В конце лета 1850 года, после вступительных экзаменов, Дмитрий Менделеев был зачислен на физико-математический факультет Главного педагогического института. Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. 1907) — профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, русский учёный-энциклопедист. Когда Дмитрию Менделееву было 13 лет, его отец скончался.
Дмитрий Менделеев - неутомимый гений с неусидчивым темпераментом
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В 30 лет Менделеев получает звание профессора, через два года он становится главой кафедры. В следующие годы Менделеев исправил атомные веса одиннадцати элементов и изменил местоположение двадцати. Менделеев многие годы оставался на переднем крае борьбы за экономическое развитие страны. автор и ведущий программы «Библейский сюжет», редактор сериала «Святыни христианского мира», художественный руководитель телевизионной студии «Неофит» московского Да. Менделеев получает при университете кафедру неорганической (общей) химии, на которой проработал затем в течении 23 лет.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
Достоверно известно только то, что восьмерым младенцам не удалось прожить и года, а некоторые из них были так слабы и нежизнеспособны, что родители не успели даже дать им имени. Еще одна сестра великого химика, Мария, скончалась в 15 лет. Отец семейства, Иван Павлович, имел чин надворного советника, был директором окружных училищ, директором Тобольской гимназии. Он происходил из рода священнослужителей, в свое время окончил Тверскую семинарию, Главный педагогический институт. Многие исследователи биографии великого химика задаются вопросом, каким образом сын священника Павла Соколова стал называться Иваном Менделеевым.
Нужно сказать, что это было обычной практикой того времени. По окончанию семинарии выпускники получали другие фамилии, отличные от тех, которые были даны им при рождении. Семинарист Иван Соколов во время учебы прославился способностью совершать удачные обмены материальными благами в среде своих сверстников. По этой причине он и получил говорящую фамилию — умеющий «мену делать», Менделеев.
Мать будущего ученого, Мария Дмитриевна, в девичестве носила фамилию Корнильевой. Эта женщина была представительницей старинного рода сибирских купцов и промышленников. Родители даже не пытались дать ей образование, но девушка, пользуясь тем, что ее братья учились в гимназии, самостоятельно прошла курс обучения. Учебники братьев, их поддержка дали возможность девушке стать образованной, расширили ее кругозор.
Дмитрий Менделеев в молодости Эта дама умело вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей. Среди своих родных и знакомых она слыла очень умной и интеллигентной женщиной. Дмитрию было только 10 лет, когда его отец скончался. Сначала он полностью потерял зрение.
После перенесенного стресса его здоровье сильно пошатнулось, и он умер. Потеря единственного кормильца стала большой трагедией для огромной семьи. Несмотря на горе, Мария Дмитриевна продолжала твердой рукой вести хозяйство и воспитывать детей. Эта женщина с сильным характером оказывала большое влияние на своего младшего сына.
Еще до кончины отца семье Менделеевых пришлось переехать в село Аремзянское, где у брата Марии Дмитриевны, который жил в Москве, был небольшой стекольный заводик. Энергичная женщина стала управляющей этого предприятия. Небольшой пенсии супруга и жалования, которое получала Мария Дмитриевна, было достаточно для содержания огромного семейства. Когда младший Менделеев стал гимназистом, Мария Дмитриевна выслушивала немало претензий от педагогов по поводу отсутствия способностей к учебе у ее сына.
Он не проявлял интереса ни к одному из предметов, особенно тяжело давалась мальчику латынь. Зато ему нравилось наблюдать за стекольным заводом. Здесь подросток получал первые впечатления от организации работ на промышленном предприятии. Внимательная, умная мать сделала вывод, что в ее семье растет будущий предприниматель, и решила развивать способности сына в этом направлении.
Когда мальчику было 14 лет, на стекольном заводе случился пожар, спасти предприятие не удалось. Семья потеряла большую часть своих доходов. После долгих раздумий Мария Дмитриевна приняла решение переехать в Москву, чтобы устроить младшего сына в университет. Два года ушло на завершение всех дел в Сибири, после мать уехала в столицу с двумя младшими детьми — Лизой и Дмитрием.
Это произошло в 1850 году, Дмитрий поступил учиться на отделение естественных наук физмата Главного пединститута. Через несколько месяцев после этого события Мария Дмитриевна скончалась. Преподавателями Менделеева были знаменитые профессора Н.
Отвечая на вопрос «Петербургской газеты» в 1905 г. Многие отмечали сходство стиля Менделеева со стилем Л. Толстого, с его грамматической усложнённостью. Впрочем, такой «нелёгкий» стиль с обилием неологизмов и неясных на первый взгляд конструкций был характерен и для других выдающихся мыслителей этого поколения — Н. Фёдорова, А. Щапова в XX веке им неудачно подражал А.
Какими же всё-таки были общественно-политические взгляды Менделеева? В зрелые годы и в конце жизни учёный был сторонником монархии, хотя высказывался осторожно: «в предвидимом будущем Россия была и будет монархической страной». В то же время он выступал за привлечение к государственному управлению представителей науки, включение их в «совещательный совет при канцлере или Комитете министров». Менделеев считал себя «реалистом», отрицая как материализм, так и идеализм, и рассматривал это направление как наиболее отвечающее «русскому пути развития». Учёный писал: «чтобы предстоящий путь был по возможности эволюционным и прогрессивным, прежде всего он не должен отрицать прошлого». Он скептически относился к участию во власти и законодательстве узких «теоретиков»: «Теория, партии, системы, бесспорно, тут необходимы, они и будут непременно, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь». Говоря о системе выборов в Государственную Думу, Менделеев выступал против имущественного ценза, который «нисколько не говорит о личных качествах владельца», зато был сторонником введения «отцовского ценза»: «чтобы все выборщики и наполовину выбираемые были отцами, имеющими не менее определённого числа детей». Это связано с необходимостью для России роста населения, а также с жизненным опытом человека, имеющего детей. Считается, что в последние годы жизни Дмитрий Иванович сблизился с «Союзом русского народа», то есть примкнул к тому направлению, которое именуется «черносотенным».
Документальных подтверждений этому нет, зато по интернету бродит фраза, приписанная учёному: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить». Кроме того, «национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла». Таким образом, Менделеев признавал национализм, но понимал его не вульгарно, не как национализм узко этнический, а как национализм широкий, цивилизационный. Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан». Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить».
Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой». Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел. Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно. Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя.
Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу. Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л.
Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний.
Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности?
Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции».
Он выступал за экономическую независимость России и наряду с наукой занимался вопросами развития промышленности страны. Учёного не раз выдвигали на Нобелевскую премию, но он её так и не получил. Сегодня Менделеев считается одним из величайших химиков и учёных в истории — его вклад в развитие мировой науки неоценим. Однако ему удалось поступить на физико-математический факультет Главного педагогического института в столице. Его интересы распространялись на химию, физику, экономику, метеорологию, геологию, социологию, экологию и другие сферы, за что учёного прозвали русским Леонардо да Винчи.
Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове. Министерство народного просвещения утверждает Дмитрия Ивановича профессором Петербургского университета. Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий. Результатом стала его работа "О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года" 1869 - Первая формулировка Периодического закона. Меншуткин читает доклад Д. Менделеева "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве" 1869-1871 - Выход в свет классического труда Менделеева "Основы химии", построенного на основе Периодического закона 1872-1878 - Менделеев проводит систематические исследования растворов и законов сжимаемости газов. Проявляет интерес к проблемам воздухоплавания и изучению высших слоёв атмосферы.
Человек своеобычный
8 февраля - Дмитрий Менделеев - 190 лет со дня рождения | Когда Дмитрию Менделееву было 13 лет, его отец скончался. |
Интересные факты о Дмитрии Менделееве - Экспресс газета | В конце лета 1850 года, после вступительных экзаменов, Дмитрий Менделеев был зачислен на физико-математический факультет Главного педагогического института. |
Неизвестный Менделеев: сыровар, шпион и соперник Нобеля | 1. В 1841 году Менделеев поступил в гимназию. |
Великий ученый Дмитрий Менделеев | В год его рождения его отец, Иван Павлович Менделеев, ослеп, ему было 51 год, матери 41. |
Ответы : Сколько лет Менделееву????_________ | Дмитрий Иванович Менделеев Великий русский ученый родился в городе Тобольске восьмого февраля 1834 года, умер 20 января 1907 года в возрасте 72-х лет, не дожив несколько дней до своего 73-х летия, по. |
190 лет со дня рождения Менделеева: что предвидел великий ученый
Дмитрий Менделеев - биография, факты, фото | В 1855 году Менделеев с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета и был назначен старшим учителем естественных наук Симферопольской мужской гимназии. |
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева | В 1862 году Менделеев женился на падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова. |
Известные высказывания Дмитрия Менделеева
- Заслуги Менделеева вспоминали продолжатели его дела | ФБУ "Тест-С.-Петербург" | Дзен
- Дмитрий Менделеев — биография
- Неизвестный Менделеев
- Неизвестный Менделеев
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
В год его рождения его отец, Иван Павлович Менделеев, ослеп, ему было 51 год, матери 41. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила. В конце лета 1850 года, после вступительных экзаменов, Дмитрий Менделеев был зачислен на физико-математический факультет Главного педагогического института. Иван Менделеев потерял зрение из-за катаракты, операция не принесла значимого облечение, а впоследствии он скончался, когда младшему сыну исполнилось всего 13 лет.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения и принесшую ему мировую известность. По распоряжению церкви Менделеев после развода не имел права жениться семь лет, но его новая возлюбленная уже была беременна. 8 февраля исполняется 186 лет со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста, автора периодической системы химических элементов – Дмитрия Ивановича Менделеева. Напоследок, без малого в семьдесят лет, Менделеев сумел прозреть — осенью 1903 года ему сделали операцию на глазах. В конце лета 1850 года, после вступительных экзаменов, Дмитрий Менделеев был зачислен на физико-математический факультет Главного педагогического института. В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения и принесшую ему мировую известность.
Героическая женщина
- Двоечник и золотой медалист
- Ранние годы
- Дмитрий Менделеев - биография
- Нет дороги — иди в педагоги
- Неизвестный Менделеев - Телеканал "Наука"
- Интересные факты о Дмитрии Менделееве - Экспресс газета
Чем известен Дмитрий Менделеев: 10 фактов из жизни русского учёного
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ | В 1891 году Менделеев отправляется в Англию и Францию для изучения промышленного производства пороха. |
Биография Дмитрия Менделеева | В 1862 году Менделеев женился на падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова. |
8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева | В 1888 году Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. |
Интересные факты о Дмитрии Менделееве - Экспресс газета | В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения и принесшую ему мировую известность. |
Интересные факты о Дмитрии Менделееве - Экспресс газета | Дмитрий Иванович Менделеев – русский учёный-энциклопедист, открывший таблицу химических элементов. |
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Документальный фильм из цикла «Ученые люди» посвящен Дмитрию Менделееву, знаменитому изобретателю таблицы периодических элементов. 8 февраля 1834 года родился великий русский учёный Дмитрий Менделеев. В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения и принесшую ему мировую известность. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834-м году в Тобольске. 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске родился Дмитрий Иванович Менделеев.
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л.
Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну.
О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль.
Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности?
Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук.
Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности.
До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает.
У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость».
Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству».
Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами». По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т. Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь. Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы.
В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции. Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева. На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми.
Таким образом, на словах Д. Менделеев выступал против социалистов и их идей, но фактически взгляды учёного развивались в том же направлении, что вообще типично для русской общественной мысли, включая религиозную. Она направляла свою критику не против социалистической идеи как таковой, а лишь против тех форм, которые последняя принимала в конкретный период «прогрессистский» атеистический социализм прозападного толка. Это было правильно оценено в советское время. Менделеев и уже упомянутый Н. Фёдоров, наряду с С.
Подолинским, в одно и то же время стали говорить о перспективе «автотрофности» — получения продуктов питания из солнечной энергии и неорганических элементов. В 1903 г.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер.
В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование.
Еще Менделеев годы жизни: 1834-1907 известен народу тем, что доказал - водка должна быть крепостью 40 градусов.
Только это миф. Дмитрий Иванович на самом деле защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою» в 1865 году, но про водку там нет ни слова, речь в ней в основном идет о свойствах смесей спирта и воды в области высоких концентраций спирта — от 70 градусов. Менделеев не имеет никакого отношения к появлению в России сорокоградусной водки.
А откуда же она - чертовка взялась? До появления в России спиртометров крепость водно-спиртовой смеси «хлебного вина» измерялась так называемым отжигом. Если из подожжённого вина выгорала ровно половина, то такое вино называлось «полугаром».
Впоследствии, когда крепость стала измеряться спиртометрами, министр финансов Российской империи М. Рейтерн предложил округлить это число до сорока. Предложение приняли и норма в 40 объёмных процентов градусов была закреплена в Уставе о питейных сборах, утвержденном 6 декабря 1886 года.
Кстати, водку в России в 19 веке производили не разведением ректификованного спирта водой, как сейчас, а путем перегонки, как самогон. Но в 21 веке Менделеева в нашей стране вспоминают чаще всего в связи с его прогнозом, что в 1950 году в России должно было проживать 282,7 млн человек, а в 2000 году — 594,3 млн человек. Менделеева считают еще и демографом.
Он дал в 1906 году прогнозы о численности населения в середине и конце 20 века и в других странах. Давайте рассмотрим его прогнозы по другим странам мира и сравним с итоговыми результатами. Это относительно точный прогноз Менделеева, второй точный прогноз дан по населению Польши.
При этом те, кто спекулирует на данном прогнозе Менделеева, пишут, что в 1959 году численность населения США составляла 179 млн, а у Менделеева прогноз 180 млн. Вот только они не указывают, что прогноз 180 млн дан по белому населению США и на 1950 год, а это две большие разницы; что в 179 млн 1959 года входят не только белые, но и негры, азиаты, индейцы и метисы, что с 1950 по 1959 год население США выросло на 28 млн человек, со 151 млн до 179 млн. Вот и надо сравнивать 180 млн по прогнозу Менделеева со 125 млн, что было в реальности, то есть ошибка на 55 миллионов.
Прогноз по Аргентине: 1900 год - 5. Интересен прогноз Менделеева по Индии на 2000 год.
В 1893 году он основал Главную палату мер и весов сегодня — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. В процессе работы учёный открыл периодический закон химических элементов. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности, выступал за экономическую независимость страны. Его имя носит множество известных российских научных заведений.
При жизни он получил звание почётного доктора целого ряда ведущих мировых университетов, включая Оксфорд и Кембридж.
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления легких. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Менделеевой, урожденной Корнильевой. В год его рождения — 1834-й — 51-летний отец Иван Менделеев ослеп и вынужден был оставить службу. 2 февраля 1907 года умер Дмитрий Менделеев — выдающийся русский химик, открывший периодический закон химических элементов и сделавший огромный вклад в развитие отечественной науки. В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения и принесшую ему мировую известность. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила.