Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены. Программа его полета, в основном, была выполнена: корабль успешно облетел Луну, сфотографировал ее поверхность с расстояния 8000 и 2600 км, а его спускаемый аппарат 17 ноября осуществил управляемый спуск на территорию Советского Союза. Советская лунная программа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.
Выбор редакции
В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск.
Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года.
И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой.
Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science. Идеологическое оружие «Холодной войны» Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина. Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11».
Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано. Член последнего лунного экипажа "Аполлон-17" едет по поверхности Луна на ровере в 1972 году Фото: NASA За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта. А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю. Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году на 4 года раньше России , придумав программу «Созвездие». Именно в рамках этой программы должна была в 2016 году совершить первый полёт ракета SLS. Но сроки были сорваны и по ракете-носителю, и по космическому кораблю Orion. Всё завершилось отменой программы. А в 2017 году американцы разработали актуальную на данный момент программу «Артемида», основой которой должны стать ракета-носитель сверхтяжёлого класса SLS, космический корабль Orion и окололунная станция Lunar Gateway. Изначально этот проект задумывался как многонациональный.
Должна получиться лунная МКС. С Россией тоже шли переговоры, но они ничем не закончились. В 2022 году «Орион» с манекенами и роботами на борту совершил первый испытательный облёт Луны и успешно вернулся на Землю. Обратите внимание: США не пытались сразу сажать технику на поверхность Луны. Спустя полвека они начали с наработки компетенций по облёту Луны, отработке связи и других базовых вещей. Сейчас совсем другие технологии, раньше была аналоговая связь с очень низкой пропускной способностью, теперь же все в цифре и надо передавать десятки мегабит в секунду, это совсем другая задача. В 2024 году к Луне отправятся первые астронавты, но сначала они тоже просто облетят Луну. Посадка запланирована только на третий полёт в 2025 году, если всё пойдёт по плану. Китайская лунная программа. Битва за ресурсы И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году.
Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего , начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ». Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения.
С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы. С подтверждением наличия у полюсов залежей льда ученые вновь заговорили о необходимости полетов к спутнику. К тому же, на нем были обнаружены и другие полезные ресурсы. К примеру, присутствующий в лунных минералах гелий-3 потенциально является отличным топливом для современной энергетики. А на Луне по самым скромным подсчетам его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн. Полноценный старт российской лунной программы тормозила только сложная экономическая ситуация в стране.
В определенный момент проект даже полностью заморозили, отдав предпочтение исследованию Марса и его спутников. Но с путешествиями к четвертой по удаленности от Солнца планете тоже хватало проблем. После неудачного старта АМС «Марс-96» в ноябре 1996 года отказал разгонный блок, в результате чего ракета-носитель «Протон» была уничтожена в атмосфере спустя несколько часов после запуска прозвучали первые попытки возобновления лунных миссий. Однако в итоге предпочтение вновь отдали полетам к Марсу. В 1998-м был утвержден проект «Фобос-грунт», целью которого стало бы путешествие к спутнику четвертой планеты. Изначально запуск миссии планировался на 2004 год. А возвращение космического аппарата — на 2008-й. Затем запуск неоднократно откладывался. В итоге старт состоялся в ноябре 2011-го, но практически сразу связь с АМС была потеряна.
Неудача и закрытие проекта «Фобос-грунт» позволила полностью сконцентрироваться на других целях. В частности, вернуться к реализации лунной программы. Еще с 1997 года велись работы по запуску российского аппарата на поверхность спутника Земли, которые то и дело приостанавливались по разным причинам. Иногда из-за нехватки финансирования, а порой ради развития марсианской и других программ. К концу нулевых в правительстве все больше обсуждают проект «Луна-Глоб». Он выглядит более перспективным, чем другие космические исследования. И в апреле 2013-го его переименуют в «Луну-25», как дань советскому наследию и легендарным миссиям прошлого столетия. И снова ряд проблем заставляет раз за разом откладывать старт автоматической станции. Изначально его планировали осуществить еще в 2000 году.
Но состоится запуск «Луны-25» лишь почти четверть века спустя. Зато к тому моменту был сформирован четкий план по исследованию и освоению ближайшего к нам небесного тела. Российская лунная программа к началу двадцатых годов включала не только проектирование и запуск нескольких АМС, но и отправку ряда орбитальных спутников для создания системы связи, а затем и высадку на Луну человека. Согласно планам, к 2040 году на небесном теле должны быть построены обитаемые базы. И первым шагом к осуществлению задуманного должна была стать мягкая посадка автоматической станции у южного полюса спутника Земли.
Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован. Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. Мишина , которого 22 мая 1974 г.
Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1 , издав при этом приказ о её полном уничтожении. Уже в октябре 1974 года он предоставил правительству план работы НПО «Энергия» и развития советской космической отрасли в целом на ближайшие годы. В этом документе Глушко изложил собственный план освоения Луны и создания там поселений, предлагая разработать специально для полётов к ней новую сверхмощную ракету-носитель, сначала в документации она имела название «Вулкан». Её общая концепция, как теперь очевидно, во многих своих положениях целиком повторяла конструкцию королёвской ракеты Н1 , против которой Глушко активно выступал в течение многих лет. В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения.
Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники. Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами. Однако доля правды в этом была.
Советская лунная программа
Например, в документе, датированном августом 1965 года, сообщаются технические характеристики объекта Е-8 — ракетно-космической системы для доставки на поверхность Луны самоходной лаборатории. Комплекс «Луна-16», состоящий из посадочной платформы, буровой установки и возвратной ракеты со спускаемым аппаратом, был отправлен к Луне 12 сентября 1970 года. Спустя восемь дней он совершил посадку в районе Моря Изобилия. Получив образцы материала, аппарат отправился обратно и 24 сентября доставил груз на Землю.
Чтобы аппарат вернулся домой, траекторию полета изменили. Спустя три дня станция совершила полный облет Луны на расстоянии в два километра от поверхности. Вторую коррекцию провели на расстоянии 143 тысяч километров от Земли. Повторный запуск был осенью 1970 года, за это время американцы произвели первую высадку человека на Луне.
В ноябре 1970 года «Луна-17» села на земной спутник — в прибрежном районе западной части Моря Дождей. После «Луноход-1» собирал данные на планете в течение более трех сотен суток, проехал более десяти километров, отправил ученым две сотни телефотометрических панорам и около двадцати тысяч фотографий поверхности. Связь с луноходом пропала осенью 1971 года. После аппарат пробурил грунт на глубину в два метра. Затем станция привезла лунный грунт на Землю.
Ведущий экскурсовод центра Александр Яровитчук расскажет о попытках Советского Союза осуществить пилотируемый полет и высадку на Луну космонавтов, о первых животных, которым удалось облететь Луну и вернуться на Землю, об автоматических лунных станциях, благодаря которым мы больше узнали о естественном спутнике нашей планеты. Одна регистрация предполагает посещение мероприятия одним человеком.
Среди существенных доработок можно отметить перемещение ионных ловушек, предназначенных для изучения солнечного ветра и установку более чувствительного магнитометра. Однако запуск в июне заканчивается провалом.
Выходит из строя гирогоризонт. Как следствие, ракету подрывают спустя 153 секунды после старта. Следующий запуск был запланирован на 6 сентября. Сброс автоматики. Перенос старта на 48 часов. Технические проблемы не позволяют ракете взлететь в рамках «стартового окна». Очередной сбой автоматики и, по некоторым данным, РН снимают с площадки для замены. Утром 12 сентября «Луна-2» то есть, тот самый «Е-1А» успешно выводится с Байконура сначала на околоземную, а затем на окололунную орбиту. И спустя 39 часов аппарат оказывается на поверхности Луны у Моря Дождей.
Советский АМС становится первой автоматической межпланетной станцией, которая оказалась на естественном спутнике нашей планеты. Также это второй официально успешный запуск лунной программы СССР. Далее последовали годы напряженной работы и десятки стартов. Поначалу в космической гонке с американцами лидерство принадлежало Советскому Союзу. Первый спутник на орбите. Первый человек в космосе. Последующие пять пилотируемых миссий Штатов к естественному спутнику Земли только укрепляют это мнение в обществе. До сих пор полеты в рамках «Аполлона» являются единственными в истории человечества высадками людей на астрономических объектах. При том, что последний раз нога астронавта касалась лунного грунта в 1972 году.
Объясняется это просто. Во второй половине XX столетия космическая гонка постепенно сошла на нет. Экономически было нецелесообразно тратить миллиарды долларов ради сомнительных и, говоря прямо, бесполезных достижений. Луну со временем и вовсе стали считать практически бесполезным куском камня, который «подождет» дальнейшего изучения. Более перспективными представители NASA и других космических агентств стали расценивать путешествия к Венере или Марсу. А чуть позже запуск научно-исследовательских орбитальных станций — одномодульных «Салютов», SkyLab, «Космос-557», «Алмаз-1А», первого и второго «Тяньгунов», а также многомодульных «Мира», МКС и «Тяньгуна» с 2021 года — стал съедать большую часть бюджета программ по освоению внеземного пространства. Возвращаемые аппараты доставили на Землю 324 грамма реголита — остаточного грунта с поверхности естественного спутника. Цифра не идет ни в какое сравнение с теми немногими килограммами «грязи», что привезли домой «в своих карманах» американцы. Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года.
Первые шаги советской лунной программы
- Станция «Луна-25»: успех или провал? Часть первая: Предыстория · 29.08.23 ·
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС
- Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
- "Лунная гонка" СССР и США
- «Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы
- Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР | Статьи | Известия
Советская Луна
Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. 24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16».
«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия
Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг. Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне. В рамках этих полетов также удалось доставить на Землю большое количество лунного грунта для проведения научных исследований. Американцы завершили свою лунную программу в конце 1972 года в рамках миссии «Аполлон-17». СССР в тот период преследовала полоса неудач. Ракет «Н-1» оказалась ненадежной, поэтому все время терпела аварии. Процесс разработки посадочного модуля затянулся.
В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал.
К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества.
Но только в девяностых данные о наличии H2O будут подтверждены другими, более прогрессивными, методами. Российская лунная программа 1994 год. Совместными усилиями NORAD — американских военных — и NASA на орбиту выведен космический аппарат «Клементина», который отправляет на Землю почти 1 800 000 качественных снимков поверхности естественного спутника планеты. Также он передает данные, согласно которым у полюсов небесного тела в твердом состоянии предположительно имеется вода, что косвенно подтверждает ранее полученную информацию с «Луны-24». Интерес к Луне возобновлен с новой силой.
Он еще больше возрастает в конце девяностых, когда американский автоматический аппарат Lunar Prospector, имеющий на борту магнитометр, электронный рефлектометр, нейтронный спектрометр, гамма-спектрометр и альфа-спектрометр, подтвердит наличие водяного льда у полюсов. К тому моменту сразу несколько стран, включая Россию, США, Японию, Китай и Индию вновь заинтересованы в исследовании ближайшего к нашей планете небесного тела. Начинается вторая космическая гонка. И в ней теперь участвуют не две сверхдержавы, а куда больше стран. С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы. С подтверждением наличия у полюсов залежей льда ученые вновь заговорили о необходимости полетов к спутнику. К тому же, на нем были обнаружены и другие полезные ресурсы. К примеру, присутствующий в лунных минералах гелий-3 потенциально является отличным топливом для современной энергетики.
А на Луне по самым скромным подсчетам его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн. Полноценный старт российской лунной программы тормозила только сложная экономическая ситуация в стране. В определенный момент проект даже полностью заморозили, отдав предпочтение исследованию Марса и его спутников. Но с путешествиями к четвертой по удаленности от Солнца планете тоже хватало проблем. После неудачного старта АМС «Марс-96» в ноябре 1996 года отказал разгонный блок, в результате чего ракета-носитель «Протон» была уничтожена в атмосфере спустя несколько часов после запуска прозвучали первые попытки возобновления лунных миссий. Однако в итоге предпочтение вновь отдали полетам к Марсу. В 1998-м был утвержден проект «Фобос-грунт», целью которого стало бы путешествие к спутнику четвертой планеты. Изначально запуск миссии планировался на 2004 год.
А возвращение космического аппарата — на 2008-й. Затем запуск неоднократно откладывался. В итоге старт состоялся в ноябре 2011-го, но практически сразу связь с АМС была потеряна. Неудача и закрытие проекта «Фобос-грунт» позволила полностью сконцентрироваться на других целях. В частности, вернуться к реализации лунной программы. Еще с 1997 года велись работы по запуску российского аппарата на поверхность спутника Земли, которые то и дело приостанавливались по разным причинам. Иногда из-за нехватки финансирования, а порой ради развития марсианской и других программ. К концу нулевых в правительстве все больше обсуждают проект «Луна-Глоб».
Первый этап предполагает создание базового модуля окололунной станции, испытание перспективного пилотируемого корабля «Орел» и беспилотные облеты на нем Луны. Второй этап рассчитан на период 2025-2035 годов. Этап «База», который намечен на период после 2035 года, должен стать завершающим. К этому моменту должно быть окончено строительство полноценной посещаемой базы на Луне и создана научная инфраструктура. Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?
Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР | Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. |
Советская Луна | Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. |
Лекция «Советская лунная программа» | Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась. |
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны | В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». |
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход. Эти намерения тоже остались только на бумаге.
Последняя программа начертана в 2017 году при Трампе. Назвали ее «Артемида», в честь богини Луны в старых мифах. Кстати, храм Артемиды сжег в поисках вечной земной славы Герострат. По планам сначала в полет отправят роботов.
Потом экипаж. Потом ежегодные прилунения и создание инфраструктуры. Первый полет запланирован на 2024 год, но ни корабль, ни ракеты не готовы. Вряд ли найдется оптимист, который скажет, когда «Артемида» увидит лунные пейзажи. Космический аппарат стал долгостроем Российский аппарат «Луна-25» когда-то назывался «Луна-глоб» и тоже относится к космическому долгострою.
Отсрочка в значительной степени связана с авариями наших межпланетных станций. В 1996 году погиб «Марс-96», а в 2011 году — «ФобосГрунт». Аварии произошли уже на начальной стадии экспедиции, в окрестностях Земли, что является ударом по профессиональной гордости работников космической отрасли. Было принято решение не гнать коней, а учесть все ошибки, чтобы не повторить их. Посадочный зонд поручен НПО имени Лавоч кина в Химках, где еще со славной эпохи Королева делали все межпланетные станции.
Научный руководитель миссии — академик Лев Зеленый. За падные санк ции оказывают влияние, но оно, по мнению разработчиков, незначительно. Впервые запуск межпланетной станции состоится с нового космодрома «Восточный». Роскосмос анонсировал запуск первой в истории современной России миссии на Луну Программы у всех стран похожие, как перчатки для скафандра.
Единая платформа предполагала различные возможности. В зависимости от поставленных задач. Но это был наш лунный грунт, советский! На сайте размещены уникальные документы, которые рассказывают, как планировались миссии, какие награды и денежные выплаты получали инженеры, осуществлявшие лунный проект. И о планах, которым, увы, во многом не пришлось осуществиться. В 1978 году планировалось запустить новый луноход «Луноход-1» был запущен в 1970 году, «Луноход-2» в 1973-м.
В конце 70-х — составить полную карту Луны на основе сделанных автоматами фотографий. Тогда же предполагалось установить на спутнике Земли астрономическую обсерваторию. Макет автоматической станции "Луна-16".
Здоровее буду.
Могут ведь и залечить до смерти из лучших побуждений... Почему мы в реальности не полетели на Луну? Во-первых, аппарат не был готов на сто процентов. А рисковать людьми не захотели.
Во-вторых, решили не соревноваться с американцами. Но подозреваю, что они тоже не летали. Лучше продолжим разговор о наших экспериментах. В отделе работал Леонид Гримак.
Выдающийся ученый, долго занимавшийся проблемами гипноза, исследованиями резервов психики человека. Интереснейшая штука! Оказалось, я гипнабельный, подвержен воздействию. Леонид Павлович сразу это вычислил и стал при моем участии отрабатывать разные методики.
Вводил меня в транс и давал разные задания. Во сне я двигался по-другому, организм вел себя иначе. Такие вот чудеса. Расскажу конкретный эпизод.
Леонид Павлович загипнотизировал меня и говорит: "Володь, выставь руки". Я послушно протянул обе вперед. И он начал класть на них толстенные тома энциклопедий, которые лежали у нас в отделе. Добавлял по книге.
Одна, вторая, третья. В итоге соорудил гору из восьми талмудов. Я находился в состоянии сна, спокойно стоял и держал руки вытянутыми, не замечая возрастающую нагрузку. Гримак позвал в затемненную комнату, где проводил эксперимент, командира, показал ему: "Видите?
Разумеется, того, что происходило во сне, я не помнил. Тогда Леонид Павлович попросил: "Володя, после сна должен быть прилив сил, возьми эти энциклопедии и отнеси на подоконник". Я попытался приподнять всю кипу, но ничего не получилось. Даже от пола не смог оторвать.
Они же тяжеленные, заразы! Решил брать по одной. Гримак говорит: "Нет, все вместе". Отвечаю: "Извините, пупок развяжется".
Это происходило на глазах у командира, который видел, как под гипнозом я держал тома на вытянутых руках и даже не морщился. Вот они, резервы человека. Мы даже приблизительно не представляем, на что способны, используем отпущенный нам свыше ресурс в лучшем случае на пятую часть... Об отряде, которого не было - Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок?
Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс". Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших. Описано, чем и когда они занимались. Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель.
Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью. Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере...
Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний. Это с 1953-го по 2004-й. Фактически же команда просуществовала до 2009-го. Самым активным периодом были семидесятые годы, что и понятно.
Бум космической эры... Космонавты В. Комаров, Ю. Гагарин и В.
Быковский в гостях у испытателей. Фото: из личного архива - В трудовой книжке у вас что записано? Я подполковник в отставке. Но испытателем никогда не значился.
Как и никто из моих коллег. Официально нашего отряда не существовало. Мы в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, по документам ребята значились механиками да лаборантами. А вот Сереже...
Хотя бы слово "испытатель" присутствует. Пусть и приборов... Он полностью, даже с большим запасом откатал программу, по которой потом полетел Юрий Алексеевич. Однако эта информация была закрыта.
Или вот Богдан Гук, который занимался и высотными экспериментами, и крайне тяжелыми ударными. Человека поднимали на определенную высоту, потом оттуда сбрасывали, проверяя, как переносится ударная перегрузка, что в этот момент происходит с ногами, головой, позвоночником. Когда готовили к полету корабль "Восход" с тремя космонавтами, нужно было понять, под каким углом расположить кресла в спускаемом аппарате, чтобы они выдержали перегрузку. И наших ребят все время сбрасывали в этом шарике.
Ложементы делались индивидуально под каждого. Они лежали, а их роняли об землю... Но это редчайшее исключение. Володю Ященко на Крайний Север забросили.
Выживать при минус сорока градусах и без какого-либо дополнительного утепления. Дышал через носовой платок. Правда, ноги обморозил. Владика Еремеева поднимали на высоту пятьдесят километров.
Смотрели, как там себя человек поведет. В то время ни один самолет в такую высь еще не забирался, лишь перспективы строили, а Владька уже был... Невесомость на земле испытывают В. Щербинский и В.
Фото: из личного архива - Но после снятия грифа секретности Сергея Ивановича Нефедова тезку и однофамильца дублера Гагарина и Евгения Кирюшина все-таки удостоили звания Героя России. Да, мужики получили Золотые Звезды в 1997-м. Но больше никому из наших ребят ничего не досталось. И дело не только в орденах и медалях, хотя, конечно, это важно.
Ветераны отряда говорят, что даже пенсию получают по той гражданской специальности, которая значится в трудовой книжке. Например, Слава Перфилкин занимался тяжелейшими ударными перегрузками, а должность по штатному расписанию у него была "инженер отдела выживания". Он работал с легендарным Виталием Георгиевичем Воловичем, совершившим первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс. Они вместе уезжали на различные эксперименты.
Их сажали в лодку посреди океана и смотрели, сколько выдержат. Рядом находился катер для подстраховки, но экипаж до последнего момента не мог ничем помочь испытателям. А у тех был только НАС - носимый аварийный запас. Вроде как спускаемый аппарат приводнился посреди Атлантики, вот и болтайтесь, пока спасательное судно не подойдет.
Выживайте, терпите. Станет совсем невмоготу, кричите: сил нет, сдаемся. Но русские ведь не сдаются. Вот и держались до упора.
А ученые наблюдали, замеряли по дням, как меняется у мужиков физическое и моральное состояние. Непростая работенка, согласитесь. Не очень похожа на ту, которой обычные инженеры занимаются... О потерянном здоровье - Хотя бы материальные поощрения были?
Не знаю - квартиры, машины... О подобном даже речь не заходила, никто и не заикался. Для понимания: перегрузка на центрифуге в 7g стоила семь рублей, за эксперимент в герметичной кабине добавляли к зарплате четвертной, подъем в барокамере на высоту двадцать километров оценивали в 10-15 рублей. Космонавтам за ту же барокамеру платили по двести пятьдесят.
Это так, к слову... ИМБП организовали в 1963 году, они - наши последователи. И некоторые ребята уходили туда, их приглашали с удовольствием. Там они стали основными закоперщиками, на них проводились главные эксперименты.
Поэтому и звания Героев России получили. Отряд испытателей в Институте медико-биологических проблем сформировался относительно небольшой - около сорока человек. Но и там побаивались официально заявлять, что проводят опыты на живых людях. Тут ведь затрагиваются права человека.
Биомедицина, конечно, хорошо, но приоритет всегда отдавали здоровью. Официально считалось: если риск высок, науку - к чертям собачьим. Хочу лишь с удовлетворением сказать, что у нас ни один человек, извините, не помер на экспериментах. Видели книжку о нашем отряде.
Ребят, у которых возникали проблемы, отсюда переводили, они дослуживали в других частях. Статистику никто не вел, но известно, что многие испытатели умирали рано, хорошо, если доживали до пятидесяти лет. Да, у нас есть девяностолетний Алек Зорабович Мнациканьян, который в основном участвовал в экспедициях на Крайний Север, был парашютистом в группе Виталия Воловича по спасению летчиков и космонавтов. Несколько бывших испытателей перешагнули порог восьмидесяти лет, но это скорее исключения.
Один вот недавно умер в пятьдесят восемь лет, про другого спрашиваю у коллеги: "А Коля где? А было Коле пятьдесят семь...
Это была славная работа
- Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
- «Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы
- Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
- Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
- Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы – Земля - Хроники жизни
Что случилось с «Луной-25»?
Её общая концепция, как теперь очевидно, во многих своих положениях целиком повторяла конструкцию королёвской ракеты Н1 , против которой Глушко активно выступал в течение многих лет. В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения. Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники. Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами. Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за Челомеем , который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники в том числе пилотируемой , с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 на том же «своём» носителе «Протон» и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700.
Так или иначе, несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой компенсации, в СССР параллельно им были развёрнуты также программы автоматических лунных межпланетных станций и самоходных аппаратов. За несколько дней до американской высадки « Аполлона-11 » двумя советскими автоматическими межпланетными станциями « Луна-15 » и предыдущая были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС « Луна-16 » в 1970 году , после чего доставка небольших порций грунта в сумме составивших несколько сотен граммов была повторена ещё два раза. Также несколько позже в 1970 и 1973 гг.
Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили Объясняет издание «Лайф» Освоение космоса началось советскими учёными с конца 1950-х годов. Тогда же они начали работать над изучением спутника Земли - Луны. Для этого на лунную поверхность отправляли особые космические аппараты - «Луноходы».
Подробнее - в статье. Первой задачей было изучить Луну, причём сделать это нужно было раньше американцев. Сначала советские исследователи работали над запуском к Луне автоматических станций, причём без выхода на орбиту. Попыток запуска космических аппаратов было много, и не все они оказались успешными. К примеру, первые три запуска устройств серии Е-1 завершились аварией ракеты-носителя.
Запущенная к земному спутнику станция также имела названия «Луна-1Д» и «Мечта». Для достижения Луны была использована траектория сближения, без использования старта с орбиты.
Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» КБХА. Хотя в целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны, этого не произошло по ряду причин.
Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло. Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса.
Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией. Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта.
Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами.
Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С.
Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода.
Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри.
Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы.
Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику.
По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя. Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР.
Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой.
Поделиться
- ЛУНА НА ЛАДОНИ - Госкорпорация «Роскосмос»
- Лунные вымпелы СССР
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
- Коротко. О чем пойдет речь:
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась. рассказывает о советской пилотируемой лунной программе.
«Луна-16»: триумф после поражения
Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. Смотрите онлайн Лекция "Советская лунная программа" 41 мин 53 с. Видео от 30 января 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». Самые известные миссии лунной программы СССР — в обзоре РБК.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1.