Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. После продолжения главнейших противоречий и других расхождений во мнениях появилась возможность подписать мирный договор и соглашение о перемирии. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас.
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге
18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года. Ратификация Рижского договора состоялось 18 марта 1921 года.
Рижский мирный договор (1921) между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой
Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" и интернет-проект, которые открываются одновременно, представляют важнейшие моменты истории формирования польско-советских отношений в период между двух мировых войн, рассказывают о том. Рижский мирный договор 1921, между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. 15 апреля польский сейм ратифицировал Рижский мирный договор, после чего польское правительство запретило украинским эмигрантам заниматься политической деятельностью на территории своей страны.
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге
Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя.
В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта.
Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора.
Статья VII. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы.
Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь. Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений.
На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше. Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т.
Статья IX. Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца.
Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов.
Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны.
Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством. Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению.
Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI.
Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше.
Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п.
Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п.
Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п.
Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н.
Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного.
Внутри польского политического класса, впрочем, не утихали противоречия. Одна группа, возглавляемая Юзефом Пилсудским, стремилась к созданию восточноевропейской федерации под эгидой Польши и была поэтому против сотрудничества с «белым» генералом Иваном Деникиным. Другие, такие как Роман Дмовский и отчасти Игнаций Падеревский, ориентируясь на позицию Франции, были готовы к компромиссу с «белыми» и совместной борьбе с большевиками. Успехи Польши весной и летом 1919 г. Польские руководители во главе с Пилсудским предпочли продолжить войну. До середины мая военная фортуна была на стороне Польши, в начале этого месяца польские силы и союзные им силы украинских националистов Симона Петлюры вошли в Киев. Впрочем, вслед за успехами для польской армии началась череда неудач, в результате которых Красная Армия к августу 1920 г. Параллельно с боями на полях сражений проходила и интенсивная политическая борьба. Франция оказывала постоянную военно-политическую помощь Варшаве. Великобритания, напротив, приверженная давнему принципу «баланса сил» была готова проявлять гибкость.
В конце весны 1920 г. Одновременно правительство большевиков стремилось использовать поддержку по линии Коминтерна и европейских социал-демократов, с нетерпением ждали наступления красных и немецкие революционеры.
Во-первых, это устраивало страны Антанты, в первую очередь Францию. Польша стала крупнейшим лимитрофом, созданным на обломках рухнувшей Российской Империи, отгородила вместе с Балтийскими государствами и Финляндией "цивилизованный" мир от большевистской угрозы с востока. Польша вместе с этими новообразованиями стала важнейшим звеном в борьбе с Советской Россией. Во-вторых, итоги этой войны устраивали и Советскую Россию, так как давали ей передышку в вооруженной борьбе с внешними силами "контрреволюции", чтобы перебросить их на подавление "контрреволюции" внутренней. Не секрет, что именно после окончания войны с поляками, красные перебросили силы и в кратчайшие сроки разгромили Русскую армию Врангеля, а затем эти же силы были брошены на подавление восстаний на Северном Кавказе, Тамбовщине и Западной Сибири. В случае продолжения войны с поляками при сохранении южнорусской контрреволюции и начавшейся волне повсеместных крестьянских мятежей Гражданская война затянулась бы. Красные хотя и не сумели решить все свои задачи в войне внешней, однако, победили в войне внутренней. Они должны невольно поблагодарить поляков и лично Ю.
Пилсудского за этот "подарок". И, наконец, Польша получила больше всего преимуществ от итогов советско-польской войны. Польша получила юридическое признание со стороны восточного соседа, что на 2 десятилетия стабилизировало восточные границы польского государства. Польша юридически признавалась со стороны Советской России, что было также важно с точки зрения международного престижа, тем более Польша была в статусе победившей державы. Конечно, стабильность была зыбкой именно в советско-польских отношениях, хотя нестабильность именно в начале и первой половине 1920-х гг. Следует отметить, что польское руководство пошло по пути строительства собственной маленькой империи, повторяя в значительной мере опыт Речи Посполитой до ее краха в конце 18 в. Поляки стали вновь имперским народом, границы государства в значительной степени повторяли контуры прежнего государства с соответственным составом населения. Отличительной чертой послевоенной Польши было то, что у нее имелись пограничные конфликты со всеми соседними странами. Завязались узлы конфликтов, взорвавшие ситуацию почти через 2 десятилетия.
Предыстория Основная статья: Восстановление независимости Польши в 1918 году Через несколько дней после свержения самодержавия в России , 14 марта 1917 года, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов выпустил обращение «К польскому народу», провозгласив, что «Польша имеет право быть независимой в государственном и международном отношении». На следующий день Временное правительство утвердило Положение о Ликвидационной комиссии по делам царства Польского , которой поручалось провести «выявление местонахождения и состояния имуществ государственных и общественных учреждений царства Польского, определение условий хранения и заведования ими впредь до передачи их польскому государству» [3]. Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С.
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору
Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов, освещающих события вооруженного противостояния и дипломатического урегулирования конфликта Советской России и Польши. Структура интернет-проекта выстроена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и состоит из семи разделов: Перед схваткой 1918 — январь 1919 гг. Вторжение: польское наступление 1919 г. Мирная передышка осень 1919 г. Польский поход на Киев весна 1920 г. Активная оборона и контрнаступление Красной армии конец мая — август 1920 г. Сражение на Висле август — сентябрь 1920 г.
Рижский мир осень 1920 г. Для интернет-проекта были отобраны 1000 архивных документов, разнообразных по своему видовому составу. Это декреты и постановления высших государственных и партийных органов Советской России; решения органов государственной власти Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Великобритании; переписка советского руководства, дипломатические документы, директивы и приказы военного командования. В рамках проекта представлены 93 фотографии, 21 карта и схема. Корпус архивных документов дополнен пропагандистскими материалами — листовками и плакатами на русском и польском языках, включая легендарные «Окна РОСТА», образцами живописи и графики Советской России 1918—1921 гг. Вниманию пользователей также представлены аудиозаписи 9 мин 22 сек и кинохроника 13 мин 15 сек , изображения музейных предметов, в том числе личных вещей В.
Лишь вновь оккупировав большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватив Виленский край Литвы, Варшава согласилась на перемирие. В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма». Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе.
Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Обширный комплекс документов, представленный на выставке, позволяет взглянуть на события исторического прошлого непредвзято, отказаться от их политизации, оценивая их в контексте конкретной эпохи. Вниманию посетителей предлагается широкая база исторических документов из фондов Государственного архива РФ и других федеральных и ведомственных архивов России, государственных архивов Белоруссии.
Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей Российской империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн.
Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.
Предполагалось стремительное наступление с целью окружения пилсудчиков вокруг польской столицы и последующего нанесения концентрического удара. Западный фронт свою часть пути прошел в максимальном темпе. Юго-Западный фронт должен был наступать на Варшаву стремительно и по кратчайшему пути, затем объединиться под командованием Западного фронта. Юго-Западный фронт под командованием А. Егорова и члена РВС И. Сталина промедлил с наступлением, решили наступать через Львов. Хорошо известна гневная реакция В. Ленина на эти действия: «Кто же наступает на Варшаву через Львов! Следует учитывать то, что на заключительном этапе советско-польской войны на юге России активизировала действия белогвардейская армия генерала П.
Было предпринята вынужденная переброска военных сил для ее ликвидации. В это же время проходили массовые антисоветские выступления белорусских крестьян на Полесье, недовольных политикой «военного коммунизма». Многие из них объединялись в «зеленые» повстанческие отряды. Ситуацией воспользовались белорусские эсеры и другие оппозиционные силы. В ноябре 1920 года на Полесье сосредоточилась 20-тысячная Русская народная добровольческая армия генерала С. Булак-Булаховича, состоявшая из русских и белорусских антисоветских формирований.
Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве. Записка Г.В. Чичерина В.И. Ленину о целесообразности оставить без ответа польские требования к РСФСР, 22 марта 1920 г Интернет-проект «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов. Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921).
Глава 2. Почему провалился Рижский договор?
Восток Белоруссии в девять раз экономически — промышленное производство, сельское хозяйство — превышал экономический потенциал Западной Белоруссии", — пояснил он. Конфликтная Варшава. Польша натыкается острые углы истории Потому жители этих территорий, ущемленные этим режимом, с благодарностью принимали освобождение Красной армией. Несмотря на то, что в Советском Союзе проводилась политика коллективизации и индустриализации, заметил Мягков. Национального, политического, экономического и религиозного, который был даже в какой-то мере хуже, чем в XVII веке, когда Богдан Хмельницкий поднял восстание запорожского казачьего войска против как раз тоже социального, экономического и религиозного гнета Речи Посполитой", — указал историк. Но ошибки и справедливость были восстановлены как раз 17 сентября 1939 года, иначе бы эти территории попали бы под оккупацию немцев. И геноцид народа со стороны гитлеровцев начался бы там намного раньше, чем на самом деле произошло. То есть многие люди смогли сохранить свою жизнь. Я имею в виду еврейское население. Тех, кто потом эвакуировался вглубь Советского Союза благодаря вот этому решению, благодаря вступлению Красной армии", — заключил Мягков. Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.
Проанализированы условия событий, их результаты и последствия. А также была подчёркнута значимость этих моментов в политике, дальнейшем развитии и становлении Беларуси. Среди прочей информации была отмечена личность Евстафия Каэтана Сапеги, связанного с политическими процессами тех времён. Так случилось, что незадолго до воссоединения Беларуси он как раз занимал пост министра иностранных дел Польши.
О значении этого события рассказал директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. Соглашение определяло условия территориального и хозяйственного размежевания Польши, Советской России, Украины и Белоруссии как бывших частей Российской империи. В разговоре с Baltnews научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал о значении этого события. По его словам, март 1921 года, когда был заключен Рижский мир, можно назвать водоразделом в отношениях Советской России и Польши. Я специально говорю: не советско-польскую, а польско-советскую, поскольку именно Польша напала тогда на советскую Россию в 1920 году. Хотя боевые действия Польши против советской России начались еще раньше — в 1919 году. В 1920 году Польша захватила и Минск, и Киев. Даже Пилсудский мечтал дойти до Москвы", — отметил историк. Причем часть Литвы вместе с городом Вильно нынешний Вильнюс. А расстояние от Минска до польско-советской границы было всего около 40 км", — добавил он. То есть следили за порядком, наказывали, если это необходимо.
Формально они были независимыми государствами. Фактически же — полностью подконтрольными Москве. Развязывая указанную войну, начальник польского государства Юзеф Пилсудский заявлял, что намерен реализовать свою федералистскую концепцию. Она включала три момента. Во-первых, восстановление Речи Посполитой обоих народов от моря до моря, в границах 1772 года, т. Во-вторых, создание федерации в составе Польши, Литвы, Беларуси, Украины. В-третьих, гарантирование абсолютной свободы национально-культурного развития для субъектов федерации. К началу 1920 года в польском общественном сознании окрепло убеждение, что Польша может обрести былое могущество и стать влиятельным государством Центральной Европы, способным противостоять Германии и России, при условии включения в ее состав значительных территорий на востоке. В условиях политического вакуума, который образовался после выхода Германии и России из Первой мировой войны, когда обширное пространство от Балтийского до Черного моря не имело какого-то государственного статуса, Россия и Польша являлись главными конкурентами, ведущими, по сути, войну на уничтожение. До весны 1920 года Польша устойчиво удерживала стратегическую инициативу в ходе указанной войны. С весны до середины августа 1920 года инициатива была на стороне Красной армии. С середины августа 1920 года до самого конца войны вновь доминировала Польша. В этой связи следует проанализировать условия подписания мирного договора и его политико-правовые основания. В 1920 году РККА была близка к победе. Войска Западного фронта под командованием двадцатисемилетнего Михаила Николаевича Тухачевского успешно наступали до рубежа рек Нарев и Западный Буг.