В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. 3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? Сколько азербайджанцев живет в Иране?
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю? | Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа. |
Сколько азербайджанцев проживает в Иране? | говорится в статье. |
Сколько в Иране азербайджанцев? | Богдан, 20 августа 2021 | По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. |
Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ? | Вестник Кавказа | Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. |
"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
Для нас главная интрига состоит в том, что Мусави по национальности азербайджанец. Чем может грозить Армении возможное избрание азербайджанца главой Ирана? Заявки на участие в президентских выборах подали 475 человек, из них 42 — женщины. Наблюдательный совет, полномочный регистрировать кандидатов, утвердил лишь четверых: нынешнего главу государства Махмуда Ахмадинежада, члена Корпуса стражей исламской революции Мохсуна Резаи, экс-спикера парламента Мехти Карруби и бывшего премьер-министра Миргусейна Мусави, возглавлявшего правительство с 1981-го по 1989-й годы. Последний считается либералом и пользуется поддержкой бывшего президента-реформатора Мухаммада Хатами.
В свое время Мусави был у Хатами советником. А до того возглавлял Академию искусств по профессии он архитектор. Оппозиционер почти во всем противопоставляет себя действующему президенту. Он выступает за диалог с Западом, за уравнивание в правах мужчин и женщин, за ограничение роли духовенства в политической жизни, за преподавание в школах национальных языков этнических меньшинств.
Особые надежды с Миргусейном Мусави связывают азербайджанцы, которые считают его своим соотечественником. Мусави ответил им столь же любезно. Но весь вопрос в том, считает ли сам Мусави себя азербайджанцем.
Многие Азербайджанцы с территории Южного Азербайджана переехали в другие части Ирана, такие как Тегеран. В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Проживают также в Куме, Меркези ,Керманшахе.
Крупные азербайджанские общины имеются Кередже, Мешхеде.
Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей.
Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать. Он отметил, что в целом же армяне проводят политику этнической чистки в отношении азербайджанцев с 1905-1906 годов.
Из приблизительно 50 миллионов азербайджанцев в мире более 10 миллионов в настоящее время живут в эмиграции. Об этом Oxu. Az сообщает со ссылкой на Modern.
Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы
Страны региона стремятся развивать собственные варианты маршрута из Азии в Европу, каждый из которых конкурирует друг с другом. Так, Армения и Иран через Сюникскую область хотят построить коридор «Персидский залив — Черное море», который должен стать частью торгового маршрута из Индии в Европу. Дорожные сети этого пути начинаются в иранских портах на берегу Персидского залива, а затем через Сюникскую область и остальную Армению ведут к грузинским черноморским портам. Азербайджан и Турция предлагают свою альтернативу ирано-армянскому маршруту — «Зангезурский коридор». Он может связать Турцию не только с центральными регионами Азербайджана, но и даст выход к странам Центральной Азии через Каспийское море. Также за счет коридора Азербайджан хочет наладить железнодорожное сообщение со своим нахичеванским эксклавом через Сюникскую область. В декабре 2021 года на встрече в Брюсселе Алиев и Пашинян подтвердили договоренность построить дорогу через Сюникскую область. Ситуация в Сюникской области Армении после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Прибытие первых беженцев из Нагорного Карабаха в сопровождении колонны российских миротворцев. По его словам, нынешняя политика Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху и Армении указывают на то, «что следующей целью может быть создание экстерриториального коридора».
Проблема транспортного коридора из Турции в Азербайджан заключена для армян в самом названии проекта — использование термина «Зангезур» вызывает в Ереване опасения, что так Баку пробует переосмыслить границы в Закавказье. При этом еще в 2021 году Баку настаивал: все переговоры по «Зангезурскому коридору» необходимо вести с Москвой, а не с Ереваном. Созданию «Зангезурского коридора» противится и Иран. По мнению Тегерана, этот коридор закроет логистический доступ Ирана к Армении, отмечал журнал Foreign Affairs. Он угрожал применить военную силу против любых изменений международно признанных границ региона», — считает автор статьи в FA Мохаммад Аятоллахи Табаар. В октябре 2022 года Иран открыл свое консульство в Капане, административном центре Сюникской области. По словам эксперта из Центра Орбели Ереван Джонни Меликяна, Турция и Азербайджан раньше использовали для транспорта сообщения грузинскую территорию, а до этого — иранскую. В регионе существует и другой коридор — «Север — Юг», западный маршрут которого хотят провести из Ирана в Россию через Азербайджан. Подробнее о проекте читайте в статье RTVI.
Регион, где все дружат друг против друга Иран поддерживает Армению из-за усиления израильского влияния в регионе и риторики азербайджанских политиков о принадлежности «Южного Азербайджана» северо-западные провинции современного Ирана, где преобладает азербайджанское население , считает эксперт Джонни Меликян. Также сказываются и поставки — прямые или через посредников — оружия Азербайджану из США, которое передается Баку «в качестве залога для возможно конфликта против Ирана», добавил он. Азербайджан развивает тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим непримиримым противником. Другой аспект, беспокоящий Тегеран, — тесное сотрудничество Азербайджана с Турцией, которая остается традиционным соперником и конкурентом Ирана в регионе. Подписание в июне 2021 года Шушинской декларации, которая официально сделала Анкару и Баку союзниками, что вряд ли было воспринято в Тегеране с энтузиазмом. При этом в регионе сложилась необычная ситуация с точки зрения религии.
Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Алиев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном.
Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ». В начале октября тот назвал Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище», сообщал бакинский портал Caliber. Баку был вынужден начать ответные военные учения на границе с Ираном, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», — заявил Алиев в пятницу. Азербайджанский президент подчеркнул: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный светский — прим. Они — часть нашей нации». Последнее заявление особенно любопытно. Азербайджан по конституции — светское государство, Иран — государство теократическое, где главой государства рахбаром может быть лишь духовное лицо.
Президент Исламской Республики Иран играет роль главы исполнительной власти — и, к слову, на эту должность также нередко избирают духовных лиц. В их числе — нынешний президент Ибрахим Раиси.
Как вспоминает Набиев, существовала вероятность нападения армян в любой момент, люди пытались эвакуироваться. Он оставался в Кировакане до мая 1989 года.
После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей. Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать.
Азербайджанцев в Иране куда больше, чем в «титульной» республике. Почему Баку именно сейчас озаботился их правами? Президент Азербайджана Ильхам Алиев в пятницу сделал крайне резкое заявление в адрес соседнего Ирана. Баку всегда отвечал и будет отвечать на любые антиазербайджанские шаги, цитировало Алиева агентство « Интерфакс Азербайджан ». Никогда Иран не проводил дважды в течение нескольких месяцев военные учения у наших границ.
Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Алиев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном. Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ». В начале октября тот назвал Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище», сообщал бакинский портал Caliber. Баку был вынужден начать ответные военные учения на границе с Ираном, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», — заявил Алиев в пятницу. Азербайджанский президент подчеркнул: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный светский — прим.
Россия в глобальной политике
Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные. Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке. Где живут азербайджанцы.
Последняя весна АДР
- Какое количество азербайджанцев проживает в Турции?
- Какие народы живут в Иране….
- Содержание
- Текущее положение дел
- Азербайджанцев живет в иране
- Сколько азербайджанцев проживает в Иране? - Часто задаваемые вопросы
Сколько азербайджанцев проживает в Иране
Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Азербайджанцы заявили, что в регион ввозится топливо, являющееся запрещенным товаром из-за санкций США, а также обвинили иностранных водителей в незаконном пересечении границы. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана.
Иранский Азербайджан и армянский след
Время от времени недовольство вызывало то, что они ограничены в культурных и образовательных правах, и это выливалось в протесты. Однако власть оставалась глуха к ним. Реформы Рухани так и не коснулись фундаментальных принципов иранской государственности. Полиция нравов по-прежнему контролирует частную жизнь людей, а этнические меньшинства ограничены в правах быть представленными в политических институтах, бизнесе и культуре. В августе 2021-го, когда пост президента занял Ибрахим Раиси — друг и единомышленник аятоллы Хаменеи — консерватизм снова взял вверх над светскостью, и преобразования предыдущего главы государства заморозили.
Раиси прочат в преемники Верховного лидера — Аятолла Хаменеи стар и слаб здоровьем и в любой момент может отойти от дел. Раиси использует свои президентские полномочия для ужесточения норм шариата в стране, что усиливает недовольство в обществе, особенно среди жителей городов. Первыми возмутились иранские женщины. Сначала они снимали видео, как отрезают волосы и сжигают хиджабы, а затем вышли на массовые акции протеста.
Но постепенно демонстрации перекинулись на северо-запад Ирана, где проживает курдское меньшинство. Зазвучали призывы не только наказать виновных в гибели Амини. Толпа потребовала отставки правительства, а на похоронах Махсы скандировала «Смерть диктатору». Этот лозунг в последние пару лет используется в отношении верховного лидера аятоллы Али Хаменеи.
Чтобы пресечь провокации, полиция открыла огонь по толпе, но часть подразделений перешла на сторону протестующих. Кроме того, демонстрантов поддерживает Фарах Пехлеви — вдова бывшего иранского монарха Резы Пехлеви — и все представители бывшей правящей династии. Постепенно демонстрации распространились на другие регионы Ирана и захлестнули 20 провинций из 31-й, а что самое главное — приобрели националистический характер. Что случилось с Махсой Амини 13 сентября в Тегеране полиция нравов задержала 22-летнюю иранку курдского происхождения Махсу Амини за неправильное ношение хиджаба.
Девушка приехала из Иракского Курдистана в столицу навестить родителей. Ее отвезли в ближайший участок для воспитательной беседы. Брат девушки Киареш, который ждал ее возле участка, рассказал, что через пару часов к зданию подъехала скорая и увезла Махсу в больницу, где она впоследствии скончалась. Представители властей объяснили ему, что девушка впала в кому после пережитого сердечного приступа и инсульта.
В дальнейшем государственное новостное агентство IRNA сообщило, что Амини упала во время содержания под стражей из-за «сопутствующей болезни», официальной причиной ее смерти стала полиорганная недостаточность, вызванная церебральной гипоксией. Правозащитники и семья утверждают, что девушка скончалась от побоев, у нее был сломан череп, и шла кровь из ушей. Власти забили тревогу, когда массовое недовольство охватило регионы, где большинство населения составляют азербайджанцы. В городах Тебриз, Казвин, Зенджан толпы протестующих выкрикивали сепаратистские лозунги: «Да здравствует Азербайджан!
Кто не хочет, пусть ослепнет! Однако среди протестующих также много арабов, белуджей, бахтияров, туркменов, гилянцев, мазендеранцев.
Формирование азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века.
После падения персидской династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы были дезинтегрированы на Кавказе между двумя десятками полунезависимых ханств, находящихся под контролем Персии. Однако после смерти Петра I в 1725 г. Победы России в двух русско-персидских войнах 1804 — 1813 гг.
По Гюлистанскому мирному договору 1813 Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и Северного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии; Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Согласно Туркманчайскому договору 1828 , Персия подтверждала все условия Гюлистанского договора, юго-восточное Закавказье, включая побережье Каспия до Астары, а также Восточная Армения, где было создано особое административное образование — Армянская область с переселением туда армян из Ирана, перешли под контроль Российской империи. Границей между государствами стала река Аракс, а большая часть исторической области Азербайджан осталась в составе Ирана.
Кроме того, персидский шах обязывался выплатить России контрибуцию — 20 млн. Что касается Южного Азербайджана, то Россия обязалась вывести из него войска по выплате контрибуции. Также персидский шах обязался предоставить амнистию всем жителям Южного Азербайджана, сотрудничавшим с русскими войсками.
После этих важнейших событий территории исторического проживания азербайджанского этноса в Иране азербайджанцев называли и называют «азери» или «торк» были разделены на две части: земли севернее реки Аракс оказались в составе России, а южнее Аракса — в составе Ирана. Не всё спокойно было в Иранском Азербайджане, где время от времени происходили протесты на этнической почве против центрального правительства. Наиболее мощные выступления отмечались в начале ХХ века, когда персидская династия Каджаров приходила в упадок.
В 1908 — 1909 гг. В 1920 г. При этом и в первом и во втором случае М.
Хиябани не декларировал абсолютную независимость Иранского Азербайджана, настаивая на широкой автономии. Он верил в революционизирующую роль Азербайджана для всего Ирана и боролся против центрального правительства, против экспансии в Иране Великобритании и России, причем и царской и советской. Хиябани и его соратники отказались сотрудничать с большевиками.
Они заявили, что не согласны с вводом советских войск в Энзели май 1920г. Все вспышки недовольства, все мятежи, все восстания были подавлены шахскими войсками, и Тегеран продолжал контролировать Южный Азербайджан. В 1925 г.
Поставив своей целью восстановить былое величие страны, он взял курс на европеизацию Ирана, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского персидского национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие. Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все народы страны представляют одну нацию на персидской основе.
Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах. Реза-шах запретил использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Губернаторами в Азербайджан были назначены персы, большинство высоких административных постов также занимали персы, а не азербайджанцы.
В Иранском Азербайджане переименовывались топонимы, имеющие азербайджанское происхождение. Хуже того, Тегеран целенаправленно осуществлял политику экономической дискриминации региона, при этом наглухо закрыв границу с Советским Азербайджаном, куда ранее устремлялись иранские азербайджанцы на сезонные работы. Такая шахская политика привела к серьезным изменениям внутри азербайджанской общины в Иране.
Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Это привело к тому, что в многонациональных городских «котлах» «выпаривалась» национальная идентичность иранских азербайджанцев не в последнюю очередь, благодаря общей с персами религии — шиизму , постепенно терялся язык, и они становились просто иранцами. Именно тогда началась активная фаза ассимиляции значительной части мигрировавших в другие районы азербайджанцев.
Этот процесс продолжается и сейчас. В свою очередь, политическое, экономическое и культурно-языковое давление Тегерана на азери, проживающих на севере страны, разжигало и аккумулировало у них естественные националистические чувства, усиливая сознание национальной азербайджанской идентичности. Во время Второй мировой войны, 25 августа 1941 г.
Великобритания на юге Ирана, СССР — на севере ввели свои войска, чтобы предотвратить превращение Ирана в сателлита нацистской Германии. Красная армия заняла практически весь иранский Азербайджан. Примечательно, что ещё до начала данной военной операции Москва и Баку рассматривали возможность советизации южного Азербайджана и присоединение его к Азербайджанской ССР.
Руководитель этой советской республики Мир Джафар Багиров, инструктируя своих подчиненных, отмечал, что крупнейшие города Ирана: Казвин, Урмия, Миане, Марага, Тебриз, Ардебиль, Салмас, Хой, Энзели и другие — «были родиной наших предков. И если хотите знать правду, то и Тегеран — древний азербайджанский город». В группу «по советизации» входили партийные и советские работники, представители органов безопасности, милиции, судов и прокуратуры, работники типографий и издательств.
Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план, и находившиеся там работники из АзССР были по указанию Москвы отозваны назад.
Тенденции роста Азербайджанская диаспора в Иране продолжает активно расти. В течение последних десятилетий наблюдается постепенное увеличение численности азербайджанцев, проживающих в этой стране.
Одной из главных причин такого роста является высокая рождаемость среди азербайджанского населения. В сочетании с низкой смертностью это приводит к естественному приросту населения. Кроме того, многие азербайджанцы в Иране имеют большие семьи и живут в условиях, поддерживающих семейные ценности.
Также стоит отметить связанные с этим миграционные процессы. Азербайджанцы, проживающие в Иране, имеют возможность воссоединяться со своими родственниками, что часто приводит к иммиграции новых групп азербайджанцев из Азербайджана и других стран. Важной ролью в росте численности азербайджанцев в Иране также играет экономический фактор.
Многие азербайджанцы ищут работу в Иране, так как страна предлагает больше возможностей для заработка, особенно в сельском хозяйстве и строительной отрасли. Это привлекает новых мигрантов и способствует увеличению численности азербайджанцев в стране. Увеличение азербайджанской диаспоры Азербайджанская диаспора в Иране наблюдает постоянное увеличение численности.
Этот факт связан с различными факторами, включая исторические, экономические и социокультурные. Читайте также: Данные о текущей цене бензина в Иране в рублях за литр - свежая информация Азербайджанцы, являющиеся второй по численности этнической группой в Иране после персов, поддерживают культурные и религиозные связи с Азербайджаном. Они имеют сильные корни и тесные связи с азербайджанским народом и культурой, что побуждает их активно сотрудничать и помогать своим согражданам.
Экономические факторы также играют важную роль в увеличении численности азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере торговли, промышленности, сельском хозяйстве и туризме. Эти сферы обеспечивают им стабильные доходы и привлекательные перспективы для развития карьеры.
Кроме того, азербайджанцы в Иране активно занимаются культурными и образовательными мероприятиями. Они основывают свои собственные образовательные учреждения, клубы, культурные центры и ассоциации. Эти организации стимулируют сохранение и продвижение азербайджанской культуры и традиций среди молодого поколения и укрепление связей с их исторической родиной.
Развитие и поддержка азербайджанской диаспоры в Иране является одним из приоритетов правительства Ирана.
Сколько азербайджанцев в России 2017? По наиболее завышенным данным, в РФ проживает 3 млн. Где проживает больше всего азербайджанцев? Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине — 12000, в Бразилии -75000, Канаде — 170000, в Мексике — 27000 тысяч человек. Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? А вот второй по общей численности народ российской столицы — это азербайджанцы.
Количество иностранцев в Азербайджане достигло 1,1 млн человек в 2023 году
На севере Ирана проживают до 30 миллионов этнических азербайджанцев, и события в Нагорном Карабахе им небезразличны. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана. Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ
Стоя среди этой толпы, в основном этнических азербайджанцев, мобилизованных со всей Европы, я обнаруживаю, что митинг формально был связан с Хордадское событие , национальное восстание южноазербайджанцев, произошедшее в 2006 году после скандала с расистскими карикатурами в Иране. После этого случая, согласно претензиям , более 5,000 активистов были задержаны и подвергнуты пыткам. Около 150 из них были либо убиты, либо пропали без вести сожжены заживо или брошены в озеро Урмия. Многие люди в итоге стали инвалидами. Южные азербайджанцы уже давно подвергаются предвзятому отношению и этнической дискриминации со стороны иранских властей, как дореволюционной династии Пехлеви, так и действующего теократического режима. Этнические азербайджанцы, которых обычно считают гражданами второго сорта, десятилетиями подвергались политике ассимиляции, унизительным стереотипам и насильственному переселению. Язык, культура и наследие южноазербайджанского народа передаются несколькими способами. Хотя иранское законодательство прямо предоставляет меньшинствам свободу говорить на своем родном языке, центральное правительство фактически запрещает использование азербайджанского языка в школах и колледжах. Продолжающаяся персидизация топонимов Южного Азербайджана является еще одним источником беспокойства в рамках этого преднамеренного культурного присвоения, в то время как азербайджанское культурное и историческое наследие не только игнорируется, но в некоторых случаях может быть физически уничтожено: это было в случае с замком Арк в Тебризе, который был разрушен.
Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Международные организации, такие как Amnesty International , задокументировали, как иранское правительство часто арестовывает большое количество людей во время азербайджанских демонстраций и культурных мероприятий. Ситуация для этой этнической группы ухудшилась после вспышки протестов Махса Амини в сентябре 2022 года. Демонстрации против обязательных законов о ношении хиджаба в конечном итоге озвучили политические, социальные и экономические требования, а некоторые требовали упразднения Исламской Республики например, « лозунги «Свобода, справедливость и национальное правительство». Иранские власти, в свою очередь, мобилизовали все свои силы безопасности для подавления демонстраций, в том числе и в южных провинциях Азербайджана.
Согласно официальным статистическим данным Госкомитета по работе с диаспорой, по всему миру проживает свыше 50 миллионов азербайджанцев, в том числе без малого 10 миллионов человек — на родине, в Азербайджане.
Сколько национальности Азербайджана? Правительство АДР уделяло особое внимание определению численности и этническому составу страны. Сколько украинцев живет в Азербайджане?
Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса.
Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии.
Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться.
Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей.
Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в.
В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян. Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани.
Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут. И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее.
Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы». Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке. Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить? Нам и двух своих рахбаров хватает. Их портреты висят всюду в Иране. Словно наблюдают за каждым нашим шагом. Что касается Армении, то бывали и еще побываем.
И никаких препятствий со стороны армянских офицеров таможни не было. В Баку больше не поедем. В Джульфе я пробыл ровно сутки. Впрочем, этого достаточно для того, чтобы осмотреть весь город и поговорить с его жителями. После завтрака я вызвал такси и отправился в Нордуз — к ирано-армянскому пограничному КПП. Ехали сначала вдоль линии ирано-азербайджанской границы, затем ирано-армянской. Водитель часто останавливался, чтобы я смог поснимать Аракс, красоты местные и село Чотан, находившееся от нас в нескольких десятках метров. До 1990 года Чотан был армянонаселенным селом в Нахичеванском крае. Теперь в нем живут только азербайджанцы.
За разговором с таксистом время пролетело быстро. В Нордузе водитель отказался принимать у меня плату за проезд. Снова все то же: «Ты наш гость». Я настоял и оставил купюры в кабине. Благодарный иранский водитель взял мои сумки и сопроводил до КПП. Там уже поджидали армянские таксисты клиентов. Замечу, что гражданам Армении виза в Иран не требуется. Поэтому армянские водители беспрепятственно пересекают пешком границу, чтобы уже на иранской стороне найти пассажиров до Еревана. Мой водитель подошел к армянскому коллеге: — Этот парень мой гость.
Сколько будет стоить ему проезд до Еревана? Армянский таксист ответил: — С одного — 25 долларов. Нужно еще три человека. Замечу, что беседа таксистов была на фарси. Как оказалось, почти все армянские водители, «бомбящие» уже много лет от иранской границы до Еревана, говорят на фарси. Жизнь научила. Через считанные минуты мой иранский водитель привел своему армянскому коллеге еще троих пассажиров. Это были молодые иранцы, едущие в Ереван развлечься и отвлечься от шариатских табу. Я поблагодарил его за помощь, попрощался и направился к таможенникам.
Иранский стяг и портреты рахбаров с хмурыми лицами остались позади. В Ереван добирались восемь часов. Таксист, как и обещал своему иранскому коллеге, доставил меня прямо к отелю. Протягиваю армянский эквивалент 25-ти долларов. Водитель не берет. У меня глаза округлились от удивления. Что происходит? Я же в Армении. Армянский таксист отказывается брать плату за проезд?
Оказалось, все намного проще: мой иранский водитель тайно от меня уже заплатил своему армянскому коллеге за мою доставку. Ай да, Иран! Ай, да иранцы!
Так, у другого азербайджанского деятеля И. Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49]. Таким образом, в Иране с возникновением капиталистических отношений этот термин «меллет» или «меллет-е Иран», то есть «иранская нация» означал население страны вообще. Если в европейском понятии «нация» понималась как государство, то в Иране «национальное» никогда не употреблялось в значении «государственной». Более того, в процессе развития понятия «иранская нация» в него стали вкладываться элементы этнической общности язык, национальное сознание, происхождение, традиции, дух и т. Несмотря на то, что иранцы были хорошо осведомлены об этно-социальной структуре общества, среди них вплоть до 1920-х годов господствовало представление о том, что они составляют единую нацию [49].
Наличие государственного единства, единого государственного языка и религиозной общности подавляющей части населения лишь подкрепляло это представление. В то же время, наличие подобного взгляда содержало в себе возможность возникновению в персидской этнической среде шовинистской идеологии [49]. Конституционная революция[ править править код ] В связи с зарождением новых общественных отношений, из населяющих страну народов, лишь среди персов и азербайджанцев начался процесс национальной консолидации, возникало национальное самосознание [51]. Важным этапом в национальном развитии иранского общества, прежде всего персидского и азербайджанского народов, стала Конституционная революция 1905—1911 годов На эти годы приходится возникновение и укрепление у азербайджанцев чувства национального самосознания, выразившееся в национальном движении за развитие своего родного языка и культуры [52]. Население Иранского Азербайджана в революционные годы наиболее последовательно выступало за введение конституции англ. Азербайджанский провинциальный энджумен разослал во все крупные города Ирана телеграмму, в которой объявил, что «миллети Азербайджан», то есть «азербайджанская нация», отказались признать сюзеренитет Мохаммад Али-шаха. Впервые азербайджанцы всенародно были названы нацией [53]. Энджумен провозгласил Тебриз временной столицей Ирана, а себя — временным меджлисом [53]. В Иранском Азербайджане стали выходить газеты на азербайджанском языке «Азербайджан», «Фарьяд» и др.
Революционный Тебриз наводнила народная литература, восхваляющая роль Азербайджана в истории Ирана [53]. Газета «Фарьяд», издававшаяся в Урмии , в 1907 году в статье «Обращение к тюркской молодёжи» призывала молодёжь Иранского Азербайджана к единению и в пример ставила ей борьбу за свои права кавказских азербайджанцев [52]. В Иранском Азербайджане также возникли светские азербайджанские школы, где преподавание велось по новому методу [54]. В революционный период происходит трансформация иранского национализма, который постепенно перерастает в шовинизм , чему способствовала сама конституция, а также первый избирательный закон, закрепившие за персами статус господствующей нации. Особые привилегии конституция предоставила Тегерану, поскольку от него в меджлис 156 заседателей избралось 60 депутатов, в то время как от Иранского Азербайджана, чьё население в 6-7 раз было больше, избиралось 12 депутатов, от остальных регионов ещё меньше. Конституция провозгласила персидский государственный языков стране. Правом избирать и быть избранным обладали только граждане, которые умели читать и писать по-персидски [55]. Существование в стране помимо персидского и других языков вызывает открытое недовольство у некоторой части националистически ориентированной интеллигенции. По мнению тогдашней газеты «Хабл-ол-метии» конституция и республиканский строй не смогут гарантировать независимость страны, пока в стране существуют разные языки [49].
В дальнейшем в представлении идеологов персидского национализма понятие «иранская нация» из социального значения населения превращается в этническую общность с некоторой неоднородностью по языку. Для устранения этих моментов перед ними встаёт задача достижения этнической однородности. С этой целью азербайджанские идеологи персидского национализма пытаются обосновать не тюркское , а арийское происхождение азербайджанцев, и что тюркский язык является для них навязанным [49]. В 1920-х годах в издававшемся в Берлине журнале «Ираншахр» предпринимались попытки доказать, что тюрки Азербайджана «по происхождению иранцы» в расовом отношении [56]. В идеологии националистически настроенных кругов возобладала идея о «единой иранской нации». Первая мировая война. Движение Хиябани[ править править код ] Во время Первой мировой войны Иранский Азербайджан стал ареной боевых действий между русской и османской армиями. В ноябре 1914 года турецкие войска под командованием немецкого генерала Лимана фон Сандерса и Шукри-паши вторглись в пределы Иранского Азербайджана и в январе 1915 года заняли Тебриз. Они проявляли жестокое обращение не только по отношению к христианскому населению, но и к местным мусульманам, что вызывало среди населения региона неприязнь к захватчикам.
Когда в том же месяце русские войска перешли в наступление и вытеснили турецкие части из Тебриза и других мест, то население Иранского Азербайджана нападало на отступавших турок. Турецкий генеральный консул в Тебризе Рахиб-бей в своём рапорте от 20 января 1915 года писал: «Когда весть о нашем поражении распространилась по окрестностям Тавриза, то жители селений Гаджаб-Шир, Бинаб, Миандуаб , Мелек-Кенди и Марага , вооружившись, начали нападать на отступающих турок…» [57]. Под конец войны в районе Урмии были отмечены острые вооружённые конфликты, в которых участвовали курды, азербайджанцы, ассирийцы и т. По иранским данным в Урмии и его окрестностях при активном участии христианских религиозных миссий айсорские вооружённые отряды убили около 6100 азербайджанцев [58]. Изготовленная в Азербайджанской Демократической Республике 1918—1920 карта, показывающая «Кавказский Азербайджан» включая претендуемые правительством Азербайджана спорные территории и «Персидский Азербайджан». Музей истории Азербайджана Летом 1918 года турецкие войска вновь вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Появление турецких войск в Тебризе в 1918 году всколыхнуло национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья [59]. Национальные чувства азербайджанцев безуспешно пытались использовать пантюркисты.
По этому поводу газета «Сетар-е Иран» в 1921 году писала: «Благодаря энергичным выступлениям населения Азербайджана против турецких агентов удалось парализовать их деятельность… Азербайджанцы ярко проявили своё патриотическое чувство к Персии» [60]. Важным событием в общественно-политической истории Ирана и населения Иранского Азербайджана стало национально-освободительное движение под руководством шейха Мохаммада Хиябани , направленное против шахского режима. Эпоха правления Реза-шаха[ править править код ] Поставив своей целью восстановить былое величие страны, пришедший к власти Реза-шах , взял курс на европеизацию страны, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие. Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все мусульманские народы страны представляют одну нацию на персидской основе. Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах.