Персонажи без возраста. Не важно, сколько герою лет, важно то, какой возраст обозначен в романе: Марья непозволительно для положительной героини стара, поэтому о ее возрасте не говорится ни слова; Элен, напротив, вызывающе молода для отрицательной героини. Главныи и второстепенные герои романа Толстого «Война и мир»: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие. Краткая характеристика персонажей, описание внешности и характера, роль в произведении. Возраст в "Войне и мире", несомненно, функционален. Впервые Наполеон как персонаж «Войны и мира» появляется в главах, посвященных Аустерлицкому сражению; сначала его описывает повествователь, затем мы видим его с точки зрения князя Андрея. Роман великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир», краткое содержание которого вы найдете в статье, является обязательным к прочтению в школе.
Заключение
- Сколько персонажей в войне и мире - 88 фото
- «Война и мир»: создание романа и персонажи
- Сколько героев в войне и мире. Характеристики героев "война и мир"
- Интернет. Психология. Деньги. Информационные технологии
- Характеристика главных героев
В помощь школьнику. 10 класс. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Часть 2
Военные медали Народ, скажите сколько героев в романе "Война и Мир"??? Одним из самых известных и влиятельных романов в мировой литературе является произведение Льва Толстого "Война и Мир". Эпическая сага о Российской империи во время войны с Наполеоном, созданная в середине XIX века, стала причиной увлечения и восхищения многих поколений читателей. Одним из ключевых элементов этой литературной шедевральной работы является множество персонажей. Главный вопрос, который многие задают себе, когда читают этот роман, - сколько же всего героев в "Войне и Мире"? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться.
Кто Картавит в войне и мире?
Най-Турс в «Белой гвардии» картавит, как Денисов в «Войне и мире». Но этого мало. Как и Денисов, он нарушает устав, чтобы добыть снабжение для своих солдат. Денисов отбивает обоз с провиантом, предназначенный другому русскому отряду — он становится преступником и получает наказание. Сколько страниц в войне и мире все тома? Все о книге Война и мир.
В 4 томах. Том 3-4 Автор.
Живет у Ростовых на попечении. Федор Долохов — в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.
Василий Денисов — друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир. Анна Михайловна Друбецкая — обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой. Борис Друбецкой — сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.
Кирилл Владимирович Безухов — граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну Пьеру огромное состояние. Петр Ростов Петя — младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны. Вера Ростова — старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.
Адольф Альфонс Карлович Берг — немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой. Лиза Болконская — маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына. Василий Сергеевич Курагин — князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.
Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта. Анатоль Курагин — «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина.
Соня — племянница графа Ильи Ростова, троюродная сестра его детям. Живет в его семье, подруга Наташи. В начале романа ей 15 лет.
Сирота, бесприданница. Любит Николая Ростова, замуж не выходит. Развратная красавица. Умерла после попытки аборта. Федор Долохов — офицер, который не раз был разжалован, герой, партизан. Не богат, картежник, хотел жениться на Соне, но получил отказ.
Василий Денисов — командир Николая Ростова, его друг. Партизан, генерал в отставке. Без успеха сватался к Наташе Ростовой. Другие персонажи Лиза Болконская — княгиня, умершая в родах жена Андрея. Мать Николеньки. Николенька Болконский — сын князя Андрея и Лизы.
К финалу романа ему 15 лет. Он живет в доме Марьи. Вера Ростова — дочь графов Ростовых. Муж — офицер Берг. Анна Друбецкая — небогатая княгиня, вдова, мать Бориса, подруга графини Ростовой. Борис Друбецкой — князь, сын Анны Друбецкой.
Помощник начальника штаба армии. Любовник Элен.
Бондарчуку Толстой не указ. Возраст актеров и героев эпопеи «Война и мир»
Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние. Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина Имел троих детей, точь-в-точь как князь Василий, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин, в одном из писем, даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя, Василий Курагин изъяснялся чуть-чуть иначе.
Анатоль Курагин, видимо, прототипа не имеет, если не считать таковым Анатолия Львовича Шостака, в свое время соблазнившего Татьяну Берс. Екатерина Скавронская-Багратион Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской супругой Багратиона , которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел Империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину.
Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию. Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840-м году и была очень известна в Петербурге и Москве, как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж который приходился канцлеру внучатым племянником.
Признавал это и сам Толстой. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю Войны 1812-го года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной. Пьер Безухов Петр Вяземский Увы, но у Пьера нет какого-либо очевидного или даже приблизительного прототипа.
Этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны. Существует, например, любопытная история о том, как историк и поэт Петр Вяземский отправился к месту Бородинского сражения. Якобы этот случай лег в основу истории о том, как в Бородино ездил Пьер. Вот только Вяземский был в то время военным, и на поле бое прибыл не по внутреннему зову, а по служебным обязанностям. Автор перечитал множество исторических книг и мемуаров современников; он понимал, что задача художника не совпадает с задачей историка и, не стремясь к полнейшей точности, хотел создать дух эпохи, своеобразие ее жизни, живописность ее стиля.
Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа Конечно, исторические лица Толстого несколько модернизированы: часто они говорят и думают, как современники автора. Но это подновление старо неизбежно при творческом восприятии историке кого процесса как непрерывного, жизненного потока. В противном случае получается не художественное произведение , а мертвая археология.
Автор ничего не придумывал — он только выбирал то, что ему казалось наиболее показательным. Для «семейных хроник», помещенных в исторические рамки наполеоновских войн , он пользовался фамильными воспоминаниями, письмами, дневниками, неопубликованными записками. Сложность и богатство « человеческого мира », изображенного в романе, можно сравнить только с галереей портретов многотомной « Человеческой комедии » Бальзака. Толстой дает более 70 подробных характеристик , намечает несколькими штрихами множество второстепенных лиц — и все они живут, не сливаются друг с другом, остаются в памяти. Одной остро схваченной деталью определяется фигура человека, его характер и поведение.
В приемной умирающего графа Безухова один из наследников — князь Василий в растерянности ходит на цыпочках. И в этом подпрыгивании сказывается вся натура сановного и властного князя. Внешняя черта приобретает у Толстого глубокое психологическое и символическое звучание. У него несравненная острота зрения, гениальная наблюдательность, почти ясновидение. По одному повороту головы или движению пальцев он угадывает человека.
Каждое чувство, даже самое мимолетное, немедленно воплощается для него в телесном знаке; Движение, поза, жест, выраженье глаз, линия плеч, дрожание губ читаются им как символ души. Отсюда — то впечатление душевно-телесной цельности и полноты, которое производят его герои. В искусстве создания живых людей с плотью и кровью, дышащих, движущихся, отбрасывающих тень, Толстой не имеет себе равных. Княжна Марья В центре действия романа поставлены две дворянские семьи — Болконских и Ростовых. Старший князь Болконский, генерал-аншеф екатерининских времен, вольтерьянец и умный барин, живет в имении Лысые Горы с дочерью Марьей, некрасивой и уже немолодой.
Отец страстно ее любит, но воспитывает сурово и мучит уроками алгебры. Княжна Марья «с прекрасными лучистыми глазами», с застенчивой улыбкой — образ высокой духовной красоты. Она безропотно несет крест своей жизни, молится, принимает «Божьих людей» и мечтает сделаться странницей… «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе любви и самоотвержения, преподанном ей Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда Сам Он — Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и она это делала».
И все же ее иногда волнует надежда на личное счастье; ей хочется иметь семью, детей. Когда надежда эта осуществляется и она выходит замуж за Николая Ростова, душа ее продолжает стремиться к «бесконечному, вечному совершенному». Это — сильный, умный, гордый и разочарованный человек, чувствующий свое превосходство над окружающими, тяготящийся своей щебечущей, легкомысленной женой и ищущий практически полезной деятельности. Он сотрудничает со Сперанским в комиссии по составлению законов , но скоро устает от этой отвлеченной кабинетной работы. Его охватывает жажда славы, он отправляется в поход 1805 года и, как Наполеон, ожидает своего «Тулона» — возвышения, величия, «людской любви».
Но вместо «Тулона» его ждет поле Аустерлица, на котором он лежит раненый и смотрит в бездонное небо. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения». Андрей Болконский Вернувшись в Россию, он поселяется в своем имении и погружается в «тоску жизни». Смерть жены, измена Наташи Ростовой, которая казалась ему идеалом девичьей прелести и чистоты, повергают его в мрачное отчаянье.
И только медленно умирая от раны, полученной в Бородинском бою, перед лицом смерти он находит ту «правду жизни», которую всегда так безуспешно искал: «Любовь есть жизнь, — думает он. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Николай Ростов Сложные отношения связывают семью Болконских с семейством Ростовых. Николай Ростов — цельная, непосредственная натура, вроде Ерошки в «Казаках » или брата Володи в «Детстве ». Он живет без вопросов и сомнений, у него « здравый смысл посредственности».
Прямой, благородный, храбрый, веселый, он удивительно привлекателен, несмотря на свою ограниченность. Конечно, ему не понять мистической души своей жены Марьи, но он умеет создать счастливую семью , воспитать добрых и честных детей. В жизнь каждого из нас она входит как любимый и близкий друг. От ее оживленного, радостного и одухотворенного лица исходит сияние, освещающее все вокруг нее. Когда она появляется, всем становится весело, все начинают улыбаться.
Наташа полна таким избытком жизненной силы, таким «талантом жизни», что ее капризы, легкомысленные увлечения, эгоизм молодости и жажда «наслаждений жизни» — все кажется очаровательным. Она постоянно в движении, опьянена радостью, вдохновлена чувством; она не рассуждает, «не удостаивает себя быть умной», как говорит о ней Пьер, но ясновидение сердца заменяет ей ум. Она сразу же «видит» человека и метко его определяет. Когда ее жених Андрей Болконский уезжает на войну, Наташа увлекается блестящим и пустым Анатолем Курагиным. Но разрыв с князем Андреем и затем смерть его переворачивают всю ее душу.
Ее благородная и правдивая натура не может простить себе этой вины. Наташа впадает в безысходное отчаяние и хочет умереть. В это время приходит весть о гибели на войне ее младшего брата Пети. Наташа забывает о своем горе и самоотверженно ухаживает за матерью — и это спасает ее. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней.
Проснулась любовь и проснулась жизнь». Наконец она выходит замуж за Пьера Безухова и превращается в чадолюбивую мать и преданную жену: отказывается от всех «наслаждений жизни», которые так страстно любила раньше, и всей душой отдается своим новым, сложным обязанностям. Для Толстого — Наташа есть сама жизнь, инстинктивная, таинственная и святая в своей природной мудрости. Пьер Безухов Идеологическим и композиционным центром романа является граф Пьер Безухов. К нему стягиваются все сложные и многочисленные линии действия, идущие от двух «семейных хроник» — Болконских и Ростовых; он явно пользуется наибольшей симпатией автора и наиболее близок ему по душевному складу.
Пьер принадлежит к людям «ищущим», напоминает Николеньку , Нехлюдова , Оленина , но более всего самого Толстого. Перед нами проходят не только внешние события жизни, но и последовательная история его духовного развития. Путь исканий Пьера Безухова Пьер воспитан в атмосфере идей Руссо , он живет чувством и склонен к «мечтательному философствованию». Он ищет «правду», но по слабоволию продолжает вести пустую светскую жизнь , кутить, играет в карты, ездит на балы; нелепая женитьба на бездушной красавице Элен Курагиной, разрыв с ней и дуэль с бывшим приятелем Долоховым производят в нем глубокий переворот. Он увлекается масонством , думает найти в нем «внутреннее успокоение и согласие с самим собой».
Но скоро наступает разочарование: филантропическая деятельность масонов кажется ему недостаточной, их пристрастие к мундирам и пышным церемониям возмущает его. На него находит нравственное оцепенение, панический страх жизни. И вот на Бородинском поле он знакомится с русским народом — новый мир открывается ему. Духовный кризис подготовлен потрясающими впечатлениями, внезапно на него обрушившимися: он видит пожар Москвы, попадает в плен, проводит несколько дней в ожидании смертного приговора, присутствует при казни. И тут он встречает «русского, доброго, круглого Каратаева».
Радостный и светлый, он спасает Пьера от духовной смерти и приводит его к Богу. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной». Религиозное вдохновение охватывает Пьера, все вопросы и сомнения исчезают, он не думает больше о «смысле жизни», ибо смысл уже найден: любовь к Богу и самоотверженное служение людям. Роман завершается картиной полного счастья Пьера, женившегося на Наташе Ростовой и ставшего преданным мужем и любящим отцом. Платон Каратаев Солдат Платон Каратаев, встреча с которым в занятой французами Москве произвела переворот в ищущем правды Пьере Безухове, задуман автором как параллель к «народному герою» Кутузову; он тоже человек без личности, пассивно отдающийся событиям.
Таким видит его Пьер, т. Не безличность, а необыкновенное своеобразие его личности поражает нас. Его меткие словечки, прибаутки и поговорки, его постоянная деятельность, его светлое веселие духа и чувство красоты «благообразие» , его деятельная любовь к ближним, смирение, жизнерадостность и религиозность складываются в нашем представлении не в образ безличной «части целого», а в изумительное по цельности лицо народного праведника. Платон Каратаев — такой же «великий христианин», как и юродивый Гриша в «Детстве». Толстой интуитивно почувствовал его духовное своеобразие, но его рационалистическое объяснение скользнуло по поверхности этой мистической души.
Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. Одна из величайших книг мирового значения «Война и мир» с уверенностью историка-профессионала, но в, то, же время как в зеркале, представляет всему миру тот русский дух, те характеры светского общества, те исторические события, которые неизменно присутствовали в конце XVIIIи начале XIX веков. И на фоне этих событий показывается величие русской души , во всей ее мощи и многообразии. Толстой и герои романа «Война и мир» переживают события прошлого девятнадцатого века, однако описывать Лев Николаевич начинает события 1805 года.
Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе — все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник , автор прорисовывал свои персонажи. Героев довольно много — около 550 или 600. Есть как основные и центральные фигуры, а есть и прочие или просто упомянутые. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Среди всех их существуют как вымышленные герои, как прототипы людей, окружавших на то время писателя, так и реально существовавшие исторические личности.
Рассмотрим основные действующие лица романа. Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё. До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов.
Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Весьма добронравный и щедрый человек, который очень любил жизнь.
Его непомерная щедрость в итоге и привела его к расточительности. Любящий муж и отец. Очень хороший организатор различных балов и приемов. Однако его жизнь на широкую ногу, и бескорыстная помощь раненным во время войны с французами и выезда русских из Москвы, наносили роковые удары по его состоянию. Его совесть постоянно его мучила из-за надвигающейся нищеты его родных, но он ничего не мог с собой поделать.
Наташа Ростова обманула Андрея Болконского: после помолвки она влюбилась в Курагина и собиралась с ним бежать. Пьер Безухов дает лучшему другу честное слово не кутить больше с компанией мерзавцев и тут же едет к ним. Благородный Николай Ростов проигрывает крупную сумму в карты, что напрямую влияет на благополучие его семьи. После орфографической реформы 1917—1918 годов слова стали писаться одинаково. А еще герои романа взрослеют с разной скоростью. В первый раз мы встречаем Наташу Ростову в возрасте 13 лет. На дворе август 1805 года: «В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то кисейной юбкою». Тогда же мы знакомимся со старшей сестрой Наташи Верой.
На тот момент она на 4 года старше, а значит, ей 17 лет. В декабре 1806 года Вера уже предстает перед нами «двадцатилетней красивой девицей», которая за год успела вырасти на 3 года. Помимо путаницы с возрастом, в эпопее есть еще несколько неточностей. Критике в основном подвергались недостоверные описания событий и в целом, и в мелочах. Например, в романе есть сцена, в которой император кидает в толпу бисквиты. Критики настаивали , что такой «некрасивой» сцены не могло быть. Чтобы отстоять свою правоту, Толстой просто указал на «книгу Глинки, посвященную Государю Императору». Но эпизода с бисквитами в произведении Сергея Глинки нет.
Были у критиков и другие вопросы.
Глава дружной любящей семьи, патриот, монархист. Пережила смерть Пети, мужа, разорение. Николай Болконский — князь, отец Андрея и Марьи. Генерал-аншеф в отставке, друг Кутузова, глава местного ополчения. Христианка, воспитательница племянника Николеньки. Соня — племянница графа Ильи Ростова, троюродная сестра его детям. Живет в его семье, подруга Наташи. В начале романа ей 15 лет.
Сирота, бесприданница. Любит Николая Ростова, замуж не выходит. Развратная красавица. Умерла после попытки аборта. Федор Долохов — офицер, который не раз был разжалован, герой, партизан. Не богат, картежник, хотел жениться на Соне, но получил отказ. Василий Денисов — командир Николая Ростова, его друг. Партизан, генерал в отставке. Без успеха сватался к Наташе Ростовой.
Другие персонажи Лиза Болконская — княгиня, умершая в родах жена Андрея. Мать Николеньки. Николенька Болконский — сын князя Андрея и Лизы. К финалу романа ему 15 лет. Он живет в доме Марьи. Вера Ростова — дочь графов Ростовых.
Вот и считайте. Но в каждом томе содержится много документов, которые отражают время жизни дела, его перемещения между следователями и экспертами. Сколько слов в войне и мире на английском? По данным ресурса WordCounter в роман «Война и Мир» на английском содержит 587 287 слов. Сколько слов в отверженных? Лев Толстой в романе «Война и мир» использовал 561 304 слова, а в романе-эпопее французского классика Виктора Гюго «Отверженные» содержится 530 982 слова. Кто Картавит в войне и мире? У Василия хриплый, но верный голос. Он также картавит, так как у него не получается выговорить букву "р". О нем говорят, как о милом и славном человеке.
Сколько героев в войне и мире. Характеристики героев "война и мир"
Возраст в "Войне и мире", несомненно, функционален. «Война и мир» — общепризнанный шедевр литературы, который изучают в разных странах. В этой части разберемся, как Толстой выводил сюжетные линии и характер персонажей. 10 ответов на вопрос “Сколько героев в романе война и мир?”. Второстепенные мужские персонажи Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». Итоговый вывод Второй том Часть 3.
И как только он их запомнил?
- Характеристики главных героев Война и мир, Толстой. Их образы и описание
- В помощь школьнику. 10 класс. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Часть 2 - Год Литературы
- Второстепенные персонажи романа толстого война и мир. Характеристики героев "война и мир"
- Герои "войны" и герои "мира"?
Народ, скажите сколько героев в романе "Война и Мир"???
«Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». это один из самых знаменитых романов в мировой литературе, написанный Львом Толстым в 1865-1869 годах. Сколько персонажей в Войне и мире? В романе Л. Н. Толстого более 550 персонажей. Одни из них являются главными и действуют на протяжении всего произведения, другие играют второстепенную роль. Четырехтомник Толстого «Война и мир» – классика, которая никогда не потеряет актуальности.
Герои «Войны и мира»
Николая тревожит фальшивость этой награды, особенно в свете несправедливой участи Денисова. Анализ Подобно тому, как во второй и третьей книгах исследуется разочарование в идеалах войны и лидерства, в четвёртой книге исследуется разочарование в браке. В предыдущей части Андрей вступает в бой с возвышенным идеалом славы и величия; здесь Пьер вступает в брак с оптимизмом относительно будущей жизни с Элен. Как идеалистические представления Эндрю быстро развеиваются, так и иллюзии Пьера о святости и уважении брака исчезают, когда выясняется, что Элен была неверна и с радостью расстанется с ним — при условии, что он поделится своим богатством. Разочарование Пьера, как и Андрея, преследует его долгие годы. Поначалу подавленный Пьер ищет утешения в религии, напоминая Толстому его собственный интенсивный религиозный фундаментализм в более позднем возрасте. Действительно, этот религиозный или духовный поиск, важный элемент «Войны и мира», пожалуй, наиболее заметен во внезапном обращении Пьера в масонство через его встречу с таинственным незнакомцем на станции Торжок.
Портрет старого масона у Толстого получился потусторонним и даже жутковатым, что сильно контрастирует с обычно очень реалистичными изображениями персонажей автора. Незнакомец с его диковинным кольцом и слугой, которому, кажется, никогда не нужно бриться, выделяется как почти сверхъестественный элемент. Ритуал инициации Пьера, во время которого его раздевают и завязывают глаза, является столь же сюрреалистическим дополнением к реалистическому тону романа. Странность этих отрывков усиливает именно то, что ищет отчуждённый Пьер — альтернативу реальности своей презираемой повседневной жизни, прыжок в другой, лучший мир. В жизни, полной путаницы и мелких аморальных поступков, привлекательность веры масонов в простую борьбу между добром и злом оказывается сильной для Пьера, а также для Андрея, который, несмотря на свой первоначальный скептицизм, чувствует, что обсуждение масонства его другом его поколебало. Религиозное исследование Толстого также находит своё выражение в глубокой христианской преданности княжны Мери своему отцу.
Мери заботится об отце до такой степени, что жертвует своими желаниями ради его благополучия, поскольку она отказалась от надежд на замужество. Живя в Лысых Холмах, решая проблемы геометрии вдали от общества, Мэри подобна монахине в монастыре. Всякий раз, когда отец грубо и раздражённо обращается с ней, она смиренно подставляет другую щеку. Как мы видели в первой книге, письма Мэри к Джули рекомендуют духовность как единственную защиту от жестоких капризов судьбы. Здесь мы видим, что любимым развлечением Марии является приём святых паломников, которые странствуют по сельской местности в цепях, стремясь умертвить плоть, чтобы лучше понять Бога. Мария так тронута паломниками, что даже чувствует вину за свою любовь к семье, любовь, которая, как она опасается, должна быть направлена на небеса.
Всеобъемлющее разочарование, которое мы наблюдали до сих пор в «Войне и мире», предполагает, однако, что религиозные чувства и Пьера, и Мэри в конечном итоге могут оказаться неверно направленными. Действительно, как мы увидим вскоре в пятой книге, благонамеренные усилия Пьера по освобождению и просвещению своих крепостных на самом деле приводят к ухудшению положения крепостных и к самообману Пьера. Позже Пьер осознает ограниченность масонства и начинает испытывать нетерпение от его мистицизма и пассивности. Его недовольство перерастает в открытый бунт, когда он произносит речь в масонской ложе, после чего его религиозная вера почти полностью угасает. Вера Мэри не исчезает, но кажется, что она также неверно направлена: жестокое обращение отца становится все более тираническим, а монашеская изоляция Мэри от мира делает её все более раздражительной, что сказывается даже на её отношениях с любимым племянником. Как и в случае с масонством Пьера, христианство Мэри начинает казаться не столько источником силы в жизни, сколько помехой.
Толстой не критикует всю идею веры, а лишь показывает ограниченность двух конкретных её версий, приглашая нас предвидеть лучшие альтернативы, которые появляются позже в романе. Повседневная жизнь в России продолжается как обычно. Андрей уже два года ведёт уединённый образ жизни, занимаясь в своём поместье чтением, написанием анализов последних военных кампаний и ведением хозяйства. Его практический ум сослужил ему хорошую службу в качестве землевладельца, и он осуществил те благородные планы, к которым стремился Пьер, но не смог реализовать в своих поместьях. Андрей освободил всех своих крепостных и сделал их наёмными работниками, что стало одним из первых примеров такого социального прогресса во всей России. Однако он по-прежнему чувствует, что сердце его старо и мертво.
Выполняя поручение по хозяйству, Андрей размышляет о своём безрадостном настроении, обращая внимание на мёртвый дуб как символ своего эмоционального состояния. Позже он приезжает по делам к старому графу Ростову в его имение Отрадное. Андрей видит бегущую в поле Наташу и поражается её жизнерадостности. Раздосадованный тем, что вынужден остаться в Отрадном, он слышит однажды поздно вечером на балконе пение девичьих голосов, и сердце его тревожат юношеские чувства. Он снова видит дуб, теперь уже цветущий. Андрей решает отправиться в Петербург, не до конца понимая, что в нём расцветает новая жизнь.
Прибыв в столицу, Андрей знакомится с царём Александром, его государственным секретарём Сперанским и военным министром Аракчеевым. Эти люди занимаются либеральными реформами государства. Андрей, разработавший более либеральный свод военных законов, представляет их на рассмотрение царю. Аракчеев критикует предложение Андрея, но назначает его членом комитета по военной реформе. Андрей, которого обхаживали как великого либерала, также встречается со Сперанским, хотя они расходятся во мнениях по вопросу об особых привилегиях для дворян. Андрей считает, что честь — это позитивный принцип, которым следует руководствоваться в поведении, в то время как Сперанский полагает, что это подстёгивает к поверхностным наградам.
Тем не менее, Сперанский соглашается встретиться с Андреем ещё раз. Эндрю испытывает благоговение перед огромным интеллектом и холодной логикой Сперанского и относится к нему как к равному. Андрей получает приглашение войти в состав комитета по составлению нового гражданского кодекса. В Петербурге Пьер продолжает свою благотворительную деятельность от имени масонского братства, но его начинает утомлять пассивность братства и неудовлетворённость его мистицизмом. Пьер отправляется в Западную Европу искать просветления у других масонов и возвращается в Петербург с советом действовать. Многие из его коллег-масонов обвиняют его в революционных симпатиях, и Пьер становится недовольным.
Его разлучённая жена Элен возвращается из-за границы и ищет с ним примирения, как и семья жены. Настроенный на прощение, Пьер возвращается к Элен, и они снова живут вместе. Элен пользовалась большим успехом во время встреч между французами и русскими и завоевала международную репутацию как умная, так и красивая женщина, что вызывает недоумение у Пьера. Пьер, играя свою роль откровенного мужа выдающейся жены, втайне продолжает своё духовное самоисследование, записывая в дневнике свою борьбу с ревнивой ненавистью к Борису. Пьер пересказывает сны о своём духовном наставнике Иосифе Алексеевиче и ищет в себе силы противостоять соблазнам разврата и лени. Граф Ростов, страдающий от финансовых трудностей, решает перевезти семью в Петербург и искать там работу.
Однако в Петербурге Ростовы оказываются чужаками и с трудом вписываются в местное общество. Поскольку Вере Ростовой никто не предлагает выйти замуж, она принимает предложение Берга, который откровенно говорит, что ему нужно приданое Веры, чтобы помочь наладить с ней быт. Граф Ростов смущённо говорит, что у него мало средств, чтобы обеспечить Вере приданое, но в конце концов обещает Бергу двадцать тысяч рублей наличными и ещё восемьдесят тысяч позже. Тем временем Наташа, которой уже шестнадцать, часто думает о Борисе, размышляя, не было ли его предложение руки и сердца шуткой. Борис приезжает навестить Ростовых в Петербург и поражается красоте Наташи. Понимая, что брак с девушкой без приданого принесёт ему неудачу, он не может не посещать Ростовых каждый день, несмотря на гнев Элен.
Наташа, в свою очередь, кажется не менее влюблённой в Бориса. Графиня Ростова говорит Наташе, что, несмотря на взаимную привязанность Наташи и Бориса, нет никакой надежды, что она выйдет замуж за Бориса, так как он беден и родственник. Графиня также считает, что Наташа не любит Бориса по-настоящему. Наташа не слишком огорчена этим известием. Графиня сообщает Борису о своём решении, и Борис больше не посещает дом Ростовых. В канун Нового года устраивается большой бал, на котором присутствует царь и на который приглашены Ростовы.
Это первый светский бал Наташи, и она вместе с другими женщинами тщательно следит за своим туалетом. В сопровождении подруги Ростовых, Перонской, молодые женщины входят в бальный зал, великолепие которого ослепляет Наташу. Она видит Андрея, Пьера, Элен, Анатоля и других. Появляется царь, начинается музыка и танцы. Наташа беспокоится, что никто не пригласит её на танец, но по наущению Пьера Андрей ведёт её на танцевальную площадку, где её невинная юная красота контрастирует с жёсткой привлекательностью Элен. Многие мужчины приглашают Наташу на танец, и она счастлива.
Андрюше приходит в голову мысль жениться на ней. Наташа встречает Пьера, который мрачен и недоумевает, почему он не развлекается больше. Андрей идёт на вечеринку в дом Сперанского, но ему надоедает поверхностный смех гостей. Андрей возвращается домой, расстроенный бесполезным трудом, который он совершил, работая на благо социальных реформ в России. На следующий день он посещает дом Ростовых, остаётся на ужин и слушает пение Наташи. Впечатлённый Наташей как никогда, он решает начать жить глубже.
Берг и Вера, поселившись в новом доме, устраивают вечеринку, на которую приглашены Пьер, Ростовы и Борис. Берг и Вера с восторгом отмечают, что они в точности подражают стилю подобных вечеринок. Пьер замечает, что Наташа выглядит менее лучезарно красивой, чем обычно, пока Андрей не обращается к ней с несколькими словами, и её дух загорается. Пьер задаётся вопросом, что происходит между Андреем и Наташей, а в душе у него самого смятение. Андрей спрашивает о детском обещании Бориса жениться на Наташе. На следующий день Андрей обедает в доме Ростовых, и все знают, что он там ради Наташи.
Брак кажется возможным. Наташа признается матери в любви к Андрею, а Андрей признается Пьеру в любви к Наташе. Пьер советует Андрею жениться на ней, хотя сам мрачнеет при мысли о счастье Андрея. Андрей рассказывает отцу о своём намерении жениться на Наташе, и старик советует дать ему время все обдумать. Андрей на некоторое время уезжает из Петербурга, что вызывает у Наташи сильное беспокойство. Однако в конце концов Наташа контролирует свои чувства и говорит себе, что она довольна собой, что ей никто не нужен для счастья.
Андрей вновь появляется у Ростовых и сообщает им о своём желании жениться на их дочери. Они соглашаются. Андрей просит руки Наташи, говоря ей, что, к сожалению, нужно подождать год. Наташа огорчена задержкой, но со слезами на глазах принимает его предложение. Андрей отказывается ограничивать свободу Наташи, объявляя об их помолвке, говоря ей, что она может отменить её в любой момент в ближайший год. Он говорит ей, что должен уехать надолго.
Она страдает две недели после его отъезда, но затем выздоравливает. В Лысых Горах старый князь Болконский становится сварливым после отъезда Андрея. Он обращается со своей дочерью Марией крайне сурово, хотя она легко прощает его. В письмах к своей подруге Жюли Карагиной в Петербург, которая оплакивает погибшего в бою брата, она советует придерживаться религии. Мария говорит, что вера — это единственное утешение перед ударами судьбы, которая может погубить такого ангела, как Лиза. Она сообщает, что Андрей стал более болезненным и нервным после возвращения из Петербурга, и что он разделяет её мнение о том, что не женится на Наташе.
Мэри считает, что Андрей слишком предан своей первой жене, чтобы принять замену. Старый князь продолжает вымещать свой гнев на желании сына жениться на Наташе, плохо обращаясь с Мэри и угрожая жениться на мадемуазель Бурьен. Марию утешают паломники, которые тайно посещают её, особенно старуха по имени Феодосия, которая ходит в цепях. Мария хочет подражать Феодосии и стыдится того, что любит свою семью больше, чем Бога. Том 2 Часть 2 На фронте Николай наслаждается праздной военной жизнью со своими товарищами, пока не получает тревожные письма из дома о финансовых проблемах Ростовых. Одно особенно умоляющее письмо от матери убеждает Николая попросить отпуск и вернуться в Отрадное, родовое имение.
Он поздравляет свою сестру Наташу с помолвкой с Андреем, но втайне задаётся вопросом, почему Андрей так долго отсутствует, и приходит к выводу, что причиной тому должно быть его здоровье. Посетив управляющего своего отца, Митеньку, в попытке навести порядок в финансах семьи, Николас впадает в гнев, убеждённый, что Митенька занимается растратами. Отец Николая уговаривает его успокоиться, и Николай соглашается больше не вмешиваться в финансовые дела, переключив своё внимание на охоту. В один из ярких осенних дней Николай и его егерь Даниил готовятся к отъезду, когда появляется Наташа и заявляет о своём желании поехать с ними. Несмотря на недовольство Даниила, Наташа присоединяется к охотничьему отряду, который отправляется в путь с сотней собак. Она доказывает, что умеет прекрасно ездить верхом, а граф заслуживает порицание одного из своих крепостных за то, что позволил волку уйти.
На своём охотничьем посту Николас надеется заслужить престиж, убив волка. Наконец он видит волка и зовёт своих гончих преследовать его. Любимая собака Николая, Карай, едва не убивает волка, но тот вырывается на свободу и идёт дальше. Собаки других егерей догоняют его. Связанный, волк дико смотрит на своих похитителей. Позже егеря преследуют лису, пока её не настигает гончая из другой охотничьей партии.
Николай в ярости, зная, что гончая принадлежит их соседу Илагину. Чтобы извиниться, Илагин приглашает Ростовых поохотиться на зайцев на его участке. Они так и делают и ловят зайца. Ночь они проводят в крестьянской деревне, где их угощают домашней едой и балалайкой. Крестьянин-охотник поёт так красиво, что Наташа решает научиться играть на гитаре. Когда Николай и Наташа едут домой в коляске, она заявляет, что никогда больше не будет так счастлива.
Финансовые проблемы Ростовых становятся настолько острыми, что они задумываются о продаже своего семейного дома в Отрадном. Единственным выходом кажется женитьба Николая на богатой наследнице Жюли Карагиной, которую графиня тщательно выбирает. Родители Юли согласны, но Николай не хочет, ссылаясь на свою честь и утверждая, что любовь должна быть важнее денег. Тем временем Андрей пишет Наташе, сообщая, что здоровье вынуждает его задержаться за границей. Наташе скучно и неспокойно в ожидании Андрея. Она, Соня и Николай философствуют о счастье, вспоминают детство и надевают костюмы, чтобы развлечь семью Ростовых.
Соня, Наташа и Николай выезжают к соседям, чтобы развлечь и их. Николай осознает, что любит Соню, переодетую теперь в мужчину. В доме соседки он решается взять её на руки и поцеловать. Наташа поздравляет Николая. Вернувшись домой, девушки смотрятся в зеркала, чтобы узнать свою судьбу. Соня делает вид, что видит лежащего и счастливого Андрея, а потом что-то синее и красное, вызывая в памяти то, как Наташа однажды описала Пьера как сине-красный предмет.
Родители Николая критикуют его решение жениться на Соне, говоря, что он волен жениться на ком хочет, но что они никогда не будут относиться к золотоискательнице Соне как к дочери. Николай огорчён, но твёрдо решает жениться на Соне. Он возвращается на фронт. Анализ В этих главах славно раскрывается характер Наташи, который приобретает глубокое символическое значение. Наташа — больше, чем простая девушка, хотя и не особенно красивая, и не умная, и менее серьёзная в нравственном отношении, чем такие женщины, как княжна Мери. Огромная сила Наташи заключается не в конкретных качествах, а в её необыкновенной жизненной силе.
Когда она бежит в жёлтом платье рядом с каретой Андрея, или поёт на балконе, или падает в обморок от простой русской народной песни, она не более чем живёт. Но в ней живёт сила и энтузиазм, которыми не обладает ни один персонаж романа. Это почти мистическая сила, которая объясняет, почему ни один из влюблённых в неё мужчин, включая Андрея и Пьера, не может понять, что Наташа — причина духовных изменений в них самих после того, как они проводят с ней время. Андрей слышит, как Наташа поёт, но потом засыпает, не понимая, откуда в его сердце юношеское смятение. Пьер удручён, узнав о помолвке Наташи с Андреем, но не осознает своё уныние как разочарование. Наташа действует ниже сознания этих людей, как жизненная сила, неподвластная рациональному пониманию.
Финансовые проблемы Ростовых — важный элемент романа, поскольку они обращают наше внимание на изменение социального и экономического климата в России. Простое и старомодное обаяние Ростовых — их гостеприимство, любовь к охоте, щедрость на подарки — является помехой в современном мире. Их изящество и дружелюбие резко контрастируют с холодным и расчётливым образом Василия Курагина и его жестокосердных детей. Но, к сожалению, состояние Курагиных растёт поразительными темпами, так как дети во многом благодаря маневрам отца создают блестящие пары с богатыми супругами. Напротив, Берг едва не отказывается от Веры Ростовой в результате бесхозяйственного отношения графа Ростова к денежным делам. Упадок состояния Ростовых объясняется не чрезмерной роскошью, а простой забывчивостью.
Проигрыш Николая в карты иллюстрирует эту забывчивость, ведь он растрачивает деньги не из-за слабости к женщинам или лошадям, а потому что не понимает, что его противник в картах злится и завидует тому, что Соня предпочитает Николая. Именно эта наивная добросовестность и беззаботный образ жизни стоили Ростовым их богатства и положения. Многочисленные браки в романе «Война и мир» напоминают нам о разнообразии мотивов выбора той или иной пары. Супруги могут быть выбраны по причинам сентиментальным или практическим, корыстным или альтруистическим, самообманным или мудрым; Толстой, страдавший в собственном браке, знает обо всех этих возможностях. Губительное решение Пьера жениться на Элен — лишь крайняя форма слепоты, которая часто овладевает различными людьми во время ритуалов ухаживания, которые мы видим в романе. В восьмой книге глупый отказ Жюли Карагиной от охоты за удачей Бориса показывает нам, насколько близка была Мэри к подобной судьбе с тем же женихом, поскольку Мэри испытывает такое же отчаянное желание выйти замуж, как и Жюли.
Пригодность Андрея в качестве мужа для Наташи вызывает сомнения, несмотря на доказательства любви и привязанности с обеих сторон. Эти сомнения возникают отчасти потому, что мы знаем, что Андрей был неудовлетворён даже со своей ангельской первой женой Лизой, которую все описывали как образец добродетельной женственности. Единственная реальная надежда на брак на данном этапе романа — это предложение Николая Соне, которое возникло не из желания получить деньги, а из искреннего чувства. Том 2 Часть 5 Узнав о помолвке Наташи и Андрея и смерти своего масонского благодетеля Баздеева, Пьер теряет интерес к жизни и впадает в депрессию, забросив свои масонские занятия. Он переезжает в Москву, но мало что делает, кроме чтения и вечеринок. Он чувствует разочарование в себе и в окружающем его мире фальши.
Тем временем старый князь Болконский также переводит своё хозяйство в Москву. Антифранцузские настроения, преобладающие в городе, ставят его в центр оппозиции правительству. Он ещё более дряхл, чем прежде, и становится дряхлым и забывчивым. Мэри сожалеет о переезде. Она чувствует себя изолированной, отчуждённой от бурлящей светской жизни своей подруги Джули и скучает по визитам религиозных паломников. Мэри становится раздражительной во время занятий с маленьким племянником.
Несмотря на обещание, данное Андрею, подготовить их отца к женитьбе Андрея на Наташе, Мэри боится поднимать эту тему. Старый князь Болконский продолжает проявлять большую привязанность к мадемуазель Бурьен, на которой он, возможно, всерьёз подумывает жениться. Он беззлобно выгоняет из дома известного французского врача, присланного для ухода за ним, обвиняя его в шпионаже. Князь продолжает общаться со старыми знакомыми, навязывая им свои шпионские истории и антифранцузские идеи. Пьер предупреждает Марию, что Борис оказывает ей знаки внимания в надежде получить состояние наследницы в браке — так же, как он это делает с Жюли. Мэри признается Пьеру в своём желании выйти замуж за кого угодно, лишь бы избежать слишком критичного отца.
Борис, предпочитая Мэри Жюли, вынужден сделать предложение искусственной и стареющей Жюли из-за угрозы, что Анатоль Курагин сделает предложение, если Борис этого не сделает. Жюли с восторгом принимает предложение Бориса, и объявляются свадебные планы. Граф Ростов в сопровождении Сони и Наташи едет в Москву, чтобы завершить продажу Отрадного, заказать свадебное платье для Наташи и представить Наташу Андрею, которого скоро ждут. Поскольку их дом не отапливается, Ростовы останавливаются у своей старой подруги Марьи Дмитриевны, которая помогает Наташе выбрать свадебный наряд и даёт советы, как вести себя с будущим свекром. На следующий день граф Ростов везёт Наташу в гости к старому князю Болконскому. Несмотря на свою самоуверенность, Наташа насторожена.
Княжна Марья сразу же невзлюбила Наташу, посчитав её легкомысленной, а князь ворчливо отказывается от встречи с Ростовыми. Наташа, в свою очередь, находит Марью сухой и скучной. После долгого молчания Марья заставляет себя пожелать Наташе всего хорошего, но обе женщины чувствуют фальшь в этих словах. Наташа уходит и плачет об этой встрече. Вечером в опере Наташа размышляет о том, что все было бы хорошо, если бы только вернулся Андрей. Она видит Бориса, Жюли и Элен и осознает, что все они смотрят на неё.
Наташа переключает своё внимание на оперу, но тут к ней обращается Анатоль Курагин, с интересом разглядывая её плечи. Наташа взволнована, пытается смотреть оперу, но видит в ней лишь абсурдную фальшь. Расточительного Анатоля отправили в Москву в надежде, что он умерит свои расходы и найдёт жену-наследницу. Он ведёт беспечную и эгоистичную жизнь, скрывая, что тайно женат, и гуляет в компании Долохова. Анатоль увлечён Наташей, и Наташа смутно интересуется Анатолем, хотя все ещё ждёт возвращения Андрея. Элен навещает Наташу, делает комплименты, от которых Наташа влюбляется в неё, и приглашает Наташу на вечеринку, на которой будет присутствовать Анатоль.
На вечеринке у Элен, где собрались неприличные люди, Анатоль танцует с Наташей и признается ей в безумной любви. В ту ночь Наташу мучают сомнения, кого она любит — Андрея или Анатоля, но ей кажется, что она любит их обоих. Хозяйка Ростовых, Марья Дмитриевна, решает, что Ростовым лучше вернуться в Отрадное, чтобы избежать ссоры с раздражительным старым князем Болконским. Наташа расстроена, особенно когда получает письмо от Марьи Дмитриевны с просьбой простить её за грубость, и письмо от Анатоля с признанием в любви. Наташа решает, что любит Анатоля. Пока Наташа спит, Соня читает любовное письмо Анатоля к Наташе, расспрашивает её и угрожает раскрыть тайну любви.
Наташа сердится на Соню и подтверждает свои чувства к Анатолю, решая разорвать помолвку с Андреем и сбежать с Анатолем. Анатоль и Долохов достают деньги и лошадей для побега. Но в момент отъезда приезжает лакей и приказывает привести Анатоля к Марье Дмитриевне, чтобы предотвратить побег. Анатоль едва успевает убежать. Марья Дмитриевна в ярости от того, что Наташа уединилась с Анатолем в собственном доме, но обещает не говорить графу Ростову о планах побега. Пьера вызывают в дом Марьи Дмитриевны и рассказывают о планах Анатоля.
Пьер сообщает всем в доме, что Анатоль уже женат на девушке из Польши. Разгневанный Пьер разыскивает Анатоля и приказывает ему немедленно уехать из Москвы. Анатоль возмущён, но на следующий день уезжает. Наташа заболевает, и выясняется, что она пыталась отравиться. Пьер навещает Андрея, который вернулся в Москву. Связи Андрея со Сперанским прекращены, так как Сперанский недавно пал духом, обвинённый в предательстве и отправленный в ссылку.
Андрей возвращает портрет Наташи, категорически отказываясь простить ей мысли о побеге с Анатолем. Андрей поручает Пьеру сообщить Наташе, что Андрей отверг её. Пьер приходит к Наташе, но она уже знает, что он ей скажет. Она полна самобичевания. Пьер нежно относится к Наташе. Он наблюдает за кометой 1812 года с чувством расцвета новой жизни.
Том 3 Часть 1 12 июня 1812 года французские войска переходят границы России. Рассказчик исследует вопрос о причинах этого вторжения, не соглашаясь с ответами историков на эту проблему. Вторжение, утверждает рассказчик, произошло не из-за одних только дипломатических ошибок или стратегических решений, а в результате совпадения миллионов мелких причинно-следственных событий. Даже великие полководцы Наполеон и Александр не несут ответственности за события 1812 года. Как и все люди, они воображают, что действуют независимо, но на самом деле являются рабами обстоятельств. Поэтому рационального объяснения истории не существует.
В Пруссии Наполеон готовится отправиться на восток, и вид его вдохновляет польских офицеров на самоубийственное погружение в реку в надежде произвести на него впечатление. Сорок офицеров погибают во время этого подвига. Тем временем на русской стороне в Вильно царит неразбериха, и стратегия обороны ещё не выбрана. Царь посещает бал, устроенный его помощниками, на котором присутствуют Элен и Борис, теперь богатые и влиятельные. Царь пишет Наполеону вежливую записку, в которой спрашивает, действительно ли переправа Наполеона через Неман является актом вторжения. Царь посылает генерала Балашева с дипломатической миссией, чтобы доставить ноту.
По пути Балашев встречает французского командующего Мюрата, и в ходе их беседы каждая сторона утверждает, что агрессором в войне является другая. Прибыв в лагерь Наполеона, Балашев удивлён грубым обращением с ним французских солдат и наполеоновского военачальника Даву. Наполеон вызывает Балашева на совещание, на котором Наполеон беспрерывно говорит, иррационально пытаясь оправдать вторжение Франции и убедить Балашева в превосходстве французской армии. Наполеон совершенно убедителен в своей лжи.
Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину — добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле.
Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Шенграбенское сражение Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга. Приказание было - немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов. Как всегда дерзок и храбр Долохов. Вся рота может свидетельствовать.
Аббат Морио только внешность - Имеет план мира во всем мире. Основано на реальном священнике и писателе Сципионе Пьяттоли. Храбрый временами высокомерный солдат, который становится циничным в наполеоновских войнах; аналог Пьера. Ценный адъютант Кутузова в 1805 г. Замужем за Лизой «маленькой принцессой» , отцом молодого князя Николая Болконского, а затем помолвлен с Наташей Ростовой. Жена Андрея Болконского, обиженная на нее, превратившая его жизнь в круговорот социальных мелочей. Решив уйти на войну, он оставляет ее в глухом имении своего отца, где она умирает при родах. Неустанно амбициозная для своего сына Бориса, она умоляет князя Василия передать Бориса гвардии, а затем замышляет против Василия заставить умирающего графа Безухова оставить его огромное состояние своему незаконнорожденному сыну Пьеру. Красивый, безответственный и несколько гедонистический военный, он находится в центре круга шумных молодых людей. Планировал соблазнить Наташу Ростову. Федор Иванович «Федя» Долохов - пехотный офицер, буйный смельчак. Доблестный в битве, лидер партизан в 1812 году. Холодный человек, он известный дуэлянт и пьяница, но заботится о своей неблагополучной семье. По слухам, у него роман с Элен Безухова, он принимает требование удовлетворения от ее мужа Пьера и чуть не погибает на дуэли. Сделано Соне неудачно. Его прототипом был полковник Александр Фигнер. Стивенс только внешность - английский морской офицер. Проигрывает пари с Долоховым, что Долохов не может выпить бутылку рома, балансируя на подоконнике. Граф Илья Ростов - муж графини. Отец оптимистичный, большой, душевный, веселый, но глупый. Вера Ростова - старшая ростовская дочь. Очень красивая, но все не любят, даже ее мать.
Андрей в деревне вянет, душа его словно бы усыхает. Лишь на миг в князе просыпается счастливое чувство причастности к истине — когда впервые после ранения он обращает внимание на вечное небо. А затем пелена безнадёжности опять застилает его жизненный горизонт. Что же случилось? Душе князя Андрея предстоит сложная работа, ему придётся пройти через многочисленные испытания, прежде чем он вернёт себе ощущение незыблемой правды. И с этой минуты сюжетная линия князя Андрея уподобляется спирали: она идёт на новый виток, на более сложном уровне повторяя предыдущий этап его судьбы. Ему суждено опять полюбить, опять предаться честолюбивым помыслам, опять разочароваться — и в любви, и в помыслах. И, наконец, заново прийти к истине. Третья часть второго тома открывается символичным описанием поездки Андрея в рязанские имения. Наступает весна; при въезде в лес Андрей замечает старый дуб на краю дороги. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Понятно, что в образе этого дуба олицетворён сам князь Андрей, который не отзывается на вечную радость обновляющейся жизни, омертвевший. Но по делам рязанских имений Болконский должен будет встретиться с Ильёй Андреичем Ростовым — и, заночевав в доме Ростовых, князь вновь замечает светлое, почти беззвёздное весеннее небо. А затем случайно услышит взволнованный разговор Сони и Наташи. В сердце Андрея подспудно просыпается чувство любви хотя сам герой этого пока не понимает ; как персонаж народной сказки, он словно бы сбрызнут живой водой — и на возвратном пути, уже в начале июня, князь снова видит дуб, олицетворяющий его самого. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья... Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна... Его новым героем, вождём, кумиром становится молодой энергичный реформатор Сперанский. За Сперанским, который хочет преобразовать Россию, Болконский готов следовать точно так же, как прежде готов был во всем подражать Наполеону, который желал бросить всю вселенную к своим ногам. Но Толстой строит сюжет таким образом, чтобы читатель с самого начала почувствовал нечто не совсем ладное; Андрей видит в Сперанском героя, а повествователь — очередного вождя. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Что в этой цитате отражает точку зрения персонажа, а что — точку зрения повествователя? Иными словами, князь Андрей на новом витке своей биографии повторяет ошибку юности; он опять ослеплён ложным примером чужой гордыни, в котором находит себе пищу его собственная гордость. Но тут в жизни Болконского происходит знаменательная встреча: он знакомится с той самой Наташей Ростовой, чей голос лунной ночью в рязанском имении вернул его к жизни. Влюблённость неизбежна; сватовство предрешено. Но поскольку суровый отец, старик Болконский, согласия на скорый брак не даёт, Андрей вынужден уехать за границу и прекратить сотрудничество со Сперанским, которое могло бы соблазнить его, увлечь на прежний путь вождя. А драматический разрыв с невестой после её неудавшегося бегства с Курагиным вовсе выталкивает князя Андрея, как ему кажется, на обочину исторического процесса, на окраину империи. Он вновь под началом Кутузова. Но на самом деле Бог продолжает вести Болконского особым, Ему Одному ведомым путём. Пройдя соблазн примером Наполеона, счастливо избежав соблазна примером Сперанского, повторно потеряв надежду на семейное счастье, князь Андрей в третий раз повторяет рисунок своей судьбы. Потому что, попав под начало Кутузова, он незаметно заряжается тихой энергией старого мудрого полководца, как прежде заряжался бурной энергией Наполеона и холодной энергией Сперанского. Толстой не случайно использует фольклорный принцип троекратного испытания героя: ведь, в отличие от Наполеона и Сперанского, Кутузов поистине близок к народу, составляет с ним одно целое. Детальнее о художественном образе Кутузова в «Войне и мире» будет сказано далее; пока же обратим внимание вот на что. До сих пор Болконский сознавал, что поклоняется Наполеону, догадывался, что втайне подражает Сперанскому. Духовная работа самовоспитания на примере Кутузова протекает в нём скрыто, подспудно. Более того, Болконский уверен, что решение покинуть штаб Кутузова и пойти на фронт, ринуться в самую гущу сражений приходит к нему спонтанно, само собой. На самом же деле он перенимает от Михаила Илларионовича мудрый взгляд на сугубо народный характер войны, который несовместим с придворными интригами и гордыней вождей. Именно накануне Бородинского сражения Андрей встречается с другом своим Пьером; между ними происходит третий опять фольклорное число! Первый состоялся в Петербурге том I, часть первая, главка VI , во время него Андрей впервые сбросил маску презрительно-светского человека и откровенно сказал другу о том, что подражает Наполеону. Во время второго том II, часть вторая, главка XI , состоявшегося в Богучарове, Пьер увидел перед собой человека, скорбно сомневающегося в смысле жизни, в существовании Бога, внутренне помертвевшего, утратившего стимул к движению. Преодолев невольное отчуждение, накануне того дня, когда, возможно, оба они погибнут, друзья вновь откровенно обсуждают самые тонкие, самые важные темы. Они не философствуют — для философствований нет ни времени, ни сил; но каждое их слово, даже очень несправедливое как мнение Андрея о пленных , взвешено на особых весах. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да ненадолго! Ранение на поле Бородина композиционно повторяет сцену ранения Андрея на поле Аустерлица; и там, и здесь герою внезапно открывается истина. Истина эта — любовь, сострадание, вера в Бога. Вот и ещё одна сюжетная параллель. Но в том и дело, что в первом томе перед нами был персонаж, которому правда являлась вопреки всему; теперь мы видим Болконского, успевшего подготовить себя к принятию истины — ценой душевных мучений и метаний. Обратите внимание: последний, кого видит Андрей на Аустерлицком поле, это ничтожный Наполеон, казавшийся ему великим; а последний, кого он видит на Бородинском поле, — это враг его, Анатоль Курагин, также тяжело раненный... Впереди же у Андрея новая встреча с Наташей; последняя встреча. Причем и здесь срабатывает фольклорный принцип троекратного повтора. Впервые Андрей слышит Наташу не видя её в Отрадном. И вот — раненый Болконский в Москве, возле дома Ростовых, в тот самый момент, когда Наташа приказывает отдать подводы раненым. Смысл этой итоговой встречи — прощение и примирение; простив Наташу, примирившись с нею, Андрей окончательно постиг смысл любви и потому готов с земной жизнью расстаться... Смерть его изображена не как непоправимая трагедия, а как торжественно-печальный итог пройденного земного поприща. Недаром Толстой осторожно вводит в ткань своего повествования тему Евангелия. Мы уже привыкли, что герои русской литературы второй половины XIX века часто берут в руки эту главную книгу христианства, рассказывающую о земной жизни, учении и воскресении Иисуса Христа; вспомните хотя бы роман Достоевского «Преступление и наказание». Однако Достоевский писал о своей современности, Толстой же обратился к событиям начала столетия, когда образованные люди из высшего общества обращались к Евангелию куда реже. По-церковнославянски они в большинстве своём читали плохо, к французской Библии прибегали нечасто; лишь после Отечественной войны началась работа по переводу Евангелия на живой русский язык. Возглавил эту работу будущий митрополит Московский Филарет Дроздов ; выход русского Евангелия в 1819 году повлиял на многих писателей, включая Пушкина и Вяземского. Да по той простой причине, что Толстой хочет показать: евангельская мудрость вошла в душу Андрея, она стала частью его собственных размышлений, он читает Евангелие как объяснение своей собственной жизни и своей собственной смерти. Если бы писатель заставил героя цитировать Евангелие по-французски или даже по-церковнославянски, это сразу бы отделило его внутренний мир от евангельского мира. Вообще, в романе герои тем чаще говорят по-французски, чем дальше они от общенародной истины; Наташа Ростова вообще произносит по-французски только одну реплику на протяжении четырёх томов! А цель Толстого прямо противоположна: он стремится навсегда связать образ Андрея, нашедшего истину, с темой Евангелия. Пьер Безухов Если сюжетная линия князя Андрея спиралевидна и каждый последующий этап его жизни на новом витке повторяет этап предыдущий, то сюжетная линия Пьера — вплоть до эпилога — похожа на сужающийся круг с фигурой крестьянина Платона Каратаева в центре. Мы знакомимся с Пьером в тот самый момент, когда он от избытка жизненной силы принимает участие в кутежах и почти разбоях история с квартальным. И это же — его главная беда, поскольку Безухов не знает, к чему приложить свою богатырскую силу, она бесцельна, есть в ней что-то ноздрёвское. Особые душевные и умственные запросы присущи Пьеру изначально именно поэтому он выбирает себе в друзья Андрея , но они распылены, не облекаются в ясную и чёткую форму. Пьера отличает энергия, чувственность, доходящая до страстности, крайняя бесхитростность и близорукость в прямом и переносном смыслах ; всё это обрекает Пьера на необдуманные шаги. Как только Безухов становится наследником громадного состояния, прожигатели жизни немедленно опутывают его своими сетями, князь Василий женит Пьера на Элен. Разумеется, семейная жизнь не задаётся; принять правила, по которым живут великосветские прожигатели, Пьер не может. И вот, разъехавшись с Элен, он впервые осознанно начинает искать ответ на мучающие его вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Умрёшь — и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». И тут на его жизненном пути встречается старый масон-наставник, Иосиф Алексеевич. Метафорой жизненного пути служит в эпопее дорога, по которой путешествует Пьер; Иосиф Алексеевич сам подходит к Безухову на почтовой станции в Торжке и заводит с ним беседу о таинственном предназначении человека. Смысл жизни не в героическом подвиге, не в том, чтобы стать вождём, подобно Наполеону, а в том, чтобы служить людям, чувствовать себя причастным вечности... Но истина именно приоткрывается, она звучит глухо, как дальний отголосок. И чем дальше, тем болезненнее Безухов ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их мелочной светской жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами. Да, Иосиф Алексеевич навсегда остаётся для него нравственным авторитетом, но само масонство в конце концов перестаёт отвечать духовным запросам Пьера. Тем более, что примирение с Элен, на которое он пошёл под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит. А сделав шаг на социальном поприще в заданном масонами направлении, затеяв реформу в своих имениях, Пьер терпит неизбежное поражение — его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают земельный эксперимент на провал. Разочарованный Безухов сначала превращается в добродушную тень своей хищной жены; кажется, что омут прожигателей жизни вот-вот сомкнётся над ним. Затем он опять начинает пить, кутить, возвращается к холостым привычкам молодости — и в конце концов перебирается из Петербурга в Москву. Мы с вами не раз отмечали, что в русской литературе XIX века Петербург ассоциировался с европейским центром чиновной, политической, культурной жизни России; Москва — с деревенским, традиционно-русским местообитанием отставных вельмож и барственных бездельников. Превращение петербуржца Пьера в москвича равнозначно его отказу от каких бы то ни было жизненных устремлений. И тут надвигаются трагические и очищающие Россию события Отечественной войны 1812 года. Для Безухова они имеют совершенно особое, личное значение. Ведь он давно влюблён в Наташу Ростову, надежды на союз с которой дважды перечёркнуты — его женитьбой на Элен и Наташиным обещанием князю Андрею. Тема общенародного испытания и тема личного спасения сливаются в этом эпизоде воедино. Шаг за шагом упрямый автор ведёт своего любимого героя к постижению двух неразрывно связанных правд: правды искренней семейной жизни и правды общенародного единения. Взгляды, которые Безухов исповедовал в начале «Войны и мира», переворачиваются, прежде он видел в Наполеоне источник исторического движения, теперь он видит в нём источник исторического зла, антихриста. И готов пожертвовать собой ради спасения человечества. Читатель должен понять: духовный путь Пьера пройден лишь до середины; герой ещё не пришёл в согласие с рассказчиком, который убеждён и убеждает читателя , что дело вообще не в Наполеоне, что французский император — лишь игрушка в руках Провидения. Но переживания, выпавшие на долю Безухова во французском плену, а главное — знакомство с Платоном Каратаевым довершат ту работу, которая уже началась в нём. Во время казни пленных сцена, опровергающая жестокие доводы Андрея во время последнего бородинского разговора Пьер сам сознаёт себя инструментом в чужих руках; его жизнь и его смерть от него на самом деле не зависят. Назначение человека не в том, чтобы стать яркой личностью, отдельной от всех других личностей, а в том, чтобы отразить в себе народную жизнь во всей её полноте, стать частичкой мироздания. И он проговорил вслух сам с собою: — Не пустил меня солдат.
В помощь школьнику. 10 класс. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Часть 2
Итак, сколько же всего героев в "Войне и Мире"? «Война и мир» — общепризнанный шедевр литературы, который изучают в разных странах. В этой части разберемся, как Толстой выводил сюжетные линии и характер персонажей. Ниже представлен список персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Список включает имена как основных, так и второстепенных и эпизодических действующих лиц романа.
«Война и мир»: краткое содержание и анализ
Один из центральных персонажей романа. Сын старого князя Николая Андреевича, муж (позднее — вдовец) Елизаветы Болконской, брат Марьи Николаевны. В разделах 2-6 рассказывается, каким образом Лев Толстой меняет возрастные характеристики героев "Войны и мира" в зависимости от их функции в романе, от того, насколько они молоды, какого они пола, а также от некоторых других индивидуальных особенностей. «Война и мир» — общепризнанный шедевр литературы, который изучают в разных странах. В этой части разберемся, как Толстой выводил сюжетные линии и характер персонажей. это один из самых знаменитых романов в мировой литературе, написанный Львом Толстым в 1865-1869 годах. Тест: угадайте количество героев из книг школьной программы.