СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология». 8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии было заключено соглашение о создании СНГ. В рамках Содружества Независимых Государств было принято значительное количество общих решений. Началась история нового межгосударственного объединения – Содружества Независимых Государств, которому сегодня исполнилось ровно 30 лет.
Назарбаев рассказал, как создавалось СНГ
СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, которое было образовано 8 декабря 1991 года в белорусской столице Минске. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.
Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ | Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (но не всеми. |
Страны-участники СНГ (10 государств в 2023): как расшифровывается название, кто в составе, на карте | СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология». |
Беловежские соглашения | Содружество Независимых Государств (СНГ) – это региональная межгосударственная организация, образованная 8 декабря 1991 года на базе Совета экономического сотрудничества СССР. |
Страны СНГ: список и устройство | Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. Ксерокопия. |
Страны-участники СНГ (10 государств в 2023): как расшифровывается название, кто в составе, на карте | Состав Содружества Независимых Государств. В декабре 1991 года в состав СНГ вошли государства, лидеры которых подписали Беловежские соглашения, — Россия и Беларусь. |
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Россия сыграла в этом процессе ведущую роль. В частности, на начальном этапе она обеспечила охрану всего периметра внешней границы государств Центральной Азии. Состоялось шесть встреч глав государств и семь — глав правительств, в ходе которых наибольшее внимание уделялось военным вопросам. По мере нарастания экономических проблем все решительнее стали звучать призывы к реинтеграции, то есть к восстановлению хозяйственных связей. Подобные тенденции наблюдались и в военно-политической сфере. Так, в мае 1992 г. В сентябре следующего года к этому договору присоединились Азербайджан и Грузия, в декабре — Белоруссия. Вне его остались Украина, Молдавия и Туркменистан. Отказ от подписания Договора о коллективной безопасности со стороны Киева и Кишинева мотивировался вооруженным конфликтом в Приднестровье. Туркменистан не видел в этом необходимости, так как выбрал статус нейтрального государства. В 1993 г.
Так, на встрече глав государств, которая состоялась в январе в Минске, был принят основополагающий документ — Устав Содружества Независимых Государств. В нем определено, что Совет глав государств — это высший орган содружества, который решает наиболее принципиальные вопросы деятельности СНГ. В компетенцию Совета глав правительств была отнесена координация сотрудничества органов исполнительной власти государств-членов содружества в экономической, социальной и иных сферах. В то время еще была возможна реальная интеграция на всей территории СНГ путем создания единого экономического пространства. Свидетельством этого стало подписание главами государств в сентябре 1993 г. Юридической основой для него послужил Устав СНГ и другие ранее принятые нормативные документы. При этом был учтен уже накопленный опыт сотрудничества в рамках содружества. Однако не все государства-члены СНГ согласились стать полноценными членами экономического союза. В частности, Украина стала его ассоциированным членом. В 1994 г.
Об этом свидетельствует подписание Концепции коллективной безопасности, в которой сформулированы основы общей военной политики, принципы, приоритеты и этапы построения системы коллективной безопасности. К этому времени СНГ уже активно участвовало в урегулировании вооруженных конфликтов на территории постсоветского пространства: в Нагорном Карабахе, Абхазии и Таджикистане. Главным мотивом, определяющим деятельность руководства стран в рамках СНГ, являлось сохранение как правило, вопреки интересам собственного народа интересов, порождаемых узкокорпоративным распоряжением основными активами, доставшимися при разделе общенародной собственности. Гарантией незыблемости постсоветских «приобретений» была ориентация на Запад, активно поощряющий дезинтеграционные тенденции в регионе. Результатом теоретического осмысления сложившейся в содружестве ситуации стала Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств, подписанная в 1997 г. Эта концепция, несмотря на исключительно теоретический характер, обладала конструктивным потенциалом, определяющим основное содержание и направления интеграционных процессов на длительную перспективу. Так, впервые в концепции были сформулированы общие стратегические цели, к которым в том числе была отнесена необходимость создания стимулирующих условий для объединения инвестиционных усилий государств — участников СНГ в организации высокоэффективного конкурентоспособного производства, формировании материальной основы интеграции, исключающей влияние на нее политической конъюнктуры в виде транснациональных финансово-промышленных групп.
Активную деятельность осуществляют межотраслевые советы также в области безопасности и борьбы с правонарушениями. Центральный элемент экономической конфигурации — функционирование многосторонней зоны свободной торговли СНГ с емкостью рынка более 280 миллионов человек. В октябре 2011 г.
Штаб-квартира Содружества Независимых Государств находится в г. Москве располагается отделение Исполкома СНГ, курирующее экономические вопросы. В 2022 году под председательством Республики Казахстан в рамках политического взаимодействия продолжена работа по принятию обращений и совместных заявлений, отражающих общие взгляды государств-участников СНГ на актуальные региональные и глобальные проблемы. На заседании Совета глав государств СНГ, которое состоялось 14 октября 2022 г. Астане, было принято Решение о международной организации по поддержке и продвижению русского языка, утверждена Концепция создания под эгидой СНГ международной организации по поддержке и продвижению русского языка.
Цели организации: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели. Официальное место пребывания органов СНГ — Минск.
Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года. Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза, который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. К последнему договору позже присоединились Таджикистан и в январе 2006 года Узбекистан. В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции. Для решения этой задачи, в частности, предлагается установить нижний предел в девять государств, участвующих в подписываемых соглашениях, принять модельный закон о единообразном порядке внутригосударственных процедур относительно соглашений Содружества и др.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
СНГ было создано президентами России, Украины и Белоруссии в декабре 1991 года. Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 84 органа, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества независимых государств, а 19 января 1996 г. в Москве Советом глав государств СНГ были приняты Положения о флаге и эмблеме СНГ. В рамках Содружества Независимых Государств было принято значительное количество общих решений. Содружество Независимых Государств (СНГ).
Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
Я пришел с предложением, мы к вам пришли советоваться. Нет, говорит, и все. Ну, ладно, нет и нет. И после этого "нет" результатом было Беловежское соглашение, потом Алматинские соглашения. Вот так создавалось СНГ», - резюмировал Елбасы. Позже был создан Евразийский экономический союз, инициатором которого был Нурсултан Назарбаев. Ранее Назарбаев рассказал о попытках разделить Казахстан на отдельные республики на заре Независимости, важности конструктивной оппозиции в стране и сложностях принятия кадровых решений.
Молдова не поставила подпись на Уставе организации, не провела его ратификацию. Площадь всех вместе взятых стран организации — 21,5 миллиона квадратных километра. Грузия покинула Содружество в 2009-ом. А Украина осталась в роли государства-учредителя, по сути, так и не побывав членом СНГ. Договор о создании международной организации подписан в 8 декабря 1991 года. Это случилось в Белоруссии. Местом встречи глав трех государств стали Вискули, резиденция белорусского правительства, находящаяся в заповеднике Беловежская пуща. Отсюда произошло неофициальное название — «Беловежские соглашения». Документ состоит из 14 разделов, где констатируется окончание существования СССР в качестве субъекта международного права. А также говорится о создании Содружества Независимых Государств. Оно основывается на совместном прошлом бывших союзных республик, связях в экономике и культуре. Устав организации был принят в Минске спустя два года после этой даты — 22 января 1993-го. Подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года. Фото: архив РИА Новости. Грузия позже покинула союз. В первые годы его существования страны-участники занимались организационной деятельностью. Были созданы соответствующие институты, образованы структуры, задачей которых стало налаживание и поддержание отношений между членами СНГ, развитие интеграции в политическом и экономическом планах. В этот период согласовывалось, какие цели ставит перед собой Содружество, какие задачи его участники планируют решать вместе. Разрабатывались нормативные, правовые акты и договора. В истории СНГ можно обозначить три этапа. С 1991 по 1993-ий — процессы территориального разделения государств, обозначения границ, создание своих армий в каждой стране. Государства ввели свои валюты. Появилась Организация Договора о коллективной безопасности. Ее задачей стало налаживание взаимодействия между странами-участниками. Период с 1993 по 1997-ой был посвящен поиску эффективных методов, при помощи которых можно было бы развивать отношения России и других стран Содружества. Целью такой работы была унификация экономик и политического устройства государств-участников. Были подписаны межгосударственные договоры, регулирующие процессы интеграции в различных сферах, в том числе в торговле, платежах, таможенной области. Это способствовало созданию общего рынка в плане капитала, услуг, кадровых ресурсов. Подписание Алма-Атинского соглашения. Слева направо: Л. Кравчук, С. Назарбаев, Б. Ельцин и С. Фото: архив РИА Новости Однако страны не выполняли условия договоров, поэтому идея создания Экономического союза так и не была реализована в полной мере. Заинтересованности в развитии отношений в плане экономики внутри Содружества в тот период не наблюдалось. С 1997-го в рамках СНГ формируется Зона свободной торговли, идут реформы организации. Реорганизованы органы Содружества, их полномочия изменились, численность сотрудников сократилась.
Ответ прост - потому, что именно эти страны подписали Договор от 1922 года. Получается простейшая логика - если мы создали, мы можем и распустить. В действительности и в 1922 году не только 3 страны заключали Договор, и в 1991 году реалии были таковыми, что законно распустить Союз отдельные его представители не могли. Беловежские соглашения визуально создавали иллюзию сохранения частичного преобразования Союза. Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Это не тот случай где перемена мест значение не меняет. Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора. Заявление о подписании документа После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением. Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего: Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране. В стране огромное количество межнациональных конфликтов. Назрела необходимость проведения преобразований. Заявление о подписании беловежских соглашений Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР. Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21. Он представлял собой дополнение к Соглашению. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23. Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны.
Такое мнение широко распространено до сих пор, причём не только на бытовом уровне. Это означало, что в «обновлённом» Союзе будут далеко не все республики СССР, и его создание автоматически понесёт за собой территориальные потери. Накануне подписания Проект договора о создании ССГ был дважды предварительно подписан — 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция была опубликована в газете «Правда» от 15 августа. Там же 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось, что «союзный договор открыт к подписанию» 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам — участникам Договора…». Во 2-м разделе ст. Нет, не за сохранение СССР голосовали советские граждане! Но намерениям этим осуществиться было не суждено. ГКЧП Консервативная партийная верхушка увидела в договоре не реформу, а «предательство» и «развал страны». Тот факт, что 20 августа договор подпишет только треть союзных республик производил тяжёлое впечатление. Поскольку открытое противояние Президенту в авторитарной системе было немыслимо, переворот был задуман кулуарно. В любом государстве на случай чрезвычайных происшествий войн, крупных стихийных бедствий и массовых эпидемий есть специальные директивы и особый комитет, члены которого в тяжёлый час примут на себя руководство страной. Такой комитет был и в СССР, и он практически в полном составе выступил против подписания союзного договора. Когда накануне важной даты Горбачёв на несколько дней улетел на госдачу в Форос, члены ГКЧП решили воспользоваться этим шансом. Крымская резиденция Президента была взята под охрану, телефонная связь перерезана, а Государственный Комитет по Чрезвычайным Происшествиям, возглавляемый вице-президентом Янаевым фактически им руководил Председатель КГБ Крючков , выступил с пресс-конференцией.
Страны-участники СНГ (10 государств в 2023): как расшифровывается название, кто в составе, на карте
30 лет со дня основания Содружества Независимых Государств | СНГ было создано президентами России, Украины и Белоруссии в декабре 1991 года. |
История создания Содружества Независимых Государств. Инфографика | Участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) являются государства, ратифицировавшие договор об образовании СНГ от 8 декабря 1991 года и протокол этого договора от 21 декабря того же года. |
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ | Статья СНГ (Содружество независимых государств), Информационные технологии в СНГ, 2021 Правительство РФ одобрило соглашение стран СНГ о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, Мишустин утвердил соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области. |
Вы точно человек?
Вопрос «Существует ли у нас процедура отзыва депутата представительного органа власти большинством голосов электората его избирательного округа? Их целью было заключение договора. Данный документ имел Преамбулу и 14 статей. В нем говорилось о том, что СССР прекратил свое существование.
Однако, основываясь на исторической общности русского, украинского и белорусского народов, согласно заключенным ранее двусторонним договором и пр.
В этом документе говорилось, что с момента заключения на территории стран-подписантов больше не действовали нормы Советского Союза. Сами государства обязались сотрудничать на взаимовыгодной основе во многих сферах. Руководители признавались, что переговоры о подготовке Союзного договора зашли в тупик и они решились на образование СНГ, осознавая "назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ". На тот момент история СССР еще не подошла к концу. Могучий колосс, супердержава существовала на бумаге вплоть до 26 декабря 1991 года. Сам дипломат говорил, что процесс перехода от Союза к РФ оказался довольно сложным. Воронцов говорил, что страны возражали против подобного "замещения".
Обсуждение велось на протяжении долгих дней — председателю Генассамблеи даже пришлось запросить мнение Международного суда. Ответ не заставил себя долго ждать: "Как вы решите в ООН, так и будет". Однако даже после этого продолжались разговоры о том, что "вакантное" место в Совбезе могло отойти Японии или Германии. Но его тоже удалось отстоять благодаря плотной работе с западными державами. Воронцов говорил, что американская сторона подсказала "отличный юридический вариант", который делал дальнейшие споры беспредметными. Тогда именно слово "продолжатель" сыграло важную роль. Впрочем, еще в течение года про РСФСР не забывали — в первую очередь старое название дозволялось использовать в официальных документах.
В Средней Азии — нищета и также была серия гражданских войн. Белоруссия живёт бедно. Грузия получила проблемы.
В этом здании 8 декабря 1991 года состоялось подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Горбачёвская политика подвела СССР к теоретической возможности распада. А с августа 1991 года процесс уже шёл в сторону неизбежной ликвидации Советского Союза. Так что должен признать: Шушкевич, Ельцин и Кравчук, при всём моём отрицательном к ним отношении, просто зафиксировали то, что уже фактически было сделано предшествующей политикой союзных властей и, естественно, властей республиканских, включая их самих. Это всё был естественный результат политики Горбачёва и всех, кого он привёл к власти в республиках. Если коротко, то моё лично отношение следующее: произошло печальное, но, увы, неизбежное событие. Депутат Московской городской думы Сергей Митрохин, в прошлом — депутат Государственной думы РФ от партии «Яблоко»: — Историческая роль Беловежских соглашений колоссальна. Но на самом деле сами коммунисты приложили к этому руку, потому что существовала такая проводимая большевиками концепция национальной политики, при которой формальной независимости республик СССР придавалось гипертрофированное значение, делался на этом акцент. Это привело к тому, что республики получили право выхода из СССР. Понятно, что это было чисто символически, но, когда СССР ослабел после перестройки, этот символический смысл превратился в юридический.
Таким образом, подготовка к Беловежским соглашениям оказалась длительной. Ответственность за них несут не только те, кто их подписал, но и те, кто делал шаги в эту сторону. При наличии политической воли ключевых республик СССР и их лидеров Беловежских соглашений можно было бы избежать. И это было бы правильным решением. СССР нужно было попытаться перестроить на других принципах. Для этого существовали экономические предпосылки, но политический эгоизм этих людей перевесил соображения общего блага их народов. Поэтому случилось то, что случилось. Также по теме 19 августа 1991 года было официально объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР — особого... Режиссёр Карен Шахназаров — Роль Беловежских соглашений — принципиальная. На мой взгляд, это было переустройством империи.
Ведь наша империя постоянно переустраивалась, например в 1917 году… В 1991 году звучал лозунг «Долой империю! При этом, чтобы было понятно, я к идее империи отношусь хорошо. Я считаю её естественной формой существования государства. У неё есть позитивные и негативные стороны. Империи генерируют глобальную культуру и коммуникации. И, в моём понимании, 1991 год — это не крушение советской империи, это было её переустройство в новом формате, который сейчас называется Российской Федерацией. Хотя реакция на сами соглашения у меня была, в принципе, отрицательная, но у всех в то время присутствовал некий элемент надежды. Думаю, что у многих были подобные иллюзии. В этом была, конечно, хитрость тех, кто подписывал эти соглашения.
По какому принципу осуществляется председательство в организации? Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. Россия будет председательствовать в 2017 г. Как вступить в объединение и выйти из него? Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ Белоруссия. При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены. Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?
Историческая справка о Содружестве Независимых Государств
Важным моментом стало взаимодействие СНГ с другими международными организациями. Еще в 1992 года страны- участницы СНГ заявили о проведении миротворческой политики в отношении друг друга. Таким образом руководители пытались избежать насилия и угрозы насилия в отношении друг друга. В течение длительного времени это Киевское соглашение соблюдалось неукоснительно. Ведь поддержание мира и стабильности провозглашалось неотъемлемым условием существования Содружества.
В СНГ отсутствуют наднациональные органы власти, в их работе участвуют все члены организации. Место председателя сроком на 1 год занимает поочередно каждый руководитель государства, входящего в объединение. Очередность устанавливается по алфавитному списку стран-членов СНГ. Принцип принятия решений по экономическим, политическим и другим вопросам в обоих Советах базируется на принципе консенсуса. При этом правом вето обладают в равной степени все страны. Страна-участница имеет право выхода из содружества по своему желанию, для этого прописана специальная процедура. В любом проекте могут принять участие только те государства, которые посчитают нужным. Создание СНГ Формирование организации происходило в декабре 1991 года. Страны-основатели Содружества — Россия, Беларусь, Украина, чьи руководители в Беловежской пуще подписали соглашение о создании объединения.
Для достижения этой цели государства-члены цель договорились о поощрении и защите прав человека. Первоначально усилия по достижению этой цели состояли лишь из заявлений доброй воли, но 26 мая 1995 года, СНГ принял Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах. Еще до 1995 года защита прав человека гарантировалась статьей 33 Устава СНГ, который был принят в 1991 году, а созданная Комиссия по правам человека находилась в Минске, Беларусь. Это было подтверждено решением Совета глав государств СНГ в 1993 году. В 1995 году, СНГ принял договор в области прав человека, который включает в себя гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ был составлен по образцу Европейской конвенции по правам человека, однако в нем не хватает сильных механизмов реализации прав человека. В договоре СНГ очень смутно определены полномочия Комиссии по правам человека. Устав Комиссии по правам человека, однако, используется в государствах-участниках СНГ в качестве решения проблем, что дает Комиссию право на межгосударственные, а также индивидуальные коммуникации. Договор СНГ предлагает ряд ценных новшеств, которые не встречаются в других организациях. Особенно региональные договоры по правам человека, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека с точки зрения прав человека, которые он защищает и средства защиты. Он включают в себя сочетание социальных и экономических прав и прав в профессиональном образовании и гражданстве. Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде. Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.
Важно другое. Первые соглашения, которые были подписаны 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, и последовавшая за ними 21 декабря того же года Алма-Атинская декларация стали тогда единственным шансом хоть как-то скрепить огромное пространство, которое сталкивалось с многочисленными проблемами - парады суверенитетов, политические конфликты, экономические катаклизмы. Риск того, что события пойдут по так называемому югославскому сценарию, был тогда весьма серьезен. К счастью, совместными усилиями удалось не допустить катастрофы. Однако в период перехода от советской системы к рынку и самостоятельному развитию каждая из стран неизбежно переживала собственные трудности. Становление нового объединения в условиях этих противоречий оказалось очень непростым. Какие же задачи стоят перед Содружеством в сегодняшнем мире с его новыми ценностями и угрозами, возможностями и барьерами, противоречиями и общими интересами? Стоит ли вообще сохранять СНГ, если ряд его участников предполагает выстраивать свои внешнеполитические приоритеты без учета интересов партнеров по объединению ради получения конъюнктурных выгод от Запада? На эти вопросы сегодня особенно важно найти откровенные ответы. Понять, почему так важно нам сегодня быть вместе. Внутри него остается ряд застарелых противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь это нагорнокарабахский конфликт, который разделяет Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. Не улучшает ситуацию и так называемый фактор иждивенчества. Ряд стран Содружества требуют для себя от России неких преференций, при этом сами в одностороннем порядке считают возможным нарушать достигнутые договоренности, в частности не платить по долгам. Самый яркий пример - недавняя ситуация с Молдавией и ее многомиллиардной задолженностью за российский газ. В последний момент проблема была все-таки снята. Было понятно, что так оно и произойдет, но, как обычно, после шумной антироссийской кампании и нагнетания политических страстей. Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач Следует отметить, что потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ принято более 630 международных договоров, причем 568 из них действующие. Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, чем укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь простые граждане тех или иных стран. Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА. В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов. Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, - наблюдением за выборами на пространстве СНГ. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли. Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года. Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества. В 2021 году товарооборот стал демонстрировать положительную динамику, но обусловлено это не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением экономики в постпандемийный период. Определенные барьеры для взаимной торговли создает соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, которые производятся в постсоветских государствах, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья. Да и в структуре экономики государств - участников СНГ преобладают добывающая промышленность и отрасли, в которых производятся товары с низкой добавленной стоимостью. Страны Содружества соревнуются за привлечение прямых иностранных инвестиций и передовых технологий.
Как появилось СНГ
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. Ксерокопия. Создание и судьба Содружества Независимых Государств. 8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии было заключено соглашение о создании СНГ. СНГ, созданный формально и фактически как способ сохранять мирные и конструктивные отношения между государствами бывшего СНГ, как средство мирного расхождения по своим дорогам, свою задачу, так или иначе, выполнил. Государства — члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов.
Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
Так, вообще-то, и должны поступать нормальные политики». От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание.
Владимир Путин позже охарактеризовал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу прошлого века. Было морозно, минус 18 градусов. В жарко натопленном особняке шли споры о том, как решить топливный вопрос. Сейчас уже не выяснить, кто первым сформулировал главную идею — объявить, что «Советский Союз как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Многие участники той встречи заявляли, что эта идея принадлежала им. Вот как вспоминал эти события Леонид Кравчук: «Приступаем к работе над текстом будущих Беловежских соглашений. Борис Ельцин спрашивает: Кто возьмется писать? Я и говорю: Поскольку у меня хорошая авторучка, давайте буду писать я.
Работа началась в буквальном смысле с чистого листа. Первую строчку написал я. А вот формулировку о том, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», предложил Бурбулис. Промучились мы над ней часа полтора.
Но когда были написаны слова «перестает существовать», это чувство не передать! Вот говорят — «историческое событие»!
Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР.
Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21.
Он представлял собой дополнение к Соглашению. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23.
Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года.
Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны.
В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года.
Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан. Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами.
Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями. Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями.
У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним. Реакция руководителей СССР События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты.
Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена: Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик.
Критический взгляд на роль СНГ сегодня Историческая справка о создании Содружества Датой учреждения Содружества считается 8 декабря 1991 года. Большинство людей слышали о нём как о Беловежском соглашении.
Документом, включавшим 14 статей, не считая Преамбулы, констатировалось прекращение функционирования Советского Союза как игрока международных отношений. Однако, принимая во внимание историческую общность и связь народов, двусторонние договоры, стремление к строительству государства на демократической основе, намерение продолжать развитие взаимоотношений, базируясь на взаимном признании и уважении суверенности государств, стороны согласились с учреждением СНГ. Далее последовала встреча пяти глав центральноазиатских республик, бывших членами Советского Союза: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Я говорю: ну, какая кучка? Я пришел с предложением, мы к вам пришли советоваться.
Нет, говорит, и все. Ну, ладно, нет и нет. И после этого "нет" результатом было Беловежское соглашение, потом Алматинские соглашения. Вот так создавалось СНГ», - резюмировал Елбасы. Позже был создан Евразийский экономический союз, инициатором которого был Нурсултан Назарбаев.