Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? На севере Ирана проживают до 30 миллионов этнических азербайджанцев, и события в Нагорном Карабахе им небезразличны.
Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой
1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Телеканал «Сехер» и Организация радио и телевидения Ирана принесли свои извинения проживающим в Иране азербайджанцам. Сколько азербайджан живет в Иране? В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб.
Азербайджанцев живет в иране
Кроме того, значительное количество азербайджанцев также живет в Тегеране, столице Ирана. Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога. В северной части Ирана, которая раньше называлась Азербайджаном, проживает 17 миллионов азербайджанцев. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке.
Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis
По его словам, безопасность Южного Кавказа является одним из важнейших приоритетов Ирана. Это неудивительно. Ведь Армения ввела в страну западных разведчиков под ширмой «наблюдательной миссии» Евросоюза, что не может не беспокоить Иран, который находится в давнем и жестком противостоянии с коллективным Западом. Собственно, еще в середине февраля на встрече с армянской делегацией во главе с вице-премьером Мгером Григоряном президент Ирана Эбрахим Раиси четко заявил, что присутствие иностранцев в регионе под предлогом решения региональных проблем не приветствуется Тегераном. В этой связи имеет смысл напомнить о том, что с 11 по 20 сентября прошлого года в Армении прошли совместные военные учения с США под названием «Партнер Орел-2023». Тогда официальный Тегеран жестко отреагировал. Имеет смысл привести еще одно заявление по данному вопросу. Уверен, что и у официального Тегерана тоже есть доказательства того, о чем заявила М. И нынешнее заявление Насера Канани предельно четко на это намекает.
В связи с этим в Иране начался процесс отказа от наличных. Их может не быть даже в обменном пункте. Деньги сразу переводятся на карточку. В стране, кстати, используют только собственные карты и платежные системы, никакие другие тут не работают. Цены на недвижимость растут Север Тегерана считается самым престижным районом, тут строится самое элитное жилье. Цены на недвижимость в Тегеране постоянно растут, и те, кто имеет возможность, стараются вложиться в нее, чтобы их деньги не съела инфляция. Кстати, в городе довольно много строящихся зданий, где работы почти не ведутся, а также заброшенных строений. Покупка такой недвижимости - отличная инвестиция. Стоимость квадратного метра растет с каждым годом, а налоги с таких строений в Иране не платятся. Кстати Как в СССР рекламировали стиральный порошок "Тайд" и при чем здесь Иран В фильме "Здравствуй и прощай", вышедшем на экраны в 1972 году, на 64-й минуте в кадре мелькает упаковка стирального порошка "Тайд". Причем именно так - на русском языке. Порошок попал в фильм без всякой рекламы, просто тогда это было обычное средство для стирки. Это изобретение быстро разошлось не только по США, но и по всему миру. Со временем "Тайд" появился и в мусульманских странах. Причем для Союза иранцы делали его в спецупаковке - с названием на русском. Так порошок и попал в фильм, без всякой рекламы, просто тогда это было обычное средство для стирки. И второе появление "Тайда" на нашем рынке случилось уже в 90-х.
Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г. Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно. В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев. В 2011 массовые общеиранские антиправительственные выступления мотивировали даже политически индифферентных иранских азербайджанцев к протестам. Они были обеспокоены тем, что государство допускает дискриминацию азербайджанцев, неуважительное отношение к их наследию, а также экологическим проблемам. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. Представители азербайджанской оппозиции подвергаются тюремному заключению или даже казни. Однако, объективно говоря, хотя «азербайджанский вопрос» неоднозначная проблема для Тегерана, но всё же национальное движение азербайджанцев в ИРИ, несмотря на множество различных группировок и организаций, несмотря на иногда массовые выступления, громкие заявления своих лидеров, не столь значительно и влиятельно. Рассмотрим здесь численность иранских азербайджанцев, которая чрезвычайно приблизительна и вряд ли поддаётся точному подсчёту. По данным переписи 2016 года, на всей территории ИРИ проживает 16,5 млн. В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн. Для них верность иранскому шиитскому государству важнее их этно-лингвистических корней и региональной идентичности. Аналогичные позиции, правда, уже с ирано-националистическим оттенком разделяют, с одной стороны, лица, признающие себя азери, занимающие самые различные должности в иранском истеблишменте, и, конечно, ассимилировавшиеся «бывшие» азербайджанцы. Поэтому националистический азербайджанский флаг держат, прежде всего, часть ирано-азербайджанской интеллигенции и студенчества. В заключении можно констатировать, что «азербайджанский вопрос» в ИРИ — это «вечная» историческая проблема для Тегерана, затрагивающая напрямую его нынешнюю внутреннюю и внешнюю политику. В то же время, сегодня иранские власти уверенно контролируют все направления, все проявления национально-азербайджанского движения в стране. Пресекаются все акции, все протесты националистически настроенных азербайджанцев, осуществляются жесткие меры, проводятся аресты активистов. В настоящее время широкомасштабные акции иранских азербайджанцев за свои национальные права, против существующего режима маловероятны. Однако в случае подъема общеиранского движения вследствие ухудшения социально-экономического положения всего населения ИРИ вполне возможно использование со стороны азери этой протестной волны для отстаивания азербайджанской автономии в стране. Влияние азербайджанского фактора на внешнюю политику ИРИ также очевидно. На протяжении всех 30 лет независимости АР Тегеран действовал против светского характера Азербайджанской республики, стараясь насаждать идеологию иранского шиизма. Потерпев в этом фиаско, иранские власти силами КСИР в 2019 г. Эта организация ещё одно звено в цепи проиранских шиитских группировок, активно действующих на Ближнем Востоке. Последние события на Южном Кавказе свидетельствуют о том, что кавказские субрегиональные проблемы, в том числе и «азербайджанский вопрос», становятся проблемами всего региона Ближнего Востока. При этом в аспекте внутренней политики Исламской Республики Иран этот вопрос в будущем не исчезнет. Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции [1] Владимир Сажин. Иран — Азербайджан: новый очаг напряженности на Южном Кавказе? Сайт Международная жизнь. Кавказский излом: израильский фактор. Иран и проблемы Нагорного Карабаха. Иранский Азербайджан — эпицентр «холодной войны». Институт центральноазиатских и кавказских исследований Швеция. Сайт Сa-c. От шаха до Хомейни. Концепция экспорта исламской революции, разработанная аятоллой Хомейни, стала стержнем экспансионистской военно-политической доктрины Исламской Республики Иран. A Re-emerging Region, Vol. I, London: Routledge, pp. Brown, ed. The International Dimensions of Internal Conflict.
Что же касается азербайджанцев Ирана, то они в начале XX века сыграли не только значительную роль в социально-политической истории страны, но значительную роль в становлении иранского национализма [48]. Развитие национальных идеи сопровождалась эволюцией самой концепции нации «меллет». Термин «меллет» нация в иранской общественной мысли длительное время служило обозначением не только религии, но и конфессиональной общности последователей различных сект и религий. В процессе развития общественно-политической и духовной жизни страны происходит изменение объёма и содержание этого понятия. Под «меллет» с течением времени уже понимается социально-политическая общность, прежде всего население страны, имеющей свою государственность и этническую общность вообще. Азербайджанский просветитель Мирза Абдуррахим Талибов Табризи [49] , деятельность которого оказало большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия [50] , рассматривал «нацию» как социально-экономическую общность. Он писал: «Население одной страны мы называем джамаат, а население нескольких стран, объединённых в одно государство — нацией» [49]. В дальнейшем, в определении нации стали вкладываться такие признаки как государственная независимость и язык. Так, у другого азербайджанского деятеля И. Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49]. Таким образом, в Иране с возникновением капиталистических отношений этот термин «меллет» или «меллет-е Иран», то есть «иранская нация» означал население страны вообще. Если в европейском понятии «нация» понималась как государство, то в Иране «национальное» никогда не употреблялось в значении «государственной». Более того, в процессе развития понятия «иранская нация» в него стали вкладываться элементы этнической общности язык, национальное сознание, происхождение, традиции, дух и т. Несмотря на то, что иранцы были хорошо осведомлены об этно-социальной структуре общества, среди них вплоть до 1920-х годов господствовало представление о том, что они составляют единую нацию [49]. Наличие государственного единства, единого государственного языка и религиозной общности подавляющей части населения лишь подкрепляло это представление. В то же время, наличие подобного взгляда содержало в себе возможность возникновению в персидской этнической среде шовинистской идеологии [49]. Конституционная революция[ править править код ] В связи с зарождением новых общественных отношений, из населяющих страну народов, лишь среди персов и азербайджанцев начался процесс национальной консолидации, возникало национальное самосознание [51]. Важным этапом в национальном развитии иранского общества, прежде всего персидского и азербайджанского народов, стала Конституционная революция 1905—1911 годов На эти годы приходится возникновение и укрепление у азербайджанцев чувства национального самосознания, выразившееся в национальном движении за развитие своего родного языка и культуры [52]. Население Иранского Азербайджана в революционные годы наиболее последовательно выступало за введение конституции англ. Азербайджанский провинциальный энджумен разослал во все крупные города Ирана телеграмму, в которой объявил, что «миллети Азербайджан», то есть «азербайджанская нация», отказались признать сюзеренитет Мохаммад Али-шаха. Впервые азербайджанцы всенародно были названы нацией [53]. Энджумен провозгласил Тебриз временной столицей Ирана, а себя — временным меджлисом [53]. В Иранском Азербайджане стали выходить газеты на азербайджанском языке «Азербайджан», «Фарьяд» и др. Революционный Тебриз наводнила народная литература, восхваляющая роль Азербайджана в истории Ирана [53]. Газета «Фарьяд», издававшаяся в Урмии , в 1907 году в статье «Обращение к тюркской молодёжи» призывала молодёжь Иранского Азербайджана к единению и в пример ставила ей борьбу за свои права кавказских азербайджанцев [52]. В Иранском Азербайджане также возникли светские азербайджанские школы, где преподавание велось по новому методу [54]. В революционный период происходит трансформация иранского национализма, который постепенно перерастает в шовинизм , чему способствовала сама конституция, а также первый избирательный закон, закрепившие за персами статус господствующей нации. Особые привилегии конституция предоставила Тегерану, поскольку от него в меджлис 156 заседателей избралось 60 депутатов, в то время как от Иранского Азербайджана, чьё население в 6-7 раз было больше, избиралось 12 депутатов, от остальных регионов ещё меньше. Конституция провозгласила персидский государственный языков стране. Правом избирать и быть избранным обладали только граждане, которые умели читать и писать по-персидски [55]. Существование в стране помимо персидского и других языков вызывает открытое недовольство у некоторой части националистически ориентированной интеллигенции. По мнению тогдашней газеты «Хабл-ол-метии» конституция и республиканский строй не смогут гарантировать независимость страны, пока в стране существуют разные языки [49]. В дальнейшем в представлении идеологов персидского национализма понятие «иранская нация» из социального значения населения превращается в этническую общность с некоторой неоднородностью по языку. Для устранения этих моментов перед ними встаёт задача достижения этнической однородности. С этой целью азербайджанские идеологи персидского национализма пытаются обосновать не тюркское , а арийское происхождение азербайджанцев, и что тюркский язык является для них навязанным [49]. В 1920-х годах в издававшемся в Берлине журнале «Ираншахр» предпринимались попытки доказать, что тюрки Азербайджана «по происхождению иранцы» в расовом отношении [56]. В идеологии националистически настроенных кругов возобладала идея о «единой иранской нации». Первая мировая война. Движение Хиябани[ править править код ] Во время Первой мировой войны Иранский Азербайджан стал ареной боевых действий между русской и османской армиями. В ноябре 1914 года турецкие войска под командованием немецкого генерала Лимана фон Сандерса и Шукри-паши вторглись в пределы Иранского Азербайджана и в январе 1915 года заняли Тебриз. Они проявляли жестокое обращение не только по отношению к христианскому населению, но и к местным мусульманам, что вызывало среди населения региона неприязнь к захватчикам. Когда в том же месяце русские войска перешли в наступление и вытеснили турецкие части из Тебриза и других мест, то население Иранского Азербайджана нападало на отступавших турок. Турецкий генеральный консул в Тебризе Рахиб-бей в своём рапорте от 20 января 1915 года писал: «Когда весть о нашем поражении распространилась по окрестностям Тавриза, то жители селений Гаджаб-Шир, Бинаб, Миандуаб , Мелек-Кенди и Марага , вооружившись, начали нападать на отступающих турок…» [57]. Под конец войны в районе Урмии были отмечены острые вооружённые конфликты, в которых участвовали курды, азербайджанцы, ассирийцы и т. По иранским данным в Урмии и его окрестностях при активном участии христианских религиозных миссий айсорские вооружённые отряды убили около 6100 азербайджанцев [58]. Изготовленная в Азербайджанской Демократической Республике 1918—1920 карта, показывающая «Кавказский Азербайджан» включая претендуемые правительством Азербайджана спорные территории и «Персидский Азербайджан». Музей истории Азербайджана Летом 1918 года турецкие войска вновь вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика.
Сколько в Иране азербайджанцев?
У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан | В северной части Ирана, которая раньше называлась Азербайджаном, проживает 17 миллионов азербайджанцев. |
Какие народы живут в Иране…. | Где живут азербайджанцы. |
Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году | В Иране, по данным азербайджанской стороны, проживают более 35 млн азербайджанцев. |
Зачем Алиев начал угрожать Ирану
А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские турки или персидский Азербайджан, иранцы. Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы. говорится в статье.
Какие народы живут в Иране….
К структурным кризисам добавились пандемия и ее последствия. Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности. Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность. Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г. Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств. Иран осторожно поддерживает Армению.
Он поступает так, чтобы сформировать в регионе противовес усилившейся Турции и ее союзнику Азербайджану, а также в качестве противодействия их попыткам влиять на иранских азербайджанцев. Но Тегеран не сможет игнорировать значение внутренних азербайджанских протестов.
В 1867 году число иранских азербайджанцев среди наёмных работников доходило до 14 тыс. В 1891 года из Иранского Азербайджана в Россию выехали 15,615 рабочих, а в 1905 году — около 100 тыс. К 1925 году в Азербайджанской ССР проживало 45 028 тюрок Персидского Азербайджана [43] то есть иранских азербайджанцев. Национальный вопрос[ править править код ] Роль интеллектуалов азербайджанцев в зарождении иранского национализма[ править править код ] Во второй половине XIX — начале XX века в общественно-политической жизни иранского общества происходили существенные изменения. Персия постепенно стала втягиваться в сферу международной политики и мировой торговли, что способствовало развитию капиталистических отношений. Политическое, культурное и экономическое воздействие европейских стран, стимулировало развитие в иранском обществе новых форм общественно-политической мысли. Просветительское движение, возникшее в тот период, способствовало пробуждению национального самосознания и постепенному формированию буржуазной идеологии.
Полонская отмечала: «При этом здесь проявилось не только формирующееся национальное сознание масс, но социально ограниченная трактовка проблем, связанных с этнической и национальной консолидацией, с позицией зарождающихся буржуазных слоёв. Таким образом, одновременно с ростом классового самосознания буржуазии происходит и становление национализма» [44]. Важную роль в просветительской деятельности сыграли иранские образованные слои как персидского, так и азербайджанского происхождения [44]. Мирза Фатали Ахундов Значительное влияние на становление иранской национальной мысли оказали также азербайджанцы с Кавказа. Например, писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического [45] , современного иранского национализма [46]. Что же касается азербайджанцев Ирана, то они в начале XX века сыграли не только значительную роль в социально-политической истории страны, но значительную роль в становлении иранского национализма [48]. Развитие национальных идеи сопровождалась эволюцией самой концепции нации «меллет». Термин «меллет» нация в иранской общественной мысли длительное время служило обозначением не только религии, но и конфессиональной общности последователей различных сект и религий. В процессе развития общественно-политической и духовной жизни страны происходит изменение объёма и содержание этого понятия.
Под «меллет» с течением времени уже понимается социально-политическая общность, прежде всего население страны, имеющей свою государственность и этническую общность вообще. Азербайджанский просветитель Мирза Абдуррахим Талибов Табризи [49] , деятельность которого оказало большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия [50] , рассматривал «нацию» как социально-экономическую общность. Он писал: «Население одной страны мы называем джамаат, а население нескольких стран, объединённых в одно государство — нацией» [49]. В дальнейшем, в определении нации стали вкладываться такие признаки как государственная независимость и язык. Так, у другого азербайджанского деятеля И. Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49]. Таким образом, в Иране с возникновением капиталистических отношений этот термин «меллет» или «меллет-е Иран», то есть «иранская нация» означал население страны вообще. Если в европейском понятии «нация» понималась как государство, то в Иране «национальное» никогда не употреблялось в значении «государственной». Более того, в процессе развития понятия «иранская нация» в него стали вкладываться элементы этнической общности язык, национальное сознание, происхождение, традиции, дух и т.
Несмотря на то, что иранцы были хорошо осведомлены об этно-социальной структуре общества, среди них вплоть до 1920-х годов господствовало представление о том, что они составляют единую нацию [49]. Наличие государственного единства, единого государственного языка и религиозной общности подавляющей части населения лишь подкрепляло это представление. В то же время, наличие подобного взгляда содержало в себе возможность возникновению в персидской этнической среде шовинистской идеологии [49]. Конституционная революция[ править править код ] В связи с зарождением новых общественных отношений, из населяющих страну народов, лишь среди персов и азербайджанцев начался процесс национальной консолидации, возникало национальное самосознание [51]. Важным этапом в национальном развитии иранского общества, прежде всего персидского и азербайджанского народов, стала Конституционная революция 1905—1911 годов На эти годы приходится возникновение и укрепление у азербайджанцев чувства национального самосознания, выразившееся в национальном движении за развитие своего родного языка и культуры [52]. Население Иранского Азербайджана в революционные годы наиболее последовательно выступало за введение конституции англ. Азербайджанский провинциальный энджумен разослал во все крупные города Ирана телеграмму, в которой объявил, что «миллети Азербайджан», то есть «азербайджанская нация», отказались признать сюзеренитет Мохаммад Али-шаха. Впервые азербайджанцы всенародно были названы нацией [53]. Энджумен провозгласил Тебриз временной столицей Ирана, а себя — временным меджлисом [53].
В Иранском Азербайджане стали выходить газеты на азербайджанском языке «Азербайджан», «Фарьяд» и др. Революционный Тебриз наводнила народная литература, восхваляющая роль Азербайджана в истории Ирана [53]. Газета «Фарьяд», издававшаяся в Урмии , в 1907 году в статье «Обращение к тюркской молодёжи» призывала молодёжь Иранского Азербайджана к единению и в пример ставила ей борьбу за свои права кавказских азербайджанцев [52]. В Иранском Азербайджане также возникли светские азербайджанские школы, где преподавание велось по новому методу [54]. В революционный период происходит трансформация иранского национализма, который постепенно перерастает в шовинизм , чему способствовала сама конституция, а также первый избирательный закон, закрепившие за персами статус господствующей нации. Особые привилегии конституция предоставила Тегерану, поскольку от него в меджлис 156 заседателей избралось 60 депутатов, в то время как от Иранского Азербайджана, чьё население в 6-7 раз было больше, избиралось 12 депутатов, от остальных регионов ещё меньше. Конституция провозгласила персидский государственный языков стране. Правом избирать и быть избранным обладали только граждане, которые умели читать и писать по-персидски [55]. Существование в стране помимо персидского и других языков вызывает открытое недовольство у некоторой части националистически ориентированной интеллигенции.
По мнению тогдашней газеты «Хабл-ол-метии» конституция и республиканский строй не смогут гарантировать независимость страны, пока в стране существуют разные языки [49]. В дальнейшем в представлении идеологов персидского национализма понятие «иранская нация» из социального значения населения превращается в этническую общность с некоторой неоднородностью по языку. Для устранения этих моментов перед ними встаёт задача достижения этнической однородности. С этой целью азербайджанские идеологи персидского национализма пытаются обосновать не тюркское , а арийское происхождение азербайджанцев, и что тюркский язык является для них навязанным [49]. В 1920-х годах в издававшемся в Берлине журнале «Ираншахр» предпринимались попытки доказать, что тюрки Азербайджана «по происхождению иранцы» в расовом отношении [56].
Еще с конца 1980-х в Северном Азербайджане стали все чаще раздаваться призывы к объединению азербайджанских земель. Ныне эта дата официально отмечается как День солидарности азербайджанцев всего мира. Вновь вспыхнул конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха, резко осложнились отношения с Москвой. С момента обретения Азербайджаном независимости его внешняя политика носила ярко выраженный прозападный, прежде всего проамериканский, характер. Этот курс, проводившийся правительством Народного фронта Азербайджана во главе с президентом Абульфазом Эльчибеем, сохранился и после прихода к власти в 1993-м Гейдара Алиева. Перемены не могли не сказаться и на отношениях с Тегераном. В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев. Особенно заметную роль азербайджанцы играли в армии и органах государственной власти. Иран попытался направить ход событий в выгодное для себя русло, избрав для этого тактику содействия в урегулировании карабахского конфликта. По его предложению лидеры Армении и Азербайджана встретились в мае 1992 года в Тегеране. Однако эта первая и единственная попытка посредничества закончилась для ирано-азербайджанских отношений катастрофой. Официальный Баку получил от Тегерана заверения в том, что Армения не будет предпринимать никаких военных операций, но еще до завершения переговоров армяне штурмом овладели городом Шуша — главным оплотом азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Это событие во многом стало поворотным в войне, и моральная ответственность за него полностью ложится на Иран. В 1994-м Баку под давлением Вашингтона отказался включить Тегеран в число участников международного консорциума по разработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Спустя два года из республики были выдворены почти все иранские религиозные, гуманитарные и общественные организации, а вскоре оказались арестованы и осуждены по обвинению в шпионаже в пользу Ирана руководители проиранской Исламской партии Азербайджана. К антииранским акциям подключилась и диаспора: на проводимых с 1997 года всемирных конгрессах азербайджанцев тема положения соотечественников в Иране поднимается постоянно. Другой камень преткновения в отношениях с Ираном — это проблема статуса Каспийского моря и производства энергоресурсов. В июле 2001-го обе страны едва не оказались на грани войны: иранские истребители и морские корабли регулярно препятствовали разработкам нефтяных месторождений вблизи границы. В августе 2003 года Тегеран обвинил Баку в милитаризации Каспийского моря. Поводом послужило проведение совместных азербайджано-американских военно-морских учений по охране от террористов нефтегазовых морских платформ на Каспии, в которых принимали участие 18 военнослужащих США, два боевых вертолета и два патрульных катера Азербайджана. В результате президентских выборов-2003 власть в Азербайджане практически была передана от тяжелобольного президента Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Администрация Джорджа Буша-младшего предпочла не замечать откровенных фальсификаций и репрессий, сопровождавших избирательную кампанию, и признала объявленные итоги голосования. Это возмутило даже те силы, которые наиболее рьяно ориентировались на Запад. На фоне лицемерной позиции Запада важным источником информации о происходящем в их собственной стране для населения Азербайджана было иранское радио и четыре телеканала телевидения Ирана, в первую очередь частный «Сэхэр-2». В республике стали быстро расти происламские настроения. В свою очередь и американцы стали больше внимания уделять национальным меньшинствам Ирана, особенно азербайджанцам. В 2002 году высокопоставленные американские чиновники приняли лидера Движения за национальное возрождение Южного Азербайджана — профессора Тебризского университета Махмудали Чехраганлы, высланного из Ирана. После этой встречи опальный политик сделал официальное заявление в СМИ: «Цель нашей организации — создание в Иране демократического светского государства с федеративным строем, причем Южный Азербайджан получит самый высокий статус автономии». По его словам, сразу после этого в США начались переговоры по объединению всех оппозиционных кругов Ирана. Американцы настаивали на сохранении территориальной целостности Ирана как светского и демократического государства, в рамках которого азербайджанцы могут рассчитывать на создание автономной республики со столицей в Тебризе. Что касается политики американцев на бакинском направлении, то здесь они особых проблем не ждали. Но нынешняя ситуация уже не позволяет сделать однозначный выбор в чью-либо пользу. Ильхам Алиев, возглавивший страну уже в разгар американской битвы против терроризма, вынужден лавировать между Вашингтоном, Тегераном и Москвой. Кроме того, азербайджанское общество, болезненно воспринявшее реакцию Соединенных Штатов на результаты президентских выборов в республике, стало неоднозначно относиться к размещению там американских баз. Почувствовав это, Алиев заявил весной 2004-го, что Азербайджану не следует торопиться с решением вопроса о вступлении в НАТО. В Баку зачастили высокопоставленные гости из Пентагона и Госдепартамента. Стороны обсуждали вопрос размещения американских войск в Азербайджане и другие военно-технические проблемы в связи с реконструкцией и модернизацией военных аэродромов. Информация о возможности нападения Соединенных Штатов на Иран, появившаяся осенью того же года, вызвала бурную дискуссию в Азербайджане. Прозападно настроенные политики связывали с якобы готовящейся акцией надежды на объединение исторических частей страны. Но большинство местных аналитиков отмечали, что осложнение американо-иранских отношений чревато для Азербайджана крайне негативными последствиями. Масла в огонь подлили тегеранские власти, публично не исключавшие вероятность нанесения Ираном превентивного удара по территории Азербайджана, если та станет плацдармом американских войск.
Пантюркисты, пытающиеся показать, что процент коренного населения Ирана, говорящего на языке тюрков огромный, почему-то не удосуживаются представить каких-либо доказательств своим словам. Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? Вопрос риторический, как мне кажется, учитывая конъектуру пантюркистов.