Узнайте свой уровень эмоционального интеллекта по одной из известнейших моделей Дэниеэла Гоулмана – тест состоит всего из 14 вопросов. Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее EQ) набирает все большую популярность в России. Это упражнение на развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку научиться осознавать свои состояния.
Развивайте память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров
- 3.Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- 1.Форматы тренингов по развитию эмоционального интеллекта
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Личная и социальная компетентность
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Готман, В. Загвоздкин, Е. Сергиенко, И. Ветрова, Т. Кудряшова оптимальным сенситивным периодом с точки зрения развития эмоционального интеллекта считают детство как правило, программы развития эмоционального интеллекта существуют в структуре программ дошкольного образования. Другие авторы полагают, что оптимальный период развития эмоционального интеллекта - подростковый возраст Г. Бреслав, И. Андреева, Ю.
Существует также точка зрения Д. Гоулман, Д. Люсин, М. Манойлова, О. Власова , согласно которой, фундамент эмоционального интеллекта действительно закладывается в детстве, однако эмоциональный интеллект можно развивать и во взрослом возрасте, вплоть до середины человеческой жизни, существенно влияя на уровень его развития. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой, эмоциональный интеллект взрослого человека можно развивать, однако согласны с тем, что наиболее сенситивным периодом формирования фундамента эмоционального интеллекта каждого человека действительно является дошкольный возраст. Сегодня тема развития эмоционального интеллекта представлена также в широком информационном поле, особенно - в англоязычном.
Так, находим популярные статьи, посвященные конкретным способам и методам развития эмоционального интеллекта личности: "Что такое эмоциональный интеллект? Кроме того, находим также научные статьи, в которых, наряду с описанием методов развития эмоционального интеллекта, все еще присутствуют сомнения в принципиальной возможности его развития. Примером может быть статья Д. Нилз, Дж. Куодибах, М. Миколайчак, М. Хасенна "Повышение эмоционального интеллекта: как это возможно и возможно ли?
В ходе исследования участники были разделены на две группы, к первой из которых применяли методы развития эмоционального интеллекта, в то время как члены второй группы продолжали жить обычной жизнью. Участники первой группы показали значительное повышение способности идентифицировать эмоции и управлять ими, причем через шесть месяцев экспериментаторы подтвердили устойчивость результата. В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект можно улучшить. Приведенные выше статьи, в основном, представлены в информационном поле США. Об актуальности темы эмоционального интеллекта а также возможности и способов его развития в США пишет, в частности, И. Андреева отметим, что речь идет о 2004 г.
В настоящее время в американских школах используется более 150 различных программ повышения эмоциональной грамотности, известных под различными названиями: «тренинг жизненных умений», «социальное осознание», «решение социальных проблем», «социальная компетентность», «творческое разрешение конфликтов». Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и младших школьников" [1, с. Основное направление данной программы это обозначение, распознавание собственных эмоций и эмоций других людей, развитие самоконтроля и управление эмоциональными состояниями, решение межличностных проблем и конфликтов. У учащихся, прошедших эту программу, отмечался не только высокий уровень способностей к распознаванию эмоций и связанных с ними проблем, но и высокий уровень к пониманию социальных проблем вообще [1]. У них был также отмечен рост эмпатии, снижение агрессивности, повышение внимательности к собственным эмоциям, а также к эмоциям других людей. Кроме того, учащиеся, прошедшие программу Активизации стратегий альтернативного мышления, нацеленную, прежде всего, на развитие эмоционального интеллекта, проявляли более высокий уровень развития социального интеллекта. Это позволяет говорить о связанности социального и эмоционального интеллектов, а также - о связанности социальных и эмоциональных навыков.
Примечательно, что сегодня существуют специальные программы по повышению эмоционального и социального интеллектов как связанных феноменов. Так, на проведенной в России международной практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» профессор Д. Антояньяцца, эксперт в области социально-эмоционального образования, отметил, что дополнительное социально-эмоциональное образование положительно влияет на результаты обучения. В частности, повышению учебной успеваемости способствует формирование социально-эмоциональных навыков, улучшение отношения к себе, к другим и к школе, положительное поведение в классе. Так, Д. Антояньяцца полагает, что социальным и эмоциональным навыкам можно научиться то есть, существуют возможности для их развития. Социально-эмоциональное образование, по мнению эксперта, может проводиться не в виде отдельного предмета, а реализовываться учителями на всех занятиях, на каждом уроке.
Роль учителя состоит не только в том, чтобы преподавать содержание частного предмета, но и в том, чтобы обучать социально-эмоциональным навыкам и создавать поддерживающую среду [5]. Другая участница конференции, профессор психологии и педагогики Антонелла Де Амико, упомянула о важности комплексного подхода в развитии эмоционального интеллекта и создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, в которой развитию эмоционального интеллекта способствуют не только само обучение, но и физическое пространство, в котором проводится обучение, а также атмосфера, в которой оно проводится. Участие эмоционального интеллекта в процессе обучения, по мнению А. Де Амико, гарантируется такой эмоцией, как интерес. Наличие интереса как у учащегося, так и у преподавателя, положительно влияет на качество обучения, а также на создание "эмоционально-интеллектуальной образовательной среды". Родители также формируют эмоционально-интеллектуальную среду, поэтому родителей необходимо вовлекать в процесс развития эмоционального интеллекта детей [5]. В настоящее время в российском пространстве создаются программы по развитию эмоционального интеллекта с дальнейшим внедрением их в государственные образовательные учреждения.
Хаустова [5], «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» А. Муратова [5], учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» Е. Сергиенко [10].
Вот, кстати, и сам Калиничев. В течение первых семи уроков он объяснял мне, как определить на лице семь базовых эмоций. Самые лёгкие: радость, презрение и отвращение. Радость легко узнать по улыбке, поднятым щекам и морщинкам в углах глаз.
Отвращение — по сморщенному носу и приподнятой верхней губе. А презрение — по оттянутому в одну сторону уголку рта. Дальше — сложнее. Страх отличается от удивления более широко открытыми глазами, растянутым вдоль а не приоткрытым ртом и морщинами только в центре лба а не по всей его длине. Гнев чаще всего можно определить по опущенным и сведённым бровям, взгляду исподлобья и поджатым губам. Печаль выражают поднятые вверх уголки бровей и опущенные вниз уголки губ. Однако проблема определения человеческих эмоций всегда кроется в том, что мало кто отчётливо проявляет свои чувства а часто и вовсе пытается их от нас скрыть.
Следующие 13 уроков курса были посвящены определению эмоций, которые выражены неярко, появляются и исчезают очень-очень быстро. Кстати, уловить микровыражения, как их называет Калиничев, очень непросто. Чтобы понять, насколько это действительно сложно, вот пример не самого «эмоционального» человека, чувства которого мне и пришлось угадывать по ходу курса. Вот его нейтральное выражение лица. А теперь найдите десять отличий от этой картинки. На ней он изображает другую эмоцию. Сниму перед вами шляпу, если угадаете, какую именно.
Правильный ответ: гнев! А что этот мужчина, по-вашему, чувствует теперь? Он удивляется. Не поверите, но это — презрение. И последнее микровыражение. Ну это было легко. Как оказалось, печаль проявилась на лице этого невыразительного мужчины наиболее ярко.
Хотя именно эту эмоцию в исполнении других людей я всё никак не могла угадать надеюсь, это потому, что печальных людей в своей жизни я встречаю крайне редко. Окончив курс на EQ, я начала тренировать свои навыки экстрасенсорики на коллегах и незнакомцах, которые приходили к нам в офис на собеседования. Где-то на четвёртом кандидате полученные умения пригодились. Например, к нам в офис пришла девушка, которая, по её словам, очень нас любит и хочет у нас работать. При этом она утверждала, что читает все новостные источники, из которых мы черпаем свои инфоповоды.
Комментарии Мнение психологов. Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последних лет. Что это такое, почему важно распознавать эмоции и управлять ими, рассказывают эксперты в области психологии. Эмоциональный интеллект: что это Екатерина Дмитриева, тренер по развитию эмоционального интеллекта взрослых Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания не только свои, но и других людей. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Он основан на четырех базовых факторах: самосознании, самоконтроле, эмпатии и умении управлять отношениями. Как развивать эмоциональный интеллект, придумали еще в девяностых. В 1995 году идею подхватил журналист Дэниэл Гоулман и выпустил всемирно известную книгу об этом термине. Популяризация этого понятия немного исказила суть научной концепции, но это не сделало работу автора менее важной. EQ и IQ: разница Эмоциональный интеллект не делает человека хорошим или счастливым. Это способность распознавать эмоции, использовать их для различных целей, понимать, как они возникают и возможность ими управлять. Также неправильно сравнивать IQ уровень интеллектуального коэффициента и EQ уровень эмоционального интеллекта. Первый, по мнению научных исследований, дан нам с рождения, второй — можно развивать и повышать в любом возрасте. Мы что-то чувствуем, но не всегда понимаем, распознаем точные эмоции. Плюс в наследие от прошлого поколения людям среднего возраста достались запреты на проживание и проявление эмоций, что приводит к эмоциональным блокам и психологическим трудностям. При этом возможность замечать и распознавать свои эмоции, дружить с ними, может спасти от эмоционального выгорания, необдуманных поступков под действиями сильных переживаний, защитить себя и свое здоровье от большого количества стресса. Например, эмоциональный интеллект нужен при конфликтах.
Управление гневом 8. Эмоциональная картина мира и шансы на успех 9. Стратегическое управление настроением 10. Преимущества эмоционального интеллекта перед когнитивным 11. Осознание и понимание эмоций других 12. Негативные эмоции: нейтрализация, переключение, использование 13. Позитивные эмоции: усиление, концентрация, использование 14. Эмоциональный интеллект и управление мотивацией 15. EQ: Управление эмоциями других людей 16. Как развивать эмоциональный интеллект 17. Управление собой через управление эмоциональным состоянием 18. Долгосрочные и краткосрочные стратегии управления эмоциями А в конце Ответы на ваши вопросы.
10 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта + бесплатные видеоуроки
Бесплатные видео упражнения и уроки для развития эмоционального интеллекта на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН научат разбираться в чужих и своих эмоциях, противостоять психологическому давлению и предотвращать межличностные конфликты. Развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект является разновидностью интеллекта, с помощью которого распознаются личные эмоции, а также переживания окружающих людей. Данное упражнение по развитию эмоционального интеллекта не требует выделения отдельного времени или согласия родственников. Как известно, развитие эмоционального интеллекта можно улучшить не только путем генетического наследования, но и путем тренировки.
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта (для педагогов)
Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации. Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту. Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор. Как определить уровень эмоционального интеллекта Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах.
Вот самые известные. Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест , который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей.
Но вот когда ты менеджер, все иначе, требования повышаются. Ничего не вышло. Затем я решил поработать максимально близко с людьми и без полномочий. Особого результата это не дало и за год я практически не сдвинулся с начальной точки. В ход пошла тяжелая артиллерия — я одновременно занимаюсь с ментором, психотерапевтом и самообучаюсь. В этой статье я как раз расскажу про некоторые полезные упражнения. Я пока работаю над первым, самосознанием.
Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое. Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики. Так, Е.
Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта. Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно. Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7]. Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика. Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик психологов, психотерапевтов, коучей, врачей. Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4].
Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования. В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания. При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого. В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы: 1. Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. При этом, большинство исследователей теоретиков и практиков полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным.
Существует дискуссия о методах развития эмоционального интеллекта. В настоящее время существует множество методов развития эмоционального интеллекта; изучение путей развития эмоционального интеллекта привело к формированию особого направления помогающей практики - "специалист эмоционального интеллекта", "тьютор эмоционального интеллекта", "эксперт эмоционального интеллекта". Иными словами, появилась новая профессия практика, помогающего клиенту развивать эмоциональный интеллект. Если раньше существовал, преимущественно, только тренинговый формат развития эмоционального интеллекта, то сегодня существуют различные пути: от группового тренингового формата - до индивидуального, вплоть до психотерапии. В процессе развития эмоционального интеллекта применяются как методы когнитивно-поведенческой терапии, направленной на формирование способностей, знаний, навыков, умений, привычек, так и методы арт-терапии, направленной на проработку собственной эмоциональной сферы. Также в процессе развития эмоционального интеллекта действенна работа с прошлым клиента, позволяющая ему снизить эмоциональное напряжение в отношениии прошлого опыта, и, в результате - изменить эмоциональные реакции на подобные события настоящего и будущего. Можно создавать программы развития эмоционального интеллекта, интегрирующие тренинговый формирование знаний, умений, навыков и психотерапевтический групповой и индивидуальный подходы. Нейрографика как метод, родственный арт-терапии, а также проективная методика, показала хорошие результаты в развитии эмоционального интеллекта испытуемых в рамках экспериментального исследования, проведенного автором статьи. Литература: 1. Андреева И.
Санкт-Петербург: редкол. Дежкин [и др. Гордеева Е. Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинической трансперсональной психотерапии. Деревянко С. Зорина Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Конференция "Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании". Международный Центр КТК. Назарова Н.
Изучение возможностей арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта при психических расстройствах. Робертс Р. Журнал Высшей школы экономики.
Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык.
А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей.
Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой.
Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение.
Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой.
Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать. Не нужно выдумывать причины — вашего нежелания достаточно! Так вы научитесь уважать сначала свои, а потом и чужие эмоциональные границы.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Эффективные упражнения для развития эмоционального интеллекта в командах. Развитие эмоционального интеллекта. Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Развитие эмоционального интеллекта возможно с помощью различных практических упражнений и стратегий. Упражнения на развитие эмоционального интеллекта. это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики.
Понятие эмоционального интеллекта
- Можно ли его развить у взрослых и детей?
- Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
- Способы развития эмоционального интеллекта: самый лучший
- 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Развитие эмоционального интеллекта через сказки для детей 4-5 лет – Фоксфорд. ы тренинг-упражнений по развитию эмоционального интеллекта. IPLAY EQ — игра на развитие эмоционального интеллекта, предназначенная для взрослых. Ежедневная программа развития включает разминку и тренировку. Для развития эмоционального интеллекта необходимо уметь продуктивно общаться с другими.
5 важных этапов по развитию эмоционального интеллекта: полезные упражнения
Он будет присылать вам упражнения на развитие эмоционального интеллекта в течение всего курса, давать подсказки и советы. Развитие эмоционального интеллекта необходимо, чтобы обеспечить внутреннюю мотивацию настроить жизнь так, как нужно человеку сиюминутно или в отдаленном будущем. Уникальный авторский тренинг, который поможет развитию вашего эмоционального интеллекта и управлению эмоциями! Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние. IPLAY EQ — игра на развитие эмоционального интеллекта, предназначенная для взрослых.