Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии.
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе
Обучающиеся познакомились с некоторыми событиями биографии Гоголя. В интерактивном задании были использованы фотографии из дома-музея известного писателя. Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки». В школьной библиотеке ребята познакомились с книгами Н. Николай Гоголь автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы: «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и многие другие.
Легенда 2. На самом деле его звали не Гоголь, а Яновский Вердикт: отчасти это правда. Запись о рождении Николая Гоголя помечена крестом в метрической книге Спасо-Преображенской церкви в Больших Сорочинцах.
Расскажем несколько важных моментов. К вопросу о предках Н. Киев, 1902. Сын его Демьян, тоже священник, уже носит фамилию Яновский — очевидно, образованную от имени отца по-польски Яна. Кирилл и его потомки также будут священниками и будут носить фамилию Яновские. Афанасий учился в Киевской духовной академии, но священником не стал: он получил чин полкового писаря, а впоследствии и секунд-майора. Превращение Гоголей в Яновских он объяснил так: «…отец мой Демьян, достигши училищ в киевской академии где и название по отцу его, Яну, принял Яновского , принял сан священнический и рукоположен до прихода в том же селе Кононовке» А.
Сочинение Николая М. Однако у позднейших исследователей представленные Афанасием доказательства вызвали серьезные сомнения: с одной стороны, в реальности существовал вовсе не Андрей Гоголь, а Евстафий, с другой — отчество Ивана было не Прокопьевич, а Яковлевич. Вероятно, Афанасий Демьянович темнил, чтобы доказать свое право на дворянство. То есть прямых доказательств связи рода Яновских с родом Гоголей нет. Интересно, что новой фамилией потомки Афанасия пользовались вовсе не всегда. Так, запись в метрической книге о рождении и крещении Николая Гоголя звучит так: «Марта 20-го у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен 22-го. Молитствовал и крестил священнонаместник Иоанн Беловольский».
Яновский», «Н. Гоголь», «Н. Целью восстания было восстановление независимой Польши в границах 1772 года, то есть до Первого раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Давыдова и П. Чаадаева » Л. Моя фамилия Гоголь, а Яновский только так, прибавка; ее поляки выдумали» М. В своем намерении укоротить фамилию писатель был очень настойчив: он подписывает свои письма «Н.
Шестого февраля 1832 года он пишет матери: «Ваше письмо от 19 января я получил. Очень жалею, что не дошло ко мне письмо ваше, писанное по получении вами посылки. Может быть, кто-нибудь поднял его на большой дороге и носит, как свою собственность. Как бы то ни было, только я нигде не известен здесь под именем Яновского, и почталионы всегда почти затрудняются, отыскивая меня под этою вывескою» Н. Ищем ляпы в «Вии», «Носе», «Мертвых душах» и других текстах классика Легенда 3. Гоголь очень любил лечиться Вердикт: это правда особенно он любил поговорить о болезнях. Николай Гоголь.
Рисунок Виталия Горяева. Он был не только закутан в различные свитки, шубы и одеяла, но просто-напросто закупорен. Когда его стали разоблачать, то долго не могли докопаться до тщедушного, крайне некрасивого и обезображенного золотухою мальчика. Поэтому уши его были крепко завязаны пестрым, цветным платком, придававшим его дряблой фигуре потешный вид» М. Он сильно страдал от золотухи; из ушей у него текло…» В. Литературные и житейские воспоминания. Надо заметить, что это было небезосновательное предположение: Гоголь так уже поступил в 1832 году.
Своих болезней Гоголь не стеснялся, а, напротив, любил при случае на них пожаловаться. Пересказывая историю о том, как Пушкин подарил ему сюжет «Мертвых душ», Гоголь так передает аргументацию Пушкина, убеждавшего его начать писать роман: «Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано…» Н. Из воспоминаний княжны В. В этих рассказах о здоровье могли появляться самые фантастические как всегда у Гоголя подробности.
В "Арабесках впервые были напечатаны также его петербургские повести «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». Сборник «Миргород» являлся продолжением «Вечеров…» с украинскими народными мотивами. Весь тираж сборников был быстро раскуплен. Теперь литературная слава Гоголя стала бесспорной. К 1834 году относится замысел «Ревизора». Основной сюжет «Ревизора», как и позднее «Мёртвых душ», был подсказан Гоголю Пушкиным.
Однако всё создание, начиная от плана и до последних мелочей, было плодом собственного творчества Гоголя. Это была скрупулёзная работа по определению плана и деталей исполнения, существует целый ряд набросков. Поэтому первая печатная форма комедии появилась только в 1836 году. Первыми слушателями комедии были Пушкин, Вяземский, Тургенев, которые посоветовали писателю обязательно поставить пьесу в театре. Однако цензура долго не пропускала пьесу к постановке. Только после обращения Жуковского к императору было дано разрешение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест. Через несколько недель пьесу сыграли и в Москве. Её поставил друг писателя актёр Михаил Щепкин. В это же время выходят первые номера пушкинского «Современника».
Здесь появляется рассказ Гоголя «Нос» о чиновнике, который потеряв нос, потерял шанс на повышение. В этом журнале был напечатан и его рассказ «Коляска». Адреса в Санкт-Петербурге Ниже представлены адреса в Санкт-Петербурге, по которым в разные периоды жил Николай Гоголь: Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. За границей Портрет Гоголя Фёдора Моллера начало 1840-х годов В июне 1836 года Гоголь выезжает за границу, где он с перерывами пробыл почти 10 лет. За границей он жил в Германии, Швейцарии, в Париже провёл время с А. Там же встретился и сблизился с А.
Всё это время он продолжает работу над «Мёртвыми душами». В феврале 1837 года погиб Пушкин, писатель очень переживал смерть поэта. Он собирался вернуться в Петербург, который со смертью Пушкина совсем опустел для него, но вместо этого писатель отправился в Италию. В марте 1837 года он был в Риме. Город ему очень полюбился своей древней историей, памятниками архитектуры, картинными галереями. Он любил показывать Рим приехавшим к нему друзьям. Здесь же в Риме он закончил «Шинель», написал «Ацунциату», позже переделанную в «Рим». В 1841 году он закончил первый том «Мёртвых душ» и вернулся в Москву, чтобы опубликовать произведение. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё, как и в случае с "Ревизором, убедили писателя в его огромном влиянии и власти над умами современников. Эта мысль стала постепенно складываться в своё пророческое предназначение и использование этого пророческого дара на благо общества.
После долгих бюрократических проволочек цензура допустила к печати первый том «Мёртвых душ» весной 1842 года.
Летом 1845 Гоголь сжег рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 года, находясь в Неаполе, тяжело пережил известие о смерти Н. Языкова, одного из самых близких его друзей. В том же году вышли "Выбранные места из переписки с друзьями" - произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей "дельной книгой", поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи.
Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход "Выбранных мест…" навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей С. Аксаковых, С. Шевырева и др. С декабря 1848 жил у А.
Толстого в Москве, продолжая работу над 2-м томом поэмы и другими сочинениями в том числе начатыми еще в 1845 в Париже "Размышлениями о Божественной литургии". В конце января 1852 обнаружились признаки нового душевного кризиса: Гоголь тяжело пережил смерть Е. Хомяковой, сестры Н. Бывшая могила Н. Гоголя в Свято-Даниловом монастыре в Москве Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение.
От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Свято-Даниловом монастыре гроб несли на руках студенты и профессора университета в 1931 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.
Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?
Получить разрешение на постановку «Ревизора» на театральных сценах оказалось непросто. Жуковский убедил в этом лично Николая I, и император посетил премьеру в Петербурге в мае 1836 года. Чуть позже «Ревизор» прошел и в театре в Москве. В этот же период вышел первый выпуск журнала «Современник», издателем которого был Пушкин. В нем опубликовали произведения Николая Гоголя «Нос» и «Коляска». Постановки «Ревизора» шли с аншлагом, но отзывы о комедии были разные, узнававшие себя в героях произведения обвиняли автора в «поклепе на Россию». От пережитых волнений, досад и, чтобы привести в порядок мысли, писатель уехал в Европу. Куда пропал второй том «Мертвых душ» — версии Николай Гоголь начал писать «Мертвые души» в 1835 году в Петербурге, но потом забросил работу и продолжил уже после отъезда за границу.
Считается, что сюжет для этого произведения, как и для «Ревизора», ему тоже подсказал Пушкин. В течение нескольких лет Гоголь жил в разных европейских странах. В 1841 году он закончил работу над первым томом «Мертвых душ» и вернулся в Москву, чтобы напечатать его. Сам писатель называл это произведение поэмой и задумывал книгу, как трехтомник. Скупавший мертвые души Чичиков должен был постепенно пройти через чистилище и духовно переродиться. По некоторым данным, плоды своего труда он уничтожал дважды. Первый раз писатель в порыве душевных переживаний сжег рукопись в 1845 году, позже по памяти восстановил утраченное, и почти законченный второй том бросил в огонь незадолго до своей смерти в феврале 1852 года.
Существует несколько версий, самая распространенная из которых — Гоголь сознательно сжег второй том «Мертвых душ», и этот факт подтверждал слуга писателя. Предполагают, что на это его толкнули психологические проблемы и неудовлетворенность творческим результатом. Некоторые считают, что рукопись попала в огонь по ошибке, с другими бумагами, приготовленными для уничтожения. Были также версии, что книгу спрятали недоброжелатели или, наоборот, друзья, которые планировали ее напечатать в более благоприятной политической обстановке. Есть и те, кто ставит под сомнение само существование второго тома, якобы его чистовую версию никто не видел. Так или иначе, но от второго тома остались только черновики нескольких глав, которые после доработки были опубликованы через несколько лет после смерти писателя. Третий том так и остался только в его замыслах.
Всего за свой творческий путь Гоголь написал около 30 произведений. Одиночество и ранняя смерть Гоголя Биографы сообщают о нескольких предполагаемых возлюбленных Гоголя, но до брака дело не дошло по разным причинам, писатель ни разу не был женат и не имел детей.
В ходе расследования оказалось, что сам Смирнов никакого отношения к этому не имеет. Но его всё равно отстранили от должности. О своих переживаниях Смирнова-Россет сообщала Гоголю. Исследователи не исключают, что именно это стало причиной, по которой второй том "Мёртвых душ" никто не увидел. К слову, изначально он задумывался как трилогия. Это не единственное произведение, уничтоженное писателем.
Просто история с "Мёртвыми душами" стала наиболее известна. На самом деле первым сожжённым произведением стала поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная в 1827 году. К тому моменту студент академии Гоголь писал под псевдонимом В. Поэму опубликовали, и на неё написали несколько язвительных отзывов. Такого Гоголь не смог простить: он выкупил вместе со своим слугой все доступные экземпляры, а после сжёг их в камине. Однако несколько копий издания всё же сохранилось, и сейчас эти экземпляры являются большой ценностью. Гоголь не хотел жениться Писатель не имел ничего против семейных уз и брака. Он даже пытался, как минимум один раз в жизни, сделать предложение.
В начале 1840-х писатель познакомился с Анной Виельгорской и её семьёй в Петербурге.
Николай Гоголь умер за месяц до своего 43-го дня рождения — писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Все попытки друзей и врачей его спасти оказались тщетными. КультураЗаводоуковск Опубликовано 19.
Это вдохновило автора на новые произведения: «Ночь перед Рождеством»; «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Мертвые души»; «Вий»; «Ревизор» и многие другие. К сожалению, кроме тяги к литературному творчеству, от отца Николай Васильевич унаследовал психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. В связи с этим о жизни классика сочиняют мистические легенды, а об истинной причине смерти спорят и по сей день. ЛитРес предоставляет возможность скачать книги легендарного Николая Гоголя, чтобы оценить мастерство великого писателя. Выбирайте подходящий формат fb2, txt, epub, pdf и загружайте произведения на ридер, смартфон, ноутбук или другое электронное устройство. Похожие авторы.
Новости за 2024 год
Аксаков и К. Аксаков , М. Щепкин , И. Киреевский , С. Шевырёв , М. В 1835 г. Гоголь снова посетил Москву, где в мае состоялась, по-видимому, его первая встреча с В.
Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы «Миргород» и «Арабески» расширили диапазон его творчества в направлении, которое было предуказано входившей в «Вечера…» повестью «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». В сборнике «Миргород» части 1—2, 1835 в поле зрения Гоголя — мелкие заботы и неприятности, «пошлость пошлого человека» формула, по утверждению Гоголя, принадлежащая Пушкину , каверзничество и сутяжничество «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» , разрушение идиллического состояния мира «Старосветские помещики» и естественных человеческих связей, происходящее под влиянием дьявольских сил особенно отчётливо — в «Вие». Повести из сборника «Арабески» части 1—2, 1835 — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и другие — добавили к этой проблематике петербургские, столичные темы: пошлость и повседневность соединились с напряжённым пафосом, гротескным изломом сюжетных и повествовательных планов, с тревожным, катастрофическим настроением большого города. Это направление было впоследствии продолжено другими «петербургскими повестями» так они были названы в критике уже после смерти писателя : «Нос» опубликован в 1836 в пушкинском журнале «Современник» ; здесь же в том же году появились повесть «Коляска», статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» и др. В отличие от других циклов, «Арабески», наряду с художественными текстами, включали в себя критические и исторические работы, в том числе статью «Несколько слов о Пушкине», содержавшую глубокую и всестороннюю оценку творчества поэта. Художественная критика и эссеистика Гоголя стоят у истоков отечественного искусствознания опубликованы в «Арабесках» статьи «Об архитектуре нынешнего времени», «Скульптура, живопись и музыка», «Последний день Помпеи».
Исторические работы Гоголя в значительной степени были связаны с его профессиональными интересами: в 1834—1835 гг. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма «Альфред» 1835 на сюжет западноевропейского Средневековья , а также повесть «Тарас Бульба» 1-я редакция опубликована в сборнике «Миргород», 2-я — в «Сочинениях», 1842 из украинской истории с историей Украины связана и сохранившаяся во фрагментах трагедия «За выбритый ус», над которой Гоголь работал в 1839—1841. Все эти замыслы связаны с периодами, вызывавшими к себе наибольший интерес Гоголя-историка; при этом его, очевидно, привлекало такое состояние нации, когда она, несмотря на внутренние конфликты, способна вдохновиться одной идеей, предстать как единство. Этого качества лишена, по Гоголю, раздробленная современная жизнь, раздираемая на части эгоистическими, своекорыстными интересами. Заключительная сцена пьесы «Ревизор». По рисунку Николая Гоголя.
Иллюстрация из книги: Nikolaj Gogol. Dramatische Werke. Band 5. Берлинская государственная библиотека. Staatsbibliothek zu Berlin. Историзм Гоголя подвёл его к «Ревизору» — комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием поставлена впервые 19 апреля 1836 в санкт-петербургском Александринском театре ; в том же году вышла отдельным изданием.
На подсказанный А. Пушкиным сюжет, объединивший вечную ситуацию qui pro quo c локальным мотивом чиновничьей инспекции ревизии , Гоголь написал пьесу, тяготеющую к предельному обобщению: перед нами «сборный город» выражение из пьесы «Театральный разъезд после представления новой комедии», 1842, где изложены теоретические взгляды Гоголя как комического писателя , в котором представлены различные стороны социальной жизни и разнообразные свойства человеческой натуры. При этом иррациональное начало истории по формуле Гоголя, «сильные кризисы, чувствуемые целою массою» выражено в пьесе с помощью новаторских художественных приёмов, начиная с «миражной интриги» и кончая заключительной «немой сценой». Подспудно-гротескные мотивы развивали и другие пьесы Гоголя. Так, в «Женитьбе» опубликована и поставлена в 1842 происходила тонкая переакцентировка традиционной комедийной пары — слабовольного жениха и предприимчивого помощника друга, слуги и др. В «Игроках» опубликована в 1842, поставлена в 1843 углублялась ситуация «обманутого мошенника»: никто не вправе считать себя окончательным «победителем» — всегда «под боком отыщется плут, который тебя переплутует» слова карточного шулера Ихарева в заключении пьесы.
На этот счет есть неопровержимые доказательства. Отец Н. Гоголя По свидетельству Марии Ивановны Гоголь, матери писателя, «родился он в 9-м году 19 марта» [3]. Двоюродная сестра Гоголя, Мария Николаевна Синельникова рожденная Ходаревская , писала Степану Петровичу Шевыреву другу и душеприказчику Гоголя 15 апреля 1852 года: «День его рождения мне очень памятен — 19 марта, в один день с его меньшой сестрой Ольгой…» [4]. Ольга Васильевна Гоголь в замужестве Головня родилась, как известно, 19 марта 1825 года [5] и не раз говорила, что родилась в один день с братом. В 1852 году, вскоре после кончины Гоголя, Отделение русского языка и словесности Российской академии наук приняло решение издать его биографию. Написать ее было поручено Шевыреву. Летом 1852 года он отправился на родину писателя для сбора материала. В своем путевом дневнике Шевырев со слов родственников Гоголя сделал запись: «Родился 1809 года, 19-го марта, в 9 часов вечера. Мать и сестры Н.
Гоголя Юрий Манн утверждает, что Гоголь «появился на свет 20 марта 1809 года в доме Трахимовского» [9]. Между тем Гоголь, по всей видимости, родился в другом месте. По авторитетному свидетельству земляка и одного из ближайших друзей Гоголя, Михаила Александровича Максимовича, квартира Марии Ивановны Гоголь-Яновской в Сорочинцах «была в домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19-го марта Николай Васильевич Гоголь» [10]. И, заметим в скобках, конечно же, мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь святого угодника Божия Николая Чудотворца , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына. Господский дом в Васильевке Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа! Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» [11]. В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М.
Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию. В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем.
Интересно, что новой фамилией потомки Афанасия пользовались вовсе не всегда. Так, запись в метрической книге о рождении и крещении Николая Гоголя звучит так: «Марта 20-го у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен 22-го. Молитствовал и крестил священнонаместник Иоанн Беловольский». Яновский», «Н. Гоголь», «Н. Целью восстания было восстановление независимой Польши в границах 1772 года, то есть до Первого раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Давыдова и П. Чаадаева » Л. Моя фамилия Гоголь, а Яновский только так, прибавка; ее поляки выдумали» М. В своем намерении укоротить фамилию писатель был очень настойчив: он подписывает свои письма «Н. Шестого февраля 1832 года он пишет матери: «Ваше письмо от 19 января я получил. Очень жалею, что не дошло ко мне письмо ваше, писанное по получении вами посылки. Может быть, кто-нибудь поднял его на большой дороге и носит, как свою собственность. Как бы то ни было, только я нигде не известен здесь под именем Яновского, и почталионы всегда почти затрудняются, отыскивая меня под этою вывескою» Н. Ищем ляпы в «Вии», «Носе», «Мертвых душах» и других текстах классика Легенда 3. Гоголь очень любил лечиться Вердикт: это правда особенно он любил поговорить о болезнях. Николай Гоголь. Рисунок Виталия Горяева. Он был не только закутан в различные свитки, шубы и одеяла, но просто-напросто закупорен. Когда его стали разоблачать, то долго не могли докопаться до тщедушного, крайне некрасивого и обезображенного золотухою мальчика. Поэтому уши его были крепко завязаны пестрым, цветным платком, придававшим его дряблой фигуре потешный вид» М. Он сильно страдал от золотухи; из ушей у него текло…» В. Литературные и житейские воспоминания. Надо заметить, что это было небезосновательное предположение: Гоголь так уже поступил в 1832 году. Своих болезней Гоголь не стеснялся, а, напротив, любил при случае на них пожаловаться. Пересказывая историю о том, как Пушкин подарил ему сюжет «Мертвых душ», Гоголь так передает аргументацию Пушкина, убеждавшего его начать писать роман: «Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано…» Н. Из воспоминаний княжны В. В этих рассказах о здоровье могли появляться самые фантастические как всегда у Гоголя подробности. Вот что поэт Николай Михайлович Языков, лично познакомившийся с Гоголем в 1839 году в немецком городке Ганау и впоследствии ставший его близким другом, пишет брату 19 сентября 1841 года: «Гоголь рассказывал мне о странностях своей вероятно, мнимой болезни: в нем-де находятся зародыши всех возможных болезней; также и об особенном устройстве головы своей и неестественном положении желудка. Его будто бы осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок — вверх ногами! Гоголь не только много рассказывал о своих болезнях, но часто и увлеченно лечился. Сестра писателя Ольга Васильевна вспоминает об этом так: «Он был мнителен: не расхвораться бы; часто лечился. Объясняя матери свой внезапный отъезд за границу в 1827 году, Гоголь пишет ей: «Я, кажется, и забыл объявить вам главной причины, заставившей меня именно ехать в Любек. Во все почти время весны и лета в Петербурге я был болен; теперь хотя и здоров, но у меня высыпала по всему лицу и рукам большая сыпь. Доктора сказали, что это следствие золотухи… и присудили пользоваться водами в Травемунде, в небольшом городке, в 18 верстах от Любека…» Н. Лечение — одно из многих оснований для отъезда; трудно сказать, главное ли, но, несомненно, правдивое. В своих поездках по России и Европе Гоголь будет обязательно посещать местных врачей и лечиться какими-нибудь местными водами. Приведем здесь одну восторженную рекомендацию. Вы должны лечиться холодною водою в Грефенберге. Кстати о здоровье и болезнях, если о них уже мы заговорили. Итак, вследствие этого, скажу вам о своем тоже здоровьи. Здоровье мое non vale un fico Ни шиша не стоит итал.
Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь
1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь. Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. 1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года.
Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь
Автор знаменитых произведений, таких как «Мертвые души», «Ревизор», «Вий», «Шинель», он считается одним из главных классиков русской литературы XIX века и одним из величайших мастеров сатиры, юмора и ужаса. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 г. У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Любовь к литературе ему привил отец, сам не обделенный литературным талантом. Учёба Гоголю давалась трудно, он был крайне невнимателен, зато именно в школьные годы проявился его театральный талант.
Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя.
Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова.
Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И.
Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе.
Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило.
У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58].
Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия.
Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В.
Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе».
А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62].
В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская.
Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Как писал А.
Пыпин , «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление» [7]. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие мировоззрения Гоголя, родиной души своей он теперь назвал Италию [1] ; при этом Италию он любил за то же, за что отдавал предпочтение Диканьке перед Петербургом — за архаичность и противостояние европеизированной цивилизации «здесь отчасти действовал и малороссийский элемент», — напишет о привязанности Гоголя к Италии П. Анненков [67]. В переданном со слов Г. Данилевского споре писателя с О. Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров … Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные.
Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [57]. Из этого спора вытекает, что к концу жизни Гоголя волновал не столько национальный вопрос, сколько антагонизм веры и безверия. А сам писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур. Гоголь и живописцы Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график рукописные журналы «Метеор литературы», «Навоз Парнасский» и театральный декоратор.
Уже по выходе из гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Общение с кругом Пушкина, с К. Брюлловым , делает его страстным поклонником искусства. Картине последнего « Последний день Помпеи » посвящена статья в сборнике « Арабески ». В этой статье, а также в других статьях сборника Гоголь отстаивает романтический взгляд на природу искусства. Образ художника, а также конфликт эстетического и морального начала станет центральным в его петербургских повестях « Невский проспект » и « Портрет », написанных в тех же 1833—1834 годах, что и его публицистические статьи. Статья Гоголя «Об архитектуре нынешнего времени» явилась выражением архитектурных пристрастий писателя.
Жерн 1836 г. В 1825 году умер отец семейства.
Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал. Теперь он был старшим мужчиной в семье. Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством. Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой. Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н.
Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания. Санкт-Петербург Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного. Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав. Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества».
Произведение опубликовали. Портрет писателя, худ. Боклевский, 1872 г. Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление. Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его.
После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком. После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии тайную полицию.
Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост. Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским. Гоголя, худ. Репин 1878 г. Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении. Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла. Из-под пера литератора одно за другим выходили яркие произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала».
В начале 30-х Гоголь работал над историческим романом «Гетьман», которые печатался частями, но в итоге так и остался незаконченным. Благодаря протекции поэта Жуковского материальное положение Гоголя также пошло в гору. Писатель устроился преподавателем в Женский патриотический институт. Получил возможность давать частные уроки. В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге. Благодаря посту, а также широким знакомствам, он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там своим человеком. Моллер, 1840 г. Общение с мэтрами словесности благотворно сказывалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, отдавал все время литературной деятельности и без устали работал.
Пик творческой активности Гоголя пришелся на начало-середину 30-х годов позапрошлого века.
Берлинская государственная библиотека. Staatsbibliothek zu Berlin.
Историзм Гоголя подвёл его к «Ревизору» — комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием поставлена впервые 19 апреля 1836 в санкт-петербургском Александринском театре ; в том же году вышла отдельным изданием. На подсказанный А. Пушкиным сюжет, объединивший вечную ситуацию qui pro quo c локальным мотивом чиновничьей инспекции ревизии , Гоголь написал пьесу, тяготеющую к предельному обобщению: перед нами «сборный город» выражение из пьесы «Театральный разъезд после представления новой комедии», 1842, где изложены теоретические взгляды Гоголя как комического писателя , в котором представлены различные стороны социальной жизни и разнообразные свойства человеческой натуры.
При этом иррациональное начало истории по формуле Гоголя, «сильные кризисы, чувствуемые целою массою» выражено в пьесе с помощью новаторских художественных приёмов, начиная с «миражной интриги» и кончая заключительной «немой сценой». Подспудно-гротескные мотивы развивали и другие пьесы Гоголя. Так, в «Женитьбе» опубликована и поставлена в 1842 происходила тонкая переакцентировка традиционной комедийной пары — слабовольного жениха и предприимчивого помощника друга, слуги и др.
В «Игроках» опубликована в 1842, поставлена в 1843 углублялась ситуация «обманутого мошенника»: никто не вправе считать себя окончательным «победителем» — всегда «под боком отыщется плут, который тебя переплутует» слова карточного шулера Ихарева в заключении пьесы. Чрезвычайным лаконизмом и выразительностью отличаются и «маленькие комедии» Гоголя — «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок» все опубликованы в 1842 , а также «Утро делового человека» опубликована в 1836 ; все они представляют собой обработку и развитие отдельных сцен незавершённой комедии «Владимир 3-й степени», над которой Гоголь работал в 1832—1834 гг. Титульный лист поэмы «Мёртвые души».
В июне 1836 г. Мицкевичем ; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А. В марте 1837 г.
Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работавшими там русскими художниками в том числе с А. Ивановым , которому посвятил статью «Исторический живописец Иванов», опубликована в 1847. В Риме была написана большая часть «Мёртвых душ» , работа над которыми была начата ещё в 1835 г.
Одновременно Гоголь создал и ряд других произведений, в том числе повесть «Рим» не окончена, опубликована в 1842. Подобно «Ревизору», «Мёртвые души» сюжет которых был также подсказан Пушкиным должны были запечатлеть всю русскую жизнь, но уже не с «одного боку», а в её целостности, где «было бы не одно то, над чем следует смеяться». Отсюда отказ от намечавшегося вначале обозначения «роман» в пользу «поэмы», что должно было, с одной стороны, по примеру Пушкина зафиксировать жанровую уникальность произведения «Евгений Онегин» — роман, но не в прозе; «Мёртвые души» — поэма, но не в стихах , а с другой — отделить рождавшееся творение от большого массива современной русской и западноевропейской прозы романов исторических, нравоописательных, сатирических и др.
Поскольку замысел нового произведения строился трёхчастно — предполагался переход от низших сфер жизни к более высоким и значительным, а само перевоспитание центрального персонажа Чичикова перерастало в «историю души» с её главными тремя стадиями, то для Гоголя обретала особый смысл и традиция Данте к «Божественной комедии» Гоголь проявлял большой интерес в пору работы над поэмой. Драматизм и мучительность работы над 2-м и 3-м томами «Мёртвых душ» обусловливались напряжёнными усилиями представить процесс возрождения «мёртвой души» не декларативно, но конкретно и убедительно, в материале и формах реальной русской жизни. В 1839—1840 гг.
Гоголь приезжал в Россию Москва, Санкт-Петербург , читал друзьям главы «Мёртвых душ»; в конце 1841 — 1-й половине 1842 гг. С июня 1842 г. В 1-й половине 1845 г.
Летом 1845 г. Гоголь сжёг рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 г.
Языкова , одного из самых близких его друзей. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» — произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи.
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 1 апреля (20 марта ст. ст.) 1809 года, 215 лет назад, родился классик отечественной и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь. 1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя.
1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь
Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу. На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Пушкиным. Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня, — писал Пушкин. Портрет Николая Васильевича Гоголя, 1841 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея Гоголь и Пушкин не были закадычными друзьями. И всё же их, писателей с разными характерами и разными мироощущениями, связывала глубокая духовная близость.
Именно Пушкин на гоголевский призыв дать ему «какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот» для написания комедии рассказал ему забавную историю о некоем господине, выдавшем себя за высокопоставленного чиновника. Так появился «Ревизор». Рождение «Мёртвых душ» также связано с именем Александра Сергеевича. Поэма Гоголя «Мёртвые души» — «поэзия нашей страны» Около 6 лет, вплоть до 1841-го, Николай Васильевич работал над 1 томом поэмы. До этого из-под его пера вышли сборники «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести». Желая опубликовать своё детище, писатель из Рима, где он находился с 1837-го, отправился в Москву.
В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным это известно со слов Гоголя.
В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который впоследствии стал одним из любимых городов писателя. В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ". Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками. Последние годы жизни. Творческий и духовный кризис писателя. В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Начинается полоса лечения и переездов с одного курорта на другой. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома.
Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к осени 1845 г. В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Причем критические отзывы Гоголь получил и от своих друзей, особенно резок был В. Гоголь принимает критику очень близко к сердцу, пытается оправдаться, углубляется его духовный кризис.
Из этого кроткого и смиренного отрока вырос постепенно глубоко верующий истинный христианин, который и на себя и на все в мире смотрело с строго религиозной точки зрения. На его долю выпало в жизни множество страданий и внешних, физических, от слабого и болезненного состояния здоровья, и внутренних, нравственных; часто он буквально изнывал под бременем их, но глубокая вера в Бога, устраивающего жизнь человека к лучшему и благодающего нам в самых несчастиях, помогала Гоголю безропотно и с полною покорностью воле Божией переносить их. С ранних детских лет в Гоголе уже обнаруживались задатки его природного дара поэтического творчества, а также сознания необходимости приносить пользу своим ближним, обществу, государству. Убедившись в своем даровании, Гоголь никогда, даже и в самом начале его литературной карьеры, не увлекался дешевым успехом, а все предъявлял к себе с течением времени более и более строгие требования. К великому своему разочарованию и огорчению. Не поняли великих замыслов Гоголя потому, что еще недостаточно ясно, сильно и полно они были им воплощены. И вот Гоголь сам осуждает свои работы, отрекается от них, он искренне желал бы уничтожить первый том «Мертвых душ» и сжигает уже готовый, но не напечатанный второй том для того, чтобы снова, в более совершенном виде написать его. Идеал христианского совершенствования бесконечен и безграничен; самые великие подвижники, как известно, чем более вырастали, возвышались духовно, тем более мысленному взору их открывалось их несовершенство. То же осуществилось и в жизни, в личности Гоголя. Первым делом, Гоголь без колебаний бросил все прежние должности, общество друзей своих, Петербург и самую Россию, чтобы вдали и в полном, неразвлекаемом уединении воспитывать себя к высокому призванию писателя и все силы свои посвятить новому, более глубокому, осмысленному и христиански-одухотворенному творчеству.
Но, как свидетельствовали современники Николая Васильевича, да и сам сатирик в некоторых письмах, на самом деле он появился на свет именно 19 марта. Об этом же говорила и его матушка. Различия в числах марта, вероятно, ошибка в метрической книге. К сожалению, это не редкость — похожая ситуация была и с Александром Сергеевичем Пушкиным. В случае с Гоголем прежде всего можно сослаться на слова его матери. Если мы пересчитаем все это на нынешний григорианский календарь, получится 1 апреля. Так что сегодняшняя дата, 20 марта, к Гоголю не имеет никакого отношения. С апрелем тоже занятно получается — конечно, Гоголь и не подозревал, что родился в День смеха. А у самого писателя масса занятных, забавных и юмористических произведений. Почему писатель до сих пор остается актуальным и любимым многими Гоголь, безусловно, один из писателей-классиков. А их произведения проходят длительную проверку временем. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. И каждое поколение находит в гоголевских текстах что-то свое — неслучайно делают массу инсценировок и постановок по сочинениям, часто перенося время действия в наши дни.
Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп
Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году. В честь Николая Васильевича Гоголя назван астероид 2361, который открыли советские астрономы в 1976 году. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года. Гоголь умер 4 марта 1852 года, не дожив до 43 лет меньше месяца. Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет.
Гоголь, Николай Васильевич
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский) — великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Новости. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. В особняке графа Толстого на Никитском бульваре умер Николай Васильевич Гоголь. В особняке графа Толстого на Никитском бульваре умер Николай Васильевич Гоголь.