Геббельс использовал эту смерть в политических целях, создав образ мученика национал-социалистического движения.
Наши враги. Йозеф Геббельс
Геббельса обнаружили в списке почетных граждан немецкого города | Последние новости о персоне Йозеф Геббельс новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. |
Агония гитлеровских бонз | С 30 апреля до 1 мая 1945 г. Геббельс был рейсхканцлером Германии. |
Геббельса обнаружили в списке почетных граждан немецкого города | Биография министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса; родился 29 октября 1897, Рейдт, Германия; Застрелился 1 мая 1945 в Берлине. |
Князь лжи. Как Геббельс из поклонника России превратился в рупор рейха
Геббельс добивается известности любой ценой и привлекает массы людей, которых послевоенный кризис в стране и мировая экономическая депрессия выбросили на обочину жизни. Его выступления собирают десятки тысяч человек в парке Люстгартен. Он, как и Гитлер, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Сколь ни крошечным был новый листок, Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о его появлении. Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее! Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, то есть против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения.
Будь прокляты евреи! На многочисленных митингах и демонстрациях этот маленький человек с длинным носом, постоянно одетый в слишком длинную для него шинель, обладавший сильным и резким голосом, крывший сарказмом и оскорблениями берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, сумел привлечь к себе широкое внимание. Он "обнаружил" в Хорсте Весселе, нацисте, убитом в уличной драке, политического мученика и выдвинул скверные стихи Весселя в качестве официального партийного гимна. Гитлер был настолько поражен и восхищен деятельностью Геббельса в Берлине, что назначил его в 1929 Имперским руководителем пропаганды нацистской партии. Именно Геббельсу, как никому другому, принадлежат лавры за столь стремительное продвижение Гитлера к вершинам политической власти. В 1932 он организовывал и возглавлял избирательные кампании Гитлера по выдвижению на президентский пост, удвоив ему число голосов избирателей. Его пропаганда имела решающее значение накануне вступления Гитлера в должность канцлера.
Геббельс продемонстрировал поразительные способности психологического воздействия на аудиторию. Его "десять заповедей национал-социалиста", написанные еще на заре нацистского движения, стали прообразом идеологической программы партии. Став канцлером, Гитлер 13 марта 1933 назначил Геббельса рейхсминистром народного просвещения и пропаганды, поручив ему использовать все средства для осуществления программы гляйхшалтунг. В этой деятельности Геббельс продемонстрировал, что для него не существует принципов или морали. Он подчинил все элементы жизни страны - прессу, кино, театр, радио, спорт - национал-социалистическим идеалам и стал по сути диктатором культурной жизни нации. Чтобы угодить Гитлеру, он предпринимал злобные и яростные атаки против евреев. В мае 1933 по инициативе Геббельса в нескольких немецких университетах было совершено публичное сожжение книг.
Уничтожив по всей стране книги Генриха Гейне, он собрал большую коллекцию его прижизненных изданий, чтобы наслаждаться ими в одиночестве. Наедине с самим собой для Геббельса было неважно, что Гейне еврей. Он принял вид ревнителя "расовой чистоты" в угоду фюреру, и при этом с типично геббельсовским цинизмом сыпал шутками из еврейского юмора, вставлял в свою речь словечки на иврите и идиш, а своим проштрафившимся подчиненным говорил, что евреи справились бы с их работой лучше: "Если бы я только мог заменить вас евреями! Ходили рассказы, как он использовал свое могущество, чтобы заполучить в постель какую-нибудь красотку. Но рассказы нагло врали. Ему просто не было нужды поступать подобным образом. Он знал, как заинтересовать женщин, и они слетались к нему сами.
Как бабочки на огонь, даже без особых корыстных побуждений.
В 1933 году Гитлер назначил Йозефа Геббельса рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. После этого назначения по инициативе последнего: - был организован бойкот еврейских фирм и магазинов; - в университетах началось публичное сжигание книг авторов неарийского происхождения: Бертольда Брехта, Франца Кафки, Томаса Манна, Эриха-Марии Ремарка, Лиона Фейхтвангера, Л. Толстого и т.
Его "визитная карточка" - перекрытие взгляда соперника своей левой рукой и нанесение удара правой. Не менее эффективно немецкий боксёр использовал удар правой через переднюю левую руку. Благодаря этому приёму ему удалось нокаутировать непобеждённого Джо Луиса. За неполные 12 раундов Макс нанёс более 100 точных ударов правой рукой.
Макс любил немецкое пиво. Но он не позволял себе нарушение режима. Даже в период межсезонья немецкий боксёр блистал великолепной физической формой. У Шмелинга были все возможности чтобы стать чемпионом мира в тяжёлом дивизионе. Для достижения цели ему требовалась практика на профессиональном ринге. Начало профессиональной карьеры и смена менеджера На начальном этапе своей профессиональной карьеры Макс выступал на рингах Германии, Польши и Бельгии. За 2 года он провёл 23 поединка из которых выиграл 17, проиграл 3 и ещё трижды был зафиксирован ничейный вердикт. В 1925 году Макс принял участие в спарринг-сессии с Джеком Демпси , действующим чемпионом мира и своим кумиром.
После работы с лидером тяжёлого дивизиона немецкий боксёр вышел на новый уровень. Таким образом Макс отомстил Дикманну за поражение на ранней стадии своей карьеры. Немецкий юноша сформировал свой стиль. Он стал лучшим боксёром на территории Германии, а 19 июня 1927 года выиграл титул чемпиона Европы. Шмелинг нокаутировал бельгийца Фернанда Деларге в 14 раунде. В прямом эфире нокаут Макса наблюдали его соотечественники. Бой "Шмелинг - Деларге" стал первой боксёрской трансляцией на немецком телевидении. После успеха в бою с Деларге Шмелинг стал национальным героем.
Он получил доступ в высшее немецкое общество. Макс зарабатывал достойные гонорары и пользовался уважением у высших лиц государства. Он дважды защитил титул сильнейшего боксёра Европы: Хейн Домгоерген 6 ноября 1927 год, нокаут в 7 раунде Микеле Бональя 6 января 1928 год, нокаут в 1 раунде Несмотря на неожиданное поражение от рук Уильяма "Гипси" Дэниелса Макс не снизил частоту своих выступлений. Шмелинг купался в лучах славы. Однако его мечта не сбылась. Он планировал повторить достижения Джека Демпси. Для достижения этой цели Максу было необходимо переехать в Америку. Артур Бюлов отказался помогать своему подопечному.
Чемпион Германии принял решение расторгнуть соглашение с Бюловым. Летом 1928 года Шмелинг и Макс Махон отправились в Америку. Дуэт тренера и ученика планировал вернуться домой с золотым поясом чемпиона мира. Он продемонстрировал своего нового подопечного американской публике. Макс одержал 4 победы и занял место в топ-5 мирового рейтинга тяжёлого дивизиона. Особняком стоял его успех в бою с Джонни Риско. Шмелинг четыре раза отправил соперника на настил. Рефери остановил встречу в 9 раунде.
Low Blow Champion Чемпион по низкому удару В 1929 году Джин Танни, абсолютный чемпион мира в тяжёлом дивизионе, завершил спортивную карьеру. Представители NBA и NYSAC , двух главных санкционирующих боксёрских органов, приняли решение организовать мини-турнир среди четырёх лучших бойцов рейтинга. Победитель получал статус абсолютного чемпиона мира: 27 июня 1929 года Макс Шмелинг победил Паулино Узкудуна единогласным судейским решением и вышел в финал турнира. Немецкому боксёру не удалось завершить бой досрочно из-за травмы правой руки. Переговоры между командами Шмелинга и Шарки несколько раз прерывалась на стадии подписания контракта. В марте 1930 года условия были согласованы. Джек превосходил соперника в первых трёх отрезках. В 4 раунде Шарки нанёс удар в область паха.
Макс упал на настил. Он не смог продолжить встречу. После совещания судейской коллегии было принято решение о дисквалификации Джека Шарки.
В книге есть такая цитата : «Дух Достоевского витает над безмолвной, мечтательной страной, у которой на пороге новое будущее. Когда Россия проснется, мир переживет национальное чудо». Геббельс был уверен , что «Европа — сплошная духовная проблема». И в ней находится «старая святая Россия», страна, к которой он, даже не зная ее, испытывает глубочайшее почтение. В июле 1924 года Геббельс написал в дневнике, что он «верит в Россию», и назвал ее святой страной. В то же самое время он впервые заинтересовался деятельностью Адольфа Гитлера. Похоже, на тот момент фигура будущего рейхсканцлера не увлекла Геббельса настолько, чтобы он перестал восхвалять Россию и считать, что в ней «кроется ключ европейского вопроса». Он не понимал, «как можно возлагать надежды на Англию и Америку».
Рост геббельса
С началом Второй мировой войны в 1939 году Йозеф Геббельс усилил пропаганду с помощью специальных сводок новостей по радио и расширенных выпусков кинохроники. Второе важное обстоятельство в биографии Геббельса — то, что он происходил из мелкобуржуазной семьи, проживавшей в небольшом промышленном городке. Пауль Йозеф Геббельс — маленький человечек, ростом всего 154 см, с искривленной ступней и слишком длинным носом. Исследователи, изучавшие личные дневники Йозефа Геббельса, столкнулись с неожиданными и нетипичными для жестокого нациста записями.
Стали известны слова жены Геббельса перед смертью
Прервав диктовку одной на половине предложения, он переходил к другой и так далее, а затем, минут через пятнадцать, возвращался к первой, продолжая диктовку из прерванной фразы. Геббельс всегда с гордостью повторял, что его профессия - сеять ненависть. Он начинал свою карьеру умеренным антисемитом, у него даже была невеста еврейка. Но позже Геббельс впитал зоологический антисемитизм своего кумира Гитлера. Интересно то, что за пределами Германии многие этому верили. Закономерный финал Геббельс всегда следил за тем, чтобы образ его жизни в печати освещали как пуританский. В действительности это было не так. Он не любил внешнюю, показную роскошь, не имел влеченья к дорогим вещам.
Впрочем, эта достойная черта не мешала ему владеть двумя самыми богатыми имениями на околицах Берлина. Геббельс любил красиво, со вкусом наряжаться, в его гардеробе было свыше 300 костюмов. Ел очень мало, а до алкоголя был безразличным. Геббельс часто устраивал приемы в честь деятелей культуры, угощения, были настолько мизерным, что гости возвращались домой голодными. В годы войны, после введения карточной системы, Геббельс требовал, чтобы его гости приносили с собой продовольственные купоны и сдавали их его лакеям. Геббельс достаточно профессионально понимал в кинематографе. В январе 1945 года Гитлер назначил Геббельса ответственным за оборону Берлина, хотя тот никогда не был военным.
Последние дни войны Геббельс с женой и детьми провел в бункере вместе с Гитлером и Евой Браун. Единственными свидетелями были Геббельс и Борман. В завещании, которое было составлено в тот же день, Гитлер назначал Геббельса своим преемником в должности рейхсканцлера. Новый канцлер занял должность на следующий день, 30 апреля, в 15 часов 30 минут, после того, как Гитлер выстрелил себе в рот.
В чемодане семейные фотографии. Описи гардероба детей. Счета из магазинов. И разные семейные записи. Было тут и предсказание шведского ясновидца, доставленное в апреле жене Геббельса по партийным каналам. Ясновидец сулил: «По истечении пятнадцати месяцев Россия будет окончательно завоевана Германией. Коммунизм будет искоренен, евреи из России будут изгнаны, и Россия распадется на маленькие государства». Но, надо думать, не спасением всех этих бумаг в свой последний час был озабочен Геббельс. Предметом его постоянного беспокойства в тревожные дни поражений были дневники, находившиеся там же, в одном из чемоданов. Кому именно было поручено после его самоубийства вынести чемоданы, спасти дневники, неизвестно. Как стало мне известно позже, последним распоряжением хозяина дневники должны были быть уложены в специальные металлические ящики и захоронены до второго пришествия на землю нацизма. Но наказы и распоряжения больше не выполнялись. Мертвый шеф уже не мог востребовать исполнительности. А порученцы спешили, сбрасывали эсэсовскую форму, переодевались, спасались кто как мог. Это был десяток толстых тетрадей, густо исписанных, — латинский шрифт с примесью готических букв. Буквы теснились в слове, смыкаясь, и текст очень туго поддавался прочтению. Даже на самое беглое ознакомление с дневниками никакой возможности в тех обстоятельствах у меня не было. Слишком напряженные были часы. Перед нами стояла неотложная задача — установить, что с Гитлером: жив или нет? Улетел или скрывается где-то здесь? В найденных документах мы искали какой-либо штрих, наводящий нас на верный след. Дневники же Геббельса — та группа тетрадей, что мы нашли, — начинались в 1932 году, когда Гитлер рвался к власти, оканчивались последней записью, датированной 8 июля 1941-го — через 17 дней после нападения Германии на Советский Союз, и они ничем нам полезны не были. На следующий день был обнаружен мертвый, обгоревший Гитлер. Это событие и вовсе затмило интерес к дневнику Геббельса. Тетради следовало отправить в штаб фронта, но как будто некоторое время они еще оставались на попечении «хозяев» имперской канцелярии — в штабе армии, штурмовавшей ее, и отправлены были «наверх» около 20 мая. Следом меня вызвали в штаб фронта. Там скопились груды неразобранных документов, присланных с разных участков боев. На местах переводчиков не хватало, и нередко бумаги посылались наобум. И что-то ценное могло затеряться. Много было беспечности по отношению к трофейным документам. Сейчас даже трудно понять, как быстро произошла тогда их девальвация в восприятии тех, кто прошел долгий путь из России до победы в Берлине. В сущности, все, что было в те дни вокруг, включая нас самих, все одушевленное и неодушевленное, — все было само по себе документальным. Но тогда в штабе фронта тетради Геббельса лежали все же отдельно ото всех прочих бумаг. Я была вызвана переводить их. Продвигалась я по тексту очень медленно из-за почерка Геббельса. На его неразборчивый, трудный почерк сетует немецкий историк Эльке Фрёлих, издавшая в 1987 году четырехтомное собрание рукописных дневников Геббельса, осуществившая этот многолетний, подвижнический труд. А тогда, уяснив, что дневники обрываются в 1941-м, командование решило, что тетради не имеют практического значения и не стоит ими заниматься. Только что завершилась страшная война, как считали тогда — последняя. Люди тогда не испытывали интереса к тому, что уводило в даль прошлого. История, казалось в мае 45-го, начинается с новой страницы.
Выступая по радио, Геббельс объявил о совмещении постов президента и канцлера. Таким образом Гитлер приобретал статус фюрера и рейхсканцлера [136]. Работа в министерстве В «Постановлении рейхсканцлера о задачах имперского министерства народного просвещения и пропаганды» от 30 июня 1933 года указывалось, что «министр народного просвещения и пропаганды отвечает за все задачи духовного воздействия на нацию, за агитацию в пользу государства, культуры и экономики, за просвещение отечественной и зарубежной общественности о ней и за управление всеми учреждениями, служащими этим целям» [137]. В соответствии с постановлением Гитлера министерство иностранных дел и министерство внутренних дел передали министерству Геббельса области, входившие ранее в поле их деятельности. Помимо народного просвещения и пропаганды, оно взяло на себя и задачи министерства культуры. Министерство пропаганды состояло из семи отделов: административный и правовой I , пропаганды II , радиовещания III , прессы IV ; кино V , театра, музыки и искусства VI и противодействия VII c подзаголовком «противодействие лжи внутри страны и за рубежом» [138]. Новому государству «нужны молодые генералы и старые майоры», — Геббельс цитировал Наполеона. Поэтому он окружил себя некоторыми опытными чиновниками. Однако большинство сотрудников пришли из управления пропаганды и берлинского руководства гау. Старые кадры должны были передать свой опыт молодым [139]. Малоимущие жители Берлина получают бесплатные радиоприёмники в день рождения Геббельса, октябрь 1938 года 22 сентября 1933 года был утверждён «Закон о создании Имперской палаты культуры », в основу которой лёг принцип организационного строения учреждённой в июле «временной кинопалаты». В качестве идеала мы представляем себе глубокую связь духа героического изображения жизни с вечными законами искусства» [140]. Членство в палате, ставшей дополнительным контрольным органом, было обязательным для всех работников культуры [141]. Она подразделялась на ряд отдельных палат — литературы, кино, музыки, театра, прессы, радиовещания и изобразительных искусств [142]. Как и в случае Имперской палаты кинематографии , тот, кто не был членом палаты, не мог получить работу, а тот, кто считался неблагонадёжным, не мог стать её членом. Таким образом, любое инакомыслие в искусстве и в журналистике было подавлено [143]. В дополнение к этому работники культуры должны были доказать чистоту арийского происхождения вплоть до 1800 года. Те из них, кто состоял в браке, должны были провести аналогичную процедуру для супругов. Члены любой из палат не имели права покидать страну по рабочим вопросам без разрешения руководства. Ни одна из книг не могла быть переиздана без разрешения недавно созданного комитета по литературной цензуре. Схожие правила применялись в отношении других видов искусства и развлечений. Цензуре подвергались даже выступления в кабаре [144]. Не желая подвергаться столь жёстким ограничениям многие деятели искусства и интеллектуалы покинули страну, некоторые приспособились или ушли во внутреннюю эмиграцию [145]. Февраль 1935 года Геббельс часто повторял, что произнесённое слово имеет большее воздействие, чем напечатанное. Радио для него было важнейшим орудием пропаганды. Радиовещание было централизовано и национализировано ещё в период Веймарской республики. После прихода к власти национал-социалистов девять региональных радиовещательных компаний передали свою долю министерству пропаганды, а земли — своё участие Имперской радиовещательной компании. В 1934 году практически все региональные радиовещательные компании были ликвидированы. К 1938 году было продано около 10 миллионов аппаратов. В общественных местах, на заводах и в школах размещались репродукторы, позволявшие транслировать важные сообщения практически для всего населения страны [147]. Особое внимание Геббельс уделял кинематографу. Уже в своём первом выступлении перед кинематографистами в отеле « Кайзерхоф » 28 марта 1933 года он признался в том, что является «страстным поклонником немецкого киноискусства» [148]. Впоследствии он часто подчёркивал, что кинематографисты совершенно свободны в своей практической творческой деятельности, однако это не распространялось на содержательную сторону этой деятельности. Влияние различных контрольных инстанций — отдела кино министерства, имперской кинопалаты, кинокредитного банка, «рейхсфильмдраматурга», «рейхсфильминтенданта», цензуры — на процесс кинопроизводства , начиная с выбора темы до выпуска готового фильма на экран, было практически безграничным. Все престижные кинопроекты Геббельс контролировал лично — от заявки до монтажа [149]. Съёмочная группа Лени Рифеншталь расположилась напротив трибуны Поставив под свой контроль киноиндустрию, летом 1937 года Геббельс занялся теми направлениями в живописи и скульптуре, которые «Национал-социалистическая культурная община» Альфреда Розенберга уже давно критиковала как «образчики культурбольшевизма » и которые он сам ещё несколько лет назад официально поддерживал: экспрессионизмом и абстракционизмом. Однако здесь ему пришлось подчиниться Гитлеру. Из музеев были конфискованы около 17 000 произведений искусства, объявленных « дегенеративными » [151]. Выставка дегенеративного искусства проходила в Мюнхене с июля по ноябрь 1937 года, а затем была показана в 12 городах рейха. Она приобрела необычайную популярность, до 1941 года её посетили более двух миллионов человек [152]. Около 6000 картин, акварелей, рисунков были проданы за границу, а около 5000 сожжены [153]. Термин «дегенеративное искусство» стал применяться также в литературе, театре и музыке. Между тем Геббельс был неудовлетворён качеством национал-социалистического искусства [154]. В январе 1933 года в своей речи по случаю дня рождения Хорста Весселя он заявил: «Мы, национал-социалисты, не придаём повышенного значения тому, что наши штурмовые отряды маршируют по сцене или на экране. Сфера их деятельности — улица. Однако если кто-либо подходит к решению национал-социалистических проблем в художественной сфере, он должен уяснить для себя, что и в этом случае искусство определяется не желанием, а мастерством. Национал-социалистическое мировоззрение не может восполнить художественные недостатки. Если какая-нибудь фирма подходит к изображению событий, связанных с деятельностью штурмовых отрядов или к национал-социалистической идее, то этот фильм должен обладать высокими художественными достоинствами». Вторая мировая война 3 февраля 1933 года в своём первом выступлении перед верхушкой рейхсвера Гитлер заявил о необходимости перевооружения в нарушение Версальского договора и реализации программы завоевания жизненного пространства на Востоке [155]. Геббельс был одним из наиболее восторженных сторонников агрессивной экспансионистской политики фюрера. В ходе ремилитаризации Рейнской области он сформулировал своё отношение к вопросу в дневнике: «Пришло время действовать. Фортуна любит смелых! Кто не осмеливается, тот не побеждает» [156]. Накануне Судетского кризиса 1938 года Геббельс снова и снова использовал пропаганду для того, чтобы дискредитировать чехословацкое правительство и подстегнуть поддержку судетских немцев [157]. Вместе с тем, ему было хорошо известно, что Германия впадала в предвоенную панику — в этой связи с июля градус пропаганды был снижен [158]. Когда западные государства согласились на условия Гитлера в отношении Чехословакии, Геббельс перенаправил мощь своего пропагандистского аппарата на Польшу. Стартовавшая в мае антипольская кампания основывалась на ложных сообщениях о зверствах в отношении этнических немцев в Данциге и других городах. Впрочем, ему не удавалось убедить германское большинство в необходимости войны [159]. Наедине с собой он сомневался, что нападение на Польшу и неизбежная затяжная война с Британией и Францией является верным стратегическим решением [160]. После вторжения в Польшу в 1939 году Геббельс использовал министерство пропаганды и палату культуры для контроля за распространением информации внутри страны. К его несчастью, один из его конкурентов, министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп регулярно оспаривал полномочия Геббельса на ведение пропаганды за рубежом. Гитлер отказался чётко определить подведомственность, и министры до конца оставались соперниками [161]. Геббельс не принимал участия в принятии решений военного характера и не посвящался в детали дипломатических переговоров [162]. Хроникальная съёмка с телеобъективом, январь 1941 года 2 сентября 1939 года — на следующий день после начала Второй мировой войны — Геббельс наложил запрет на прослушивание зарубежных радиостанций. Распространение услышанных таким образом новостей могло караться смертной казнью [163]. Радиовещание регулировалось до такой степени, что согласования требовал даже перечень транслируемой музыки [164]. Во время войны Гитлер всё реже появлялся на публике и на радио, а Геббельс постепенно становился голосом режима [164]. С мая 1940 года министр регулярно писал редакторские колонки в газете Das Reich. Идея этой новой газеты возникла ещё осенью 1939 года в ответ на упрёки в однообразии немецкой прессы и в поисках возможностей усилить пропаганду за рубежом [165]. Практически все средства массовой информации, как в Германии, так и на оккупированных территориях, находились под контролем министерства пропаганды [166] [прим. Геббельс считал радио самым эффективным средством пропаганды, «духовным орудием тотального государства» [167] , а вторым по эффективности для него был кинематограф [168]. В военный период он увеличил производство чисто пропагандистских фильмов, в том числе антисемитской направленности, таких как « Еврей Зюсс », « Вечный жид », « Ротшильды [de] ». Многие из них были посвящены как подвигам прусской армии, так и текущим военным успехам вермахта [169]. Тем не менее в процентном отношении доля чисто пропагандистских фильмов хоть и увеличилась, но была невелика. Главную задачу киноиндустрии Геббельс видел в создании развлекательных фильмов, поднимающих настроение [170]. Геббельс был убеждён, что чем больше работники тыла вовлечены в дело победы, тем сильнее их мотивация, поэтому он организовал кампанию по сбору зимней одежды и лыжного оборудования для солдат восточного фронта [172]. В качестве гауляйтера Берлина он сталкивался с возраставшей недостачей жизненно необходимых благ, а также пива и табака, столь важных для поддержания боевого духа. Гитлер предлагал повысить концентрацию воды в пиве и снизить качество сигарет, чтобы увеличить объёмы их производства. Геббельс отказался от этой идеи, считая, что качество табачных изделий столь низко, что его дальнейшее ухудшение не представляется возможным [173]. Он стремился поддерживать в обществе умеренный энтузиазм относительно военной ситуации, отказываясь от излишне оптимистичных и пессимистичных интонаций [174]. Вермахт терпел одну военную неудачу за другой. В мае 1942 года Кёльн подвергся массированным бомбардировкам, в ноябре того же года союзники выиграли Второе сражение при Эль-Аламейне , а в феврале следующего вермахт потерпел сокрушительное поражение в Сталинградской битве. Пропаганда едва ли могла представить эти события в лучшем свете, население же всё сильнее уставало от войны и теряло уверенность в победе [175]. Всю вторую половину войны Геббельс был занят тем, что пытался расширить сферу своего влияния. В конце марта 1942 года министерство внутренних дел передало ему контроль и опеку над подверженными воздушным налётам территориями, а в ноябре 1943 года в соответствии с указом фюрера он создал центральную «инспекцию повреждений, причинённых воздушными налётами» [116]. Он считал её «чрезвычайно важной», хотя ещё важнее для него было бы назначение на пост министра внутренних дел, на которое он одно время очень надеялся [176]. В конце 1942 года на Геббельса готовилось покушение. Доктор Ганс-Генрих Куммеров , инженер « Loewe Radio », собирался заложить под мост, ведущий на остров Шваненвердер , бомбу с дистанционным управлением и под видом рыбака с лодки привести её в действие. Но покушение удалось предотвратить. Куммеров был арестован, приговорён к смерти и казнён [170]. Дома Геббельса превратились в крепости, посетители министерства тщательно досматривались, а министр получил дополнительную охрану. На Рождество 1942 года Гитлер подарил ему бронированный Mercedes [177]. О попытке покушения в прессе не сообщалось, так как слово «покушение» до 20 июля 1944 года было абсолютным табу. Геббельс считал, что такие понятия, если их использовать в печати, могли бы слишком легко навести людей на нежелательные мысли [177]. После поражения под Сталинградом Геббельс пытался в очередной раз убедить Гитлера изменить политический курс в отношении славянских народов, надеясь тем самым улучшить боевые условия для немецких солдат в Советском Союзе [178]. В своём дневнике он писал: «…лозунг о том, что на Востоке мы боремся только с большевизмом, а не с русским народом, существенно облегчит там нашу борьбу» [179]. До середины февраля 1943 года Геббельс работал над соответствующей прокламацией на основе предложений генералитета. Однако Гитлер отверг инициативу министра пропаганды. Виновником этого был, как считал сам Геббельс, его личный враг Альфред Розенберг , который «не вовремя» обратился к Гитлеру с аналогичными предложениями [180]. Речь о тотальной войне во Дворце спорта в Берлине, 18 февраля 1943 года Геббельс пытался также убедить Гитлера в необходимости тотальной войны. Концепция предполагала закрытие не имеющих военного значения предприятий, привлечение женщин к труду и призыв на военную службу тех категорий мужчин, которые ранее были от неё освобождены [181]. Часть указанных мер была воплощена в указе от 13 января, однако к неудовольствию Геббельса Геринг потребовал сохранения своих любимых берлинских ресторанов, а Ламмерс убедил Гитлера освободить от трудовых обязанностей женщин с детьми. Освобождение распространялось даже на тех матерей, которым был доступен сторонний уход за детьми [182]. В ней он призвал к борьбе до победного конца и получил восторженный отклик аудитории, что уверило его в поддержке немцами идеи тотальной войны [183]. В стремлении создать «шедевр своего ораторского искусства» 14 февраля 1943 года Геббельс начал диктовать речь о тотальной войне , которую он в тот же вечер отредактировал, а в последующие дни несколько раз переработал [184]. Выступление состоялось 18 февраля во Дворце спорта в Берлине. Геббельс страстно призывал публику к максимально возможному участию в войне, которую он представил как единственный способ устоять перед натиском большевиков и спасти немецкий народ от истребления [185]. Выступление транслировалось по радио и было снято на киноплёнку [186]. До некоторых пор усилия Геббельса не приносили плодов, поскольку Гитлер опасался идти против своего кабинета, хотя и поддерживал план министра пропаганды [187]. В апреле 1943 года под Смоленском было обнаружено массовое захоронение польских офицеров, убитых в 1940 году сотрудниками НКВД в ходе Катынского расстрела. Уполномоченный по тотальной военной мобилизации Геббельс награждает 16-летнего члена гитлерюгенда Вилли Хюбнера Железным крестом за оборону Лаубана , 9 марта 1945 года После поражений вермахта в 1943 году — в рамках Сицилийской операции в июле и в Битве на Курской дуге в июле—августе — Геббельс признал, что эту войну уже не выиграть [189]. В сентябре 1943 года после высадки союзных войск в Италии и последовавшего за ней низвержения Муссолини, он обсудил с Гитлером возможность сепаратного мира с Советским Союзом или Великобританией. Однако фюрер отверг оба предложения [190]. Военное и экономическое положение Германии продолжало ухудшаться, и 25 августа 1943 года министром внутренних дел вместо Вильгельма Фрика был назначен рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер [191]. Массированные бомбардировки Берлина и других немецких городов уносили жизни тысяч людей [192]. Люфтваффе Геринга предприняли попытку возмездия, атаковав Лондон в начале 1944 года, однако Германия уже не располагала силами, достаточными для сколь бы то ни было ощутимого удара [193]. В то время как пропаганда Геббельса предвещала мощный ответ союзникам, запуск крылатых ракет « Фау-1 » по британским целям, начавшийся в середине июня 1944 года, не принёс ожидаемого эффекта. Только 20 процентов снарядов достигали цели [194]. Чтобы мотивировать солдат, Геббельс пытался убедить их в том, что дальнейшие усовершенствования ракет могут существенно повлиять на исход войны [195]. Тем временем союзники произвели высадку в Нормандии — 6 июня 1944 года антигитлеровская коалиция создала плацдарм во Франции [196]. Геббельс в центре и министр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер справа от Геббельса наблюдают за испытаниями на полигоне Пенемюнде , август 1943 года 20 июля 1944 года решительные действия Геббельса во многом способствовали поражению заговора генералов.
Министр пропаганды 30 января вечером по случаю назначения Гитлера на должность канцлера в Берлине состоялось факельное шествие СА, СС и «Стального шлема». Геббельс заявил о полумиллионе участников, тогда как иностранные наблюдатели сообщили о нескольких десятках тысяч. Поначалу Геббельс остался без министерского портфеля. Гитлер явно не хотел так скоро раздражать представителей консервативных кругов в своём правительстве и в первую очередь рейхспрезидента Гинденбурга [116]. Поджог Рейхстага 27 февраля 1933 года партия обратила в свою пользу: поддавшись убеждению Гитлера, Гинденбург на следующий день издал Указ рейхспрезидента о защите народа и государства. Этот документ положил начало серии нормативно-правовых актов, которые уничтожили германскую демократию и привели к установлению диктатуры Гитлера [117]. В качестве рейхсляйтера по вопросам пропаганды Геббельс сосредоточился на подготовке к выборам в рейхстаг 5 марта 1933 года. Это были последние альтернативные парламентские выборы вплоть до поражения Германии во Второй мировой войне [118]. Несмотря на то что национал-социалистам удалось расширить представительство в рейхстаге, кардинального переворота во внутренней политической ситуации, которого ожидали лидеры партии, так и не произошло [120]. Через четыре дня речь уже шла о создании «министерства народного просвещения и пропаганды». Вскоре после этого министр сделал следующее заявление: Министерство пропаганды не является административным учреждением. Это министерство для народа, и народ будет всегда иметь вход в него. В этом доме никогда не будет понятия бюрократии. Мы не управляем, мы работаем, причём мы работаем под постоянным контролем народа, и вся наша работа будет проводиться исключительно для народа в целом. Отсюда должны исходить большие импульсы. Есть два вида осуществления революции. Можно поливать противника огнём из пулемётов до тех пор, пока он не признает превосходства, которым обладают пулемётчики. Это более простой путь. Но можно также переделать нацию за счёт революции духа и тем самым не уничтожить, а даже привлечь противника на свою сторону. Мы, национал-социалисты, пошли по второму пути и продолжим его. Привлечь весь народ на сторону государства — вот наша самая главная задача в этом министерстве. Berlin, 1940, S. Сожжение нацистами книг на Оперной площади в Берлине 10 мая 1933 года Новое министерство, расположившееся напротив рейхсканцелярии , в двухсотлетнем Орденском дворце , должно было сосредоточить контроль над всеми сферами германской культурной и интеллектуальной жизни [123]. Первым крупным мероприятием Геббельса на посту министра стал « День Потсдама », торжественная церемония по случаю созыва нового рейхстага, состоявшаяся 21 марта 1933 года [124]. Вскоре были созданы законы, направленные на очернение и последующее исключение евреев из германского общества. Например, Закон о восстановлении профессионального чиновничества, принятый 7 апреля 1933 года, обязывал всех юристов и государственных служащих неарийского происхождения покинуть свои должности [126]. За ним последовали законы, лишавшие евреев возможности осуществлять и другие виды профессиональной деятельности [126]. Горожане выстроились вдоль центральной улицы, которая получила имя нового министра. День спустя он был объявлен почётным жителем [127]. По инициативе министра пропаганды 1 мая был официально объявлен «Днём национального труда», первым государственным праздником рабочих. Он организовал огромное торжественное собрание на Темпельхофском поле в Берлине. На следующий день все профсоюзные организации страны были разогнаны силами СА и СС [128]. Вскоре их заменил Германский трудовой фронт [129]. Когда студенты обратились в министерство c инициативой провести «символический» акт сожжения вредных сочинений еврейских, марксистских и прочих «ненемецких» авторов, Геббельс поддержал его в принципе, но отнёсся к нему со смешанными чувствами, так как в студенческие годы учился у еврейских профессоров и восхищался ими. Видимо, по этой причине он долго тянул с ответом по поводу своего выступления. Сын Томаса Манна Голо , ставший свидетелем сожжения книг, вспоминал, что Геббельс произвёл на него тогда впечатление человека, который «не был в большом восторге от происходящего» [132]. Подобные театрализованные представления отвечали его натуре, однако в области культуры министр предпочитал бесшумные средства. Он составил списки «вредных и нежелательных сочинений» 5500 названий , а также списки неподходящих для молодёжи и библиотек печатных изданий 4000 названий , а с другой стороны — белые списки полезной для народа литературы 39000 названий. Он подверг чистке все библиотеки и превратил их из «ядовитых кухонь» в «кузницы духа». Он наладил контроль над издательствами, книготорговлей и библиотеками — вплоть до проката детективных романов в сигарных лавках [133]. Schriftleitergesetz , давший НСДАП возможность манипулировать прессой и благодаря этому формировать общественное мнение [134]. Он обязывал журналистов работать «в соответствии с национал-социализмом как жизненной философией и концепцией государственного управления» [135]. В конце июня 1934 года руководители СА и противники режима, в том числе Грегор Штрассер, были арестованы и убиты в ходе акции, названной впоследствии « Ночью длинных ножей ». В широкомасштабной пропагандистской кампании на радио и в печати Геббельс обосновал и оправдал эти действия. Выступая по радио, Геббельс объявил о совмещении постов президента и канцлера. Таким образом Гитлер приобретал статус фюрера и рейхсканцлера [136]. Работа в министерстве В «Постановлении рейхсканцлера о задачах имперского министерства народного просвещения и пропаганды» от 30 июня 1933 года указывалось, что «министр народного просвещения и пропаганды отвечает за все задачи духовного воздействия на нацию, за агитацию в пользу государства, культуры и экономики, за просвещение отечественной и зарубежной общественности о ней и за управление всеми учреждениями, служащими этим целям» [137]. В соответствии с постановлением Гитлера министерство иностранных дел и министерство внутренних дел передали министерству Геббельса области, входившие ранее в поле их деятельности. Помимо народного просвещения и пропаганды, оно взяло на себя и задачи министерства культуры. Министерство пропаганды состояло из семи отделов: административный и правовой I , пропаганды II , радиовещания III , прессы IV ; кино V , театра, музыки и искусства VI и противодействия VII c подзаголовком «противодействие лжи внутри страны и за рубежом» [138]. Новому государству «нужны молодые генералы и старые майоры», — Геббельс цитировал Наполеона. Поэтому он окружил себя некоторыми опытными чиновниками. Однако большинство сотрудников пришли из управления пропаганды и берлинского руководства гау. Старые кадры должны были передать свой опыт молодым [139]. Малоимущие жители Берлина получают бесплатные радиоприёмники в день рождения Геббельса, октябрь 1938 года 22 сентября 1933 года был утверждён «Закон о создании Имперской палаты культуры », в основу которой лёг принцип организационного строения учреждённой в июле «временной кинопалаты». В качестве идеала мы представляем себе глубокую связь духа героического изображения жизни с вечными законами искусства» [140]. Членство в палате, ставшей дополнительным контрольным органом, было обязательным для всех работников культуры [141]. Она подразделялась на ряд отдельных палат — литературы, кино, музыки, театра, прессы, радиовещания и изобразительных искусств [142]. Как и в случае Имперской палаты кинематографии , тот, кто не был членом палаты, не мог получить работу, а тот, кто считался неблагонадёжным, не мог стать её членом. Таким образом, любое инакомыслие в искусстве и в журналистике было подавлено [143]. В дополнение к этому работники культуры должны были доказать чистоту арийского происхождения вплоть до 1800 года. Те из них, кто состоял в браке, должны были провести аналогичную процедуру для супругов. Члены любой из палат не имели права покидать страну по рабочим вопросам без разрешения руководства. Ни одна из книг не могла быть переиздана без разрешения недавно созданного комитета по литературной цензуре. Схожие правила применялись в отношении других видов искусства и развлечений. Цензуре подвергались даже выступления в кабаре [144]. Не желая подвергаться столь жёстким ограничениям многие деятели искусства и интеллектуалы покинули страну, некоторые приспособились или ушли во внутреннюю эмиграцию [145]. Февраль 1935 года Геббельс часто повторял, что произнесённое слово имеет большее воздействие, чем напечатанное. Радио для него было важнейшим орудием пропаганды. Радиовещание было централизовано и национализировано ещё в период Веймарской республики. После прихода к власти национал-социалистов девять региональных радиовещательных компаний передали свою долю министерству пропаганды, а земли — своё участие Имперской радиовещательной компании. В 1934 году практически все региональные радиовещательные компании были ликвидированы. К 1938 году было продано около 10 миллионов аппаратов. В общественных местах, на заводах и в школах размещались репродукторы, позволявшие транслировать важные сообщения практически для всего населения страны [147]. Особое внимание Геббельс уделял кинематографу. Уже в своём первом выступлении перед кинематографистами в отеле « Кайзерхоф » 28 марта 1933 года он признался в том, что является «страстным поклонником немецкого киноискусства» [148]. Впоследствии он часто подчёркивал, что кинематографисты совершенно свободны в своей практической творческой деятельности, однако это не распространялось на содержательную сторону этой деятельности. Влияние различных контрольных инстанций — отдела кино министерства, имперской кинопалаты, кинокредитного банка, «рейхсфильмдраматурга», «рейхсфильминтенданта», цензуры — на процесс кинопроизводства , начиная с выбора темы до выпуска готового фильма на экран, было практически безграничным. Все престижные кинопроекты Геббельс контролировал лично — от заявки до монтажа [149]. Съёмочная группа Лени Рифеншталь расположилась напротив трибуны Поставив под свой контроль киноиндустрию, летом 1937 года Геббельс занялся теми направлениями в живописи и скульптуре, которые «Национал-социалистическая культурная община» Альфреда Розенберга уже давно критиковала как «образчики культурбольшевизма » и которые он сам ещё несколько лет назад официально поддерживал: экспрессионизмом и абстракционизмом. Однако здесь ему пришлось подчиниться Гитлеру. Из музеев были конфискованы около 17 000 произведений искусства, объявленных « дегенеративными » [151]. Выставка дегенеративного искусства проходила в Мюнхене с июля по ноябрь 1937 года, а затем была показана в 12 городах рейха. Она приобрела необычайную популярность, до 1941 года её посетили более двух миллионов человек [152]. Около 6000 картин, акварелей, рисунков были проданы за границу, а около 5000 сожжены [153]. Термин «дегенеративное искусство» стал применяться также в литературе, театре и музыке. Между тем Геббельс был неудовлетворён качеством национал-социалистического искусства [154]. В январе 1933 года в своей речи по случаю дня рождения Хорста Весселя он заявил: «Мы, национал-социалисты, не придаём повышенного значения тому, что наши штурмовые отряды маршируют по сцене или на экране. Сфера их деятельности — улица. Однако если кто-либо подходит к решению национал-социалистических проблем в художественной сфере, он должен уяснить для себя, что и в этом случае искусство определяется не желанием, а мастерством. Национал-социалистическое мировоззрение не может восполнить художественные недостатки. Если какая-нибудь фирма подходит к изображению событий, связанных с деятельностью штурмовых отрядов или к национал-социалистической идее, то этот фильм должен обладать высокими художественными достоинствами». Вторая мировая война 3 февраля 1933 года в своём первом выступлении перед верхушкой рейхсвера Гитлер заявил о необходимости перевооружения в нарушение Версальского договора и реализации программы завоевания жизненного пространства на Востоке [155]. Геббельс был одним из наиболее восторженных сторонников агрессивной экспансионистской политики фюрера. В ходе ремилитаризации Рейнской области он сформулировал своё отношение к вопросу в дневнике: «Пришло время действовать. Фортуна любит смелых! Кто не осмеливается, тот не побеждает» [156]. Накануне Судетского кризиса 1938 года Геббельс снова и снова использовал пропаганду для того, чтобы дискредитировать чехословацкое правительство и подстегнуть поддержку судетских немцев [157]. Вместе с тем, ему было хорошо известно, что Германия впадала в предвоенную панику — в этой связи с июля градус пропаганды был снижен [158]. Когда западные государства согласились на условия Гитлера в отношении Чехословакии, Геббельс перенаправил мощь своего пропагандистского аппарата на Польшу. Стартовавшая в мае антипольская кампания основывалась на ложных сообщениях о зверствах в отношении этнических немцев в Данциге и других городах. Впрочем, ему не удавалось убедить германское большинство в необходимости войны [159]. Наедине с собой он сомневался, что нападение на Польшу и неизбежная затяжная война с Британией и Францией является верным стратегическим решением [160]. После вторжения в Польшу в 1939 году Геббельс использовал министерство пропаганды и палату культуры для контроля за распространением информации внутри страны. К его несчастью, один из его конкурентов, министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп регулярно оспаривал полномочия Геббельса на ведение пропаганды за рубежом. Гитлер отказался чётко определить подведомственность, и министры до конца оставались соперниками [161]. Геббельс не принимал участия в принятии решений военного характера и не посвящался в детали дипломатических переговоров [162]. Хроникальная съёмка с телеобъективом, январь 1941 года 2 сентября 1939 года — на следующий день после начала Второй мировой войны — Геббельс наложил запрет на прослушивание зарубежных радиостанций. Распространение услышанных таким образом новостей могло караться смертной казнью [163]. Радиовещание регулировалось до такой степени, что согласования требовал даже перечень транслируемой музыки [164]. Во время войны Гитлер всё реже появлялся на публике и на радио, а Геббельс постепенно становился голосом режима [164]. С мая 1940 года министр регулярно писал редакторские колонки в газете Das Reich. Идея этой новой газеты возникла ещё осенью 1939 года в ответ на упрёки в однообразии немецкой прессы и в поисках возможностей усилить пропаганду за рубежом [165]. Практически все средства массовой информации, как в Германии, так и на оккупированных территориях, находились под контролем министерства пропаганды [166] [прим. Геббельс считал радио самым эффективным средством пропаганды, «духовным орудием тотального государства» [167] , а вторым по эффективности для него был кинематограф [168]. В военный период он увеличил производство чисто пропагандистских фильмов, в том числе антисемитской направленности, таких как « Еврей Зюсс », « Вечный жид », « Ротшильды [de] ». Многие из них были посвящены как подвигам прусской армии, так и текущим военным успехам вермахта [169]. Тем не менее в процентном отношении доля чисто пропагандистских фильмов хоть и увеличилась, но была невелика. Главную задачу киноиндустрии Геббельс видел в создании развлекательных фильмов, поднимающих настроение [170]. Геббельс был убеждён, что чем больше работники тыла вовлечены в дело победы, тем сильнее их мотивация, поэтому он организовал кампанию по сбору зимней одежды и лыжного оборудования для солдат восточного фронта [172]. В качестве гауляйтера Берлина он сталкивался с возраставшей недостачей жизненно необходимых благ, а также пива и табака, столь важных для поддержания боевого духа.
Йозеф Геббельс: биография, роль в нацизме, смерть
В главные немецкие богачи родственники Йозефа Геббельса выбились благодаря росту цен на акции BMW. Исследователи, изучавшие личные дневники Йозефа Геббельса, столкнулись с неожиданными и нетипичными для жестокого нациста записями. С 30 апреля до 1 мая 1945 г. Геббельс был рейсхканцлером Германии. Дневной рубеж». Геббельс оставался на этом посту и был верен Гитлеру до конца Второй мировой войны (1939-45).
Кризис жанра
- Алина Грибулина
- Взлёт и падение великого п***обола
- «Подарок Гитлера»: Зеленский купил в Германии дом Геббельса Блокнот.
- Смотрите также
- Йозеф Геббельс. Как министр пропаганды «шел к успеху», забывая принципы
Биография Йозефа Геббельса
Йозеф Геббельс 2024 Рост: 165 см, Вес: 62 кг, Параметры фигуры (тела): –, Дата рождения, Цвет волос, Цвет глаз, Национальность. Йозеф Геббельс в полный рост. Министр пропаганды Третьего рейха, 30 апреля 1945 года после самоубийства Гитлера по его политическому завещанию Геббельс сменил его на посту рейхсканцлера Германии. При ближайшем рассмотрении доктор филологии Геббельс оказался хромоногим уродцем небольшого роста, с огромной головой, узкой грудью и немигающим взглядом.
Глава Минюста Польши Зебро сравнил Шольца с Геббельсом и назвал его идиотом
Министр пропаганды Третьего рейха, 30 апреля 1945 года после самоубийства Гитлера по его политическому завещанию Геббельс сменил его на посту рейхсканцлера Германии. Йозеф Геббельс был невысокого роста – 154 см и после перенесённой в детстве операции хромал и был освобождён от военной службы. Трагический оттенок имел короткий карьерный рост Геббельса — один день он занимал, согласно завещанию фюрера, пост рейхсканцлера Германии. С психологической точки зрения Геббельс является одной из самых интересных фигур в нацистском движении: несмотря на физическое уродство его интимные похождения славились. Она даже жалела Геббельса из-за его хромоты, «которую он восполнял известной долей заносчивости». Из недавнего: поразило, то, что, оказывается, выражение «Ростов — ворота Кавказа», которым мы часто пользуемся, придумал Геббельс!