, А и Б. Это непросто, и такая работа может занять всю жизнь. Окно Джохари помогает увидеть себя со стороны и избавиться от самосожаления и самооправдания. Управлять своими ощущениями Способ, которым владеют все, — это подавление эмоций. Однако он непродуктивен и зачастую просто опасен: накопившееся вдруг может выплеснуться с непредсказуемым эффектом в другой ситуации либо, известный вариант, проявиться в виде болезни. Что может помочь: Дыхание: неспроста говорят «посчитай до 10 и выдохни». Это правило элементарное, но оно работает Любая физическая активность: бег, йога, просто уборка дома или прогулка Вербализация — описание своего состояния вслух «я волнуюсь, я сильно раздражен, у меня перехватывает дыхание и все внутри трясется». Чем подробнее это описание, тем быстрее уйдет нервозность и тем легче вы себя почувствуете Поза силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, макушка головы стремится вверх.
Медитация — идеальна, если у вас есть время для регулярных занятий. Управлять эмоциями других людей Управлять эмоциями других — не значит командовать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей. Например, вместо «нет, мы не будем этого делать» ответить «есть подозрение, что это не решит вашу задачу», «давайте поглубже разберемся в вопросе» и т. Читайте также probusiness. Потому что он связан с управлением эмоциями и ситуациями в позитивном, оптимистичном, конструктивном ключе, а также с осознанием положительного значения любой эмоции». От того, умеем ли мы найти позитивные аспекты в разных явлениях и ситуациях, во многом зависит восприятие всего, что происходит в жизни. Одно и то же событие люди могут по-разному интерпретировать.
Недаром говорят, что один в луже видит грязь, а другой — отражающиеся звёзды.
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Развитие эмоционального интеллекта: видео уроки и упражнения для повышения EQ - Все Курсы Онлайн | Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. |
Как я развиваю эмоциональный интеллект / Хабр | Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году. |
Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта | Но главная цель в развитии эмоционального интеллекта заключается в том, что он должен способствовать построению здоровых отношений с окружающими. |
Как развить эмоциональный интеллект: простые упражнения | Для развития эмоционального интеллекта у детей можно использовать простые упражнения-игры, которые с легкостью «встроятся» в повседневную деятельность. |
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
Если вы осудите собственные эмоции, то потеряете способность полноценно чувствовать, что помешает вам испытывать положительные эмоции. Подумайте об этом следующим образом: каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в вашей жизни. Без этой информации вы ощутите неполноценность собственной жизни и не сможете адекватно реагировать на происходящие в ней события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект. Поначалу это сложно, но нужно стараться проявлять и негативные эмоции в качестве реакции на все происходящее. Например, если вы сильно завидуете кому-то, о чем говорит эта эмоция в конкретной ситуации?
Но не забывайте и о позитивных эмоциях. Начните ассоциировать радость или удовлетворение с происходящими вокруг вас событиями, и вы научитесь испытывать эти эмоции чаще. Это еще один способ узнать как можно больше о собственных чувствах и их взаимосвязи с вашим жизненным опытом. Испытывая сильные чувства, спросите себя, когда вы ощущали подобное в последний раз. Что случилось до этого, в процессе и после?
Научившись различать модели поведения, вы научитесь контролировать свое поведение. Понаблюдайте, как вы поступали в той или иной ситуации до этого, и как вы хотели бы поступить в следующий раз.
Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос. Отвлекитесь на физический мир.
Возьмите ручку, сдвиньте блокнот на несколько миллиметров в сторону, поправьте рукава рубашки. Придумайте мантру. Короткое предложение, которое бы напомнило вам о ваших ценностях — например, нежелании развязывать конфликт на ровном месте. Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей.
Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает? Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции. Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится.
Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое. В эту секунду остановитесь и задайте себе вопросы: «Есть ли в этом смысл? Делайте это до тех пор, пока не придете к четкой и однозначной картинке того, как лучше всего отреагировать в конкретной ситуации. Во-вторых, начните развивать идеальную стратегию, которая поможет добиться ваших первоначальных целей.
Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю! Вы чувствуете возмущение, ведь это неправда. На агрессию хочется ответить эмоционально; возможно, попытаться задеть за живое. Перенаправление мыслей.
Вы понимаете, что сказанные партнером слова, скорее всего, неправда. Он так не считает на самом деле, но есть факторы, которые заставляют его чувствовать злость, грусть или обиду. Новая реакция. Вместо того чтобы нападать в ответ, вы говорите: «Это не так.
Как я могу доказать это? Пожалуй, это самый сложный этап, так как отказаться от шаблонных реакций очень сложно, но если каждую из них осознавать и вовремя пресекать, с каждым разом будет проще действовать по-новому. Оглянитесь назад В вашем прошлом наверняка было множество ситуаций, которые можно разобрать на составляющие. Попробуйте вспомнить, как вы вели себя некоторое время назад, например, в моменты конфликта, сильной усталости или когда чувствовали беспокойство, неуверенность в себе или грусть.
Проживите эти моменты снова, чтобы придумать новую модель поведения. Чтобы сделать это успешно, постарайтесь не сожалеть о содеянном, не делите свои поступки на хорошие и плохие, а также обращайте внимание не только на чувства, но и на факты. Иначе говоря, будьте объективны в анализе того, что происходило в вашем прошлом.
Но на самом деле, они только усугубляют ситуацию и разрушают отношения с окружающими людьми. Понимание своих эмоций помогает нам понять причины и научиться контролировать их. Вместо того, чтобы взрываться гневом, мы можем найти способы решить проблему более конструктивно, с сохранением взаимопонимания и согласия. Другой пример — наша реакция на стрессовые ситуации. Когда мы переживаем неприятности, мы часто думаем, что это конец света и не видим никаких выходов.
Но развитие эмоционального интеллекта помогает нам осознать, что стрессовые ситуации временны и из них всегда можно найти выход. Мы можем научиться управлять своими эмоциями, убрать панику и сосредоточиться на поиске решения. Развитие этого навыка помогает нам не только преодолевать стресс, но и укрепляет нашу уверенность в себе.
Все эмоции имеют право на существование, даже негативные. Если вы осудите собственные эмоции, то потеряете способность полноценно чувствовать, что помешает вам испытывать положительные эмоции. Подумайте об этом следующим образом: каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в вашей жизни. Без этой информации вы ощутите неполноценность собственной жизни и не сможете адекватно реагировать на происходящие в ней события.
Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект. Поначалу это сложно, но нужно стараться проявлять и негативные эмоции в качестве реакции на все происходящее. Например, если вы сильно завидуете кому-то, о чем говорит эта эмоция в конкретной ситуации? Но не забывайте и о позитивных эмоциях. Начните ассоциировать радость или удовлетворение с происходящими вокруг вас событиями, и вы научитесь испытывать эти эмоции чаще. Это еще один способ узнать как можно больше о собственных чувствах и их взаимосвязи с вашим жизненным опытом. Испытывая сильные чувства, спросите себя, когда вы ощущали подобное в последний раз.
Что случилось до этого, в процессе и после? Научившись различать модели поведения, вы научитесь контролировать свое поведение.
Тренируйте мозг с удовольствием
Работа над самоконтролем поможет вам остановиться и задуматься, а также не даст вам импульсивно реагировать. Положительные эмоции Положительные эмоции ведут к эмоциональному благополучию. Тот, кто мотивирован, оптимистичен и полон энтузиазма, достигнет гораздо большего, чем тот, кто этого не делает. Вот почему так важно изгнать любые плохие мысли из головы. Таким образом, вы должны записывать каждый раз, когда у вас есть положительные эмоции и что вы делали в то время или кто заставил вас чувствовать эти эмоции. Еще одно упражнение для развития эмоционального интеллекта — выявление положительных эмоций, которые вы хотите испытать, и обдумывание того, что вы можете сделать, чтобы вызвать их.
Таким образом, вы сможете испытать их. Вы можете попробовать подумать о мелочах в вашей повседневной жизни, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо. Чем больше вы работаете над развитием своего эмоционального интеллекта, тем больше вы сможете достичь. Попробуйте эти два упражнения прямо сегодня.
Высокий эмоциональный интеллект дает возможность поставить себя на место другого — начинайте тренировать это уже сейчас.
Почему ваш коллега агрессивно среагировал на замечание? Возможно, он расстроен, устал или плохо себя чувствует. Это не так сложно, как кажется поначалу! Расширяйте кругозор Исследователи доказали, что чем меньше человек интересуется тем, что его окружает, тем ниже его EQ. Над этим тоже можно работать, причем всеми доступными способами — читать новые книги и смотреть фильмы, путешествовать, общаться с новыми людьми, держать себя в курсе последних новостей и заниматься саморазвитием.
Может быть, вы всегда хотели заняться танцами или получить второе образование? Сейчас самое время! Старайтесь думать на 2 шага вперёд Как мы уже знаем, люди с высоким уровнем EQ обладают хорошей способностью планировать. Если развивать в себе эту черту, она будет влиять и на ваш эмоциональный интеллект. Научитесь расставлять приоритеты, ставить конкретные цели и распределять свои силы.
Может помочь разработка долгосрочных стратегий во всех сферах жизни — сюда входит не только работа, но также отдых и общение. Подумайте, чего вы хотите. Чего из этого можно добиться в ближайшей перспективе? А какие шаги стоит сделать к тому, чтобы исполнились долгосрочные планы? Ломайте привычные паттерны поведения Все без исключения люди склонны придерживаться определенных паттернов поведения.
Попробуйте осознать, как вы обычно себя ведете и какие закономерности можно выявить. Важно помнить, что межличностный эмоциональный интеллект — это навыки, которые нужно развивать. Попробуйте не спорить с собеседником, если он не согласен с вашей точкой зрения, и не ссориться с партнером, даже если вам кажется, что все обстоятельства ведут к этому. Постарайтесь меньше говорить и больше слушать — так вы научитесь эмпатии и перестанете зацикливаться на себе. Есть и другие способы развития EQ, которые потребуют от вас большего количества времени — их можно начинать делать после того, как вы ощутили результат от предыдущих пяти.
Прислушивайтесь к физическому состоянию Ни в коем случае не выпускайте из внимания свое тело — как оно себя чувствует и каким образом на что реагирует. Прислушайтесь к себе — как эмоция отзывается в теле? Как вы чувствуете страх, радость, гнев на физическом уровне? Выявите связи между эмоциями и поступками Следующее, что нужно сделать — понять, как то, что вы испытываете, влияет на поведение. Например, вы пытаетесь обвинить в чем-то собеседника, когда сами чувствуете вину, или хотите справиться с беспокойством при помощи еды.
Это неверные стратегии, и осознав, какими эмоциями они вызваны, вы сможете их изменить. Наблюдение за эмоциями Как вы уже знаете, никакие эмоции нельзя игнорировать — ни положительные, ни отрицательные. Попробуйте понаблюдать за тем, что вы чувствуете в течение дня.
Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте.
Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние. Просто читайте книги Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины. Упражнения для тренировки эмоций «Аверс и реверс» Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.
Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте.
Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик.
Стол—стул—шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться. Про общение с родителями Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят». Сказать по правде, никто никому ничего не должен.
Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей. Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть.
7 привычек для повышения эмоционального интеллекта
IPLAY EQ — игра на развитие эмоционального интеллекта, предназначенная для взрослых. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Развить эмоциональный интеллект можно с помощью тренировок способностей, которые входят в это понятие. В статье о техниках и целях развития эмоционального интеллекта у взрослых и детей, Можно ли его повысить у себя? Бесплатные видео упражнения и уроки для развития эмоционального интеллекта на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН научат разбираться в чужих и своих эмоциях, противостоять психологическому давлению и предотвращать межличностные конфликты. "Эмоциональный интеллект (EQ, с английского Emotional quotient – эмоциональная компетенция) – это способность человека понимать, контролировать, управлять собственными чувствами и эмоциями окружающих людей для решения поставленных задач.
Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта
Также он необходим для выработки важнейших базовых способностей: просить — отказывать, критиковать — поощрять, конфликтовать — взаимодействовать, объяснять — понимать, спрашивать — отвечать. Человек с развитым эмоциональным интеллектом сам определяет своё состояние за счёт изменения отношения к текущей ситуации. Это необходимо для достижения больших целей, когда может не хватать усидчивости и силы воли. Также — при высокой загруженности семейными делами и в сложных жизненных ситуациях, когда близким нужны помощь и поддержка. Достаточно пересмотреть свой список задач, заменить «должен» на «хочу», и настроение сразу же меняется, а это автоматически даёт ресурс на выполнение задач. При этом человек с высоким EQ не манипулирует другими, а действует из позиции взрослого.
Он не винит в ошибках окружающих и не перекладывает на них ответственность за неудачи. Такой человек — автор своей жизни. Даже отрицательный результат он воспринимает как опыт, из которого можно извлечь полезные уроки. Фото: istockphoto. Опасность неразвитости эмоционального интеллекта в том, что при отсутствии установленного контакта с собой, в критической ситуации когда срабатывает триггер, стресс , человек «падает» в «маленькую часть себя».
Это приводит к невозможности сделать выбор, принятию ошибочных решений, перекладыванию ответственности за свои неудачи на других. EQ может быть не развит по нескольким причинам. Например, связь с эмоциями бывает нарушена у людей с психологической травмой. Здесь же идут последствия сильных переживаний, утраты, трагических событий. Если в роду принято «отключать» эмоции — о них не разрешалось говорить, делиться переживаниями, то чувственная сфера также блокируется.
Мужчинам в некоторых культурах запрещено проявлять то, что у них на душе, делиться своими чувствами.
Являются ли они фактором для принятия решений? Если вы на какие-то из этих вопросов ответили отрицательно, то, вероятно, вы подавляете свои эмоции или отключаете их. Как мы уже говорили, прислушиваться к своим эмоциям, а не игнорировать их - это фундаментальный навык. Развить его можно с помощью практики внимательности. На самом деле, технически это довольно просто. Внимательность - это практика целенаправленного сосредоточения вашего внимания на настоящем моменте без осуждения себя.
Внимательность успокаивает и сосредотачивает вас, делая вас более осознанными в процессе. Следующее направление - это социальная осведомленность. Как ее развить? Чтобы научиться понимать, что чувствуют другие люди, как меняется их эмоциональное состояние от момента к моменту и что для них действительно важно, вам также поможет внимательность. Ведь когда вы находитесь в своих мыслях, думаете о других вещах или просто сидите в телефоне, вы не можете уловить тонкие невербальные сигналы. Социальная осведомленность требует вашего присутствия в данный момент. Итак, для этого вам нужно: сосредоточиться на самом взаимодействии с другими людьми, отложив иные дела и мысли; понимать, как изменяется ваш личный эмоциональный опыт в зависимости от того, как вы воспринимаете эмоциональные реакции других; чем больше времени вы уделяете пониманию и изучению других людей, тем лучше ваше самосознание, то есть вы лучше начнете понимать себя.
Например, если вы чувствуете дискомфорт, услышав, как другие выражают определенные взгляды, вы узнали что-то важное о себе. Следующее направление - управление взаимоотношениями. Чтобы улучшить ваши взаимоотношения с другими людьми, вам, для начала, нужно понять, какие невербальные сигналы вы посылаете им во время общения. Множество мускулов на лице, особенно вокруг глаз, носа, рта и лба, помогают вам без слов передавать свои собственные эмоции, а также читать эмоциональные намерения других людей. Распознавание невербальных сообщений, которые вы отправляете другим, может сыграть огромную роль в улучшении ваших отношений. Также, в любом общении может помочь юмор, смех и игры - в широком смысле этого слова. Смех приводит вашу нервную систему в равновесие, снижает стресс, успокаивает, обостряет ум и делает вас более эмпатичным.
И последнее - научитесь видеть в конфликте возможность стать ближе к другим.
Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать намерения, мотивацию, желания свои и других людей. Способность управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач. Слово «интеллект» в этом понятии появилось не случайно. Традиционный тест на измерение уровня интеллекта IQ был не способен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди с высоким интеллектом не добивались своих целей, а с уровнем IQ ниже, наоборот, каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Возник вопрос — от чего на самом деле зависит качество жизни, достижения и успех? Исследователи пришли к выводу — люди достигают успехов не только благодаря уму. Большую роль играет навык правильно истолковывать обстановку и влиять на нее. Интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, быстро восстанавливаться после стресса.
Психолог и научный журналист Дэниел Голуман в книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» выделил 4 составляющих EQ: Самосознание. Умение анализировать свои эмоции. Навык контроля за эмоциями, даже в стрессовых и конфликтных ситуациях. Понимание чувств окружающих. Навыки отношений. Умение общаться с окружающими и выстраивать доверительные отношения. Сегодня психологи едины во мнении — развитие эмоционального интеллекта нужно начинать с детства. Особенности эмоционального интеллекта Эмоциональные проявления можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Например, в 6 месяцев ребенок может улыбаться при виде значимого для него взрослого. До трех лет ребенок не способен на сопереживание и плохо понимает свои эмоции, но может копировать мимические проявления чувств других людей.
С 3 до 6 лет ребенок с помощью родителя может научиться распознавать и проговаривать свои базовые чувства, например: злость, страх, радость. Но еще не понимает сложные чувства и плохо распознает переживания других людей, так как эмпатия начинает развиваться только с 6 лет. В 6—7 лет ребенок уже способен распознать и назвать свои эмоции, а также представить себя на месте другого человека и понять его чувства. В младшем школьном возрасте идет активное развитие всех сторон личности ребенка, в том числе эмоционально-волевой сферы. Поэтому можно сказать, что это лучший период для развития эмоционального интеллекта. Важно беседовать с ребенком, обсуждать книги, мотивировать его к участию в играх, в том числе командных со сверстниками. На развитие интеллекта у младшего школьника влияют отношения с семьей и сверстниками.
Итог — глубокий синтез информации с последующим принятием верного решения. Этому занятию вами должно отводиться определенное время, тем самым благоприятно влияя на активность мозга. Также установлена положительная корреляция между IQ и музыкальными способностями человека.