Но, в зависимости от тех или иных оценок, в Иране живут 15-35 миллионов азербайджанцев и около 10-ти миллионов их в собственном национальном государстве. Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO.
Иранский Азербайджан и армянский след
Кроме того, значительное количество азербайджанцев также живет в Тегеране, столице Ирана. Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские турки или персидский Азербайджан, иранцы.
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Как живут в Иране. Количество азербайджанцев в Иране. Почему азербайджанцы считаются шиитами. Этно карта Ирана. Протесты азербайджанцев в Иране. Иранцы и азербайджанцы. Исламская партия Азербайджана. Население азербайджанцев в Иране.
Протесты иранских азербайджанцев. Иранские азербайджанки. Иракские азербайджанцы. Этнические азербайджанцы в Иране. Карта Южного Азербайджана в Иране. Территория Южного Азербайджана. Азербайджанцы в Иране численность.
Иран сколько Азербайджан живет. Сколько азербайджанцев живет в Иране. Иранская семья. Семья азербайджанцев. Большая Азербайджанская семья. Сепаратизм в Иране. Азербайджанцы сунниты или шииты.
Иранский Азербайджан. Южные азербайджанцы. Число азербайджанцев в мире. Население азербайджанцев в мире. День солидарности азербайджанцев всего. Иран и иранцы и иранки. Ганаве Иран.
Иран коронавирус. Иранцы жители. Национальный костюм Ирана. Иранские азербайджанцы внешность. Сколько всего азербайджанцев в мире. Турки и азербайджанцы. Курды и азербайджанцы.
Северный и Южный Азербайджан. Бахаре Киан. Пинар Афшар. Bahareh Kian Afshar. Азербайджанцы Айрумы. Северный Азербайджан в Иране на карте. Талыши иранцы.
Территория расселения азербайджанцев в Иране. Население Азербайджана в Иране. Этнические азербайджанцы в Иране 1970. Этнические меньшинства в Иране.
По словам эксперта из Центра Орбели Ереван Джонни Меликяна, Турция и Азербайджан раньше использовали для транспорта сообщения грузинскую территорию, а до этого — иранскую. В регионе существует и другой коридор — «Север — Юг», западный маршрут которого хотят провести из Ирана в Россию через Азербайджан. Подробнее о проекте читайте в статье RTVI. Регион, где все дружат друг против друга Иран поддерживает Армению из-за усиления израильского влияния в регионе и риторики азербайджанских политиков о принадлежности «Южного Азербайджана» северо-западные провинции современного Ирана, где преобладает азербайджанское население , считает эксперт Джонни Меликян. Также сказываются и поставки — прямые или через посредников — оружия Азербайджану из США, которое передается Баку «в качестве залога для возможно конфликта против Ирана», добавил он. Азербайджан развивает тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим непримиримым противником.
Другой аспект, беспокоящий Тегеран, — тесное сотрудничество Азербайджана с Турцией, которая остается традиционным соперником и конкурентом Ирана в регионе. Подписание в июне 2021 года Шушинской декларации, которая официально сделала Анкару и Баку союзниками, что вряд ли было воспринято в Тегеране с энтузиазмом. При этом в регионе сложилась необычная ситуация с точки зрения религии. Многие противоречия Ирана с другой частью мусульманского мира вызвана религиозными различиями — в Иране большинство исповедуют шиизм, в то время как в Турции и странах Аравийского полуострова — суннизм. Но Азербайджан, будучи шиитской страной, развивает более тесные отношения с суннитской Турцией, а не с Ираном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время подписания Шушинской декларации о союзнических отношениях, 15 июня 2021 Пресс-служба президента Азербайджанской Республики Азербайджан получает от Турции оружие. В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет». Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны.
На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране. При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин.
Большая часть бизнеса этого района города принадлежала барону Аваку. Он и являлся главой армянской общины Тебриза, а армяне старались селиться именно в этом районе. От того и теперь здесь сохранились несколько церквей, например, Сурб Саркис, спортивные клубы, сады и школы. Есть даже Армянская протестантская церковь адвентистов. Больше века минуло с тех пор, а армянский дух как был, так и остался в этой части Тебриза. Гуляя по этому району, часто по пути встречаешь армян, говорящих как на родном языке, так и на азери-торки, фарси. Прогуливаясь по Хиябан Барун Авак, обратил внимание и на старика, чинно усевшегося возле лавочки с надписью «Напитки» на персидском и армянском языках. Из разговора оказалось, что дед этот известный в Тебризе человек. Зовут его… Саша Манучарян. Он является старейшим предпринимателем города, несмотря на свои почтенные 87 лет. В годы ирано-иракской войны у него был цех по производству соков и кисломолочных продуктов, которыми снабжал тебризских шехидов. В начале 2000-х гг. Оставил себе лишь небольшой магазин напитков. Им и занимается. А цех перестроен, и сейчас на этом месте находится отель Ahrab. Тот самый, в котором я и остановился. Откуда оно у вас? Я родился в Баку, в 1930 году, — рассказывает дедушка Саша. Коммунисты обещали дать им советское гражданство, но постоянно водили за нос. Это был 1935 год. А Сашей меня назвали в честь русского друга моего отца, который тоже жил в те годы в Баку. Всю жизнь мне хотелось съездить в Баку, посмотреть город, где родился. Но между Ираном и Советским Союзом были сложные отношения. Невозможно было это сделать. А когда распался СССР, началась армяно-азербайджанская война. Снова не до поездок в Баку. Зато дважды побывал в Армении. Очень понравился Севан. Дай Бог увидеть его снова. Нынче у Саши Манучаряна трое сыновей, одна дочь, 11 внуков и 16 правнуков. Но ни от кого финансово не зависит, владея лавкой с напитками. Просто придет время, когда я перестану есть. Но я столько напоил людей за всю жизнь, что мне не страшно «перестать есть». Конечно же, дедушка Саша имеет в виду безалкогольную продукцию. Алкоголь в Иране не продается. А желающие «пропустить» стопку-две всегда найдут «зеленого». Подпольно можно приобрести и водку, и виски. У меня не раз интересовались «сколько в России стоит водка? Я пожимал плечами и говорил, что цены могут быть от полутора долларов и выше. Хоть портретами рахбаров с суровыми взглядами увешаны все города Ирана, но и они не являются помехой. И вообще, скажу я вам, ничто человеческое не чуждо иранцам. У местного населения прекрасное чувство юмора, девушки хохотушки. Только одеты скромно. Всего лишь. Даже на свою консьержку, 25-летнюю Фериде-ханум, я стал смотреть иначе. В хорошем смысле. Шутить с ней, говорить о том, о сем. Она отвечала шутками. И чадор не стал помехой. Можно прикрыть чадором тело, но невозможно прикрыть чадором свое «Я». Но при всем этом, надо отдать должное — иранцы воспитанны и чертовски гостеприимны. Думал поснимать для очередного фильма из цикла «Армянский след» улочки Тебриза, людей, а заодно и дойти до армянского парка, в котором по воскресным дням собираются соотечественники с семьями. Забегая вперед, скажу, что это не просто парк. Этому месту, огороженному высоким забором, почти сто лет. Там и лужайки, тропинки со скамеечками, беседки, хачкары, храм, фонтаны, воскресная школа «Арарат»… Словом, все для того, чтобы армяне могли уединиться в своем армянском мирке. По пути в парк я много снимал. Люди охотно позировали. Правда, в основном мужчины. Жинщины-иранки, завидев меня с камерой перед собой, спешили как можно тщательнее прикрыть лицо и голову или отворачивались. Когда видеонарезок было собрано вдоволь, я решил направиться к парку. Кстати, не так уж легко его было найти. Во-первых, спрашивать у местных жителей «где находится армянская церковь? В Тебризе с десяток церквей ассирийских, протестантских и только четыре из них армянские. А для рядового иранца любая церковь — армянская. У иранцев христианство вообще ассоциируется с армянами. К примеру, если попросить таксиста отвезти вас в армянскую церковь, то нет гарантии, что вы попадете именно в армянскую. А когда вы ему скажете, что вас привезли не в армянскую, а, например, в протестантскую церковь, таксист удивленно спросит вас: «А какая разница? Разве она не армянская? Там же крест стоит». В общем, туго дело! Поэтому я решил не прибегать к услугам таксистов и пройтись пешком. Но и тут незадача! Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой». Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко. Заходи в лавку. Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше». Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось. Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек. Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу. Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным. Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот! И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо? Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория. Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги? Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился. Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь. А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре.
Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов. Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14. Слово можно перевести как «азербайджанец», «азербайджанский». Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся. Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати. Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв. Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент. Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15. Один из в высшей степени показательных признаков иранской атрибуции Азербайджана — топонимия края, которая — не считая поздних тюркских элементов с топоформантами —ли, -кенди, -пинар и т. Понятно, если название городов Табриз или Ардабиль имеют однозначно иранскую этимологию, то очевидно, что население этих мест в старину не могло быть тюркским. Разумеется, тюркская речь была привнесена сюда позднее, а обитатели этих городов по всем прочим параметрам — иранцы или, скорее, автохтоны региона, принадлежащие к доиранскому этническому корпусу северо-западных областей Иранского плато. Местная топонимия, действительно, подтверждает эту истину и наличием в ней урартских элементов, то и дело проскальзывающих в мощном иранском топонимическом слое. Diakonoff, S. Арутюнян, Топонимика Урарту, Ереван, 1985, с. Асатрян, «Заметки о топонимии Талышистана», Orientalia, том 11, Ереван, 2011, сс. И значение композита в целом остаётся непонятным. Ясно, что мы имеем дело с тюркской адаптацией более раннего иранского топонима. Это слово отмечено и в гидронимии региона ср. Доиранская, в частности хуррито-урартская топонимия в регионе, в том числе в Атурпатакане, насколько мне известно, до сих пор не была объектом специального исследования 17. То же самое относится и к изучению субстратных этнотопонимов и гидронимов типа Хар-хар, Гар-гар и т. Минорским 18. Достаточно сказать, что в целом в серьёзной работе Г. Гейбуллаева 19 этот пласт топонимов на территории Ширвана и Аррана вообще не рассматривается. В армянских источниках, начиная с Хоренаци V в. Но точный денотат этого древнего племенного обозначения до сих пор не установлен. Гейбуллаев, Топонимия Азербайджана, Баку, 1986. Что касается граждан закавказской тюркоязычной республики Азербайджанской Республики , именуемых азербайджанцами по официальному названию их страны, то это недавняя история, и она хорошо известна.
"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
Последний считается либералом и пользуется поддержкой бывшего президента-реформатора Мухаммада Хатами. В свое время Мусави был у Хатами советником. А до того возглавлял Академию искусств по профессии он архитектор. Оппозиционер почти во всем противопоставляет себя действующему президенту. Он выступает за диалог с Западом, за уравнивание в правах мужчин и женщин, за ограничение роли духовенства в политической жизни, за преподавание в школах национальных языков этнических меньшинств. Особые надежды с Миргусейном Мусави связывают азербайджанцы, которые считают его своим соотечественником. Мусави ответил им столь же любезно. Но весь вопрос в том, считает ли сам Мусави себя азербайджанцем. Да, действительно, родился он в провинции Западный Азербайджан и родители его говорили на диалекте тюркского языка. Но азербайджанцами себя считает лишь ничтожная часть тюркоязычных граждан Ирана. Но в Баку тем не менее полны надежд.
С любопытным комментарием выступил вчера лидер Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде.
На 1 февраля 2020 года численность населения составила 10 097 200 человек. На 1 июля 2023 года численность населения составила 10 151 517 человек.
Сколько азербайджанцев живет? В Российской Федерации численность азербайджанцев составляет 474,5 тыс. Чьи потомки азербайджанцы?
Последние вошли как в азербайджанский, так и в турецкий язык в основном через иранского посредника. Став независимой, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской культуры. Они были подкреплены общей религией и общими культурными традициями. Иранские азербайджанцы имеют более сильную генетическую близость со своими непосредственными географическими соседями, чем с населением из Средней Азии. Иран Русское происхождение азербайджанцев, вероятно, происходит от древних иранских племен, таких как мидяне в Иранском Азербайджане и скифские захватчики, прибывшие в 8 веке до нашей эры. Считается, что мидяне смешались с коренным населением, маннай , группой, состоящей с урартами.
Древние письменные свидетельства, например, написанные арабским историком Абу аль-Хасаном Али ибн аль-Хусейном аль-Масуди 896—956 , свидетельствуют об этом о первых письменных свидетельствах в регионе: Персы - это народ, чьи границы находятся Горы Махат и Азербайджан до Армении и Арана , и Байлекана и Дарбанда , и Рея и Табаристана , и Маската, и Шабарана, и Джорджана и Абаршахр, и это Нишабур, и Герат, и Марв, и другие места в земле Хорасан, и Седжистан, и Керман, и Фарс, и Ахваз... Все эти земли когда-то были одним царством с одним сувереном и одним языком... Однако язык один в том, что его буквы написаны одинаково и одинаково используются в композициях. Таким образом, существуют разные языки, такие как пехлеви, дари, азербайджанский, а также другие персидские языки. Ученые считают культурное сходство между современными персами и азербайджанцами свидетельством древнего иранского влияния. Археологические данные показывают, что иранская религия зороастризм была широко распространена на Кавказе до христианства и ислама, и что влияние различных Персидских империй усиливало иранский характер местности.
Также была выдвинута гипотеза, что население иранского Азербайджана было преимущественно персоязычным до прихода огузов.
Пора бы уже понять, что в том смысле, в котором термин «азербайджанец» понимают в Баку и на постсоветском пространстве, в Иране он просто не воспринимается. Посему всякое утверждение о наличии в Иране «азербайджанского меньшинства» или об «азербайджанской» этнической аффилиации кого бы то ни было из иранцев не имеет под собой никакого объективного обоснования и тем более не является фактором политических реалий. Далее, о численности «азербайджанцев» в Иране. Возьмем самую низкую из распространенных мифических чисел - 20 миллионов. Где гипотетически могли бы быть локализованы эти 20 млн.
По идее, они должны быть сконцентрированы в провинциях, некогда составлявших Большой Атурпатакан - Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан и Ардебиль. Для полноты охвата и во избежание обвинений в предвзятости включим сюда еще две провинции, примыкающие к этому ареалу — Занджан и Казвин. Так вот, согласно переписи населения 2006 года а переписи в Иране всегда отличаются чрезвычайной точностью в плане количества населения по провинциям , общее число жителей всех указанных пяти провинций составляло чуть больше 9 млн. С учетом прироста населения за прошедшие 10 лет, увеличим эту цифру до 9,5 млн. По самым консервативным подсчетам, за вычетом курдов, насчитывающих не менее 3 млн. Так где же остальные «иранские азербайджанцы»?
А больше искать их, по сути, негде!
Азербайджан между Персами и Турками
Азербайджанский просветитель Мирза Абдуррахим Талибов Табризи [49] , деятельность которого оказало большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия [50] , рассматривал «нацию» как социально-экономическую общность. Он писал: «Население одной страны мы называем джамаат, а население нескольких стран, объединённых в одно государство — нацией» [49]. В дальнейшем, в определении нации стали вкладываться такие признаки как государственная независимость и язык. Так, у другого азербайджанского деятеля И. Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49]. Таким образом, в Иране с возникновением капиталистических отношений этот термин «меллет» или «меллет-е Иран», то есть «иранская нация» означал население страны вообще. Если в европейском понятии «нация» понималась как государство, то в Иране «национальное» никогда не употреблялось в значении «государственной».
Более того, в процессе развития понятия «иранская нация» в него стали вкладываться элементы этнической общности язык, национальное сознание, происхождение, традиции, дух и т. Несмотря на то, что иранцы были хорошо осведомлены об этно-социальной структуре общества, среди них вплоть до 1920-х годов господствовало представление о том, что они составляют единую нацию [49]. Наличие государственного единства, единого государственного языка и религиозной общности подавляющей части населения лишь подкрепляло это представление. В то же время, наличие подобного взгляда содержало в себе возможность возникновению в персидской этнической среде шовинистской идеологии [49]. Конституционная революция[ править править код ] В связи с зарождением новых общественных отношений, из населяющих страну народов, лишь среди персов и азербайджанцев начался процесс национальной консолидации, возникало национальное самосознание [51]. Важным этапом в национальном развитии иранского общества, прежде всего персидского и азербайджанского народов, стала Конституционная революция 1905—1911 годов На эти годы приходится возникновение и укрепление у азербайджанцев чувства национального самосознания, выразившееся в национальном движении за развитие своего родного языка и культуры [52].
Население Иранского Азербайджана в революционные годы наиболее последовательно выступало за введение конституции англ. Азербайджанский провинциальный энджумен разослал во все крупные города Ирана телеграмму, в которой объявил, что «миллети Азербайджан», то есть «азербайджанская нация», отказались признать сюзеренитет Мохаммад Али-шаха. Впервые азербайджанцы всенародно были названы нацией [53]. Энджумен провозгласил Тебриз временной столицей Ирана, а себя — временным меджлисом [53]. В Иранском Азербайджане стали выходить газеты на азербайджанском языке «Азербайджан», «Фарьяд» и др. Революционный Тебриз наводнила народная литература, восхваляющая роль Азербайджана в истории Ирана [53].
Газета «Фарьяд», издававшаяся в Урмии , в 1907 году в статье «Обращение к тюркской молодёжи» призывала молодёжь Иранского Азербайджана к единению и в пример ставила ей борьбу за свои права кавказских азербайджанцев [52]. В Иранском Азербайджане также возникли светские азербайджанские школы, где преподавание велось по новому методу [54]. В революционный период происходит трансформация иранского национализма, который постепенно перерастает в шовинизм , чему способствовала сама конституция, а также первый избирательный закон, закрепившие за персами статус господствующей нации. Особые привилегии конституция предоставила Тегерану, поскольку от него в меджлис 156 заседателей избралось 60 депутатов, в то время как от Иранского Азербайджана, чьё население в 6-7 раз было больше, избиралось 12 депутатов, от остальных регионов ещё меньше. Конституция провозгласила персидский государственный языков стране. Правом избирать и быть избранным обладали только граждане, которые умели читать и писать по-персидски [55].
Существование в стране помимо персидского и других языков вызывает открытое недовольство у некоторой части националистически ориентированной интеллигенции. По мнению тогдашней газеты «Хабл-ол-метии» конституция и республиканский строй не смогут гарантировать независимость страны, пока в стране существуют разные языки [49]. В дальнейшем в представлении идеологов персидского национализма понятие «иранская нация» из социального значения населения превращается в этническую общность с некоторой неоднородностью по языку. Для устранения этих моментов перед ними встаёт задача достижения этнической однородности. С этой целью азербайджанские идеологи персидского национализма пытаются обосновать не тюркское , а арийское происхождение азербайджанцев, и что тюркский язык является для них навязанным [49]. В 1920-х годах в издававшемся в Берлине журнале «Ираншахр» предпринимались попытки доказать, что тюрки Азербайджана «по происхождению иранцы» в расовом отношении [56].
В идеологии националистически настроенных кругов возобладала идея о «единой иранской нации». Первая мировая война. Движение Хиябани[ править править код ] Во время Первой мировой войны Иранский Азербайджан стал ареной боевых действий между русской и османской армиями. В ноябре 1914 года турецкие войска под командованием немецкого генерала Лимана фон Сандерса и Шукри-паши вторглись в пределы Иранского Азербайджана и в январе 1915 года заняли Тебриз. Они проявляли жестокое обращение не только по отношению к христианскому населению, но и к местным мусульманам, что вызывало среди населения региона неприязнь к захватчикам. Когда в том же месяце русские войска перешли в наступление и вытеснили турецкие части из Тебриза и других мест, то население Иранского Азербайджана нападало на отступавших турок.
Турецкий генеральный консул в Тебризе Рахиб-бей в своём рапорте от 20 января 1915 года писал: «Когда весть о нашем поражении распространилась по окрестностям Тавриза, то жители селений Гаджаб-Шир, Бинаб, Миандуаб , Мелек-Кенди и Марага , вооружившись, начали нападать на отступающих турок…» [57]. Под конец войны в районе Урмии были отмечены острые вооружённые конфликты, в которых участвовали курды, азербайджанцы, ассирийцы и т. По иранским данным в Урмии и его окрестностях при активном участии христианских религиозных миссий айсорские вооружённые отряды убили около 6100 азербайджанцев [58]. Изготовленная в Азербайджанской Демократической Республике 1918—1920 карта, показывающая «Кавказский Азербайджан» включая претендуемые правительством Азербайджана спорные территории и «Персидский Азербайджан». Музей истории Азербайджана Летом 1918 года турецкие войска вновь вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика.
Появление турецких войск в Тебризе в 1918 году всколыхнуло национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья [59]. Национальные чувства азербайджанцев безуспешно пытались использовать пантюркисты. По этому поводу газета «Сетар-е Иран» в 1921 году писала: «Благодаря энергичным выступлениям населения Азербайджана против турецких агентов удалось парализовать их деятельность… Азербайджанцы ярко проявили своё патриотическое чувство к Персии» [60]. Важным событием в общественно-политической истории Ирана и населения Иранского Азербайджана стало национально-освободительное движение под руководством шейха Мохаммада Хиябани , направленное против шахского режима. Эпоха правления Реза-шаха[ править править код ] Поставив своей целью восстановить былое величие страны, пришедший к власти Реза-шах , взял курс на европеизацию страны, укрепление государственности и армии.
Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ». В начале октября тот назвал Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище», сообщал бакинский портал Caliber. Баку был вынужден начать ответные военные учения на границе с Ираном, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», — заявил Алиев в пятницу. Азербайджанский президент подчеркнул: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный светский — прим. Они — часть нашей нации». Последнее заявление особенно любопытно. Азербайджан по конституции — светское государство, Иран — государство теократическое, где главой государства рахбаром может быть лишь духовное лицо. Президент Исламской Республики Иран играет роль главы исполнительной власти — и, к слову, на эту должность также нередко избирают духовных лиц. В их числе — нынешний президент Ибрахим Раиси. Они составляют большинство в северо-западных провинциях Ардебиль, Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан здесь население смешанное, азербайджано-курдское. Множество азербайджанцев живут в провинциях Зенджан и Казвин — а это уже совсем близко к столичному Тегерану.
Они шииты, как и иранцы, но хотели бы отделиться и присоединиться к иракским арабам-шиитам. Наиболее сильной структурой считается "Движение арабской борьбы за освобождение Ахваза". Однако пока сепаратизм арабов Ирана ни к чему не привел», — говорит специалист. Иранские власти считают ее террористической, в 2010-2011 годах им удалось фактически разгромить ее костяк», — рассказывает Семенов. Другие нацменьшинства Ирана — бахтияры, туркмены, гилянцы, мазендеранцы — не столь многочисленны, сепаратистские настроения у них почти отсутствуют. Несмотря на то что протестные настроения охватили север Ирана, где большинство составляют этнические азербайджанцы, второй по многочисленности этнос страны, эксперты не считают этот факт угрозой режиму. Иранский Азербайджан Семенов обращает внимание на то, что иранские азербайджанцы всегда занимали высокие должности и стояли у истоков образования нынешнего шиитского Ирана, поэтому говорить о сепаратизме в этой среде можно с натяжкой. Никто, включая этнических иранцев, не оспаривает этот факт. То есть современный Иран — это переплетение персидской и тюркской сущностей иранского народа», — объясняет Семенов. Востоковед Гасымов считает, что азербайджанцам Ирана присуща амбивалентная национальная идентичность, национализм и пантюркизм в основном распространены в среде молодежи и футбольных фанатов. Однако официальный Тегеран еще с 1990-х годов настороженно относится не только к местным азербайджанцам, но и к политике Баку в целом. При этом Азербайджан иранцы называют Республика Баку, что ужасно раздражает азербайджанцев», — объясняет он. После распада Советского Союза и образования независимого Азербайджана иранские власти не знали, как к нему относиться. На западе Ирана существует одноименный остан провинция. Иранцы осознают, что Азербайджан со столицей в Баку — это осколок Иранской державы, некогда отторгнутый Российской империей Нурлан Гасымоввостоковед Тем не менее Иран пытался распространять свою «мягкую силу» на Азербайджан. Расширялись культурные связи, развивались образовательные программы, создавались межнациональные культурные центры. Но парадокс к том, что и азербайджанцы оказывали влияние на своих иранских собратьев, что вызвало беспокойство верховного руководства ИРИ, поэтому межкультурное взаимодействие постепенно сократилось. Теперь Тегеран и Баку связывают в основном энергетические, логистические, инфраструктурные, экономические проекты. Культурное и политическое взаимодействие сведено к минимуму. Режим аятолл опасается, что азербайджанцы Ирана потянутся к своим собратьям на Южном Кавказе, что усилит сепаратизм в стране», — говорит Гасымов. Его возглавил профессор Тебризского университета Махмуд Чехреганлы — этнический азербайджанец. Члены этой организации выступали за отделение Южного Азербайджана от Ирана, однако против них возбудили уголовные дела. Чехреганлы бежал в США. И отвечает, что иранские азербайджанцы считают себя все же иранцами. И если речь заходит об объединении азербайджанцев, то речь идет не о присоединении севера Ирана к Азербайджану. Идеальная картина мира иранских азербайджанцев состоит в том, чтобы видеть Азербайджан в составе Ирана, и тогда азербайджанский народ станет единым», — объясняет Гасымов. Собеседники сходятся во мнении, что иранские азербайджанцы лучше, чем курды, белуджи, арабы, интегрированы в иранскую политику, парламент, духовенство, бизнес, и именно поэтому угроза азербайджанского сепаратизма в Иране преувеличена.
Так, выступая 25 ноября на международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика» в Баку, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «вся история Армении, все главные исторические продукты Армении являются фальшивыми». Теперь, как можно понять, Баку решил возглавить процесс «дефальсификации» истории Ирана. Вспоминается недавний экскурс в историю политических обозревателей и депутатов Меджлиса парламента Ирана, которых цитировало EADaily. Так, иранский парламентарий Сейид Альборз Хоссейни напомнил президенту Алиеву о том, что Азербайджан был выведен из состава Ирана по Гюлистанскому мирному договору с Россией в 1813 году, и посоветовал главе соседней страны « знать историю ».
Иранский Азербайджан - история и политика
Сколько азербайджанцев живет в Иране и ответы на другие вопросы - YouTube | Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. |
Иранские азербайджанцы мигрируют на север | Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. |
Как изменится численность азербайджанцев в Иране к 2023 году? | А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? |
Сколько миллионов азербайджанцев в мире? — IronSet | Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. |
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. 9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Мы сделаем всë возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, включая азербайджанцев, проживающих в Иране», – заявил в конце ноября президент Ильхам Алиев. Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа.
Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis
3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана.
Иранские азербайджанцы мигрируют на север
Сколько азербайджанцев живёт? | Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? |
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями | Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. |
У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан | Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. |
Возглавит ли Иран азербайджанец?
Ашура в Азербайджане. Сунниты в Азербайджане. Иракские азербайджанцы. Южные азербайджанцы. Население азербайджанцев в Иране.
Денежная валюта стран СНГ. Валюты стран СНГ таблица. Денежные валюты государств СНГ. Страны, валюта ,курс таблица.
Азербайджанцы в Иране численность. Сколько азербайджанцев живут в Иране. Иранские азербайджанцы карта. Иран Азербайджан.
Враги Азербайджана. Иран агентство Мехр. Дети азербайджанца. Азербайджанцы христиане.
Талыши мужчины. Азербайджанские дети на митинге. Армянская диаспора. Армянская диаспора в России.
Армянская диаспора в Москве. Азербайджанцы в Москве. Протесты азербайджанцев в Иране. Иранский национализм.
Иранцы и азербайджанцы. Митинги в Азербайджане. Национальный костюм азербайджанцев Ирана. Талыши и азербайджанцы.
Персы и азербайджанцы. Азербайджан презентация. Азербайджанцы презентация. Сколько денег 1104196.
Талыши народы Азербайджана на карте. Народности Азербайджана на карте. Курсы валют. Курс рубля.
Валюты по отношению к рублю. Игровая валюта. Талыши в Иране. Иранские азербайджанцы.
Азербайджанские люди. Азербайджан внешность. Бахаре Киан. Пинар Афшар.
Азербайджанцы Айрумы. Азербайджанцы афшары. Армянские солдаты в Карабахе 2020. Талыш Карабах.
Камо Даниелян Карабах. Провинция Западный Азербайджан. Западный и Восточный Азербайджан. Азербайджанские шехиды.
Картинки похороны азербайджанцев. Численность народов армяне.
Ильхам Алиев заявил, что виновные в нападении должны понести наказание. Его собеседник сообщил, что следствие по делу завершено, в ближайшее время будет оглашен приговор. Известно, что ранее стороны договорились, что дипломаты вернутся после вынесения вердикта. Сейчас мы видим намерение Ирана предпринять серьезные шаги для устранения разногласий. Азербайджан предпримет адекватные ответные шаги», — сказал он. По словам Байрамова, в ближайшее время в иранском городе Астара пройдет встреча двусторонней госкомиссии по сотрудничеству, на которой обсудят развитие транспортных коммуникаций и совместное использование водных ресурсов. Каких сфер они касаются и о каких словах Владимира Путина вспомнил генсек организации Как ухудшились отношения Отношения Ирана и Азербайджана резко испортились в январе нынешнего года.
Поводом стало нападение на посольство Азербайджана в Тегеране. В здание дипмиссии тогда забежал мужчина с автоматом. В помещении он открыл огонь, в результате погиб охранник, еще двое сотрудников получили ранения. Иранские правоохранительные органы сообщили, что убийца действовал из личных, бытовых мотивов. В Баку произошедшее посчитали терактом.
Какой город Азербайджана граничит с Ираном? Никаких препятствий для открытия этого пункта нет, отметил дипломат.
Парсабад находится на севере иранской провинции Ардебиль. В этом регионе протяженность морской и сухопутной границы Ирана с Азербайджаном составляет около 100 км. Где проживает больше всего азербайджанцев?
После семи-восьми вечера, когда закрывается большинство магазинов, на улице практически никого. К тому же в городе мало фонарей, они освещают лишь центральные улицы, да и то только проезжую часть. Это фото облетело весь мир. В Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи. Поэтому, чтобы попасть на игру своей команды, пять болельщиц футбольного клуба "Персеполис" надели мужскую одежду, парики и приклеили искусственные бороды и брови. Сейчас за один доллар дают 42-45 тыс. В итоге, чтобы компании расплатиться за ужин в ресторане, надо иметь в кармане несколько миллионов риалов, а это довольно толстая пачка банкнот. В связи с этим в Иране начался процесс отказа от наличных. Их может не быть даже в обменном пункте. Деньги сразу переводятся на карточку. В стране, кстати, используют только собственные карты и платежные системы, никакие другие тут не работают. Цены на недвижимость растут Север Тегерана считается самым престижным районом, тут строится самое элитное жилье. Цены на недвижимость в Тегеране постоянно растут, и те, кто имеет возможность, стараются вложиться в нее, чтобы их деньги не съела инфляция. Кстати, в городе довольно много строящихся зданий, где работы почти не ведутся, а также заброшенных строений. Покупка такой недвижимости - отличная инвестиция. Стоимость квадратного метра растет с каждым годом, а налоги с таких строений в Иране не платятся. Кстати Как в СССР рекламировали стиральный порошок "Тайд" и при чем здесь Иран В фильме "Здравствуй и прощай", вышедшем на экраны в 1972 году, на 64-й минуте в кадре мелькает упаковка стирального порошка "Тайд". Причем именно так - на русском языке.
Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список
Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. На севере Ирана проживают до 30 миллионов этнических азербайджанцев, и события в Нагорном Карабахе им небезразличны. страна, которая живет под санкциями больше сорока лет. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец.
Какие народы живут в Иране….
Фактически, это являлось своеобразной платой за проезд. Кроме того, проверка фур была ужесточена, пропускную способность погранпереходов сократили, что стало причиной появления больших пробок у КПП и нанесло ущерб торговле Исламской Республики. И если ранее иранцы могли беспрепятственно проходить по местным трассам, то по итогам нагорнокарабахского конфликта их путь стал пролегать через азербайджанскую территорию. Именно это дало Баку возможность вводить свои налоги и требовать от иностранцев получения соответствующих разрешений на проезд. Борьба за Карабах На протяжении многих лет существования нагорнокарабахского конфликта между Баку и Ереваном Тегеран сохранял нейтралитет. Это позволяло Исламской Республике поддерживать доброжелательные связи с соседними Арменией и Азербайджаном, выступая с позиции посредника. Особенности такой политики можно было проследить даже по завершении войны прошлого года в спорном регионе. Так, во время своего большого тура по Закавказью на тот момент занимавший должность главы иранского МИД Джавад Зариф в обеих из этих стран высказывал свою солидарность территориальной целостности, изменяя направление риторики в зависимости от места пребывания. Однако это не помогло обеспечить долгосрочную внешнеполитическую стабильность — возникновение проблем было скорее вопросом времени. По итогам конфликта позиции Исламской Республики пошатнулись из-за перехода большей части Нагорного Карабаха под управление Азербайджана и укрепления в регионе другой крупной державы — Турции. Анкара была главным союзником Баку в этой войне, обеспечивая партнера техникой, консультациями и, как сообщали СМИ, наемниками в виде лояльных боевиков из других стран.
Ударные беспилотные летательные аппараты БПЛА Bayraktar TB2 обеспечили азербайджанцам превосходство в воздухе, что привело к утрате региона, на протяжении многих лет управляемого армянами. Это положило начало распространению влияния президента Реджепа Тайипа Эрдогана в этой части Закавказья. Несмотря на все политические усилия Тегерана, Анкара фактически лишила иранцев возможности принять участие в послевоенном восстановлении Нагорного Карабаха. Кроме того, в июне была заключена Шушинская декларация о союзных отношениях, дающая Анкаре возможность расширить сеть своих военных баз на данной территории. Провокационные действия Получившая свои преференции Турция продолжает проявлять активность в союзном государстве, вторгаясь в зону интересов Ирана.
К переговорам в рамках платформы пригласили три страны региона — Азербайджан, Армению и Грузию, а также их соседей — Россию, Турцию и Иран. Первое заседание турецкий МИД анонсировал на 10 декабря 2021 в Москве. Однако Грузию такой формат не устроил и она предложила ограничиться лишь тремя закавказскими республиками. Но приверженность Ирана тому, что суверенитет Азербайджана распространяется и на Нагорный Карабах с чем официально соглашается и Армения, и Россия , не означает, что Тегеран занимает проазербайджанскую позицию. Прямо в разгар острой фазы конфликта, 19 сентября, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян провел встречу с армянским коллегой Араратом Мирзояном на полях сессии Генассамблеи ООН. Согласно короткому заявлению на сайте МИД Армении, два дипломата обсудили и ситуацию в Нагорном Карабахе, но детали их беседы не приводились. Значительное влияние Ирана в регионе признают и в Ереване. Президент Ирана Эбрахим Раиси и Пашинян созванивались 9 сентября. Они обсудили скопление войск Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и согласились, что споры нужно решать с помощью дипломатии, а не оружия. Во время переговоров Базрпаш сказал, что участие сторонних сил в разрешении кризиса между Арменией и Азербайджаном не нужно, а страны региона должны справиться сами. Содействие иностранцев извне, по его словам, только «усугубит существующие проблемы». Какие именно страны нужно считать инородными для региона, он не уточнил. Но на фоне сентябрьского военного обострения, которое продлилось два дня, риторика иранских политиков и дипломатов изменилась. Он обвинил Азербайджан в стремлении изменить границы в регионе «совместно с сионистским режимом так в Иране нередко называются Израиль — прим. Борьба за торговые пути «Любая серьезная война, которая может произойти на Кавказе, это война против Ирана. Мы готовы», — заявляли в КСИР 15 сентября. Судя по всему, иранцы, признающие Карабах азербайджанским, решили тем самым предостеречь Баку от прямого конфликта с Арменией. Иран, в отличие от Турции и Пакистана, не разорвал дипломатические отношения с Арменией, но при этом поддержал территориальную целостность Азербайджана. Также Иран не присоединился к экономической блокаде Армении, благодаря чему часть потребностей страны обеспечивалась за счет маршрутов через иранскую территорию. Армянский дипломат Гегам Гарибджанян, работавший тогда послом в Тегеране, даже окрестил этот путь «дорогой жизни». Во время Второй Карабахской войны 2020 года Иран оставался нейтральным и заявлял, что судьба Карабаха должна решиться путем переговоров, посредником в которых он может выступить. В июле 2022 года верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил , что Иран «рад возвращению Карабаха в состав Азербайджана». Но при этом Иран выступает против любой блокировки границы с Арменией, добавил он. Иран опасается, что Азербайджан хочет занять Сюникскую область, которую в Азербайджане называют южной частью исторической области Зангезур, поясняла Лана Раванди-Фадаи. Это регион на юге Армении, который соединяет ее с Ираном и разделяет Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванской автономной республикой.
Нет ни одного остана в Иране, где бы не было монумента героям-землякам, павшим в той войне. Есть он и в Тебризе, автором которого является скульптор Манук Арустамян. В Иране вообще бережно относятся к прошлому и с удовольствием принимают настоящее. Повторюсь, не нужно шарахаться от официального названия страны «Исламская Республика Иран». Да, Иран — исламская страна. Но ислам в этой стране шиитского толка. Это наиболее мягкая форма ислама и не имеет ничего общего с исламом Саудовской Аравии или Афганистаном. Шиизм спокойно относится к порокам человеческим, если пороки эти не приносят страданий обществу. Алкоголь запрещен потому, что он приносит страдания и погибель. Шариат не станет церемониться с алкоголиком и накажет по всей строгости исламского права. Зато тот же шариат спокойно относится к проституции и лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею. Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером. Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего. От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время». Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра. И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране. Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами. Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва. Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили. Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в.
Однакл фактов у нас есть это: профессор-этнограф Секандар Аманолахи насчитал 9 млн. Официальная перепись населения по останам 2006 г.
Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы
Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. "Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран. Где живут азербайджанцы. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев). Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек.