Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках. Власти Азербайджана рассказали об отсутствии территориальных претензий к Армении.
Наши проекты
- История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года
- Карабах капитулировал. Проиграла ли от этого Россия?
- Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности // Новости НТВ
- Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
- На острие ножа
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
На следующий день к ним присоединились сельчане из Киранца и Ноемберяна. Все эти населенные пункты находятся рядом с селами, которые будут переданы Баку по соглашению о начале делимитации армяно-азербайджанской государственной границы на севере. Документ предусматривает возвращение Баку четырех неанклавных сел Казахского района Азербайджана Ашагы-Аскипара, Баганис-Айрум, Хейримли и Гызылхаджылы , занятых Ереваном в начале 1990-х. В том же направлении Армения также удерживает три анклавных села Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара , возвращение которых планируется обсудить на следующих этапах. Описание северного участка границы будет составлено с учетом уточнения координат на основании геодезических измерений на местности до 15 мая.
Наши западные конкуренты сейчас активно и синхронно работают в этом направлении. США на уровне Государственного департамента, Европейская комиссия с участием Шарля Мишеля пытаются перехватить инициативу у России, переключить основные треки по переговорам именно в западном ключе. Здесь еще есть негативные факторы, которые в последние дни очень ярко проявились, — это не совсем партнерская позиция Еревана. Накануне переговоров такое заявление выглядит как минимум как попытка с самого начала подпортить их атмосферу. Трехстороннее заявление, которое было подписано в ноябре 2020 года при посредничестве Владимира Путина, представляло собой внятную и четкую программу действий. Суть сводилась к тому, что признается статус-кво, Азербайджан вернул свои территории и постепенно должен получить контроль над Нагорным Карабахом. За счет открытия границ, в том числе армяно-турецкой, за счет развития транспортных коридоров создаются экономические предпосылки для того, чтобы Армения компенсировала многолетнюю транспортную изоляцию, в которой жила страна. Но ни один транспортный коридор так и не открыли, Армения так и не согласилась на конечную имплементацию ни одного из пунктов трехстороннего заявления, и это привело к двум серьезным обострениям. Что мы можем ожидать сегодня здесь, в Москве? С учетом того, что вчера на уровне заместителей и премьер-министров прошла встреча в трехстороннем формате и обсуждались транспортные коридоры, мы можем ожидать, что конкретные договоренности могут быть достигнуты сегодня и оформлены документально на уровне президентов. Этот вопрос уже давно согласовали: по каким маршрутам пойдет транспортное соединение, какая будет траектория, немного решены вопросы таможенного регулирования.
А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам.
Что за территориальные претензии Азербайджана к Армении рисует воображение Пашиняна, известно только самому премьеру, который, видимо, забыл, что Баку — сторонник определения границы между двумя странами на основе Алматинской декларации 1991 года, о чем не раз заявлял официально. А сверх этой международно признанной границы Азербайджану ничего от Армении и не надо. Ильхам Алиев парировал эту труднообъяснимую и немотивированную агрессию армянского визави, заявив, что у Азербайджана, естественно, никаких территориальных претензий нет. А термин «коридор» используется так же применительно к коридору «Север-Юг» и «Восток-Запад», и тут говорить о посягательстве на территорию соседней страны совершенно неуместно. Что касается дороги Лачин-Ханкенди, которую Пашинян называет «Лачинским коридором», то она открыта, подчеркнул азербайджанский лидер. Этот погранично-пропускной пункт находится в 20 метрах от поста российского миротворческого контингента. И на сегодняшний день через этот погранично-пропускной пункт жители Азербайджана армянской национальности, которые проживают в Карабахе, свободно перемещаются в сторону Армении. Никаких препятствий нет, в том числе и пациенты, которых перевозят по линии Красного Креста, а также и машины скорой помощи из города Ханкенди. Любой непредвзятый человек, естественно, это должен видеть», - сказал Ильхам Алиев, призвав при этом не использовать трибуну для необоснованных обвинений.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Армяно-азербайджанский конфликт
- Чей Нагорный Карабах и с кем Россия?
- Юрий Подоляка. Армения-Азербайджан: демаркация границы...
- Армения и Азербайджан договорились по Карабаху. Конец многолетнему конфликту?
- "Сегодняшняя Армения – это наша земля": Алиев анонсировал войну между Азербайджаном и Арменией?
- Пашинян подписал декларацию о признании Карабаха частью Азербайджана
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
У Азербайджана больше нет территориальных претензий к Армении. Вопреки многолетним спекуляциям армянской стороны принципом самоопределения наций Азербайджан смог отстоять свою правоту, основанную на принципе территориальной целостности государств. Одновременно с этим Армения обвинила Азербайджан в агрессии и геноциде армянского народа, однако активных действий по защите своих границ Ереван пока не предпринял. Это нас беспокоит и может свидетельствовать о том, что Азербайджан имеет территориальные претензии к Армении. «Республика Армения признает территориальную целостность Азербайджана в рамках 86 тысяч 600 квадратных километров, но президент Азербайджана не делал аналогичного заявления. "Установка пограничного столба означает, что у Армении и Азербайджана нет территориальных претензий друг к другу".
Сводки от Юрия Подоляки
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
- …И тогда пришёл Пашинян
- Армения и Азербайджан взаимно признали территориальную целостность друг друга
- МИД Армении: Территориальных претензий не имеем, ожидаем того же от Азербайджана
Капитуляция Армении откроет путь «Великому Турану» и переделу Каспия
Осенью прошлого года премьер республики Никол Пашинян в Праге подписался под тем, что признает границы Азербайджана 1991 года. Порядка 20 военных-контрактников из села Тавуш присоединились к жителям приграничных населенных пунктов Армении, протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном. Азербайджан не могут убедить отказаться от территориальных претензий к Армении, сообщает газета «Грапарак» со ссылкой на источник, близкий к армянским властям.
Пашинян предупредил о новой войне с Азербайджаном: из-за чего наступила эскалация
RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что если Ереван не согласится на компромисс по вопросу приграничных сел-эксклавов, то Азербайджан может начать военные действия в конце недели. По словам Пашиняна, в данный момент есть реальная возможность начать процесс определения границы между Арменией и Азербайджаном.
МИД Армении: Территориальных претензий не имеем, ожидаем того же от Азербайджана 8 сентября 2023 00:21 Армения не имеет территориальных претензий к Азербайджану и ожидает аналогичного подхода от Баку, который пока публично не подтвердил свою приверженность соглашениям, достигнутым 6 октября 2022 года в Праге, 31 октября того же года в Сочи и 14 мая 2023 года в Брюсселе. МИД Армении указывает, что азербайджанские пользователи соцсетей и СМИ ранее сами опубликовали свидетельства о скоплении живой силы и техники у армяно-азербайджанской границы и линии соприкосновения Азербайджана с Нагорным Карабахом. Армянское внешнеполитическое ведомство отмечает, что концентрацию ВС Азербайджана своих сил на границе с Арменией подтверждают и другие источники.
Как показывает практика, делимитация и демаркация границы между странами, даже если между ними нет никаких территориальных споров, занимает обычно долгое время — годы и даже десятилетия. В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана. Конфликт был урегулирован только в ноябре 2020 года, после победы Азербайджана и капитуляции Армении в Карабахской войне. Постепенно, в ходе послевоенного урегулирования встал вопрос о необходимости делимитации и демаркации границы, без чего стабильный мир на Кавказе был невозможен. В мае 2021 года стало известно о создании совместной комиссии Баку и Еревана о делимитации границы. Первая встреча комиссий прошла через год, в мае 2022 года. Точкой отсчета для делимитации стали переговоры президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Праге 6 октября 2022 года, когда главы государств в совместном заявлении подтвердили приверженность Уставу ООН и Алматинской декларации от 21 декабря 1991 года о присоединении Азербайджанской Республики и Республики Армения к СНГ. Это означало взаимное признание территориальной целостности и суверенитета, а также согласие в выборе точки отсчета для делимитации границы. Окончательно свою территориальную целостность Азербайджан восстановил в результате антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года. Запуск делимитации азербайджано-армянской границы 19 апреля 2024 года состоялась историческая встреча Госкомиссий по делимитации, в ходе которой Армения согласилась вывести войска из 4 сел Газахского района. Во время нее были также окончательно согласованы границы между ними и прилегающими к ним населенными пунктами на территории Армении — то есть, фактически впервые был делимитирован участок госграницы.
Делимитация и демаркация — это два этапа оформления государственных границ между странами. Первый этап — делимитация. Делимитация представляет собой теоретическое определение государственной границы. Представители стран проводят переговоры, в ходе которых определяют путь, по которому будет проходить граница, и наносят его на карты. Это словесное описание и карты включаются в международный договор и служат основанием для второго этапа — демаркации. Составляется ее подробная топографическая карта, на местности устанавливаются пограничные знаки, их координаты наносятся на карты. Готовится и описание прохождения демаркированной линии границы. Как показывает практика, делимитация и демаркация границы между странами, даже если между ними нет никаких территориальных споров, занимает обычно долгое время — годы и даже десятилетия. В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана. Конфликт был урегулирован только в ноябре 2020 года, после победы Азербайджана и капитуляции Армении в Карабахской войне. Постепенно, в ходе послевоенного урегулирования встал вопрос о необходимости делимитации и демаркации границы, без чего стабильный мир на Кавказе был невозможен.
Азербайджан продвигается вглубь территории Армении: что известно на данный момент?
Другими словами, Пашинян утверждает, что Армения давно уже признала территориальную целостность Азербайджана, правда без Нагорного Карабаха! Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. ^ a b "Один армянский солдат убит в перестрелке на границе с Азербайджаном: Министерство обороны Армении". Новости ANI.
Пашинян подписал декларацию о признании Карабаха частью Азербайджана
Что означает признание Арменией территориальной целостности Азербайджана. Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости. С 12 декабря 2022 г. Азербайджан подверг Республику Арцах тотальной террористической спланированной блокаде, перекрыв единственную «Дорогу жизни» международно-признанный Лачинский (Бердзорский) коридор, связывающую Арцах с Арменией и цивилизацией. «Республика Армения признает территориальную целостность Азербайджана в рамках 86 тысяч 600 квадратных километров, но президент Азербайджана не делал аналогичного заявления.