Таким образом, хотя советская лунная программа имела несколько неудачных попыток в начале своего развития, благодаря постоянной работе и научным исследованиям они все же смогли достичь определенного успеха. Самые известные миссии лунной программы СССР — в обзоре РБК. Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Однако запуск был отменен, и советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой на Землю последней партии лунного реголита. Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку.
Последние новости
- «Луна-16»: триумф после поражения
- «Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе
- Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР | Статьи | Известия
- Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
- Инновации и наука
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
Рассекречена лунная программа СССР - Hi-Tech | Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. |
«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе | Незадолго до этого советская лунная программа была закрыта, а все работы над перспективным носителем — прекращены. |
Рассекречены фото советской лунной программы - | Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. |
Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы — Росбалт | Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. |
Советская лунная программа (аудиозапись)
Американцы занялись тщательной разработкой лунной программы. Они тестировали свои «Аполлоны» на земле и на орбите, а советские ракеты-носители и лунные модули проверяли на деле, и испытания были неуспешными. Таким образом, тактика американцев оказалась результативнее. Их целью было высадить первого человека на Луну. Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года. Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны.
Инновации и наука 24 сентября 1970 года советская межпланетная автоматическая станция «Луна-16» впервые в мировой истории доставила образцы лунного грунта на Землю 24 сентября 1970 года советская межпланетная автоматическая станция «Луна-16» впервые в мировой истории доставила образцы лунного грунта на Землю 25 сен 2021 Источник: scientificrussia. Особое внимание они уделяли лунным программам. Уже в то время учёные знали, что селенографические исследования исследования лунной поверхности нужны не только для того, чтобы изучить саму Луну, но и потому, что изучение ее поверхности, состава, внутреннего строения дает важный материал для понимания эволюции нашей планеты — Земли. В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке.
Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону.
После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т.
Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м.
Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома".
Россия располагает «Союзом», «Протоном» и «Ангарой», но для лунных задач подходит только последняя, а ее испытания пока не завершены. Плюс потребуется сертификация для пилотируемых полетов. Грузоподъемности проверенного временем и давно допущенного к отправке людей в космос «Союза» 8,2-8,7 тонны с российских космодромов попросту не хватит ни на один элемент миссии к Луне. А многострадальный «Протон» не может запускать пилотируемые корабли опасное топливо и спорная надежность , морально устарел и, несмотря на успешные последние старты, все равно имеет репутацию далеко не самой безотказной ракеты в мире. Что касается «Ангары», то даже по завершении испытаний вариант А5 сможет выводить ненамного большие нагрузки, чем «Протон» — 24,5 тонны. Через какое-то время в строй встанет более мощная версия А5В, рассчитываемая на 38 тонн полезного груза на НОО. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей пока что в планах четыре старта. Решение нельзя назвать оптимальным, но иных пока не предвидится.
«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку
Сегодня, 24 сентября, Роскосмос рассекретил 46 документов, касающихся миссии Е8 — автоматической станции «Луна», у которой было несколько задач. Единая платформа предполагала различные возможности. В зависимости от поставленных задач. Но это был наш лунный грунт, советский!
На сайте размещены уникальные документы, которые рассказывают, как планировались миссии, какие награды и денежные выплаты получали инженеры, осуществлявшие лунный проект. И о планах, которым, увы, во многом не пришлось осуществиться. В 1978 году планировалось запустить новый луноход «Луноход-1» был запущен в 1970 году, «Луноход-2» в 1973-м.
В конце 70-х — составить полную карту Луны на основе сделанных автоматами фотографий. Тогда же предполагалось установить на спутнике Земли астрономическую обсерваторию.
Джон Иванович Гридунов все время спрашивал: сколько американцы выдерживают? Ему отвечали: 13g. Он парировал: сделайте мне четырнадцать.
Пыхтел, но справлялся. У него были самые большие g. Пределы переносимости важны и для военных летчиков. Некоторых отбраковывали из-за этого. Известен случай, когда пилот на тройке потерял сознание.
А он - истребитель, у них норма на вираже - 3,5g. А если инцидент повторился бы? И сам погиб бы, и самолет угробил... Как проходил полет? Имитация, максимально приближенная к реальности.
Питались мы бортовым пайком. У меня в гараже до сих пор комплект хранится. Хочу отдать его в музей. После экспериментов много такого добра оставалось. Особенно космический хлеб мне нравился.
Батончики маленькие. Настоящее лакомство! Ходили, извините, под себя. Мы же сидели в ВКК. Рассказывал вам: высотно-компенсирующий костюм, который плотно прилегает к телу, обтягивая его.
Для чего это делается? На большой высоте человека начинает раздувать. Если между перчатками и костюмом оставался зазор, часть руки выпирала, словно тесто из кастрюли. Поэтому снять ВКК в полете было невозможно, и физиологические потребности приходилось справлять с учетом реалий. Хотя, признаюсь, я ни разу ничего не сделал.
Кутья и Л. Лозариди после 70-суточного испытания. Фото: из личного архива - За семь дней? Ужас какой! Пролежали на ложементах.
Была задача: проверить, сколько человек сможет нормально вращаться вокруг земного шарика в состоянии гиподинамии. Эксперимент на выдержку. Естественно, организм предварительно очищали от всего лишнего. И с нами так поступали. Мы мало двигались, много лежали, ели космическое питание, оно быстро и легко усваивалось.
Были любимые блюда. У меня, например, творог с черной смородиной, шоколад с добавками... Потом, конечно, в туалет шли со спринцовкой. Честно говоря, весьма мучительная процедура, но куда деваться? Тоже часть нашей работы.
На такие нюансы особо не обращали внимания. Гораздо больше заботило другое. Скажем, сумеет ли прилуниться наш космический корабль? Проблема состояла в том, чтобы быстро сориентироваться. Лунник располагал одним топливным баком.
У американцев он делился пополам: первая половина - на посадку, вторая - на старт. А у нас общий бак. Если долго проковыряешься, спалишь больше горючего, чем надо, не сможешь взлететь, навечно на Луне останешься... Мы провели около пятидесяти тренировок. Сначала было очень сложно.
На экране показывают лунный ландшафт - вулканы, кратеры... У тебя в руках джойстик. Говорят: "Володь, есть две минуты, чтобы сесть". Начинаешь выбирать площадку поровнее, чтобы угол наклона не более десяти градусов, на часы не смотришь. Докладываю: все, сел.
А в ответ сообщают: ты весь бак израсходовал... Постепенно научился оперативно все делать, чтобы не сжечь то, что необходимо для взлета. Такое вот моделирование. О прогулках под Луной - Тяжелое испытание - перепадная камера. Поднимали на высоту, предположим, двадцати километров.
Имитировалась разгерметизация. Впечатление, будто получил резкий удар под дых. Такое же состояние. Если не сгруппировался, в глазах сразу начинало темнеть... Дышать тяжело, глаза из орбит вылезают.
Возникали и сложности иного рода. Например, дали задание выйти из лунника и в невесомости затянуть болты. Только начал работать, как меня понесло куда-то в сторону. А ухватиться решительно не за что. Таким беспомощным себя почувствовал, что обалдеть.
За секунду перевернулся вниз головой и повис. Надо было как-то изловчиться, чтобы не болтаться цветком в проруби. Раз поставили задачу, необходимо исполнять. По программе посылали два спускаемых лунника. Один садился автоматически, а второй сажали вручную.
Если бы что-то случилось с первым аппаратом, оставалась возможность улететь на другом. Баллистики рассчитывали, что он прилунится примерно в пяти километрах. На Луне одна шестая часть земной гравитации, в невесомости ходить легко, прыгай себе, как кузнечик. Так все считали. Моделирование движения по Луне подстраховывает испытатель С.
Фото: из личного архива Меня посадили в безопорный стенд, и оказалось, что все не столь просто. Каждый раз, когда вынимали из скафандра, выяснялось, что я прилично терял в весе, трех-четырех килограммов недоставало. Там делали аппаратуру для космических исследований, тренажеры для нас. Для имитации прогулок по Луне соорудили подвесную раму, вращавшуюся в нескольких плоскостях. Она опускалась и поднималась под разными углами.
Конструкция висела на специальном кране, уменьшавшем вес тела примерно в шесть раз. Когда впервые встал, не смог удержаться на ногах, слишком необычными были ощущения. Постепенно наловчился наклоняться, отталкиваться и перелетать. Технику приземления, точнее прилунения, тоже не сразу освоил. Если что-то делал не так, тут же падал.
Надо было приноровиться к неустойчивому положению. На землю насыпали керамзитовый гравий, песок, камни. Имитировали лунный грунт. Вот по нему мы и пытались ходить. Мне говорили: оттолкнись.
Подлетал метра на полтора вверх - дальше не пускал тренажер. У американцев была похожая штука, но гораздо мельче нашей. Меня целый день крутили на этом агрегате. Наматывал километр за километром. Спрашивали: "Можешь еще?
Потом вопросы задавать перестали. Уже я начинал интересоваться: "Долго еще? Конечно, тяжеловато было. Физически уставал, вылезал из скафандра насквозь мокрым... Наши медики выделяли тяжелые физические эксперименты - подъем на высоту, центрифугу, качели Хилова для проверки вестибулярного аппарата, различные ускорения, когда тебя с силой вжимает в кресло.
Противные вещи, должен сказать. Испытатели слева направо С. Нефёдов, Н. Буркун, В. Щербинский и врач Г.
Фото: из личного архива А прогулка по Луне считалась относительно легким психофизиологическим опытом. Сидение в сурдобарокамере тоже не относили к сложным. Внешних воздействий-то почти никаких. А по факту на третьи сутки хотелось лезть на стенку, настолько давила тишина. Я подолгу не сидел, а мои товарищи проводили взаперти и по десять суток, и по пятнадцать.
Был у нас в команде Роман Кацан, потом перешел в Институт медико-биологических проблем. В 58 лет у него случился инфаркт. Отвезли в больницу, стали осматривать. Жена Романа потом рассказывала, что врач спросил у нее: "Сколько же лет вашему мужу? Состояние здоровья, как у 90-летнего старика...
Для этой миссии разработали автономную систему ориентации и стабилизации «Чайка», а также телесистему, которая была бы устойчива к радиации и воздействию космического пространства. Аппарату удалось сделать фото обратной стороны Луны. Снимки при помощи разных объективов делались на протяжении четырех десятков минут. Станция наблюдения за полетом располагалась в Крыму — на полуострове тогда отключили все устройства, что могли помешать процессу. Помимо фотоснимков, также «Луна-3» исследовала космическую радиацию и состав межпланетного газа. Результаты дешифровки помогли выявить около пяти сотен неизведанных ранее деталей. Благодаря полученным изображениям составили атлас спутника. Советы продемонстрировали преимущество в космической гонке. Цель аппарата — исследование окололунного пространства и химического состава поверхности на видимой и обратной сторонах.
Особых проблем не возникло. Тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. Но до реализации этого этапа дело также не дошло — учёные достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведённым эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен. Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6. На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки. Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка. Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь. А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10». На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра.
Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР
Дальнейшие автоматические исследовательские станции по программе имеют все шансы провести в разработке сравнимое время. Теоретически высадку на Луну можно выполнить и без них, но это будет безрассудством. Перед успехом «Аполлонов» мягкую посадку на другое небесное тело США отрабатывали семь раз в рамках программы «Сервейер» Surveyor. Можно возразить, что СССР успешно выполнил множество миссий на поверхность естественного спутника Земли. Но последний раз это произошло 46 лет назад. С тех пор сменилось несколько поколений инженеров, а имевшиеся технологии, даже если не забыты, безнадежно устарели. Да и проблемы возрождения космической техники на современном инженерном уровне наглядно показали те же Соединенные Штаты, попытавшись использовать легендарные двигатели Rocketdyne F-1 для боковых ускорителей ракеты Space Launch System SLS. В сухом остатке на сегодняшний день имеем: регулярно изменяющийся облик всей лунной программы; крайне низкую стадию готовности всех миссий первого этапа, кроме одной; отсутствующие «в металле» ключевые элементы второго этапа; третий этап существует исключительно в форме осторожных набросков.
В 1970 г. Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца.
Исколесил больше 10 километров. Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет. И вот — «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией. Осталось ответить на пару-другую вопросов. Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте. Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года.
При нём ни один космический корабль не потерпел аварию. Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов. У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону». Вот что сказал «АН» Виталий Александрович. Лавочкина, где собирают спутники, не занималось межпланетными полётами. Сменилось несколько поколений сотрудников. Их квалификация при этом явно не улучшилась. Организация делала научные спутники. Лунный аппарат, естественно, столкнулся с огромными трудностями.
К примеру, лунный ландшафт, в котором пришлось бы приземляться, очень сложный.
Первые запуски станций типа Е-8-5, предназначенных для доставки лунного грунта на Землю, цели не достигли по вине средства выведения. И только четвёртый пуск 12 сентября 1970 года «Луны-16» был успешен.
Уже в то время учёные знали, что селенографические исследования исследования лунной поверхности нужны не только для того, чтобы изучить саму Луну, но и потому, что изучение ее поверхности, состава, внутреннего строения дает важный материал для понимания эволюции нашей планеты — Земли. В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке. Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе — 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю.
К памятной дате в 2020 году Роскосмос опубликовал подписанные, в том числе, председателем межведомственного Научно-технического совета по космическим исследованиям академиком М.
Владимир Щербинский. Трижды слетавший на Луну
24 сентября 1970 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-16» («объект е8-5») доставила на Землю 101,5 грамма лунного грунта. Советская лунная программа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира.
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе. Среди обнародованных документов — докладная записка сотрудников НИИ-4 при Минобороны СССР об общих требованиях к способу достижения Луны, справка о траекториях полета, справка по весовым, энергетическим и летно-тактическим характеристикам 3-ступенчатых летательных аппаратов, летные характеристики «проекта лунной ракеты», материалы по ракетам и другие.
От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся.
В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года.
Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы.
Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели.
Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых.
Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства.
В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке. Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе — 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю.
К памятной дате в 2020 году Роскосмос опубликовал подписанные, в том числе, председателем межведомственного Научно-технического совета по космическим исследованиям академиком М. Келдышем документы о миссии «Луна-16», что хранились под грифом секретности несколько десятков лет.
Еще в 1962 году лидер страны Никита Хрущев подписал постановление о создании космического корабля для облета Луны и применения для этого запуска ракеты-носителя «Протон» с разгонным блоком. В 1964 году Хрущев подписал программу о том, чтобы СССР осуществил в 1967 году облет, а в 1968 году — высадку на Луну и возвращение на Землю. На год раньше, чем это сделали в итоге американцы. Формировать советские лунные экипажи начали в 1966 году. Предполагалось, что экипаж, который будет использоваться для высадки на спутник должен состоять из двух человек.
Один должен был спуститься на поверхность Луны, второй оставаться на орбите в лунном модуле. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. Схема корабля Л-1 В ходе второго этапа предполагалась посадка и возвращение обратно. Для этого собирались использовать гигантскую высота 105 метров и самую мощную в СССР пятиступенчатую ракету-носитель Н-1, оснащенную тридцатью двигателями общей тягой 4,6 тысячи тонн при весе самой ракеты более 2700 тонн. В качестве лунного модуля планировалось использовать аппарат Л3.
С советской лунной программы снят гриф "секретно"
Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе.
А что же Россия?
- ЛУНА НА ЛАДОНИ - Госкорпорация «Роскосмос»
- Рассекречена лунная программа СССР — Новости астрономии
- Догнать и перегнать Америку — на Луне
- Почему космонавты СССР не полетели на Луну? -
- Падение на Луну и новый этап
«Луна-16»: триумф после поражения
Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. "Роскосмос" обнародовал документы по лунной программе ация посвящена 50-летию полета межпланетной станции "Луна-16", которая привезла в 1970 году на Землю 101 грамм лунного реголита. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. рассказывает о советской пилотируемой лунной программе.
Поделиться
- Станция «Луна-25»: успех или провал? Часть первая: Предыстория · 29.08.23 ·
- Размах лунной программы
- Что нужно для полета на Луну
- СССР — США: гонка за приоритетом
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
Ранее неопубликованные фотографии и изображения — в фотогалерее «Газеты. Ru» close Картина А. Леонова и А. Соколова «Луна-16» Станции «Луна-15» и «Луна-16» объект Е8-5 в собранном состоянии Возвратная ракета объекта Е8-5 перед установкой на посадочную платформу Станция Е8-5 при посадке на поверхность Луны Г.
Другой вопрос, какая страна это сделает первой. Группа космонавтов для участия в Советской лунной программе была сформирована еще в 1963 году и окончательно утверждена в 1967. Но американцы начали техническую подготовку к пилотируемому полету на Луну раньше, а потому Советский Союз вынужден был действовать в роли отстающего. Но чуда не свершилось — ряд объективных и субъективных причин, таких как аварии при запусках и меньшее финансирование привел к тому, что первыми людьми, побывавшими на естественном спутнике Земли, стали граждане США — Базз Олдрин и Нил Армстронг. Случилось это 20 июля 1969 года. Экипаж американской миссии Аполлон-11 на Луне В результате в ноябре 1969 года лунный отряд космонавтов распустили, а со временем закрыта была и советская лунная программа в целом. Наша страна ограничилась лишь запуском на спутник Луноходов и рядом других экспериментов на Луне, к примеру, бурением.
Луноход-1 на поверхности Луны Современность В течение нескольких десятков лет, как Россия, так и США даже не думали о том, чтобы снова отправить на Луну пилотируемые аппараты. Это оказалось невероятно дорого и бессмысленно с рациональной точки зрения. К идее вернулись лишь в последние годы. Две ведущих космических державы заявили о том, что готовят собственные Лунные миссии, перспективной целью которых является открытие на естественном спутнике постоянных обитаемых баз. Вопрос рентабельности таких полетов будет решаться за счет добычи полезных ресурсов, наличие которых обнаружено на Луне во время исследований последних десятилетий.
Увы, попасть в спутник Земли не удалось. Управление спутником предполагало, что команды оператора выполняются мгновенно, а расстояние до Луны немного больше 1 световой секунды.
Ионные ловушки и счетчик частиц позволили дать оценку силе солнечного ветра, было обнаружено отсутствие магнитного поля Луны. Станция впервые напрямую измерила величину солнечного ветра. Она достигла поверхности Луны 14. Собственная работа, общественное достояние 4 октября 1959 года была запущена АМС «Луна-3». Она была первой земной АМС, которая использовала для коррекции орбиты гравитационный маневр, в ходе которого станция увеличила скорость и изменила орбиту. Новая орбита была рассчитана так, что по возвращении станция вновь пролетела над северным полушарием. Съемки проводились на специальный фотоаппарат, а после возвращения к Земле результаты съемки были переданы в ЦУП при помощи фототелевизионного устройства, специально созданного для этого полета.
Но совершить мягкую посадку на спутник Земли смогла только станция «Луна-9». Она была запущена 31 января 1966 года и 3 февраля совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю сделанные изображения.
Носитель готовили с начала 60-х годов прошлого века для полётов к Марсу и Венере. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Был готов и модуль для доставки двух космонавтов на Луну — «Модуль ЛЗ». Всего было 4 попытки запуска Н-1.
Все закончились неудачно. Вот это было разочарование! Не чета сегодняшнему. В 1970 г. Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца. Исколесил больше 10 километров.
Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет. И вот — «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией. Осталось ответить на пару-другую вопросов.
Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте. Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года. При нём ни один космический корабль не потерпел аварию. Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов. У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону».
Что случилось с «Луной-25»?
Недавно рассекретили документ о плане СССР по колонизации Луны и Марса. рассказывает о советской пилотируемой лунной программе. Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая.