Новости сколько азербайджанцев живет в иране

А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Азербайджанцы в Иране проживают в различных регионах, главным образом на северо-западе страны, где расположена историческая область Азербайджан.

Азербайджанцы

  • Текущее положение дел
  • От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
  • Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
  • Какие народы живут в Иране….
  • АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ

Количество иностранцев в Азербайджане достигло 1,1 млн человек в 2023 году

Для Второй раз Всего за несколько месяцев Баку предостерег своих граждан от поездок в Иран. После январь В результате теракта в посольстве Азербайджана в Иране произошла взаимная высылка части дипломатического персонала и приостановка работы посольства Азербайджана. В февраль Власти Азербайджана задержали около 40 человек по подозрению в шпионаже в пользу Ирана. В Март в Баку был ранен антиирански настроенный депутат парламента. Некоторые ученые даже задаются вопросом о риске войны между двумя странами.

Фактически, президент Азербайджана является одним из немногих глав государств в мире, готовых вызывать Иранский «государственный терроризм». Но почему Иран так заинтересован в дестабилизации Азербайджана? Азербайджан находится в щекотливой ситуации, поскольку вызывает растущий интерес со стороны Запада как полезный энергетический центр ради столь необходимой широкой стратегической диверсификации, чтобы лишить Москву избирательных прав. В конкурентной глобальной среде безопасности, представленной как Русский и Китайские попытки господства в бывших советских республиках, Азербайджан становится важным геополитическим активом ЕС, чтобы связать Европу с Каспийским бассейном и регионом Центральной Азии и таким образом сдержать попытки двух азиатских империй укрепить свои сферы влияния и доминирование.

Азербайджан также все еще находится в состоянии прекращения огня с Арменией, союзником России и Ирана, который, как и недавно показал, , играют ключевую роль, выступая в качестве центрального узла для поставок подсанкционных товаров в Россию, включая военную технику, помогающую в агрессии против Украины. Кроме того, предложение Азербайджана о создании Зангезурского коридора в обход Армении и прямого соединения с Турцией вызывает резкое возражение со стороны Армении при поддержке Ирана, поскольку Иран не хочет быть отрезанным от сухопутного сообщения с Арменией и, следовательно, с Россией. Иран открыл свое консульство в Капан в последнее время ясно показывает, как Иран хочет увеличить свою поддержку региональных устремлений Еревана, которые де-факто противоречат целям Запада в регионе. Но Иран хочет расширить сферу своего влияния на Южном Кавказе даже через Азербайджан.

На самом деле значительная часть азербайджанского населения — шииты, и поэтому Иран рассматривает Азербайджан как свой задний двор для расширения влияния своей разновидности шиизма в регионе.

Шаффер, дискриминационная экономическая и культурная политика шаха Реза Пехлеви в отношении азербайджанцев возможна была наказанием за их участие в антишахском национально-освободительном движении 1920 года, возглавляемом Хиябани. В 1937 году большая часть Иранского Азербайджана, составлявшая одну административно-территориальную единицу Ирана, была поделена на две провинции остана. Некоторые традиционные территории Азербайджана были переданы в состав других иранских провинций. Ухудшение экономической ситуации в регионе и запрет на выезд в Советский Азербайджан на сезонные работы, привёл к массовому оттоку азербайджанского населения в Тегеран в поисках работы.

Это, в свою очередь привело, с одной стороны, к ассимиляции части мигрировавших азербайджанцев, и росту националистических чувств другой части. Эти процессы вылились в попытку увязать свою национальную идентичность и идеологию с некоторой свободой национальной самоидентификации азербайджанцев в СССР , что привело к тому, что начавшаяся в последующем национально-освободительное движение в Иранском Азербайджане ориентировалось на укрепление связей с Советским Азербайджаном и носило коммунистическую направленность [64]. Основная статья: Демократическая Республика Азербайджан Территория Национального правительства Азербайджана зелёный и Мехабадская республика жёлтый Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1941 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения [35]. В 1945 году на территории Южного Азербайджана, занятой советскими войсками, образовалось де-факто самостоятельное государственное образование — Национальное правительство Азербайджана Демократическая Республика Азербайджан.

Между курдскими и азербайджанскими националистами в данный период продолжали сохраняться острые и до конца не преодолённые противоречия, причём советские власти чаще склонялись на азербайджанскую сторону. Несмотря на это, курдские и азербайджанские националисты старались наладить сотрудничество и соблюдать декорум взаимной лояльности [65]. Один из пунктов Демократической партии Иранского Курдистана гласил: «Демократическая парти Курдистана будет предпринимать максимум усилий, чтобы добиться единства и солидарности курдов, азербайджанцев, армян и ассирийцев англ. К несчастью, это сотрудничество оказалось недолговечным. Курды не признавали Иранский Курдистан частью Иранского Азербайджана, и в начале 1946 года в Иранском Курдистане была провозглашена Мехабадская Республика.

Курдское правительство в Мехабаде гарантировало права меньшинств, в том числе и азербайджанцев [67]. Государственное образование в Южном Азербайджане просуществовало всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США , Франции и Великобритании [35]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты [36]. В последующие годы сепаратистские настроения в Азербайджане внимательно отслеживались, и использование азербайджанского языка ещё больше подавлялось [59]. Эпоха правления Мохаммад Реза-шаха[ править править код ] В тот период в иранской общественной мысли появились некоторые изменения относительно национального вопроса.

Благодаря обществу «Азербайджан», издававшего газету «Азербайджан», в общих чертах было сформулировано некоторое понимание нации как народа, обладающего общностью языка, чувств, традиций и территории и на основе этого обоснована самостоятельность азербайджанской нации и её право на свободное национальное развитие. Такое положение встретило противоположную реакцию среди иранских идеологов, представления которых об нации и «иранской нации» к тому времени уже были более менее систематизированы. Например, в 1942 году вышла работа Г. Катиби «Азербайджан ва вехдет-е милли-йе Иран», в которой на основе различных определений в том числе международно-правовых нации, национальности, национального единства и их признаков, он стремился обосновать идею о национальном единстве Азербайджана и Ирана и в первую очередь на основе «единства национального идеала» и таким образом опровергнуть идею о самостоятельности азербайджанской нации [49]. Новое общенациональное движение политика правительства Моссадыка , развернувшееся в Иране в 1951—1953 годах, стимулировало рост интереса у иранской общественности к этническим группам страны.

На страницах печати критике стала подвергаться проводимая правящими кругами политика персизации иноязычных народов и игнорирование их национальных прав. Так, публицист Бехьяр в своей статье «Наша нация и азербайджанская нация» обрушился с резкой критикой на высказывания профессора Моджтаба Минови англ. После исламской революции[ править править код ] Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию , которая привела к свержению шахского режима [69]. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18—19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс.

На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам [70]. Призывая к автономии или даже к независимости, азербайджанцы в месте с тем отражали мнения всего Иранского общества, требуя демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом Шахе. Вслед за революционными событиями в местах компактного проживания этнических меньшинств арабы , курды, белуджи были выдвинуты требования автономии; сложная обстановка сложилась в районах расселения туркмен и кашкайцев. В отличие от других провинций в Иранском Азербайджане национальный вопрос не стоял столь остро. В развернувшихся здесь выступлениях преобладали демократические требования, а сугубо национальные вопросы касались культурного, языкового характера, административных замещений.

С начала революции в Иранском Азербайджана очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единой позиции. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований, которые в свою очередь станут плацдармом для распространения демократизации по всей стране [71]. Довольно много сторонников в Иранском Азербайджане имела Партия федеративной республики Иран, выступавшей за переустройство страны по типу индийских штатов.

В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана. К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам, объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы [71]. Великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских кругов и шиитского имамитского духовенства с улемами джафаритского толка и поддерживавшими их кругами иранской буржуазии [72]. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер — великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Шариатмадари был выходцем из азербайджанской среды [73].

Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране [74]. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей [75]. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая Моджахеддин-е Халк [71]. После победы исламской революции отношения между Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер.

Азербайджанцы, проживающие в Иране, имеют возможность воссоединяться со своими родственниками, что часто приводит к иммиграции новых групп азербайджанцев из Азербайджана и других стран. Важной ролью в росте численности азербайджанцев в Иране также играет экономический фактор. Многие азербайджанцы ищут работу в Иране, так как страна предлагает больше возможностей для заработка, особенно в сельском хозяйстве и строительной отрасли.

Это привлекает новых мигрантов и способствует увеличению численности азербайджанцев в стране. Увеличение азербайджанской диаспоры Азербайджанская диаспора в Иране наблюдает постоянное увеличение численности. Этот факт связан с различными факторами, включая исторические, экономические и социокультурные. Читайте также: Данные о текущей цене бензина в Иране в рублях за литр - свежая информация Азербайджанцы, являющиеся второй по численности этнической группой в Иране после персов, поддерживают культурные и религиозные связи с Азербайджаном. Они имеют сильные корни и тесные связи с азербайджанским народом и культурой, что побуждает их активно сотрудничать и помогать своим согражданам. Экономические факторы также играют важную роль в увеличении численности азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере торговли, промышленности, сельском хозяйстве и туризме.

Эти сферы обеспечивают им стабильные доходы и привлекательные перспективы для развития карьеры. Кроме того, азербайджанцы в Иране активно занимаются культурными и образовательными мероприятиями. Они основывают свои собственные образовательные учреждения, клубы, культурные центры и ассоциации. Эти организации стимулируют сохранение и продвижение азербайджанской культуры и традиций среди молодого поколения и укрепление связей с их исторической родиной. Развитие и поддержка азербайджанской диаспоры в Иране является одним из приоритетов правительства Ирана. Оно предоставляет финансовую и организационную поддержку различным инициативам, направленным на увеличение численности азербайджанской диаспоры и оказание помощи их соотечественникам. Одним из инструментов развития азербайджанской диаспоры является создание условий для сохранения и развития азербайджанского языка в Иране.

Все больше азербайджанских школ, центров и клубов появляется для обучения языку и сохранения культурных традиций. Увеличение численности азербайджанской диаспоры в Иране приводит к укреплению связей между Ираном и Азербайджаном, а также способствует расширению экономических и культурных связей между этими двумя странами. Экономические факторы Экономические возможности Ирана также привлекают азербайджанцев, желающих найти работу и улучшить свое финансовое положение. Это особенно актуально для жителей северных и западных районов Азербайджана, которые часто смешиваются с иранской национальностью и культурой.

Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Али ев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном.

Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ». В начале октября тот назвал Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище», сообщал бакинский портал Caliber. Баку был вынужден начать ответные военные учения на границе с Ираном, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», — заявил Алиев в пят ницу. Азербайджанский президент подчеркнул: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный светский — прим. Они — часть нашей нации».

Последнее заявление особенно любопытно. Азербайджан по конституции — светское государство, Иран — государство теократическое, где главой государства рахбаром может быть лишь духовное лицо. Президент Исламской Республики Иран играет роль главы исполнительной власти — и, к слову, на эту должность также нередко избирают духовных лиц. В их числе — нынешний президент Ибрахим Раиси. Они составляют большинство в северо-западных провинциях Ардебиль, Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан здесь население смешанное, азербайджано-курдское. Множество азербайджанцев живут в провинциях Зенджан и Казвин — а это уже совсем близко к столичному Тегерану.

Общая численность азербайджанцев в Иране — до 15 млн человек.

Где проживают азербайджанцы в Иране?

И это правда. Но это еще не все. В январе прошлого года в интервью азербайджанским телеканалам глава государства указал на то, что отправка в Армению миссии ЕС из 40 человек сроком на два месяца была согласована в ходе четырехсторонней встречи глав Азербайджана, Армении, Евросовета и Франции в Праге 6 октября 2022 года. Но, по словам президента Азербайджана, позже в Евросоюзе нарушили достигнутые договоренности, приняв без согласования с Баку решение об отправке новой миссии после того, как срок действия мандата прежней истек 19 декабря 2022 года. В Баку также указывают на провокационный и нежелательный характер действий Армении и ЕС. О том же, перечислю еще раз, говорят в Тегеране, Москве, Анкаре. Получается, что официальный Ереван пытается проводить политику, которая идет вопреки интересам всех важнейших государств региона. Это не просто ошибка со стороны руководства Армении.

Это их вынужденное или добровольное согласие на участь пешки в чужой, несущей риски региону, игре.

Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские. Там каша: кого и кем считать. Нередко были и тюркские правящие династии и тюркская, но персокультурная, военная аристократия. Сейчас их верховный аятолла азербайджанец, давящий азербайджанских националистов.

Иран вообще продвигает наднациональный подход, первична религия. Плюс конкурентов у персидской культуры нет, она и за пределами Ирана была доминирующей на Востоке, как в Европе долгое время французская. В Иране есть свой «исторический Азербайджан» включающий три области и в названии двух из них присутствует термин «Азербайджан». Но территории эти многонациональные, а азербайджанцы живут компактно и за пределами этого исторического Азербайджана. Иранские азербайджанцы презирают азербайджанцев постсоветских, считая их людьми, лишенными духовных основ.

Плюс иранские азербайджанцы персокультурные. Но национализм дает себя знать и периодически азербайджанская тема всплывает, так же как курдская, арабская и прочие.

Первыми возмутились иранские женщины. Сначала они снимали видео, как отрезают волосы и сжигают хиджабы, а затем вышли на массовые акции протеста. Но постепенно демонстрации перекинулись на северо-запад Ирана, где проживает курдское меньшинство. Зазвучали призывы не только наказать виновных в гибели Амини. Толпа потребовала отставки правительства, а на похоронах Махсы скандировала «Смерть диктатору». Этот лозунг в последние пару лет используется в отношении верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Чтобы пресечь провокации, полиция открыла огонь по толпе, но часть подразделений перешла на сторону протестующих. Кроме того, демонстрантов поддерживает Фарах Пехлеви — вдова бывшего иранского монарха Резы Пехлеви — и все представители бывшей правящей династии.

Постепенно демонстрации распространились на другие регионы Ирана и захлестнули 20 провинций из 31-й, а что самое главное — приобрели националистический характер. Что случилось с Махсой Амини 13 сентября в Тегеране полиция нравов задержала 22-летнюю иранку курдского происхождения Махсу Амини за неправильное ношение хиджаба. Девушка приехала из Иракского Курдистана в столицу навестить родителей. Ее отвезли в ближайший участок для воспитательной беседы. Брат девушки Киареш, который ждал ее возле участка, рассказал, что через пару часов к зданию подъехала скорая и увезла Махсу в больницу, где она впоследствии скончалась. Представители властей объяснили ему, что девушка впала в кому после пережитого сердечного приступа и инсульта. В дальнейшем государственное новостное агентство IRNA сообщило, что Амини упала во время содержания под стражей из-за «сопутствующей болезни», официальной причиной ее смерти стала полиорганная недостаточность, вызванная церебральной гипоксией. Правозащитники и семья утверждают, что девушка скончалась от побоев, у нее был сломан череп, и шла кровь из ушей. Власти забили тревогу, когда массовое недовольство охватило регионы, где большинство населения составляют азербайджанцы. В городах Тебриз, Казвин, Зенджан толпы протестующих выкрикивали сепаратистские лозунги: «Да здравствует Азербайджан!

Кто не хочет, пусть ослепнет! Однако среди протестующих также много арабов, белуджей, бахтияров, туркменов, гилянцев, мазендеранцев. Впервые почти все демонстранты в стране, включая этнических иранцев, выступают против самой политической системы и критикуют власть, силовиков, мулл, полицию нравов и скандируют: «Бесчестные! В Брюсселе иранки в знак солидарности с протестующими на родине отстригли волосы и сожгли хиджабы, их примеру последовали французские актрисы и даже дипломаты. ЕС призвал иранские власти не применять против демонстрантов непропорциональную силу. При этом санкции, ограничивающие права иранских пользователей, наоборот, частично сняли. Технологические компании, в частности интернет-сеть Starlink Илона Маска, в знак поддержки протестующих начали распространять интернет в Иране, минуя государственные блокировки. Подпольный сепаратизм Долгое время пантюркистские идеи азербайджанцев Ирана сдерживало то, что сам аятолла Хаменеи по происхождению азербайджанец. Однако в последние недели активно распространяются слухи о его смерти, а значит, грядет процедура избрания нового духовного лидера.

Количество граждан Азербайджана, которые покинули страну, в 2022 году возросло на 1,5 раз — до отметки в 1 млн 489,5 тысяч человек.

Сколько азербайджанцев проживает в Иране?

Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Азербайджане или Иране - лучше жизнь? Сравнение показателей экономического развития, минимальной и средней зарплаты, уровня цен, средней продолжительности жизни, уровня преступности, качества медицинского обслуживания и. Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают?

Сколько азербайджанцев живет в Ираке?

  • Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?
  • Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране -
  • Советуем почитать
  • Азербайджан-Иран
  • Азербайджанцев живет в иране
  • Кто такие азербайджанцы Ирана и сколько их? | Кавказский геополитический клуб

Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis

Где живут азербайджанцы. Сколько азербайджан живет в Иране? Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации.

Сколько в Иране азербайджанцев?

А это, в свою очередь, как отмечается в докладе, нанесло ущерб местной окружающей среде, что привело к вынужденной миграции и дальнейшей маргинализации этнических меньшинств. Подписывайтесь на наш канал в WhatsApp , и будьте в курсе главных новостей!

Где проживают азербайджанцы в Иране? Территория компактного проживания азербайджанцев включает также почти всю провинцию Зенджан к югу от Иранского Азербайджана. Курды проживают в основном в провинции Западный Азербайджан, кроме областей, непосредственно примыкающих к озеру Урмия — там живут азербайджанцы, как и в остальных провинциях региона. Где живут азербайджанцы в Иране? Расселение Азербайджанцы составляют подавляющее население Северо-Западного Ирана, являясь после персов второй по численности этнической группой страны и крупнейшим национальным меньшинством Ирана.

Азербайджанцы в России Дагестан: 130 919 2010 г. Москва: 57 123 2010 г. Тюменская область: 43 610 2010 г.

Московская область: 19 061 2010 г. Ростовская область: 17 961 2010 г. Ставропольский край: Красноярский край: Где проживает больше всего азербайджанцев? Азербайджанцы самоназв. Общая численность в мире превышает 35 млн чел. Проживают также в Иране ок. Сколько азербайджанцев проживает в Турции? Что за народ азербайджанцы? По данным Переписи населения 2010 года, в России проживает 603070 азербайджанцев.

Чьи потомки азербайджанцы? При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы — также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана.

Религиозные нормы стали обязательными для всех — полиция следит за их исполнением. Читайте также:Перемирие между Арменией и Азербайджаном не удалось установить сразу Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др. И персы, и азербайджанцы — шииты. Это помогало процессам интеграции. Нынешний духовный лидер Ирана — фактически несменяемый правитель страны, обладающий почти абсолютной властью, Али Хаменеи — азербайджанец по происхождению. Недавно он призвал азербайджанских матерей учить своих детей родному языку. Кроме того, режим проводил широкую социальную политику. В Иране около 5 млн студентов, бесплатные или дешевые образование и медицина.

Все это способствовало росту лояльности населения, включая нацменьшинства. Но проблема не исчезла. В настоящее время симпатии иранцев к режиму утрачены. Из-за неэффективной экономической системы в Иране государство играет ключевую роль в экономике, многие государственные предприятия являются низкодоходными или убыточными и американских санкций потребление в Иране в последние годы уменьшилось на четверть, выросли безработица и инфляция.

Азербайджанцев живет в иране

Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации. Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы.

Где проживают 50 млн азербайджанцев

Потом зазвучали и политические лозунги: от расширения прав иранских курдов, белуджей и азербайджанцев до отставки президента Ибрахима Раиси и смены религиозного исламского режима Ирана на светский. Протестами охвачены почти все крупные города и провинции, а центром сопротивления стал населенный азербайджанцами Тебриз. Власти всерьез опасаются сепаратизма, а оппоненты режима уверены, что правлению религиозных лидеров — аятолл — пришел конец. Что происходит в Иране и к чему может привести усиление националистических настроений в обществе, разбиралась «Лента.

Зыбкий баланс Недовольство иранцев чрезмерным вмешательством духовенства в их частную жизнь накапливалось последние двадцать лет. Но до недавнего времени теократическому режиму все же удавалось находить общий язык с людьми, требующими больших светских свобод. Экс-президент страны Хасан Рухани , позиционировавший себя как реформатор, шел на уступки людям и выступал за отмену чрезмерно жестких религиозных правил.

Удавалось не все. Духовный лидер Ирана, Аятолла Али Хаменеи , обладающий всей полнотой власти рахбар , блокировал президентские реформы. Однако сам факт, что прогрессивный президент выступает на стороне общества и спорит с духовенством, внушал людям оптимизм.

Кроме того, Рухани поддерживал расширение прав национальных меньшинств Ирана. При нем проживающие на севере страны азербайджанцы — самое многочисленное иранское нацменьшинство — получили возможность изучать родной язык в начальной школе в качестве факультативного предмета. Власти много лет проводили политику ассимиляции курдов, белуджей, азербайджанцев, арабов, и это им в целом удавалось.

Независимо от этноса, жители Ирана определяли себя прежде всего как иранцы, а уже потом упоминали принадлежность к той или иной этнической группе. Время от времени недовольство вызывало то, что они ограничены в культурных и образовательных правах, и это выливалось в протесты. Однако власть оставалась глуха к ним.

Реформы Рухани так и не коснулись фундаментальных принципов иранской государственности. Полиция нравов по-прежнему контролирует частную жизнь людей, а этнические меньшинства ограничены в правах быть представленными в политических институтах, бизнесе и культуре. В августе 2021-го, когда пост президента занял Ибрахим Раиси — друг и единомышленник аятоллы Хаменеи — консерватизм снова взял вверх над светскостью, и преобразования предыдущего главы государства заморозили.

Раиси прочат в преемники Верховного лидера — Аятолла Хаменеи стар и слаб здоровьем и в любой момент может отойти от дел. Раиси использует свои президентские полномочия для ужесточения норм шариата в стране, что усиливает недовольство в обществе, особенно среди жителей городов. Первыми возмутились иранские женщины.

Сначала они снимали видео, как отрезают волосы и сжигают хиджабы, а затем вышли на массовые акции протеста. Но постепенно демонстрации перекинулись на северо-запад Ирана, где проживает курдское меньшинство. Зазвучали призывы не только наказать виновных в гибели Амини.

Толпа потребовала отставки правительства, а на похоронах Махсы скандировала «Смерть диктатору». Этот лозунг в последние пару лет используется в отношении верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.

Созданию «Зангезурского коридора» противится и Иран. По мнению Тегерана, этот коридор закроет логистический доступ Ирана к Армении, отмечал журнал Foreign Affairs. Он угрожал применить военную силу против любых изменений международно признанных границ региона», — считает автор статьи в FA Мохаммад Аятоллахи Табаар. В октябре 2022 года Иран открыл свое консульство в Капане, административном центре Сюникской области. По словам эксперта из Центра Орбели Ереван Джонни Меликяна, Турция и Азербайджан раньше использовали для транспорта сообщения грузинскую территорию, а до этого — иранскую. В регионе существует и другой коридор — «Север — Юг», западный маршрут которого хотят провести из Ирана в Россию через Азербайджан. Подробнее о проекте читайте в статье RTVI. Регион, где все дружат друг против друга Иран поддерживает Армению из-за усиления израильского влияния в регионе и риторики азербайджанских политиков о принадлежности «Южного Азербайджана» северо-западные провинции современного Ирана, где преобладает азербайджанское население , считает эксперт Джонни Меликян.

Также сказываются и поставки — прямые или через посредников — оружия Азербайджану из США, которое передается Баку «в качестве залога для возможно конфликта против Ирана», добавил он. Азербайджан развивает тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим непримиримым противником. Другой аспект, беспокоящий Тегеран, — тесное сотрудничество Азербайджана с Турцией, которая остается традиционным соперником и конкурентом Ирана в регионе. Подписание в июне 2021 года Шушинской декларации, которая официально сделала Анкару и Баку союзниками, что вряд ли было воспринято в Тегеране с энтузиазмом. При этом в регионе сложилась необычная ситуация с точки зрения религии. Многие противоречия Ирана с другой частью мусульманского мира вызвана религиозными различиями — в Иране большинство исповедуют шиизм, в то время как в Турции и странах Аравийского полуострова — суннизм. Но Азербайджан, будучи шиитской страной, развивает более тесные отношения с суннитской Турцией, а не с Ираном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время подписания Шушинской декларации о союзнических отношениях, 15 июня 2021 Пресс-служба президента Азербайджанской Республики Азербайджан получает от Турции оружие. В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет».

Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана.

Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г. Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно. В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев.

В то же время в США проживает, по неофициальным данным, 450 000 наших соотечественников, в Германии — 200 000, а на Украине — 280 000. Meksika 28.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий