Перед тем, как поместить металлические кольца в шахту реактора, строителям предстоит соорудить бетонный постамент для реактора БРЕСТ высотой в два метра. Опытно-демонстрационный энергоблок «БРЕСТ-ОД-300» является ключевым элементом опытно-демонстрационного энергетического комплекса, который также включает в себя модуль по фабрикации/рефабрикации смешанного нитридного уран-плутониевого ядерного топлива, а. На Сибирский химкомбинат доставили опытный образец главного циркуляционного насоса для реактора БРЕСТ-ОД-300. На площадке «Сибирского химического комбината» (к), принадлежащего госкорпорации «Росатом», стартовало строительство уникального энергоблока БРЕСТ-ОД-300.
Росатом начал строительство уникального энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300
Кроме этого ещё в 2010 году было определено, что Госкорпограция «Росатом» рассматривает два варианта сценария реализации программы. В случае успешной реализации будет создан реактор, в наибольшей степени удовлетворяющий всем требованиям к технологиям реакторов на быстрых нейтронах. Ожидается, что общий размер средств, направляемых на реализацию Программы в соответствии с указанным сценарием, составит 109704 млн. Первый сценарий не предполагает разработку альтернативных реакторных технологий, что является основным риском, связанным с выбором единственной базовой технологии реактора на быстрых нейтронах, на которую будет ориентирована атомная энергетика Российской Федерации. Второй сценарий предусматривает проведение дополнительного комплекса мероприятий, снижающих риски первого сценария. Предполагается дополнительно к разработке реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем проводить разработку реакторов на быстрых нейтронах с натриевым и свинцово-висмутовым теплоносителями. Проведение указанных работ позволит не позднее 2014 года получить принципиально новые технические решения и разработать технические проекты таких реакторов и технологий замкнутого ядерного топливного цикла.
Государственным заказчиком Программы является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», которая осуществляет управление реализацией Программы и несет ответственность за ее результаты. Руководителем Программы является генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации Программы возлагаются непосредственно на государственного заказчика. Расчет бюджетной эффективности Программы «состоит в сопоставлении расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы с доходами, которые может получить федеральный бюджет от их реализации. При этом стоимость денежных потоков, выраженная в ценах текущих лет, приводится к единому году такимгодом будет считаться год, предшествующий началу реализации Программы — 2009 год ».
Ещё одним плюсом Программы должны стать, по мнению её авторов «более высокий уровень ядерной и радиационной безопасности за счет сокращения объемов отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, достижения приемлемых для общества и экономики экологических характеристик замкнутого ядерного топливного цикла, а также минимизации использования в нем вовлекаемого природного урана». В то же время, когда речь заходит о гарантиях ядерной и радиационной безопасности населению, попадающему в 30-километровую, «зону наблюдения», главный конструктор реактора«БРЕСТ-300» Вадим Лемехов, не находит ничего лучшего, как сослаться на буклет, в котором он, не даёт никаких гарантий безопасности «до начала строительства или начала монтажа реактора». В материалах ОВОС представленных на слушания не в полном объёме прямо записано, что «инвестиции в инфраструктуры за пределами стройплощадок не проедусмотрены». И при этом все потребности в электроэнергии и воде должны осуществляться из имеющихся источников, а водоотведение канализационные стоки в имеющиеся водоприёмники. И это, в Северске, где третий год идут разговоры о необходимости строительства третьего водовода для водоснабжения жителей и предприятий города и при отсутствии в самом городе биологических очистных сооружений канализационных стоков. Контролируя все финансовые потоки, связанные с реализацией проекта «Прорыв»,госкорпорация «Росатом», вместо обеспечения гарантий безопасности жизни и имуществу населению прилегающих к ядерному объекту территорий и страхования его от последствий аварийных ситуаций, предпочитает проводить пиар-акции, стоимость каждой из которых доходит до одного миллиарда рублей.
А кучастию в таких кампаниях привлекаются, на контрактных условиях, сотрудникиИнститута социологии Российской академии наук InstituteofSociology, RussianAcademyofSciences. Хотя, страхование жизни и имущества населения «зоны наблюдения» обошлось бы российскому бюджету в меньшую сумму, но тут распределением денежных потоков занималась бы страховая кампания, а не корпорация «Росатом». Но и в этом конкретном случае без охвата социологов остались жители сельских поселений, расположенных в «зоне наблюдения». Их мнение, социологами учтено не будет. Скорее всего, потому, что, кпримеру, жители деревень Георгиевка и Наумовка, уже пострадавшие, весной 1993 года,от «случайной» аварии на «Сибирском химическом комбинате» и добившиеся положенной им компенсации через полтора десятка лет, дойдя до Страсбургского суда не захотели бы ответить на 19 вопросов анкеты социологов так, как хотелось бы руководству Росатома. И забота о выводе атомной отрасли России на качественно более высокий и эффективный уровень тут, сбоку-припёку.
Иначе, к чему бы было тратить миллиарды не на модернизацию ядерных объектов и внедрение инновационных технологий нового поколения, а на пиар-акции по улучшению имиджа корпорации «Росатом» в глазах россиян? Жвачкина и его коллег нельзя оценить иначе, как эйфорию от ощущения возможности поступления на руководимую ими территорию громадных денежных потоков, позволяющих области вырваться из дотационного состояния, причём при минимуме усилий с их стороны. Вот, что говорил губернатор области в дни подписания этого соглашения, которое, кстати, прокуратурой области было охарактеризовано как «соглашение о намерениях», необходимое для внесения изменений в ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 — 2015 годов и на перспективу до 2020 года»:«Это cоглашение можно смело назвать прорывным, а сегодняшний день — историческим…. Сегодня атомная отрасль, Сибирский химический комбинат вступили на путь модернизации и инновационного развития. Новой команде СХК предстоит решить ряд сложнейших задач по модернизации действующего производства и созданию новых предприятий, пристального внимания требуют социальные вопросы. Но уже через три месяца, в его выступлении перед депутатами Законодательной думы Томской области, тональность меняется: «Хорошо, что томичи начали обсуждать этот вопрос, но я пока не знаю что обсуждать.
Мы пока подписали только протокол о намерениях. Мы «застолбили» место, то есть если строительство будет, то оно будет на территории Томской области, а не другого региона… Я не знаю характеристик проекта. Когда все вопросы будут решены, то начнутся общественные слушания. Давайте подождем решения вопроса…». Уже в июле 2013 года состоялись так называемые «общественные слушания», проходившие в «закрытом городе» Северске с грубейшими нарушениями конституционных прав граждан и действующих законов РФ. А областная администрация постаралась своим участием в подготовке слушаний и подписании их итоговых протоколов придать им видимость легитимности.
Вот как выглядело извещение о проведении общественных слушаний 17 июля 2013 года: «Общественные слушания по строительству экспериментального реактора на быстрых нейтронах и установки по производству уран-плутониевого топлива в ЗАТО Северск Томской области. Установлена дата, время и место проведения общественных слушаний — 17 июля 2013 года, 15. Северск, просп. Коммунистический, 51. Определен следующий порядок ознакомления с Материалами обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии включая материалы ОВОС по вышеуказанным объектам: 1 Материалы обоснования лицензии включая материалы ОВОС по вышеуказанным объектам будут доступны для ознакомления с 17 июня по 17 июля 2013 г. Северск, ул.
Курчатова, 16 здание Муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск «Центральная городская библиотека» , время работы: пн-пт, воскр. Томск, пл. Ленина, 8, Информационный центр по атомной энергии, время работы: пн-пт с 10. Во-первых, не имели никакого законного права организаторы слушаний объявлять, что слушания эти определяются ими, как «реализация второго этапа ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015гг. По программе этой, упомянутый комплекс должен был быть размещён на территории Белоярской АЭС.
Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты Статья 49.
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять Статья 51. Выдача разрешений на строительство ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации Статья 19. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне.
Право граждан на радиационную безопасность Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации ФЗ от 6 октября 2003 г. Статья 4. Правовая основа местного самоуправления. Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Земельный кодекс РФ. Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 32. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Закон «Об общественной палате Томской области» 06.
Распоряжение Губернатора Томской области от 15. Мы боремся за неукоснительное исполнение должностными лицами любого уровня требований конституционных норм, законов Российской Федерации и установленного порядка подготовки и строительства ядерных объектов. В первую очередь о признании незаконными ряда действий должностных лиц и устранении ими всех допущенных нарушений, накопившихся за два года с момента подписания «ядерного соглашения» между госкорпорацией «Роатом» и администрацией Томской области. Тем более, что приятый 31 октября 2014 года областными депутатами за 6 минут обсуждения! Закон Томской области «Об отдельных полномочиях Администрации Томской области в области использования атомной энергии» даёт ещё больше оснований недобросовестным предпринимателям исключить из процесса принятия решений и общественные организации региона и граждан в целом, в части освоения бюджетных средств по целевым федеральным программам по атомной энергетике. Не хотелось бы, чтобы данное противостояние вышло за рамки юрисдикции российского суда, ибо в сегодняшней политической обстановке явно не стоит нам привлекать внимание мирового сообщества к положению дел с ядерной энергетикой в нашей стране в целом и в Томской области, в частности.
Но, если российского суда окажется недостаточно для возвращения жителям Томской области веры в то, что власть на их стороне, на стороне закона и справедливости, нам придётся, наверное, как и жителям Наумовки и Георгиевки, искать справедливость в европейском суде, в Страсбурге. Все необходимые основания для этого, у нас имеются, ведь помимо грубых нарушений конституционных норм и российских законов, наши руководители ухитрились нарушить и требования «Европейской конвенции по защите прав и свобод». Сегодня Томская область стоит на третьем месте по желанию жителей уехать из этого региона! ВЫВОДЫ Требования обеспокоенных томичей были изложены в различных петициях, суммируя которые можно определить чего же они хотят от региональных властей и от руководителей «Росатома», вот они: Для обсуждения на Общественных слушаниях был представлен неполный комплект материалов. Информационное письмо об Общественных слушаниях не дает общественности полной информации о предмете обсуждения. При подготовке Общественных слушаний нарушены принципы открытости и доступности.
Так как ОВОС рассматривает в неполном виде проект, который планируется реализовать, Государственная экспертиза будет рассматривать неполный комплект материалов. В ТЗ указывается, что в намеченных к строительству установках не отработаны теплогидравлические и нейтронно-физические характеристики в штатных и в аварийных режимах. Материалы ОВОС не обосновывают необходимость и допустимость экономических и социальных рисков и потерь для жителей г. Томска и Томской области. Материалы ОВОС не содержат предложений по компенсации возможных потерь и защите экологических прав граждан. Рассматриваемый перечень значимых аварий является неполным.
Материалы ОВОС противоречат заявленным принципам безопасности. На основании представленных материалов ОВОС невозможно получить и представить в Государственную экологическую экспертизу детальную и полную информацию, достаточную для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности. Отсутствует аварийный «План эвакуации населения», с перечнем мероприятия и ответственных организаций при эвакуации жителей г. Северска, г. Томска и иных населённых пунктов, находящихся сейчас в 30-ти километровой «Зоне наблюдения» по представленному проекту. То есть в опасной зоне, на территории которой вводится постоянный мониторинг окружающей среды и где возможно радиоактивное заражение в аварийных случаях.
Как показывает опыт авария 1993 года возникновение аварии возможно не только на энергоблоке с реактором «БРЕСТ-300», но и на сопутствующих ему производствах, что не было отражено материалами ОВОС. Водоснабжение и водоотведение проектируемых промышленных объектов должно осуществляться с использованием уже имеющейся в ЗАТО г. Северск технологической инфраструктуры, в то время как в г. Северске назрела необходимость строительства третьего водозабора и полностью отсутствуют очистные сооружения биофильтры. Представленными проектами «выделение средств на реструктуризацию объектов за пределами промплощадок не предусмотрено».
При этом для будущих поколений снимается проблема накопления отработавшего ядерного топлива. Успешная реализация этого проекта позволит нашей стране стать первым в мире носителем атомной технологии, полностью отвечающей принципам устойчивого развития — в экологичности, доступности, надежности и эффективности использования ресурсов. Сегодня мы вновь подтверждаем свою репутацию лидера мирового прогресса в области ядерных технологий, предлагая человечеству уникальные решения, направленные на улучшение жизни людей», — заявил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Вот я лично сомневаюсь. И считаю, что все профессионалы должны сомневаться, должны постоянно задавать себе вопросы, а что будет, если… И на эти вопросы отвечать». Только так, считает Локшин, можно добиться понимания и поддержки своих действий. Потому что общественность, по его словам, «сомневаться уже не должна». Вы должны быстро разобраться в цепочке последовательностей: экспериментальный, затем опытный, и наконец, промышленный образец, и только после этого — промышленное производство образца. В такой последовательности обеспечивается безопасность разработки новых моделей и их апробация. Смешение стилей, экспериментально-опытный, или опытно-промышленный, это еще советское изобретение, когда о безопасности мало кто думал.
Но это в плохом смысле, и этим нельзя гордиться, из-за многих неопределенностей, рождающих риски, которые даже не рассматриваются как риски для населения. Это реактор с «маленьким» встроенным радиохимическим производством. Без аналогов и прототипов. Но сразу в промышленном масштабе. Проект называется «Прорыв». Если Вы готовите статью, то нужно говорить о технологическом бескультурье современных атомных менеджеров, о пренебрежении рисками и о лоббировании ими собственных корыстных интересов и разработок. Что же касается социальной составляющей данного проекта, то об её фактическом отсутствии говорит и сама ФЦП«Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015гг.
В паспорте программы заявлено, что «на первом этапе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: получение принципиально новых технических решений и разработка новых технических проектов реакторов на быстрых нейтронах со свинцовым, свинцово-висмутовым и с натриевым теплоносителями; завершение проектирования и осуществление пуска топливных комплексов по производству уранплутониевого оксидного топлива для реакторов на быстрых нейтронах; разработка рабочего проекта строительства многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР; разработка детектора нейтринной диагностики активной зоны реактора; создание установки для получения дисперсных композиционных конструкционных материалов для реакторов». Кроме этого ещё в 2010 году было определено, что Госкорпограция «Росатом» рассматривает два варианта сценария реализации программы. В случае успешной реализации будет создан реактор, в наибольшей степени удовлетворяющий всем требованиям к технологиям реакторов на быстрых нейтронах. Ожидается, что общий размер средств, направляемых на реализацию Программы в соответствии с указанным сценарием, составит 109704 млн. Первый сценарий не предполагает разработку альтернативных реакторных технологий, что является основным риском, связанным с выбором единственной базовой технологии реактора на быстрых нейтронах, на которую будет ориентирована атомная энергетика Российской Федерации. Второй сценарий предусматривает проведение дополнительного комплекса мероприятий, снижающих риски первого сценария. Предполагается дополнительно к разработке реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем проводить разработку реакторов на быстрых нейтронах с натриевым и свинцово-висмутовым теплоносителями.
Проведение указанных работ позволит не позднее 2014 года получить принципиально новые технические решения и разработать технические проекты таких реакторов и технологий замкнутого ядерного топливного цикла. Государственным заказчиком Программы является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», которая осуществляет управление реализацией Программы и несет ответственность за ее результаты. Руководителем Программы является генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации Программы возлагаются непосредственно на государственного заказчика. Расчет бюджетной эффективности Программы «состоит в сопоставлении расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы с доходами, которые может получить федеральный бюджет от их реализации. При этом стоимость денежных потоков, выраженная в ценах текущих лет, приводится к единому году такимгодом будет считаться год, предшествующий началу реализации Программы — 2009 год ».
Ещё одним плюсом Программы должны стать, по мнению её авторов «более высокий уровень ядерной и радиационной безопасности за счет сокращения объемов отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, достижения приемлемых для общества и экономики экологических характеристик замкнутого ядерного топливного цикла, а также минимизации использования в нем вовлекаемого природного урана». В то же время, когда речь заходит о гарантиях ядерной и радиационной безопасности населению, попадающему в 30-километровую, «зону наблюдения», главный конструктор реактора«БРЕСТ-300» Вадим Лемехов, не находит ничего лучшего, как сослаться на буклет, в котором он, не даёт никаких гарантий безопасности «до начала строительства или начала монтажа реактора». В материалах ОВОС представленных на слушания не в полном объёме прямо записано, что «инвестиции в инфраструктуры за пределами стройплощадок не проедусмотрены». И при этом все потребности в электроэнергии и воде должны осуществляться из имеющихся источников, а водоотведение канализационные стоки в имеющиеся водоприёмники. И это, в Северске, где третий год идут разговоры о необходимости строительства третьего водовода для водоснабжения жителей и предприятий города и при отсутствии в самом городе биологических очистных сооружений канализационных стоков. Контролируя все финансовые потоки, связанные с реализацией проекта «Прорыв»,госкорпорация «Росатом», вместо обеспечения гарантий безопасности жизни и имуществу населению прилегающих к ядерному объекту территорий и страхования его от последствий аварийных ситуаций, предпочитает проводить пиар-акции, стоимость каждой из которых доходит до одного миллиарда рублей. А кучастию в таких кампаниях привлекаются, на контрактных условиях, сотрудникиИнститута социологии Российской академии наук InstituteofSociology, RussianAcademyofSciences.
Хотя, страхование жизни и имущества населения «зоны наблюдения» обошлось бы российскому бюджету в меньшую сумму, но тут распределением денежных потоков занималась бы страховая кампания, а не корпорация «Росатом». Но и в этом конкретном случае без охвата социологов остались жители сельских поселений, расположенных в «зоне наблюдения». Их мнение, социологами учтено не будет. Скорее всего, потому, что, кпримеру, жители деревень Георгиевка и Наумовка, уже пострадавшие, весной 1993 года,от «случайной» аварии на «Сибирском химическом комбинате» и добившиеся положенной им компенсации через полтора десятка лет, дойдя до Страсбургского суда не захотели бы ответить на 19 вопросов анкеты социологов так, как хотелось бы руководству Росатома. И забота о выводе атомной отрасли России на качественно более высокий и эффективный уровень тут, сбоку-припёку. Иначе, к чему бы было тратить миллиарды не на модернизацию ядерных объектов и внедрение инновационных технологий нового поколения, а на пиар-акции по улучшению имиджа корпорации «Росатом» в глазах россиян? Жвачкина и его коллег нельзя оценить иначе, как эйфорию от ощущения возможности поступления на руководимую ими территорию громадных денежных потоков, позволяющих области вырваться из дотационного состояния, причём при минимуме усилий с их стороны.
Вот, что говорил губернатор области в дни подписания этого соглашения, которое, кстати, прокуратурой области было охарактеризовано как «соглашение о намерениях», необходимое для внесения изменений в ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 — 2015 годов и на перспективу до 2020 года»:«Это cоглашение можно смело назвать прорывным, а сегодняшний день — историческим…. Сегодня атомная отрасль, Сибирский химический комбинат вступили на путь модернизации и инновационного развития. Новой команде СХК предстоит решить ряд сложнейших задач по модернизации действующего производства и созданию новых предприятий, пристального внимания требуют социальные вопросы. Но уже через три месяца, в его выступлении перед депутатами Законодательной думы Томской области, тональность меняется: «Хорошо, что томичи начали обсуждать этот вопрос, но я пока не знаю что обсуждать. Мы пока подписали только протокол о намерениях. Мы «застолбили» место, то есть если строительство будет, то оно будет на территории Томской области, а не другого региона… Я не знаю характеристик проекта.
Россия уходит вперед. Началась стройка уникального реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300
Фото: atomic-energy. Что это значит На этой неделе Ростехнадзор выдал лицензию на создание первого в мире опытно-демонстрационного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем. Проект реализовывается на площадке Сибирского химического комбината Росатома возле Томска. Что это значит? Значит, что в России официально началось создание самого современного, эффективного и безопасного ядерного реактора в мире. Именно так пафосно. В данном случае это не клише. Поясним и начнем издалека. Вот почему атомная энергетика еще не покорила абсолютно весь мир? Ведь так остро сейчас стоит проблема выбросов от углеводородных электростанций.
Казалось бы, лучше атомной энергетики ничего нельзя придумать. Есть две причины. Первая: обедненный уран, наработанный во время обогащения урана под реакторное топливо и уже отработанное топливо.
Вот так по плану идет. Сам ОДЭК — площадка, где впервые в мире будут построены одновременно АЭС с «быстрым» реактором и пристанционный замкнутый ядерный топливный цикл. Туда относятся модуль по производству уран-плутониевого ядерного топлива, энергоблок с инновационным «быстрым» реактором IV поколения БРЕСТ-ОД-300 и модуль по переработке облученного топлива.
Она обеспечивает удержание теплоизоляционного бетона, формирует дополнительный локализующий барьер защиты, который следует за границей контура теплоносителя. На ее поверхности температура должна быть не больше 60 градусов, а радиационный фон фактически равен естественному. Северск Томской обл.
Помимо энергоблока, ОДЭК будет также включать объекты пристанционного ядерного топливного цикла — комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива, а также модуль переработки облученного ядерного топлива. Его корпус — это не цельнометаллическая конструкция, как у ВВЭР, а металлобетонная конструкция, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура. Пространство между полостями при сооружении поэтапно заполняется бетонным наполнителем.
Помимо ключевого элемента системы — энергоблока мощностью 300 МВт — ОДЭК будет включать объекты пристанционного ядерного топливного цикла — комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива, а также модуль переработки облученного ядерного топлива.
По словам главного конструктора реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 Вадима Лемехова, строящийся реактор является «металлобетонной конструкцией, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура. Пространство между полостями при сооружении поэтапно заполняется бетонным наполнителем».
Проект «Прорыв»
Атомный энергоблок мощностью 300 МВт с инновационным реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем является частью важнейшего для всей мировой ядерной отрасли объекта – Опытного демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК). 10 февраля 2021 года Ростехнадзор выдал лицензию АО «СХК» на сооружение реактора «БРЕСТ-ОД-300». Естественный вопрос – почему БРЕСТ-ОД-300 относят к реакторам IV поколения? БРЕСТ-ОД-300 — первая в мире реакторная установка на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем четвертого поколения.
Россия создала нейтронный «Прорыв»
Это привело к значительному отставанию в их развитии и к тому, что пока что реакторы на быстрых нейтронах — это единичные и экспериментальные установки. Это отразилось еще на первом поколении реакторов на быстрых нейтронах, которые использовали в качестве теплоносителя жидкий натрий. А вот США, Франция и Япония, начав крупномасштабные эксперименты с реакторами на быстрых нейтронах с жидким натрием в то же время и даже раньше, сошли с дистанции, так и не добившись устойчивой работы этих сложных машин. Сейчас Россия, успешно освоив технологию жидкого натрия в реакторах на быстрых нейтронах, переходит к следующему поколению энергоблоков, использующих гораздо более безопасный и перспективный свинцовый теплоноситель. Это действительно энергетика будущего: пока доступность урана-235 еще не достигла критических для отрасли величин, но его запасы не бесконечны. Рано или поздно ядерная энергетика столкнется с дефицитом дешевого природного урана-235, и вот тогда реакторы типа БРЕСТ станут единственным выходом из такой сложной ситуации.
В реакторах на быстрых нейтронах все гораздо напряженнее — разрушительные потоки нейтронов, температуры теплоносителя, быстрота и многогранность реакций в активной зоне. Технические трудности и экономические затраты создания полномасштабной энергетики на быстрых нейтронах в историческом периоде оказались практически на порядок выше, чем таковые для обычных реакторов. Это привело к значительному отставанию в их развитии и к тому, что пока что реакторы на быстрых нейтронах — это единичные и экспериментальные установки. Это отразилось еще на первом поколении реакторов на быстрых нейтронах, которые использовали в качестве теплоносителя жидкий натрий. А вот США, Франция и Япония, начав крупномасштабные эксперименты с реакторами на быстрых нейтронах с жидким натрием в то же время и даже раньше, сошли с дистанции, так и не добившись устойчивой работы этих сложных машин. Сейчас Россия, успешно освоив технологию жидкого натрия в реакторах на быстрых нейтронах, переходит к следующему поколению энергоблоков, использующих гораздо более безопасный и перспективный свинцовый теплоноситель. Это действительно энергетика будущего: пока доступность урана-235 еще не достигла критических для отрасли величин, но его запасы не бесконечны.
За всю историю ТВЭЛ со стороны заказчиков не было ни одной рекламации на качество продукции. Являясь единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС, ТВЭЛ обеспечивает топливом в общей сложности 75 энергетических реакторов в 15 государствах, исследовательские реакторы в девяти странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе ТВЭЛ. Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, а также лидером глобального рынка стабильных изотопов. В Топливном дивизионе активно развиваются новые бизнесы в области химии, металлургии, технологий накопления энергии, 3D-печати, цифровых продуктов, а также вывода из эксплуатации ядерных объектов. В контуре Топливной компании ТВЭЛ созданы отраслевые интеграторы Росатома по аддитивным технологиям и системам накопления электроэнергии.
Научным сопровождением процесса бетонирования реактора занимается НИИ железобетонных конструкций г. Руководитель обособленного подразделения АО «Концерн Титан-2» генподрядчик строительства реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 Иоанн Аверьянов сообщил, что в фундаментную плиту ядерного острова уложено почти 19 тыс кубометров бетона, 4,3 тыс тонн арматуры — этого объема хватило бы для строительства двух восьмиэтажных домов. Строители работали круглосуточно.
Росатом начал монтаж первого в мире быстрого реактора IV поколения БРЕСТ-ОД-300 в Северске
2 апреля 2024 Новости Россети внедрят ИТ-разработку Росатома для импортозамещения операционных систем ПОДРОБНЕЕ. Госкорпорация «Росатом» начала строительство первого в мире энергоблока нового поколения с реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300. нераспространение ядерных материалов, поскольку в нем не накапливается отдельно плутоний; равновесность захоронения отходов, безопасность проекта, т.е.
Пресс-центр
- Первые в мире
- 6-й реактор Белоярской АЭС - БРЕСТ ОД 300?: nucl0id — LiveJournal
- Росатом начал строительство первого в мире реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300
- Или воспользуйтесь аккаунтом
- Ядерный прорыв: под Томском построят реактор будущего - Экономика -
- Навигация по записям
Россия уходит вперед. Началась стройка уникального реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300
БРЕСТ-ОД-300 — первая в мире реакторная установка на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем четвертого поколения. Согласно планам реактор БРЕСТ-ОД-300 должен начать работу в 2026 году. В шахту реактора строители погрузили первую часть корпуса реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 — нижний ярус ограждающей конструкции. Росатом рассчитывает запустить быстрый реактор "БРЕСТ-ОД-300" в 2027 году. Реактор БРЕСТ-ОД-300 – первый в своем роде быстрый реактор со свинцовым теплоносителем на нитридном топливе, воплощаемый не на бумаге, а “в железе”.
Росатом продолжает строительство энергоблока для уникального реактора БРЕСТ-ОД-300
Энергоблок мощностью 300 МВт с реактором БРЕСТ-ОД-300 войдет в состав опытно-демонстрационного энергетического комплекса (ОДЭК). Замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ) реактора БРЕСТ-ОД-300 разрабатывается в соответствии с требованиями, приведенными ниже. •. В шахту реактора строители погрузили первую часть корпуса реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 – нижний ярус ограждающей конструкции.