Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога.
Иранские азербайджанцы
Тогда официальный Тегеран жестко отреагировал. Имеет смысл привести еще одно заявление по данному вопросу. Уверен, что и у официального Тегерана тоже есть доказательства того, о чем заявила М. И нынешнее заявление Насера Канани предельно четко на это намекает. По сути, мы видим схожесть позиций Баку и Тегерана по данному вопросу. Официальный Баку всегда указывал на то, что миссия ЕС в Армении должна была способствовать стабильности в регионе и укреплению доверия между Баку и Ереваном, но вместо этого она широко используется как инструмент пропаганды против Азербайджана. И это правда.
Но это еще не все. В январе прошлого года в интервью азербайджанским телеканалам глава государства указал на то, что отправка в Армению миссии ЕС из 40 человек сроком на два месяца была согласована в ходе четырехсторонней встречи глав Азербайджана, Армении, Евросовета и Франции в Праге 6 октября 2022 года.
Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? Вопрос риторический, как мне кажется, учитывая конъектуру пантюркистов. Однакл фактов у нас есть это: профессор-этнограф Секандар Аманолахи насчитал 9 млн.
Многие люди в итоге стали инвалидами. Южные азербайджанцы уже давно подвергаются предвзятому отношению и этнической дискриминации со стороны иранских властей, как дореволюционной династии Пехлеви, так и действующего теократического режима.
Этнические азербайджанцы, которых обычно считают гражданами второго сорта, десятилетиями подвергались политике ассимиляции, унизительным стереотипам и насильственному переселению. Язык, культура и наследие южноазербайджанского народа передаются несколькими способами. Хотя иранское законодательство прямо предоставляет меньшинствам свободу говорить на своем родном языке, центральное правительство фактически запрещает использование азербайджанского языка в школах и колледжах. Продолжающаяся персидизация топонимов Южного Азербайджана является еще одним источником беспокойства в рамках этого преднамеренного культурного присвоения, в то время как азербайджанское культурное и историческое наследие не только игнорируется, но в некоторых случаях может быть физически уничтожено: это было в случае с замком Арк в Тебризе, который был разрушен. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Международные организации, такие как Amnesty International , задокументировали, как иранское правительство часто арестовывает большое количество людей во время азербайджанских демонстраций и культурных мероприятий. Ситуация для этой этнической группы ухудшилась после вспышки протестов Махса Амини в сентябре 2022 года.
Демонстрации против обязательных законов о ношении хиджаба в конечном итоге озвучили политические, социальные и экономические требования, а некоторые требовали упразднения Исламской Республики например, « лозунги «Свобода, справедливость и национальное правительство». Иранские власти, в свою очередь, мобилизовали все свои силы безопасности для подавления демонстраций, в том числе и в южных провинциях Азербайджана. Репрессии были довольно жестокими, что отражено в подробный отчет представлено группой экспертов: согласно отчету, количество задержанных в Тебризе, крупном городе Южного Азербайджана, «только за первые две недели протестов составило более 1700 протестующих». Кроме того, правительственные рейды в период с сентября по декабрь 2022 г. Не менее 6 этнических азербайджанцев были приговорен к смертной казни.
Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве?
Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой? На северном берегу Аракса — тюркоязычная среда, веками пребывавшая на периферии культурного пространства региона, на северном — один из мощных государствообразующих, формирующих собственно иранское культурное и политическое пространство элементов, являющих собой знаковую составляющую иранства. И вот на этом фоне аналитики, а вслед за ними и политики, с неким намеком на знание «эзотерики» предмета вещают о том, что якобы лидер ИРИ Аятолла Али Хаменеи или бывший оппозиционер Мир Хосейн Мусави - «азербайджанцы» и что, мол, надо учитывать этот факт при политических прогнозах. Ну не абсурдно ли!
Недавно Армению посетила делегация из Канады, возглавляемая министром науки и просвещения одного из кантонов этой страны — иранцем, уроженцем Урмии. Как водится у иранцев пусть и граждан иной страны , урмиец восхищался сходствами иранской и армянской культур, посетил достопримечательности и, естественно, возложил венок к памятнику жертвам Геноцида 1915 года. В Баку, конечно же, этот акт канадского официального лица, в силу его урмийских корней, закономерно оценили как «предательство национальных интересов».
Зачем Алиев начал угрожать Ирану
Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей. Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать. Он отметил, что в целом же армяне проводят политику этнической чистки в отношении азербайджанцев с 1905-1906 годов.
В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды.
Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов.
Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации.
Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении.
И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г.
Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно. В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев. В 2011 массовые общеиранские антиправительственные выступления мотивировали даже политически индифферентных иранских азербайджанцев к протестам. Они были обеспокоены тем, что государство допускает дискриминацию азербайджанцев, неуважительное отношение к их наследию, а также экологическим проблемам.
В странах Американского континента Гондурасе, Гватемале, Перу и других, также поселились наши соотечественники.
Однако точных сведений об их численности пока нет. Большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана — с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально — экономическую деятельность. Вторым континентом с обширной географией распространения азербайджанской диаспоры и численному составу является Европа. По последним статистическим данным, численность азербайджанцев в Турции и России составляет миллионы, в Украине и Белоруссии, Германии, Великобритании сотни тысяч, Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии более десятков тысяч человек. Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч.
Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские. Там каша: кого и кем считать. Нередко были и тюркские правящие династии и тюркская, но персокультурная, военная аристократия. Сейчас их верховный аятолла азербайджанец, давящий азербайджанских националистов.
Иран вообще продвигает наднациональный подход, первична религия. Плюс конкурентов у персидской культуры нет, она и за пределами Ирана была доминирующей на Востоке, как в Европе долгое время французская. В Иране есть свой «исторический Азербайджан» включающий три области и в названии двух из них присутствует термин «Азербайджан». Но территории эти многонациональные, а азербайджанцы живут компактно и за пределами этого исторического Азербайджана. Иранские азербайджанцы презирают азербайджанцев постсоветских, считая их людьми, лишенными духовных основ. Плюс иранские азербайджанцы персокультурные. Но национализм дает себя знать и периодически азербайджанская тема всплывает, так же как курдская, арабская и прочие.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Азербайджанский паспорт переместился с 74-го на 72-е место Индекса из-за изменений в позициях других стран. Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли. Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев. Азербайджанский паспорт переместился с 74-го на 72-е место Индекса из-за изменений в позициях других стран. 3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации.
Иранские азербайджанцы мигрируют на север
После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей. Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать. Он отметил, что в целом же армяне проводят политику этнической чистки в отношении азербайджанцев с 1905-1906 годов. Мы жили там веками и мы вернемся", - заключил он.
Az сообщает со ссылкой на Modern. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек.
В то же время в США проживает, по неофициальным данным, 450 000 наших соотечественников, в Германии — 200 000, а на Украине — 280 000.
Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно.
Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены. Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений.
Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид. Женщины Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей.
Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.
В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором. Семейный уклад Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами.
Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья. Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше.
После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.
Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет.
Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки.
По сути, мы видим схожесть позиций Баку и Тегерана по данному вопросу. Официальный Баку всегда указывал на то, что миссия ЕС в Армении должна была способствовать стабильности в регионе и укреплению доверия между Баку и Ереваном, но вместо этого она широко используется как инструмент пропаганды против Азербайджана. И это правда. Но это еще не все. В январе прошлого года в интервью азербайджанским телеканалам глава государства указал на то, что отправка в Армению миссии ЕС из 40 человек сроком на два месяца была согласована в ходе четырехсторонней встречи глав Азербайджана, Армении, Евросовета и Франции в Праге 6 октября 2022 года. Но, по словам президента Азербайджана, позже в Евросоюзе нарушили достигнутые договоренности, приняв без согласования с Баку решение об отправке новой миссии после того, как срок действия мандата прежней истек 19 декабря 2022 года. В Баку также указывают на провокационный и нежелательный характер действий Армении и ЕС.
О том же, перечислю еще раз, говорят в Тегеране, Москве, Анкаре. Получается, что официальный Ереван пытается проводить политику, которая идет вопреки интересам всех важнейших государств региона.
Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?
В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. "Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран.
Сколько азербайджанцев проживает на территории Ирана?
Как изменится численность азербайджанцев в Иране к 2023 году? | В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. |
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие - Иран.ру | Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. |
Сколько азербайджанцев проживает в Иране? | Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. |
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие - Иран.ру | На севере Ирана проживают до 30 миллионов этнических азербайджанцев, и события в Нагорном Карабахе им небезразличны. |
Azərbaycan veb portalı | Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. |
Россия в глобальной политике
А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские турки или персидский Азербайджан, иранцы. В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. армян, половина из которых в столице остана Восточный Азербайджан – Тебризе.
Где проживают азербайджанцы в Иране?
Проживают азербайджанцы преимущественно в провинциях Западный и Восточный Азербайджан, Зенджан, Казвин, Хамадан, Ардебиль и Маркази. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Где живут азербайджанцы. Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана.