Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. Смотрите онлайн Лекция "Советская лунная программа" 41 мин 53 с. Видео от 30 января 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
«» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. Стало известно, что старт Российской лунной программы перенесен с 2016 года на 2018.
Выбор редакции
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса | 2 января 1959 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Луна-1». |
ЛУНА НА ЛАДОНИ - Госкорпорация «Роскосмос» | Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. |
"Лунная гонка" СССР и США | 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту. |
Рассекречена лунная программа СССР — Новости астрономии | Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. |
Тайна за семью печатями: почему СССР отказался от своей лунной программы
Фото: из личного архива О нелепой случайности - Кто погиб? Был четвертым в списке кандидатов на полет. Самый молодой, двадцать четыре года от роду. Проводилась плановая подготовка.
Бондаренко испытывали одиночеством и тишиной. Давление в камере понизили, а концентрацию кислорода - наоборот - повысили. Дело было в марте 1961-го, космонавт стал замерзать.
Девушка-лаборантка, наблюдавшая за экспериментом, спросила: "Валя, почему ежишься? Через лючок ему просунули круглую электроплитку с открытой спиралью. Ее подключили к сети.
А нагревательный элемент Бондаренко ничем не прикрыл, не защитил. И именно туда попала смоченная в спирте ватка, которой он протирал датчики. Так бывает, несчастный случай...
Бондаренко был в олимпийке. Кислород вспыхнул моментально... Валентина стали вытаскивать, а там две двери: одна - внутренняя, вторая - предбанник с двойной защелкой.
Пока все открыли, он сильно обгорел. Отвезли в Боткинскую больницу, восемь часов боролись за жизнь, но не спасли. Трагедия случилась за неполные три недели до старта Гагарина.
Юрий Алексеевич вместе с другими космонавтами приезжал в палату к Бондаренко... Заслуженный летчик, бомбардировщик, хороший мужик. Поделился только спустя года три.
Болтливых там не было, все рот держали на замке. Фото: из личного архива Чуркин пришел уже после аварии. Тот, кто работал до него, уволился.
Хотя Бондаренко перед смертью успел сказать, чтобы никого не обвиняли, мол, это его просчет. Но с подобным грузом любому человеку жить трудно... Словом, дело было ответственное, исключавшее малейшую небрежность и халатность.
Налюбоваться не мог на все, что там свершалось. Техника-то новая, современная. У медиков есть тест: поднимают человека без кислородной маски как бы на пять километров.
Не каждый способен выдержать высоту, но на ней хорошо проявляются все тонкости организма, он начинает работать по-другому, из-за нехватки кислорода включаются внутренние ресурсы. Потом проводится анализ, в результате чего становится понятно, сможет ли человек заниматься этим делом. Изъяны сразу вылезают наружу, выявляют себя.
Так мне, инженеру, объясняли медики. Были, например, и тепловые эксперименты: подъем на высоту при большой температуре. Мало того что кислород не дают, так еще и поджарить хотят.
На самом деле, проверяли комплексные воздействия на человека, чтобы сделать определенные выводы. О полетах к звездам - А как вы попали в испытатели? Человек пять.
Они занимались в соседнем здании, буквально в десяти шагах. Там был огромный зал, где сконструировали безопорный стенд, с помощью которого имитировали невесомость. Вот этим экспериментом и руководил Левон Суренович, мой будущий начальник.
Удивительный человек, очень хороший. Восхищаюсь им каждый раз, когда вспоминаю. Как-то застукал, что подглядываю за космонавтами, висевшими на веревках тренажера любопытно же, когда человек по воздуху плывет , и спросил: "Что, нравится?
Хачатурянц предложил: "Ну так - вперед, Леонов тебе уступит, даст покататься... Черников, А. Белоконов и В.
Продин готовят В. Ангипова к испытаниям под избыточным давлением. Фото: из личного архива Словом, я прошел медкомиссию, строгую, придирчивую, и меня зачислили в отдел Левона Суреновича инженером.
Чуть позже я окончил факультет радиооборудования летательных аппаратов Московского авиационного института. Нас было тринадцать человек. Все настоящие профессионалы.
Скажем, кандидат наук Евгений Иванов рассчитывал полет до Луны. Мы же в 1968 году получили сверхсекретное задание заняться этой программой, в частности, изучить возможности хождения человека по поверхности спутника Земли. Очень много работали в этом направлении.
Ну, как бы слетали. Первые два имитационных полета продолжались по семь дней, а потом нас задержали, дав новую вводную. Сказали, что мы не можем подняться с поверхности Луны из-за технических сложностей.
Все растянулось еще на трое суток. Поставить приборы для проверки психологических данных. Нам показывали макет лунника, и мы изготовили его, собрали своими руками.
Все, связанное с программой, было строго засекречено, в несколько раз строже обычного. Испытателю не разрешалось разглашать, чем занимается. Если бы, допустим, он рассказал, что поднимался сегодня на определенную высоту и делал то-то, знающих людей такая информация могла навести на мысль об истинных целях эксперимента.
Поэтому мы молчали. Врач В. Смирнов и испытатель в барокамере.
Фото: из личного архива Наша главная задача заключалась в том, чтобы вселить уверенность в космонавтов, доказать им: все сложности и трудности преодолимы. Можно лететь, ничего не опасаясь. Нельзя было допустить даже тень сомнений, будто что-то не получится.
Если в ходе эксперимента у нас возникали какие-то проблемы, о них следовало сообщать кому-то из руководства, но ни в коем случае не космонавтам. Павел Попович потом говорил: мы знали, что испытатели идут на человеческий предел. Если нужно вынести десятикратную перегрузку, они проходили через 12g или 15g.
Система центрифуги была устроена так. Испытателю давали в правую руку тангенту и говорили: "Зажми как следует, держи и не отпускай". А когда на тебя наваливается тяжесть - три твоих веса, пять, семь и так далее, начинаешь кряхтеть, дышать животом.
На восьмерке уже сложно-сложно, ни о чем не думаешь, лишь бы выдержать, не разжать кулак. Но потом достигаешь своего предела и волей-неволей отпускаешь тангенту. И центрифуга автоматически замедляет ход...
О выдержке на виражах - Вы сколько выдерживали? Приходил к врачу, он говорил: сегодня надо продержать 7g две минуты, а 8g - три. Такие задания были.
Шел и делал. Стоял такой прибор - управляемое движение на центрифуге. Моделировалась посадка спускаемого аппарата.
Его кидали по определенной траектории, давая возможность регулировать перегрузки, и в зависимости от этого на испытателя давило больше g или меньше. Некоторые наши ребята шли за десятку. Джон Иванович Гридунов все время спрашивал: сколько американцы выдерживают?
Ему отвечали: 13g. Он парировал: сделайте мне четырнадцать. Пыхтел, но справлялся.
У него были самые большие g. Пределы переносимости важны и для военных летчиков. Некоторых отбраковывали из-за этого.
Известен случай, когда пилот на тройке потерял сознание. А он - истребитель, у них норма на вираже - 3,5g. А если инцидент повторился бы?
И сам погиб бы, и самолет угробил... Как проходил полет? Имитация, максимально приближенная к реальности.
Питались мы бортовым пайком. У меня в гараже до сих пор комплект хранится. Хочу отдать его в музей.
После экспериментов много такого добра оставалось. Особенно космический хлеб мне нравился. Батончики маленькие.
Настоящее лакомство! Ходили, извините, под себя. Мы же сидели в ВКК.
Рассказывал вам: высотно-компенсирующий костюм, который плотно прилегает к телу, обтягивая его. Для чего это делается? На большой высоте человека начинает раздувать.
Если между перчатками и костюмом оставался зазор, часть руки выпирала, словно тесто из кастрюли. Поэтому снять ВКК в полете было невозможно, и физиологические потребности приходилось справлять с учетом реалий. Хотя, признаюсь, я ни разу ничего не сделал.
Кутья и Л. Лозариди после 70-суточного испытания. Фото: из личного архива - За семь дней?
Ужас какой! Пролежали на ложементах.
Увы, попасть в спутник Земли не удалось. Управление спутником предполагало, что команды оператора выполняются мгновенно, а расстояние до Луны немного больше 1 световой секунды. Ионные ловушки и счетчик частиц позволили дать оценку силе солнечного ветра, было обнаружено отсутствие магнитного поля Луны.
Станция впервые напрямую измерила величину солнечного ветра. Она достигла поверхности Луны 14. Собственная работа, общественное достояние 4 октября 1959 года была запущена АМС «Луна-3». Она была первой земной АМС, которая использовала для коррекции орбиты гравитационный маневр, в ходе которого станция увеличила скорость и изменила орбиту. Новая орбита была рассчитана так, что по возвращении станция вновь пролетела над северным полушарием.
Съемки проводились на специальный фотоаппарат, а после возвращения к Земле результаты съемки были переданы в ЦУП при помощи фототелевизионного устройства, специально созданного для этого полета. Но совершить мягкую посадку на спутник Земли смогла только станция «Луна-9». Она была запущена 31 января 1966 года и 3 февраля совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю сделанные изображения.
Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2".
По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами.
Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны.
В издании напомнили, что фактически лунная программа СССР стартовала с трехлетней задержкой — США объявили о подготовке лунной миссии в мае 1961-го, а в Советском Союзе к подготовке полета к Луне приступили только в августе 1964 года. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. Также в издании посчитали, что советские космические проекты имели недостаточное финансирование.
У вас отключен JavaScript.
Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы».
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне?
По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами. Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26". Затем будет запущен тяжелый аппарат "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности.
Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования. После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы. Правда, если в программе СССР их должно было быть несколько, то сейчас РФ рассматривает только одну и развернуть ее планирует к 2035 году.
Лавочкина Г. Бабакина, начальника СКБ И.
В документе содержится план-график работ по созданию дополнительных объектов Е-8-5 и Е-5, предусмотренных решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 20 июня 1969 года.
Келдышем документы о миссии «Луна-16», что хранились под грифом секретности несколько десятков лет. Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина. Автоматический комплекс состоял из: посадочной ступени с грунтозаборным устройством, ракеты «Луна-Земля», возвращаемого аппарата в виде шара с тремя отсеками, в том числе для парашюта и контейнера для собранного лунного грунта. Станция пробурила поверхность Луны на 35 см, после чего аппарат вложил полученные образцы весом в 101 г в специальный контейнер. В опубликованном экспресс-отчёте 1970 года указано, что полученное вещество неоднородно по величине и составу частиц, многие крупные частицы имеют чечевичную форму и серовато-коричневый цвет.
Позднее было выявлено, что сыпучий лунный грунт — реголит представляет собой порошок, который с легкостью слипается в отдельные рыхлые комки, как влажный песок.
Согласно нему, необходимо создание «автоматической научной станции на Луне или в ее районе для проведения исследований на Луне и передачи данных наблюдений на Землю», а также «космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере с изучения их физических свойств и наличия на них жизни с передачей результатов исследований на Землю».
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?
«Луна-25» 2023: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии | Звездный каталог» Космическое оборудование» История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. |
Выбор редакции | Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. |
Тайна за семью печатями: почему СССР отказался от своей лунной программы | Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы – Земля - Хроники жизни | первый пилотируемый полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961, едва не поставивший крест на американской лунной программе. |
Советская лунная программа | Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. |
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту.
После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту.
По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора.
По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет.
В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В.
Китай успешно запустил свой первый марсоход «Для достижения требуемой надежности реализации миссии необходимо провести дополнительные мероприятия, которые обеспечат устойчивую работу наземных средств управления на этапах проведения коррекций и посадки на поверхность», — уточнили в «Роскосмосе». В апреле 2023 года при посадке на Луну разбился японский лунный модуль Hakuto-R, на борту которого находился луноход Объединенных Арабских Эмиратов Rashid. В «Роскосмосе» отметили, что опыт стран, аппараты которых уже садились на Луну, показал критическую важность этапа мягкой посадки для успеха всей миссии. Последняя лунная миссия с российской территории была осуществлена в СССР в 1976 году. Тогда последняя советская автоматическая лунная станция «Луна-24» доставила на землю образцы лунного грунта.
После этого разработчики решили повторить попытку с помощью ракеты-носителя «Восток-Л» и модифицированного аппарата того же типа. Однако, несмотря на внесенные изменения, первый запуск 18 июня 1959 года закончился аварией.
На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать. Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки. В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен. Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией. Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой». Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты. Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости.
Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов.
Седьмой и восьмой запуски также оказались аварийными. Наконец, старт ракеты с девятым 7К-Л1 15 сентября 1968 года ознаменовался успехом. Корабль, получивший наименование «Зонд-5», успешно вышел на заданную траекторию и через три дня после запуска с Байконура первым в мире облетел Луну на расстоянии 1960 км от её поверхности.
Во время полёта также впервые в истории Земля была сфотографирована с расстояния 85 тыс. При этом штатным местом посадки считалась территория Казахстана — «Зонд-5» отклонился от курса из-за несвоевременного выключения системы автономного управления и сбоев в работе датчиков. Стоит отметить, что на борту корабля для проведения биологических экспериментов находились насекомые, бактерии, растения и две черепахи — они стали первыми из земных живых существ, которые облетели Луну и благополучно вернулись на Землю. Американцы вырываются вперёд После успеха «Зонда-5» советские конструкторы приступили к дальнейшим испытаниям. На очереди был запуск корабля «Зонд-6». В случае его успеха советские конструкторы могли перейти к подготовке пилотируемой миссии.
Пуск ракеты состоялся 10 ноября. Большая часть полёта прошла штатно: «Зонд-6» успешно совершил облёт Луны и сделал фотографии. Проблемы начались при возвращении на Землю. Аппарат удалось приземлить в расчётной точке, однако во время спуска произошла разгерметизация. Кроме того, тормозной парашют раскрылся слишком рано и оторвался от спускаемого аппарата.
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне?
Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26".
Затем будет запущен тяжелый аппарат "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности. Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования.
После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы. Правда, если в программе СССР их должно было быть несколько, то сейчас РФ рассматривает только одну и развернуть ее планирует к 2035 году. Во время регулярных миссий на поверхности естественного спутника Земли будут размещены "ретрансляторы, энергетические модули, роботизированные системы", говорится в материалах, представленных ЦНИИмаш.
Еще одна инициатива Роскосмоса, которая необходима для обеспечения работы обитаемых баз, — своеобразный симбиоз советского "парома" и "челнока" — лунный лифт. Как пояснил ранее генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин, это будет аппарат, который отделяется от корабля, находящегося на лунной орбите, обеспечивает безопасную мягкую посадку, а по окончании миссии взлетает с поверхности, выходя на орбиту Луны, производит стыковку с кораблем, разгон и отрыв от орбиты Луны и возвращение на Землю. Также российские ученые предлагают в конце 2020-х — начале 2030-х годов начать строительство на Луне астрофизических обсерваторий.
В апреле 2019 года Рогозин предположил, что наилучшим местом для размещения научной базы является обратная сторона Луны, поскольку "там полный ноль индустриальных шумов". Как следует из опубликованных на сайте госкорпорации материалов, Советский Союз также собирался размещать научную базу на естественном спутнике Земли. В этот раз вести освоение Луны РФ собирается не одна.
Она могла поднимать на околоземную орбиту 40 тонн, а на поверхность Луны доставить три тонны. В итоге выбрали третий вариант — Н-1 конструкции Сергея Королёва. Вместе они могли поднимать 90—100 тонн на орбиту и 5,5 тонны — отправлять на Луну. В общей сложности двигателей в Н-1 должно было быть тридцать. Есть мнение, что это слишком неимоверное количество и конструкция сама по себе громоздкая.
Вообще, ведутся споры насчёт того, насколько правильно был всё-таки сделан выбор ракеты-носителя для советской лунной миссии. Стоит сказать, что и в наши дни тот же Илон Маск на своём марсианском Starship тоже ставит почти три десятка двигателей Raptor. Факт тот, что первую ступень Н-1 испытывали четыре раза, и все четыре раза неудачно. А поскольку в это время американцы уже высадились на Луне, то было решено сворачивать советскую межпланетную программу. Но дело в том, что все шесть миссий "Аполлонов", как известно, ограничились прогулками и сбором грунта.
Ни городов, ни обсерваторий и вообще ничего на Луне до сей поры никем не воздвигнуто.
В 1960-х годах советские автоматические аппараты были вне конкуренции — первый облет Луны, первые фото, первая мягкая посадка, первые луноходы. Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт — всего 330 граммов. Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта в 1976 году после полета очередного аппарата «Луна-24». США предпочли иное направление атаки. После старта Гагарина президент Джон Кеннеди объ явил, что следующее десятилетие его страна посвятит экспедиции и высадке человека на Луну. С этой задачей США справились. С 20 июля 1969-го по 1972 год шесть раз американские «Аполлоны» высаживали астронавтов на Луну — всего 12 человек. С Луны на Землю доставлено 380 кг лунного грунта.
Лишь одна из семи экспедиций оказалась неудачной и вернулась домой несолоно хлебавши. Любопытно, что 21 июля 1969 года советский автомат «Луна-15», незадолго до обратного старта на Землю «Аполлона-11», приземлился на Луну. Надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Нилу Армстронгу. Оче видно, совпадение сроков имело пропагандистский характер и было призвано снизить градус восторгов относительно американской лунной миссии. Однако «Луна-15» разбилась при посадке. И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника. Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты. Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата. Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны?
Комплекс «Луна-16», состоящий из посадочной платформы, буровой установки и возвратной ракеты со спускаемым аппаратом, был отправлен к Луне 12 сентября 1970 года. Спустя восемь дней он совершил посадку в районе Моря Изобилия. Получив образцы материала, аппарат отправился обратно и 24 сентября доставил груз на Землю. В результате миссии советские ученые получили 101 грамм лунного грунта.
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
Аудиозапись встречи с сотрудником музея НПО им. С.А. Лавочкина Сергеем Озерининым 24 марта 2016 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, посвященной 50-летию первой м Смотрите видео онлайн «Советская лунная программа. Советская лунная программа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков.
«Луна-16»: триумф после поражения
Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе — на конец 1960 — начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа» стартовала только в 1964 году. Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим — в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом», и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект» де-факто неограниченное финансирование. Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости. Создавался «Сатурн» под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2», пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе». Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке «Сатурн-5» представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров.
Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту НОО «Сатурн-5» мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне — до 65 тонн полезной нагрузки при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон», массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива. Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну.
В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов.
Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1.
И спустя 39 часов аппарат оказывается на поверхности Луны у Моря Дождей. Советский АМС становится первой автоматической межпланетной станцией, которая оказалась на естественном спутнике нашей планеты. Также это второй официально успешный запуск лунной программы СССР.
Далее последовали годы напряженной работы и десятки стартов. Поначалу в космической гонке с американцами лидерство принадлежало Советскому Союзу. Первый спутник на орбите. Первый человек в космосе. Последующие пять пилотируемых миссий Штатов к естественному спутнику Земли только укрепляют это мнение в обществе.
До сих пор полеты в рамках «Аполлона» являются единственными в истории человечества высадками людей на астрономических объектах. При том, что последний раз нога астронавта касалась лунного грунта в 1972 году. Объясняется это просто. Во второй половине XX столетия космическая гонка постепенно сошла на нет. Экономически было нецелесообразно тратить миллиарды долларов ради сомнительных и, говоря прямо, бесполезных достижений.
Луну со временем и вовсе стали считать практически бесполезным куском камня, который «подождет» дальнейшего изучения. Более перспективными представители NASA и других космических агентств стали расценивать путешествия к Венере или Марсу. А чуть позже запуск научно-исследовательских орбитальных станций — одномодульных «Салютов», SkyLab, «Космос-557», «Алмаз-1А», первого и второго «Тяньгунов», а также многомодульных «Мира», МКС и «Тяньгуна» с 2021 года — стал съедать большую часть бюджета программ по освоению внеземного пространства. Возвращаемые аппараты доставили на Землю 324 грамма реголита — остаточного грунта с поверхности естественного спутника. Цифра не идет ни в какое сравнение с теми немногими килограммами «грязи», что привезли домой «в своих карманах» американцы.
Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Затем 18 августа аппарат «Луна-24» совершил мягкую посадку на поверхность в юго-восточной части Моря Кризисов и при помощи грунтозаборочного устройства погрузился на 220 сантиметров для набора образцов. Спустя 23 часа АМС успешно вылетела на Землю. И доставила домой колонку грунта почти 160 сантиметров в длину и весом около 170 граммов. Пройдет 37 лет и несколько месяцев, прежде чем представители человечества вновь отправят управляемые автоматикой аппараты на спутник Земли.
Ими станут китайцы с проектом «Чанъэ-3» в конце 2013-го. А еще спустя семь лет они же привезут на Землю почти два килограмма реголита. Важность «Луны-24» для исследования космических тел сложно представить. Это первая автоматическая межпланетная станция, засвидетельствовашая наличие воды в грунте естественного спутника нашей планеты. Но только в девяностых данные о наличии H2O будут подтверждены другими, более прогрессивными, методами.
Российская лунная программа 1994 год.
Они тестировали свои «Аполлоны» на земле и на орбите, а советские ракеты-носители и лунные модули проверяли на деле, и испытания были неуспешными. Таким образом, тактика американцев оказалась результативнее.
Их целью было высадить первого человека на Луну. Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года.
Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия.
Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю головной исполнитель — ОКБ-1 С. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год. В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения «объект е-6» , предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны. Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам. Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. Источник: sneg. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля.
Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев. Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну. Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г. Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло.
Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией. Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги.
Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации.
Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри.
Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками.