Владимир Николаевич Шатаев – ведущий эксперт по присвоению звания «Покоритель высочайших гор СССР» (Снежный барс), член классификационной комиссии ФАР, без внимания которого не обходится ни один новый маршрут уже многие годы. Владимир Шатаев за шестьдесят лет в альпинизме был главным тренером сборных команд СССР и России. Владимир Николаевич Шатаев (род. 1 мая 1937, Москва, СССР) — советский и российский альпинист. Владимир Николаевич Шатаев о фильме Эверест и событиях 1996 года.
Владимиру Шатаеву - 80!
Альпинист двадцать раз поднимался на вершину Арарата, принимая участие в восхождениях как организатор, лидер и руководитель отечественных и международных экспедиций. В настоящее время Владимир Николаевич возглавляет международную программу «Арарат». На встречу приглашены представители альпинистских сообществ, научные сотрудники, студенты.
Владимир Николаевич Шатаев передал свои полномочия по ведению списка Александру Душейко Новость программы «Снежный барс».
Владимир Николаевич Шатаев передал свои полномочия по ведению списка Александру Душейко Поделиться 27 Ноября 2023, 23:21 Владимир Николаевич Шатаев вручил первый знак нового образца Роману Шилину, единственному горовосходителю, который «закрыл» программу «Снежный барс» в этом году. И затем объявил о том, что передаёт свои полномочия по ведению статистики проекта новому человеку — Александру Душейко.
Она доложила свои раскладки по времени. Я им подсказал кое-что. Считаю, что вам надо спускаться вниз и завтра спускаться дальше». Однако о самочувствии женщин гавриловцы имели гораздо больше сведений, ибо видели их воочию, совместно распивали чаи. Девушки и в самом деле чувствовали себя хорошо. Борисенок-базе: «Погода хорошая. Сейчас греемся и будем спускаться с шотландцами».
База: «Хорошо, если они согласны, спускайтесь». Группа Шатаевой еще спала. Связи с ними не было. Шатаева - базе: «Мы вышли на вершину». Однако, как бы тщательно ни скрывался факт подстраховки, там, на месте, он становился «секретом полишинеля». И не исключено, что именно поэтому женщины затягивали восхождение, стараясь вырваться из-под опеки, выбирая для переходов моменты наибольшего удаления «опекунов». Сначала группа Гаврилова - Клецко, по понятным причинам, не спешила со спуском. Но, получив указания с базы, двинулась вниз и 5 августа в 17 часов вышла к японской пещере на 5700. В 17 часов в передачу «База - Шатаева» включился Олег Борисенок.
Узнав о благополучном выходе на вершину, он сказал: «Очень хорошо. Желаем удачного и скорейшего спуска. Жора ждет не дождется своего презента». Шатаева - базе: «Видимость плохая - 20-30 метров. Сомневаемся в направлении спуска. Мы приняли решение поставить палатки, что уже и сделали. Палатки поставили тандемом и устроились. Надеемся просмотреть путь спуска при улучшении погоды». База: «Согласен с таким решением.
Раз видимости нет, лучше переждать и в крайнем случае здесь же, на вершине, переночевать, если это возможно». Шатаева: «Условия терпимые, хотя погода не балует, видимости нет. Ветер, как нам и говорили, здесь всегда. Думаю, не замерзнем. Надеюсь, ночевка будет не очень серьезной. Чувствуем себя хорошо». База: «На вершине неприятно и действительно холодно. Не исключено, что ветер и дальше будет не меньший. Может, и больший.
Постарайтесь пораньше проснуться, просмотреть и найти путь спуска и, если будет возможность, сразу следовать на спуск». Борисенок: «Спокойной ночи. Удачной ночи». Шатаева - базе: «Погода ничуть не изменилась. Видимости никакой. Мы встали в 7 часов и все время следим за погодой - не появится ли просвет в тумане, чтобы определиться, сориентироваться на спуск. И вот уже 10 часов, и ничего, никаких улучшений. Видимость все такая же низкая - примерно 20 метров. Что нам посоветует база, Виталий Михайлович?
Шатаева в голосе слышатся тревожные нотки : «Ничего не изменилось. Никаких просветов. Ветер начал крепчать, и довольно резко. Видимости тоже нет, и мы не знаем: куда же нам все-таки двигаться? Мы готовы в любой момент выйти. Но время прошло... Мы сейчас готовим обед. Хотим пообедать и быть наготове, чтобы собраться за 10-15 минут, не больше. Имеет ли Жора для нас какие-нибудь рекомендации?
Сообщите, не идет ли кто в нашу сторону? Он вмешался в разговор: Борисенок - Шатаевой: «Просим сделать маленький перерыв. Мы сейчас свяжемся с Жорой». Группа Корепанова находилась за перегибом и прямой связи с вершиной не имела. Борисенок вызвал Корепанова и передал ему вопросы Эльвиры. Корепанов - Борисенку: «Ухудшение погоды заметно на гребне и ниже. Вверх сегодня выходят отдельные восходители, но, по всей вероятности, на вершину выхода не будет. Если кто и вышел со своих биваков, будут, видимо, возвращаться из-за непогоды». Через несколько минут Борисенок пересказал Шатаевой содержание разговора с Корепановым.
Шатаева: «Куда же все-таки идти, если стать лицом к обелиску? Клецко: «Станьте лицом к обелиску и по левую сторону начинайте спуск... В принципе там ясного спуска нет, такие... Спускаться можно в том случае, если есть следы от предыдущих групп. Если их нет и никакой видимости, то лучше сидеть и пережидать непогоду. Спуск в сторону Раздельной неявно выраженный». Клецко - Шатаевой: «Если непогода и ничего не видно, то лучше оставаться на месте». Шатаева: «Мы сейчас обсудим и примем решение». Шатаева - базе: «Погода нисколько не улучшилась, наоборот, ухудшается все больше и больше.
Нам здесь надоело... Так холодно! И мы хотели бы уйти с вершины вниз. Мы уже потеряли надежду на просвет... И мы хотим просто начать... Потому что на вершине очень холодно. Очень сильный ветер. Очень сильно дует. Перед спуском мы, Виталий Михайлович, послушаем вас - что вы нам скажете на наше предложение.
А сейчас нам хотелось бы пригласить к радиостанции врача. У нас есть вопрос, нам нужно проконсультироваться». Группа Гаврилова расположилась в тот момент на 4200. Борисенок - Шатаевой: «Подождите, будьте на приеме». Борисенок: «Просим выйти на связь Толю Лобусева» находился в лагере на 5300 метров со стороны Раздельной. Лобусев: «В чем дело? Какая нужна консультация? Ее рвет после приема пищи уже около суток. У нас подозрение, что ее беспокоит печень».
Вопросы и ответы с целью установления диагноза. Лобусев: «Предполагаю, что это начало пневмонии. Группа должна немедленно спускаться». Шатаева: «У нас есть небольшой комплект медикаментов» перечислила. Лобусев рассказал, что, когда и в какой дозе колоть, какие препараты сразу, какие через два-три часа. Шатаева: «Мы поставлены в такое положение, что не знаем, как разделить лекарства - у нас еще одна участница неважно себя чувствует... Абалаков - Шатаевой: «Объявляю вам выговор за то, что не сообщили раньше о больной участнице. Срочно выполнить указание врача - сделать укол - и немедленно спускаться по пути подъема, по маршруту Липкина». Шатаева: «Я поняла.
Сейчас же сделаем уколы, собираем палатки и немедленно - через 15 ми-нут - начинаем спуск. Все, что касается выговора, предпочитаю получить внизу, а не на вершине». Альпинисты, как и большинство взрослых людей, питаются три, от силы четыре раза в сутки. Эльвира сказала: «Ее рвет после приема пищи... Возможно, больная не придала этому нужного значения и, чтобы не вызывать беспокойства подруг, умолчала о своем состоянии. Естественно думать: если бы команда об этом узнала раньше, то запросила врача к аппарату при первой же связи. У женщин не было никаких причин скрывать болезнь участницы - вершина взята и после тяжелой ночевки траверс вряд ли их соблазнял. Альпинист знает, что это противоестественно. После таких испытаний вместе с силами из человека уходит и честолюбие.
Остается лишь долг и подчинение дисциплине у сильных людей. У них, как известно, и то и другое было особо обострено. Лишь это удерживало их от самостоятельного решения спускаться маршрутом Липкина. Люди в их положении могут мечтать только об одном: скорее оказаться внизу - неважно как, а лучше всего «взмахом волшебной палочки». В переговорах эта нотка явно звучит. Легче представить, что болезнь участницы послужила бы поводом для спуска всей группы наиболее простым путем.
Чтобы о каждом составить своё мнение, я подготовил анкету из сорока вопросов. С каждым участником я беседовал один на один. Какие это были вопросы: любит ли он чай или кофе, как он любит лежать в палатке — сбоку или в середине, была ли в его жизни холодная ночёвка, самое длительное восхождение по количеству дней и так далее — всё это помогало мне представить ситуацию. Получалось так, что состав экспедиции, в основном, молодёжь, не имеющая опыта длительного нахождения на высоте. Взять того же Уиттакера, когда он выбирал людей в экспедицию, он ориентировался на тех, кто месяц сможет прожить без душа. Так и здесь: молодёжь без экстремальных ситуаций в альпинизме, без больших гор. Почти все переболели по разным причинам. А совершили восхождение в итоге ветераны: Сергей Богомолов из Саратова, Виноградский Женя из Екатеринбурга, Казбек Хамицаев — руководитель экспедиции из Владикавказа и другие. У нас задача была дойти до 8300, сделать заброску. Ночёвка планировалась на 7700, где нас должна была ждать палатка, занесённая шерпой. Но когда мы поднялись, то ничего не нашли, а время для спуска уже позднее. Начали искать и через какое-то время нашли её под камнем. Ребята — Юрий Прояев и Фёдор Шульев — ставили палатку. Я был никакой, если честно, поэтому не участвовал. Залезли мы туда, у нас был один кислородный баллон, который мы использовали в палатке. Утром так вышло, что я чувствовал себя гораздо лучше и решил прогуляться. В итоге я нашёл в 40 метрах на склоне 24 кислородных баллона. Я сказал ребятам, что у нас появился шанс. Мы решили им воспользоваться, взяли по 4 баллона и совершили восхождение. Спустились вниз в 10 вечера, в это время подошла вторая группа — Виноградский, Хамицаев, Богомолов и Кореньков. В итоге оказалось, что это были баллоны, оставленные осенью экспедицией Саши Яковенко. Полезный допинг, который не повредит здоровью. Это сброс высоты, как минимум, на два километра. Конечно, идти гораздо легче. Я был 4 раза на пике Коммунизма, был на Ленина и Победе, на Корженевской, то есть мне есть, с чем сравнить. Я знаю, как чувствовал себя там без кислорода. На Эвересте я понимаю использование кислорода с севера с 8300, с юга — с 8000 метров. Да, это сохранение здоровья. Но ниже — слов нет. Когда я спустился с вершины, то не испытывал никакой эйфории, поскольку до этого уже совершил, пожалуй, самое сложное своё восхождение — на Аннапурну Южную — 7200 метров, зимнее первопрохождение шестой категории сложности, которым руководил Володя Башкиров. Мы 15 дней ходили — для меня это было серьёзно. А Эверест с технической точки зрения не запомнился, но радовало то, что мы всё делали сами. Впоследствии оказалось, что я второй человек в мире по возрасту, поднявшийся на Эверест. Об этом я узнал от мисс Хоули, когда спустился в Катманду. Рекордсменом был испанец, почти 61 год, а мне было 58 лет. Это считалось своего рода достижением. Через три года меня уговорили попробовать побить рекорд, но не сложилось. Вопрос очень скользкий. В Советском Союзе было жёстко: если кто-то умирает или пострадал, то где бы ты ни был, ты идёшь на помощь. Были приказы от КСП, снимали с маршрутов и так далее. Сейчас все считают, что раз клиент заплатил деньги, то он сам собой и должен командовать. Он не обязан помогать умирающему, отдавать свой кислород, а имеет право продолжать своё восхождение. Особенно это касается российских альпинистов, которые всё время говорили, что один раз я выехал, деньги достал, а второго раза у меня не будет. И всё же несмотря на это, я считаю, что ситуации бывают абсолютно разные. В этих самых разных ситуациях надо искать варианты оказания помощи в пределах разумного. Чай, кислород… но даже это люди не готовы дать! Знаю много примеров, когда неправильно поступали: хотя бы по отношению к Володе Башкирову. Там находилась сборная России, наши ведущие альпинисты. Тело оставили на месте, где он умер. Через год вернулись, а его там нет. Когда у альпинистов есть кислород, то с ним можно творить чудеса — даже мёртвого можно спустить с Эвереста!
Группа Шатаевой: почему после этого восхождения на Пик Ленина в СССР запретили женский альпинизм
Легендарный альпинист, мастер спорта, заслуженный тренер СССР Владимир Шатаев вместе с группой из 200 участников собирается совершить восхождение на самую высокую гору Северной Осетии — Казбек. Владимир Шатаев — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Шатаев Валерий Николаевич родился 15 июля 1951 года в городе Апшеронске Краснодарского края. Генеральный директор: Эйдис Михаил Яковлевич Учредители компании — Эйдис Михаил Яковлевич, Шатаев Александр Николаевич, Сидоров Павел Александрович. Главная» Все новости» Владимир Николаевич Шатаев о фильме Эверест и событиях 1996 года.
3. Звёзды над Эверестом. Беседа с Владимиром Шатаевым
Владимир Шатаев: – Сейчас много занимаются скалолазанием, много скалодромов. Владимир Шатаев за шестьдесят лет в альпинизме был главным тренером сборных команд СССР и России. Владимир Николаевич Шатаев биография, Выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры 1972. Владимир Николаевич Шатаев о фильме Эверест и событиях 1996 года. Шатаев, Владимир Николаевич — Википедия. К слову, Владимир Шатаев был руководителем группы, которая сделала первый зимний траверс Ушбы еще в 1965 году.
Шатаев В.Н. об обмане в достижении вершин. Назад в СССР с абалаковским рюкзаком.
Скорее наоборот, книга пронизана откровениями автора о всякого рода происшествиях и трагедиях, постигших именно советский альпинизм. Автор совсем без прикрас и самолюбования описывает разные трудные случаи и ситуации на Горе неважно как она именно называется — пик Ленина или пик Победы или….
Так, может он и был тогда той точкой проверки, чтобы отделить настоящих парней от "коммерческого планктона"? Чтобы избавиться от того зеленого ужаса я, как только начала зарабатывать, сначала купила дорогой, но маленький станок "Ермак" 20 рублей при моей стипендии 40 , а потом пошила себе из авизента, купленного на феодосийской парашютной фабрике!! Парашютные стропы были куплены там же. Выкройка пришла мне в виде "синьки" тогдашний прототип ксерокса из какого-то американского спортивного журнала. Не удивляйтесь, я ставила в него свернутый каримат, он расправлялся и создавал бочковидную форму, на дно, простроченное многократно стропой, падали плотные тёплые вещи и в конечном итоге, я несла все самое лёгкое но объемное в любом походе. При этом, правда, иногда это "лёгкое и объемное" доходило до 40-ка кг. Короче, нам было что вспомнить и я бесконечно благодарна Владимиру Николаевичу за все те подробности о событиях прошлого века в альпинизме, которые мы с ним уточнили. Ну, а за формулу, чем отличается "коммерческий планктон" от "настоящего альпиниста" просто поклон.
В 1970 году стал старшим инструктором. С 1972 года — начальник отдела, а с 1974 года — государственный тренер по альпинизму. В этой должности он проработал до дня ликвидации организации в мае 1992 года.
Думаю, что с учетом солидного возраста он вряд ли останется в активной политике, хотя как очень опытный человек еще может быть востребован в качестве советника, который прекрасно знает все внутриэлитные расклады в республике», — считает политолог Александр Чернявский. Напомним, 10 сентября в Хакасии пройдут выборы ВС нового созыва.
Ранее сообщалось, что Владимир Штыгашев и несколько руководителей фракции ЕР не стали принимать участие во внутрипартийных праймериз. Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
"МЫ ВАС ПОМНИМ..."
Шатаев Владимир Николаевич родился 1 мая 1937 г. В 1972 году стал ыпускником Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры. Владимир Николаевич Шатаев вручил первый знак нового образца Роману Шилину, единственному горовосходителю, который «закрыл» программу «Снежный барс» в этом году. "Категория трудности", Шатаев Владимир Николаевич.
Рекомендуемое
- "Горы не дискриминируют пол"
- Шатаев, Владимир Николаевич — Википедия Переиздание // WIKI 2
- САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
- Смерть на пике Ленина: почему в СССР запретили женский альпинизм: sozero — LiveJournal
- Шатаев Владимир Николаевич, альпинист-«снежный барс», путешественник
Новость программы «Снежный барс».
Бессменно возглавляющий Верховный совет (ВС) Хакасии с начала 1990-х годов Владимир Штыгашев вышел из «Единой России». Владимир Шатаев — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. К слову, Владимир Шатаев был руководителем группы, которая сделала первый зимний траверс Ушбы еще в 1965 году. Шатаев Владимир Николаевич. Участник судебных дел. Последние документы. Владимир Шатаев — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Владимир Николаевич Шатаев вручил первый знак нового образца Роману Шилину, единственному горовосходителю, который «закрыл» программу «Снежный барс» в этом году.
Владимир Шатаев вручает жетон "Снежный барс" Роману Шилину и передаёт свои полномочия
Одним из таких имен является Владимир Николаевич Шатаев — советский и российский альпинист, тренер, автор книг и общественный деятель. Владимир Николаевич Шатаев — ведущий эксперт по присвоению звания «Покоритель высочайших гор СССР» Снежный барс, член классификационной комиссии ФАР, без внимания которого не обходится ни один новый маршрут уже многие годы. При такой занятости и увлеченности горами Владимир Николаевич позволяет себе земные увлечения – он страстный собиратель лекарственных трав Подмосковья, настолько страстный и знающий. Шатаев, Владимир Николаевич (1937 г. р.) — выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (1972). Одним из таких имен является Владимир Николаевич Шатаев — советский и российский альпинист, тренер, автор книг и общественный деятель. Альпинист Владимир Шатаев о восхождении на Эверест и о том, что бывает, когда «гора не пускает».