В «Объекте 490» планировался принципиально новый комплекс активной защиты, отсеки в танке отделялись друг от друга специальными перегородками, отсек экипажа имел комбинированное бронирование, наполнителем которого выступало дизельное топливо. Второй вариант опытного танка «Объект 490» отличался от первоначального образца решениями по схеме бронезащиты, автомата заряжания и гусеничного движителя (4+2 катка вместо 3+3 у первого образца). Объект 490 «Тополь», тяжёлый танк периода разрядки (Восточный блок) — сразу после покупки пропуска.
Проект «450». Как в Харькове зарождалась идея танка Т-14 «Армата»
И все же на случай детонации зарядов в крыше отсека корпуса и в днище отсека башенного автомата предусматривались "вышибные пластины". Вооружался танк 125-миллиметровым орудием повышенной мощности 2А66. Прицельный комплекс, как предполагалось, должен был состоять из двух панорамных прицелов. При этом ночной панорамный прицел размещался отдельно и передавал информацию экипажу дистанционно. Структура "Объекта 490" обеспечивала значительный рост боевых показателей при небольшой массе и габаритах. Однако преимущества низкого силуэта машины перекрывались недостатками: низкой линией визирования и возможностью утыкания пушки в грунт. Во многом именно из-за этого разработчики остановились на варианте с экипажем из трех человек - "Объекте 490А" - танк обладал более высоким профилем корпуса и вынесенной пушкой. Механик-водитель в нем располагался по левую сторону, а справа находился топливный бак на 1290 литров. Рабочее место командира размещалось в боевом отделении над наводчиком слева от пушки. Посадка и высадка из машины происходила через люк в башне.
Помимо основного орудия Объект-490 оснащался двумя спаренными 7,62-мм пулеметами и дистанционно управляемым пулеметом калибра 12,7 миллиметра Эксперты отмечали высокий уровень бронирования машины и минимальное число слабых мест. Бронебойные, подкалиберные, кумулятивные — Объект-490 был способен удержать любую атаку. К сожалению, построить успели только один опытный образец. Работу над перспективным проектом прекратили в 1987 году.
Среди дополнительных наград: часть особого кейса «Объект 490» или 10 особых кейсов «Объект 490». Т-72Б3 Т-72Б3 — это модернизация Т-72. Усовершенствованный танк обладает более мощной пушкой и оснащается современной системой ведения огня. Кроме того, Т-72Б3 получил улучшенные гусеничные траки и дизельный двигатель.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Танки. «Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк
Дело в том, что она была бы очень дорогой, сложной в эксплуатации и обслуживании. Два двигателя, четыре коробки передач. Необычная компоновка, затруднявшая проведение элементарного обслуживания. Хорошая зная реалии Советской армии, можно быть уверенным, что танкисты костьми бы легли, но сделали бы все, чтобы эта "Машина ХХI века" не поступила бы в войска. Вполне вероятно, что создаваемый в том же Харькове Объект 477 или ленинградский Объект 299 были бы последними танками Советского Союза.
Юрий Апухтин писал, что в поисках возможности создания эргономичного комплекса военной «начинки» группа конструкторов изучала различные образцы, даже космический корабль «Союз». Выяснилось, что если собрать воедино все эти устройства в 490 — мониторы, пульты управления, телекамеры, бортовые цифровые вычислительные машины, и многое другое — то наберется даже больше, чем в «Союзе». Сколько же тогда времени понадобится на подготовку танкистов, если уж космонавтов готовят годами?! В «Объекте 490» планировался принципиально новый комплекс активной защиты, отсеки в танке отделялись друг от друга специальными перегородками, отсек экипажа имел комбинированное бронирование, наполнителем которого выступало дизельное топливо. Гидропневматическая подвеска меняла высоту танка в полтора раза, до 1600 мм, в 2 раза уменьшая вероятность его поражения в бою проектная длина 490 — 6790 мм.
Почему он так и остался на бумаге Беспрецедентный уровень защиты танка и его мощное вооружение, а также высокая маневренность делали «Объект 490» практически неуязвимым. Тем не менее, данный проект так и не был реализован.
Пока «Бунтарь» планировалось оснащать 125-мм пушкой повышенного могущества, основные задачи и проблемы были связаны с автоматом заряжания. Предложение о переходе на большой калибр с принципиально новым выстрелом привело к новым затруднениям. Оказалось, что создание выстрела с ЗИФ, пригодного для применения на практике, является крайне сложной задачей. До конца разработки такого боеприпаса все работы по 152-мм пушке не имели особого смысла. Более того, к середине восьмидесятых от идеи ЗИФ отказались и вернулись к отработанным принципам заряжания. Оптоволокно в приборах наблюдения и прицеливания себя не оправдало.
Существующие и доступные материалы не обеспечивали требуемое разрешение оптики и снижали ее реальную эффективность. Отсутствие перспектив в этом направлении привело к тому, что на втором варианте «Объекта 490А» использовалась «традиционная» оптика. Размещение агрегатов в первой версии проекта К этому добавлялась необходимость совершенствования защиты, разработка новых приборов управления огнем, улучшение силовой установки и т. Таким образом, при всех видимых преимуществах и перспективах, новый ОБТ получался слишком сложным в разработке — а в дальнейшем и сложным в строительстве. Наработки для будущего Дальнейшую проработку проекта «490А» посчитали нецелесообразной. В предложенном виде второй вариант проекта имел ряд недостатков, устранение которых требовало слишком много усилий. В связи с этим решили отказаться от доводки «Бунтаря» и запустить новый проект, учитывающий накопленный опыт. Уже в 1984 г.
Отдельными чертами он напоминал «Бунтаря», но в остальном являлся самостоятельной разработкой. Также в нем использовались новые оригинальные конструктивные идеи разного рода. К этому времени в рамках проекта «490А» успели построить только макетный образец и опытный танк, проходившие испытания в 1983-84 гг. После начала разработки второй версии «Объекта 490А» эта техника осталась не у дел. Ее перевели на хранение без перспектив к возвращению к работе. По разным данным, ходовой макет все еще существует, но в прошлом его разукомплектовали. Сейчас интереснейшее изделие представляет собой жалкое зрелище. Тем не менее, эта машина в свое время сделала важную работу и показала реальные перспективы тех или иных технических решений.
Посмотрим, что из этого получится. Таким образом, в проекте вернулись к компоновке близкой классической за исключением вынесенного вооружения. Новый вариант «Объект 490» Е. Читать подробное описание далее. Размещение отсеков танка «Объект 490». При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ с btvt.
На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка.
Проект «450». Как в Харькове зарождалась идея танка Т-14 «Армата»
Изменена также броневая защита башни, лобовой части и бортов корпуса, устанавливается защита гусеничной ветви спереди. Модули защиты башни и корпуса выполнены из титана. В танке было две «изюминки» - полувынесенная 152 мм пушка и комплекс управления. То, что было заложено в перспективном танке, на тот период, не имело аналогов ни на одном танке в мире. Многое не реализовано и по сей день.
Начиная от прицельного комплекса со всевозможными каналами управления и кончая бортовым вычислительным комплексом, спутниковой навигацией, ЗАС, системой госопознавания, системой управления движением и огнем танка по радиокомандам. Также велась отработка СУО с телевизионным каналом с автоматом захвата и сопровождения цели и лазерным каналом на СО2 для наведения ракет с полуактивной головкой самонаведения и радиолокационная станция обнаружения и захвата цели. Результаты поначалу были неудовлетворительные, подстилающая поверхность искажала сигнал, и даже подвижную цель трудно было обнаружить на местности. После многих конструкторских проработок и испытаний, заказчик принял решение перейти на новый выстрел с большими габаритами, под который и разработали новую конструкцию автомата заряжания.
Новый выстрел имел весьма солидные габариты — до 1,8 м. Главная задача состояла в обеспечении надежной автоматизированной укладки и как можно большее число выстрелов и как можно меньшее время подготовки и производства первого выстрела, которое является одним из определяющих характеристик танка. Такая конструкция дает возможность резко сократить это время, так как нет двойного досылания. Был разработан новый автомат заряжания, состоявший из размещенного в центре боевого отделения расходного барабана на 10 выстрелов и двух пополняющих барабанов размещенных вдоль корпуса на 12 выстрелов каждый.
При всех минусах на него пошли по причине значительного сокращения времени подготовки и производства первого выстрела менее 4 с и существенного упрощения конструкции АЗ. Были изготовлены опытные образцы танка на базе узлов ходовой части изд. Работы по новому танку велись до начала 2000-х годов совместно с РФ. Перспективный танк разрабатывался с привлечением предприятий всего бывшего СССР.
Так пушка 2А73 и боеприпасы к ней разрабатывались и изготавливались на территории РФ, поэтому реализация проекта в рамках недостаточного финансирования ВС на территории Украины на данный момент без привлечения внешних источников затруднительна, хотя попытки создания 152 мм пушки киевским КБ-А и осуществлялись. Ряд реализованных для изд. Изготовлено более 10 образцов. Создан задел для изготовления предсерийной партии.
Также три образца находятся на территории РФ. Вполне вероятно, что демонстрация в РФ танков «Армата» возобновит интерес к перспективному танку ХКБМ как со стороны страны разработчика, так как вариант совместного проекта с зарубежными заказчиками. Альтернативные варианты В рамках работ по новому танку существовало два направления, одно из которых В. Ковалюх предусматривало создание танка на основе традиционных в танкостроении технологий.
Другое А. Бершов предусматривало создание танка с электромеханической трансмиссия и электромагнитной пушкой. Механическая ветвь трансмиссии была разработана А. Сакуном ХКБМ им.
Морозова , электрическая ветвь электроблок - В. Трофименко МЭИ г. Систему охлаждения электроблока разрабатывал Киевский институт теплотехники. К концу 1990 года технический проект ЭМТ был завершен.
В качестве завода-изготовителя был выбран московский завод «Большевик». Развал СССР август 1991 г. Мнения экспертов «Молот» постигла судьба бурана, но в отличие от последнего он был не просто копированием не всегда удачных зарубежных идей а прорывом в танкостроении. В данный момент внешний облик и характеристики танков разработанных в рамках тем «Бунтарь» и «Боксер» не разглашаются.
Единственные доступные данные в интернет включают на данный момент единственное фото танка размещенного на одном из болгарских военно-исторических форумов. Единственным достоверным источником по теме являются опубликованные в 2009 году дневники Ю. Апухтина, одного из разработчиков перспективного танка. Тем не менее, в сети тема пользуется огромным интересом, учитывая, что возможности публикации фото и прочей документации по данному вопросу на данный момент затруднительна по теме возникает много спекуляций.
В качестве примера можно привести дискуссию по теме от российских экспертов А. Хлопотова и В. Мураховский: Про впечатления скажу так. Самые офигительные получил при первом знакомстве с об.
Поткин возглавил революцию в мировом танкостроении. Чертили многие, а он с соратниками из НТ воплотил.
Танк слеп.
Тебя послушать, так все было отлично, срочновсерию, только вот ни один из перспективных объектов де-факто не был готов к серии и в серию не попал. Потому и нигде не демонстрировались эти машины, что были очень сырыми и перспектив их доводки и производства в нэзалэжной попросту не было. Проще было пытаться торговать перепилами Т-72 и Т-80, что и делали, попутно рассказывая про суперсекретный украинский танк.
Но мы-то знаем, какие украинские эти прототипы, на них работала половина танковой промышленности СССР. От подрыва не спасет, только от пожара БК. И двигатель который "почини меня, если сможешь".
Вы так говорите, будто только т-14 не имеет минусов,все остальные танки - мусор... Бронекапсула в Т-14 за пакетом ДЗ и комбинашки, что как бы намекает. Подрыв БК редко бывает мгновенным, капсула помогает экипажу успеть покинуть машину.
В харьковских прототипах шансы экипажа на выживание при поражении были несопоставимы.
На нем без проблем можно было преодолеть различные искусственные препятствия и зараженные зоны. Более того, «Объект-490» возможно было эксплуатировать даже в районах, где применяется ядерное оружие. Евгений Морозов трудился над разработкой перспективного танка вплоть до смерти 1991 год. Благодаря проведению экспериментальной программы он доказал, что машиной может успешно управлять экипаж из двух человек, однако для полной реализации и серийного производства этого оказалось мало.
Требовалось получить хорошие результаты в технологии дисплеев, автоматизации и оптронной сенсорики. Чтобы понять, насколько в то время подобная машина казалось футуристичной, необходимо взглянуть в прошлое. Дело в том, что во времена появления самых первых танков у конструкторов и мысли не было, что ими может управлять экипаж из 4-5 человек. Самыми первыми моделями управляли по 12 человек, но это осталось в далеком прошлом.
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Москва, ул. Правды, д.
Объект 490: рассекречен танк XXI века из советского прошлого
Новости, факты, события. Появление российского основного боевого танка Т-14 "Армата" стало главным событием в мировом танкостроении за очень длительное время. Многие из зарубежных экспертов испытали настоящий шок. [КАТ] Ресурс опубликовал рассекреченные фотографии «Объекта 490» — «Перспективного танка 21-го века». На машине предполагалось размещать силовую установку из двух двигателей общей мощностью до 2000 л. с., пишут «Известия». Последние новости. Назывался он Объект 490 А и по своей компоновке, вооружению и технологичности не имел конкурентов.
Комментарии
- Фото секретного танка «Объект 490» появились в Сети
- ТОПОЛЬ: невероятный советский танк, которому не суждено было увидеть свет
- ТОПОЛЬ: невероятный советский танк, которому не суждено было увидеть свет
- Отличия «Объекта 490»
- Объект 490: рассекречен танк XXI века из советского прошлого, Видео, Смотреть онлайн
Скандинавская неделя
САМЫЙ МОЩНЫЙ ТАНК в МИРЕ Объект 490! Танки и их друзья. 8 видео. Объект 490 «Тополь». Главными особенностями танка были: экипаж состоящий из двух человек – командира-стрелка и механика-водителя. Сокращение экипажа до двух человек и размещение их в компактной, хорошо защищенной капсуле.
"Объект 490" - последний советский проект перспективного танка
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Пятым необитаемым отсеком становилась резко «усохшая» в размерах башня. За основу бралась ходовая танка Т-64А, что требовали и соображения унификации техники, и взаимозаменяемости деталей, и подготовки ремонтников. Ещё тогда в далёком 1972 году предлагалось в перспективе шасси танка Т-74 использовать в качестве базы для самоходок, огнеметных и инженерных машин, ракетной, зенитной и другой техники, то есть создавалась концепция современной универсальной гусеничной платформы «Армата». Конечно, основной проблемой становилось вынесенное вооружение.
Требовалось подключить к её решению разработчиков пушек, оптиков, стабилизаторщиков, электронщиков и других специалистов. Но это не была абсолютно неизвестная и нерешаемая задача — вынесенное вооружение уже использовалось в авиации и у ракетчиков. Разработка Т-74 могла дать отечественной промышленности очередной новаторский импульс, как это было с Т-64. Идея тогда всем понравилась. А потом начались суровые бюрократические будни… ХКБМ завалили текущей работой и фактически затерроризировали информацией о будто бы несовершенной конструкции Т-64А по сравнению с «перспективным Объектом 172». На харьковчан свалили работу по созданию мобилизационного варианта Т-64А «объект 439» с В-46 , то есть ту, которые должны были выполнить в Нижнем Тагиле. Потом на них же свалили работы по установке в МТО их танка газотурбинного двигателя ГТД , который был у Устинова идеей фикс, и унификации газотурбинного ленинградского Объекта 219 будущего танка Т-80 с Т-64.
В результате повторилась история с Т-72 — абсолютно из местечковых соображений на Ленинградском Кировском заводе был разработан аналогичный по своим ТТХ харьковскому Т-64А и нижнетагильскому Т-72 танк. В 70-80-е в СССР а потом уже в России и в 90-е , вопреки любым соображениям унификации техники и экономии бюджетных средств, производились и эксплуатировались три одинаковые по своим свойствам машины. Танки Т-64А фактически беспочвенно шельмовались, шла откровенная подтасовка фактов. Таков был результат испытания орудия, благодаря которому танк ИС-2 получил своё громкое прозвище. Впрочем, имя у него было под стать — «Иосиф Сталин» Современные исследователи свели воедино официальные данные масштабных войсковых полигонных испытаний Т-64, Т-72 и Т-80, проводившиеся с 1976 по 1984 годы и выяснили, что подавляющее большинство наветов по вопросам надёжности ходовой Т-64А, его двигателя, а также его экономичности являлись надуманными. Сколько средств потерял бюджет из-за одновременной эксплуатации трёх практически одинаковых по ТТХ моделей танков, подсчёту не поддаётся, потери эти огромны. Проект установки ГТД на танки, например, стоил десятки миллионов рублей, а его свернули практически сразу после смерти Устинова.
Но Т-80 производились потом до 1998 года… а эксплуатируются до сих пор. Времени и ресурсов на настоящее дело, на разработку поистине прорывной машины у ХКБМ не оставалось. Все силы уходили на пустопорожнюю подковёрную борьбу и противостояние аппаратным интригам без какой-либо поддержки в верхах, которую ранее Морозов получал от Сталина и Малышева. Сложившаяся ситуация привела к тому, что испытывавший большие проблемы со здоровьем Морозов форменным образом «психанул». Первый раз он поднял свой вопрос о выходе на пенсию ещё до «презентации» проекта Т-74 — в феврале 1972-го. Второй раз — в первых числах ноября того же года, но его уговорили не спешить — равноценной замены ему в ХКБМ не было, в чём во многом была и его вина — слишком большую часть работы и ответственности он брал на себя, и потому не вырастил себе достойной замены. Требовалось срочно пополнить советский танковый парк новыми машинами, а потому на два года для ХЗТМ была утверждена полноценная производственная программа.
Выпуск на УВЗ, устаревших сразу после принятия на вооружение Т-62, был остановлен, а Т-72 — ещё не налажен. Перед этим в январе того же года министр обороны маршал Андрей Гречко подписал долгожданный приказ о принятии на вооружение Т-64А, который харьковчан теперь обязали выпускать, загрузив все свои мощности.
При этом целями могут стать аэродромы, позиции ПВО, штабы воинских соединений, а также правительственные объекты в Дамаске. Не … Подробнее 2018. В ответ на это в состояние боевой готовности приведены силы противовоздушной обороны и военно-воздушных сил САР. Точно такие же меры проведены в подразделениях ВКС, которые дислоцируются на территории … Подробнее 2018.
Сиденье наводчика размещалось перед командиром. Это боевое отделение было полностью изолировано от остальной части танка, в том числе и от водителя, который должен был располагаться впереди. Аргус был основным компьютером, к которому были подключены радар, тепловизор и камеры. Предлагалось 130-мм орудие, но вместо него на будущих моделях использовалась 152-мм пушка 2А73.
Танк Т-90М "Прорыв" уничтожил пехоту ВСУ на правом берегу Днепра в Херсонской области
корпус делился на 5 отсеков: топливный, двигатели и трансмиссия, вооружение, автомат заряжания, отсек экипажа. Новый вариант «Объекта 490» стал уже совсем другим танком. Топливный отсек, отсек систем двигателя и силовой установки, а также отсек основного вооружения расположили в передней части танка. Последние новости. Танки Leopard 2A6 и T-72, подбитые и захваченные российскими военными в ходе специальной военной операции на Украине, привезли на Поклонную гору в Москве.
"Самый мощный танк в мире" – Объект 490 никогда бы не приняли на вооружение
Вооружался танк 125-миллиметровым орудием повышенной мощности 2А66. Прицельный комплекс, как предполагалось, должен был состоять из двух панорамных прицелов. При этом ночной панорамный прицел размещался отдельно и передавал информацию экипажу дистанционно. Структура "Объекта 490" обеспечивала значительный рост боевых показателей при небольшой массе и габаритах. Однако преимущества низкого силуэта машины перекрывались недостатками: низкой линией визирования и возможностью утыкания пушки в грунт. Во многом именно из-за этого разработчики остановились на варианте с экипажем из трех человек - "Объекте 490А" - танк обладал более высоким профилем корпуса и вынесенной пушкой. Механик-водитель в нем располагался по левую сторону, а справа находился топливный бак на 1290 литров. Рабочее место командира размещалось в боевом отделении над наводчиком слева от пушки. Посадка и высадка из машины происходила через люк в башне. Помимо основного оружия танк оснащался двумя спаренными 7,62-мм пулеметами и дистанционно управляемым пулеметом калибра 12,7 миллиметра.
Если катаки одинаковые, то ходовая тоже? У 477 ходовая "по типу Т-64", это не я придумал. Погуглите получше, в сети многое есть. ВНИИТМ рекомендовал установку ходовой части по типу Т-80, и был даже построен ходовой прототип с такой ходовой, но в Харькове ходовая Т-64 это священная корова. Кстати, я не знаю, что такое "катаки", может поясните? Тогда ее и довели до конца, а потом проект прикрыли Фурор не может быть об чем-то, фурор может быть чем-то произведен.
Ни Боксер, ни Молот, ни Ноту ни на одной выставке не представляли, из ангаров не выкатывали. Есть сведения, что один из прототипов 477 последний раз выезжал на полигон и стрелял в 2000 году, на этом все. Про другие машины из 90 ты тоже не все найдешь. Информация более или менее начала всплывать в прошлом году на ряде форумов, причем апологеты Харькова немного поумерили пыл, когда в темах начали писать участники испытаний, рассказывавшие очень интересные и не совпадающие с апологетической версией вещи. Полноценные изображения 477 появились только в декабре, судя по всему, сканы из некоего отчета, где машина отснята со всех сторон.
Танкисты располагались в удобной позе — сидя с обеспечением всех необходимых эргономических требований санузел, кондиционер, отопление, приготовление пищи. На крыше данного отсека во второй башне были расположены комплекс управления основным и дополнительным вооружением и электронно-оптические средства поиска целей. Представленная компоновка танка обеспечивала дифференцирование уровня защиты и живучести отдельных компонентов боевой машины в соответствии с их значимостью. Естественно, это было справедливо для фронтальной плоскости, с кормы экипаж танка был гораздо более уязвим. В остальном же танк продолжал следовать выбранной ранее компоновке с пятью разделенными отсеками. К интересной особенности компоновки танка можно было отнести возможность применения ствола орудия в качестве трубы забора воздуха ОПВТ оборудования для подводного вождения танков. Высота подъема ствола орудия составляла 4,6 метра при максимальном возвышении на корму до 30 градусов. Основную огневую мощь финальной версии «Объекта 490» обеспечивала 152-мм танковая пушка 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом, состоявшим из 32 унитарных выстрелов, помещенных в два конвейера. Каждый из конвейеров имел собственную систему досылания выстрела. Данный недостаток компенсировался за счет наличия на танке управляемой гидропневматической подвески, которая за счет изменения дифферента боевой машины позволяла увеличить углы наведения орудия в вертикальной плоскости. Основной задачей танка и его 152-мм пушки, конечно же, была борьба с сильнобронированной техникой противника. В то же время на поле боя существенно росла роль живой силы, которая была насыщена обилием опасных для танков вооружений, к примеру, ручными противотанковыми гранатометами — РПГ, а также ПТРК. Борьбе с танкоопасной пехотой в Харькове постарались уделить достаточно внимания. Дополнительное вооружение «Объекта 490» состояло из двух, расположенных по обе стороны кормовой части блока вооружения, двуствольных 7,62-мм курсовых пулеметов ТКБ-666 с независимым наведением по вертикали. Боекомплект каждого 7,62-мм пулемета состоял из 1500 патронов. Весьма лаконично была реализована СУО опытного танка. Прицельные комплексы боевой машины строились в виде расположенного отдельно тепловизионного модуля и лазерного дальномера, находящихся с правой стороны по ходу движения танка в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда находились с левой стороны. Панорамный прицел с визуальным каналом находился на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику танка, так и мехводу. Дневно-ночная ТВ-панорама располагалась на станке автоматического гранатомета на задней башне. Модульная установка телевизионного и тепловизионного прицелов в бронемаске позволяла свободно устанавливать разработанные и выпускаемые серийно в 1980-е годы приборы, к примеру 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и прочие, имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по азимуту и углу места не требовались, так как прицелы были стабилизированы с орудием. Дополнительная точность стрельбы обеспечивалась благодаря «активной» подвеске танка, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения. Поиск целей при приведении к углу и положению заряжания мог осуществляться независимым дневным панорамным прицелом и дневно-ночной панорамой, смонтированными на блоке вооружения второй башни.
Прямые удары от танковых орудий, естественно, очень опасны для любой техники, но представляют меньшую опасность в современном бою. Это происходит из-за полной прозрачности поля боя. Любой танк, который начинает принимать такой бой, рискует быть уничтоженным от барражирующих боеприпасов типа «Ланцет». В то же самое время машина должна нести системы радиоэлектронной борьбы для создания полного электронного «купола». Для этого нужны мощный генератор и блок аккумуляторов, чтобы средства радиоэлектронной борьбы работали, даже когда машина выключена. Один из видов защиты бронемашин, который нам подсказывает сама природа, — это черепаха. Тяжелая, низкая, круговая броня. Броня снизу — также максимально плотная. Система, которая сможет выдерживать тяжелые пехотные удары.