Новости союзная республика югославия

Операция привела к концу существования Союзной Республики Югославия (СРЮ). Формальной причиной для агрессии НАТО стал межэтнический конфликт между исторически проживавшими в Косово албанцами и сербами. Союзная Республика Югославия распалась в 2003 году после того, как Федеральное Собрание Югославии проголосовало за принятие Конституционной хартии Сербии и Черногории, которая учредила Государственный союз Сербии и Черногории.

Новости RT

  • Новости по теме: ЮГОСЛАВИЯ
  • Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила" - РИА Новости, 24.03.2019
  • Где находилась Югославия?
  • Как Советский Союз и Югославия из-за Албании поссорились
  • Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии
  • С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет

Союзная Республика Югославия

Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков. Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 — по БТР, 339 — по военному транспорту, 389 — по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии. Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет.

Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным. БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990—1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано. Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс. Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск. Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи.

По подсчетам бюджетного управления Конгресса США, к уже имеющей место ежемесячной сумме расходов на операцию в 1 млрд. Больше всего союзников, в первую очередь американцев, беспокоил вопрос о возможных потерях в случае наземных сражений с югославскими частями и соединениями. По оценкам американских специалистов, урон в военных действиях только в Косово мог бы составить от 400 до 1500 военнослужащих, которые скрыть от общественности уже не удалось бы. Как, например, тщательно укрываемые данные о потерях, по оценкам, нескольких десятков натовских летчиков и спецназовцев, «консультировавших» югославских албанцев и участвовавших в спасении сбитых пилотов ОВВС НАТО. В результате Конгресс США проголосовал против рассмотрения резолюции, разрешающей американскому президенту как верховному главнокомандующему вооруженными силами применять сухопутные войска в ходе военной операции против Югославии. Так или иначе, но до наземных военных действий между союзниками и югославскими войсками дело не дошло. Однако командование НАТО с самого начала агрессии всячески стимулировало активность «Освободительной армии Косово», состоявшей из косовских албанцев и представителей албанских диаспор США и ряда стран Европы. Но формирования ОАК, оснащенные и подготовленные натовцами, в боях с сербскими пограничниками и регулярными частями ВС показали себя далеко не лучшим образом. По сообщениям ряда СМИ, наиболее крупная операция албанских боевиков против сербских войск в Косово, в которой принимали участие до 4 тыс. В этих условиях перед руководством НАТО оставался единственный путь разрешения самим им созданной проблемы: ударить по Югославии всей мощью своего потенциала.

Что оно и сделало, резко нарастив в последней декаде мая группировку своих ВВС до 1120 самолетов в том числе — 625 боевых и добавив к четырем несущим боевое дежурство в прилегающих к Югославии морях авианосцам еще два, а также пять носителей крылатых ракет и ряд других кораблей. Естественно, это сопровождалось беспрецедентной интенсивностью налетов на военные и гражданские объекты на югославской территории. Опираясь на свою колоссальную воздушную мощь и поставив Белград перед выбором — потеря Косово или тотальное уничтожение экономики, экономическая и гуманитарная катастрофы, — НАТО вынудила руководство Югославии пойти на капитуляцию и решила на тот момент косовскую проблему в своих интересах. Бесспорно, сербы не смогли бы противостоять натовской группировке в открытых сражениях в случае продолжения агрессии, но вполне были в состоянии некоторое время вести успешную партизанскую войну на своей территории при полной поддержке населения, как это было в годы Второй мировой войны. Но случилось то, что случилось! Председатель военного комитета НАТО итальянский адмирал Гвидо Вентурони даже был вынужден признать: «Только используя средства, предоставляемые заокеанским партнером, европейские страны НАТО могут проводить самостоятельные операции, в то время как создание европейского компонента в области обороны и безопасности остается пока благородной идеей». Нельзя не отдать должное руководству Североатлантического альянса, которое не только констатировало факт резкого отставания европейских союзников США от своего «старшего брата» по всем аспектам развития военного потенциала, но и, по результатам антиюгославской кампании, приняло ряд кардинальных мер, ведущих к исправлению негативного с точки зрения Брюсселя и Вашингтона в первую очередь положения.

Ельцинская Россия, ослабленная и в экономическом, и в военном отношении была не в силах реально помочь Югославии, всё ещё не очнувшись от угара «всемирной демократии», насаждаемой в мире одним режиссёром — США. В декабре 1998 между Россией и Югославией был подписан протокол о военно-техническом сотрудничестве, но реализован он не был. Югославия не получила противовоздушный комплекс С-300, и ей практически нечего было противопоставить натовской авиации. Результат бомбардировок. За время военных действий самолёты НАТО совершили 35 219 боевых вылетов, применив против сербов 23 000 бомб и ракет, в том числе кассетные бомбы и бомбы с обеднённым ураном. Разрушения после бомбардировок. Югославская сторона оценивает потери противника в десятки раз больше. Истина, как обычно, где-то посредине. Потери же Сербии невосполнимы. Прежде всего, это мирное население — более 2000 убитых, десятки тысяч раненых, лицемерно названные западом «сопутствующими потерями». Военнослужащих погибло сравнительно немного — около 500 человек. Так с кем же тогда воевали натовцы? Население укрывалось в подвалах и бомбоубежищах. Стране грозила экологическая катастрофа.

Обсудить Редактировать статью В течение первых нескольких лет своего существования государство стремилось быть признанным единственным правопреемником Югославии, но против этих претензий выступили другие бывшие союзные республики. Организация Объединенных Наций отклонила просьбу включить в состав Югославию. В конце концов, после свержения Слободана Милошевича с поста президента федерации в 2000 году страна отказалась от этих устремлений и приняла мнение Арбитражного комитета Бадинтера о совместном правопреемстве. Он вновь подал заявку на членство в ООН 27 октября и был принят 1 ноября 2000 года. Милошевич установил и вынудил сместить нескольких федеральных президентов таких, как Добрица Чосич и премьер-министров таких, как Милан Панич. Однако черногорское правительство, изначально горячо поддерживавшее Милошевича, начало постепенно дистанцироваться от его политики. Это привело к смене режима в 1996 году, когда его бывший союзник Мило Жуканович изменил свою политику, стал лидером правящей партии Черногории и впоследствии уволил бывшего черногорского лидера Момира Булатовича, который оставался лояльным правительству Милошевича. Поскольку с того времени Булатовичу были назначены центральные посты в Белграде в качестве федерального премьер-министра , Жуканович продолжал управлять Черногорией и в дальнейшем изолировал ее от Сербии. Таким образом, с 1996 по 2006 гг. Черногория и Сербия были номинально единой страной. Управление в каждом возможном политическом, экономическом и социальном сегменте осуществлялось на местном уровне, в Белграде для Сербии и в Подгорице для Черногории. Союз Сербии и Черногории Как свободный союз, или конфедерация, Сербия и Черногория были объединены только в определенных сферах, таких как защита. Две составляющие государства функционировали отдельно в течение всего периода существования Федеративной Республики и продолжали действовать в рамках отдельной экономической политики, а также с использованием отдельных валют евро был единственным законным платежным средством в Черногории. Последние остатки бывшей Югославии, спустя 88 лет после ее создания, подошли к концу после официального провозглашения независимости Черногории 3 июня 2006 года и официального провозглашения независимости Сербии 5 июня. После роспуска Сербия стала правопреемником союза, а вновь обретшая независимость Черногория, снова подала заявку на членство в международных организациях.

Самолеты сбрасывали бомбы не только на военные, но и на гражданские и даже жилые объекты. Так, 23 апреля в Белграде разбомбили здание Радио и Телевидения Сербии, в результате чего погибли 16 человек. По заключению нескольких международных правозащитных организаций, эта атака попадает в категорию военных преступлений. Несколько раз натовцы допускали ошибки, которые привели к жертвам среди мирного населения. В ночь на 8 мая от натовских бомб пострадало посольство Китая в Белграде, погибли три китайца. Ошеломленный китайский дипломат, который выходит из здания посольства без обуви, в одних носках, а его волосы и очки покрыты пылью от взрыва", — рассказывал журналист Джеки Роуленд. По данным НАТО, там должны были находиться сербские военные, но под огнем оказались албанские беженцы: 50 человек погибли, столько же получили ранения. В ходе 11-недельной операции натовских ВВС, по данным сербских источников, было нанесено в общей сложности 2300 авиаударов по 995 объектам. В ней было задействовано 1150 боевых самолетов. На землю упало 420 тысяч боеприпасов общим весом 22 тысячи тонн, в том числе 20 тысяч тяжелых авиабомб, 1300 крылатых ракет, 37 тысяч кассетных бомб, снаряды с обедненным ураном. Среди них есть воспоминания политиков, ученых, врачей, журналистов, простых жителей. Вместе с родителями, младшими братом и сестрой он жил в Прогаре, пригороде Белграда. Вечером дети сели смотреть телевизор, выключили свет и в этот момент за окном упал огромный огненный шар. Начался просто ужас. Мы не понимали, что происходит. Трещины начали появляться над окнами и дверью. Из окна было видно, как начали появляться маленькие красные точки — ПВО в Белграде начало работать. Прерывается сериал, появляется маленький мигающий самолетик в углу экрана. Началась бомбардировка. Я отлично помню страх, который я ощутил в ночь, когда "Томагавк" угодил в теплостанцию в районе Новый Белград неподалеку от нашего дома. Взрыв меня разбудил, а свет от пожара был настолько сильным, что мне казалось, будто горит комната, в которой находились мы с братом. Стеван Гайич, житель Белграда По воспоминаниям бывшего военного Союзной Республики Деяна, натовские бомбардировщики били не только по военным объектам.

В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово

Союзная республика Югославия Союзная республика Югославия (1992 год).Союзная республика Югославия (1992 год).Итоги выборов – победа Милошевича – были поставлены под сомнение: 5 октября 2000 г. начались массовые выступления в Белграде и других городах. Лидер бывшей Союзной Республики Югославия был арестован 1 апреля 2001 года. Югославия обсуждение проблемы и независимые новости по теме на В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы. вердикт так называемого Остаточного механизма. Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию 24 марта 1999 года – безусловно, одно из них. В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы. Югославия обсуждение проблемы и независимые новости по теме на В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы. вердикт так называемого Остаточного механизма.

Операция НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года

Тито хорват по национальности , пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась - вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу. Распад Югославии После смерти президента Тито 4 мая 1980 года лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии.

Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан с 1986 приступил к либерализации экономики и общественной жизни.

Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича. Югославское правительство во главе с Анте Марковичем находился у власти в 1989—1992 предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области — введение многопартийной системы и создание правового государства. В 1990 году удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку. В том же году на республиканских выборах в Югославии победили националистические оппозиционные партии, лишь в Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии». Осенью 1990 года лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию шести республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства.

Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 года хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости. В 1991 году Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства - Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в начале 1992 года - Босния и Герцеговина. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Союзная Республика Югославия не отставала: спустя два года сборная дошла до четвертьфинала Евро-2000. Потому что в 2002 году стороны договорились, что каждая из стран будет иметь собственное законодательство, экономическую политику, валюту, таможню, а согласно Конституции, может получить независимость в результате референдума. Формально Сербия и Черногория договорились сотрудничать в определённых политических областях, существуя при этом автономно. На ЧМ-2006 поехала сборная страны, которая уже не существовала. После турнира распалась и она — правопреемником стала сборная Сербии Союз просуществовал недолго: Черногория решила воспользоваться правом, данным ей Конституцией, и провести референдум о независимости. Стороны объявили о независимости 3 и 5 июня соответственно, поделив между собой имущество и армию. До чемпионата мира тем временем оставалось всего несколько дней — турнир в Германии стартовал 9 июня, — поэтому снимать сборную страны, которой к тому моменту уже не существовало, никто не стал. Команда Сербии и Черногории мощно прошла отборочный этап: заняла первое место в группе, пропустив во всех матчах всего один мяч — от Рауля на «Сантьяго Бернабеу». Хотя в команде были крепкие сербские игроки — те же Неманья Видич, Матея Кежман и Деян Станкович… Но не вышло — то ли не хватило класса, то ли психологии.

Президента Беларуси Александра Лукашенко в Югославию в 1999 году - значимое событие... Президента Беларуси Александра Лукашенко в Югославию состоялся 14 апреля 1999 года... Прелюдия трагедии Бомбардировки Югославии в марте — июне 1999...

Хорваты по-прежнему предпринимали активные военные действия с применением танков, артиллерии, ракетных установок. В результате войны в 1991-1994 гг. В мае-августе 1995 г. В ходе военных действий погибло несколько десятков тысяч человек. Всего за 1991-1995 гг. Война в Боснии и Герцеговине 1991-1995 гг. В апреле 1992 г. Мусульманским вооруженным формированиям противостояла Сербская добровольческая гвардия и отряды добровольцев. Югославская армия отвела свои подразделения, а затем была блокирована мусульманами в казармах. За 44 дня войны погибло 1320 человек, число беженцев составило 350 тыс. После ультиматума ОБСЕ югославские войска были выведены с территории республики. Но обстановка в республике не стабилизировалась. Вспыхнула война между хорватами и мусульманами с участием хорватской армии. Руководство Боснии и Герцеговины разделилось на самостоятельные этнические группировки. Противоречия сербских лидеров с югославским руководством, а также блокада «голубыми касками» тяжелого вооружения сербов поставили их в тяжелое положение. В августе-сентябре 1995 г. Роль ООН свелась к одобрению этой операции. Состав миротворческих многонациональных сил включал в себя 57300 человек, 475 танков, 1654 бронемашин, 1367 орудий, систем залпового гоня и минометов, 200 боевых вертолетов, 139 боевых самолетов, 35 кораблей с 52 самолетами палубной авиации и другое вооружение. Считается, что к началу 2000 г. Но полного согласия конфликтующих сторон так и не состоялось. Не разрешенной осталась проблема беженцев. Война в Боснии и Герцеговине унесла более 200 тыс. Только Германия затратила на содержание 320 тыс. Война в Косово и Метохии 1998-1999 гг. В 1991-1998 гг. Для пресечения волны насилия Белград ввел в Косово и Метохию полицейские части численностью 15 тыс. В июле-августе 1998 г. Это предопределило вмешательство государств-членов НАТО, потребовавших прекратить действия сербских сил под угрозой бомбардировок Белграда. Сербские войска были выведены из края и боевики АОК вновь заняли значительную часть Косово и Метохии. Началось насильственное вытеснение сербов из края. Операция «Союзническая сила» В марте 1999 г. В операции «Союзническая сила» было использовано на первом этапе 460 боевых самолетов, к концу операции цифра возросла более чем в 2,5 раза. Численность сухопутной группировки НАТО была доведена до 10 тыс. Военно-морская группировка НАТО в течение месяца с начала операции была увеличена до 50 кораблей, снабженных крылатыми ракетами морского базирования и 100 самолетами палубной авиации, а затем увеличена еще в несколько раз по палубной авиации — в 4 раза. Всего в операции НАТО участвовало 927 самолетов и 55 кораблей 4 авианосца. Войска НАТО обслуживались мощной группировкой космических средств. Югославские сухопутные войска насчитывали к началу агрессии НАТО 90 тыс. Югославская армия имела до 200 боевых самолетов, около 150 ЗРК с ограниченными боевыми возможностями.

В Китае припомнили НАТО бомбежку Югославии

Сербия не желает вступать в НАТО и забывать, кто бомбил Союзную республику Югославия в 1999 году и отнимал Косово и Метохию. Военная операция НАТО «Союзная сила» против Союзной Республики Югославия началась 24 мая 1999 года. Социалистическая Федеративная Республика Югославия – европейское государство, находившееся на балканском полуострове. Жевадин Йованович, министр иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998–2000 годах: «Это была самая настоящая агрессия, ответственность за которую до сих пор никто не понес. Бывший глава МИД Союзной Республики Югославия Живадин Йованович заявил, что приходит время, когда Сербия потребует возместить ущерб от бомбардировок НАТО 1999 года. Об этом информирует РИА Новости.

«Вторая Югославия»

  • Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии
  • «19 стран напали на одну»: в Сербии отмечают годовщину начала натовских бомбардировок
  • Союзная Республика Югославия — Рувики
  • Косовский вопрос
  • Югославия-что она представляет сейчас.
  • Югославская СФСР | КБ

Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»

По информации властей Союзной Республики Югославия, за время проведения операции НАТО, с 24 марта по 10 июня 1999 года, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были ранены. 24 марта 1999 года НАТО начало военную операцию «Союзная сила» (Operation Allied Force) против Союзной Республики Югославия. Югославия обсуждение проблемы и независимые новости по теме на В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы. вердикт так называемого Остаточного механизма.

События в истории 27 апреля

Это был чудовищный и неприкрытый... В случае потери этого шанса Югославия может подвергнуться натовским бомбардировкам…» На... Кроме того, в газете были...

Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России.

План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов. Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании.

Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров. Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным".

Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами. В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план. Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года.

Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов. Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов". После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены.

Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники. После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти. Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены.

Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах. Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ. В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница.

Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов. В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона.

Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции. Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии. Северо-восточные районы Македонии также были заселены албанцами, что после огромного потока беженцев привело к большому пласту проблем. Косовары оседали в горных селах Македонии, где начиная с конца весны 1999-ого года по примеру Армии Освобождения Косово начали создаваться албанские сепаратистские структуры, главной из которых стала - Армия Национального Освобождения.

Начиная с лета 1999-ого года албанские сепаратисты стали серьезной проблемой, совершая нападения на пункты македонской полиции и беря под свой контроль целы села, изначальные попытки македонских войск и полиции самостоятельно справиться с натренированными в партизанских боях солдатами АНО, по большей части провалились. В этих условиях, сложно было недооценивать огромный опыт, которым обладала югославская милиция и армия в борьбе с албанскими сепаратистами. Желая, как можно быстрее решить конфликт осенью 1999-ого года, ещё действующий Президент Македонии - Киро Глигоров, обратился к странам, которые ранее сыграли значительную роль в урегулировании конфликта в Косово с просьбой о помощи. Слободан Милошевич, желавший ослабить санкционное на Югославию и заручиться поддержкой националистически настроенного электората перед грядущими выборами согласился, югославские войска, совместно с российскими , украинскими и силами KFOR, приняли значительное участие в разгроме албанских сепаратистов. Тем не менее, по оценкам международных наблюдателей югославские войска, которые хоть и были из всех наиболее эффективными, в итоге действовали очень жестко, в том числе против албанского гражданского населения, тем не менее, югославские силы сыграли значительную роль в боях за Арачиво, македонские войска атаковали город с юга, а югославские с севера, против мятежников активно применялась артиллерия, что привело к тяжелой гуманитарной ситуации вокруг города, Международные наблюдатели также раскритиковали деятельность югославского спецназа в пригородах Арачиво, особую пикантность ситуации придавало то что в городе скрывалось большое количество бывших членов АОК, разыскиваемых на территории Югославии, блокада и обстрелы города продолжалась около полутора недель.

Чтобы недопустить, повторения судьбы Сараево НАТО потребовало немедленно прекратить блокаду города и пропустить в него силы Альянса, под этим давлением Скопье и Белград сняли блокаду мятежного города к 24 января, тогда же под давлением международного соглашения начались переговоры между македонскими и албанскими силами. В самой Югославии события в Арачиво восприняли двусмысленно, зашедшие войска НАТО в ходе операции "Богатый урожай" разоружили боевиков АНО, но многие бывшие лидеры косовских сепаратистов, пользуясь "прикрытием" войск Альянса покинули город и скрылись. Позднее, по результатам Охридских соглашений, подписанными местными политическими силами, как македонцев так и албанцев, войска ЮНА выводились с территории Республики, чему в Белграде не слишком сопротивлялись. В результате военных действий в Македонии Югославские войска потеряли убитыми 72 солдат и офицеров. Реинтеграция Косово[ ] Самым тяжелым для новообразованной "Рождественской коалиции" вопросом была реинтеграция Косово в состав Югославии, в результате военных действий региону был нанесен чрезвычайно большой урон, кроме того, югославскому правительству согласно принятому плану надо было способствовать возвращению в регион многочисленных беженцев, кроме того Белграду требовалось преодолеть многолетнюю вражду с косовским населением для спокойной интеграции региона обратно в состав Югославии.

Выборы в Косово были назначены на начало 2001-ого года, за это время югославским властям требовалось сформировать политическую партию из косоваров, которые бы поддерживали статус Косово как автономии в составе Югославии. В конечном итоге летом 2000-ого года в Югославию был приглашен - Бехджет Пацолли, известный строительный бизнесмен родом из Косово, после ряда переговоров Пацолли принял предложение сформировать в Югославии свою партию и вложиться в восстановление автономии, но выдвинул ряд требований, среди которых была амнистия для ряда руководителей косовских сепаратистов, в частности для Ибрагима Руговы, многолетнего президента Косово, "балканского Ганди" и крупной части его соратников не обвиняемой югославской стороной в военных преступлениях и не поддержавших в годы войны деятельности АОК. Благодаря активному финансированию из личных средств, административного ресурса и отсутствию сильных конкурентов на выборах 2001-ого года "Демократическая Лига Косово" одержала победу среди косоваров, а "Сербский Демократический Блок" среди сербского населения сербские националисты, оказались фактически на выборы недопущены , на выборах также отразилось то что в выборах принимали участие также сербские полицейские и сотрудники специальных служб, расквартированные в Косово. Вместе две партии сформировали в Скупщине автономии коалицию, а регион возглавил сам Пацолли. Кроме того югославские силы должны были способствовать возвращению в регион беженцев, параллельно борясь с местной организованной преступностью, которая процветала на территории края в 1990-ые годы.

Сохранить в избранное.

Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства. В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы.

Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений. Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился.

Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т. В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.

Обострились также национальные проблемы. Тито хорват по национальности , пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий.

Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась - вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу. Распад Югославии После смерти президента Тито 4 мая 1980 года лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии.

Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ.

В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан с 1986 приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий