Советская лунная программа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
«Луна-25» – это продолжение советской лунной программы. «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Китайским инженерам удалось преодолеть сложности, которые в 70-е годы прошлого века стали препятствием для советских и американских лунных программ.
Маленький шаг для человека, большой скачок для человечества
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
- Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
- Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?
- Лунная программа СССР
Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
"Лунная гонка" СССР и США | А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". |
Почему Советский Союз проиграл лунную гонку | Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. |
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Познакомился с Михаилом Анисиным, отцом Вячеслава Анисина, известного советского хоккеиста, участника знаменитой суперсерии с НХЛ 1972 года. Михаил Григорьевич и рассказал, что работать предстоит с барокамерами, если соглашусь на переход в его команду. Он был начальником лаборатории. А я понятия не имел, что делают в этих камерах. Механиками на них трудились летчики-ветераны. Чрезвычайно интересные люди. Мне сильно повезло, что попал туда. Школу взросления лучше проходить у ярких личностей, на них равняться, брать пример. Меня взяли механиком по электросвязи. Серьезная должность. Как называлась?
Сложная аббревиатура. Если по-простому, научно-исследовательский институт министерства обороны. Ребята между собой почему-то называли его ГНИИ козы. И мы стали работать. У меня появилась мастерская. Начал присматриваться. И вот что увидел: приводят солдат, переодевают их в ВКК, усаживают в барокамеры, поднимают на высоту. Они сидят, а их спрашивают: как дела? Отвечают через ДЭМШ. Наверняка видели такой на фото Юрия Гагарина в гермошлеме.
В общем, я наблюдал, какие-то рацпредложения вносил. Скажем, специальную резинку проложил, чтобы ни один винтик в барокамере не болтался, лампочки не искрили. На высоте ведь всякое может случиться. Потом уже узнал, что при подаче кислорода у нас человек погиб от искры. Поэтому стал все герметизировать, чтобы было как положено. Щербинский в скафандре. Фото: из личного архива О нелепой случайности - Кто погиб? Был четвертым в списке кандидатов на полет. Самый молодой, двадцать четыре года от роду. Проводилась плановая подготовка.
Бондаренко испытывали одиночеством и тишиной. Давление в камере понизили, а концентрацию кислорода - наоборот - повысили. Дело было в марте 1961-го, космонавт стал замерзать. Девушка-лаборантка, наблюдавшая за экспериментом, спросила: "Валя, почему ежишься? Через лючок ему просунули круглую электроплитку с открытой спиралью. Ее подключили к сети. А нагревательный элемент Бондаренко ничем не прикрыл, не защитил. И именно туда попала смоченная в спирте ватка, которой он протирал датчики. Так бывает, несчастный случай... Бондаренко был в олимпийке.
Кислород вспыхнул моментально... Валентина стали вытаскивать, а там две двери: одна - внутренняя, вторая - предбанник с двойной защелкой. Пока все открыли, он сильно обгорел. Отвезли в Боткинскую больницу, восемь часов боролись за жизнь, но не спасли. Трагедия случилась за неполные три недели до старта Гагарина. Юрий Алексеевич вместе с другими космонавтами приезжал в палату к Бондаренко... Заслуженный летчик, бомбардировщик, хороший мужик. Поделился только спустя года три. Болтливых там не было, все рот держали на замке. Фото: из личного архива Чуркин пришел уже после аварии.
Тот, кто работал до него, уволился. Хотя Бондаренко перед смертью успел сказать, чтобы никого не обвиняли, мол, это его просчет. Но с подобным грузом любому человеку жить трудно... Словом, дело было ответственное, исключавшее малейшую небрежность и халатность. Налюбоваться не мог на все, что там свершалось. Техника-то новая, современная. У медиков есть тест: поднимают человека без кислородной маски как бы на пять километров. Не каждый способен выдержать высоту, но на ней хорошо проявляются все тонкости организма, он начинает работать по-другому, из-за нехватки кислорода включаются внутренние ресурсы. Потом проводится анализ, в результате чего становится понятно, сможет ли человек заниматься этим делом. Изъяны сразу вылезают наружу, выявляют себя.
Так мне, инженеру, объясняли медики. Были, например, и тепловые эксперименты: подъем на высоту при большой температуре. Мало того что кислород не дают, так еще и поджарить хотят. На самом деле, проверяли комплексные воздействия на человека, чтобы сделать определенные выводы. О полетах к звездам - А как вы попали в испытатели? Человек пять. Они занимались в соседнем здании, буквально в десяти шагах. Там был огромный зал, где сконструировали безопорный стенд, с помощью которого имитировали невесомость. Вот этим экспериментом и руководил Левон Суренович, мой будущий начальник. Удивительный человек, очень хороший.
Восхищаюсь им каждый раз, когда вспоминаю. Как-то застукал, что подглядываю за космонавтами, висевшими на веревках тренажера любопытно же, когда человек по воздуху плывет , и спросил: "Что, нравится? Хачатурянц предложил: "Ну так - вперед, Леонов тебе уступит, даст покататься... Черников, А. Белоконов и В. Продин готовят В. Ангипова к испытаниям под избыточным давлением. Фото: из личного архива Словом, я прошел медкомиссию, строгую, придирчивую, и меня зачислили в отдел Левона Суреновича инженером. Чуть позже я окончил факультет радиооборудования летательных аппаратов Московского авиационного института. Нас было тринадцать человек.
Все настоящие профессионалы. Скажем, кандидат наук Евгений Иванов рассчитывал полет до Луны. Мы же в 1968 году получили сверхсекретное задание заняться этой программой, в частности, изучить возможности хождения человека по поверхности спутника Земли. Очень много работали в этом направлении. Ну, как бы слетали. Первые два имитационных полета продолжались по семь дней, а потом нас задержали, дав новую вводную. Сказали, что мы не можем подняться с поверхности Луны из-за технических сложностей. Все растянулось еще на трое суток. Поставить приборы для проверки психологических данных. Нам показывали макет лунника, и мы изготовили его, собрали своими руками.
Все, связанное с программой, было строго засекречено, в несколько раз строже обычного. Испытателю не разрешалось разглашать, чем занимается. Если бы, допустим, он рассказал, что поднимался сегодня на определенную высоту и делал то-то, знающих людей такая информация могла навести на мысль об истинных целях эксперимента. Поэтому мы молчали. Врач В. Смирнов и испытатель в барокамере. Фото: из личного архива Наша главная задача заключалась в том, чтобы вселить уверенность в космонавтов, доказать им: все сложности и трудности преодолимы. Можно лететь, ничего не опасаясь. Нельзя было допустить даже тень сомнений, будто что-то не получится. Если в ходе эксперимента у нас возникали какие-то проблемы, о них следовало сообщать кому-то из руководства, но ни в коем случае не космонавтам.
Павел Попович потом говорил: мы знали, что испытатели идут на человеческий предел. Если нужно вынести десятикратную перегрузку, они проходили через 12g или 15g. Система центрифуги была устроена так. Испытателю давали в правую руку тангенту и говорили: "Зажми как следует, держи и не отпускай". А когда на тебя наваливается тяжесть - три твоих веса, пять, семь и так далее, начинаешь кряхтеть, дышать животом. На восьмерке уже сложно-сложно, ни о чем не думаешь, лишь бы выдержать, не разжать кулак. Но потом достигаешь своего предела и волей-неволей отпускаешь тангенту. И центрифуга автоматически замедляет ход... О выдержке на виражах - Вы сколько выдерживали? Приходил к врачу, он говорил: сегодня надо продержать 7g две минуты, а 8g - три.
Такие задания были. Шел и делал. Стоял такой прибор - управляемое движение на центрифуге. Моделировалась посадка спускаемого аппарата. Его кидали по определенной траектории, давая возможность регулировать перегрузки, и в зависимости от этого на испытателя давило больше g или меньше. Некоторые наши ребята шли за десятку. Джон Иванович Гридунов все время спрашивал: сколько американцы выдерживают? Ему отвечали: 13g. Он парировал: сделайте мне четырнадцать. Пыхтел, но справлялся.
У него были самые большие g. Пределы переносимости важны и для военных летчиков.
В сообщении ТАСС о её запуске космический аппарат был назван «первой советской космической ракетой». Космической ракетой в том году именовались и другие успешно запущенные лунники. Лишь в апреле 1963 года, когда состоялся запуск очередной лунной станции, она была официально названа «Луной-4». А запущенные в 1959 году космические аппараты задним числом получили собственные названия «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». И именно под этими названиями сегодня и фигурируют в литературе. Лишь шестой запуск в рамках реализации первого этапа завершился полным успехом — 14 сентября 1959 года станция достигла поверхности Луны в Море Ясности, вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик.
Второй этап программы, обозначенный как Е-2, предполагал проведение фотосъёмки обратной стороны лунной поверхности. Учёных, и не только их, давно интересовало, что же скрывает от людского взора природа. И как только появилась техническая возможность, такой проект был реализован, причём реализован с первой попытки. Запущенная 4 октября 1959 года третья советская космическая ракета, или станция «Луна-3», чтобы не вносить излишнюю путаницу, была выведена на высокую эллиптическую орбиту. Её масса вместе с последней ступенью носителя составила 1553 килограмма, масса фотографического комплекса, научной и измерительной аппаратуры с источниками питания — 435 килограммов. Станция «Луна-9» на Луне Спустя три дня станция обогнула Луну и прошла на расстоянии 6200 километров от её поверхности. После того как плёнки были проявлены на борту станции, с помощью фототелевизионной системы изображения отправили на Землю. Публикация в газетах снимков обратной стороны Луны вызвала в мировой прессе настоящий фурор.
Люди воочию увидели не только «тёмную сторону Луны», но и возможности советской космической техники. Этап Е-3 предполагал проведение детальной фотосъёмки лунной поверхности. По схеме своей реализации он мало чем отличался от предыдущего этапа лунной программы, разве что планировалось получить более качественные снимки поверхности ночного светила. Но реализовать этот этап не удалось — два пуска, состоявшиеся в апреле 1960 года, были неудачными. Так как не качество снимков на тот момент являлось главной задачей конструкторов, то и продолжения третий этап не получил — новых станций типа Е-3 больше не запускали. Был ещё этап Е-4, предполагавший проведение на поверхности Луны ядерного взрыва. Тем самым планировалось продемонстрировать всему миру возможности советской ракетной техники, да и военную мощь державы. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз.
Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, была предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло. Тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. Но до реализации этого этапа дело также не дошло — учёные достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведённым эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен. Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6.
На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки. Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка. Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного.
Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь.
В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля.
В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1.
Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка. Для Н-1 же на Байконуре был возведён фактически целый завод, где происходила постройка блоков ракеты — из-за огромных размеров их попросту невозможно было доставить на место. Более простая ракета, создаваемая на основе уже хорошо отработанных и испытанных компонентов, очевидно, имела куда больше шансов на успех, нежели Н-1. К слову, уже модернизированный вариант Н-1 предполагалось использовать для сборки на орбите межпланетного корабля для полёта на Марс. Но о данном проекте будет отдельная заметка.
Вскоре был окончательно отменён проект и межпланетной экспедиции. Просто с 1973 года в космонавтике наступила уже другая эпоха. К слову, этот год стал кризисным как для американской, так и советской космонавтике. Проекты гигантских орбитальных станций и заводов, пилотируемых полётов к Марсу и пр. Более мощной ракеты-носителя так и не удалось создать.
Автор: Павел Румянцев Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.
Оказалось, что программа пилотируемых полётов к Луне в СССР не была прекращена сразу после объявления американцев о своих успехах. Доработка космических кораблей «Союз», выводимых ракетой-носителем «Протон» для облёта Луны двумя космонавтами, велась до 1970 года, и они вполне были готовы к выполнению задачи. Но на последний шаг — пилотируемый полёт — Политбюро во главе с Леонидом Брежневым не дало «добро». Для доставки пилотируемого космического корабля к Луне создавалась сверхмощная ракета-носитель Н-1. Её доводка испытывала большие трудности. Ракета регулярно взрывалась на стартовой площадке. Тем не менее работы над ней продолжались всё то время, пока американцы, согласно их заявлениям, летали на Луну. Прекращены они были только в 1974 году, уже по окончании программы «Аполлон».
Уничтожение уникальной ракеты Большинство самих специалистов-ракетчиков и военных, причастных к советскому космосу, оставивших воспоминания и дневники Борис Черток, Валентин Мишин, Владимир Бугров, Николай Каманин , дают понять, что, после безвременной и странной гибели Сергея Павловича Королёва под ножом хирурга, в космической отрасли СССР сложилась нездоровая ситуация. Она характеризовалась личными интригами в отсутствие ясной цели. Одним из первых его распоряжений стало не просто прекращений работ по Н-1, а уничтожение двух уже готовых к испытаниям образцов этой ракеты. Таким образом, отпадает объяснение, будто работы над элементами лунной программы, после отказа от её завершения, велись только для отработки технических ситуаций, связанных с новыми ракетами, кораблями, двигателями. Если бы это было так, то не было никакой необходимости в отказе от уже намеченных испытаний, а особенности — в ликвидации построенных носителей без испытаний. Неужели личная неприязнь Глушко к наследию Королёва, о которой пишут все, подвигла его на такой иррациональный шаг?
"Лунная гонка" СССР и США
Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей... Источник: И. Так началась лунная гонка. Источник: Голос Америки Настоящий материал информация произведен, распространен и или направлен иностранным агентом «Голос Америки» либо касается деятельности иностранного агента «Голос Америки» Проблемы начались уже на старте. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей. Ставка на пилотирование В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну. Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR Passive Moon Relay рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов.
В то же время, Советский Союз принял брошенный американцами вызов скорее «по инерции», как ответ на их лунную программу. Тем более, к тому моменту СССР доказал, что хотел и острой необходимости «быть первыми на Луне» у него уже не было. Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе — на конец 1960 — начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа» стартовала только в 1964 году. Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим — в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом», и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект» де-факто неограниченное финансирование. Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости. Создавался «Сатурн» под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2», пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе». Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке «Сатурн-5» представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров. Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту НОО «Сатурн-5» мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне — до 65 тонн полезной нагрузки при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон», массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива. Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов.
В ходе этих экспериментов был получен ряд выдающихся научных результатов, в частности, впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли, а также установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Несмотря на то, что станция в Луну не попала, АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма плодотворный с научной точки зрения.
Проблемы начались при возвращении на Землю. Аппарат удалось приземлить в расчётной точке, однако во время спуска произошла разгерметизация. Кроме того, тормозной парашют раскрылся слишком рано и оторвался от спускаемого аппарата. В результате корабль разбился, однако из него всё же удалось извлечь фотографии Луны. Из-за этой задержки первый облёт Луны с экипажем на борту удалось осуществить Соединённым Штатам: 21—27 декабря 1968 года американский корабль Apollo 8 с тремя членами экипажа на борту облетел спутник Земли. При этом изначально план полёта Apollo 8 предусматривал лишь испытания на околоземной орбите, однако после успеха советского «Зонда-5» американцы вынуждены были форсировать собственную лунную программу и отправили Apollo 8 сразу к Луне и с экипажем. Запуск в августе того же года «Зонда-7» оказался первым полностью успешным: аппарат с манекенами на борту выполнил всю полётную программу и штатно приземлился в расчётной точке. К этому моменту из 15 кораблей 7К-Л1 оставалось ещё три. Один из них с космонавтами на борту в апреле 1970 года планировалось запустить в полёт вокруг Луны. Однако этим планам было не суждено сбыться — высадка американцев на Луну 20 июля 1969 года сделала бессмысленным продолжение работ по программе 7К-Л1. После того как Советский Союз вышел из лунной гонки, этот проект стал не нужен и был свёрнут», — пояснил в разговоре с RT руководитель Института космической политики, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. Кроме того, «Протон-К» доставил на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию ДОС «Салют-1» и все последующие станции этой серии, а также ДОС «Алмаз», все модули для первой орбитальной станции «Мир» и российские модули «Заря» и «Звезда» для Международной космической станции. Последний пуск «Протона-К» был осуществлён 30 марта 2012 года. Ему на смену пришёл модернизированный «Протон-М».
«Роскосмос» рассекретил данные о первой советской Лунной программе
"Лунная гонка" СССР и США | Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. |
«Луна-25» 2023: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии | Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. |
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции | Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро. |
Выбор редакции
К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон".
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
Через какое-то время в строй встанет более мощная версия А5В, рассчитываемая на 38 тонн полезного груза на НОО. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей пока что в планах четыре старта. Решение нельзя назвать оптимальным, но иных пока не предвидится. А как же подготовительный беспилотный этап?
Тут можно порадоваться «Луне-25» — она, похоже, действительно случится. Но судьба дальнейших миссий пока совершенно неизвестна. Да и в целом «Луну-25» изначально — « Луну-Глоб » можно смело назвать единственным этапом актуальной российской лунной программы.
Последняя отечественная миссия на Луну, беспилотная «Луна-24», стартовала почти 46 лет назад.
Итак, из 55 запусков в сторону Луны первый — в 1958 г. А вообще всего 33 запуска, то есть много больше половины, закончились катастрофами. Здесь и отказ разгонных блоков, и пролёт мимо Луны в пространство. Плюс — взрывы ракет на старте или отказ аппаратов покинуть промежуточную орбиту Земли для полёта к Луне. И только в 1966 г. Далее вновь аварии разгонных блоков. Они следовали один за другим.
И даже когда удавалось совершить мягкую посадку, пропадала связь. Носитель готовили с начала 60-х годов прошлого века для полётов к Марсу и Венере. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Был готов и модуль для доставки двух космонавтов на Луну — «Модуль ЛЗ». Всего было 4 попытки запуска Н-1. Все закончились неудачно. Вот это было разочарование! Не чета сегодняшнему.
В 1970 г. Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца. Исколесил больше 10 километров. Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет.
Также роботу удалось изучить физические свойства поверхности Луны 537 раз и осуществить 25 химических анализов грунта. Следующий аппарат - «Луноход-2» - вышел из строя спустя четыре месяца нахождения на Луне в мае 1973 года. Это случилось из-за того, что устройство забуксовало, а после ошибки в управлении - перегрелось и перестало работать. А вот «Луноход-3» так и не отправили на поверхность Луны.
Связано это было с тем, что к тому времени от использования вездеходов отказались. Их заменили лунными станциями, поскольку в 1970 году одна из них - «Луна-16» - смогла побывать на Луне, взять с её поверхности 101 грамм грунта с поверхности и вернуться на Землю. Далее в 1972 и 1976 годах аппараты «Луна-20» и «Луна-24» привезли на земную поверхность 53 и 170 граммов лунного реголита.
Посадка запланирована только на третий полёт в 2025 году, если всё пойдёт по плану. Китайская лунная программа. Битва за ресурсы И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году. Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего , начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ». Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения. Прилунение было вторым этапом программы. В 2014 и 2020 году китайские аппараты «Чанъэ-5Т1» и «Чанъэ-5» произвели забор лунного грунта и доставили его на землю. Параллельно шло изучение спутника земли с помощью луноходов. Модуль «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершил мягкую посадку в декабре 2013 года. Это была первая посадка на обратной стороне Луны. Китайский луноход "Юйту-2" изучает обратную сторону Луны Фото: universemagazine. В мае 2024 года туда должен отправиться первый аппарат — «Чанъэ-6». Он произведёт забор грунта и доставит его на Землю. Следом в 2026 году туда же должен отправиться «Чанъэ-7» с луноходом на основе роверов серии «Юйту». А на 2028 год запланирована миссия «Чанъэ-8», которая должна отработать технологию 3D-печати с использованием местных ресурсов. Отправлять людей на Луну Китай не планирует — он идёт путём практического освоения Луны. И в этом направлении Поднебесная явно опережает США и демонстрирует наименьшие сдвиги сроков. Индийская лунная программа Индия пока не ставит перед собой задачи освоения дальнего космоса человеком, как США, или превращения Луны в источник энергоресурсов, как Китай. Но всё равно прочно закрепилась в лунной гонке и планомерно проводит собственные исследования. В 2008 был совершён удачный пуск аппарата «Чандраян-1». Он вышел на окололунную орбиту, провёл исследования, затем отправил к поверхности Луны ударный зонд, который должен был врезаться в поверхность, и исследовал выбросы грунта с орбиты. В 2019 году Индия уже рассчитывала на мягкую посадку: автоматическая станция «Чандраян-2» несла на себе посадочный модуль «Викрам» и луноход «Прагъян». Но посадочный модуль сбился с траектории и разбился о поверхность Луны. Сама станция «Чандраян-2» продолжает работу на орбите Луны. И вот теперь человечество ожидает посадки лунохода со станции «Чандраян-3». Индийская станция "Чандраян-3" с луноходом на борту проходят предполётные испытания Фото: kosmogid. Если все пройдёт хорошо, то луноход должен будет отработать 14 земных суток он не защищён от холода и работает столько, сколько длится лунный день , изучая минеральный и химический состав реголита. Пока всё указывает на то, что Индия пытается повторить достижения КНР.
«Роскосмос» рассекретил данные о первой советской Лунной программе
Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая.
Первые на Луне — советские аппараты
- «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе |
- За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? | Аргументы и Факты
- Советская лунная программа (аудиозапись)
- Первые на Луне — советские аппараты
- Цитаты о СНГ
«Роскосмос» рассекретил данные о первой советской Лунной программе
Однако, лунная программа была прекращена в 1976 году после запуска станции «Луна-24». Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База». Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной.
Что нужно для полета на Луну
- Рассекречены фото советской лунной программы
- Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?
- А что же Россия?
- Как зародилась и развивалась лунная гонка?
- Как прошел старт и последующие этапы программы
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Предполагалось разработать два варианта ракеты-носителя с отличающимися двигателями третьей ступени: первый — «изделие 8К72» планировалось оснастить двигателем РО5-154 разработки главного конструктора С. Косберга, второй — «изделие 8К73» — двигателем 8Д711 разработки главного конструктора В. Советские конструкторы планировали, что аппараты, запущенные на Луну, измерят напряженность магнитного поля, интенсивность космического излучения и другие параметры. Так начиналась "лунная гонка", которая захватила два политических лагеря, и закончилась высадкой американских астронавтов на Луну в 1969 году. Как писала ранее "Живая Кубань", китайские астрономы обнаружили загадочные сигналы из космоса.
Причём глубоко уязвлёнными почувствовали себя не только американские элиты, но и рядовые граждане. В этих условиях, всего спустя полтора месяца после полёта Гагарина, президент Кеннеди объявил о старте амбициозной космической программы пилотируемого полёта на Луну. В то же время, Советский Союз принял брошенный американцами вызов скорее «по инерции», как ответ на их лунную программу. Тем более, к тому моменту СССР доказал, что хотел и острой необходимости «быть первыми на Луне» у него уже не было. Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе — на конец 1960 — начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа» стартовала только в 1964 году. Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим — в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом», и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект» де-факто неограниченное финансирование.
Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости. Создавался «Сатурн» под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2», пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе». Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке «Сатурн-5» представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров. Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту НОО «Сатурн-5» мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне — до 65 тонн полезной нагрузки при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон», массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива. Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине.
Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень.
На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.
Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В. Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную "Луну-25" — посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и "попробовать на вкус" лунную воду. Российская лунная программа "Луна-25" является частью российской лунной программы, рассчитанной на период 2021—2040 годов. Осенью 2021-го президент РАН Александр Сергеев заявил, что приоритетом в освоении космоса для России в настоящее время должно стать возвращение и освоение Луны, поскольку без этого невозможно освоение дальнего космоса.
Концепция освоения Луны была озвучена еще 28 ноября 2018 года. Программа предполагает три этапа: первый — "Вылазка".
Во-первых, в циклограмму полёта закралась ошибка при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени блока «Е» , которая выдавалась с Земли. И во-вторых, не было учтено уже довольно значительное время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Тем не менее, ракета-носитель и вся бортовая аппаратура станции отработали правильно. На выполнении бортовых экспериментов указанные наземные ошибки не сказалась.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Фактически, это означало свёртывание советской лунной программы, в том числе и проекта развития автоматических планетоходов «Луноход», дважды успешно работавших на Луне в 1970 и 1973 гг. Последний советский модуль.