Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. К годовщине памятной даты «Роскосмос» рассекретил документы, связанные с подготовкой советской лунной программы.
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне?
Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну.
Сергей Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей, и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по лунной ракете окончательно разошлись во взглядах относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чертёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка.
А NASA хотела перепрыгнуть аж через несколько ступенек. Американцы занялись тщательной разработкой лунной программы. Они тестировали свои «Аполлоны» на земле и на орбите, а советские ракеты-носители и лунные модули проверяли на деле, и испытания были неуспешными. Таким образом, тактика американцев оказалась результативнее. Их целью было высадить первого человека на Луну. Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года.
Размах лунной программы Новая информация с 90-х годов внесла ещё больше путаницы. Оказалось, что программа пилотируемых полётов к Луне в СССР не была прекращена сразу после объявления американцев о своих успехах. Доработка космических кораблей «Союз», выводимых ракетой-носителем «Протон» для облёта Луны двумя космонавтами, велась до 1970 года, и они вполне были готовы к выполнению задачи. Но на последний шаг — пилотируемый полёт — Политбюро во главе с Леонидом Брежневым не дало «добро». Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1. Её доводка испытывала большие трудности. Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну. Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон». Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели. Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты. Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний.
При этом основными инструментами должны были быть автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов. Однако роль в лунной миссии должны были сыграть и люди — как экипаж, так и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полета. Даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом. Полностью передача управления операторам на Земле была возможна, если бы речь пошла о спасении жизни экипажа лунного корабля.
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне?
Так что, безусловно, это большой технологический прорыв». Именно этих сложностей ни советские, ни американские лунные программы в 70-е не включали в себя посадку на обратной стороне. На борту китайского лунохода — приборы для изучения лунного грунта. Ведь на обратной стороне он представляет особый интерес.
Южную часть занимает самый большой и древний на Луне бассейн Эйткен — гигантский кратер, глубина которого достигает восьми километров. По одной из версий, на дне могут находится породы нижней коры и даже лунной мантии — уникальный материал для исследований, который многое может рассказать о лунном прошлом. Оуян Цзыюань, научный руководитель китайской лунной программы: «Ближняя сторона Луны предоставила нам достаточно информации о последних 3—4 миллиардах лет своей истории.
Но Луне 4,5 миллиарда лет. И именно на ее дальней стороне мы надеемся получить информацию о самом древнем периоде ее истории».
Разгон к Луне корабля Л3 в представлении художника Говоря о советской пилотируемой лунной программе, мы имеем ввиду ракетно-космическую систему Н1-Л3, которая разрабатывалась в СССР в 1960-х гг. Основной целью данной программы была высадка на Луну. Особой отличительной стороной отечественной программы являлось то, что по данной программе на Луну высаживался лишь один космонавт. А теперь, обо всем по порядку. В состав советской системы входили несколько основополагающих составляющих. Как вы уже поняли, это ракета-носитель. Такой ракетой являлась Н1.
Печально известная ракета, так и не была доведена до ума и ей было не суждено выйти, хотя бы на околоземную орбиту. Конечно, есть информация, что в пятый раз ракета точно бы полетела, так как многое в ней было доработано к пятому старту, но решение "сверху" поставило крест на всей пилотируемой лунной программе Советского Союза. Кроме ракеты-носителя Н1 в состав пилотируемой программы входила система Л-3. Нужно понимать, что на одной ракете на Луну не прилетишь, тем более, не совершишь посадку на ее поверхность.
В документе, датированном сентябрем 1970 года, говорится, что в результате космической миссии автоматическая межпланетная станция поставила несколько рекордов. В частности, аппарат совершил забор грунта, самостоятельно взлетел с Луны и вернулся на Землю с ценным грузом. На сайте госкорпорации также доступны документы, в которых описываются этапы подготовки к миссии по доставке грунта с поверхности естественного спутника Земли. Например, в документе, датированном августом 1965 года, сообщаются технические характеристики объекта Е-8 — ракетно-космической системы для доставки на поверхность Луны самоходной лаборатории.
К тому же в качестве топлива здесь использовались токсичные высококипящие компоненты, что с большой вероятностью могло привести к взрыву комплекса в момент запуска, и как следствие, техногенной катастрофе. Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК — тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере. Источник: Русская семерка Однако когда в середине 1960-х годов СССР официально вступил в «лунную гонку», Н-1 решили сделать носителем для экспедиционного космического корабля ЛЗ, который должен был доставить человека на поверхность Луны. Но и здесь ничего не вышло. В ракете и ее оборудовании обнаружились серьезные проблемы: разворачивающий момент, сильная вибрация, гидродинамический удар во время включения всех 32 двигателей и отсутствие синхронной работы между ними, электрические помехи, и другие неучтенные эффекты. Поэтому все запуски оказались неудачными. В итоге, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были прекращены. Это означало конец всей пилотируемой части программы. За лунным грунтом Несмотря на это беспилотные полеты все равно продолжались.
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
Лунная программа США в новом веке забуксовала, фактически она потеряна. Что не мешает не упоминать собственные промахи, но говорить о бедах на счету у СССР. Аудиозапись встречи с сотрудником музея НПО им. С.А. Лавочкина Сергеем Озерининым 24 марта 2016 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, посвященной 50-летию первой м Смотрите видео онлайн «Советская лунная программа. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. Звездный каталог» Космическое оборудование» История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков. первый пилотируемый полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961, едва не поставивший крест на американской лунной программе. «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения.
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
Также предполагалось, что космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым заранее луноходом, дооборудованным для ручного управления. На луноход также возлагалась задача транспортирования космонавта до резервного лунного корабля в случае, если взлёт основного корабля будет невозможен из-за технической неисправности. Для полёта на Луну по выбранной схеме был нужен сверхтяжёлый носитель. Из-за отказа главного космическо-двигательного КБ Челомея разработать мощные ракетные двигатели для Н-1 на её первой ступени было установлено 30 двигателей КБ Кузнецова. В США при разработке мощных носителей серии « Сатурн » был выполнен очень большой объём наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов.
Это позволило американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты « Сатурн-V ». Ракету же Н-1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранением причин неисправностей, выявленных при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности такой путь оказался слишком долгим и дорогим. Всего было произведено четыре пуска ракеты Н-1.
Все они завершились авариями ещё до окончания работы первой ступени. Настоящей катастрофой стал второй пуск Н-1 : ракета сразу после отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив. Последний пуск ракеты Н-1 состоялся 23 ноября 1972 г. После чего было решено, что перспектива побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдывает затраченных на неё сил и средств.
В мае 1974 г. Результаты программы Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий в 1966 году умер Королёв , в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля « Союз-1 », являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров , наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин.
Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1. Её доводка испытывала большие трудности. Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну. Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон». Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация.
Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели. Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты. Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний. Неужели личная неприязнь Глушко к наследию Королёва, о которой пишут все, подвигла его на такой иррациональный шаг? Но ведь Глушко не мог сделать его без ведома и одобрения Политбюро, особенно — генерала Дмитрия Устинова, отвечавшего в ЦК за оборонную промышленность. Получается, что дело, видимо, не в деньгах, потому что дорогостоящие компоненты лунной программы доводились руководством СССР почти до завершения, а утилизация готовых носителей и вовсе была бесцельным уничтожением этих затраченных средств. И не только в успехе США, потому что работы по программе продолжались и после него.
Миссия признана учеными успешной, так как в ходе ее выполнения удалось провести регистрацию внешнего радиационного пояса Земли, измерить параметры солнечного ветра, выявить наличие ионизированного газа в межпланетном пространстве и провести ряд других важных исследований. АМС «Е-1», позже переименованная в «Луну-1», стала первым космическим аппаратом, сумевшим выйти на вторую космическую скорость, преодолеть земное притяжение и стать искусственным спутником Солнца. Окрыленные успехом, советские ученые продолжили работу. Однако до старта «Луны-1» было как минимум два неудачных запуска объектов серии «Е-1». Многие материалы о них до сих пор засекречены. Уже летом 1959 года «Восток-Л», ракетоноситель из этого семейства «семерки», готовился отправить к естественному спутнику Земли аппарат серии «Е-1А». Он стал логическим продолжением АМС класса «Е-1». Среди существенных доработок можно отметить перемещение ионных ловушек, предназначенных для изучения солнечного ветра и установку более чувствительного магнитометра. Однако запуск в июне заканчивается провалом.
Выходит из строя гирогоризонт. Как следствие, ракету подрывают спустя 153 секунды после старта. Следующий запуск был запланирован на 6 сентября. Сброс автоматики. Перенос старта на 48 часов. Технические проблемы не позволяют ракете взлететь в рамках «стартового окна». Очередной сбой автоматики и, по некоторым данным, РН снимают с площадки для замены. Утром 12 сентября «Луна-2» то есть, тот самый «Е-1А» успешно выводится с Байконура сначала на околоземную, а затем на окололунную орбиту. И спустя 39 часов аппарат оказывается на поверхности Луны у Моря Дождей.
Советский АМС становится первой автоматической межпланетной станцией, которая оказалась на естественном спутнике нашей планеты. Также это второй официально успешный запуск лунной программы СССР. Далее последовали годы напряженной работы и десятки стартов. Поначалу в космической гонке с американцами лидерство принадлежало Советскому Союзу. Первый спутник на орбите. Первый человек в космосе. Последующие пять пилотируемых миссий Штатов к естественному спутнику Земли только укрепляют это мнение в обществе. До сих пор полеты в рамках «Аполлона» являются единственными в истории человечества высадками людей на астрономических объектах. При том, что последний раз нога астронавта касалась лунного грунта в 1972 году.
Объясняется это просто. Во второй половине XX столетия космическая гонка постепенно сошла на нет.
Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК — тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере. Источник: Русская семерка Однако когда в середине 1960-х годов СССР официально вступил в «лунную гонку», Н-1 решили сделать носителем для экспедиционного космического корабля ЛЗ, который должен был доставить человека на поверхность Луны. Но и здесь ничего не вышло.
В ракете и ее оборудовании обнаружились серьезные проблемы: разворачивающий момент, сильная вибрация, гидродинамический удар во время включения всех 32 двигателей и отсутствие синхронной работы между ними, электрические помехи, и другие неучтенные эффекты. Поэтому все запуски оказались неудачными. В итоге, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были прекращены. Это означало конец всей пилотируемой части программы. За лунным грунтом Несмотря на это беспилотные полеты все равно продолжались.
Новой задачей для автоматических межпланетных станций «Луна» стала посадка на поверхность планеты.
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. 24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены. Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем.
"Лунная гонка" СССР и США
Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. "Роскосмос" обнародовал документы по лунной программе ация посвящена 50-летию полета межпланетной станции "Луна-16", которая привезла в 1970 году на Землю 101 грамм лунного реголита. Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. Советская лунная программа стала всего лишь ответом США.