В биографии Александра Ширвиндта всего один брак. Еще в молодости Александр Ширвиндт женился на Наталье Николаевне Белоусовой, которая была его на год старше. Народный артист Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни в столичной больнице. В Москве умер актер и режиссер, народный артист России, президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
Начало актерской карьеры
- АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ ᐈ Биография и личная жизнь ✔
- Про детство Александра Ширвиндта
- В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт
- Александр ШИРВИНДТ. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят
Александр Ширвиндт как особое явление (в театре, жизни и любви)
Все к нам! И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись. В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса. На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно.
Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом. Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» 1970 , Добчинского в «Ревизоре» 1972 , Президента репортажа в «Клопе» 1974 , Молчалина в «Горе от ума» 1976 и другие роли. В 1973 году Ширвиндт дебютировал в театре как режиссер — вместе с Андреем Мироновым поставил прекрасный спектакль «Маленькие комедии большого дома», имевший колоссальный успех и даже снятый на телевидении. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны Б. Владимиров и Вероники Маврикиевны В.
Кроме того, он писал монологи для многих популярных артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и др. Однако конец того десятилетия запомнился Ширвиндту не с самой лучшей стороны. Беду накликал его сын — 19-летний Михаил Ширвиндт, ныне известный шоумен, а тогда студент Щукинского училища. Стоит отметить, что сын и до этого доставлял своим родителям массу хлопот. Еще будучи школьником, он учился из рук вон плохо — имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры. Любимое занятие Михаила в те годы — взрывать унитазы в школьных туалетах.
Делалось это так: мальчик «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы. Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц. За эти проделки да и за другие тоже Мишу Ширвиндта выгоняли из двух школ. И все же десятилетку мальчик закончил и был принят в альма-матер своего отца — Театральное училище имени Щукина кстати, Ширвиндт-старший в те годы работал там преподавателем. Не успел Михаил проучиться в училище и несколько месяцев, как оказался в эпицентре еще одного скандала. Инцидент произошел 7 ноября 1977 года, в день, когда вся страна отмечала круглую дату — 60-летие Советской власти. По-своему отмечал этот праздник и Михаил со своими друзьями. Ребята забрались на крышу архитектурного института и, нагрузившись «портвешком», сорвали со здания красный флаг. Затем в пьяном угаре молодые люди стали вытворять с красной тряпкой Бог знает что.
Разумеется, их застукала наша доблестная милиция. Затем, как в крутом детективе, была погоня со стрельбой, пленение и тесный «обезьянник» в ближайшем отделении. По нынешним временам, это событие отнесли бы к мелкому хулиганству и не стали бы раздувать из него скандал. Но тогда все было иначе: ребят могли запросто упечь на семь лет в тюрьму «за надругательство над символом». Но их наказали «по минимуму»: исключили из комсомола и выгнали из института. Естественно, большая часть мытарств по дальнейшему трудоустройству непутевого сына легла на Ширвиндта-старшего. В конце концов ему удалось устроить Михаила монтировщиком декораций в театр «Современник». А в начале 80-х Ширвиндт-старший добился восстановления сына и в «Щуке». Спустя 16 лет после событий на крыше архитектурного института приятель Михаила Сергей Урсуляк снял по ним фильм под названием «Русский рэгтайм».
Одну из ролей сыграл Александр Ширвиндт. Во второй половине 80-х слава Ширвиндта-старшего обрела свое «второе дыхание». Причем в основном благодаря телевидению. Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Всего лишь за год-два этот тандем был показан по телевидению столько раз, сколько его не показывали за все предыдущие годы отмечу, что существует он с начала 60-х. Новому взлету славы Ширвиндта способствовала и его плодотворная работа в кино. В 80-е годы он снялся в фильмах: «Вокзал для двоих» 1982 , «Зимний вечер в Гаграх», «Самая обаятельная и привлекательная» оба — 1985 , «Семь криков в океане», «Миллион в брачной корзине» оба — 1986 , «Забытая мелодия для флейты», «Шантажист» оба — 1988. В театре дела Ширвиндта обстояли несколько иначе. К сожалению, с момента ввода Ширвиндта на роль Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» эту роль до него недолго играл Валентин Гафт ни одна из ролей, сыгранных актером после а их уже насчитывается 13 , не сумела стать вровень с нею, не была событием.
Неровными были и режиссерские постановки Ширвиндта. Он поставил на сцене Театра сатиры следующие спектакли: «Проснись и пой! В 1989 году А. Сегодня Ширвиндт по-прежнему в прекрасной форме. Он преподает в училище имени Щукина, играет в театре, снимается в кино. Из интервью Н. Ширвиндт: «Мне всегда импонировало то, чем муж занимается. Он любит преподавательскую работу, обожает своих учеников. И хотя там такие бывают красотки, я всегда хожу и смотрю его работы.
Главное в мужчине — ум. Потом — обаяние, чувство юмора. И красота. У меня спрашивают: как ты всю жизнь с таким красавцем живешь? Привыкла… Конечно, кое-какие проблемы в жизни возникали. Но глобальных — ни одной. Когда о нас делали передачу на телевидении, ведущая спросила, ревнивая ли я. Ответила — очень. Она так обрадовалась — ну и как, как?
О чем? У меня ни разу не было повода для ревности… Муж не придерживается никакой диеты. Никогда в жизни не делал никаких зарядок, гимнастик. Не ходил на массажи. Мне все делают комплименты, что я мужа так содержу, но моей в этом заслуги нет. И ест он обычно на ночь… У нас с ним совершенно разные вкусы. Он любит молоко и вареный лук. Я же больше всего люблю картошку и фисташковое мороженое. Муж мороженое терпеть не может.
Мы даже на выборах голосовали за разные партии… Муж рано ложится спать. Если нет спектакля, может и в девять вечера лечь. Но встает в пять-шесть утра. Он — жаворонок, я же — ложусь поздно, и для меня самое главное — подольше поспать утром. Он что-то пишет, читает, думает, трубку курит.
Учеба давалась ему не трудно, но ребенок не рвался осваивать скрипку и становиться наследником отца по профессии. Следующей «пробой пера» стал танцевальный кружок, и снова неудача: танцы давались легко, но фанатизма не наблюдалось. К выпуску из средней школы всем стало понятно, что юноша хочет стать актером, причем «универсальным», то есть танцующим и поющим, как его кумир Леонид Утесов.
Великий советский артист был очень дружен с семьей Ширвиндтов и нередко бывал у них в гостях. Он не просто сдал экзамены в Щукинское училище, а сделал это блестяще благодаря тому, что прекрасно пел и танцевал пригодились-таки музыкальная школа и танцевальный кружок. Александр попадает на курс Веры Львовой, и снова необходимо делать перечисления, нужные для того, чтобы стало понятно: у какого великолепного педагога ему посчастливилось учиться. С первого курса молодому человеку прочили блестящее будущее, его дипломные работы игра в постановках «Трудовой хлеб», «Ночь ошибок» учителя оценили очень высоко. Интересный факт: работа в Театре-студии киноактера была предопределена как раз этими спектаклями, потому что руководство коллектива заранее пригласило на работу Ширвиндта, просмотрев эти постановки. И еще более интересная деталь: дебютной работой в этом театре для молодого актера стала роль белогвардейского офицера в пьесе «Первая конная». Ситуация еще была парадоксальна тем, что театр создавался для киноактеров, чтобы они в «просветах» между съемками могли работать. А вот Ширвиндту как театральному актеру это заведение открыло работу в кино.
О многолетнем и успешном творчестве в кино и театре Приглашение на первую кино-роль произошло случайно. В 1956-м один из актеров, который должен был сниматься в комедии «Она вас любит! Претендентов выбирали в Театре киноактера, и так вместо не явившегося на съемочную площадку Михаила Козаченко роль дали Александру Ширвиндту. Гонорары у артистов кино в то время были более чем солидными: за не слишком большую роль Ширвиндт получил столько, что смог купить автомобиль «Победа». Александр Ширвиндт в молодости. Кадр из фильма «Она вас любит» 1956 год Затем в кино-карьере его наступает затишье, но в театральной сфере он продолжает успешно трудиться. Переход из Театра-студии киноактеров на Малую Бронную, потом следующее рабочее место — Театр сатиры, который стал для актера «вторым домом». В этом театре началась его многолетняя дружба с Евгением Мироновым и Михаилом Державиным, тут он сыграл почти сорок ролей.
Интересно, что в плане театральной деятельности далеко не все роли были юмористическими, как в кино. Тригорин в «Чайке», король Людовик в «Мольере», Гудериан в постановке «Каждому свое» — это были роли серьезные, полные драматизма. Два молодца-афериста, которые надсмехаются над простодушной героиней Екатерины Савиновой — роли Ширвиндта и Белова были небольшие, но заставляли зрителей буквально умирать от смеха. Снова парадокс: честнейший и добрейший человек, не имеющий вредных привычек, он долгие годы будет играть аферистов, обманщиков, неверных мужей, развеселых любителей «беленькой». С другой стороны, не в этом ли кроется великий талант — изображать тех, чьи жизненные принципы тобой категорически отрицаются? Причем его работы на театральной сцене характерны тем, что он как актер не «приедался», а продолжал играть одни и те же роли многие годы. Например, граф Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Циничный, беспринципный, непостоянный как муж и алчный до чужих женушек сластолюбец — эту роль Ширвиндт исполнял на сцене Театра сатиры с 1970-го!
Или пьеса «Обыкновенное чудо» — там Александр Анатольевич был задействован в роли министра-администратора аж с 1971-го. Посмотрев «Обыкновенное чудо» в телевизионном варианте, зрители шли в театр на спектакль именно «на Ширвиндта». А потом в полной растерянности уходили оттуда, не зная: кто же талантливее, Миронов или Ширвиндт? Про фильм «Трое в лодке, не считая собаки», где троица друзей «Державин, Миронов, Ширвиндт» до сих пор поражает талантом и сыгранностью, — отдельный разговор. Его крылатая фраза из этой картины «Все в сад! Не упомянуть юмористические сценки в паре с Михаилом Державиным — значит, пропустить огромный пласт артистической деятельности Ширвиндта. Дама-фанатка Эльдара Рязанова и постоянно заикающийся ведущий концерта — впечатление, что друзья не играют, а импровизируют прямо на сцене. Видно в сохранившихся видео, что присутствующие виновник торжества Рязанов и еще молодой Хазанов начали умирать со смеху еще до того, как артисты начали диалог.
Ничего они не могли сделать с Державиным и Ширвиндтом: их сатира была, как сейчас говорят, «на грани фола», опасной, но ненаказуемой. Через много лет Александр Анатольевич продублирует свою гениальную игру в продолжении картины.
Ленинского комсомола и Московском драматическом театре на Малой Бронной.
Арканов и А. Ширвиндт «Мольер» — 2009, Мольер Где мы? Аркановым 2003 — «Слишком женатый таксист» 2004 — «Швейк, или гимн идиотизму» 2007 — «Женщины без границ» 2010 — «Кошмар на улице Лурсин» 2011 — «Дороги, которые нас выбирают» 2011 — «Здравствуйте!
Деревянную балюстраду зачистили и зашпаклевали, придав ей свежий вид. На балконе установили шезлонг из натурального ротанга. Окна и двери, разделяющие балкон и комнату, заменили на современные, выполненные из натурального дерева. Центральное место в комнате заняла широкая кровать с двумя прикроватными тумбами.
Рядом с одной из стен идеально встал стеллаж со стеклянными полками, на них дизайнеры выложили многочисленную коллекцию курительных трубок. Рядом с балконом поставили кресло-качалку из натурального дерева и кофейный столик, сделанный из старого сундука, который нашли на участке. Там же на участке нашли старую чугунную печку, отреставрировали и вписали в новый интерьер. Дополнительным сюрпризом стал небольшой санузел, встроенный на месте кладовой.
Кладовка была крохотной, поэтому сантехнику пришлось подбирать тоже небольших размеров. В итоге получилась полноценная, оборудованная всем необходимым комната. Во время ремонта специалисты решили отремонтировать и соседнюю комнату с выходом на маленький балкон. Здесь планировалось сделать детскую комнату.
За счет отделки стен в светлых тонах и такого же тепло-молочного текстиля удалось зрительно расширить небольшое пространство комнаты.
Актерская карьера в театре
- Что нам известно о Александре Ширвиндте
- Прожил 33 года и развелся. Почему Михаил Ширвиндт ушел от второй жены и с кем живет сейчас | Femmie
- Александр Ширвиндт умер или жив? Что с ним случилось?
- Прожил 33 года и развелся. Почему Михаил Ширвиндт ушел от второй жены и с кем живет сейчас | Femmie
- Начало актерской карьеры
В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт
Биография Александра Ширвиндта в период студенчества разительно отличается от школьных лет. Александр Ширвиндт биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. 15 марта на 90-м году жизни из-за проблем с сердцем умер народный артист России, бывший художественный руководитель и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. За Народным артистом России Александром Ширвиндтом давно закрепился образ импозантного мужчины с тонким чувством юмора.
Фотогалерея
- Александр Ширвиндт
- Народный артист РСФСР, юморист и телеведущий Евгений Петросян:
- Биография Александра Ширвиндта
- Видео с участием Александра Ширвиндта
«Он так распорядился»: в Театре сатиры раскрыли последнюю волю Ширвиндта
Биография Александра Ширвиндта как театрального педагога началась более 60 лет назад. Народный артист России Александр Ширвиндт скончался на 90-м году жизни. Глава династии Александр Анатольевич Ширвиндт называет себя «российским интеллигентом еврейской национальности с немецкими корнями». Александр Ширвиндт, Актеры и актрисы, Евреи, Биография, Длиннопост, Текст. Будущий народный артист появился на свет в семье московских еврейских интеллигентов. Актёр Ширвиндт рассказал, как с годами изменяются отношения с противоположным полом.
«Последний из могикан»: как жил и чем запомнился Александр Ширвиндт
Его, на первый взгляд, еврейская фамилия говорит о той же национальности, но это далеко не так. Дело в том, что отец актера изначально был назван Теодором Гдальевичем, но впоследствии мужчина сменил имя на Анатолия Густавовича. Папа Саши работал педагогом в музыкальной школе. Он прекрасно играл на скрипке. Мать Раиса Самойловна недалеко ушла от музыкальной профессии.
Женщина занималась работой в филармонии в столице. Родители стремились с ранних лет привить к Александру любовь к музыке. Они отправили его в музыкальную школу, но мальчик не имел особого желания обучаться музыкальным азам. Его больше манил мир театрального искусства, ведь их семью часто посещали актеры, рассказывающие о сцене, интересных событиях и восторженных зрителях.
Творческие родители много времени тратили на работу, поэтому практически не занимались воспитанием Саши. Все детство мальчик провел с родной бабушкой в Чердыне. Там он посещал первые 9 классов, а затем переехал к родителям и стал учиться в московской школе вместе с детьми лидеров различных партий.
То есть мужчина, испортивший жизнь только одной женщине…» О возрасте «У меня очень тяжелая зарядка утром. Лежа, я сначала сучу ножками для поясницы. Потом с трудом, кряхтя, сажусь на кровати и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз назад. И потом плечиками 10 раз. Меня кто-то когда-то научил, и я привык. И чувствую, что сделал зарядку… Смерти я не боюсь… Боюсь выглядеть старым.
Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз — «старость средней тяжести» И ещё — в моём возрасте главное ничего не менять. Как жил до 80 — так и доживай. Это пагубные стремления — жениться на 20-летней, бросить курить, завязать с выпивкой, перестать материться — и всё, ты уже там». О верности и молодости «Жён на старости лет не меняют! Все эти культы молодости, новомодные силиконы — химия. А я люблю натуральный продукт. Пусть он уже не очень свежий, зато я буду знать, что он выращен в огороде, а не в химической лаборатории… И сам буду доживать со своим лицом, и ничего в нем менять не буду. Помню, меня покойная Люся Гурченко как-то заставила челюсть сделать — для голливудской улыбки.
Мы с ней снимались в фильме «Аплодисменты, аплодисменты…». Она сказала: «Всё, я сниматься с тобой не буду, езжай делать челюсть! В общем, она меня дожала.
Наша театральная сцена потеряла великого человека», — указал Юрий Михайлович в беседе с журналистом « МК ». Ученик Ширвиндта в Щукинском училище и режиссер Александр Житинкин спустя сутки после смерти Ширвиндта сознался: все друзья и знакомые с нетерпением ждали, когда мэтр покинет стены больницы и вернется в театр. Планировалось, что юбилей в честь 90-летия будет громким и соберет под одной крышей десятки выдающихся людей.
Для президента Театра Сатиры готовили приятные сюрпризы и самые неожиданные подарки. Адресат их, к несчастью, не дождался. Но все готовились к его юбилею. Даже выбрали ему подарки. Учеников у него много по всему миру. И для нас его уход — это шок».
Похоронил самого близкого друга Неизгладимый отпечаток грусти на Александре Ширвиндте в свое время оставила утрата дорогого сердцу человека и близкого друга — актера Михаила Державина. Артист ушел из жизни шесть лет назад, и с тех пор сам народный артист переживал потерю достаточно болезненно. В молодости и Ширвиндт, и Державин хвастались общими интересами, из-за которых часто вместе пропадали вне дома. Когда Державина не стало, в душе Ширвиндта что-то надломилось, он закрылся и стал чуть меньше доверять людям. Более того, как оказалось, уже на прощании с другом Ширвиндт произнес фразу, ставшую практически сакральной. Эта фраза меня так резанула», — рассказала Наталья Селезнева.
Теперь осиротевшую постановку «Где мы», ставшую для Ширвиндта последней, в Театре сатиры уберут из репертуара. Худрук культурного учреждения Сергей Газаров официально объявил о своем решении прекратить показывать ее зрителям, при этом билеты на ближайшие сеансы, отмечает он, все еще действительны. Как оказалось, именно Ширвиндт официально попросил Газарова убрать постановку из репертуара, когда его не станет. К сожалению, спектакля больше не будет. Не потому, что трудно представить кого-то вместо него, а потому, что он так распорядился», — сообщил журналистам худрук театра Сергей Газаров в беседе с ТАСС. Проводить наставника, артиста, руководителя и близкого друга в последний путь планируют 18 марта в стенах родного театра.
На то, чтобы возложить цветы к гробу Ширвиндта, у родственников и друзей будет несколько часов.
Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником.
Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми?
А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом.
Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках.
В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал.
Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике.
В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик.
Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре.
Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом».
Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В.
Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту. Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири.
Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного.
Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом». В те же годы Ширвиндт был удостоен своей первой официальной награды — медали «За освоение целинных земель». Причем обстоятельства едва не сложились таким образом, что награду он мог получить посмертно. Что же произошло? Актерская бригада, в которую включили и Ширвиндта, отправилась на целину — в Кустанай — в феврале. Уже изначально это выглядело самоубийством, потому что в такую пору в тех местах вовсю валит снег, бушует вьюга и трещат сорокаградусные морозы.
Однако руководитель делегации, профсоюзный босс Ленкома Борис Ульянов решил на собственном примере доказать высокому начальству, что и в таких климатических условиях его актеры сумеют достойно представить театр. Неприятности начались сразу же после того, как ноги ленкомовцев ступили на целинную землю. Дважды при перелетах с одного места на другое самолет, в котором они находились, едва не потерпел аварию. Не лучше обстояло дело и с наземным транспортом. Через несколько часов такого стояния все пассажиры «газика» их было четверо, включая и Ширвиндта стали прощаться с жизнью, уверенные, что ни одна живая душа не сможет найти их в огромной степи во время вьюги. Но им повезло.
На них случайно наткнулись два поисковых трактора из той колонны, которую выслали им навстречу. Так что свою медаль Ширвиндт заработал, что называется, потом и кровью. Между тем в 1958 году Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом. Мамой мальчика была студентка архитектурного института Наталья Белоусова, на которой Ширвиндт женился незадолго до этого.
Мастер колоритных ролей. Жизнь и творческий путь Александра Ширвиндта
Подробная биография Александра Ширвиндта на портале «RUS ». Подробная биография Александра Ширвиндта на портале «RUS ». ТАСС: Александр Ширвиндт отпразднует двойной юбилей на сцене родного Театра сатиры. Биография Александра Ширвиндта. Сегодня в Москве на Новодевичьем кладбище хоронят народного артиста России Александра Ширвиндта. Урну с прахом Александра Ширвиндта захоронят на Новодевичьем кладбище. Церемония прощания с народным артистом России состоится сегодня.
Прожил 33 года и развелся. Почему Михаил Ширвиндт ушел от второй жены и с кем живет сейчас
А вот Ширвиндту как театральному актеру это заведение открыло работу в кино. О многолетнем и успешном творчестве в кино и театре Приглашение на первую кино-роль произошло случайно. В 1956-м один из актеров, который должен был сниматься в комедии «Она вас любит! Претендентов выбирали в Театре киноактера, и так вместо не явившегося на съемочную площадку Михаила Козаченко роль дали Александру Ширвиндту.
Гонорары у артистов кино в то время были более чем солидными: за не слишком большую роль Ширвиндт получил столько, что смог купить автомобиль «Победа». Александр Ширвиндт в молодости. Кадр из фильма «Она вас любит» 1956 год Затем в кино-карьере его наступает затишье, но в театральной сфере он продолжает успешно трудиться.
Переход из Театра-студии киноактеров на Малую Бронную, потом следующее рабочее место — Театр сатиры, который стал для актера «вторым домом». В этом театре началась его многолетняя дружба с Евгением Мироновым и Михаилом Державиным, тут он сыграл почти сорок ролей. Интересно, что в плане театральной деятельности далеко не все роли были юмористическими, как в кино.
Тригорин в «Чайке», король Людовик в «Мольере», Гудериан в постановке «Каждому свое» — это были роли серьезные, полные драматизма. Два молодца-афериста, которые надсмехаются над простодушной героиней Екатерины Савиновой — роли Ширвиндта и Белова были небольшие, но заставляли зрителей буквально умирать от смеха. Снова парадокс: честнейший и добрейший человек, не имеющий вредных привычек, он долгие годы будет играть аферистов, обманщиков, неверных мужей, развеселых любителей «беленькой».
С другой стороны, не в этом ли кроется великий талант — изображать тех, чьи жизненные принципы тобой категорически отрицаются? Причем его работы на театральной сцене характерны тем, что он как актер не «приедался», а продолжал играть одни и те же роли многие годы. Например, граф Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Циничный, беспринципный, непостоянный как муж и алчный до чужих женушек сластолюбец — эту роль Ширвиндт исполнял на сцене Театра сатиры с 1970-го! Или пьеса «Обыкновенное чудо» — там Александр Анатольевич был задействован в роли министра-администратора аж с 1971-го. Посмотрев «Обыкновенное чудо» в телевизионном варианте, зрители шли в театр на спектакль именно «на Ширвиндта».
А потом в полной растерянности уходили оттуда, не зная: кто же талантливее, Миронов или Ширвиндт? Про фильм «Трое в лодке, не считая собаки», где троица друзей «Державин, Миронов, Ширвиндт» до сих пор поражает талантом и сыгранностью, — отдельный разговор. Его крылатая фраза из этой картины «Все в сад!
Не упомянуть юмористические сценки в паре с Михаилом Державиным — значит, пропустить огромный пласт артистической деятельности Ширвиндта. Дама-фанатка Эльдара Рязанова и постоянно заикающийся ведущий концерта — впечатление, что друзья не играют, а импровизируют прямо на сцене. Видно в сохранившихся видео, что присутствующие виновник торжества Рязанов и еще молодой Хазанов начали умирать со смеху еще до того, как артисты начали диалог.
Ничего они не могли сделать с Державиным и Ширвиндтом: их сатира была, как сейчас говорят, «на грани фола», опасной, но ненаказуемой. Через много лет Александр Анатольевич продублирует свою гениальную игру в продолжении картины. Вроде бы роль второстепенного плана, но как талантливо, ярко, непринужденно!
Ничего не скажешь, изображать неверных мужей, аферистов, обманщиков у Ширвиндта получалось всегда блестяще. И снова надо перечислить имена, чтобы понять высоту таланта этого необыкновенного человека. Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник, Мария Голубкина, Александр Пороховщиков — целая плеяда блестящих деятелей театра и кино была им воспитана.
В кино Ширвиндт стал сниматься в конце XX века реже, но не потому, что стал менее востребован. На телевидении он появлялся достаточно часто теперь как ведущий, это передачи «Терем-теремок», «Театральные встречи», «Семь нас и джаз», «Утренняя почта». Чеширский кот из «Алисы в стране чудес» был озвучен им дважды, в российском и голливудском варианте.
После участия в работе над американской «Алисой» Ширвиндт пошутил: «Ну наконец-то хоть кто-то понял, что мое предназначение — кот! А в театре продолжалась работа, в уже новом качестве: дебют как режиссера его состоялся в 1970-м, когда совместно с Марком Захаровым была осуществлена постановка пьесы «Проснись и пой! На вопрос, не надоело ли ему передавать опыт молодому поколению, артист улыбается: «Никогда не надоест, до конца жизни!
Юношеская романтика трансформируется в возрастную лирику. Мы пережили бриллиантовую свадьбу и осторожно надеемся на благодатную для тех, кто тоже надеется, объясняю: это 70 лет брака. О родных он отзывается так: «Семья у меня замечательная». С 24 лет Ширвиндт преподает в Щукинском училище. В 1995 году он стал профессором кафедры мастерства актера. Я хороший педагог, терпеливый, не вредный. Лучшее, что я делаю, я делаю в училище. Из книги Александра Ширвиндта «Склероз, рассеянный по жизни» Артист написал несколько книг воспоминаний, самая свежая из которых — «Опережая некролог» — вышла в 2020 году. Осенью 2021 года Александр Ширвиндт ушел с поста художественного руководителя Театра сатиры. Интересные факты 1.
Когда Марк Захаров снимал «12 стульев», он позаимствовал трубку для роли главного героя, Остапа Бендера, у Александра Ширвиндта. Александр Ширвиндт — «болельщик с огромным стажем». С конца 1940-х годов он следит за успехами московской футбольной команды «Торпедо», а еще интересуется баскетболом, биатлоном и снукером. В честь Ширвиндта назвали астероид. Его открыла астроном Людмила Карачкина в Крымской астрофизической обсерватории зимой 1983 года. Чем очень горжусь». Артист сам изобрел его рецепт: для приготовления блюда, помимо стандартных ингредиентов, используют минералку. В публикациях.
Ленинского комсомола ныне Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова". Исполнял роли в спектаклях: "Когда цветет акация" по произведению Николая Винникова, "Фабричная девчонка" по пьесе Александра Володина, "Опасный возраст" по комедии Семена Нариньяни, "В день свадьбы" по произведению Виктора Розова, "104 страницы про любовь" по пьесе Эдварда Радзинского, "Чайка" по произведению Антона Чехова и др. В 1968-1970 годы - актер Московского драматического театра на Малой Бронной. Был задействован в спектаклях: "Ромео и Джульетта" и "Как вам это понравится" по пьесам Уильяма Шекспира, "Счастливые дни несчастливого человека" по произведению Алексея Арбузова. В 1970 году Александр Ширвиндт перешел в Московский академический театр сатиры, где стал актером и режиссером. В феврале 2018 г. Александр Ширвиндт исполнил в ней роль пожилого клоуна Петра Зарайского. В качестве режиссера поставил более двадцати спектаклей. В их числе: "Проснись и пой! С 2000 по 2021 год Александр Ширвиндт был художественным руководителем Театра сатиры. С 16 ноября 2021 года являлся его президентом. Среди наиболее известных работ: Павлик в комедии "Ирония судьбы, или С легким паром!
Сыграл певца в кинофильме «Она вас не любит! Яркий актерский талант позволяет Александру Ширвиндту не только играть, но и преподавать. Подготовкой будущих актеров он занимается в Щукинском училище с 1957 года. В 1995 году получил профессорское звание. С 1968 года работает в драмтеатре на Малой Бронной, в начале семидесятых переходит в Театр сатиры. С этого времени активно занимается режиссерской работой и создает сценарии постановок. В 2000 году Александр Ширвиндт занимает должность художественного руководителя в Театре сатиры.