В годовщину бомбардировок Югославии сербы рассказали о последствиях применения НАТО снарядов с ураном. Официально "Союзная сила" завершилась 10 июня 1999 года после подписания в Македонии соглашения между Югославией и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск. Югославия — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ.
Просто Новости
- Ночной геноцид: Как США и НАТО убивали Югославию
- Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила" - РИА Новости, 24.03.2019
- Союзная Республика Югославия — Рувики
- Рекомендация новостей
- Telegram: Contact @MID_Russia
Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии
Однако народ на его глине был недоволен концовкой, в результате чего было основано партизанское движение "Титовские партизаны". Движение получало поддержку от СССР , и благодаря общим усилиям, задействованным в противостоянии оккупантам югославской глины, "Титовские партизаны" одолели Ось. Дальнейшая история В 1944 году был основан Демократическая Федеративная Югославия. Он построил у себя основы социализма и федерации, после чего через год провозгласил себя Социалистической Федеративной Республикой СССР рассчитывал на то, что после окончания Второй мировой СФРЮ станет советской республикой и войдёт в его состав. Однако СФРЮ обладал слишком высоким суверенитетом, и отказался от этой идеи.
В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель. После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины. Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум. После выступления Милошевича оппозиция принялась праздновать свою победу, 2-ого мая перед зданием Скупщины прошел "Концерт победителей" с участием множество Югославских музыкантов, которые поддержали действия оппозиции, сам центр города от протестующих был освобожден уже на следующий день. Сам же Милошевич уже вечером 31-ого марта на частном самолете вместе с семьей покинул Белград и приземлился в Аэропорту Нови-Сада, власти именно этого региона были наиболее благосклонны настроены к теперь уже бывшему Президенту. Правление Маровича[ Парламентские выборы 2006-ого года [ ] Исполняющий обязанности Президента - Светозар Марович назначил проведение Парламентских выборов на 28-ое мая, на них по большей части сохранился прежний состав коалиций Демократический Альянс, пополнился новыми силами, Радикалы также впитали в себя часть небольших националистических группировок, наиболее заметно ощущалось ослабление Социалистов, из которых во многом под влиянием действий Мило Джукановича появилась Движение Демократических Социалистов, оно было не слишком сильно представлено на федеральном уровне, но имело большую силу внутри Черногории. Ключевым вопросом относительно выборов была судьба Соглашений с Европейским Союзом, "Демократический Альянс" выступал за скорейшую подготовку страны к подписанию соглашений, обещая полноценно их ратифицировать уже к весне 2007-ого года, сохранить федеративное устройство Югославии, а также продолжить проведение экономических реформ, активно сотрудничать с Европой и Россией. В целом схожей программой обладало и ДДС, кроме этого Движение обещала более скорую Евроинтеграцию и демократизацию регионального управления, трансформировав СРЮ из Федерации в Конфедеративное государство, в котором все регионы обладали бы даже самостоятельной внешней политикой. Радикалы как и ранее выступили с позиций сербского национализма, они отвергали идеи об Евроинтеграции, заявляя о необходимости развития Югославией обосболенного пути, при этом не отвергая сотрудничество с Брюсселем на своих условиях, как и ранее националисты выдвинули требования восстановления прежних границ СРЮ и интеграции в неё Сербской Краины. Социалистический Блок же подошел к выборам в наиболее тяжелом состоянии, желая повысить популярность Марович возглавив государство и пользуясь большой властью в условиях распущенного парламента провел ряд популистских мер, проведя индексацию пенсий и зарплат, провел широкую амнистию, которая коснулась в первую очередь экономических преступников и политических заключенных, памятуя о фактическом свержении Милошевича, Марович мало обращался к риторике о Европейском Союзе не обозначая позицию СБ, лишь заявив, что столь чувствительный для всей Югославии вопрос должен быть решен на всенародном референдуме. Что особенно характерно, все четыре блока, претендовавших на победу на выборах поддержали идею разработки новой Конституции, которая привела бы к превращению СРЮ в Парламентскую Республику. Несмотря на общую популярность Демократических сил, после начала политического кризиса в стране, в Югославии произошла активизация исламских радикалов, главным образом во главе с Новой Армией Освобождения Косово НАОК и Армией Великой Албании АВА , те активно проводили акции против Югославской полиции, местных чиновников и произвели целый ряд терактов, новые организации уже не пытались создать каких-либо политических институтов, проводя лишь различные акции устрашения. Самой крупной террористической акцией стало нападение на сербскую школу расположенную в Грачанице, сербском населенном пункте на территорию Косово. Слабость Югославских властей в борьбе с террористами и постепенное возвращение ситуации в регионе к пред-военному состоянию, увеличивал рейтинг Радикалов, обещавших быстро решить вопрос террористической деятельности на Юге Югославии. Как и предполагалось, Парламентские выборы состоялись 28-ого мая, заранее было известно, что Демократический Альянс является фаворитом выборов, ключевым вопросом было сможет ли ранее оппозиционный блок прийти к власти и сформировать правительство без оглядки на другие силы. Конституционный референдум[ ] Новая Конституция, которая разрабатывалась единой комиссией с весны представляла собой переход Югославии от Смешанной модели, к Парламентской, фактическое восстановление многих основ Конституции, какой он была до 1999-ого года, однако, при передаче федеральному, а не местному правительству большинства полномочий и функций, таким образом Федеральная Скупщина лишь сильнее утверждалась как верховный орган, в то время как Парламенты четырех Республик, значительно задвигались на второй план. Относительно самого устройства Союзного Парламента, в Конституции закреплялись все особенности плана "Лукина-Олбрайт", которые закрепляли бы присутствие в Югославском парламенте всех национальностей четырех Республик. Ключевым же изменением стало значительное расширение полномочий Правительства и сокращение Президентских, глава исполнительном теперь именовался Премьер-министром Югославии, Президент же превращался бы во многом в церемониальную фигуру, который избирался бы не всенародным голосованием, но внутри Союзной Скупщины, сроком на 5 лет без права занимать этот пост более одного раза.
Провал сепаратистов, война в Боснии и Герцеговине и албанское засилье в Македонии, острую проблему которого Сербия и так уже испытывала в Косове, привели к тому, что новая Югославия была образована лишь в составе Сербии и Черногории, в которой проживало значительное количество сербского населения. Государственное устройство [ править править код ] Союзная Республика Югославия — страна со смешанной полупрезидентской формой правления. Президент как глава государства представляет Республику внутри страны и за рубежом, назначает выборы в Союзную скупщину, предлагает Союзной скупщине кандидата в председатели Союзного Правительства после консультаций с представителями депутатских групп, предлагает кандидатов в судьи Конституционного суда, Союзного суда, Союзного прокурора, управляющего Народным банком Югославии после консультаций с президентами союзных республик, выдает грамоты о ратификации международных договоров, осуществляет право помилования, назначает и отзывает послов Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. Президент избирается тайным голосованием депутатов Союзной скупщины на четыре года. При этом срок президентских полномочий совпадает со сроком полномочий депутатов Союзной скупщины. Кроме того, предусматривается лишь однократное переизбрание одного и того же лица на пост Президента.
Броз Тито и запретившего королю Петру II возвращаться в страну до окончания войны. В 1943—1944 гг. Броз Тито был освобождён Белград. Югославия была полностью освобождена от войск оккупантов, их сателлитов и противников коммунистов немцев, усташей , четников. По решению Учредительной скупщины 29 ноября 1945 г. Многие деятели оппозиции покинули страну или прекратили политическую деятельность. Социалистическая Федеративная Республика Югославии. В апреле 1947 г. Народная скупщина приняла 1-й план пятилетнего развития народного хозяйства, предполагавший ликвидацию экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение государственного сектора экономики. Кризис в советско-югославских отношениях 1948—1949 гг. Броз Тито в ходе работы 5-го съезда КПЮ летом 1948 г. Была провозглашена новая модель экономического и политического развития, т. В 1952 г. Крупной политической реформой стало принятие конституционного закона в январе 1953 г. В новой конституции от 7 апреля 1963 г. В текст конституции были введены поправки в 1967, 1968 и 1971 , согласно которым создавался Президиум федерации, выполнявший функцию коллективного руководящего органа, в состав входили представители республик и краёв председатель Броз Тито. Одновременно расширялись права республик и краёв, получавших большую самостоятельность в экономической сфере. В то же время в Югославии нарастали социальные и национальные проблемы. В мае 1968 г. В ноябре 1968 г. В 1971 г. Хорватию захлестнули волнения т. Хорватская весна , резко обострившие отношения между хорватами и сербами. Манифестации были разогнаны силами армии и милиции. Последовали чистки среди партийного руководства Хорватии и Сербии. Социалистическая федеративная республика Югославия 1967 год.
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
Сербия не хочет вступать в НАТО и забывать, кто отнимал Косово и Метохию и бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году, заявил в интервью РИА Новости гендиректор компании «Србиягаз», зампредседателя Социалистической партии Сербии (СПС). последние новости дня по теме Югославия: Как Сербия удивила мир после бомбардировок НАТО, Циничная агрессия НАТО: кто понесет наказание за бомбардировку Югославии. Операция привела к концу существования Союзной Республики Югославия (СРЮ). Формальной причиной для агрессии НАТО стал межэтнический конфликт между исторически проживавшими в Косово албанцами и сербами. Лидер бывшей Союзной Республики Югославия был арестован 1 апреля 2001 года.
Королевство Югославия
- Содержание
- Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии
- Югославская СФСР | КБ 2024 | ВКонтакте
- Главные новости
Югославию так и не присоединили. Исторические хроники РАПСИ
Союзная Республика Югославия была принята в члены Организации Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 55/12 Генеральной Ассамблеи от 1 ноября 2000 года. Югославия обсуждение проблемы и независимые новости по теме на Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. — Это была дикая варварская агрессия Запада против маленькой страны, какой являлась тогда СРЮ (Союзная Республика Югославия). Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. В воскресенье, 24 марта, исполнилось 25 лет со дня нападения армии Организации Североатлантического договора (НАТО) на Сербию, которая на тот момент была частью Союзной Республики Югославия (СРЮ).
Парламент Югославии принял сегодня решение о присоединении страны к союзу России и Белоруссии
В течение первых двух суток операции «Решительная сила» по объектам на территории Союзной Республики Югославии (СРЮ) было нанесено два ночных массированных ракетно-авиационных удара продолжительностью около трех часов каждый. Участие Союзной Республики Югославии в югославских войнах закончилось Дейтонским соглашением, которое признало независимость республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, а также установило дипломатические отношения между государствами. Союзная Республика Югославия распалась в 2003 году после того, как Федеральное Собрание Югославии проголосовало за принятие Конституционной хартии Сербии и Черногории, которая учредила Государственный союз Сербии и Черногории. В день 25-летия начала агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии вспоминали о «гуманитарной интервенции», как говорят в Вашингтоне, а на самом деле военной операции Североатлантического альянса, начавшейся 24 марта 1999 года, с нанесением. Операция НАТО "союзная сила" началась 24 марта 1999года. Бомбардировка Югославии унесла жизни более 1700 мирных жителей и продолжалась 78 дней и ночей.
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
Как подчеркивает в своем материале для портала Kosovo Online отставной американский дипломат и региональный представитель ООН в Косовска-Митровица с июля 2005 года по октябрь 2008 года Джерард Галлуччи, США и ЕС не смогли справиться со своим клиентским «государством» и найти способ добиться окончательного урегулирования между Белградом и Приштиной. Это создало вакуум, который Курти использует для правления, в то время как помощь и евро продолжают поступать в Приштину. Анализируя последние события в северной части Косово, Галлуччи подмечает, что в своем последнем гамбите Курти использовал это отсутствие сдержанности в своих действиях, чтобы беспрепятственно отправить свои военные силы на север края. НАТО оказалось в ловушке, которое создало само.
По оценкам американского дипломата, теперь у альянса есть два выхода: сопроводить албанские силы обратно к югу от реки Ибар или открыть границу и позволить сербским силам войти и обеспечить безопасность на севере как разрешено в соответствии с резолюцией 1244. В итоге это может привести к тому, что Приштина согласится на полное выполнение плана Ахтисаари согласно ему, управление краем должно было перейти от администрации ООН к администрации ЕС и местным властям, безопасность должны были обеспечивать полицейская миссия ЕС и войска НАТО. Кроме того, план предусматривал защиту всех меньшинств, которые проживают в Косове, обеспечивал защиту культурных и религиозных памятников.
Подчеркнем, что Сербия и Россия выступили с резкой критикой этого документа. Есть и еще один немаловажный пункт. Именно сейчас Сербия активно размышляет над вступлением страны в Евросоюз.
По оценкам президента Вучича заявление об этом было сделано в 2020 году , переговоры Сербии и ЕС по этому вопросу должны закончиться в 2024 году, а в 2026-м республика рассчитывает вступить в объединение. Подрывают намерения Белграда сейчас несколько пунктов: отказ вводить санкции против России и непризнание Косово как отдельной единицы. Сербия пытается сделать все возможное для того, чтобы хотя бы наладить отношения со строптивыми властями непризнанного Косово.
Так, в феврале этого года Белград и Приштина согласились на предложенный Евросоюзом план по нормализации отношений. Он подразумевает усиление сотрудничества сторон в разных сферах, создание постоянных представительств, а также то, что Сербия не будет против членства Косово в международных организациях.
К 1998 году, когда премьер-министр Черногории Мило Жуканович вышел на первое место в борьбе за власть с президентом Черногории Момиром Булатовичем, республика провела другую экономическую политику, приняв немецкую марку в качестве своей валюты. Осенью 1999 года, после войны в Косово и кампании бомбардировок НАТО, Жуканович который к настоящему времени твердо удерживал власть в Черногории, поскольку Булатович был полностью вытеснен подготовил проект документа под названием Platforma za redefiniciju odnosa Crne Gorei Srbije "Платформа для переопределения отношений в Союзной Республике Югославии" , призывая к серьезным изменениям в разделении административных обязанностей в пределах СР Югославии, хотя по-прежнему официально видит Черногорию в совместном государстве с Сербией. Рост напряжения Политические отношения в федеративном государстве становились все более напряженными, особенно на фоне волны убийств высших деятелей политических, криминальных и государственных деловых кругов в обеих республиках Желько «Аркан» Рожнатович, Павле Булатович, Чика Петрович и Горан Жугич , а также два покушения на жизнь оппозиционного политика Вука Драшковича. К октябрю 2000 года Милошевич потерял власть в Сербии. Последующие правительства Черногории проводили политику за независимость, и политическая напряженность в отношениях с Сербией кипела, несмотря на политические изменения в Белграде. Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия.
Реклама Создание конфедерации В 2002 году Сербия и Черногория пришли к новому соглашению о продолжении сотрудничества, которое, среди прочих изменений, обещало конец Югославии. Обе страны до этого были частью Союзной Республики Югославии. Была достигнута договоренность о новой конституционной хартии, которая обеспечит основу для управления страной. Независимость Черногории В воскресенье, 21 мая 2006 года, черногорцы проголосовали на референдуме о независимости. Такое количество голосов «за» было необходимо для роспуска Югославии. Последующее провозглашение независимости Черногории в июне 2006 года и Сербии 5 июня положило конец конфедерации Югославии и, таким образом, последних оставшихся пережитков Союзной республики. Экономическое развитие союзной республики Югославия Государство значительно пострадало в экономическом отношении из-за распада и неэффективного управления экономикой, а также продолжительного периода экономических санкций.
Удары НАТО по территории Союзной республики Югославия начались 24 марта 1999 года под предлогом сдерживания действий югославской армии в Косово, где тогда происходил конфликт. За 11 недель бомбардировок силы НАТО нанесли 2,3 тыс.
Многие снаряды, которые использовали силы НАТО, содержали обедненный уран.
И с сербским народом мы всегда были на одной стороне. А вот, допустим, с хорватами или мусульманским народом Боснии и Герцеговины у нас не получалось построить хорошие отношения. Они были в противоположном лагере в Первой мировой и Второй мировой войнах.
После Второй мировой войны обозначилось наше сотрудничество с партизанским движением Иосипа Броз Тито. Но отношения складывались достаточно трудные, они разделяются на несколько периодов. Отношения были очень хорошие, потому что Иосип Броз Тито просто копировал нашу советскую систему, заимствовал всю эту социалистическую модель и становился сам очень похож на Сталина — по манере управления, по манере неприятия оппозиции и т. Но в 1948 году между Сталиным и Тито произошел конфликт, который повлиял на все дальнейшие периоды развития наших взаимоотношений.
Поэтому после 1948 года в Югославии выросло несколько поколений, которым запрещалось говорить о любви к России, а в Советском Союзе вообще о Югославии говорили очень мало, практически не говорили вовсе. В газетах если и писали об этой стране, то только о спорте и немного о культуре. Например, так было после ввода советских войск в Чехословакию. Это очень сильно повлияло на период наших отношений конца 1980-х — начала 1990-х годов и особенно на период начала распада Югославии.
Какое значение распад Югославии имел для нашей страны? И почему вообще это произошло? Причем в распаде Югославии очень большую роль сыграл внешний фактор. Соединенные Штаты Америки теперь уже можно об этом говорить провели практически целую спецоперацию по развалу Югославии.
Кроме того, они старались сделать все, чтобы Советский Союз и позже Россия, не дай бог, не помогли в этой ситуации Сербии. Поэтому, когда руководство страны особенно военное руководство в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачева и от нашего Министерства обороны.
Боялись сербов как огня
- Югославию так и не присоединили. Исторические хроники РАПСИ
- В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово - Новости
- В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия
- Могла ли Сербия выстоять в отражении агрессии НАТО? — Фонд стратегической культуры
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
Подробно об операции США и его союзников «Союзническая сила» Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Причем поводом для натовского вооруженного вмешательства явилось резкое обострение в 1998 году до тех пор вяло текущего конфликта. Причем здесь нельзя игнорировать объективный факт постоянного, методичного нагнетания напряженности в колыбели сербской культуры — Косово, — при первое время скрытой, а затем, начиная с конца 1980-х годов, уже почти не скрываемой поддержке Западом сепаратистских устремлений албанского населения. Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии резолюция 3314 однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование. Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув три голоса — «за», 12 — «против» представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании. Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны.
Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций. Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу. Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны — участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель — продемонстрировать единство и сплоченность союзников. По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах.
При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании.
Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности». Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии.
Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 году в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства — Союзного исполнительного вече. Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства. В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений. Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т. В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием. Обострились также национальные проблемы. Тито хорват по национальности , пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась - вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу. Распад Югославии После смерти президента Тито 4 мая 1980 года лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии.
Однако реформы не дали результата. И уже в 1991-1992 из состава страны вышло 4 республики. Две другие сформировали союз Сербии и Черногории, который закончил свою историю в 2006 году. Бывшие республики в наши дни. Распад Югославии привел к появлению 5 новых республик: Хорватии.
В 1999 году вооруженное противостояние албанских сепаратистов из Освободительной армии Косово, армии и полиции Сербии привело к бомбардировкам Союзной Республики Югославия в то время состоявшей из Сербии и Черногории силами НАТО. Военная операция была предпринята без одобрения Совета Безопасности ООН на основе утверждения западных стран о том, что власти СРЮ проводили этнические чистки в косовской автономии и спровоцировали там гуманитарную катастрофу. Авиаудары Североатлантического альянса продолжались c 24 марта по 10 июня 1999 года.
Операция НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года
Агрессия НАТО против Союзной Республики Югославии – операция "Союзная сила" | В день 25-летия начала агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии вспоминали о «гуманитарной интервенции», как говорят в Вашингтоне, а на самом деле военной операции Североатлантического альянса, начавшейся 24 марта 1999 года, с нанесением. |
Югославию так и не присоединили. Исторические хроники РАПСИ | Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года. |
Экс-глава МИД Югославии: Сербии пора требовать от НАТО возмещение ущерба | RT на русском | Дзен | Союзная Республика Югославия (СРЮ) образовалась после выхода Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии в 1991-1992 годах из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). |
Югославия – последние новости
Лидер бывшей Союзной Республики Югославия был арестован 1 апреля 2001 года. Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела». Сотни цветов принесли сегодня к посольству Сербии в Москве, в годовщину начала бомбардировок Югославии. Новости по теме Югославия. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Вскоре после начала военной агрессии парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение к союзу России и Белоруссии.