24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. 31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа».
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая. Лунная программа США в новом веке забуксовала, фактически она потеряна. Что не мешает не упоминать собственные промахи, но говорить о бедах на счету у СССР. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту.
«Луна-16»: триумф после поражения
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии // Новости НТВ | «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. |
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера | Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. |
Русская Луна: прошлое, настоящее и будущее Российской лунной программы | И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. |
«Роскосмос» рассекретил данные о первой советской Лунной программе | Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. |
Почему Советский Союз проиграл лунную гонку | Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. |
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров.
На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5».
Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя.
Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители».
Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства. В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против.
Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов. Гречко полагает, что это политика Устинова, и прямо на Совете обороны он якобы говорил, что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна».
Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров.
После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно.
Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера.
Она станет первой в истории современной России станцией, запущенной к Луне. В ее задачи входит изучение орбиты и поверхности Луны с забором и возвратом лунного грунта на Землю и в перспективе - строительство посещаемой лунной базы, предназначенной для полномасштабного освоения этой планеты.
Интерес к полетам на Луну в нашей стране проявился уже в середине 1950-х годов. В 1957 году, в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева началась разработка серии автоматических межпланетных станций АМС «Луна», предназначенных для изучения Луны и космического пространства: в их задачи входили попадание в лунный диск, облет и фотографирование Луны и многое другое. Попадание в видимую поверхность Луны.
При достижении поверхности Луны производится взрыв, который можно наблюдать с Земли. Один или несколько первых пусков могут быть осуществлены без взрыва с телеметрической аппаратурой, позволяющей производить регистрацию движения ракеты к Луне и установить факт ее попадания. Облет Луны с фотографированием ее обратной стороны и передачей изображения на Землю.
Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей...
Несмотря на то, что станция на Луну не попала, «Луна-1» стал первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Это был огромным прорыв в области освоения космоса, но главная цель — перелёт с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-2» Прошло совсем немного времени и 12 сентября 1959 года вторая ракета стартовала к Луне.
На борту её был космический аппарат «Луна-2». Впервые в истории осуществлен космический полет с Земли на другое небесное тело. Королев хотел официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны, поэтому, было принято решение отправить туда вымпел с гербом Советского Союза. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик.
Сентябрь, 1959 год». Это два шара состоящие из пятиугольных стальных сегментов. Шар большего диаметра 150 мм был установлен на третью ступень, шар меньшего диаметра 90 мм — на контейнер с аппаратурой. На каждый шар приходилось по 72 пятиугольника двух видов — правильной 12 шт.
Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны. При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности.
Начиная с этих первых пятиугольников, все космические вымпелы чеканились на Ленинградском монетном дворе ЛМД.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. «Роскосмос» рассекретил документы, описывающие советскую лунную программу. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты.
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека.
Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца.
В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень.
Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Сергей Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей, и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по лунной ракете окончательно разошлись во взглядах относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чертёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн.
Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5!
Как бы отчаянно ни оспаривали этот факт сторонники теории лунного заговора , 20 июля 1969 года американские астронавты высадились на Луне на корабле «Аполлон-11».
Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Американцы на Луне. Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года. До этого лунный грунт брали только американцы — вручную. Так что советский робот — первый робот на Луне.
Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им. Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ». Flickr Схема полета аппарата.
Гримак позвал в затемненную комнату, где проводил эксперимент, командира, показал ему: "Видите? Разумеется, того, что происходило во сне, я не помнил. Тогда Леонид Павлович попросил: "Володя, после сна должен быть прилив сил, возьми эти энциклопедии и отнеси на подоконник". Я попытался приподнять всю кипу, но ничего не получилось. Даже от пола не смог оторвать. Они же тяжеленные, заразы! Решил брать по одной. Гримак говорит: "Нет, все вместе". Отвечаю: "Извините, пупок развяжется". Это происходило на глазах у командира, который видел, как под гипнозом я держал тома на вытянутых руках и даже не морщился. Вот они, резервы человека. Мы даже приблизительно не представляем, на что способны, используем отпущенный нам свыше ресурс в лучшем случае на пятую часть... Об отряде, которого не было - Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок? Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс". Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших. Описано, чем и когда они занимались. Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель. Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью. Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере... Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний. Это с 1953-го по 2004-й. Фактически же команда просуществовала до 2009-го. Самым активным периодом были семидесятые годы, что и понятно. Бум космической эры... Космонавты В. Комаров, Ю. Гагарин и В. Быковский в гостях у испытателей. Фото: из личного архива - В трудовой книжке у вас что записано? Я подполковник в отставке. Но испытателем никогда не значился. Как и никто из моих коллег. Официально нашего отряда не существовало. Мы в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, по документам ребята значились механиками да лаборантами. А вот Сереже... Хотя бы слово "испытатель" присутствует. Пусть и приборов... Он полностью, даже с большим запасом откатал программу, по которой потом полетел Юрий Алексеевич. Однако эта информация была закрыта. Или вот Богдан Гук, который занимался и высотными экспериментами, и крайне тяжелыми ударными. Человека поднимали на определенную высоту, потом оттуда сбрасывали, проверяя, как переносится ударная перегрузка, что в этот момент происходит с ногами, головой, позвоночником. Когда готовили к полету корабль "Восход" с тремя космонавтами, нужно было понять, под каким углом расположить кресла в спускаемом аппарате, чтобы они выдержали перегрузку. И наших ребят все время сбрасывали в этом шарике. Ложементы делались индивидуально под каждого. Они лежали, а их роняли об землю... Но это редчайшее исключение. Володю Ященко на Крайний Север забросили. Выживать при минус сорока градусах и без какого-либо дополнительного утепления. Дышал через носовой платок. Правда, ноги обморозил. Владика Еремеева поднимали на высоту пятьдесят километров. Смотрели, как там себя человек поведет. В то время ни один самолет в такую высь еще не забирался, лишь перспективы строили, а Владька уже был... Невесомость на земле испытывают В. Щербинский и В. Фото: из личного архива - Но после снятия грифа секретности Сергея Ивановича Нефедова тезку и однофамильца дублера Гагарина и Евгения Кирюшина все-таки удостоили звания Героя России. Да, мужики получили Золотые Звезды в 1997-м. Но больше никому из наших ребят ничего не досталось. И дело не только в орденах и медалях, хотя, конечно, это важно. Ветераны отряда говорят, что даже пенсию получают по той гражданской специальности, которая значится в трудовой книжке. Например, Слава Перфилкин занимался тяжелейшими ударными перегрузками, а должность по штатному расписанию у него была "инженер отдела выживания". Он работал с легендарным Виталием Георгиевичем Воловичем, совершившим первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс. Они вместе уезжали на различные эксперименты. Их сажали в лодку посреди океана и смотрели, сколько выдержат. Рядом находился катер для подстраховки, но экипаж до последнего момента не мог ничем помочь испытателям. А у тех был только НАС - носимый аварийный запас. Вроде как спускаемый аппарат приводнился посреди Атлантики, вот и болтайтесь, пока спасательное судно не подойдет. Выживайте, терпите. Станет совсем невмоготу, кричите: сил нет, сдаемся. Но русские ведь не сдаются. Вот и держались до упора. А ученые наблюдали, замеряли по дням, как меняется у мужиков физическое и моральное состояние. Непростая работенка, согласитесь. Не очень похожа на ту, которой обычные инженеры занимаются... О потерянном здоровье - Хотя бы материальные поощрения были? Не знаю - квартиры, машины... О подобном даже речь не заходила, никто и не заикался. Для понимания: перегрузка на центрифуге в 7g стоила семь рублей, за эксперимент в герметичной кабине добавляли к зарплате четвертной, подъем в барокамере на высоту двадцать километров оценивали в 10-15 рублей. Космонавтам за ту же барокамеру платили по двести пятьдесят. Это так, к слову... ИМБП организовали в 1963 году, они - наши последователи. И некоторые ребята уходили туда, их приглашали с удовольствием. Там они стали основными закоперщиками, на них проводились главные эксперименты. Поэтому и звания Героев России получили. Отряд испытателей в Институте медико-биологических проблем сформировался относительно небольшой - около сорока человек. Но и там побаивались официально заявлять, что проводят опыты на живых людях. Тут ведь затрагиваются права человека. Биомедицина, конечно, хорошо, но приоритет всегда отдавали здоровью. Официально считалось: если риск высок, науку - к чертям собачьим. Хочу лишь с удовлетворением сказать, что у нас ни один человек, извините, не помер на экспериментах. Видели книжку о нашем отряде. Ребят, у которых возникали проблемы, отсюда переводили, они дослуживали в других частях. Статистику никто не вел, но известно, что многие испытатели умирали рано, хорошо, если доживали до пятидесяти лет. Да, у нас есть девяностолетний Алек Зорабович Мнациканьян, который в основном участвовал в экспедициях на Крайний Север, был парашютистом в группе Виталия Воловича по спасению летчиков и космонавтов. Несколько бывших испытателей перешагнули порог восьмидесяти лет, но это скорее исключения. Один вот недавно умер в пятьдесят восемь лет, про другого спрашиваю у коллеги: "А Коля где? А было Коле пятьдесят семь... А вы что же? Не возьму никак в толк. Испытатели у памятника Лайке. Вспомнили, значит... Каждый раз шутят: "А мы что, хуже собак? Надо пробивать все, а у нас, сказать по совести, нет ни сил, ни административного ресурса. Хотя, казалось бы, глупо доказывать нужность подобного шага. На чем еще воспитывать патриотов, если не на рассказах о славном прошлом? Мы обратились в "Роскосмос", и ответственный товарищ оттуда написал, что до 2030 года вопрос решат. Да нас к тому времени уже никого не останется, помрем! Очень многие ушли, так и не получив ничего. Из первого отряда испытателей осталось трое. Тех, кто начинал в пятидесятые годы. Три человека! А официального статуса по-прежнему нет. Там люди тоже занимаются выживаемостью, но не имеют ни звания, ни признания. Старики не могут добиться нормального медицинского обеспечения. Они идут наравне со всеми, в поликлиниках сидят в общих очередях, хотя у них-то проблемы специфические. Вот четверо наших ветеранов жалуются на постоянное головокружение. Видимо, сосудистые проблемы как следствие перенесенных нагрузок. Им бы специальное обследование и наблюдение организовать, прикомандировать к правильной медицине. Мы написали в 9-й лечебно-диагностический центр министерства обороны, который занимается такими проблемами, а нам ответили, что могут взять только офицеров. Но деды ведь не виноваты, что их записывали механиками, правда? В домашнем кабинете.
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе | 3 запуска, 3 неудачных (все - аварии. |
Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр | К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. |
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли | О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье. |
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе | | О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье. |
Что случилось с «Луной-25»? | Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. |
«Луна-16»: триумф после поражения
В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-12» 22 октября 1966 года был запущен третий искусственный спутник Луны — космический аппарат «Луна-12». Во время работы космический аппарат сфотографировал лунную поверхность и передал крупномасштабные снимки на Землю, выполнил комплекс радиоастрономических наблюдений.
Вымпел, установленный на космическом аппарате «Луна-14» Космический аппарат «Луна-14» был выведен на траекторию полета к Луне 7 апреля 1968 года с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В результате длительных, систематических траекторных измерений были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны. В интересах будущих пилотируемых экспедиций на Луну были проведены измерения потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения. Этот космический аппарат был предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта.
В процессе полета проводились научные исследования в окололунном пространстве, испытывались новые навигационные системы. Программа полета «Луны-15» не была выполнена, т. Растиражированные вымпелы были с изображением лунохода. Но в результате, луноход был доставлен на Луну другим космическим аппаратом «Луна-17». Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-16» Космический аппарат « Луна-16» была запущен с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К» , совершил рейс «Земля-Луна-Земля» и впервые в мире доставил на Землю образцы лунного грунта.
Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16». В документе, датированном сентябрем 1970 года, говорится, что в результате космической миссии автоматическая межпланетная станция поставила несколько рекордов. В частности, аппарат совершил забор грунта, самостоятельно взлетел с Луны и вернулся на Землю с ценным грузом. На сайте госкорпорации также доступны документы, в которых описываются этапы подготовки к миссии по доставке грунта с поверхности естественного спутника Земли.
Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека.
Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые.
Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта.
Для благополучного завершения миссии осталось совершить мягкую посадку на поверхность небесного тела.
Однако три дня спустя в «Роскосмосе» сообщили о нештатной ситуации. Пресса и блогеры разразились материалами о провале миссии. Да и о неудаче всей российской лунной программы в целом.
Давайте разберемся, так ли все ужасно, как кажется на первый взгляд. SFilin И начать следует издалека. Советская лунная программа Весна 1958 года.
Прошло почти шесть месяцев с момента исторического запуска «Спутника-1», первого в мире искусственного спутника нашей планеты. СССР лидирует в космической гонке и не желает останавливаться на достигнутом. В марте 1958-го ЦК КПСС совместно с Советом Министров выдает постановление, согласно которому требуется начать работу над созданием автоматических аппаратов, способных достичь естественного спутника Земли.
Речь идет о двух типах объектов. Первые предназначены для облета Луны, вторые — для попадания на ее поверхность. Именно попадания.
Словно речь идет о запуске боевой ракеты. Технологии пока что не на том уровне, чтобы вести речь о мягкой посадке. Параллельно проводятся работы по усовершенствованию ракетоносителей, которым предстоит выводить будущие станции на орбиту, так как имевшаяся в распоряжении ученых на тот момент двухступенчатая «Р-7» была неспособна доставить в космос требуемый вес.
Американцам отказали, так как Советы опасались кражи своих технологий. Космическая гонка продолжилась. Второго января 1959-го ракета-носитель «Восток-Л» стартует с Земли и выводит на орбиту объект «Е-1».
Автоматическая межпланетная станция благополучно приближается к естественному спутнику. Но из-за ошибки в расчетах и задержки сигнала от командного пункта на передачу корректировки и отсечки двигателей проносится мимо Луны. Зато обошлось без сбоев в работе носителя и бортовой аппаратуры.
Миссия признана учеными успешной, так как в ходе ее выполнения удалось провести регистрацию внешнего радиационного пояса Земли, измерить параметры солнечного ветра, выявить наличие ионизированного газа в межпланетном пространстве и провести ряд других важных исследований. АМС «Е-1», позже переименованная в «Луну-1», стала первым космическим аппаратом, сумевшим выйти на вторую космическую скорость, преодолеть земное притяжение и стать искусственным спутником Солнца. Окрыленные успехом, советские ученые продолжили работу.
Однако до старта «Луны-1» было как минимум два неудачных запуска объектов серии «Е-1». Многие материалы о них до сих пор засекречены. Уже летом 1959 года «Восток-Л», ракетоноситель из этого семейства «семерки», готовился отправить к естественному спутнику Земли аппарат серии «Е-1А».
Он стал логическим продолжением АМС класса «Е-1».
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
Самые известные миссии лунной программы СССР — в обзоре РБК. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало.
Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы
Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон".
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск. Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы.
Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна».
Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой.
Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли. В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя. Текущая миссия может показаться небольшой: автоматическая межпланетная станция доставит к спутнику всего 31 кг полезной нагрузки, состоящей из необходимых научных приборов и посадочной платформы аппарата. Прилунение должно произойти 20 августа, близ кратера Богуславского, на 69-м градусе. Исследователи планируют выяснить, почему на Луне вода не испаряется с путника мгновенно и существует не только в зонах вечной тени, куда никогда не попадает солнечный свет. Отечественный зонд станет первым этапом на пути к прилунению на Южном полюсе, который считается одним из наиболее перспективных участков для исследования. Эта задача невероятно трудна из-за того, что там практически невозможно поддерживать связь с Землей.
Также существует опасность промахнуться во время посадки, из-за чего аппарат окажется без доступа к солнечному свету.
Грузоподъемности проверенного временем и давно допущенного к отправке людей в космос «Союза» 8,2-8,7 тонны с российских космодромов попросту не хватит ни на один элемент миссии к Луне. А многострадальный «Протон» не может запускать пилотируемые корабли опасное топливо и спорная надежность , морально устарел и, несмотря на успешные последние старты, все равно имеет репутацию далеко не самой безотказной ракеты в мире.
Что касается «Ангары», то даже по завершении испытаний вариант А5 сможет выводить ненамного большие нагрузки, чем «Протон» — 24,5 тонны. Через какое-то время в строй встанет более мощная версия А5В, рассчитываемая на 38 тонн полезного груза на НОО. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей пока что в планах четыре старта.
Решение нельзя назвать оптимальным, но иных пока не предвидится. А как же подготовительный беспилотный этап? Тут можно порадоваться «Луне-25» — она, похоже, действительно случится.
Фоторепортажи Рассекречены фото советской лунной программы Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Публикация приурочена к 50-летию полета станции «Луна-16», которая привезла на Землю 101 грамм лунного грунта. Автоматический космический комплекс по доставке грунта с Луны состоял из посадочной ступени, ракеты «Луна — Земля» и возвращаемого аппарата, в котором находились радиопередатчики для обнаружения при спуске на Землю, аккумуляторы, парашют, антенны радиопередатчиков, баллоны с газом для ориентации после посадки и контейнер для лунного грунта. АМС «Луна-16» вышла на траекторию полета к Луне 12 сентября 1970 года, 17 сентября — оказалась на орбите, а 20 — прилунилась в районе Моря Изобилия.