Белорусские дипломаты приняли участие в мероприятии в память о жертвах агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия. Вооруженное противостояние албанских сепаратистов из «Освободительной армии Косово» с армией и полицией Сербии привело к бомбардировкам Союзной Республики Югославия в 1999 году. После Второй мировой войны языки союзных республик были объявлены равноправными государственными языками, хотя сербохорватский и сербский пользовались относительным преимуществом.
«Вторая Югославия»
- Королевство Югославия
- Полковник Янко Алексич: Россия борется за новый справедливый мировой порядок - Российская газета
- Что еще почитать
- Как было принято решение бомбить Югославию
- Союзная Республика Югославия (Новая Россия) | Альтернативная История | Fandom
Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства
Военная операция была предпринята без одобрения Совета Безопасности ООН на основе утверждения западных стран о том, что власти СРЮ проводили этнические чистки в косовской автономии и спровоцировали там гуманитарную катастрофу. Авиаудары Североатлантического альянса продолжались c 24 марта по 10 июня 1999 года.
Затем сошелся с большевиками, бежал с ними в Петроград, принял участие в Июльской демонстрации, угодил в Петропавловскую крепость. Вновь бежал и оказался в Омске.
К тому времени произошла Октябрьская революция. Броз пошел служить в красногвардейский отряд, вступил в партию большевиков и женился на четырнадцатилетней селянке Пелагее Белоусовой. А в 1920-м вместе с юной женой уехал к себе на родину. Хорватия к тому времени стала частью новосозданной Югославии.
Броз вступил в Компартию этой страны КПЮ , вел соответствующую пропаганду, за что получил пять лет каторги. И в 1937 году вернулся в Югославию, где возглавил Компартию. Тито стал кавалером ордена «Победа» — высшего советского военного ордена — и возглавил правительство своей страны. Одной из причин этого стал проект создания Балканской федерации, которая должна была объединить Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию на основе коммунистической идеологии.
Затея была непростая, и Тито со Сталиным не сошлись во взглядах на ее реализацию. Яблоком раздора стали и отношения Белграда с Албанией. По окончании войны Тито решил присоединить эту страну к Югославии, однако Сталину эта мысль не понравилась. Его беспокоила чрезмерная самостоятельность Тито, и он решил включить Албанию в сферу прямого влияния Москвы.
Для чего использовал своего адепта — лидера этой страны Энвера Ходжу. При этом Ходжа знал о нелегкой жизни албанского меньшинства в Югославии и не хотел оказаться под властью напористого соседа. Уже в августе 1945 года из СССР в Албанию прибыли первые пароходы с продовольствием, машинами и медикаментами. Туда же направлялись советские геологи, конструкторы, преподаватели, врачи.
Сотни албанских студентов начали учиться в советских вузах. В конце 1947 года Тито вознамерился включить Албанию в югославский пятилетний план, а также включить в бюджет Югославской армии содержание и Албанских вооруженных сил. Сталин сказал «нет», и по его требованию Белград подписал соглашение с Москвой об обязательных консультациях по внешнеполитическим вопросам. Ходжа по указанию Сталина выдворил из Албании всех югославских специалистов и советников и в одностороннем порядке разорвал послевоенные экономические договоры с Белградом.
В обмен Москва выдала Албании щедрые кредиты. В Югославии Ходжа был объявлен «главным советским агентом». В Албании распространялись листовки, призывающие к борьбе с Ходжой. На границах двух государств начались обоюдные провокации.
В 1949-м руководство Советского Союза разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. Началась пропагандистская кампания по дискредитации югославского руководства.
А ведь когда-то обе страны представляли объединённую сборную, которая даже смогла пробиться на чемпионат мира — 2006. Отбор на чемпионат Европы — 2024 начался! Подключайся к трансляции матчей топ-сборных в Okko. После распада Югославии сборная перестала существовать. Новая команда собралась только в 1994-м Предпосылки к распаду Социалистической Федеративной Республики Югославия начались с масштабных реформ, которые в 1970-х начал проводить Тито.
Руководитель страны решил заняться «национальной архитектурой» или же укрепить югославские скрепы посредством системы «сдержек и противовесов» и этнической политики, проповедовавшей югославизм и атеизм. В 1980 году главной скрепы не стало — Тито умер. У преемников толком ничего не получалось, потому что ранее проповедовавшаяся политика держалась исключительно на нём и его «сильной руке», способной задушить любые формы оппозиции и инакомыслия. Рухнула экономика — началась рецессия, — народ начал разочаровываться в идеях коммунистического строя, а всё больше задумываться об этнических вопросах.
Вскоре из Косова стали приходить сообщения об этнических чистках. Самым громким стал инцидент в селе Рачак, где в январе 1999 года сербская полиция якобы казнила 45 мирных албанцев. Потом выяснилось, что эта история полностью выдумана. Тринадцать стран Североатлантического альянса предоставили для военной операции свою авиацию. Первые ракетные удары начались около 20:00 по местному времени по радарным установкам армии СРЮ, находящимся на черногорском побережье Адриатического моря. Одновременно ракетным атакам подверглись военный аэродром в нескольких километрах от Белграда и крупные промышленные объекты в городе Панчево, находящемся менее чем в двадцати километрах от столицы СРЮ. Всего было поражено 53 цели. В большинстве крупных городов Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны было объявлено военное положение.
Пресс-конференция к 23-й годовщине начала бомбардировок Союзной Республики Югославии
Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ. Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата. В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ. Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара.
В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК.
В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение.
В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента. Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях.
Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко.
Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения. В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель. После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть.
В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины. Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум. После выступления Милошевича оппозиция принялась праздновать свою победу, 2-ого мая перед зданием Скупщины прошел "Концерт победителей" с участием множество Югославских музыкантов, которые поддержали действия оппозиции, сам центр города от протестующих был освобожден уже на следующий день. Сам же Милошевич уже вечером 31-ого марта на частном самолете вместе с семьей покинул Белград и приземлился в Аэропорту Нови-Сада, власти именно этого региона были наиболее благосклонны настроены к теперь уже бывшему Президенту. Правление Маровича[ Парламентские выборы 2006-ого года [ ] Исполняющий обязанности Президента - Светозар Марович назначил проведение Парламентских выборов на 28-ое мая, на них по большей части сохранился прежний состав коалиций Демократический Альянс, пополнился новыми силами, Радикалы также впитали в себя часть небольших националистических группировок, наиболее заметно ощущалось ослабление Социалистов, из которых во многом под влиянием действий Мило Джукановича появилась Движение Демократических Социалистов, оно было не слишком сильно представлено на федеральном уровне, но имело большую силу внутри Черногории. Ключевым вопросом относительно выборов была судьба Соглашений с Европейским Союзом, "Демократический Альянс" выступал за скорейшую подготовку страны к подписанию соглашений, обещая полноценно их ратифицировать уже к весне 2007-ого года, сохранить федеративное устройство Югославии, а также продолжить проведение экономических реформ, активно сотрудничать с Европой и Россией. В целом схожей программой обладало и ДДС, кроме этого Движение обещала более скорую Евроинтеграцию и демократизацию регионального управления, трансформировав СРЮ из Федерации в Конфедеративное государство, в котором все регионы обладали бы даже самостоятельной внешней политикой.
Радикалы как и ранее выступили с позиций сербского национализма, они отвергали идеи об Евроинтеграции, заявляя о необходимости развития Югославией обосболенного пути, при этом не отвергая сотрудничество с Брюсселем на своих условиях, как и ранее националисты выдвинули требования восстановления прежних границ СРЮ и интеграции в неё Сербской Краины.
В январе 1998-ого года Армия Освобождения Косово начала нападения на мирных жителей и полицейские патрули на территории автономного края. А уже 28-ого она провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края, тогда же произошло первое серьезное столкновение между вооружёнными албанцами и силами югославского МВД в районе Дреницы. Этот район считался центром деятельности АОК. Вплоть до апреля 1998-ого года силы югославской армии в лице дислоцированного в крае 52-ого Приштинского корпуса дистанцировались от боевых действий. Однако с началом атак албанцев на военные объекты они были вовлечены в бои. В апреле часть армейских подразделений приостановили повседневную боевую подготовку, провели мобилизацию личного состава и начали принимать участие в операциях против АОК.
В это же время в регионе росло число сторонников АОК, а конфликт все больше расширялся. В ходе длительных переговоров в конце лета 1998-ого года, двум странам удалось прийти к соглашению, согласно которым в Косово вводился российский миротворческий контингент и, фактически, военный контингент, чуть позже свое желание принять участие в миротворческой миссии изъявило и руководство Украины. Российские миротворцы были введены в регион в октябре 1998-ого года, украинские через 3 месяца, уже в январе 1999-ого. По оценкам международных организаций, российские и украинские миротворцы, на деле оказывали поддержку югославским войскам, лишь сдерживая их действия. При поддержке сил СНГ косоварским войскам был нанесен ряд серьезных поражений, Косово покинуло около 900 тысяч человек, в ходе боев, погибли многие лидеры боевиков из Косово, так в ходе действий Украинских миротворцев, в феврале 1999-ого года был ликвидирован Хашим Тачи, один из руководителей АОК. После гибели многих лидеров АОК, начиная с весны 1999-ого года албанские партизаны начали покидать регион, перебираться на территорию Албании и Македонии, фактически полностью контроль над Косово был восстановлен югославскими военными после практически прекратив сопротивление. Окончательно контроль над регионом был восстановлен в марте 1999-ого года после того как под контроль югославских силовиков перешел район Дрениц.
В то же время, своего участия в операции требовали представители НАТО, которые, во многом справедливо указывали на поддержку Россией и Украиной югославских войск, начиная с января 1999-ого года руководство Альянса регулярно требовало право на ввод своего миротворческого контингента, под давлением Москвы это предложение было принято, представителя НАТО сформировали силы - KFOR, которые были введены в регион в апреле 1999-ого года. Главным образом, они расположились на юге Косово, на границе с Албанией. Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России. План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов.
Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании. Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров.
Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным". Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами. В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план. Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года. Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов.
Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов". После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены. Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники.
После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти. Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены. Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах. Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ. В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница.
Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов. В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона. Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции.
Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии. Северо-восточные районы Македонии также были заселены албанцами, что после огромного потока беженцев привело к большому пласту проблем. Косовары оседали в горных селах Македонии, где начиная с конца весны 1999-ого года по примеру Армии Освобождения Косово начали создаваться албанские сепаратистские структуры, главной из которых стала - Армия Национального Освобождения.
Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства. В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений. Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику.
Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т. В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.
Обострились также национальные проблемы. Тито хорват по национальности , пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась - вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу. Распад Югославии После смерти президента Тито 4 мая 1980 года лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев.
На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление.
Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан с 1986 приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.
Около 863 тысяч человек, в первую очередь проживавшие в Косово сербы, добровольно покинули регион, еще 590 тысяч стали вынужденными переселенцами. Окончательный размер ущерба, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ, не был назван. По разным оценкам, он измерялся суммой от 30 до 100 миллиардов долларов. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста.
Документ также предписывал вывод из Косово военных, полицейских и военизированных сил СРЮ, свободное возвращение беженцев и перемещенных лиц и беспрепятственный доступ на территорию организаций, оказывающих гуманитарную помощь, а также расширение степени самоуправления для Косово. Изначально численность КФОР составляла около 50 тысяч человек. В начале 2002 года контингент миротворцев был сокращен до 39 тысяч, к концу 2003 года до 17,5 тысяч военнослужащих. По данным на начало декабря 2013 года численность подразделения составила около 4,9 тысячи солдат из более 30 стран. Независимая комиссия по расследованию военных преступлений руководителей НАТО против Югославии, созданная 6 августа 1999 года по инициативе премьер-министра Швеции Ханса Йорана Перссона, пришла к выводу, что военное вмешательство НАТО было незаконным, так как альянс не получил предварительного одобрения от Совета Безопасности ООН. Однако действия союзников оправдывались тем, что все дипломатические средства урегулирования конфликта были исчерпаны. Комиссия подвергла критике использование авиацией НАТО кассетных бомб, а также бомбардировку химических промышленных комплексов и нефтекомбинатов на территории СРЮ, которые нанесли значительный экологический ущерб.
Содержание
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Где находилась Югославия?
- Союз Сербии и Черногории
- С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет
- Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила" - РИА Новости, 24.03.2019
- Союзная Республика Югославия / Сербия / Политический Атлас Современности
Новости и события Российского исторического общества
Официально "Союзная сила" завершилась 10 июня 1999 года после подписания в Македонии соглашения между Югославией и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск. — Это была дикая варварская агрессия Запада против маленькой страны, какой являлась тогда СРЮ (Союзная Республика Югославия). Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года.
В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия
Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию 24 марта 1999 года – безусловно, одно из них. 27 апреля 1992 года Сербия и Черногория создали Союзную Республику Югославию (СРЮ). Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания.
События в истории 27 апреля
Удары наносились не только по военным объектам, но транспортной инфраструктуре, промышленным предприятиям, даже жилым кварталам, в том числе с применением кассетных боеприпасов. Были уничтожены или повреждены 89 фабрик и заводов, 120 объектов энергетики, 14 аэродромов, 82 моста, 48 больниц и госпиталей, 118 радио- и ТВ-ретрансляторов, 70 школ и 18 детских садов, 35 церквей и 29 монастырей. По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г. Спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир признал, что операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята.
Несмотря на понесенный ущерб, страна не была сломлена. Народ демонстрировал сплоченность и самоотверженность достаточно вспомнить «живые щиты» для защиты мостов в Белграде , а армия сохранила боеспособность за исключением ВВС. Планировщики НАТО были уверены, что ударов с воздуха будет достаточно, а потому даже не рассматривали сухопутные действия.
Лишь в ходе боевых действий они приступили к разработке плана наземного вторжения — операция получила название B-minus с вводом войск в сентябре 1999 года. В штабах понимали, что, помимо проблем тылового обеспечения наземных сил, ведение боевых действий в условиях неблагоприятной местности означало неизбежность больших потерь, что сделало бы операцию непопулярной в Конгрессе США и среди других членов НАТО и в конечном счёте могло привести к расколу среди членов альянса. Пентагон приступил к срочному наращиванию войск в регионе: в бывших социалистических республиках СФРЮ Босния и Герцеговина численность войск блока была значительно увеличена и достигла 8000 и почти 50000 соответственно.
В Албании были сконцентрированы 12500 военнослужащих, у которых имелось тяжелое вооружение. К марту 1999 года армия Югославии насчитывала около 140 000 солдат и офицеров, на вооружении сухопутных войск находились 1275 танков, 825 БТР и БМП и 1400 артиллерийских систем. Непосредственно на территории Косова и Метохии - около 22 000 человек Приштинского корпуса 3-й армии, а также 18 000 сотрудников югославского МВД и некоторое количество местных сербских ополченцев и даже добровольцы из РФ.
В крае действовали четыре моторизованные, по три танковых и пехотных бригад, две механизированные и две бригады центрального подчинения: 63-я парашютно-десантная и 72-я специального назначения. Эти силы вполне могли обеспечить агрессору «неприемлемые потери». В начале марта югославские силы начали наступление и к началу апреля смогли захватить большинство позиций АОК в Косове.
Они вынудили боевиков уйти в горные и лесные районы края, откуда те перешли к партизанской войне при поддержке авиации НАТО. Большинство погибло в боях с албанскими боевиками. Пентагон заявлял об уничтожении 120 югославских танков, 220 прочих бронемашин и 450 артиллерийских орудий.
Однако эта статистика расходится даже с данными НАТО, а специальная комиссия Allied Force Munitions Assessment Team , направленная в Косово в 2000 году, обнаружила там следующую уничтоженную югославскую технику: 14 танков, 18 бронетранспортеров и 20 артиллерийских орудий и миномётов. В НАТО крайне гордились тем, что за весь период «бесконтактной» воздушной операции безвозвратные потери среди 60 тыс. Кстати, от использования вертолетных десантов на территории самой СРЮ в альянсе отказались с самого начала боевых действий, что тоже говорит о многом.
Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ. Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата.
В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ.
Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара.
В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы.
В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион.
Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился.
В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента.
Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича.
Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента.
Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России.
Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях.
Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос.
По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте.
Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции.
В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения.
В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель.
После продолжавших больше недели переговоров, когда страна все глубже погружалась в гражданское противостояние Томислав Николич, лидер Радикалов объявил о прекращении переговоров с Социалистами и призвал своих сторонников поддержать оппозицию, при этом Радикалы даже не собирались вступать в переговоры о правительстве с Демократическими силами, они ощутили возможность получить в стране уже всю власть. В этих условиях, 29-ого марта Слободан Милошевич впервые сначала кризиса пригласил представителей оппозиции: Коштуницу, Николича и Михаиловича, точно неизвестно о чем проходил разговор между ними, однако, вернувшись после переговоров с Президентом, Коштуница призвал протестующих: "Не расходиться и ждать действия властей". Ждать долго не пришлось, уже следующим вечером, 30-ого марта Слободан Милошевич обратился к гражданам Югославии по телевидению, заявив, что кризис, который сложился в стране отчасти является и его виной, Милошевич заявил, что через несколько часов 31-ого марта покинет пост Президента и объявляет досрочные Парламентские выборы, также Милошевич заявил о том что им совместно с оппозицией был разработан план Конституционной реформы, которая превратит Югославию из Президентско-Парламентской в Парламентскую Республику, вопрос о Конституции в свою очередь будет решён на Референдуме, который последует вслед за избранием нового состава Югославской Скупщины.
Милошевич выполнил свое обещание, ровно в 1:45 по Москве объявив о своей отставке, перед этим распустив Югославский Парламент, Исполняющим Обязанности Президента страны стал Светозар Марович, представитель ДСПЧ, который также до этого исполнял обязанности Председателя Правительства СРЮ, ему и предстояло обеспечить восстановление гражданского согласия в стране и провести Парламентские выборы, а затем и Конституционный референдум. После выступления Милошевича оппозиция принялась праздновать свою победу, 2-ого мая перед зданием Скупщины прошел "Концерт победителей" с участием множество Югославских музыкантов, которые поддержали действия оппозиции, сам центр города от протестующих был освобожден уже на следующий день. Сам же Милошевич уже вечером 31-ого марта на частном самолете вместе с семьей покинул Белград и приземлился в Аэропорту Нови-Сада, власти именно этого региона были наиболее благосклонны настроены к теперь уже бывшему Президенту.
Правление Маровича[ Парламентские выборы 2006-ого года [ ] Исполняющий обязанности Президента - Светозар Марович назначил проведение Парламентских выборов на 28-ое мая, на них по большей части сохранился прежний состав коалиций Демократический Альянс, пополнился новыми силами, Радикалы также впитали в себя часть небольших националистических группировок, наиболее заметно ощущалось ослабление Социалистов, из которых во многом под влиянием действий Мило Джукановича появилась Движение Демократических Социалистов, оно было не слишком сильно представлено на федеральном уровне, но имело большую силу внутри Черногории. Ключевым вопросом относительно выборов была судьба Соглашений с Европейским Союзом, "Демократический Альянс" выступал за скорейшую подготовку страны к подписанию соглашений, обещая полноценно их ратифицировать уже к весне 2007-ого года, сохранить федеративное устройство Югославии, а также продолжить проведение экономических реформ, активно сотрудничать с Европой и Россией. В целом схожей программой обладало и ДДС, кроме этого Движение обещала более скорую Евроинтеграцию и демократизацию регионального управления, трансформировав СРЮ из Федерации в Конфедеративное государство, в котором все регионы обладали бы даже самостоятельной внешней политикой.
Радикалы как и ранее выступили с позиций сербского национализма, они отвергали идеи об Евроинтеграции, заявляя о необходимости развития Югославией обосболенного пути, при этом не отвергая сотрудничество с Брюсселем на своих условиях, как и ранее националисты выдвинули требования восстановления прежних границ СРЮ и интеграции в неё Сербской Краины.
Несложно заметить, что Приштина получала то, что хотела, при активном содействии Запада. Заручившись такой поддержкой от заокеанских «друзей» и их союзников, косовоалбанские власти начали действовать так, будто их суверенность признается всем миром. Как подчеркивает в своем материале для портала Kosovo Online отставной американский дипломат и региональный представитель ООН в Косовска-Митровица с июля 2005 года по октябрь 2008 года Джерард Галлуччи, США и ЕС не смогли справиться со своим клиентским «государством» и найти способ добиться окончательного урегулирования между Белградом и Приштиной. Это создало вакуум, который Курти использует для правления, в то время как помощь и евро продолжают поступать в Приштину.
Анализируя последние события в северной части Косово, Галлуччи подмечает, что в своем последнем гамбите Курти использовал это отсутствие сдержанности в своих действиях, чтобы беспрепятственно отправить свои военные силы на север края. НАТО оказалось в ловушке, которое создало само. По оценкам американского дипломата, теперь у альянса есть два выхода: сопроводить албанские силы обратно к югу от реки Ибар или открыть границу и позволить сербским силам войти и обеспечить безопасность на севере как разрешено в соответствии с резолюцией 1244. В итоге это может привести к тому, что Приштина согласится на полное выполнение плана Ахтисаари согласно ему, управление краем должно было перейти от администрации ООН к администрации ЕС и местным властям, безопасность должны были обеспечивать полицейская миссия ЕС и войска НАТО. Кроме того, план предусматривал защиту всех меньшинств, которые проживают в Косове, обеспечивал защиту культурных и религиозных памятников.
Подчеркнем, что Сербия и Россия выступили с резкой критикой этого документа. Есть и еще один немаловажный пункт. Именно сейчас Сербия активно размышляет над вступлением страны в Евросоюз. По оценкам президента Вучича заявление об этом было сделано в 2020 году , переговоры Сербии и ЕС по этому вопросу должны закончиться в 2024 году, а в 2026-м республика рассчитывает вступить в объединение. Подрывают намерения Белграда сейчас несколько пунктов: отказ вводить санкции против России и непризнание Косово как отдельной единицы.
Сербия пытается сделать все возможное для того, чтобы хотя бы наладить отношения со строптивыми властями непризнанного Косово.
Однако переговоры не привели к каким-либо результатам, а лишь показали существующие противоречия и конфликты, республики начинают принимать решения о выходе и заявляют о своем суверенитете, вследствие чего вспыхивает гражданская война. В июне 1991 года парламенты Словении и Хорватии объявляют о своей независимости, 8 сентября того же года в Македонии проводится референдум за независимость, Босния и Герцеговина декларируют о своей независимости в марте 1992 года, а в апреле того же года в Белграде провозглашается Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории. Проводятся многопартийные выборы в парламент, принимается Конституция нового государства. Делается заявление о признании Союзной Республикой Югославией независимости всех государств — бывших югославских республик и об отсутствии территориальных претензий к ним.
После распада Югославские республики в целом сохранили свои территориальные границы, образовалось шесть независимых государств: Сербия, Черногория, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а также частично признанное государство Косово. Международные организации и Югославия Происходящие на Балканах события не могли не вызывать озабоченность международного сообщества. Со временем мандат миссии расширяется и включает защиту аэропорта в Сараево, также войска размещаются в Македонии, в ее состав включаются воинские подразделения из 40 стран мира. Миссия действовала в период с 1992 по 1995 годы.
Демонстрация силы
- Югославская СФСР | КБ 2024 | ВКонтакте
- В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия | Kazakhstan Today
- Главные новости
- Демонстрация силы
- Поделиться
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
Со временем мандат миссии расширяется и включает защиту аэропорта в Сараево, также войска размещаются в Македонии, в ее состав включаются воинские подразделения из 40 стран мира. Миссия действовала в период с 1992 по 1995 годы. С момента обострения кризиса в Косово на территории Албании вдоль албано-югославской границы действовали группы наблюдателей ОБСЕ. Организация стремилась также способствовать налаживанию диалога между конфликтующими сторонами, однако ее действия не принесли ощутимых результатов. Соглашения предусматривают ввод на территорию Боснии и Герцеговине сил по стабилизации ситуации под командованием НАТО. Попытки урегулирования кризиса при посредничестве международных институтов лишь частично стабилизировали обстановку на Балканах, но не устраняли противоречия между враждующими сторонами. В феврале 1999 года в пригороде Парижа Рамбуйе при посредничестве Контактной группы ведутся переговоры между руководством Сербии и косовскими албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Позднее Мирный план не был подписан Сербской стороной ввиду наличия в нем ранее несогласованных позиций, а именно, расширение автономии Косова и вводе на эту территорию контингента войск стран-членов НАТО.
Подписав Устав 26 июня 1945 года и ратифицировав его 19 октября 1945 года, Социалистическая Федеративная Республика Югославия являлась одним из первоначальных членов Организации Объединенных Наций до ее расформирования в связи с учреждением и последующим принятием в качестве новых членов Боснии и Герцеговины, бывшей югославской Республики Македонии, Республики Словении, Союзной Республики Югославии и Республики Хорватии. Членство государственного союза Сербии и Черногории в ООН, включая все органы и организации системы ООН, продолжено Республикой Сербия в соответствии со статьей 60 Конституционной хартии Государственного сообщества Сербии и Черногории, которая вступила в силу в результате Декларации назависимости, принятой Национальной Ассамблеей Черногории 3 июня 2006 года.
Албания просто запретендовал на некоторые части глины СФРЮ. Говоря о внутренней политике, дела обстояли возможно лучше внешней политики. Это сказывалось на широком вооружении, широкой развитоти и лёгкой селхоз, деревообработка , и тяжёлой промышленности металлургия, машиностроение. Республики даже придумали про Сербию то, что он хочет сделать из их отца одну большую Сербию, в составе которой были бы все остальные. Так или иначе, распад обернулся югославской войной, в ходе которой республики, ранее бывшие друзьями, стали друг для друга злейшими врагами.
Несмотря на то, возглавлявшие НАТО преступники, публично утверждали, что применяют высокоточное оружие, по гражданским объектам было нанесено больше ударов, чем по военным. Бомбили все подряд: административные здания, жилые дома, школы, резиденцию главы государства, правительственные здания, больницы, родильные дома, детские сады, промышленные объекты, офисы газет и журналов, памятники культуры, церкви и монастыри… Нормальный человеческий мозг не мог понять, как этот «цивилизованный запад» развязал ужасную войну с принципами дикого запада, того самого, в котором американцы уничтожили почти целый индейский народ, чтобы поселиться на их территории... Между объектами гражданского назначения были разбомблены и автомобильный завод "Црвена застава" в городе Крагуевац, табачную фабрику в городе Ниш, гражданские заводы в городах Чачак и Валево, главную ТЭЦ в Белграде. Бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов в Панчево и Нови Сад привела к крупной экологической катастрофе, последствия которой ощущаются даже сегодня. Натовскими бомбами было уничтожено или сильно повреждено 25. Особенно пострадал город Нови Сад. Здесь не осталось ни одного целого моста через Дунай. Всего было уничтожено 38 мостов, а 44 были серьезно повреждены. Нови Сад, 5 апреля 1999, автор Зоран Милованович Тогда жители Белграда, живущие на берегах двух больших рек, стихийно начали собираться на своих мостах через Дунай и Саву и круглосуточно защищали их собственными телами — телевидение вело прямую трансляцию этой гражданской акции. И агрессор не осмелился бомбить их...
За три месяца агрессии НАТО преступники сбросили 22. Более 1. За три месяца агрессор потратил столько денег, что по собственно натовским подсчетам, их хватило бы, чтобы прокормить за это время 80 миллионов человек. Югославия понесла прямой материальный ущерб почти на 130 миллиардов долларов, больше чем во Второй мировой войне. Центр города Алексинац был полностью разрушен, более 20 человек погибли и более 50 получили ранения. Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены.
Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб.
Атака с воздуха. Как проходила операция НАТО по разгрому Югославии
СССР и Югославия: история потерянной дружбы | В 1999 году противостояние между силовыми структурами Сербии и албанскими сепаратистами из Освободительной армии Косово привело к бомбардировкам силами НАТО Союзной Республики Югославия, состоявшей из Сербии и Черногории. |
Югославию так и не присоединили. Исторические хроники РАПСИ | Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года. |
В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово | 24 марта исполняется 23 года со дня воздушных ударов НАТО по территории Союзной Республики Югославии. |
В Сербии поминают 15-летие агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия
Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая или Третья Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию. Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории). Тем интереснее для нас опыт Союзной Республики Югославия, находившейся под подобными жесткими санкциями и внешнеторговыми ограничениями большую часть 1990-х годов. В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). 27 апреля 1992 года Сербия и Черногория создали Союзную Республику Югославию (СРЮ).