статьи о музыкантах, музыкальных инструментах и мире музыки от Легато. бандура, старинный лютневидный струнный щипковый музыкальный инструмент румыно-молдавского происхождения (кобза).
Украинский инструмент
Хильдебрандт описывает, как гетман играл на «лютне». Интересно отметить, что в польских словарях бандура описывается, как казацкая лютня. Некоторые источники XVIII века описывают кобзу как инструмент, подобный лютне, но меньший по размеру и с меньшим числом струн. Украинская кобза имеет свою историческую важность, связанную с казаком Мамаем, персонажем Вертепа. В Румынии первые записи о цыганских музыкантах-лэутарах относятся к 1570 году, а упоминание посвященное Петру Кобзару в рукописи 1662 года также указывает на значимость этого инструмента. В рукописи 1673 года кобза и лаута упоминаются в списке музыкальных инструментов, однако, точные различия между ними неизвестны.
У лэутаров кобза была одним из предпочтительных инструментов, но из-за отсутствия ладов и короткого грифа играть на ней было трудно, поэтому они часто использовали ее для аккомпанирования скрипке или флееру с скрипкой. К началу XVIII века некоторые кобзы-лютни приобрели дополнительные струны, однако, такие модели изображены только на рисунках. Неясно, являлось ли это локальным изобретением или было заимствовано из Европы, но эти инструменты являлись предками торбана. У украинцев существовали три типа кобзы: кобза с ладами кобза ладковая , кобза с ладами и приструнками бандура , кобза без ладов, но с приструнками бандура без ладов. Однако, стоит отметить, что наличие или отсутствие ладов вызывает споры, так как они изготавливались из кишок животных и могли легко потеряться со временем.
В 1914 году в Румынии производство кобз составляло около 2000 в год. В современной Румынии, Молдове и Венгрии кобза используется, как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В Молдавской ССР появились кобзы с металлическими ладами, которые также получили некоторое распространение.
Гусли нашли отражение в мифах, сказках и преданиях русского народа, на них играют былинные богатыри Садко и Добрыня Никитич, а также мифический гусляр и сказитель Боян из памятника древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве». Летописец описывает, как легендарный певец Боян, воспевая поход князя Игоря Святославича на половцев, «... Гусли — волшебный инструмент, в одной из русских народных сказок рассказывается о гуслях-самогудах, под которые ноги сами пускаются в пляс, не зная устали. Образ гусляра — бродячего певца, который рассказывает былины под музыку гуслей, очень популярен в культуре древней Руси.
Гусли были не просто музыкальным инструментом, а символом духовного богатства народа, кладезем вековой мудрости предков. История создания гуслей своими корнями уходит в незапамятные времена. Древние люди заметили, что натянутая тетива охотничьего лука издает приятный, мелодичный звук. Эта упругая струна называлась «гусла». Они прикрепили тетиву к деревянному корпусу-резонатору, — так был создан простейший «музыкальный лук», на основе которого в разных странах были созданы свои национальные инструменты. Возникновение названия ученые также связывают с древнерусским словом «гудеть» — звучать, играть на струнных музыкальных инструментах, которые в старину назывались «гудебными сосудами». Впервые о гуслях упоминается в византийских источниках VI века, позднее это название появляется в летописях XI века.
Самый древние — крыловидные гусли — появились на Руси к концу I тысячелетия. Они были созданы на основе кантелевидных гуслей, бытовавших среди балтийских славян, ранее населявших северо-западные территории будущей России. И сейчас этот вид гуслей очень схож с карело-финским инструментом кантеле. Гусли на Руси в народе любили.
На территорию Руси кобза была привнесена тюркскими племенами, но, скорее всего, именно здесь она приобрела свою окончательную форму. Знаменитый украинский поэт и художник Тарас Шевченко увековечил образ кобзаря в своих произведениях, описывая его как народного сказителя, сопровождающего свои песни на кобзе. Стоит отметить, что кобзу следует отличать от современной бандуры, принадлежащей к семейству арф, цитр и гуслей , хотя в Украине название «бандура» иногда используется для обозначения кобзы. Арабский путешественник XI века Ибн Русте, описывая Русь, упоминает различные музыкальные инструменты, включая лютни-кобзы, гусли и дудки. Кобза стала популярным инструментом среди казаков и сельского населения земель польских королей и русских царей. Она играла роль лютни Западной Европы. Однако, после 1850 года кобза постепенно ушла из употребления и была заменена современными инструментами, такими как бандура, гитара и мандолина. Во время визита шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому в 1656—1657 годах К. Хильдебрандт описывает, как гетман играл на «лютне». Интересно отметить, что в польских словарях бандура описывается, как казацкая лютня. Некоторые источники XVIII века описывают кобзу как инструмент, подобный лютне, но меньший по размеру и с меньшим числом струн. Украинская кобза имеет свою историческую важность, связанную с казаком Мамаем, персонажем Вертепа. В Румынии первые записи о цыганских музыкантах-лэутарах относятся к 1570 году, а упоминание посвященное Петру Кобзару в рукописи 1662 года также указывает на значимость этого инструмента. В рукописи 1673 года кобза и лаута упоминаются в списке музыкальных инструментов, однако, точные различия между ними неизвестны.
Они пользовались особым почетом и выполняли военную казацкую музыку. Таким образом, в XVII — XIX веках именно этот музыкальный инструмент получил распространение в украинского народа , который стал национальным сокровищем. С ХХ века бандуру начали совершенствовать и она стала популярной в групп и исполнителей. Стоит отметить, что бандура на современном этапе является как сольным, ансамблевым инструментом, так и входит в оркестровый состав народных инструментов. Она прекрасно сочетается с классическими и электронными инструментами. Первое письменное свидетельство о появлении бандуры на землях Украины датируется 1580 годом. Обучение на бандуристов продолжалось примерно 3 года. В конце их ждало своеобразное посвящение в кобзари. Самая известная фабрика по серийному выпуску бандуры — Черниговская фабрика и Львовская фабрика «Трембита». По конструкции и способу звукоизвлечения бандура родственна русским гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением. В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева ивы, ольхи или клёна. В разное время и у разных музыкантов бандура имела от 7-9 до 20-30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны приструнки , на которых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения бунты. Приструнки металлические, басовые — в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных бандура — диатонический, современных — хроматический. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой — бунты за редким исключением к шейке их не прижимают. Поскольку в бандурах старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения. Чтобы извлечь более громкие звуки, к 2-4 пальцам правой руки прикрепляют особый плектр в виде кольца с пластинкой или напёрстка. Но и при этом бандура звучит мягко, приглушённо. Существовали 3 школы игры на бандуре — черниговская, харьковская и полтавская. Представители каждой из них по-особому держали инструмент на коленях с большим или меньшим поворотом и наклоном к корпусу исполнителя , применяли различные способы защипывания приструнков и бунтов и частично варьировали настройку струн. В настоящее время пользуются почти исключительно т. Бандура применяется главным образом для сопровождения пению. Бандура — один из старейших и самый любимый инструмент украинского народа. В прошлом пользовался распространением преимущественно в восточных районах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником бандуры считается кобза. Наиболее ранние литературные сведения о бандуре относятся к 15-16 вв. Большой популярностью бандура пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент бандуры кобзари, или бандуристы, пели украинские думы, различные народные песни. В наше время бандура стала подлинно массовым инструментом. Получило распространение коллективное исполнительство на бандурах — вокально-инструментальные капеллы бандуристов. Разрабатываются усовершенствованные конструкции бандуры. Так, В. Тузиченко и И. Скляром сконструированы оркестровые хроматические бандуры прима, альт, бас, контрабас. Существуют бандура систем других мастеров.
8 самых необычных украинских народных музыкальных инструментов
Здесь видно восемь музыкальных инструментов: орган, флейту, литавры, трубы, лютню, щипковый лиру, колокола и парные барабанчики. Народные музыкальные инструменты широко использовались запорожскими казаками. Дмитрий Яворницкий отмечал: "... Старинные гусли. Свирель - один из древнейших инструментов род флейты. Трембита - духовой музыкальный инструмент.
Длина ее до-сягас четырех метров. Этот инструмент представляет найсидьни-шиий звук, который слышен далеко в горах. Она распространена преимущественно на Закарпатье. Кобза - щипковый инструмент, похожий на лютне, которая появилась в позднем средневековье ии была распространена среди многих народов Европы и Азии. Кобза-подобные инструменты были известны уже в Киевской Руси: изображение подобного инструмента на фреске в Софийском соборе.
Полагаю, что кобза выдуманная самим Богом, а играют на ней святые люди.
Это говорит о том, что инструмент существовал еще в более древние времена. На территорию Руси кобза была привнесена тюркскими племенами, но, скорее всего, именно здесь она приобрела свою окончательную форму. Знаменитый украинский поэт и художник Тарас Шевченко увековечил образ кобзаря в своих произведениях, описывая его как народного сказителя, сопровождающего свои песни на кобзе. Стоит отметить, что кобзу следует отличать от современной бандуры, принадлежащей к семейству арф, цитр и гуслей , хотя в Украине название «бандура» иногда используется для обозначения кобзы. Арабский путешественник XI века Ибн Русте, описывая Русь, упоминает различные музыкальные инструменты, включая лютни-кобзы, гусли и дудки. Кобза стала популярным инструментом среди казаков и сельского населения земель польских королей и русских царей. Она играла роль лютни Западной Европы. Однако, после 1850 года кобза постепенно ушла из употребления и была заменена современными инструментами, такими как бандура, гитара и мандолина.
Во время визита шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому в 1656—1657 годах К. Хильдебрандт описывает, как гетман играл на «лютне». Интересно отметить, что в польских словарях бандура описывается, как казацкая лютня. Некоторые источники XVIII века описывают кобзу как инструмент, подобный лютне, но меньший по размеру и с меньшим числом струн. Украинская кобза имеет свою историческую важность, связанную с казаком Мамаем, персонажем Вертепа. В Румынии первые записи о цыганских музыкантах-лэутарах относятся к 1570 году, а упоминание посвященное Петру Кобзару в рукописи 1662 года также указывает на значимость этого инструмента.
Традиционный инструмент бродячих бандуристов кобзарей — профессиональных музыкантов-сказителей нередко слепых , певших под аккомпанемент бандуры думы и разные песни; существовали школы бандуристов, различавшиеся способами игры. Выдающимися бандуристами были Остап Вересай , Михайло Кравченко. Басовая разновидность старинной бандуры — торбан, в свою очередь родственный западноевропейской теорбе. В советское время были созданы модифицированные бандуры, составлявшие оркестровое семейство ; наиболее удачными признаны инструменты системы И.
История инструмента Само название «бандура» было позаимствовано из польского языка, а происходит оно от латинского слова «pandura», наименования древнегреческих кифар. Существует несколько версий о происхождении бандуры. До сих пор ведутся споры о верности какой-либо из теорий. Одни ученые утверждают, что корни этого инструмента уходят в Англию шестнадцатого века, откуда он позже начал распространяться в Европе, а после и на территории Украины. Другая же группа историков считает, что предком бандуры являются гусли. Об этом говорит схожесть во внешнем виде данных струнных щипковых, а также в способе извлечения звука. Третьи говорят о том, что бандура изначально была украинским национальным музыкальным инструментом и происходила от кобзы, которую позже и вовсе вытеснила. Именно эта версия пользуется наибольшей поддержкой среди историков. Эту теорию подтверждает несколько фактов: Как и ранние варианты бандур, кобза симметрична, что позволяет отнести ее к лютнеподобным музыкальным инструментам. Схожесть произведений, исполняющихся на обоих инструментах. Похожие названия некоторых струн как на кобзе, так и на бандуре. Каждая из гипотез имеет как сторонников, так и противников, так как доказательств, благодаря которым можно было бы с полной уверенностью заявить о верности одной из них и ошибочности другой, не было найдено. Но в одном историки сходятся во мнениях: бандура появилась в шестнадцатом веке, а первые упоминания о ней относят к 1580 году.
Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент
Ниже представлены все слова с определением «украинский щипковый музыкальный инструмент 6 букв», которые найдены в нашей базе. Украинская кобза была традиционно струнным музыкальным инструментом, похожим на лютню, с корпусом, вытесанным из цельного куска дерева. • украинский щипковый музыкальный инструмент, родствен цитре с XV—XVI вв. к, последняя - а). не просто русский духовой инструмент, он один из самых старых из известных историкам.
Украинский народный щипковый музыкальный инструмент
Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. Обычно кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют. Похожие статьи.
Выдвинутое А. Фаминцыным утверждение, что родоначальником домры является арабо-персидский танбур, возникло в связи с тюркскими корнями термина «домра», а также известными Фаминцыну свидетельствами арабских путешественников — иранского ученого и философа Х века Ибн Даста, который после посещения Киева писал о том, что современные славяне играют на разновидностях лютни и танбура, и Ибн Фадлана — очевидца захоронения «знатного руса», которому наряду с другими вещами положили в гробницу танбур правда, без указания национальной принадлежности умершего.
Приводим изображение танбура — струнно-щипкового инструмента с вытянутым овальным корпусом и удлиненным грифом. Восточный танбур По мнению А. Фаминцына, именно арабо-персидский танбур был трансформирован славянами в домру, которая находилась в их музыкальном обиходе до XVI-XVII веков. Сведения А. Фаминцына стали стимулом для В.
Андреева, который был занят проблемой поиска струнно-щипкового инструмента мелодической специализации для своего Великорусского оркестра. В дальнейшем трехструнная домра выделилась из состава оркестра как самостоятельный инструмент и закрепилась в русской музыкальной культуре ХХ века. В 1908 году была сконструирована четырехструнная домра с квинтовым строем, как у скрипки или мандолины, и большим диапазоном, идентичным скрипичному. По своим темброво-колористическим качествам она уступала трехструнной домре, однако именно этот тип инструмента впоследствии распространился в Украине, а развитие домрового исполнительства позволило преодолеть все тембровые проблемы. Фаминцыну, ни В.
Андрееву не было известно достоверное изображение старинной домры. Фаминцын опирался на рисунок музыкантов из книги немецкого путешественника А. Олеария, на котором можно увидеть только полусферический корпус струнно-щипкового инструмента, который Олеарий называет «несколько похожим на лютню», а гриф закрыт фигурой музыканта, играющего на гудке. Скоморохи на Ладоге. Рисунок первой половины XVII ст.
Олеария Дальнейшие поиски исторических свидетельств о существовании домры в древнерусской музыкальной культуре разнообразных сведений и изображений в старинных рукописных книгах, в росписях на стенах древних храмов и т. Обнаруженные М. Имханицким изображения древнерусской домры подтвердили правильность формы реконструированного В. Андреевым инструмента в виде полусферы с коротким грифом. Несколько изображений старинной домры, которые практически полностью совпадают с внешним видом реконструированного В.
Андреевым инструмента, были обнаружены М. Имханицким в церковнославянских рукописных книгах XVII века. Так, на одном из рисунков рукописной «Псалтыри» из Ипатьевского монастыря в Костроме 1654 г. Один из музыкантов держит струнно-щипковый инструмент полуовальные формы с коротким грифом. Над инструментом является надпись «Лик домер», что переводится с церковнославянского языка как «изображение домры».
На Украине трембита распространена в восточной части Украинских Карпат, в частности на Гуцульщине. Она исполняет роль информатора о разных событиях на селе о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии.
Дека покрыта бордовым лаком, верхняя часть деки черного цвета.
От верха деки до конца корпуса идут струны, крепящиеся на металлический стержень, укрепленный на корпусе. Оборотная сторона черного цвета, украшенная рельефом в виде завитков, цветков и листьев, собранных в круг. Бандура — украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения бандура родственна русским гуслям.
В разное время и у разных музыкантов бандура имела от 7-9 до 20-30 и более струн.
Украинский струнный щипковый музыкальный инструмент
Бандура, украинский струнный щипковый инструмент. Бандура – украинский народный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. • Народный щипковый струнный музыкальный инструмент с 30—40 струнами, родственный бандуре.
Правила комментирования
- Гусли звенят по всей России
- Как выглядит бандура и в какой стране придумали данный музыкальный инструмент?
- Японский Кото / Китайский Цисяньцинь / Гучжэн / Гуджен / Гуженг
- Значение слова
- Еще ответы по фразе
Что такое бандура и как она выглядит?
Кобза — О реке на Северном Кавказе см. Каверзе Кобза Классификация Струнный инструмент, Хордофон Родственные инструменты Лютня Кобза на викискладе Кобза — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более). Струнные национальные музыкальные инструменты: бандура – украинский многострунный музыкальный инструмент. 23. Украинский щипковый инструмент с парными струнами, похожий на лютню.
Какие у украинцев есть национальные инструменты?
Некоторая их часть натягивается над грифом, это так называемые басы, которые являются более длинными и низко звучащими. Другая часть прикрепляется к деке, это приструнки, они более короткие и звучат высоко. Бандуру отличают полнота звучания и характерный яркий тембр. На ней играют, защипывая пальцами струны, на которые надеты специальные «ногти», или обходятся без них. Продолжая рассматривать, что такое бандура, скажем несколько слов о происхождении музыкального инструмента. Происхождение По поводу происхождения украинской бандуры существует несколько версий. Вероятнее всего, оно связано с кобзой, но не с гуслями. Кобза — это украинский музыкальный инструмент, также щипковый, напоминающий лютню. У него четыре и больше парных струны, состоит он из корпуса и грифа, на котором находятся восемь-десять навязных ладов.
В пользу указанной версии говорят следующие факты. В IX веке бандуры были симметричными, а это присуще инструментам, подобным лютне. Основные струны располагаются на их корпусе и называются приструнками, то есть представляют собой часть основных.
Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения.
Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок. Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины примерно, 100-160 мм.
Поскольку ограничения массовых мероприятий с выступлениями были неэффективны, начались жестокие преследования бандуристов. Их арестовывали, направляли в лагеря и даже расстреливали. Если поначалу музыканты чаще всего получали тюремные сроки на несколько лет, то в 1937-1938 годах их казни стали распространенным явлением. Гонения на бандуристов как на нежелательные для советского общества элементы постепенно завершились только после смерти Сталина.
Обзор типов Бандуры делятся на разные подвиды в зависимости от местности, где они были распространены. Киевские Инструмент киевского типа изготавливают в основном на Черниговской и Львовской фабриках. Авторство этого вида принадлежит И. Скляру и В. Для него характерно наличие 55-58 струн. Отличие концертных моделей в том, что они имеют возможность перестраивания тонких струн за счет механики, а общее количество струн на них — 61-65.
Специальный механизм располагается на верхней планке. Также в ряду моделей заводов имеются инструменты для детей, а Львовский выпускает еще и подростковые модели. Киевский способ игры подразумевает наклонное положение бандуры и перпендикулярность деки к корпусу исполнителя. Также есть мастерские, которые производят редкие модели киевских бандур. Они находятся в Мельницко-Подольске и Киеве. Харьковские Здесь распространены и популярны бандуры, разработанные братьями Гончаренко.
Диатонические модели снабжены 34-36 струнами. Есть также полухроматические и хроматические инструменты харьковского типа. Харьковский вариант инструмента не так давно попытались популяризировать и даже доработали привычные модели.
Схожесть произведений, исполняющихся на обоих инструментах. Похожие названия некоторых струн как на кобзе, так и на бандуре.
Каждая из гипотез имеет как сторонников, так и противников, так как доказательств, благодаря которым можно было бы с полной уверенностью заявить о верности одной из них и ошибочности другой, не было найдено. Но в одном историки сходятся во мнениях: бандура появилась в шестнадцатом веке, а первые упоминания о ней относят к 1580 году. Строение бандуры Украинский инструмент состоит из нескольких основных частей: Округлого деревянного корпуса. Колков для регулирования высоты звучания струн. Длинных струн, протягиваемых над грифом, и коротких приструнок, закрепляющихся на деке.
Корпус бандуры обычно округлой формы, а его основная часть носит название «спидняк». Выглядит он как груша или тыква и покрыт декой, именуемой «верхняк». К правой верхней части корпуса чуть правее ручки крепится специальная планка, на которой установлены колки для закрепления приструнок. На противоположной стороне выступает похожая дощечка, также предназначенная для крепежа струн. В середине корпуса имеется резонаторное отверстие в форме звезды или круга.
Немаловажной частью является гриф инструмента.