К годовщине памятной даты «Роскосмос» рассекретил документы, связанные с подготовкой советской лунной программы.
Цитаты о СНГ
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
- Советская лунная программа
- Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии // Новости НТВ
- Рассекречена лунная программа СССР - Hi-Tech
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
Копии исторических артефактов опубликованы на сайте госкорпорации. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16». В документе, датированном сентябрем 1970 года, говорится, что в результате космической миссии автоматическая межпланетная станция поставила несколько рекордов. В частности, аппарат совершил забор грунта, самостоятельно взлетел с Луны и вернулся на Землю с ценным грузом.
На следующий день после того, как вымпелы оказались на Луне, Н.
Хрущев улетал с визитом в США. И во время своего визита в Белом доме вручил президенту Д. Эйзенхауэру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, изготовленный в честь этого выдающегося события. В послании, врученном Президенту вместе с даром, было сказано: «…Подлинник вымпела находится на Луне.
Прошу рассматривать этот подарок как символ стремления нашего народа к развитию мирных и дружественных отношений с вашим народом, с вашей великой страной — Соединенными Штатами Америки». Президент выразил глубокую благодарность Советскому правительству и сказал, что копию вымпела передаст в музей своего родного города Абилина, чтобы люди могли видеть его», — так описывали этот исторический акт наши корреспонденты, сопровождавшие Хрущёва. После полета «Луны-2» появилась традиция устанавливать вымпелы на автоматические станции. Специалисты утверждают, что алюминий для вымпелов выбран был из-за его малого удельного веса.
Каждый грамм бортового груза требовал увеличения веса ракетного топлива, что в свою очередь, могло отразиться на расчетных параметрах вывода спутников на околоземное пространство. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-9» Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны. Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека.
В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате.
В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась.
В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли. Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными.
В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту.
После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована.
Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.
А NASA хотела перепрыгнуть аж через несколько ступенек. Американцы занялись тщательной разработкой лунной программы. Они тестировали свои «Аполлоны» на земле и на орбите, а советские ракеты-носители и лунные модули проверяли на деле, и испытания были неуспешными. Таким образом, тактика американцев оказалась результативнее. Их целью было высадить первого человека на Луну. Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года.
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы.
Почему наши там побывали
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
- Видео: «Роскосмос» рассекретил документы по лунной программе
- Российская лунная программа
- Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
- Рассекречены фото советской лунной программы
- «Луна-16»: триумф после поражения / Offсянка
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
Смотрите онлайн Лекция "Советская лунная программа" 41 мин 53 с. Видео от 30 января 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Стало известно, что старт Российской лунной программы перенесен с 2016 года на 2018. «Луна-25» – это продолжение советской лунной программы.
С советской лунной программы снят гриф "секретно"
И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
Спустя восемь дней он совершил посадку в районе Моря Изобилия. Получив образцы материала, аппарат отправился обратно и 24 сентября доставил груз на Землю. В результате миссии советские ученые получили 101 грамм лунного грунта.
По предварительным расчетам вся операция должна была занять 12 суток и завершиться к 1969-1970 году. Что же пошло не так? К сожалению, миссия по обеспечению первенства СССР в пилотируемом освоении Луны так и не осуществилась. И для печального исхода было множество причин. Во-первых, параллельно с лунным проектом велась работа над другими космическими инициативами, например, путешествиями к Марсу и Венере. Также инженеры трудились над беспилотными аппаратами, которые фотографировали обратную сторону спутника и собирали необходимые данные. Во-вторых, в 1966 году скоропостижно скончался легендарный Сергей Королев.
Именно он управлял разработкой космического корабля 7К-Л, который должен был доставить отечественных космонавтов к цели. В итоге СССР лишился не только выдающегося специалиста, но и незаменимого руководящего лица.
Китайцам пришлось создать целую систему, вывести на орбиту спутник, ретранслятор, который одновременно мог бы видеть и обратную сторону Луны, и Землю.
Так что, безусловно, это большой технологический прорыв». Именно этих сложностей ни советские, ни американские лунные программы в 70-е не включали в себя посадку на обратной стороне. На борту китайского лунохода — приборы для изучения лунного грунта.
Ведь на обратной стороне он представляет особый интерес. Южную часть занимает самый большой и древний на Луне бассейн Эйткен — гигантский кратер, глубина которого достигает восьми километров. По одной из версий, на дне могут находится породы нижней коры и даже лунной мантии — уникальный материал для исследований, который многое может рассказать о лунном прошлом.
Оуян Цзыюань, научный руководитель китайской лунной программы: «Ближняя сторона Луны предоставила нам достаточно информации о последних 3—4 миллиардах лет своей истории. Но Луне 4,5 миллиарда лет.
Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны.
Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг. Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом.
Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности. При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней.
Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду.
Кроме того, четыре фотокамеры позволяли делать снимки поверхности Луны. За время работы миссии «Луноход-2» сделал 93 панорамных изображения лунной поверхности и около 89 тыс.
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
Лунная программа СССР | Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. |
Лунная программа СССР | Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. |
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны | Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. |
Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр | Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. |
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны | Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. |
«Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы
Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых.
Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства. В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов. Гречко полагает, что это политика Устинова, и прямо на Совете обороны он якобы говорил, что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна».
В последние годы своего правления Хрущев серьезно сократил расходы на обычное вооружение, тяжелые бомбардировщики, надводные корабли, армию в целом. При Брежневе, «исправлявшем» ошибки волюнтариста Никиты, военные начали возвращать свои позиции. Туда и на «ракетно-ядерный щит» начали уходить слишком большие деньги, о которых лунная программа могла только мечтать.
Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район. При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил. При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле... Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле.
Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли. Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно. С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу. На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг. Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика. В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг. Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат.
Возвратная ракета в цеху Завода имени С. Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу. Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере. При прохождении зоны максимального скоростного напора на 52-й секунде полета отломились узлы крепления створок головного обтекателя как потом оказалось, их расчет на прочность был выполнен с ошибкой , что привело к разрушению и взрыву ракеты-носителя и потере аппарата. Поскольку перед выполнением первой американской попытки высадки астронавтов на Луну приоритет в советской программе перешел от лунохода к станции для доставки лунного грунта на Землю, в следующем пуске, который состоялся 14 июня 1969 года, стартовала первая E-8-5. Из-за ошибки в схемах не прошли команды от системы управления на подготовку и запуск двигательной установки разгонного блока «Д», который должен был обеспечить довыведение на промежуточную орбиту. Совершив короткий баллистический полет, головной блок со станцией вошел в атмосферу и разрушился. Компоновка возвращаемого спасаемого аппарата станций типа E-8-5.
Лавочкина Менее чем через месяц, 13 июля, «пятисотка» не подвела и вместе с блоком «Д» вывела на траекторию полета вторую станцию E-8-5, которая получила в советских СМИ официальное наименование «Луна-15». Существовала вероятность, что «луночерпалка» выполнит задачу и привезет на Землю вожделенный лунный камень раньше, чем это сделают в случае успеха опять-таки американские астронавты. Советские специалисты, что называется, «застыли в предвкушении»: «Луна-15» успешно вышла на окололунную орбиту, скорректировала ее и пошла на посадку. Но 21 июля связь с ней была потеряна. Произошло это за два часа до взлета модуля Eagle с лунной поверхности, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин заканчивали программу первой высадки на Луну и готовились встретиться с Майклом Коллинзом, который ждал их на селеноцентрической орбите. Причиной аварии могло быть столкновение станции с горой из-за плохо изученных особенностей поля тяготения нашего естественного спутника и наличия «масконов» от mass concentration — «концентрация массы» — локальных изменений плотности литосферы Луны, способных вызвать гравитационные аномалии и возмущения траектории движения ее искусственных спутников: как вспоминает М. Маров, на момент подачи команды запуска двигателя на спуск «Луна-15» ушла далеко в сторону от расчетной траектории. Исторический шанс доставить лунный грунт хотя бы одновременно — или почти одновременно — с Америкой был, увы, упущен… 23 сентября в полет отправилась третья станция E-8-5. К сожалению, она осталась на околоземной орбите: после первого включения двигателя блока «Д» не закрылся клапан в линии подачи жидкого кислорода, и весь окислитель, предназначенный для второго включения, был потерян. Объект получил название «Космос-300» и спустя четыре дня сгорел в плотных слоях атмосферы Земли...
На фото — потомок этой ракеты «Протон-М». Фото Роскосмоса 22 октября была запущена четвертая станция E-8-5. Она успешно вышла на околоземную орбиту, но из-за неправильной работы радиокомплекса к моменту второго включения блок «Д» был неверно сориентирован в пространстве. В результате его двигатель выдал разгонный импульс не туда, и станция вместо выхода на траекторию полета к Луне вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана. За свою короткую орбитальную жизнь объект получил название «Космос-305». До промежуточной околоземной орбиты она не добралась — подвела «пятисотка»: после разделения первой и второй ступеней из-за отказа сигнализатора давления в камере сгорания одного из четырех двигателей прошла команда на отключение всей двигательной установки… На «разбор полетов» ушло семь месяцев. Через 70 минут полета, над южной Атлантикой, по команде бортового программно-временного устройства его двигатель запустился вновь и, отработав нужное время, выключился.
Как чувствует себя Россия в этой лунной гонке? Её предшественник «Лунна-24» была запущена в далеком 1974 году. Теперь же нашу страну опережает Индия. На следующей неделе 23—24 августа по плану должен прилуниться индийский аппарат «Чандраян-3». При этом Индия обладает одной из самых молодых лунных программ. У других стран наследие лунных исследований будет побогаче. Российская лунная программа О Луне в России вспомнили в 2014 году. Мелочиться не стали и сразу замахнулись на создание обитаемой лунной базы. Первое посещение Луны российскими космонавтами было запланировано на 2030 год, после чего должно было начаться строительство базы. Уже тогда было запланировано создание четырёх автоматических аппаратов: «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Луна-38». Предполагалось, что эти проекты будут реализованы в рамках Федеральной космический программы на 2016—2025 годы и потребуют финансирование 28,5 млрд рублей. В последующие годы шло обсуждение того, какой вид должна иметь лунная база, должна ли она быть постоянно обитаемой или только посещаемой, на чём лететь. Лететь было не на чем, потому что пилотируемый корабль «Орёл» ещё не готов, а «Союзы», которые были спроектированы в 60-е годы, требуют модернизации. К 2018 году Совет РАН по космосу утвердил лунную программу до 2040 года. Но практические работы касались только «Луны-25». Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать. Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База». Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей. Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться. Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению. Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны.
Здесь и отказ разгонных блоков, и пролёт мимо Луны в пространство. Плюс — взрывы ракет на старте или отказ аппаратов покинуть промежуточную орбиту Земли для полёта к Луне. И только в 1966 г. Далее вновь аварии разгонных блоков. Они следовали один за другим. И даже когда удавалось совершить мягкую посадку, пропадала связь. Носитель готовили с начала 60-х годов прошлого века для полётов к Марсу и Венере. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Был готов и модуль для доставки двух космонавтов на Луну — «Модуль ЛЗ». Всего было 4 попытки запуска Н-1. Все закончились неудачно. Вот это было разочарование! Не чета сегодняшнему. В 1970 г. Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца. Исколесил больше 10 километров. Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет. И вот — «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией.
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России | РЕН ТВ | Дзен | Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая. |
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны | Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. |
"Лунная гонка" СССР и США | Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией. |
Выбор редакции | «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. |
С советской лунной программы снят гриф "секретно"
Лунная программа США в новом веке забуксовала, фактически она потеряна. Что не мешает не упоминать собственные промахи, но говорить о бедах на счету у СССР. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе.