В России произошедшее назвали терактом и заявили о причастности спецслужб Украины. Террористический акт в московском метро 6 февраля 2004 года стал одним из немногих взрывов в столичном метрополитене, кавказское происхождение которого имеет реальные и видимее признаки. К четвертой годовщине теракта в петербургском метро приговор террористам так и не вступил в силу. 20 лет назад, 6 февраля 2004 года, был совершен один из самых страшных терактов в истории московского метро: террорист-смертник активировал мощную бомбу на перегоне между станциями «Автозаводская». Смотрите BigPicture Россия 15 самых страшных московских терактов.
Теракт в метро
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская». В декабре 2019-го суд приговорил фигурантов дела о теракте в метро к срокам от 19 лет и до пожизненного лишения свободы. 27 марта 2019 года сотрудники ФСБ и МВД России задержали в Дагестане еще одного члена бандгруппы Магомедали Вагабова, подозреваемого в совершении терактов в московском метро в 2010 году.
Экс-полицейский из Дагестана получил пожизненный срок по делу о теракте в метро Москвы
Произошедший теракт был одним из самых крупных за всю историю современной России. Среди его возможных последствий может быть даже снятие моратория на смертную казнь, об этом высказались некоторые чиновники. Мы решили вспомнить и другие трагедии, происходившие в стране, и разобраться, как они повлияли на подход к безопасности, на законодательство и даже на историю России. Буденновск 14 июня 1995 года группа боевиков под руководством чеченского командира Шамиля Басаева на грузовиках и автомобиле, замаскированном под машину милиции, въехала в город Буденновск в Ставропольском крае и атаковала ОВД, административные и жилые здания. Террористы захватили 1586 заложников. Боевики удерживали их шесть суток, требуя вывести из Чечни войска и прекратить разоружение незаконных формирований. В результате теракта погибли 129 человек. Еще 317 получили ранения разной степени тяжести.
Организатор теракта Шамиль Басаев был ликвидирован в 2006 году. По меньшей мере 27 террористов из атаковавшей Буденновск группы осуждены и отбывают длительные сроки. Но некоторые участники нападения всё еще находятся в розыске. Шамиль Басаев Источник: Wikipedia. Существует мнение, что, если бы не теракт в Буденновске, первая Чеченская война была бы прекращена гораздо раньше. Анатолий Куликов, командующий группировкой федеральных войск, писал, что к началу апреля 1995 года от боевиков уже была освобождена равнинная часть республики, а к началу июня — большая часть горных районов. Если бы не басаевский теракт в Буденновске, «спутавший все карты», завершение операции было бы вопросом нескольких недель.
Взрывы жилых домов В сентябре 1999 года с разницей в несколько дней прогремели несколько взрывов в многоэтажных жилых домах в разных городах России. С помощью заложенной в подвалы взрывчатки были разрушены или пострадали дома в Буйнакске 4 сентября , два жилых здания в Москве 8—9 и 13 сентября и Волгодонске 16 сентября. Из-за того, что последнее здание было кирпичным, взрыв разрушил его полностью. Почти половина погибших в результате всех терактов — именно отсюда. Всего погибли 307 человек, более 1700 человек получили ранения различной степени тяжести. Источник: архивы телеканала НТВ Последствия Взрывы домов вместе с вторжением чеченских боевиков в Дагестан дали серьезные аргументы для начала второй войны с Чечней. Российское правительство обвинило в атаке чеченских сепаратистов, однако доказательства их причастности так и не были предоставлены.
Боевик Шамиль Басаев отрицал причастность чеченцев к атакам на многоэтажки. ФСБ и генпрокуратура представили версию об ответственности за взрывы незаконной вооруженной группировки, руководимой ваххабитами. В итоге на закрытом суде были осуждены двое из обвиняемых во взрыве в Волгодонске, но не имевшие отношения к московским взрывам.
Террорист-смертник взорвал бомбу в вагоне поезда между станциями «Сенная Площадь» и «Технологический институт». В результате случившегося погибли 16 человек, включая самого террориста. В первую неделю после взрыва были задержаны восемь предполагаемых пособников смертника Акбаржона Джалилова, а также предполагаемые вербовщики в ряды запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».
Доктор велел приходить к ним обязательно, когда выпишусь из больницы. Ну я и пришел. Только меня никто слушать не собирался. Оказалось, никто там обо мне даже не знал. В итоге начал лечиться за собственные деньги, к врачам стоял в общей очереди. Потом сообразил обратиться в комитет здравоохранения. Тогда ситуация поменялась. Меня ведь единственного из пострадавших предлагали перевести в психиатрическое отделение в Военно-медицинской академии. Заведующий этим отделением настаивал на переводе. Написал даже заявление моему лечащему врачу. Наверное, он подумал, что я сошел с ума, потому что слишком спокойно относился к произошедшему. Во сне меня били по затылку в разных местах неизвестные люди. Я лежал на земле и не мог ничего сделать. Сам теракт ни разу не снился. С этим проблем не возникло. По словам врачей, я должен проходить профилактическое лечение до конца жизни, каждые полгода лежать в клинике. Выглядит моя жизнь теперь так: меня госпитализируют на 20 дней, обследуют, проводят лечение, потом отпускают. Честно говоря, раньше я очень надеялся, что лечение поможет убрать звон в ушах или хотя бы сделать его тише. Но тщетно. Ничего не меняется. Общение происходит в социальной сети. Планируете посещать заседания? Возможно, приду, когда будет рассматриваться вопрос по моральной компенсации. С учебой тоже непросто пришлось. Когда меня выписали из больницы спустя 4 месяца после теракта, пришлось сдавать все экзамены, иначе грозились отчислить, несмотря на то что у меня была уважительная причина не посещать лекции. После того как я первый раз после теракта вернулся в вуз, у меня спросили: «Почему вы на пары не ходили? Но промолчал. Не раз приходилось слышать такой упрек в свой адрес: «Ты пользуешься своим положением». Эти слова я запомню до конца жизни. А однажды я услышал от преподавателя такое, что опешил и онемел. Как-то я очередной раз оправдывался за прогулы, потому что лежал в больнице. В ответ услышал: «Меня не интересует, что там произошло, это не повод не ходить на пары и вовремя не сдавать работу». То есть если бы мне в вагоне оторвало голову —- это не стало бы основанием не ходить в университет и не сдавать работы? Вам же не нужны истории со счастливым концом? Мы попросили Марину рассказать о том, как она живет спустя два года после трагедии. Марина Кочунова Фото: Из личного архива Воспоминаниями о событиях того дня девушка поделилась в соцсети. Многие говорят, что мне повезло, несмотря на то что я оказалась в том самом злополучном вагоне метро. Не скажу, что для меня все прошло бесследно. Я больше года не ездила на метро. У меня не было ни желания, ни мыслей воспользоваться метро как средством передвижения. Видимо, это и есть моя психологическая травма от этой трагедии. За последний год я успела снова оказаться на стационаре в НИИ им. Так как 3 апреля прошлого года я поступила в больницу со сломанной ногой, врачи установили мне штифт. Через год его необходимо было удалить из моей ноги. Мне пришлось снова вспомнить, как ходить на костылях. Сейчас я живу уже без штифта в моей ноге, и это не может меня не радовать.
Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать. Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал.
Двери открылись — и произошел взрыв. 10 лет со дня терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры»
Новости России | Российские новости. Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв. История первых терактов в московском метро. Теракты стали постоянной угрозой для пассажиров московского метрополитена со второй половины 1990-х годов, в период военных действий в Чечне. Психологи МЧС России начали свою работу наравне со спасателями в первые же минуты после взрыва, непосредственно на месте теракта. 3 апреля 2017 года в тоннеле между станциями метро "Сенная площадь" и "Технологический институт" произошел теракт, унесший жизни 15 человек. Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным.
Как взрывали метро при Ельцине, Путине и теперь уже Медведеве
Первый теракт в метро в истории современной России произошёл 11 июня 1996 года. Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России продолжается расследование по уголовному делу о теракте в санкт-петербургском метрополитене (ст.205 УК РФ), произошедшем 3 апреля 2017 года. Этот теракт еще можно сравнить с закладкой бомбы, например, в метро. В Следственном комитете России установили личность преступника, устроившего теракт в метро Санкт-Петербурга.
В метро Москвы после теракта в Crocus City Hall усилили досмотры пассажиров
Сообщения о втором взрыве не подтверждаются. Все погибшие находились внутри вагона в непосредственной близости от эпицентра взрыва», — рассказал собеседник агентства. По его словам, это случилось на перегоне, когда поезд двигался от станции «Сенная площадь» к станции «Технологический институт». Возможно, это даже результат того, что все станции метро оснащены контролирующими приборами, просвечивающими, и преступники побоялись взять с собой более сильные заряды, с большим количеством разлетающихся элементов. Может быть, это даже какое-нибудь безоболочное взрывное устройство, вплоть до жидкости какой-нибудь или какого-нибудь гелеобразного состояния, чтобы его трудно было обнаружить при входе. И, как видите, те меры, которые предпринимаются по защите наших граждан, все-таки на мой взгляд, правильные.
Ряд перевозчиков такси и дирекция западного скоростного диаметра отменили плату за проезд.
Простые автомобилисты предлагали свои услуги по перевозке горожан. Уже к вечеру удалось практически полностью восстановить движение электропоездов на всех ветках Петербургского метрополитена, исключая лишь несколько станций. Поздней ночью, после завершения работы группы следователей, на станции Технологический институт спасатели приступили к уборке пострадавшего в результате взрыва электропоезда. К утру 4 апреля все работы на станции были завершены, и она начала свою работу в обычном режиме, вновь распахнув свои двери для пассажиров. А впереди была долгая и непростая работа: следователям предстояло выяснить причины произошедшего, медикам — побороться за жизни пострадавших, психологам — восстановить душевное равновесие всех участников и непосредственных свидетелей тех страшных событий. В те скорбные апрельские дни Петербург стал эпицентром людской боли.
Как пережить это горе, как жить с этим дальше? Ответы на эти, пожалуй, главные вопросы убитым горем людям и помогали найти профессиональные психологи. Психологи МЧС России начали свою работу наравне со спасателями в первые же минуты после взрыва, непосредственно на месте теракта. Для оказания психологической помощи родным и близким погибших и пострадавших, а также очевидцам и всем горожанам были организованы сразу три «горячие линии», на которые поступили несколько тысяч звонков. После случившегося в Санкт-Петербург из других регионов стали пребывать родственники жертв теракта и пострадавших. Главной задачей психологов было сделать так, чтобы никто не остался наедине со своим горем.
Метрополитены российских столиц становятся объектом террористической атаки не в первый раз — самые крупные и жестокие теракты в справке Sibnet. Пожар под землей 6 февраля 2004 года в час пик на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии в Москве был взорван вагон электропоезда. Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек и свыше 250 получили ранения. Сразу после взрыва состав загорелся, движение поездов в обоих направлениях на всей Замоскворецкой линии было остановлено. Несмотря на грамотную эвакуацию, некоторым пассажирам пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах порядка трех часов.
Следствие установило исполнителей и заказчиков преступления — ими оказались экс-сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев. Бомбу в действие привел еще один житель республики Анзор Ижаев. В ходе суда было установлено, что преступники прошли подготовку в одном из международных лагерей исламистов.
Поняв, что случилось что-то страшное, машинист решил не останавливать поезд в тоннеле, а проследовать до ближайшей станции. Это решение спасло жизни многим пассажирам, пострадавшим в тот день, — им вовремя сумели оказать помощь.
Через несколько минут состав прибыл на станцию «Технологический институт». Из поврежденного взрывом вагона стали выбираться израненные пассажиры. В первые минуты ни работники метрополитена, ни очевидцы, ни сами пострадавшие не могли понять, что именно произошло. Сотрудники станции вызвали экстренные службы и бросились на помощь истекающим кровью людям. После теракта метро Санкт-Петербурга закрыли, людей начали развозить на бесплатных автобусах.
Вечером того же дня место взрыва посетил Владимир Путин, он возложил цветы у стихийно образованного мемориала. Пострадавшими стали еще 103 пассажира. Многие из них получили осколочные ранения, ожоги и минно-взрывные травмы. Взорвавшееся СВУ было начинено шарикоподшипниками и саморезами, его мощность составила около 300 г в тротиловом эквиваленте. Второе, не сработавшее взрывное устройство, которое террорист оставил на станции метро «Площадь Восстания», было в несколько раз мощнее.
Его успешно обезвредили. Позже выяснилось, что оба СВУ изготовлены на один манер: оболочка от старого автомобильного огнетушителя и множество поражающих элементов внутри. Трагическая халатность По чудовищному совпадению днем 3 апреля 2017 года, незадолго до прихода смертника на «Академическую», со своего поста отлучился старший сержант управления полиции на метрополитене.
Правила комментирования
- Главные новости
- Россию снова взорвали. Страстная неделя началась с терактов в московском метро.
- История терактов в современной России (18+) | Diletant
- Перед глазами части тел
- Взрывы жилых домов
- 15 самых страшных московских терактов
Взрывы в московском метро унесли жизни 39 человек [Фото] [Видео] [Update 6]
Ежегодно полиция может выявить от 70 до 200 тысяч потенциально опасных предметов, среди которых — садовые инструменты, газовые баллоны и даже птицы без клеток. Металлодетекторы также помогают в обнаружении опасных предметов. Эффективность этого способа проверки нередко ставится под вопрос: в условиях большого пассажиропотока сложно проконтролировать, чтобы все прошли через металлодетектор. Также будет доступно программное обеспечение, позволяющее просматривать данные с регистраторов в режиме реального времени. В метро планируется разместить 12 304 вагонных камеры и 418 серверов распознавания лиц. Цель кампании — повысить уровень безопасности пассажиров и развернуть систему оперативного реагирования в критических ситуациях.
Не все верят в теорию о безопасности. Через камеры можно контролировать население Вопрос о внедрении в метро системы распознавания лиц стал дискуссионным. Технология работает следующим образом: система фиксирует каждого пассажира, пытающегося пересечь турникет.
На Технологической площади развернулся штаб по ликвидации последствий ЧС. Здесь же был организован пункт приема и сортировки пострадавших. Сюда же прибывали автомобили скорой помощи и вертолет санитарной авиации, которые без промедления доставляли всех пострадавших в лечебные учреждения города. Огромный мегаполис сузился тогда до маленькой точки на карте города — района «Техноложки», ставшей кровоточащей раной для всех жителей города на Неве. В это же самое время стало известно о том, то на станции метрополитена «Площадь Восстания» было обезврежено еще одно взрывное устройство, замаскированное под огнетушитель. Параллельно с работами на станции «Технологический институт» шла серьезная работа в тоннеле метрополитена — на перегоне между станциями, там, где и прогремел взрыв в третьем вагоне электропоезда, навсегда закрывшем свои двери для пятнадцати пассажиров. Спасатели искали тех, кого, возможно, взрывной волной «выкинуло» из поезда, и кому, возможно, все еще требовалась помощь… Спустя час спасательные работы в метрополитене были завершены.
Теперь к своей работе приступили следователи. Для ликвидации последствий теракта была задействована вся петербургская подсистема РСЧС, было привлечено около тысячи человек личного состава и более двухсот пятидесяти единиц техники. Штаб по ликвидации последствий ЧС возглавил губернатор Санкт-Петербурга, медики боролись за жизни пострадавших, спасатели и силовики обеспечивали ликвидацию последствий происшествия и охраняли безопасность граждан. Несмотря на то, что метрополитен Петербурга в связи со случившимся прекратил свою работу, в кратчайшее время были предприняты все возможные меры для организации пассажиропотока. На помощь властям здесь пришли сами горожане. Город сплотился, в очередной раз доказав всему миру, что его невозможно сломить.
Пожарные не могут приступить к тушению и спасению — они ожидают спецназ, пишет Baza.
Крыша здания практически полностью охвачена огнём, люди просят о помощи. Все сотрудники МЧС Московской области переходят на двухсменный режим работы. Второй взрыв раздался в «Крокус сити холле» — оперативные службы 21:32 По предварительным данным четверым преступникам удалось скрыться с места преступления — Baza 21:38 Спецназ пошел на штурм «Крокус Сити Холл» — СМИ 21:54 Источник 112: до 140 человек возросло количество пострадавших при атаке на Крокус Сити Холл. По данным спецслужб у оставшихся в здании преступников могут быть заложники. Весь состав мужского пола в течении часа должен прибыть на работу.
По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро.
Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел.
Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события.
Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла.
Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех.
Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают.
Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор.
Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже.
История терроризма в России
Спецслужбы США предотвратили теракт в метро В американском Нью-Йорке сегодня были арестованы 2 человека, которые планировали теракт в метрополитене, сообщает NBC. Верховный Суд Российской Федерации утвердил приговор в отношении 11 лиц, совершивших теракт в метрополитене Санкт-Петербурга, в результате которого погибли 15 человек. В пятницу 22 марта в «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Первый в истории современной России теракт в метро произошел 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская».
Теракт в петербургском метро
Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв. Первый в истории современной России теракт в метро произошел 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Родственникам пострадавших в теракте 22 марта предоставят бесплатный перелёт семь российских авиакомпаний.
На совести шахидок – 37 жизней пассажиров московского метро
Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор.
Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили.
Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют.
Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой.
Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера.
Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть.
Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына.
А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже.
Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось.
Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании.
Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов.
Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить.
Некоторым нет. Это случайность. Мне работа нравилась.
А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский.
Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва. В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг.
Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы. Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист. По ступенькам подземного перехода мельтешат работники прокуратуры, ФСБ, спасатели, пожарные.
У бордюра — носилки все в крови. Врачи и милиционеры уносят вниз бутылки с питьевой водой, столы и брезентовые носилки — штук 50, не меньше. В вагоне поезда он увидел девять трупов, фрагменты тел.
Они принимают огромное количество пострадавших и направляют их в больницы, где медики уже борются за их жизни. Скорые ходили вереницами. Полное непонимание, кто и что и делает, — суматоха.
Такого не было даже при взрывах домов на Каширском шоссе. Постепенно работа приходит в русло. А с другой, нужно создавать такую среду, чтобы она была безопасна.
Идеология была, по телевизору фильмы шли с посылом: «Давайте любить друг друга». И все фильмы были направлены на то, что национальности — это замечательно. Но чем лучше наши правоохранители работают, тем меньше шансов на трагедию» Лев Бертовский, криминалист Для того чтобы человек распознал угрозу, он должен быть специалистом по безопасности очень высокого класса.
А мы можем такого поставить на каждую станцию метро? Тем более открытие новых станций поставили на конвейер, — рассказывает криминалист, который работал на месте трагедии. Когда происшествие доходит до определенной критической точки, а ситуация признается особо общественно опасной, тогда государство делает определенные шаги для урегулирования подобных преступлений.
Сейчас, в принципе, вот таких межконфессиональных конфликтов, как тогда, нет.
Сразу после взрыва состав загорелся, движение поездов в обоих направлениях на всей Замоскворецкой линии было остановлено. Несмотря на грамотную эвакуацию, некоторым пассажирам пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах порядка трех часов. Следствие установило исполнителей и заказчиков преступления — ими оказались экс-сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев. Бомбу в действие привел еще один житель республики Анзор Ижаев. В ходе суда было установлено, что преступники прошли подготовку в одном из международных лагерей исламистов. Взрыв у вестибюля 31 августа 2004 года в Москве произошел взрыв у входа на станцию метро «Рижская», в результате которого погибли десять человек, ранения получили 46 человек. Позднее в больницах скончались еще семь человек. По версии правоохранителей, смертница намеревалась осуществить теракт в метро, однако испугалась милиционеров и привела в действие закрепленное у нее на поясе взрывное устройство.
Личность террористки так и не была установлена.
Он вспомнил, как люди массово приходили на помощь, когда прогремел взрыв. К примеру, таксисты не брали денег с людей, которых увозили от станции метро. Бельский добавил, что за такие деяния непременно последует наказание. Депутат выразил уверенность в том, что по заслугам получат и те, кто был исполнителем и заказчиком теракта в "Крокус Сити Холле".
После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее.