Статья автора «Коммерсантъ» в Дзене: Запустило реформу КНД послание президента Федеральному собранию 2019 года. Новости. Этот документ дает внешнюю оценку всем аспектам реформы КНД, начатой в 2015 году и состоявшейся в 2020-2021 годах, пишет "Коммерсант". «Регуляторная гильотина» – это один из этапов масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности. Реформа КНД и моратории на проверки в цифрах.
Трансформация всей системы КНД и новый закон №248-ФЗ: итоги, изменения и цифровизация сферы
› Новости, информация, профилактические мероприятия о КНД. Вопросы реформы контрольной и надзорной деятельности (КНД). Герман Зверев обратил внимание кураторов реформы КНД в аппарате Правительства РФ и Минэкономразвития России на появление «прокси-КНД». Реформа КНД уже получила положительные оценки регионального бизнеса. Президент РФ Владимир Путин поручил к 15 октября запустить следующий этап реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), а также отменить проверки для предпринимателей.
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении КНД
- Главконтроль представил инициативы в сфере контрольно-надзорной деятельности на ПМЮФ-2023
- Эксперты обсудят проблемы внедрения реформы КНД в Башкирии | Пресс-релизы на РБК+ Башкортостан
- Трансформация всей системы КНД и новый закон №248-ФЗ: итоги, изменения и цифровизация сферы
- Цифра на контроле: какие электронные сервисы внедряются в КНД
- Два главных закона контрольно - надзорной деятельности (КНД)
- Реформа контрольной (надзорной) деятельности
«Цель реформы КНД – переход от карательной модели к партнерской»
«Цель реформы КНД – переход от карательной модели к партнерской» | Москва | ФедералПресс | Это предусмотрено реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), цель которой — снизить административную нагрузку на бизнес. |
Трансформация всей системы КНД и новый закон №248-ФЗ: итоги, изменения и цифровизация сферы | Первое этапы реформы показали, что при грамотном использовании профилактических мероприятий качество контроля на фоне уменьшения числа проверок не снижается. |
Как в России повышают эффективность проверок бизнеса | ОПОРА РОССИИ: Коммерциализация результатов научной деятельности, патентование изобретений и реформа КНД. |
Росздравнадзор принял участие в работе конференции «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы» | Во многом рабочие группы и определят, как будет выглядеть КНД на ближайшие пять лет — срок, после которого потребуется новый пересмотр требований. |
Два главных закона контрольно - надзорной деятельности (КНД) | Проблемным вопросам внедрения реформы контрольно-надзорной деятельности в Республике Башкортостан будет посвящен круглый стол с участием Уполномоченного по защите прав. |
Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги и дальнейшие перспективы
Например, в последний год мы заметили, что ФНС внедрила специальную автоматизированную скроллинговую систему, направленную на проверки самозанятых, которые могут использоваться для ухода бизнеса от выплаты «зарплатных налогов»: страховые взносы и НДФЛ. Конечно, как защититься и подготовиться к этому — отдельная тема. Также ФНС пытается установить контроль за работой дистанционных работников и ИП, работающих за рубежом. Для этого Россия участвует в автоматизированном обмене информацией между странами, осталось не так много территорий, где ФНС не сможет узнать о ваших счетах и оборотах по ним. Налоговый контроль усложняется, делается все более четким и неотвратимым, судебная практика становится все более сложной, неоднозначной, именно потому налогоплательщики должны знать, как грамотно себя вести и защищаться. Реформа контрольно-надзорной деятельности Одной из причин, почему мы решили взяться за публикации данных статей — это то, что контрольно-надзорная система в последние годы была сильно реформирована, причем её реформы проводились под контролем Президента РФ, Госдумы РФ и Правительства РФ, которые заявляли о том, что с помощью «регуляторной гильотины» будут отменены многочисленные подзаконные акты и некоторые законы, с тем, чтобы перестали действовать еще советские нормы и правила, а также устаревшие нормы. Работа была проделана впечатляющая, были действительно отменены сотни тысяч документов. Но принятые многие вместо отменённых документы у специалистов вызывают разные вопросы, о которых, мы сможем рассказать если будет к этому интерес у читателей нашего блога. Нельзя сказать, что замена нормативно-правовой базы улучшила как-то жизнь бизнеса, многие это даже не заметили этой работы.
Этот механизм комфортен для добросовестных предпринимателей", - указал премьер-министр. Продолжится развитие инструментов риск-ориентированного подхода, чтобы предотвращать возможные нарушения. Вице-премьер, глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко рассказал о некоторых положениях новой концепции. По сути, проверка становится инструментом предотвращения нарушения, а не каким-то наказанием". При таком подходе исключены проверки ради проверок и ситуации, когда надзорные органы сначала приходят на проверку, а потом начинают искать нарушения, чтобы оправдать ее. По сути, проверка становится инструментом предотвращения нарушения, а не каким-то наказанием Второе направление работы - цифровизация.
Однако сумма штрафов уменьшилась с 42,3 миллиарда до 30 миллиардов рублей. В то же время заметной динамики к переходу по большей части использования предупреждений пока нет. По крайней мере, в качестве первоначальной меры воздействия на бизнес, пояснил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, отвечая на вопрос о результатах IV Индекса административного давления на бизнес. Последний сформировали для ежегодного доклада Владимиру Путину. Борис Титов считает необходимым повысить качество анализа контрольно-надзорной деятельности. Для этого нужно объединить все разрозненные формы ее учета на базе имеющегося Единого реестра контрольных надзорных мероприятий.
Совместными усилиями нам удалось добиться продления отсрочки по уплате страховых взносов для организаций и ИП, ранее предоставленной в 2022 году, а также срока обращения за кредитными каникулами, освободить туроператоров от НДС, расширить параметры промышленной ипотеки и увеличить финансирование на создание модельных некапитальных средств размещения, перечислил часть побед Организации Калинин. Реформа КНД Первый блок заседания был посвящен обсуждению круга вопросов, связанных с реформированием системы контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Спикеры говорили о положительном эффекте новых подходов, а также о том, какие аспекты следует учесть для дальнейшего улучшения. В структурном разрезе снизилось количество плановых и внеплановых проверок: первые проводятся в отношении организаций с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска, а вторые — на основе индикаторов риска. Поскольку сейчас индикаторы становятся фактически единственным основанием для проведения проверок невысокорисковых объектов, важно, чтобы они действительно отражали существенные риски, а не были формальными. Работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности, по словам Президента бизнес-объединения, необходимо и далее продолжать, в том числе с учетом обратной связи от бизнеса. Регуляторные изменения произошли и в части привлечения МСП к административной ответственности, заметил спикер. Если 8-10 лет назад опросы «ОПОРЫ РОССИИ» показывали, что проверки были всегда волнующей темой для бизнеса, то сейчас, по данным опроса, проведенного весной-летом для подготовки доклада партийного проекта «Предпринимательство», эта проблема выпала из десятки ключевых. Мы вместе с государством в борьбе за рентабельность и эффективность», — подчеркнул эксперт. При этом Сергей Борисов отметил проблему роста неналоговых платежей для бизнеса: «Очень большой груз неналоговых платежей — 3-4 трлн рублей, это говорит нужно продолжать дальнейшую работу по решению общих системных вопросов», — заключил Сергей Борисов. Например, до внедрения этого подхода контрольные органы проверяли всех подряд, сейчас все объекты распределены по категориям, проходят фильтр. То есть, подчеркнул спикер, сотрудники КНО ходят только туда, где это требуется. Также Андрей Спиридонов отметил существенный рывок во внеплановых проверках, особенно в контексте индикаторов риска.
Реформа контроля и надзора не заработает без внимания власти и бизнеса
Все требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые вводятся всего два раза в год, а не бесконтрольно как раньше. Риск-ориентированный подход к проверкам Правительство усовершенствовало процедуру проведения контрольных мероприятий. Введен риск-ориентированный подход, то есть система управления рисками. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой — не проверяются. Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года — с 243 тыс. Досудебное обжалование решений На стыке интересов государства и бизнеса зачастую возникают спорные ситуации. Правительство поставило перед собой задачу сделать способ разрешения таких споров простым и удобным для бизнеса. Для этого была введена процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных органов. Как раньше выглядело оспаривание? Через суд. А это юристы, денежные и временные затраты.
И в лучшем случае решение можно ожидать через полгода. А в современном мире самый главный ресурс — временной и человеческий.
Также усовершенствовано проведение контрольных мероприятий, сообщил зампред правительства. В 2021 году количество проверок снизилось почти в два раза по сравнению с 2019 годом. На едином портале госуслуг ЕПГУ запущен сервис обжалования решений контрольных органов. Время рассмотрения жалобы — 10 дней.
С 10 марта введён мораторий на все проверки, за исключением случаев с высокими рисками. На ЕПГУ создана вкладка для жалоб на нарушение моратория.
Тип файла: Размер: 4. Специалист рассказывает о существующих нормах и даёт рекомендации по их соблюдению. Даже если нарушения найдут, штрафа не будет. Профилактические визиты бывают: Обязательные — отказаться нельзя.
Значимой новацией закона об обязательных требованиях является норма ч. Статьей 17 закона закладываются условия проведения «регуляторной гильотины».
Разработчиками выбрана достаточно удачная модель, минимизирующая имеющиеся риски игнорирования требований «регуляторной гильотины» органами исполнительной власти и угрозу возникновения правового вакуума при отсутствии к установленному сроку вновь принятых обоснованных обязательных требований. Это, по замыслу реформаторов, значительно сократит административную нагрузку на бизнес, и повысит уровень безопасности потребителей, иными словами будет способствовать достижению намеченных целей реформы КНД. Проводимая в настоящий период реформа КНД характеризуется рядом отличительных признаков, продиктованных требованиями времени, разнонаправленностью целей реформы и развитием науки и техники. Назовем их. Во-первых, при обсуждении имеющихся проблем и путей их решения в данной области были привлечены научные деятели, представители малого, крупного и среднего бизнеса, что предопределило открытый характер принятия решений в рамках реформы. Продуманная инфраструктура реформы в виде комиссий и рабочих групп обеспечила баланс их интересов. Во-вторых, основополагающим звеном реформы явился мониторинг устаревшего законодательства с целью устранения норм, ставших барьером для развития бизнеса и экономики и синхронное обновление обязательных норм, реализуемых при проверках бизнеса и направленных как на защиту охраняемых законом ценностей, так и на понижение рисков нанесения им вреда, соединённого с занятием предпринимательской деятельностью. Так называемая идея «регуляторной гильотины».
В-третьих, ключевым направлением реформы выступает широкое внедрение цифровых технологий в повседневную деятельность органов государственного контроля. В-четвертых, реформа КНД отличается серьезным методологическим основанием и тщательной методологической проработкой. Их обеспечили разработанная система общих принципов КНД и стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. В-пятых, заложен принцип автоматизма в проведении периодической инвентаризации обязательных требований: сохранение требования в силе потребует активных действий от органов исполнительной власти, способствуя созданию благополучной нормативной и социальной среды, в которой в дальнейшем не будут применяться необоснованные и абсурдные нормы. Возникающие в сфере КНД отношения разнообразны и многоаспектны. В связи с этим, несмотря на позитивные новации, содержащиеся в законе о государственном контроле и в законе об обязательных требованиях, им присущи и некоторые недостатки.
Правительство создаст единую систему контроля за всем надзором в стране
Реформа КНД: новый госземнадзор на практике | Регуляторная гильотина — часть реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), целью которой является снижение административной нагрузки на бизнес, повышение. |
«Цель реформы КНД – переход от карательной модели к партнерской» | Москва | ФедералПресс | С начала реформы создана федеральная информационная система, проведена инвентаризация обязательных требований и правил ведения бизнеса. |
Реформа КНД: новый госземнадзор на практике | Реформа КНД уже получила положительные оценки регионального бизнеса. |
Росздравнадзор принял участие в работе конференции «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы»
Полным ходом идет первый этап реформы КНД, известный как регуляторная гильотина: множество старых нормативных правовых актов отменяются, взамен принимаются новые. Отчет Дмитрия Григоренко о реформе КНД добавил ему работы. 10:00–12:00 Подведение итогов года реализации Реформы КНД 12:30-14:00 Оптимизация ОТ и внедрение чек-листов15:00-17:30 Госконтроль 2.0: образ будущегоподпиш. Правительство готовит следующий этап реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию ее совершенствования в следующие.
Минэкономразвития РФ выпустило видеоролики о реформе КНД
Указанные справочники используются в других информационных системах, таких как единый реестр контрольных надзорных мероприятий, государственная информационная система и другие. Это позволяет всем информационным системам общаться "на одном языке". В рамках развития планируется обеспечить автоматизацию подсчета категорий риска, "калькулятор рисков" будет выводиться в личном кабинете контролируемого лица на портале госуслуг. В целях повышения клиентоориентированности создан функциональный личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг, позволяющий в режиме "одного окна" взаимодействовать с контрольными надзорными органами. В личном кабинете на портале госуслуг реализованы сервисы юридически значимого уведомления и информирования обо всех контрольных надзорных и профилактических мероприятиях с соответствующими документами, а также об объектах с присвоенной категорией риска в форме отображения сведений в отдельном разделе. В 2024 году будет завершена разработка базовой функциональности взаимодействия контролируемых лиц и контрольных надзорных органов на портале госуслуг, в частности личный кабинет и вся его функциональность будут доступны физическим лицам.
Вместе с тем в 2024 году личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг пополнится новыми средствами, такими как направление уведомлений о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, появятся новые формы уведомлений, расширяющие перечень жизненных ситуаций взаимодействия бизнеса и инспекторов. Оперативное взаимодействие контролируемого лица с контрольным надзорным органом в электронном формате обеспечивается с помощью личного кабинета на портале госуслуг и сервисов запроса документов и их направления в электронном формате, отказа от профилактического визита и оценки его проведения, подачи заявлений на осуществление профилактического визита и консультирования, а также новых возможностей механизма досудебного обжалования. На базе единого реестра видов контроля создан справочник оснований проведения контрольных надзорных мероприятий, справочник поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых контрольных надзорных мероприятий, проверок. Кроме того, категорирование объектов осуществляется в едином реестре видов контроля, реестр объектов контроля переведен на реестровую модель, приказы о категорировании более не применяются. Реестр объектов контроля интегрирован с единым реестром контрольных надзорных мероприятий, который использует объекты из единого реестра видов контроля для плановых контрольных надзорных мероприятий в обязательном порядке, что позволяет обеспечить прослеживаемость данных.
В рамках доработки реестр объектов контроля получит раздел "Предлагаемые к категорированию", в котором будут отображаться данные, в том числе на основании поданных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений в рамках уведомительных режимов единый реестр уведомлений также реализуется на базе единого реестра видов контроля. Во всех информационных системах для целей осуществления государственного контроля надзора используются сведения об обязательных требованиях из реестра обязательных требований с учетом исключения для муниципального уровня , внесение обязательных требований инспектором в ручном режиме должно быть исключено уже исключено на федеральном уровне. Информация о количественных данных передается из единого реестра контрольных надзорных мероприятий. Аналитика на основании этих данных производится в информационной панели в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" далее - система "Управление". С введением в продуктивную среду новой версии вида сведений "Размещение сведений в едином реестре контрольных надзорных мероприятий" версии 6.
При этом такое расширение набора данных не требует дополнительного изменения действующих нормативных правовых актов. Необходимо обеспечить полноценную интеграцию реестра обязательных требований с единым реестром видов контроля и единым реестром учета лицензий разрешений для получения справочников. Все ведомственные системы, используемые в сфере контроля надзора , а также единый реестр контрольных надзорных мероприятий и подсистема досудебного обжалования государственной информационной системы должны быть интегрированы с реестром обязательных требований и получать справочники обязательных требований. Также реестр обязательных требований должен выступать в качестве единой цифровой площадки для формирования проверочных листов и проведения самообследования. Опыт организации деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в условиях действия ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 , показал, что применение технологий дистанционного взаимодействия не только необходимость, но и способ снижения издержек.
Контрольные надзорные органы столкнулись с необходимостью контроля за деятельностью контролируемых лиц в дистанционном формате в условиях ограничения проведения контрольных надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом. Федеральный закон "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусматривает проведение ряда контрольных надзорных мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. При этом дистанционное взаимодействие требует как соответствующего технического и технологического оснащения, так и адаптации процессов организации и осуществления контрольных надзорных и профилактических мероприятий контрольными надзорными органами с учетом особенностей и ограничений данного формата взаимодействия. В целях обеспечения дистанционного взаимодействия разработано мобильное приложение "Инспектор", которое позволяет с любых мобильных устройств и стационарных компьютеров дистанционно осуществлять оценку соблюдения обязательных требований, проводить профилактический визит и контрольное надзорное мероприятие. Подтверждение устранения нарушений будет осуществляться в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Для контролируемого лица чек-лист на основании перечня нарушений будет формироваться автоматически на основании единого реестра контрольных надзорных мероприятий. Если представлены материалы для подтверждения устранения нарушения, они должны быть оценены до назначения повторной проверки. Для осуществления контроля и профилактики создаются ведомственные информационные системы либо используется государственная информационная система, которая позволяет оформлять все действия и формировать все документы внутри системы единообразно и с интеграцией с системой Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Разработана система по ведению дел об административных правонарушениях, созданная на базе государственной информационной системы, что позволяет завершить формирование цифрового контура информационных систем. Внедрение такой системы позволит реализовать сквозной процесс - от проведения контрольного надзорного мероприятия до привлечения к ответственности за выявленные нарушения обязательных требований, что в целом повысит качество подготовки материалов дела путем стандартных шаблонов, справочников и заполнения полей на основании ранее введенных данных , сократит сроки их подготовки и передачи, позволит обеспечить учет и систематизацию дел об административных правонарушениях, в том числе для целей отслеживания, обобщения и анализа результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, формирования правоприменительной практики, а также определить наиболее нарушаемые обязательные требования для целей их последующего анализа и оценки необходимости пересмотра.
Вместе с тем весь процесс осуществления контроля в цифровом виде осложняют несколько факторов. Отсутствует единая система прослеживаемости завершения процесса контроля, в частности производства по делам об административных правонарушениях, что не позволяет собирать информацию о налагаемой ответственности за нарушения обязательных требований и допускает возможность ошибки при назначении наказаний за те или иные правонарушения. Не налажен полный сквозной процесс осуществления контроля во всех контрольных надзорных органах. Некоторыми контрольными надзорными органами проводятся контрольные надзорные и профилактические мероприятия без использования информационных систем, обеспечивающих такой сквозной процесс. Наличие множества информационных систем разного уровня в контрольных надзорных органах не позволяет обеспечивать быстрый обмен данными между их инфраструктурой и, соответственно, допускает нарушения нормативных сроков ведения таких систем.
Отсутствует единый личный кабинет инспектора, который бы позволял работать в единой инфраструктуре всех систем со сквозной верификацией. Инспекторский состав должен иметь возможность работать в одной информационной системе, обеспечивающей все функции контрольного надзорного органа, а в условиях удаленной работы - в специальном мобильном приложении. Такое мобильное приложение должно также обеспечивать возможность проведения мероприятий в формате видео-конференц-связи, подтверждение устранения нарушений без проведения проверок. Накопленный массив данных о контрольной надзорной деятельности должен быть структурирован на информационных панелях для руководителей и специалистов разного уровня. Смежные с контрольной надзорной деятельностью процессы, такие как административное делопроизводство, также должны быть включены в сквозной процесс.
Практически отсутствует цифровая фиксация инцидентов, влекущих за собой риск причинения вреда ущерба охраняемым законом ценностям. Таким образом, помимо необходимых совершенствований отдельных функций существующих систем, необходимо перевести цифровой контур информационных систем на единую цифровую платформу Российской Федерации "Гостех" далее - платформа "Гостех" для возможности масштабирования функционала по осуществлению контроля надзора. Инфраструктурный перевод на платформу "Гостех" информационных систем позволит сократить издержки на их содержание, а также исключить ошибки при передаче данных из одной системы в другую, ускорить обновления интеграций при доработке модели данных. Одновременно с этим необходимо актуализировать процессы при осуществлении контроля надзора в контрольных надзорных органах и при отсутствии у них информационной системы полного цикла переводить такие органы на государственную информационную систему. В этой связи в рамках платформы "Гостех", объединяющей информационные системы в сфере контроля, необходима подсистема координации контрольной деятельности государственной информационной системы, которая будет являться агрегатором всей информации о контроле перед ее направлением в единый реестр контрольных надзорных мероприятий и позволит повысить эффективность работы контрольных надзорных органов за счет внедрения системы единых справочников и логических контролей.
При этом плановые проверки сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры. Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Еще одним важным направлением является запрет на привлечение к административной ответственности, если нарушение было выявлено вне рамок проведения контрольного надзорного мероприятия за исключением ряда сфер, например, нарушений ПДД.
До 2026 года правительство намерено реализовать новые планы по улучшению КНД. Мишустин напомнил, что по поручению президента уже продлен мораторий на проверки бизнеса, кроме отдельных случаев, когда стоит вопрос безопасности граждан, их здоровья и благополучия.
Этот механизм комфортен для добросовестных предпринимателей", - указал премьер-министр. Продолжится развитие инструментов риск-ориентированного подхода, чтобы предотвращать возможные нарушения. Вице-премьер, глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко рассказал о некоторых положениях новой концепции. По сути, проверка становится инструментом предотвращения нарушения, а не каким-то наказанием".
Отправить Сообщение успешно отправлено Закрыть Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом. Ваше сообщение:.
Как в России повышают эффективность проверок бизнеса
Это предусмотрено реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), цель которой — снизить административную нагрузку на бизнес. Интерфакс: В 2024 году в России должна завершиться реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД). Формирование комфортной городской среды Новости реформы КНД 5 апреля одной из тем координационного совещания руководителей региональных органов государственной и. Законопроект «О государственном контроле» должен стать основным правовым актом в реформе контрольно-надзорной деятельности, которая ведется в России с 2014 года. С начала реформы создана федеральная информационная система, проведена инвентаризация обязательных требований и правил ведения бизнеса. Реформа КНД. Пример пресс-релиза. Меры господдержки бизнеса.
Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований
- Реформа КНД в 2020 году сосредоточится в рабочих группах гильотины
- Налоговый контроль
- Реформа КНД: новый госземнадзор на практике
- Реформа контрольной (надзорной) деятельности
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
Реформа КНД и моратории на проверки в цифрах
«Снижение размера штрафов в отношении бизнеса в 2021 году говорит о том, что реформа КНД — в действии. В-четвертых, реформа КНД отличается серьезным методологическим основанием и тщательной методологической проработкой. РЕФОРМА КНД ✔ Начальник госжилинспекции Ярославской области Оксана Гладун приняла участие в расширенном заседании. В-четвертых, реформа КНД отличается серьезным методологическим основанием и тщательной методологической проработкой.
Обратная связь
- реформа КНД - Экология производства | Новости экологии
- Как работают реформы контрольно-надзорной деятельности
- Ответим на ваш вопрос!
- Реформа контроля и надзора не заработает без внимания власти и бизнеса - ИА "Финмаркет"
- Портал работает в тестовом режиме!
Реформа КНД в 2020 году сосредоточится в рабочих группах гильотины
Открыл мероприятие Александр Калинин. Спикер отметил, что заседание — итоговое в этом году, поэтому помимо обсуждения вопросов, актуальных для бизнеса, в повестке — подведение итогов деятельности Ассоциации, а также обсуждение приоритетных направлений деятельности на 2024 год. Совместными усилиями нам удалось добиться продления отсрочки по уплате страховых взносов для организаций и ИП, ранее предоставленной в 2022 году, а также срока обращения за кредитными каникулами, освободить туроператоров от НДС, расширить параметры промышленной ипотеки и увеличить финансирование на создание модельных некапитальных средств размещения, перечислил часть побед Организации Калинин. Реформа КНД Первый блок заседания был посвящен обсуждению круга вопросов, связанных с реформированием системы контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Спикеры говорили о положительном эффекте новых подходов, а также о том, какие аспекты следует учесть для дальнейшего улучшения.
В структурном разрезе снизилось количество плановых и внеплановых проверок: первые проводятся в отношении организаций с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска, а вторые — на основе индикаторов риска. Поскольку сейчас индикаторы становятся фактически единственным основанием для проведения проверок невысокорисковых объектов, важно, чтобы они действительно отражали существенные риски, а не были формальными. Работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности, по словам Президента бизнес-объединения, необходимо и далее продолжать, в том числе с учетом обратной связи от бизнеса. Регуляторные изменения произошли и в части привлечения МСП к административной ответственности, заметил спикер.
Если 8-10 лет назад опросы «ОПОРЫ РОССИИ» показывали, что проверки были всегда волнующей темой для бизнеса, то сейчас, по данным опроса, проведенного весной-летом для подготовки доклада партийного проекта «Предпринимательство», эта проблема выпала из десятки ключевых. Мы вместе с государством в борьбе за рентабельность и эффективность», — подчеркнул эксперт. При этом Сергей Борисов отметил проблему роста неналоговых платежей для бизнеса: «Очень большой груз неналоговых платежей — 3-4 трлн рублей, это говорит нужно продолжать дальнейшую работу по решению общих системных вопросов», — заключил Сергей Борисов. Например, до внедрения этого подхода контрольные органы проверяли всех подряд, сейчас все объекты распределены по категориям, проходят фильтр.
Нормативный срок рассмотрения жалобы составляет до 20 дней, действительности в среднем жалобы рассматриваются в течение 12 дней. Бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Государство же постепенно расстается с массой рутинных судебных процессов и значительными затратами на них. Очевидные плюсы для всех сторон. Цифровизация Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собрана в единой информационной системе.
Информация представлена в самых разных разрезах — по видам надзора, по контролирующему органу, по территории. Видно количество проверок, обжалований, какие решения приняты, какие есть нарушения. Сейчас главная задача — дальнейшая цифровизация процедур контроля. Это позволит быстро анализировать полученные данные и проводить тонкую донастройку системы, избавляя бизнес от оставшихся бюрократических преград, и при необходимости корректировать законодательство. Мораторий на проверки Ситуация в экономике заставила принимать экстренные меры.
Впервые мораторий коснулся всех компаний — от малых до крупнейших — и всех проверок. Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов например, в школах и детских садах по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов. Наложен запрет на проверки для IT-компаний до 2025 года.
Следовательно, цели контрольных надзорных органов заключаются в сбалансированной защите охраняемых законом ценностей, не препятствующей экономическому развитию в подконтрольной сфере. Требуют доработки системы категорирования объектов контроля, в частности требуется учитывать индивидуальные характеристики объектов контроля, предусмотреть возможность снижения категорий риска при соответствии критериям добросовестности.
Категорирование объектов контроля должно осуществляться с использованием реестра объектов контроля для формирования единого профиля риска контролируемого лица, что позволит всесторонне оценивать риски. Плановый контроль в форме контрольных надзорных мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия, включая профилактические мероприятия, позволяющие по их итогам выдавать предписания об устранении нарушений. Оценка исполнения выданных предписаний будет проводиться в общем порядке, то есть изначально без взаимодействия с контролируемым лицом и, если имеющихся сведений недостаточно, посредством проведения контрольного надзорного мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. С целью обеспечения прозрачности системы управления рисками для контролируемых лиц будет реализован сервис "калькулятор рисков", который позволит в режиме реального времени определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля и возможные факторы, влияющие на ее изменение.
Другим важным нововведением является формирование цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска. Параллельно будет реализован реестр уведомлений о начале осуществления деятельности, который позволит поддерживать реестр объектов контроля в актуальном состоянии. Также необходимо расширить перечень сведений, характеризующих добросовестность контролируемых лиц, и обеспечить учет таких сведений при категорировании объектов контроля. Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля Принятие Федерального закона "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" обусловило внедрение индикаторов риска в качестве инструмента риск-ориентированного подхода при осуществлении внепланового контроля. В 2022 году федеральными органами исполнительной власти использовались 187 индикаторов риска, однако лишь единицы из них сработали.
Это обусловлено как новизной данного инструмента для многих видов контроля надзора , так и наличием иных оснований для внепланового реагирования контрольных надзорных органов. Развитие риск-ориентированного подхода в части применения индикаторов риска должно быть направлено в первую очередь на расширение сфер его применения. Разработка новых индикаторов риска по наиболее часто нарушаемым требованиям, охватывающим все виды объектов контроля, позволит минимизировать число внеплановых контрольных надзорных мероприятий, по итогам которых не выявлено нарушений. Индикаторы риска должны отражать не только вероятность нарушения обязательных требований, они должны быть связаны с массовыми и критическими нарушениями, имеющими наиболее негативные последствия. Градация индикаторов риска по степени возможных негативных последствий является следующим шагом в развитии риск-ориентированного подхода.
Это позволит на ранних этапах выявлять тенденции к недобросовестному поведению, влекущему причинение вреда ущерба охраняемым законом ценностям в будущем, предотвращать нарушения и оперативно реагировать в случае их возникновения. Также необходимо пересмотреть основания для проведения контрольных надзорных мероприятий, переориентируя внеплановую работу контрольных надзорных органов в сторону реагирования на индикаторы риска. Таким образом, приоритетными направлениями работы являются расширение количества и более точечная настройка индикаторов риска, в том числе с целью увеличения доли внеплановых контрольных надзорных мероприятий, проводимых на основании индикаторов риска. В этих целях необходимо увеличить количество индикаторов риска в первую очередь - по массовым видам контроля надзора , что должно быть обеспечено посредством разработки новых индикаторов риска по наиболее массовым и критичным видам нарушений обязательных требований, в отношении которых в настоящее время не установлены индикаторы риска, а также на основании правоприменительной практики. Внедрение соответствующих моделей должно осуществляться с учетом анализа правоприменительной практики в каждом муниципальном образовании в рамках соответствующих сфер контрольной надзорной деятельности.
При этом в последующем требуется проанализировать действующие индикаторы риска с точки зрения практики их применения, а именно определить индикаторы риска, которые требуют корректировки в целях повышения качества и оперативности их срабатывания для принятия своевременных мер реагирования. По результатам анализа практики применения индикаторов риска, качества подготовки документов для согласования с органами прокуратуры по основаниям срабатывания индикаторов риска необходимо проработать с Генеральной прокуратурой Российской Федерации вопрос необходимости согласования контрольных надзорных мероприятий по отдельным категориям индикаторов риска, например, влекущих за собой риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба экономическим интересам государства. Одновременно целесообразно проработать вопрос о возможности проведения профилактических мероприятий при выявлении индикаторов риска в отдельных случаях. Кроме того, в работе с индикаторами риска важной частью должна стать цифровизация процессов получения из различных автоматизированных систем данных, которые будут взаимосвязаны между собой. Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований Значительные усилия контрольных надзорных органов должны быть сосредоточены на профилактике рисков причинения вреда ущерба охраняемым законом ценностям.
Профилактическая работа должна обеспечить понимание контролируемыми лицами всех обязательных требований. Основной задачей является стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц, которое строится на взаимном уважении и взаимной выгоде бизнеса, граждан и государства. Важную роль в решении этой задачи играет трансформация контрольных надзорных органов от упреждающе-карательной к сервисной, клиентоориентированной модели поведения. Контрольные надзорные органы должны проводить широкую разъяснительную кампанию, выпуская доступные для понимания руководства по соблюдению обязательных требований, видеоматериалы, проводя консультирования и давая практические советы в рамках профилактических визитов. В пилотном режиме по отдельным массовым видам федерального государственного контроля надзора необходимо разработать сервис самообследования с возможностью подачи декларации соблюдения обязательных требований далее - декларация в основном для малых и средних предприятий.
Также инструменты самообследования должны быть интегрированы в системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и учитываться при выделении государственной поддержки таким предприятиям. Листы самообследования должны содержать понятные контролируемым лицам вопросы, отражающие соблюдение обязательных требований. В качестве средства стимулирования добросовестного поведения для отдельных категорий объектов контроля должно быть реализовано рейтингование. Высокий уровень безопасности и иных качественных характеристик объектов контроля при одновременном снижении административной нагрузки на бизнес является приоритетной задачей контрольных надзорных органов. Достижение такого результата возможно посредством стимулирования контролируемых лиц самостоятельно поддерживать высокий уровень соответствия объектов контроля установленным обязательным требованиям.
В первую очередь необходимо предоставить контролируемым лицам возможность самостоятельно оценивать уровень соблюдения обязательных требований, что возможно обеспечить в рамках процедуры самообследования. В то же время в ходе прохождения самообследования и по его итогам должна быть также предусмотрена процедура авторизации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", что обеспечит возможность подачи декларации, а также сбор данных о востребованности указанного сервиса. Сервис самообследования должен быть реализован на базе реестра обязательных требований и отображаться в том числе с использованием портала госуслуг и мобильного приложения "Инспектор". В случае если объекту контроля присвоена категория риска, необходимо обеспечить техническую возможность указания его номера из единого реестра видов федерального государственного контроля надзора , регионального государственного контроля надзора , муниципального контроля далее - единый реестр видов контроля при прохождении самообследования. Регулярное прохождение самообследования позволит контролируемым лицам своевременно предупреждать риски причинения вреда ущерба , а в случае возникновения у контрольного надзорного органа оснований для проведения контрольного надзорного мероприятия - быть полностью готовым к проверке соблюдения требований законодательства.
Необходимо отметить, что эффективное развитие и популяризация самообследования невозможны без обеспечения необходимого уровня мотивации хозяйствующих субъектов. В этой связи необходимо интегрировать механизм самообследования в систему категорирования отдельных объектов контроля, в частности установить возможность снижения присвоенной категории риска при получении заявителем высоких результатов прохождения самостоятельной оценки уровня соблюдения обязательных требований. В целях закрепления успешного прохождения процедуры самообследования контролируемые лица должны иметь возможность подачи декларации. Предоставление такой возможности контролируемым лицам обеспечит необходимый уровень их заинтересованности в соблюдении требований законодательства и, соответственно, повлияет на снижение рисков причинения вреда ущерба охраняемым законом ценностям.
Не допустить избыточные административные издержки, с одной стороны, но и эффективно обеспечить безопасность наших граждан» - заявил на пленарном заседании Государственной Думы статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев. Законопроект «О государственном контроле... В действующей системе государственного контроля надзора и муниципального контроля предприниматели отмечают ряд недостатков, главными из которых являются: ориентация контрольно-надзорной деятельности на наказание предпринимателей, взыскание административных штрафов, а не поддержание законности в поднадзорной среде; сплошной, тотальный характер контроля, которому подвергается большинство предприятий; применение «палочной» системы, в результате которой деятельность органов контроля оценивается по числу проведенных проверок и примененных штрафов. Предстоит изменить основную цель государственного и муниципального контроля - с выявления нарушений и применение наказания за них - на обеспечение соблюдения обязательных требований. Особую роль в этом должна сыграть профилактика, которая признается законопроектом в качестве неотъемлемой части государственного контроля надзора. Органы контроля и их должностные лица должны стать государственными консультантами бизнеса.
Что такое регуляторная гильотина?
Реформа контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Полная версия Версия для слабовидящих Eng Нацплан развития конкуренции Реформа контроля и надзора — официально о том, что происходит. Реформа КНД и моратории на проверки в цифрах.