Актеры и роли, съемочная группа Царь (2009). Кто снимался и какую роль играл. Исторический фильм Павла Лугина «Царь» относится к первой категории фильмов, которые не оставляют равнодушным никакого зрителя.
Фильм «Пётр I. Последний царь и первый император» (2022): содержание всех 4-х серий, чем закончится
Фильм «Пётр I. Последний царь и первый император» (2022): содержание всех 4-х серий, чем закончится | Актеры и съемочная группа. В ролях. |
«Царь» — когда смотреть по ТВ — Яндекс.Телепрограмма | российский исторический драматический фильм 2009 года режиссера Павла Лунгина. Он участвовал в номинации "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля 2009 года.[1]. |
Фильм Царь актеры и роли / 2009 | Актеры и роли - | Фильм Царь с Петром Мамоновым. Жанр. |
Цареубийца
Выходит принаряженный царь к коленопреклоненному народу и пугается вдруг, внезапно увидев своих подданных в количестве, превышающем десять человек. Но не дают верные опричники и прочие приближенные царю уклониться от общения с людьми русскими, которые непонятно зачем явились на царский двор, укрепляют его морально и физически. А Охлобыстин в роли шута Вассиана спасает щекотливую ситуацию, отважно бросаясь с высокого крыльца из-за спины государя прямо на собравшихся, как бы демонстрируя царю их полнейшую безобидность и покорность. Садится царь на ковер и отправляется на встречу как раз в ту пору въезжающего в Москву Филиппа. Сопровождает царский экипаж кавалькада ползущих на коленях бояр и простолюдинов, подпинываемых для ускорения движения опричниками. И встречаются царь и Филипп на мосту: Филипп идет пешком, царь едет на ковре-автомобиле мощностью в две человеческие силы. Пытается главный опричник Домогаров-Басманов не пустить пастыря к царю, но проходит сквозь преграду, как нож сквозь масло, Филипп. Иван предлагает Филиппу стать Митрополитом Земли Русской и просит его только об одном — чтобы правду тот царю говорил, и обещает ему учитывать мнение Митрополита при решении государственных дел. Потом будут еще и молебны в полутьме, на которых будет присутствовать царь все с теми же опричниками, молебны с исступленными и злыми глазами, устремленными ввысь. Будут страшные застенки Малюты Скуратова, такие же обшарпанные, как и царевы чертоги, трупы в самих застенках и во дворе, сложенные аккуратно штабелями, живописные пытки, на которых страдальцы стройными рядами признаются в совершении явно мифических измен в пользу польского Жигимонта и далекого Новгорода.
Будет град Иерусалим — странное здание без окон и крыши, в котором должны спастись избранные при втором пришествии Христа. Много что будет, не будет одного — исторической правды, задушевно обещанной Сергеем Гармашом в начале фильма. Не об Иване Грозном этот фильм. Фильм Эйзенштейна, собственно, тоже не совсем об Иване Грозном. Оба фильма посвящены острейшей проблеме: соотношения моральных норм и политической целесообразности, проблеме нравственности власти. Фильм Эйзенштейна — одновременно исповедь Сталина, вынужденного для блага государства пойти на применение жестких мер, направленных против вчерашних товарищей по партии известно, что Сталин принимал большое участи в обсуждении сценария фильма. Фильм Лунгина — тоже исповедь, но современного убежденного либероидного правозащитника, который свято уверен, что любые проявления насилия со стороны ненавистного ему режима по определению не имеют не только морального, но и рационального оправдания, и даже объяснения. Расстановка сил в великой борьбе добра и зла у Лунгина прямо противоположна той, что представлена Эйзенштейном. Иван у Лунгина — опереточный злодей, его окружение ему под стать, ну а силы добра, конечно, представлены Филиппом.
Тогда его можно считать если и не творческим провалом, то падением режиссёра. Это сердитая карикатура на царя Ивана Грозного с претензией на актуальность. Справедливости ради, надо сказать, что о фильме Эйзенштейна тоже были нелестные отзывы: «Удивляет … необъяснимое обилие фальши и явных исторических неточностей, которыми полон фильм…. Общий стиль фильма — внешняя его сторона и игра актеров до крайности вычурны и ходульны». Официальная рецензия на вторую серию была ещё категоричнее: "Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку Клукс Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером слабохарактерным и безвольным, чем то вроде Гамлета". Такую оценку можно объяснить огорчением от невыполненного социального заказа: власть заподозрила, что народ увидит в опричниках её. Лунгину фильм никто не заказывал. Параллели между российской гвардией и опричниной в его фильме не просматриваются. Может быть, он просто почувствовал запрос на компромат против самой идеи строгой власти?
И расчищает поле для беспредельной толерантности, когда каждый будет поступать по своим убеждениям? Он же в курсе того, что россияне назвали Сталина одной из величайших фигур эпохи. И решил как-то бороться с этой «кашей» в головах россиян? Но не мог же он не заметить в политике курс на укрепление вертикали власти. Не мог не знать, что народ радуют «посадки» крупных чиновников и случайные смерти разного рода изменников. Может быть, его фильм только предупреждает, чтобы власть не делала своим символом метлу и собачью голову, как это делали опричники Ивана Грозного? Это за П. Мамоновым тянется шлейф отрицательных персонажей его раннего творчества, который портит образ царя. А если придёт кто-то с хорошей репутацией и более пристойной внешностью, то это будет приятным сюрпризом и не только не вызовет отторжения, а будет встречено с радостью? Дали бы эту роль чуть более молодому, чем сейчас, В.
Лановому , или А. Домогарову, который в фильме играл опричника… И они бы затмили многие неблаговидности эпохи Ивана Грозного. Мамонов, конечно, компрометирует идею сильной власти.
Спустя очень короткое время зверства в стране возобновились с новой силой и уже не прекращались до самой смерти тирана» [21]. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев , известный своей миссионерской деятельностью, отметив «историософскую и христианскую» состоятельность фильма, заявил, в частности: «Случайно или нет, что выход этого фильма пришёлся на первый год нового патриаршества? Не предстоит ли и Патриарху Кириллу стать наследником не только трона св. Филиппа, но и его креста? Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от св. Филиппа к Патриарху Кириллу? Сам Охлобыстин указал на то, что «суть основной претензии в том, что исполнением роли бесноватого царского шута я соблазняю людей и унижаю священный сан. Первой реакцией было отмахнуться и напомнить, что на постановку фильма режиссёра благословил покойный патриарх Алексий, а моей задачей было лишь точное выполнение поставленной задачи. Но, поразмыслив, я понял, что в прочитанной критике есть определённый резон» [25]. В результате в конце ноября 2009 года Охлобыстин обратился к патриарху Кириллу с просьбой отстранить его от служения [26]. Священник Даниил Сысоев : Посмотрел в прошлое воскресенье фильм «Царь». Впечатление двойственное. С одной стороны, в сравнении с «Островом» фильм слабее. Чуда покаяния нет как не было его и в реальном Иване Грозном. Но, с другой стороны, есть важная сейчас мысль. Власть не важнее Божьей правды. Митрополит Филипп получился прекрасный. Да, истинную глубину жизни в Боге передать через кино не получается, но что было возможно, Лунгин сделал. Это было не противостояние озлобленных оппонентов. Филипп получился тем, кем он был. Он ведь и в реальности заботился о погибающей душе Грозного. Ему была важна его душа, а не величие России, которая не перейдет в вечность. Удивило меня малое количество крови. Уж на что щедр был Грозный, так это на пытки. Но Лунгин удержался от рек крови. Того, что было показано — достаточно. И не удивляет реакция патриотов. Если человеку наплевать на Бога, то ему будет ценен Иван Грозный, а не митр. Не случайно почти все патриоты вопят от возмущения: «да как можно Ивана ругать, когда он убил всего лишь 4000 человек, когда на западе убивали 72000? В реальности Грозный убил куда больше. Я уже не говорю про то, что после Грозного тирана Россия обезлюдела и наступила Смута — логичный итог беззакония тех, кто посмел слушаться нечестивого тирана. В Византии были свои Грозные — например, Фока или Юстиниан 2, но их быстро ставили на место. Христиане в Византии не придерживались суеверия о «неприкосновенной особе государя». Они скорее следовали мысли преп.
С ней, в частности, связывают приход в Россию эпохи Просвещения: по ее указу были открыты первые гимназии, основаны Московский университет и Академия художеств. Непосредственно Елизавете посвящен лишь одноименный сериал, о премьере которого мы уже писали выше. В нем роль императрицы досталась Юлии Хлыниной. Однако немалую роль в сюжете играет Елизавета уже в зрелые годы в сериальной дилогии «Екатерина. Взлет» и «Екатерина. Самозванцы», о которой речь пойдет ниже. Там ее сыграла Юлия Ауг. Аналогичный период правления Елизаветы показан и в сериале «Великая», где ее сыграла Наталья Суркова. Екатерина II 1729—1796 Екатерина II, позже, как и Петр I, прозванная Великой, стала императрицей и Самодержицей Всероссийской после дворцового переворота, когда ее муж Петр III вынужден был отречься от престола и вскоре загадочным образом умер вероятнее всего, убит, но доказано это не было. Екатерина вошла в историю как великий реформатор, апологет просвещенного абсолютизма и завоеватель. При ней границы страны существенно раздвинулись на запад и юг, к империи присоединились Новороссия, Крым и часть Кавказа. Образ Екатерины Великой немало волновал кинематографистов, тем более что, помимо прочего, она была известна бурной личной жизнью «шальная императрица» — это как раз про нее. Еще в 1990-м, на закате СССР вышла «Царская охота» с блистательной Светланой Крючковой, но раз уж мы условились, что рассматриваем лишь фильмы и сериалы, снятые после 2000 года, то стоит отметить прежде всего такие яркие телепроекты, как «Екатерина» 2014 с Мариной Александровой в заглавной роли в его рамках вышли сериалы «Екатерина. Самозванцы» и «Великая» 2015 с Юлией Снигирь. Павел I 1754—1801 Павел I — сын Екатерины II и правнук Петра I — правил всего 4 с половиной года и был убит в результате заговора высокопоставленных царедворцев и военачальников. Причем это был уже третий заговор — первые два были раскрыты. Императора убили ночью 12 офицеров в его собственной опочивальне в Михайловском замке.
Последний царь и первый император: на НТВ премьера блокбастера о Петре I
Царь драма | фильм Павла Лунгина (2009) | Грозный, 2020, фильм, смотреть онлайн, на Смотрим, в хорошем качестве, бесплатно, без рекламы. |
Сериал «Расплата» (2024) — новая криминальная сага на Wink – Wink Блог | Роль царя Ивана Васильевича в картине исполнят Александр Яценко и Сергей Маковецкий. |
Царь (фильм) | российский драматический фильм 2009 года режиссера Павел Лунгин. |
Сегодня выходит в российский прокат фильм Царь Павла Лунгина | Полный список актеров, режиссеров, сценаристов, композиторов и других участников съемочной группы с биографиями на сайте журнала «Настоящее кино» |
Петр Первый. Завещание
Поэт и царь (фильм) — Поэт и царь Жанр Исторический Биографический Режиссёр Владимир Гардин Александр Гинцбург (восстановление) Автор сценария Владимир Гардин Евгений Червяков В главных ролях Николай Черкасов Ирина Володко Констан. Кино. Кинотеатры Рейтинги Лучшие рейтинги фильмов Каталог фильмов Каталог сериалов Подборки по темам Каталог персон Обзоры и статьи. актеры и роли - российские фильмы и сериалы - Фильм Три мушкетёра. Фильм Царь с Петром Мамоновым. Жанр. В связи с кончиной музыканта, актера, поэта Петра Мамонова РЕН ТВ 16 июля изменяет сетку вещания. В 22:45 в эфире телеканала будет показан фильм Павла Лунгина «Царь» с Петром Мамоновым в главной роли.
Царь - актеры и роли
Царь (фильм) - Википедия | 2009 - драма, исторический фильм. |
Фильм Царь Актеры И Роли Фото | Драма. Режиссер: Павел Лунгин. В ролях: Александр Домогаров, Олег Янковский, Петр Мамонов. Сюжет «Царя» охватывает двухлетний период (1566-1568), во время которого митрополитом московским и всея Руси был Филипп II, друг молодости Ивана Грозного. |
Фильм Царь Актеры И Роли Фото | Исторический фильм. «Царь Иван Грозный» — исторический фильм режиссёра Геннадия Васильева по мотивам повести Алексея Толстого «Князь Серебряный». Время действия — царствование Ивана Грозного. |
Режиссер Павел Лунгин: "Наш фильм о том, есть ли единая мораль у государства" | Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости. Полку киносамодержцев прибыло. 4 ноября, в День народного единства, в российский прокат выходит фильм Павла Лунгина «Царь», в котором свою последнюю роль сыграл замечательный актер Олег Янковский. |
Последний царь и первый император: на НТВ премьера блокбастера о Петре I | Содержание серий и сюжет сериала «Петр I Последний царь и первый император» (2022), чем закончится, актеры и роли. |
Премьера фильма «Царь»
Смотреть онлайн фильм Царь (2009) в онлайн-кинотеатре Okko. Фан кино: новости кино, сериалы, развлечения. Режиссер: Павел Лунгин. 1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. Биографический, драма, исторический. Режиссер: Павел Лунгин. "Сибирский цирюльник".
О фильме «Царь». Страшная пародия на Россию с кощунственным безобразием
В результате восстания на троне оказываются два царя — Петр и его брат Иоанн, но регентом становится царевна Софья. Юный Петр сторонится Кремля и постепенно приходит к мысли о необходимости реформ. В России готовится убийство царя. Петр лично является к заговорщикам и арестовывает их. Он жестоко расправляется с участниками заговора, чтобы преподать урок всей стране накануне своего отъезда в Европу. Из своей поездки Петр привозит не только оружие и передовые технологии, но и специалистов, призванных обучить местных жителей и сократить отставание Руси от Европы. Он начинает реформировать страну, строит новую столицу и готовится к войне со Швецией». Петр использует тактику выжженной земли и заранее уничтожает провиант на пути Карла. К 1709 году шведское войско оказывается в тяжелом положении и поворачивает на юг. Карл осаждает крепость Полтаву, а Петр готовится к генеральному сражению.
Уже тогда американцы взяли на вооружение лоббирование своих интересов на уровне российского правительства. На Чукотке сегодня этот механизм работает один к одному. Российские предприятия на Севере лежат, а американцы получают льготы. Чукотку Америка вовсю осваивала еще с конца прошлого века. Аляска стала хорошим плацдармом для наступления на российский северо-восток. Поскольку пеальной охраны границ не было, 400 - 500 американских китобойных судов в год активно промышляли тогда в Охотском море как сейчас японцы у Курильских островов. А в начале нынешнего столетия их фактории сначала встали цепью на побережье Чукотки, а потом углубились на материк. В 1904 году Америка представила в российское правительство проект строительства Аляско- Сибирской железной дороги. Планировалось соединить оба материка при помощи тоннеля и далее довести рельсы до Транссиба который тогда доходил только до Байкала. За проектом стояли американская корпорация "Межконтинентальная железная дорога" и комитет содействия этому синдикату, в который вошли крупнейшие политики и бизнесмены США. С обеих сторон от железнодорожного полотна американцы требовали полосу отчуждения шириной в 25 миль на длительный срок с правом хозяйственного ведения и с освобождением от налогов и таможенных пошлин. К этому времени они уже знали, где и какие полезные ископаемые брать. Благодаря влиянию некоторых членов царской семьи прежде всего Великого князя Алексея Михайловича. Страну спасла только традиционная министерская волокита. Ну а потом грянули война и революция, после чего вопрос отпал сам собой на семьдесят лет. Пока вновь не был поднят в последнее время. Сейчас уже можно говорить о том, что в 90-е годы США возродили свою большую тихоокеанскую политику и в первую очередь все те проекты постепенной колонизации Дальнего Востока и Сибири, которые прорабатывались еще в прошлом веке. В 1991 году в Москве было зарегистрировано и аккредитовано при комитете по иностранным инвестициям представительство корпорации "Межконтинентальная железная дорога и тоннель через Берингов пролив". Той самой. В отношении некоторых территорий американцы уже начали действовать в одностороннем порядке. Все знают, что еще в 1990 году Горбачев с Шеварднадзе подписали документы о передаче Америке части акватории Берингова моря с огромными рыбными промыслами.
Он то приближается к нам, то отдаляется, то опять приближается. Надо попытаться разгадать эту загадку русской власти». Мы беседуем в квартире кинорежиссера на углу Нового Арбата и Садового кольца. В старой московской квартире жили еще отец Лунгина — известный сценарист Семен Лунгин, автор сценариев фильмов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Жил певчий дрозд», и его мама — Лилиана Лунгина, переводчица «Малыша и Карлсона, который живет на крыше», пьес Ибсена и Стриндберга. На стенах висят работы художников-нонконформистов 60-х — Кропивницкого, Рабина и многих других, на хорошо сохранившейся мебели ХIХ века стоят старинные иконы, а в углу прихожей реквизит из нового фильма — штук семь посохов Ивана Грозного. На низкой тумбе лежит шапка Мономаха из реквизита. Сначала фильм, так же как и сценарий, написанный известным пермским писателем Алексеем Ивановым, назывался «Иван Грозный и митрополит Филипп». Но теперь название новое — «Царь», потому что Грозный и был первым русским царем. А что не Грозный, то вроде и не власть», — говорит режиссер. Единственным, кто открыто выступил против опричнины и бессмысленной жестокости, был митрополит Филипп — игумен Федор Колычев. Судьба его печальна: он был низложен из митрополитов, а потом по приказанию царя убит Малютой Скуратовым. Лунгин считает, что этот исторический конфликт совершенно уникален. Он прекрасно знал царя, они были достаточно близки. Совершенно шекспировская история — они хорошо знали друг друга и как бы даже дружили, хотя Колычев был старше. И он, конечно же, прекрасно понимал, что это значит — в Успенском соборе Кремля, прилюдно, при огромном скоплении людей сказать царю, что нет в России правды, что нельзя казнить без вины. Он сказал ему великую фразу: "Всему миру доказал ты, что ад мы несем в себе"». Лунгин , куря одну сигариллу H. Upmann за другой, говорит, что несмотря на то, что многие историки будут ругать его, он убежден, что Иван Грозный сломал русское Возрождение. Это видно в архитектуре шатровые церкви , в иконописи. Но что-то надломилось. И Россия прекратила поступательное движение вверх. Спиралька, по которой должно идти любое общество, уплощилась и превратилась в карусельку. И вокруг этой карусельки натыканы чучелки — есть Грозный, есть Петр Первый, есть Екатерина. Так мы и движемся по кругу.
Красавица Кученей из старинного кавказского рода стала Марией после принятия христианской веры. Со второго курса челябинского института Рамиля начала работать в областном театре юного зрителя, а с третьего курса стала актрисой драматического театра, где играла и после защиты диплома. Была занята в ведущих ролях. К примеру, играла Агафью Тихоновну в гоголевской "Женитьбе", одну из чеховских героинь в "Вишневом саде". Активно сотрудничала с телевидением, вела авторскую театральную программу. А потом путь Рамили Искандер пролег в Москву. Так случилось, что Лунгин посмотрел спектакль "Берег утопии", где я играла. Теперь уже меня позвали на фотопробы. Я отснялась в костюме, в гриме. В тот же день Павел Семенович сказал: меня отобрали на роль царицы... В жизни она была жестокой. Ее воспитал отец как мужчину, она с детских лет ездила на лошади, познакомилась на охоте с Иваном Грозным. Она отбила у него добычу, царь принял ее за мужчину, но когда рванул кафтан, увидел - перед ним женщина. У любой агрессии есть первоисточник. Царица и царь подпитывали друг друга отрицательной энергией. Без оправдания ты не сыграешь. Не каждый раз актер играет положительного персонажа. Знаю из актерской практики, что артист любит играть отрицательных героев - тут больше возможности.
Премьера фильма «Царь»
Иеромонах Косма (Афанасьев): «Царь» — это кино о святости. Фильм царь актеры и роли фото. Актеры, снявшиеся в фильме "Царство небесное". Орландо Блум – британский актер 1977 года рождения, он сыграл Балиана II Ибелина. Список всех актеров сериала «Грозный» 2020 с указанием ролей и фото исполнителей. Например, роль Наины Ельциной — жены первого президента России — сыграла звезда фильма «Берегите женщин» Марина Шиманская.
Актеры и роли фильма «Царь» (2009)
Это совпадение? Просто вместе с новым временем приходят новые характеры, и открывать их очень интересно. В сценарии «Жестокости» меня подкупил отлично прописанный образ озлобленной девочки, готовой на все ради достижения своих целей, - такого я в нашем кино раньше не встречал. В сценарии «Розыгрыша» был очень интересный характер богатого мальчика, который зажат между реальной жизнью и установкой всегда быть победителем... Олег Янковский и Петр Мамонов составили на съемках неожиданный и крайне интересный дуэт. Смотрите фотогалерею: Съемки фильма "Иван Грозный" Но дело даже не в этом. Мне кажется, продюсеры, которые сейчас снимают молодежное кино, совершенно не думают о том, что зрителей нужно не только развлекать, а говорить с ними о важных вещах. По-моему, молодые люди - это все-таки люди, а не марсиане, у них много проблем морально-этического плана и нужно их вместе с ними решать или по крайней мере обсуждать. Юность - не время счастья, как обычно представляется людям, давно вышедшим из этого возраста.
Это время катастроф, драм, глубокого отчаяния, обид... Время ситуаций, из которых можно выйти подлецом, а можно - человеком. Многие думают, что если мы не можем снимать стомиллионные блокбастеры, то, значит, давайте нальем зрителю что-нибудь из помойного ведра. Но ведь это отвратительно! И я верю, что хорошие, не очень дорогие, не чисто развлекательные фильмы могут в результате приносить прибыль. А вы в это верите? Если думать: «Ох, какой ужас, мы выходим в один уик-энд с «Индианой Джонсом» и «Хрониками Нарнии», все бесполезно, мы провалимся, ну кто мы такие на фоне Спилберга» - останется только поднять руки и вообще ничего не снимать. Ветки - сиреневые и пальмовые - После «Острова», который для вас стал триумфом, вы сняли «Ветку сирени» - фильм о Рахманинове, который даже не вышел в прокат, а был сразу показан по телевидению и разгромлен критиками.
Там не мой монтаж, я был поставлен в очень неприятные условия... Собираетесь отправить «Грозного» в Канн, Венецию или Берлин? Они либо придут, либо не придут. Вообще знаете, что такое работа над фильмом? Она состоит из двух последовательных мучительных предательств. Сначала надо предать сценарий, который ты сам и написал. Он должен раствориться в съемках - как должно умереть в земле зерно, чтобы вырос стебель. А потом нужно предать тобой же снятые сцены: жестоко отредактировать или вообще выбросить множество хороших кадров, чтобы прийти к совершенно новому продукту, который, по идее, должен встать на ножки и пойти совершенно независимо от тебя.
Вот этот продукт и называется «фильм». К какому фестивалю он дойдет, я понятия не имею. Нам предстоит еще долго жить и воевать, прежде чем это кино появится. Эта лента, несомненно, привлечет внимание зрителя: чего стоит только дуэт эксцентричного музыканта Петра Мамонова в роли Ивана Грозного и несравненного актера Олега Янковского, для которого роль митрополита Филиппа стала последней в жизни. Царское дело Лунгина Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного уже успела в этом году стать сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма - духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа - единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову. В интервью "Российской газете" Павел Лунгин предупреждает, что его "Царь" - "это не кинцо, над ним надо думать". По словам режиссера, его новая картина - "о том, что власть в России пытается быть Богом".
И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему", - сказал он "Ведомостям". Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой "не решены проблемы власти - ни сверху, ни снизу". А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный - "своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью". Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы "опечатала" собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла". Но при этом режиссер напоминает в интервью " Комсомолке ", что Грозный на полном серьезе полагал, что власть - это и есть Бог на земле, и призывает не путать кровавый террор опричнины и сегодняшнее недовольство экономическими решениями.
Не надо сравнивать значение поступка человека средневековья, когда он высказывал свой протест "помазаннику божьему", с сегодняшними выступлениями парламентариев, которые свободно говорят про политику государства. Не надо сравнивать время высокой трагедии с нашим временем - временем мелкого обогащения", - говорит Лунгин. Пермский писатель и американский оператор Снять фильм Павла Лунгина вдохновил известный пермский писатель Алексей Иванов. Прочитав его исторические романы "Сердце Пармы" и "Золото бунта", Лунгин, давно думающий об Иване Грозном как о персонаже возможного проекта, понял, что нашел своего сценариста. Кстати, книга "Летоисчисление от Иоанна", написанная Алексеем Ивановым по знаменитому фильму Павла Лунгина "Царь", уже появилась в продаже. Павел Лунгин долго не мог найти замену оператору Андрею Жегалову, снявшему "Остров" и умершему через несколько месяцев после его премьеры. А потом режиссер, снимающий кино в России, но живущий во Франции, узнал, что Стерн как раз работает во Франции и вот-вот освободится. Он отправил ему сценарий.
Долго уговаривать его не пришлось. С царским размахом Картина была снята в рекордные даже для быстро снимающего Лунгина сроки - 3,5 месяца. Как сообщается на сайте " Газета. Ru ", ее бюджет составил 15 миллионов долларов. Вопрос о том, надеется ли Лунгин "отбить" эту сумму в прокате, режиссера удивляет: "…это все равно что спросить беременную женщину: "Как вы думаете, ваш ребенок станет чемпионом мира в забеге на сто метров? Она стоит дешево и приносит прибыль в ста процентах случаев". Только в массовке были задействованы несколько сотен человек - в основном жители Суздаля, где проходили съемки. Над их созданием в Суздале трудились еще сотня человек.
Картина стала последней для актера Олега Янковского, который сыграл в ней одну из главных ролей. Кинокритики предсказывают успех в России и совсем небольшие сборы за рубежом. Подро Сегодня выходит в российский прокат фильм "Царь" Павла Лунгина. Подробнее - Елена Иванкина. Идея, которая проходит лейтмотивом через фильм: "Всякая власть от бога".
Ну и конец, мне кажется, подвел.
Лучше было бы показать нынешнее место жительства грозного царя. А по свидетельству монаха Леонтия 16 век , он живёт сейчас вместе с Иудой Искариотом. Завершить бы фильм картиной из дантовского ада — было наилучшим ответом на конфликт власти и Церкви. Монарх показан более сложной личностью, чем трактуют его мифы. Иван IV сложнее, чем хотелось бы видеть как сторонникам версии «дальновидного политика, гениального полководца», так и приверженцем концепции «кровавого маньяка». Смысловое ядро фильма состоит в том, что русский православный государь, и в самом деле искренне и глубоко верующий человек, веру свою устремляет к тому, в чем нельзя видеть христианство.
Внешняя форма христианская царём соблюдается, но по сути царь поклоняется огромной немилосердной силе, да и сам старается быть для подданных силой столь же огромной, сколь и немилосердной. И этот мотив, кажется, намного ближе к исторической правде, нежели чёрно-белая мифологическая палитра. Верно то, что Иван IV обладает перед русской историей несомненными заслугами. Но также верно и то, что на его совести массовые репрессии и несколько страшных военно-политических провалов. Лев Усыскин Полит. Происходящее на экране соотносится с историей царствования Ивана IV примерно так же, как повесть о Мальчише-Кибальчише — с историей Гражданской войны в России.
Ничто тут не достоверно — ни событийно, ни образно, сиречь, картиночно. Полоцк же был потерян не тогда, а в 1579 г. Напротив, этот самый Полоцк был захвачен русскими только в 1563 г. Как не соответствует ей и всё остальное — прототипы героев фильма так не ходят, так не сидят, не одеваются, не молятся, так не поступают и так не говорят с учётом даже перевода на современный язык. Достаточно сказать, что Ивану в 1565 г. Грозный царь казнит и мучает невинных жертв.
Митрополит Филипп заступается за них, за это его арестовывают и убивают. Вот, собственно, и всё. Любому ВГИКовскому первокурснику понятно, что это не годится в качестве сценария — ибо не несёт в себе никакой драматургии : поворотов сюжета, переходов от надежды к отчаянью и обратно, перемен в мировоззрении или намерениях героев, точек экзистенциального выбора, моментов разрешения противоречий и т. И если крайне слабенький сценарий фильма «Остров» в нормальной ситуации не прошёл бы входное сито любой профессиональной продюсерской компании, то сценария фильма «Царь» в кинематографическом смысле как бы и вовсе не существует. Отзывы кинокритиков[ ] Роман Волобуев Афиша [30] : Выразительность — традиционный козырь и главная погибель Павла Лунгина, в прошлом регулярно утаскивавшая его на территорию, куда интеллигентные люди ходить стесняются, — едва ли не впервые за фильмографию сослужила режиссёру однозначно добрую службу. Андрей Плахов Коммерсантъ -Weekend [31] : Лунгин снял по сценарию Алексея Иванова кинодиспут о двоевластии, об отношениях между государством и церковью.
Новая киноверсия судьбы, личности и исторической роли Иоанна IV балансирует в жанровом спектре между постановочным эпосом и камерной драмой.
Наступило время менять саму Россию. Но победители разделились. Власть медлит, а cреди молодых офицеров военной элиты зреет заговор.
Возможность договориться уменьшается с каждым днем. Свои становятся врагами.