Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" и интернет-проект, которые открываются одновременно, представляют важнейшие моменты истории формирования польско-советских отношений в период между двух мировых войн, рассказывают о том. Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй. 18 марта 1921 г. в Риге между Российской и Украинской Советскими Социалистическими Республиками (РСФСР и УССР), с одной стороны, и Польшей с другой, был подписан мирный договор, завершивший советско-польскую войну 1919-1921 гг. 18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли.
Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница
Рижский мирный договор 1921 | Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР (также от имени БССР, бело-русское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18. |
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка | Таким образом, Рижский мирный договор завершил военное противостоя-ние Советской России и Польши, однако рассматривался обеими сторонами как временное соглашение, которое так и не привело к установлению добрососед-ских отношений. |
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге | блемы Рижского мирного договора 1921. |
РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). |
РИ́ЖСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1921
Советская делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от «Керзона линии» См. Керзона линия в пользу Польши. После 5-месячных переговоров был подписан Р. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны.
Рассчитываю, что свой вклад в деполитизированное изучение прошлого внесет и данная выставка.
Уверен: она вызовет большой интерес у широкой общественности, придаст дополнительный импульс научно-исследовательской деятельности», — сказал он. На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты. При условии, что последние не глухи к мнению исследователей. Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах.
На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента. Сегодня такой анализ необходим, ведь, как сказал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян , польско-советская война продолжает оставаться в центре дискуссии историков России и Польши. Рижский договор, ознаменовавший завершение войны, имеет разные оттенки, отметил Александр Чубарьян, подчеркнув, что о негативных аспектах документа говорилось не раз.
Людей заставляли убирать помои и туалет руками. Избивали, не кормили. От болезней, от избиений многие просто-напросто погибали. Кто там был? Это белорусские, прежде всего, крестьяне, интеллигенция, частично украинская, еврейская", — рассказал Мягков. Рижский Нюрнберг: все материалы дела палачей Остланда "Концлагеря и оккупационный режим нацистского толка был поляками применен в отношении вот этих территорий, как у них называли "восточные кресы" — Западная Белоруссия, Западная Украина, еще даже раньше, чем Гитлер стал принимать решение в отношении еврейского населения, раньше, чем он развернул холокост.
Это абсолютный факт", — подчеркнул он. Красной армии были благодарны По словам историка, неслучайно, что в 1939 году, когда 17 сентября Красная армия перешла границу Польши и освободила Западную Украину, Западную Белоруссию, люди встречали ее c цветами. В подтверждение этому сохранились фотографии и кинохроника. Оно даже упало по сравнению с дореволюционным. Восток Белоруссии в девять раз экономически — промышленное производство, сельское хозяйство — превышал экономический потенциал Западной Белоруссии", — пояснил он.
Советская делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от «Керзона линии» в пользу Польши. После 5-месячных переговоров был подписан Рижский мирный договор 1921, объявивший о прекращении войны. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны. Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей Российской империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. Договор вступал в силу после его ратификации. Однако правительство буржуазной Польши не соблюдало условий Рижский мирный договор 1921 о прекращении враждебной деятельности против Советского государства и о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше. При подписании Брестского мирного договора и Рижского договора Беларусь как самостоятельная республика, провозглашенная 1 января 1919, не рассматривалась.
Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г.
Они прибегали к самым разнообразным способам давления. Разрыв переговоров, предпринятый Англией, Советское правительство квалифицировало как сознательное нежелание допустить установление между Советской Россией и Англией мирных отношений и возложило на английское правительство всю полноту ответственности за последствия этого срыва. Но между желанием империалистов организовать новый поход и возможностью его осуществления лежала непреодолимая пропасть, созданная как противоречиями в лагере врагов Советского государства, так и прежде всего решимостью трудящихся масс Европы обуздать свои империалистические правительства и не допустить организации такого похода. Усилилось движение «Руки прочь от России! Французская социалистическая партия под давлением левых элементов обратилась к трудящимся Франции с воззванием бороться против войны с Советской Россией. В эти дни Анатоль Франс заявил: «В настоящий момент спасение Европы и всего мира в руках пролетариата». В ответ на попытку Мильерана провести мобилизацию нескольких французских дивизий для помощи буржуазно-помещичьей Польше Вайян-Кутюрье от имени французского пролетариата предупредил: «Попробуйте открыто провозгласить священный поход банков и несгораемых шкафов против Советской России. Бели вы осмелитесь провозгласить мобилизацию, то се объявление станет вашей могилой». Большой размах революционное движение приняло в Италии. В борьбу против угрозы войны включались все новые и новые отряды мирового пролетариата. Подготовка Красной Армии к контрнаступлению, истощение Польши, усиление пролетарской блокады Польши, рост революционного движения на Западе и углубление противоречий между Польшей и Врангелем, Польшей и империалистами Антанты — все это вынудило польское правительство пойти па завершение мирных переговоров с Советской Россией.
Военные действия прекратились 18 октября 1920 г. Рижский прелиминарный мирный договор был подписан Польшей вопреки позиции Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки. Но он не был прочным до тех пор, пока не было покончено с Врангелем. Ленин в октябре 1920 г. Если это не будет сделано, то мы не можем быть уверены, что польские помещики и капиталисты, под давлением французских помещиков и капиталистов и с их помощью, еще раз не постараются навязать нам войну». Это ленинское указание подтвердилось последующей политикой польского правительства, которое после подписания прелиминарного договора на деле продолжало военные действия против Советского государства, используя для этих целей Петлюру, отряды Желиговского, банды Савинкова и Булак-Балаховича. Польские войска не были отведены на установленную линию границы и систематически нарушали условия перемирия. Временно им удалось захватить даже Минск. Польское правительство оттягивало возобновление переговоров по заключению окончательного мира, а в польской прессе и сейме наиболее агрессивные элементы начали кампанию за возобновление войны с Советской Россией. Однако вскоре обстановка изменилась.
В ночь на 8 ноября героическая Красная Армия взяла штурмом Перекоп и в течение нескольких дней очистила Крым от последнего ставленника иностранных империалистов в России — Врангеля. Разгром Врангеля оказал воздействие на польское правительство. Вскоре в Риге возобновились переговоры об окончательном марком договоре. Однако все домогательства польской стороны потерпело поражение. По Рижскому мирному договору обе стороны признали независимость Украины и Белоруссии. Это означало крах великодержавных, антисоветских планов польских господствующих классов, стремившихся захватить Украину и Белоруссию. Однако Польше удалось добиться отторжения от Советской Белоруссии и Советской Украины их западных областей. Обе стороны обязались полностью уважать суверенитет другой стороны, не вмешиваться в ее внутренние дела и не допускать образования и пребывания на своей территории организаций и групп, направленных против другой стороны. Согласно статье 7, Польша предоставляла лицам русской, украинской и белорусской национальности, проживающим на ее территории, все права, которые обеспечивали бы свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов. Со своей стороны Советские республики предоставляли такие же права полякам , проживающим иа советской территории.
Обе стороны взаимно обязывались предоставить гражданам другой стороны полную амнистию за их политическую деятельность, направленную в пользу другой воевавшей стороны.
В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси.
Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить.
Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата.
В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель.
Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек.
После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс.
Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление.
С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры.
Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права.
Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск.
Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление.
Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее.
Советская делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от «Керзона линии» в пользу Польши. После 5-месячных переговоров был подписан Р. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны.
Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины.
Варшавская конференция прибалтийских государств 3. Балтийская конференция с участием Советской России. Рижский протокол 4. Советско-польские отношения во время Генуэзской конференции. Договор в Рапалло и Польша 5. Контакты советской и польской делегаций в Гааге 6. Московская конференция по сокращению вооружений Глава третья. На пути к нормализации отношений с Польшей 1. Осложнение международной обстановки в первой половине 1923 г.
Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
15 апреля польский сейм ратифицировал Рижский мирный договор, после чего польское правительство запретило украинским эмигрантам заниматься политической деятельностью на территории своей страны. В мирном договоре эти требования были учтены, и в октябре 1921 года РСФСР передала первую часть предусмотренного договором золота, а поляки выслали неугодных большевикам лиц. Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). блемы Рижского мирного договора 1921. Фотографии из репортажа РИА Новости 15.03.2021: Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
Рижский мирный договор 1921 | «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». |
Рижский мир и его значение для Европы | 18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор, положивший конец советско-польской войне. |
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше: apuhtin18 — LiveJournal | Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). |
Рижский мир с Польшей
Цена мирного договора. Десятки историков из разных стран встретились, чтобы переосмыслить трагический для Беларуси день 18 марта 1921 года – заключение Рижского соглашения. Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. Текст рижского договора 1921 года, статьи 1-10.
Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война
На заключительном этапе мирных переговоров делегация Советской России согласилась передать в состав Польши территорию в районе Полесья площадью 12 тыс. Эта уступка была увязана с сокращением польских финансовых требований. Комментируя достигнутые договоренности, Ленин заявил, что советская делегация пошла на дополнительные уступки не потому, что считала их справедливыми, а потому, что хотела «сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». В результате граница Польши пролегла намного восточнее «линии Керзона», фактически — в 20 — 30 километрах от Минска. Увы, в ту пору, да, впрочем, как и сейчас, мало кто старался заглядывать далеко вперед. Думали о ближайшей перспективе. А она для поляков была очень хороша — не просто в практическом плане, а что особенно важно, в плане самоутверждения силы духа собственной нации. В Советской России «польскую проблему» не рассматривали как трагедию, а считали просто мелкой неудачей, по поводу которой еще можно было спорить. Потому что, как известно, и Ленин, и Пилсудский были уверены: по итогам войны победу одержало именно его государство. И приводили свои аргументы. Не могу оценивать этот документ с юридических позиций, поскольку я не юрист, но даже мне понятно, что если хотя бы одна из сторон, подписавшая договор, уходит с исторической арены, то его выполнение в перспективе становится делом доброй воли.
Кстати, Рижский договор был первым международным трактатом, где присутствовала Белоруссия — пусть еще не как государство, но хотя бы как определенный элемент международной жизни. Тем не менее как предварительный, так и окончательный мирные договоры были подписаны без участия белорусов. Их интересы на мирных переговорах представляла делегация Советской России. Что, в общем, неудивительно, поскольку позиции белорусского советского правительства не были самостоятельными. Белорусская компартия по статусу была областной партийной организацией РКП б и полностью подчинялась директивам из Москвы... Мне представляется, что, подписывая Рижский договор, советские руководители использовали дипломатический опыт, который приобрели во время Брестских мирных переговоров в конце 1917-го — начале 1918 года. Когда немецкая сторона преподнесла советской делегации переплетенные в золоченый том тексты соглашений, Ленин смеялся, говоря, что очень скоро, буквально через какие-то полгода, все эти договоренности ничего не будут стоить. И, как выяснилось, был прав, поскольку тех субъектов, которые подписывали документы, вскоре просто не стало — ни Германской империи, ни Австро-Венгерской... Все они рухнули, и договор превратился в ничего не значившую бумажку. Статья по теме: «Уступка не навеки».
Как заключали Тартуский договор Нечто подобное происходило и здесь. Правительство РСФСР понимало, что в краткосрочной перспективе Рижский договор, заключенный с Польшей, причиняет неудобства, бьет по престижу, авторитету, но считало, что он вряд ли будет действовать долго. Что я имею в виду? Процессы, происходившие на пространстве бывшей Российской империи, были очень трудно предсказуемы. Возникали различные государственные конфигурации, некоторые из которых не просуществовали и нескольких месяцев, как, например, в 1919 году Литбел — союз Литвы и Белоруссии... Все было достаточно зыбко. А вот Антанту, стоявшую за Польшей, Рижский договор вполне устраивал. По его итогам Польша становилась крупнейшим государством, созданным на обломках рухнувшей Российской империи, и вместе с прибалтийскими государствами и Финляндией отгораживала «цивилизованный» мир от большевистской угрозы с востока.
Рижский договор закрепил новую тенденцию в развитии международного права - готовность считаться с правом наций на самоопределение. Правда, в достаточно урезанном варианте - ограничиваясь религиозными и культурно-языковыми вопросами национальных меньшинств. Юридически, условия Рижского мирного договора 1921 г. Существует несколько толкований как самого Рижского трактата, так и причин прекращения его действия. До 1 970-х гг. Несмотря на то, что договор, который в преамбуле текста назван «почётным» на самом деле демонстрировал вынужденные уступки и обязательства со стороны советских республик, Рижский мирный договор рассматривали как «крупнейшую победу советской 1 Первая попытка кодификации современного договорного права была предпринята только в 1924 г. Вопрос был упорядочен в Венской конвенции 1969 г. До 1917 г. Подразумевая, что побеждённая агрессором сторона вынуждена выполнять договорённости. Впоследствии подобное принуждение стало причиной для того, чтобы признать соглашение несправедливым. Поэтому в некоторых современных источниках соглашение 1921 г. Соответственно прекращение действия договора в 1939 г. Идея пересмотра условий Рижского мирного договора возникала и среди влиятельных западных политиков, которые были не удовлетворены захватом Польшей территорий на восток от «линии Керзона». Только 15 марта 1923 г. И всё же Рижский мирный договор нельзя признать недействительным -при его заключении не нарушено ни одно из правил: компетентность представителей договаривающихся сторон, свобода соглашений этих уполномоченных без насилия , объект договора не противоречит международному праву. Крупнейший российский специалист в области международных отношений и внешней политики проф. Наринский подтверждает, что Рижский договор заложил основу международным отношениям до 1939 г. Договор прекратил действовать в результате аннулирования -одностороннего отказа СССР выполнять его условия по причине несоблюдения условий договора Польшей Pasta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. В советской исторической школе закрепилось положение, что Рижский мирный договор действовал до 17 сентября 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза» [Дипломатический 1950: 511]. Спорно, что после оккупации Германией польских территорий, один из субъектов международного договора полностью исчез - правительство Сикорского в эмиграции продолжило сопротивление. В польской историографии существует такое понятие как «рижская подсистема международных отношений», которое подразумевает формирование государств и границ в межвоенный период. Большая часть закреплённых в документе договорённостей подводила своеобразный итог претензиям Польши к России за 150 лет прошедшие с момента первого раздела Речи Посполитой.
После побед над Колчаком и Деникиным Красная армия отбросила польские войска на запад. Но под Варшавой потерпела поражение. Варшава же вновь оккупировала большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватила Виленский край Литвы и только тогда согласилась на перемирие. Андрей Сорокин: Предыстория Второй мировой войны сегодня не сходит с первых страниц газет и парламентских трибун, не уходит и из общественных дискуссий. Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" и интернет-проект, которые открываются одновременно, представляют важнейшие моменты истории формирования польско-советских отношений в период между двух мировых войн, рассказывают о том, как началось противостояние и завязывался узел межгосударственных противоречий. Несправедливый характер, с точки зрения советского руководства, подписанного с Польшей Рижского мирного договора предопределил отношение к этому миру скорее как к перемирию. И итоги этой войны, собственно, и заложили основание для межгосударственных конфликтов, один из которых прорвется в 1939 году, когда советское руководство, исходя из собственных представлений об обеспечении безопасности и исторической справедливости, решит объединить белорусские и украинские земли в границах одного государства - СССР. Польские политики, начиная разговор о Катыни, практически никогда не вспоминают похожую ситуацию с советскими красноармейцами в польском плену во время Польско-советской войны. Сколько наших людей тогда погибло? Андрей Сорокин: Да, это одна из трагических страниц Польско-советской войны.
Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX. Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора. Статья XXI. Статья XXII. Впредь до заключения торгового договора и железнодорожной конвенции обе договаривающиеся стороны обязуются допускать транзит товаров на нижеследующих условиях. Изложенные положения настоящей статьи должны лечь в основу предстоящего торгового договора в части, касающейся транзита. Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу свободный транзит товаров по всем железнодорожным и водным путям, открытым для транзита. Перевозка транзитных товаров будет производиться с соблюдением правил, установленных в каждом из договаривающихся государств для движения как по железным дорогам, так и по водным путям, принимая во внимание провозоспособность дорог и нужды внутреннего движения. Под свободным товарным транзитом обе договаривающиеся стороны понимают, что товары, перевозимые из России или Украины, а также в Россию или Украину через Польшу, равно как из Польши или в Польшу через Россию или Украину, не будут облагаться никакими транзитными пошлинами, ни иными транзитными сборами, независимо от того, следуют ли эти товары через территорию одной из договаривающихся сторон прямо, или же на пути выгружаются, временно останавливаются на складах и вновь нагружаются для дальнейшего следования, под условием производства этих операций в складах, находящихся под надзором таможенных властей страны, через которую товары следуют транзитом. Польша оставляет за собою свободу нормирования условий транзита для товаров германского и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину. Запрещаются к транзиту предметы вооружения, военного снаряжения и боевые припасы. Это ограничение не может быть распространено на предметы, хотя и являющиеся боевыми припасами, но не предназначенные для военных целей. Для провоза таковых товаров требуется заявление соответствующего правительства, что они не будут использованы как военные материалы. Изъятия допускаются также для товаров, по отношению к коим, в интересах народного здравоохранения, борьбы с эпизоотией и с заразой растений, могут применяться исключительные запретительные мероприятия. Товары третьего государства, перевозимые транзитом через территорию одной из договаривающихся сторон, при ввозе их на территорию другой стороны не будут облагаться ни иными, ни более высокими сборами, чем те, которые надлежало бы взимать с таких же товаров, прибывающих прямо из страны их происхождения. Фрахты, тарифы и иные за провоз транзитных товаров сборы не могут быть выше таковых, установленных за провоз однородных товаров местного значения на том же пути в том же направлении.
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге
Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Текст научной работы на тему «РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 Г. В ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИИ». Все главные новости. Русофобская политика Пилсудского привела Польшу к катастрофе. – отметил Сергей Нарышкин. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор.
обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. Рижский мирный договор, подписанный Россией, Украиной и Польшей, завершал польско-советскую войну. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас. Все главные новости. Русофобская политика Пилсудского привела Польшу к катастрофе. – отметил Сергей Нарышкин. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. Польша вспоминает столетие Рижского мирного договора. 18 марта в Риге было подписано соглашение, которое оформило окончание польско-советской войны 1919 — 1921 годов.