Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде.
Как прошел старт и последующие этапы программы
- Проблемы лунной программы после смерти С. Королева
- Неубедительные оправдания
- Технический отчет «Основные положения по объекту Е-8»
- Как зародилась и развивалась лунная гонка?
- Это была славная работа
- Рассекречена лунная программа СССР
Советская Луна
В ходе полёта «Луна-1» должна был отстрелить третью ступень ракеты, чтобы получить ускорение в сторону Луны, но конструкторы и инженеры забыли, что сигнал от Земли, который даст команду на отделение третьей ступени, идёт не одну секунду — ему нужно время. Так как это время было упущено, аппарат успел покинуть зону земного притяжения и улетел в другу сторону. Так «Луна-1» стала первой станцией, которая покинула орбиту Земли и оказалась на орбите Солнца, то есть первым искусственным спутником светила. Если со спутниками у землян всё шло неплохо, то с полётом на земной спутник человека дело затянулось на десятилетие — слишком рискованная и сложная задача, ведь кораблю необходимо было ещё и преодолеть лунное притяжение и вернуться домой. Как бы отчаянно ни оспаривали этот факт сторонники теории лунного заговора , 20 июля 1969 года американские астронавты высадились на Луне на корабле «Аполлон-11». Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Американцы на Луне. Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года. До этого лунный грунт брали только американцы — вручную.
Источник: Голос Америки Настоящий материал информация произведен, распространен и или направлен иностранным агентом «Голос Америки» либо касается деятельности иностранного агента «Голос Америки» Проблемы начались уже на старте. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей. Ставка на пилотирование В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну. Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR Passive Moon Relay рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов.
Этого допустить было нельзя, поэтому выступивший за заседании Политбюро Никита Хрущев прямо заявил: «Американцам Луну не отдавать! Ракета-носитель «Протон». Источник: Пресс-служба Роскосмоса Большая часть запусков «Зондов» опять закончилась неудачей: они либо сгорали, либо самоуничтожались путем автоматического подрыва.
К памятной дате в 2020 году Роскосмос опубликовал подписанные, в том числе, председателем межведомственного Научно-технического совета по космическим исследованиям академиком М. Келдышем документы о миссии «Луна-16», что хранились под грифом секретности несколько десятков лет. Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина. Автоматический комплекс состоял из: посадочной ступени с грунтозаборным устройством, ракеты «Луна-Земля», возвращаемого аппарата в виде шара с тремя отсеками, в том числе для парашюта и контейнера для собранного лунного грунта. Станция пробурила поверхность Луны на 35 см, после чего аппарат вложил полученные образцы весом в 101 г в специальный контейнер.
В опубликованном экспресс-отчёте 1970 года указано, что полученное вещество неоднородно по величине и составу частиц, многие крупные частицы имеют чечевичную форму и серовато-коричневый цвет.
Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения.
Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну.
Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне.
Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку.
Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра.
Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме.
Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта.
Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу.
Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода.
Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили.
Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом.
Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту.
Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15».
Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5.
Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне.
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года. До этого лунный грунт брали только американцы — вручную. Так что советский робот — первый робот на Луне. Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им.
Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ». Flickr Схема полета аппарата. Королева и В. Глушко , а в 1974 г.
Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е.
И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск.
Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы.
Тогда Леонид Павлович попросил: "Володя, после сна должен быть прилив сил, возьми эти энциклопедии и отнеси на подоконник". Я попытался приподнять всю кипу, но ничего не получилось. Даже от пола не смог оторвать. Они же тяжеленные, заразы! Решил брать по одной. Гримак говорит: "Нет, все вместе".
Отвечаю: "Извините, пупок развяжется". Это происходило на глазах у командира, который видел, как под гипнозом я держал тома на вытянутых руках и даже не морщился. Вот они, резервы человека. Мы даже приблизительно не представляем, на что способны, используем отпущенный нам свыше ресурс в лучшем случае на пятую часть... Об отряде, которого не было - Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок? Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс".
Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших. Описано, чем и когда они занимались. Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель. Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью.
Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере... Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний. Это с 1953-го по 2004-й. Фактически же команда просуществовала до 2009-го. Самым активным периодом были семидесятые годы, что и понятно. Бум космической эры...
Космонавты В. Комаров, Ю. Гагарин и В. Быковский в гостях у испытателей. Фото: из личного архива - В трудовой книжке у вас что записано? Я подполковник в отставке.
Но испытателем никогда не значился. Как и никто из моих коллег. Официально нашего отряда не существовало. Мы в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, по документам ребята значились механиками да лаборантами. А вот Сереже... Хотя бы слово "испытатель" присутствует.
Пусть и приборов... Он полностью, даже с большим запасом откатал программу, по которой потом полетел Юрий Алексеевич. Однако эта информация была закрыта. Или вот Богдан Гук, который занимался и высотными экспериментами, и крайне тяжелыми ударными. Человека поднимали на определенную высоту, потом оттуда сбрасывали, проверяя, как переносится ударная перегрузка, что в этот момент происходит с ногами, головой, позвоночником. Когда готовили к полету корабль "Восход" с тремя космонавтами, нужно было понять, под каким углом расположить кресла в спускаемом аппарате, чтобы они выдержали перегрузку.
И наших ребят все время сбрасывали в этом шарике. Ложементы делались индивидуально под каждого. Они лежали, а их роняли об землю... Но это редчайшее исключение. Володю Ященко на Крайний Север забросили. Выживать при минус сорока градусах и без какого-либо дополнительного утепления.
Дышал через носовой платок. Правда, ноги обморозил. Владика Еремеева поднимали на высоту пятьдесят километров. Смотрели, как там себя человек поведет. В то время ни один самолет в такую высь еще не забирался, лишь перспективы строили, а Владька уже был... Невесомость на земле испытывают В.
Щербинский и В. Фото: из личного архива - Но после снятия грифа секретности Сергея Ивановича Нефедова тезку и однофамильца дублера Гагарина и Евгения Кирюшина все-таки удостоили звания Героя России. Да, мужики получили Золотые Звезды в 1997-м. Но больше никому из наших ребят ничего не досталось. И дело не только в орденах и медалях, хотя, конечно, это важно. Ветераны отряда говорят, что даже пенсию получают по той гражданской специальности, которая значится в трудовой книжке.
Например, Слава Перфилкин занимался тяжелейшими ударными перегрузками, а должность по штатному расписанию у него была "инженер отдела выживания". Он работал с легендарным Виталием Георгиевичем Воловичем, совершившим первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс. Они вместе уезжали на различные эксперименты. Их сажали в лодку посреди океана и смотрели, сколько выдержат. Рядом находился катер для подстраховки, но экипаж до последнего момента не мог ничем помочь испытателям. А у тех был только НАС - носимый аварийный запас.
Вроде как спускаемый аппарат приводнился посреди Атлантики, вот и болтайтесь, пока спасательное судно не подойдет. Выживайте, терпите. Станет совсем невмоготу, кричите: сил нет, сдаемся. Но русские ведь не сдаются. Вот и держались до упора. А ученые наблюдали, замеряли по дням, как меняется у мужиков физическое и моральное состояние.
Непростая работенка, согласитесь. Не очень похожа на ту, которой обычные инженеры занимаются... О потерянном здоровье - Хотя бы материальные поощрения были? Не знаю - квартиры, машины... О подобном даже речь не заходила, никто и не заикался. Для понимания: перегрузка на центрифуге в 7g стоила семь рублей, за эксперимент в герметичной кабине добавляли к зарплате четвертной, подъем в барокамере на высоту двадцать километров оценивали в 10-15 рублей.
Космонавтам за ту же барокамеру платили по двести пятьдесят. Это так, к слову... ИМБП организовали в 1963 году, они - наши последователи. И некоторые ребята уходили туда, их приглашали с удовольствием. Там они стали основными закоперщиками, на них проводились главные эксперименты. Поэтому и звания Героев России получили.
Отряд испытателей в Институте медико-биологических проблем сформировался относительно небольшой - около сорока человек. Но и там побаивались официально заявлять, что проводят опыты на живых людях. Тут ведь затрагиваются права человека. Биомедицина, конечно, хорошо, но приоритет всегда отдавали здоровью. Официально считалось: если риск высок, науку - к чертям собачьим. Хочу лишь с удовлетворением сказать, что у нас ни один человек, извините, не помер на экспериментах.
Видели книжку о нашем отряде. Ребят, у которых возникали проблемы, отсюда переводили, они дослуживали в других частях. Статистику никто не вел, но известно, что многие испытатели умирали рано, хорошо, если доживали до пятидесяти лет. Да, у нас есть девяностолетний Алек Зорабович Мнациканьян, который в основном участвовал в экспедициях на Крайний Север, был парашютистом в группе Виталия Воловича по спасению летчиков и космонавтов. Несколько бывших испытателей перешагнули порог восьмидесяти лет, но это скорее исключения. Один вот недавно умер в пятьдесят восемь лет, про другого спрашиваю у коллеги: "А Коля где?
А было Коле пятьдесят семь... А вы что же? Не возьму никак в толк. Испытатели у памятника Лайке. Вспомнили, значит... Каждый раз шутят: "А мы что, хуже собак?
Надо пробивать все, а у нас, сказать по совести, нет ни сил, ни административного ресурса. Хотя, казалось бы, глупо доказывать нужность подобного шага. На чем еще воспитывать патриотов, если не на рассказах о славном прошлом? Мы обратились в "Роскосмос", и ответственный товарищ оттуда написал, что до 2030 года вопрос решат. Да нас к тому времени уже никого не останется, помрем! Очень многие ушли, так и не получив ничего.
Из первого отряда испытателей осталось трое. Тех, кто начинал в пятидесятые годы. Три человека! А официального статуса по-прежнему нет. Там люди тоже занимаются выживаемостью, но не имеют ни звания, ни признания. Старики не могут добиться нормального медицинского обеспечения.
Они идут наравне со всеми, в поликлиниках сидят в общих очередях, хотя у них-то проблемы специфические. Вот четверо наших ветеранов жалуются на постоянное головокружение. Видимо, сосудистые проблемы как следствие перенесенных нагрузок. Им бы специальное обследование и наблюдение организовать, прикомандировать к правильной медицине. Мы написали в 9-й лечебно-диагностический центр министерства обороны, который занимается такими проблемами, а нам ответили, что могут взять только офицеров. Но деды ведь не виноваты, что их записывали механиками, правда?
В домашнем кабинете. Фото: Артем Гордеев О главной цели - Сколько лет вы прослужили в институте? Из них двадцать с небольшим был испытателем, потом занимался расследованием летных происшествий.
Благодаря предыдущей версии — «Луне-24» — ученые получили образцы лунного грунта. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». Для этой миссии разработали автономную систему ориентации и стабилизации «Чайка», а также телесистему, которая была бы устойчива к радиации и воздействию космического пространства. Аппарату удалось сделать фото обратной стороны Луны. Снимки при помощи разных объективов делались на протяжении четырех десятков минут. Станция наблюдения за полетом располагалась в Крыму — на полуострове тогда отключили все устройства, что могли помешать процессу. Помимо фотоснимков, также «Луна-3» исследовала космическую радиацию и состав межпланетного газа. Результаты дешифровки помогли выявить около пяти сотен неизведанных ранее деталей. Благодаря полученным изображениям составили атлас спутника.
Крушение «Луны-25» и перспективы России в мировой лунной гонке
- Советская Луна
- За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? | Аргументы и Факты
- Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы
- Лунная программа СССР
В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа
Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Фактически, это означало свёртывание советской лунной программы, в том числе и проекта развития автоматических планетоходов «Луноход», дважды успешно работавших на Луне в 1970 и 1973 гг. Последний советский модуль. С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно. Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР.
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
Длужневской ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Письмо сообщает о предложении руководителя обсерватории Пульсниц ГДР отправить в СССР «образцы лунной породы, которую предполагается получить из США после полета «Аполло-11» в обмен на «аналогичные образцы лунной породы, как только они будут получены советскими учеными». Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им. Лавочкина Г.
Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне. В рамках этих полетов также удалось доставить на Землю большое количество лунного грунта для проведения научных исследований. Американцы завершили свою лунную программу в конце 1972 года в рамках миссии «Аполлон-17». СССР в тот период преследовала полоса неудач. Ракет «Н-1» оказалась ненадежной, поэтому все время терпела аварии. Процесс разработки посадочного модуля затянулся.
Таким образом, американцам удалось первыми высадиться на Луну.
Как вы уже поняли, это ракета-носитель. Такой ракетой являлась Н1.
Печально известная ракета, так и не была доведена до ума и ей было не суждено выйти, хотя бы на околоземную орбиту. Конечно, есть информация, что в пятый раз ракета точно бы полетела, так как многое в ней было доработано к пятому старту, но решение "сверху" поставило крест на всей пилотируемой лунной программе Советского Союза. Кроме ракеты-носителя Н1 в состав пилотируемой программы входила система Л-3.
Нужно понимать, что на одной ракете на Луну не прилетишь, тем более, не совершишь посадку на ее поверхность. Поэтому, в систему Л-3, кроме как самой ракеты и верхних ступеней, которые, по своей сути, были разгонными блоками, входили Лунный орбитальный корабль ЛОК и спускаемый аппарат. Теперь, расскажем подробнее про ЛОК.
Ракета-носитель "Н1" Сразу пометим, что Лунный орбитальный корабль разработали на базе космического корабля "Союз". Корабль состоял из спускаемого аппарата который возвращался на Землю , бытового отсека и рядом других отсеков и блоков, в которых помещались такие необходимые компоненты, как например двигатели, различные агрегаты и системы электропитания. К слову, бытовой отсек Лунного орбитального корабля служил камерой для перехода на спускаемый аппарат.
И уже в декабре 1957г. В начале 1958г. Королев и М. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались [2]. В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии. Компьютерная модель корабля 7К-Л1 Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша.
Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро далее КБ проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В. Королева и ОКБ-52 В. Челомея ОКБ-52 В. Чаломея пользовалось симпатией Н.
Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Самое обидное для В. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В. Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету "УР-500К" для своих задач. Челомея — ракету УР-500К. Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты.
Крушение «Луны-25» и перспективы России в мировой лунной гонке
- С советской лунной программы снят гриф "секретно"
- Последние новости
- Лунная программа СССР
- «Гонка за Луну»
- Поделиться
- «Роскосмос» рассекретил данные о первой советской Лунной программе
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
В документе, датированном сентябрем 1970 года, говорится, что в результате космической миссии автоматическая межпланетная станция поставила несколько рекордов. В частности, аппарат совершил забор грунта, самостоятельно взлетел с Луны и вернулся на Землю с ценным грузом. На сайте госкорпорации также доступны документы, в которых описываются этапы подготовки к миссии по доставке грунта с поверхности естественного спутника Земли. Например, в документе, датированном августом 1965 года, сообщаются технические характеристики объекта Е-8 — ракетно-космической системы для доставки на поверхность Луны самоходной лаборатории.
Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система.
Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой. Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом.
Но если рассматривать лунную программу в целом, то авария «Луны-25» — неприятный, но абсолютно не критичный эпизод. Но не критичный только в том случае, если лунная программа будет продолжаться дальше, а не будет поставлена «на паузу» из-за этой аварии. Покорение космоса всегда было и будет сложным процессом, требующим времени, терпения и, конечно же, стабильного финансирования. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Не всё гладко шло и у американцев, да и любая другая страна, решившая покорять космос, должна быть готова к долгой и тяжелой работе, в которой будут как успехи, так и аварии с катастрофами. Это может прозвучать странно, но есть во всей этой истории и положительный момент.
Прилуненение «Луны-25» хоть и окончилось аварией, но Роскосмос показал, что в состоянии создавать автоматические межпланетные станции после погромных девяностых годов, нашествия «эффективных менеджеров», утраты многих ценных кадров и, как следствие этого, — потери ряда компетенций. Но потери эти, судя по всему, не катастрофические. И как бы не злорадствовали разного рода злопыхатели — в основном, нынешние «не братья», — Россия продолжает оставаться космической державой, хотя и откатилась на третье место по космическим запускам, значительно уступая США и Китаю. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25».
Кроме программы «Луна», в СССР существовали еще программы исследования поверхности земного спутника — «Зонд» и программа «Н1-Л3», программа пилотируемых полетов на Луну. В ходе программы «Зонд» были запущены спутники серии «Зонд». При этом «Зонд-3» 25 июля 1965 года осуществил облет обратной стороны Луны и ее фотосъемку. Было сделано 25 крупноформатных снимков высокого качества. На основании этих снимков был создан «Атлас обратной стороны Луны». А 10 ноября 1968 года был запущен «Зонд-6», который отрабатывал полет по трассе Земля — Луна — Земля с возвращением спускаемого аппарата на Землю. В ходе полета 14 ноября 1968 года осуществлялась фотосъемка поверхности обратной стороны Луны. В ОКБ-1, сначала под руководством С. Королева , а после его смерти — В. Мишина , велась разработка тяжелой ракеты Н-1, которая должна была выводить на околоземную орбиту объекты весом около 75 тонн. Предполагалось, что на орбиту будут выведены большие блоки орбитальных станций, на которых будет возможно производить сборку межпланетных кораблей для полета на Марс или Венеру, а также должны была производиться сборка экспедиций на Луну — для полета туда и возвращения на Землю.
Америка лучше подготовилась и имела больше денег Американцы с 1960 по 1973 годы потратили 28 миллиардов долларов на программу «Аполлон». Эти деньги ушли на создание ракеты «Сатурн-5», космических аппаратов, а также строительство необходимой инфраструктуры для проведения испытаний. С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов. Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну. Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег. И по мере продвижения разработок постоянно сокращало финансирование, требуя от конструкторов и производственников экономии средств. Читайте также: Самые популярные мифы о первой высадке человека на Луну Очень сильный удар по проекту советской лунной программы нанесло и роковое стечение обстоятельств. В 1967 году погибает при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1» Владимир Комаров — наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полетов. В 1968 году в авиакатастрофе погибает Юрий Гагарин — второй кандидат в лунную экспедицию. Назначенный в 1974 году генеральным конструктором советской космической программы вместо В.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
Однако станция всё же прошла мимо Луны. Тем не менее этот четвёртый запуск дал возможность получить некоторую информацию о Луне. Например, о том, что у неё нет магнитного поля. Последующие два запуска аппаратов завершились авариями. Однако это позволило учёным определить, что поверхность Луны на самом деле твёрдая.
Удалось заснять обратную сторону Луны только станции «Луна-3». В результате аппарат прислал на Землю 17 фото. После этого 11 запусков оказались вновь неудачными.
С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов.
Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну. Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег. И по мере продвижения разработок постоянно сокращало финансирование, требуя от конструкторов и производственников экономии средств.
Читайте также: Самые популярные мифы о первой высадке человека на Луну Очень сильный удар по проекту советской лунной программы нанесло и роковое стечение обстоятельств. В 1967 году погибает при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1» Владимир Комаров — наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полетов. В 1968 году в авиакатастрофе погибает Юрий Гагарин — второй кандидат в лунную экспедицию. Назначенный в 1974 году генеральным конструктором советской космической программы вместо В.
Мишина, В. Глушко принимает решение с согласия вышестоящего руководства о прекращении работы по носителю Н-1 и пилотируемым лунным программам.
Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией. Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой». Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты. Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости. Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов.
Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта. В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении. Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С.
По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение.
Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму.
Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими.
"Лунная гонка" СССР и США
Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.