Роман «Война и мир», одно из величайших произведений русской и мировой литературы, создавался Л.Н. Толстым на протяжении шести лет, восемь раз переписывался, а отдельные эпизоды — более двадцати раз. «Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением.
Сколько всего героев в войне и мире. Главные герои романа «Война и мир
Главные герои В романе примерно 559 героев, из них не более 20 — центральные персонажи. «Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Вопрос викторины: Тест по роману «Война и мир».
Откройте свой Мир!
Центральных персонажей «Войны и Мира» (ими являются два друга – князь Андрей Болконский и простак Пьер Безухов, а также девушка из обедневшей дворянской семьи, Наташа Ростова, в которую оба мужчины влюблены) часто называют любимыми толстовскими героями. Представим и этого героя произведения "Война и мир". Это список персонажей романа Льва Толстого 1869 года Война и мир. Обратите внимание, что, поскольку работа изначально была на русском, имена некоторых персонажей латин. Британский сериал BBC «Война и мир» буквально взорвал мозг российского зрителя, воспитанного на классическом произведении Льва Николаевича Толстого. Главная антигероиня «Войны и мира» Элен Курагина каждый миг в обществе ведет себя так, будто на нее направлен с десяток-другой объективов. Том 4 Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже.
Война и мир — персонажи
Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России — эпоху войн с Наполеоном. Женщина, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах.
Она является старшей и главной представительницей семьи Ростовых с женской стороны. Она определяет взаимоотношение семьи и общества, заботиться о репутации в светском кругу. Графиня Ростова Количество произведений Толстого, в которых встречаются имена героев "Войны и мира" Корпус текстов Толстого в НКРЯ позволяет установить, насколько типично то или иное имя для писателя.
Диаграмма показывает, что большинство героев, которые были выбраны нами для анализа, обладают уникальными именами в контексте творчества Толстого. Частотными в данном случае являются имена "Фёдор" и "Марья". Это можно объяснить тем, что эти персонажи играют всё-таки не главную роль в романе. Авторы проекта:.
Лев Толстой, «Война и мир» которого гениальное произведение, решил сделать упор на первую часть. Даже описание этих фактов и подробностей потребовало огромных усилий. В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников. В анализе «Войны и мира» важное место занимает проблематика.
В романе пересекается множество сюжетных линий, связанных с судьбами людей. Полностью охватить проблематику сложно, но мы выделили основные моменты: Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу.
Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории. Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью.
Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу.
Влияние личности на историю. Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска. По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. От других жанров его отличает: большой объем произведения; масштаб отображаемых событий и проблематики.
Нравится писатель Лев Толстой? Писатель критикует войны и считает их причиной проблем в социуме. Люди, вырванные из привычной жизни, должны убивать друг друга, терпеть лишения. Здесь подключается и описание личности многих героев, которые в сложные времена разделились на два лагеря: одни поддерживали народ, другие заботились только о себе. При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история.
Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак: Первый том описывает события и жизнь героев до и во время войны. Второй том отражает все сложности, с которыми сталкиваются персонажи на пути к свободе. Третий том описывает военные действия.
И готов пожертвовать собой ради спасения человечества. Читатель должен понять: духовный путь Пьера пройден лишь до середины; герой ещё не пришёл в согласие с рассказчиком, который убеждён и убеждает читателя , что дело вообще не в Наполеоне, что французский император — лишь игрушка в руках Провидения. Но переживания, выпавшие на долю Безухова во французском плену, а главное — знакомство с Платоном Каратаевым довершат ту работу, которая уже началась в нём. Во время казни пленных сцена, опровергающая жестокие доводы Андрея во время последнего бородинского разговора Пьер сам сознаёт себя инструментом в чужих руках; его жизнь и его смерть от него на самом деле не зависят. Назначение человека не в том, чтобы стать яркой личностью, отдельной от всех других личностей, а в том, чтобы отразить в себе народную жизнь во всей её полноте, стать частичкой мироздания. И он проговорил вслух сам с собою: — Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня — мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звёзд. Недаром эти размышления Пьера звучат почти как народные стихи, в них подчёркнут, усилен внутренний, нерегулярный ритм: Не пустил меня солдат. Истина звучит как народная песня, — а небо, в которое устремляет свой взгляд Пьер, заставляет внимательного читателя вспомнить и финал третьего тома, вид кометы и, главное, небо Аустерлица. Но различие между аустерлицкой сценой и переживанием, посетившим Пьера в плену, принципиально. Андрей, как мы уже сказали, в конце первого тома встречается лицом к лицу с истиной вопреки собственным намерениям. Ему лишь предстоит долгий кружной путь к ней. А Пьер впервые постигает её в итоге мучительных исканий. Но в эпопее Толстого нет ничего окончательного. Помните, мы сказали, что сюжетная линия Пьера лишь кажется кругообразной, что, если заглянуть в эпилог, картина несколько изменится? Пьер, тот самый Пьер Безухов, который уже постиг полноту общенародной истины, который отрёкся от личных амбиций, вновь заводит речь о необходимости исправить общественное неблагополучие, о необходимости противодействия ошибкам правительства. Нетрудно догадаться, что он стал членом ранних декабристских обществ — и что на историческом горизонте России начала взбухать новая гроза. Наташа своим женским чутьём угадывает вопрос, который явно хотел бы задать Пьеру сам рассказчик. Как он? Одобрил бы он тебя теперь? Герой начал уклоняться от обретённой и выстраданной истины? И прав средний, обычный человек Николай Ростов, который с неодобрением отзывается о планах Пьера и его новых товарищей? Значит, Николай теперь ближе к Платону Каратаеву, чем сам Пьер? И да, и нет. Да — потому что он уже прошёл в свой масонский период через соблазн стремления к общественному благу, а через соблазн личными амбициями — в момент, когда подсчитывал число зверя в имени Наполеона и убеждал себя, что именно он, Пьер, предназначен избавить человечество от этого злодея. Нет — потому что вся эпопея «Война и мир» пронизана мыслью, которую Ростов постичь не в состоянии: мы не вольны в своих желаниях, в своём выборе — участвовать или не участвовать в исторических потрясениях. Вступая в тайное общество, Пьер удаляется от идеала и в известном смысле возвращается в своём развитии на несколько шагов назад, — но не потому, что он хочет этого, а потому, что он не может уклониться от объективного хода вещей. И, может статься, частично утратив истину, он ещё глубже познаёт её в финале своего нового пути. Мудрецы Мы с вами сказали о прожигателях жизни, о вождях, об обычных людях, о правдоискателях. Но есть в «Войне и мире» еще один разряд героев, зеркально противоположный вождям. Это — мудрецы. То есть персонажи, которые постигли истину общенародной жизни и являют собою пример для других героев, ищущих правду. Таковы, в первую очередь, штабс-капитан Тушин, Платон Каратаев и Кутузов. Штабс-капитан Тушин появляется в сцене шенграбенского сражения; мы видим его вначале глазами князя Андрея — и это не случайно. Если бы обстоятельства сложились иначе и Болконский был бы внутренне готов к этой встрече, она могла бы сыграть в его жизни ту же роль, какую в жизни Пьера сыграет встреча с Платоном Каратаевым. Защитив Тушина в главке XXI том I, часть вторая , когда тот виновато молчит перед Багратионом и не хочет выдавать начальника, — князь Андрей не понимает, что за тушинским молчанием кроется не раболепие, а понимание скрытой этики народной жизни. Болконский пока не готов к встрече со своим Каратаевым. Но для чего такое внимание уделено столь незначительной фигуре, причём в сцене, которая непосредственно следует за главкой, посвящённой самому Наполеону? Догадка приходит к читателю не сразу. Но вот он доходит до главки XX, и образ штабс-капитана постепенно начинает разрастаться до символических масштабов. Накануне сражения этот маленький неловкий человечек говорил о страхе перед смертью и полной неизвестности насчёт вечной жизни; теперь он преображается у нас на глазах. В эту секунду противостоят друг другу не русская и французская армии — друг другу противостоят маленький Наполеон, воображающий себя великим, и маленький Тушин, поднявшийся до истинного величия. Он не боится смерти, он боится лишь начальства, и немедленно робеет, когда на батарее появляется штабной полковник. Во втором томе мы ещё раз встретимся со штабс-капитаном Тушиным, потерявшим на войне руку самостоятельно проанализируйте главку XVIII части второй Ростов приезжает в больницу , особенное внимание обратите на то, как — и почему именно так — Тушин относится к намерению Василия Денисова подать жалобу по начальству. Но Тушин ощущает себя неотъемлемой частью общей народной жизни лишь в самом разгаре войны, а в мирных обстоятельствах он простой, добрый, робкий и очень обычный человек. А Платон причастен этой жизни всегда, в любых обстоятельствах. И на войне и особенно в состоянии мира. Потому что он носит мир в своей душе. Пьер встречается с Платоном в нелёгкий момент своей жизни — в плену, когда судьба его висит на волоске и зависит от множества случайностей. Первое, что бросается ему в глаза и странным образом успокаивает , — это округлость Каратаева, гармоническое сочетание облика внешнего и облика внутреннего. Андрей Болконский во время Шенграбенского сражения не был готов к встрече со своим Каратаевым, штабс-капитаном Тушиным. А Пьер к моменту московских событий дозрел до того, чтобы научиться у Платона многому. И прежде всего — истинному отношению к жизни. Ведь ещё на возвратном пути из Бородина в Москву Безухову приснился сон, во время которого Пьер слышал голос. И они просты. Они не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё. Всё соединить? Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли — вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! Можно ли назвать Платона Каратаева яркой личностью? Нет, ни в коем случае. Наоборот: он вообще не личность, потому что у него нет своих особых, отдельных от народа духовных запросов, нет стремлений и желаний. Он для Толстого больше чем личность, он — частица народной души. Каратаев не помнит собственных слов, сказанных минуту назад, поскольку он не мыслит в привычном значении этого слова, то есть не выстраивает свои рассуждения в логическую цепочку. И к барину Пьеру, и к французскому солдату, который заказал Платону пошив рубахи, и к колченогой собачке, привязавшейся к нему. Не будучи личностью, он не видит личностей и вокруг себя, каждый встречный для него — такая же частица единого мироздания, как и сам Платон. Смерть или разлука поэтому не имеют для него никакого значения; Каратаев не расстраивается, узнав, что человек, с которым он сблизился, вдруг исчез — ведь от этого ничего не меняется! Вечная жизнь народа продолжается, и во всяком новом встречном обнаружится её неизменное присутствие. Только она даёт человеку настоящее чувство свободы. И когда Каратаев, заболев, начинает отставать от колонны пленных и его пристреливают, как собаку, — Пьер не слишком огорчается. Индивидуальная жизнь Каратаева кончилась, но вечная, общенародная, которой он причастен, — продолжается, и ей не будет конца. Потому-то Толстой завершает сюжетную линию Каратаева вторым сном Пьера, который привиделся пленному Безухову в деревне Шамшеве. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог... И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию... Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. Встреча Платона Каратаева вплотную приближает Пьера к постижению этой истины. От образа штабс-капитана Тушина мы поднялись, как на ступеньку вверх, к образу Платона Каратаева. Но и от Платона в пространстве эпопеи вверх ведёт ещё одна ступенька. Образ народного фельдмаршала Кутузова поставлен здесь на недосягаемую высоту. Этот старый человек, седой, толстый, тяжело ступающий, с пухлым, изуродованным раной лицом, возвышается и над капитаном Тушиным, и даже над Платоном Каратаевым: истину народности, воспринятую ими инстинктивно, он постиг сознательно и возвёл в принцип своей жизни и своей полководческой деятельности. Главное для Кутузова в отличие от всех вождей с Наполеоном во главе — отклониться от личного горделивого решения, угадать верный ход событий и не мешать им развиваться по Божьей воле, по правде. И не сразу понимаем, что маска нерассуждающего служаки, которую Кутузов надевает, приближаясь к властвующим особам, прежде всего к царю, — всего лишь один из многочисленных способов его самозащиты. Ведь он не может, не должен допустить реального вмешательства этих самодовольных особ в ход событий, а потому обязан ласково уклоняться от их воли, не противореча ей на словах. Так он будет уклоняться и от битвы с Наполеоном во время Отечественной войны. То есть выслушать все доклады, все главные соображения, полезные то есть согласные с естественным ходом вещей поддержать, вредные отклонить. А главная тайна, которую постиг Кутузов, каким он изображён в «Войне и мире», это тайна поддержания народного духа, главной силы в любой борьбе с любым врагом Отечества. Потому-то этот старый, немощный, сластолюбивый человек олицетворяет собою толстовское представление об идеальном политике, который постиг главную мудрость: личность не может повлиять на ход исторических событий и должна отречься от идеи свободы в пользу идеи необходимости. А главное... Наташа Ростова Если перевести типологию героев эпопеи на традиционный язык литературоведческих терминов, то сама собой обнаружится внутренняя закономерность. Миру обыденности и миру лжи противостоят драматические и эпические характеры. Драматические характеры Пьера и Андрея полны внутренних противоречий, всегда находятся в движении и развитии; эпические характеры Каратаева и Кутузова поражают своей цельностью. Но есть в портретной галерее, созданной Толстым в «Войне и мире», характер, который не вписывается ни в один из перечисленных разрядов. Это лирический характер главной героини эпопеи Наташи Ростовой. Принадлежит ли она к прожигателям жизни?
Главные и второстепенные герои романа «Война и мир»
Откройте свой Мир! | В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы. |
Лев Толстой | «Война и мир» считается одним из самых значительных романов в русской и мировой литературе, по нему были сняты фильмы, телепередачи и многое другое. |
Главные и второстепенные герои романа «Война и мир»
В романе «Война и мир» все персонажи распределены на тех, чья судьба повествуется на протяжении всех четырёх томов и эпилога, и тех, кто выступает в некоторых эпизодах. Основными героями стали Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов. Любимый персонаж толстого в романе война и мир о котором он рассказывал в письме. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга. Лев Толстой – Война и мир (Главные герои): Краткое содержание. Сколько страниц в войне и мире 1 томе? Объем романа «Война и мир»— 1300 страниц обычного книжного формата. Тест: угадайте количество героев из книг школьной программы. РИА «Новости». Сколько лет героям «Войны и мира»? Почему Толстой неточен в указании их возраста? Внимательный читатель заметит, что с возрастом некоторых героев в романе происходит что-то странное.
Краткое содержание эпилога романа «Война и мир»
Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли — вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! Ваше сиятельство, — повторил какой-то голос, — запрягать надо, пора запрягать… Это был голос берейтора, будившего Пьера». Толстому необходимо сначала показать, что истину нужно почувствовать, увидеть во сне, расслышать в случайных звуках. Мы очень подробно изучили характеристики каждого семейства из «Войны и мира». Теперь попробуйте угадать героя по описанию его внешности или характера.
Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Но далеко не каждый сумел его прочитать. Ко дню рождения писателя мы пересказали "Войну и мир" в слайдах, цифрах и фактах. Для тех, кто хотел прочитать книгу, но так и не осилил.
Главные герои В романе примерно 559 героев, из них не более 20 — центральные персонажи. Но главных героев гораздо меньше, и их имена знают даже те, кто не прочел книгу. Кажется, десятилетиями школьники спорят о том, кто лучше — Пьер Безухов или Андрей Болконский, и восхищаться ли Наташей Ростовой или упрекать ее в легкомыслии.
ТАСС предлагает проголосовать и решить, кто из героев вам кажется наиболее привлекательным.
Они, как и все люди на свете, обладают своими изъянами: например, Болконский — тщеславен, Наташа Ростова — нерешительна, а Пьер Безухов — не силен волей. Именно это и делает этих персонажей такими настоящими и близкими к читателю, ведь у нас у всех есть свои слабости, а идеала добродетели достичь в реальных жизненных условиях просто невозможно. Однако центральные герои романа обладают неоспоримой душевной красотой, что не свойственно нелюбимым персонажам Л. Толстого — например, семье Курагиных или госпоже Шерер. Андрей Болконский Это красивый молодой человек с правильными чертами лица и превосходным гардеробом. Болконский невысок, но очень привлекателен, так как он следит за своим внешним видом и превосходно держится в обществе. Андрей с детства привык быть в высшем обществе, и потому к 23-ем годам именно столько ему в начале романа — 1805 году оно ему уже очень наскучило, как и мирная богатая жизнь в целом. Болконский — очень тщеславный молодой человек.
Смысл жизни он видит в том, чтобы сделать что-то важное, совершить подвиг, и стать тем самым по-настоящему значимым для окружающих. Праздную жизнь дворянства он презирает, хотя сам ведет ее. Он не любит свою жену племянницу генерала Кутузова Лизу и совсем не рад тому, что у него скоро родится ребенок. Болконский совсем не видит ценности в том, что у него уже есть — титуле, семье, образовании, возможности нести престижную гражданскую службу. Кроме того, он уважает французского императора Наполеона ведь пусть и делает несправедливые и ужасные, но все же великие вещи. Участие в войне 1805 года сильно меняет мировоззрение Андрея. Увидев сражения своими глазами и получив ранение, Болконский уже перестает верить в романтику подвигов. А потеряв жену, он начинает терзаться чувством вины. Прийти в себя сломанному Андрею помогают проснувшиеся чувства к Наташе Ростовой, но у их отношений появляется множество препятствий.
На войну 1812 года Андрей идет уже совсем другим человеком. И для того, чтобы наконец найти смысл жизни и простить любимую, ему потребовалось получить смертельное ранение. Поэтому история этого героя трагична и прекрасна одновременно. Она еще маленькая девочка, которая постепенно превращается в юную девушку. Несмотря на то, что внешность Наташи вполне заурядная Л. Толстой даже называет ее некрасивой , она остается очень привлекательной за счет живости эмоций и искренности. Наташа Ростова — идеал русской женщины. Она эмоциональна, добра ко всем окружающим и жизнерадостна. Чем взрослее она становится, тем больше мужчин обращают на нее внимание.
И Наташа теряется в этом внимании: некоторым кавалерам она не может отказать и просит сделать это за нее более жесткую мать , другим — симпатизирует в ответ, хотя не уверена в своих чувствах. Именно эта нерешительность и стала препятствием в отношениях Наташи с Андреем Болконским. У них мог бы получиться хороший брак, который одобряла семья Ростовых но не семья Болконских. Но Наташа, будучи помолвленной с Андреем, поддалась чарам Анатоля Курагина.
Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние. Алексей Борисович Куракин. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин в одном из писем даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли?
Хотя Василий Курагин изъяснялся немного иначе. Справа — Александра Куракина. После этого он приезжал в Ясную Поляну и раздражал Льва Толстого. В черновых записях «Войны и мира» фамилия Анатоля — Шимко. Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской супругой Багратиона , которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе, куда она уехала через пять лет после свадьбы. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию.
Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840 году и была очень известна в Петербурге и Москве как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж которой приходился канцлеру внучатым племянником. Акинфова тоже развелась с первым мужем, но вышла уже за герцога Лейхтенбергского в Европе, куда они вместе переехали. Напомним, что в самом романе Элен так и не развелась с Пьером. Екатерина Скавронская-Багратион. Толстой использовал произведения Давыдова, когда изучал наполеоновские войны. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой.
По этим письмам Толстой изучал историю войны 1812 года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной. Пьер Безухов Петр Вяземский. Однако некоторые сходства можно заметить с Петром Вяземским. Он тоже носил очки, получил огромное наследство, участвовал в Бородинском сражении. Кроме этого, писал стихи, публиковался. Толстой использовал его записи в работе над романом. Толстой пишет, что Марью Дмитриевну знает весь Петербург и вся Москва, а за прямоту и грубость ее называют «le terrible dragon». Сходство персонажа можно заметить с Настасьей Дмитриевной Офросимовой.
Это барыня из Москвы, племянница князя Волконского.