«Реформа КНД идет, но ее реализацией надо управлять»,— говорит она, отмечая упорядочивание в концепции трех важных процессов.
Ежегодная экономия бизнеса от реформы КНД составила 200 млрд руб – вице-премьер
«В ходе реализации поручения Президента Российской Федерации о проведении реформы КНД и «регуляторной гильотины» Комиссией СФ совместно с Минэкономразвития РФ проводится. Реформу контрольно-надзорной деятельности Правительство реализует в рамках поручения Президента. С начала реформы создана федеральная информационная система, проведена инвентаризация обязательных требований и правил ведения бизнеса. Президент РФ Владимир Путин поручил к 15 октября запустить следующий этап реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), а также отменить проверки для предпринимателей. Реформа КНД уже получила положительные оценки регионального бизнеса. Проблемным вопросам внедрения реформы контрольно-надзорной деятельности в Республике Башкортостан будет посвящен круглый стол с участием Уполномоченного по защите прав.
Цифра на контроле: какие электронные сервисы внедряются в КНД
Основные положения нового регулирования государственного контроля надзора и муниципального контроля, установленные Федеральным законом "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступили в силу 1 июля 2021 г. В течение 2020 и 2021 годов проведена масштабная работа по формированию базы нормативных правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, закрепляющей новую систему регулирования контроля. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, принято 12 общих и более 70 отраслевых постановлений Правительства Российской Федерации, 2500 положений о видах контроля принято на региональном уровне и более 20000 - на муниципальном. При формировании нормативной базы на уровне Федерального закона "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" было закреплено наличие нескольких информационных систем, которые должны использоваться при проведении контрольных надзорных мероприятий.
Основной информационной системой стал единый реестр контрольных надзорных мероприятий оператор - Генеральная прокуратура Российской Федерации , в котором учитываются каждое проводимое контрольное надзорное мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом и 2 вида профилактических мероприятий профилактический визит и предостережение. Впервые введены новые инструменты профилактики нарушений обязательных требований. Федеральным законом "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено право контролируемых лиц на досудебное обжалование решений контрольных надзорных органов, действий бездействия их должностных лиц, которое осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - портал госуслуг , а также может осуществляться посредством региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Функционирование подсистемы досудебного обжалования реализовано на базе государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной надзорной деятельности" далее - государственная информационная система. Механизм обжалования постепенно становится все более востребованным за счет качества сервиса - в 2022 году поступило 9 тыс. Принцип досудебного обжалования должен быть интегрирован и в систему взаимоотношений собственников жилья, управляющих компаний и контрольных надзорных органов.
Зачастую граждане сразу направляют жалобы в контрольный надзорный орган, игнорируя организацию, непосредственно осуществляющую управление многоквартирным домом. Современные сервисы государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, доступные гражданам, уже позволяют в автоматизированном режиме формировать жалобы по вопросам нарушения обязательных требований и направлять такие жалобы в адрес управляющих компаний для принятия соответствующих мер по устранению указанных нарушений. Важной видится реализация в виде закрепления на законодательном уровне принципа первого обязательного обращения гражданина с жалобой именно в адрес управляющей компании.
Отдельными органами власти в течение нескольких лет ведется расчет показателей причиненного вреда ущерба , решения о включении в план проведения плановых контрольных надзорных мероприятий принимаются на основе категорирования объектов контроля в зависимости от риска причинения вреда ущерба , отдельные внеплановые контрольные надзорные мероприятия проводятся на основании сведений о срабатывании индикаторов риска нарушения обязательных требований далее - индикаторы риска , активно применяются инструменты профилактики. Но говорить о том, что центральные концепции нового регулирования интегрированы в работу контрольных надзорных органов на системном уровне, преждевременно. В настоящее время контрольными надзорными органами не завершено внедрение отдельных инструментов в сфере профилактики нарушений, консультирования контролируемых лиц, самообследования и цифрового взаимодействия между контролируемыми лицами и контрольными надзорными органами, в системах управления рисками не всегда учитывается добросовестность контролируемых лиц, не в полную силу работают индикаторы риска и информирование о результатах осуществления государством контроля надзора.
При этом каждый вид контроля надзора , безусловно, имеет ряд особенностей, обусловленных технологическими процессами, отраслевой спецификой контроля надзора , а также ожиданиями бизнеса и граждан. Так, предлагается совершенствование проведения контрольных надзорных мероприятий в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении объекта контроля, которым владеют несколько контролируемых лиц. Также необходимо дальнейшее совершенствование проведения контрольных надзорных мероприятий в отношении производства и оборота отдельных видов продукции, нелегальный оборот которых несет высокие риски причинения ущерба экономическим интересам государства, прежде всего табачной и никотинсодержащей продукции.
Необходимо осуществить переход к проведению большинства внеплановых контрольных надзорных мероприятий на основании индикаторов риска. Для удобства контролируемых лиц будут созданы "калькуляторы рисков" для автоматизированного расчета категории риска , позволяющие рассчитать для контролируемого лица категорию риска в целях подтверждения обоснованности проведения плановых контрольных надзорных мероприятий, а также обжалования присвоенной категории риска контролируемыми лицами. Кроме того, необходимо отметить, что действующая система контрольной надзорной деятельности профилактика, досудебное обжалование динамично развивается, в связи с чем необходимо предусмотреть актуализацию ключевых показателей результативности и эффективности деятельности контрольных надзорных органов не менее одного раза в 4 года с учетом практики их применения.
Важным этапом совершенствования контрольной надзорной деятельности должно стать создание системы регулярного профессионального развития сотрудников контрольных надзорных органов. Отдельного внимания требуют виды муниципального контроля. Так, требуется дополнительная проработка в части возможного уточнения предмета муниципального земельного контроля в связи с его аналогией с предметом федерального государственного земельного контроля надзора.
Также отсутствует единообразие в подходах к определению предмета и объектов муниципального контроля в сфере благоустройства. В связи с этим необходимо принятие на федеральном уровне нормативных правовых актов, которыми будут установлены единые подходы и принципы осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, в частности закрепление предмета контроля, определение перечня видов объектов контроля, с возможностью органам местного самоуправления самостоятельно определить и дополнить указанный перечень с учетом территориальных, климатических и иных местных особенностей, закрепив их в положении о виде контроля. Для целей эффективного устранения угрозы нарушения обязательных требований для муниципального контроля необходимо разработать отдельную форму проведения контроля в форме специального режима, предоставляющую возможность перемещения инспекторов по определенной территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Кроме того, в части государственного контроля надзора будут подготовлены изменения в Федеральный закон "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", предусматривающие исключение из-под его действия видов государственного контроля надзора , отвечающих требованиям ведомственного контроля, а именно контроля учредителей за подведомственными учреждениями например, контроль за библиотеками, архивами, фондами социального страхования. Отдельного внимания требуют работы по приведению норм законодательных и иных правовых актов о контроле надзоре в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации. Одновременно необходимо обеспечить принцип, при котором деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями, руководствами по соблюдению обязательных требований, решениями и рекомендациями, принятыми по результатам контрольных надзорных и профилактических мероприятий, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
Соблюдать обязательные требования должно быть выгодно контролируемым лицам. Одновременно такое состояние контролируемой среды должно достигаться при минимальном количестве проведенных контрольных надзорных мероприятий в формате "обязательные требования соблюдаются, контрольные надзорные мероприятия не проводятся". Таким образом, контрольные надзорные органы, осуществляющие основные массовые и социально значимые виды контроля надзора , а также органы-регуляторы должны обеспечить ускоренную трансформацию контрольной надзорной деятельности в соответствии с планом-графиком реализации Концепции совершенствования контрольной надзорной деятельности до 2026 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г.
Развитие систем управления рисками Контрольные надзорные органы, будучи частью единой системы органов исполнительной власти, должны оставаться проводниками экономической политики государства, а потому они также ответственны за экономическое развитие и рост. Следовательно, цели контрольных надзорных органов заключаются в сбалансированной защите охраняемых законом ценностей, не препятствующей экономическому развитию в подконтрольной сфере. Требуют доработки системы категорирования объектов контроля, в частности требуется учитывать индивидуальные характеристики объектов контроля, предусмотреть возможность снижения категорий риска при соответствии критериям добросовестности.
Категорирование объектов контроля должно осуществляться с использованием реестра объектов контроля для формирования единого профиля риска контролируемого лица, что позволит всесторонне оценивать риски. Плановый контроль в форме контрольных надзорных мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия, включая профилактические мероприятия, позволяющие по их итогам выдавать предписания об устранении нарушений.
Оценка исполнения выданных предписаний будет проводиться в общем порядке, то есть изначально без взаимодействия с контролируемым лицом и, если имеющихся сведений недостаточно, посредством проведения контрольного надзорного мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. С целью обеспечения прозрачности системы управления рисками для контролируемых лиц будет реализован сервис "калькулятор рисков", который позволит в режиме реального времени определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля и возможные факторы, влияющие на ее изменение. Другим важным нововведением является формирование цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска.
Параллельно будет реализован реестр уведомлений о начале осуществления деятельности, который позволит поддерживать реестр объектов контроля в актуальном состоянии. Также необходимо расширить перечень сведений, характеризующих добросовестность контролируемых лиц, и обеспечить учет таких сведений при категорировании объектов контроля. Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля Принятие Федерального закона "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" обусловило внедрение индикаторов риска в качестве инструмента риск-ориентированного подхода при осуществлении внепланового контроля.
На возможность нарушения указывают индикаторы риска. По сути, проверка становится инструментом предотвращения нарушения законодательства. Индикатор риска она сравнила с лампочкой: если «включаются» 2—3 индикатора, то у органов контроля возникает основание для того, чтобы начать проверку. Потому что, когда сработали «лампочки», контролёры проверяют ровно то, на что они сработали. Это не комплексная проверка — экономится время», — отметила Марина Блудян. К примеру, у Россельхознадзора одним из индикаторов для возможного выхода на проверку может стать наличие диспропорции при выпуске молока и сырья для его производства: если количество выпуска молока увеличивается, а сырья для его производства — нет, то это может свидетельствовать о признаках нарушения технологии.
Одним из индикаторов по линии МЧС является ложное срабатывание противопожарной сигнализации — значит, она может быть неисправна. Контрольные мероприятия спасатели могут начать, если такое происходит по несколько раз за месяц. Для Минпромторга основанием для проверки могут стать подозрительные действия фармацевтического предприятия. Так, если производитель в два раза чаще, чем в прошлом году, отзывает из обращения серии лекарств, это может указывать на ненадлежащее состояние производства.
Особую роль в этом должна сыграть профилактика, которая признается законопроектом в качестве неотъемлемой части государственного контроля надзора. Органы контроля и их должностные лица должны стать государственными консультантами бизнеса.
Все обязательные требования, подлежащие проверке, должны быть собраны органами контроля, отсортированы по видам контроля и размещены в сети «Интернет» для всеобщего доступа. Органы контроля должны постоянно анализировать практику применения обязательных требований, наиболее частые нарушения и при необходимости выступать с инициативами по изменению законодательства и подзаконных правовых актов. Мостиком между обязательными требованиями и бизнесом станут руководства по соблюдению обязательных требований - официальные разъяснения, издаваемые органами контроля, в том числе по всем вновь принимаемым или изменяемым обязательным требованиям. Важнейшим новшеством законопроекта «О государственном контроле...
Для этого Россия участвует в автоматизированном обмене информацией между странами, осталось не так много территорий, где ФНС не сможет узнать о ваших счетах и оборотах по ним. Налоговый контроль усложняется, делается все более четким и неотвратимым, судебная практика становится все более сложной, неоднозначной, именно потому налогоплательщики должны знать, как грамотно себя вести и защищаться. Реформа контрольно-надзорной деятельности Одной из причин, почему мы решили взяться за публикации данных статей — это то, что контрольно-надзорная система в последние годы была сильно реформирована, причем её реформы проводились под контролем Президента РФ, Госдумы РФ и Правительства РФ, которые заявляли о том, что с помощью «регуляторной гильотины» будут отменены многочисленные подзаконные акты и некоторые законы, с тем, чтобы перестали действовать еще советские нормы и правила, а также устаревшие нормы. Работа была проделана впечатляющая, были действительно отменены сотни тысяч документов. Но принятые многие вместо отменённых документы у специалистов вызывают разные вопросы, о которых, мы сможем рассказать если будет к этому интерес у читателей нашего блога. Нельзя сказать, что замена нормативно-правовой базы улучшила как-то жизнь бизнеса, многие это даже не заметили этой работы.
Зато чиновникам стало легче. Также отметим, что скорость с которой проводилась реформа, конечно, привела ко многим противоречиям и усложнениям, а не к упрощению. Тут, конечно, много факторов сыграло свою роль.
Минэкономразвития РФ выпустило видеоролики о реформе КНД
Новости. Этот документ дает внешнюю оценку всем аспектам реформы КНД, начатой в 2015 году и состоявшейся в 2020-2021 годах, пишет "Коммерсант". Законопроект «О государственном контроле» должен стать основным правовым актом в реформе контрольно-надзорной деятельности, которая ведется в России с 2014 года. О реформе. Одним из главных условий повышения инвестиционной привлекательности России является снижение административного давления на бизнес, связанного с реализацией. Читайте новости Воскресенска об КНД, а также содержащие упоминание об КНД. И причина здесь, несомненно, одна: реформа КНД — это фактически ликвидация излишних обязательных требований чиновников, которую доверили чиновникам.
Реформа КНД в 2020 году сосредоточится в рабочих группах гильотины
Новости Главконтроль представил инициативы в сфере контрольно-надзорной деятельности на ПМЮФ-2023. Реформа КНД и моратории на проверки в цифрах. Это будет одним из этапов реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) в России — её главными задачами являются отказ от «палочной» системы госпроверок и внедрение. «Снижение размера штрафов в отношении бизнеса в 2021 году говорит о том, что реформа КНД — в действии.
Ежегодная экономия бизнеса от реформы КНД составила 200 млрд руб – вице-премьер
Суть в том, что риск ориентированный подход предполагает обнаружение риска в конкретной точке и адресное проведение проверок», — сказал он. По его словам, эффективная публичная система индикаторов риска позволит предпринимателям избегать нарушений. Депутат также считает, что успешная реформа контрольной системы станет основой новой экономической реальности в России. Он считает, что изменения ключевого подхода к госконтролю коснется каждого потребителя, позитивно скажется на качестве товаров и услуг, станет стимулом для расширения производств, снижению цен и росту числа рабочих мест.
В частности, обещаны такие изменения: — уменьшение количества плановых проверок всех субъектов, кроме объектов контроля с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска, — создание карты рисков для каждого вида контроля, — расширение на основе карты рисков количества индикаторов риска, «своих» для каждой отрасли то есть появление новых предлогов для внепланового контроля. Главное — индикаторы должны быть понятны и публичны, что будет способствовать повышению доверия к результатам проверок со стороны предпринимателей. Министр экономического развития РФ подчеркнул, что «при профилактическом визите предписание дать можно, а оштрафовать нельзя».
Профилактические визиты бывают: Обязательные — отказаться нельзя. В 2023 их будут проводить в образовательных учреждениях, которые связаны с государством или муниципалитетами. Необязательные — разрешено отказаться, но как минимум за три дня до назначенной даты. Отказ лучше чем-то мотивировать.
Она добавила, что Правительство внедрило систему досудебного урегулирования жалоб по любому контрольному мероприятию: жалобу рассматривает не орган, в отношении которого подано заявление, а вышестоящая инстанция. О реализации программ по развитию бизнеса и обмене опытом запуска профильных комитетов дискутировали в рамках сессии «Женское предпринимательство — драйвер экономического роста». Мы формируем программы и проекты по поддержке и вовлечению женщин в экономику и предпринимательство. Команда Комитета за 10 месяцев этого года провела уже 980 мероприятий с охватом более 20 млн человек», — рассказала спикер. Участвовавший в дискуссии исполнительный директор Комитета по развитию женского предпринимательства Алексей Ганеев подчеркнул, что российские предпринимательницы сталкиваются с новыми вызовами. В рамках параллельных дискуссий также обсудили тему «Партнерство социального предпринимательства и государства в регионе и на местах в текущих экономических условиях». Это, считает он, позволяет оперативно отслеживать изменения и учитывать региональные особенности сферы. Однако приоритеты территорий изменились и не всегда направлены на поддержку социальной сферы. При этом данная сфера очень быстро и гибко перестраивается, готова удовлетворять новые потребности, охватывать новые целевые аудитории, решать непроработанные проблемы, что важно делать в партнерстве с государством», — подчеркнул спикер. Со своей стороны, заместитель Председателя Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по социальному предпринимательству Светлана Налепова отметила, что социальные предприниматели всегда были драйверами развития территорий через решение социальных проблем: «Мы можем быстро адаптироваться под экстренные и меняющиеся задачи в зависимости от территорий. Государственным структурам выполнять такие задачи сложно, порой невозможно.
Главконтроль представил инициативы в сфере контрольно-надзорной деятельности на ПМЮФ-2023
Представители Россельхознадзора примут участие в конференции «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы». Домой Теги реформа КНД. Тег: реформа КНД. Нет постов для отображения. Разместите свой сайт в Timeweb. 10:00–12:00 Подведение итогов года реализации Реформы КНД 12:30-14:00 Оптимизация ОТ и внедрение чек-листов15:00-17:30 Госконтроль 2.0: образ будущегоподпиш. Реформу контрольно-надзорной деятельности Правительство реализует в рамках поручения Президента.
Правительство создаст единую систему контроля за всем надзором в стране
→Реформа контрольной и надзорной деятельности является одним из основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2025 года. Реформа контрольно-надзорной деятельности КНД перешла на новый уровень. Во многом рабочие группы и определят, как будет выглядеть КНД на ближайшие пять лет — срок, после которого потребуется новый пересмотр требований. РЕФОРМА КНД ✔ Начальник госжилинспекции Ярославской области Оксана Гладун приняла участие в расширенном заседании.