Операция НАТО "союзная сила" началась 24 марта 1999года. Бомбардировка Югославии унесла жизни более 1700 мирных жителей и продолжалась 78 дней и ночей. Бомбардировки Югославии силами НАТО (в документах НАТО — операция «Союзная сила», англ. Operation Allied Force; также используются наименования операция «Благородная.
В Сербии намерены требовать от НАТО выплат пострадавшим от обедненного урана в Югославии
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела» | Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года. |
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет | Читайте последние новости и смотрите свежие видеорепортажи на сайте Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. |
Югославская СФСР | КБ
Всего за 1991-1995 гг. Война в Боснии и Герцеговине 1991-1995 гг. В апреле 1992 г. Мусульманским вооруженным формированиям противостояла Сербская добровольческая гвардия и отряды добровольцев. Югославская армия отвела свои подразделения, а затем была блокирована мусульманами в казармах. За 44 дня войны погибло 1320 человек, число беженцев составило 350 тыс.
После ультиматума ОБСЕ югославские войска были выведены с территории республики. Но обстановка в республике не стабилизировалась. Вспыхнула война между хорватами и мусульманами с участием хорватской армии. Руководство Боснии и Герцеговины разделилось на самостоятельные этнические группировки. Противоречия сербских лидеров с югославским руководством, а также блокада «голубыми касками» тяжелого вооружения сербов поставили их в тяжелое положение.
В августе-сентябре 1995 г. Роль ООН свелась к одобрению этой операции. Состав миротворческих многонациональных сил включал в себя 57300 человек, 475 танков, 1654 бронемашин, 1367 орудий, систем залпового гоня и минометов, 200 боевых вертолетов, 139 боевых самолетов, 35 кораблей с 52 самолетами палубной авиации и другое вооружение. Считается, что к началу 2000 г. Но полного согласия конфликтующих сторон так и не состоялось.
Не разрешенной осталась проблема беженцев. Война в Боснии и Герцеговине унесла более 200 тыс. Только Германия затратила на содержание 320 тыс. Война в Косово и Метохии 1998-1999 гг. В 1991-1998 гг.
Для пресечения волны насилия Белград ввел в Косово и Метохию полицейские части численностью 15 тыс. В июле-августе 1998 г. Это предопределило вмешательство государств-членов НАТО, потребовавших прекратить действия сербских сил под угрозой бомбардировок Белграда. Сербские войска были выведены из края и боевики АОК вновь заняли значительную часть Косово и Метохии. Началось насильственное вытеснение сербов из края.
Операция «Союзническая сила» В марте 1999 г. В операции «Союзническая сила» было использовано на первом этапе 460 боевых самолетов, к концу операции цифра возросла более чем в 2,5 раза. Численность сухопутной группировки НАТО была доведена до 10 тыс. Военно-морская группировка НАТО в течение месяца с начала операции была увеличена до 50 кораблей, снабженных крылатыми ракетами морского базирования и 100 самолетами палубной авиации, а затем увеличена еще в несколько раз по палубной авиации — в 4 раза. Всего в операции НАТО участвовало 927 самолетов и 55 кораблей 4 авианосца.
Войска НАТО обслуживались мощной группировкой космических средств. Югославские сухопутные войска насчитывали к началу агрессии НАТО 90 тыс. Югославская армия имела до 200 боевых самолетов, около 150 ЗРК с ограниченными боевыми возможностями. Для нанесения ударов по 900 объектам югославской экономики НАТО применили 1200-1500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования. Выполнялось от 600 до 800 боевых вылетов в сутки.
Всего за операцию было совершено 38 тыс. Применено также 37 тыс.
Распад Югославии ведь длился целых 17 лет… — Югославия начала распадаться кровавым образом: прошла короткая, но все-таки существенная война в Словении, потом была очень кровавая война в Хорватии в 1991 году, с 1992 по 1995 год шла война в Боснии и Герцеговине.
Все это время Россия занимала очень прозападную позицию. Вся система Министерства иностранных дел выполняла задачу попытки ввести Россию в новое, демократическое общество во главе с США. Поэтому сербам пришлось в этой ситуации самим отстаивать, как они считали, справедливость и делать это без поддержки Москвы.
У нас вообще была какая-то возможность вмешаться в этот конфликт? Разве мы не заключили с Югославией какой-то новый договор о сотрудничестве взамен того, который был расторгнут в 1949 году? Если и мог быть какой-то договор, то с СФРЮ, но ведь страна распадалась.
О своем выходе из состава Югославии — прим. И в этой ситуации они по старой дружбе, вспоминая XIX век и первую половину XX века, звонят в Москву и спрашивают: «Можете ли вы нам помочь в этой ситуации? И тогда Россия ответила отказом.
Потому что министром иностранных дел тогда был Андрей Козырев. В то время его даже называли «наш министр их иностранных дел». Козырев не отстаивал национальные интересы России, он вообще о них не знал и спрашивал о них американских политиков!
Остались документы, которые это подтверждают. Несмотря на то что внешнюю политику России, согласно Конституции, должен формировать президент, Ельцин полностью отдал внешнюю политику на откуп министру иностранных дел, для этого даже был издан специальный указ. Поэтому формировал и осуществлял всю внешнюю политику России именно Козырев.
Каким образом Югославии удалось стать таким связующим звеном? Поэтому Югославии пришлось лавировать между восстановлением отношений с Советским Союзом и поддержкой Запада, который сразу дал «зеленый свет» отношениям с ней.
Это сказывалось на широком вооружении, широкой развитоти и лёгкой селхоз, деревообработка , и тяжёлой промышленности металлургия, машиностроение. Республики даже придумали про Сербию то, что он хочет сделать из их отца одну большую Сербию, в составе которой были бы все остальные. Так или иначе, распад обернулся югославской войной, в ходе которой республики, ранее бывшие друзьями, стали друг для друга злейшими врагами. Сначала он попросил СФРЮ мирно прекратить военные действия на своей глине. В конечном итоге в 1991-93 годах стали образовываться независимые страношры.
Дальность стрельбы по цели типа «крылатая ракета» этими комплексами не превышала 11—15 км с эффективностью не более 0,2—0,3. С высокоточным оружием противника югославам фактически было нечем бороться.
К этому следует добавить полное отсутствие централизованного управления и взаимодействия с истребительной авиацией и ПВО Сухопутных войск, малый опыт практической работы боевых расчетов. Возможности бортовых радиолокационных станций югославских машин практически не обеспечивали атаку малозаметных самолетов типа F-117A. Данный этап операции получил условное наименование «Объединенная сила». Адекватность применяемых сил и средств поставленной задаче после доразведки степени поражения югославских объектов послужили началом корректировки тактики применения СВН и переходу в последующем к «адаптивному управлению боевыми действиям» оно в полной степени проявилось и получило дальнейшее развитие в войне с Ираком в 2003 году. В целом же командование альянса по-прежнему стремилось уничтожить ПВО СРЮ, завоевать превосходство в воздухе в районе боевых действий, а также разрушить все основные военные и промышленные объекты на югославской территории. За 15 дней проведения операции боевая авиация НАТО совершила более 1700 самолето-вылетов, были применены около 450 крылатых ракет морского и воздушного базирования. Проведение каждого удара обеспечивалось созданием помех радиоэлектронным средствам югославской ПВО 3-4 самолетами ЕА-6Б и индивидуальными средствами самоприкрытия. Контроль воздушного пространства в районе боевых действий, управление авиацией в ходе налетов и оценка их результатов осуществлялись с воздушных командных пунктов на самолетах Е-3А системы AWACS и С-130, использовавших информацию разведывательных искусственных спутников земли ИСЗ , а также с наземных пунктов правления ПУ , расположенных на территории сопредельных государств. Для повышения точности наведения самолетов и крылатых ракет широко применялись радиомаяки-приводы, устанавливавшиеся вблизи объектов группами спецназа.
Основные усилия командование альянса перенесло с уничтожения югославской системы ПВО на поражение других военных объектов, подрыв морально-психологического настроя личного состава ВС СРЮ, снижение способности населения Югославии к сопротивлению. Учитывая, что югославские Сухопутные войска располагали большим количеством ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-2М», которые показали себя эффективным средством борьбы с низколетящими воздушными целями с высотой полета до 3 км , по приказу командования ОВВС НАТО авиация альянса использовалась преимущественно в ночное время с высот не менее 8 км, применяя высокоточные боеприпасы. Ночные условия, кроме того, препятствовали стрельбе югославских зенитных ракетных комплексов с оптическими системами обнаружения и наведения ракет. При этом германские и французские машины привлекалась только к ведению воздушной разведки и наблюдению. Предприятиям военно-промышленного комплекса Югославии авиазаводы, нефтеперерабатывающий завод, завод по производству вооружения , инфраструктуре, коммуникациям, административным зданиям силовых структур был нанесен значительный ущерб. Однако руководство НАТО, дабы избежать протестов со стороны международной общественности, склонить на свою сторону часть граждан СРЮ, старалось по возможности максимально снизить потери среди мирного населения Югославии. Поэтому по официальным и неофициальным каналам командование ОВВС альянса оповещало о времени и объектах возможных ударов. Некоторые из них носили откровенно предупредительный характер например, разрушение в Белграде старого моста, имеющего главным образом историческую ценность, а не стратегически важного нового.
Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства
Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. По информации властей Союзной Республики Югославия, за время проведения операции НАТО, с 24 марта по 10 июня 1999 года, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были ранены. Вскоре после начала военной агрессии парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение к союзу России и Белоруссии.
«19 стран напали на одну»: в Сербии отмечают годовщину начала натовских бомбардировок
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет | Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию. |
В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово | В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы. |
Россия этого никогда не забудет. И действительно не простит. Никогда | У власти стоял Союз коммунистов Югославии. |
Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии | Руководство Союзной Республики Югославия (СРЮ) начало переговоры с Руговой о нормализации ситуации в крае. |
Югославская СФСР | КБ
Сотни цветов принесли сегодня к посольству Сербии в Москве, в годовщину начала бомбардировок Югославии. Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию. 24 марта 1999 года НАТО начало военную операцию «Союзная сила» (Operation Allied Force) против Союзной Республики Югославия. Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории).
Бомбардировка Югославии. Операция НАТО союзная сила
Как Советский Союз и Югославия из-за Албании поссорились | В Союзной Республике Югославия на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию прошли досрочные президентские выборы. |
Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила" - РИА Новости, 24.03.2019 | В постановлении отмечается, что «Союзная Республика Югославия заявляет о вступлении в союз России и Белоруссии». |
События в истории 27 апреля | Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. |
Югославия-что она представляет сейчас.
В воскресенье, 24 марта, исполнилось 25 лет со дня нападения армии Организации Североатлантического договора (НАТО) на Сербию, которая на тот момент была частью Союзной Республики Югославия (СРЮ). В годовщину бомбардировок Югославии сербы рассказали о последствиях применения НАТО снарядов с ураном. Удары НАТО по территории Союзной республики Югославия начались 24 марта 1999 года под предлогом сдерживания действий югославской армии в Косово, где тогда происходил конфликт.
Ночной геноцид: Как США и НАТО убивали Югославию
Министр внутренних дел республики Братислав Гашич на полях международной конференции "Да не будет забыто! В отношении нас проявлена невероятная несправедливость, на нашем народе была продемонстрирована сила, последствия которой ощущаются по сей день. Нет оправданий для совершенных над нашим народом и страной преступлений", - отметил глава МВД. Действия РФ 20 марта 2024 года Госдума приняла на пленарном заседании обращение палат Федерального собрания РФ к Организации Объединенных Наций ООН , международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств в связи с 25-й годовщиной начала бомбардировок коалицией НАТО территории суверенной Югославии. В обращении парламентарии призывают осудить военную операцию и принять меры по привлечению государств - членов НАТО к международной ответственности. В обращении парламентарии отмечают необходимость дать справедливую оценку грубейшему нарушению норм международного права, которое привело к дестабилизации работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, оказало негативное влияние на взаимоотношения между европейскими государствами. Парламентарии указали, что в период с марта по июнь 1999 года в результате ракетно-бомбовых ударов НАТО по гражданской инфраструктуре, включая объекты транспорта и энергетики, а также по промышленным предприятиям погибли свыше 2 тыс.
Масштабы экологической катастрофы до сих пор не поддаются оценке", - указано в документе.
Убежденность коллективного Запада в своей непогрешимости и наличии у него права решать судьбы других народов и государств привела к взращиванию неонацистского режима на Украине, который после государственного переворота в 2014 году взял курс на осуществление политики геноцида по отношению к русскому населению и развязывание вооруженного конфликта на территории этой страны", - отмечают российские парламентарии. Картина приурочена к 25-й годовщине трагических событий. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Декларация, принятая США в связи с ситуацией в Косово, гласила, что декларации о независимости могут нарушать внутреннее законодательство стран, из состава которых выходит тот или иной регион. В связи с памятной датой представители сербских властей, армии, органов местного самоуправления и различных политических и неправительственных организаций возложат цветы и венки к памятникам и мемориалам, посвященным жертвам агрессии, передает РИА Новости. Президент Сербии Томислав Николич будет присутствовать на церемонии в городе Варварин, где по мосту, не являвшемуся военной целью, в мае 1999 года был нанесен авиаудар, в результате которого погибли десять человек и еще десятки пострадали. Председатель технического правительства Ивица Дачич посетит гору Стражевица на окраине Белграда, где установлен памятник погибшим бойцам югославской армии. Здесь самолеты НАТО ежедневно бомбили военную базу. На территории Косово памятные церемонии пройдут в Грачанице и Лепосавиче. Во всех православных храмах и церквях страны в память о жертвах операции НАТО состоится молебен. При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства. Нашли ошибку в тексте? Партию минералки уничтожили в качестве меры предосторожности. Бактериальное заражение воды кишечными и синегнойными палочками обнаружили ранее на площадке компании во французском городе Вержезе. По данным компании, заражение воды произошло из-за сильных дождей во время урагана "Моника" в марте.
Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель. После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины. Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум. После выступления Милошевича оппозиция принялась праздновать свою победу, 2-ого мая перед зданием Скупщины прошел "Концерт победителей" с участием множество Югославских музыкантов, которые поддержали действия оппозиции, сам центр города от протестующих был освобожден уже на следующий день. Сам же Милошевич уже вечером 31-ого марта на частном самолете вместе с семьей покинул Белград и приземлился в Аэропорту Нови-Сада, власти именно этого региона были наиболее благосклонны настроены к теперь уже бывшему Президенту. Правление Маровича[ Парламентские выборы 2006-ого года [ ] Исполняющий обязанности Президента - Светозар Марович назначил проведение Парламентских выборов на 28-ое мая, на них по большей части сохранился прежний состав коалиций Демократический Альянс, пополнился новыми силами, Радикалы также впитали в себя часть небольших националистических группировок, наиболее заметно ощущалось ослабление Социалистов, из которых во многом под влиянием действий Мило Джукановича появилась Движение Демократических Социалистов, оно было не слишком сильно представлено на федеральном уровне, но имело большую силу внутри Черногории. Ключевым вопросом относительно выборов была судьба Соглашений с Европейским Союзом, "Демократический Альянс" выступал за скорейшую подготовку страны к подписанию соглашений, обещая полноценно их ратифицировать уже к весне 2007-ого года, сохранить федеративное устройство Югославии, а также продолжить проведение экономических реформ, активно сотрудничать с Европой и Россией. В целом схожей программой обладало и ДДС, кроме этого Движение обещала более скорую Евроинтеграцию и демократизацию регионального управления, трансформировав СРЮ из Федерации в Конфедеративное государство, в котором все регионы обладали бы даже самостоятельной внешней политикой. Радикалы как и ранее выступили с позиций сербского национализма, они отвергали идеи об Евроинтеграции, заявляя о необходимости развития Югославией обосболенного пути, при этом не отвергая сотрудничество с Брюсселем на своих условиях, как и ранее националисты выдвинули требования восстановления прежних границ СРЮ и интеграции в неё Сербской Краины. Социалистический Блок же подошел к выборам в наиболее тяжелом состоянии, желая повысить популярность Марович возглавив государство и пользуясь большой властью в условиях распущенного парламента провел ряд популистских мер, проведя индексацию пенсий и зарплат, провел широкую амнистию, которая коснулась в первую очередь экономических преступников и политических заключенных, памятуя о фактическом свержении Милошевича, Марович мало обращался к риторике о Европейском Союзе не обозначая позицию СБ, лишь заявив, что столь чувствительный для всей Югославии вопрос должен быть решен на всенародном референдуме. Что особенно характерно, все четыре блока, претендовавших на победу на выборах поддержали идею разработки новой Конституции, которая привела бы к превращению СРЮ в Парламентскую Республику. Несмотря на общую популярность Демократических сил, после начала политического кризиса в стране, в Югославии произошла активизация исламских радикалов, главным образом во главе с Новой Армией Освобождения Косово НАОК и Армией Великой Албании АВА , те активно проводили акции против Югославской полиции, местных чиновников и произвели целый ряд терактов, новые организации уже не пытались создать каких-либо политических институтов, проводя лишь различные акции устрашения. Самой крупной террористической акцией стало нападение на сербскую школу расположенную в Грачанице, сербском населенном пункте на территорию Косово. Слабость Югославских властей в борьбе с террористами и постепенное возвращение ситуации в регионе к пред-военному состоянию, увеличивал рейтинг Радикалов, обещавших быстро решить вопрос террористической деятельности на Юге Югославии. Как и предполагалось, Парламентские выборы состоялись 28-ого мая, заранее было известно, что Демократический Альянс является фаворитом выборов, ключевым вопросом было сможет ли ранее оппозиционный блок прийти к власти и сформировать правительство без оглядки на другие силы. Конституционный референдум[ ] Новая Конституция, которая разрабатывалась единой комиссией с весны представляла собой переход Югославии от Смешанной модели, к Парламентской, фактическое восстановление многих основ Конституции, какой он была до 1999-ого года, однако, при передаче федеральному, а не местному правительству большинства полномочий и функций, таким образом Федеральная Скупщина лишь сильнее утверждалась как верховный орган, в то время как Парламенты четырех Республик, значительно задвигались на второй план. Относительно самого устройства Союзного Парламента, в Конституции закреплялись все особенности плана "Лукина-Олбрайт", которые закрепляли бы присутствие в Югославском парламенте всех национальностей четырех Республик. Ключевым же изменением стало значительное расширение полномочий Правительства и сокращение Президентских, глава исполнительном теперь именовался Премьер-министром Югославии, Президент же превращался бы во многом в церемониальную фигуру, который избирался бы не всенародным голосованием, но внутри Союзной Скупщины, сроком на 5 лет без права занимать этот пост более одного раза. Кроме того, чтобы добиться национального мира в Югославии и недопустить "узурпации власти" в руках какой-то одной национальности, фактически восстанавливался баланс, установленный в СФРЮ после смерти Иосипа Тито, когда Президиум страны возглавляли представители разных национальностей.