заявил российскому телеканалу НТВ автор книги о Чкалове Валерий Шамшурин. 15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180 погиб выдающийся советский лётчик, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Герой Советского Союза, комбриг Валерий Чкалов погиб в 1938 году.
С Новым годом и Рождеством!
осечка, переламывает ружье, и в этот момент патрон стреляет дробью вперед, а гильзой назад, нанося смертельную рану Чкалову. Кому нужна была смерть героя? Дорогие друзья, в середине декабря исполняется очередная дата гибели легендарного летчика В. П. Чкалова. Ольга Чкалова, Валерия Валерьевна Чкалова, Игорь Чкалов. Сын пилота, полковник Игорь Чкалов также уверял обозревателя Евгения Черных, что гибель отца на совести Сталина и Берии. К гибели Чкалова причастно прежде всего НКВД и, возможно, Никита Хрущев. РИА Новости Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Далекий Восток, 20 июня 1936 года.
«Сейчас все замерзнет, мотор откажет»
- Что нам известно о Валерии Чкалове
- Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
- Валерий Павлович Чкалов - биография, фото
- Валерий Чкалов
- Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова
- Деликатный сервис
Валерий Чкалов
Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180» на Центральном аэродроме в Москве. По результатам проверки летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. Чкалов был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве. Персоны дня 28 апреля: 1906 — 1978 Курт Гедель австрийский логик, математик и философ математики.
Заслонку-то он, как утверждает автор очерка, забыл закрыть! Но при первом полете экспериментальной машины шасси не убираются! Даже первый полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 был осуществлен с выпущенными шасси. Кстати, тоже накануне нового года. А дальше в очерке сплошной мусор: и ржавая труба, пригвоздившая Валерия Павловича к креслу, и завьюженный фонарный столб на территории аэродрома какой идиот ставит фонарные столбы на аэродроме?! Послушайте, ведь кто-то должен бороться с глупостью, враньем, непрофессионализмом?
Ну, не захотелось автору очерка читать воспоминания тех, кто был свидетелем гибели Чкалова, не было времени позвонить сыну В. Чкалова — полковнику ВВС Игорю Чкалову, лень было заглянуть в энциклопедию, не разрешили ознакомиться с материалами правительственной комиссии, так зачем напраслину возводить на человека? Но больше всего поражает даже не то, что автор ничего не знает и знать не желает, а то, что, выдумывая все эти бредни, даже не задумывается над тем, что всё это бросает тень на человека, который сам уже не может ответить на эту ложь! А это уже подлость. К примеру, в судьбе Чкалова был пролет под Троицким мостом, за что он получил дисциплинарное взыскание и был отчислен из армии. Зачем же, описывая этот случай, придумывать, что самолет задел какие-то там провода и был поврежден? Ведь этому может поверить лишь тот, кто никогда даже на велосипеде не ездил!
На большой скорости и на малой высоте любое препятствие, а особенно провода под мостом, привели бы к катастрофе, но катастрофы-то не было. В угоду нынешним настроениям автор навязчиво подчеркивает, что Чкалов был любимчиком Сталина, и своим отказом принять пост наркома НКВД подписал себе приговор. Но ведь Сталин и Громову предлагал на выбор! И ничего не случилось. И тут невольно возникает вопрос: почему же Чкалов, будучи любимчиком Сталина, не вернулся в ВВС, а стал летать летчиком—испытателем? А всё дело в том, что к переходу Чкалова на испытательную работу Сталин не имел никакого отношения. И не Петр Баранов, как утверждает автор очерка, и не Сталин решили судьбу Валерия Павловича после злополучной истории с Троицким мостом, а нарком Яков Иванович Алкснис, погибший в 1937 году.
Юмашев и М. Громов, — когда Я. Алкснис приехал на аэродром, к нему подошел Юмашев и сказал: — Яков Иванович, все дело в том, что мы тут все похитрее Чкалова: делаем в воздухе то, что делает он, не на глазах, а чуть поодаль. Чкалову скучно в части, он полон энергии и не знает, куда ее девать. Дайте человеку настоящую работу летчика—испытателя.
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза Поделиться: 20 июня 1937 года завершился первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Командовал экипажем самолета Валерий Павлович Чкалов.
Сегодня мы бы хотели вспомнить биографию знаменитого советского летчика. Валерий Чкалов родился 2 февраля 20 января по старому стилю 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. В юности Валерий учился на токаря в Череповецком ремесленном училище, в 1918—1919 годах работал молотобойцем в Василевском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе. В 1919 добровольцем вступил в Красную армию. В 1921 работал слесарем на сборке самолетов на авиационном заводе в Нижнем Новгороде. Валерий Чкалов встретил Ольгу Орехову в 1924 году на занятиях драмкружка Свою вторую половинку Ольгу Орехову Чкалов встретил в 1924 году на занятиях драмкружка, в котором она выступала.
Между ними сразу же вспыхнула любовь, и вскоре летчик и учительница поженились. В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле. Он был нежно любящем мужем и заботливым отцом.
С 1918 он работал молотобойцем под руководством отца. А затем устроился кочегаром на пароход. Начало деятельности в авиации О службе в воздушных силах Валерий Павлович не помышлял. Однако все изменилось, когда он своими глазами в 1919 увидел самолет. Молодой человек загорелся желанием связать жизнь с авиацией. Еще сильнее эта мысль укрепилась после приезда в Нижний Новгород и знакомства с земляком Владимиром Фролищевым, который занимался обслуживанием самолетов в авиационном парке. В 15 лет по совету односельчанина Чкалов вступил в ряды Красной Армии.
Вскоре его направили учеником сборщика в этот же авиапарк. Будущий летчик проявил себя с лучшей стороны. С 1921 по 1924 годы он усердно учился в специализированных заведениях, где осваивал военные специальности, готовился к самостоятельной летной деятельности. Первый опыт управления самолетом испытатель получил в 1923 году. Курсант В. Чкалов крайний справа у самолета У-1 После окончания учебы в 1924 г. На службе проявил себя дерзким и отчаянным сорвиголовой, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. Сумасбродство летчика не нравилось руководству. Однако выговоры и наказания на пилота не действовали. Порой проблемы доходили до крайности.
Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Он явился на службу в пьяном виде, прилюдно оскорбил и ударил командира. Позже наказание смягчили, ограничившись 6-ю месяцами. Вскоре пилот смог реабилитироваться. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили на повышение квалификации в Липецк. В то время в городе учились немецкие летчики. На показательных выступлениях Чкалов занял 1-е место. Пролет Чкалова под мостом на истребителе В том же 1927 году, зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако долго служить ему не пришлось. Во время одного из групповых полетов из-за ошибки руководства Чкалов потерпел аварию.
Суд решил переложить вину только на летчика, оставив за кадром неграмотные действия командования. Военный трибунал 1928-го приговорил пилота к году лишения свободы. Кроме того, его уволили из рядов Красной Армии. К счастью, за Чкалова заступились К. Ворошилов и Я. В реальном заключении летчик провел всего месяц. Оставшаяся часть наказания была заменена на условную. Чкалов вышел из брянской тюрьмы. С 1929 по ноябрь 1930 числился в запасе. Трудился летчиком-инструктором, преподавателем в Осоавиахиме.
Летно-испытательная работа После недолгого «изгнания» в 1930 В. Чкалов вернулся в военные силы и стал работать в Научно-исследовательском институте ВВС. За 2 следующих года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30-и самолетов. Он принимал участие в проверке экспериментальных моделей. Например, именно Чкалов управлял воздушным авианосцем.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
заявил российскому телеканалу НТВ автор книги о Чкалове Валерий Шамшурин. Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза (учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004 году). Загадочная смерть Таинственной была потом и смерть самого Чкалова. Он погиб в декабре 1938 года во время испытательного полета самолета И-180.
В Москве почтили память Валерия Чкалова
Несмотря на то, что на момент испытаний в машине было выявлено 190 дефектов и игнорируя доводы конструкторов, 15 декабря Валерий Чкалов решил провести лётные испытания. При заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице. Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолёта. За халатность и неорганизованность в работе, приведшей к гибели пилота, под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это было подстроенная смерть, спланированная НКВД и Лаврентием Берией. Великое наследие Масштаб фигуры Валерия Чкалова, конечно, впечатляет — личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы орденами и наградами.
Неудивительно, что память о нём сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников.
При снижении самолет развернулся и врезался в кучу дровяных отходов. Передняя часть была разбита, Чкалова при ударе о землю выбросило вперед вместе с хвостовой частью фюзеляжа, деталями системы управления и сиденьем.
Он был еще жив, но умер по дороге в больницу по другой версии, как только его доставили в Боткинскую больницу через несколько минут. Причиной экстренной посадки самолета стал «отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». Нормально посадить самолет из-за недоработки его конструкции Чкалов уже не мог.
Оставалась возможность увести самолет подальше от жилых построек, чтобы избежать жертв. Созданная комиссия при расследовании трагедии сделала заключение, что в самолете, допущенном к полету, было больше 50 неустраненных дефектов. В итоге комиссия постановила: «Гибель т.
Что могло быть? Но друг и член экипажа Чкалова по полетам Георгий Байдуков, проведя собственное расследование, нашел ряд документов, не попавших в поле зрения комиссии. Они позволяют сделать вывод, что Чкалова убили, заставив лететь на недоработанном, негодном к полету самолете.
Например, из документов видно, что из 12 пунктов программы наземных испытаний не были выполнены 11: обмер крыла и двигателей, проверка закрылков и механизма управления ими и другие испытания. В конструкцию двигателя М-88 без согласования с заводом-изготовителем внесли технические изменения. Как объяснялось, для уменьшения веса.
Он был еще жив, но умер по дороге в больницу по другой версии, как только его доставили в Боткинскую больницу через несколько минут. Причиной экстренной посадки самолета стал «отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». Нормально посадить самолет из-за недоработки его конструкции Чкалов уже не мог. Оставалась возможность увести самолет подальше от жилых построек, чтобы избежать жертв. Созданная комиссия при расследовании трагедии сделала заключение, что в самолете, допущенном к полету, было больше 50 неустраненных дефектов. В итоге комиссия постановила: «Гибель т.
Что могло быть? Но друг и член экипажа Чкалова по полетам Георгий Байдуков, проведя собственное расследование, нашел ряд документов, не попавших в поле зрения комиссии. Они позволяют сделать вывод, что Чкалова убили, заставив лететь на недоработанном, негодном к полету самолете. Например, из документов видно, что из 12 пунктов программы наземных испытаний не были выполнены 11: обмер крыла и двигателей, проверка закрылков и механизма управления ими и другие испытания. В конструкцию двигателя М-88 без согласования с заводом-изготовителем внесли технические изменения. Как объяснялось, для уменьшения веса.
В целом, делает вывод Байдуков, на подобном самолете после таких изменений нельзя было не только летать, но даже совершать пробные пробежки с отрывом от земли на метр-два. Он отмечает: о том, к каким трагическим последствиям могли привести подобные деструктивные изменения, знали и понимали вожди партии.
При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом". Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.
Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день -25 град. В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом. В одном комиссии были единодушны — самолет был недоработан Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу — самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.
По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия снятия жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний. На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.
Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В.
Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.
Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить". А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г.
Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только а может быть и не столько по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание.
Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало — дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор? Были ли беспристрастны эксперты? При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность — выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов.
Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М. Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А. Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С. Причем, М.
Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года!? Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии. В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В. Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.
Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза — "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…" А.
Заявка на вступление
- Место гибели В.П. Чкалова
- Воробьев предложил новые шаги в цифровой трансформации Подмосковья
- Гибель Чкалова: кто на самом деле в ней виновен
- Гибель сталинского сокола | Мой город - Нижний Новгород, Мое Сормово, Мой Автозавод
- Кто убил Валерия Чкалова?
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Но выясняется, что в самолете обнаружено 139! Испытания переносятся на 12 декабря. Однако во время вторичной рулежки вышла из строя тяга управления нормальным газом мотора. Эта тяга была заменена на усиленную к утру 14 декабря и тогда же опробована. И главный конструктор Николай Поликарпов дает добро на полет продолжительностью 10-15 минут на ограниченной скорости. Заместитель наркома НКВД Лаврентий Берия пишет письмо Ворошилову, что испытания могут грозить катастрофой, поскольку в самолете 48 дефектов. То есть попросту ввел его в заблуждение. И испытания были назначены на 15 декабря. Злополучные жалюзи 15 декабря Чкалов ушел из дома ранним утром. На перекрестке улиц Горького и Большой Грузинской Валерий попросил водителя остановиться.
Вышел, чтобы купить папирос. И, похоже, тут тоже есть какой-то криминал. На улице было холодно - минус 27 градусов. Чкалов с трудом добрался до Центрального аэродрома имени Фрунзе - железнодорожный переезд был надолго закрыт. Но самолет снова был не готов к полету. Кто-то накануне снял жалюзи с мотора, которые предназначены для того, чтобы не случилось обледенения. Вряд ли кто-то сделал это по недомыслию, все было тщательно продумано. В сильный мороз отсутствие системы регулировки охлаждения мотора означает гибель пилота. Чкалов хорошо это понимал, но бесконечные затяжки с испытаниями стали уже притчей во языцех.
А чтобы установить жалюзи, потребовалось бы несколько часов. И он решает лететь. Если пробыть в воздухе не больше десяти минут, мотор обледенеть не успеет. В 12 часов 58 минут самолет оторвался от земли и поднялся на 500 метров. Чкалов сделал круг над аэродромом. Все, казалось, было в норме. И испытатель решил сделать второй круг, более широкий. Стал снижаться, но тут мотор заглох. Истребитель падал.
Чкалов мог бы посадить машину, как говорят летчики, на брюхо, если бы повернул ее к жилому бараку. Но чтобы перелететь его, нужно было убрать шасси, а оно было намертво заблокировано, то есть находилось в стабильно выпущенном положении. Валерий Павлович, видимо, побоялся, что в бараке могут находиться люди, резко свернул с курса и врезался в занесенную снегом бетонную опору. Ее он не увидел.
За него ходатайствовало руководство части, которое не было готово терять талантливого пилота и надеялось, что этот урок пойдет ему впрок. Но этого не случилось: Чкалову вновь не было равных в мастерстве управления самолетом, но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал обо всем, что порой приводило к большим неприятностям.
Так, во время одного из учебных боев Чкалов настолько увлекся, что уронил самолет своего товарища. Любимец Сталина О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны. Показав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов вызвал восхищение зрителей, а нарком Ворошилов распорядился выписать ему за мастерство денежную премию. Сталин запомнил храброго летчика, и с этого момента за Чкаловым стали приглядывать «высшие силы». В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. В одном случае он, зацепившись за телеграфные провода, разбил самолет, но сам почти не пострадал. И хотя отчасти в этом был виноват командир звена, разбиравшая причины аварий комиссия сочла, что авария стала следствием грубого нарушения устава, невнимательности и хулиганства Чкалова.
Сказалась его дурная репутация и тянувшийся за ним шлейф нарушений дисциплины и наказаний. Чкалова вновь отдали под трибунал, который приговорил его к году тюрьмы. Из рядов ВВС он был изгнан с убийственной характеристикой: Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признает никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Никакие воспитательные меры на него не действуют Из характеристики Валерия Чкалова Однако в заключении Чкалов пробыл недолго. Через несколько недель его освободили по ходатайству самого Ворошилова, но в армию до поры не вернули. В качестве наказания летчика отправили работать в Осоавиахим инструктором. Там он мог летать на новейших самолетах, испытывая их возможности всеми доступными ему способами.
Новая работа отлично подходила независимому и любящему риск Чкалову, его навыкам, темпераменту и жажде приключений. Однажды во время испытания нового самолета с убирающимся шасси застряла его левая «нога» — трос, который подтягивал шасси, ослаб и свернулся в петлю. Чтобы его распутать, Чкалов 40 минут швырял машину из стороны в сторону, делал резкие развороты, переворачивал ее колесами вверх, но это не помогало. Тогда летчик швырнул самолет с большой высоты вниз и у самой земли резко выровнял. От сильнейших перегрузок Чкалов на мгновение потерял сознание, а когда пришел в себя, застрявшая «нога» наконец была выпущена. Очевидно, Ворошилов рассказывал Сталину о воздушных приключениях летчика-испытателя Валерия Чкалова. При посещении опытного военного аэродрома Сталин спросил: «Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину?
И все мысли у него о том, чтобы благополучно довести их до посадки. Летчик запустил мотор и свечой взвился в воздух. В ушах все еще звучали слова Сталина. Я думал о нем. Я знал, что он следит за мной… Много дней я обдумывал все сказанное Сталиным и сделал для себя ряд практических выводов: стал летать много дисциплинированнее, стал в воздухе спокойнее. Меня поразила ясная сила сталинских слов: жизнь летчика дороже машины… Сталина летчики любят крепко, по-особенному, всей душой. И Сталин любит летчиков.
Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт. Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Отказаться напрямую Чкалов не посмел, но сказал, что должен сначала закончить испытания нового самолета. Пост занял Лаврентий Берия , а Чкалов погиб, и обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы. Герой В 1930-е годы культ личности Сталина в СССР был не единственным культом народа, строившего светлое будущее в одной отдельно взятой стране.
Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики. Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой. Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года.
Например, из документов видно, что из 12 пунктов программы наземных испытаний не были выполнены 11: обмер крыла и двигателей, проверка закрылков и механизма управления ими и другие испытания. В конструкцию двигателя М-88 без согласования с заводом-изготовителем внесли технические изменения. Как объяснялось, для уменьшения веса. В целом, делает вывод Байдуков, на подобном самолете после таких изменений нельзя было не только летать, но даже совершать пробные пробежки с отрывом от земли на метр-два. Он отмечает: о том, к каким трагическим последствиям могли привести подобные деструктивные изменения, знали и понимали вожди партии. Дочь Валерия Павловича вспоминала: «Моя мама, Ольга Эразмовна, рассказывала, что последние месяцы отец спал с револьвером под подушкой, у него изменилось выражение глаз, что хорошо видно на фотографиях того времени. После его известных на весь мир перелетов к нему был приставлен охранник, который сопровождал его все время, даже во время отпуска. Отцу, как заядлому охотнику, подарили патроны, которые оказались очень странными: при выстреле они давали осечку, зато стреляли потом, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. Эти патроны мама направила вместе с письмом к Берия, но ответа так и не получила». Не которые исследователи считают, что причиной убийства Чкалова была не только халатность, но и коррупция, злоупотребления властью среди высшего эшелона Советского государства. Чкалов, заняв государственную должность, в силу своего характера и будучи популярным среди советского народа, мог бескомпромиссно вести борьбу и выводить на чистую воду доносчиков, расхитителей и тех, кто злоупотреблял властью. И из-за своего позитивного имиджа Чкалов мог составить конкуренцию самому Сталину. Интересно сравнить таинственную смерть Чкалова в результате авиакатастрофы со смертью Юрия Гагарина, тоже популярного и погибшего примерно таким же образом при испытании самолета. По мнению писателя и исследователя Александра Рыжова, несчастный случай мог быть спланирован из-за отказа Чкалова занимать государственные должности, якобы предложенные ему самим главой партии Сталиным в начале 1938 года.
Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». Сталин отменил полет. Чкалова предупредили о неготовности И-180. Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя. Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет. Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух. Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор. Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался. Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины. На самолете оставались все дефекты, послужившие причиной запрещения полета. Кроме этого, самолет имел ряд чрезвычайно серьезных, опасных для полета недоработок, не отмеченных в ведомостях или актах». Основными виновниками ЧП были признаны главный конструктор завода Поликарпов, его зам Томашевич и директор Усачев, «безответственно форсировавший вылет недоработанной машины». Томашевич, а также директор завода, ряд других специалистов получили сроки. Новое расследование - В 1955-м была создана новая комиссия по расследованию катастрофы И-180, - продолжает Николай НАД. Но комиссия назвала ответственными за вылет И-180 читай, виновниками катастрофы главного конструктора Поликарпова и самого Чкалова. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство первого вылета в морозный день -25 град. Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзи, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Усачев, Беляйкин и Порай осужденные в 1939-м за гибель комбрига. Помнили «чистки» 1937 года и понимали, чем грозит промедление. Городу Чкалову, названному так после гибели аса, вернули историческое название Оренбург.
Гибель Чкалова: кто виноват на самом деле
Биографии. Статьи. Новости. Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков. Ничего загадочного в гибели Чкалова нет. Ольга Чкалова, Валерия Валерьевна Чкалова, Игорь Чкалов. «Правительство Союза ССР с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашего времени, Героя Советского Союза тов. Валерия Павловича Чкалова при испытании. К слову, во многом из-за гибели Чкалова самолет И-180 не стал главным истребителем советской авиации, уступив место И-16, который прославился в годы Великой Отечественной.
Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова
Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. Гибель Чкалова. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». Смерть летчика Чкалова была неслучайной. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. Дата смерти Валерия Чкалова — 15 декабря 1938. Его прах был захоронен в Кремлёвской стене.
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Учебные заведения: Череповецкий лесомеханический техникум имени В. Там же установлен бронзовый бюст героя. Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде Воронежский авиационный техникум имени В. Чкалова Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации имени В. Чкалова» Новокузнецк Оренбургский государственный педагогический институт имени В.
Чкалова Екатеринбург Станции рельсового транспорта: станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте в октябре 2012 года переименована в Дустлик и в Екатеринбурге; железнодорожная станция Чкаловская. Воинские части: Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. Чкалова Липецкий авиацентр. Предприятия Авиационный завод в Новосибирске.
НАПО имени В. Авиационный завод в Ташкенте Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В. Чкалова Остров в Сахалинском заливе Охотского моря.
На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года. Именем В. Чкалова назван астероид 2692 Чкалов. Дворец культуры имени В.
Чкалова в Новосибирске.
Короткая ссылка 15 декабря 2023, 07:28 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта на новом истребителе И-180 погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Благодаря рекордным беспосадочным перелётам Москва — остров Удд и Москва — Северный полюс — Ванкувер он стал кумиром миллионов людей во всём мире. Жизнь лётчика оборвалась, когда ему было всего 34 года.
Во время испытания «сырого» самолёта отказал двигатель. Чкалов увёл машину от жилых домов, но при посадке зацепился за провода и разбился. Его гибель породила много мифов и слухов, но ни один из них не нашёл подтверждения. Сегодня имя Валерия Чкалова стало легендой.
Версия 2: умышленное убийство Однако многие не верят, что гибель легендарного летчика могла быть случайностью. Существует версия об умышленном убийстве. Дети Чкалова утверждают, что за год до гибели на отца было совершено несколько покушений. По этой версии, Чкалов был неугоден кому-то. Анализ улик: за и против Чтобы разобраться в противоречивых версиях гибели Чкалова, рассмотрим основные аргументы сторонников каждой из них. Почему Чкалов нарушил запрет на полет? Могла ли одна техническая неисправность привести к катастрофе? Аргументы сторонников версии убийства: Якобы было несколько покушений на жизнь Чкалова Самолет могли специально подготовить для диверсии Слабые места этой версии: Неясно, кто конкретно мог стоять за убийством Многие факты основаны на слухах К сожалению, однозначно установить истинную причину гибели Валерия Чкалова по имеющимся на сегодня данным не представляется возможным. Обе версии имеют сильные и слабые стороны.
Похоже, эта тайна еще долго будет вызывать споры и домыслы. Неоднозначные выводы комиссий Хотя обе официальные комиссии 1938 и 1955 годов пришли к выводу, что причиной катастрофы стало переохлаждение мотора, их заключения вызывают множество вопросов. В частности, комиссия 1955 года возложила часть вины на самого Чкалова, обвинив его в нарушении указаний и чрезмерном риске. Однако многие считают такой вывод необоснованным и предвзятым. Кроме того, экспертные заключения носили довольно поверхностный характер и не содержали технических расчетов. Поэтому объективность выводов комиссий ставится под сомнение. Возможные мотивы для устранения Чкалова Допустим, гибель Чкалова действительно была не случайностью, а умышленным убийством. Тогда встает вопрос: кому это было выгодно и зачем? Версия о том, что Чкалов стал неугоден властям, представляется маловероятной.
Гораздо правдоподобнее, что устранить легендарного летчика мог кто-то на более низком уровне. Возможные мотивы: Зависть к славе и популярности Чкалова Месть за какие-то обиды или конфликты Конкретных фактов и имен здесь нет. Новые факты: зацепки для расследования Чтобы пролить свет на обстоятельства гибели Валерия Чкалова, необходимо рассмотреть некоторые малоизвестные факты того времени, которые могут стать зацепками для дальнейшего расследования. Незадолго до гибели Чкалов получил патроны для охоты с дефектами, которые могли привести к несчастным случаям. Кто и зачем их прислал? Некоторые свидетели утверждали, что за ночь до рокового полета Чкалова навещали неизвестные люди. Этот факт нуждается в проверке. Были ли какие-либо конфликты у Чкалова с другими летчиками или начальством? Мог ли кто-то желать ему зла по личным мотивам?
К сожалению, многие улики и факты безвозвратно утрачены.
Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади. За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы он освоил технику пилотирования 30 типов самолетов и совершил свыше 800 испытательных полетов.
Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку». Летчики преодолели расстояние 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж приземлился на американском аэродроме Пирсон. А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт. Значение этого события трудно переоценить как с точки зрения летного дела, так и развития советско-американских отношений. Ведь после Октябрьской революции США долгое время отказывались признавать молодое советское государство.
За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда протяженность маршрута составила 9374 км.