Руководство МВД по Чеченской Республике выразило соболезнование родным и близким сотрудника полиции, погибшего при исполнении служебных обязанностей. За время второй чеченской войны в боевых действиях приняли участие 80 тыс. военнослужащих, из них, согласно официальным данным, погибли 6 тыс.
Как российские власти реагировали на теракты: хроника от взрывов 99-го до убийства Татарского
Первая чеченская война началась 27 лет назад | Ямал-Медиа | Это один из самых крупных терактов времен Первой чеченской кампании. |
В Волгоградской области задержали членов ячейки NS/WP*, готовивших теракты - Новости | Один из очевидцев заснял начало стрельбы в "Крокус Сити Холле" в Красногорске в самом начале теракта 22 марта. |
В Чечне за день произошло четыре теракта
Формально штаб возглавлял Егоров, по факту — министр внутренних дел Виктор Ерин. Я уверен, что Гусеву лично позвонил Барсуков и дал команду на штурм, такое решение принял главнокомандующий после разговора с Ериным. Я не стал об этом писать, но есть очевидцы из штаба, которые руку на отсечение дают, что Егоров два дня говорил о том, что в такой ситуации штурмовать нельзя. А потом что-то произошло.
При этом, «Альфа» не послушалась бы ни Ерина, ни Егорова, поэтому Ельцин дал команду Барсукову, а тот — моему командиру, Гусеву. В итоге формально решение принял руководитель штаба Михаил Егоров, но настоял на этом, я уверен, Ельцин. Его единственные слова в книге — «без комментариев».
Он как-то объяснил, почему не захотел с вами говорить? Я вышел на него через наших общих друзей. Просил передать, что мне даже Степашин дал интервью, и очень хочу побеседовать с ним.
Он через друзей поинтересовался, какие вопросы я хочу задать. Я отослал их в письменном виде, и спустя пару дней он принял решение не отвечать. Это был не удачный штурм, а трагедия — В Буденновске, по официальным данным, погибло 129 человек.
В теракте на Дубровке — 130. Не очень корректно измерять трагедию жизнями, тем не менее, о Норд-Осте говорят очень часто, а о Буденновске как-то не принято вспоминать. Почему так?
Потому что есть ельцинская Россия, а есть путинская Россия. И это две совершенно разных России. Второе — Норд-Ост произошел в самом сердце страны, а не в Буденновске, городке на краю, близко к Северному Кавказу.
Еще, если говорить о Норд-Осте, как правило, есть активная часть граждан во главе с адвокатами и правозащитниками, которые пытаются узнать формулу газа и критикуют действия спецназа. А есть не меньшая часть людей с иной точкой зрения, с которыми я лично общаюсь. И когда меня спрашивают, какая операция была самой лучшей, я называю Норд-Ост.
Потому что ситуация была такая: в 1995-м мы отпустили Шамиля Басаева. Был прецедент, что можно уйти героем и поставить на колени целую страну. И в Норд-Осте все понимали, что если произойдет взрыв, то театр сложится, как карточный домик, и похоронит под собой и спецназ, и террористов, и заложников.
Нужно было коллективное мужество, чтобы выходить на исходные рубежи с пониманием, что может грохнуть в любой момент. Еще я переживал тогда, что у руководства не хватит духа взять на себя ответственность и дать команду на штурм. И получится Буденновск номер два.
Я считаю, что если бы не было применения газа, результат оказался бы намного плачевнее. При штурме. Это была почти идеально проведенная спецоперация.
То, что многих не смогли реанимировать — это плохо. Но это проблемы уже спасательной операции. А с Буденновском получилось так, что нет такого, чтобы собраться и повспоминать, как каждый год собираются и вспоминают штурм дворца Амина.
Потому что это был не удачный штурм, а трагедия. Единственный раз, когда мы не смогли выполнить приказ. Тяжелый груз.
Но разбираться все-таки нужно. Поэтому я приезжал туда через три года, через десять, пятнадцать, двадцать лет. Собирался на 25 лет поехать, но пандемия внесла свои корректировки.
Как вы считаете, нужно ли договариваться с ними? И я прихожу к выводу, что в ситуации, как в Буденновске, чтобы убедить террористов отказаться от своего замысла и таким образом спасти сотни гражданских и военных, можно даже пойти на то, чтобы не соблюдать, извините, Уголовный кодекс. Под гарантией отвезти их, пусть они улетят в другую страну, дать деньги и документы, как им предлагали изначально.
Вот такие требования можно выполнять. Но потом все равно всех пересчитать и запомнить. Я считаю, надо вести переговоры, потому что лучшая спецоперация — та, что закончилась без применения силы.
И такие операции редко, но случаются. Если идти дальше — нужно проводить профилактику и не создавать условия для терактов. То, как велись действия на территории Чечни с конца 1994 года — это как раз и было ударным механизмом для начала партизанской войны на территории России.
Проблемы надо решать политическими методами. Но, к сожалению, политики очень часто ошибаются, и из-за этого гибнут ни в чем не повинные люди. Я всегда шутя говорю: мы, элитный спецназ, в то время напоминали партизанский отряд.
У нас даже нормальной единообразной формы для парадного построения не было. Вооружены были тем, что досталось нам с советских времен. Пусть хорошая техника, но старая.
Разработок никаких не было. Я там не должен был попасть в «Альфу», потому что у меня было отношение к секретам особой важности. Не имел права лететь в Афганистан.
Но меня позвали, потому что некому было служить. Помню, когда я приехал в Москву, мне сказали: вы в общественное место не ходите в форме, в вас могут плюнуть или погон сорвать. В 1995 году вообще все было глупо и неправильно.
До расследования я не понимал, зачем нас кинули на этот бесперспективный бой. Для нас было травмой, что мы потеряли товарищей, не смогли выполнить приказ, а басаевцы как герои, с криками «Аллах Акбар! Но благодаря работе над книгой и после разговора со Степашиным я понял, что все было не зря.
Он сказал: ребята, вы даже не представляете, что вы сделали. Вы почти обескровили банду Басаева, и он инициировал прекращение огня. Им пришлось набивать рюкзаки вещами, чтобы мы думали, что не с пустыми руками уезжают.
У них не было козырных карт. Только блеф. То, что было дальше, я считаю огромным проигрышем переговорного процесса.
Террористы поехали по направлению к комплексу правительственных зданий. В 14:28 с интервалом в пять секунд у Дома Правительства Чечни обе машины были взорваны, все находившиеся в них погибли на месте. В результате прогремевших взрывов 48 человек погибли непосредственно на месте взрыва, еще 23 скончались впоследствии в больницах, 640 человек получили ранения различной степени тяжести. На некоторое время была парализована работа государственных структур Чеченской республики. Общая сумма материального ущерба, нанесенного взрывами государству и пострадавшим, составила более чем 135 миллионов рублей.
Потом требует подписания Россией договора о капитуляции и признании Ичкерии независимым государством. Если бы не вот этот наш неудачный штурм, он сидел бы в больнице хоть два месяца. У нас были убитые и раненые. Их необходимо было эвакуировать с поля боя. Для того чтобы их эвакуировать, мы устроили массированный обстрел стен больницы. Мы хотели забрать своих и отойти. А террористы поняли этот массированный обстрел как новый натиск. И его они уже отразить не смогли бы, потому что у них заканчивались боеприпасы. Поэтому они объявили, что временно прекращают огонь, чтобы отпустить рожениц и тяжелораненых.
Если бы штурм после этого возобновился, они бы уже не отстреливались, а взорвали больницу. Подвал был полностью заминирован. Но и вынуждать нас исполнять их условия по сценарию Басаева они уже тоже не могли: запас боеприпасов был почти исчерпан. Таким образом мы избавились от полного позора, который был бы неминуем, если бы затея Басаева исполнилась. И я не могу поэтому однозначно сказать, что руководители операции принимали неправильные решения. Степашин министр МВД говорит у меня в книжке: «Для вас это поражение, вы не выполнили приказ, не освободили заложников. Но своим 4-часовым боем вы заставили Басаева отказаться от своего сценария, это главное». Я был 30-летним парнем. У меня было очень простое восприятие жизни.
Я вырос в военном городке в семье военного. Мне все было понятно: где белое, а где черное. Но после того, что я увидел в Буденновске, я понял, что слишком схематично воспринимал жизнь. И главное, понял, насколько плоха война. Когда заложники в 30 метрах от меня. У меня в руках убийственное оружие. По моим товарищам палят, пытаются их убить. А заложники просто стонут: «Не стреляйте». И это четыре часа продолжается.
И когда я все это увидел, во мне переворот произошел. Он, может, не сразу обозначился. Но я начал меняться. Через пять лет решил закончить с боевой активностью. Пошел в науку. Защитил диссертацию по психологическим особенностям освобождения заложников. Стал книги писать. И вот пришел к тому, что написал такую книгу о том, что не бывает белого и черного, и чтобы победить врага, надо понять, почему он врагом стал. Взять больницу штурмом и не убить при этом заложников было нереально.
Значит, надо было выполнять их условия и отпускать их? Или все-таки убивать вместе с заложниками? Мне было непросто его найти. Но все-таки удалось. Читайте и все узнаете. Они ведь взяли с собой из больницы 150 человек. И с ними были еще депутаты, журналисты, милиционеры. Они бы тоже погибли в таком случае.
Как предполагают сейчас специалисты из спецслужб и местной милиции, террористы пременили дьявольскую хитрость, аналогов которой в тактике организации терактов пока не встречалось. Скорее всего преступники захватили где-то на дороге "уазик" с военными или же где-то достали "уазик", похожий на военный, начинили взрывчаткой, посадили в него труп человека в армейской форме. Подогнав машину на центральную улицу станицы, начали стрелять в воздух, а сами скрылись, надеясь, что стрельба привлечет как можно больше людей к месту происшествия. Так и получилось. По предварительным данным, урожай смерти оказался для станицы страшным. Двадцать доставлены в местную больницу, еще 22 человека отправили в госпиталь Моздока.
До атаки на «Крокус»: самые громкие теракты в России
В годовщину этого события мы вспоминаем 15 самых страшных терактов, потрясших столицу на протяжении последних десятилетий. Было совершено четыре теракта, простые граждане умерли в собственных квартирах из-за подрыва зданий. | STARHIT. Это один из самых крупных терактов времен Первой чеченской кампании.
14 июня 1995 день начала "Трагедии в Буденновске"
15 самых страшных московских терактов » | Вторая чеченская война — факты о проведении Россией на территории Чечни контртеррористической операции, начатой в августе 1999 года: предпосылки, итоги, значение. |
Самые крупные теракты в России | это боевые действия между Россией и Чеченской республикой Ичкерия в 1999-2000 г. (официально – до 2009 г.). |
Хронология крупнейших терактов в истории России | Ответственность за теракты взял на себя лидер «Кавказского эмирата» (запрещенная в России террористическая организация) Доку Умаров. |
В Чечне за день произошло четыре теракта | Кроме того, длительное время чеченское бандподполье создавало себе имидж «борцов за свободу» по образу и подобию того, как это делалось в Алжире во время войны за независимость от Франции. |
Первая чеченская война | Первая чеченская война, завершившаяся Хасавюртовскими соглашениями, не принесла заметных улучшений на территорию Чечни. |
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске
Сегодняшний взрыв в Грозном продолжил кровавую полосу терактов, происходивших непосредственно на территории Чеченской республики за последние несколько лет. во время празднования Дня Победы в Грозном в результате взрыва заложенной в трибуне стадиона бомбы погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров и председатель Государственного совета Чечни Хусейн Исаев. во время празднования Дня Победы в Грозном в результате взрыва заложенной в трибуне стадиона бомбы погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров и председатель Государственного совета Чечни Хусейн Исаев.
Самые крупные теракты в России
Террористический акт в Будённовске - Энциклопедия России | Время совершения теракта, очевидно, было выбрано не случайно. |
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске | Легенда о чеченских террористах * Российская либерально-демократическая легенда гласит: все террористические акты, случившиеся в России за последние годы, совершили террористы-чеченцы, связанные с международной террористической сетью «Аль-Кайды». |
В Чечне за день произошло четыре теракта | Взрывы домов, теракты в метро, Беслан и Норд-Ост: вспоминаем самые громкие теракты в России за последние четверть века. |
Потери в Чеченской войне: таблица. Сколько погибло в Чеченской войне
Хронология террористических актов,совершенных боевиками в зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе в отношении мирного населения (2000 -2002 гг.). Организаторами террористического акта по данным следственных органов выступали житель Чечни Руслан Эльмурзаев, уничтоженный в ходе штурма здания на Дубровке, а также житель Ингушетии Асланбек Хасханов (задержан в Назрани в мае 2003 года). Ещё исламизм в России здесь и здесь Большая бойня Кто, как и почему допустил 22 года назад первую военную кампанию в Чечне? / декабрь, 2016 Осенью 1994-го на территории России началась самая загадочная и неоднозначная чеченская война, которая во многом изменила и. Было совершено четыре теракта, простые граждане умерли в собственных квартирах из-за подрыва зданий. | STARHIT. Мотив теракта, как они заявили, следующий: теракт совершён из-за оказания воздействия при нападении чеченских боевиков на Дагестан в августе этого же года. Большинство терактов 2000-х годов были отголоском чеченской войны и ликвидации террористических группировок на Кавказе.
Хроника Второй чеченской войны за 2002 - 2004 год
Но XXI век стал ещё более страшным. Теракты во время культурных мероприятий Первая ассоциация, которая приходит при упоминании «Крокуса» — это захват террористами Театрального центра на Дубровке во время премьеры мюзикла «Норд-Ост». Тогда в зале находилось 900 зрителей, которых террористы удерживали более 3 дней почти без еды воды. Действия спецназа по освобождению заложников после вызвали массу вопросов: применение усыпляющего газа перед штурмом театрального зала привело к гибели 120 заложников — люди к тому времени были истощены и физически, и морально. Но все террористы были уничтожены. Во время ликвидации террористов погибли 120 заложников «Норд-Оста» Фото: вдпо. Тогда погибли 16 человек и ещё около 50 были ранены. Теракт на фестивале «Крылья» унёс жизни 16 человек Фото: jsa-stage. Самодельное взрывное устройство мощностью 800 г тротила, начинённое винтами и шурупами, унесло жизни 13 человек.
Пострадали 100 человек. Ответственность за взрыв на себя официально никто не взял, заказчиков и исполнителей не нашли. Ни исполнители, ни заказчики теракта в переходе на Пушкинской площади так и не были найдены Фото: вдпо. Подозреваемыми тогда стали два уроженца Грозного, но с совсем нечеченскими фамилиями Масин и Кашинский. В итоге один человек погиб и пятеро были ранены. Это был пятый теракт в России за год и третий в Москве.
Тогда в зале находилось 900 зрителей, которых террористы удерживали более 3 дней почти без еды воды. Действия спецназа по освобождению заложников после вызвали массу вопросов: применение усыпляющего газа перед штурмом театрального зала привело к гибели 120 заложников — люди к тому времени были истощены и физически, и морально. Но все террористы были уничтожены.
Во время ликвидации террористов погибли 120 заложников «Норд-Оста» Фото: вдпо. Тогда погибли 16 человек и ещё около 50 были ранены. Теракт на фестивале «Крылья» унёс жизни 16 человек Фото: jsa-stage. Самодельное взрывное устройство мощностью 800 г тротила, начинённое винтами и шурупами, унесло жизни 13 человек. Пострадали 100 человек. Ответственность за взрыв на себя официально никто не взял, заказчиков и исполнителей не нашли. Ни исполнители, ни заказчики теракта в переходе на Пушкинской площади так и не были найдены Фото: вдпо. Подозреваемыми тогда стали два уроженца Грозного, но с совсем нечеченскими фамилиями Масин и Кашинский. В итоге один человек погиб и пятеро были ранены.
Это был пятый теракт в России за год и третий в Москве. Взрывчатка и на этот раз была начинена поражающими элементами — гвоздями, шурупами и прочим металлом. Тогда погибли 6 человек и 14 пострадали.
Возможно, вы окажитесь в одной камере с Дудаевым... С "праздником", который вы устроили всей стране! Рядом со словами про "явный провал" и "военное безумие" реклама шоколадных яиц Kinder Surprise, а также информация о возможности поставок шоколада из Испании и Франции. Но гвоздь первого номера — репортаж специального корреспондента "Известий" Ирины Дементьевой "Новый год в Грозном". Закопаны по самую башню танки, вырыты окопы, из прорези в палатке торчит труба, идёт дым. Решили здесь зимовать? Там находится дом чеченца Раппы Ахъядова.
У него недавно погибли двое молодых племянников. В материале "Удастся ли остановить очередную попытку реванша 60-летний Лацис выводит что-то из разряда напоминающее "Откуда есть и пошла чеченская война". Там варианты сценариев, ссылки на времена противостояния с парламентом, вбитый клин между Ельциным и российской демократией и распроданный золотой запас. По соседству мнение народного артиста России Сергея Юрского: "Нет! Не воевать! Не утюжить танками собственную землю! Остановить государственное насилие! Он как может сглаживает углы. Забавный штрих. У "Российской газеты" тоже есть фото российских солдат из Чечни.
Но только с подписью "Фото с экрана телевизора". Но Россия вынуждена применить ту меру давления и те средства, к которым вынудила её чеченская сторона, - дипломатично отвечает пресс-секретарь Ельцина. Выходит, что все, кто посещает культурный центр "Даймох" в российской столице не хотят взрывать метро — это бредовый замысел лидеров Грозного. Журналист Иван Сидоров рассуждает о понятии "держава" и так же называет президента России ответственным за начало столкновений. Тут же набор положений международного права, которые могут быть применены к конфликту в Чечне: там Гаага, там Женева, там конвенции и дополнительные протоколы. А вот традиционные карикатуры художника Андрея Бильжо про недотёпу Петровича вовсе не про войну, а про реформы. И двинул он танки на Грозный месяц назад только ради победы, которая казалась легкодостижимой и такой желанной, - начинает журналист, а как будто зачинает какую-то былину. В новогоднюю ночь, когда российские войска штурмовали Грозный, генералу исполнилось 47 лет.
Пострадали 40 человек, одна женщина скончалась. Взрыв жилого дома в дагестанском городе Буйнакск. Погибли 62 человека. Взрыв жилого дома в Москве на улице Гурьянова. Погибли 94 человека, 164 получили ранения. Взрыв жилого дома в Москве на Каширском шоссе. Погибли 119 человек. Взрыв жилого дома в Волгодонске. Погибли 17 человек. После взрывов в Москве и Волгодонске были объявлены в федеральный розыск 10 человек, которые подозревались в организации терактов. Один из них уничтожен в ходе контртеррористической операции в Чечне, один находится под следствием. Двое террористов приговорены к пожизненному заключению. Остальные не найдены. Взрыв в Москве в подземном переходе на Пушкинской площади.