В Крыму в минувшее воскресенье, 16 марта, прошел референдум о статусе полуострова. В воскресенье, 16 марта, в Крыму прошел референдум, где жители должны были определить будущее полуострова, будущее свое и своих детей.
Исторический референдум в Крыму состоялся 16 марта 2014 года
А потом, 16 марта 2014 года был проведен референдум о вхождении Крыма в состав России. 10 лет назад, в марте 2014 года, Крым присоединили к Российской Федерации по итогам референдума среди местных жителей. Крымский референдум 16 марта 2014 года стал логическим продолжением героической истории и традиций российского Крыма, начало которому было положено христианизацией Крыма в I-м тысячелетии. Крымский референдум 16 марта 2014 года стал логическим продолжением героической истории и традиций российского Крыма, начало которому было положено христианизацией Крыма в I-м тысячелетии. Сегодня, 16 марта, Симферополь проводит на площади Ленина масштабный концерт, посвященный завершению на территории полустрова общекрымского референдума. На референдуме, который прошел 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе, подавляющее большинство местного населения проголосовало за вхождение полуострова в состав России.
Что еще почитать
- Крым вошёл в состав РФ: как это произошло и что этому способствовало?
- Крым вошёл в состав РФ: что этому способствовало?
- Постановление ВР АРК от 06.03.2014 № 1702-6/14 — Викитека
- 16 марта 2014 года в Крыму состоялся исторический референдум
- День в истории: Референдум о статусе Крыма
- Обсуждение (4)
"Едины как никогда": Как в 2014 году крымчане голосовали за возвращение в Россию
Пять лет назад крымчане решились на то, чего ждали 60 лет, с 1954-го, - смогли объединиться, выстоять и вернуться все вместе в Россию. Об общекрымском референдуме 2014-го вспоминают его организаторы - Михаил Малышев, председатель Избирательной комиссии Республики Крым тогда - председатель комиссии по проведению референдума и Григорий Иоффе - глава Общественной палаты РК тогда - руководитель рабочей группы по подготовке и проведению референдума. О том, как готовили его пять лет назад, сегодня они вспоминают даже с улыбкой, а тогда было неимоверно трудно. Главная задача, по словам спикеров, «чтобы полуостров избежал катастрофы, которая надвигалась на Украину и Крым в её составе». Времени на подготовку - всего две недели решение о проведении плебисцита парламент автономии принял 27 февраля, а окончательную дату его утвердили 6 марта. Надо было сделать всё быстро, качественно и в правовом поле, чтобы никто не мог придраться: подготовить протоколы, напечатать, развести по избирательным комиссиям специально защищённые бюллетени.
Редакционная почта: news brief24.
Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
К протоколу приобщаются особые мнения членов территориальной комиссии, участвовавших в заседании и не согласных с ее решением при наличии особых мнений.
На заседании территориальной комиссии председатель комиссии принимает запечатанные пакеты с протоколами участковых комиссий, распечатывает их и объявляет содержание протоколов участковых комиссий о подсчете голосов участников референдума на участках, а также принимает запечатанные пакеты с другими документами референдума. При принятии документов участковой комиссии территориальная комиссия проверяет комплектность документов и целостность упаковки всех пакетов с документами референдума. По результатам рассмотрения документов участковой комиссии, жалоб на нарушение требований настоящего Временного положения при проведении голосования и подсчета голосов участников референдума на участке, а также при транспортировке документов референдума в территориальную комиссию, поступивших в эту комиссию на момент принятия документов участковой комиссии, территориальная комиссия принимает одно из решений: а принять документы референдума от участковой комиссии и учесть сведения протокола о подсчете голосов на участке при установлении итогов голосования на территории округа; б отказать в принятии протокола о подсчете голосов на участке от участковой комиссии и обязать участковую комиссию исправить выявленные недостатки; в провести повторный подсчет голосов на участке.
Решение принимается путем голосования всех присутствующих на заседании территориальной комиссии членов комиссии. Решение принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе заседания территориальной комиссии. Протокол участковой комиссии о подсчете голосов участников референдума на участке рассматривается территориальной комиссией после его объявления.
В случае выявления в протоколе участковой комиссии исправлений, ошибок, неточностей окружная комиссия своим решением может обязать участковую комиссию внести изменения в протокол. На время рассмотрения участковой комиссией этого вопроса экземпляры протокола участковой комиссии о подсчете голосов участников на участке и приложенные к нему документы, представленные в территориальную комиссию, хранятся в территориальной комиссии. Участковая комиссия обязана в срок, определенный территориальной комиссией, рассмотреть вопрос о внесении изменений в протокол о подсчете голосов без пересчета бюллетеней для голосования.
Уточненный протокол транспортируется в территориальную комиссию в порядке, установленном для транспортировки документации референдума. Глава 7. Повторный подсчет голосов участников референдума[ править ] 1.
При наличии жалоб, подтвержденных актами, оформленными в установленном порядке, которые ставят под сомнение результаты подсчета голосов участников референдума на участке, территориальная комиссия может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума на таком участке. В случае невозможности устранения неточностей в протоколе участковой комиссии без пересчета бюллетеней для голосования, а также в случае наличия признаков распечатывания пакетов с документами участковой комиссии территориальная комиссия может принять решение о повторном подсчете голосов участников референдума на этом участке. При проведении повторного подсчета голосов участников референдума на участке протоколы участковой комиссии о подсчете голосов участников референдума на участке и запечатанные пакеты с другими документами референдума участковой комиссии хранятся территориальной комиссией в помещении, где проходит заседание территориальной комиссии.
Повторный подсчет голосов участников референдума на участке осуществляется территориальной комиссией с обязательным участием членов участковой комиссии. Территориальная комиссия по результатам повторного подсчета голосов участников референдума на участке составляет протокол о повторном подсчете голосов участников референдума на данном участке. Протокол о повторном подсчете голосов участников референдума на участке составляется территориальной комиссией в количестве экземпляров, которое должно быть на четыре больше, чем число членов территориальной комиссии.
Все экземпляры протокола подписываются присутствующими членами территориальной комиссии и членами участковой комиссии, участвовавшими в повторном подсчете голосов участников референдума на участке, и удостоверяются печатью территориальной комиссии. Территориальная комиссия может принять решение о признании голосования на участке недействительным в случае выявления при повторном подсчете голосов участников референдума на участке обстоятельств, при которых возможно признание недействительным голосования на участке в соответствии с настоящим Временным положением. В случае признания при повторном подсчете голосов участников референдума голосования на участке недействительным составляется протокол территориальной комиссии о повторном подсчете голосов участников референдума на этом участке референдума.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии о повторном подсчете голосов участников референдума на участке вместе с протоколом участковой комиссии о подсчете голосов участников референдума на участке, решением территориальной комиссии о признании голосования на участке недействительным прилагаются к протоколу территориальной комиссии об итогах голосования. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии о повторном подсчете голосов участников референдума на участке хранится у секретаря территориальной комиссии. Третий экземпляр этого протокола передается соответствующей участковой комиссии.
Четвертый экземпляр этого протокола безотлагательно вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении территориальной комиссии. Остальные экземпляры этого протокола по одному выдаются членам территориальной комиссии. Глава 8.
Установление итогов голосования[ править ] 1. Территориальная комиссия после принятия и рассмотрения протоколов участковых комиссий о подсчете голосов участников референдума на участках устанавливает: 1 количество бюллетеней для голосования, полученных территориальной комиссией; 2 количество неиспользованных, погашенных и недействительных бюллетеней для голосования; 3 количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями; 4 общее число участников референдума, включенных в списки участников референдума на участках; 5 число участников референдума, получивших бюллетени для голосования; 6 общее число участников референдума, принявших участие в голосовании; 7 количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными; 8 число голосов участников референдума, поданных в поддержку каждого вопроса референдума. Сведения об итогах голосования вносятся цифрами и прописью в протокол территориальной комиссии об итогах голосования.
Протокол об итогах голосования составляется территориальной комиссией в количестве экземпляров, которое должно быть на три больше, чем число членов территориальной комиссии. Протокол об итогах голосования подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами территориальной комиссии, присутствующими на заседании комиссии, и удостоверяется печатью территориальной комиссии. В протоколе указываются дата его подписания членами территориальной комиссии.
В случае несогласия члена комиссии с установленными итогами голосования, зафиксированными в протоколе окружной комиссии референдума, такой член комиссии подписывает протокол с примечанием «С особым мнением». Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу об итогах голосования. Если после подписания протокола об итогах голосования территориальная комиссия выявила в нем неточности описку или ошибку в цифрах , комиссия на том же заседании рассматривает вопрос о внесении изменений в протокол путем составления уточненного протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования упаковывается в пакет, который вместе с документами референдума заклеивается. На пакете проставляется надпись, указывающая на вид упакованных документов: «Протокол об итогах голосования», а также указывается номер комиссии. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования, а в случае внесения изменений в этот протокол — протокол, в котором были допущены неточности описки или ошибки в цифрах , и уточненный протокол вместе с соответствующими протоколами и актами участковых комиссий, решениями, принятыми на основании этих актов, и протоколами территориальной комиссии о повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке при наличии таких протоколов , особыми мнениями отдельных членов территориальной комиссии, изложенными в письменной форме, заявлениями и жалобами о нарушении территориальной комиссией порядка установления итогов и решениями, принятыми территориальной комиссией по результатам их рассмотрения, транспортируются территориальной комиссией в Комиссию Автономной Республики Крым.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования хранится в территориальной комиссии. Третий экземпляр этого протокола безотлагательно вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении территориальной комиссии. Остальные экземпляры протокола по одному выдаются членам территориальной комиссии.
Транспортировка документов по референдуму осуществляется председателем территориальной комиссии или его заместителем и членами этой комиссии. Территориальная комиссия устанавливает итоги голосования не позднее чем на пятый день со дня проведения голосования независимо от количества участков, в отношении которых принято решение о признании голосования на участке недействительным. Глава 9.
Установление результатов референдума[ править ] 1. Комиссия Автономной Республики Крым на своем заседании не позднее чем на десятый день со дня голосования устанавливает на основании протоколов территориальных комиссий об итогах голосования результаты референдума, о чем составляется протокол. В протокол о результатах референдума вносятся прописью и цифрами следующие сведения: 1 количество бюллетеней для голосования, изготовленных по заказу Комиссии Автономной Республики Крым; 2 количество бюллетеней для голосования, полученных территориальными комиссиями; 3 количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями; 4 общее количество неиспользованных бюллетеней для голосования; 5 количество участников референдума, включенных в списки участников референдума; 6 общее количество участников референдума, получивших бюллетени для голосования; 7 общее количество участников референдума, принявших участие в голосовании; 8 количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными; 9 число голосов участников референдума, поданных в поддержку каждого вопроса референдума.
В случае непредставления в предусмотренные сроки протокола территориальной комиссии об установлении итогов голосования результаты референдума устанавливаются на основании имеющихся протоколов участковых комиссий. Протокол Комиссии Автономной Республики Крым о результатах референдума составляется в двух экземплярах. В протоколе указываются дата и время его подписания.
Указанный протокол заверяется печатью Комиссии Автономной Республики Крым. Член комиссии, не согласный со сведениями, указанными в протоколе о результатах референдума, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу. Вопрос, вынесенный на референдум, считается одобренным утвержденным , если в поддержку вопроса проголосовало более половины голосов участников референдума, принявших участие в голосовании.
Глава 10. Официальное объявление и обнародование результатов референдума. Правовые последствия референдума[ править ] 1.
Комиссия Автономной Республики Крым на своем заседании объявляет результаты референдума, о чем отмечается в протоколе заседания комиссии и является официальным объявлением результатов референдума. Обнародование результатов референдума осуществляется Комиссией Автономной Республики Крым путем их опубликования в печатных и других средствах массовой информации. Опубликование результатов референдума осуществляется не позднее чем на третий день со дня их официального объявления.
Результаты референдума являются окончательными, не требуют утверждения или одобрения любыми органами власти и являются обязательными для выполнения гражданами Украины, соответствующими органами государственной власти Украины. Решения и действия бездействие комиссий могут быть обжалованы в Комиссию Автономной Республики Крым в течение двух дней со дня выявления нарушения. Решение Комиссии Автономной Республики Крым по жалобам является окончательным.
Комиссия Автономной Республики Крым после официального объявления результатов референдума передает документацию по референдуму в архивное учреждение при Совете министров Автономной Республики Крым. Территориальные комиссии передают такую документацию в соответствующие местные архивные учреждения. Бюллетени для голосования, списки участников референдума, акты, заявления и жалобы на нарушения при проведении голосования и подсчета голосов участников референдума, протоколы и решения комиссий хранятся в местных архивных учреждениях в течение двух лет со дня официального обнародования результатов референдума, после чего уничтожаются в установленном порядке.
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления после прекращения деятельности участковых и территориальных комиссий обеспечивают сохранность избирательных урн, кабин для голосования, печатей и штампов этих комиссий. Глава 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения референдума[ править ] 1.
Расходы на подготовку и проведение референдума, в том числе на закупку товаров, работ и услуг для подготовки и проведения референдума, осуществляются комиссиями по референдуму за счет средств бюджета Автономной Республики Крым согласно утвержденным территориальными комиссиями сметам доходов и расходов на проведение референдума. Комиссия Автономной Республики Крым в пятидневный срок со дня назначения референдума согласно средним нормам расходов территориальной и участковой комиссий на проведение референдума составляет единую смету доходов и расходов на проведение референдума с учетом расходов территориальных окружных , участковых комиссий и в этот же срок обращается в Совет министров Автономной Республики Крым о выделении из резервного фонда бюджета Автономной Республики Крым средств для подготовки и проведения референдума. Средства на проведение референдума перечисляются Комиссией Автономной Республики Крым, начиная с третьего календарного дня после принятия решения о выделении из резервного фонда соответствующего республиканского местного бюджета средств для проведения референдума.
Территориальная комиссия распределяет средства на проведение референдума между территориальными, участковыми комиссиями согласно средним нормам расходов территориальной и участковой комиссий на проведение референдума.
Всего проголосовали 1 млн 724 тыс 563 человека. Референдум о статусе Крыма. Хроника событий 16 марта 23:40 Первый вице-премьер правительства Крыма Рустам Темиргалиев: «Нам необходимо начать политический процесс воссоединения с Россией, что потребует решений Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ» Сергей Нарышкин: Референдум о статусе Крыма — историческое событие для России Говоря о результатах голосования, Сергей Нарышкин подчеркнул, что сейчас «есть только данные экзит-поллов по результатам референдума, очевидно, результаты будут убедительными». При этом спикер Госдумы призвал «не забегать вперед и дождаться официальных данных, хотя мы предполагаем, какие они будут». Власти полуострова намерены перейти на рублевую систему расчета. На некоторых участках люди выстраивались в очередь еще до их открытия. Люди шли на эмоциональном подъеме.
Абсолютное большинство тех, кто пришел, очевидно, что они проголосовали за присоединение» Депутат Госдумы Ярослав Нилов ЛДПР 23:00 В понедельник 17 марта Верховный совет Крыма оформит заявку на вступление в состав Российской Федерации. На концерт на площади Ленина собрались более 15 тысяч жителей полуострова. На площади развиваются десятки российских триколоров, а также флаги республики. Председатель одного из участков для голосования Людмила Галкина рассказала, что за выборами наблюдала не только миссия из России — приезжали наблюдатели из Японии, Китая, Болгарии, Румынии, Канады. А у нас люди работают, потому что город любят.
Как Крым вошёл в состав России: хроника событий
Референдум в Крыму, прошедший под наблюдением свыше 150 международных наблюдателей 16 марта 2014 г. в связи с государственным переворотом, в условиях захвата власти в Киеве националистами и экстремистами, стал реализацией права народов на самоопределение. 16 марта 2014 года, в 8 утра на территории Крыма открылись участки для голосования на референдуме. На референдуме, который прошел 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе, подавляющее большинство местного населения проголосовало за вхождение полуострова в состав России. 16 марта 2014 года – Севастополь и Крым вернулись в состав России. На общекрымском референдуме 16 марта 2014 года за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ проголосовали 96,77% крымчан. Для Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года стал историческим днём – в республике прошёл референдум, по результатам которого полуостров воссоеди.
Результаты референдума в Крыму 2014 и реакция Запада
Эта формулировка соотносилась с конституцией Крыма от 1992 года впоследствии отменённой [69] , однако в той же конституции также определялось осуществление республикой « суверенных прав» и всей полноты власти на её территории [69] и её право на самостоятельные отношения с другими государствами и даже международными организациями: формально сохраняя Крым «украинским», такой вариант на практике подразумевал в случае реализации его политическую независимость от центра [70]. Бюллетень для голосования на референдуме 6 марта 2014 года, одновременно с переносом даты референдума, был утверждён и обновлённый перечень его вопросов. Теперь участникам референдума предлагалось выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Хотя второй вопрос и мог быть понят, как выбор против отделения от Украины, Конституция 1992 года давала Крымскому парламенту полномочные «суверенные» права, а действующий парламент 11 марта уже провозгласил независимость и объявил о желании войти в состав России. Таким образом, оба ответа практически означали одно и то же [71]. Одно из требований свободы голосования — вопрос на референдуме должен быть ясным и не вводить в заблуждение. Кодекс добросовестной практики при проведении референдумов предусматривает, что формулировка должна допускать простой ответ «да» или «нет», тогда как крымский референдум проигнорировал это требование, поскольку он не задавал вопрос в этом формате, а предлагал два отдельных варианта, из которых голосующим было предложено выбрать один. При этом утверждённый перечень вопросов не предусматривал возможности сохранения прежнего статуса Крыма, предусмотренного Конституцией АРК 1998 года, давая голосующим лишь выбор между двумя вариантами изменения статуса [14] [72] [73]. Формат проведения Порядок проведения референдума был установлен временными положениями о референдуме, принятыми Верховным Советом Крыма и Севастопольским городским советом 6 и 7 марта соответственно [75] [76]. В положениях записано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов.
Основанием для такого решения был отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения Республики Крым в условиях радикализации политических событий и росте националистических проявлений в среде представителей новых властных структур, потворствующих распространению и деятельности вооружённых формирований фашистского толка. Дальнейшая эскалация кризиса и угрозы со стороны правительства Украины привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта 2014 года, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16 число. В тот же день и на ту же дату референдум аналогичного значения был назначен и в Севастополе. Решения властей Республики Крым и города Севастополь были поддержаны подавляющим большинством населения этих двух регионов. Однако теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины. Одновременно с подготовкой к проведению референдума Крымские власти обратились к правительству России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности вхождения Крыма в состав Российской Федерации.
На разворачивающиеся события в Крыму последовала соответствующая реакция со стороны Киева, где решения Крымских властей были названы незаконными и ничтожными, а ситуация в Крыму является делом рук России, которая фактически уже оккупировала Крым. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины.
Также севастопольские парламентарии наделили мэра Севастополя Алексея Чалого полномочиями подписать меморандум о вхождении города в состав РФ.
Поделиться Реакция в мире на референдум в Крыму — 17 марта 2014 года Япония заявила, что не собирается признавать итоги волеизъявления крымского народа 16 марта. Наша страна его результаты не признает», — заявил генеральный секретарь кабинета министров Есихидэ Суга. Свою реакцию на референдум в Крыму обозначил и президент России Владимир Путин.
В ходе телефонного разговора с Бараком Обамой, который состоялся сегодня ночью, президент России сказал американскому коллеге, что референдум полностью соответствовал нормам международного права. Стороны договорились отправить на Украину мониторинговую миссию ОБСЕ, для того чтобы фиксировать нарушение прав человека во всех регионах Украины.
При этом, добавила социолог, характерной чертой предварительных опросов стало мизерное количество затрудняющихся ответить, хотя обычно таких людей гораздо больше среди респондентов. Это говорит о высокой вовлечённости [будущих участников голосования]: люди знали свою позицию и ждали этого референдума. Если относишься [к результату выборов] индифферентно, то, как правило, говоришь социологам: «Затрудняюсь ответить», — пояснила исследователь. Крымчане ждали референдума как законного способа выразить желание вернуться в Россию не один десяток лет.
У памятника Народному ополчению в Симферополе. Читайте по теме: «Подарок Хрущева» в политических играх осени 1991 года Для многих в 2014 году право прийти на участок и отдать голос за воссоединение с исторической Родиной стало не просто жестом, но и событием. Так, мать самой Натальи Киселёвой, несмотря на преклонный возраст и состояние здоровья, отказалась девять лет назад вызывать на дом представителей избиркома, а пожелала во что бы то ни стало дойти до участка и проголосовать самой «за Россию». Это было явление для поколения крымчан, которые родились ещё до того, как Крым отдали Украине, и они придавали особое значение этому референдуму», — поделилась наблюдением собеседница. О том, что это не было решением под влиянием момента и уж тем более дулами автоматов, как писала западная пресса, говорят и результаты социологических опросов, которые проводились уже после 2014 года в Крыму. Замеры общественного настроения, по данным Киселёвой, делали не только отечественные исследователи, но и американцы, и немцы.
Но каждый раз оказывалось, что мнение крымчан осталось неизменным. Пелагея Попова.
Реакция Запада на результаты референдума в Крыму
- Хроника Крымской весны: 16 марта 2014
- "Едины как никогда": Как в 2014 году крымчане голосовали за возвращение в Россию
- Request Rejected
- Итоги референдума в Крыму 16 марта 2014 года: результаты на данный момент
- «В соответствии с международным правом»: 10 лет назад состоялся референдум о статусе Крыма
Как проходил судьбоносный референдум 16 марта 2014 года
Исторический референдум в Крыму состоялся 16 марта 2014 года | 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о статусе автономии, и более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России. |
«В соответствии с международным правом»: 10 лет назад состоялся референдум о статусе Крыма | 16 марта 2014 года, в 8 утра на территории Крыма открылись участки для голосования на референдуме. |
День референдума в Крыму
Ровно восемь лет назад, 16 марта 2014 года, в Крыму состоялся референдум, во многом определивший ход новейшей истории. 16 марта 2014, 22:00 / Политика. 16 марта 2014 года, прошел референдум о статусе Крыма. В Крыму 16 марта прошел референдум о статусе республики. Референдум 16 марта. 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 96,77% избирателей республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова с Россией.
«В соответствии с международным правом»: 10 лет назад состоялся референдум о статусе Крыма
Жители Крымского полуострова на Общекрымском референдуме 16 марта 2014 года сделали свой выбор в пользу России, выбрав мир и чистое небо над головой. 16 марта 2023. Болгарский ПЕРЕЦ на зиму. 16.03.2014, 08:20.
16 марта 2014 года состоялся референдум о статусе Крыма
Исторический референдум в Крыму состоялся 16 марта 2014 года | Решение о проведении референдума 16 марта, было принято на митинге 6 марта, на котором Константинов обещал провести референдум 25 мая. |
Референдум о статусе Крыма. Хроника событий | Референдум 16 марта. |
Сегодня 8 лет со дня проведения референдума в Крыму | Лидеры ведущих стран НАТО, в первую очередь, президент США и канцлер Германии 9 марта 2014 года сделали заявления о том, что проведение референдума о независимости от Украины, который планируется в Крыму 16 марта, противоречит международному праву. |