Территориальные претензии к Армении может предъявить Азербайджан, если Армения будет ставить под сомнение территориальную целостность Азербайджана, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 июня на открытии IX Глобального Бакинского форума.
Власти Азербайджана рассказали об отсутствии территориальных претензий к Армении
Наверняка как-то будут пытаться решить вопрос с открытием Занзегурского коридора на юге Армении, который должен обеспечить связность Азербайджана с его территориально отделенным анклавом Нахичеванью и обеспечить выход Турции к побережью Каспийского моря. И это чрезвычайно нежелательное для национальных интересов РФ событие, поскольку тогда блок НАТО в лице Турции получит де-факто доступ к закрытому Каспию. Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. Это само по себе нежелательное событие, которое будет иметь неблагоприятные для нас последствия. А конкретно для транспортного коридора «Север — Юг» оно будет означать, что под контролем «Великого Турана», а значит, Анкары и Баку, окажутся восточный и западный маршруты.
Останется только прямое морское сообщение России с Ираном через Каспий, но и оно может оказаться под ударом, поскольку Азербайджан фактически выступает в качестве союзника Израиля, активно закупая у него оружие. На примере Черного моря мы уже насмотрелись всякого, что может произойти с судоходством. В общем и целом можно заключить, что в общих интересах Москвы и Тегерана будет не отдать полностью Армению и Закавказье в алчные лапы англосаксов, французов и турок. Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана Наши новостные каналы.
Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне.
Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости.
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце.
Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны.
Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН.
Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования».
Однако подобная ситуация, по мнению премьер-министра, содержит как риски, так и возможности.
Риски наблюдаются почти каждый день, а возможности заключаются в том, что Южный Кавказ сам по себе — это огромный перекресток, где важна роль как Армении, так и Грузии. Глава кабмина Армении убежден: с этой точки зрения региональная стабильность может стать консенсусом для России и Запада. Он заверил, что стремится как можно скорее заключить мирный договор с Азербайджаном и что это желание искреннее. Однако этот договор станет реалистичным, если обе страны взаимно признают территориальную целостность и обяжутся не предъявлять территориальных претензий друг к другу.
Ереван предложил, чтобы к будущему мирному договору были прикреплены карты Армянской и Азербайджанской ССР, составленные в Советском Союзе. Это станет основой для территориальной целостности стран. В течение всего периода карабахского конфликта принципы права народов на самоопределение и территориальной целостности стояли бок о бок.
Прозападный курс Еревана лишает его поддержки Москвы в случае возобновления конфликта с Азербайджаном Накануне, 26 апреля, политолог Юрий Светов в беседе с «Известиями» сказал, что чем меньше Европейский союз ЕС будет «совать нос» в отношения между Арменией и Азербайджаном, тем быстрее стороны подпишут мирный договор. По его словам, ключевое значение для мирного договора имеет встреча президентов РФ и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева в Москве 22 апреля. В отделе информации и общественных связей аппарата премьер-министра Армении Никола Пашиняна рассказали, что Ереван в этом процессе получает снижение рисков, связанных с делимитацией границы и безопасностью. В этот же день Баку и Ереван пришли к решению проводить делимитацию границы в соответствии с Алма-Атинской декларацией от 1991 года.
Сводки от Юрия Подоляки
- On Odnoklassniki :
- Пашинян в Гранаде подписал декларацию о признании Карабаха частью Азербайджана
- "Сегодняшняя Армения – это наша земля": Алиев анонсировал войну между Азербайджаном и Арменией?
- Военные присоединились к перекрывшим трассу в Армении протестующим
- Массовые протесты в Армении: делимитация границы с Азербайджаном вызвала недовольство - YouTube
СЛЕДУЮЩИМИ ПОЙДУТ "АНКЛАВЫ"
Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился. Как отмечает TopWar, несмотря на подписание Николом Пашиняном мирного договора с признанием древнего Арцаха частью Азербайджана, Баку "всё ещё имеет к Армении территориальные претензии". "Установка пограничного столба означает, что у Армении и Азербайджана нет территориальных претензий друг к другу".
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Именно поэтому Армения официально признала территориальную целостность и суверенитет Азербайджана на встречах в Праге и Сочи в октябре прошлого года. Именно поэтому Армения официально признала территориальную целостность и суверенитет Азербайджана на встречах в Праге и Сочи в октябре прошлого года. Им запрещают проводить у себя дома различные собрания, обряды, в то время как представителям армянской общины в Иране везде зеленый свет, им никто не запрещает выступать с территориальными претензиями к Азербайджану, а если власти не запрещают. Анализируя фактическую готовность Армении к прямому конфликту с Азербайджаном, можно утверждать, что реальных шансов одержать верх у республики очень немного. Никол Пашинян, придя к власти в 2018 году, стал первым руководителем Армении, который полностью отрицал территориальные претензии Азербайджана на непризнанную республику.
Хроника необъявленной войны Азербайджана против России
В Ереване, где после заявлений Никола Пашиняна вспыхнули антиправительственные протесты , случившееся назвали "наземной операцией по этнической чистке армян", но начинать ответные военные действия отказались, как и участвовать в урегулировании конфликта. Решение карабахских армян сложить оружие Армения поддержала постфактум, в очередной раз заявив об отсутствии своих войск на территории региона. Не участвовал Ереван и в евлахских переговорах 21 сентября , где представители Баку и Карабаха обсуждали реинтеграцию армянского населения, поставки гуманитарной помощи. Читайте также: Пашинян надеется на лучшее в Карабахе, допуская эвакуацию жителей в Армению Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные. Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев заявили о решении территориального спора между странами. На заседании высшего Евразийского экономического совета в Москве Пашинян сообщил, что Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности друг друга. Никол Пашинян, Армении: «На этой основе, можно сказать, мы довольно хорошо продвигаемся к урегулированию наших отношений».
У ПашинЯна нет поддержки в народе, главные его выгодоприобретатели — Эрдоган с Алиевым. Они самые заинтересованные люди в том, чтобы такой подарок, как Пашинян, был в Армении у власти как можно дольше, чтобы Армения окончательно стала протекторатом азербайджано-турецкого тандема. Пашинян тоже понимает, что Эрдоган и Алиев - главные заинтересованные лица в его пребывании у власти, и чтобы эта заинтересованность сохранялась, процесс сдачи им Армении нужно продолжать. Другое дело, что Эрдоган и Алиев - опытные политики и понимают, что перегибать палку не стоит, как бы Пашиняна не свалили, а потому давить на Никола Воваевича будут постепенно. Какой шаг будет следующим? Требование изменить Конституцию? Вряд ли это так важно для Алиева: сегодня можно изменить Конституцию так, а завтра наоборот. К тому же референдум по Конституции может только ускорить процесс отстранения Пашиняна и его команды от власти.
А признал он де-факто возможность того, что Армения в любой момент может превратиться в остров, снабжение которого оказывается в полной зависимости от доброй воли Баку. Даже «зангезурский коридор» захватывать не надо. Ничего подобного бы не произошло, если бы не фактическое признание Карабаха территорией Азербайджана, сделанное Пашиняном во время переговоров в Праге. Для Армении это будет потерей гораздо худшей, чем текущая карабахская катастрофа. Пашинян собственными руками ведет свою страну к полной потере ключевых опор суверенитета. Фактически он вольно или невольно добивает все то, что после распада СССР создали его предшественники. Устойчивая конфигурация Южного Кавказа с «большой» Арменией и независимым Карабахом получилась в ходе первой карабахской войны. Она была создана так называемым карабахским кланом политиков и военных, которых в результате своего прихода к власти сверг и растоптал Пашинян. Представители «карабахского клана» были устранены. Частично посажены, частично отстранены от политики, а большинство огульно опозорены через подконтрольные Пашиняну СМИ «наркоманы», «казнокрады», «мошенники». Тридцати лет жизни целого поколения, которое голыми руками выиграло одну из самых кровопролитных войн на постсоветском пространстве, случившихся после распада СССР, просто не стало. Все это сделал несколькими движениями руки один человек — Никол Пашинян. В этом смысле Пашинян несомненно уникален. С другой стороны, напрашивается сравнение, близкое к российской истории. Действующий премьер-министр Армении, как ни покажется парадоксальным, более всего похож на Бориса Николаевича Ельцина. При всей разнице и личностей, и политических условий, у них есть главное объединяющее начало. Они оба чуть ли не в одиночку и под улюлюкание уличной группы поддержки разрушили нечто гигантское и фундаментальное, что до них десятилетиями или даже столетиями создавали другие. Конфигурация Советского Союза продержалась заметно дольше, но рухнула под серией ударов, которую нанес ей в том числе и Борис Ельцин, руководствовавшийся стремлением к неограниченной личной власти.
Пашинян предупредил о новой войне с Азербайджаном: из-за чего наступила эскалация
Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года. Одновременно с этим Армения обвинила Азербайджан в агрессии и геноциде армянского народа, однако активных действий по защите своих границ Ереван пока не предпринял. Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? "Формальный повод претензии Еревана к ОДКБ состоял в том, что мы отказались поддержать Армению в столкновениях на границе с Азербайджаном.
МИД Армении: Территориальных претензий не имеем, ожидаем того же от Азербайджана
"Объявляя, что Азербайджан не имеет территориальных претензий к Армении, президент Азербайджана говорит, что между Арменией и Азербайджаном границы не определены. Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? С 12 декабря 2022 г. Азербайджан подверг Республику Арцах тотальной террористической спланированной блокаде, перекрыв единственную «Дорогу жизни» международно-признанный Лачинский (Бердзорский) коридор, связывающую Арцах с Арменией и цивилизацией. Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. Мирный договор с Арменией Баку подпишет, только если она полностью признает отсутствие территориальных претензий к Азербайджану, заявил Алиев. «Соглашение о границе не приведет к заключению армяно-азербайджанского договора, поскольку Баку и Анкара настаивают на открытии Зангезурского коридора через территорию Армении и поднимают другие территориальные вопросы, считает Микаэлян.