Прогулки по воде - кавер песни спел в #metro Москвы музыкант Владимир ХимчукПодробнее. Как показывает сопоставительный анализ, стихотворение «Прогулки по воде» полностью, начиная с заглавия и заканчивая постоянно повторяющейся и максимально конкретизированной финальной фразой «гулять со мной» буквально сплетено из библейских заимствований. Смысл песни Наутилус Помпилус «Прогулка по воде».
Главные песни Nautilus Pompilius
Прогулки по воде смысл песни | Говоря в общем, о чем песня Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», то ответ таков — о человеке, который иногда не может различить материальное и духовное. |
Прогулки по воде смысл текста песни | В целом, мотив прогулки в песне «Прогулка по воде» говорит о стремлении к свободе, приключениям и самоопределению. |
Прогулки по воде: butusov_art — LiveJournal | Еще до официального выхода "Прогулки по воде" на альбоме, весной 1992 года екатеринбургским режиссером Олегом Раковичем был снят видеоклип на эту песню. |
Наутилус помпилиус - Прогулки по воде (Смысл песни) | В тексте песни Прогулка по воде нам рассказывается о двух людях, которые отправляются на прогулку по воде в раннее утро. |
"Прогулки по воде": история создания песни Nautilus Pompilius, интересные факты | Вода необходима для реакций, протекающих в каждой клетке тела, важна для терморегуляции, транспорта питательных веществ. |
Наутилус помпилиус - Прогулки по воде
Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично. Бутусов: Это притча на библейские темы. Интервью с В. Бутусовым, июль 2003: — Песня «Прогулки по воде» как-то связана с вашими размышлениями? Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже. Интервью В.
Бутусова, lenta. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться.
Похожие статьи.
Эта песня не прямое цитирование библейской темы Share 0 Там ходящий по воде пояснял свою способность тем, что его распяли люди и что если Андрей хочет такие же возможности, то может пройти его путь и потом уметь так же. Лично мне не понятен такой пафос - ну умеет ходить, пусть, хвастаться это не по-божески.
Использование этой метафоры помогает услышать и понять главное послание автора. Комбинирование слов и метафор в тексте песни позволяет создать сложную и одновременно проникновенную картину, которая открывает новые грани истории, рассказываемой автором. Каждое слово, каждая метафора помогают углубить эмоциональное воздействие на слушателя. Важность выбора слов и метафор в песнях заключается в том, что они являются ключом к пониманию и проникновению в глубину авторской идеи. Они помогают передать чувства и переживания, которые так легко узнать и разделить с другими людьми через музыку. Правильно подобранные слова и метафоры делают песню запоминающейся и позволяют слушателю взглянуть на мир с новой, иногда неожиданной стороны. Музыкальное сопровождение и его роль в передаче эмоций Музыкальное сопровождение играет важную роль в передаче эмоций в песне «Прогулка по воде». Комбинация мелодии и текста позволяет создать атмосферу и передать слушателю определенные эмоции. Музыка влияет на наши чувства и способна вызывать настоящий взрыв эмоций.
В начале песни слышны играющие ноты пианино, которые создают легкое и плавное звучание. Это создает ощущение спокойствия и комфорта, что сильно контрастирует с темой песни о потере и утрате. Проникновенная музыкальная аранжировка подчеркивает грустное настроение и вызывает ностальгические эмоции. Кроме пианино, в песне используется сдержанное звучание струнных инструментов, которые добавляют глубину и эмоциональность в мелодию. Это помогает передать слушателю чувство потери и грусти. Медленное темпо и все глубину музыкальной композиции сопровождает его темный аккомпанемент, что заключает в себя более глубокий смысл песни. Текст песни «Прогулка по воде» также играет важную роль в передаче эмоций. Слова наполняются болевыми, меланхолическими эмоциями и помогают создать особую атмосферу. Они передают чувства утраты и тоски, что сопровождается соответствующим использованием стиля и ритма.
Таким образом, музыкальное сопровождение в песне «Прогулка по воде» имеет огромное значение в передаче эмоций. Оно создает особую атмосферу и помогает слушателю почувствовать глубину меланхолии и грусти, настроенные в песне.
"Прогулки по воде": история создания песни Nautilus Pompilius, интересные факты
Спаситель рода человеческого собирался сделать из Андрея ловца человеков, об этой отсылке в следующих строках. Но стоит также отметить, что согласно первоисточнику Андрей встретил Иисуса, и правда, во время рыбалки, однако будущий Учитель апостолов не ходил по воде в первую их встречу, напротив, в воде стоял сам Андрей. Вообще, такие действия Спаситель совершал лишь единожды при своих учениках — по просьбе Петра, требовавшего доказать божественную принадлежность Учителя, а именно пройти по воде. Иисус предложил смельчаку пойти самому по вдной глади. Петр, к собственному удивлению и удивлению окружающих, совершил это чудо, однако шел не долго, он испугался и стал тонуть, и вот тогда Учитель пошел к Петру, чтобы спасти его. Вероятно, речь как раз о возможности ходить по воде. Об этой способности знали все, и вот будущий апостол дерзнул попросить Иисуса и его обучить такому навыку. Конечно, на самом деле, апостол такого не просил, ему бы и в голову подобное не пришло. В этих строках Учитель называет «цену» своих способностей — надо подобно самому Иисусу отстрадать за человеческий род.
Он раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная.
Но мы не собирались напрямую цитировать Библию.
Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека. Лично я верю в какую-то невероятную высшую инстанцию, к которой можно обратиться за помощью и поддержкой. Она обязательно должна как-то отреагировать. Что это такое и как выглядит — я даже не собираюсь об этой думать. Такими вещами нужно заниматься серьезно.
Она как-то сразу хорошо была принята. Мы тогда могли позволить себе сингл и записали ее туда. Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии.
Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично. Бутусов: Это притча на библейские темы.
Так что в конечном счёте речь в «Прогулках по воде» идёт не столько о христианстве, сколько о гуманизме, не столько о божественной миссии Иисуса, сколько о человеческом предназначении каждого из нас. Небо и трава Песню «Небо и трава» трудно назвать общепризнанным хитом, но и она получила своеобразный культовый статус. А главное, в ней выражена, а точнее, намечена одна очень важная мысль. Давайте присмотримся к этой песне внимательнее. По форме она, как и «Прогулки по воде» построена на антитезе, диалоге двух героев, столкновении двух различных мировоззрений. Что это за мировоззрения?
Ты говоришь, что небо — это стена, Я говорю, что небо — это окно. Ты говоришь, что небо — это вода, Ты говоришь, что ныряла и видела дно. О чём спорят герои песни? Они спорят о небе. Очевидно, что для религиозных людей небо является символом загробной жизни, потустороннего мира. Очевидно, что для авторского лирического «я» небо — это «окно», то есть проход к потусторонней свободе. Для героини, с которой ведёт спор герой, небо — это «стена»: для неё там ничего нет. То есть на поверхности мы видим спор между религиозным христианским и материалистическим взглядами на мир.
И автор, Илья Кормильцев, конечно, стремится убедить нас в предпочтительности первого. Казалось бы, на этом исследование песни можно и прекратить: религиозные люди согласятся с позицией автора, а атеисты — отвергнут её. Однако здесь не всё так просто, иначе эта песня не заинтересовала бы нас. Итак, чем же автор обосновывает свою точку зрения? Ты говоришь, что нет любви, Есть только пряник и плеть. Я говорю, что цветы цветут Потому, что не верят в смерть. Персонажи песни спорят не только о потустороннем мире, но и о любви. Собеседница лирического героя отрицает существование любви, и в этом её позиция конкретизируется: она не просто представительница материализма, но представительница определённого ответвления этой идеологии.
Да, материализм, как и христианство, бывает разным, и в данном случае мы сталкиваемся с такой ныне распространённой его разновидностью как буржуазный утилитаризм. Можно сказать, что именно на этой философии была выстроена капиталистическая цивилизация с её прагматизмом и культом выгоды. Такие явления, как любовь, милосердие, бескорыстие и жертвенность отторгаются моралью этой цивилизации. Несмотря на то, что слово любовь звучит буквально из каждого утюга, в действительности это слово было лишено своего истинного содержания и низведено до разновидности потребления — потребления людей.
Погружаемся в глубь смысла: анализируем песню Прогулки по воде от Наутилуса Помпилиуса.
— Песня «Прогулки по воде» как-то связана с вашими размышлениями? Песня «Прогулки по воде» рассказывает о поиске смысла жизни и попытке найти радость и гармонию в суете повседневных забот. Текст песни «Прогулка по воде» наполнен глубокими эмоциями и символистическими образами, которые заставляют слушателя заново искать смысл за каждой строкой. Еще до официального выхода "Прогулки по воде" на альбоме, весной 1992 года екатеринбургским режиссером Олегом Раковичем был снят видеоклип на эту песню. Это был 1990 год, когда песня "Прогулки по воде" была в первый раз записана в студии для рабочей версии пластинки "Наугад", но включена в пластинку она так и не включена.
Смысл песни Прогулки по воде - Наутилус Помпилиус
Наутилус помпилиус прогулки по воде смысл | В общем, заинтересовался я истинным смыслом песен Наутилуса (точнее, стихами за авторством Кормильцева): "Прогулки по воде" и "Утро Полины". |
Анализируем текст песни Наутилус Помпилиуса Прогулка по воде: раскрываем тайны и символику | "О колдовстве песни группы "Наутилус-Помпилиус" "Прогулки по воде" (Из письма Монике Беллуччи от 13 декабря 2017 года)". |
Погружаемся в глубь смысла: анализируем песню Прогулки по воде от Наутилуса Помпилиуса.
Великолепная группа которая появилась на задворках СССР Все песни со смыслом Мелодичны, советую всем песню Просвистела. Песня «Прогулка по воде» несет в себе глубокий смысл и способна оказать значительное влияние на слушателей. Смысл песни Наутилус Помпилус «Прогулка по воде». Многие интересуются и задаются вопросом «какой смысл песни крылья группы Наутилус Помпилиус?». Великолепная группа которая появилась на задворках СССР Все песни со смыслом Мелодичны, советую всем песню Просвистела. Сам Вячеслав Бутусов говорил, что песня — пересказ библейской притчи, где апостол Андрей знакомился с Христом и дивился тому, что тот умеет ходить по воде.
Гулять по воде что значит
Также, в песне можно найти отражение темы путешествий и исследования. Комбинация слов «прогулки» и «вода» может указывать на поиск приключений и новых горизонтов, которые могут быть обнаружены только путешествуя по воде. Кроме того, песня «Прогулки по воде» может быть рассмотрена как метафора человеческой жизни и ее временности. Вода в данном случае может символизировать непрерывный поток времени, а прогулки по воде — короткие и хрупкие моменты нашего существования. В целом, смысл песни «Прогулки по воде» оставляет много места для философской и символической интерпретации. Каждый слушатель может находить в ней что-то свое, проецируя свои личные переживания и мысли. Это делает песню универсальной и открытой для разного понимания. Влияние природы и воды Вода, символизирующая свободу и перемены, становится надежным компаньоном главного героя. Она протекает мимо него в течение всего рассказа, создавая ощущение непрерывного потока времени и жизни.
Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку.
Ведь это даже не пародия на Евангелие, это — натуральное выворачивание его наизнанку. Но, прекрасная музыка, ее эмоциональный настрой, а также имена Спасителя и Его ученика, видимо, в очередной раз оказались сильнее всяких смыслов, заложенных в стихи. Четверть века верующие люди слушают и поют эту песню, не особенно задумываясь о ее содержании. Я не буду здесь заниматься ее критикой. Вместо этого просто дам на каждую реплику песни с упоминанием Спасителя и апостола Андрея соответствующие цитаты из Евангелия, чтобы новозаветный контекст песни можно было прочесть не только «наизнанку», но и в прямом смысле. На самом деле первая встреча будущего апостола Андрея со Спасителем происходила совсем при иных обстоятельствах. Спаситель шел вдоль берега, а Андрей как раз стоял в воде: …Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф 4:18, 19. Под секретом здесь, очевидно имеется в виду способность ходить по воде. Единственный случай, когда Спаситель ее продемонстрировал, был во время ночного шторма на Галилейском озере, когда Иисус шел по воде, догоняя лодку с учениками, отплывшими ранее: …В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь Матф 14: 25-27 Но в тот единственный раз, когда Спаситель шел по воде на глазах у учеников, пройти к Нему по воде захотел вовсе не Андрей, а его старший брат апостол Петр. И просьба эта была продиктована не тягой к чудесному экстриму, а желанием убедиться в том, что перед учениками не призрак, а настоящий Спаситель: Петр сказал Ему в ответ: Господи! Собственно, ответ состоял всего из одного слова: …Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. Почему и зачем Андрей должен был испытать крестные страдания раньше Самого Спасителя — загадка, понятная, наверное, лишь самим авторам этих строк. С этого момента текст песни полностью уходит от событий, описанных в Евангелии. Однако некоторые смысловые параллели в тексте еще можно найти: Но учитель, на касках блистают рога, черный ворон кружит над крестом. Объясни мне сейчас, пожалей дурака, а распятье оставь на потом. Здесь апостол Андрей просит Иисуса наделить его даром хождения по воде, но — минуя крестную казнь. На самом деле, Евангелие действительно упоминает об одной апостольской просьбе, в ответ на которую Иисус сказал нечто подобное. Правда, просьба была вовсе не о хождении по воде, а о куда более масштабных возможностях. Да и сам диалог Спасителя с апостолами звучал совсем иначе, нежели в песне: …И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите.
Очевидно, что для религиозных людей небо является символом загробной жизни, потустороннего мира. Очевидно, что для авторского лирического «я» небо — это «окно», то есть проход к потусторонней свободе. Для героини, с которой ведёт спор герой, небо — это «стена»: для неё там ничего нет. То есть на поверхности мы видим спор между религиозным христианским и материалистическим взглядами на мир. И автор, Илья Кормильцев, конечно, стремится убедить нас в предпочтительности первого. Казалось бы, на этом исследование песни можно и прекратить: религиозные люди согласятся с позицией автора, а атеисты — отвергнут её. Однако здесь не всё так просто, иначе эта песня не заинтересовала бы нас. Итак, чем же автор обосновывает свою точку зрения? Ты говоришь, что нет любви, Есть только пряник и плеть. Я говорю, что цветы цветут Потому, что не верят в смерть. Персонажи песни спорят не только о потустороннем мире, но и о любви. Собеседница лирического героя отрицает существование любви, и в этом её позиция конкретизируется: она не просто представительница материализма, но представительница определённого ответвления этой идеологии. Да, материализм, как и христианство, бывает разным, и в данном случае мы сталкиваемся с такой ныне распространённой его разновидностью как буржуазный утилитаризм. Можно сказать, что именно на этой философии была выстроена капиталистическая цивилизация с её прагматизмом и культом выгоды. Такие явления, как любовь, милосердие, бескорыстие и жертвенность отторгаются моралью этой цивилизации. Несмотря на то, что слово любовь звучит буквально из каждого утюга, в действительности это слово было лишено своего истинного содержания и низведено до разновидности потребления — потребления людей. Фраза «я вас люблю» означает «разрешите вами попользоваться». В мире тотального буржуазного эгоизма и самолюбования действительно «есть только пряник и плеть». Но человеческую природу не так-то легко переделать: этой природе свойственны эмпатия, альтруизм, стремление к взаимопониманию. Лишённый этого человек тоскует, ищет выхода из роботизированного мира платных удовольствий. Многие люди ищут утраченную человечность в докапиталистическом мире, в романтизированной старине, в образцах прежнего искусства, в древних религиях. Вот почему даже в пик развития западного «общества благоденствия» люди в США не могли обойтись без религии. Религия является воспоминанием об утраченном человеческом содержании наших душ, разъедаемых одиночеством и пустотой. Религия напоминает о том, что человек рождён не просто для того, чтобы потреблять. В своей книжке «Ответы молодым» православный миссионер Андрей Кураев вполне справедливо заявляет: «Чтобы человек оторвался от наркотиков, ему нужна сверхмотивация. Именно поэтому светские методики реабилитации недостаточно эффективны.
В чем смысл песни «Прогулки по воде» В. Бутусова? О чем песня?
поэтическое и метафорическое исследование веры, сомнений и поиска личного смысла в религиозном контекс. Текст песни «Прогулка по воде» наполнен глубокими эмоциями и символистическими образами, которые заставляют слушателя заново искать смысл за каждой строкой. Нейросеть: Это стихотворение "Гулять по воде" Андрея Макаревича содержит несколько уровней смысла.
Прогулки по воде — смысл песни и его тайный сюжет
С причала рыбачил Апостол аккорды. Прогулки по воде аккорды. Наутилус Помпилиус Ноты для гитары. Наутилус табы для гитары. Апостол Андрей Наутилус Ноты. Прогулки по воде Ноты для фортепиано.
Человек идет по воде. Ходить по воде. По водой. Рок поэзия группа Наутилус Помпилиус. Наутилус Помпилиус презентация.
Nautilus Pompilius Скованные одной цепью. Наутилус Помпилиус Скованные. Наутилус Помпилиус прогулки по воде клип. Бутусов прогулки по воде клип. Наутилус Помпилиус прогулки по воде клип актеры.
Прогулки по воде караоке. Фотосессия прогулки по воде. Прогулки по воде фильм 2004. Nautilus Pompilius чужая земля 1992. Наутилус Помпилиус чужая земля.
Наутилус чужая земля обложка. Наутилус Помпилиус чужая земля альбом. Бутусов прогулки по воде. Наутилус Помпилиус по воде. Наутилус группа прогулки по воде.
Идет по воде. Человек вдалеке. Парень идет по воде. Петр идет по воде. Иисус идет по воде.
Хождение по водам. Идет по воде море. Человек вдали. Шагать по воде. Наутилус Помпилиус прогулки по воде Ноты для гитары.
Прогулки по воде Ноты для баяна. Апостол Андрей Ноты. Фотосессия идущая по воде. С причала рыбачил Апостол Андрей слова. Апостол Андрей песня текст.
Дыхание Наутилус. Дыхание Nautilus Pompilius. Наутилус Помпилиус что над нами километры воды. И над нами километры воды и над нами бьют хвостами киты. Айвазовский хождение по водам.
Иван Константинович Айвазовский хождение по водам. Хождение Иисуса Христа по водам Айвазовский. Христос на Тивериадском озере Айвазовский.
Мелодичная музыка, яркие синтезированные звуки и энергичный ритм создают уникальную атмосферу. Официальное видео к песне было выпущено на популярных музыкальных каналах и стриминговых платформах, что также повысило ее популярность. Зрители смогли насладиться красивыми видеокадрами, которые еще больше подчеркнули глубину чувств, описанных в песне. Благодаря своей популярности песня «Прогулки по воде» вошла во множество музыкальных чартов и стала хитом на радиостанциях. Она была исполнена на концертах и музыкальных фестивалях, где вызывала восторг у публики. Таким образом, песня «Прогулки по воде» завоевала сердца многих слушателей своим глубоким смыслом и музыкальной составляющей, что позволяет с уверенностью сказать, что она является одной из самых популярных и значимых песен в своем жанре.
Реакция автора Автор песни «Прогулки по воде» воплотил свои глубокие чувства и эмоции в словах этой песни. Он стремился передать слушателям свои мысли и переживания через метафору прогулок по воде, создавая образы и ассоциации, которые позволяют слушателям сопереживать его эмоции. Автор призывает слушателей проникнуться смыслом его песни, открыть свои сердца для глубинных переживаний и позволить мелодии и словам проникнуть в самое глубокое место души. Эта песня не является просто поверхностной историей, она обладает глубиной, которую автор стремится передать. Автор старается сделать песню универсальной, чтобы каждый слушатель мог найти в ней что-то свое, пережить свои собственные эмоции и воспоминания. Он хочет, чтобы его песня стала не просто фоном для слушателя, а стала источником вдохновения и понимания себя и своего внутреннего мира. Глубина чувств Поверхностная история Автор стремится передать слушателям свои внутренние переживания и эмоции, раскрывая глубину своей души через слова и мелодию песни. Автор просто рассказывает историю прогулок по воде без какого-либо глубокого смысла и переживаний. Песня наполнена метафорами и образами, которые позволяют слушателям сопереживать автору и воспринимать его песню на глубинном уровне.
Песня служит просто развлечением и отвлекает слушателя от реальности без какой-либо глубокой цели или смысла. Интерпретация слушателями Каждый человек, услышавший песню «Прогулки по воде», может прочувствовать и истолковать ее собственным образом. Некоторые слушатели могут увидеть глубокий смысл и рассмотреть ее как выражение глубоких чувств и эмоций. Они могут видеть в тексте олицетворение борьбы с внутренними демонами, попытку преодолеть личные преграды и найти себя в мире, который кажется безразличным и холодным. Другие слушатели могут воспринять песню «Прогулки по воде» как поверхностную историю, рассказывающую о приключениях и романтике. Для них эта песня может быть просто приятной мелодией, сопровождающей их воображение на прогулке по воде, уносящей их в мир фантазий и романтических историй. Без сомнения, именно разнообразие интерпретаций и ощущений, вызванных песней «Прогулки по воде», делает ее такой популярной и универсальной. Каждый слушатель находит в ней что-то свое, отражающее его собственные мечты, надежды и переживания. Оцените статью.
Во-вторых, рыбаком бедным , который ловит рыбу не с лодки большим неводом , но с «причала» скорее всего, небольшой сетью. Рядом с бедным рыболовом Андреем в тексте песни возникает другой Рыболов — Спаситель , Который ходит по воде и тоже ловит: но только не рыбу, а погибшие людские души: С причала рыбачил апостол Андрей, И Андрей доставал из воды пескарей, А Спаситель — погибших людей И. В этой строфе автор разводит двух главных героев песни человека и Бога по двум разным царствах: земному и небесному.
Эти царства отличаются друг от друга полярно противоположными онтологическими и ценностными ориентирами. Жизнь жителя земного царства, Андрея, ограничивается одним только причалом. Он не видит ничего, кроме воды и живет только для себя. Его главная цель — это « пескари » библейский Андрей ловил, конечно, не пескарей, но тилапию — основную промысловую рыбу Галилейского озера.
Они нужны ему для того, чтобы съесть их; чтобы ему, Андрею, было хорошо. Совершенно другую онтологию видим у Спасителя. Жизнь Иисуса не ограничена пределом причала. Он ходит по воде: везде и всегда.
Его главная цель — спасение погибших людей тех самых, жизнь которых ограничена некими пределами. И живет Спаситель не для себя, но для людей. По сути дела, в экспозиции Илья Кормильцев обозначает историософию блаженного Августина. Поэт представляет историю всего человечества в виде сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного.
Жители первого Града рождаются благодатью. Они входят в Град Божий через страдание , подобно идумеянину Иову. Жители второго Града рождаются от угождения испорченной грехом человеческой природе. Они входят в град Земной через грех беззаконие , отчего могут «подвергаться вечному наказанию с дьяволом» 15:1.
Андрей при виде чудес Спасителя понимает, что пределы его бытия ограничены водой — житейским морем. Герой страстно желает выйти за пределы этого порочного, замкнутого круга. Он хочет покинуть причал — преступить черту, отделяющую земной Град от Града Божьего. Но только Андрей не знает, как это сделать, ибо ему неизвестен « секрет » спасения.
И потому Андрей просит Спасителя раскрыть этот секрет. Этот крик души человека, жаждущего спасения, не остается без ответа. Спаситель раскрывает Андрею « секрет » перехода из одного града в другой. Или секрет спасения.
Правда, этот секрет оказывается секретом Полишинеля, ибо, как говорит автор, «никакого секрета здесь нет». Повиси-ка на нем. Ибо крест у христиан — это главное орудие спасения. Христос распинается на кресте , чтобы показать Своим ученикам помимо искупления наших грехов , что подлинное спасение состоит именно в распятии на кресте, в « висении » на нем, а не в том, чтобы с этого креста сходить Матф.
Понятно, что распятие и « висение» не стоит понимать буквально. В тексте подразумевается, конечно, не физическое распятие и «висение», но духовное. Речь идет о так называемом «несении» креста. В святоотеческой экзегезе крест означает в этом месте Евангелия от Матфея Матф.
Иларий Пиктавийский под несением креста понимает распятие тела «с пороками и вожделениями» «Комментарий на Евангелие от Матфея».
Разум и сердце никак не могут ни как следует разъединиться, ни прийти к согласию. Далее песня показывает ещё одну линию тектонического разлома между религией и рационализмом — противоречие между свободой и подчинением: Ты говоришь, что не хочешь быть Hикому никогда рабой, Я говорю — значит будет рабом Тот, кто будет с тобой. Действительно одна из классических претензий атеистов к религии и конкретно к христианству, заключается в том, что человек унижает, умаляет себя перед божеством, объявляет себя рабом всевышнего, а на деле превращается в раба его земных представителей — жрецов и священников.
Антирелигиозная риторика просветителей была построена на пафосе освобождения, раскрепощения человека. И пускай сами просветители зачастую являлись поборниками «просвещённой монархии», бунт против небесного царя естественно перешёл в потрясение земных престолов. Однако парадокс буржуазного восстания против высших властей заключается в том, что буржуа, эгоцентричный мещанин желает свободы только самому себе, но не окружающим, он ополчается против вышестоящих и не прочь заручиться в этом поддержкой ещё более обездоленных, чем он сам, но он не желает ничем жертвовать для других. Так вышло со всеми буржуазными революциями, когда буржуазия при помощи рабочих свергала монархов, а после этого, поделив места и портфели, осыпала санкюлотов картечью.
И эту особенность чутьём поэта подметил Кормильцев: да, дорогие обыватели, вы не хотите быть рабами, но вы не против рабства как такового, поскольку в тайне не теряете надежды сделаться рабовладельцами. А быть рабовладельцем, с точки зрения нравственности, ещё более подло, чем быть рабом. Ещё раз напомню, христианство бывает очень разным: в нём есть место и для чудовищного средневекового варварства, но в своих высших проявлениях — в раннехристианских общинах, в проповедях Иоанна Златоуста, в размышлениях Николая Фёдорова и Фёдора Достоевского, наконец, в поэзии Ильи Кормильцева — оно оказывается выше, чем мещанская мораль рыночного общества. Кормильцев здесь повторяет максиму, которую изрекали многие проповедники: лучше быть рабом бога, чем рабом человека, ибо, если я раб господень, то я больше ничей не раб.
Увы подобные сентенции можно трактовать двояко: можно под религиозными флагами свергать господ, а можно и примиряться со своим рабским положением, откладывая исполнение высшей справедливости до Страшного суда. Но неужели современный человек неизбежно вынужден выбирать между разумом и любовью, между рабством людским и рабством божественным? Вышеописанные противоречия лишь кажутся неразрешимыми, ибо они уже давно разрешены мировой социалистической традицией. Социалистический гуманизм отвергает религию, но не отвергает этику.
И в этом нет никакого парадокса: не обязательно бояться бога, чтобы любить людей. Наше вселенское одиночество, кратковременность и невозвратимость человеческой жизни заставляют ещё бережнее относиться к человеку, стремиться придать ему человеческое достоинство уже здесь и сейчас, ибо у конкретного человека нет никакого «потом», кроме благодарной памяти потомков, которую ещё надо заслужить. То же самое и с рабством: социалисты всех времён стремились снять всякое иго со всех людей, ибо, по выражению Достоевского, «каждый за всех виноват» — никто не может быть полностью свободен, пока хоть кто-то остаётся в плену. Индивидуальное спасение невозможно.
Спасая других, спасёшься и сам, об этом нам рассказывает предыдущая песня. А в «Небе и траве» Кормильцев сам невольно намекнул на возможность нерелигиозной, материалистической этики, ведь существование любви которую отрицает буржуазный утилитаризм он почему-то доказывает не ссылками на священные тексты, а примером из мира природы: «Я видел своими глазами, как тянется к небу трава». Возможно, религиозные люди сочтут это проявлением некоего божественного закона. Но почему бы в соответствии с требованием Оккама не обрезать лишнее и не назвать это просто законом, законом мироздания, законом природы.
Трава тянется к небу, а человек тянется к человеку. Это просто и естественно, куда естественнее рассуждений об эгоистичном гене или о воле к власти. Дмитрий Косяков, осень 2020 г.