Операция НАТО "союзная сила" началась 24 марта 1999года. Бомбардировка Югославии унесла жизни более 1700 мирных жителей и продолжалась 78 дней и ночей. В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы.
В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово
Социалистическая Федеративная Республика Югославия – европейское государство, находившееся на балканском полуострове. В 1999 году во время вооруженного противостояния сепаратистов Албании, полиции и армии Сербии начались бомбардировки СРЮ (Союзная Республика Югославия), организованные силами НАТО. Военная операция НАТО «Союзная сила» против Союзной Республики Югославия началась 24 мая 1999 года. В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Югославия — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ. Белорусские дипломаты приняли участие в мероприятии в память о жертвах агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия.
Королевство Югославия
- «19 стран напали на одну»: в Сербии отмечают годовщину начала натовских бомбардировок
- Новости и события Российского исторического общества
- Союзная Республика Югославия
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Новости и события Российского исторического общества
Мы заморозили отношения с НАТО. Я, как главный военный представитель России при НАТО, был отозван из Брюсселя, а уже 30 марта в Белград была направлена большая российская делегация», - напомнил Заварзин. Однако дальнейшие события развивались, к сожалению, не по нашему сценарию, констатировал Заварзин. И в последующем они сделали все, чтобы незаконно, без референдума в нарушение резолюции отторгнуть Косово от Сербии», - сказал депутат. По его словам, Балканы всегда были и останутся зоной наших исторически сложившихся стратегических интересов. Его раздражает независимая политика Сербии и непризнание статуса Косова. Поэтому они подталкивают оппозицию и фашиствующие хулиганские элементы к беспорядкам», - сказал зампред думского комитета, выразив уверенность, что сербский народ и руководство сумеют справиться с этой ситуацией. Наша задача — поддержать братскую Сербию, заявил Заварзин. Россия сильна во всех отношениях, в том числе и в военном.
В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии резолюция 3314 однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование. Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув три голоса — «за», 12 — «против» представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании.
Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций. Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу. Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников.
Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников. По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов».
Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии.
Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока.
Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры».
Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс.
Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков.
По данным югославской стороны были сбиты 61 натовский самолет, 238 крылатых ракеты, 30 беспилотных аппаратов и 7 вертолетов независимые источники дают цифры 11, 30, 3 и 3 соответственно. Силы и средства ПВО были сохранены за счет того, что Югославия отказалась от проведения воздушной оборонительной операции. В результате натовских бомбардировок погибло более 2000 мирных жителей, ранено свыше 7000 человек, уничтожено и повреждено 82 моста, 422 задания образовательных учреждений, 48 медицинских объектов, важнейшие объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры, более 750 тыс.
Общий материальный ущерб от агрессии НАТО составил свыше 100 млрд. Югославское руководство согласилось отвести из Косово и Метохии венные и полицейские силы. К апрелю 2000 г. Но это не остановило межэтнического насилия. За год после прекращения агрессии НАТО в крае было убито более 1000 человек, изгнано более 200 тыс. В 2002 году прошел Пражский саммит НАТО, узаконивший любые операции альянса за пределами территорий входящих в него стран «повсюду, где это потребуется».
Этот инцидент получило заметное освещение в натовской информационной войне против Сербии. Средства массовой информации стран НАТО неоднократно демонстрировали фальсифицированную намеренно ускоренную видеозапись уничтожения поезда в момент прохождения по мосту. Утверждалось, что пилот случайно подловил поезд на мосту. Самолёт и поезд двигались слишком быстро и пилот не смог принять осмысленное решение, результат — трагическая случайность. Подробно об операции США и его союзников «Союзническая сила» Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Причем поводом для натовского вооруженного вмешательства явилось резкое обострение в 1998 году до тех пор вяло текущего конфликта.
Причем здесь нельзя игнорировать объективный факт постоянного, методичного нагнетания напряженности в колыбели сербской культуры — Косово, — при первое время скрытой, а затем, начиная с конца 1980-х годов, уже почти не скрываемой поддержке Западом сепаратистских устремлений албанского населения. Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии резолюция 3314 однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование.
Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув три голоса — «за», 12 — «против» представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании. Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций. Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу. Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока.
Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников. По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов».
Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии.
Морские подступы к зоне боевых действий блокировала эскадра НАТО, имевшая в своем составе авианосцы, ударные корабли и подводные лодки.
В Адриатическом море находилась исходная военно-морская группировка альянса. Сухопутные войска НАТО активного участия в конфликте не принимали, однако миротворческие силы альянса в соседних с Югославией странах были выведены из подчинения ООН с тем, чтобы в любой момент вступить в бой. Для этого была спланирована и проведена в период с 24 марта по 10 июня 1999 года воздушная наступательная операция, которая проходила в рамках трех основных фаз. При этом в течение 2-3 суток ударами с воздуха преимущественно в темное время суток предполагалось уничтожить радиолокационные посты, огневые средства, узлы связи и пункты управления ВВС и ПВО, дезорганизовать системы военного и государственного управления. Поскольку, прежде всего, Североатлантическому альянсу требовалось подавить противовоздушную оборону и дезорганизовать управление вооруженными силами Югославии, атакам подверглись главным образом элементы системы ПВО, аэродромы базирования боевой авиации, командные пункты и пункты всех звеньев управления. Силы и средства радиотехнической разведки создавали сплошное радиолокационное поле над территорией страны с нижней границей 1—2 км.
Маловысотное поле с нижней границей 100—200 м обеспечивалось только в районах наиболее важных объектов. Дальность стрельбы по цели типа «крылатая ракета» этими комплексами не превышала 11—15 км с эффективностью не более 0,2—0,3. С высокоточным оружием противника югославам фактически было нечем бороться. К этому следует добавить полное отсутствие централизованного управления и взаимодействия с истребительной авиацией и ПВО Сухопутных войск, малый опыт практической работы боевых расчетов. Возможности бортовых радиолокационных станций югославских машин практически не обеспечивали атаку малозаметных самолетов типа F-117A. Данный этап операции получил условное наименование «Объединенная сила».
Адекватность применяемых сил и средств поставленной задаче после доразведки степени поражения югославских объектов послужили началом корректировки тактики применения СВН и переходу в последующем к «адаптивному управлению боевыми действиям» оно в полной степени проявилось и получило дальнейшее развитие в войне с Ираком в 2003 году. В целом же командование альянса по-прежнему стремилось уничтожить ПВО СРЮ, завоевать превосходство в воздухе в районе боевых действий, а также разрушить все основные военные и промышленные объекты на югославской территории. За 15 дней проведения операции боевая авиация НАТО совершила более 1700 самолето-вылетов, были применены около 450 крылатых ракет морского и воздушного базирования. Проведение каждого удара обеспечивалось созданием помех радиоэлектронным средствам югославской ПВО 3-4 самолетами ЕА-6Б и индивидуальными средствами самоприкрытия. Контроль воздушного пространства в районе боевых действий, управление авиацией в ходе налетов и оценка их результатов осуществлялись с воздушных командных пунктов на самолетах Е-3А системы AWACS и С-130, использовавших информацию разведывательных искусственных спутников земли ИСЗ , а также с наземных пунктов правления ПУ , расположенных на территории сопредельных государств. Для повышения точности наведения самолетов и крылатых ракет широко применялись радиомаяки-приводы, устанавливавшиеся вблизи объектов группами спецназа.
Югославию так и не присоединили. Исторические хроники РАПСИ
Союзная Республика Югославия (СРЮ) образовалась после выхода Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии в 1991-1992 годах из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). Союзная Республика Югославия распалась в 2003 году после того, как Федеральное Собрание Югославии проголосовало за принятие Конституционной хартии Сербии и Черногории, которая учредила Государственный союз Сербии и Черногории. Читайте последние новости дня по теме Югославия: Под бомбами НАТО: 25 лет назад Лукашенко прилетел в Югославию ― история в видео, Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году. Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года.
Новости и события Российского исторического общества
Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии резолюция 3314 однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование. Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув три голоса — «за», 12 — «против» представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании. Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций.
Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу. Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников. По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов».
Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока.
Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям.
Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд.
К октябрю 2000 года Милошевич потерял власть в Сербии. Последующие правительства Черногории проводили политику за независимость, и политическая напряженность в отношениях с Сербией кипела, несмотря на политические изменения в Белграде. Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. Создание конфедерации В 2002 году Сербия и Черногория пришли к новому соглашению о продолжении сотрудничества, которое, среди прочих изменений, обещало конец Югославии. Обе страны до этого были частью Союзной Республики Югославии.
Была достигнута договоренность о новой конституционной хартии, которая обеспечит основу для управления страной. Независимость Черногории В воскресенье, 21 мая 2006 года, черногорцы проголосовали на референдуме о независимости. Такое количество голосов «за» было необходимо для роспуска Югославии. Последующее провозглашение независимости Черногории в июне 2006 года и Сербии 5 июня положило конец конфедерации Югославии и, таким образом, последних оставшихся пережитков Союзной республики. Экономическое развитие союзной республики Югославия Государство значительно пострадало в экономическом отношении из-за распада и неэффективного управления экономикой, а также продолжительного периода экономических санкций. В начале 1990-х годов СРЮ страдала от гиперинфляции югославского динара. К середине 1990-х годов СРЮ преодолела инфляцию. Дальнейший ущерб инфраструктуре и промышленности Югославии, вызванный войной в Косово, оставил экономику лишь вдвое меньше, чем в 1990 году. После свержения бывшего президента Федеративной Югославии Слободана Милошевича в октябре 2000 года, коалиционное правительство Демократической оппозиции Сербии ДОС осуществило меры стабилизации и приступили к агрессивной программе рыночных реформ. После возобновления членства в Международном валютном фонде в декабре 2000 года Югославия продолжила реинтеграцию с другими странами мира, присоединившись к Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития.
Средства массовой информации стран НАТО неоднократно демонстрировали фальсифицированную намеренно ускоренную видеозапись уничтожения поезда в момент прохождения по мосту. Утверждалось, что пилот случайно подловил поезд на мосту. Самолёт и поезд двигались слишком быстро и пилот не смог принять осмысленное решение, результат — трагическая случайность. Подробно об операции США и его союзников «Союзническая сила» Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Причем поводом для натовского вооруженного вмешательства явилось резкое обострение в 1998 году до тех пор вяло текущего конфликта. Причем здесь нельзя игнорировать объективный факт постоянного, методичного нагнетания напряженности в колыбели сербской культуры — Косово, — при первое время скрытой, а затем, начиная с конца 1980-х годов, уже почти не скрываемой поддержке Западом сепаратистских устремлений албанского населения. Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии резолюция 3314 однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии».
Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование. Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув три голоса — «за», 12 — «против» представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании. Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций. Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу. Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников.
По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции.
Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры».
Мы сейчас заявляем о том, что мы готовы к союзу с государством, власти которого несут свою долю ответственности за человеческую трагедию на Балканах. Я имею в виду ответственность Милошевича за вытеснение албанцев с территории Косово. И каков результат? Результат - рост беспокойства среди мусульманского населения России. Поэтому я хочу призвать вас: давайте не будем торопиться, давайте дадим нашим дипломатам шанс выступить активными посредниками в урегулировании кризиса на Балканах, давайте вернемся к обращению Скупщины после завершения военных действий". Геннадий Чуркин Аграрная депутатская группа : "Аграрная депутатская группа целиком поддерживает то постановление, которое предложено, и голосовать за него мы будем единогласно. Вместе с тем я бы хотел предостеречь. Сегодня попытка говорить многих политиков, опять-таки тех, которые привели мировое сообщество практически к тому, что всем странам, которые не пытаются ложиться под НАТО, стали диктовать свой мировой правопорядок - их порядок!.. Хочу напомнить, что это не локальная война. Если хотите, это локальная война, но с глобальными последствиями. Поэтому я призываю всех депутатов, честных, порядочных, без словоблудия проголосовать за это постановление". Николай Рыжков "Народовластие" : "Я думаю, что, если мы сегодня не проголосуем за это постановление, которое только в общем виде дает направление нашей работе, мы предадим Югославию. Но этого будет мало: мы раз и навсегда оттолкнем другие государства, которые сегодня думают, что надо в конце концов объединяться. Мы оттолкнем их, потому что мы предадим идеи интеграции. Я думаю, что нам сегодня надо обязательно принимать это решение. Если мы не примем такого решения, если мы не создадим такой новый союз, я думаю, что наше будущее будет очень темное. И не только наше, но и других стран. Нас поодиночке рано или поздно уничтожат или оккупируют. И дело идет к этому. Не надо быть близоруким! Я считаю: те, кто сегодня находит причины для того, чтобы не делать этого, или политически близоруки, или предают национальные интересы нашего государства.
Королевство Югославия
- «Вторая Югославия»
- СФРЮ — Polandball вики
- День Республики Сербской: 30 лет новейшему государству сербского народа | Балканист
- В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово
- С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
- Просто Новости
С бомбардировок НАТО в Югославии – 25 лет: как и почему уничтожали страну
Обострились также национальные проблемы. Тито хорват по национальности , пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий.
Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась - вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу. Распад Югославии После смерти президента Тито 4 мая 1980 года лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться.
В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений.
В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию.
В Словении новый лидер партии Милан Кучан с 1986 приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича. Югославское правительство во главе с Анте Марковичем находился у власти в 1989—1992 предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области — введение многопартийной системы и создание правового государства.
В 1990 году удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку. В том же году на республиканских выборах в Югославии победили националистические оппозиционные партии, лишь в Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».
Осенью 1990 года лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию шести республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 года хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.
В 1991 году Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства - Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в начале 1992 года - Босния и Герцеговина. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Рост напряжения Политические отношения в федеративном государстве становились все более напряженными, особенно на фоне волны убийств высших деятелей политических, криминальных и государственных деловых кругов в обеих республиках Желько «Аркан» Рожнатович, Павле Булатович, Чика Петрович и Горан Жугич , а также два покушения на жизнь оппозиционного политика Вука Драшковича. К октябрю 2000 года Милошевич потерял власть в Сербии. Последующие правительства Черногории проводили политику за независимость, и политическая напряженность в отношениях с Сербией кипела, несмотря на политические изменения в Белграде.
Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. Реклама Создание конфедерации В 2002 году Сербия и Черногория пришли к новому соглашению о продолжении сотрудничества, которое, среди прочих изменений, обещало конец Югославии. Обе страны до этого были частью Союзной Республики Югославии. Была достигнута договоренность о новой конституционной хартии, которая обеспечит основу для управления страной. Независимость Черногории В воскресенье, 21 мая 2006 года, черногорцы проголосовали на референдуме о независимости. Такое количество голосов «за» было необходимо для роспуска Югославии.
Последующее провозглашение независимости Черногории в июне 2006 года и Сербии 5 июня положило конец конфедерации Югославии и, таким образом, последних оставшихся пережитков Союзной республики. Экономическое развитие союзной республики Югославия Государство значительно пострадало в экономическом отношении из-за распада и неэффективного управления экономикой, а также продолжительного периода экономических санкций. В начале 1990-х годов СРЮ страдала от гиперинфляции югославского динара. К середине 1990-х годов СРЮ преодолела инфляцию.
Слободан Милошевич принял политическую часть соглашения, однако не согласился на замену своих силовиков натовскими, так как считал это нарушением суверенитета Югославии. Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер позже признал , что соглашение в Рамбуйе, призывающее разрешить присутствие войск НАТО на территории Югославии, было провокацией и оправданием для начала бомбардировок. При этом у союзников не было никаких оснований задействовать статью, дающую право на применение силы, поскольку ни одно государство из членов НАТО не было атаковано. А Россию просто уведомили о начале ударов, хотя она была членом переговорной группы по Косову. Ему предстояли важные переговоры. Звонок Альберта Гора застал российскую делегацию в районе острова Ньюфаундленд: вице-президент США сообщил о начале военной операции "Союзная сила" в Югославии. Примаков немедленно отменил свой визит в США. Узнав о начале бомбардировок, глава российского правительства в буквальном смысле развернул свой самолет и вернулся в Москву. Это решение, вошедшее в историю как "разворот над Атлантикой", вызвало бурную реакцию и обсуждение как в России, так и за рубежом. Кто атаковал Югославию в 1999 году В операции "Союзная сила" так или иначе принимали участие 19 стран Альянса. Активнее всего действовали 14 стран. Военные задействовали свыше тысячи самолетов большая часть была предоставлена США. Американский генерал Уэсли Кларк принял общее командование над объединенными силами Альянса. Разрабатывался и план наземной операции, который в итоге не был утвержден из-за риска больших потерь. За ее проведение, в частности, выступал тогдашний сенатор Джо Байден, ныне американский президент. Как Югославию равняли с землей Начало ударов Первые удары по Югославии были нанесены 24 марта в 23 часа 45 минут и продолжались до 4 часов утра. Затем обстрелу были подвергнуты военный аэродром под Белградом и крупные промышленные объекты в городе Панчево. Всего за первый день операции силами НАТО были поражены 53 объекта. Правительство Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны объявило о введении военного положения. Впоследствии Североатлантический альянс принялся методически уничтожать объекты инфраструктуры: мосты, заводы, транспортные узлы, электростанции и линии электропередачи. Самолеты сбрасывали бомбы не только на военные, но и на гражданские и даже жилые объекты. Так, 23 апреля в Белграде разбомбили здание Радио и Телевидения Сербии, в результате чего погибли 16 человек.
Живадин Йованович отметил, что российско-белорусский договор последовал после того, как Великобритания заявила о планах поставить киевскому режиму снаряды с обедненным ураном, что также может считаться как «начало применения ядерного оружия против российских войск и России». Он добавил, что пропаганда НАТО пытается уменьшить опасность этого оружия, которое является «оружием массового уничтожения людей и живого мира». Он указал, что западные страны разместили базы с атомным оружием как минимум в пяти странах, куда входят Германия, Великобритания, Италия, Бельгия и Голландия. Также в Польше и Румынии находятся противоракетные системы, способные запускать ядерные боеголовки. При этом Лукашенко не видит провокаций в отношении своей республики со стороны Киева Президент России Владимир Путин 25 марта сообщил, что Москва и Минск договорились разместить ТЯО в Белоруссии, не нарушая режима нераспространения.
Атака с воздуха. Как проходила операция НАТО по разгрому Югославии
Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года. 27 апреля 1992 года Сербия и Черногория создали Союзную Республику Югославию (СРЮ). Руководство Союзной Республики Югославия (СРЮ) начало переговоры с Руговой о нормализации ситуации в крае. По данным Союзной республики Югославии, за 78 дней бомбардировок погибло более 1700 человек мирного населения в том числе 400 детей, более 10 тысяч были ранены, без вести пропали 821 человек. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации выражают глубокую тревогу в связи с непрекращающимися попытками коллективного Запада преподнести международному сообществу акт агрессии против Союзной Республики Югославии как миротворческую.
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. Сербия не хочет вступать в НАТО и забывать, кто отнимал Косово и Метохию и бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году, заявил в интервью РИА Новости гендиректор компании «Србиягаз», зампредседателя Социалистической партии Сербии (СПС). Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию. Постановление в связи с решением Скупщины Югославии "О присоединении Союзной Республики Югославии к Союзу Беларуси и России" Госдума приняла в тот же день подавляющим большинством голосов. В течение первых двух суток операции «Решительная сила» по объектам на территории Союзной Республики Югославии (СРЮ) было нанесено два ночных массированных ракетно-авиационных удара продолжительностью около трех часов каждый. Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая или Третья Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию.
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
Парламент Югославии принял сегодня решение о присоединении страны к союзу России и Белоруссии В постановлении отмечается, что "Союзная Республика Югославия заявляет о вступлении в союз России и Белоруссии". Во втором пункте документа выражена готовность СРЮ признать "все цели и принципы" этого союза и "взять на себя в полном объеме все обязанности, вытекающие из договора о союзе России и Белоруссии".
В обращении парламентарии призывают осудить военную операцию и принять меры по привлечению государств - членов НАТО к международной ответственности. В обращении парламентарии отмечают необходимость дать справедливую оценку грубейшему нарушению норм международного права, которое привело к дестабилизации работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, оказало негативное влияние на взаимоотношения между европейскими государствами. Парламентарии указали, что в период с марта по июнь 1999 года в результате ракетно-бомбовых ударов НАТО по гражданской инфраструктуре, включая объекты транспорта и энергетики, а также по промышленным предприятиям погибли свыше 2 тыс.
Масштабы экологической катастрофы до сих пор не поддаются оценке", - указано в документе. Убежденность коллективного Запада в своей непогрешимости и наличии у него права решать судьбы других народов и государств привела к взращиванию неонацистского режима на Украине, который после государственного переворота в 2014 году взял курс на осуществление политики геноцида по отношению к русскому населению и развязывание вооруженного конфликта на территории этой страны", - отмечают российские парламентарии. Картина приурочена к 25-й годовщине трагических событий. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
В ходе авиаударов были использованы запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обедненным ураном U 238 , а также кассетные бомбы и снаряды с графитоэлектромагнитной зарядкой, которые сбрасывались на местные ТЭЦ и энергообъекты. Бомбардировки нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов вызвали выпадение черного кислотного дождя, а нефть, нефтепродукты и токсичные вещества отравили водную систему Югославии и других стран Балканского полуострова. Решение Скупщины о присоединении к Союзу поддержала и Палата представителей Национального собрания Белоруссии. Однако ни Ельцин, ни российские сенаторы в целом не поддержали югославских, белорусских и российских парламентариев, так как такое решение могло породить целый ряд сложностей международного характера. Бомбардировки прекратились 9 июня 1999 года после того, как представителями армии СРЮ и НАТО в македонском городе Куманово был подписан военно-технический договор о выводе с территории Косово войск и полиции Союзной Югославии и о размещении на территории края международных вооруженных сил. Число военных и гражданских лиц, погибших в ходе операции, до сих пор точно не установлено. По оценкам властей Сербии, за время бомбардировок погибли порядка 2,5 тысяч человек, включая 89 детей.
Ранения получили 12,5 тысяч человек. Западная правозащитная организация Human Rights Watch, финансируемая фондами, связанными с правительством США, подтвердила 90 инцидентов, в ходе которых в результате бомбардировок НАТО погибло гражданское население. По данным организации, во время операции "Союзная сила" было убито от 489 до 528 мирных жителей. По официальным данным НАТО , в ходе кампании альянс потерял погибшими двух военнослужащих экипаж американского вертолета Aн-64, разбившегося в ходе тренировочного вылета в Албании. Одним из самых знаменитых в этой операции НАТО стал эпизод с потерей американского самолета F-117 "Стелс", который был сбит советским комплексом С-125 "Нева" 27 марта 1999 года в районе деревни Будановци в 60 километрах от Белграда. До тех пор "самолеты-невидимки" считались неуязвимыми для средств ПВО. Пилот американского самолета Дэйл Зелко катапультировался и выжил, более семи часов прятался в укрытии , затем был эвакуирован американским спецназом.
За время бомбардировок около 860 тысяч человек стали беженцами. По некоторым данным , край опустел на две трети. Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 30 до 100 миллиардов долларов.
До сих пор никто точно не может сказать, был ли удар, нанесенный по китайскому посольству, преднамеренным или случайным. Специалисты говорят, что это вряд ли можно сделать по ошибке. В любом случае, в тот момент в здании находились китайские журналисты. Все они погибли. Сейчас на месте посольства находится Китайский культурный центр, а рядом — небольшой монумент жертвам натовских бомбардировок. В центре Белграда стоит памятник трехлетней Милице Ракич, которая погибла от осколка в пригороде столицы.