«» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Несмотря на закрытие лунной программы СССР, эксперты считают запуск «Зонда-5» и работы в рамках проекта 7К-Л1 большим достижением советской конструкторской школы.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон". К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось.
Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами. Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26".
Но из-за нескольких аварий ракеты-носителя эти проекты не осуществились, как и планы в 73-м году отправить на Луну наших космонавтов. В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход.
Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять. Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности. А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны». Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей. В тот же день с посадочной платформы на лунную поверхность съехал «Луноход». Аппарат был рассчитан на два месяца работы на лунной поверхности, а проработал 11 месяцев до 14 сентября 1971 года и наездил более 10 километров. На Землю было передано 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 километра в час. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Делалось это на тот случай, если бы было решение всё-таки отправить советских космонавтов на Луну. Но лунную программу этот полёт спасти не мог, и второй луноход был запущен только для того, чтобы «добро не пропадало». Он прилунился 15 января 1973 года на восточной окраине Моря Ясности. За четыре месяца работы на Луне «Луноход-2» преодолел расстояние в 42 километра и передал на Землю 86 панорам и около 80 тысяч кадров телесъёмки.
Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили Объясняет издание «Лайф» Освоение космоса началось советскими учёными с конца 1950-х годов. Тогда же они начали работать над изучением спутника Земли - Луны. Для этого на лунную поверхность отправляли особые космические аппараты - «Луноходы». Подробнее - в статье. Первой задачей было изучить Луну, причём сделать это нужно было раньше американцев. Сначала советские исследователи работали над запуском к Луне автоматических станций, причём без выхода на орбиту. Попыток запуска космических аппаратов было много, и не все они оказались успешными. К примеру, первые три запуска устройств серии Е-1 завершились аварией ракеты-носителя.
У вас отключен JavaScript.
С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту.
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Программа его полета, в основном, была выполнена: корабль успешно облетел Луну, сфотографировал ее поверхность с расстояния 8000 и 2600 км, а его спускаемый аппарат 17 ноября осуществил управляемый спуск на территорию Советского Союза. Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База».
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?
Емкость с несколькими крупинками лунного грунта получила в подарок Нина Королева, вторая жена академика Сергея Королева, в знак признания заслуг ее супруга в реализации космической программы. Ранее неопубликованные фотографии и изображения — в фотогалерее «Газеты. Ru» close Картина А. Леонова и А.
Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук.
От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся.
В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта.
Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров.
Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1.
Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож».
Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители».
Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня.
Прилунение должно произойти 20 августа, близ кратера Богуславского, на 69-м градусе. Исследователи планируют выяснить, почему на Луне вода не испаряется с путника мгновенно и существует не только в зонах вечной тени, куда никогда не попадает солнечный свет.
Отечественный зонд станет первым этапом на пути к прилунению на Южном полюсе, который считается одним из наиболее перспективных участков для исследования. Эта задача невероятно трудна из-за того, что там практически невозможно поддерживать связь с Землей. Также существует опасность промахнуться во время посадки, из-за чего аппарат окажется без доступа к солнечному свету. В данном случае последствия будут непоправимыми, так как АМС работает на солнечных батареях по бортам.
Таким образом, запуск «Луны-25» должен положить начало новому этапу в истории отечественной космонавтики, а полученные в ходе экспедиции данные — помочь организовать на Луне полноценные обитаемые базы в будущем. Мария Богрянова.
В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год». Это два шара состоящие из пятиугольных стальных сегментов. Шар большего диаметра 150 мм был установлен на третью ступень, шар меньшего диаметра 90 мм — на контейнер с аппаратурой.
На каждый шар приходилось по 72 пятиугольника двух видов — правильной 12 шт. Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны. При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности. Начиная с этих первых пятиугольников, все космические вымпелы чеканились на Ленинградском монетном дворе ЛМД. На следующий день после того, как вымпелы оказались на Луне, Н.
Хрущев улетал с визитом в США. И во время своего визита в Белом доме вручил президенту Д. Эйзенхауэру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, изготовленный в честь этого выдающегося события. В послании, врученном Президенту вместе с даром, было сказано: «…Подлинник вымпела находится на Луне. Прошу рассматривать этот подарок как символ стремления нашего народа к развитию мирных и дружественных отношений с вашим народом, с вашей великой страной — Соединенными Штатами Америки».
Почему «Луна-25» разбилась
- Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России | РЕН ТВ | Дзен
- Последние новости
- «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе |
- «Луна-16»: триумф после поражения / Offсянка
- Рассекречены фото советской лунной программы -
Рассекречена лунная программа СССР
Чуть более семидесяти лет назад вышло постановление Совмина СССР о создании специальной команды испытателей "для проверки костюмов, скафандров, одежды и разработки других вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности и работоспособности летчиков при сверхскоростных и высотных полетах". Владимир Нордвик Испытатель Владимир Щербинский. Отряд сразу строго засекретили. Потом началась космическая эра, и испытатели стали, по сути, предвестниками-дублерами Гагарина, Титова, Леонова, Поповича... Их подвергали запредельным перегрузкам, вращая на центрифугах, в барокамере они терпели мгновенную разгерметизацию, опробовали работу кресла катапульты, совершая в нем жесткую посадку... Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Завеса только начинает приподниматься. Это происходит во многом благодаря стараниям соратников Владимира Щербинского и непосредственно председателя ассоциации испытателей Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины и Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. О простоте выбора - Вот зачем, Владимир Вениаминович? Зачем вы ввязались в это гиблое дело, согласились экспериментировать на себе?
Значит, так нужно было. Человечеству, если хотите. Не забывайте, я вырос в другое время, с четырнадцати лет пошел работать, в шестнадцать уже стал секретарем комитета комсомола сахарорафинадного завода имени Мантулина. Это здесь недалеко. Мы жили на Красной Пресне. Я был активным юношей. Семилетку окончил, получил аттестат о среднем образовании. Пришел к отцу, сказал, что хочу работать, хоть какую-то копейку получать. Он сказал, что может устроить на завод.
Записали меня в электроцех, я больше тяготел к электричеству. Приемники паял, радиотехнику. Попал в отделение контрольно-измерительных приборов. Это начало шестидесятых годов. Было интересно! Лазил по бакам, проверял вакуум-аппараты, в которых варится и кристаллизуется сахар, чтобы потом чистеньким песочком высыпаться на ленту... Щербинский после семилетки в 14 лет пошел на завод. Фото: из личного архива По вечерам продолжал учиться, перешел в школу рабочей молодежи. Она находилась аккурат на месте, где потом построили Белый дом, в котором российское правительство заседает.
Здание на набережной. Когда заканчивал учебу, получил приглашение на новую работу. Правда, не сказали, какую именно. Только туману напустили, мол, соглашайся, будет еще интереснее, не пожалеешь. В принципе меня все устраивало, я получил третий разряд электрика, неплохо зарабатывал. Но любопытство пересилило. Познакомился с Михаилом Анисиным, отцом Вячеслава Анисина, известного советского хоккеиста, участника знаменитой суперсерии с НХЛ 1972 года. Михаил Григорьевич и рассказал, что работать предстоит с барокамерами, если соглашусь на переход в его команду. Он был начальником лаборатории.
А я понятия не имел, что делают в этих камерах. Механиками на них трудились летчики-ветераны. Чрезвычайно интересные люди. Мне сильно повезло, что попал туда. Школу взросления лучше проходить у ярких личностей, на них равняться, брать пример. Меня взяли механиком по электросвязи. Серьезная должность. Как называлась? Сложная аббревиатура.
Если по-простому, научно-исследовательский институт министерства обороны. Ребята между собой почему-то называли его ГНИИ козы. И мы стали работать. У меня появилась мастерская. Начал присматриваться. И вот что увидел: приводят солдат, переодевают их в ВКК, усаживают в барокамеры, поднимают на высоту. Они сидят, а их спрашивают: как дела? Отвечают через ДЭМШ. Наверняка видели такой на фото Юрия Гагарина в гермошлеме.
В общем, я наблюдал, какие-то рацпредложения вносил. Скажем, специальную резинку проложил, чтобы ни один винтик в барокамере не болтался, лампочки не искрили. На высоте ведь всякое может случиться. Потом уже узнал, что при подаче кислорода у нас человек погиб от искры. Поэтому стал все герметизировать, чтобы было как положено. Щербинский в скафандре. Фото: из личного архива О нелепой случайности - Кто погиб? Был четвертым в списке кандидатов на полет. Самый молодой, двадцать четыре года от роду.
Проводилась плановая подготовка. Бондаренко испытывали одиночеством и тишиной. Давление в камере понизили, а концентрацию кислорода - наоборот - повысили. Дело было в марте 1961-го, космонавт стал замерзать. Девушка-лаборантка, наблюдавшая за экспериментом, спросила: "Валя, почему ежишься? Через лючок ему просунули круглую электроплитку с открытой спиралью. Ее подключили к сети. А нагревательный элемент Бондаренко ничем не прикрыл, не защитил. И именно туда попала смоченная в спирте ватка, которой он протирал датчики.
Так бывает, несчастный случай... Бондаренко был в олимпийке. Кислород вспыхнул моментально... Валентина стали вытаскивать, а там две двери: одна - внутренняя, вторая - предбанник с двойной защелкой. Пока все открыли, он сильно обгорел. Отвезли в Боткинскую больницу, восемь часов боролись за жизнь, но не спасли. Трагедия случилась за неполные три недели до старта Гагарина. Юрий Алексеевич вместе с другими космонавтами приезжал в палату к Бондаренко... Заслуженный летчик, бомбардировщик, хороший мужик.
Поделился только спустя года три. Болтливых там не было, все рот держали на замке. Фото: из личного архива Чуркин пришел уже после аварии. Тот, кто работал до него, уволился. Хотя Бондаренко перед смертью успел сказать, чтобы никого не обвиняли, мол, это его просчет. Но с подобным грузом любому человеку жить трудно... Словом, дело было ответственное, исключавшее малейшую небрежность и халатность. Налюбоваться не мог на все, что там свершалось. Техника-то новая, современная.
У медиков есть тест: поднимают человека без кислородной маски как бы на пять километров. Не каждый способен выдержать высоту, но на ней хорошо проявляются все тонкости организма, он начинает работать по-другому, из-за нехватки кислорода включаются внутренние ресурсы. Потом проводится анализ, в результате чего становится понятно, сможет ли человек заниматься этим делом. Изъяны сразу вылезают наружу, выявляют себя. Так мне, инженеру, объясняли медики. Были, например, и тепловые эксперименты: подъем на высоту при большой температуре. Мало того что кислород не дают, так еще и поджарить хотят. На самом деле, проверяли комплексные воздействия на человека, чтобы сделать определенные выводы. О полетах к звездам - А как вы попали в испытатели?
Человек пять. Они занимались в соседнем здании, буквально в десяти шагах. Там был огромный зал, где сконструировали безопорный стенд, с помощью которого имитировали невесомость. Вот этим экспериментом и руководил Левон Суренович, мой будущий начальник. Удивительный человек, очень хороший. Восхищаюсь им каждый раз, когда вспоминаю. Как-то застукал, что подглядываю за космонавтами, висевшими на веревках тренажера любопытно же, когда человек по воздуху плывет , и спросил: "Что, нравится? Хачатурянц предложил: "Ну так - вперед, Леонов тебе уступит, даст покататься... Черников, А.
Белоконов и В. Продин готовят В. Ангипова к испытаниям под избыточным давлением. Фото: из личного архива Словом, я прошел медкомиссию, строгую, придирчивую, и меня зачислили в отдел Левона Суреновича инженером. Чуть позже я окончил факультет радиооборудования летательных аппаратов Московского авиационного института. Нас было тринадцать человек. Все настоящие профессионалы. Скажем, кандидат наук Евгений Иванов рассчитывал полет до Луны. Мы же в 1968 году получили сверхсекретное задание заняться этой программой, в частности, изучить возможности хождения человека по поверхности спутника Земли.
Очень много работали в этом направлении. Ну, как бы слетали. Первые два имитационных полета продолжались по семь дней, а потом нас задержали, дав новую вводную. Сказали, что мы не можем подняться с поверхности Луны из-за технических сложностей. Все растянулось еще на трое суток.
Нельзя посадить корабль вслепую. Китайцам пришлось создать целую систему, вывести на орбиту спутник, ретранслятор, который одновременно мог бы видеть и обратную сторону Луны, и Землю. Так что, безусловно, это большой технологический прорыв». Именно этих сложностей ни советские, ни американские лунные программы в 70-е не включали в себя посадку на обратной стороне. На борту китайского лунохода — приборы для изучения лунного грунта. Ведь на обратной стороне он представляет особый интерес. Южную часть занимает самый большой и древний на Луне бассейн Эйткен — гигантский кратер, глубина которого достигает восьми километров. По одной из версий, на дне могут находится породы нижней коры и даже лунной мантии — уникальный материал для исследований, который многое может рассказать о лунном прошлом. Оуян Цзыюань, научный руководитель китайской лунной программы: «Ближняя сторона Луны предоставила нам достаточно информации о последних 3—4 миллиардах лет своей истории.
Луна открывает более богатые перспективы для исследований космического пространства, чем земные телескопы. В третьих, Луна стала рассматриваться как перевалочная база для межпланетных путешествий. Вроде базового лагеря альпинистов при восхождениях на высокогорные вершины. Если учесть, что на ближайший Марс лететь девять месяцев, то без обитаемой лунной колонии вряд ли можно обойтись. Это принципиально новая задача для космонавтики, которая значительно сложнее, чем орбитальная станция на околоземной орбите. Причем именно Китай, стартовав в космос с внушительным опозданием, находится на передовых позициях, пытаясь по пунктам повторить достижения лидеров прежней эпохи. Китай выполнил мягкую посадку на Луну. Китай стал первой страной, которая приземлила аппарат на обратной стороне Луны, которая невидима с Земли, и управляла этим аппаратом. Цель Китая — пилотируемый полет и создание обитаемой миссии в районе Южного полюса. Китай всерьез рассматривает себя как главного претендента на победу во «второй лунной гонке». Сроки пилотируемых полетов отнесены к 2030-м годам. Создание лунной станции проводится вместе с Россией. Америка, устами президента Буша-младшег о, говорит о Луне начиная с 2000-х. После него о Луне твердят все президенты, это уже обыденная тема, вроде создания рабочих мест и насаждения демократии во всей Вселенной. Последняя программа начертана в 2017 году при Трампе. Назвали ее «Артемида», в честь богини Луны в старых мифах. Кстати, храм Артемиды сжег в поисках вечной земной славы Герострат. По планам сначала в полет отправят роботов.
Предполагаемый вид Российской постоянной обитаемой базы на Луне Стало известно, что старт Российской лунной программы перенесен с 2016 года на 2018. Для многих жителей нашей страны эта новость стала большим открытием. Они впервые вообще узнали о том, что Россия принимает реальные шаги для будущей отправки к Луне пилотируемых аппаратов. А потому мы решили рассказать о том, что собой представляет лунная программа нашей страны, и когда на естественном спутнике Земли появится российская обитаемая станция. Две супердержавы того времени начали масштабное соревнование по освоению внеземного пространства, не жалея на это ни денег, ни других ресурсов. Юрий Гагарин перед стартом Уже в 1961 году стало понятно, что следующей масштабным достижением в Космической гонке станет высадка людей на Луну, хотя на тот момент это было абсолютно нереально. Но в последующие годы космические технологии развивались столько стремительными темпами, что к концу десятилетия они уже позволяли совершить это действие. Другой вопрос, какая страна это сделает первой. Группа космонавтов для участия в Советской лунной программе была сформирована еще в 1963 году и окончательно утверждена в 1967. Но американцы начали техническую подготовку к пилотируемому полету на Луну раньше, а потому Советский Союз вынужден был действовать в роли отстающего. Но чуда не свершилось — ряд объективных и субъективных причин, таких как аварии при запусках и меньшее финансирование привел к тому, что первыми людьми, побывавшими на естественном спутнике Земли, стали граждане США — Базз Олдрин и Нил Армстронг. Случилось это 20 июля 1969 года.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены. К годовщине памятной даты «Роскосмос» рассекретил документы, связанные с подготовкой советской лунной программы. «Луна-25» – это продолжение советской лунной программы.
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников. Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
В течение двух лет американцы усердно трудились. Они совершили несколько беспилотных запусков, а в 1968 году первый в истории облет Луны с экипажем на борту. Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг. Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне. В рамках этих полетов также удалось доставить на Землю большое количество лунного грунта для проведения научных исследований. Американцы завершили свою лунную программу в конце 1972 года в рамках миссии «Аполлон-17». СССР в тот период преследовала полоса неудач.
Кроме ракеты-носителя Н1 в состав пилотируемой программы входила система Л-3. Нужно понимать, что на одной ракете на Луну не прилетишь, тем более, не совершишь посадку на ее поверхность. Поэтому, в систему Л-3, кроме как самой ракеты и верхних ступеней, которые, по своей сути, были разгонными блоками, входили Лунный орбитальный корабль ЛОК и спускаемый аппарат.
Теперь, расскажем подробнее про ЛОК. Ракета-носитель "Н1" Сразу пометим, что Лунный орбитальный корабль разработали на базе космического корабля "Союз". Корабль состоял из спускаемого аппарата который возвращался на Землю , бытового отсека и рядом других отсеков и блоков, в которых помещались такие необходимые компоненты, как например двигатели, различные агрегаты и системы электропитания. К слову, бытовой отсек Лунного орбитального корабля служил камерой для перехода на спускаемый аппарат. Для перехода в посадочный аппарат через открытый космос, создавался лунный скафандр "Кречет". Ну и конечно же, скажем о посадочном аппарате. Без него, пилотируемая миссия была бы бессмысленной. Состоял этот аппарат из кабины для космонавта, которая была герметичной.
Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов. Однако роль в лунной миссии должны были сыграть и люди — как экипаж, так и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полета. Даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом. Полностью передача управления операторам на Земле была возможна, если бы речь пошла о спасении жизни экипажа лунного корабля. В техническом отчете о работе системы судна также представлена подробная схема полета с возвращением на Землю.
После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома".