Семь удивительных особенностей праздника белого месяца в Калмыкии Цаган сар — это один из самых важных и древних праздников в калмыцкой культуре. Цаган Сар – это древний калмыцкий народный праздник, который в переводе на русский язык означает Белый месяц. В Астрахани отметили народный калмыцкий праздник весны Цаган Сар. Организатором торжества выступили активисты областного общества калмыцкой культуры "Хальмг". Смотрите видео на тему «Поздравления С Калмыцким Цаган Сар В2023 Года» в TikTok.
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
первый независимый канал в Калмыкии, и мы гордимся тем, что можем поделиться с вами своими знаниями и соображениями. Сегодня в Городовиковском городском Доме культуры прошло мероприятие, приуроченное к празднованию калмыцкого национального праздника "Цаган Сар". Буддийский и калмыцкий национальный праздник Цаган Сар (Белый Месяц) является календарным праздником, приуроченным к окончанию зимнего и началу весеннего сезона. "Глава Калмыкии Бату Хасиков сегодня подписал указ, согласно которому в целях развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 10 февраля 2024 года объявлен Днем национального праздника Цаган Сар. В праздничный день в Астраханской филармонии выступили Калмыцкий государственный ансамбль песни и танца "Тюльпан" и Астраханский государственный ансамбль песни и танца, прошли выставка калмыцкой этнокультуры и мастер-классы. Мария Соловьева (Калмыкия) Выходной день объявлен в Калмыкии 10 февраля в день праздника весны Цаган Сар.
Абитуриенту 2024
- Вероника Иошко
- В Астрахани отметили калмыцкий праздник «Цаган Сар»
- Публикация «Фотоотчёт о праздновании национального праздника „Цаган Сар“» размещена в разделах
- Все новости
- В Астраханской области калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар - МК Астрахань
- В Астрахани состоялся концерт, связанный с калмыцким праздником Цаган Сар
Астраханский губернатор поздравил калмыцкий народ с традиционным праздником «Цаган Сар»
Происхождение[ править править код ] Праздник Цаган Сар восходит к религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Название праздника происходит от монгольских слов монг. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Цаган Сар представляет собой один из буддийских ритуальных праздников с элементами древнего шаманизма [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]. Праздник в XIII в. Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело.
Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию.
Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб.
Мероприятие было приурочено к 25-летию создания общества калмыцкой культуры «Хальмг». В фойе филармонии гости праздника смогли оценить книжную выставку и музейную экспозицию калмыцкой этнокультуры. Там же выступили вокальная группа клуба калмыцкой культуры «Герел» Лиманского района и хореографический ансамбль «Хядрис».
Зул наполнен большим религиозным содержанием - в этот день в хурулах проходят большие молебны, последователи Ламы Цонкапы возжигают лампадки, совершают обходы священных объектов.
С наступлением темноты, когда на небе зажигаются первые звезды, проводятся семейные обряды по встрече Нового года и продления жизни. Цаган Сар Калмыцкий праздник Цаган Сар переводится как «Белый месяц» согласно религиозной традиции калмыков отмечается в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю и знаменует собой приход весны. Цаган Сар является символом обновления человека и природы. Исторически, с приходом Белого месяца у калмыков завершался период зимовки и обязательно соблюдался обычай перекочевки на новое место. В каждой семье готовили молочный чай «Джомба» и жареные кусочки теста «Борцг». Существует обычай жарить на Цаган Сар обязательный набор борцгов, каждый из которых символизирует появление благополучных признаков, благопожелание.
Весь Белый месяц принято ходить в гости. Значит, главным содержанием праздника, несмотря на его буддийскую окраску, все же было завершение зимнего периода, начало нового сезона, более благоприятного для скотоводов. В настоящее время на Цаган Сар калмыки совершают подношения предкам и божествам, посещают хурулы, ходят в гости или встречают гостей традиционными борцгами и джомбой. День Рождения Будды Шакьямуни.
Он согревает в холода и утоляет жажду в жару, насыщает и питает организм. У него оригинальный вкус, поэтому он уже давно «пересек границы» степей, и его с удовольствием пьют люди по всему миру. Есть несколько версий появления калмыцкого чая. Первая легенда гласит: один тибетский лама изобрел этот напиток для того, чтобы поддерживать силы монахов в те дни, когда любая мясная пища была запрещена. Он экспериментировал с пропорциями и длительностью варки до тех пор, пока не получил сытный и вкусный то ли чай, то ли суп. По второй версии целебный напиток исцелил религиозного деятеля и реформатора Зунква гегян. Лекарь порекомендовал ему принимать «божественный» напиток ежедневно натощак: через 7 дней Зунква гегян исцелился и повелел готовить верующим такой же чай, названный впоследствии калмыками Джомба. Мастер-класс по приготовлению калмыцких борцоков Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому — древние калмыцкие рецепты. Борцоки — удивительное блюдо, которое легко готовить, но оно обладает удивительной историей. Блюдо с историей Народы Калмыкии начали делать борцоки очень давно. Традиция уходит корнями в древние времена, когда в главные праздники люди делали жертвоприношения. Вместо жертвенных животных современные калмыки готовят к торжествам сладости. У разных этнических групп существуют различные вариации рецепта. Борцоки могут иметь самую разнообразную форму. Но смысл их всегда один — пожелание счастья. Кстати, похожие кушанья готовят многие народы. К примеру, в России готовят хрустящий хворост, а в Украине — пышные вергуны. Формы борцоков Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто — такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года. Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира. Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей. Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны. Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться.
Калмыцкое землячество отметило праздник весны Цаган Сар большим концертом
В Астрахани отметили калмыцкий праздник встречи весны Цаган Сар. Торжественное мероприятие прошло в астраханском дворце культуры «Аркадия». С течением времени Цаган сар стал не только праздником, посвященным природным явлениям, но и отражением культурного и исторического развития калмыцкого народа. По сложившейся традиции астраханцы встречали праздник весны вместе с многочисленными гостями из Калмыкии. "Глава Калмыкии Бату Хасиков сегодня подписал указ, согласно которому в целях развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 12 февраля 2021 года объявлен Днем национального праздника Цаган Сар. С большим интересом знакомились зрители с историей возникновения праздника Цаган Сар, которую рассказали и показали на сцене Дворца культуры Аркадия артисты ансамбля «Тюльпан».
Глава Калмыкии объявил 12 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
Читать нас на Цаган Сар — это древний калмыцкий народный праздник, который в переводе на русский язык означает Белый месяц. С этим праздником и наступлением весны калмыки связывали хорошее окончание зимы и надежды на будущий сезон, получение хорошего приплода скота и урожая. Сегодня в государственной филармонии по праздничному поводу прошёл концерт и творческие выставки. Бату Хасиков, глава республики Калмыкия, стал главным гостем торжественного мероприятия.
Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов.
Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года. Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг. Праздник в Новое время[ править править код ] С XIX века , с усвоением григорианского календаря , Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи , сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне КНР , отмечают Цаган Сар как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется примерно в то же само время. Возрождение традиций празднования произошло только в послевоенное время, статус народного праздника был получен только в 1990 году [12]. Сегодня первый день Сагаалгана в республике Бурятия и Забайкальском крае [13] , а также территориях Агинского Бурятского округа и Усть-Ордынского Бурятского округа является выходным днём [14] [15] [16].
Согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. Государственное собрание Республики Алтай 1 февраля 2013 года внесло поправки в закон «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай». В соответствии с поправками праздник наступления Нового года и смены символа года по лунному календарю Чага Байрам объявляется нерабочим [18]. Традиции и обряды празднования[ править править код ] Мясо и сладости — современные угощения в праздник Цаган Сар К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду.
Варили мясо — баранину , говядину или конину , готовили буузы. Обрядовое взаимное приветствие[ править править код ] Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались. Калмыки при встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот?
Горожанам представили выставки декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. В ходе мероприятия в филармонии также прошел концерт, участниками которого стали Калмыцкий государственный ансамбль «Тюльпан» и Астраханский государственный ансамбль песни и танца. Сообщается, что почетным гостем праздника стал глава Республики Калмыкия Бату Хасиков, который вручил государственную награду «Почетный гражданин Республики Калмыкия» председателю Астраханского областного общества калмыцкой культуры «Хальмг» Николаю Эльдяеву.
Информация об этом была опубликована на официальном сайте Правительства Астраханской области.
Цаган Сар 2022 - когда будет Калмыцкий праздник весны в 2022 году, как отдыхаем Когда будет Калмыцкий праздник весны Цаган Сар в 2022 году: Цаган Сар 2022 - древний и традиционный Калмыцкий праздник встречи весны в 2022-м году. По дате наступления Цаган Сар совпадает с приходом Нового года по восточному календарю, поэтому оба празднования достаточно тесно переплетаются. Иногда даже Цаган Сар называют Калмыцким Новым годом, хотя, конечно, помимо официальной в РФ встречи прихода следующего года в ночь с 31 декабря на 1 января, в Калмыкии "основной" Новый год - это Зул.
Курсы валюты:
- В Калмыкии отметили Цаган Сар
- В Бурунах отметили калмыцкий праздник Цаган Сар
- В Астрахани отметили калмыцкий праздник Цаган Сар
- Новости по теме
Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
В Астрахани отметили 30-летие областного калмыцкого землячества и национальный праздник Цаган Сар | "Глава Калмыкии Бату Хасиков сегодня подписал указ, согласно которому в целях развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 12 февраля 2021 года объявлен Днем национального праздника Цаган Сар. |
Национальные праздники | Калмыцкий праздник Цаган Сар (переводится как «Белый месяц») согласно религиозной традиции калмыков отмечается в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю и знаменует собой приход весны. |
В Астраханской области отметили калмыцкий народный праздник весны - АБН 24 | Главная» Новости» Цаган сар в 2024 году в калмыкии. |
В Астраханской области отметили калмыцкий народный праздник весны - АБН 24 | Праздник Цаган Сар в 2024 году будет 10 февраля в Калмыкии — по лунному календарю храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте. |
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР | В Астраханской государственной филармонии в рамках Года культурного наследия народов России прошел областной калмыцкий праздник встречи весны «Цаган сар», организованный региональным министерством культуры и туризма, областным научно-методическим центром. |
Гости "Семейной гостиной" отметили Цаган Сар и приняли участие в спектакле на калмыцком языке
Согласно калмыцким поверьям, грызун выходит из норы в день празднования Цаган сара Белого месяца и свистом оповещает скорое наступление весны. В эти дни появляется плюсовая температура в дневное время, в республике стоят тёплые солнечные деньки. В праздничные дни, символизирующие обновление человека и природы, принято подводить итоги уходящего года, искренне желать друг другу здоровья, исполнения задуманного, поддерживать близких и тех, кто нуждается в заботе.
Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы. Учредитель - главный редактор Варначкин А. Телефон редакции.
Со сцены гостей праздника поздравили — Астраханский государственный ансамбль песни и танца и Калмыцкий Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан». Заместитель Председателя Думы Астраханской области Сергей Пархомин отметил, что очень важно, с глубоким уважением относиться к бесценному культурно-историческому наследию. Сергей Пархомин поблагодарил Астраханское национально-культурное общество «Хальмг» за сохранение истории, традиций и обычаев калмыцкой культуры. За активную общественную деятельность вручил Почетные грамоты и Благодарственные письма Думы Астраханской области представителям регионального национально-культурного общества «Хальмг».
Сегодня в государственной филармонии по праздничному поводу прошёл концерт и творческие выставки. Бату Хасиков, глава республики Калмыкия, стал главным гостем торжественного мероприятия. Руководитель соседней республики вручил государственную награду «Почётный гражданин Республики Калмыкия» председателю общества «Хальмг» Николаю Эльдяеву, а члены организации получили награды и благодарственные письма от имени губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. Глава республики поблагодарил руководство Астраханской области во главе с Игорем Бабушкиным за всестороннюю поддержку калмыцкого землячества.
Астраханский губернатор поздравил калмыцкий народ с традиционным праздником «Цаган Сар»
XIX веках, о традициях, которые сохранились до наших дней. Калмыкия - Новости - Рекомендации - Элиста - Праздник» в сравнении с последними загруженными видео. Цаган Сар или Белый месяц отмечается в первый лунный день первого весеннего месяца по лунному календарю – он символизирует гармонию природы и человека, бодрость и здоровье духа и тела, окончание зимы и зарождение новой жизни. Буддийский и калмыцкий национальный праздник Цаган Сар (Белый Месяц) является календарным праздником, приуроченным к окончанию зимнего и началу весеннего сезона. Калмыцкий праздник Цаган Сар (переводится как «Белый месяц») согласно религиозной традиции калмыков отмечается в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю и знаменует собой приход весны. говорится в тексте документа. Выходной день объявлен в Калмыкии 10 февраля в день праздника весны Цаган Сар.
Праздник весны Цаган Сар объявлен в Калмыкии выходным днем
Астраханский губернатор поздравил калмыцкий народ с традиционным праздником «Цаган Сар» | В праздничный день в Астраханской филармонии выступили Калмыцкий государственный ансамбль песни и танца "Тюльпан" и Астраханский государственный ансамбль песни и танца, прошли выставка калмыцкой этнокультуры и мастер-классы. |
РИА Калмыкия - Цаган Сар в Калмыкии отметят 21 февраля | В Калмыкии праздник носит название Цаган Сар, в Туве — Шагаа, в Республике Алтай — Чага Байрам. |