Первое этапы реформы показали, что при грамотном использовании профилактических мероприятий качество контроля на фоне уменьшения числа проверок не снижается. Домой Теги реформа КНД. Тег: реформа КНД. Нет постов для отображения.
Что такое регуляторная гильотина?
Повышение компетенций и статуса инспекторского состава посредством разработки специальных образовательных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников контрольных надзорных органов, обеспечивающих внедрение новых подходов к профессиональному развитию с учетом трансформации сферы государственного контроля надзора , с расширением практики дистанционных образовательных технологий. Совершенствование законодательства об административной ответственности в части контрольной надзорной деятельности. Как следует из Плана мероприятий по реализации концепции, следующим этапом реформы контрольно-надзорной деятельности станет формирование реестра обязательных требований и внедрение на его основе механизма самообследования подконтрольных лиц. При этом на создание функционала формирования листов самообследования на базе реестра обязательных требований отводится 12 месяцев со дня внесения указанных изменений, на реализацию виджета — 15 месяцев. В этот же срок предполагается обеспечить отображение в личном кабинете контролируемого лица на портале госуслуг ссылки на прохождение самообследования в реестре обязательных требований с учетом типа и вида объекта контроля, а также непосредственный запуск процедуры самообследования. На популяризацию сервиса самообследования отводится 24 месяца со дня внесения указанных выше изменений. Помимо этого План мероприятий предполагает, что на протяжении будущего года законодатели проработают вопрос корректировки Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части муниципального контроля в сфере благоустройства в том числе, предмета и объектов муниципального контроля в сфере благоустройства и оценят целесообразность внесения в российского законодательство изменений, направленных на уточнение предмета муниципального земельного контроля.
В I квартале 2024 года запланирована реализация и введение в промышленную эксплуатацию единого реестра уведомлений, а также отображение рейтингов контрольных надзорных органов на аналитической панели. В I полугодии 2024 года, в числе прочего, будут разработаны требования к рейтингованию контролируемых лиц в пилотных сферах.
В ходе заседания руководство бизнес-объединения затронуло организационные вопросы, такие как утверждение председателей региональных и местных отделений, новых членов бизнес-объединения. Участники Президиума подняли тему моратория на проверки и риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Отдельно представители бизнес-объединения и приглашенные эксперты остановились на ходе исполнения поручения Президента РФ о совершенствовании условий создания малых инновационных предприятий МИПов при вузах, образовательных и научных организациях. Уверена, что инновационный, технологический бизнес будет играть значительную роль в данном процессе. Для этого необходимо обеспечить условия для создания стартап-компаний не только на базе вузов, но и научных организаций, которые являются важным сектором экономики», — убеждена эксперт. Международный опыт показывает, что за рубежом это обычная практика, а на территории России — наоборот, поскольку вузы недостаточно финансируются и работа с государственными образовательными учреждениями сильно забюрократизирована.
Это значит, что проверка проводится только там, где есть риск нарушения законодательства. На возможность нарушения указывают индикаторы риска. По сути, проверка становится инструментом предотвращения нарушения законодательства. Индикатор риска она сравнила с лампочкой: если «включаются» 2—3 индикатора, то у органов контроля возникает основание для того, чтобы начать проверку. Потому что, когда сработали «лампочки», контролёры проверяют ровно то, на что они сработали. Это не комплексная проверка — экономится время», — отметила Марина Блудян.
К примеру, у Россельхознадзора одним из индикаторов для возможного выхода на проверку может стать наличие диспропорции при выпуске молока и сырья для его производства: если количество выпуска молока увеличивается, а сырья для его производства — нет, то это может свидетельствовать о признаках нарушения технологии. Одним из индикаторов по линии МЧС является ложное срабатывание противопожарной сигнализации — значит, она может быть неисправна. Контрольные мероприятия спасатели могут начать, если такое происходит по несколько раз за месяц. Для Минпромторга основанием для проверки могут стать подозрительные действия фармацевтического предприятия.
Минэкономразвития 21 декабря 2022 г. Суть ее заключается в создании системы профилактики, выявления и предотвращения нарушений, то есть, в конечном итоге, снижения административной нагрузки на бизнес. В частности, обещаны такие изменения: — уменьшение количества плановых проверок всех субъектов, кроме объектов контроля с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска, — создание карты рисков для каждого вида контроля, — расширение на основе карты рисков количества индикаторов риска, «своих» для каждой отрасли то есть появление новых предлогов для внепланового контроля.
Реформа КНД
Реформа КНД уже получила положительные оценки регионального бизнеса. Регуляторная гильотина — часть реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), целью которой является снижение административной нагрузки на бизнес, повышение. Как следует из Плана мероприятий по реализации концепции, следующим этапом реформы контрольно-надзорной деятельности станет формирование реестра обязательных требований. В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) правительство создает цифровую платформу мониторинга контроля и надзора в России.
«Цель реформы КНД – переход от карательной модели к партнерской»
Минэкономразвития обещает новую реформу в сфере контрольно-надзорной деятельности. Реформа КНД состоит из нескольких блоков. Это обязательные требования, процедура и форма контроля их соблюдения и возможность обжалования решения надзорного органа. Систему КНД начали обновлять в 2016 году, и вице-премьер считает это одной из важнейших реформ последних двух десятилетий. Полная версия Версия для слабовидящих Eng Нацплан развития конкуренции Реформа контроля и надзора — официально о том, что происходит. Правительство готовит следующий этап реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию ее совершенствования в следующие. В результате проводимой правительством РФ реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) издержки бизнеса от проведения проверок за последние пять лет снизились десятикратно.
Как бухгалтеру разобраться с контролем и надзором?
В настоящее время вступили в силу изменения в 132 отраслевых закона, были приняты 12 общих постановлений Правительства РФ, 80 федеральных постановлений о видах контроля, 2,5 тысяч региональных актов и более 20 тысяч муниципальных. Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев в своем выступлении отметил, что отраслевое законодательство направлено на формирование единого подхода к осуществлению государственного контроля надзора. При этом профилактика должна стать ключевым инструментом взаимодействия с бизнесом, с подконтрольными лицами.
Основные положения нового регулирования государственного контроля надзора и муниципального контроля, установленные Федеральным законом "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступили в силу 1 июля 2021 г. В течение 2020 и 2021 годов проведена масштабная работа по формированию базы нормативных правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, закрепляющей новую систему регулирования контроля. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, принято 12 общих и более 70 отраслевых постановлений Правительства Российской Федерации, 2500 положений о видах контроля принято на региональном уровне и более 20000 - на муниципальном.
При формировании нормативной базы на уровне Федерального закона "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" было закреплено наличие нескольких информационных систем, которые должны использоваться при проведении контрольных надзорных мероприятий. Основной информационной системой стал единый реестр контрольных надзорных мероприятий оператор - Генеральная прокуратура Российской Федерации , в котором учитываются каждое проводимое контрольное надзорное мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом и 2 вида профилактических мероприятий профилактический визит и предостережение. Впервые введены новые инструменты профилактики нарушений обязательных требований. Федеральным законом "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено право контролируемых лиц на досудебное обжалование решений контрольных надзорных органов, действий бездействия их должностных лиц, которое осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - портал госуслуг , а также может осуществляться посредством региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Функционирование подсистемы досудебного обжалования реализовано на базе государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной надзорной деятельности" далее - государственная информационная система.
Механизм обжалования постепенно становится все более востребованным за счет качества сервиса - в 2022 году поступило 9 тыс. Принцип досудебного обжалования должен быть интегрирован и в систему взаимоотношений собственников жилья, управляющих компаний и контрольных надзорных органов. Зачастую граждане сразу направляют жалобы в контрольный надзорный орган, игнорируя организацию, непосредственно осуществляющую управление многоквартирным домом. Современные сервисы государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, доступные гражданам, уже позволяют в автоматизированном режиме формировать жалобы по вопросам нарушения обязательных требований и направлять такие жалобы в адрес управляющих компаний для принятия соответствующих мер по устранению указанных нарушений. Важной видится реализация в виде закрепления на законодательном уровне принципа первого обязательного обращения гражданина с жалобой именно в адрес управляющей компании.
Отдельными органами власти в течение нескольких лет ведется расчет показателей причиненного вреда ущерба , решения о включении в план проведения плановых контрольных надзорных мероприятий принимаются на основе категорирования объектов контроля в зависимости от риска причинения вреда ущерба , отдельные внеплановые контрольные надзорные мероприятия проводятся на основании сведений о срабатывании индикаторов риска нарушения обязательных требований далее - индикаторы риска , активно применяются инструменты профилактики. Но говорить о том, что центральные концепции нового регулирования интегрированы в работу контрольных надзорных органов на системном уровне, преждевременно. В настоящее время контрольными надзорными органами не завершено внедрение отдельных инструментов в сфере профилактики нарушений, консультирования контролируемых лиц, самообследования и цифрового взаимодействия между контролируемыми лицами и контрольными надзорными органами, в системах управления рисками не всегда учитывается добросовестность контролируемых лиц, не в полную силу работают индикаторы риска и информирование о результатах осуществления государством контроля надзора. При этом каждый вид контроля надзора , безусловно, имеет ряд особенностей, обусловленных технологическими процессами, отраслевой спецификой контроля надзора , а также ожиданиями бизнеса и граждан. Так, предлагается совершенствование проведения контрольных надзорных мероприятий в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении объекта контроля, которым владеют несколько контролируемых лиц.
Также необходимо дальнейшее совершенствование проведения контрольных надзорных мероприятий в отношении производства и оборота отдельных видов продукции, нелегальный оборот которых несет высокие риски причинения ущерба экономическим интересам государства, прежде всего табачной и никотинсодержащей продукции. Необходимо осуществить переход к проведению большинства внеплановых контрольных надзорных мероприятий на основании индикаторов риска. Для удобства контролируемых лиц будут созданы "калькуляторы рисков" для автоматизированного расчета категории риска , позволяющие рассчитать для контролируемого лица категорию риска в целях подтверждения обоснованности проведения плановых контрольных надзорных мероприятий, а также обжалования присвоенной категории риска контролируемыми лицами. Кроме того, необходимо отметить, что действующая система контрольной надзорной деятельности профилактика, досудебное обжалование динамично развивается, в связи с чем необходимо предусмотреть актуализацию ключевых показателей результативности и эффективности деятельности контрольных надзорных органов не менее одного раза в 4 года с учетом практики их применения. Важным этапом совершенствования контрольной надзорной деятельности должно стать создание системы регулярного профессионального развития сотрудников контрольных надзорных органов.
Отдельного внимания требуют виды муниципального контроля. Так, требуется дополнительная проработка в части возможного уточнения предмета муниципального земельного контроля в связи с его аналогией с предметом федерального государственного земельного контроля надзора. Также отсутствует единообразие в подходах к определению предмета и объектов муниципального контроля в сфере благоустройства. В связи с этим необходимо принятие на федеральном уровне нормативных правовых актов, которыми будут установлены единые подходы и принципы осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, в частности закрепление предмета контроля, определение перечня видов объектов контроля, с возможностью органам местного самоуправления самостоятельно определить и дополнить указанный перечень с учетом территориальных, климатических и иных местных особенностей, закрепив их в положении о виде контроля. Для целей эффективного устранения угрозы нарушения обязательных требований для муниципального контроля необходимо разработать отдельную форму проведения контроля в форме специального режима, предоставляющую возможность перемещения инспекторов по определенной территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Кроме того, в части государственного контроля надзора будут подготовлены изменения в Федеральный закон "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", предусматривающие исключение из-под его действия видов государственного контроля надзора , отвечающих требованиям ведомственного контроля, а именно контроля учредителей за подведомственными учреждениями например, контроль за библиотеками, архивами, фондами социального страхования. Отдельного внимания требуют работы по приведению норм законодательных и иных правовых актов о контроле надзоре в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации. Одновременно необходимо обеспечить принцип, при котором деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями, руководствами по соблюдению обязательных требований, решениями и рекомендациями, принятыми по результатам контрольных надзорных и профилактических мероприятий, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований. Соблюдать обязательные требования должно быть выгодно контролируемым лицам. Одновременно такое состояние контролируемой среды должно достигаться при минимальном количестве проведенных контрольных надзорных мероприятий в формате "обязательные требования соблюдаются, контрольные надзорные мероприятия не проводятся".
Таким образом, контрольные надзорные органы, осуществляющие основные массовые и социально значимые виды контроля надзора , а также органы-регуляторы должны обеспечить ускоренную трансформацию контрольной надзорной деятельности в соответствии с планом-графиком реализации Концепции совершенствования контрольной надзорной деятельности до 2026 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. Развитие систем управления рисками Контрольные надзорные органы, будучи частью единой системы органов исполнительной власти, должны оставаться проводниками экономической политики государства, а потому они также ответственны за экономическое развитие и рост. Следовательно, цели контрольных надзорных органов заключаются в сбалансированной защите охраняемых законом ценностей, не препятствующей экономическому развитию в подконтрольной сфере. Требуют доработки системы категорирования объектов контроля, в частности требуется учитывать индивидуальные характеристики объектов контроля, предусмотреть возможность снижения категорий риска при соответствии критериям добросовестности. Категорирование объектов контроля должно осуществляться с использованием реестра объектов контроля для формирования единого профиля риска контролируемого лица, что позволит всесторонне оценивать риски.
Плановый контроль в форме контрольных надзорных мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия, включая профилактические мероприятия, позволяющие по их итогам выдавать предписания об устранении нарушений. Оценка исполнения выданных предписаний будет проводиться в общем порядке, то есть изначально без взаимодействия с контролируемым лицом и, если имеющихся сведений недостаточно, посредством проведения контрольного надзорного мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. С целью обеспечения прозрачности системы управления рисками для контролируемых лиц будет реализован сервис "калькулятор рисков", который позволит в режиме реального времени определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля и возможные факторы, влияющие на ее изменение. Другим важным нововведением является формирование цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска.
Параллельно будет реализован реестр уведомлений о начале осуществления деятельности, который позволит поддерживать реестр объектов контроля в актуальном состоянии. Также необходимо расширить перечень сведений, характеризующих добросовестность контролируемых лиц, и обеспечить учет таких сведений при категорировании объектов контроля. Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля Принятие Федерального закона "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" обусловило внедрение индикаторов риска в качестве инструмента риск-ориентированного подхода при осуществлении внепланового контроля.
Например, до внедрения этого подхода контрольные органы проверяли всех подряд, сейчас все объекты распределены по категориям, проходят фильтр. То есть, подчеркнул спикер, сотрудники КНО ходят только туда, где это требуется. Также Андрей Спиридонов отметил существенный рывок во внеплановых проверках, особенно в контексте индикаторов риска. Сейчас уже есть более 180 новых индикаторов рисков — это говорит, что работа востребована и эффективна. Также спикер отметил эффективность профилактических мер и сервиса досудебного обжалования около трети удовлетворяется в пользу предпринимателей. На ближайшее будущее в планах у ведомства — совершенствовать риск-ориентированный подход, особое внимание уделить категориям риска и учету индивидуальных характеристик, а также дальнейшая цифровизация процесса, в том числе развитие дистанционного контроля. В свою очередь, Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев рассказал, что Минэкономразвития России последние несколько лет проводило системную работу по внедрению новой модели контроля, которая должна обеспечить выполнение обязательных требований и одновременно снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты. Для поддержки бизнеса в условиях беспрецедентной санкционной политики недружественных государств 8 марта 2022 г. Уже 10 марта для его реализации было принято постановление Правительства, установившее ограничения на осуществление контрольной надзорной деятельности. Его основная задача — дать возможность бизнесу сконцентрироваться на основной работе, а не отвлекаться на проверки. Все эти меры привели к снижению количества проверок, которые достигли самого низкого показателя за последние годы. В 2023 году тенденция по снижению количества проверок продолжается — мы наблюдаем устойчивый тренд замещения проверок на профилактику. Это означает, что профилактические визиты востребованы как бизнесом, так и контролерами», — отметил статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.
Титов выступил с предложением повысить качество анализа контрольно-надзорной деятельности путем объединения всех разрозненных форм ее учета на базе действующего Единого реестра контрольных надзорных мероприятий. Согласно задумке, в единую информационную систему интегрируют данные Росстата, региональных и муниципальных контролирующих органов, судебной статистики. В результате должна быть предоставлена возможность исследования частоты проверок и их экономических последствий — привлечения к административной ответственности штрафы, приостановки деятельности. Согласно данным индекса, общее количество проверок в Российской Федерации в прошлом году стало выше — это последствия временной отмены запрета на внеплановые проверки: за прошлый год показатель составил 973,37 тысячи, а в 2020-м было проведено 534,19 тысячи проверок. При этом 75 процентов проверок приходится на федеральные органы.
Реформа КНД: подготовиться к самообследованию
Росздравнадзор принял участие в работе конференции «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы». Минэкономразвития обещает новую реформу в сфере контрольно-надзорной деятельности. Запустило реформу КНД послание президента Федеральному собранию 2019 года. Первоначальные этапы реформы контрольно-надзорной деятельности практически реализованы.
Путин поручил к 15 октября подготовить новый этап реформы КНД и отменить проверки бизнеса
Главная цель контроля — не наказание, а предотвращение нарушений обязательных требований», — подчеркнул он. Региональные уполномоченные в ходе совещания представили конкретные предложения по корректировке действующего законодательства о контроле и надзоре, а также выступили с инициативой продлить действие моратория на плановые проверки на 2023 год.
Особую роль в этом должна сыграть профилактика, которая признается законопроектом в качестве неотъемлемой части государственного контроля надзора.
Органы контроля и их должностные лица должны стать государственными консультантами бизнеса. Все обязательные требования, подлежащие проверке, должны быть собраны органами контроля, отсортированы по видам контроля и размещены в сети «Интернет» для всеобщего доступа. Органы контроля должны постоянно анализировать практику применения обязательных требований, наиболее частые нарушения и при необходимости выступать с инициативами по изменению законодательства и подзаконных правовых актов.
Мостиком между обязательными требованиями и бизнесом станут руководства по соблюдению обязательных требований - официальные разъяснения, издаваемые органами контроля, в том числе по всем вновь принимаемым или изменяемым обязательным требованиям. Важнейшим новшеством законопроекта «О государственном контроле...
Как результат, чиновники сами завершили реформу КНД, поэтому законодательство в этой сфере стало фактически больше защищает чиновников, которые проверяют предпринимателей, а не защищает бизнес. Итоги реформы контрольно-надзорной деятельности Итогом эти реформ 2016 — 2022 гг. Это не принято обсуждать, так как с одной стороны «поезд ушёл», а с другой стороны, мы все видим, что серьезная критика вызывала серьёзные последствия для многих экспертов и бизнесменов. Итак, отметим, три явных итога реформ КНД: 1. Система законов значительно усложнилась, причем, это взывает сложности не только у бизнеса, но и даже у квалифицированных юристов.
Даже сама суть и идеология и целей законов резко поменялась. Если раньше до 2020 г. Мы намеренно в названии закона выдели главную его цель и мысль — защита бизнеса. Этот закон содержал примерно 27 статей, причем стиль текста закона в первой редакции был простой, понятный и неспециалисту.
Считаю, что задача — не ходить и фиксировать эти нарушения, а делать так, чтобы они не наступали»,— довольно раздраженно настаивал чиновник, которому не первый год приходится противостоять попыткам контролеров вернуть «КНД по-старому». Второй же тип вопросов его, казалось, удивил, потому что выглядел как лавина предложений депутатов вице-премьеру—реформатору заняться теперь решением и других государственных проблем. Ярким примером этого стала беседа Дмитрия Григоренко со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, предложившим защитить бюджетные школы и детские сады от штрафов за нарушения, которые, во-первых, возникают из недофинансирования за счет бюджета, во-вторых, уплачиваются в бюджет, а в-третьих — выделяются из того же бюджета. Господин Григоренко напомнил, что проблема де-факто частично решена см. Но господин Володин возвращался к теме несколько раз при поддержке разных депутатов — и к концу разговора речь шла уже чуть ли не о реформе системы бюджетных отношений, необходимости наказывать чиновников, которые не выделяют деньги на вечно недофинансированные детские сады и школы, и вообще о том, что оцифровывать и делать прозрачными нужно все финансовые потоки в государстве, а не только КНД Минфин над этим работает. Этим, однако, не закончилось: в течение получаса господин Григоренко получил требования разграничить полномочия силовиков, которые занимают ниши, оставленные госконтролем, выписывая штрафы предпринимателям, заняться цифровизацией законопроектной работы Госдумы, реформой «предпринимательской» части КоАП и еще несколькими наболевшими вопросами — дав, впрочем, понять, что большинство этих тем Белому дому понятны и находятся «в работе».
Кабмин подготовил новый этап совершенствования надзорной деятельности
В результате проводимой правительством РФ реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) издержки бизнеса от проведения проверок за последние пять лет снизились десятикратно. Мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий и проверок в 2022 году. Профилактический визит в рамках КНД. Информационные ролики о реформе контрольной (надзорной) деятельности размещены на официальном портале Минэкономразвития России «Мастерская контроля» (https. Росздравнадзор принял участие в работе конференции «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы».
Реформа КНД в 2020 году сосредоточится в рабочих группах гильотины
Разместите свой сайт в Timeweb. Новости. Этот документ дает внешнюю оценку всем аспектам реформы КНД, начатой в 2015 году и состоявшейся в 2020-2021 годах, пишет "Коммерсант". Реформа контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.