Вскоре после начала военной агрессии парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение к союзу России и Белоруссии.
«19 стран напали на одну»: в Сербии отмечают годовщину начала натовских бомбардировок
Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. Постановление в связи с решением Скупщины Югославии "О присоединении Союзной Республики Югославии к Союзу Беларуси и России" Госдума приняла в тот же день подавляющим большинством голосов. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия). После Второй мировой войны языки союзных республик были объявлены равноправными государственными языками, хотя сербохорватский и сербский пользовались относительным преимуществом. В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Предшественник СФРЮ, Королевство Югославия, принял участие во Второй мировой войне на стороне Союзников.
События в истории 27 апреля
На саммите НАТО в Вашингтоне 23 апреля 1999 года лидеры альянса приняли решение интенсифицировать воздушную кампанию. Бомбардировки прекратились 9 июня 1999 года после того, как представители армии СРЮ и НАТО в македонском городе Куманово подписали военно-технический договор о выводе с территории Косово войск и полиции Союзной Югославии и о размещении на территории края международных вооружённых сил. Всего за время операции силами НАТО, по различным данным, было совершено от 37,5 до 38,4 тысяч боевых вылетов, в ходе которых было атаковано более 900 целей на территории Сербии и Черногории, сброшено более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ. В ходе авиаударов были использованы запрещённые типы боеприпасов с радиоактивными примесями, главным образом, обеднённым ураном U 238.
Окончательный размер ущерба, который был нанесён промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 30 до 100 млрд долларов. Независимая комиссия по расследованию военных преступлений руководителей НАТО против Югославии, созданная 6 августа 1999 года по инициативе премьер-министра Швеции Ханса Йорана Перссона, пришла к выводу, что военное вмешательство НАТО было незаконным, так как альянс не получил предварительного одобрения от Совета Безопасности ООН.
Комиссия подвергла критике использование авиацией НАТО кассетных бомб, а также бомбардировку химических промышленных комплексов и нефтекомбинатов на территории СРЮ, которые нанесли значительный экологический ущерб.
Так, к примеру, Подгорица наравне с Белградом начала принимать на себя обязанности столицы: если Белград был коммерческой столицей, то Подгорица — судебной. В мае 2006 года по результатам референдума Черногория была преобразована в независимое государство, после чего Союзная Республика Югославия прекратила своё существование. История создания [ править править код ] В начале 1990-х годов близость распада Югославии становилась всё более очевидной.
Слободан Милошевич, желая оставить как можно больше земель за Сербией, начал поддерживать сепаратистские движения в Хорватии, так как гарантировал этой республике суверенитет лишь над территориями, заселёнными хорватами. Провал сепаратистов, война в Боснии и Герцеговине и албанское засилье в Македонии, острую проблему которого Сербия и так уже испытывала в Косове, привели к тому, что новая Югославия была образована лишь в составе Сербии и Черногории, в которой проживало значительное количество сербского населения. Государственное устройство [ править править код ] Союзная Республика Югославия — страна со смешанной полупрезидентской формой правления.
Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 30 до 100 миллиардов долларов. Документ также предписывал вывод из Косово военных, полицейских и военизированных сил СРЮ, свободное возвращение беженцев и перемещенных лиц и беспрепятственный доступ на территорию организаций, оказывающих гуманитарную помощь, а также расширение степени самоуправления для Косово. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года сводный батальон российских десантников, входивший в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия , заняв стратегически важный объект — аэродром Слатина и на несколько часов опередив танковые колонны войск НАТО. Изначально численность КФОР составляла около 50 тысяч человек. В начале 2002 года контингент был сокращен до 39 тысяч, к концу 2003 года до 17,5 тысяч военнослужащих.
Косово было поделено на пять зон ответственности: американскую, английскую, итальянскую, немецкую и французскую. Российские военнослужащие присутствовали во всех зонах, кроме итальянской, а российские представители находились в штабе КФОР. Летом 2003 года российские миротворцы покинули Косово. В настоящее время численность КФОР составляет около четырех тысяч человек. Сербское население края бойкотировало выборы. В 2006 году специальный посланник генерального секретаря, бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари провел переговоры между сторонами о будущем статусе Косово, однако правительство, большинство в котором составляли этнические албанцы, и Сербия остались на совершенно противоположных позициях. Предложение посланника о всеобъемлющем урегулировании, согласно которому Косово предоставлялась независимость под наблюдением международных организаций, было отвергнуто Сербией и вызвало серьезные разногласия в Совете Безопасности. В августе 2007 года генеральный секретарь Пан Ги Мун одобрил договоренность о создании "тройки" из представителей Европейского союза, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки для дальнейшего проведения переговоров о будущем статусе Косово, однако стороны не смогли достигнуть соглашения. К настоящему времени, по данным МИД самопровозглашенной республики, суверенитет Косово признают 116 государств.
Позиция Москвы базируется на резолюции Совета Безопасности ООН 1244, закрепляющей территориальную целостность Союзной Республики Югославии, юридическим продолжателем которой является Сербия. Независимая комиссия по расследованию военных преступлений руководителей НАТО против Югославии, созданная 6 августа 1999 года по инициативе премьер-министра Швеции Ханса Йорана Перссона, пришла к выводу, что военное вмешательство НАТО в 1999 году было незаконным, так как альянс не получил предварительного одобрения от Совета Безопасности ООН. Однако действия союзников оправдывались тем, что все дипломатические средства урегулирования конфликта были исчерпаны.
Со временем мандат миссии расширяется и включает защиту аэропорта в Сараево, также войска размещаются в Македонии, в ее состав включаются воинские подразделения из 40 стран мира. Миссия действовала в период с 1992 по 1995 годы. С момента обострения кризиса в Косово на территории Албании вдоль албано-югославской границы действовали группы наблюдателей ОБСЕ. Организация стремилась также способствовать налаживанию диалога между конфликтующими сторонами, однако ее действия не принесли ощутимых результатов. Соглашения предусматривают ввод на территорию Боснии и Герцеговине сил по стабилизации ситуации под командованием НАТО. Попытки урегулирования кризиса при посредничестве международных институтов лишь частично стабилизировали обстановку на Балканах, но не устраняли противоречия между враждующими сторонами.
В феврале 1999 года в пригороде Парижа Рамбуйе при посредничестве Контактной группы ведутся переговоры между руководством Сербии и косовскими албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Позднее Мирный план не был подписан Сербской стороной ввиду наличия в нем ранее несогласованных позиций, а именно, расширение автономии Косова и вводе на эту территорию контингента войск стран-членов НАТО.
Новости по теме: ЮГОСЛАВИЯ
За ее проведение, в частности, выступал тогдашний сенатор Джо Байден, ныне американский президент. Как Югославию равняли с землей Начало ударов Первые удары по Югославии были нанесены 24 марта в 23 часа 45 минут и продолжались до 4 часов утра. Затем обстрелу были подвергнуты военный аэродром под Белградом и крупные промышленные объекты в городе Панчево. Всего за первый день операции силами НАТО были поражены 53 объекта. Правительство Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны объявило о введении военного положения. Впоследствии Североатлантический альянс принялся методически уничтожать объекты инфраструктуры: мосты, заводы, транспортные узлы, электростанции и линии электропередачи. Самолеты сбрасывали бомбы не только на военные, но и на гражданские и даже жилые объекты. Так, 23 апреля в Белграде разбомбили здание Радио и Телевидения Сербии, в результате чего погибли 16 человек. По заключению нескольких международных правозащитных организаций, эта атака попадает в категорию военных преступлений. Несколько раз натовцы допускали ошибки, которые привели к жертвам среди мирного населения.
В ночь на 8 мая от натовских бомб пострадало посольство Китая в Белграде, погибли три китайца. Ошеломленный китайский дипломат, который выходит из здания посольства без обуви, в одних носках, а его волосы и очки покрыты пылью от взрыва", — рассказывал журналист Джеки Роуленд. По данным НАТО, там должны были находиться сербские военные, но под огнем оказались албанские беженцы: 50 человек погибли, столько же получили ранения. В ходе 11-недельной операции натовских ВВС, по данным сербских источников, было нанесено в общей сложности 2300 авиаударов по 995 объектам. В ней было задействовано 1150 боевых самолетов. На землю упало 420 тысяч боеприпасов общим весом 22 тысячи тонн, в том числе 20 тысяч тяжелых авиабомб, 1300 крылатых ракет, 37 тысяч кассетных бомб, снаряды с обедненным ураном. Среди них есть воспоминания политиков, ученых, врачей, журналистов, простых жителей. Вместе с родителями, младшими братом и сестрой он жил в Прогаре, пригороде Белграда. Вечером дети сели смотреть телевизор, выключили свет и в этот момент за окном упал огромный огненный шар.
Начался просто ужас. Мы не понимали, что происходит. Трещины начали появляться над окнами и дверью.
По словам Лукашенко, Минск не намерен наносить удары «даже по европейским странам», но планирует подготовить самолеты, которые смогут нести тактическое ядерное оружие.
До этого, в августе, Лукашенко рассказал о том, что самолеты в стране были переоборудованы под возможность нести ядерное оружие. По его словам, страна готова адекватно ответить на угрозы со стороны Запада. Политолог также считает, что США будут продолжать наращивать вооружение в Европе.
Число военных и гражданских лиц, погибших в ходе операции, до сих пор точно не установлено. По оценкам властей Сербии, за время бомбардировок погибли порядка 2,5 тысяч человек, включая 89 детей. Ранения получили 12,5 тысяч человек. Правозащитная организация Human Rights Watch подтвердила 90 инцидентов, в ходе которых в результате бомбардировок НАТО погибло гражданское население. По данным организации, во время операции "Союзная сила" было убито от 489 до 528 мирных жителей. По официальным данным НАТО, в ходе кампании альянс потерял погибшими двух военнослужащих экипаж американского вертолета Aн 64, разбившегося в ходе тренировочного вылета в Албании. Около 863 тысяч человек, в первую очередь проживавшие в Косово сербы, добровольно покинули регион, еще 590 тысяч стали вынужденными переселенцами. Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван.
По разным оценкам, он измерялся суммой от 30 до 100 миллиардов долларов. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста. Документ также предписывал вывод из Косово военных, полицейских и военизированных сил СРЮ, свободное возвращение беженцев и перемещенных лиц и беспрепятственный доступ на территорию организаций, оказывающих гуманитарную помощь, а также расширение степени самоуправления для Косово.
В выборах 1935 г. Мачеком, победа с незначительным перевесом голосов проправительственной коалиции во главе с премьер-министром Б. Евтичем была признана провалом и привела к отставке правительства.
Для укрепления власти был учреждён Югославский радикальный союз ЮРС. Глава партии М. Стоядинович глава правительства в 1935—1939 предпринимал попытки разрешить конфликт с оппозицией, но выборы 1938 г. Флаг Королевства Югославии. Новый глава правительства Д. Цветкович ЮРС пошёл на сближение с оппозицией, подписав 26 августа 1939 г.
Исполнительная власть передавалась бану , а законодательная — сабору вопрос окончательного раздела полномочий и определения границ бановины откладывался до наступления совершеннолетия короля в сентябре 1941. В тот же день было образовано новое правительство Цветковича — Мачека, в котором последний занял пост заместителя премьер-министра. Королевство Югославия 1929 год. Новое правительство пыталось сохранить нейтралитет в условиях начала Второй мировой войны 1939—1945 гг. Прямые угрозы со стороны Италии и Германии вынудили правительство подписать протокол от 25 марта 1941 г. Симовичем совершили государственный переворот и свергли правительство, Пётр II был провозглашён королём.
Новый премьер-министр Симович не отказался от идеи присоединения к Пакту трёх держав, но, пытаясь вернуться к политике нейтралитета, в то же время санкционировал подписание Договора о дружбе и ненападении с СССР 5 апреля 1941. Предпринятое на следующий день нападение Германии без объявления войны привело к капитуляции Югославии 18 апреля 1941 г. Пётр II и югославское правительство покинули страну 14 апреля 1941 г. Югославия была разделена между государствами фашистского блока и их сателлитами: в состав Германии вошла северная часть Словении, южная её часть стала Люблянской провинцией Италии. На территории Хорватии и большей части Боснии и Герцеговины было создано Независимое государство Хорватия , контролировавшееся фашистскими державами. На территории Сербии действовало коллаборационистское правительство бывшего министра обороны Югославии М.
Недича премьер-министр в августе 1941 — октябре 1944. Во время 2-й мировой войны в Югославии действовало крупнейшее антифашистское сопротивление в Европе. Броз Тито , и четниками во главе Д. Михайловичем , пользовавшимся поддержкой югославского королевского правительства в 1942 Михайлович произведён в генералы. Война со стороны двух ветвей Движения Сопротивления велась не только против оккупантов и их пособников, но и друг с другом, что позволяет говорить и о чертах гражданской войны, развернувшейся на территории Югославии.
Югославия – последние новости
В Сербии намерены требовать от НАТО выплат пострадавшим от обедненного урана в Югославии | Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории). |
С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет | В воскресенье исполняется 25 лет с момента начала агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия, которая продолжалась 78 дней. |
Королевство Югославия
- Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила" - РИА Новости, 24.03.2019
- Содержание
- Руководство
- К 20-ти летию начала агрессии НАТО против Югославии. Несостоявшийся участник Союзного государства.
- С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
Югославия – последние новости
Видео от Союзная Федеративная Республика Югославия. 0:14. Читайте последние новости дня по теме Югославия: Минобороны РФ рассказало о последствиях применения снарядов с ураном, Урановая демократия. А вот Союзная республика Югославия, которая с 1992-го состояла из Сербии и Черногории, не просто не спешила на помощь соплеменникам, но ещё и в августе 1994-го ввела против Республики Сербской санкции. Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. Так, по случаю 25-летия бомбардировок спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «через некоторое время после агрессии НАТО Союзная Республика Югославия перестала существовать».
В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово
А вот Союзная республика Югославия, которая с 1992-го состояла из Сербии и Черногории, не просто не спешила на помощь соплеменникам, но ещё и в августе 1994-го ввела против Республики Сербской санкции. В годовщину бомбардировок Югославии сербы рассказали о последствиях применения НАТО снарядов с ураном. 27 апреля 1992 года Сербия и Черногория создали Союзную Республику Югославию (СРЮ). Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая или Третья Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию.
Странное время
- Боялись сербов как огня
- С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
- Югославия – последние новости
- Югославия – последние новости
- СФРЮ — Polandball вики
- Какие страны входили в состав Югославии?
Недовольство действиями властей Косово скрывает хитрый план Запада
К 12 мая альянс нацелил на Югославию уже до 610 боевых самолетов, а затем и еще большее их число. В ходе операции в период с 24 марта по 17 мая 1999 года авиация блока совершила более 16 тыс. Было запущено около 900 крылатых ракет воздушного и морского базирования. Гарибальди» — Адриатическое море и 561 — в наземной группировке. Морские подступы к зоне боевых действий блокировала эскадра НАТО, имевшая в своем составе авианосцы, ударные корабли и подводные лодки. В Адриатическом море находилась исходная военно-морская группировка альянса. Сухопутные войска НАТО активного участия в конфликте не принимали, однако миротворческие силы альянса в соседних с Югославией странах были выведены из подчинения ООН с тем, чтобы в любой момент вступить в бой.
Для этого была спланирована и проведена в период с 24 марта по 10 июня 1999 года воздушная наступательная операция, которая проходила в рамках трех основных фаз. При этом в течение 2-3 суток ударами с воздуха преимущественно в темное время суток предполагалось уничтожить радиолокационные посты, огневые средства, узлы связи и пункты управления ВВС и ПВО, дезорганизовать системы военного и государственного управления. Поскольку, прежде всего, Североатлантическому альянсу требовалось подавить противовоздушную оборону и дезорганизовать управление вооруженными силами Югославии, атакам подверглись главным образом элементы системы ПВО, аэродромы базирования боевой авиации, командные пункты и пункты всех звеньев управления. Силы и средства радиотехнической разведки создавали сплошное радиолокационное поле над территорией страны с нижней границей 1—2 км. Маловысотное поле с нижней границей 100—200 м обеспечивалось только в районах наиболее важных объектов. Дальность стрельбы по цели типа «крылатая ракета» этими комплексами не превышала 11—15 км с эффективностью не более 0,2—0,3.
С высокоточным оружием противника югославам фактически было нечем бороться. К этому следует добавить полное отсутствие централизованного управления и взаимодействия с истребительной авиацией и ПВО Сухопутных войск, малый опыт практической работы боевых расчетов. Возможности бортовых радиолокационных станций югославских машин практически не обеспечивали атаку малозаметных самолетов типа F-117A. Данный этап операции получил условное наименование «Объединенная сила». Адекватность применяемых сил и средств поставленной задаче после доразведки степени поражения югославских объектов послужили началом корректировки тактики применения СВН и переходу в последующем к «адаптивному управлению боевыми действиям» оно в полной степени проявилось и получило дальнейшее развитие в войне с Ираком в 2003 году. В целом же командование альянса по-прежнему стремилось уничтожить ПВО СРЮ, завоевать превосходство в воздухе в районе боевых действий, а также разрушить все основные военные и промышленные объекты на югославской территории.
Характерной чертой террористической деятельности в Косово было фактическое отсутствие и АОК сильных лидеров. Теракты проходили как на территории самого автономного края, так и в остальной части Югославии, часто теракты на территории Косово приводили к этническим столкновениям, особенно сильные они были после того как 5 мая 2002-ого года на Пасху, смертница привела в действие взрывное устройство в Церкови Богородицы Одигитрии, в результате которого 20 человек погибло и 14 было ранено, начавшиеся вслед за этим погром косовских албанцев с трудом был остановлен миротворцами и Югославской милицией. Самым же крупным терактом стал взрыв поезда Приштина - Белград, 19 октября 2003-ого года, прямо перед выборами в Югославии, в результате теракта погибло 67 человек и ещё около 50 оказалось ранено. В целом, в результате терактов, полицейских рейдов и столкновений с боевиками, с 2000 по 2007 годы погибло 234 человека и около 300 оказались ранены.
При этом, террористическая деятельность, жертвами которой становились не только сербы, но и косовские албанцы, привело к тому, что в следующие годы, многие бывшие борцы за независимость региона отказывались от связи с АОК и возвращались в Югославию, принимая сложившийся порядок дел, некоторые даже продолжали заниматься политикой, как например, один из лидеров косовского студенческого движения в 1990-ые годы - Альбин Куртин, в 2003-ем году вернувшемся из эмиграции и основавшем левую "Социал-демократическую партию Косово". Также процесс восстановления Косово был довольно неравномерным, если столица автономии за годы восстановления, действительно, преобразилась то менее крупные города Косово, деревни и села, продолжают прибывать в запустении, несколько снизить зависимость Косово от федерального центра удалось после того как при содействии российских и британских специалистов был вновь запущен промышленный комплекс "Трепча", который предоставил для жителей автономии большое количество рабочих мест и способствовал привлечению в регион инвестиций, тем не менее, как перед крахом режима Слободана Милошевича, так и в наше время Косово продолжает во многом зависеть от субсидий приходящих из Белграда. Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ. Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово.
Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата. В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ.
Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара. В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС.
Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы.
Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился.
В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей.
Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства.
Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России.
Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз.
Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране.
Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции.
В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД.
Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель. После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей".
Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины. Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум.
При дальнейшем обсуждении не на шутку распалившийся Жириновский злоупотребил непарламентскими выражениями. Призывы успокоиться действия, как водится, не возымели, и на слове "подельники" ему отключили микрофон, после чего фракция ЛДПР в знак протеста покинула зал. В тот день вопрос о "создании нового государства" в повестку дня включен не был. Проект этот состоял из трех пунктов. Второе: рекомендовать Президенту РФ и Правительству РФ незамедлительно приступить к рассмотрению международных, политических, экономических, правовых и иных вопросов, связанных с указанным постановлением. Лукьянов также сообщил, что большинством голосов три комитета Государственной Думы - по законодательству и судебно-правовой реформе, по международным делам и по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками рекомендовали принять данное постановление. Обсуждение этого документа, носящего довольно общий характер и фактически лишь констатировавшего позитивное отношение Госдумы к инициативе Скупщины Югославии, вылилось в развернутую политическую дискуссию.
Спустя без малого 20 лет интересно проследить за позицией различных думских фракций и депутатских групп по этому вопросу, хотя бы в кратком изложении. В отличие от тех опасений, которые последние три дня широко звучат в средствах массовой информации, - что такое политическое решение представителей народа, избранных в Госдуму, втягивает Россию в прямые военные действия, - мы, наоборот, считаем, что это главное, что может остановить военные действия, беспредел на Балканах". Задумаются западные политики, которые сейчас уже не знают, как выйти из этой пиковой ситуации, с кем они будут иметь дело после решения, принятого по всем процедурам, по Уставу Союза, о вступлении братской Югославии в Союз Беларуси и России. Это и увеличение экономического потенциала, научного, военного, территориального. Это хорошее совмещение Севера и Юга, поскольку наша страна северная, а Югославия - южная. В Югославии избыток продовольствия, а у нас избыток энергоресурсов. То, чего не хватает югославам, мы им даем. То, чего нам не хватает, они нам дают. То есть нет ни одного минуса.
Это славянская солидарность, о которой мечтали все славянские народы. Это православная солидарность, ибо все три государства православные - Россия, Беларусь, Югославия. И теперь мы будем иметь, если все пойдет положительно, границы от Адриатики до Камчатки". Владимир Рыжков НДР : "... Можем ли мы отмахнуться от этого решения?
Сербия хочет быть военно-нейтральной, мы не хотим становиться членами НАТО, и это им мешает. Душан Баятович зампред Социалистической партии Сербии «Я сам был мобилизован и служил в Хорватии, в Боснии и в Косово, поэтому говорю это и на личном, и на политическом опыте», — подчеркнул зампред СПС, входящей в правящую коалицию Сербии.
Бомбардировки НАТО привели к гибели свыше 2,5 тысячи человек, включая 87 детей, и ущербу в 100 миллиардов долларов, медики регистрируют последствия применения обедненного урана, ведущие к росту онкологических заболеваний.
«19 стран напали на одну»: в Сербии отмечают годовщину начала натовских бомбардировок
По данным Союзной республики Югославии, за 78 дней бомбардировок погибло более 1700 человек мирного населения в том числе 400 детей, более 10 тысяч были ранены, без вести пропали 821 человек. В 1999 году противостояние между силовыми структурами Сербии и албанскими сепаратистами из Освободительной армии Косово привело к бомбардировкам силами НАТО Союзной Республики Югославия, состоявшей из Сербии и Черногории. В годовщину бомбардировок Югославии сербы рассказали о последствиях применения НАТО снарядов с ураном. После Второй мировой войны языки союзных республик были объявлены равноправными государственными языками, хотя сербохорватский и сербский пользовались относительным преимуществом. Официально "Союзная сила" завершилась 10 июня 1999 года после подписания в Македонии соглашения между Югославией и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск.
Как Советский Союз и Югославия из-за Албании поссорились
Министр внутренних дел республики Братислав Гашич на полях международной конференции "Да не будет забыто! В отношении нас проявлена невероятная несправедливость, на нашем народе была продемонстрирована сила, последствия которой ощущаются по сей день. Нет оправданий для совершенных над нашим народом и страной преступлений", - отметил глава МВД. Действия РФ 20 марта 2024 года Госдума приняла на пленарном заседании обращение палат Федерального собрания РФ к Организации Объединенных Наций ООН , международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств в связи с 25-й годовщиной начала бомбардировок коалицией НАТО территории суверенной Югославии. В обращении парламентарии призывают осудить военную операцию и принять меры по привлечению государств - членов НАТО к международной ответственности. В обращении парламентарии отмечают необходимость дать справедливую оценку грубейшему нарушению норм международного права, которое привело к дестабилизации работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, оказало негативное влияние на взаимоотношения между европейскими государствами. Парламентарии указали, что в период с марта по июнь 1999 года в результате ракетно-бомбовых ударов НАТО по гражданской инфраструктуре, включая объекты транспорта и энергетики, а также по промышленным предприятиям погибли свыше 2 тыс.
Особо были отмечены успехи военной науки и военной промышленности. Россия вновь обращается к своим внутренним ресурсам. На международной арене РФ в ответ на попытки изоляции сломала однополярный миропорядок и формирует многополярный, в котором большое количество стран увидело свой шанс для освобождения от неоколониалистского ига Запада. Усиливается роль союза БРИКС , к которому желают присоединиться все большее число стран третьего мира. Словом, мы являемся свидетелями создания нового мирового порядка. Только не того нового мирового порядка, который хотел сформировать Запад, где он был бы единственным гегемоном и где зарезервированное место было бы только для так называемого "золотого миллиарда". Сейчас формируется новый и более справедливый порядок для всех народов планеты, где будут уважаться интересы и особенности каждого в отдельности. За все это мы можем поблагодарить Россию во главе с Владимиром Путиным. Весь прогрессивный мир в соответствии с нашим пониманием прогрессивности должен присоединиться к этой борьбе до окончательной победы, не упустить предоставленный шанс на пути к новому справедливому миру на планете Земля. Резюмируя, хочу также обратить внимание на методы и новые чудовищные правила моральных и человеческих ценностей смерть института семьи, странный гендеризм, уничтожение основных мировых религий, сокращение рождаемости, пропаганда сатанизма и прочие , которые оккультное "глубинное государство" западного сообщества навязывают остальному международному сообществу. Это, по моему мнению, приведет к собственному упадку Запада: умрет "золотой миллиард", а не остальные, в их понимании, - "менее ценные люди". Нам повезло или не повезло стать свидетелями этих событий. Тот, кто не изучает историю и не извлекает из нее уроки, обречен на неудачу или, по крайней мере, на повторение одних и тех же ошибок, которые каждый раз будут сыпаться ему на голову.
Владимир Рыжков НДР : "... Можем ли мы отмахнуться от этого решения? Не можем мы отмахнуться от этого решения и не можем мы игнорировать это решение. С другой стороны, можем ли мы отмахиваться от тех реально стоящих проблем, которые встают перед Россией и перед Белоруссией в связи с этой инициативой? Я думаю, что этот подход был бы абсолютно безответственным. Идет война на Балканах - как можно в условиях реально идущей войны говорить об объединении, говорить о каком-то союзе? Мы заявляем, что речь о союзе может идти только после остановки войны на Балканах. Мы заявляем, что действия в данном направлении не могут быть поспешными, непродуманными и не учитывающими всех последствий. Мы заявляем, что ни при каких обстоятельствах Россия не должна быть поставлена в такие условия, чтобы ее втянули в вооруженный конфликт". Владимир Аверчев "Яблоко" : "... Мы хотим напомнить о действительных приоритетах российской внешней и внутренней политики, тех приоритетах, которые неоднократно получали поддержку опять-таки в этом же зале. Речь идет о сохранении единства самой Российской Федерации. Так вот давайте, если мы действительно последовательны в своих позициях и взглядах, этими приоритетами и выверять наши действия в отношении Югославии. Мы сейчас заявляем о том, что мы готовы к союзу с государством, власти которого несут свою долю ответственности за человеческую трагедию на Балканах. Я имею в виду ответственность Милошевича за вытеснение албанцев с территории Косово. И каков результат? Результат - рост беспокойства среди мусульманского населения России. Поэтому я хочу призвать вас: давайте не будем торопиться, давайте дадим нашим дипломатам шанс выступить активными посредниками в урегулировании кризиса на Балканах, давайте вернемся к обращению Скупщины после завершения военных действий". Геннадий Чуркин Аграрная депутатская группа : "Аграрная депутатская группа целиком поддерживает то постановление, которое предложено, и голосовать за него мы будем единогласно. Вместе с тем я бы хотел предостеречь. Сегодня попытка говорить многих политиков, опять-таки тех, которые привели мировое сообщество практически к тому, что всем странам, которые не пытаются ложиться под НАТО, стали диктовать свой мировой правопорядок - их порядок!..
Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. Авианалётам были подвергнуты военные стратегические объекты в крупных городах Югославии, включая столицу — Белград , а также многочисленные гражданские объекты, в том числе и жилые. В операции принимали участие 14 стран, в распоряжении которых было 1 200 самолётов. Морская группировка насчитывала 3 авианосца, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов, 4 крупных десантных корабля. Общий же человеческий состав сил НАТО, задействованных в операции, превысил 60 тыс. В ходе операции за 78 дней авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 000 бомб и ракет, общий тоннаж сброшенных бомб оценивается от 22 000 до 80 000 тонн [74] [75] [76]. В том числе, американцами 218 крылатых ракет морского базирования по 66 целям и 60 крылатых ракет воздушного базирования, Британия с подводной лодки — 20 [73]. Как правило, НАТО заранее предупреждала о местах бомбардировок, дабы СР Югославия могла провести эвакуацию персонала или иных людских ресурсов с мест ударов, чем косвенно и объясняется незначительное, для двухмесячных бомбардировок, число жертв по данным Human Rights Watch [20] [25] [27]. Периодизация боевых действий[ править править код ] По мнению российских исследователей из Центра анализа стратегий и технологий, бомбардировки НАТО были разбиты на три этапа [70] : с 24 по 27 марта. Данный этап представлял собой классическую операцию по подавлению ПВО и установлению господства в воздухе с 27 марта по 24 апреля — атаки по югославским войскам в Косове и Метохии и бомбардировки объектов по всей Югославии с 24 апреля по 10 июня. В этот период силы НАТО активизировали масштабные бомбардировки Югославии, так как не ожидали отказа югославского руководства от быстрой капитуляции.
Экс-глава МИД Югославии: Сербии пора требовать от НАТО возмещение ущерба
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела». В 1999 году противостояние между силовыми структурами Сербии и албанскими сепаратистами из Освободительной армии Косово привело к бомбардировкам силами НАТО Союзной Республики Югославия, состоявшей из Сербии и Черногории. Вооруженное противостояние албанских сепаратистов из «Освободительной армии Косово» с армией и полицией Сербии привело к бомбардировкам Союзной Республики Югославия в 1999 году.