Новости советская лунная программа

31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа». Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы.

Что случилось с «Луной-25»?

50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну? - Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась.
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу? Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша.

Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну

Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. первый пилотируемый полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961, едва не поставивший крест на американской лунной программе. Недавно рассекретили документ о плане СССР по колонизации Луны и Марса. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде.

Лекция «Советская лунная программа»

Для достижения Луны была использована траектория сближения, без использования старта с орбиты. Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» КБХА. Хотя в целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны, этого не произошло по ряду причин. Во-первых, в циклограмму полёта закралась ошибка при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени блока «Е» , которая выдавалась с Земли.

Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы. Но головным проектировщиком города было Конструкторское бюро общего машиностроения — то самое, которое было создано через неделю после начала Великой Отечественной войны для усовершенствования "Катюш". А поскольку предводителем там был академик Владимир Бармин, то для его команды будущий лунный город мог иметь только одно название — Барминград. В числе всех прочих проблем, которые надо было решить для его строительства, стояла проблема создать такую микроэлектронику, которая может работать на Луне или на Марсе желательно лет десять.

Именно об этом говорится в недавно опубликованном документе 1969 года. Это научно-технический отчёт, в котором сформулирована задача разработать максимально "живучую" бортовую технику для космоса, а потом расписано, для чего конкретно это было нужно в тот момент. В 1971—1972 годах — развернуть на Луне базу, на которой можно будет находиться до десяти дней. К 1975 году — добавить инфраструктуру и увеличить время работы на Луне до 30 дней. Далее — база работает как минимум год с экипажем в составе четырёх-шести человек. Космонавты должны находиться на Луне три-шесть месяцев, а потом уступать место другим. И наконец, с 1980 года — многолетняя лунная станция, на которой люди работают по целому году.

Лететь было не на чем, потому что пилотируемый корабль «Орёл» ещё не готов, а «Союзы», которые были спроектированы в 60-е годы, требуют модернизации. К 2018 году Совет РАН по космосу утвердил лунную программу до 2040 года. Но практические работы касались только «Луны-25». Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать. Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База». Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей. Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться. Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению. Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны. Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок. Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило. Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science.

Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению. Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны. Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок. Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило. Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км. Фото: naked-science. Идеологическое оружие «Холодной войны» Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина. Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11». Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано. Член последнего лунного экипажа "Аполлон-17" едет по поверхности Луна на ровере в 1972 году Фото: NASA За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта. А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю. Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году на 4 года раньше России , придумав программу «Созвездие». Именно в рамках этой программы должна была в 2016 году совершить первый полёт ракета SLS. Но сроки были сорваны и по ракете-носителю, и по космическому кораблю Orion. Всё завершилось отменой программы.

Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили

Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась. Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов.

«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр Недавно рассекретили документ о плане СССР по колонизации Луны и Марса.
Советская лунная программа | это... Что такое Советская лунная программа? Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события.
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии // Новости НТВ Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач.

Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия

О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье. «Луна-25» – это продолжение советской лунной программы. Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты.

Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы

На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг. Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика.

В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг. Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат. Возвратная ракета в цеху Завода имени С.

Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу.

Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере. При прохождении зоны максимального скоростного напора на 52-й секунде полета отломились узлы крепления створок головного обтекателя как потом оказалось, их расчет на прочность был выполнен с ошибкой , что привело к разрушению и взрыву ракеты-носителя и потере аппарата. Поскольку перед выполнением первой американской попытки высадки астронавтов на Луну приоритет в советской программе перешел от лунохода к станции для доставки лунного грунта на Землю, в следующем пуске, который состоялся 14 июня 1969 года, стартовала первая E-8-5.

Из-за ошибки в схемах не прошли команды от системы управления на подготовку и запуск двигательной установки разгонного блока «Д», который должен был обеспечить довыведение на промежуточную орбиту. Совершив короткий баллистический полет, головной блок со станцией вошел в атмосферу и разрушился. Компоновка возвращаемого спасаемого аппарата станций типа E-8-5.

Лавочкина Менее чем через месяц, 13 июля, «пятисотка» не подвела и вместе с блоком «Д» вывела на траекторию полета вторую станцию E-8-5, которая получила в советских СМИ официальное наименование «Луна-15». Существовала вероятность, что «луночерпалка» выполнит задачу и привезет на Землю вожделенный лунный камень раньше, чем это сделают в случае успеха опять-таки американские астронавты. Советские специалисты, что называется, «застыли в предвкушении»: «Луна-15» успешно вышла на окололунную орбиту, скорректировала ее и пошла на посадку.

Но 21 июля связь с ней была потеряна. Произошло это за два часа до взлета модуля Eagle с лунной поверхности, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин заканчивали программу первой высадки на Луну и готовились встретиться с Майклом Коллинзом, который ждал их на селеноцентрической орбите. Причиной аварии могло быть столкновение станции с горой из-за плохо изученных особенностей поля тяготения нашего естественного спутника и наличия «масконов» от mass concentration — «концентрация массы» — локальных изменений плотности литосферы Луны, способных вызвать гравитационные аномалии и возмущения траектории движения ее искусственных спутников: как вспоминает М.

Маров, на момент подачи команды запуска двигателя на спуск «Луна-15» ушла далеко в сторону от расчетной траектории. Исторический шанс доставить лунный грунт хотя бы одновременно — или почти одновременно — с Америкой был, увы, упущен… 23 сентября в полет отправилась третья станция E-8-5. К сожалению, она осталась на околоземной орбите: после первого включения двигателя блока «Д» не закрылся клапан в линии подачи жидкого кислорода, и весь окислитель, предназначенный для второго включения, был потерян.

Объект получил название «Космос-300» и спустя четыре дня сгорел в плотных слоях атмосферы Земли... На фото — потомок этой ракеты «Протон-М». Фото Роскосмоса 22 октября была запущена четвертая станция E-8-5.

Она успешно вышла на околоземную орбиту, но из-за неправильной работы радиокомплекса к моменту второго включения блок «Д» был неверно сориентирован в пространстве. В результате его двигатель выдал разгонный импульс не туда, и станция вместо выхода на траекторию полета к Луне вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана. За свою короткую орбитальную жизнь объект получил название «Космос-305».

До промежуточной околоземной орбиты она не добралась — подвела «пятисотка»: после разделения первой и второй ступеней из-за отказа сигнализатора давления в камере сгорания одного из четырех двигателей прошла команда на отключение всей двигательной установки… На «разбор полетов» ушло семь месяцев. Через 70 минут полета, над южной Атлантикой, по команде бортового программно-временного устройства его двигатель запустился вновь и, отработав нужное время, выключился. Измерения показали: движение происходит по траектории, близкой к расчетной!

Схема полета станции «Луна-16». Лавочкина В первые сутки полета выполнялись и анализировались внешнетраекторные измерения, обрабатывалась телеметрия, готовились исходные данные для коррекции траектории. Согласно условиям выполнения основной задачи полета, требовалось попасть в расчетную точку пространства, отстоящую от поверхности Луны примерно на 100 км.

Когда «Луна-16» приблизилась к периселению, были сброшены дополнительные топливные баки, затем запустился двигатель посадочной ступени, который погасил орбитальную скорость. Станция перешла в режим свободного падения. Это случилось 20 сентября 1970 года в 08:18 по московскому времени.

Схема окончательного участка посадки станций типа E-8. Источник: Роскомос Посадка произошла в лунную ночь: свет фонарей, падавший на предполагаемое место бурения, оказался недостаточен… Но через час после посадки был активирован бур, который за семь минут работы проник в грунт на 35 см при бурении твердых образцов на Земле он проделывал это расстояние примерно за час и… наткнулся на препятствие. Потеряв при манипуляциях некоторое количество грунта, штанга бурового механизма поместила образцы в возвращаемый аппарат.

Ступень КТ осталась на поверхности и продолжала передавать информацию о температуре и радиации на Луне.

Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое, — подчеркнул заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров. Две подмосковные дворняги проложили путь в космос человеку По планам специалистов НИИ-885, система управления лунного орбитального корабля должна была обеспечивать измерение параметров движения и выработку корректирующих команд в окололунном пространстве без использования наземных радиосредств. Проще говоря, техника сама должна была обследовать площадку и выбрать место для посадки. По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета.

При этом основными инструментами должны были быть автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов.

Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия. Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов. В течение двух лет американцы усердно трудились. Они совершили несколько беспилотных запусков, а в 1968 году первый в истории облет Луны с экипажем на борту. Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг. Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне.

В рамках этих полетов также удалось доставить на Землю большое количество лунного грунта для проведения научных исследований.

После этого космический комплекс «Л-3» должен был доставить на Луну космонавтов, которые изучили бы свойства лунной поверхности, сфотографировали зону высадки и доставили образцы космической породы на Землю. По предварительным расчетам вся операция должна была занять 12 суток и завершиться к 1969-1970 году. Что же пошло не так? К сожалению, миссия по обеспечению первенства СССР в пилотируемом освоении Луны так и не осуществилась. И для печального исхода было множество причин. Во-первых, параллельно с лунным проектом велась работа над другими космическими инициативами, например, путешествиями к Марсу и Венере. Также инженеры трудились над беспилотными аппаратами, которые фотографировали обратную сторону спутника и собирали необходимые данные.

Во-вторых, в 1966 году скоропостижно скончался легендарный Сергей Королев. Именно он управлял разработкой космического корабля 7К-Л, который должен был доставить отечественных космонавтов к цели.

Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы

И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе. 24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты. В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». Фактически, это означало свёртывание советской лунной программы, в том числе и проекта развития автоматических планетоходов «Луноход», дважды успешно работавших на Луне в 1970 и 1973 гг. Последний советский модуль. Советская лунная программа стала всего лишь ответом США.

«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе

О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий