Новости советская лунная программа

Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье. Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников. Однако, лунная программа была прекращена в 1976 году после запуска станции «Луна-24».

«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата

Оказалось, что программа пилотируемых полётов к Луне в СССР не была прекращена сразу после объявления американцев о своих успехах. Доработка космических кораблей «Союз», выводимых ракетой-носителем «Протон» для облёта Луны двумя космонавтами, велась до 1970 года, и они вполне были готовы к выполнению задачи. Но на последний шаг — пилотируемый полёт — Политбюро во главе с Леонидом Брежневым не дало «добро». Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1.

Её доводка испытывала большие трудности. Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну.

Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон». Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели.

Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты. Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний.

Неужели личная неприязнь Глушко к наследию Королёва, о которой пишут все, подвигла его на такой иррациональный шаг?

Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» КБХА. Хотя в целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны, этого не произошло по ряду причин. Во-первых, в циклограмму полёта закралась ошибка при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени блока «Е» , которая выдавалась с Земли. И во-вторых, не было учтено уже довольно значительное время прохождения сигнала от командного пункта до станции.

Прошло почти шесть месяцев с момента исторического запуска «Спутника-1», первого в мире искусственного спутника нашей планеты. СССР лидирует в космической гонке и не желает останавливаться на достигнутом. В марте 1958-го ЦК КПСС совместно с Советом Министров выдает постановление, согласно которому требуется начать работу над созданием автоматических аппаратов, способных достичь естественного спутника Земли. Речь идет о двух типах объектов.

Первые предназначены для облета Луны, вторые — для попадания на ее поверхность. Именно попадания. Словно речь идет о запуске боевой ракеты. Технологии пока что не на том уровне, чтобы вести речь о мягкой посадке. Параллельно проводятся работы по усовершенствованию ракетоносителей, которым предстоит выводить будущие станции на орбиту, так как имевшаяся в распоряжении ученых на тот момент двухступенчатая «Р-7» была неспособна доставить в космос требуемый вес. Американцам отказали, так как Советы опасались кражи своих технологий. Космическая гонка продолжилась. Второго января 1959-го ракета-носитель «Восток-Л» стартует с Земли и выводит на орбиту объект «Е-1». Автоматическая межпланетная станция благополучно приближается к естественному спутнику.

Но из-за ошибки в расчетах и задержки сигнала от командного пункта на передачу корректировки и отсечки двигателей проносится мимо Луны. Зато обошлось без сбоев в работе носителя и бортовой аппаратуры. Миссия признана учеными успешной, так как в ходе ее выполнения удалось провести регистрацию внешнего радиационного пояса Земли, измерить параметры солнечного ветра, выявить наличие ионизированного газа в межпланетном пространстве и провести ряд других важных исследований. АМС «Е-1», позже переименованная в «Луну-1», стала первым космическим аппаратом, сумевшим выйти на вторую космическую скорость, преодолеть земное притяжение и стать искусственным спутником Солнца. Окрыленные успехом, советские ученые продолжили работу. Однако до старта «Луны-1» было как минимум два неудачных запуска объектов серии «Е-1». Многие материалы о них до сих пор засекречены. Уже летом 1959 года «Восток-Л», ракетоноситель из этого семейства «семерки», готовился отправить к естественному спутнику Земли аппарат серии «Е-1А». Он стал логическим продолжением АМС класса «Е-1».

Среди существенных доработок можно отметить перемещение ионных ловушек, предназначенных для изучения солнечного ветра и установку более чувствительного магнитометра. Однако запуск в июне заканчивается провалом. Выходит из строя гирогоризонт. Как следствие, ракету подрывают спустя 153 секунды после старта. Следующий запуск был запланирован на 6 сентября. Сброс автоматики. Перенос старта на 48 часов.

Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт.

Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР

Осенью 2021-го президент РАН Александр Сергеев заявил, что приоритетом в освоении космоса для России в настоящее время должно стать возвращение и освоение Луны, поскольку без этого невозможно освоение дальнего космоса. Концепция освоения Луны была озвучена еще 28 ноября 2018 года. Программа предполагает три этапа: первый — "Вылазка". С 2021 по 2025 год будет производиться отработка всех технологий на МКС, создание базового модуля окололунной станции, испытания пилотируемого корабля "Орел", а также беспилотные облеты Луны. Стоимость первого этапа составит около 39 миллиардов рублей; второй — "Форпост". С 2025 по 2035 год планируются пилотируемые полеты с облетом и высадкой космонавтов на поверхность Луны, а также развертывание спутников связи на окололунной орбите; третий — "База".

После 2035 года предполагается завершение строительства полноценной посещаемой лунной базы и двух астрономических обсерваторий. Кроме того, планируется добыча водяного льда и создание на его основе кислородно-водородного топлива, а также строительство убежищ от радиации. По словам ведущего научного сотрудника ИКИ РАН Натана Эйсмонта, Россия приняла решение не создавать один сверхтяжелый носитель для полета на Луну, а отправить экипаж с помощью собираемой на орбите связки аппаратов. По словам специалистов, это позволит отправить на спутник Земли четырех космонавтов на две недели. Советский носитель отправил бы только на несколько дней.

Сотрудничество РФ с другими странами Президент РАН считает, что в освоении космоса очень важно международное сотрудничество, поскольку экономическая ситуация не позволяет России и ряду других стран по отдельности вести такие исследования. Так, в марте 2021 года стало известно о начале сотрудничества России и Китая в области создания международной научной лунной станции. В рамках проекта страны планируют разработать дорожную карту создания лунной станции.

Спустя восемь дней он совершил посадку в районе Моря Изобилия. Получив образцы материала, аппарат отправился обратно и 24 сентября доставил груз на Землю. В результате миссии советские ученые получили 101 грамм лунного грунта.

Множество модификаций потребовали системы ориентации, связи, спускаемый аппарат нужно было "научить" входить в атмосферу со второй космической скоростью [3]. Уже в 1965 году приступили к тренировкам космонавты, которым предстояло летать на кораблях, которые должны были облететь Луну.

Проблемы лунной программы после смерти С. Королева После смерти С. Королева в 1966 его место занимает Василий Мишин. На этом фоне дела с лунной программой СССР идут не очень гладко. Уже в 1967 г. Янгель уведомляет Мишина о том, что лунный корабль будет готов не ранее 1971 года. Это катастрофа, так как в данном случае запоздание фиксировалось на три года. Из-за проблем с высшим руководством, обеспокоенным новостями из Штатов, в 1968 году программа опять претерпевает изменения. Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, то есть лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины.

Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе. В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы. Варианты посадки на Луну США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки. Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна. Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию. Советский луноход.

Музей Космонавтики г.

Интерес к полетам на Луну в нашей стране проявился уже в середине 1950-х годов. В 1957 году, в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева началась разработка серии автоматических межпланетных станций АМС «Луна», предназначенных для изучения Луны и космического пространства: в их задачи входили попадание в лунный диск, облет и фотографирование Луны и многое другое. Попадание в видимую поверхность Луны. При достижении поверхности Луны производится взрыв, который можно наблюдать с Земли. Один или несколько первых пусков могут быть осуществлены без взрыва с телеметрической аппаратурой, позволяющей производить регистрацию движения ракеты к Луне и установить факт ее попадания. Облет Луны с фотографированием ее обратной стороны и передачей изображения на Землю. Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей... Источник: И.

Так началась лунная гонка.

Советская лунная программа

Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.

Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну

Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. 3 запуска, 3 неудачных (все - аварии. Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную.

Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы

Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. "Роскосмос" обнародовал документы по лунной программе ация посвящена 50-летию полета межпланетной станции "Луна-16", которая привезла в 1970 году на Землю 101 грамм лунного реголита.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий