Сухопутные войска России располагают парой тысяч основных боевых танков семейства Т-72Б. Танк Т-72 мгновенно набирает скорость. Надежность и эффективность, качество и простота в управлении – вот основные характеристики танков серии Т-72. Казахстанские военные во время недавних учений своей десантно-штурмовой бригады продемонстрировали вариант танка Т-72, который озадачил многих военных удивило, что у танка Т-72А на башне были закреплены элементы встроенной динам.
Украинские эксперты остро раскритиковали идею модернизации танков Т-72
В составе системы управления огнём, входящей в состав КУО 1А45-1, также были внесены изменения. Механизм заряжания был доработан для использования новых типов выстрелов с бронебойными подкалиберными снарядами, имеющими большую длину снаряда. С целью повышения защищённости танка, при модернизации был установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора» кроме танков Т-80УК. Благодаря комплексу мероприятий по модернизации танка, коэффициент боевой эффективности модернизированного танка возрос в 1,21 раза, по сравнению с базовым Т-80У.
В-третьих, с танков T-72M1R была снята часть оборудования, которое поляки сочли секретным. Что меняют поставки польских танков?
Для Польши: поляки сбывают с рук устаревшую советскую технику и перевооружаются на НАТОвские образцы. Это будет иметь для Польши и положительные стандартизация техники с союзниками и негативные финансовые траты, отказ от собственного производства последствия. Для Украины: 1. За счёт польских поставок удалось стабилизировать количество танков в войсках. Численность их сейчас меньше, чем в начале СВО, но пока рано говорить о том, насколько снизился наступательный потенциал ВСУ собственно, с начала операции серьёзных попыток наступления они не предпринимали.
Насколько можно понять, польские танки менее эффективны, чем современные российские Т-72Б3, Т-90 и Т-80БВМ, но, конечно, превосходят более старые машины. Появление большого количество нестандартной техники доставит головную боль ремонтным и снабженческих службам. Танки-то в основном советские и освоенные в эксплуатации, но польское и западноевропейское оборудование вызовет вопросы вспоминается история с пушками М777 и дюймовыми гаечными ключами. Насыщение ВСУ танками Т-72 ставит под вопрос дальнейшее существование производства точнее — модернизации Т-64.
В результате установки на танк новой СУО командир боевой машины и наводчик-оператор смогут уверенно поражать разного рода цели огнем из пушки и пулемета, а также запускать управляемые ракеты в любое время суток и в любых погодных условиях.
Отдельно можно выделить повышение динамических характеристик танка. На нем установлен новый двигатель, развивающий мощность 1000 л. Также новый «городской» танк получил гусеницы, которые адаптированы под установку «асфальтоходных башмаков». Модернизация танка Т-72 для городских боев подразумевает также установку на него мощного бульдозерного отвала ТБС-86, который предназначен для разбора баррикад, завалов, образующихся при разрушении зданий и сооружений, сталкивания с дороги поврежденной техники. Помимо всего прочего, он также создает дополнительную защиту в лобовой проекции корпуса танка.
Но самое большое внимание было уделено защите танка и его экипажа. В части защиты специалистами УВЗ предлагается комплексный подход. Так для защиты командира боевой машины, которому приходится во время боя выглядывать из люка, для того чтобы вести огонь из зенитно-пулеметной установки, на модернизированной версии танка Т-72 появилось нечто сродни кабине. До этого, выглядывая из танка наружу, командир был со всех сторон открыт, попадая под удар. Заместитель главного директора УВЗ отметил, что на предприятия сделали эту кабину с окнами, для того чтобы у командира был круговой обзор, но при этом сам он был прикрыт со всех сторон, бронирование там в основном противопульное.
Виктор Мураховский эксперт в области вооружений и боевой техники пояснил в интервью «Газете. Ru», что по факту это означает, что на боевой технике сооружается что-то похожее на скворечник — сверху устанавливают бронированную защиту со смотровыми окошками, бойницами вокруг танкиста или пехотинца. Такую защиту ставят все армии, которые принимают участие в городских боях. По словам специалистов, сам танк со всех сторон, всеракурсно будет оснащен модулями динамической защиты ДЗ , которые закроют корпус танка спереди, сзади, с боков, над гусеничными полками, а также прикроют его башню. Помимо этого на танке будут установлены специальные решетчатые экраны, которые разместят над гусеничными полками в районе моторно-трансмиссионного отделения, а также прикроют ими корму, обеспечивая дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов, отметил Вячеслав Халитов.
Боевую машину оснастили российским двигателем В-84-1, который позволяет разгонять танк до 60 километров в час. В 2018 году Т-72АМТ обкатывали на полигонах проверяя его ходовые и огневые возможности. Стоит отметить, что после показа украинской модернизации Т-72 некоторые эксперты начали сравнивать его с российским Т-72Б3, заявляя о преимуществах танка Украины над аналогом из России. Однако оценивая Т-72АМТ трезвым взглядом, стоит признать, что украинская модернизация в некоторых местах едва дотягивается до одного уровня с Т-72Б3, тем более что российские конструктора не стоят на месте постоянно улучшая характеристики модернизируемых Т-72Б3. Так приборы наблюдения на украинской машине являются явно устаревшими. По защищенности украинская версия танка хоть и приближается к российскому Т-72Б3. Однако обладает уязвимыми местами.
Так с правой стороны от пушки Т-72АМТ установлен инфракрасный прожектор, тем самым оставляя этот участок башни танка незащищенным от противотанкового вооружения. В ходе боевых действий на Донбассе комплекс защиты «Нож» так же вызвал неоднозначные отзывы среди экспертов. Единственным значимым преимуществом Т-72АМТ можно назвать дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом. Т-72АМТ долгое время был участником всевозможных выставок и показов украинского оружия. Несмотря на заявления руководства о скорых поставках данных танков в войска, первую партию модернизированных Т-72 смогли передать в ВСУ лишь в январе 2020 года. Причем Т-72АМТ пришли в серьезно «урезанном состоянии».
Военная приемка. Т-72. Побеждающий время
Они выпускались с 1988 года в течение нескольких лет, пока в производство не пошел ОБТ следующего поколения Т-90. Дальнейшие события, видимо, будут разворачиваться по одному из следующих сценариев. Первый: танки, прошедшие модернизацию в течение 2011—2015 годов, снова вернутся на завод для доработки до варианта 2016 года, известного как Т-72Б3М. Второй: находящиеся в частях Т-72Б3 оставят как есть, направив основные усилия на возвращение в строй некоторого количества танков семейства Т-72 более ранних модификаций. Таковых на складах хранения МО РФ свыше 7 тыс. Из-за серьезных конструктивных отличий от Т-72Б привести их в точности к виду Т-72Б3М не представляется возможным. Но существует перспектива придания им облика, приближенного к желаемому по совокупности основных боевых и эксплуатационных качеств. Для этого потребуется проведение соответствующих опытно-конструкторских работ. Учесть интересы партнеров Выбор пути будет определяться потребностями вооруженных сил не только России, но и ее союзников. Дело в том, что в арсеналах дружественных армий очень мало Т-72Б, но имеются многие тысячи танков иных исполнений базового Т-72. Ряд традиционных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству давно ищут подходящие варианты модернизации стареющей техники.
С одной стороны, доработка должна вестись в соответствии со специфическими требованиями этих стран. С другой — так, чтобы обеспечить близость по конструкции и тактико-техническим данным к технике МО РФ, дабы упростить вопросы конструкторской и логистической поддержки. Первоначальный Т-72 поступил на вооружение в 1973 году и с тех пор неоднократно улучшался. Общий выпуск составил около 30 тыс. Помимо основной площадки тиражированием популярной машины занимался ЧТЗ. Крупнейшим зарубежным покупателем стала Индия. Начиная с 1977 года она последовательно разместила несколько заказов на готовые танки, а затем приобрела лицензию по выпуску Т-72М на казенном предприятии Heavy Vehicles Factory в городе Авади. Первая машина вышла из цеха в январе 1988 года. Спустя 14 лет танков местной сборки стало больше импортированных 1100. В рамках лицензионной сделки индийские предприятия освоили выпуск советских дизельных двигателей для танков и боевых машин пехоты, выпустив более 10 тыс.
Варианты модификации в Индии и Иране Сегодня арсенал индийской армии насчитывает до 2,5 тыс. Т-72М, более известных там под собственным именем Ajaya. В позапрошлом году местная промышленность представила опытный экземпляр танка с улучшенной динамической защитой и силовой установкой повышенной мощности.
И до сих пор нет внятной информации о том, какая мощность будет в массовом исполнении, а 1350-сильный вариант в случае с Арматой даёт 24 л. И это средний показатель эквивалент Абрамсу, но он в этом плане далеко не чемпион и не образец для подражания , ведь он уступает даже отечественным газотурбинным Т-80У и украинскому Оплот Т-84, которые выдают 27 и 26 лошадок на тонну соответственно. Т-72 и Т-90 превосходят в этом плане только израильскую Меркаву и английский Челленджер-2, но танк израильтян — машина для своего особенного региона и специфических задач в нём, не той широты полёта, так сказать, техника. А вот британцы постепенно переоснастили Челленджеры с 1200-сильного движка на немецкий турбо-дизель в 1500 л.
Но это уже другая история. Танк Меркава 5 Т-72 с В-84-1 выдаёт всего-навсего 18,9 сил на тонну, а с 2017 замена на В-92С2Ф довела показатель до 21,5 л. Тот же показатель у Т-90. Иными словами, наши основные танки уступают любым современным танкам потенциальных противников по быстроходности даже при том, что легче их в среднем на четверть. Выводы делайте сами. И учтите ещё один малоизвестный факт — у отечественных танков ничтожная скорость задним ходом. В современном бою танк должен постоянно менять позиции, быть способным быстро сдать назад и отступить в укрытие, реагировать на меняющуюся обстановку, поэтому отставание в ходовых возможностях на сегодня может быть одним из самых фатальных.
Дизельные двигатели отечественной серии — по сути развитие архаичного V-образного двигателя Т-34 с поперечным размещением, замена такого двигателя занимает 24 часа при заводских условиях, и это при моторесурсе всего в 300-500 часов. Для сравнения — Леопарда-2 та же операция полевым ремонтным подразделением занимает 35 минут. Так что эксплуатационные характеристики тоже хромают, и рассуждать мол: «Да, движки слабоватые у нас, зато ремонтируются в чистом поле одной кувалдой и матом, пока гейропейцы будут свои дорогущие шатлы тряпочкой протирать», не прокатят. Это двигатель В-84-1 Кстати, танки ленинградской конструкторской школы Т-80У и Т-80БВМ с газотурбинным двигателем дают вполне актуальные показатели по мощности в 27,2 л. Но танк оказался не популярен в войсках: очень прожорлив, сложен в ремонте где найти столько техников к газотурбинным движкам, когда у нас одни срочники даже в ремонтных подразделениях? Конечно, в танках зачастую важнее маршевые возможности, а в них удельная мощность не является таким уж важным параметром. А западные страны смотрят на танки как на вспомогательную силу, а не как на самостоятельный вид войск, способный решать оперативные задачи.
Бронезащита Тут мы ступаем на тонкий лёд. Опыт последних конфликтов показал, что сегодня броня едва-едва успевает ответить оружию в извечном противостоянии , поэтому в этой части такой же жесткой критики не будет. Нужно иметь в виду, что в плане защищённости не всё можно свести к элементарной толщине броневых листов, составу их сплава или композитному обвесу.
Т-72Б3 — модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90 Иностранные модификации Т-72АГ — украинский экспортный вариант танка; Т-72-120 — украинская модернизация, экспортировавшаяся в страны НАТО; Т-72KZ — казахстанско-израильская модернизация; Т-72KZ «Шыгыз» — совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году; Т-72 Т 21 — совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21; Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран. Применение в бою Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в: Ирано-иракской войне;.
Машину уже везут в Россию, вероятнее всего в Кубинку для исследования и испытаний, так как это самый эффективный танк у Украины с точки зрения массового производства. Сделано их было примерно 50 машин. Подробнее с 13 минуты.
Forbes: причудливый российский "танк-черепаха" оказался эффективен на поле боя
В этом месяце их сопротивление после мощного давления все же удалось сломить. До конца года на Украину поступит более 60 миллиардов долларов военной помощи, и первая партия боеприпасов стоимостью миллиард долларов уже в пути Лишь 28 миллиардов долларов из утвержденного пакета пойдут на прямые военные поставки, 13,9 миллиарда — на помощь Украине в закупке техники на остальном рынке, а 13,7 миллиарда — на закупки американских систем у частного сектора — и все это потребует времени, чтобы достичь адресата. Нехватку боеприпасов, в частности артиллерийских снарядов американского производства и противотанковых ракет Javelin, Украина компенсировала, запустив общенациональную сеть небольших мастерских, выпускающих каждый месяц до 100 000 недорогих беспилотников с видом от первого лица. Такой аппарат имеет радиус действия в несколько километров и может нести заряд взрывчатки весом до полукилограмма. Внесем ясность: удар одного такого беспилотника едва ли уничтожит 51-тонный танк, защищенный сантиметрами композитной брони.
А вот несколько попаданий уже могут помочь — особенно если танк предварительно обездвижить миной, ракетой или снарядом. Но даже при том, что такие беспилотники не могут полностью уничтожить множество неповрежденных танков и другой тяжелой бронетехники, они бывают поистине смертоносны для пехоты. Аналитики задокументировали тысячи таких ударов по уязвимым российским войскам. Как бы то ни было, поскольку сборка и запуск беспилотников стали приоритетом для ВСУ, то защита от крошечных дронов стала приоритетом для русских.
А это, в свою очередь, подразумевает панцирную броню и средства РЭБ для бронетехники. На данном этапе не имеет никакого значения, что дополнительная защита не спасает от артиллерийских снарядов или противотанковых ракет — не говоря уже о том, что ограниченный обзор и маневренность делает технику более уязвимой. Тяжелые боеприпасы у ВСУ начали заканчиваться еще несколько месяцев назад.
Какой из этих превосходных для своего времени танков имел больше шансов победить? И согласны ли вы с мнением Ричарда о том, что танк хорош лишь настолько, насколько хорош его экипаж?
Напишите в комментариях! А ещё не забудьте подписаться на наш YouTube-канал, чтобы не пропускать видео на историческую тематику и другие интересные ролики.
В первую очередь, предлагается увеличить их огневую мощь: установить модернизированную 125-мм пушку 2А46М, доработанный для стрельбы ракетами автомат заряжания, более эффективную систему управления огнем СУО с многоканальным прицелом наводчика «Сосна», а также новый стабилизатор с электромеханическим приводом.
В результате установки на танк новой СУО командир боевой машины и наводчик-оператор смогут уверенно поражать разного рода цели огнем из пушки и пулемета, а также запускать управляемые ракеты в любое время суток и в любых погодных условиях. Отдельно можно выделить повышение динамических характеристик танка. На нем установлен новый двигатель, развивающий мощность 1000 л.
Также новый «городской» танк получил гусеницы, которые адаптированы под установку «асфальтоходных башмаков». Модернизация танка Т-72 для городских боев подразумевает также установку на него мощного бульдозерного отвала ТБС-86, который предназначен для разбора баррикад, завалов, образующихся при разрушении зданий и сооружений, сталкивания с дороги поврежденной техники. Помимо всего прочего, он также создает дополнительную защиту в лобовой проекции корпуса танка.
Но самое большое внимание было уделено защите танка и его экипажа. В части защиты специалистами УВЗ предлагается комплексный подход. Так для защиты командира боевой машины, которому приходится во время боя выглядывать из люка, для того чтобы вести огонь из зенитно-пулеметной установки, на модернизированной версии танка Т-72 появилось нечто сродни кабине.
До этого, выглядывая из танка наружу, командир был со всех сторон открыт, попадая под удар. Заместитель главного директора УВЗ отметил, что на предприятия сделали эту кабину с окнами, для того чтобы у командира был круговой обзор, но при этом сам он был прикрыт со всех сторон, бронирование там в основном противопульное. Виктор Мураховский эксперт в области вооружений и боевой техники пояснил в интервью «Газете.
Ru», что по факту это означает, что на боевой технике сооружается что-то похожее на скворечник — сверху устанавливают бронированную защиту со смотровыми окошками, бойницами вокруг танкиста или пехотинца. Такую защиту ставят все армии, которые принимают участие в городских боях. По словам специалистов, сам танк со всех сторон, всеракурсно будет оснащен модулями динамической защиты ДЗ , которые закроют корпус танка спереди, сзади, с боков, над гусеничными полками, а также прикроют его башню.
Когда в 2020 году между индийской армией и Народно-освободительной армией Китая НОАК произошло пограничное столкновение, в ходе которого китайские войска мобилизовали людей и технику, индийская армия ответила развертыванием танков Т-90 и Т-72, а также боевых машин пехоты БМП-2, способных действовать при отрицательных температурах. В начале 2023 года в СМИ появились сообщения о том, что индийская армия предпринимает целенаправленные усилия по повышению живучести и огневой мощи танков российского производства на полях сражений. Сообщалось также, что индийская армия создала гибридный танк, соединив основной корпус танка Т-72 с башней Т90. Хотя военные аналитики уже давно призывают к замене якобы устаревших танков Т-72, до их вывода из эксплуатации пройдет еще немало времени. Поэтому модернизация и своевременный ремонт для поддержания боеспособности этой боевой машины, по-видимому, являются тем путем, по которому идет индийская армия. Тем не менее, индийский запрос на поставку был подан в то время, когда Т-72 были изрядно потрепаны в ходе специальной военной операции России на Украине.
Военные в Индии эксперты, как и Минобороны страны, говорят о том, что танки Т-72 потерпели такое поражение, которого не могли предвидеть ни одни военные. Согласно опубликованным данным, за 631 день боев Россия на Украине потеряла около 2 475 танков. Вероятно, доля исправных платформ выше, и Россия может оказаться не в состоянии адекватно заменить потерянную в боях более современную технику.
Основной боевой танк Украины Т-72УА1
наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. К западу от освобожденного ВС РФ города Авдеевка российские войска отбили у боевиков киевского режима в качестве трофеев два танка Т-72. Уралвагонзавод (УВЗ, в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию «Ростех») нарастил поставки и капитальный ремонт танков Т-72 и Т-90 в 3,6 раза. Т-72 «Урал» — основной боевой танк СССР. Российские танки Т-72 после модернизации до уровня Т-72Б3М впервые стали получать динамическую защиту кормовой части, следует из опубликованного во вторник. Тогда же в Сирии были впервые замечены основные боевые танки Т-90.
«Царь мангал»: российские бойцы эвакуировали танк, штурмовавший «опорник» ВСУ в ДНР
Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов. Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете». Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи - на складах хранения. Сначала их комплектовали моторами разработки конструкторского бюро имени В. Климова мощностью 1. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами».
Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований. Т-90 Тогда как выпуск Т-72 и Т-80 давно прекращён, Т-90 продолжает строиться серийно. Сохранить производство «Уралвагонзаводу» УВЗ помогли многочисленные зарубежные заказы - как на поставку конечной продукции, так и технические комплекты для последующей сборки на мощностях иностранных фирм. Намерение организовать у себя лицензионный выпуск выразили Египет и Алжир. Первоначальный Т-90 представлял дальнейшее развитие Т-72Б, главное отличие - автоматизированная система управления огнём, стрельба в движении управляемой ракетой 9К119 «Рефлекс». Зарубежные источники пишут, что в 1992-2011 гг. В частности, они получат дополнительные защитные экраны, а комплекты динамической защиты «Афганит» и «Малахит» сделают их более стойкими к средствам поражения противника. Словом, наша армия будет получать как Т-90М полностью новой постройки, так и полученные путём переделки из уже построенных машин ранних модификаций. Большое влияние на развитие «уральской линии» бронетехники оказали иностранные заказчики, прежде всего Индия.
Двадцать лет тому назад наш традиционный партнёр по военно-техническому сотрудничеству принял принципиальное решение поставить Т-90 на вооружение в качестве основного боевого танка. При этом заказчик попросил доработать исходный вариант под собственные специфические требования.
Согласно обнародованной Государственной службой экспортного контроля Украины официальной информации, Украина отгрузила Эфиопии 72 ОБТ Т-72 в 2011 году и еще 99 танков в 2012 году.
Таким образом, в текущем году должно быть отгружено еще 29 танков. ОБТ T-72Б, которые поставляются Эфиопии, модернизируются до уровня Т-72УА1, включая оснащение новым двигателем, управляемыми системами вооружения и динамической защитой. Производство версии Т-72Б началось в 1985 году экспортное обозначение Т-72С.
ОБТ Т-72Б оснащен новым двигателем и подвеской, пакетом динамической защиты.
После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывался через лючок в кормовой части башни. Вспомогательное вооружение танка Т-72 - спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ, размещенный на зенитной установке, на командирской башенке. Кроме того, значительная часть танков Т-72 была оснащена гранатометной системой 902А постановки дымовой завесы «Туча-1», включающей 12 гранатометов для пуска дымовых гранат. Гранатометы монтировались на лобовой броне башни: 5 - справа от пушки и 7 - слева. Кроме гранатометной системы «Туча», оборудование танка Т-72А позволяла выполнять задымление с помощью термической дымовой аппаратуры ТДА многократного действия. Танк был оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», либо 2Э42-2 на танках Т-72А выпуска 1984 - 1985 годов, позволявших вести прицельный огонь и во время движения. Наведение орудия на цель выполнялась наводчиком с помощью лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости.
Стрельбу в ночных условиях обеспечивал активно-пассивный ночной прицел ТПН-3-49, способный работать как в подсветочном на дальности до 1300 м , так и в бесподсветочном на дальности до 500 м режимах. На Т-72 имелось два осветителя ночного прицела, один из которых был установлен на лобовой броне башни справа от амбразуры пулемета, а второй - на командирской башенке. На танках Т-72А, выпущенных с 1982 года, возможность поражения цели первым выстрелом была улучшена за счет включения в состав прицельного оборудования баллистического поправочника, который позволял корректировать наводку с учетом угловой скорости цели и танка, линейной скорости танка, скорости ветра, температуры воздуха, температуры метательного заряда, атмосферного давления. Силовая установка танка Т-72А состояла из 12-цилиндрового многотопливного дизеля В-46 жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, размещенного в моторно-трансмиссионном отделении МТО коленчатым валом поперек корпуса. Модель двигателя Т-72 различался в зависимости от года выпуска машины: на танках, произведенных до 1984 года, установлен дизель В-46-6, а на Т-72 последующих выпусков монтировался усовершенствованный дизель В-84 повышенной мощности. Трансмиссия Т-72 была подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передавался через гитару и общий ведущий вал на две 7-скоростные планетарные коробки передач. Ходовая часть танка Т-72А, применительно к одному борту, включала шесть двускатных опорных катков с наружной амортизацией и три поддерживающих необрезиненных катка.
Направляющие колеса - переднего расположения; ведущие колеса двойного цевочного зацепления съемными зубчатыми венцами расположены сзади Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В системе подрессоривания была использована индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Танки Т-72А могли использовать как гусеницы с открытым металлическим шарниром ОМШ , так и на гусеницы с последовательным резинометаллическим шарниром РМШ. Кроме гусениц, специально разработанных для танков Т-72, было возможно и использование гусениц, собранных из траков для гусениц средних танков Т-62 как с ОМШ, так и с РМШ или Т-55, но при этом требовалась установка соответствующих зубчатых венцов на ведущие колеса. Для повышения боевой эффективности в различных условиях применения танк Т-72 был оснащен: оборудованием для самоокапывания; оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров; автоматической противопожарной системой; системой защиты от оружия массового поражения и системой защиты от напалма. Кроме того, для преодоления минных полей была возможна установка на танк Т-72А колейного минного трала ножевого или каткового типов, который болтами крепился к планкам, приваренным к лобовому листу.
Также, фото и видео с ним есть только с белыми полосами АТО. Довольно странно, что при наличии почти у каждого солдата телефона с камерой, такой неординарный трофей начали снимать только отложив кисточки с белой краской - после нанесения украинских элементов опознавания.
Конфигурация блоков несколько иная, так как использованная тут башня Т-72А отличается от Т-72Б геометрией, но сам факт наличия на Украине "пятерки" задолго до гражданской войны - налицо. Вообще, споры по поводу Т72 с евромайдановцами протекают так: "На Украине нет семьдесятдвоек! Правда, на одной фотографии из трёх приведенных запечатлен вообще-то Т-64, но англичан это не смущает. Также, зададимся вопросом - почему британское посольство предпочитает троллить в твиттере, а не предъявлять "доказательства" официально? То же касается и правительства Украины - где ноты, если есть что предъявить? Ukrainian T-72B1 tank in September 2014. Танк Т-72Б1 батальона Днепр-1 в сентябре 2014. Якобы, тоже трофей, но тоже есть фото только с белыми полосами.
Tank T-72b of Ukraine national guards. Украинский танк Т-72Б в Десне. Ukrainain tank T-72B in Desna. Ukrainischer Panzer T-72 foto. Фото еще до начала гражданской войны.
Белоруссия показала модернизированный основной боевой танк Т-72Б
Модернизированный основной танк Т-72М1 с комплексом активной защиты «Арена-3». Т-72Б3 является основным российским боевым танком и основой танкового парка российской армии, ставший альтернативой Т-90А. Минобороны России 23 июля показала боевую работу экипажей танков Т-72, выполняющих огневые задачи по уничтожению живой силы противника и опорных пунктов в зоне спецоперации. Нестареющий Т-72 Уралвагонзавода. 7 августа 1973 года принят на вооружение танк Т-72. Сегодня совершенствование "семьдесятдвойки" продолжается с учётом боевой эксплуатации этих машин в ходе специальной военной операции.
Белоруссия показала модернизированный основной боевой танк Т-72Б
Основным вооружением Т-72 была гладкоствольная 125-миллиметровая пушка Д-81ТМ с длиной ствола 48 калибров. С пушкой был спарен зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» с исключенным зенитным приводом и без оптического прицела, из-за чего командир машины мог вести огонь только при открытом люке. На последующих модификациях Т-72 устанавливали орудия повышенной точности и живучести ствола. Танки семейства Т-72 активно применялись и применяются до сих пор в вооруженных конфликтах по всему миру. Впервые в боевых действиях танк использовала Сирия в 1982 году во время Первой ливанской войны. Затем машина широко применялась в Ираке , в конфликтах в Нагорном Карабахе с армянской и азербайджанской сторон, в Чечне и Южной Осетии.
А большие углы наведения автоматических пушек изделия позволяют поражать цели на верхних этажах зданий и низколетящие воздушные цели типа беспилотных летательных аппаратов", - пояснили на УВЗ. Танк Т-72 7 августа 2023 года отметил 50-летний юбилей, это самый массовый танк в мире в классе основных боевых танков. Другие экспонаты Среди других экспонатов на стенде концерна представлен натурный образец универсальной бронированной инженерной машины УБИМ, которая совмещает в себе возможности сразу трех инженерных машин - бронированной ремонтно-эвакуационной, инженерной машины разграждения и бронированной машины разминирования.
Т-72Б3 2011 — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром. С 2014 года на последней модификации T-72Б3 ставится двигатель мощностью в 1130л. Использованы основные узлы и агрегаты танков Т-80УД и Т-84. На танке установлен двигатель 6ТД 6ТД-1 мощностью 1000 л. Возможна установка пушки КБМ-1М. На танке установлена 120-мм гладкоствольная танковая пушка КБМ-2 возможна установка пушки калибром 140 мм. В задней части башни установлена ниша, в которой располагается автомат заряжания с 22 унитарными выстрелами, остальной боекомплект 20 снарядов располагается в кормовой части боевого отделения. Используемые выстрелы соответствуют стандартам НАТО. Зенитный 12,7-мм пулемёт получил дистанционное управление, аналогичное как на танке Т-80УД. Система управления огнем, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ. Дальнейшее совершенствование Т-72АГ, но в рамках натовского сотрудничества. По желанию заказчика предусмотрена установка системы защиты от ПТРК типа «Штора-2», современного радио и навигационного оборудования, компьютерной системы боевого управления с дисплеем тактической обстановки и другим электронным оборудованием ведущих западных фирм. Т-72Е Украина — вариант модернизации танка, создан на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе в сотрудничестве с ХКБД, предлагаемый на экспорт. Установлен двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л. Т-72УА1 Украина — вариант модернизации танка Киевского ремонто-механического завода, предлагаемый на экспорт. Возможна установка вспомогательной силовой установки ЭА-10-2 мощностью 10 кВт. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулемётной установкой закрытого типа, комплекс оптико-электронного противодействия «Варта». Т-72KZ Казахстан — совместно казахстанско-израильский вариант модернизации танка. На нём была установлена динамическая защита и СУО израильского производства. Впервые представленный в 2012 году. На башне смонтированна встроенная, а на корпусе навесная ДЗ, на бортовые проекции установлены противокумулятивные решётки. Гусеницы оснащены асфальтоходными накладками. Т-72 Aslan Азербайджан — вариант модернизации, разработан израильской компанией Elbit Systems. На танке установлена компьютеризированная СУО, навигационная система на базе GPS, система определения «свой-чужой», тепловизоры командира и наводчика, навесная ДЗ. PT-72U Польша — польская модернизация Т-72. Также пакет модернизации может быть установлен на PT-91 Twardy. Установлена динамическая защита наподобие PT-91 Twardy, а на не прикрытой поверхности танка установлены решетчатые защитные экраны. Улучшена противоминная защита, установлен кондиционер, новый дистанционно наводимый зенитный пулемёт ZSMU-127 Kobuz, новая электроника. Сокращён боекомплект кормовую нишу занял кондиционер. M84 Югославия — югославская модернизация Т-72М. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2.
История создания Середина шестидесятых являлась эпохой расцвета отечественного танкостроения. Тогдашнее военное руководство справедливо полагало танки главной ударной силой Сухопутных войск, опираясь на опыт Великой Отечественной. Эту же концепцию разделяли и западные державы, готовясь противостоять армадам советских танков на равнинах Западной Европы. Тогда было бы трудно поверить в то, что в итоге куда более легендарным станет его преемник — танк Т-72. Потому что начинался Т-72 как проект по созданию так называемого резервного варианта танка Т-64. Она в итоге как минимум на полвека определила основополагающее направление развития отечественной бронетехники. В частности, с разработкой и производством Т-72 и его дальнейшим совершенствованием неразрывно связано имя конструктора бронетехники Валерия Венедиктова 1924—1995. Именно он стал главным конструктором данной машины. Конструкторские идеи в начале 1970-х постепенно претворялись в «железо», именуемое «объектом 172». И к лету 1971 года в стенах УВЗ произвели установочную партию из 15 машин. А на следующий год руководство танковой промышленности запланировало сравнительное испытание трех танков: Т-64А, Т-80 и «объекта 172» — мероприятие невиданных ранее масштабов. Испытательным полигоном для трех рот, укомплектованных танками одного типа, стали территории Украины, Белоруссии, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Многомесячный танковый марафон завершился на полигоне под Ашхабадом.
Пять причин, почему России срочно нужен новый танк
Украинские инженеры в очередной раз модернизировали гордость советского танкостроения — основной боевой танк (ОБТ) Т-72. Навесом для российских танков Т-72, защищающим боевую машину от FPV-дронов, восхитился журналист немецкого издания Юлиан Рипке. Сегодня танки семейств Т-72, Т-80 и Т-90 продолжают модифицироваться с учетом боевого опыта и пожеланий танкистов, участвующих в специальной военной операции, — сообщил Потапов. Идёт масштабная модернизация всех типов основных боевых танков, стоящих на вооружении Российской армии.
Т-72 «Урал» — Основной боевой танк
Основные танки Т-72Б в сирийском конфликте Т-72Б1 в Сирии Предисловие. До вступления России в войну самыми современными танками Сирийской Арабской Армии являлись Т-72АВ и Т-72М1, доведенные до уровня АВ (удобства ради далее в статье они будут. Модернизированный основной танк Т-72М1 с комплексом активной защиты «Арена-3». К западу от освобожденного ВС РФ города Авдеевка российские войска отбили у боевиков киевского режима в качестве трофеев два танка Т-72. Боевики Вооруженных формирований Украины получили на вооружение «мобилизационные» варианты танков ОБТ Т-72АМТ.