Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников.
Сретение Господне в 2025 году
15февраля–один из12главных праздников Православной Церкви–Сретение тая Богородица принесла Младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить Его Богу. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне — один из двенадцати важнейших праздников после Пасхи, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
Сретение Господне
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников | Сретение Господне – это один из древнейших праздников христианской Церкви, он завершает цикл рождественских торжеств. |
12 фактов о Сретении Господнем | О том, в чем суть праздника и какова его история, узнала Общественная служба новостей. |
Сретение Господне — Русская вера | В Сретение Господне проводят богослужения в православных храмах, служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом, а также освящают свечи. |
Праздник Сретения Господня - И.И. Туркин - читать, скачать | История праздника Сретение Господне — один из двенадцати важнейших праздников после Пасхи, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. |
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
Ну а в религиозной традиции Сретение - это символичный день, в который человечество встречается со своим Спасителем. По ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения Иисуса родители принесли своего первенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу. Там его, согласно Евангелию, встретил 360-летний старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, появившегося на свет. Взяв на руки Иисуса, Симеон Богоприимец заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого. Таким образом, Сретение, или Принесение во храм, считается знаковой встречей Ветхого и Нового Завета и знакомством человечества с новым Мессией. В Храме к Марии и ее сыну подошла 84-летняя вдова, которую все называли Анна-пророчица. Глянув на малыша, старушка так же признала в нем сына Божьего и будущего Спасителя.
Если вам приснится, что вы бежите куда-то или едете на большой скорости — это к новым возможностям. Если не побоитесь ответственности, вас ждет успех. Если вам привидится умерший родственник — хороший знак: вы находитесь под защитой свыше. Запомните все, что будет сказано в таком сне, и постарайтесь выполнить наказ близкого человека. Если в ночных грезах вам явился ваш начальник или тот, кто имеет власть над вами, в роли вашего подчиненного — это сигнал. Не бойтесь прыгнуть выше головы — у вас все получится. Именинник 15 февраля Василий. В детстве очень любит возиться со зверюшками и птичками, никогда не обидит беззащитное существо. Вася — любимчик бабушек и дедушек. Ему постоянно необходимо находиться в обществе сверстников. Общение с друзьями у Василия на первом месте. Он может вступить в конфликт с женой, чтобы не допустить ущемления интересов товарища. Василию нравится его работа, но он не будет стремиться к первенству в своем деле, чтобы не задеть честолюбивые помыслы своих друзей.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет Лк. Евангелист Лука, автор третьего по счету Евангелия, по профессии был врачом см. И как человек, имеющий отношение к науке, он привык тщательно исследовать и последовательно излагать факты. Прежде чем приступить к написанию Евангелия, Лука детально изучил все имеющиеся в его распоряжении письменные источники, повествующие о жизни Господа, о чем он сам свидетельствует в самом начале своего Евангелия: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен Лк. Поэтому Евангелие от Луки отличается историчностью и особенной точностью в изложении событий. Лука приводит больше, чем все остальные евангелисты, эпизодов из детства Иисуса Христа, в числе которых — и повествование о Сретении Господнем. Знаете ли вы, о чем нам говорят тропарь и кондак праздника? Тропарь и кондак - краткие песнопения, отражающие суть празднуемого события. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. В переводе на русский язык он будет звучать так: «Радуйся, благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещающий пребывающих во тьме. Веселись и ты, старец праведный, взявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение». Кондак: Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. В переводе на русский: «Христе Боже! Ты спас нас, предварив спасение освящением утробы Девичей и благословением рук Симеоновых, как и подобало промыслу Твоему. Умиротвори же кипящую борениями жизнь нашу и укрепи людей, которых возлюбил Ты, Единый Человеколюбец». Последний ветхозаветный святой встретился с Первым Святым Новозаветным. И тропарь, и кондак повествуют нам одновременно и о Богородице, и о святом Симеоне Богоприимце. Тропарь через эти два святых лица возвещает радость всем людям, которые жили и будут жить на земле. Людям, находящимся во тьме ада и во тьме мира сего. Кондак же говорит о том, что весь Ветхий Завет, Израиль и Закон свелись к одному — «освящению утробы Девичей», а Первородный Ее Младенец, пройдя теперь через все предписанные Законом сакраментальные действа, связанные с рождением человека, приветствует и благословляет в лице праведного Симеона изможденное и жаждущее спасения человечество. Знаете ли вы, зачем родители с Иисусом пришли в храм? В 40-й день после рождения Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни Израильского народа. Для чего это было сделано, можно узнать, если внимательно прочитать Евангельский текст: Чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных Лк. Женщина, родившая младенца мужского пола, по закону Моисея см. Две горлицы, принесённые Святым Семейством, свидетельствуют о бедности. Совершался этот обряд по велению Самого Бога в память об исходе народа Израильского из Египта после десяткой казни, когда каждый первенец в Египте был умерщвлен ангелом Божиим. Об установлении этого обычая повествует книга Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. Стоит отметить, что Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, так как Она неискусомужно то есть без участия мужа, девственно родила Источник чистоты и святости, но Она смиренно подчиняется предписанию закона. Ведь и Сам Господь позднее говорит о Своем исполнении иудейского закона: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Мф. С самых первых дней начинается это исполнение законных предписаний Спасителем. Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Он принимает Обрезание по закону, приводится по закону, представляем бывает по написанному в законе Господнем, приносится жертвоприношение согласно реченному в законе Господнем» [1]. Принесение во храм Сретение Господне. Симон Вуэ Париж, 1590-1649 -- 5. Что мы знаем о праведном Симеоне? Ставшее традиционным предание говорит нам, что праведный Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык — так называемого «Перевода семидесяти», или «Септуагинты». Однако он, скорее всего, не принадлежал к числу самих семидесяти старцев, которые, выполнив в далеком 271 г. Праведный Симеон же работал над переводом книг пророческих что соотносится с историческими данными, ведь полный перевод канона Ветхого Завета закончился незадолго до Рождества Христова , в ходе работы обратив внимание на следующее место из пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил Ис. Переводчик смутился, посчитав слова о деве ошибкой переписчиков, и собрался внести в свой перевод соответствующее исправление, как вдруг руку его удержал Ангел Господень и сказал: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Немного другая версия того же предания доносит нам еще одну историю. Старец засомневался в правдивости слов пророка Исаии и по пути из Египта в Израиль поделился со спутниками своими сомнениями. Когда они проходили мимо реки, старец снял с руки драгоценный перстень и выкинул его в воду со словами: «Если найду его, то смогу поверить изречению пророка по букве». Буквально на следующий день в одном селении он купил рыбу, а когда готовил ее, то нашел в ней тот самый, брошенный им перстень. Тогда в сердце святого старца не осталось ни капли сомнения по поводу истинности слов пророка. Подобное уже было в Священном Писании: праведный Захария, о чем говорится в самом начале Евангелия от Луки, также смутился словом Божиим и за это лишился голоса до тех пор, пока не родится сын его, Иоанн Предтеча. Когда же эта таинственная печать безмолвия разрешилась, он, исполнившись Духа Святого, прорек: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего Лк. Вот и праведный Симеон, смутившийся словом Божиим, получил свое святое и благое «наказание» — только печать, в данном случае, была наложена не на уста, а на смерть.
Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год.
Праздник Сретения Господня
Сретение Господне, даже если праздник выпадает на постную среду или пятницу, можно вкушать рыбу. Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести. В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) По наступлении сорокового дня, Пресвятая Дева, в сопровождении Иосифа, отправилась с Божественным Сыном Своим из Вифлеема в Иерусалим, чтобы там в храме исполнить всё, предписанное законом. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Важный, торжественный праздник православного мира – Сретение Господне, отмечается через 40 дней после Рождества.
Что такое Сретение Господне: история праздника, обычаи
Сретение Господне. Андрей Рублев. Как и Богородица, святой праведный Симеон не считал ветхозаветную жизнь жизнью в полном смысле этого слова. Однако не только смерти он жаждал — в ней ветхий человек вряд ли мог видеть хоть какой-то свет. Но ожидание смерти в его сердце было неразрывно вплетено в ожидание Мессии, Спасителя мира, который откроет душам нашим лестницу в рай и блаженную, вечную жизнь. Канон богослужебной книги под названием Минея в нескольких тропарях говорит о праведном Симеоне даже как о некоем Иоанне Предтече для пребывающих в темнице ада: «По обещанию Божьему увидел ты, Симеон, Господа, и воскликнул: отпусти, Спаситель мой, ныне раба Твоего, да проповедаю пребывающим в аду твое божественное воплощение», и «Исполнился ты, Симеон, водами божественными, и сошел в ад, где увидели тебя узники там пребывающие исполненным божественной росы». Наконец, стоит отметить, что в своей молитве к Господу праведный Симеон, в отличие от приведенных выше слов Захарии, подчеркивает, что Спаситель пришел не только лишь для Израиля, но и для всего мира, для всего человечества.
Израильский народ в лице Богородицы оказался чревоносителем Христа, Который, родившись, открыл Свои нелицеприятные объятия для всех нас. Интересно, что в древнем христианском документе, которое называется "Протоевангелие Иакова" и входит в Священное Предание Церкви, говорится о том, что после смерти Захарии, отца Иоанна Крестителя, первосвященником избрали Симеона. Какие два пророчество произнес Симеон? Из Евангелия от Луки мы знаем, что святой праведный Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме произнес два пророчества: одно, касающееся младенца Иисуса, а другое — непосредственно самой Пречистой Девы. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец Лк. Второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы Блаженный Феофилакт Болгарский обращает внимание на несколько важных деталей в 34-м стихе.
Он пишет, что праведный Симеон благословил обоих: младенца Иисуса и Мать Его Марию, но обращается с пророческими словами только к Матери. Рассуждая о первом пророчестве, касающемся самого Христа, блаженный Феофилакт пишет так: "Сей лежит на падение неверующим, а верующим — на восстание. Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие". Лопухин пишет, что слова "на падение" в пророчестве указывают на суд, который должен совершиться согласно пророку Исаии в результате явления и деятельности Мессии: одни соблазнятся и не признают Христа, а другие, следуя словам Его, восстанут через Него к новой жизни Ис. Также он пишет о том, что, несмотря на то, что явление Христа было само по себе чудесным и являлось признаком исполнения Божественных обетований о пришествии Мессии, против Него ополчились многие из иудеев, что закончилось распятием Спасителя на Кресте. Преподобный Максим Исповедник считал, что это пророчество можно понимать и в другом смысле: Христос лежит «на падение страстей и лукавых помыслов в каждом из верующих, на восстание же добродетелей и всякого богоугодного помысла».
Теперь обратим внимание на текст второго пророчества Симеона, обращенного к Богородице. Праведный муж под словами и Тебе меч пройдет душу подразумевает будущие страдания матери за Своего Сына, которые придется пережить Марии, когда Она будет видеть распинаемым на Кресте Своего Сына и Господа. Лопухин пишет: «Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом». Это второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы: "Умягчение злых сердец", который еще называется "Симеоново проречение", и "Семистрельная". Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" Эти пророческие слова удивительно толкует преподобный Роман Сладкопевец в одном из кондаков на праздник Сретения: «Тайна же будет настолько пререкаемой, что в Твоем уме возникнет колебание. Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту Твоего Сына, Непорочная, вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие, и чудеса неизреченные — тотчас усомнишься.
Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч. Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление, Ученикам же Своим — мир непобедимый Единый Человеколюбец» [3]. Взирая на образ Божией Матери, мы видим, сколь много стрел вонзилось в сердце Пречистой Девы. И каждый из нас в своей жизни иногда испытывает тяжелые муки и испытания, которые терзают сердце. А прибегая в молитве к Богородице перед Ее образом «Умягчение злых сердец», мы можем получить утешение, и тогда наши душевные терзания прекратятся. Об этом красноречиво говорит епископ Кассиан Безобразов : «Тайна богоматерней любви открывается верующему в трепетном опыте личного благочестия.
Мы познаем Матерь, утешающую нас в скорбях и направляющую нас по пути спасения» [4]. Далее Симеон продолжает говорить о Христе и высказывает такую мысль: результатом пререканий в народе об Иисусе Христе, которые в свою очередь должны были тяжело отразиться на Божьей Матери, стало то, что многие сокрытые мысли стали явными. Открылись, то есть люди стали говорить, что думают и сами определяли: быть им со Христом, Мессией, Которого они так ждали, или же отвернуться от Него и продолжать верить в приход другого избранного, который избавит народ Израильский от власти Рима и сделает их властелинами всей земли. Также после распятия и Воскресения Христа многие неверующие утвердятся в вере во Христа и станут основанием для Церкви Христовой на земле. Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? На сороковой день святое семейство прибывает в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев.
Евангелие повествует нам, что при входе в храм святых родителей встречают двое людей — мужчина и женщина. Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Судя по всему, при храме существовал особый институт вдовиц, посвятивших себя служению Богу. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства Когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или же когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды, святая Анна, подойдя и подтверждая пророчества Симеона Богоприимца, славила Господа и благовестила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. По сути дела, это единственные сведения о святой, дошедшие до нас благодаря евангелисту Луке.
Стоит отметить, что до Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия. Они удостоились встретить в храме Младенца, в Лице Которого уже соединились Божество и человечество. Примечательно, что Православная Церковь на следующий день после Сретения празднует память праведных Симеона и Анны, подобно тому, как сразу после других двунадесятых праздников Церковь отмечает память основных действующих лиц того или иного священного события — как Иоанна Предтечи после Крещения и Архангела Гавриила после Благовещения. Какова история появления и развития праздника Сретения Господня в Церкви? Первое упоминание о празднике Сретения Господня мы находим в древнем христианском источнике IV века «Паломничество ко Святым местам» монахини Этерии, которая в 80-х годах четвертого столетия совершила паломничество на Святую Землю и в своих воспоминаниях об этом путешествии описала особое торжество, совершающееся на 40-й день после Богоявления в Церкви Иерусалима. Этерия пишет: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью.
В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в народе стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда, например, поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.
После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы «Умягчение злых сердец» ее еще называют «Сименово проречение» , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны.
Известно, что традиция отмечать Сретение через сорок дней после великого праздника Рождества Христова, поскольку организм женщины проходит полное очищение после родов именно за этот срок. Праздник сегодня: традиции Дата проведения праздничной литургии, посвященной Сретению, закреплена в календаре за 15 февраля. Этот день имеет свои традиции, сопоставимые с событиями, описанными в Евангелии Луки: Верующие посещают храмы и слушают две литургии. В этот день освещают воду и свечи, которые считаются оберегом от зла, как внешнего, так и внутреннего. Праздничный стол устраивают дома, уже после торжественной литургии.
Желающие крестят своих детей. Приветствуется также помощь нуждающимся.
Так возник указываемый древними и современными уставами крестный ход на праздник Сретения в православных монастырях. В Риме начало процессии со свечами на Сретение восходит, вероятно, к концу V столетия, то есть ко времени установления самого праздника папой Геласием. Ее смысл здесь иной, нежели на Востоке отсутствует память о чуме и других бедствиях , и процессия имела, как и сам праздник, конкретный апологетический смысл, будучи направленной против февральских языческих мистерий. Достоверно известно о придании этой процессии большой пышности и поучительности папой Сергием I 687—701. Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия.
Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер. В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа. Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник. Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае.
Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме 432—440-е гг.
Многофигурная сцена Сретения трактуется здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу святому Симеону. Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода — святого Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, церкви Успения в Дафни. Интересной особенностью в изображении Кирилловского храма является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Нужно отметить следующее: евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией Благовещения. Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор, была помещена сцена Рождества Христова, на северной стене, в пятом регистре, находилось Сретение, а на противоположной, южной, стене — Крещение. При этом сцена Сретения была расположена рядом с композицией Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления схем дала 7-я глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление».
И в Сретении, и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества: как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон видит в Младенце Спасителя. Уникальный вариант иконографии Сретения зафиксирован в средневековом грузинском искусстве: в композициях Сретения отсутствует алтарь, обычно изображаемый в центре. Вместо него присутствует горящая свеча в нескольких случаях — две свечи как символ жертвы Богу. Рассматривая не только расположение Младенца, но и общую композиционную схему изображений, возможно также выделить два других варианта иконографии праздника: Сретение, показанное в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон [13]. Примечательно, что в обоих вариантах часты изображения Евангелия на престоле. Эта иконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности и ветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление новозаветной эры, ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. Начиная с XVII века, древнерусская иконография Сретения интенсивно дополняется новыми сценами и становится более детализированной: изображения новозаветной Троицы; взывающих ко Христу из адской пасти ветхозаветных праведников; благовестия ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исаии, и многое другое. Георгий Битбунов 14 февраля 2010 г.
Письма паломницы iv века. Кроме того, пространные отрывки из древних сочинений, в которых описывается эортологическая динамика Сретения, можно найти в книге: Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Сретение Господне.
Молитвы праздника Сретение Господне
- Сретение Господне. История и традиции большого праздника
- Традиции и обряды праздника
- Приметы в день Сретения Господня
- Сретение Господне — история и значение Праздника
Сретение Господне: история, традиции и обычаи
Сретение Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | В этот день празднуют Сретение Господне в память о событиях из жизни Иисуса Христа, когда Он еще жил на земле. |
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ - Древо | Сретение Господне в 2019 году будет отмечаться 15 февраля, история праздника, традиции и обычаи, интересные факты и подходящая литература для изучения. |
Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля
Разумеется, как и в наше время, так и в древности, при народных бедствиях, обращались к Богу с усердной молитвой о помиловании. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью. Стихиры стиховны составлены монахом Козьмою и Андреем Критскими. Что к Богородичным, а не Господским праздникам принадлежит Сретение Господне, видно из того, что если этот праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не оставляется, как это и бывает во все Богородичные праздники; тогда как в Господские праздники, случившиеся в воскресенье, воскресная служба опускается. Иногда праздник этот называется — Сретением Пресвятой Богородицы. Что может быть подтверждено и самим фактом принесения Богомладенца во храм.
Сорокадневный Младенец Иисус именно был принесен Мариею во храм по закону еврейскому. Главным действующим лицом настоящего священно — исторического события является Богоматерь, а отсюда и празднуемое событие должно отнести более к Ней, чем к Богомладенцу Иисусу, что и увидим ниже из богослужебных песнопений на сей день. Еще с 15 января Церковь начинает напоминать чадам своим о приближении праздника Сретения Господня пением ирмосов этого праздника «Сушу глубокородительную землю». Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 9-го февраля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. На всенощном бдении праздника читаются три паримии: первая Исх.
На всенощном бдении этого праздника бывает лития, благословение хлебов и елепомазание верующих при целовании иконы праздника. Евангелие на литургии читается от Луки 2: 22 — 40. В некоторых местах пред началом литургии, в воспоминание избавления от моровой язвы, бывшей в 542—543 гг. Как на особенность в совершении Богослужения можно указать следующее. На другой день Сретения — 3-го февраля Церковь совершает память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.
Общая нравственная мысль описываемого нами праздника — внушение смирения и беспрекословного повиновения воле Божией. Народные обычаи в день Сретения В некоторых местах России существует обычай в день Сретения освящать в церкви воду от «пристрита», т. Началом этого обычая, может быть, послужило известное в древне — христианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца, в противодействие суеверным не христианским обрядам, которыми сопровождались празднования новомесяца. Непонятно, почему именно Сретенской, а не Богоявленской воде приурочено исключительное значение и действие от «пристрита». Что касается магического значения человеческих глаз вообще, то явление это наблюдается у разных народов и даже в самом священном писании.
По этому вопросу подробную справку дает о. Церкви жене-родильнице». По словам пророка Исаии «вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием «стрелянием» очес... По народному же поверью следует опасаться вообще всякого «злого глаза», недоброго, лихого человека. Он может «сглазить».
Средством против этого «сглазу» служит для народа «вспрыскивание чрез уголек». Сильное влияние, или воздействие, при посредстве глаз на других наблюдается у многих знаменитых людей. Император Николай Первый тоже имел пронзительные, «острые» глаза. Многие лица трепетали пред жгучим, «магическим» взором приснопамятного святителя Московского Филарета. Значит, истинно вековечное мудрое изречение: «Глаза sive лицо есть зеркало души».
Простой народ по дню Сретения предсказывает будущую погоду и урожай. На Сретение снежок, весной дожжок. Какова погода на Сретение, такова будет и весна. Вероятно, в виду такого значения в сельскохозяйственном отношении дня Сретения, в некоторых местах крестьяне, по суеверному расчету, при начале косьбы, стараются закосить в тот день, в какой было Сретение; если оно было в воскресенье, то стараются вечером хотя несколько раз махнуть косою по траве. Таким образом, ковчег завета был только один для всего ветхозаветного периода, и его потеря, во время вавилонского плена, не могла быть вознаграждена другим ковчегом.
Известно, что начатый постройкою в 534 году, храм Заровавеля, после многих препятствий к постройке, был, наконец, окончен в шестом году Дария Гистаспа в месяце Адаре, в третий день месяца 516 г. Кроме того Симоном были возобновлены некоторые сосуды, не достававшие второму храму. В описании Соломонова храма венцов мы не встречали. Вероятно они были сделаны теперь. Далее следует целый ряд опустошений Иерусалимскаго храма и затем его исправлений, при чем каждый раз прибавляется нечто новое в видах укрепления и украшения храма.
В одно из таких исправлений храма получил происхождение особенный праздник: «обновление храма». Самое большое опустошение в храме было произведено Антиохом Епифаном; все сокровища и сосуды храма были в то время похищены, а самый храм осквернен идолослужением, на большом каменном жертвеннике Заровавеля был поставлен малый жертвенник Юпитера Олимпийского. Приведен был также в порядок и внешний двор, и окружающие его стены, пострадавшие в разных местах, были снова исправлены и возвышены. Заметим только, что реставрированный Иродом храм принял вид большого великолепия, сравнительно с прежним храмом, а величина дворов и объем самого храма достигли в полном составе площади Соломоновского храма. По позднейшему преданию здесь, в притворе, еще висел меч, сделанный из таланта золота с надписью: «дерзнувший взойти сюда иностранец да будет казнен смертью ».
Название «великой двери» дано ей только для отличия от находившейся рядом с нею малой боковой двери. Об украшении самого помещения храма Иосиф Флавий делает только общее замечание, что Тит, осмотрев его, нашел, что оно превосходит все описания; но в чем состояло его великолепие Иосиф не показывает. Следовательно и золотой обкладки, какую имели стены Соломонова храма, здесь не было. Среди храма висела большая виноградная кисть из золота. Что касается богослужебных принадлежностей средней части храма, то стол и светильник, увеличенные в числе Соломоном, теперь снова были сокращены до того минимума, который был назначен Моисеем для скинии; они стояли на 26-м локте от входа, один по правую, другой но левую сторону храма.
И на арке Тита в Риме нет жертвенника каждений.
С другой стороны, встреча в храме с Симеоном раскрывает мессианские пророчества о рождении мессии и знаменует завершение ветхозаветной эры и начало эры Нового завета. Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни.
Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. В древности такие свечи звали «громницами».
Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф. Огарки при этом нужно принести обратно в храм — на переплавку. Такие же чудодейственные свойства приписываются освящённой в день Сретения воде, которую после церковной службы, как и на Крещение, забирают домой.
Она должна, по преданию, защитить от болезней и других негативных влияний. Сретение приходится на день без поста, поэтому никаких ограничений в еде нет. Наши предки в этот день пекли «голубков» из сдобного теста в память об очистительной жертве родителей Иисуса.
Таких «голубков» приносили в храм на службу. Особенности богослужения на Сретение Господне Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия.
При этом в праздновании отражается долгая история праздника. Изначально, в первые века, 15 февраля славили Богоматерь, а позднее стали прославлять Иисуса Христа. Поэтому священники могут быть по-разному одеты во время службы: или в голубые одежды, так как голубой цвет символизирует непорочность Девы Марии, или в белые — этот цвет символизирует божественный свет.
А в VI веке в Византии его и вовсе сделали государственным праздником. Поздравления Кроме того, Сретение Господне считается молодежным торжеством. В этот день, 15 февраля, в церкви традиционно отмечают день православной молодежи. На некоторых приходах даже устраивают настоящие балы, где молодые люди знакомятся друг с другом.
Традиции Православный христианин в день Сретения Господня обязательно идет в храм на литургию. По возможности исповедается и причащается. Особого поста для этого праздника нет.
Сретение Господне - это один из самых древних праздников у православных.
И с этим днем связанно много традиций, обычаев и обрядов. Слово "сретение" можно перевести как "встреча". В этот день, согласно верованиям наших предков, зима встречается с весной - происходит переломный момент в годовых циклах. Ну а в религиозной традиции Сретение - это символичный день, в который человечество встречается со своим Спасителем.
По ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения Иисуса родители принесли своего первенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу. Там его, согласно Евангелию, встретил 360-летний старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, появившегося на свет.
Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
Сретение Господне — один из двенадцати важнейших праздников после Пасхи, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Установление празднования Сретения Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю.
Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля
Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем? | Подробнее об истории праздника Сретение Господне, традициях и приметах – в материале «Рамблера». |
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ | Поэтому давайте возьмем гениев себе в помощники и разберёмся, что же мы празднуем на Сретение Господне. |
Сретение Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды. |
Сретение Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | Праздник Сретения Господня-один из древнейших праздников христианской церкви, отмечаемый с 4 века нашей эры в Иерусалиме. |