Новости советская лунная программа

Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Звездный каталог» Космическое оборудование» История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье.

Первые запуски

  • «Луна-16»: триумф после поражения
  • Как прошел старт и последующие этапы программы
  • Первые на Луне — советские аппараты
  • Как зародилась и развивалась лунная гонка?
  • "Лунная гонка" СССР и США
  • Как Советский Союз осваивал Луну? | История | ШколаЖизни.ру

Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии

Н-1 на стартовой площадке Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска.

Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты. В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля. В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1.

Советский Союз изначально находился в совсем иных условиях. После окончания Великой Отечественной войны прошло всего полтора десятка лет, страна, по сути, была еще на пути восстановления. Одновременно в активной стадии находились десятки крайне капиталоемких проектов, порожденных кипучей натурой Никиты Сергеевича: осваивалась целина, строились гидроэлектростанции, гигантские химкомбинаты, по всей стране массово возводилось жилье.

Крайне затратной была и космическая отрасль. СССР был вынужден тратить миллиарды рублей не только на «престижную» пилотируемую программу, но и на боевые ракеты. Достижение и поддержание ядерного паритета с США волновало советское руководство больше, чем эфемерная до поры до времени лунная гонка. Советский лунный корабль на пути к цели Тем не менее определенная работа в этом направлении велась. С 1960 года ОКБ-1 конструкторское бюро Сергея Королева вело разработку новой сверхтяжелой ракеты Н-1, которой в будущем и предстояло стать основой советской лунной программы. Однако полет к спутнику Земли с высадкой на его поверхность космонавта не был ее первоначальной задачей. Даже в конце 1963 года Королев до конца не определился со структурной схемой будущей экспедиции: оригинальная идея предполагала трехпусковой вариант три ракеты Н-1 выводят на монтажную орбиту элементы будущего лунного корабля, который потом собирается в космосе и летит к цели. Подвешенная ситуация в условиях приходящих из США новостей об успехах американцев по «Аполлону» в конечном итоге заставили Королева и Келдыша летом 1964 года обратится с Хрущеву с прямым вопросом: «Летим или не летим на Луну? Сколько надо средств, столько и найдем». К этому моменту советское отставание от «Аполлона» составляло минимум два года.

Ракета Н-1 на стартовом столе Борьба конструкторов Лишь 3 августа 1964 года вышло подписанное Хрущевым постановление «О работах по исследованию Луны и космического пространства». В нем наконец-то спустя три с лишним года после аналогичной по смыслу речи Кеннеди в Конгрессе! Были поставлены и сроки ее выполнения — 1967—1968 годы, хотя уже тогда главные конструкторы, назначенные ответственными исполнителями, отдавали себе отчет, что такие даты — полная авантюра. Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли. В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей.

Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн.

И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн.

Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5.

Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район. При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил. При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле... Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле. Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли.

Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно. С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу. На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг. Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика. В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг.

Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат. Возвратная ракета в цеху Завода имени С. Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу. Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере. При прохождении зоны максимального скоростного напора на 52-й секунде полета отломились узлы крепления створок головного обтекателя как потом оказалось, их расчет на прочность был выполнен с ошибкой , что привело к разрушению и взрыву ракеты-носителя и потере аппарата. Поскольку перед выполнением первой американской попытки высадки астронавтов на Луну приоритет в советской программе перешел от лунохода к станции для доставки лунного грунта на Землю, в следующем пуске, который состоялся 14 июня 1969 года, стартовала первая E-8-5.

Из-за ошибки в схемах не прошли команды от системы управления на подготовку и запуск двигательной установки разгонного блока «Д», который должен был обеспечить довыведение на промежуточную орбиту. Совершив короткий баллистический полет, головной блок со станцией вошел в атмосферу и разрушился. Компоновка возвращаемого спасаемого аппарата станций типа E-8-5. Лавочкина Менее чем через месяц, 13 июля, «пятисотка» не подвела и вместе с блоком «Д» вывела на траекторию полета вторую станцию E-8-5, которая получила в советских СМИ официальное наименование «Луна-15». Существовала вероятность, что «луночерпалка» выполнит задачу и привезет на Землю вожделенный лунный камень раньше, чем это сделают в случае успеха опять-таки американские астронавты. Советские специалисты, что называется, «застыли в предвкушении»: «Луна-15» успешно вышла на окололунную орбиту, скорректировала ее и пошла на посадку. Но 21 июля связь с ней была потеряна. Произошло это за два часа до взлета модуля Eagle с лунной поверхности, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин заканчивали программу первой высадки на Луну и готовились встретиться с Майклом Коллинзом, который ждал их на селеноцентрической орбите.

Причиной аварии могло быть столкновение станции с горой из-за плохо изученных особенностей поля тяготения нашего естественного спутника и наличия «масконов» от mass concentration — «концентрация массы» — локальных изменений плотности литосферы Луны, способных вызвать гравитационные аномалии и возмущения траектории движения ее искусственных спутников: как вспоминает М. Маров, на момент подачи команды запуска двигателя на спуск «Луна-15» ушла далеко в сторону от расчетной траектории. Исторический шанс доставить лунный грунт хотя бы одновременно — или почти одновременно — с Америкой был, увы, упущен… 23 сентября в полет отправилась третья станция E-8-5. К сожалению, она осталась на околоземной орбите: после первого включения двигателя блока «Д» не закрылся клапан в линии подачи жидкого кислорода, и весь окислитель, предназначенный для второго включения, был потерян. Объект получил название «Космос-300» и спустя четыре дня сгорел в плотных слоях атмосферы Земли...

Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок.

Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило. Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science. Идеологическое оружие «Холодной войны» Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина.

Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11». Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано. Член последнего лунного экипажа "Аполлон-17" едет по поверхности Луна на ровере в 1972 году Фото: NASA За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта. А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю. Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году на 4 года раньше России , придумав программу «Созвездие». Именно в рамках этой программы должна была в 2016 году совершить первый полёт ракета SLS. Но сроки были сорваны и по ракете-носителю, и по космическому кораблю Orion. Всё завершилось отменой программы.

А в 2017 году американцы разработали актуальную на данный момент программу «Артемида», основой которой должны стать ракета-носитель сверхтяжёлого класса SLS, космический корабль Orion и окололунная станция Lunar Gateway. Изначально этот проект задумывался как многонациональный. Должна получиться лунная МКС. С Россией тоже шли переговоры, но они ничем не закончились. В 2022 году «Орион» с манекенами и роботами на борту совершил первый испытательный облёт Луны и успешно вернулся на Землю. Обратите внимание: США не пытались сразу сажать технику на поверхность Луны. Спустя полвека они начали с наработки компетенций по облёту Луны, отработке связи и других базовых вещей.

«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку

По словам представителей Роскосмоса, предварительная причина аварии — параметры полета при переходе на предпосадочную окололунную орбиту не совпали с необходимыми. Из-за этого станция ушла на другую орбиту и столкнулась с поверхностью Луны. Глава Роскосмоса позже объяснил , что столкновение с Луной произошло после того, как двигатель проработал 127 секунд вместо 84. Еще одной причиной аварии глава Роскосмоса назвал прерывание лунной программы на 50 лет. Он считает, что это решение было неверным. Детальные причины потери станции установит специальная комиссия. Пока неизвестно, когда она соберется и опубликуют ли результаты ее работы.

В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход. Эти намерения тоже остались только на бумаге.

Китай успешно запустил свой первый марсоход «Для достижения требуемой надежности реализации миссии необходимо провести дополнительные мероприятия, которые обеспечат устойчивую работу наземных средств управления на этапах проведения коррекций и посадки на поверхность», — уточнили в «Роскосмосе». В апреле 2023 года при посадке на Луну разбился японский лунный модуль Hakuto-R, на борту которого находился луноход Объединенных Арабских Эмиратов Rashid. В «Роскосмосе» отметили, что опыт стран, аппараты которых уже садились на Луну, показал критическую важность этапа мягкой посадки для успеха всей миссии.

Последняя лунная миссия с российской территории была осуществлена в СССР в 1976 году. Тогда последняя советская автоматическая лунная станция «Луна-24» доставила на землю образцы лунного грунта.

Дышать тяжело, глаза из орбит вылезают. Возникали и сложности иного рода. Например, дали задание выйти из лунника и в невесомости затянуть болты. Только начал работать, как меня понесло куда-то в сторону. А ухватиться решительно не за что. Таким беспомощным себя почувствовал, что обалдеть.

За секунду перевернулся вниз головой и повис. Надо было как-то изловчиться, чтобы не болтаться цветком в проруби. Раз поставили задачу, необходимо исполнять. По программе посылали два спускаемых лунника. Один садился автоматически, а второй сажали вручную. Если бы что-то случилось с первым аппаратом, оставалась возможность улететь на другом. Баллистики рассчитывали, что он прилунится примерно в пяти километрах. На Луне одна шестая часть земной гравитации, в невесомости ходить легко, прыгай себе, как кузнечик.

Так все считали. Моделирование движения по Луне подстраховывает испытатель С. Фото: из личного архива Меня посадили в безопорный стенд, и оказалось, что все не столь просто. Каждый раз, когда вынимали из скафандра, выяснялось, что я прилично терял в весе, трех-четырех килограммов недоставало. Там делали аппаратуру для космических исследований, тренажеры для нас. Для имитации прогулок по Луне соорудили подвесную раму, вращавшуюся в нескольких плоскостях. Она опускалась и поднималась под разными углами. Конструкция висела на специальном кране, уменьшавшем вес тела примерно в шесть раз.

Когда впервые встал, не смог удержаться на ногах, слишком необычными были ощущения. Постепенно наловчился наклоняться, отталкиваться и перелетать. Технику приземления, точнее прилунения, тоже не сразу освоил. Если что-то делал не так, тут же падал. Надо было приноровиться к неустойчивому положению. На землю насыпали керамзитовый гравий, песок, камни. Имитировали лунный грунт. Вот по нему мы и пытались ходить.

Мне говорили: оттолкнись. Подлетал метра на полтора вверх - дальше не пускал тренажер. У американцев была похожая штука, но гораздо мельче нашей. Меня целый день крутили на этом агрегате. Наматывал километр за километром. Спрашивали: "Можешь еще? Потом вопросы задавать перестали. Уже я начинал интересоваться: "Долго еще?

Конечно, тяжеловато было. Физически уставал, вылезал из скафандра насквозь мокрым... Наши медики выделяли тяжелые физические эксперименты - подъем на высоту, центрифугу, качели Хилова для проверки вестибулярного аппарата, различные ускорения, когда тебя с силой вжимает в кресло. Противные вещи, должен сказать. Испытатели слева направо С. Нефёдов, Н. Буркун, В. Щербинский и врач Г.

Фото: из личного архива А прогулка по Луне считалась относительно легким психофизиологическим опытом. Сидение в сурдобарокамере тоже не относили к сложным. Внешних воздействий-то почти никаких. А по факту на третьи сутки хотелось лезть на стенку, настолько давила тишина. Я подолгу не сидел, а мои товарищи проводили взаперти и по десять суток, и по пятнадцать. Был у нас в команде Роман Кацан, потом перешел в Институт медико-биологических проблем. В 58 лет у него случился инфаркт. Отвезли в больницу, стали осматривать.

Жена Романа потом рассказывала, что врач спросил у нее: "Сколько же лет вашему мужу? Состояние здоровья, как у 90-летнего старика... Все эти эксперименты не восполняли ресурс организма, наоборот, отнимали его. О гипнозе на вытянутых руках - А вам, извините, сколько лет? По врачам стараюсь без особой нужды не ходить. Я переболел тут ковидом, дочка настояла, чтобы меня увезли в больницу. Вернулся, дети взяли какой-то агрегат, чтобы повышать кислород, окружили нежностью, сказали: для полного восстановления должен две недели дышать чистым O2. Я исполнительный, так и сделал.

Но по поликлиникам предпочитаю шляться поменьше. Здоровее буду. Могут ведь и залечить до смерти из лучших побуждений... Почему мы в реальности не полетели на Луну? Во-первых, аппарат не был готов на сто процентов. А рисковать людьми не захотели. Во-вторых, решили не соревноваться с американцами. Но подозреваю, что они тоже не летали.

Лучше продолжим разговор о наших экспериментах. В отделе работал Леонид Гримак. Выдающийся ученый, долго занимавшийся проблемами гипноза, исследованиями резервов психики человека. Интереснейшая штука! Оказалось, я гипнабельный, подвержен воздействию. Леонид Павлович сразу это вычислил и стал при моем участии отрабатывать разные методики. Вводил меня в транс и давал разные задания. Во сне я двигался по-другому, организм вел себя иначе.

Такие вот чудеса. Расскажу конкретный эпизод. Леонид Павлович загипнотизировал меня и говорит: "Володь, выставь руки". Я послушно протянул обе вперед. И он начал класть на них толстенные тома энциклопедий, которые лежали у нас в отделе. Добавлял по книге. Одна, вторая, третья. В итоге соорудил гору из восьми талмудов.

Я находился в состоянии сна, спокойно стоял и держал руки вытянутыми, не замечая возрастающую нагрузку. Гримак позвал в затемненную комнату, где проводил эксперимент, командира, показал ему: "Видите? Разумеется, того, что происходило во сне, я не помнил. Тогда Леонид Павлович попросил: "Володя, после сна должен быть прилив сил, возьми эти энциклопедии и отнеси на подоконник". Я попытался приподнять всю кипу, но ничего не получилось. Даже от пола не смог оторвать. Они же тяжеленные, заразы! Решил брать по одной.

Гримак говорит: "Нет, все вместе". Отвечаю: "Извините, пупок развяжется". Это происходило на глазах у командира, который видел, как под гипнозом я держал тома на вытянутых руках и даже не морщился. Вот они, резервы человека. Мы даже приблизительно не представляем, на что способны, используем отпущенный нам свыше ресурс в лучшем случае на пятую часть... Об отряде, которого не было - Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок? Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс". Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших.

Описано, чем и когда они занимались. Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель. Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью. Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере... Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний. Это с 1953-го по 2004-й.

Фактически же команда просуществовала до 2009-го. Самым активным периодом были семидесятые годы, что и понятно. Бум космической эры... Космонавты В. Комаров, Ю. Гагарин и В. Быковский в гостях у испытателей. Фото: из личного архива - В трудовой книжке у вас что записано?

Я подполковник в отставке. Но испытателем никогда не значился. Как и никто из моих коллег. Официально нашего отряда не существовало. Мы в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, по документам ребята значились механиками да лаборантами.

Лунные вымпелы СССР

  • Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы – Земля - Хроники жизни
  • Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр
  • Советская лунная программа (аудиозапись)
  • Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы – Земля - Хроники жизни
  • У вас отключен JavaScript.
  • Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

Лекция «Советская лунная программа»

3 запуска, 3 неудачных (все - аварии. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Китайским инженерам удалось преодолеть сложности, которые в 70-е годы прошлого века стали препятствием для советских и американских лунных программ. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро.

Что случилось с «Луной-25»?

Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Беседа с испытателем, прошедшим полный курс советской лунной программы.

«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны

Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Кроме того, четыре фотокамеры позволяли делать снимки поверхности Луны. За время работы миссии «Луноход-2» сделал 93 панорамных изображения лунной поверхности и около 89 тыс. Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются. Научное оборудование миссии включало магнитометр. С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность.

При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже.

Но на последний шаг — пилотируемый полёт — Политбюро во главе с Леонидом Брежневым не дало «добро». Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1. Её доводка испытывала большие трудности. Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну.

Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон». Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели. Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты. Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний. Неужели личная неприязнь Глушко к наследию Королёва, о которой пишут все, подвигла его на такой иррациональный шаг? Но ведь Глушко не мог сделать его без ведома и одобрения Политбюро, особенно — генерала Дмитрия Устинова, отвечавшего в ЦК за оборонную промышленность.

Получается, что дело, видимо, не в деньгах, потому что дорогостоящие компоненты лунной программы доводились руководством СССР почти до завершения, а утилизация готовых носителей и вовсе была бесцельным уничтожением этих затраченных средств.

Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. Второй этап подразумевал экспедицию космического комплекса "Л-3" на Луну и высадку на поверхность одного космонавта в 1969—1970 годах. В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них.

Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования.

Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года.

Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им. Лавочкина Г. Бабакина, начальника СКБ И.

Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса

Видео: «Роскосмос» рассекретил документы по лунной программе Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно.
С советской лунной программы снят гриф "секретно" В нём сформулированы два главных пункта советской лунной программы: во-первых, попадание в видимую поверхность Луны; а во-вторых, облёт Луны и фотографирование её обратной стороны.
Почему Советский Союз проиграл лунную гонку Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены.

Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции

Могла ли советская пилотируемая лунная программа изначально быть провальной? | Пикабу О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье.
«Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов.

«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР

«Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией.
Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС.
«Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем.
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты.

Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы

Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников. Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий